Меню
Бесплатно
Главная  /  Насморк у детей  /  Неврология у грудничка симптомы. Нервные заболевания у детей

Неврология у грудничка симптомы. Нервные заболевания у детей

Правильная работа нервной системы очень важна для нормального функционирования организма в целом. К сожалению, дети зачастую страдают нервными расстройствами не меньше взрослых. И если вовремя не обратить внимание на имеющуюся проблему, то она может перерасти в серьёзное заболевание с соответствующими последствиями. Рассмотрим, какие бывают неврологические болезни у детей, по каким причинам они возникают и какими методами лечатся.

Нарушения работы нервной системы у детей могут быть как слабо выраженные, так и сопровождающиеся такими серьёзными диагнозами, как: эпилепсия, ДЦП, нервный тик, синкопе, задержка речи, проблемы с концентрацией внимания, неврологический энурез, заикание и др.

При сложных формах заболевания лечение очень длительное и не всегда результативное. Детские неврологические болезни имеют в своей основе такие причины:

  • нездоровый образ жизни мамы, а также всевозможные патологии во время беременности;
  • родовые травмы;
  • приобретённая межрёберная невралгия может возникать из-за неправильного взятия на руки;
  • нарушения позвоночника;
  • регулярное ношение малыша в сумке-кенгуру;
  • переохлаждение.

Детские неврологические заболевания, симптомы и лечение

Нарушения в работе нервной системы могут проявляться как сразу после рождения, так и спустя какое-то время. Стоит насторожиться, если кроха постоянно плачет. Дети капризничают в двух случаях: при неправильном уходе и наличии физических или психических расстройств. В любом случае лучше лишний раз показать малыша педиатру. А он решит - необходим ли в конкретном случае консультация и наблюдение невропатолога или нет.
Детская неврология имеет такие симптомы:

  • сильные переживания ребёнка по разному поводу;
  • чрезмерное погружение в мир фантазий во время игры;
  • общение с воображаемыми друзьями;
  • постоянные головные боли;
  • нервный тик;
  • отсутствие аппетита;
  • навязчивые стражи, истерики, плаксивость;
  • бессонница;
  • невротическое недержание мочи;
  • в более старшем возрасте быстрая утомляемость, нарушения позвоночника, частые мигрени и т.п;
  • в подростковом возрасте фанатическое увлечение каким-либо неординарным занятием (субкультура религия и т.д.).

Детская невропатология чаще всего встречается у робких детей с заниженной самооценкой и находящихся постоянным строгим контролем родителей или, наоборот, предоставленных с раннего детства самим себе.
Лечение отклонений, как правило, назначает невролог для детей. К основным методам борьбы с недугом являются:

  • медикаментозное лечение;
  • физические упражнения;
  • соблюдение диеты;
  • различные терапии (фито, магнито, мануальная и т.д.);
  • физиотерапевтические процедуры;
  • лечебный массаж;
  • хирургическое вмешательство при сложных случаях (операции на головном и спинном мозге).

Будьте внимательны к своим детям. Для профилактики заболеваний нервной системы ребёнку в первую очередь необходима комфортная эмоциональная обстановка дома. Любовь и забота помогут избежать многих эмоциональных расстройств.

Детская неврология – раздел медицины, который занимается заболеваниями детской нервной системы. Она возникла на стыке 2 дисциплин – неврологии и педиатрии. Также она тесно связана с нейрохирургией и психиатрией. Неврология у детей - одна из самых сложных дисциплин медицины.

Большой вклад в развитие детской неврологии внесли Якунин Ю.А., Бадалян Л.О., Шабалов Н.П. и, конечно, Ратнер А.Ю. Они очень много сделали для развития именно перинатальной патологии, т.е. по неврологии новорожденных.

Также с целью улучшения процессов диагностики и лечения детскими неврологами в 2015 г. выпущено третье издание книги - “Детская неврология у новорожденных и клинические рекомендации” под ред. проф. Гузеевой В.И. и соавторов.

Здесь приводятся все последние материалы по этиологии, определению и терапии патологий нервной системы в детском возрасте; указан весь алгоритм действий врача.

Особенно подробная информация дана по вопросам патологии новорожденных. Большое внимание оказано доказательной медицине и ее достижениям.

Невролог (более современное название специальности невропатолога) – специализируется на изучении, предупреждении, выявлении и лечении заболеваний с поражениями всех отделов нервной системы.

Особенно это важно у детей, потому что неврологические патологии оставляют в будущем след на всю жизнь. Работа детского невролога очень ответственна, потому что своими решениями он решает дальнейшую судьбу ребенка: его социальную адаптацию, психическое и физическое здоровье; и даже его заболевания во взрослом периоде.

Сегодня в детской неврологии открыт новый раздел заболеваний: наследственные болезни обмена. Это сделано потому, что из 2,5 тыс. нозологий в неврологии, 70% из них имеют наследственный характер.

Посещения детского невролога должны быть плановыми в первый месяц жизни, каждые 3 месяца в течение 1 года жизни. Затем они совершаются по необходимости ежегодно.

Важность своевременного обращения к детскому неврологу

Детская неврология заметно отличается от таковой у взрослых; нервная система детей меняется по возрастам и не является копией взрослой в миниатюре. У детей многие болезни имеют атипичное течение и достаточно редки.

Главная проблема детской неврологии – перинатальные поражения нервной системы. Период перинатальности начинается с 22 недели гестации и заканчивается через 7 дней после родов. В этот очень ответственный период для мамы и плода на него могут влиять самые разные факторы.

Последний месяц перед родами и здоровье очень зависимы от внешних факторов: поздние токсикозы; никотин; прием ЛС; стрессы; инфекции – всего этого очень много для организма будущего малыша, это вредные факторы. Например, даже незначительный стресс у матери во время беременности приводит к перенасыщению костей ребёнка кальцием.

При приближении родов кости плода твердеют; результатом становятся болезненные роды для матери и затруднения для малыша при прохождении его через родовые пути. Бесспорно также то, что сегодня число стрессов в жизни человека растет по геометрической прогрессии.

Работа нервной системы может нарушаться еще во внутриутробном периоде. Поэтому невролог и осматривает ребенка в первые недели жизни и сразу после родов.

Если роды у матери были патологическими и ребенок родился в асфиксии, было наложение щипцов и пр. акушерские манипуляции, на нервной системе это отразится обязательно. Многие исследователи на Западе считают нынешние роды нефизиологичными.

Об этом же говорил единственный невролог, который исследовал новорожденных в период перинатальности в книге – А.Ю.Ратнер Неврология новорожденных. В этой монографии описаны повреждения, что становятся неизбежными для младенца при проведении акушерских манипуляций.

Также А. Ю. Ратнер, все неврологи, остеопаты и массажисты твердят о том, что во время родов самое уязвимое место у плода – это шея и плечевой пояс. Они испытывают максимальную нагрузку. Здесь граница спинного и головного мозга.

Здесь же находятся те структуры, которые ориентируют человека в пространстве; отвечают за биоритмы, дыхание, обеспечение организма энергией. Закладываются они позднее всех и продолжают созревать еще в перинатале до 3 лет. Называют их I блоком мозга.

Вот почему так важно лечить патологию нервной системы в первый год жизни. При травмировании шеи у малыша это будет проявляться мышечными спазмами в области шеи; шея будет утоплена в плечи.

Такие малыши не любят лежать на животе – им больно; им тяжело держать голову, она падает и утыкается носом вниз. Это происходит потому, что при подъеме головы шея и плечи рефлекторно напрягаются.

У таких малышей часты нарушения сна; чаще возникает рахит. В более старшем возрасте они будут страдать от головных болей, потому что спастичность мышц в данной области будет держаться.

Через 1 блок проходят питающие мозг сосуды и это также будет отражаться на нем. Это наглядно убеждает, насколько огромное значение придается неврологическим нарушениям в первые 3 года жизни, с упором на первый год. Также отрицательно воздействуют отслойка детского места, скорость родов в любую сторону, наркоз при родах. И не надо надеяться на авось, если ребенок при родах закричал сразу, приложен к груди и сразу взял грудь и пр. Если вы проигнорировали невролога, в минимуме у малыша могут отмечаться ЗПР, ребенок останется инвалидом. Вполне возможны органические поражения.

Дети с отставанием могут отставать и в социуме, базовых навыках, быть неадекватными, эмоционально нестабильными и пр. По данным статистики, инвалидность ребенку в 50% случаев дается по неврологическим заболеваниям.

При этом 70% диагнозов связаны с состоянием беременной женщины на сроке 34-36 недель и здоровьем малыша в период новорожденности.

При раннем обращении к детскому неврологу половина таких проблем успешно решаема.

Это возможно потому, что именно в первые месяцы жизни новорождённых мозг активно развивается и созревает, у него больше возможностей к адаптации, поэтому и лечение будет наиболее ощутимым по эффективности. Если же время упущено, говорить можно будет только о скудных возможностях реабилитации. Иначе говоря, все хорошо вовремя.

Когда обращаться к неврологу необходимо срочно?

Первые симптомы нарушений возможны в первый месяц жизни. Основные симптомы, которые должны насторожить родителей и на которые следует обратить внимание, следующие:

  1. Во время плача у младенца дрожит подбородок и трясутся ручки; иногда это может отмечаться и в покое.
  2. Ребенок легко возбудим.
  3. Ребенок плохо засыпает, сон у него поверхностный и он легко просыпается от воздействия внешних факторов, например, от звука голоса; постоянно капризничает. Родителям таких детей не стоит стараться создавать в домашних условиях идеальные способы для улучшения сна, типа зашторенных окон, затемнения, полной тишины, разговоров шепотом – это не выход. Все это усугубит ситуацию и упозднит диагностику.
  4. Обильное и частое срыгивание у грудничка, даже при малом объеме пищи.
  5. Появление судорог у ребенка даже при небольшой температуре.
  6. Поставленный на стопки поддерживаемый малыш подгибает пальчики или встает на цыпочки, как балерина.
  7. У детей более старшеговозраста могут отмечаться: частые головные боли, они могут быть затяжными.
  8. Обморочные состояния.
  9. Боли и прострелы в спине.
  10. Нарушения в выполнении обычных движений на разных уровнях позвоночного столба.
  11. Рассеянность, невозможность привлечения внимания, ухудшение памяти.
  12. Апатичность, вялость, быстрая утомляемость, нет интереса к окружающему.
  13. Не контактирует со сверстниками.
  14. Плохой сон.
  15. Панические атаки на фоне полного благополучия.
  16. Невралгии и признаки поражения периферических нервов.
  17. Подергивания самопроизвольно разных мышц.
  18. Энурез у детей 5-6 лет.
  19. Гиперактивность.
  20. Задержка речи, освоения письма, снижение интеллекта.

Во всех указанных случаях не надо ждать планового осмотра, нужно сразу идти к врачу.

Профилактические осмотры:

  1. У детей до года осмотр каждые 3 месяца; при наличии нарушений ежемесячно.
  2. Затем осмотр в преддошкольный период - 4 – 5 лет.
  3. В младший школьный период - 7 лет;
  4. 13-14 лет – пубертатный возраст.

Все профосмотры необходимы для раннего выявления патологий с тем, чтобы не доводить их до тяжелого состояния. Также при этом возможно раннее выявление недостаточности психомоторики и умственное недоразвитие.

Как проходит осмотр у детского невролога?

После традиционного осмотра (визуальное исследование, пальпация, манипуляции по определению двигательной и чувствительной сферы), невролог всегда уточняет весь перечень заболеваний с рождения ребенка; анализирует все отрицательные моменты беременности у матери; протекание родов. Уточняются перенесенные заболевания в 3 триместре беременности.

Диагностические мероприятия

Из методов диагностики при подозрительных симптомах применяются:

  • УЗИ с допплерографией сосудов головного мозга;
  • осмотр глазного дна;
  • МРТ (в крайних случаях).

Во время приема обязательно проверяются:

  • зрительные рефлексы;
  • тонус и сила мышц;
  • условные и безусловные рефлексы;
  • определяется чувствительность и ее выпадения;
  • координация в пространстве;
  • познавательные когнитивные функции.

К дополнительным методам исследования относят оценку слуха, ствола головного мозга, речевого аппарата. Поскольку многие проблемы часто носят полиэтиологический характер, то и лечение проводится вместе с другими специалистами.

Методики лечения

Как лечить врожденные патологии? При врожденных патологиях главной целью становится остановка усугубления патологии и помощь в адаптации ребенка. ЛС применяют не сразу.

Для начала применяются:

  • мануальная терапия;
  • краниосакральная техника;
  • мышечная релаксация;
  • эмоциональная техника;
  • физио-, рефлексо- и бинауральная терапия;
  • массажи;
  • ЛФК и др.

Мануальная терапия – восстанавливает подвижность и работу позвоночника. У детей она проводится мягко, в замедленном темпе, снимая все спазмы с напряженных зон.

Краниосакральная техника – ее целью является ручное постепенное выравнивание костей черепа. Это восстанавливает кровоснабжение головного мозга; снижает ВЧД. Методика применяется у младенцев.

Эмоциональные техники – применяют при поведенческих отклонениях и неврозах.

Мышечная релаксация – она состоит из расслабления мышечных волокон. Это положительно отражается на костной системе, особенно на позвоночнике. Также расслабляются внутренние органы.

Из новых методов можно отметить компьютерные речевые программы, методики совершенствования координации движений (мозжечковая стимуляция).

Как можно заметить, при неврологическом лечении мало что приемлемо в домашних условиях.

Невропатолог не просто назначает лечение и отправляет ребенка домой, не вспоминая о нем до следующего профосмотра. Он всегда контролирует лечение.

С целью стимулирования моторики, психического развития родители с успехом могут в домашних условиях после консультации с врачом проводить простые упражнения для развития и улучшения мелкой моторики:

  1. Насыпать немного крупы гречки в тазик и перебирая ее, пересыпать из ладошки в ладошку. Можно спрятать в эту крупу мелкие предметы и пусть ребенок пытается их нащупать.
  2. Стаканчиком из таза в ведерко переливать теплую воду;
  3. При первых шагах ребенка почаще давайте бегать ему босиком. Пусть он стопками чувствует поверхность; это обогатит его тактильные ощущения. При этом поверхность фактурно чередуется – пол, ковер, резиновый коврик, ткань и пр.
  4. Занимайтесь с ребенком лепкой из пластилина, рисуйте пальчиковыми красками.

Распространенные патологии

В этой статье будут обозначены самые распространенные неврологические патологии у детей.

  1. Мозговая дисфункция или иначе синдром дефицита внимания с гиперактивностью - сначала проявляется сниженной концентрацией внимания, затем ребенок становится раздражительным, легко возбудимым. Мышцы гипотоничны, из-за чего появляется неловкость движений, нарушается работа опорно-двигательного аппарата в целом. Нарушена осанка, развивается плоскостопие, появляется недержание мочи. Дети не могут усваивать школьную программу, у них отмечаются вегетативные симптомы: усиленное сердцебиение, головокружение, головные боли.
  2. Также к перинатальной патологии относятся родовые травмы, гипоксия плода, внутричерепные кровоизлияния. При первом осмотре может быть полное здоровье, а проявление патологий проявится через несколько месяцев.
  3. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия – следствие гипоксии плода. Мозг страдает полностью: кора и подкорка. При отсутствии лечения это обернется снижением интеллекта, параличами, судорожным синдромом, ДЦП. Нарушения на ранней стадии хорошо проявляются на ЭЭГ.
  4. Родовая травма – обширное понятие, включающее нарушение целостности тканей у плода во время родов. Среди них можно назвать спинномозговые травмы, параличи фациального нерва. Паралич лицевого нерва дает симптомы: припухлость, опущение и неподвижность рта; веки плотно не закрываются; носогубная складка отсутствует. Лечение может полностью привести к выздоровлению. Травма спинного мозга при родах может возникать при ягодичном предлежании плода, из –за применения акушерских манипуляций. При таких условиях легко возникают подвывихи позвонков, ущемление и спазм позвоночной артерии, кровоизлияния в оболочки спинного мозга. При травмах спинного мозга особенно часто происходит ушиб и сдавление. Неврологические нарушения при этом проявляются в виде параличей, тазовых расстройств, нарушении мочеиспускания. Признаки поражения определены уровнем сегмента. При этих заболеваниях для лечения подобных нарушений иммобилизуют шею и голову ребенка. Медикаментозно снимают отек тканей и боли, восстанавливают функционирование поврежденных мозговых структур.
  5. Внутричерепные кровоизлияния – к ним располагают гипоксия, нарушенная свертываемость крови, инфекции во время беременности матери; недоношенность. При всех них состояние стенки сосудов мозга нарушается, а пусковым крючком становится патология родов. Лечение заключается в соблюдении щадящего и охранительного режима (исключение любых раздражителей – свет, звук; пеленание только щадящее); медикаментозное лечение. Если кровоизлияние прогрессирует, возможно и хирургическое вмешательство в виде удаления крови отсасыванием с контролем ультразвука.
  6. Черепно-мозговые травмы: В понятие ЧМТ входят ушиб и сотрясение мозга. У ребенка это проявляется астеническим синдромом; часто ему сопутствует вегетодистония: повышение АД, изменения ритма сердца; нарушенная работа центра терморегуляции.
  7. Микроцефалия. Характерно выраженное уменьшение размеров черепа и, соответственно, мозга. Будет наблюдаться обязательно умственная неполноценность. Нарушается речь, моторика.
  8. Гидроцефалия. Другое название - водянка головного мозга. При ней резко увеличены полости желудочков головного мозга из-за повышенного секретирования СМЖ, которая скапливается в мозговых полостях. Признаки гидроцефалии формируются еще внутри утробно. Череп в результате деформируется, становится излишне выпуклым лоб, сетка вен на черепе и висках выражена. Заметно расширены роднички, глаза закатываются под надбровные дуги вверх. Часто патологии у детей старшего возраста – это поздний результат за нераспознание их в первые месяцы жизни.

Нервные расстройства у детей в современном мире возникают все чаще и чаще. Это связано с различными факторами: большими нагрузками, которые получают дети в учебных учреждениях, недостаточной взаимосвязью с родителями, которые заняты на работе, высокими планками, которые ставит общество. Важно вовремя распознать тревожные признаки и начать работу с ребенком. В противном случае, это может привести к серьезным проблемам с психикой в будущем.

Нервные заболевания могут проявляться в любом возрасте, но повышенный риск приходится на периоды возрастных кризов:

  • 3-4 года;
  • 6-7 лет;
  • 13-18 лет.

В младшем возрасте ребенок не всегда может рассказать, что его беспокоит. В этот период родителей должны насторожить такие нехарактерные признаки, как:

  • Частые капризы и состояние раздражительности;
  • Быстрая утомляемость;
  • Повышенная эмоциональность и ранимость;
  • Упрямство и протесты;
  • Ощущение постоянной напряженности и дискомфорта;
  • Замкнутость.

Ребенок может начать испытывать трудности с речью, даже, если до этого времени он имел хороший словарный запас. Он также может начать проявлять интерес в каком-то определенном направлении: играть только с одной игрушкой, читать только одну книгу, рисовать одни и те же фигуры. Причем его игры становятся для него настоящей реальностью, поэтому родители могут заметить, как сильно ребенок увлечен в это время. Он может много фантазировать и действительно верить в свои фантазии. При подобных симптомах, рекомендуется пройти психологическую диагностику у детского психолога , особенно актуально это будет сделать за год до школы.

Когда ребенок посещает школу, у него могут дополнительно проявляться такие признаки, как:

  • Снижение аппетита;
  • Нарушение сна;
  • Головокружения;
  • Частые переутомления.

Ребенку сложно концентрироваться и осуществлять умственную деятельность в полной мере.

Симптомы нервного расстройства у детей-подростков имеют наиболее серьезный характер. Неустойчивая психика в этот период приводит к тому, что у них могут наблюдаться:

  • Импульсивность. Даже мелочи могут вывести их из себя;
  • Чувство постоянной тревоги и страха;
  • Опасение окружающих людей;
  • Ненависть к себе. Нередко подростки испытывают неприязнь к своему же внешнему виду;
  • Частая бессонница;
  • Галлюцинации.

Из физиологических проявлений могут отмечаться сильные головные боли, нарушенное давление, признаки астмы и прочее. Самое страшное, что при отсутствии своевременного лечения, нарушенная психика может стать причиной возникновения суицидальных мыслей.

Нервно-психические расстройства у детей могут иметь различные корни. В некоторых случаях к этому имеется генетическая предрасположенность, но не всегда.

Спровоцировать расстройство могут:

  • Заболевания ребенка, приводящие к дисфункции вегетативной нервной системы;
  • Заболевания ребенка, поражающие головной мозг;
  • Заболевания матери во время беременности;
  • Эмоциональное состояние матери во время беременность;
  • Проблемы в семье: конфликты между родителями, развод;
  • Слишком большие требования к ребенку в процессе воспитания.

Последняя причина может показаться спорной, ведь воспитание – неотъемлемая часть формирования ребенка. В данном случае важно, чтобы требования родителей были адекватными и осуществлялись в меру. Когда родители просят от ребенка слишком много, пытаются найти в нем отражение своего нереализованного потенциала и, более того давят на него, ставя слишком высокие планки, результат становится только хуже. Малыш испытывает подавленность, что непосредственно ведет к развитию нарушений в нервной системе.

Очень важным фактором, который может стать причиной проблем с психикой у ребенка, является несоответствие эмоционального темперамента его и матери. Это может выразиться, как в недостатке внимания, так и в его переизбытке. Иногда женщина может отметить отсутствие эмоциональной связи с ребенком, она оказывает все необходимые действия по уходу за ним: кормит, купает, укладывает спать, но не желает лишний раз обнять его или улыбнуться ему. Но и чрезмерная опека родителей по отношению к ребенку не лучший вариант, она также несет риск формирования нестабильного нервно-психического состояния ребенка.

Наличие фобии также может подсказать родителям о возможных проблемах нервно-психического состояния у ребенка.

Виды неврозов в детском возрасте

Невроз у ребенка, как и у взрослого, подразделяется на несколько видов в зависимости от имеющихся симптомов. Нарушения нервной системы у детей могут иметь следующие формы:

  • Нервный тик. Встречается достаточно часто и выражается в виде непроизвольных движений частей тела: щек, глазного века, плеча, кисти руки. Ребенок не может их контролировать, при этом, они возникают в период его волнительного или напряженного состояния. Нервный тик пропадает, когда ребенок чем-то очень увлечен;
  • Заикание. Маленький пациент начинает испытывать трудности с речью из-за судорог мышц, отвечающих за эту деятельность. Заикание особенно усиливается в период волнения или при наличии внешнего раздражителя;
  • Астенический невроз. Причиной данного вида болезни является большой объем нагрузки, которая приходится на психику ребенка. Вследствие этого, он может страдать от частых и резких скачков настроения, повышенной раздражительности и капризности, отсутствия аппетита и чувства тошноты;
  • Навязчивый невроз. Он может выражаться, как в постоянно возникающих мыслях тревожного или пугающего характера, так и в часто повторяющихся движениях. Ребенок может качать, вертеть головой, двигать руками, чесать голову.
  • Невроз страха. Дети только познают окружающих их мир, поэтому некоторые вещи могут их пугать, иногда развивая в них настоящую фобию. Чаще всего страхи заключаются в темноте, громких звуках, высоте, незнакомых людях;
  • Невроз сна. Ребенку тяжело заснуть и он часто мучается кошмарами. Все это приводит к тому, что малыш не высыпается и постоянно чувствует усталость;
  • Истерия. Она возникает на фоне какого-либо эмоционального переживания. Ребенок не может справиться со своими чувствами и пытается привлечь внимание окружающих громко плача, лежа на полу, раскидывая предметы;
  • Энурез. В этом случае невроз выражается в недержании мочи. Но важно учитывать, что данное явление до достижения ребенком 4-5-летнего возраста, может быть не информативным в диагностике психических нарушений;
  • Пищевое поведение. Дети часто выражают повышенную избирательность в еде. Но если этот признак появился неожиданно, то стоит обратить на него внимание. Возможно, ему предшествовало нарушение в психике ребенка. Избыточное потребление пищи также может говорить не только о риске лишнего веса, но и о наличии невроза;
  • Нервная аллергия. Характеризуется тем, что очень сложно определить источник реакции организма.

В зависимости от состояния ребенка, он может испытывать признаки сразу нескольких видов невроза, например, нарушение сна и навязчивые мысли.

К кому обратиться

При появлении признаков психологических и нервных нарушений у ребенка, родители должны обратиться за помощью к врачу. В первую очередь стоит посетить невролога. Именно он сможет определить, какая причина кроется в измененном поведении ребенка и, есть ли необходимость в лекарственной терапии.

Следующим шагом станет посещение психотерапевта. В некоторых случаях консультация потребуется и родителям, ведь не редко причиной детских невралгических нарушений становятся напряженные отношения между ними. В таком случае помочь разобраться с проблемой может семейный психолог, который будет работать со всеми членами семьи одновременно.

Лечение

Лечение в каждом случае подбирается индивидуально. Оно может включать в себя меры одной или сразу нескольких направленностей: прием препаратов, психологическая помощь, дополнительные процедуры.

Препараты

Медикаментозной терапией лечат детей не всегда. Врач должен на основе результатов диагностики определить, необходимость лекарственных средств. Если ребенок действительно в них нуждается, то ему могут быть показан прием:

  • Успокоительных. Большинство из них имеют растительное происхождение, поэтому не вредят детскому организму. Их действие сводится к снижению эмоционального напряжения ребенка. Они также способствуют нормализации сна;
  • Препаратов, улучшающих кровообращение в области головного мозга. Такие лекарства благоприятно влияют на состояние сосудов, расширяя и обеспечивая их питание;
  • Антипсихотических медикаментов. Необходимы для избавления ребенка от навязчивых страхов и повышенной тревожности;
  • Транквилизаторов. Они также относятся к группе успокоительных лекарств, но оказывают более выраженный эффект. Устраняют эмоциональную напряженность, оказывают расслабляющий эффект. Сон, как правило, становится более глубоким и крепким;
  • Кальцесодержащие комплексы. Они восполняют недостаток этого элемента в организме ребенка, что положительно сказывается на состоянии его нервной системы и работы мозга.

Какой именно препарат необходим ребенку, и в какой дозировке, определяет только лечащий врач. В противном случае, состояние может ухудшиться побочными эффектами от приема лекарств.

Семейная психотерапия

Посещение детского психолога составляет основу лечения большинства нервных расстройств у ребенка. На приеме специалист старается выяснить у пациента, что именно его беспокоит, пугает или заставляет нервничать. В данном случае психолог должен установить максимально доверительный контакт с ребенком. Если есть необходимость, то работа ведется и с родителями.

Помимо работы с внутренним миром ребенка, важно и создать условия для его жизнедеятельности. Он должен иметь нормированный распорядок дня, полноценный сон не менее 8 часов в сутки, здоровое питание, а также сбалансированный объем труда и отдыха.

Народная медицина

Все народные средства, направленные на устранение признаков нервного расстройства у ребенка, заключаются в приеме травяных средств, имеющих успокоительный эффект. Наиболее популярными методами считаются:

  • Настойка из пустырника. Сухую траву заваривают кипятком и процеживают через марлю. Принимают такое средство по 1-2 чайной ложке 3 раза в день. Детям до 7 лет не рекомендуется;
  • Настойка из валерьяны. В данном случае кипятком заливают измельченный корень растения. Процеженное средство пьют по 1 чайной ложке 3-4 раза в день;
  • Отвар ромашки. Сухие цветки заваривают кипятком, а затем настаивают 3 часа. Данный отвар можно пить даже грудничкам. При наличии неврологических нарушений ребенку рекомендуется выпивать до 150 мл в день.

Важно обратить внимание на то, что травы могут вызывать аллергические реакции, поэтому стоит предварительно убедиться в отсутствии их непереносимости ребенком.

Профилактика

Профилактика нервных расстройств важна не только для детей, уже сталкивавшихся с этой проблемой. Каждый родитель должен осознавать, что психика ребенка не настолько сформирована, как у взрослого человека, поэтому подвержена различным дестабилизирующим факторам.

Для того чтобы не допустить возникновение неврологических расстройств у ребенка, важно соблюдать следующие меры:

  • Прислушиваться к его эмоциям. Важно не пропустить момент, когда он нуждается в поддержке или простом внимании;
  • Оценивать эмоциональный потенциал ребенка. Много внимания – не всегда лучшее решение. У детей также должно быть свое личное пространство;
  • Разговаривать с ним. Не стоит бояться рассказать ребенку о своих чувствах и мыслях. И, конечно, важно научить его давать обратную связь;
  • Наладить доверие. Ребенок должен знать, что родители всегда готовые его выслушать и принять его, даже если он совершил оплошность;
  • Создавать условия для раскрытия его потенциала. Если ребенок имеет тягу к рисованию, то не стоит запрещать ему заниматься этим делом, мотивируя тем, что, например, спорт более интересное занятие.

В целом, родители просто должны научиться любить и понимать свое дитя, и неважно, сколько ему лет, 1 год или 18. Если это сложно сделать самостоятельно, то можно обратиться за помощью к психологическим книгам, семинарам или непосредственно к специалистам в этой области.

Список неврологических заболеваний довольно широк и не зависит от возраста и пола, эти болезни признаны самыми распространенными. Функциональные нарушения при таком типе патологии могут образовываться в любом месте организма.

Причины, провоцирующие нарушения нервной системы

Болезни неврологического характера бывают приобретенными и врожденными. Провокационными факторами, приводящими к нарушениям являются:

  • Травмы . Черепно-мозговое повреждение влечет развитие всевозможных неврологических расстройств.
  • Болезни внутренних органов в хронической стадии.
  • Наследственная предрасположенность. В этом случае проявление нарушений начинается с раннего возраста: это тики, эпилептические приступы, нарушения двигательной функции, полная или частичная потеря чувствительности.
  • Нарушения кровообращения сосудов головного мозга. Расстройства проявляются головокружением, дезориентацией, мигренью, а также
  • Истощение организма на нервной почве. Болезни, которые обусловлены этой причиной, отличаются психосоматическими признаками.

Энцефалиты, менингиты

Их диагностируют при поражении мозга, и они входят в список неврологических заболеваний для установления инвалидности. Мягкие оболочки мозга подвергаются воздействию вредных агентов, бактериальной или вирусной природы.

К сожалению, от этих болезней не может быть никто застрахован. Такие диагнозы ставят и новорожденным, а причиной в данном случае является перенесенная во время беременности инфекция. Опасность поражения мозга заключается в осложнениях: это прогрессирующее слабоумие и состояния, приводящие к инвалидизации человека. Несвоевременно начатое лечение приводит к отеку мозга и летальному исходу.

Вегетососудистая дистония

Эта патология признана одним из самых распространенных неврологических нарушений. Состояние характеризуется хроническим течением. Симптомы: скачки артериального давления, частые головокружения, боли в сердце. Правильно подобранная терапия приводит к полному излечению.

Мигрень

Это заболевание признано лидером среди неврологических нарушений. Признаки болезни проявляются приступами сильнейшей мучительной головной боли. Терапия подбирается индивидуально в течение длительного периода. Избавиться от болевого синдрома сложно.

Возрастные неврологические патологии

Список неврологических заболеваний у людей старше 60 лет, которые неизлечимы: старческое слабоумие, рассеянный склероз (в настоящее время встречается и у более молодого поколения граждан), паркинсонизм, болезнь Альцгеймера, нарушение когнитивных функций. Причиной их развития считаются длительная артериальная гипертензия, не компенсированная лекарственной терапией, сбой метаболических процессов и недостаточное кровоснабжение головного мозга. Ниже представлен неполный список неврологических заболеваний (в таблице), связанных с нарушением памяти у людей пожилого возраста.

Своевременное обращение за медицинской помощью улучшит качество жизни больного, позволит на какое-то время отодвинуть прогрессирование болезни.

Состояния, при которых следует обратиться к врачу

Синдромы и симптомы при неврологических заболеваниях, указывающие на проблемы в функционировании следующие:

  • постоянная усталость;
  • дезориентация;
  • проблемы со сном;
  • ухудшение памяти;
  • ослабление внимания;
  • сбой в активности мышц;
  • образование пятен в области зрения;
  • галлюцинации;
  • головокружения;
  • спутанность сознания;
  • тремор;
  • боли, возникающие внезапно и затрагивающие разные части тела;
  • панические приступы;
  • чувство онемения в нижних и верхних конечностях;
  • парезы или параличи.

Обнаружение вышеперечисленных признаков требует врачебной помощи, так как они могут являться предвестниками серьезных неврологических заболеваний, список которых подразделяется на нарушения в работе как центральной, так и периферической нервной системы.

Виды исследований

Доктор-невролог при необходимости направит пациента для прохождения дополнительных обследований:

  • магнитно-резонансная томография назначается при нарушениях сознания, галлюцинациях, болевом синдроме;
  • допплерография показана при мигрени, головокружении;
  • электронейромиография - при параличах или парезах, а также внезапно возникшей боли.
  • компьютерная томография помогает определить местонахождение и характер патологии;
  • ультразвуковое исследование различных органов в зависимости от предъявляемых пациентом жалоб;
  • позитронно-эмиссионная томография, с ее помощью диагностируют травмы и последствия болезней;
  • эхоэнцефалография применяется для выявления патологий мозга;
  • нейросонография используется для исследования головного мозга новорожденных;
  • краниография выявляет переломы костей в черепе и врожденные дефекты.

Какой конкретно вид обследования назначить, определяет лечащий доктор в зависимости от наличия симптомов. Лечение неврологических заболеваний и их профилактика - это его прерогатива. Самостоятельное принятие решения о лечении или прохождении исследования не рекомендуется.

Методы лечения

Существует четыре способа терапии, которые успешно применяют для лечения неврологических заболеваний (список их приведен выше):

    Медикаментозный или лекарственный. Включает в себя широкий ассортимент препаратов, которые в соответствии с инструкцией по медицинскому применению используют для лечения этих состояний.

    Физиотерапевтический . Включает различные занятия лечебной физкультурой, направленные на разные органы и мышцы, а также магнитную и лазеротерапию, электрофорез и другие виды физиотерапевтического воздействия.

    Хирургический . Используется этот метод при прогрессировании заболевания и полного отсутствия эффекта от других способов терапии. Оперативные вмешательства осуществляются на нервных волокнах, спинном и головном мозге.

    Немедикаментозный . К нему можно отнести диетотерапию, лечение лекарственными травами, иглоукалывание, массаж, мануальную и рефлексотерапию, остеопатию.

Детские неврологические заболевания: список и описание

Основными причинами, провоцирующими неврологический стресс или срыв, признаны:

  • психологические травмы;
  • некомфортная и агрессивная среда, в которой находится ребенок;
  • неконтролируемые физические и умственные нагрузки;
  • невозможность справится с сильными эмоциями (страх, обида).

Неразвитая нервная система ребенка не успевает своевременно отреагировать на различные стрессовые ситуации, поэтому дети не могут быстро адаптироваться к сложным жизненным условиям. Согласно данным медицинской статистики, список детских неврологических заболеваний неуклонно растет. Самых беззащитных жителей земного шара поражают такие болезни, как:

  • Энурез или недержание урины. Очень часто встречается у маленьких мальчиков и проявляется в ослаблении контроля в ночное время. Причинами такого состояния детские неврологи называют: стрессы, постоянные наказания ребенка.
  • Различные неврозы, которые занимают лидирующее место среди всех нарушений неврологического характера: боязнь высоты, темноты, одиночества и другие;
  • заикание. Чаще всего встречается у мальчиков. Причина - это сильное потрясение в виде испуга или травмы, т. е. то, с чем ребенок не смог справиться самостоятельно и произошел сбой в речевом процессе.
  • Тики . Различают моторные, они выражаются в подергивании, моргании или пожимании плечами; вокальные - хмыканье, покашливание; ритуальные - повторяются все действия, выполняемые в определенной последовательности; генерализованные, которые объединяют несколько видов. Причина тиков кроется в внимания, а также чрезмерной опеке, стрессе.
  • Расстройства сна невротического характера. Предпосылками развития этого состояния считаются регулярные переутомления в дополнительных секциях, в школе и хронический стресс.
  • Головные боли. Наличие этого симптома свидетельствует о присутствии патологического процесса неврологической направленности в организме ребенка.
  • Синдром дефицита внимания. Особенно часто проявляется во время обучения в школе и дальше может перейти во взрослую жизнь. Проявления синдрома - это тревожность, агрессивность, негативизм, эмоциональная лабильность.

Список и описание неврологических заболеваний в детском возрасте можно продолжать бесконечно. С целью эффективности лечения патологий нервной системы следует своевременно обращаться за медицинской помощью. Частично помогут избежать этих нарушений нахождение общего языка с ребенком, поддержка и вера в его собственные силы, снисходительность и терпение, психологически благоприятный климат в семье. Главное в таких ситуациях - не искать виноватых, а совместно со специалистами (неврологами, психологами) найти правильный выход, думая в первую очередь о подрастающем поколении.

Неврологические заболевания у новорожденных

Список этих патологий возглавляют самые распространенные, такие как:

  • Гипертонус и гипотонус. Признаком первого считается напряжение в мышечной ткани, не проходящее после первой недели жизни малютки. Симптомы второго - верхние и нижние конечности разогнуты, при пассивном разгибании отсутствует сопротивление. Лечение заключается в проведении регулярной гимнастики и курсов массажа.
  • Синдром нарушения центральной нервной системы. Предполагается, что такое состояние прослеживается у большого количества новорожденных. Причины его появления кроются в неблагоприятных влияниях внешних условий на нервную систему в период вынашивания, родоразрешения и в первые дни жизни малыша. При первых признаках болезни следует незамедлительно начать лечение, используя физиотерапевтические методы. Несвоевременная терапия впоследствии обернется мозговой дисфункцией.
  • Внутричерепное давление. Оно может быть неустойчивым или повышаться и приводить к гипертензивно-гидроцефальному синдрому. Симптомы, которые должны насторожить молодую мамочку, проявляются в виде частого плача, срыгивания особенно при смене атмосферного давления, раздражительности или, наоборот, отмечается сонливость, вялость, отсутствие аппетита. На переносице, висках и черепе малютки проявляется рисунок из вен, который заметен невооруженным глазом. К началу второго месяца от роду возможно увеличение размеров головы малыша.
  • Перинатальная мозговая гиповозбудимость. Она возникает периодически или может быть постоянной, имеет выраженность разной силы. У малыша проявляется пассивность, вялость, он не проявляет любознательности, мышечная активность снижена, основные рефлексы - глотание и сосание - снижены, низкая двигательная активность. Этот вид патологии характерен для недоношенных младенцев, а также тех, которые подверглись гипоксии или родовой травме.

Любой мамочке необходимо знать признаки неврологических заболеваний у детей, список которых перечислен выше, и при малейшем подозрении обращаться за квалифицированной помощью к докторам в медицинское учреждение.

Подводя итоги

Ранний возраст индивида особо важен для всей последующей жизни, так как именно в этот период закладываются базовые основы для успешного физического благополучия. Своевременное устранение нарушений или стабилизация состояний, связанных с патологическими неврологическими проблемами, помогут быть здоровым.

Очень часто врачу-неврологу приходится видеть отчаявшихся родителей, которые приводят на прием ребенка-школьника, записанного в разряд "трудных" или "необучаемых". При разговоре и анализе медицинской документации, как правило, выясняется, что у большинства мам этих детей отмечались проблемы, связанные с протеканием беременности и родов. Малыши рождались в асфиксии, в родах использовалось пособие, врачи ускоряли или замедляли естественный ход рождения ребенка.

Однако большинству таких детей не выставляли диагноз "родовая травма". Отчасти это происходило по невнимательности медиков, отчасти оттого, что на врачебный прием отпущено не больше десяти минут, а хороший первичный осмотр занимает никак не меньше получаса. Педиатр, не зная неврологической симптоматики, не направил вовремя к специалисту. Дети не наблюдались у невропатолога после выписки из роддома, в первые месяцы жизни . Было упущено драгоценное время, которое чем дальше, тем труднее наверстать.

Кроме того, у нас просто не существует статистики по родовому травматизму. Умалчивание этой проблемы ведет к тому, что врачи неонатологи, акушеры, гинекологи вообще не отвечают за состояние родившихся детей и творят что хотят. Скажите, какая женская консультация, какой роддом дают самый высокий процент в Москве? Никто не знает. О легких нарушениях вообще молчат, притом что процент (легкие нарушения мозгового кровообращения) в Москве приближается к девяноста.

Некоторые дети до года стояли на учете у невропатолога, иногда им даже прописывали ванны, успокоительные сборы и проводили курсы массажа. Но после двенадцати месяцев ребятишки исчезали из поля зрения докторов по двум причинам.

Во-первых, в этом возрасте проявления заболевания "стираются", соответственно, при быстром и невнимательном осмотре врачи их не замечают.

Во-вторых, до трех или даже до семи лет у многих больных наступает период "затишья". Заболевание не дает о себе знать потому, что происходит компенсация: сосуды начинают справляться с повышенной нагрузкой. К сожалению, это возможно лишь до следующего критического периода, когда от них снова потребуется работа в усиленном режиме. В три года и в семь лет формируются новые связи между нервными клетками, требующие повышенных энергозатрат и питания. Прибавьте сюда то, что в этом возрасте большинство детей идут в садик или школу соответственно. В результате проблемы расцветают пышным цветом.

Школьные годы. Чудесные?

И вот возбудимые и неловкие дети стройными рядами идут в массовую школу. Родители стонут, сынуля или дочурка рыдает, учитель опускает руки. Ребенок становится частым гостем в кабинете невролога. Однако доктор отмечает в карте развития: "Очаговой симптоматики нет". Это значит, что все отделы головного мозга устроены правильно, нервные клетки функционируют нормально. Но на самом деле нет лишь грубых симптомов. Например, обе ноги одной длины, обе руки одинаковой толщины, ребенок не хромает, может прыгать и бегать.

Но ведь есть малозаметные признаки болезни! Например, при письме напрягаются мышцы руки, шеи, ребенок не замечает то, что написано справа или слева на доске. Эти признаки врач может обнаружить лишь тогда, когда спровоцирует некоторые симптомы. Например, попросит закрыть один глаз, или держит правую руку ребенка, пока тот выполняет задание левой.

А родители просят "что-нибудь сделать" - и школьнику снова прописывают препараты. Он посещает врача с периодичностью раз в три-четыре месяца, а потом снова исчезает - и теперь уже навсегда, разочаровавшись в медицине.

Почему врачи не в состоянии помочь? Этому, как ни парадоксально, не учат в институте. Там дают только базу. Дальше врач должен развиваться самостоятельно, искать учителей, единомышленников. А то, что медицинское образование поставлено на поток и каждый человек с дипломом идет врачевать, это кризис.

Но, к сожалению, большинство врачей, с которыми, возможно, пришлось столкнуться и вам, довольны своим уровнем подготовки. Что также порочно, большинство родителей довольны тем, что от них не требуется никаких усилий. Ребенка считают больным, и ему прописывают препараты. И лишь вдумчивый или отчаявшийся родитель будет искать тех специалистов, которые предложат не химию, а именно коррекционный курс.

Какие они, беспокойные дети?

Условно всех детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога, можно разделить на две группы.

Первая - возбудимые дети . Они писаются днем и/или ночью; заикаются; имеют тики, моргают, непроизвольно двигают плечами, губами и пр.; часто совершают стереотипные и/или ритуальные действия: нюхают руки, без конца открывают и закрывают двери, включают и выключают свет и воду и пр.

В чем причина возбудимости ребенка? Только команда специалистов, в которую войдут психолог, нейропсихолог, невролог, иногда психиатр, может ответить на этот вопрос. А ведущую причину возбудимости (обычно этих причин несколько) нельзя выявить без точной диагностики состояния малыша.

Если нет возможности проконсультироваться в одном месте, значит, придется искать специалистов из разных учреждений или кабинетов одного здания. Но только команда специалистов может определить стратегию и тактику коррекции. Как правило, каждый специалист из вышеперечисленных найдет повод для работы с ребенком.

Иногда встречаются семьи, где темперамент малыша трактуется как патология. Например, случается, что дети, которые не могут полностью реализовать себя в жизни, начинают плохо спать. Или ребенок умудряется отдохнуть за четыре часа ночью, что совершенно не устраивает родителей. В каждом конкретном случае приходится распутывать клубок семейных проблем.

Иногда возбудимым детям нужны медикаменты. Но чаще всего может помочь изменение отношения к ребенку, выстраивание режима дня и программ действий - например, выполнение домашней и рукодельной работы, требующей соблюдения определенной последовательности.

Вторая группа - дети, перенесшие гемипарез . Гемипарез - это следствие асимметричного поражения головного мозга. Может быть, из-за кровоизлияния, может быть, из-за недостаточного поступления крови (пережаты сосуды). Симптомом гемипареза является асимметричное поражение конечностей. Одна рука, нога или они вместе начинает слабеть, медленнее развиваться, легче напрягаться и "поджиматься". Помимо "скрюченности" одной ножки и/или ручки возможны перекос туловища, неподвижность в шее, когда ребенок смотрит только в одну сторону.

В детской практике это чаще связано с родовой травмой, но бывают и более поздние причины - тяжелая травма (автокатастрофа), инфекция головного мозга, кровоизлияние, не связанное с родами

Дети, перенесшие гемипарез, не могут сосредоточиться на одном занятии, они непостоянны в своих желаниях даже в течение четверти часа. Они не могут построить программу действий и хватаются за все сразу. У них все "горит" и ломается в руках. Они не могут работать без взрослого, который сидит рядом и говорит: "Внимательнее, сосредоточься, проверь еще раз, что ты отвлекаешься...". Часто они бесцельно бегают по кругу. Могут беспричинно разрыдаться.

В более старшем возрасте эти дети становятся моторно неловкими. Набивают шишки в дверных проемах, иногда на одном и том же плече. Не любят лепить, вязать, шить. Не могут сами закончить начатый проект. Мальчики предпочитают бесцельное вождение машинок игре в конструктор. Часто дети демонстрируют "полевое поведение": носятся без цели по кругу на отрытом пространстве, хватаясь за все игрушки, которые оказались в поле зрения.

Грубые нарушения в виде "пареза", когда ребенок не может пользоваться одной половиной тела, которая быстро отстает в росте, встречаются не так часто. К тому же мимо такого врач не пройдет. Гораздо больше "легких" поражений, незаметных на первом году жизни (если только их не искать специально). Я не могу сказать, сколько таких детей рождается, так как здоровые, как правило, не попадают ко мне на глаза. Но вот среди неуспевающих по русскому языку школьников, среди "неумех" детского сада таких больше 90%. А официальной статистики по этим детям просто нет. Они не стоят ни на каких учетах .


Как их обычно лечат?

И возбудимым, и перенесшим гемипарез детям врачи назначают различные успокоительные препараты - от травяных сборов и ванн до снотворных и успокоительных таблеток. Но стандартные препараты в средневозрастных дозировках не приводят к желаемому результату. Во-первых, из-за отсутствия комплексного подхода. Во-вторых, из-за того, что чувствительность пораженной и здоровой половины головного мозга к медикаментам разная. Малые дозы лучше усваиваются больной стороной, а "лошадиные" - здоровой.

Иногда симптомы уходят, а проблемы остаются. Или, например, с тиком доктор справится, но начнется энурез. Это происходит из-за того, что таблетки не дают выстроить "базу" развития того или иного навыка. У новорожденных в отличие от людей более старшего возраста (от дошколенка до старика) нарушение кровообращения происходит в тех отделах головного мозга, которые расположены ниже, ближе к спинному мозгу (отдел ствола головного мозга). В то время как у старших страдает, как правило, кора (она находится выше). Так как внутри- и внеутробное развитие идет снизу вверх, то дефицит внизу не позволяет происходить нормальному развитию мозга. Разово подействовавшая таблетка может только произвести свою работу на конкретном участке (как правило, на коре), никак не повлияв на развитие нижележащих пораженных участков. Есть таблетки, которые действуют на нижележащие отделы, но только лишь снижая их возбуждение, опять же никак не влияя на созревание и развитие. В результате патологически возбужденные клетки успокоятся, но тогда возбудятся те, которые расположены правее, левее, чуть выше, чуть ниже. Сути это не меняет. Созревание головного мозга пойдет не по правильному пути.

Скажу сразу, я не являюсь сторонником медикаментозного лечения возбудимых детей. Как я уже рассказала, традиционное лечение связано с назначением чрезмерных для этих детей доз. Кроме того, не учитывается "локальная фармакокинетика" препаратов. Что это такое? Есть области, которые более чувствительны к тем или иным медикаментам. Назначение многих лекарств не учитывает эту особенность. Например, Сонапакс не рекомендуется употреблять больным с поражением правого полушария, но сплошь и рядом врачи его выписывают. Эффект - нулевой или противоположный. Кроме того, лекарство начинает действовать быстро, а при накоплении работать перестает. А мы видим, что традиционные курсы рассчитаны на срок не меньше месяца.

Стратегия ведения таких пациентов должна быть принципиально иной. Прежде всего необходимо внимательно обследовать ребенка по схеме, которую мы предложим в этой серии публикаций в одном из ближайших номеров. Родителям имеет смысл ознакомиться с нашими диагностическими приемами, чтобы привлечь внимание специалиста к тем или иным особенностям , если они по какой-то причине выпадут из поля внимания врача. Родители также могут сами провести некоторые тесты, да и просто понаблюдать за поведением малыша.

Если ваша информированность и внимательность будет раздражать врача - это дурной сигнал. Хорошему доктору полезен информированный родитель, поскольку он "настроен на собственное чадо". Он готов работать и прикладывать усилия, а не просто ждать, когда врач назначит таблетку - и все пройдет. Информированный родитель добросовестнее выполняет рекомендации, лучше отслеживает динамику изменений.

Помните о том, что, чем раньше начнется реабилитация ребенка, тем прочнее и быстрее будет положительный результат. К сожалению, проблемы у этих детей остаются на всю жизнь, но с некоторыми школьными неудачами можно справится, даже если начать лечение после 6 лет.

Обсуждение

ЛЕЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ УТВЕРЖДЕНИЯМИ (ЛПУ)

ЛПУ не требует покупки лекарств и может применяться как самостоятельно, так и одновременно с любым другим лечением. Лечение заключается в чтении утверждений на те недомогания, от которых вы хотите избавиться. В день проводится три сеанса, в каждом сеансе необходимо прочесть каждое утверждение 9 раз подряд. Утром проводятся два сеанса, в первом для каждого недомогания читаем утверждения, которое подтверждают то, что у вас имеется это недомогание (это принятие ситуации, это отрицательные утверждения, например, «У меня болит голова»). Через час (и больше), на те же недомогания, читаем положительные утверждения («У меня отсутствует головная боль»). Вечером (через 10-15 часов) повторяем чтение положительных утверждений.
Улучшение состояния - через 5 дней, время лечения до 30 дней.
Для уменьшения на 50% привычного запора, нарушений в мочеиспускании и т.п. застарелых, хронических расстройств понадобится до одного года.

ПРИМЕР написания утверждений: Первый сеанс (отрицательные утверждения):

«У меня болит голова.
У меня повышенное внутричерепное давление.
У меня имеется страх перед насилием и убийством, перед потерей родных и своего дома. У меня имеется страх перед голодом».

Второй и третий сеансы (положительные утверждения):

«У меня отсутствует головная боль, у меня отсутствует страх перед головной болью, у меня нормальное состояние головы.
У меня отсутствует повышенное внутричерепное давление, у меня отсутствует страх перед повышенным внутричерепным давлением, у меня нормальное внутричерепное давление.
У меня отсутствует страх перед насилием и убийством, перед потерей родных и своего дома. У меня отсутствует страх перед голодом».

Страх перед насилием, голодом присутствует у всех, его надо убрать.
При написании утверждений нельзя применять отрицательные частицы «НЕ», «НЕТ». Например: нельзя писать «У меня нет головной боли». Утверждения писать на симптомы (а не на название болезни), например, писать «У меня отсутствует боль в запястье», а не «У меня отсутствует артрит в запястье». Везде (и в Следах, и в Отзыве) добавлять «Страх перед … отсутствует».
Методика эффективна при самых серьезных заболеваниях и какой-то эффект дает всегда. Надо учитывать, что оздоровление – это дополнительная нагрузка для организма, поэтому будет временное ухудшение самочувствия, и при уходе болезни может быть предварительное обострение. Необходимо увеличить потребление белков, витаминов, микроэлементов, больше отдыхать.
Перед чтением утверждений прочтите «Отче наш». Используйте церковные возможности помощи, покайтесь, измените свой образ жизни, или отношение к жизни (просмотрите книги Луизы Хэй – её аффермации можно вставлять в ЛПУ). Постарайтесь не думать о недомоганиях, лечении, отвлекитесь, загрузите себя.
Чтобы гарантированно получить результат, одновременно читайте утверждения на устранение следов недомогания и на отзыв ваших негативных мыслей.

СЛЕДЫ НЕДОМОГАНИЙ
С возрастом в подсознании человека накапливаются следы перенесенных заболеваний, которые при определенных условиях дают повторение этих заболеваний. Для устранения следов читать 11 дней по 7 раз в день (одним сеансом):
«Господи, прости меня за вредные мысли и поступки, которые привели к ухудшению моего здоровья, которые я осуждаю и больше никогда не повторю.
Господи, я благодарю Тебя за отсутствие головной боли.
Я свободен от головной боли. Я свободен от страха перед головной болью
Господи, я благодарю Тебя за нормальное внутричерепное давление.
Я свободен от повышенного внутричерепного давления. Я свободен от страха перед повышенным внутричерепным давлением.
Господи, я благодарю тебя за отсутствие страха перед насилием и убийством, перед потерей родных и своего дома, за отсутствие страха перед голодом.
Я очистил свое подсознание, я здоров».

Если у вас появилась упорная мысль, подозрение на какое-то недомогание, делайте ОТЗЫВ НЕГАТИВНЫХ ПРОГНОЗОВ.
«Я отзываю мои негативные мысли, слова по поводу головной боли, внутричерепного давления.
ВЗАМЕН негативных прогнозов Я УТВЕРЖДАЮ: У меня отсутствует головная боль, отсутствует страх перед головной болью, отсутствует повышенное внутричерепное давление, отсутствует страх перед повышенным внутричерепным давлением.
Я отзываю мои мысли, слова по поводу насилия, голода. Взамен негативных прогнозов я утверждаю: У меня отсутствует страх перед насилием и убийством, перед потерей родных и своего дома. У меня отсутствует страх перед голодом».

Что делать: На все свои недомогания читать «ОТЗЫВ негативных прогнозов» и «Следы» одновременно пропустить недомогания через ЛПУ (не все сразу - по 2-3 недомогания). Убирайте все, что вам не нравится, и «генетическое» и то, что «с детства». Половина недомоганий уйдет, оставшееся - уменьшится. С тем, что осталось, идите к врачу. При этом продолжать ЛПУ и ОТЗЫВ.
Когда пройдет период уборки первостепенных недомоганий, то для свежих (меньше 6 месяцев) недомоганий можно применять только ОТЗЫВ.

Положительные утверждения применяют и самостоятельно, часто их рекомендуют произносить перед зеркалом. Надо знать, что и в этом случае нельзя говорить «нет», «не» и еще необходимо представить то, что вы хотите получить, как свершившееся, как уже полученное, т.е. представить себя здоровым, помолодевшим. Это называется визуализировать то, что вы произносите. Визуализация преодолевает отсутствие «принятия ситуации» и увеличит эффект. Такое увеличение будет и в ЛПУ, если научитесь визуализировать. То есть отсутствие визуализации при применении ЛПУ (человек просто не имеет навыка визуализировать) приведет к увеличению количества дней лечения, но никак не скажется на конечном результате лечения.
Желаю здоровья, Борис Петрович, [email protected]

25.11.2015 14:34:52, Неврология у детей

Добрый день! Дочки 3 года, одна ножка худее другой и она хромает. Нога плохо развивается.Врачи толком диагноз не поставили,отправляют туда сюда и все, подскажите куда и как обращаться? Спасибо!!!

30.06.2014 14:30:45, Юрий13

Добрый день! Дочки 3 года, одна ножка худее другой и она хромает. Врачи толком диагноз не поставили, подскажите куда и как обращаться? Спасибо!!!

26.06.2014 14:54:54, Юрий13

Елизавета, подскажите пожалуйста в какой клинике Вы принимаете и как к Вам попасть на прием? Заранее спасибо за ответ.

Я вашу статью в журнале читала. у вас ведь и тест был на выявление роблем. Мне понравилась. Я из=за вашей статьи и покупала журнал. Спасибо. Очень разумно написано.

нам поставили в 3 месяца задержку моторики. нашли хорошего врача. очень много занимались с ребенком. делали массаж.токи. каждый день гимнастику. результат не заставил себя ждать. в 7 месяцев сели. в 10 пошли очень уверенно. главное-найти врача от бога. ей спасибо за систему. ребенок очень хорошо развивается

14.02.2006 16:03:09, лена

Помогите пожалуйста разобраться что нам делать.Ребенок родился посредством кесарево из-за гипоксии.Был очень возбужденным.Первые пол года спал часов 10 в сутки все время плакал.При плаче правой рукой чарапал себе лицо и дергал правой ручкой.Сделали ЭХО энцефалоскопию-результат 1 степень внутричерепной гипер……..(неразборчиво).Невропатолог назначает пить микстуру с валерианкой и чем-то еще-успокаивающее.Результат-ноль.В три месяца замечаю что ребенок берет игрушки левой рукой, а правой плохо.Медсестра сказала что он возможно левша, но потом начала замечать что ему правой тяжело что-то брать.В 4,5 месяцев пошли на массаж,и после массажа начал переворачиваться на живот.А ручка так-же слаба и неумела.В 7 месяцев легли в неврологическую больницу.И заметили что кроме ручки правая ночжка тоже не так активна как левая.После обследования сказали что ВЧД небольшое есть и один желудочек-2,5 при нормальном 2,2.Начали пить аспаркам, диакарб, пикамилон и кальция ….пантенат (начало не помню).Стало немножко лучше, и после массажа. зарядки-начал лучше ручкой брать игрушки,и стал сидеть. В 9 месяцев повторный курс лечения-зарядка, массаж,физиотерапия(аппарат АМПЛИПУЛЬС), пантогам,стало немного лучше,уже ходит за две ручки,но приставляет правую ножку.Получается как прихрамывает.Попадает правой рукой с едой в рот, хотя неумело.А левой нормально может есть печенье.С 10 месяцев ходит сам за одну ручку,но прихрамывает.В 11 м. повторное лечение с массажем,зарядкой,физио,без таблеток из-за сильного диатеза.В год пошел сам, но делал это редко,и очень не хотел сам ходить.В 1 и 1,5м. начал сам ходить прихрамывая,правая ручка плохо работает.Он все время держит ее большим пальцем в кулачке.Когда тресет погремушку левой рукой,правую сильно напрягает.И все время играет только левой рукой,изредка перекладывая игрушки в правую.В 1,2 мы попили диетические добавки –ИЗ, Джой,Топ.Стало лучше, но разница между правой и левой ручкой и ножкой видна все равно.Пили 1,5 месяца.Потом больница.Обследование показало- ЭХО энцефалоскопия
Проведено озвучивание по типичным трассам в режиме ЭХО локации:
сигналы от структур мозга четкие,
Смещение М эхо м Мd55 Ms55
В режиме трансмисси:М эхо 55
Ширина III желудочка 5,0
Вентрикулярное ЭХО d88 s88
Конечный комплекс d115 s115
Вентрикулярный индекс Лифшица D2.2 S2.2
Величина пульсаций М эхо 60% V эхо 70%
Характер пульсаций умеренно напряженный
Дополнительные ЭХО сигналы D=S
Фронт пульсаций повышен
Опять массаж, зарядка,физио и парафинотерапиия.Электрофорез нельзя из-за гемангиомы.Стает лучше, но все равно есть разница.Правой рукой берет часто не между большим и указательным, а между указательным и средним.Врач говорит поставлю вам диагноз ДЦП –гемапорез.А я хочу вылечить и не оформлять инвалидность.ПОМОГИТЕ КТО-НИБУДЬ СОВЕТОМ.ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ.КУДА ОБРАТИТСЯ.Ведь разница не большая, но она есть и не проходит.Мы живем в Харькове Украина.Куда нам идти???
Сейчас нам полтора года, начал иногда показывать в книжке на что-то правой рукой или когда хочет начать кнопку правой рукой,вот только не указательным, а безымянным пальчиком,и видно, что ему тяжело это делать!Может кто-нибудь слышал о клинике доктора Козявкина в Трускавце?

Здравствуйте, доктор! Моему сыну 11 лет. Ему поставили диагноз дисциркуляторные нарушения, астено- невротический синдром. 1. выражены вегетативные пароксизмы: мраморность кожи, микроциркуляторные нарушения. Выражена тревожность, расширение рефлексогенных зон. Мышечный тонус дистоничен. 2. Перенес эпизод несахарного мочеизнурения. Выписаны лекарства: фенибут 0, 5 х 2 р. в д. магне В6 1 х 2 Кавинтон 1 х 2 У меня такой вопрос, есть ли альтернативные методы лечения, т. к. от фенибута ребенку стало хуже.

05.04.2004 08:50:21, галина

У меня тоже проблема с сыном, именно у меня.На мой взгляд он не послушный,за целый день нет ни одного раза что б он исполнил мою просьбу, и когда мы начинаем обсуждать это то он непроизвольно подергивает плечами, и вобще небывает момента когда б у него не были в движении руки и ноги.Он постоянно что то делает, ковыряет.даже когда смотрит мультфильм. первое что он отвечает на просьбу -"нет" я не сяду, или не. я не пойду, и далее его варианы того что хочет сделать.Ему 3,2 г.
С утра до вечера проблеммы.
Родился путем кесорего сечения.В первый месяц был под наблюдением невропотолога,на втором месяце применяли препараты, парашок и уколы + массажи.Снимали спастику.
Что делать, как найти подход? Просьбы и уговоры не помогают.
Обращаться ли к врачу?

Моей дочери Саше 2года5мес.,мне кажется что нам нужен совет специалиста.Дело в том,что она с рождения вместо соски,сосет большой палец и когда засыпает начинает гладить игрушку или одеяло.Отучить ее немогу,ругаться начинает.Посоветуйте как можно от этого избавиться,и к какому специалисту обращаться

14.08.2003 07:21:46, Лена

Моему сыну Алеше 1 год и 5 месяцев.
У него с рождения много неврологических проблем. Врачи кроме того как выписывать лекарства ничего не могут предложить.Когда Алеше было 7 месяцев я на свой страх и риск отменила все препараты, в том числе и противосудорожные. У нас пошло хоть какое-то развитие: он стал улыбать,гулить. Но все-таки задержка развития у него очень сильная.
Очень прошу, если кто может посоветовать врача который не будет пичкать ребенка исключительно таблетками, а сможет предложить, что-то иное. Заранее большое спасибо.

Добрый день!

Подскажите, что можно сделать.

Мальчик 11 лет, идёт в 6-й класс.

Невнимателен и рассеян. Уроки на полчаса
может растянуть на 2 выходных.

Любит только телек смотреть, в компьютер
играть и в песочнице сидеть.

Есть отягчающее обстоятельство - бабушка.

Заранее благодарен любому совету или подсказке.

11.08.2003 12:17:16, Олег

"без конца открывают и закрывают двери, включают и выключают свет и воду и пр." это про какой возраст написано? И что такое без конца? В каком возрасте ребенок может сосредоточиться более 15 мин? А если его не интересует эта игра, почему он дожен сосредотачиваться?
Не понятно, о детях какого возраста идет речь - о первоклашках или после года? ведь нормы для этих возрастов разные!

пЮЕОШ РТБЧДЙЧБС УФБФШС. фБЛ ЧУЕ Й РТПЙУИПДЙФ... чТБЮЙ ОЕ ИПФСФ РПДТПВОП ЧОЙЛБФШ Ч РТПВМЕНЩ НБМЕОШЛЙИ РБГЙЕОФПЧ. рТПРЙУБМЙ ФБВМЕФЛХЙ УЮЙФБАФ, ЮФП УЧПК ДПМЗ ЧЩРПМОЙМЙ.пФУАДБ ОБЧЕТОПЕ Й ЧУЕ ВЕДЩ. зТХУФОП... :-((

04.08.2003 03:08:42, Yuka