Меню
Бесплатно
Главная  /  Процедуры  /  Что такое режим дня определение для детей. Правильный распорядок дня для здорового образа жизни

Что такое режим дня определение для детей. Правильный распорядок дня для здорового образа жизни

Режим дня и его значение для здоровья человека, организация режима дня

Сегодня человеку продолжает казаться, что здоровье также постоянно, как электро-, водоснабжение, что оно будет всегда, т. к. забота о нем переложена современностью на плечи государства, медицинской отрасли, которые должны поставлять здоровье, как продукты, товары, услуги. Человек стал потребителем, а не производителем своего здоровья.

Несмотря на все расширяющуюся сферу медицинского обслуживания, ее широкомасштабные мероприятия - стремление к всеобщей диспансеризации, к массовым формам физической культуры, увеличению числа медперсонала, клиник, больниц, наконец, курортов, домов отдыха и т. п. - количество людей, имеющих отклонения в здоровье, не уменьшается. И загрязнение окружающей среды, и высокие уровни стрессовых состояний человека играют в этом далеко не последнюю роль. Однако общеизвестно, что главной и самой серьёзной причиной являются нерациональный образ жизни, неоптимальное использование сегодняшних достижений в науках о человеке, о его резервах, психофизиологических, физических возможностях. Здоровье человека зависит от:

Состояния медицины - на 10%;

Влияния экологических факторов - на 20-25%;

Генетических факторов - на 20%;

Условий и образа жизни - на 50%.

Под здоровым образом жизни понимаются используемые формы повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, усиливают адаптивные возможности организма человека, способствуют восстановлению, поддержанию и развитию его резервных уровней, а так же выполнению профессиональных функций.

Одним из факторов, влияющих на среднюю продолжительность жизни человека, считается уровень культуры и благосостояния общества, а физическая культура - часть общей культуры.

Работающие мышцы, мускулатура образуют поток импульсов, постоянно стимулирующий обмен веществ, деятельность нервной системы и всех органов, что, безусловно, улучшает использование тканями кислорода, не откладывается избыточный жир, повышаются защитные свойства организма. Гиподинамия же и ограниченные физические нагрузки интенсивно способствуют затуханию жизнедеятельности организма.

Необходимо приучаться соблюдать режим дня. Это понятие включает в себя следующие моменты:

1) достаточный и полноценный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;

2) рациональное питание в одни и те же часы;

3) определенное время для приготовления уроков, отдыха на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями, свободных занятий и помощи семье.

Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на организм. Работоспособность уменьшается, успеваемость снижается, а с течением времени появляются и признаки расстройства здоровья. Строгий, ритмичный режим труда и отдыха - одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При этом следует учитывать различия условий жизни и труда отдельных категорий людей, чей труд связан с различными видами деятельности. Основные положения труда и отдыха должны соблюдаться всеми, независимо от специфики деятельности.

При соблюдении четкого режима вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается динамический стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовке к предстоящей деятельности. Например, если ежедневно занимаеться умственным или физическим трудом, который происходит в одни и те же часы, организм как бы «подводится» к повышенной работоспособности, т.е. к способности «собраться». То же самое происходит при регулярном режиме питания. К «запрограммированному» времени происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, что способствует и обеспечивает эффективное пищеварение.

Усвоение питательных веществ в данном случае максимальное, что особенно важно для растущего организма.

Готовность организма к определенному времени и является общей важной физиологической основой режима дня. Если человек ежедневно в одно и тоже время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры, то вырабатывается рефлекс на время. Последовательная повторяемость этих действий формирует так называемый динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга. Динамический стереотип задает определенный ритм жизни, облегчающий все жизненные процессы.

Если, например, ребенок садится за уроки в определенное время, то к этому часу у него происходит не только психологический, но физиологический настрой - несколько усиливается дыхание, кровообращение, активность мозга и т.д.

Эта готовность к выполнению умственной работы позволяет быстрее и лучше выполнить необходимое задание. Таковы биологические и физиологические основы режима дня. Состояние организма зависит от колебательных ритмических явлений внешней среды - смены света и темноты, метеофакторов, смены времени года, солнечной активности на примере магнитного поля земли.

Ночью снижаются показатели обменных процессов, работа сердечно-сосудистой, дыхательной систем, температуры тела. Пульс, частота и глубина дыхания уменьшаются. Головной мозг не получает информацию, нет нагрузки ни физической, ни умственной. Организм отдыхает, восстанавливается. Днем интенсивность двигательной активности возрастает, что в значительной степени интенсифицирует работу кардиореспираторной системы, обменных процессов. Повышаются все функции центральной нервной системы, обменных процессов. Повышаются все функции центральной нервной системы и высшей нервной деятельности.

Работоспособность человека в утренние часы постепенно повышается и достигает к 10-13 часам наивысшего пика. После 14 часов происходит снижение работоспособности, а 16-17 часам идет волна повышения всех функций. Спад функциональных возможностей наблюдается, как правило, после 20 часов. Влияют ли индивидуальные особенности организма или социальные факторы на режим труда и отдыха? Безусловно. Не учитывать данные факторы нельзя, но основные положения его должны соблюдаться. К ним относятся простые, но необходимые требования:

Выполнение различных видов деятельности строго в определенное время;

Рациональное чередование работы и отдыха;

Регулярное и полноценное питание, не менее 3 раз в день и в одни и те же часы;

Занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее 6 часов в неделю;

Пребывание на чистом воздухе, не менее 2-3 часов в день;

Строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно ночной сон в одно и то же время.

Краткая характеристика особенностей организма человека в течение суток

1 час ночи.Большинство людей спит уже около трех часов, пройдя через все фазы сна. Наступила легкая его фаза, человек может легко пробудится. Именно в этот момент мы особенно чувствительны к боли.

2 часа.Большинство наших органов работает экономно, за исключением печени. Она использует эти спокойные минуты, чтобы интенсивнее работать с необходимыми человеку веществами. И, прежде всего с теми, которые удаляют из организма все яды. Тело подвергается своего рода «большой стирке». Если вы не спите в это время, не следует пить кофе, чай, и, особенно, спиртное. Лучше всего выпить стакан воды или молока.

3 часа.Тело отдыхает. Физически мы полностью истощены. Если приходится бодрствовать, постарайтесь сосредоточиться полностью на работе, которую необходимо закончить. В это время у нас самое низкое давление крови, пульс и дыхание самые медленные.

4 часа.Дыхание еще низкое, мозг снабжается минимальным количеством крови. Это час, когда чаще всего умирают люди. Тело «работает» на самых малых «оборотах», но слух обостряется. Мы пробуждаемся от малейшего шума.

5 часов.Почки ничего не выделяют. Мы сменили уже несколько фаз сна. Встающий в это время быстро приходит в бодрое состояние.

6 часов.Давление повышается, сердце бьется быстрее, кровь пульсирует в венах. Даже если мы хотим спать, тело наше уже пробуждается.

7часов.Иммунологическая защита человека особенно сильна. Кто вступает в конфликт с вирусами и бактериями в это час, имеет больше шансов победить.

8 часов.Тело отдохнуло, печень освободила наш организм от ядовитых веществ. В это время ни в коем случае нельзя принимать алкоголь - на печень обрушится большая нагрузка.

9 часов.Повышается психическая активность, уменьшается чувствительность к боли. Сердце работает на полную мощность.

10 часов.Активность повышается. Мы в самой хорошей форме. Кто в это время сидит за чашкой кофе или болтает по пустякам, просто распыляет свою работоспособность, которая уже не проявится в полную силу.

11 часов.Сердце продолжает работать ритмично, в гармонии с нашей психической активностью. Большие нагрузки почти не ощущаются.

12 часов.Наступает момент мобилизации всех сил. Не стоит сейчас принимать обильную пищу - лучше пообедать на час позже.

13 часов.Печень отдыхает, в кровь поступает немного гликогена. Первый период дневной активности прошел, чувствуется усталость, хотя впереди еще много работы. Нужен отдых.

14 часов.Кривая энергии опускается. Это вторая самая низкая точка в 24-часовом цикле. Реакции замедляются.

15 часов.Снованаступает улучшение. Органы чувств, особенно обоняние и вкус, обострены до предела. (Гурманы, между прочим, предпочитают садиться за стол именно в это время.) Снова мы входим в норму.

16 часов.Уровень сахара в крови повышается. Однако это не заболевание. После первоначального оживления наступает спад.

17 часов.Производительность еще высока. Спортсмены тренируются с удвоенной энергией.

18 часов.У людей снова понижается ощущение физической боли. Повышается желание больше двигаться. Психическая бодрость постепенно уменьшается.

19 часов.Давление крови повышается, психическая стабильность на нуле. Мы нервозны, можем ссориться из-за пустяка. Плохое время для аллергиков. Начинаются головные боли.

20 часов.В этот час ваш вес достигает максимума, реакции - удивительной быстроты. Водители находятся в прекрасной форме, аварий почти нет.

21 час.Психическое состояние нормально. Вечерняя память обостряется.

22 часа.Кровь насыщена кровяными тельцами - количество лейкоцитов удваивается. Температура тела понижается.

23 часа.Наше тело уже готовится к отдыху, продолжая работу по восстановлению клеток.

00 часов.Еслимы легли спать в 22 часа, настало время для сновидений. Не только тело, но и мозг подводят итоги, отторгая все ненужное. День закончен.

В развитии духовных и физических сил человека, в укреплении его здоровья исключительно важную роль играет физическая культура. Функция движения - основная биологическая функция всякого живого организма, главнейший стимулятор процессов роста и формирования молодого организма. В пожилом возрасте физическое движение является фактором, противодействующим преждевременному увяданию организма.

Физическая культура и спорт развивают в организме человека способности приспособления к внезапным и сильным функциональным колебаниям, а также огромную выносливость организма в случае длительного, хронического воздействия неблагоприятных условий.

При работе мышц происходят определенные химические реакции. В мышце образуется ацетилхолин, который увеличивает проходимость клеточных мембран для ионов натрия, калия, магния и других питательных и необходимых клеткам веществ. Таким образом, мышечная деятельность является положительным фактором влияния через нервные центры и кровь на многие функции организма. Систематическая двигательная активность оказывает на человека положительное воздействие. Сердце даже в покое начинает работать экономно, ритм его сокращений замедляется, но сила их увеличивается и за один удар выбрасывается больше крови.

Возрастает запас прочности сердца. Кровеносные сосуды становятся более эластичными, а кровяное давление поддерживается на уровне, свойственном молодому человеку. Дыхание замедляется, но становится более глубоким. Снабжение организма и особенно мозга кислородом улучшается, чему способствуют повышение числа эритроцитов и увеличение количества гемоглобина в крови. Под влиянием физических упражнений, в особенности упражнений, развивающих силу, кости делаются крупнее, прочнее и тяжелее, богаче кальцием.

Суставы и связки также лучше функционируют у лиц, занимающихся физкультурой и спортом. Под влиянием занятий физическими упражнениями совершенствуется и зрение. Двигательная активность - один из важнейших компонентов здорового режима жизни человека, в основе которого разумное, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья, систематическое использование средств ФК и спорта.

Питание - процесс потребления и утилизации пищи для роста, восста-новления и жизнедеятельности организма. Человеческий организм нуждается более чем в 40 незаменимых питательных элементах, которыми он сам себя обеспечить не в состоянии и поэтому должен получать их извне.

Потребности человека в питательных веществах нередко определяются его наследственными особенностями. Поэтому набор составляющих пищевой рацион одного человека может не подходить для другого. Важно не то, что мы едим, а сколько едим, когда едим и в каком сочетании съедаем те или иные продукты. Правильное питание позволяет организму максимально реализовывать свой генетический потенциал.

Подбор пищевых продуктов основывается на том, что в организм должно поступать достаточное количество жиров, белков, углеводов, витаминов, минеральных солей, воды. Считается, что суточная норма белка в среднем должна составлять 100 г, жира - 80-90г, углеводов - 350-400г.

Важным принципом рационального питания является сбалансированность основных пищевых веществ. Соотношение белки-жиры -углеводы должно составлять соответственно 15-30-55% суточной калорийности потребляемой пищи. Белки животного происхождения (мясо, рыба, сыр, молоко, птица) должны составлять 50-60% его суточной нормы, причем половина этого количества должна обеспечиваться за счет молочных продуктов. Белки растительные (соя, гречневая и овсяная крупа, бобы, горох, фасоль) составляют 40% нормы. Основное назначение белков состоит в том, что они служат строительным материалом, частью покрывают энерготраты организма, стимулируют умственную деятельность. Жиры (животные и растительные) являются главным энергетическим материалом. Усваиваясь, они дают вдвое больше калорий, чем вместе белки и углеводы. В суточном рационе жиры целесообразно распределить следующем образом: одна четверть - сливочное масло, другая - растительное, оставшуюся половину следует обеспечить за счет жира, используемого в кулинарных целях.

Углеводы (простые и сложные) также являются поставщиками энергии. Они быстро всасываются кровью и используются для работы и восстановления сил после физического или умственного напряжения. Способность углеводов откладываться в виде жира требует от человека разумных ограничений. Рекомендуется, чтобы за счет углеводов в суточном рационе на долю сахара приходилось не более 20%.

Важно, чтобы за счет углеводов овощей и фруктов обеспечено не менее 30% общего количества углеводов. Минеральные соли принимают участие во всех видах обмена веществ в организме.

Наиболее важны для нормального развития и функционирования организма кальций, фосфор, магний, железо, калий и другие.

Витамины представляют собой органические соединения, обладающие большой биологической активностью. Они необходимы для нормального роста и восстановления клеток и тканей. При отсутствии или недостатке нескольких витаминов в пище могут возникать тяжелые заболевания - авитаминозы. Все витамины делятся на две группы: растворимые в воде (С, Р, витамины группы В) и растворимые в жирах (А.Д.Е.К). Во всех процессах, происходящих в организме, участвует вода, которая составляет 66% массы тела. Дневная норма жидкости с учетом съедаемых овощей и фруктов, состав-ляет до 2,5 литров, т.е. столько, сколько ее выделяется из организма за сутки, чем обеспечивается водный баланс.

Когда человек молод, здоров, он меньше всего обращает внимание на сохранение своего здоровья. О здоровье в любой возрастной период можно судить по способности организма нормально функционировать во внешней среде и при ее изменениях, сохранять трудоспособность.

Сон - эффективный способ снятия умственного и физического напряжения. Это - физиологическая защита организма, потребность, как лечение, обусловлена сложными психофизиологическими процессами.

Во время сна происходят изменения всей жизнедеятельности организма, уменьшается расход энергии, восстанавливаются и начинают функционировать системы, которые понесли сверхнагрузку (переутомление или болезненные изменения). Происходит накопление богатых энергией фосфорных соединений, при этом повышаются защитные силы организма. Хронические недосыпания способствуют появлению неврозов, ухудшению функциональных и снижению защитных сил организма.

Гигиеной сна предусматривается отход и подъем в одно и то же время или с незначительной разницей во времени. Тишина, затемнение окон, приток свежего воздуха, но не сквозняка, обязательны. Прием пищи, не возбуждающей организм, - за 1,5-2 часа до сна. Желательно сосредоточиться на отдыхе, не нагружая себя мыслями, заботами и переживаниями прошедшего дня и будущего.

Здоровый образ жизни - главный фактор здоровья человека, но за него приходится бороться, преодолевая свою инертность, лень, обжорство, слабоволие. Однако нельзя придерживаться ЗОЖ, не зная, что это такое, каково его содержание и принципы. В нашей стране внедрение здорового образа жизни идет медленно и с минимальным эффектом. Кроме других, отрицательную роль здесь играют такие факторы, как отсутствие в обществе традиций здорового образа жизни, сложившийся уклад жизни, при котором отношение к здоровью людей рассматривается как составляющая производственных отношений. В настоящее время мы еще не можем полностью управлять биологическими ритмами, это дело будущего, Но и сейчас значительная часть гигиенических рекомендаций строится на знании ритмической деятельности организма и в первую очередь на так называемых циркадных или суточных ритмов.

Учеными установлено, что десятки процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму. В дневное время наиболее активны те отделы вегетативной нервной системы, которые дают организму наиболее благоприятные возможности для физической и умственной работы. И, как известно, основную деятельность человек производит именно днем.

Таким образом, режим дня со всеми его составляющими, является интересной темой не только с практической, но и с научной точки зрения.

Мурадова Е.О. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. — М.: Издательство РИОР, 2006. — 128 с.

Что такое режим дня? Это значит, правильно распределить по часам: утренний подъем и ночной сон, 4-5-разовое питание, время работы и отдыха, занятия физкультурой и личной гигиеной и др. Какая польза режима? Люди, пренебрегающие режимом дня, расплачиваются своим здоровьем.

Вы спросите, почему человек должен быть связан каким-то регламентом своих действий? Не лучше ли спать сколько хочется, кушать — когда захочется, захотел читать, читаешь все 24 часа подряд, захотел гулять, гуляешь, сколько хочешь? Некоторые так и поступают, но это приносит только вред здоровью человека.

Польза режима. Режим дня для здоровья:

Большинство людей все-таки придерживаются постоянного распорядка дня, когда они в определенные часы спят, принимают пищу, работают и отдыхают. Благодаря этому привычные дела требуют меньших усилий, а затрачиваемые силы быстрее восстанавливаются. Поэтому режим – основа нормальной деятельности организма.

Однако распространено мнение, что режим – дело сложное, что для соблюдения режима нужны «особые условия». Это неверно. В любом возрасте нужно сделать это и уже через месяц вам будет трудно отказаться от привычного распорядка дня.

Врачи постоянно убеждают своих пациентов в необходимости соблюдения хотя бы основных требований режима, и те, кто к таким рекомендациям относится серьёзно, быстро убеждаются в их пользе.

Иногда привычный для нас режим может меняться – при переезде на новое место жительства или смене работы. Но это происходит по необходимости. Плохо, когда вообще отсутствует постоянный режим работы, отдыха, сна и т. д. Ведь силы организма небеспредельны и при нарушении ритмов жизни, появляются серьёзные заболевания.

На основании многочисленных наблюдений установлено, что люди, пренебрегающие режимом, часто страдают болезнями нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем. При нарушении режима человек долго не может утром встаёт с трудом (так как сон не восстановил силы), весь день хочет спать, аппетит плохой, работа идёт тяжело. Поэтому, польза режима несомненна.

Польза режима. Составление режима дня:

В повседневной жизни мы привыкли к определенному распорядку дня, режиму. Но вряд ли этот распорядок не нуждается в изменении и улучшении. Рассмотрите свой режим дня по частям, с утра до ночного сна. Важно научиться жить по определенному плану, подчинить свои действия этому плану и не бросаться из крайности в крайность. Все 24 часа в сутки распределяются таким образом: 8 часов работы, 8 часов (но обязательно и активного) и 8 часов Должно быть отведено время для водных процедур, прогулок на свежем воздухе.

Проанализируйте свой режим дня. Чаще всего, много времени тратится впустую. Мы очень перегружены делами, спешим, торопимся. А на самом деле — 6-8 часов в сутки уходит у нас на работу, а всё остальное время беспорядочно тратится на ненужные дела. Поэтому, важно научиться ценить время и использовать его для улучшения своего здоровья. Не забывайте о пользе режима!

Очень часто в своей жизни мы слышим про режим дня. Нам говорят о том, насколько его важно соблюдать, как это делать, а самое главное, зачем. Итак, давайте же попробуем разобраться в этой теме.

Что такое режим дня? Примеры его необходимости

Итак, что же он представляет собой? Это грамотное распределение времени человека для того, чтобы все запланированное могло осуществиться и не повредило здоровью. Что же это значит? Что такое режим дня? Это грамотное времяпрепровождение, где каждому элементу и составляющей вашей жизни отводится свое определенное место. Например, вы работаете на фирме, параллельно занимаетесь учебой, а также ходите на плавание. Безусловно, чтобы не устать раньше времени и найти силы на каждую составляющую, необходимо с большим трепетом подойти к этому важному вопросу. Например, занятия спортом лучше перенести на вечернее время, а вот пик умственной активности приходится на 6-7 часов утра. Поэтому самым оптимальным решением будет заняться делами, связанными с учебой, сразу после подъема. В таком духе и решаются все эти проблемы.

Если не слишком заботиться о своем режиме дня, можно здорово убить свой организм. Очень часто, например, студенты ночами готовятся к сессии, пытаясь выучить нереально большой материал, который предполагается освоить за более длительный срок. Разве не абсурдно делать гигантские задания, прочитывая неимоверное количество материала, на которые отведено около полугода?

Как избежать ошибок?

Мы попытались понять, что такое режим дня, а теперь все-таки давайте подумаем, как избежать ошибок при его планировании. Во-первых, нужно учитывать свои индивидуальные особенности, во-вторых, необходимо, чтобы он соответствовал и вашему рабочему времени, и возможностям других людей.

В-третьих, режим не должен отрицательно влиять на ваше здоровье, то есть стоит исключить вероятность того, что вам придется поздно лечь спать, поесть на ходу.

Планирование - помощник по жизни

Когда мы заговорили о том, что такое режим дня, мы совсем забыли дать понять, что планирование помогает в жизни в целом. Вряд ли человек, который составляет режим, будет халатно относиться к работе, безответственно подходя к своим прямым обязанностям. То есть, очень большим плюсом является то, что планирование поможет вам быть более собранным, сосредоточенным на каком-то определенном деле. Ведь гораздо лучше взяться за что-то одно, поставив перед собой определенную задачу, нежели распыляться и браться за несколько дел сразу, но не доводить до конца ничего.

Факторы, которые стоит учитывать при составлении режима

Давайте попробуем подытожить эту часть. В начале статьи перед нами стал вопрос, что такое режим дня. Это, как мы говори ранее, распределение времени, позволяющее его сэкономить. При этом преследуется цель - сделать максимальное количество дел. Время обеда, завтрака, ужина, время для сна, подготовки к трудовой деятельности и непосредственно для самой работы - все это требует осознанного и грамотного подхода. При этом нужно учитывать множество факторов. Например, то, кем вы являетесь: совой или жаворонком. Также важны ваши психофизические и другие характеристики. Естественно, если по природе вы являетесь совой, то вам будет невероятно тяжело вставать в самую рань и делать, например, зарядку, тогда как жаворонкам это не будет стоить больших усилий. Поэтому и стоит к этому вопросу относиться серьезно и не обходить стороной, ведь от этого зависит ваше здоровье.

Для ребенка

В данной статье хотелось бы поговорить и о том, зачем нужен режим дня для ребенка, что он дает и почему это столь важно в раннем возрасте. Начнем с того, что у детей совершенно не такой приспособленный к внешним факторам организм, как у взрослого, поэтому и стоит отнестись к этому вопросу крайне серьезно. Любое неосмотрительное действие может привести к непоправимым последствиям. Ребенок приходит в этот мир совсем неумелым и немощным. У него нет тех знаний, навыков, умений, которыми обладают взрослые, поэтому необходимо понимать, насколько важно вовремя дать возможность малышу развиваться и жить в соответствии с правилами и необходимым распорядком. Конечно, для этого ребенку нужна помощь родителей. Именно они в ответе за составление правильного режима дня. Стоит отметить, что при правильном планировании дня ребенка он может опередить в развитии своих сверстников.

Главное - грамотно построить этот распорядок, основываясь на индивидуальных особенностях вашего малыша, и принять их во внимание. Сейчас мы попробуем максимально полно раскрыть эту тему.

Школьник и режим дня

Каждый ребенок когда-то начинает ходить в школу. Для некоторых такая перемена является своего рода стрессом. Поэтому главной задачей родителей в этом возрасте является исключение возможности переутомления. Итак, что из себя представляет режим дня класса? Для школьника необходимо всегда чередовать периоды физической активности и пассивности. Только в этом случае получится воспитать выносливого и активного ребенка. Очень важно, чтобы дома родители всегда контролировали соблюдение режима дня. Недостаточно в этом случае только работы педагога. Контроль должен быть всесторонним. Естественно, что для учащегося нужно оставлять место и для отдыха. Потому что без него работоспособность может значительно ухудшиться. В этом возрасте нужно обеспечить ребенку практически тотальный контроль, зато через несколько лет он самостоятельно научится распределять свое время, а именно это во многом способствует тому, что человек становится более успешным.

Составляющие элементы режима учащегося в школе

Давайте рассмотрим, что должно входить в составляющие дня обычного школьника. Безусловно, это учеба. Помимо того, что ей необходимо заниматься в школе, не стоит забывать и про домашнее задание. На это также необходимо выделить время.

Большинство детей сейчас посещают разнообразные кружки. Многие из них развивают в ребенке творческий потенциал, помогают познать себя, посмотреть на этот мир с другой стороны. Поэтому не стоит забывать и про то, что нужно выделить время на проезд до места посещения кружка.

Естественно, необходимо помнить и про такие важные составляющие, как прием пищи. У любого ребенка обязательно должен быть полноценный завтрак, обед и ужин.

Конечно, ваш ребенок - это не машина, которая должна выполнять все требования. Школьнику необходимо отдохнуть, расслабиться, погулять, пообщаться с друзьями. Ни в коем случае не лишайте его этих радостей - всегда оставляйте время и на эти шалости.

Режим для месячного ребенка. Особенности

Теперь давайте поговорим о том, какие особенности имеет режим дня в месяц. Конечно, в этот период организм вашего малыша очень уязвим. Поэтому любое неосторожное действие может вызвать совершенно не ту реакцию, которую вы ожидали. Итак, что нужно помнить при составлении режима дня для месячного ребенка? Основные функции и задачи вашего чада в этом возрасте - сон и питание. Спит, как правило, ребенок в этом возрасте постоянно. Около 20 часов в сутки, просыпается он лишь только для того, чтобы покушать. Наилучшим вариантом является кормление ребенка в тот момент, когда его организм будет этого требовать. Принято считать, что это происходит не больше восьми раз в сутки. Есть еще один элемент жизни ребенка - его купание. Лучше всего делать эту процедуру вечером в воде при температуре 37 градусов.

Режим для годовалого ребенка. Особенности

Режим дня в год несколько отличается от того, что мы написали ранее. Скорее всего, родителям нужно будет пересмотреть время сна ребенка. Если он начинает выказывать явное сопротивление и недоволен предыдущим режимом, необходимо поменять его на другой. Таким образом, отдых может стать более продолжительным, но однократным. При этом кушать малыш должен уже четыре раза в день, а объем предлагаемой пищи не должен становиться больше. Кроме того, в этом возрасте необходимо выполнять с ребенком упражнения, так как мышечная масса должна постепенно крепнуть и приходить в тонус.

Режим в детском саду

Теперь давайте поговорим о том, как должен выглядеть режим дня группы. Какие обязательные элементы должны учитываться при его составлении в детском саду? Это время прогулок, развивающих игр, сна, завтрака, обеда и ужина, полдника, а также время физической активности. Грамотное их чередование поможет вырасти ребенку счастливым и здоровым. Также стоит помнить и про то, что очень важно в этом возрасте общение со своими друзьями и сверстниками. Оно помогает понять себя,
научиться уважению к другим. Режим дня в саду, как правило, составляется воспитателями. Они учитывают возраст детей. Поэтому крайне редко возникают какие-то трудности.

Итак, после всего вышесказанного можно подвести итоги. Что же мы поняли из сказанного? Во-первых, стоит отметить, что детский режим дня значительно отличается от взрослого. Но важно помнить, насколько велика ответственность у родителей за своих детей. Ведь именно они должны дать понять своему чаду, что нужно правильно и грамотно относиться к составлению распорядка дня. Также родители объясняют, насколько режим важен для развития ребенка, для его мировоззрения, психики, отношений с окружающими.

Если приучить малыша с раннего детства заранее планировать свое времяпрепровождение, он будет собранным ответственным человеком, на которого всегда можно будет положиться в любой ситуации.

Режим дня первоклассника

А давайте ради интереса попробуем составить режим дня, хотя бы попытаемся представить, как это должно выглядеть визуально. Итак, примерно вот так бы выглядел распланированный день первоклассника:

  1. 7:00-8:00 - подъем, зарядка.
  2. 8:00-8:30 - душ, завтрак.
  3. 8:30-9:00 - поход в школу.
  4. 9:00-13:00 - уроки/школа.
  5. 13:00-14:00 - обед.
  6. 14:00-15:00 - секция вышивания.
  7. 15:00-16:00 - прогулка/свободное время.
  8. 16:00-17:00 - подготовка домашнего задания.
  9. 17:00-18:00 - ужин.
  10. 18:00-19:00 - уборка.
  11. 19:00-20:00 - чтение/рисование/занятие творчеством.
  12. 20:00-21:00 - подготовка ко сну.

Примерно так может выглядеть план дня для ребенка. Конечно же, он составлен довольно приблизительно и поверхностно. Все зависит от вашего ребенка, его наклонностей и психофизических особенностей. Самое главное, чтобы школьник не слишком переутомлялся и вовремя ложился спать. Тогда все проблемы исчезнут сами собой.

Составление распорядка дня - это действительно очень эффективный метод успевать совершать больше дел.

Небольшое заключение

Теперь вам известно, что такое режим дня для детей и взрослых, какие есть особенности для каждого из них. Также для примера был представлен распланированный день первоклассника. Надеемся, что данная информация была вам полезна.

Стратегия Здорового Образа Жизни

По дисциплине: Культура здоровья

Орманжи Анастасии

Студентки III курса

Группы НДП-13

-Комрат 2016-

Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие.

Здоровый образ жизни - это динамичная система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выборе алгоритма поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья и постоянно корректируемого с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей. Суть такого поведения отнюдь не фанатичное следование каким-то установкам здорового образа жизни. Естественно, перестройка своего поведения всегда требует дополнительных усилий, но все должно совершаться на грани удовольствия. Приятного от затраченных усилий должно быть столько, чтобы усилия не показались напрасными. Создаваемая вами система здорового образа жизни должна иметь привлекательность и необходимо хорошо видеть конечную цель усилий, что же вы хотите добиться, ведя здоровый образ жизни. Можно, перефразировав Цицерона, конечную цель сформулировать так: «Здоровый образ жизни - это система поведения человека для достижения благополучия для себя, для семьи и государства».

Режим дня и здоровье человека

Вся жизнь человека проходит в режиме распределения времени, частично вынужденного, связанного с общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану. Так, например, режим дня студента определен учебным планом занятий в учебном заведении. Таким образом, режим - это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных ценностей. Режим жизнедеятельности человека должен быть подчинен прежде всего его эффективной трудовой деятельности. Работающий человек живет в определенном ритме: он должен в определенное время вставать, выполнять свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно - все процессы в природе подчинены в той или иной мере строгому ритму: чередуются времена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность - один из основных законов жизни и одна из основ любого труда.

Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья. В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое.

Теперь необходимо остановиться на вопросе об отдыхе. Отдых - это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности. Наиболее эффективным в деле восстановления работоспособности является активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, еженедельно в выходные дни, ежегодно во время очередного отпуска, используя свободное время для укрепления физического и духовного здоровья.

К важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека. Потребность во сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека. Сон прежде всего способствует нормальной деятельности центральной нервной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведет к переутомлению, истощению нервной системы, к заболеванию организма. Сон нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется. Соблюдение режима сна - основа здорового образа жизни. Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо выработать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро засыпать и крепко спать.

Говоря об общих понятиях режима жизнедеятельности человека, целесообразно коснуться режима питания.

Правильное питание - это важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия.

Существует несколько теорий правильного питания, но пока никто не может дать каждому из нас твердые наставления: ешьте то-то в таком-то количестве. Рацион питания зависит от взглядов и образа жизни каждого человека.

Рассмотренные выше элементы режима жизнедеятельности человека (труд, отдых, сон и питание) во многом индивидуальны. Высоким уровнем работоспособности, здоровья, долголетия будет обладать тот, кто придерживается требований здорового образа жизни. Правильно спланированный режим дня с учетом возраста, физиологических и психических особенностей является основой для сохранения здоровья и главной составной частью здорового образа жизни.

Из сказанного можно сделать два вывода: интенсивность обучения постоянно повышается, и это необходимость, так как объем нужной для человека информации постоянно растет; с учетом учебной нагрузки следует корректировать режим дня: он должен обеспечивать рациональное сочетание умственной и физической нагрузок, отдыха, сна и правильного питания, т.е. обеспечивать гармоничное развитие духовного и физического здоровья человека.

При определении основных элементов режима дня целесообразно учитывать влияние биологических ритмов человека на его работоспособность. Известно, что работоспособность человека и его поведение во многом зависят от характера и интенсивности биологических процессов и явлений в его организме, т.е. от биологических ритмов.

Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок дня.

Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъема: с 10 до 12 ч и с 16 до 18ч. Ночью работоспособность понижается, особенно с, до 5 ч ночи. Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий - с 16 до 18 ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч - во вторую. Это же время наиболее эффективно для тренировок при занятиях спортом.

Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому человеку. Это поможет при выполнении наиболее сложных заданий. Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности. Одни («жаворонки») энергично работают в первой половине дня, другие («совы») - вечером. Люди, относящиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым - поздним вечером.

Важно усвоить, что правильный режим работы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние в течение длительного времени. Этот режим должен учитывать индивидуальные особенности человека, причем при осуществлении им как основной деятельности (классные занятия), так и внеурочной (приготовление домашних заданий, активный отдых).

Правильно организованный режим дня способствует укреплению здоровья - нормальному духовному и физическому развитию человека. Однако не всегда удается выдержать оптимальный режим жизнедеятельности, иногда возникает необходимость в повышении нагрузок на обучающихся (контрольные работы, экзамены и др.), что может привести к появлению у них утомления и переутомления. Для восстановления нормального режима жизнедеятельности обучаемые должны знать ряд мер по профилактике переутомления.

Решающее значение в индивидуальной системе здорового образа жизни имеет самоконтроль своего состояния. К субъективным показателям самоконтроля относят самочувствие, работоспособность, сон, аппетит и общие ощущения.

К объективным показателям самоконтроля относят показания частоты сердечных сокращений. Увеличение частоты сердечных сокращений в покое по сравнению с нормой свидетельствует об утомлении.

Режим дня – это организация и целесообразное распределение временных ресурсов человека, своеобразный жизненный график. Правильный распорядок дня – организация личного времени человека для наиболее оптимального использования его трудового потенциала. Для чего нужен режим дня? Каковы его основные составляющие?

Режим дня: его основные составляющие

Режим дня – основа нормальной жизнедеятельности организма. Именно правильное чередование труда и отдыха, различных видов деятельности позволяет организму полностью восстановить силы в физическом и психологическом плане. Правильный режим дня позволяет грамотно распределить временные ресурсы на отдых, труд, питание, саморазвитие, уход за собой.

Существуют внешние и внутренние факторы, способствующие выработке определенного режима дня человека.

Основным внутренним фактором, способствующим выработке определенного поведения человека, являются биоритмы.

Биоритмы – фундаментальные процессы живой природы, закономерная активность организма, его систем, осуществляемая с определенной периодичностью. Биологические ритмы зафиксированы на всех уровнях живой материи: от простейших биологических реакций, происходящих в каждый момент времени в клетке, до сложных поведенческих реакций человека. Все физиологические процессы, протекающие в организме, согласованы с общим ходом времени. Основным фактором, регулирующим биоритмы всего живого, является Солнце. Значение биоритмов для человека было доказано физиологом И.П. Павловым, который утверждал, что нет ничего более значимого для живого организма, чем ритмичность и периодичность физиологических изменений, протекающих в организме. Биологические ритмы во многом определяют режим дня человека. Именно от биоритмов зависит работоспособность человека, способность к усвоению информации, обучению.

Построение режима дня, противоречащего естественным биоритмам человека, приведет к повышенной утомляемости, психологическому стрессу, длительному периоду нетрудоспособности.

Внешним фактором, определяющим режим дня человека, является его участие в жизни социума: обучение и посещение учебных заведений (детские сады, школы, высшие учебные заведения), труд на предприятии, что способствует выработке более или менее постоянного распорядка дня.

Обязательными составляющими режима дня должны быть:

  • Труд – физиологическая потребность человека, основное условие его существования в социуме, целесообразная, сознательная деятельность индивида, направленная на удовлетворение потребностей его самого и общества;
  • Отдых – необходимая составляющая режима дня, способ проведения времени, целью которого является восстановление физических сил и стабилизация психоэмоционального состояния для достижения нормального уровня работоспособности;
  • Приемы пищи – достаточный интервал времени в период трудовой занятости, отдыха для полноценного приема пищи;
  • Личная гигиена – период времени для проведения процедур для сохранения и укрепления здоровья;
  • Время на саморазвитие и совершенствование – период для прочих видов активности (чтение, посещение театра, общение с людьми).

Режим дня ребенка: как правильно организовать день для ребенка

Почему важно приучить ребенка к правильному режиму дня? Дети легко привыкают к новому распорядку дня в силу того, что в их сознании еще не выработался четкий динамический стереотип – форма деятельности мозга человека, проявлением которой является фиксированный порядок осуществляемых действий. Нарушение динамических стереотипов ведет к напряжению нервных элементов коры головного мозга, выходящему за пределы их функциональных возможностей, результатом чего является нарушение высшей нервной деятельности и развитие невротических состояний.

Режим дня ребенка несколько отличается от распорядка дня взрослого человека. Режим дня для детей является основой воспитания, приучения ребенка к ответственному использованию временных ресурсов, самодисциплины, выработки характера и силы воли.

В первые 3 года жизни ребенка работоспособность его нервной системы постоянно изменяется, что обусловливает смену режима дня ребенка в различные периоды его жизни. При несоблюдении режима дня для ребенка могут возникнуть следующие последствия:

  • Плаксивость, раздражительность ребенка;
  • Нестабильность психоэмоционального состояния;
  • Отклонения в развитии;
  • Трудности с приучением ребенка к распорядку детского сада, школы.

Каждый период в жизни ребенка должен быть правильно организован с точки зрения чередования активности и отдыха. Продолжительное бодрствование и сокращение продолжительности сна могут негативно сказываться на деятельности нервной системы ребенка, результатом чего станет нарушение его поведения. Не существует единого правильного режима дня, который бы подошел каждому ребенку. Однако существует ряд правил, придерживаясь которых родители смогут правильно организовать такой режим дня ребенка, который будет способствовать его полноценному физическому и психическому развитию.

Правила режима дня ребенка:

  • Соблюдение точного времени подъема и отхода ко сну, что способствует выработке рефлекса;
  • Соблюдение интервалов между приемами пищи (время приема пищи полностью зависит от периодов сна и бодрствования ребенка). Однако режим дня выстраивается так, чтобы после кормления ребенок бодрствовал, а затем спал, что способствует поддержанию оптимального состояния ребенка на любом этапе развития;
  • Бодрствование ребенка должно включать в себя развивающие игры, пребывание на свежем воздухе, общение со сверстниками. Не стоит забывать о «свободном времени» для ребенка, когда он не занят другой деятельностью и может заняться тем, что ему интересно самому.

Понятие правильного режима дня для каждого человека

Не существует единственно правильного режима дня, подходящего каждому человеку. Любой режим дня, как для ребенка, так и для взрослого человека, носит лишь рекомендационный характер. Правильный распорядок дня позволяет наиболее эффективно использовать энергетические ресурсы человека. При составлении распорядка дня необходимо учитывать биоритмы, периоды максимальной работоспособности человека.

Так, правильный режим дня способствует:

  • Поддержанию здорового функционирования организма;
  • Нормализации психоэмоционального состояния;
  • Гармоничному развитию личности;
  • Воспитанию пунктуальности;
  • Высокой самодисциплине и организованности, как в труде, так и в период отдыха;
  • Значительному снижению утомляемости;
  • Повышению эффективности труда.

Анализ своего режима дня поможет определить причины высокой утомляемости, низкой продуктивности, рассеянности внимания, частых депрессивных состояний. Не стоит придерживаться стереотипного режима дня, если он противоречит биологическим ритмам человека.

Основа правильного распорядка дня:

  • Нормальная продолжительность сна;
  • Соблюдение времени отхода ко сну и ежедневного пробуждения;
  • Соблюдение графика приема пищи.

Видео с YouTube по теме статьи: