Меню
Бесплатно
Главная  /  Кашель у детей  /  Корнеальный мигательный рефлекс рефлекторная дуга. Рефлекторная дуга. Условный зрачковый рефлекс

Корнеальный мигательный рефлекс рефлекторная дуга. Рефлекторная дуга. Условный зрачковый рефлекс

Функции: 1.регулирует ра­боту органов, обеспечивая их согласованную работу;

2.обеспечивает приспособле­ние организмак условиям среды (а информация поступает через органы чувств).

Части нервной системы:

Центральная часть (ЦНС) – это спинной и головной мозг;

Пери­ферическая - нервы и нервные узлы.

Отделы Нервной Системы:

Соматический (от греч. soma - тело ) - уп­равляет работой ске­летных мышц (контролируется сознанием и волей).

Вегетативный /Автономный - регулирует обмен веществ, функционирование внутренних органов и работу гладких мышц.

–её работа от наших желаний не зависит (мы не можем намеренно остановить или усилить работу сердца, покраснеть или побледнеть (некоторым людям это удается, но после длительной тренировки и не прямым способом). Вмешаться в работу внутренних орга­нов, регулируемую вегетативной нерв­ной системой, остановить болезнь, побороть алкоголизм и наркозависи­мость без врачебной помощи нельзя).

Рис. Нервная система:

1 - головной мозг;

2 - спинной мозг;

4 - нервные узлы.

Рефлекс - это простейшая форма нервной регуляции.

Рефлексы есть как у сома­тического, так и у вегетативного отде­ла нервной системы.

В основе рефлекса лежит цепь нейронов или рефлекторная дуга .

5 звеньев рефлекторной дуги Безусловного /Врожденного рефлекса соматического отдела Н.С. :

1. Рецептор – это нервные образования, воспринимающие и преобразующиераздражения в нерв­ные импульсы→

2. Чувствительный Нейрон (их тела находятся в нервных узлах)- вос­принимает раздражения с помощьюрецепторов .

Возникающие при раздражении нервные импульсы передают­ся по дендриту в тело чувствительного нейрона→по аксону в мозг→

3. наВставочные Нейроны - их отростки не выходят за пределы центральной нервной системы /ЦНС (головного и спинного мозга) -обра­ботки полученной информации

4. после, сигналы передаютсяИсполнительным / двигательным ней­ронам , нервные импульсы которых вызывают работу →

5. Органа .

(Пример: Мигательный рефлекс, Коленный рефлекс, Слюноотделительный рефлекс, Отдергивание руки от горячего предмета ).

5 Ять звеньев Рефлекторной Дуги Мигательного Рефлекса

Получение мигате льного рефлекса и условии, вызывающих его торможение :

При прикосновении к внутреннему углу глаза происходит непроиз­вольное мигание обоих глаз.

На рис.1 рефлекторная дуга этого рефлекса.

Кружок - это участок продолговатого мозга, где находятся центры мига­тельного рефлекса. Тела чувствительных нейронов 2 лежат вне мозга в нервном узле.

Раздражение рецепторов → поток нервных импульсов, направля­ющихся по дендриту к телу чувствительного нейрона 2 и от него по аксону в продол­говатый мозг . Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам 3. Информация обрабатывается головным мозгом, включая кору. Мы ведь чувство­вали прикосновение к углу глаза! → затем возбуждается исполнительный нейрон 4, возбуждение по аксону доходит до круговых мышц глаза 5 и вызывает мигание. Продолжим наблюдение.

Но, если несколько раз прикоснуться к внутреннему углу глаза - рефлекс затормозился .

При ответе надо учесть, что наряду с прямыми связями , по которым идут «приказы» мозга к органам, существуют и об­ратные связи , несущие информацию от органов в мозг. Поскольку наши прикосновения для глаза не были опасны че­рез какое-то время рефлекс угас.

Совершенно другой результат был бы, если бы в глаз попала соринка. Беспокоящая информация достиг­ла бы головного мозга и усилила бы реакцию на раздражение. По всей вероятности, мы попытались бы извлечь соринку.

Усилием воли можно затормозить мигательный рефлекс :

Для этого до­троньтесь чистым пальцем до внутреннего угла глаза и попытайтесь не мигать. Многим это удается.Импульсы, исходящие от коры , затормозили нервные цен­тры продолговатого мозга - этоцентральное торможение ,открытое рус­ским физиологом Сеченовым : «Высшие Центры Мозга способны регулировать работу Низших Центров : усиливать или затормаживать рефлексы».

Коленный рефлекс спинного мозга: перекиньте ногу на ногу. Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладони ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога долж­на подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет. Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие. При всех других случаях рефлекса не будет.

Уровни Организации Организма: клеточ­ный, тканевый, органный, системный, организменный.

Органный уровень образуют органы - самостоятельные анатомические образования, занимающие определенное место в организме, обладающие опре­деленным строением и выполняющие определенные функции.

Системный уровень представлен группами (системами) органов, выполняющих общие функции.

Организм в целом, объединяя работу всех систем, составляет организменный уровень.

Поведенческий уровень , определяю­щий адаптацию организма к природной, а у человека и к социальной среде.

Нервная и эндокринная регуляторные системы объединяют все уровни организма, обеспечивай слаженную работу всех исполнительных органов и их систем.

Мигательный рефлекс – биоэлект­рический аналог роговичного рефлекса. Как известно, афферентной частью рефлекторной дуги в этом случае являются волокна n. trige­minus, а эфферентной – n. facialis. Об этом необходимо помнить, так как в классическом понятии собственно мигательный рефлекс вызыва­ется освещением глаза или внезапным появлением предмета в поле зрения. Естественно, что чувствительным нервом, обеспечивающим этот рефлекс, является n. оpticus. Раздражителем может служить и внезапное прикосно­вение, громкий звук.

Наибольшее применение в клинической практике нашла приводи­мая ниже методика.

При изучении “мигательного” рефлекса отводящие электроды располагают над m. orbicularis oculi с обеих сторон, а стимуляционный электрод – в проекции точки выхода n. supraorbitalis (рис. 8), осуществляя двухканальную регистрацию. Стимуляцию проводят неритмичными импульсами с интервалом 10-15с и интен­сивностью от 15 до 25 мА.

Рис. 8. Методика наложения электродов при регистрации “мига­тельного” рефлекса.

Получаемый ответ содержит два основных компонента: ранний (R1), возникающий на стороне стимуляции в результате моносинапти­ческого рефлекса, замыкающегося на уровне ствола головного мозга, и поздний (R2), билатеральный, так как верхняя часть мимической мускулатуры имеет в норме двустороннюю корковую иннервацию (рис. 9). На рисунке видно наличие компонента R1 и R2 при ипси­латеральной стимуляции и компонента R2 при контралатеральной стимуляции.

Рис.9. “Мигательный” рефлекс в норме. 1к,1 и 2к,1 – стимуляция справа, 1к,2 и 2к,2 – стимуляция слева.

В зависимости от задачи исследования оценивают:

1) сохранность компонентов рефлекса;

2) латентное время компонентов R1 и R2 на стороне стимуляции;

3) латентное время компонента R2 на противоположной стороне;

4) симметричность рефлекса;

5) наличие рефлекса в нижней части мимических мышц (в случае патологических синкинезий).

Роговичный рефлекс может отсутствовать и при нормальной функции тройничного и лицевого нервов – скорее всего, в результате поражения рефлекторных коллатералей. Отсутствие рефлекса может носить “функциональный” характер (например, при истерии). Односто­роннее выпадение всегда имеет органическую основу.

Для дифференциальной диагностики уровня поражения обяза­тельно исследование рефлекса с обеих сторон (рис. 10).

Рис. 10. Изучение “мигательного” рефлекса у пациента с перифери­ческим парезом левого лицевого нерва (обозначения те же, что и на рис. 9).

Анализируя результаты исследования, приведенного в качестве примера, необходимо обратить внимание на признаки выпадения функ­ции n. facialis sinistra, которое проявляется отсутствием рефлекторных компонентов слева как при ипсилатеральной, так и при контралате­ральной стимуляции.


На другом примере, наряду с поражением n. facialis sinistra, обнаруживается нарушение тройничного нерва (рис. 11). При стимуляции справа ипсилатерально выявляются оба компонента R1 и R2, а слева поздний компонент отсутствует в результате нарушения проводимости по левому лицевому нерву. При стимуляции слева компонент R2 справа не появляется, что указывает на поражение левого тройничного нерва.

Конечно, без учета данных исследования неврологического ста­туса возможна лишь предварительная топическая диагностика.

Рис. 11. Изучение “мигательного” рефлекса у пациента с парезом левого лицевого нерва и нарушением проводимости по тройничному нерву слева (обозначения те же, что и на рис. 9).


Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая посредством возбуждения центральной нервной системы и имеющая приспособительное значение.

В этом определении содержится 5 признаков рефлекса:

1) это ответная реакция, а не самопроизвольная,

2) необходимо раздражение, без которого рефлекс не возникает,

3) в основе рефлекса лежит нервное возбуждение,

4) необходимо участие центральной нервной системы, чтобы превратить сенсорное возбуждение в эффекторное,

5) рефлекс нужен для приспособления (адаптации) к меняющимся условиям внешней среды.

Рефлексы разделяются на 2 большие группы: безусловные и условные.

Мигательный рефлекс - защитная реакция организма на свет, звук, прикосновение к роговице или ресницам, постукивание в области надпереносья и другие раздражители. Также он возникает при электрической стимуляции надглазничного нерва (ветвь тройничного), что используют в качестве нейрофизиологического теста.

Мигательный рефлекс был описан в 1896 г. и сводится к сокращению круговой мышцы глаза при механическом раздражении верхнего глазничного нерва.
Центр данного защитного рефлекса, как и многих защитных рефлексов (чихания, кашля, рвоты, слезоотделения), находится в продолговатом отделе головного мозга.

При прикосновении к внутреннему углу глаза возникает мигательный рефлекс, после нескольких прикосновений он тормозится. При прикосновении к внутреннему углу глаза возникает раздражение рецепторов. Они возбуждаются, и нервные импульсы от рецепторов передаются по чувствительному нейрону в ЦИС.

Из ЦИС нервные импульсы поступают к исполнительному нейрону. В месте контакта аксона исполнительного нейрона и мышечной клетки образуется синапс. Пузырьки с возбуждающими биологически активными веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточную оболочку мышечной клетки, которая возбуждается и сокращается. Происходит осуществление мигательного рефлекса. После нескольких прикосновений происходит исчезновение мигательного рефлекса.

Торможение не позволяет возбуждению распространяться безгранично. Рецепторы в мышечных клетках посылают сигналы в нервный центр. Из нервного центра по исполнительному нейрону нервные импульсы доходят до синапса, пузырьки с тормозящими веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель, воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток. Действие мышечных клеток тормозится.

С помощью волевого усилия можно затормозить действие мигательного рефлекса. В нервном центре возникает нервный импульс. Нервный импульс достигает синапса, в котором лопаются пузырьки с тормозящими биологически активными веществами. Жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток. Возникает торможение мигательного рефлекса.

При попадании соринки в глаз раздражаются рецепторы оболочки глаза. Они возбуждаются, и нервные импульсы от рецепторов передаются по чувствительному нейрону в нервный центр. Из нервного центра нервные импульсы поступают к исполнительному нейрону, который приводит в действие круговые мышцы глаза, смыкающие веки. После удаления соринки срабатывает принцип «обратной связи». В нервный центр поступает сигнал. Информация об изменении ситуации обрабатывается. Нервный центр посылает нервные импульсы, которые доходят до синапса, пузырьки с тормозящими веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель, воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток. Действие мышечных клеток прекращается. Мигательный рефлекс тормозится.

Мигательный рефлекс - защитная реакция организма, которая осуществляется и контролируется с помощью нервной системы.

При головной боли напряжения происходит повышение рефлекторной возбудимости: рефлексы начинают вызываться более слабыми раздражителями (снижение порога чувствительности), в то же время ответ становится мощнее и длиться дольше. С этими явлениями, хорошо заметными при вызывании мигательного рефлекса, связывают патогенез (причины) головной боли напряжения: болевая реакция начинает возникать вследствие воздействия даже неадекватно слабого раздражителя.

Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.



У человека в отличие от животных условный рефлекс может вырабатываться не только на конкретные явления и предметы ок­ружающего мира (первая сигнальная система), но и на смысловое значение слова, обозначающее это явление или раздражитель (вторая сигнальная система).

Цель работы: выработать условный защитный (мигательный) рефлекс.

Оснащение: источник звукового раздражителя (можно использо­вать зуммер сотового телефона, колокольчик, детскую игрушку-пищал­ку), маленькая резиновая груша с гибкой трубочкой. Исследование про­водят на человеке.

Содержание работы. Усадите испытуемого на стул. Встав сбоку от него, направьте в угол глаза испытуемого трубку, соединённую с грушей. Подайте струю воздуха на склеру и рого­вицу (на грушу следует нажимать слегка, чтобы струя воздуха не вызывала болевых ощущений). Отметьте наличие мигательного рефлекса. Подайте звуковой раздражитель; отметьте наличие или отсутствие ориентировочной реакции и мигательного рефлекса.

Проверив действие звука и струи воздуха в отдельности, приступайте к выработке условного рефлекса. Для этого приблизьте источник звука к уху и подайте звук, а затем струю воздуха до вы­работки стойкой условной реакции. Сочетания раздражителей повторяйте 10-15 раз с интервалом не менее 5 с.

Неожиданно для испытуемого подайте звук, но без раздражения воздухом. Наблюдающееся мигание свидетельствует об образова­нии условного рефлекса и нормальном формировании временных связей в коре большого мозга. Если мигания нет (это может го­ворить о неправильно проведенном опыте или некоторой инерт­ности в работе ЦНС), повторите сочетания ещё несколько раз и снова попробуйте изолированное действие звука.

Произнесите громко слово "звук". При нормальной работе второй сигнальной системы наблюдается ответная мигательная реакция.

Оформление протокола. Результаты опыта опишите и сделайте вывод.

Практическая работа №2

Условный зрачковый рефлекс

При выработке условного зрачкового рефлекса на звонок (первая сигнальная система) одновременно вырабатывается и условный зрачковый рефлекс на слово "звонок" (вторая сигнальная система).

Цель работы: выработать условный зрачковый рефлекс.

Оснащение: звонок, настольная лампа (или расположение стола около хорошо освещённого окна), небольшой ручной экран для затем­нения глаза испытуемого.

Содержание работы. Исследование проводят на испы­туемом с чёткой зрачковой реакцией на свет и светлой окраской радужной оболочки глаз. Усадите испытуемого напротив себя ли­цом к окну или настольной лампе. Предложите испытуемому за­крыть один глаз ладонью и поочередно, то закрывая, то открывая второй глаз экранчиком, убедитесь в наличии зрачкового рефлек­са на свет (при закрытии глаза экранчиком зрачок расширяется, а при отодвигании экранчика в сторону - суживается). Включите звонок и громко произнесите слово "звонок"; убедитесь в их ин­дифферентности по отношению к зрачковому рефлексу.



После этого приступайте к выработке условного зрачкового рефлекса на звонок. Включите звонок и сразу же закройте глаз испытуемого экранчиком. Через 20-30с выключите звонок и отодвиньте экранчик от глаза испытуемого (во время всего опыта второй глаз остаётся закрытым ладонью). Через 1 мин снова включите звонок и закройте глаз экранчиком на 20-30 с, и т. д.

После 10-12 таких сочетаний неожиданно для испытуемого не сопровождайте очередное включение звонка затемнением глаза экранчиком. Наблюдайте условный рефлекс на звонок - расшире­ние зрачка несмотря на освещение глаза.

Закрепите выработанный условный рефлекс дополнительными 3-5-ю сочетаниями звонка с затемнением глаза. Затем вместо включения звонка неожиданно для испытуемого громко произне­сите слово "звонок", но без затемнения глаза. Наблюдайте расши­рение зрачка, т. е. условный зрачковый рефлекс на слово "звонок".

Оформление протокола. Дайте объяснение наблюдае­мым фактам.

Практическая работа №3

Определение типа высшей нервной деятельности (ВНД) по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов

Тип нервной системы - совокупность свойств нервных процессов, которые определяются наследственными особенностями данного организма и приобретёнными в процессе индивидуаль­ной жизни.

Сила нервных процессов - способность клеток коры большого мозга сохранить адекватные реакции на сильные и сверхсильные раздражители.



Уравновешенность - одинаковая реактивность нервной системы в ответ на возбуждающие и тормозные влияния.

Подвижность - скорость перехода процесса возбуждения в торможение и наоборот.

Типы высшей нервной деятельности и темперамента (по И.П. Павлову-Гиппократу)

Сильный - уравновешенный - подвижный (сангвиник).

Сильный - уравновешенный - инертный (флегматик).

Сильный - неуравновешенный - подвижный (холерик).

Слабый - неуравновешенный - малоподвижный и инерт­ный (меланхолик).

И.П. Павлов соотнёс каждый из этих типов с соответствующим темпераментом по Гиппократу. Между основными типами нерв­ной системы имеются переходные, промежуточные типы. Основ­ные свойства нервных процессов наследуются (генотип). Фено­тип - склад ВНД, который образуется в результате комбинации врождённых особенностей и условий воспитания. Павлов связы­вал понятие генотип с понятием "темперамент", а фенотип - с понятием "характер".

Цель работы: определить тип высшей нервной деятельности (ВНД), исходя из силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Оснащение: опросники.

Таблица 1. Выраженность признаков, характеризующих свойства нервной системы

Получение мигательного рефлекса и условии, вызывающих его торможение:

При прикосновении к внутреннему углу глаза происходит непроиз­вольное мигание обоих глаз.

На рис.1 рефлекторная дуга этого рефлекса.

Кружок - это участок продолговатого мозга, где находятся центры мига­тельного рефлекса. Тела чувствительных нейронов 2 лежат вне мозга в нервном узле.

Раздражение рецепторов → поток нервных импульсов, направля­ющихся по дендриту к телу чувствительного нейрона 2 и от него по аксону в продол­говатый мозг . Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам 3. Информация обрабатывается головным мозгом, включая кору. Мы ведь чувство­вали прикосновение к углу глаза! → затем возбуждается исполнительный нейрон 4, возбуждение по аксону доходит до круговых мышц глаза 5 и вызывает мигание. Продолжим наблюдение.

Но, если несколько раз прикоснуться к внутреннему углу глаза - рефлекс затормозился .

При ответе надо учесть, что наряду с прямыми связями , по которым идут «приказы» мозга к органам, существуют и об­ратные связи , несущие информацию от органов в мозг. Поскольку наши прикосновения для глаза не были опасны че­рез какое-то время рефлекс угас.

Совершенно другой результат был бы, если бы в глаз попала соринка. Беспокоящая информация достиг­ла бы головного мозга и усилила бы реакцию на раздражение. По всей вероятности, мы попытались бы извлечь соринку.

Усилием воли можно затормозить мигательный рефлекс :

Для этого до­троньтесь чистым пальцем до внутреннего угла глаза и попытайтесь не мигать. Многим это удается. Импульсы, исходящие от коры , затормозили нервные цен­тры продолговатого мозга - это центральное торможение , открытое рус­ским физиологом Сеченовым : «Высшие Центры Мозга способны регулировать работу Низших Центров : усиливать или затормаживать рефлексы».

Коленный рефлекс спинного мозга: перекиньте ногу на ногу. Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладони ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога долж­на подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет. Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие. При всех других случаях рефлекса не будет.


Уровни Организации Организма: клеточ­ный, тканевый, органный, системный, организменный.

Органный уровень образуют органы - самостоятельные анатомические образования, занимающие определенное место в организме, обладающие опре­деленным строением и выполняющие определенные функции.

Системный уровень представлен группами (системами) органов, выполняющих общие функции.

Организм в целом, объединяя работу всех систем, составляет организменный уровень.

Поведенческий уровень , определяю­щий адаптацию организма к природной, а у человека и к социальной среде.

Нервная и эндокринная регуляторные системы объединяют все уровни организма, обеспечивай слаженную работу всех исполнительных органов и их систем.