Меню
Бесплатно
Главная  /  Простуда  /  Иммунитетом называют способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них. Слово «иммунитет» происходит от латинского. Иммунитет Иммунитет – способность организма защищать собственную Признаки снижения иммунитета

Иммунитетом называют способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них. Слово «иммунитет» происходит от латинского. Иммунитет Иммунитет – способность организма защищать собственную Признаки снижения иммунитета

Иммунитет человека

— это способность организма противостоять инфекциям и чужеродным болезнетворным (патогенным) микроорганизмам.

Все, чему противостоит иммунная система, называется антигены .

По сути, это гомеостаз — поддержание постоянства внутренней среды организма.

Для начала давайте разберем, какие виды иммунитета бывают у человека…

Виды иммунитета

Врожденный иммунитет — иммунитет человека, который передается по наследству, т.е. он «прописан» в генотипе.

Приобретенный иммунитет — вырабатывается организмом в течение жизни.

Активный иммунитет — организм человека сам вырабатывает антитела — это может быть после заболевания или при введении .

Пассивный иммунитет — организм получает антитела. Получить он их может либо в виде , либо от матери — с молоком (в буквальном смысле) и при внутриутробном развитии.

  • Естественный иммунитет включает врожденный иммунитет и приобретенный активный (после перенесенного заболевания). А также пассивный при передаче антител ребёнку от матери.

  • Искусственный иммунитет включает приобретенный активный после прививки (введение вакцины) и приобретенный пассивный (введение сыворотки).

Что же такое «иммунитет»?

Клетки иммунной системы

Мы уже говорили об антителах в крови.

Клетки, обеспечивающие иммунитет человека — фагоциты и моноциты .

Именно эти клетки содержат антитела — белки крови, которые взаимодействуют с антигеном, защищая таким образом организм.

Фагоцит — клетка, соответствующая своему названию, способная поглощать и убивать (нейтрализовать) бактерию или инфекции.

Фагоциты работают против всех «иноземных захватчиков», они не специфичны, поэтому такой вид иммунитета называют неспецифическим.

Формируются фагоциты человека еще в зародыше — первые клетки фагоцитов можно обнаружить уже на 2 месяце развития плода.

Производятся они стволовыми клетками красного костного мозга . Дальше они «доформировываются» в селезенке .

Когда ребенок появляется на свет, его фагоциты продолжает производить селезенка.

Моноцит — вид фагоцита, который отвечает за специфический иммунитет.

Моноциты тоже образуются в красном костном мозге, но «доформировываются» в . У эмбриона они образуются уже на 4 месяце.

Антитела, нарабатываемые в тимусе, затем разносятся по всему организму и они могут накапливаться в лимфоидной ткани и лимфоидных узлах. Эти клетки уничтожают только тех микроорганизмов, против которых они сформированы. Чем больше различных микроорганизмов попадает в тимус, тем против большего количества нарабатываются соответствующие специфические антитела.

Органы иммунной системы

Центральные органы иммунной системы

  1. Красный костный мозг — основной орган кроветворения и иммунной системы человека.
  2. , или вилочковая железа — «подростковая» железа внутренней секреции человека.


Периферические органы нервной системы

  1. — фильтры нашей иммунной системы.
  2. в ней клетки иммунитета дозревают.

Мы рассмотрели основные термины и определения, связанные с иммунитетом человека, но на бытовом уровне надо понимать, что сохранить иммунитет можно, не истощая организм, но при вирусных или патогенных бактериальных инфекциях нужно прибегать к помощи вакцин и сывороток .

1.Основные понятия в иммунологии Иммунология как наука родилась во времена Л.Пастера. В 1857-1861гг. он доказал участие микроорганизмов в процессах гниения, а также невозможность процессов спонтанного зарождения микробов. Ему принадлежит окончательное формирование представлений о наличии специфического возбудителя в каждом инфекционно процессе. Иммунология-это наука, изучающая способность орга­низма человека противостоять деятельности патогенных мик­роорганизмов и бороться с ними. В переводе с латыни imunio имеет около 10 значений, т.е. неприкосновенность, чистый, невридимый,не тронутый, находящейся под хорошей защитой. Глагол imunio переводится как укреплять, защищать, т.е главное предназначение иммунитета- защита от инфекций. Иммунизация – введение в организм человека для образования искусственного иммунитета (невосприимчивости) к различным инфекционным заболеваниям антигенов (вакцины и анатоксины – активная иммунизация) или антител (сыворотки – пассивная иммунизация). Вызываемый при этом искусственный пассивный иммунитет бывает непродолжительным (3-4 недели), в связи с чем метод пассивной иммунизации чаще применяется тогда, когда заражение наступило или подозревается. Врожденный иммунитет обусловлен биологическими особенностями вида и передается по наследству, благодаря чему животные или человек становятся невосприимчивыми к определенным инфекциям. Приобретенный иммунитет не является врожденным, он приобретается организмом в течение его индивидуальной жизни. Естественный иммунитет приобретается после перенесенного заболевания, когда болезнетворные бактерии – антигены вызывают образование в организме защитных антител против них. Искусственный иммунитет приобретается путем вакцинации (прививок), когда в организм человека вводятся антигены в виде вакцин или анатоксинов. Такой иммунитет называют активным. Активный иммунитет (антигенный) возникает через 2-3 недели после заболевания (естественный) или вакцинации (искусственный) и держится 1-2 года и больше. Пассивный иммунитет (антительный) иммунитет может быть приобретен (искусственный) при иммунизации сыворотками со специфическими антителами, или возникает (естественный) при передачи антител плацентарным путем от матери к плоду (к дифтерии, скарлатине и др.), через материнское молоко, т. е. пассивным путем. Длительность такого естественного пассивного иммунитета невелика (обычно несколько месяцев).Под резистентностю понимают- устойчивость организма к действию физических, химических и биологических агентов, способные вызывать патологическое состояние. Иммуни­тет - невосприимчивость организма к заразному началу или какому-либо чужеродному для организма веществу. Иммунитет не единственный мех-м защиты организма, иммунная система выполняет свою функцию в совокупности с многими другими системами, осовенно нервной и эндокринной. Иммуналогия- это особое свойство орг-ма. Есть определенные признаки по которым можно отличить иммунитет от других защитных свойств орг-ма. Эти свойства нах-ся в тесной взаимосвязи с иммунитетом.

В целях сохранения своей жизни многоклеточному организму необходимо защищаться: 1) от проникновения во внутр. среду разрушающих собственные клетки субстанций из внешн. среды. 2)от внешних вещ-в уже проникших во внутреннюю среду 3)от собственных поврежденных клеток.

Одним словом иммунитет- это способ защиты организма от живых тел и вещ-в несущих на себе признаки чужеродности. Живые тела и вещества несущие на себе признаки чужеродности это бактерии, вирусы, простейшие, червы, клетки, ткани и т.д. Бернет «вывел» аксиому Бернета» которая гласит что центральным биологическим мех-ом иммунитета служит распознование «своего» и «чужого» все «чужое» должно быть уничтожено- это главный принцип иммунной системы. Именно она является системой охраны живого организма.

2 Цель и задачи иммунологии как науки и как дисциплины

Иммунология - это наука, изучающая способность орга­низма человека противостоять деятельности патогенных мик­роорганизмов и бороться с ними. Она изучает способы и механизмы защиты организма от генетически чужеродных веществ - антигенов, направленные на сохранение и поддержание гомеостаза, структурной и функциональной целостности организма, биологической (антигенной) индивидуальности и видовой принадлежности. Число задач и направлений иммунологии чрезвычайно велико. Иммунология решает такие важные проблемы медицины, как:1). изучение иммунной системы здорового человека;2)разработка средств и способов специфической диагностики, профилактики и лечения инфекционных болезней, а также болезней, связанных с нарушениями функции иммунной системы; 3)специфическая диагностика и лечение онкологических болезней; 4)решение проблемы иммунологической совместимости при пересадке органов и тканей; специфическая профилактика и лечение аллергических болезней; 5)изучение и профилактика иммунологической несовместимости матери и плода; В соответствии с этими задачами иммунология подразделяется на общую и частную и включает ряд направлений и дисциплин. Экологическая иммунология изучает влияние на иммунную систему различных факторов: экологического, профессионального и медицинского характера с целью разработки профилактических и лечебных мероприятий для оздоровления.

В связи с большой ролью иммунологии, которую она играет в решении медицинских проблем, в диагностике и лечении многих заболеваний, связанных с нарушениями в работе иммунной системы, в последние годы выделилась в качестве самостоятельной дисциплины клиническая иммунология. Иммунология - довольно древняя наука. Еще до нашей эры для предохранения от заболевания натуральной оспой (например, в Китае) люди проглатывали или вдували в нос корочки от больных оспой. В XVIII в. английский врач Э. Дженнер впервые применил вакцинацию вирусом коровьей оспы для предохранения людей от натуральной оспы. Этот способ профилактики оспы сохранился и до наших дней.

Однако иммунология как наука сформировалась в конце XIX в. Основоположниками научной иммунологии следует считать гениального французского ученого-химика по профессии Л. Пастера, а также русского ученого-зоолога И. И.Мечникова и немецкого врача П. Эрлиха. Л. Пастер научно обосновал принципы вакцинации, И. И.Мечников своим учением о фагоцитозе заложил основы клеточной иммунологии, а П. Эрлиха можно считать основоположником учения об антителах и гуморальном иммунитете. Было установлено, что наряду с эндокринной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и другими системами в организме животных и человека имеется и самостоятельная иммунная система. Задачи иммунологии:

3Структуры и функции иммунной системы

Иммунная система- это органы, клетки, ткани, которые выполняют функцию сохранения постоянства внутренней среды орг-ма,защита от различного рода инфекций агентов, контроль над опухолевыми клетками, воспалительные реакции и много другое. Основой иммунной системы явл-ся лимфоидные ткани. Иммунная система хар-ся 3мя основными особенностями: 1) она гинерализирована по всему орг-му. 2) ее клетки циркулируют по всему организму с током крови 3) она способна вырабатывать специфические молекулы. Иммунная система- совокупность всех лимфоидных органов и скопление лимфатических клеток тела. Лимфоидная система представлена первичными (центральными) органами: костный мозг, тимус, Фабрициуса сумка (у птиц) и вторичными: лимфатические узлы, миндалины, селезёнка, пейеровы бляшки, кровь. В центральных и периферических лимфоидных органах происходит развитие и функционирование лимфоцитов. Лимфоцитам принадлежит ведущая роль в в осуществлении процессов лежащих в основе иммунитета: распознавание антигена, формирование реакций клеточного и гуморального типов направленных на удаление антигенов из орг-ма. Как и др. клетки крови, лимфоциты происходят от общих предшественников(стволовая клетка), которая локализуется в крастном костном мозге- в нем происходит развитие. У птиц центральным органом явл-ся бурса. Развитие Т-лимфоцитов происходит в вилочковой железе, куда из костного мозга мигрируют их предшественники. Лимфопоэз- эти дифференцировка лимфоцитов от стволовой кроветворной клетки до зрелого лимфоцита, который зацем циркулирует в организме.

Костный мозг- яв-ся одновременно органом кроветворения и органом иммунной системы. Тимус-Т-лимфоциты требуют особых условий развития, которые могут быть обеспечены только в тимусе, куда они поступают из костного мозга. Тимус рассматривается в качестве информационного центра иммунной системы, т.к. именно в нем осуществляется дифференцировка и миграция Т-лимфоцитов, их разделение на отдельные классы. Так же в тимусе происходит активная секреция биологически активных веществ-гормонов. Селезенка-один из главных фильтров кров-ой системы. Здесь наблюдается активное уничтожение погибающих эритроцитов, тромбоцитов и др. антигенов. В селезенке активно синтезируются биологически-активные вещества, стимулирующие процесс фагоцитоза.

Лимфатические узлы- это компактный орган, состоящий из ретикулярной ткани и соед. Тканного острова. Лимфат. Узлы является важнейшим барьерным органом который противодействует воздействию микроорганизмов.

В миндалинах и слизистой оболочки глотки вырабатываются иммуноглобулины. Миндалины выполняют информационную функцию путем стимуляции лимфоцитов антигенами непосредственно из полости глотки.

Пейеровы бляшки располагаются в кишечнике, они принимают участие в созревании Т- и В-лимфоцитов и формировании иммунного ответа.

В начале толстого отдела киш-ка нах-ся червеобразный отросток- аппендикс- в его стенке имеется множество лимфоидных узелков.

4 Физиологические защитные системы организма и их значение в иммунитете Под иммунитетом понимают специфическую невосприимчивость человека к некоторым инфекционным заболеваниям. Инфекция - совокупность явлений, происходящих в организме при внедрении, размножении и активации в нем патогенных микроорганизмов. Явление иммунитета представляет собой весьма сложное состояние организма, зависящее от его многих морфологических и функциональных свойств. Особое значение имеет фагоцитарная теория иммунитета, разработанная И.И. Мечниковым (1886). Явление фагоцитоза заключается в способности некоторых клеток организма - фагоцитов - захватывать и переваривать различные чужеродные частицы, в том числе и патогенные микроорганизмы, попавшие в организм. У человека фагоцитарную роль выполняют лейкоциты и особенно нейтрофилы.

Как только в организм попадают чужеродные частицы, тотчас по «аварийному сигналу» к месту их внедрения «мчатся» находящиеся по близости лейкоциты, при этом скорость некоторых из них может достигать почти 2 мм/ч. Приблизившись к чужеродному предмету, лейкоциты обволакивают его, втягивают внутрь протоплазмы и затем переваривают с помощью специальных пищеварительных ферментов. Если чужеродное тело значительно превышает размеры лейкоцитов, то в месте его проникновения скапливается множество лейкоцитов, образуя для этого тела непроходимый барьер. Многие из лейкоцитов в процессе гибнут, и из них образуется гной. При распаде погибших лейкоцитов выделяются также вещества, вызывающие в ткани воспалительный процесс, сопровождающийся непрерывными и болевыми ощущениями. Вещества, вызывающие воспалительную реакцию организма, способны активировать все защитные силы организма. Это уже сигнал «всеобщей тревоги»: к месту внедрения чужеродного тела направляются лейкоциты из самых отдаленных частей тела. Первая из этих систем называется иммунитет. Именно она предназначена для защиты от бактерий, вирусов, грибков, изменившихся собственных и генетически чужих клеток.

Вторая защитная система - окислительная система печени. Эта система обезвреживает наиболее опасные для клеток жирорастворимые яды, которые легко проникают через клеточную мембрану в клетки мозга и других органов.

Третья защитная система - выделительная. К ней относятся почки, легкие, желудочно-кишечный тракт и кожа. Они выводят из организма неизмененные либо предварительно обезвреженные или разрушенные в других защитных системах ядовитые вещества. Самые болевые точки человечества в наше время: проблема лечения дефектов иммунитета, лежащих в основе множества болезней, в том числе рака и СПИДа, и проблема атеросклероза, гепатита.

5 Механизмы функционирования иммунной системы Иммунология - наука о системе, обеспечивающей защиту организма от интервенции генетически чужеродных биологических структур, способных нарушить гомеостаз. Иммунная система является одной из систем жизнеобеспечения, без которой организм не сможет существовать. Основные функции иммунной системы: - распознавание; - уничтожение; - выведение из организма чужеродных веществ, образующихся в нем и поступающих извне. Эти функции иммунная система выполняет всю жизнь организма.

В ответ на появление в орг-м «чужого» возникает целый ряд клеточных взаимодействий, которые и называют иммунологической реакцией. Вещ-во которое вызывает в организме иммунологическую реакцию и не является при этом «своим» называется антигеном, т.е. это генетически чужеродное вещ-во. Для возникновения иммунологической реакции, антиген должен соответствовать ряду условий: 1) генетическая чужеродность 2) обладать соотвецтвующим размером 3) Антиген должен нах-ся в опред-ом состоянии(например растворимом)

При встрече с антигеном клетки иммунной системы должны:1) распознать антиген 2) дать первоначальный ответ, а затем вкл. Защитный ответ против этого антигена. 3) заполнить данный антиген, на этом этапе вырабатываются клетки памяти (при повторном попадании этого антигена в организм защита от него произойдет быстрее.

Во время мех-ма иммунного ответа, иммунокомпетентные клетки выбрасывают необходимые биологически-активные вещ-ва, т.о. осуществляется связь с антигеном. В основном схема иммунного ответа вкл-ет в себя след-ие этапы:1) антиген, попадая в организм в первую очередь сталкивается с естественными барьерами (кожа, слизистая оболочка и т.д.) Большинство микроорганизмов не удается их преодолеть.2) Если вторжение уже произошло то антиген встречается с фагоцитирующими клетками. Макрофаг(фагоцит) пожирает и переваривает антиген. 3) если не сталкивается с ним самостоятельно, то представляет на поверхности своей мембраны информацию о проникновении антигена. Эта инф-я яв-ся сигналом для Т и В лимфоцитов.4)В ответ на полученый сигнал на вторжение антигена начинается сбор клеток в периферических органах, клетки необходимы для борьбы именно с этим антигеном, образуется соотвецтвующий клон, при этом образ-ся небольшое кол-во клеток памяти. 5) Иммунокомпетентные клетки вступают в борьбу с этим антигеном. Иммунологическая реакция при этом может проходить по разному: если в иммунологической реакции уч-ют Т клетки, то это наз-ся иммунный ответ по клеточному типу. Если же используются В клетки то это иммунный ответ по гуморальному типу.

Понятие о естественной резистентности В организме существует множество способов защиты, но иммунологическая реакция реакция проявляется исключительно в тех процессах, когда она реализуется с участием лимфоцитов, система комплемента, лизоцима, фагоцитоза, эозинофильной цито токсичности- все это в совокупности можно назвать врождённым иммунитетом или естественной резистентностью. Ест. Резист. Может проявляться в 2х моментах:1)фоновая или общая резистентность(поддерживает гомеостаз) 2)спецефическая. Т.о. чтобы защитить организм от инфекции: 1)В первую очередь реагируют покровные ткани (кожа, слизистая) 2)сосудистые реакции- в очаге воспаления возникает локальный отек, с целью не пропустить во внутр. среду внешние факторы. 3) фагоцитарная защита- фагоцитоз чужеродных агентов с участием нейтрофилов и макрофагов, трансформирующихся из моноцитов крови, которые задерживаются в тканях (макрофаги печени, легких, селезенки, костного мозга и т.д.) К факторам естественной резистентности относят систему (спонтанной) цитотоксичности, обладающей определенной автономией в организме, основную функцию которой определяют как функцию иммунологического надзора. Вероятно, спонтанная(естественная) не вызванная предшествующей иммунизвцией автономная система, связанная с клетками цитотоксичности, является филогенетически более древней системой организма от вирусов и микробов, а также различных носителей чужеродной генетической информации, которая затем эволюционировала в сторону приобретения более совершенных распространенных структур и дополнительных рецепторов. Итак, основа естественной резистентност живых организмов- действие неспецифических механизмов, в большинстве своем реагирующих на повреждение тканей воспалительными реакциями. В ээтих механизмах участвуют как клеточные(макрофаги,нейтрофилы,и др.) так и гуморальные(комплемент,лизоцим и др.) факторы, обладающие ограниченой способностью узнавать и уничтожать бактерии, вирусы, защита организма против опухолевого роста.

7 Гуморальные факторы естественной резистентности Естественную резистентность млекопитающих к патогенным микроорганизмам и чужеродным агентам определяют неспецифические клеточные и гуморальные факторы. К этим факторам относят защитные свойства кожи и слизистых оболочек, бактерицидную активность сыворотки крови, слезной жидкости, слюны, молока и других жидкостей организма, которые обеспечиваются наличием в них неспецифических гуморальных факторов – лизоцим, комплемент, пропердин, интерферон, бета – лизин, естественные антитела и другие.Лизоцим – фермент, обладающий свойством лизировать целый ряд, в основном грамположительных, микроорганизмов. Основными продуцентами лизоцима являются гранулоциты и моноциты крови, макрофаги костного мозга и селезёнки. Много его в слёзной жидкости, секретах слизистой ротовой полости и верхних дыхательных путей, то есть в тех органах, которые являются первым барьером на пути проникновения микробов в организм животного.Комплемент – сложный комплекс белков сыворотки крови глобулиновой природы. В его составе 9 компонентов разных по своему химическому составу, физиологическим и биологическим свойствам. Активным является весь комплемент в целом, а не отдельные его компоненты. Наиболее высокое содержание комплемента выявлено в сыворотке крови морских свинок. Он способствует лизису сенсибилизированных бактерий в присутствии бактериолизинов, лизису сенсибилизированных эритроцитов и опсонизации бактерий к фагоцитозу. В отсутствие комплемента активность некоторых антител полностью утрачивается, поэтому содержание и активность комплемента служит характеристикой состояния естественной резистентности.Интерферон – рассматривается как один из неспецифических факторов, участвующих в противовирусной защите. Он образуется в клетке сразу после проникновения в нее вируса и является продуктом клетки хозяина. Кроме того, интерферон представляет собой универсальную регуляторную молекулу, способную модулировать чуть ли не все функции мононуклеарных фагоцитов Существуют 3 класса интерферонов – α, β и γ.При экспозиции с интерфероном мононуклеарные фагоциты выделяют интерлейкин – 1. Это лимфоидный рострегулирующий фактор, участвующий в начальных этапах активации лимфоцитов при воздействии антигенов Пропердин – играет важную роль в ЕР животных и человека. Содержится в нормальной сыворотке крови, обладает бактерицидным действием и способен убивать большинство грамположительных и грамотрицательных бактерий. Точнее следует говорить о действии не самого, а системы пропердина, поскольку активность его проявляется лишь в присутствии других факторов сыворотки – комплемента, а также ионов магнияБета – лизин – является термостабильным белком с молекулярной массой 6000Д, который обеспечивает лизирующие свойства сыворотки крови в отношение грамположительных микробов. Предполагается, что продуцентами бета – лизинов являются тромбоциты, из которых он переходит в сыворотку во время свёртывания крови.

Кравченко Артем

Интересная презентация к уроку биологии

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Иммунитет Борьба организма с инфекцией

Вторым барьером на пути болезнетворных микробов становятся элементы внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа.

Способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей называют иммунитетом.

Наиболее древней формой иммунитета является неспецифический иммунитет, осуществляемый лейкоцитами путем фагоцитоза (рис. 47), открытого И. И. Мечниковым. Он ввел шип розы в прозрачное тело личинки морской звезды и наблюдал, как ее лейкоциты уничтожают («пожирают») попавших в организм микробов. Эти формы иммунитета были названы неспецифическими, потому что они действовали на все микроор¬ганизмы, независимо от их химической природы.

Другая форма иммунитета - специфический иммунитет: организм способен распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

Чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию, названы антигенами. Антигенами могут быть микробы, вирусы и любые клетки, состав которых отличается от состава собственных клеток организма.

Следует также различать клеточный и гуморальный механизмы иммунитета. Первый - уничтожение вредного фактора клетками-фатоцитами, второй - его уничтожение находящимися в крови особыми веществами, антителами, растворенными в крови. В ответ на попадание во внутреннюю среду организма антигенов происходит выработка антител, точно соответствующих по строению этому антигену (как ключ к замку). Если во внутреннюю среду попадет другой антиген, то на него вырабатывается соответствующее антитело. Результатом взаимодействия антигена и антитела образуются безвредные для организма неактивные соединения. Их обычно уничтожают фагоциты.

У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции. Это костный мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы.

Многие Т-лимфоциты способны распознавать микробные и другие антигены и расшифровывать их химическую структуру. В-лимфоциты, получив информацию об антигене от Т-лимфоцитов, начинают стремительно размножаться и выделять в кровь антитела. Каждый вид антител способен нейтрализовать строго определенный антиген, именно тот, который обнаружил Т-лимфоцит. Т-лимфоциты гладкие(а), а В-лимфоциты – ворситчатые(б) а б

Антитела могут нейтрализовать только те антигены, которые находятся вне клеток. Если же вирусу удалось проникнуть в клетку, не оставив следов на ее клеточной мембране, ни антитела, ни лейкоциты справиться с ним не смогут. Против вирусов борется сама клетка, выделяя особые вещества, одним из которых является интерферон. На рисунке 47 показано, как лейкоциты выходят из сосуда и уничтожают микробов, которые изображены темными овальными точками; мелкими точками обозначен гной; крупные круглые точки в сосуде - эритроциты

Проникающие в организм микробы сначала сосредоточиваются в одном месте, поражая орган или часть его. Это вызывает местную реакцию, которая называется воспалением. Ее приспособительное значение в том, чтобы не допустить распространения микробов на весь организм, а затем и полностью их уничтожить.

При воспалении происходит покраснение пораженного участка: расширяются капилляры и к этому месту усиленно притекает кровь. Повышается местная температура, раздражаются рецепторы, вызывающие ощущение боли. К воспаленному участку с кровью прибывают лейкоциты крови и макрофаги из тканей - начинается фагоцитоз. При этом вокруг скопления микробов образуется мощный защитный вал из лейкоцитов и макрофагов. Внутри этого вала происходит уничтожение возбудителей. При этом гибнет и часть клеток крови. Смесь из погибших микробов и фагоцитов и представляет собой всем известный гной (рис. 47).

Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что они заразны, а также им свойственны циклическое течение и формирование постинфекционного иммунитета. Под цикличностью течения заболевания понимают закономерную смену симптомов болезни. Так, после попадания в организм инфекции больной некоторое время не чувствует каких-либо изменений. Это скрытый период болезни. Здесь происходит, с одной стороны, размножение возбудителя, а с другой - нарастание иммунной реакции: опознание чужеродных соединений, выработка против них антител. Болезнь не наступит, если антите¬лам удастся в самом начале подавить размножение возбудителя. В противном случае постепенно развиваются симптомы бо¬лезни (иногда это происходит резко). В этот острый период в организме происходит интенсивное накопление возбудителя, вредных веществ, которые он выделяет, а также уничтожающих их антител. В стадии выздоровления антитела начинают сдерживать размножение возбудителя и нейтрализуют его яды. Наступает облегчение, а затем выздоровление.

Инфекционные болезни - заразные болезни, поэтому важно знать, в какое время и как передается инфекция. Путь, через который возбудитель болезни может попасть в организм, называют «воротами инфекции». Наиболее частыми инфекционными поражениями являются острые респираторные заболевания (ОРЗ), в том числе грипп. Они вызываются различными микроорганизмами и вирусами. Иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от заражения другим. Грипп передается воздушно-капельным путем. Зная это, надо тщательно следить за чистотой воздуха, удалять пыль, изолировать больного. Многие микробы не выдерживают кипячения, их можно уничтожить хлорамином и другими дезинфицирующими средствами.

Ряд инфекционных болезней поражает преимущественно детей. Это корь, ветряная оспа, коклюш, свинка. Эти заболевания обычно оставляют стойкий иммунитет. Вместе с тем они очень заразны. Большинство людей болеют ими в детстве. Отсюда и их название - «детские болезни», но болеть ими могут и взрослые. Значительную опасность для окружающих представляют бацилло- и вирусоносители. Ими становятся люди, перенесшие инфекционные заболевания, но не освободившиеся полностью от болезнетворных микроорганизмов. Силы иммунитета этих людей достаточны, чтобы защитить себя от возобновления заболевания, но они не могут уничтожить их до конца. Такие люди могут, сами того не подозревая, заражать окружающих. Поэтому не следует уклоняться от анализа на бациллоносительство, если его предлагает врач.

Презентация ученика 8 «Б» класса Михневской средней школы Кравченко Артема

Фирдоуси

Взрослые, и это, к сожалению, типично, задумываются о детском иммунитете после того, как ребенок начинает часто болеть (по крайней мере, очень и очень маловероятно, чтобы, приступая к процессу зачатия, будущие родители думали именно об этом). Остается лишь надеяться на то, что изложенная ниже информация будет получена вами вовремя...

Никакими закаливаниями и образами жизни полностью предотвратить детские хвори нельзя. Каждый человек встречается в своей жизни с огромным количеством микробов. А до тех пор, пока к большинству из них в организме не будет выработан иммунитет, инфекционные болезни — неизбежность. Но всегда найдется микроорганизм, к которому защиты нет. Поэтому болеют все — и дети, и взрослые .

И совершенно не принципиально — болеть или не болеть. Важно, как болеть — насколько часто и насколько тяжело.

Значение слова «иммунитет» с чисто теоретических, медицинских позиций объяснить довольно трудно. Но для нашего с вами взаимопонимания достаточно следующего: иммунитет — это способность организма защищать себя . Защищать от всего, что для организма естественным не является: от вирусов и бактерий, от ядов, от некоторых лекарств, от образующихся в самом организме ненормальностей (раковых клеток, например) .

Каждой человеческой клетке присуща своя генетическая информация. Это сложное на первый взгляд положение прямо-таки вызывает желание либо перестать читать, либо схватить школьный учебник по биологии, дабы срочно восполнить пробелы в образовании. Но тонкости нам не нужны. Принципиально другое: система иммунитета способна анализировать — отличать своих от чужих . А в основе этого анализа — именно генетическая информация. Что-то попало в организм: генетическая информация совпадает — значит, свой, не совпадает — чужой. Любое вещество, имеющее чужеродную генетическую информацию, называется антигеном .

Система иммунитета вначале обнаруживает антиген, а затем делает все, чтобы этот антиген уничтожить. Для уничтожения конкретного антигена организм вырабатывает совершенно определенные клетки — они называются антитела . Определенное антитело подходит к определенному антигену как ключ к замку, разве что вероятность повторить или подобрать в миллионы раз меньше.

Пример. В организм попал вирус кори. Иммунитет определил, что этот вирус генетически отличается от любой другой клетки человека. Следовательно, это антиген. Началась выработка антител, не просто каких-то там антител, а именно антител к вирусу кори. Антитела нейтрализовали вирус и болезнь закончилась. А иммунитет к конкретной болезни, в нашем примере к кори, остался. Следует знать, что сроки болезни у каждого конкретного ребенка во многом будут определяться скоростью образования и количеством выработанных антител.

Иммунитет к определенным болезням может быть врожденным — часть уже готовых антител достается ребенку от матери, и, соответственно, приобретенным — т. е. таким, который организм выработал самостоятельно.

И еще очень важная теоретическая информация.

Мы уже поняли, что иммунитет — явление специфическое (четкое соответствие конкретного антигена конкретному антителу). Но это не всегда так, поскольку система иммунитета имеет на своем вооружении не только антитела. Типичный пример: повышение температуры тела приводит к тому, что в организме начинает вырабатываться особый белок — интерферон . Интерферон уничтожает любые вирусы (и гриппа, и кори, и краснухи), т. е. его (интерферона) действие неспецифично. Система неспецифического иммунитета представлена не только интерфероном — еще пару десятков веществ способен вырабатывать организм.

Главное в этой информации следующее. Если иммунитет постоянно тренируется, то на проникновение антигена он может быстро и сильно ответить, мгновенно выработать все тот же интерферон, и болезнь закончится за 2—3 дня. А если интерферона не хватило — придется ждать выработки антител, а на это уже потребуется неделя.

У новорожденного почти такая же кровь, как у его матери. Т. е. он уже имеет врожденный иммунитет к тем инфекционным болезням, что перенесла мама. Однако это ненадолго, месяца на 3—4, в лучшем случае — на 6 (при естественном вскармливании, разумеется). Поэтому правильно воспитывать ребенка очень желательно с момента рождения, чтобы к 3—6 месяцам сделать его способным бороться с инфекционными болезнями.

На сам процесс формирования иммунитета влияет целый ряд врожденных факторов, зависящих как от состояния здоровья мамы и папы, так и от течения беременности, особенно от перенесенных в это время инфекций. В то же время образ жизни уже родившегося ребенка, в свою очередь, существенно влияет на уровень иммунитета.

Становится понятным, что недостаточность иммунитета может быть врожденной и приобретенной. И первая, и вторая проявляется частыми болезнями, что, вполне резонно, порождает у родителей желание этот самый иммунитет улучшить — желание вполне естественное, особенно если уже успели растерять все то, что новорожденному дала Природа. В конце концов, ну растеряли, ну ушел поезд! Но надо же что-то делать!

Делать надо. А для начала знать, что стимуляторы иммунитета делятся на фармакологические и физиологические. Фармакологические — это конкретные лекарства, физиологические — это некоторые формы нормального (естественного, физиологического) образа жизни, позволяющие усилить иммунитет.

Общий жизненный тонус, общий уровень здоровья во многом определяется уровнем энергозатрат организма, нагрузкой на все основные системы: и легкие, и сердце, и сосуды и суставы и т. д. и т. п.— все это должно работать

Короче говоря, иммунитет — это не отвлеченное понятие. Это конкретная система организма, конкретные органы, синтезирующие совершенно определенные защитные вещества. И работа этих самых органов во многом зависит от того, как и с какой нагрузкой трудятся другие системы, про которые мы знаем, которые видим, которые чувствуем.

А теперь давайте задумаемся. На что ребенок тратит энергию?

  • на рост и развитие;
  • на двигательную активность;
  • на поддержание температуры тела.

Ну, что касается роста и развития — на это мы особенно повлиять не можем (здесь больше гены, гормоны). Но двигательная активность! Почитать или погулять? А поддержание температуры тела — одеть или не одеть? А от души накормить и загнать в постель — это как?

Вот и получается, что естественных стимуляторов иммунитета всего три: голод, холод и физическая активность. Ни в одном из трех указанных направлений недопустим экстремизм — не надо сознательно морить ребенка голодом, заставлять бегать по 30 км в день и выгонять раздетым на мороз .

Но более важно другое:

противоположные действия (избыточные еда и тепло, ограничение двигательной активности) очень быстро приводят к угнетению иммунитета (частые инфекционные болезни) или к неправильности иммунитета, т. е. вроде бы реагирует, но не так, как надо (аллергические или инфекционно-аллергические болезни).

В специальной медицинской литературе можно найти десятки самых разнообразных определений понятия «иммунитет». Самое короткое, и, с точки зрения автора, самое удачное звучит так: «Иммунитет — система поддержания генетического гомеостаза ». Поясню, что гомеостаз — это постоянство внутренней среды организма.

Кстати, все, о чем мы говорили в первой части нашей книги, как раз и ставило своей целью организацию именно такого образа жизни ребенка, при котором иммунитет развивается естественно — мы не рекомендовали ничего особенного для его (иммунитета) избыточной стимуляции и очень просили не мешать его (иммунитета) нормальному развитию.

Иммунитет - это невосприимчивость организма к возбудителям заболеваний.


Лейкоциты (белые клетки крови) обеспечивают иммунитет: защищают организм от микроорганизмов и чужеродных частиц.


Фагоциты - это лейкоциты, пожирающие чужеродные частицы. Явление фагоцитоза было открыто И.И.Мечниковым.

Антитела - это белки, выделяемые лейкоцитами (В-лимфоцитами).

  • Антитела совпадают по форме с чужеродными частицами, присоединяются к ним, тем самым облегчают фагоцитам их уничтожение.
  • На то, чтобы выработать достаточное количество антител против нового (незнакомого) возбудителя, В-лимфоцитам требуется 3-5 дней.
  • Наличие в крови человека антител к определенному вирусу (например, к ВИЧ) говорит о том, что человек заражен.

Виды иммунитета

Естественный пассивный (врожденный)

  • У человека с рождения имеются готовые антитела против многих болезней. Например, человек не болеет собачьей чумкой
  • Ребенок получает готовые антитела с материнским молоком. Вывод: дети, находящиеся на грудном вскармливании, меньше болеют.

Естественный активный - по окончании болезни в организме остаются клетки памяти, запоминающие строение антител. При повторном попадании того же самого возбудителя выделение антител начинается не через 3-5 дней, а сразу, и человек не заболевает


Искусственный активный появляется после прививки - введения вакцины, т.е. препарата убитых или ослабленных возбудителей болезни. Организм проводит полноценную иммунную реакцию, остаются клетки памяти.


Искусственный пассивный - появляется после введения сыворотки - препарата готовых антител. Сыворотка вводится во время болезни, чтобы спасти человека. Клетки памяти при этом не образуются.

Выберите один, наиболее правильный вариант. Введение в кровь сыворотки, содержащей антитела против возбудителей определенного заболевания, приводит к формированию иммунитета
1) активного искусственного
2) пассивного искусственного
3) естественного врожденного
4) естественного приобретенного

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой русский ученый открыл процесс фагоцитоза
1) И.П. Павлов
2) И.И. Мечников
3) И.М. Сеченов
4) А.А. Ухтомский

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Вакцина содержит
1) яды, выделяемые возбудителями
2) ослабленных возбудителей
3) готовые антитела
4) убитых возбудителей

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Пассивный искусственный иммунитет возникает у человека, если ему в кровь вводят

2) готовые антитела
3) фагоциты и лимфоциты
4) вещества, вырабатываемые возбудителями

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Человеку, заболевшему дифтерией необходимо ввести
1) вакцину
2) сыворотку
3) антигены
4) физиологический раствор

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Противостолбнячная сыворотка содержит
1) ослабленных возбудителей болезни
2) антибиотики
3) антитела
4) бактерий, питающихся бактериями столбняка

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Активный искусственный иммунитет
1) человек получает при рождении
2) возникает после перенесенной болезни
3) образуется после предупредительной прививки
4) образуется после введения сыворотки

Ответ


Установите соответствие между защитным свойством организма человека и видом иммунитета: 1) активный, 2) пассивный, 3) врожденный. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) наличие антител в плазме крови, полученных по наследству
Б) получение антител с лечебной сывороткой
В) образование антител в крови в результате вакцинации
Г) наличие в крови сходных белков – антител у всех особей одного вида

Ответ


Установите последовательность этапов приготовления противодифтерийной сыворотки. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) получение дифтерийного яда
2) выработка стойкого иммунитета у лошади
3) приготовление противодифтерийной сыворотки из очищенной крови
4) очищение крови лошади – удаление из нее клеток крови, фибриногена и белков
5) многократное введение лошади дифтерийного яда через определенные промежутки времени с увеличением дозы
6) забор крови у лошади

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Лечебные сыворотки характеризуются тем, что
1) используются для профилактики инфекционных заболеваний
2) содержат готовые антитела
3) содержит ослабленных или убитых возбудителей заболеваний
4) в организме антитела сохраняются недолго
5) используются для лечения инфекционных заболеваний
6) после введения вызывают заболевания в легкой форме

Ответ


1. Установите соответствие между видом иммунитета 1) естественный, 2) искусственный - и способом его появления. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) передается по наследству, врождённый
Б) возникает под действием вакцины
В) приобретается при введении в организм лечебной сыворотки
Г) формируется после перенесенного заболевания

Д) передается с материнским молоком

Ответ


2. Установите соответствие между особенностями и видами иммунитета: 1) естественный, 2) искусственный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) невосприимчивость человека к чумке, поражающей собак
Б) невосприимчивость к кори после прививки
В) возникает после введения сыворотки
Г) вырабатывается после введения препаратов, содержащих антитела
Д) наследование невосприимчивости к инфекциям

Ответ


Установите соответствие между характеристикой и видом лечебного препарата: 1) вакцина, 2) лечебная сыворотка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит убитые или ослабленные вирусы или бактерии
Б) содержит готовые антитела
В) может вызвать заболевание в лёгкой форме
Г) вводится, как правило, заболевшему человеку или при подозрении на заражение
Д) участвует в формировании пассивного искусственного иммунитета
Е) образует активный искусственный иммунитет

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что характерно для естественного иммунитета человека?
1) передаётся по наследству
2) вырабатывается после перенесения инфекционного заболевания
3) вырабатывается после введения токсинов в организм
4) вырабатывается после введения ослабленных микроорганизмов
5) обеспечивается переходом антител из крови матери в кровь плода
6) формируется после введения человеку сыворотки

Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019