Меню
Бесплатно
Главная  /  Насморк у взрослых  /  Причины нарушения концентрации внимания у взрослых

Причины нарушения концентрации внимания у взрослых

Многие думают, что рассеянность – это заболевание, связное с нарушениями в памяти. Но это не совсем так. Под рассеянностью понимается приобретенное на протяжении всей жизни нарушение концентрации внимания. О причинах возникновения рассеянности и способах борьбы с ней мы поговорим дальше.

Причины рассеянности

Рассеянность может быть связана с физиологическими проблемами или быть результатом различных заболеваний, таких как неврастения, переутомление и хроническая усталость. Также она может появляться в результате излишней концентрации на одном деле. В данном случае человек, увлекшись процессом, погружается в него полностью и не замечает происходящее вокруг.

Основными причинами нарушения внимания являются:

  • Усталость, которая появляется из-за слишком активного темпа современной жизни. В результате чего, в голове срабатывает защитный механизм, который не позволяет перегружать мозг слишком большим количеством информации. Кстати, это является одним из признаков склероза.
  • Частые стрессовые ситуации и неприятности приводят к рассеянному состоянию. Мозг блокирует и защищает человека от состояния, которое может привести к нервному перенапряжению. В результате невозможно собраться с мыслями и сконцентрироваться.

Как бороться с рассеянностью

Если рассеянность появилась из-за , то следует притормозить и попробовать изменить свой образ жизни. Чтобы исключить перегрузку мозга, нужно избавиться от ненужных и не особо важных дел.

Для правильного планирования следует завести ежедневник и с вечера записывать дела на следующий день. В результате таких действий, легче будет сконцентрироваться на нужном деле без отвлечения на посторонние факторы. Также не нужно будет держать в памяти большой объем информации.

Чтобы избавиться от рассеянности следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • продумывайте свои действия заранее;
  • не распыляйтесь на посторонние дела;
  • не совершайте действия на автомате;
  • не откладывайте дела, которые можно сделать сразу;
  • решайте мелкие проблемы сразу, не откладывая на потом;
  • обязательно выделите время для перерыва в работе, дайте мозгу передышку;
  • избавьтесь от отвлекающих внешних факторов;
  • освободите свой рабочий стол от ненужных вещей;
  • в случае отвлечения от дела, сделайте заметки, чтобы по возвращении не тратить на это время;
  • никогда не занимайтесь несколькими делами в одно время;
  • начинайте решение новой задачи только после завершения предыдущего дела.

Также необходимо много отдыхать на свежем воздухе и обратить внимание на рацион питания. Жареные блюда способствуют рассеянному состоянию. Следует отдавать предпочтение продуктам с большим содержанием витаминов. Для работы мозга полезны морковь, морепродукты и брокколи.

Чтобы вернуть концентрацию внимания, можно использовать эфирные масла из лаванды, розмарина, мяты и базилика.

Как выработать сосредоточенность внимания

Делая несложные упражнения можно развить концентрацию внимания. Оптимальным временем для тренировки мозга являются утренние часы.

Упражнения для повышения сосредоточенности внимания:

  • считайте от 100 к 1 как можно быстрее, когда начнете справляться можно упражнения усложнить и называть только числа, кратные 3;
  • выберите букву и перечисляйте все знакомые слова на иностранном языке;
  • вспомните и назовите по 25 мужских и женских имен;
  • называйте слова из определенной тематики на выбранную букву, например, названия городов, рек, животных, птиц.

Еще одним действенным способом улучшить внимание является развитие каждого полушария мозга. Каждое из них отвечает за определенные функции, правое за творчество, левое за логические цепочки. Меняя руки при проведении обычных процедур, таких как чистить зубы, кушать ложкой или писать, повышается концентрация внимания.

Также следует научиться правильно расслабляться, чтобы давать мышцам разгрузку и упорядочить поток мыслей в голове. Для этого подойдут занятия йогой или медитацией. Можно просто слушать расслабляющую музыку.

Учиться концентрировать свое внимание можно даже по дороге на работу или в магазин. Нужно сосредоточиться на мелочах и считать количество проезжающих машин или количество женщин или детей, которые прошли мимо. Можно также запоминать марки машин и номера, вглядываться в одежду прохожих или обращать внимание на эмоции на лицах проходящих людей. Для восстановления внимания также можно заучивать стихи или начать изучать иностранный язык.

Применяя на практике такие несложные методы, можно за короткий промежуток времени улучшить свою концентрацию и забыть о рассеянности. Но чтобы получить желаемый результат, упражнения и тренировки мозга следует проводить ежедневно.

Рассеянное внимание, постоянное витание в облаках. Основные причины. Как можно исправить рассеянность внимания. Методы концентрации.

Бывало ли у Вас такое, что Вы, делая какую-то работу, настолько погружаетесь в свои мысли, мечты, планы, фантазии, что просто улетаете от реальности. И в этот момент могут случаться самые нелепые события: Вы можете налить мужу или жене молоко в блюдечко или кормить с ложки перетертым яблоком, а кошке дать овощной салат, насыпать соль в чай, а суп приправить картофельными очистками вместо лаврового листа, кинуть в мусорное ведро только что купленный пакет молока и много другое.

Хочу Вам сказать, что Вы не одиноки, и такое явление встречается довольно часто . Причем в любом возрасте. Есть определенные заболевания нервной системы и, в частности головного мозга, проявляющиеся в пожилом возрасте. Это отдельная медицинская тема. Я же сегодня расскажу об этом же эффекте у совершенно здоровых людей.

Да, аналогичное явление бывает у совершенно здоровых людей . И проявляется оно точно так же бытовой рассеянностью и витанием в облаках. Чаще всего это случается у людей творческих, мечтательных, у людей интеллектуального труда, у тех, у кого развито воображение. К кому относитесь Вы?

А также бывает у каждого, кто находится в сильном эмоциональном напряжении, волнении, причем как положительно, так и отрицательно окрашенном. Бывает подобное состояние в случае сильной усталости и недосыпа. Как видите, явление это распространенное. Пожалуй, большинство людей хотя бы раз такое явление испытывали. В чем же причина бытовой рассеянности?

Причины бытовой рассеянности

Все явления, связанные с бытовой рассеянностью связаны с нашим вниманием. Особенность нашего внимания заключается в том, что по настоящему хорошо мы можем удерживать концентрацию только на одном объекте : внешнем или внутреннем.

Когда мы внешне выполняем действие, которое для нас является скучным, рутинным, неинтересным, часто повторяющимся, то наше внимание сосредотачивается на том, что интереснее и важнее. А мечты, фантазии и планы гораздо привлекательнее, чем рутинные задачи.

Если внутри нас сильные эмоции, то они забирают на себя все наше внимание. У людей творческих воображение развито настолько, что образы в нем во много раз привлекательнее, чем обыденная жизнь.

Люди интеллектуального туда также основную часть своей жизни «проживают» именно в мыслях, поэтому и большая часть внимания сосредотачивается именно там.

Когда мы физически утомлены, нам в принципе сложно сосредоточиться, тем более на внешних действиях, что усиливает уход внимания от физической реальности.

На самом деле причиной рассеянного внимания является его сконцентрированность на наших мыслях, в нашем воображении, то есть во внутреннем плане. Рассеянный человек — это человек сконцентрированный, но внутрь своих мыслей . Часто это состояние называют профессорской рассеянностью.

Вторая особенность, которая наблюдается в феномене бытовой рассеянности — это слабая способность к переключаемости внимания . Переключаемость — свойство нашего внимания переходить с одного объекта на другой. В случае рассеянности мы не можем быстро переключиться между задачами, между внутренним и внешним планом. Вместе с глубокой концентрацией отсутствие качественной переключаемости дает нам ту самую рассеянность.

Как исправить рассеянное внимание?

Если случаи бытовой невнимательности бывают у Вас редко и только при физической усталости, то здесь нет причин беспокоиться. Если же Вы обладаете этим понятным, но неприятным, свойством и хотели бы его исправить, то Вам помогут следующие методы. Все методы можно разделить на несколько групп по способу и предмету воздействия.

Методы усиления привлекательности дел

Эти способы позволят Вам сделать Ваши физические действия более приятными, чтобы Ваше внимание легче на них концентрировалось. Эта группа методов схожа со способами привлечь ребенка в какую-либо деятельность. На самом деле мы и стараемся привлечь в деятельность нашу психологическую структуру — внутреннего ребенка.

Изменяем предметы. Реальную скучную деятельность можно попробовать изменить, добавить что-то веселое, чтобы захватить внимание: делать рутинные задачи под музыку (в такт музыке прибираться, готовить, чинить). Использовать особые приятные предметы для своей работы, которые дарят комфорт, на которые приятно смотреть и которыми приятно пользоваться: тряпки, инструменты, приборы.

Ролевые и сюжетные игры . Можно представить себя кем-то (принцессой, дикарем из джунглей, ребенком, роботом, животным) и постараться выполнять скучные действия так, как бы это выполнял этот герой.

Комфортная обстановка. Скучные дела выполняются с большим вниманием, если сама обстановка, дизайн помещения, мебель, интерьер, цвета подобраны так, как Вам нравится. Возможно, Вам удастся изменить интерьер или перенести свою деятельность в приятное помещение. Поставьте дома живые цветы — это также благоприятно сказывается на Вашем комфорте.

Психологические методы

Наша мотивация и установки способны усилить внимание к тому, что мы желаем.

Психологическая самонастройка . Силой воли перед началом деятельности проговаривайте, что вы будете делать и фокусируйтесь на этом. И периодически себя возвращайте в реальность.

Тренировать переключаемость своего внимания. Существуют ряд упражнений, которые тренируют переключаемость нашего внимания.

  • Упражнение 1. Возьмите два листа бумаги. На одном из них будете перемножать два четырехзначных числа в столбик, на другом писать по памяти любое стихотворение. Поставьте таймер на 20 секунд. Каждые 20 секунд переключайтесь между этими задачами (умножение и стихотворение), даже если не закончили. Как можно быстрее включаясь в продолжение начатой задачи. В целом на тренировку тратьте не более 3-5 минут.
  • Упражнение 2 . Игра «Половинки» Попробуйте одной рукой и соответствующей ногой (например, левыми) изображать танец, а другой рукой и ногой (правыми) изображать робота. Одна половина тела будет танцевать, а другая двигаться как робот. Время выполнения 2-3 минуты.
  • Упражнение 3. Попробуйте выстукивать самый простой барабанный ритм, при этом читая вслух книгу. Время выполнения 2-3 минуты.

Игры на переключаемость внимания задействуют довольно много интеллектуальных ресурсов, поэтому не делайте их слишком долго. Лучше выполнять их по 2-3 минуты, но несколько раз в день.

Подпитка впечатлениями

Частое витание в облаках связано с тем, что нам в жизни не хватает разнообразия и впечатлений. Ежедневное получение свежих впечатлений — это нормальная потребность каждого человека. У женщин эта потребность несколько больше, чем у мужчин, что всегда следует учитывать.

Если нам не хватает впечатлений, то однообразные и скучные дела вызывают сильнейший интеллектуальный дискомфорт и голод, поэтому наш мозг пытается напитаться мечтами и фантазиями.

Есть очень серьезный эффект сенсорной депривации , изучаемый психологами, заключающийся в том, что если человеку длительно не давать внешних раздражителей, впечатлений, то у человека начинает появляться беспокойство, агрессия, депрессия, что нарушает и общую способность устойчивости, и переключаемость внимания. Что же можно сделать, чтобы увеличить объем впечатлений?

Перемена обстановки. Смените обстановку, переставьте мебель, приборы, перевесьте шторы, занавески, чехлы на мебель. Благодаря смене окружающего пространства наше внимание хорошо возвращается в реальность.

Регулярное получение впечатлений. Знакомства и общение с новыми интересными людьми, посещение новых мест, походы в музей, театр, поездка, путешествия, что угодно новое. Насыщенные впечатлениями, мы лучше контролируем свое внимание.

Делать обычные дела другой, непривычной рукой. Чистить зубы, открывать дверь, застегивайте пуговицы не той рукой, какой Вы делаете это обычно.

Отдых и расслабление

Отдых от дел-автоматов . Желательно делать перерывы, когда вы эти дела-автоматы не делаете в течение некоторого длительного времени. Потом после возвращения автоматизм дела ослабляется и внимание сохраняется на высоком уровне.

Давать время себе помечтать вволю. Определить время, полностью посвященное мечтаниям, когда все прочие дела Вы не делаете. Обязательно домечтайте и допредставляйте будущее в полной мере.

Перед рутинными задачами сделайте несколько физических упражнений, легкую гимнастику. Это повышает общий тонус организма, создает большую включенность в физические дела.

Акцент на физическое. Рассеянность непосредственно связана с отрывом от физического мира. Поэтому для возвращения необходимо акцентироваться на физической деятельности, приводящей в тонус, либо расслабляющей тело: упражнения, массаж, принятие ванны, объятия.

Танцы. Один из самых хороших способов вернуть внимание. После танцев, как энергичных, так и медленных, внимание реже выходит из-под контроля.

Медитативные практики

Если есть возможность, регулярно практиковать медитацию для расслабления и тренировки внимания.

Практики заземления. Склонность к отрыванию от реальности — это психологическая особенность, так называемая «воздушность». Для того, чтобы не витать в облаках, нужно практиковать визуализацию заземления.

Постарайтесь занять вертикальное положение, убедитесь, что вы твердо стоите на обеих ступнях, представьте, что из ваших ступней вниз в землю уходят мощные коричневые корни, проникая все глубже и глубже…

Вы дерево. С толстыми ветвями, тянущимися в небеса, и с мощными корнями, уходящими в землю. Вам не страшны ураганы и бури, т.к. ваши корни проникают глубоко в почву.

Вы пропускаете через себя поток энергии, которая проходит по вашему телу и стекает по корням в землю.

Медитация покоя . Позволяет успокоить поток мыслей, настроиться на спокойное течение жизни. Вы можете прослушать ее на сайте Психологос . Лично мне больше нравится в исполнении Полины Суховой.

Классическая медитация. Вы садитесь в удобное тихое место. Для неопытных достаточно сесть в позу по-турецки, так, чтобы голова, шея и позвоночник были на одной линии прямо. Дыхание должно быть ровным, естественным. В течение 5 минут (позже время может быть увеличено) сосредотачивайтесь на своем дыхании, старайтесь почувствовать свое дыхание, при этом освобождаясь от всех мыслей.

Мысли будут приходить, будет навязываться обычный режим пережевывания всех прошлых событий, ментальная каша. Представьте, что мысли, как птицы — прилетели и быстро улетели, остается одно дыхание.

В начале будет довольно сложно устраниться от всех мыслей, но с течением времени и с опытом Вам будет проще это сделать. Цель медитации: остановить ход мыслей на время, дать покой своему уму .

Сократить нашу бытовую рассеянность вполне возможно. Я надеюсь, Вы найдете подходящие способы для себя.

Напишите ниже в комментариях, какие самые смешные и нелепые вещи Вы делали, когда временно «витали в облаках». Вместе улыбнемся!

Внимание в психологии - это избирательная направленность восприятия на какой-либо объект. Нарушение этого свойства не позволяет человеку сосредотачиваться на предмете деятельности и удерживать поставленную задачу в сознании в течение необходимого времени (в кратковременной памяти). Признаками рассеянности внимания являются: поверхностное отношение к деятельности, отвлекаемость и блуждание фокуса внимания, забывчивость.

    Показать всё

    Рассеянное внимание у детей

    Синдром рассеянного внимания у детей называются в психотерапии «синдромом дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ) - это неврологическое болезненное состояние, встречающееся у 5% детей, чаще у мальчиков, чем у девочек. Поведенческие симптомы данного заболевания проявляются с раннего возраста. Таким детям тяжело или невозможно сосредоточиться на одной задаче. Им становится скучно, если они выполняют одно действие даже в течение очень короткого времени. Они начинают несколько дел или игр сразу и ни одного не заканчивают.

    Дефицит внимания обычно сочетается с гиперактивностью, хотя может протекать и без нее. Такие дети привлекают внимание и вызывают общественное осуждение своей неугомонностью: они всегда в движении, суетятся, бегают по помещению и т. д. Зачастую ребенок знает правила поведения и даже требует их выполнения от остальных, но сам этого сделать не в состоянии.

    Причины СДВГ

    Причины возникновения СДВГ пока точно не установлены. Существует несколько гипотез. Согласно одной из них в определенные части мозга не поступают необходимые химические вещества. Сигналы нервной системы, обеспечивающие контроль поведения и концентрацию внимания, не передаются нервными клетками. Нарушения могут возникнуть по причине:

    • осложнений течения беременности (инфекции, воздействие лекарственных и наркотических препаратов, алкоголя, табака), угрозы выкидыша;
    • родовых осложнений, приведших к травмам позвоночника плода, асфиксии (недостаток кислорода и избыток углекислого газа в крови), мозговым кровоизлияниям;
    • преждевременных, скоротечных или затяжных родов, стимуляции родовой деятельности, применения наркоза;
    • заболеваний у новорожденных, сопровождающихся высокой температурой и требующих приема сильнодействующих лекарств;
    • осложнений, нарушающих нормальную работу мозга - астмы, пневмонии, сердечной недостаточности и т. п.

    Специалисты относят к причинам появления патологии также ухудшение экологической ситуации и генетические факторы.

    Признаки

    СДВГ обычно затрагивает более одного участка мозга, поэтому у ребенка могут проявляться признаки дефицита внимания вместе с гиперактивностью и импульсивностью. Внимание непроизвольного типа у таких детей преобладает над вниманием произвольного: они сосредотачиваются на новом, привлекательном, вызывающим интерес, легком для восприятия.

    О расстройстве внимания свидетельствуют следующие симптомы:

    • ребенок легко отвлекается, не в состоянии оставаться сосредоточенным даже на короткое время;
    • концентрируется только на том, что интересно ему в данный момент;
    • на короткое время «выключается», находясь в обществе, не реагирует на зов, обращение;
    • с трудом либо немотивированно легко переключается на другую деятельность;
    • увлекается, поддавшись минутному порыву, и настолько же быстро теряет интерес;
    • редко доводит дело до конца;
    • не понимает последовательности выполнения заданий;
    • неорганизован, забывчив, поэтому разбрасывает и теряет вещи;
    • откладывает обязанности, ежедневные дела до последнего, не выполняет обещания;
    • часто просит помощи даже в элементарных действиях, поэтому его считают слишком ленивым;
    • не учится на своих ошибках.

    Дети с СДВГ, приступившие к обучению в школе, испытывают еще большие трудности. Во время чтения они часто останавливаются, теряют строку, не понимают прочитанного. Некоторые буквы и цифры они пишут зеркально; почерк нестабильный, неразборчивый. Читают такие дети по принуждению, даже если книги подобраны по возрасту и интересам.

    Множественные нарушения правописания и плохой почерк у ребенка с синдромом дефицита внимания

    Детей с СДВГ отличает импульсивность поведения: кажется, что ребенок сначала делает, а потом думает, а в ответ на вопрос говорит первое, что придет в голову; легко расстраивается или раздражается. Неуспех в любой деятельности, необходимость попробовать снова или приложить усилие быстро вызывает гнев, ярость, агрессию.

    Гиперактивность проявляется в том, что ребенок постоянно находится в движении, иногда бесцельном.

    Результатом СДВГ является неуспеваемость детей в школе, формирование низкой самооценки. Стремясь избавиться от постоянных неприятных ощущений, связанных с учебой, в средних и старших классах дети уклоняются от выполнения домашних заданий, начинают прогуливать занятия.

    Методы коррекции

    В неврологии СДВГ рассматривается как стойкий синдром, для которого на сегодняшний день не найдено способа окончательной коррекции. 30% детей «перерастают» проявления гиперактивности, а к импульсивности и рассеянности внимания постепенно приспосабливаются. Во взрослой жизни прогнозируются трудности с восприятием информации и снижение интеллекта.

    В лечении таких пациентов применяют сочетание нескольких методов: психотерапия, педагогическая и нейропсихологическая коррекция. Комплекс мер подбирается индивидуально в каждом случае. Ребенок должен научиться контролировать себя, быть рациональным, не поддаваться минутному порыву, взвешивать свои решения. Медикаментозное лечение (психостимуляторы, чтобы ребенок становился более уравновешенным) используют в качестве дополнительного метода.

    Своевременное определение СДВГ позволяет скорректировать его до начала проблем в учебе. При отсутствии психопатологий основной причиной нарушения внимания у детей является низкий уровень интереса к образовательному процессу. Следует искать подход, при котором ребенок захочет сконцентрироваться на выполнении задания. Воспитатели детского сада и учителя должны действовать вместе с родителями, помогая малышу адаптироваться в коллективе, направлять его активность, давать посильные ответственные поручения.

    Ребенок с нарушением внимания требует много терпения. Действовать надо мягко, а не в форме ультиматумов.

    1. 1. Сформировать доверительные отношения между родителями и ребенком. Он должен знать, что может рассказать родителям о своих переживаниях или поступке без страха быть наказанным.
    2. 2. Составить режим дня ребенка и следовать ему. В распорядке обязательно должно найтись место не только для учебы, но и для активных игр, прогулок и спорта. Лучше, если это будет соответствующая интересам малыша спортивная секция со своим коллективом и профессиональным тренером.
    3. 3. Пусть ребенок выберет сам дела по дому, за которые будет нести ответственность только он. Можно завести домашнее животное, о котором малышу будет интересно заботиться самостоятельно. Не позволять откладывать дела на потом, иначе разовьется привычка «забывать» об обязанностях.
    4. 4. Уменьшить время, отводимое просмотру телевизора и компьютерным играм.
    5. 5. Формулировать свои поручения четко, по шагам. Ребенок должен осознать посильность задачи. Фраза «ложись спать» раскладывается на алгоритм: собери игрушки в ящик - переоденься в пижаму - сложи одежду на стул - умойся и почисти зубы - ложись в кровать.
    6. 6. Разработать вместе с ребенком систему поощрения за выполнение обязанностей и взыскания за их игнорирование (лишение чего-то интересного, но не еды и сна).
    7. 7. Хвалить малыша за достижения, не сравнивать его с одноклассниками и знакомыми детьми. Мотивировать его на желаемое поведение с помощью похвалы (это поможет ребенку поверить в себя, сформирует нормальную самооценку).
    8. 8. Когда начнется учеба в школе, оборудовать первокласснику рабочее место, где будут сведены к минимуму отвлекающие факторы. Обязательно наладить контакт с классным руководителем, действовать с ним сообща.
    9. 9. Строго регламентировать время выполнения домашних заданий.
    10. 10. Создать бесконфликтную обстановку в семье, находиться на стороне ребенка и поддерживать его, не насмехаться над его отрицательными качествами.

    Наказание и насилие не поможет детям с СДВГ выполнить просьбу или поручение.

    Нарушение внимания и забывчивость у взрослых

    Рассеянность внимания связана с нарушением работы нервной системы, которое может проявиться у любого человека. Физиологически это отсутствие сильного и стойкого очага возбуждения в коре головного мозга.

    При подлинном рассеянии внимания человек находится в прострации: он словно отключается от окружающего мира, не проявляет интереса к происходящему, его ощущения и мысли расплывчаты. Это состояние возникает в результате сильной утомленности, бессонницы, усталости, постоянных болевых ощущений, монотонной деятельности.

    Мнимая рассеянность возникает из-за глубокой внутренней концентрации. Человек не в состоянии адекватно распределить внимание между объектами внешней среды и своих мыслей. Он не замечает, что происходит вокруг, будучи сконцентрированным на какой-либо проблеме или поиске решения (профессорская рассеянность), или находится в состоянии мечтательности (поэтическая рассеянность).

    Старческая рассеянность - это плохая переключаемость с одной задачи на другую в сочетании со слабой концентрацией. Внимание пожилого человека зацикливается на одном объекте, но степень его низка (засыпают за чтением, просмотром телепередач). Обусловлено это изменениями мозга, связанными со старением.

    Рассеянность характеризуется отсутствием сосредоточенности, малой интенсивностью и недостаточной устойчивостью внимания. Но это может быть и длительное удерживание интенсивного внимания на определенной задаче, когда человек не замечает ничего вокруг.

    Клинические проявления

    Нарушение внимания бывает кратковременным и долговременным. При хронической форме рассеянность охватывает все большие сферы, существенно ухудшает качество жизни человека, приводит к потере профессиональных навыков. Такие люди начинают терять личные вещи, не в состоянии сосредоточиться на деталях (несколько раз возвращаются и перечитывают строки, теряют понимание целого текста); забывают совершить привычные действия. В поведении появляются несвойственные черты: раздражительность, резкие перепады настроения, немотивированный гнев. Состояние могут сопровождать головные боли, головокружение, скачки артериального давления. Нарушается цикл сна: днем ощущается усталость (даже после отдыха) и сонливость, а ночью невозможно уснуть. Пациент жалуется на ухудшение памяти и работоспособности, снижение активности, в том числе половой.

    Причины расстройства внимания

    Человеку трудно сконцентрировать внимание из-за чрезмерной усталости, хронического нервного перенапряжения, недосыпания. Одной из причин является бессознательное нежелание сосредотачиваться на деятельности, которую не хочется выполнять (отсутствие мотивации).

    Рассеянность внимания - одно из проявлений различных психических расстройств, эпилепсии, шизофрении, клинической депрессии. Это состояние также может развиться вследствие органических поражений головного мозга, вызывающих нарушение его кровоснабжения и кислородное голодание:

    • расстройства сосудистого характера: атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, мигрени, повышенное давление;
    • болезнь Альцгеймера (старческое слабоумие);
    • аутоиммунные и системные заболевания, поражающие головной мозг и нервную систему;
    • анемия;
    • нехватка в организме необходимых минералов (железо, магний), избыток свинца;
    • онкология головного мозга.

    Лечение

    Во многих случаях рассеянность внимания не требует медикаментозного лечения. Человеку рекомендуется отдых, смена обстановки и устранение причины тревожности, иногда с помощью психотерапии. Назначается диета и витаминно-минеральный комплекс.

    Если расстройство возникает из-за стресса или депрессии, назначаются антидепрессанты, а при поражениях головного мозга - ноотропные препараты, способные увеличивать устойчивость мозга к чрезмерным нагрузкам или нехватке кислорода, активизировать умственную деятельность, улучшить память (таблетки Глицин, Фенибут, Винпоцетин, Пирацетам и другие).

    Взрослый человек может бороться с рассеянностью самостоятельно, выполняя упражнения на тренировку внимания и памяти, формирование навыков самоконтроля. Важное значение имеет повышение собственного интереса к осуществляемой деятельности, поиск мотивации к работе:

    1. 1. Поскольку забывчивость – это результат отсутствия концентрации, следует приучить себя думать только о выполняемом деле. Необходимо сосредоточиться на том, что происходит в данный момент.
    2. 2. Визуальные напоминания могут помочь избавиться от невнимательности. Нестандартные предметы нужно разместить в поле зрения: сковорода, лежащая на диване во время просмотра фильма, будет напоминать о том, что необходимо выключить блюдо в духовке.
    3. 3. Используя метод сознательных ассоциаций, человек придумывает связь между предметом или обстановкой и задачей.
    4. 4. Беспорядок и лишние предметы на рабочем столе рассеивают внимание. Необходимо приучать себя обдуманно класть вещи на свое место.
    5. 5. Можно оставлять для себя стикеры, напоминающие о важных делах. Не забывать их убирать по мере выполнения.
    6. 6. Нужно делать небольшие передышки в работе, давая отдохнуть мозгу.
    7. 7. Не откладывать на потом дела, которые не требуют долгой подготовки и не занимают много времени на выполнение.
    8. 8. Перед началом сложного дела нужно продумать его до деталей - разбить на этапы, осознать, какие ресурсы потребуются для выполнения. Поощрять себя после каждого завершенного этапа.
    9. 9. Развивать наблюдательность, разглядывать окружающий мир.

    Если рассеянность прогрессирует, становится чертой характера и определяет образ жизни, необходима помощь невролога или психолога. Для диагностики состояния проводится осмотр врачом и биохимический анализ крови. Затем по показаниям может быть назначено:

    • допплеровское исследование сосудов головы;
    • компьютерная томография или МРТ головного мозга;
    • электроэнцефалография;
    • нейропсихологическое тестирование;
    • генетические исследования.

    По результатам исследования врач установит причину рассеянности и назначит лечение.

Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречаются два вида рассеянность: мнимая и подлинная .

Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная сосредоточенностью на каком-либо предмете. Иногда ее называют “профессорской”, так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не узнает знакомых, отвечает невпопад. Физиологической основой мнимой рассеянности является очаг оптимального возбуждения в коре, вызывающего торможение в окружающих его участках. Неясность отражения различного рода внешних воздействий при рассеянном внимании объясняется тем, что оно происходит на участках коры, находящихся в состоянии торможения.

Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий подлинной рассеянностью, с трудом удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Произвольное внимание рассеянного человека легко отвлекаемо. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, с трудом концентрируется. В результате этого в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости.

Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений. Разбросанность интересов также может привести к подлинной рассеянности. Причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, освобождение от трудовых обязанностей. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли, - один из источников рассеянности внимания учащихся.(25)

Развитие внимания

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным внимание, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание - это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

По мнению Л.С. Выготского, с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые яркими, необычными свойствами привлекают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка.

Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.

По данным наблюдений и экспериментальных исследований последовательность основных этапов детского внимания выглядит так:

1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.

5. Четыре с половиной - пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.(24)

Любой человек сталкивался с ситуацией, когда он что-то забыл, не успел, пообещал и не выполнил. Довольно часто это не связано напрямую с памятью, а является следствием рассеянности или невнимательности. Учеными доказано, что элементарное отсутствие концентрации часто усложняет людям жизнь. Значит, необходимо что-то менять, а мы расскажем, как избавиться от рассеянности и невнимательности.

Причины рассеянности

Специалисты выделяют 2 типа рассеянности:

  • мнимую;
  • подлинную.

Подлинная невнимательность – это следствие проблем со здоровьем при наличии следующих заболеваний: анемии, неврастении, сильного переутомления, синдрома хронической усталости и пр. В таком случае человек физиологически не может сосредоточиться, а для того чтобы заострить внимание на конкретном предмете или действии, он должен приложить немало усилий.

Мнимая рассеянность является следствием чрезмерной сосредоточенности. Да-да, хоть это и звучит парадоксально, но является фактом. Случается, что человек настолько увлечен чем-то конкретным, что просто забывает обо всем остальном. Такому виду рассеянности подвержены политики, бизнесмены, ученые и руководящие работники. Поймите: рассеянность – это чаще всего не фатальное свойство, а особенность, которую под силу искоренить каждому.

Как избавиться от рассеянности и забывчивости

Приготовьтесь, что придется прилагать волевые усилия, но поверьте: это пойдет только на пользу! Итак, сначала важно наладить режим отдыха и сна: спать не менее 8 часов в сутки и позволять себе расслабляться, когда организм того требует. Откажитесь от пагубных привычек, сбалансируйте питание, бросьте курить, поменьше злоупотребляйте спиртными напитками. Также желательно свести стрессовые ситуации к минимуму, хотя это и довольно сложно.

Иногда, чтобы избавиться от рассеянности, перечисленных мер недостаточно: это значит, что проблема усугубляется недостатком в организме конкретных веществ: витамина B12 и фолиевой кислоты. Введите в рацион пищу, богатую фолиевой кислотой: шпинат и салат, семечки и орехи, злаки, яйца, томаты, печень и цитрусовые. Витамин B12 находится в рыбе, морепродуктах, сметане, сыре и мясе кролика. На практике проверено, что при регулярном употреблении перечисленных продуктов проявление невнимательности значительно снижается, а иногда даже полностью исчезает.

Чтобы свести к минимуму пропущенные деловые встречи и невыполненные обещания, придется стать организованней. Борьба с рассеянностью подразумевает соблюдение некоторых правил:


  1. Забывчивость является результатом нехватки концентрации, поэтому важно сосредотачиваться на конкретном деле, не распыляясь одновременно на другие.
  2. В процессе работы необходимо делать передышки, что позволит понять, сколько сделано и сколько еще предстоит. Чтобы избежать ошибок перед началом работы можно составить устный или письменный план и постараться его придерживаться.
  3. Отличный вариант не забыть что-то важное – использование визуальных напоминаний.

  4. Довольно часто люди откладывают на потом какие-то мелкие дела. То, что мы оттягиваем решение какого-либо дела, усиливает невнимательность. Возьмите за правило: если дело не требует длительной подготовки, лучше сделать его незамедлительно. Иначе в итоге вы накопите массу мелких дел, среди которых обязательно что-то забудете.
  5. Искусственно созданным условием для рассеивания внимания является захламленный рабочий стол с ворохом ненужных бумаг, канцелярских принадлежностей, фотографий и устаревших ярлыков. Чтобы все это не отвлекало вас от дел, наведите порядок и разложите предметы на столе таким образом, чтобы вам было удобно работать и это не отвлекало внимания.

  6. Кладите вещи на свои места: это не только избавит от невнимательности, но и добавит порядка.
  7. Записывайте важные дела в блокнот и вычеркивайте выполненные.
  8. Выключайте во время работы телефон, телевизор и радио, закрывайте окно.
  9. По возможности сидите на удобном кресле.
  10. Мотивируйте и награждайте себя за сделанную работу.

Поймите: автоматизм – это следствие постоянных моральных перегрузок и переутомления. Позволяйте мозгу отдыхать: выходите дышать на свежий воздух, просто выпейте чашку чая вдали от рабочих моментов или монитора. Если вы работаете дома, отвлекитесь на бытовые дела, да просто накрасьте ногти (а как это сделать правильно, можно узнать ).

Избавиться от рассеянного внимания помогает также применение методик медитации и специальной тренировки памяти. Регулярное рассматривание всем известных ребусов «Найди 10 отличий» научит вас концентрировать внимание на мелочах.

Если же и это не помогает, возможно, придется посетить доктора, ведь забывчивость и рассеянность считаются частыми симптомами некоторых заболеваний центральной нервной системы или сосудов. Опытные доктора помогут избавиться от рассеянного склероза, который проявляется проблемами с координацией движения, снижением мышечной силы и суставной чувствительности, а также ухудшением зрения и интеллектуальных способностей (в том числе, внимания, потерей памяти). Однако это очень серьезный и, к счастью, довольно редкий диагноз.

Упражнения для избавления от рассеянности

Сосредоточиться помогает спокойное душевное состояние, достичь которого можно с помощью тихой классической музыки, тишины или любимого домашнего животного, находящегося рядом. Очень важно научиться ощущать себя здесь и сейчас, а не жить автоматически. Поначалу можно даже проговаривать вслух конкретные действия: это помогает научиться отслеживать свои поступки в разнообразных ситуациях и скоро никто не упрекнет вас в том, что вы «не от мира сего».

Упражнения:

  1. Если вам необходимо сосредоточиться, но у вас никак это не получается, потрите в течение минуты себе плечи, а затем уши. Специальные точки на мочках ушей активизируют работу мозга, а прилив крови заставляет взбодриться.
  2. Обращайте внимание на прохожих, проезжающие машины, их цвет и марки, а перед сном прокручивайте в голове прожитый день в красочных деталях.
  3. Учите отрывки из романов или стихи наизусть. Ежедневно узнавайте по одному новому слову, пополняйте словарный запас, учите иностранные языки.
  4. Для повышения концентрации внимания вдохните целебный аромат розмарина, базилика, мяты, лимона или лаванды.
  5. Специалисты рекомендуют применять на практике сознательные ассоциации. Для этого необходимо придумать связь между делом и обстановкой, важным заданием и конкретным предметом. В итоге, как только вы увидите этот предмет или окажетесь в конкретной обстановке, ваша память напомнит вам, что необходимо выполнить.

Также избавиться от рассеянности и улучшить концентрацию внимания помогают регулярное занятие спортом и посильные физические нагрузки. Доказано, что забывчивость и невнимательность могут быть последствиями чрезмерной увлеченности виртуальным миром. Сократите время пребывания в социальных сетях, отдавая предпочтение общению с живыми и близкими людьми.

Придерживаясь перечисленных правил и рекомендаций, вы уже в самое ближайшее время заметите, что ваша жизнь меняется в лучшую сторону, а вы сами стали более собранным человеком. Функции человеческого мозга до конца так и не изучены: это значит, что ничего невозможного нет!