Меню
Бесплатно
Главная  /  Профилактика  /  Уход за неврологическими больными, практические советы. Уход за неврологическими больными Уход за детьми с неврологическими заболеваниями

Уход за неврологическими больными, практические советы. Уход за неврологическими больными Уход за детьми с неврологическими заболеваниями

СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Курс лекций

для студентов, обучающихся по специальности

34.02.01 − Сестринское дело

Красноярск

Сестринский уход при неврологических заболеваниях: курс лекций для студентов, обучающихся по специальности 34.02.01 – Сестринское дело / сост. А.А. Соловьёва, Г.В. Селютина, Б.В. Кудрявцева; Фармацевтический колледж.– Красноярск: тип. КрасГМУ, 2015. – 59 с.

Составитель: Соловьёва А.А.

Селютина Г.В.

Кудрявцева Б.В.

Курс лекций по дисциплине «Сестринский уход при неврологических заболеваниях» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело; адаптировано к образовательным технологиям с учетом специфики обучения по специальности 34.02.01-Сестринское дело.

Рецензенты: ассистент кафедры нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, к.м.н., Бархатов М.В.

заведующий кафедрой сестринского дела и клинического

ухода КрасГМУ им. проф.В.Ф. Войно-Ясенецкого,

Введение 4

Лекция № 1 5

Раздел 1. Общие вопросы невропатологии.

Тема 1.1. Общая симптоматология и синдромология нервных болезней

Лекция № 215

Тема 1.2.Основные принципы диагностики и лечения неврологических больных

Лекция № 323

Тема 1.3. Основные принципы ухода за неврологическими больными с двигательными нарушениями

Лекция № 429

Раздел 2. Патология нервной системы.

Тема 2.1. Заболевания периферической нервной системы

Лекция № 534

Тема 2.2. Сосудистые заболевания нервной системы

Лекция № 641

Тема 2.3. Инфекционные заболевания нервной системы

Заключение49

Литература 53

Глоссарий неврологических терминов54


ВВЕДЕНИЕ

Знание основ неврологии необходимо каждому медицинскому работнику независимо от его специализации, потому что нервная система – главная организующая и связующая структура всего организма.

В представленном курсе лекций изложены основные сведения об анатомии и физиологии нервной системы, симптомах и синдромах неврологических расстройств, клинической картине заболеваний и роли медицинской сестры в их диагностике, лечении, профилактике.Рассмотрены вопросы сестринского дела при организации ухода и неотложных неврологических состояниях.

Осуществляя уход за пациентами с неврологической патологией, медицинская сестра должна уметь:общаться с пациентом и его родственниками, организовывать сестринский процесс, оценивать качество сестринского ухода, обучать пациента и его родственников методам ухода и самоухода. Для этого медицинской сестре необходимо знать: приоритетные и потенциальные проблемы в неврологии; особенности составления плана сестринского ухода; основные клинические проявления неврологических заболеваний; принципы организации ухода при синдромах нарушенного сознания, нарушения движений, нарушений чувствительности, речевых нарушений; основные обследования и правила подготовки больного к обследованию; принципы первичной и вторичной профилактики неврологической патологии; первичные реабилитационные мероприятия. Данный курс лекцийсозданс целью совершенствования самоподготовки студентов медицинского колледжа и пополнения профессиональных знаний преподавателей колледжа в области неврологии.

Лекция №1

Тема 1.1. Общая симптоматология и синдромология нервных болезней

План лекции:

1.Организация неврологической помощи в России. Вклад отечественных ученых в развитие отечественной невропатологии. Цели и задачи невропатологии.

2.Анатомия и физиология нервной системы.

3.Общая симптоматология, синдромология и патофизиология нервных болезней: сенсорная система; двигательная система; вегетативная система; нарушение высших мозговых функций; симптомы поражения мозговых оболочек.

Неврология – наука, изучающая вопросы этиологии и патогенеза болезней спинного и головного мозга, периферических нервов, ихклинические проявления : нарушения движений, чувствительности, координации, высших корковых функций и разрабатывающая методы диагностики, лечения и ухода при заболеваниях нервной системы. Основоположником клинической неврологии считается Жан Шарко (1825-1893). В России основателем неврологии является Алексей Яковлевич Кожевников (1836-1902).

Анатомия и физиология нервной системы

Нервная система делится на центральную нервнуюсистему (ЦНС) и периферическую нервную систему (ПНС). ЦНСвключает головной и спинной мозг. ПНС образуют черепные испинно-мозговые нервы.

Головной мозг

Головной мозг подразделяется на конечный мозг, состоящий из правого и левого полушарий и срединных структур, ствол мозга и мозжечок, также имеющий два полушария. В каждом полушарии выделяют доли. Лобная доля – центр движений, а также часть мозга, ответственная за принятие решений, в левом полушарии здесь располагаются центры речи и письма. Височная доля осуществляет анализ слуховых, вкусовых, обонятельных раздражителей, затылочная – зрительных образов, теменная – болевых, тактильных температурных ощущений и сложных видов чувствительности. В глубине полушарий в белом веществе, находятся подкорковые ядра экстрапирамидной системы. Они участвуют в организации движений, регулируют тонус мышц, обеспечивают плавность произвольных движений.

Промежуточный мозг:таламус (зрительный бугор), занимающийся предварительной обработкой информации от органов чувств и направляющий ее к коре головного мозга;гипоталамус, ответственный за регуляцию обмена веществ, выработку гормонов, жизненные функции (дыхание, сердечная деятельность, артериальное давление, температура тела).

В стволе мозга расположены сосудодвигательный и дыхательные центры, при поражении которых прекращаются дыхание и сердечная деятельность. В структуре ствола мозга выделяют несколько отделов: ножки мозга, мост, продолговатый мозг. В стволе мозга нейроны располагаются группами, объединенными общей функцией (ядра). В ножках мозга находятся ядра III и IV пар черепных нервов, в области моста – V, VI, VII и VIII пар, в продолговатом мозгу – IX, X, XI и XII пар.На всем протяжении ствола мозгапролегает ретикулярная формация – сетчатая структура, которая влияет на кору головного мозга, повышая или понижая ее активность.

Мозжечок – центр координации движений.

Спинной мозг

Спинной мозг – продолжение ствола мозга, находится в позвоночном канале. Представляет собой тяж длинной около 40–45 см и состоит из серого и белого вещества. Серое вещество спинного мозга на поперечном разрезе оно имеет форму «бабочки».В нем выделяют передние рога, где расположены двигательные нейроны, задние рога (чувствительные клетки) и боковые рога, нейроны в которых выполняют трофическую функцию. Спинной мозг имеет сегментарное строение. Выделяют 8 шейных (С 1 –С 8), 12 грудных (Т 1 –Т 2), 5 поясничных (L 1 –L 5), 5 крестцовых (L 1 –L 5) и 1–2 копчиковых сегмента (Сос 1 –Сос 2).

Черепные нервы

Выделяют двенадцать пар (п.) черепных нервов.

Чувствительные (I, П, VIII), часть –двигательные (III, IV, VI, XI, XII), остальные имеют в своем составе двигательные, чувствительные и вегетативные волокна.

Iп. – обонятельный нерв.

II п. – зрительный нерв, передает информацию от сетчатки глаза в затылочные доли мозга. Информация от правых половин сетчатки (левых половин полей зрения) поступает в правую затылочную долю, от левых –в левую.

III п. – глазодвигательный нерв, иннервирует мышцу, поднимающую верхнее веко, верхнюю, нижнюю и внутреннюю прямые мышцы глаза. Обеспечивает движения глазного яблока по вертикали и внутрь.

IV п. – блоковый нерв, иннервирует верхнюю косую мышцу, двигающую глазное яблоко вниз и кнаружи.

V п. – тройничный нерв, передает информацию от чувствительных рецепторов кожи лица, лобной части волосистой поверхности головы, конъюнктивы глаза, слизистой носоглотки и ротовой полости, а также обеспечивает двигательную иннервацию жевательных мышц.

VI п. – отводящий нерв, иннервирует наружную прямую мышцу глаза, отводит глазное яблоко кнаружи.

VIIп. – лицевой нерв, иннервирует мимические мышцы лица, а также обусловливает слезоотделение и слюноотделение, передает вкусовые ощущения от передних 2 / 3 языка.

VIIIп. – слуховой нерв. Передает информацию от слуховых рецепторов улитки внутреннего уха в височную долю большого мозга и информацию от лабиринта к вестибулярным ядрам ствола мозга о положении тела в пространстве.

IX п. – языкоглоточный нерв, иннервирует мышцы глотки и передает вкусовую информацию от задней "/ 3 языка.

X п. – блуждающий нерв. Обеспечивает двигательную иннервацию мускулатуры гортани, всего желудочно-кишечного тракта, начиная от глотки, замедляет частоту сердечных сокращений, иннервирует кожу наружного слухового прохода и козелка, слизистых гортани, трахеобронхиального дерева, желудочно-кишечного тракта.

XI п. – добавочный нерв. Иннервирует грудино-ключично-сосцовую мышцу, поворачивающую голову в противоположную сторону, частично – трапециевидную (поднимающую плечо) и дельтовидную (поднимающую выпрямленную руку через сторону вверх).

XIIп. – подъязычный нерв, иннервирует мышцы своей половины языка.

Спинно -мозговые нервы

Все спинно-мозговые нервы смешанные, т.е. содержат двигательные, чувствительные и вегетативные волокна.

Шейное сплетение (корешки С 1 –С 4) образует нервы, обеспечивающие чувствительную иннервацию кожи затылка и шеи, двигательную иннервацию мышц шеи. Наиболее важный нерв сплетения – диафрагмальный (С 4), при его раздражении возникает икота, при поражении нарушается диафрагмальное дыхание.

Плечевое сплетение (корешки С 5 –Т 1): короткие ветви иннервируют кожу плеча и надплечья, мышцы плечевого пояса, длинные образуют нервы руки: лучевой, срединный, локтевой. Лучевой нерв иннервирует мышцы, выпрямляющие руку в локтевом, лучезапястном, пястнофаланговых и межфапанговых суставах (вытягивает руку в «луч»). Срединный нерв обеспечивает противопоставление большого пальца и мизинца, именно эта функция позволяет захватывать и удерживать в руке предметы и инструменты, что отличает кисть человека от лапы обезьяны. Локтевой нерв иннервирует межкостные мышцы кисти, обеспечивает разведение и сведение пальцев.

Пояснично-крестцовое сплетение образуется корешками Т 12 –S 3 . Сплетение делится на поясничное (Т 12 –L 4) и крестцовое (L 5 –S 3). Ветви поясничного сплетения иннервируют кожу и мышцы поясничной области спины и брюшной стенки. Основной нерв сплетения – бедренный, обеспечивает сгибание ноги в тазобедренном и разгибание в коленном суставах. Его волокна образуют дугу коленного рефлекса.Основной нерв крестцового сплетения – седалищный, его ветви иннервируют мышцы и кожу голени и стопы, образуют дугу ахиллова рефлекса. Короткие ветви крестцового сплетения иннервируют ягодичные мышцы, выпрямляющие туловище и обеспечивающие человеку способность к прямохождению.

Ветви копчикового сплетения (корешки S 4 –Сое 2) иннервируют кожу и мышцы промежности, половые органы.

Нарушения речи

Афазия , нарушение речи, бывает при поражении различных отделов левого полушария (у правшей).Моторная афазия развивается при поражении лобной доли. Проявляется утратой способности экспрессивной речи – больной понимает обращенную к нему речь, правильно выполняет коман­ды, но не способен говорить, неправильно произносит слова.Сенсорная афазия наблюдается при поражении височной доли левого полушария. Утрачивается импрессивная речь (восприятие речи): больной не понимает обращенные к нему слова, не выпол­няет команды, а его речевая продукция представляет набор бес­смысленных звуков. Амнестическая афазия, возникающая при очагах на стыке те­менной и височной доли, проявляется неспособностью пациента вспомнить названия предметов, хотя он и понимает, для чего тот или иной предмет используется.Тотальная афазия(пол­ное отсутствие восприятия речи и речевой продукции).Афазии порой сопутствуют аграфия (неспособность писать), алексия (неспособность читать), акалькулия (нарушение счета).

Нарушение узнавания

Агнозия – неспособность воспринимать раздражите­ли. Больные теряют способность узнавать зрительные образы (предметы, лица знакомых; путают мужчин с женщинами и пр.), звуки (например, музыкальная агнозия – не различают мелодии), запахи, тактильные ощущения.Аутотопагнозию – неспособность ориентироваться в схеме собственного тела. Она возникает при по­ражении правой теменной доли, часто сопровождается анозогнозией – неосознанием своего заболевания.

Двигательные нарушения

Нарушение произвольных движений наиболее частый и по­казательный признак неврологического заболевания. Плегия – полное отсутствие активных движений.Парез – снижение силы мышц.Монопарез (моноплегия) – снижение силы мышц одной конеч­ности (руки или ноги).Гемипарез (гемиплегия) – снижение силы мышц руки и ноги на одной стороне тела.Парапарез (параплегия) – снижение силы мышц обеих верхних или обеих нижних конечностей.Тетрапарез (тетраплегия) – снижение силы мышц всех конеч­ностей.Атрофия – похудание мышц.Спастичность – повышение мышечного тонуса вследствие пов­реждения пирамидного тракта.

Спастический паралич

Поражение пирамидного тракта на всем его протяжении, на­чиная с коры головного мозга и до клеток передних рогов соот­ветствующего сегмента спинного мозга, вызывает однотипное рас­стройство, обозначаемое термином «спастический» или «пирамид­ный» паралич. Признаки спастического паралича: снижение мышечной силы; повышение мышечного тонуса. Поза Вернике–Манна при гемипарезе; оживление сухожильных рефлексов на стороне мышечной слабости; пирамидные стопные знаки – патологические рефлексы, возникающие при раздражении кожи стопы вместо нормального подошвенного рефлекса (симптом Бабинского – разгибание большого пальца стопы при штриховом раздражении кожи подошвы, симптом Россолимо – сгибание пальцев при раздражении кожи подошвенной поверхности пальцев стопы); отсутствие атрофии мышц, поскольку их трофику определяет сохранность второго нейрона двигательного пути.

Вялый паралич

При поражении мотонейронов ядер черепных или спинно-мозговых нервов или их аксонов на всем протяжении развивается вя­лый (атрофический) паралич соответствующих мышц. Перечислим его признаки: снижение мышечной силы; снижение мышечного тонуса; снижение или выпадение сухожильных рефлексов; атрофия (гипотрофия) мышц.

Экстрапирамидная система выполняет функции настройки мышц, изменения их тонуса, обеспечения плавности произвольных движений.

Паркинсонизм (акинето-ригидный синдром) – следствие поражения нейронов черной субстанции ножек мозга. Проявляется повышением тонуса мышц (пластическая ригидность), обеднением и замедленностью движений, отсутствием содружественных движений, мелким дрожанием. Вид больных типичен: «маскообразное» лицо, походка мелкими шажками, наклон тела и головы вперед («поза просителя»), акт ходьбы без участия рук.

Поражение другого отдела экстрапирамидной системы (полосатого тела) приводит к появлению насильственных движений.Хорея – разнообразные неритмичные быстрые насильственные движения. Больной не может сохранить заданную позу, гримасничает, подпрыгивает при ходьбе.Тремор – ритмическое дрожание ко­нечностей, головы, подбородка, языка, век и пр. Наблюдается и у здоровых – «тремор усталой мышцы».Тик – быстрые стереотипные дви­жения: моргание, чмоканье, пожима­ние плечами и др.

Блефароспазм – насильственные сим­метричные движения век в виде частого моргания или зажмуривания глаз.Баллизм – кратковременные насильственные бросковые движения в конечностях.Дискинезия – насильственное тони­ческое напряжение мышц туловища и конечностей, приводящее к формиро­ванию вычурной позы(спастическая кривошея, насильственный поворот головы в сто­рону).

Атетоз – медленные червеобразные движения в пальцах кисти.

Чувствительные расстройства

Выделяют поверхностную чувствительность – болевую, темпе­ратурную, тактильную (чувство прикосновения) и глубокую – сус­тавно-мышечное чувство, вибрационную чувствительность и интероцепцию (ощущения от внутренних органов).Анестезия – полное отсутствие чувствительности. Различают то­тальную анестезию (отсутствие любой чувствительности) и отде­льные ее виды (температурная анестезия, тактильная и пр.). Гипестезия – снижение чувствительности.Аналгезия (гипалгезия) – отсутствие или снижение болевой чувствительности.Боль – неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с повреждением тканей организма или ощущением та­кого повреждения.Парестезия – ложное восприятие, чаще всего – ощущение пол­зания мурашек, покалывания, жжения.Дизесгезия – извращенное восприятие (например, вместо при­косновения человек чувствует боль).Гиперпатия – неадекватно усиленное ощущение боли.В зависимости от уровня поражения чувствительного анализатора выделяют следующие типы нарушений чувствительности:гемитип – при поражении чувствительных проводников в ство­ле, белом веществе полушарий мозга. Анестезия распространяется на половину лица, туловища и соответству­ющие верхнюю и нижнюю конечности, обнаруживается при инсульте;проводниковый тип – при поражении чувствительных трактов, проходящих вдоль спинного мозга,в стволе и белом ве­ществе полушарий головного мозга.Наблюдается при травмах и опухолях спинного мозга и поз­воночника;сегментарный тип – при поражении задних рогов спинного моз­га. что ведет к диссоции­рованному расстройству – выпадению болевой и температурной при сохранности тактильной и суставно-мышечной чувствительности. Наблюдается при сирингомиелии, расстройство чувствительности – по типу «куртки» или «полукуртки»;заднестолбовой тип – при поражении белого вещества задних столбов спинного мозга. Характеризуется выпадением суставно­мышечной и вибрационной чувствительности при сохранности бо­левой, температурной и тактильной. Наблюдается при сифилисе нервной системы, фуникулярном миелозе, опухолях спинного мозга;корешковый тип – выпадение болевой чувствительности в области иннервации спинно-мозгового корешка;невритический тип – бо­левой чувствительности в области иннервации нерва;полиневритический тип – выпадение всех видов чувствительности в конечных отделах иннервации нервов рук и ног по типу «перчаток», «носков», «гольфов» или «чулок».

Поражения черепных нервов

I п ., обонятельный нерв . Двустороннее снижение обоняния (гипосмия ) или его отсутствие (аносмия ) чаще всего наблюдаются при заболеваниях ЛОР-органов. Одностороннее нарушение обоняния может указывать на патологию обонятельного нерва.

II п ., зрительный нерв . Слепота на один глаз – следствие поражениясетчатки глаза или зрительного нерва до области его пе­рекреста (хиазмы). Частичное повреждение нерва вызывает появ­ление «слепого пятна» – скотомы. При поражении зрительного тракта (после перекреста) возникает гомонимная (односторонняя) гемианопсия , т.е. нарушение функции правого зрительного тракта приводит к слепоте в левых полях зрения обоих глаз, левого – в правых.

III, IV, VI п.п . черепных нервов обеспечивают движения глазных яблок. При их поражении возникают птоз (опущение вер­хнего века), диплопия (двоение в глазах), косоглазие (сходящееся или расходящееся), мидриаз (расширение зрачка).

V п., тройничный нерв . Часто наблюдается невралгия отдельных ветвей этого нерва, проявляющаяся в повторяющихся, чрезвычайно сильных кратковременных приступах боли в лице. Жевание, чистка зубов, бритье и просто прикосновение к лицу нередко провоциру­ют боль.

VIIп., лицевой нерв . Его поражение приводит к параличу мимичес­ких мышц лица. Больной не способен закрыть глаз, нахмурить веки, надуть щеки. При улыбке, оскаливании выявляется резкая асиммет­рия лица – перетягивание рта на здоровую сторону. Реже регистрируются другие симптомы: сухость глаза, гиперакузия (жужжание в ухе), нарушение вкуса на передних 2 / 3 языка.

VIIIп., слуховой нерв. При страдании слуховой порции нерва обнаруживается снижение слуха на одной стороне. При повреждении ядер ствола мозга, проводников или коркового центра в височ­ной доле слух не меняется, так как имеется двустороннее предста­вительство. Поражение вестибулярной порции вызывает симптомы вестибулярной атаксии.

IXп., языкоглоточный нерв. При его повреждении возможно нарушение глотания (дисфагия) и невралгия – приступообразно возникающие кратковременные эпизоды боли, отмечающейся при глотании в области миндалины и распространяющейся на всю по­ловину лица и шеи.

Xп., блуждающий нерв. Нарушение функции проявляется гнуса­востью голоса (парез мышц мягкого неба), дисфагией, дизартрией (нечеткостью речи), возможен парез органов брюшной полости. Раздражение нерва сопровождается снижением частоты сердечных сокращений вплоть до остановки сердца, тошнотой, рвотой, усиле­нием перистальтики кишечника.

XIп., добавочный нерв. При его одностороннем поражении име­ют место мышечная кривошея, поворот головы в сторону страда­ющей мышцы; при двустороннем – нарушается подъем плеч, по­вороты головы в стороны. Раздражение нерва вызывает повторные кивательные движения (салаамова судорога).

XIIп., подъязычный нерв. Самая сильная мышца, которую он иннервирует, – выталкивающая язык из полости рта. При пато­логии наблюдаются атрофия языка,его отклонение при высовывании в сторону пострадавшего нерва.

Бывают также дизартрия и сложности при приеме пищи из-за снижения подвижности языка.

Вегетативные расстройства

Симпатикотония – преобладание тонуса симпатической нервной системы над парасимпатической. Наблюдаются тахикардия, повышение показателей артериального давления, учащенное дыхание, мышечная дрожь, расширение зрачков (мидриаз), эмоциональные нарушения – тревога, страх, повышение уровня сахара в крови, похудание, торможение деятельности желудочно-кишечноготракта, усиление мочевыделения.

Парасимпатикотония – преобладание тонуса парасимпатической нервной системы над симпатической. Проявляется брадикардией, гипотонией, сужением зрачков (миоз), усилением перистальтики кишечника, гипергидрозом, склонностью к ожирению.

Тазовые нарушения

Корковое представительство тазовых органов располагается на внутренних поверхностях лобных долей полушарий головного моз­га. Поражение крестцовых центров мочеиспускания характеризует­ся истинным недержанием мочи –она постоянно выделяется каплями по мере пос­тупления в мочевой пузырь. Это состояние определяется термином «арефлекторный мочевой пузырь». Угрожающий симптом –задержка мочи при повреждениях поз­воночника и спинного мозга. Мочевой пузырь порой раздувается до гигантских размеров (вплоть до разрыва). Важная задача – отслеживание мочеиспусканий у больных с инсультом, спинальной травмой. Требуется своевременная катетеризация.

Нарушения дефекации при поражении как коркового предста­вительства, так и крестцовых сегментов спинного мозга обычно проявляются задержкой стула. Рекомендуется отслеживать наличиеи регулярность стула у таких больных, своевременно ставить очис­тительные клизмы.

Менингеальный синдром

– это симптомы раздражения мозговых оболочек.Проявления данного синдрома – головная боль распирающе­го характера, тошнота, рвота, светобоязнь и контрактуры:

Ригидность мышц шеи – неспособность пациента при наклоне головы вперед приблизить подбородок к груди в результате напря­жения мышц задней группы шеи.

Симптом Кернига – невозможность разогнуть ногу, согнутую втазобедренном и коленном суставах.

Симптом Брудзинского – при наклоне головы к груди у больногоноги сгибаются в коленных суставах.

Вопросы для самоконтроля:

1.Дайте определение неврологии, перечислите ее цели и задачи.Назовите основоположника клинической неврологии и основателя неврологии в России.

2.Расскажите строение нервной системы: центральная нервная система, периферическая нервная система, вегетативная нервная система.

3.Назовите черепно-мозговые нервы.

4.Назовите кровоснабжение и оболочки головного и спинного мозга.

5.Перечислите расстройства высших корковых функций.

6.Перечислите двигательные нарушения.

7.Охарактеризуйте чувствительные расстройства.

8.Перечислите нарушения координации движения.

9. Расскажите поражения черепно-мозговых нервов.

10.Охарактеризуйте вегетативные расстройства, тазовые нарушения, менингеальный синдром.

Лекция №2

Сбор жалоб и анамнеза

Опрос пациента начинается со сбора жалоб. Самые распространенные жалобы – на головную боль, головокружение, общую и мышечную слабость, нарушение сознания. Следует уточнить все периоды болезни от первых ее признаков до настоящего момента, а также выяснить какова эффективность проводимой раннее терапии, причину ухудшения состояния. У больных эпилепсией, например, недосыпание или употребление алкоголя провоцирует приступ. В истории жизни детей и лиц молодого возраста особое значение имеет течение беременности и родов, послеродового периода. Эти данные представляет мать пациента. Параллельно со сбором жалоб и анамнеза оцениваются уровень сохранности сознания, ориентация больного в пространстве и времени, состояние памяти и внимания, речевая функция. Следующий этап – общеклинический осмотр: определение пульса,ЧСС и дыхания, АД, температуры тела.

Неврологический осмотр

Обследование пациента начинают с оценки уровня сознания. Состояние сознания и высших корковых функций достаточно полно выявляется при расспросе больного. Далее проверяется наличие или отсутствие менингеальных симптомов: Кернига, Брудзинского, ригидность мышц шеи. Исследование высших мозговых функций

Высшие корковые функции проверяют во время беседы с больным.Выясняют сохранность импрессивной речи(адекватность понимания): дают несложные задания (закрыть глаза, высунуть язык, сжать руку в кулак).Проверяют в ходе беседы сохранность экспрессивность речи: просят больного повторить отдельные слова или предложения. Проверяют способность читать, считать и писать.Для проверки праксиса больному предлагают произвести отдельные действия (расстегнуть и застегнуть пуговицы и пр.), далее имитацию действия без предмета (например показать как размешивают сахар в стакане и пр.).Сохранность гнозиса проверяются по узнаванию изображений различных предметов.

Рефлекторная сфера

При проверке рефлекторной сферы исследуется сохранность поверхностных и глубоких рефлексов и наличие или отсутствие патологических рефлексов. Поверхностные рефлексы вызываются раздражением кожи или слизистых оболочек. Рефлексы со слизистых: корнеальный, конъюктивальный, глоточный, с мягкого неба. Кожные рефлексы: верхний, средний и нижний брюшные, кремастерный, подошвенный, анальный. Поверхностные рефлексы угасают при страдании как центрального, так и периферического нейронов двигательного пути. Глубокие рефлексы вызываются перкуссией неврологическим молоточком сухожилий мышц или надкостнецы.На верхней конечности проверяют карпорадиальный (сгибание предплечья при ударе по шиловидному отростку лучевой кости), бицепитальный (сгибание предплечья при ударе молоточком по сухожилию двуглавой мышцы), трицепиальный (разгибание предплечья при ударе молоточком по сухожилию трехглавой мышцы) рефлексы.

На нижней конечности проверяют коленный (разгибание голени при ударе молоточком по сухожилию четырехглавой мышцы) и ахиллов (разгибание стопы при ударе молоточком по ахиллову сухожилию) рефлексы.

Глубокие рефлексы оживляют при поражении центрального нейрона двигательного пути и снижают при страдании мотонейронов спинного мозга.

Патологические пирамидные знаки возникают при поражении центрального мотонейрона или пирамидного тракта на всем его протяжении до мотонейрона передних рогов спинного мозга. На верхней конечности проверяют симптом Якобсона –Ляска (хватательное движение пальцев кисти при перкуссии шиловидного отростка лучевой кости). На нижней конечности проверяют рефлексы разгибательной группы –симптом Бабинского (разгибание большого пальца и разведение остальных пальцев стопы при штриховом раздражении кожи подошвы стопы), сгибательной группы – симптом Россолимо (сгибание пальцев стопы при ударе по подошвенной поверхности концевых фаланг 2–5 пальцев стопы).

Симптомы орального автоматизма –патологические рефлексы,возникающие при рассеянном поражении коры головного мозга,например, при гипертонической или атеросклеротической энцефалопатии. К ним относятся симптом Маринеского –Радовичи (сокращение подбородочной мышцы при штриховом раздражении кожи ладонной поверхности кисти),хоботковый рефлекс (вытягивание губ «трубочкой» при перкуссии губ).

Координация движений

Для оценки сохранности координации движений и выявления признаков атаксии проводят координаторные пробы.

Проба Ромберга –пациент находится в вертикальной положении, ступни соединены, руки вытянуты вперед. Больного просят закрыть глаза. Проверяют устойчивость и отклонения корпуса тела в стороны.

Пальценосовая проба –с закрытыми глазами пациент попадает кончиком указательного пальца вытянутой руки в кончик носа. Проверяется точность исполнения и наличие интенционного тремора.

Коленопяточная проба –в положении лежа на спине,пациент с закрытыми глазами попадает пяткой выпрямленной вверх ноги в колено другой и приводит по голени и стопе до большого пальца. Проверяется точность исполнения и наличие интенционного тремора.

Проба на диадохокинез –пациент с закрытыми глазами совершает вращательные движения кистями вытянутых рук (пронация –супинация). Проверяется симметричность движений; ее нарушение (адиадохокинез) характерно для поражения мозжечка.

Асинергия Бабинского–пациент находится в лежачем положении на спине (без подушки) с руками, скрещенными на груди. Просят больного сесть без помощи рук. При поражении мозжечка больной не может сесть, поскольку ноги отрываются от поверхности постели.

Лекция №3

Лекция № 4

Туннельные синдромы

Синдром запястного канала . Область травматизации – кости и суставы запястья, сухожилие, удерживающее сгибатели кисти и связки. Наиболее частая причина: многократные физические перегрузки запястья, а также острые травмы предплечья и кисти. Также встречается при сахарном диабете, микседеме, акромегалии, системных – заболеваниях соединительной ткани. Врожденная узость запястного канала наиболее характерна для женщин. Клинические проявления: мучительные парестезии и чувство онемения по ладонной поверхности запястья, кисти и I, II, III пальцев. Выраженность симптомов усиливается при движениях в запястье и подъеме руки вверх . В дальнейшем присоединяется гипотрофия и/или атрофия мышц возвышения большого пальца, кисть приобретает вид «обезьяньей лапы».

Вопросы для самоконтроля:

1.Перечислитепричины поражения периферической нервной системы.

2.Назовите основные клинические проявления болезней периферической нервной системы.

3.Расскажите об остеохондрозе позвоночника.

4.Охарактеризуйте туннельные синдромы.

Лекция №5

Церебральные инсульты

В результате нарушения нормального кровоснабжения мозга в нем возникают процессы, приводящие к гибели мозговой ткани. Церебральные инсульты подразделяются на 2 основные группы: ишемический инсульт (синоним: инфаркт мозга); геморрагический инсульт (синоним: кровоизлияние в мозг). Отдельную группу составляют субарахноидальные кровоизлияния - кровоизлияния под паутинную оболочку.

Клиническая картина инсульта. Для инсульта характерно развитие общемозговых и очаговых симптомов.

Общемозговые симптомы: нарушение сознания различной степени выраженности: от комы до оглушенности;головная боль;рвота.

Лекция №6

Отек головного мозга

Основные симптомы нарастаюшегоотека мозга: усиление головной боли;

повторная рвота; симптомы менингизма.

Осложнение отека мозга - дислокация мозга. - Дислокационный синдром обусловлен смещением мозго-вых структур и ущемлением плотными тканями черепа. Сдавление ствола мозга в области большого затылочного отверстия или в от-верстии мозжечкового намета вызывает нарушения дыхания и сер-дечной деятельности центрального типа, которые ведутк смерти. При дислокации и ущемлении ствола мозга появляются: брадикардия; нарушение ритма и глубины дыхания; анизокория; прогрессирующее расстройство сознания; тонические судороги.

Энцефалический синдром

Энцефалический синдром – нарушение функци-онирования головного мозга, проявляющееся изменениями созна-ния различной степени: оглушением; сопорозным состоянием; комой; психомоторным возбуждением.

Отмечаются галлюцинации, бред, судо-роги. Энцефалический синдром нередко проявление выраженного нейроток-сикоза. Симптомы нарушения мозговых функций исчезают бесследно после купирования нейротоксикоза.

Наличие симптомов неврологического дефицита - парезов, расстройств чувствительности и координации, нарушения речевых функций у больного с нейроинфекцией свидетельствует о пов-реждении структуры мозгового вещества-(энцефалита).

Инфекции нервной системы проявля-ются симптомами поражения:

1.Оболочек головного мозга (менингит)

Уход за тяжелым неврологическим больным сложен как в условиях стационара, так и, особенно, на дому. Лечащий должен проинструктировать медицинскую сестру, ухаживающую за больным, подчеркнув необходимость тщательного соблюдения всех рекомендаций, от чего в буквальном смысле слова зависит судьба больного. Важ­ную роль в этом играет медицинская сестра, которая долж­на практически ознакомить родных и близких больного с техникой проведения рекомендуемых манипуляции, а не­которые из них проводить лично (инъекции, катетериза­ция. зондирование желудка).

Лечащему врачу и медицинской сестре для успешного лечения тяжелого неврологического больного необходима не только профессиональная компетентность и стремление к повышению квалификации, но и любовь к своему делу.

При многих заболеваниях ЦНС (воспалительные процессы, опухоли, нарушения мозгового кровообращения, травмы головы) наблюдаются расстройства сознания, рвота, судороги. У части больных не только нарушается глотание, но и усиливается слюноотделение из-за чего они могут захлебнуться слюной. При расстройств сознания может нарушиться эвакуация пиши из желудка, что приводит к обильной рвоте с аспирацией рвотных масс. Кроме того, часто бывают задержка мочи, непроизвольные мочеиспускание и дефекация.

Медсестре, участвующей в уходе за больным с нарушением глотания нужно уметь вводить зонд через носовом ход в желудок для удаления содержимого и кормления больного. Очень ответственна и процедура катетеризации мочевого пузыря мягким катетером с целью его промывания и удаления мочи.

Медсестра должна не только освоить технику подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций, но и уметь пользоваться системой для внутривенного капельного введения растворов, а также катетером, установленным в подключичной, яремной или других крупных венах, осуществлять уход за ним. Необходимо также освоить технику ингаляции кислорода и других лекарственных средств.

У пациентов с неврологическими заболеваниями нередко возникают острые нервно-психические состояния - эпилептический и истерический припадки, алкогольный делирий. При эпилептическом припадке необходимо, прежде всего, уберечь больного от травм. Во избежание переломов нельзя удерживать больного во время судорог, а тем более пытаться его фиксировать, наваливаясь всем телом. Необходимо лишь поддерживать голову, повернув ее набок, или подложить под нее что-то мягкое. Для предупреждения прикусывания языка между зубами вставляется шпатель, обернутый марлевой салфеткой, носовым платком или бинтом. Нельзя вставлять ручки вилок, ложек или другие металлические предметы если судорожные припадки следуют один за другим. Говорят об эпилептическом статусе. В этих случаях внутривенно вводят 2 мл седуксена. Повторное введение допустимо не раньше чем через 10 мин. Если эффекта седуксена не отмечается, то вводят 1-5% гексенал или тиопентал натрия внутривенно очень медленно.

Истерию, относящуюся к , выдающийся французский Жан Шарко называл «большой симулянт­кой», имея в виду многообразие ее проявлении, которые могут копировать признаки органических поражений мозга. Истерический припадок наиболее часто развивается в результате психической травмы. При этом больной не теряет сознание, подчас падает, но никогда не ушибается. Судороги разнообразны и вычурны; может наблюдаться истерическая дуга: больной опирается только головой и пятка­ми; глаза закрыты. Возможно мочеиспускание, но дефекации во время приступа не бывает никогда. Судороги разнообразны, иногда беспорядочны. Больные рвут одежду, бьются головой о пол. При припадке больного нужно изолировать, удалить из палаты посторонних, создать спокойную обстановку, ввести транквилизаторы.

Параличи, парезы конечностей, нарушения чувствительности, мы­шечная гипотония у неврологических больных повышают вероятность образования инфильтратов и абсцессов в местах инъекций. Для профилактики этих осложнений рекомендуется делать инъекции на здоровой стороне. Не нужно вводить препараты внутримышечно в области пе­редней поверхности бедра, поскольку здесь при образовании абсцесса возможно быстрое распространение гноя по фасциальным простран­ствам с формированием обширной флегмоны. На здоровой стороне делают и внутривенные вливания. Следует избегать введения растворов в вены нижних конечностей лежачим больным, так как мышечная гипо­тония, отсутствие движении и пассивное положение в постели способ­ствуют застою крови. Любое нарушение целости венозной стенки может вызвать флеботромбоз, а при тромбозе вен ног во многих случаях раз­вивается тромбоэмболия легочных артерий, часто со смертельным ис­ходом. Катетер предпочтительнее ставить в подключичную или ярем­ную вены. Это особенно важно при внутривенном вливании больным с нарушением сознания, судорогами и всем, кому предполагается вливать значительные объемы жидкостей Установка катетера - врачебная ма­нипуляция. Медсестра должна подготовить систему для внутривенного введения жидкостей. После того как произведена пункция вены и уста­новлен катетер, необходимо проверить правильность его положения. Для этого шприц, наполовину заполненный физраствором или 0,25% новокаином, присоединяют к кате­теру и, потягивая на себя, набирают несколько миллилитров крови. Часть содержимого шприца вводят обратно в вену. При проведении та­кой манипуляции медсестра не должна ощущать сопротивления и прилагать какое-либо усилие. После проверки систему можно подсоединяют к катетеру и, прикрепив его к коже лейкопластырем, начать вводить лекарства. Когда отпадает необходимость в непрерывном введении раствора систему отключают. Катетер оставленный в вене, заполняют 0,3-0,5 мл раствора гепарина и закрывают пробкой. Это позволяет при повторном введении лекарственных средств избежать дополнительного и травмирования вены.

Наблюдающие за больным врач и медсестра должны своевременно за метить как урежение дыхания (до 10 в минуту), так и учащение (28-30 в минуту), появление пауз, дополнительных вдохов, асинхронность дыхательных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц живота. Для того чтобы дыхательные путли оставались свободными, нужно повернуть больного на бок, очистить ротоглотку от слизи и рвотных масс с помощью отсоса или тампона, при западении языка поставить воздуховод, наладить ингаляцию увлажненного кислорода. При наблюдении за сердечной деятельностью медсестра отмечает урежение (меньше 60 в минуту) и учащение (больше 90 в минуту) пульса, его ритмичность или аритмию; повышение (выше 140/90) снижение (ниже 100/60) давления. Обо всех замеченных отклонениях нужно немедленно сооб­щать врачу.

Остановка сердечной деятельности может произойти вследстви массивного кровотечения, вклинения ствола мозга, тромбоэмболии и ряда других состояний. Врач и медсестра должны уметь осуществить простейшую сердечно-легочную реанимацию, которая заключается в проведении ИВЛ «рот в рот» и непрямом (наружном) сердца. Такое искусственное поддержание жизненно важных функций возможно на протяжении десятков минут и даже нескольких часов и позволяет обеспечить циркуляцию крови, обогатить ее кислородом и предотвратить развитие необратимых изменений в головном мозге. Чем раньше начнется реанимация (3-5 мин после остановки сердечной деятельности), тем больше шансов на успех. Основными признаками эффективности реанимационных мероприятий служит появление пульса на сонной артерии, уменьшение «мраморности» кожных покровов, видимые экскурсии грудной клетки при вдувании воздуха. Хорошим про­гностическим признаком, который говорит о сохранности функций головного мозга, являются сужение зрачков, расширившихся во время остановки сердца, восстановление роговичного рефлекса и реакции зрачков на свет. В период ИВЛ и массажа сердца начинают введение лекарств и применение других методов реанимации.

Вместе с тем не следует забывать утверждение известного российско­го анестезиолога-реаниматолога А.П. Зильбера который отмечал, что реанимация должна поддерживать жизнь, а не затягивать смерть. Если не наблюдается хотя бы минимальный эффект от проведения реанима­ционных мероприятии, они должны проводиться 30 минут.

При необходимости медсестра осуществляет кормление больно­го через зонд. Протертую пищу или специальные питательные смеси вводят с помощью щирица Жане. За одно кормление рекомендуется вводить не более 400-500 мл смеси, так как большее количество пищи оттесняет диафрагму в грудную клетку, сдавливая легкие и сердце и за­трудняя сердечную деятельность, дыхание. Дневной рацион делят на 5-6 приемов

Большое место в работе медсестры занимает гигиенический и лечебно-профилактический уход за тяжелобольным: туалет полости рта, мы­тье и подмывание, перестилание постели, смена белья. Важное значе­ние имеют мероприятия по профилактике пролежней: поворачивание больного из одного положения в другое каждые 1,5-2 ч, протирание кожных покровов камфорным спиртом или спиртовым раствором с шампунем, что одновременно является и своеобразным массажем. Под крестец подкладывают резиновый круг или судно, а под затылок, лопат­ки, локтевые суставы и пятки - специальные кольца

В предупреждении застойных явлений в легких большое значение и мест дыхательная гимнастика, которую проводят тяжелобольным не­сколько раз в сутки.

Болезнь, особенно хроническая, сопровождается переживаниями и может вызвать страх, раздражительность, депрессию, что сказывается на течении заболевания и результатах лечения. Нужно постараться успо­коить пациента, вселить в пего уверенность, если не в выздоровлении, то в улучшении самочувствия - это гуманная задача и обязанность ме­диков.

В некоторых случаях врачам приходится скрывать от больного диа­гноз, чтобы избежать тяжелых психоэмоциональных реакций.

Многие неврологические больные - люди пожилые и старые. Из­вестно, что с возрастом у многих изменяется характер, появляются или усиливаются обидчивость, ранимость, часто бывает пониженное на­строение, вызванное мыслями освоен ненужности. Некоторые пациенты считают себя обузой для семьи, общества. Это своеобразие психики людей, спровоцированное или усиленное неврологическим заболеванием, требует от медицинского персонала бережного отношения. Медсестре, ухаживающей за таким больным, необходимы большое терпение, такт и выдержка. Она не должна негативно реагировать на многоречивость пациента, непоследовательность, капризы. Все свои замечания медсестра должна высказывать в наиболее тактичной форме. Недопустима раздражительность, а тем более агрессивное поведение по отношению к больному, которое часто приводит к открытому конфликту. Это препятствует первому шагу в работе медсестры - установлению доверительных отношений. Разумеется, такое поведение может значительно ухудшить состояние больного и даже свести на нет эффект терапии.

Семейный врач и медсестра должны уметь наладить контакт с больными, разрешать возможные конфликты. С одной стороны, это облегчает их работу, а с другой — позволяет улучшить условия пребывании больного в домашней обстановке.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

При болезнях нервной системы часто возникают тяжелые двигательные расстройства, нарушения чувствительности, речи, расстройства функций тазовых органов, возможны судорожные припадки. Этим определяется специфика ухода за неврологическими больными.

При инсульте, а также при острых нейроинфекциях необходимо с самого начала принять меры для предупреждения нередко возникающих опасных для жизни осложнений: пневмонии, пролежней, воспаления мочевыводящих путей. Для их предупреждения больного следует часто (каждые 2 ч) осторожно поворачивать, необходимо несколько раз в день обрабатывать ротовую полость влажным тампоном, смоченным 0,01- 0,1%-ным раствором перманганата калия, применять отсасыватели. Необходимо тщательно следить за регулярностью стула и отхождением мочи.

У больных с двигательными нарушениями парализованные конечности во избежание мышечных контрактур укладывают в определенном положении. Парализованную руку кладут на подушку так, чтобы плечевой сустав и рука находились на одном уровне в горизонтальной плоскости, руку отводят в сторону, она должна быть выпрямлена, а кисть повернута ладонью вверх с выпрямленными разведенными пальцами. Для удержания конечности в таком положении используют мешочки с песком. Парализованную ногу укладывают следующим образом: под коленный сустав подкладывают валик из ваты, стопе придают положение тыльного сгибания под углом 90° и удерживают ее в этом положении деревянной подставкой. На здоровом боку парализованная рука лежит либо вдоль туловища, либо согнута под углом 90° на подушке; нога согнута в тазобедренном и коленном суставе, под нее подкладывают подушку. Положение больного на спине и на боку меняют каждые 2-3 ч. В зависимости от состояния больного врач назначает в определенные сроки пассивную и активную гимнастику и массаж.

Уход за больными с расстройством речевых функций, практические советы

При наличии у больных речевых расстройств ухаживающий должен проявлять особое внимание к поведению больного, стараться угадать его желания, найти контакт с помощью наводящих вопросов. Во время эпилептического припадка для предупреждения травм целесообразно под голову больного подкладывать подушку или какие-либо мягкие вещи. Руки и ноги больного надо придерживать, защищая их от ушиба. Для предупреждения прикуса языка и губ рекомендуется в рот сбоку вставить шпатель или край полотенца. Голову желательно повернуть в сторону, чтобы свободно стекала слюна. Необходимо расстегнуть воротник рубашки.

Уход за больными при заболевании спинного мозга, сопровождаются нижней параплегией или парапарезом ног

Заболевания спинного мозга чаще сопровождаются нижней параплегией или парапарезом ног, нарушением функции тазовых органов, трофическими нарушениями, нередко развитием пролежней. В подобных случаях с первых дней заболевания необходим тщательный уход за кожей. На матрасе и простыне не должно быть складок. Под участки тела, подвергающиеся давлению, следует подкладывать надувной резиновый круг. Несколько раз в день необходимо менять положение больного, протирать кожу камфарным спиртом. Для предупреждения контрактур нужно следить за положением ног, укладывать их в нужном положении, бороться с отвисанием стоп. Стопы устанавливают под прямым углом к голени с помощью упора. При задержке мочи проводят повторную катетеризацию мочевого пузыря в условиях строгой асептики и с применением средств антисептики; при недержании мочи применяют мочеприемник. При задержке стула показаны очистительные клизмы.

Цель сестринского процесса - поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма. Основными проблемами пациента могут быть:

Нарушение сознания; - головная боль; - тошнота, рвота; - дефицит самообслуживания (строгий постельный режим, парезы, параличи); - нарушение мочеотделения и дефекации; - состояние эпилептического приступа; - беспокойство по поводу заболевания и его последствий; - депрессия; - нарушение сна, - повышенная раздражительность; - беспокойство по поводу неустойчивости общего состояния; - жидкий стул; - немотивированный отказ от приема лекарств; - слабость и т. д.

Медицинская сестра должна следить за:

Соблюдением правил общего ухода.

Под области парализованных суставов необходимо подкладывать мягкие валики, что исключит тугоподвижность, отеки, пролежни.

В согнутую кисть парализованной руки можно положить маленький резиновый эспандер.

При головных болях прикладывать к голове пузырь со льдом.

Следить за своевременным опорожнением мочевого пузыря.

При кормлении придать больному полу лежачее положение.

Ухаживающему за больным человеку необходимо записать и запомнить все упражнения, назначенные методистом ЛФК, логопедом, массажистом, стараться повторно провести их с больным через некоторый промежуток времени.

У больных с двигательными нарушениями церебрального генеза парализованные конечности во избежание мышечных контрактур укладывают в определенном положении. Парализованную руку кладут на подушку так, чтобы плечевой сустав и рука находились на одном уровне в горизонтальной плоскости, руку отводят в сторону, она должна быть выпрямлена, а кисть повернута ладонью вверх с выпрямленными разведенными пальцами. Для удержания конечности в таком положении используют мешочки с песком и лангетки.

Парализованную ногу укладывают следующим образом: под коленный сустав подкладывают валик из ваты, стопу удерживают под углом 90° с помощью резиновой тяги или упора в деревянный ящик. В положении на здоровом боку парализованная рука лежит либо вдоль туловища, либо согнута под углом 90° на подушке; нога согнута в тазобедренном и коленном суставе, под нее подкладывают подушку. Положение больного на спине и на боку меняют каждые 2-3 ч.

В зависимости от состояния больного врач назначает в определенные сроки пассивную и активную гимнастику и массаж. По мере восстановления движений следует основное внимание обращать на то, чтобы больные как можно раньше включали пораженные конечности в функции самообслуживания.

При наличии у больных речевых расстройств рекомендуется при возможности помещать их в палаты с больными, у которых функция речи сохранена, и проводить занятия с логопедом.

Во время эпилептического припадка для предупреждения травм целесообразно под голову больного подкладывать подушку или какие-либо мягкие вещи. Руки и ноги больного надо придерживать, защищая их от ушиба. Для предупреждения прикуса языка и губ рекомендуется в рот сбоку вставить шпатель или край полотенца. Голову желательно повернуть в сторону, чтобы свободно стекала слюна. Необходимо расстегнуть воротник рубашки.

Заболевания спинного мозга часто сопровождаются нижней параплегией или парапарезом ног, нарушением функции тазовых органов, трофическими нарушениями, нередко - развитием пролежней. В подобных случаях с первых дней заболевания необходим тщательный уход за кожей. На матраце и простыне не должно быть складок. Под участки тела, подвергающиеся давлению, следует подкладывать надувной резиновый круг. Несколько раз в день необходимо менять положение больного, протирать кожу камфарным спиртом.

Для предупреждения контрактур нужно следить за положением ног, укладывать их в нужном положении, бороться с отвисанием стоп. Стопы устанавливают под прямым углом к голени с помощью упора, иногда накладываются съемные лонгеты. При задержке мочи проводят повторную катетеризацию мочевого пузыря в условиях строгой асептики и с применением средств антисептики. При недержании мочи применяют мочеприемник. При задержке стула показаны очистительные клизмы.

Уход за неврологическими больными

Введение

Неврология (греч. neuron – нерв, logos – учение, наука). Сумма дисциплин, объектом которых является нервная система в норме и патологии. Нередко этим термином пользуются вместо термина «невропатология», хотя понятия эти не эквивалентны – первое значительно шире.

Неврологические расстройства возлагают огромное бремя на пациентов, их семейства и общество. С увеличением продолжительности жизни все большее количество людей могут стать вероятной жертвой инсульта, деменции и других болезней мозга, что ведет к огромных затратам здравоохранения во всем мире. Очень важно, что современная медицина начинает понимать мозговую основу поведения и признавать психические расстройства как мозговые, в не психические нарушения. Менингит, болезнь Крейнцфельдт-Якоба, рассеянный склероз признанны заболеваниями с мозговыми психическими нарушениями, столь же серьезные как СПИД или рак.

Сущностью современной модели сестринского дела, как научной теории, является обоснование различных подходов к содержанию и оказанию сестринской помощи. В профессиональный лексикон вошло понятие «сестринский процесс», под которым понимают системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента. Цель этого подхода заключается в стремлении к облегчению, ликвидации, предупреждению проблем, возникающих у пациента из-за изменения состояния здоровья.

хирургических, неврологических, гинекологических и т. д. Однако в каждой из названных групп уход имеет и свои особенности, свою специфику. Особые трудности возникают при уходе за тяжелобольными.

1. Основные принципы ухода за неврологическими больными

Уход за больным – это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и восстановление сил больного и создание для него условий и, обстановки, способствующих благоприятному течению болезни, предотвращению осложнений и более быстрому выздоровлению. Он включает гигиеническое содержание помещения, в котором находится больной, поддержание надлежащего гигиенического состояния самого больного, устройство и оборудование удобной постели, заботу о чистоте ее и одежды больного, организацию питания больного, оказание ему помощи при приеме пищи, при туалете, физиологических отправлениях и разного рода болезненных состояниях, возникающих в процессе болезни (рвота, задержка мочи, стула и газов и т. д.).

Непосредственное отношение к уходу имеет четкое и своевременное выполнение всех предписанных больному медицинских процедур и лекарственных назначений, а также наблюдение за его состоянием.

Хронические неврологические заболевания могут проявляться либо постоянным неврологическим дефектом, либо прогрессирующим нарастанием симптоматики. В легких не прогрессирующих случаях с помощью ортопедических приспособлений, реабилитационных мероприятий и т. п. больному можно обеспечить полноценное существование. В тяжелых же случаях стремятся максимально использовать сохранившиеся функциональные возможности.

При прогрессирующих заболеваниях лечение зависит от скорости нарастания и выраженности симптоматики. Например, рассеянный склероз и злокачественные опухоли быстро приводят к смерти, однако и в этих случаях разъяснение прогноза и поддерживающие меры могут принести большую пользу больному и его семье.

При болезнях нервной системы часто возникают тяжелые двигательные расстройства, нарушения чувствительности, речи, расстройства функции тазовых органов, возможны судорожные припадки. Этим и определяется специфика ухода за данной категорией больных.

При инсульте, а также при острых нейроинфекциях необходимо с самого начала принять меры для предупреждения нередко возникающих опасных для жизни осложнений: пневмонии, образовании пролежней, воспалении мочевыводящих путей. Развитию легочных осложнений способствует постоянное положение больного на спине и попадание в дыхательные пути слизи из носоглотки. Для предупреждения этих осложнений больного следует часто (каждые 2 ч) осторожно поворачивать; необходимо несколько раз в день очищать рот и глотку влажным тампоном, смоченным борной кислотой, применять отсасыватели. Важны борьба с атонией кишечника и задержкой мочи.

Наиболее распространенным неврологическим заболеванием является инсульт (острое нарушение мозгового кровообращения). Чаще всего инсульт сопровождается потерей сознания. Такое состояние больных может продолжаться длительное время.

Причиной инсульта могут быть: гипертоническая болезнь в стадии обострения (криз), аневризма сосудов головного мозга. Инсульт может возникнуть внезапно и привести к смерти больного в первые же часы.

– нарушение сознания;

– нарушение чувствительности;

– афазия (расстройство речи, утрата способности говорить);

– амнезия (потеря памяти);

– паралич (нарушение двигательных функций в целом);

– парез (неполный паралич);

– общее нарушение психики;

– пролежни, образующиеся быстрее, чем при других заболеваниях.

Все люди, перенесшие инсульт, на длительное время становятся лежачими больными, уход за которыми требует особых навыков и знаний.

Медицинская сестра должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющая увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физическом, психологическом состоянии пациента. Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями.

2. Сестринский процесс при неврологических заболеваниях

– беспокойство по поводу заболевания и его последствий; – депрессия; – нарушение сна, – повышенная раздражительность; – беспокойство по поводу неустойчивости общего состояния; – жидкий стул; – немотивированный отказ от приема лекарств; – слабость и т. д.

– Соблюдением правил общего ухода.

– В согнутую кисть парализованной руки можно положить маленький резиновый эспандер.

– При головных болях прикладывать к голове пузырь со льдом.

– Следить за своевременным опорожнением мочевого пузыря.

– При кормлении придать больному полу лежачее положение.

– Ухаживающему за больным человеку необходимо записать и запомнить все упражнения, назначенные методистом ЛФК, логопедом, массажистом, стараться повторно провести их с больным через некоторый промежуток времени.

У больных с двигательными нарушениями церебрального генеза парализованные конечности во избежание мышечных контрактур укладывают в определенном положении. Парализованную руку кладут на подушку так, чтобы плечевой сустав и рука находились на одном уровне в горизонтальной плоскости, руку отводят в сторону, она должна быть выпрямлена, а кисть повернута ладонью вверх с выпрямленными разведенными пальцами. Для удержания конечности в таком положении используют мешочки с песком и лангетки.

Парализованную ногу укладывают следующим образом: под коленный сустав подкладывают валик из ваты, стопу удерживают под углом 90° с помощью резиновой тяги или упора в деревянный ящик. В положении на здоровом боку парализованная рука лежит либо вдоль туловища, либо согнута под углом 90° на подушке; нога согнута в тазобедренном и коленном суставе, под нее подкладывают подушку. Положение больного на спине и на боку меняют каждые 2–3 ч.

В зависимости от состояния больного врач назначает в определенные сроки пассивную и активную гимнастику и массаж. По мере восстановления движений следует основное внимание обращать на то, чтобы больные как можно раньше включали пораженные конечности в функции самообслуживания.

Заболевания спинного мозга часто сопровождаются нижней параплегией или парапарезом ног, нарушением функции тазовых органов, трофическими нарушениями, нередко – развитием пролежней. В подобных случаях с первых дней заболевания необходим тщательный уход за кожей. На матраце и простыне не должно быть складок. Под участки тела, подвергающиеся давлению, следует подкладывать надувной резиновый круг. Несколько раз в день необходимо менять положение больного, протирать кожу камфарным спиртом.

Для предупреждения контрактур нужно следить за положением ног, укладывать их в нужном положении, бороться с отвисанием стоп. Стопы устанавливают под прямым углом к голени с помощью упора, иногда накладываются съемные лонгеты. При задержке мочи проводят повторную катетеризацию мочевого пузыря в условиях строгой асептики и с применением средств антисептики. При недержании мочи применяют мочеприемник. При задержке стула показаны очистительные клизмы.

3. Нарушения функции мочевого пузыря

Нарушения функции мочевого пузыря чаще всего развиваются в результате травмы спинного мозга, реже при других его поражениях – рассеянном склерозе, опухолях, дискогенной миелопатии, спинной сухотке.

Основные задачи лечения при нейрогенной дисфункции мочевого пузыря

1. Снизить объем остаточной мочи и уменьшить пузырно-мочеточниковый рефлюкс с тем, чтобы предупредить гидронефроз и мочевую инфекцию.

2. Уменьшить недержание мочи.

3. Повысить функциональную емкость пузыря так, чтобы опорожнение мочевого пузыря происходило не чаще 4–6 раз в сутки.

Отток мочи можно улучшить с помощью:

1) Ранней активизации больного (ходьба или перемещение с помощью кресла-каталки). 2) Частой смены положения тела. 3) Приподнимания головной части кровати.

4. Пролежни

Профилактика

1. Пролежни часто наблюдаются у больных с параличами и нарушениями чувствительности. Наиболее эффективная профилактика – регулярное изменение положения тела, в частности – поворачивание в постели. Таким образом, профилактика пролежней всецело зависит от ухода.

2. Особой защиты требуют области костных выступов (пятки, седалищные бугры, крестец). У детей с хронической гидроцефалией принимают меры против пролежней кожи головы.

3. Для профилактики пролежней используют прокладки из овчины, водяные матрасы и другие мягкие материалы. Не следует применять круглые подушечки, центральная выпуклая часть которых может вызывать ишемию кожи и способствовать развитию пролежней.

4. Кожа должна быть сухой. Особенно за этим необходимо следить у больных с недержанием мочи. В отсутствие постоянного катетера подкладывают пеленки.

5. Намокающие или потеющие участки кожи для профилактики мацерации обрабатывают смягчающими мазями (например, вазелином).

6. Необходимое условие сохранения здоровой кожи – полноценное питание.

7. При отеках кожа истончается, а ее кровоснабжение ухудшается. Для предупреждения кожных трещин необходимы профилактика и лечение отеков парализованных конечностей.

Лечение

1. Если сдавление пораженного участка кожи продолжается, то заживление пролежня невозможно и, более того, он может увеличиться. Пролежни обрабатывают физиологическим раствором или перекисью водорода, после чего осторожно удаляют некротические ткани.

обработки. Ферменты используют и в виде растворов, накладывая с ними влажно-высыхающие повязки.

3. При обширных пролежнях необходима хирургическая обработка. После обработки рана должна оставаться сухой (для этого на нее накладывают марлевую или иную легкую повязку).

Инфекция обычно не является причиной изъязвления, однако при тяжелых пролежнях возможно развитие угрожающего жизни сепсиса. Местное применение антибиотиков в этом случае неэффективно.


Заключение

Устранение всякого рода раздражителей, отрицательных эмоций, обеспечение тишины, покоя, создание обстановки уюта, ласкового и чуткого отношения к больному способствуют поддержанию у него бодрого настроения, уверенности в выздоровлении и благополучном исходе болезни.

Требуя от больного неуклонного соблюдения установленного в лечебном учреждении порядка и точного выполнения предписанного ему врачом режима, медицинский персонал должны понять и изучить особенности характера каждого больного и помнить, что под влиянием болезни психика его часто подвергается значительной перестройке: изменяется реакция больного на окружающее, нередко он становится раздражительным, капризным ит. п.

Для того чтобы найти правильный путь к установлению должного контакта с больным, заслужить его доверие и тем самым поддержать в нем уверенность в благополучном исходе заболевания и успехе лечения, ухаживающий должен обладать неистощимым терпением, чувством такта, при выполнении своих обязанностей быть предельно собранным, дисциплинированным, сосредоточенным и внимательным.

неврологический сестринский больной уход


Литература

1. Веселова М. О. Инсульт: современный взгляд на лечение и профилактику. СПб., 2005 – 48 с.

2. Демиденко Т. Д., Ермакова Н. Г. Основы реабилитации неврологических больных. СПб., 2004 – 123 с.

4. Петров С. В., Шишкин А. Н. Основы общего ухода за больными). СПб., 1997 – 44 с.