Меню
Бесплатно
Главная  /  Всё про нос  /  Психология профессиональной работоспособности. Другие методы оценки физической работоспособности Параметры с помощью которых можно оценить работоспособность

Психология профессиональной работоспособности. Другие методы оценки физической работоспособности Параметры с помощью которых можно оценить работоспособность

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Методы оценки работоспособности
Рубрика (тематическая категория) Образование

Существует группа методов, которая позволяет интегрально оценить физическую работоспособность - максимальную производительность.

Производительность зависит от:

· развития мышечной массы;

· возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

· уровня транспорта кислорода и углекислого газа.

К методам оценки относят:

· двухступенчатая проба Мастера или степ-тест;

· велоэргометрия (нарастающие нагрузки или ступенчатые);

· пробы на приседание (проба Летунова).

Работоспособность студента и факторы, на нее влияющие

Учебное время студентов в среднем составляет 52-58 ч в неделю, включая лекции, семинары, практические занятия и самоподготовку. Ежедневная учебная нагрузка студента составляет 8-9 ч. и его рабочий день является одним из самых продолжительных. При этом более половины студентов (до 57%), не умеют планировать свой бюджет времени и занимаются самоподготовкой также по выходным и праздничным дням. Вместе с тем, самоподготовка в течение части семестра многими студентами не осуществляется и компенсируется чрезмерно интенсивной работой в период экзаменационной сессии. При этом восстановительные процессы у многих из них проходят неполноценно вследствие недостаточного сна, малого пребывания на свежем воздухе, недостаточного внимания физической культуре и спорту, а у некоторых и вследствие нерегулярного или неполноценного питания.

Одним из важнейших условий, обеспечивающих успешный учебный труд, является хорошая умственная работоспособность. Работоспособность в учебной деятельности в значительной степени зависит от свойств личности и темперамента студента͵ особенностей его нервной системы.

Успешность обучения должна быть обусловлена такой типологической характеристикой, как "усидчивость", которой в большей степени обладают лица с преобладанием внутреннего и внешнего торможения. Работу, требующую большой концентрации внимания, более успешно выполняют студенты, которые обладают слабой нервной системой с преобладанием внешнего торможения или уравновешенностью, а также инœертностью нервных процессов. Задания, не требующие напряженного внимания, лучше выполняют лица с инœертностью возбуждения, большой силой нервной системы, с преобладанием внутреннего торможения.

При выполнении учебной работы монотонного характера у лиц с сильной нервной системой быстрее наблюдается снижение работоспособности, чем у студентов со слабой нервной системой. У студентов, ориентированных на систематическое усвоение учебной информации, процесс и кривая ее забывания после сдачи экзамена носят характер медленного снижения. У тех студентов, которые в течение семестра систематически не работали, а в короткое время изучали большой объём материала при подготовке к экзаменам, в процессе его забывания наблюдается резко выраженный спад.

Закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения

В условиях учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые обнаруживают определœенные закономерности. Их можно наблюдать в течение дня, недели, на протяжении семестра и учебного года в целом. Выраженность и иные характеристики этих изменений определяются как функциональным состоянием организма студента до начала работы, так и особенностями самой работы, ее организацией и другими факторами.

В течение учебного дня можно выделить шесть периодов.

1. Первый период – период врабатывания – характеризуется невысокой продуктивностью труда. В начале занятия студент не может сразу сосредоточиться и активно включиться в работу. Требуется не менее 10-15 мин, а иногда и больше, прежде чем работоспособность достигнет оптимального уровня. Этот период характеризуется постепенным нарастанием работоспособности с небольшими ее колебаниями.

2. Второй период – период оптимальной, устойчивой работоспособности – проявляется изменениями функций организма, которые наиболее адекватны выполняемой учебной деятельности. Его продолжительность может составлять 1,5-3 ч.

3. Третий период – полной компенсации – характеризуется тем, что появляются начальные признаки утомления, которые могут компенсироваться волевыми усилиями при наличии положительной мотивации.

4. Четвертый период проявляется неустойчивой компенсацией, нарастанием утомления, колебаниями волевого усилия. Продуктивность учебной деятельности в данном периоде заметно снижается. При этом функциональные изменения могут более заметно проявляться в тех органах, системах и психических функциях, которые в рамках конкретной учебной деятельности студента имеют решающее значение, или которые у данного студента имеют меньшие компенсаторные возможности. По этой причине, у одних нарушения более заметно могут проявиться в зрительном анализаторе, у других в снижении устойчивости внимания, у третьих в затруднении активного запоминания или снижении способности к решению задач, вследствие недостаточности оперативной памяти.

5. Пятый период характеризуется прогрессивным снижением работоспособности. Перед окончанием работы оно может смениться кратковременным ее повышением за счёт мобилизации резервов организма (состояние "конечного порыва").

6. Шестой период характеризуется дальнейшим снижением продуктивности работы, в случае если она вынужденно продолжается, что является следствием снижения умственной работоспособности.

В случае если учебный день студентов не ограничивается лишь аудиторными занятиями, а включает также самоподготовку, то обнаруживаются два пика работоспособности, из которых один приходится на 12 часов, а второй на 22 часа, при минимуме работоспособности в серединœе дня (16-18 часов). Наличие второго подъема работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточной ритмикой, но и психологической установкой на выполнение учебной работы. Следует признать, что колебания умственной работоспособности весьма значительны и индивидуальны. Необходимо установить опытным путем собственный оптимум нагрузки, помня при этом, что два часа до сна являются самыми непродуктивными в плане запоминания полученной в это время информации.

Работоспособность студентов на протяжении учебной недели

В течение недели можно выделить три периода.

1. Первый период – начало недели (понедельник) – характеризуется невысокой работоспособностью, поскольку наблюдается период врабатывания, процесс вхождения в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день.

2. Второй период – середина недели (вторник-четверг) - характеризуется наиболее устойчивой и высокой работоспособностью.

3. Третий период – конец недели (пятница, суббота) - проявляется процессом снижения работоспособности. В некоторых случаях в субботу наблюдается подъем работоспособности, развитие состояния "конечного порыва".

Типичная кривая работоспособности может изменяться, в случае если имеет место фактор нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу на протяжении ряда дней. В случае если студентам в начале недели в течение двух-трех дней подряд приходится испытывать повышенные учебные нагрузки (коллоквиумы, контрольные работу, зачеты), то к концу периода интенсивной работы может происходить снижение умственной работоспособности.

В последующие дни недели, характеризующиеся обычными нагрузками, эти нагрузки воспринимаются студентами как легкие, и они эффективно стимулируют восстановление работоспособности. Отклонение от типичной динамики работоспособности на протяжении учебной неделœе должна быть вызвано также увеличением количества учебных занятий свыше обычного, до 8 – 10 академических часов в день.

На протяжении недели отмечаются также изменения физической работоспособности, аналогичные изменениям умственной работоспособности.

Работоспособность студентов по семестрам и в целом за учебный год

На протяжении первого семестра можно выделить четыре периода изменения состояния работоспособности.

1. Первый период – период врабатывания – характеризуется постепенным повышением уровня работоспособности, снизившейся за время каникул, который продолжается до 3-3,5 недель.

2. Второй период – период устойчивой работоспособности – проявляется максимальной работоспособностью, длительность которого составляет до 2,5 мес.

3. Третий период – период зачетной сессии в декабре – проявляется началом снижения работоспособности, вызванным увеличением ежедневной нагрузки в среднем до 11-13 часов в сочетании с выраженными эмоциональными переживаниями.

4. Четвертый период – период экзаменов – характеризуется дальнейшим снижением кривой работоспособности.

Совершенно понятно, что равномерное распределœение учебной нагрузки и итоговых контрольных точек в течение всœего семестра (так называемый цикловой метод) позволяет сохранить оптимальную работоспособность и избежать пиковых эмоциональных нагрузок во время экзаменационной сессии.

В период зимних каникул работоспособность восстанавливается до исходного уровня, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта͵ наблюдается явление гипервосстановления работоспособности.

На протяжении второго семестра также можно выделить четыре периода изменения состояния работоспособности.

1. Первый период – периодом врабатывания – период восстановления сниженной после сессии и каникул работоспособности, но продолжительность его не превышает 1,5 недель.

2. Второй период - период устойчивой работоспособности – проявляется максимальной работоспособностью, которая удерживается на высоком уровне до середины апреля.

3. Третий период – начало снижения работоспособности – проявляется с середины апреля; снижение обусловлено кумулятивным эффектом всœех негативных факторов жизнедеятельности студентов, накопленных за учебный год.

4. Четвертый период - период зачетной сессии и экзаменов - характеризуется более выраженным снижением работоспособности, чем в первом полугодии.

Следуя этой логике следует предусмотреть более легкую сессию в летний период и более насыщенную – в зимний.

В период летних каникул начинается процесс восстановления, но он отличается более медленным темпом восстановления, чем в зимние каникулы, вследствие значительно более выраженного уровня утомления.

Факторы, снижающие работоспособность студентов в экзаменационный период

Отмеченное снижение работоспособности студентов во время экзаменов является следствием воздействия большого числа неблагоприятных факторов.

Прежде всœего, в период экзаменов резко возрастают объём, продолжительность и интенсивность учебного труда студентов, происходит мобилизация всœех сил организма. В период экзаменов при средней продолжительности самоподготовки по 8-9 ч в день интенсивность умственного труда возрастает, по отношению к периоду учебных занятий, на 85-100%. В то же время резко сокращается физическая активность, значительно сокращается пребывание студентам на свежем воздухе, у некоторых студентов нарушаются режим сна и питания.

Во-вторых, экзамены для студентов являются мощнейшим эмоциогенным фактором в студенческой жизни. В ходе экзаменов подводятся итоги учебной работы за семестр, и при этом часто решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, о получении стипендии, гранта. Экзамены являются важным проявлением самоутверждения личности. При этом ситуация экзаменов всœегда характеризуется неопределœенностью исхода, что повышает их эмоциогенное воздействие. Многократно повторяющиеся экзаменационные ситуации сопровождаются выраженными эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает состояние выраженной эмоциональной напряженности. В результате не менее трети студентов испытывают перед экзаменом сильную эмоциональную напряженность, до двух третей отмечают нарушения сна в период сессии. У многих студентов устойчиво повышаются частота сердцебиений и артериальное давление, особенно в момент экзаменационного ответа͵ что в будущем может служить предпосылкой к развитию гипертонической болезни. У некоторых студентов отмечается снижение общего самочувствия. У некоторых студентов отмечаются снижения массы тела за период экзаменов на 1,5-3,5 кг, причем оно в большей степени присуще тем студентам, которые обнаруживают в период экзаменационной сессии большее эмоциональное напряжение.

Степень эмоционального напряжения на экзаменах выше у студентов со слабой успеваемостью. Вместе с тем, при равной успеваемости студенты, обладающие более высоким уровнем тренированности, обнаруживают меньшие функциональные сдвиги, которые у них быстрее возвращаются к норме. Унетренированных, слабоуспевающих студентов по мере нарастания напряженного состояния вегетативные сдвиги усиливаются. Это показывает, что уровень физической подготовленности в большой степени определяет устойчивость организма к эмоционально напряженному учебному труду.

Методы оценки работоспособности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы оценки работоспособности" 2017, 2018.

Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано при психологическом обследовании операторов в различных областях трудовой деятельности для оценки состояния их работоспособности.

Известны методы исследования функционального состояния оператора и оценки его состояния работоспособности, например, с помощью физиологических методов объективной диагностики состояния. Прежде всего, оценке подлежат частота пульса, дыхания, кровяное давление, температура тела (Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. - М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. - 200 с.). Полученные данные могут быть дополнены электрофизиологическими показателями: электроэнцефалограмма (ЭЭГ) - индикатор уровня активации головного мозга; электрокардиограмма (ЭКГ) - оценка возбудимости сердечной мышцы; электромиограмма (ЭМГ) - показатель мышечного тонуса и уровня возбудимости мышц; кожно-гальваническая реакция (КГР) - индикатор реакции вегетативной нервной системы, связанной с активностью ретикулярной формации мозга; реоплетизмограмма (РПГ) - показатель сосудистого тонуса и уровня кровоснабжения органа.

Психологические методы оценки состояния работоспособности субъекта включают субъективные опросники и шкалирование (Словарь-справочник по психодиагностике. Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. Питер, 2004 г.). Опросники обычно рассчитаны на диагностику строго определенного состояния (стресс, утомление, монотония). Применение шкал для изучения состояний основывается на оценке переживаний, возникающих в процессе того или иного состояния. Использование данного метода дает возможность получить количественную оценку изучаемого признака, однако возникает трудность с определением достоверности дифференцирования функционального состояния, что может быть связано с уровнем подготовки испытуемого (субъективность испытуемого при дифференцировании своего уровня готовности к деятельности).

Известны психофизиологические методы исследования функционального состояния оператора и оценки его готовности к деятельности, например, с помощью психофизиологических тестов «Чувство времени» и «Сложная зрительно-моторная реакция» (Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - М.: 2003. - 307 с.). Однако данные тесты предназначены для исследовательских целей и не предназначены для оперативного определения психофизиологической готовности оператора точно и своевременно действовать (воспринимать и реагировать на сигналы, принимать адекватные решения в условиях дефицита времени и т.п.).

Описан психофизиологический способ определения работоспособности человека-оператора (RU 2268650 C1, Медведев и др., 27.01.2006) по степени умственного утомления. Определение умственного утомления заключается в предъявлении испытуемому сигналов переменной частоты в отдохнувшем и утомленном состояниях, измерении показателей реакции испытуемого на предъявленные сигналы и оценке степени утомления по относительному отклонению значений измеренных показателей. Предъявляемые сигналы формируют в виде требующих решения заданий теста. Частота предъявления заданий изменяется пропорционально частоте их решения. Оценку работоспособности производят по относительному изменению среднего времени правильного решения теста.

Этот способ ориентирован на оценку умственной работоспособности операторов, преимущественно управляющих сложными техническими системами дистанционно, однако требует значительных затрат времени на проведение тестовой процедуры, что не позволяет использовать данный способ для проведения оперативной оценки состояния работоспособности, например операторов водительского профиля в ходе предрейсового контроля.

Описан психофизиологический способ оценки уровня внимания оператора (RU 2441585C1, Айдаркин Е.К. и др., 10.02.2012). Предъявляют тестовые задания на выполнение простой сенсомоторной реакции, отличающиеся между собой типом стимула и величиной межстимульного интервала. Вычисляют коэффициенты зависимости среднего времени реакции от межстимульного интервала между сигналами. Оценку характеристик внимания делают по попаданию значений полученных коэффициентов в заданные интервалы.

К недостаткам этого способа оценки уровня внимания, как важной составляющей состояния работоспособности оператора, следует отнести значительную длительность, а кроме того, вычисляемые коэффициенты являются неустойчивыми параметрами для объективного выявления отрицательной динамики уровня внимания оператора.

Наиболее близким по технической сущности является способ определения профессиональной подготовленности оператора (SU 1706571 А1, Волков В.Г. и Ларин И.В. 23.01.1992 - прототип). Предъявляют серии из одиночных раздражителей с межстимульным интервалом 2-10 с, четыре из которых заменяют на сдвоенные сигналы с межстимульным интервалом 0,3-0,8 с. Затем усредняют время реакции на вторые и первые сигналы сдвоенного стимула и при их отношении, не превышающем 1,74, определяют профессиональную готовность оператора.

Однако данный способ оценки состояния работоспособности оператора основывается на использовании в тесте в качестве диагностических сдвоенных по длительности сигналов на фоне последовательности однократных сигналов. Более того, сдваивание опорных сигналов осуществляется через межстимульный интервал, при этом осознание и выделение таких опорных сигналов для оператора не представляет труда, что снижает достоверность диагностики состояний утомления и эмоциональной неуравновешенности. Другим недостатком данного способа является то, что вычисляемые коэффициенты являются неустойчивыми параметрами для объективного выявления отрицательной динамики состояния работоспособности внимания оператора.

Патентуемый психофизиологический способ оценки работоспособности оператора включает предъявление оператору в случайном порядке различающихся по характеристикам стимулов и регистрацию времени сенсомоторной реакции нажатием на кнопку.

Отличие способа состоит в том, что предъявляют различающиеся по цвету и длительности свечения зрительные стимулы в виде цветовых пятен, перемещаемых по дискретным позициям на экране нейтрального фона с остановками, причем единовременно на текущей дискретной позиции предъявляют только одно пятно, цвет которого отличен от цвета пятна на предыдущей и последующей позициях, а длительность свечения пятен характеризуется первой и второй, увеличенной относительно первой, длительностью. При этом регистрируют время реагирования только на предъявление пятна с увеличенной длительностью посредством нажатия на кнопку, соответствующую цвету текущего пятна, определяют число ошибок, среднеарифметическое время реагирования на сигналы за весь тест, по которым оценивают состояния работоспособности оператора.

Способ может характеризоваться тем, что число цветов окраски пятна не менее двух, а число дискретных позиций не менее трех, а также тем, что экран нейтрального фона, преимущественно серого цвета, представляет собой экран монитора компьютера или мобильного устройства.

Способ может характеризоваться и тем, что при числе цветов окраски три, их изменяют в последовательности: красный, желтый, зеленый, красный, желтый, зеленый и т.д., и, кроме того, тем, что при числе дискретных позиций двенадцать цветовые пятна перемещают по кольцевому контуру по часовой стрелке, при этом дискретные позиции на экране соответствуют полному часу стрелок циферблата часов.

Способ может характеризоваться и тем, что цвета пятна изменяют в последовательности: красный, желтый, зеленый, красный, желтый, зеленый и т.д., а также и тем, что длительность свечения пятна составляет от 0,6 до 1,0 с.

Способ может характеризоваться и тем, что продолжительность теста составляет не более 1 минуты при 10 полных оборотах перемещения цветовых пятен по дискретным позициям.

Технический результат - повышение достоверности определения отклонений в состоянии работоспособности оператора по снижению уровня показателей внимания.

В патентуемом психофизиологическом способе оценки состояния работоспособности оператора нами впервые использовано явление повышения порога различения длительности отдельных световых сигналов в предъявляемой последовательности однородных (по длительности) световых сигналов. Соотношение длительностей опорных и удлиненных световых сигналов подобрано таким образом, что осознание и выделение таких сигналов для оператора представляет значительную трудность, если он находится в состоянии утомления и эмоционально неуравновешен. Дополнительным обстоятельством, осложняющим точное и своевременное реагирование оператора на сигналы повышенной длительности, является использование нескольких кнопок реагирования в соответствии с цветом удлиненного сигнала. Патентуемый способ позволяет выявлять недопустимое отклонение в состоянии работоспособности оператора по снижению уровня показателей внимания.

Оценка состояния работоспособности операторов включает предъявление на экране с нейтральным фоном (на мониторе компьютера, мобильного устройства и т.д.) перемещающегося по дискретным позициям светового стимула в виде цветового пятна. Единовременно на экране имеется только одно цветовое пятно. Цвет пятна меняется при его переходе на очередную позицию. Количество цветов окраски пятна не менее двух цветов. Количество дискретных позиций цветового пятна не менее трех.

Случайным образом во время перемещения светового пятна по позициям стимульного поля длительность его свечения на одной из позиций увеличивается. Такое увеличение длительности свечения является сигналом к реагированию. Испытуемому требуется распознавать сигналы в течение всего теста.

При этом в качестве параметров сенсомоторной реакции регистрируют число ошибок, время реагирования на каждый сигнал, среднеарифметическое время реагирования на сигналы за весь тест, по которым оценивают готовность операторов к деятельности.

К преимуществам способа относится возможность проведения массовых обследований операторов в различных областях трудовой деятельности; возможность индивидуального использования оператором данного способа оценки с помощью мобильного устройства, оснащенного соответствующим программным обеспечением.

Патентуемый психофизиологический способ оценки готовности оператора к деятельности может быть реализован следующим образом (см. чертеж).

Зрительные стимулы формируются на экране 1 с нейтральным фоном на круговом контуре 2 в виде маленьких окружностей 3 (всего 12 позиций, как на часовом циферблате), по которым перемещается цветовое пятно 4. Пятно 4 может иметь три цвета: красный, желтый или зеленый. Смена цвета пятна 4 происходит при его переходе по часовой стрелке (направление показано стрелкой 5) на очередную позицию в строгой последовательности: например, красный (на 12 часов), желтый (на 1 час), зеленый (на 2 часа) и т.д.

В одном цикле (перемещение светового пятна по всем двенадцати позициям стимульного поля) длительность свечения цветового пятна на одной из позиций увеличивается. Такое увеличение длительности свечения является сигналом к реагированию. На каждом круге сигнал может появиться на любой из 12-ти позиций.

Испытуемый наблюдает экран (фон серый), на котором цветовое пятно последовательно переходит с одной позиции на другую. Длительность свечения цветового пятна на одной позиции - 600 мс. Увеличение длительности свечения цветового пятна на одной из позиций круга может составлять до 350 мс. Испытуемый должен заметить сигнал и как можно быстрее отреагировать нажатием на кнопку того же цвета, что и цвет замеченного сигнала.

Регистрируются следующие данные:

Количество ошибок реагирования при отсутствии сигнала (реакция на свечение цветового пятна фоновой длительности);

Количество ошибок реагирования на сигнал (нажатие не на ту кнопку);

Количество пропусков сигнала;

Время реагирования на сигналы.

Вычисляются общее количество ошибок реагирования на сигналы и среднеарифметическое время реагирования на сигналы.

Тест считается успешно пройденным, если общее количество ошибок реагирования на сигналы не превышает критериально допустимого уровня.

Для тонкой диагностики динамики функционального состояния испытуемого (например, при оценке динамики спортивной формы спортсменов) целесообразно использование показателя среднеарифметического времени реагирования (увеличение типичного значения времени реакции более чем на 20% свидетельствует о формировании состояния утомления и недовосстановлении физиологических ресурсов организма).

Патентуемый способ может быть реализован посредством устройства для оценки операторской деятельности (RU 2127547 C1, Бонч-Бруевич В.В. и др., 20.03.1999) с дополнением соответствующего программного обеспечения. Это устройство позволяет провести оценку динамики состояния готовности оператора к деятельности в персонализированных условиях при длительных наблюдениях. Патентуемый способ может быть реализован также с помощью мобильного устройства, оснащенного адаптированным к нему программным обеспечением.

Поскольку состояние работоспособности оператора определяется прежде всего его способностью точно и своевременно реагировать на значимые сигналы, то для проверки патентуемой методики на валидность были использованы классические психофизиологические тесты: «Чувство времени», «Сложная зрительно-моторная реакция», «Скорость переключения внимания» (Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - М.: 2003, Словарь-справочник по психодиагностике. Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов, Питер, 2004 г.).

Исследования показали, что корреляция результатов по тестам на разных выборках операторов (работники локомотивных бригад, водители автобусов) составляла от 0,68 до 0,85, что свидетельствует о перспективности использования патентуемого психофизиологического способа.

1. Психофизиологический способ оценки работоспособности оператора, включающий предъявление оператору в случайном порядке различающихся по характеристикам стимулов и регистрацию времени сенсомоторной реакции нажатием на кнопку,
отличающийся тем, что
предъявляют различающиеся по цвету и длительности свечения зрительные стимулы в виде цветовых пятен, перемещаемых по дискретным позициям на экране нейтрального фона с остановками, причем единовременно на текущей дискретной позиции предъявляют только одно пятно, цвет которого отличен от цвета пятна на предыдущей и последующей позициях, а длительность свечения пятен характеризуется первой и, увеличенной относительно первой, второй длительностью, при этом
регистрируют время реагирования только на предъявление пятна с увеличенной длительностью посредством нажатия на кнопку, соответствующую цвету текущего пятна, определяют число ошибок, среднеарифметическое время реагирования на сигналы за весь тест, по которым оценивают состояния работоспособности оператора.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что число цветов окраски пятна не менее двух, а число дискретных позиций не менее трех.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что экран нейтрального фона, преимущественно серого цвета, представляет собой экран монитора компьютера или мобильного устройства.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при числе цветов окраски три, их изменяют в последовательности: красный, желтый, зеленый, красный, желтый, зеленый и т.д.

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при числе дискретных позиций двенадцать цветовые пятна перемещают по кольцевому контуру по часовой стрелке, при этом дискретные позиции на экране соответствуют полному часу стрелок циферблата часов.

6. Способ по п. 1, отличающийся тем, что цвета пятна изменяют в последовательности: красный, желтый, зеленый, красный, желтый, зеленый и т.д.

7. Способ по п. 1, отличающийся тем, что длительность свечения пятна составляет от 0,6 до 1,0 с.

8. Способ по п. 1, отличающийся тем, что продолжительность теста составляет не более 1 минуты при 10 полных оборотах перемещения цветовых пятен по дискретным позициям.

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины, а именно к физиологии труда. По критериям и классификациям условий труда согласно Р.2.2.2006-05 определяют класс условий труда, на основании которых определяют величину показателей, относящихся к видам трудовой нагрузки - интеллектуальной, сенсорной, эмоциональной, монотонной, и режим работы.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий единоборствами. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещены метка и точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для оценки быстроты и точности двигательных действий спортсменов-единоборцев. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности.

Изобретение относится к области медицины, а конкретно к психиатрии, и может быть использовано в диагностике суицидального поведения у подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционного обучения.

Изобретение относится к области медицины, в частности к способам оценки психологических особенностей личности человека, и может быть использовано для проведения исследований путем психологического тестирования лиц для профессионального отбора, а также для выявления и количественной оценки степени преобладания различных психологических характеристик личности и прогнозирования возможных психологических реакций личности в различных ситуациях.

Изобретение относится к медицине, в частности к гигиене труда, и к эргономике. Предварительно в состоянии высокой бдительности при активной зрительно-моторной деятельности и в процессе реальной деятельности проводят анализ частотных характеристик электроэнцефалограммы методом периодометрического анализа.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий игровыми видами спорта. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся по окружности.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для определения скорости и точности двигательных действий спортсмена в игровых видах спорта. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся по окружности.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно используется в психофизиологических исследованиях. Устройство содержит датчик частоты движений, счетчики импульсов, блок измерения времени, блок индикации и анализатор-регистратор. При этом выход датчика чистоты движений соединен с первым входом первой логической схемы, первые выходы которой соединены с входами прямого счета первого, второго и третьего счетчиков импульсов. Блок измерения времени включает генератор импульсов, счетный триггер и кнопку пуска, выход которой соединен со счетным входом счетного триггера, входы анализатора-регистратора соединены с выходами первого, второго и третьего счетчиков импульсов, а выходы - с блоком индикации. Синхровод и вход запуска распределителя импульсов соединены с выходами генератора импульсов и счетного триггера соответственно, а выходы - с вторыми входами первой логической схемы, вторые выходы которой соединены с входами обратного счета первого, второго и третьего счетчиков импульсов. Первый вход второй логической схемы соединен с выходом генератора, вторые выходы - с выходами распределителя, первые выходы - с входами сброса счетного триггера и первого, второго и третьего счетчиков импульсов соответственно, а вторые выходы - с входами записи первого, второго и третьего счетчиков импульсов соответственно, при этом информационные входы и выходы первого счетчика соединены соответственно с информационными выходами третьего и информационными выходами второго счетчиков, а выходы переноса и заема первого счетчика - с входами анализатора. Управляющий выход второй логической схемы соединен с входом шины начальной установки устройства. Использование изобретения позволяет повысить точность и уменьшить трудоемкость процедуры оценки центральной нервной системы человека. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедии, нейрохирургии, рентгенологии, неврологии, и может быть использовано для диагностики поясничных спинальных стенозов. Проводят оценку клинической картины заболевания по заполненным пациентом оценочным шкалам Освестровского опросника и Швейцарской шкалы спинального стеноза, с помощью МРТ проводят измерение параметров позвоночного канала поясничного отдела позвоночника на уровне L1-L5 позвонков, на полученных аксиальных срезах на уровне середины межпозвонкового диска и фасеточных суставов измеряют 6 линейных величин в исследуемом сегменте или сегментах: переднезадний диаметр дурального мешка, поперечный диаметр дурального мешка, межфасеточное расстояние, глубину левого и правого латеральных каналов, уровень измерения позвоночного канала, для исследуемого сегмента рассчитывают коэффициент стеноза, и при значении коэффициента стеноза 0,19 и менее и данных оценочных шкал более 61% и более 80% соответственно степень сужения оценивают как выраженную с наличием резко выраженного болевого синдрома и ивалидизации, при значении этого показателя от 0,20 до 0,24 и данных оценочных шкал 41-60% и 61-79% соответственно степень сужения оценивают как клинически значимую с наличием выраженного болевого синдрома и значительной нетрудоспособности, при значении этого показателя 0,25-0,29 и данных оценочных шкал 21-40% и 40-60% соответственно сужение канала оценивают как вероятное с наличием умеренно выраженного болевого синдрома и умеренной нетрудоспособности, при значении коэффициента 0,30 и выше и отсутствии клинической картины судят об отсутствии сужения позвоночного канала. Способ обладает высокой точностью, информативностью и объективностью, позволяет проводить оценку степени сужения позвоночного канала с учетом выраженности клинической картины заболевания и индивидуально разрабатывать дальнейшую лечебную тактику. 3 пр.

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинской технике. Техническое решение позволяет осуществлять в экспресс-режиме достоверное распознавание обмана и изобличения лжи по изменению оптической плотности тканей в ответ на словесное воздействие на исследуемого человека. Устройство для распознавания обмана и изобличения лжи содержит изолирующую от внешних воздействий измерительную камеру, содержащую излучатель, имеющий два светодиода, один из которых излучает волны видимого спектра излучения, а другой в инфракрасном спектре излучения и выполненный с возможностью генерировать проникающее излучение на помещенную в указанную изолирующую измерительную камеру часть тела, а также фотоприемник, соединенный с регистрирующим и усиливающим поступающие сигналы вычислительным блоком, с выходами сигналов управления, с дополнительными удаленными исполнительными элементами, и блок беспроводной передачи полученной информации на расстояние. 1 ил.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности. Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности. Затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности. Испытуемый выполняет описанную процедуру заданное число раз, после чего определяют максимальное абсолютное значение Tp max ошибки несовпадения точечного объекта и метки. Строят вариационный ряд ошибок несовпадения точечного объекта и метки. Вычисляют вариационный размах ряда, вычисляют верхнюю квартиль максимального абсолютного значения Tp max ошибки несовпадения точечного объекта и метки, процент П абсолютных значений ошибок несовпадения точечного объекта и метки, находящихся в верхней квартили максимального абсолютного значения Tp max ошибки несовпадения точечного объекта и метки. Рейтинг Р вычисляют как обратную величину среднеарифметического значения максимального абсолютного значения Tp max ошибки несовпадения точечного объекта и метки, вариационного размаха R и процента П абсолютных значений ошибок несовпадения точечного объекта и метки, находящихся в верхней квартили максимального абсолютного значения Tp max ошибки несовпадения точечного объекта и метки, умноженную на 100, по формуле Р=100×1/(Tp max+R+П)/3=300/(Tp max+R+П). Способ позволяет повысить достоверность определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта за счет инструментальных измерений. 11 ил., 3 пр.

Изобретение относится к психофизиологии, а конкретно к психодиагностике, выявлению предрасположенности человека к потреблению алкоголя. Выявляют порог болевой чувствительности, определяют психоэмоциональную реакцию человека на первое потребление алкоголя или отсутствие опыта потребления, а также отношение членов родительской семьи к потреблению алкоголя. В зависимости от значений полученного сочетания комплексного определения психофизиологического и психосоциального статуса выявляют степень предрасположенности человека к потреблению алкоголя как: выраженный риск алкоголизации, умеренно-выраженный риск или отсутствие риска. Способ позволяет повысить точность выявления степени риска предрасположенности человека к потреблению алкоголя за счет комплексного определения психофизиологического и психосоциального статуса и их сочетания. 4 ил., 3 пр.

Изобретение относится к областям, где требуется оценка двигательных способностей человека, и может найти применение в физиологической, медицинской, психологической, транспортной, авиационно-космической, спортивной и в других областях науки и практики. На горизонтальной площадке оптическим способом создают световые полосы произвольной формы и ширины, случайным образом перемещающиеся по площадке, проходя через ее центр. Испытуемый размещается в центре площадки, оценивает перемещения световых полос и перепрыгивает через них таким образом, чтобы точки отрыва и точки приземления были как можно ближе к соответствующим границам перепрыгиваемых световых полос. Перемещения световых полос и испытуемого фиксируют. Определяют расстояния от точек отрыва и точек приземления испытуемого до соответствующих границ перепрыгнутых световых полос. Вычисляют среднеарифметические значения и среднеквадратические отклонения расстояний от точек отрыва и точек приземления испытуемого до соответствующих границ перепрыгнутых световых полос. По величине вычисленных среднеарифметических значений и среднеквадратических отклонений судят о двигательных способностях испытуемого и их точности. Способ позволяет оценить двигательные способности человека за счет инструментальных исследований.

Изобретение относится к области психологии и медицины и может быть использовано для определения типа психики индивидуума с более высокой надежностью определения их результатов. Формируют выборку индивидуумов с различными известными типами психики. Выбирают и измеряют внешние параметры исследуемого индивидуума и индивидуумов выборки. Сравнивают выбранные и измеренные внешние параметры исследуемого индивидуума с таковыми же внешними параметрами индивидуумов выборки и относят тип психики исследуемого индивидуума к типу психики индивидуума из выборки, имеющего наибольшее сходство по внешним параметрам. При этом выборка индивидуумов может быть с различными известными типами психики, определенными на основе характеристик этика-логика, интуиция-сенсорика, экстраверсия-интроверсия, рациональность-иррациональность или определенными на основе характеристик этика-логика, интуиция-сенсорика, экстраверсия-интроверсия, рациональность-иррациональность, и типа темперамента. Способ позволяет обеспечить более высокую надежность получаемых результатов при определении типа психики индивидуума за счет определения значимого сходства внешних параметров индивидуумов с близкой психической структурой личности. 3 з.п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к психологии и предназначено для диагностики психоэмоционального уровня детей и подростков. Проводят оценку психоэмоционального уровня детей и подростков с помощью проективного теста сказочных персонажей путем предъявления картин сказочных персонажей испытуемым. Предъявляемые картины содержат серию изображений сказочных персонажей, сгруппированных по архетипической принадлежности. Тестируемому предлагают выбрать первую мини-серию персонажей с наиболее субъективно положительной характеристикой, а также выбрать вторую мини-серию персонажей с наиболее субъективно отрицательной характеристикой из оставшихся. Количество персонажей обеих мини-серий меньше общего количества персонажей. Причем персонажам, выбранным в обеих сериях первыми, присваивается наибольший балл, персонажам, выбранным впоследствии, присваиваются убывающие баллы в соответствии с очередностью выбора. Математическая обработка представляет собой сложение баллов, присвоенных персонажам, принадлежащих к одной архетипической принадлежности, и на основании полученной суммы баллов, принадлежащих к одной архетипической принадлежности, делают вывод о характере личности. Способ позволяет повысить эффективность и объективность интегральной оценки психологического профиля личности подростков и детей за счет использования проективного метода. 4 з.п. ф-лы, 4 ил., 10 табл., 1 пр.

Изобретение относится к области медицины, а именно к физиологии поведения животных. Ориентировочно-исследовательское и двигательное поведение крыс исследуют на фоне выработки пищедобывательного навыка посредством дифференциации траектории движения животных в Ж-образном лабиринте. Оценку осуществляют по следующим формам двигательных действий: движения к локусам лабиринта без пищевого подкрепления; целенаправленные движения к локусу с пищевым подкреплением; исследовательские обходы всех площадок лабиринта; движения к локусу, зеркально противоположному локусу с пищевым подкреплением; многократно повторяющиеся движения между двумя локусами лабиринта; замирание на стартовой площадке. Способ позволяет повысить достоверность исследования, что достигается за счет многофакторной оценки функций центральной нервной системы. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 1 пр., 6 ил.

Изобретение относится к медицине, в частности к гигиене труда, профпатологии и аллергологии. Определяют анамнестические данные, клинические признаки, стаж работы в условиях аллергоопасных производственных факторов, «симптом элиминации», наличие симптомов заболевания непосредственно в период работы и ухудшения состояния после возвращения во вредные условия, концентрацию общего IgE в сыворотке крови. Оценивают каждый признак в баллах. Полученные баллы суммируют и в зависимости от полученной суммы баллов прогнозируют низкую степень риска развития профессиональных аллергодерматозов, среднюю степень риска или высокую степень риска. Способ повышает точность прогноза за счет оценки значимых показателей. 3 табл., 3 пр.

Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано при психологическом обследовании операторов в различных областях трудовой деятельности для оценки их состояния работоспособности. Оператору в случайном порядке предъявляют одинаковые по характеристикам стимулы и регистрируют время сенсомоторной реакции нажатием на кнопку. Предъявляют различающиеся по цвету и длительности свечения зрительные стимулы в виде цветовых пятен, перемещаемых по дискретным позициям на экране нейтрального фона с остановками, причем единовременно на текущей дискретной позиции предъявляют только одно пятно, цвет которого отличен от цвета пятна на предыдущей и последующей позициях, а длительность свечения пятен характеризуется первой и второй, увеличенной относительно первой, длительностью. Регистрируют время реагирования только на предъявление пятна с увеличенной длительностью посредством нажатия на кнопку, соответствующую цвету текущего пятна, определяют число ошибок, среднеарифметическое время реагирования на сигналы за весь тест, по которым оценивают работоспособность оператора. Способ позволяет повысить достоверность определения отклонений в состоянии работоспособности оператора по снижению уровня показателей внимания за счет инструментальных исследований. 7 з.п. ф-лы, 1 ил.

Существует группа методов, которая позволяет интегрально оценить физическую работоспособность - максимальную производительность.

Производительность зависит от:

· развития мышечной массы;

· возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

· уровня транспорта кислорода и углекислого газа.

К методам оценки относят:

· двухступенчатая проба Мастера или степ-тест;

· велоэргометрия (нарастающие нагрузки или ступенчатые);

· пробы на приседание (проба Летунова).

Работоспособность студента и факторы, на нее влияющие

Учебное время студентов в среднем составляет 52-58 ч в неделю, включая лекции, семинары, практические занятия и самоподготовку. Ежедневная учебная нагрузка студента составляет 8-9 ч. и его рабочий день является одним из самых продолжительных. При этом более половины студентов (до 57%), не умеют планировать свой бюджет времени и занимаются самоподготовкой также по выходным и праздничным дням. Кроме того, самоподготовка в течение части семестра многими студентами не осуществляется и компенсируется чрезмерно интенсивной работой в период экзаменационной сессии. При этом восстановительные процессы у многих из них проходят неполноценно вследствие недостаточного сна, малого пребывания на свежем воздухе, недостаточного внимания физической культуре и спорту, а у некоторых и вследствие нерегулярного или неполноценного питания.

Одним из важнейших условий, обеспечивающих успешный учебный труд, является хорошая умственная работоспособность. Работоспособность в учебной деятельности в значительной степени зависит от свойств личности и темперамента студента, особенностей его нервной системы.

Успешность обучения может быть обусловлена такой типологической характеристикой, как "усидчивость", которой в большей степени обладают лица с преобладанием внутреннего и внешнего торможения. Работу, требующую большой концентрации внимания, более успешно выполняют студенты, которые обладают слабой нервной системой с преобладанием внешнего торможения или уравновешенностью, а также инертностью нервных процессов. Задания, не требующие напряженного внимания, лучше выполняют лица с инертностью возбуждения, большой силой нервной системы, с преобладанием внутреннего торможения.

При выполнении учебной работы монотонного характера у лиц с сильной нервной системой быстрее наблюдается снижение работоспособности, чем у студентов со слабой нервной системой. У студентов, ориентированных на систематическое усвоение учебной информации, процесс и кривая ее забывания после сдачи экзамена носят характер медленного снижения. У тех студентов, которые в течение семестра систематически не работали, а в короткое время изучали большой объем материала при подготовке к экзаменам, в процессе его забывания наблюдается резко выраженный спад.


Закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения

В условиях учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые обнаруживают определенные закономерности. Их можно наблюдать в течение дня, недели, на протяжении семестра и учебного года в целом. Выраженность и иные характеристики этих изменений определяются как функциональным состоянием организма студента до начала работы, так и особенностями самой работы, ее организацией и другими факторами.

В течение учебного дня можно выделить шесть периодов.

1. Первый период – период врабатывания – характеризуется невысокой продуктивностью труда. В начале занятия студент не может сразу сосредоточиться и активно включиться в работу. Требуется не менее 10-15 мин, а иногда и больше, прежде чем работоспособность достигнет оптимального уровня. Этот период характеризуется постепенным нарастанием работоспособности с небольшими ее колебаниями.

2. Второй период – период оптимальной, устойчивой работоспособности – проявляется изменениями функций организма, которые наиболее адекватны выполняемой учебной деятельности. Его продолжительность может составлять 1,5-3 ч.

3. Третий период – полной компенсации – характеризуется тем, что появляются начальные признаки утомления, которые могут компенсироваться волевыми усилиями при наличии положительной мотивации.

4. Четвертый период проявляется неустойчивой компенсацией, нарастанием утомления, колебаниями волевого усилия. Продуктивность учебной деятельности в этом периоде заметно снижается. При этом функциональные изменения могут более заметно проявляться в тех органах, системах и психических функциях, которые в рамках конкретной учебной деятельности студента имеют решающее значение, или которые у данного студента имеют меньшие компенсаторные возможности. Поэтому, у одних нарушения более заметно могут проявиться в зрительном анализаторе, у других в снижении устойчивости внимания, у третьих в затруднении активного запоминания или снижении способности к решению задач, вследствие недостаточности оперативной памяти.

5. Пятый период характеризуется прогрессивным снижением работоспособности. Перед окончанием работы оно может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (состояние "конечного порыва").

6. Шестой период характеризуется дальнейшим снижением продуктивности работы, если она вынужденно продолжается, что является следствием снижения умственной работоспособности.

Если учебный день студентов не ограничивается лишь аудиторными занятиями, а включает также самоподготовку, то обнаруживаются два пика работоспособности, из которых один приходится на 12 часов, а второй на 22 часа, при минимуме работоспособности в середине дня (16-18 часов). Наличие второго подъема работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточной ритмикой, но и психологической установкой на выполнение учебной работы. Следует признать, что колебания умственной работоспособности весьма значительны и индивидуальны. Необходимо установить опытным путем собственный оптимум нагрузки, помня при этом, что два часа до сна являются самыми непродуктивными в плане запоминания полученной в это время информации.

Работоспособность студентов на протяжении учебной недели

В течение недели можно выделить три периода.

1. Первый период – начало недели (понедельник) – характеризуется невысокой работоспособностью, поскольку наблюдается период врабатывания, процесс вхождения в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день.

2. Второй период – середина недели (вторник-четверг) - характеризуется наиболее устойчивой и высокой работоспособностью.

3. Третий период – конец недели (пятница, суббота) - проявляется процессом снижения работоспособности. В некоторых случаях в субботу наблюдается подъем работоспособности, развитие состояния "конечного порыва".

Типичная кривая работоспособности может изменяться, если имеет место фактор нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу на протяжении ряда дней. Если студентам в начале недели в течение двух-трех дней подряд приходится испытывать повышенные учебные нагрузки (коллоквиумы, контрольные работу, зачеты), то к концу периода интенсивной работы может происходить снижение умственной работоспособности.

В последующие дни недели, характеризующиеся обычными нагрузками, эти нагрузки воспринимаются студентами как легкие, и они эффективно стимулируют восстановление работоспособности. Отклонение от типичной динамики работоспособности на протяжении учебной неделе может быть вызвано также увеличением количества учебных занятий свыше обычного, до 8 – 10 академических часов в день.

На протяжении недели отмечаются также изменения физической работоспособности, аналогичные изменениям умственной работоспособности.

Работоспособность студентов по семестрам и в целом за учебный год

На протяжении первого семестра можно выделить четыре периода изменения состояния работоспособности.

1. Первый период – период врабатывания – характеризуется постепенным повышением уровня работоспособности, снизившейся за время каникул, который продолжается до 3-3,5 недель.

2. Второй период – период устойчивой работоспособности – проявляется максимальной работоспособностью, длительность которого составляет до 2,5 мес.

3. Третий период – период зачетной сессии в декабре – проявляется началом снижения работоспособности, вызванным увеличением ежедневной нагрузки в среднем до 11-13 часов в сочетании с выраженными эмоциональными переживаниями.

4. Четвертый период – период экзаменов – характеризуется дальнейшим снижением кривой работоспособности.

Совершенно понятно, что равномерное распределение учебной нагрузки и итоговых контрольных точек в течение всего семестра (так называемый цикловой метод) позволяет сохранить оптимальную работоспособность и избежать пиковых эмоциональных нагрузок во время экзаменационной сессии.

В период зимних каникул работоспособность восстанавливается до исходного уровня, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление гипервосстановления работоспособности.

На протяжении второго семестра также можно выделить четыре периода изменения состояния работоспособности.

1. Первый период – периодом врабатывания – период восстановления сниженной после сессии и каникул работоспособности, но продолжительность его не превышает 1,5 недель.

2. Второй период - период устойчивой работоспособности – проявляется максимальной работоспособностью, которая удерживается на высоком уровне до середины апреля.

3. Третий период – начало снижения работоспособности – проявляется с середины апреля; снижение обусловлено кумулятивным эффектом всех негативных факторов жизнедеятельности студентов, накопленных за учебный год.

4. Четвертый период - период зачетной сессии и экзаменов - характеризуется более выраженным снижением работоспособности, чем в первом полугодии.

Следуя этой логике следует предусмотреть более легкую сессию в летний период и более насыщенную – в зимний.

В период летних каникул начинается процесс восстановления, но он отличается более медленным темпом восстановления, чем в зимние каникулы, вследствие значительно более выраженного уровня утомления.

Факторы, снижающие работоспособность студентов в экзаменационный период

Отмеченное снижение работоспособности студентов во время экзаменов является следствием воздействия большого числа неблагоприятных факторов.

Прежде всего, в период экзаменов резко возрастают объем, продолжительность и интенсивность учебного труда студентов, происходит мобилизация всех сил организма. В период экзаменов при средней продолжительности самоподготовки по 8-9 ч в день интенсивность умственного труда возрастает, по отношению к периоду учебных занятий, на 85-100%. В то же время резко сокращается физическая активность, значительно сокращается пребывание студентам на свежем воздухе, у некоторых студентов нарушаются режим сна и питания.

Во-вторых, экзамены для студентов являются мощнейшим эмоциогенным фактором в студенческой жизни. В ходе экзаменов подводятся итоги учебной работы за семестр, и при этом часто решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, о получении стипендии, гранта. Экзамены являются важным проявлением самоутверждения личности. При этом ситуация экзаменов всегда характеризуется неопределенностью исхода, что повышает их эмоциогенное воздействие. Многократно повторяющиеся экзаменационные ситуации сопровождаются выраженными эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает состояние выраженной эмоциональной напряженности. В результате не менее трети студентов испытывают перед экзаменом сильную эмоциональную напряженность, до двух третей отмечают нарушения сна в период сессии. У многих студентов устойчиво повышаются частота сердцебиений и артериальное давление, особенно в момент экзаменационного ответа, что в будущем может служить предпосылкой к развитию гипертонической болезни. У некоторых студентов отмечается снижение общего самочувствия. У некоторых студентов отмечаются снижения массы тела за период экзаменов на 1,5-3,5 кг, причем оно в большей степени присуще тем студентам, которые обнаруживают в период экзаменационной сессии большее эмоциональное напряжение.

Степень эмоционального напряжения на экзаменах выше у студентов со слабой успеваемостью. Вместе с тем, при равной успеваемости студенты, обладающие более высоким уровнем тренированности, обнаруживают меньшие функциональные сдвиги, которые у них быстрее возвращаются к норме. Унетренированных, слабоуспевающих студентов по мере нарастания напряженного состояния вегетативные сдвиги усиливаются. Это показывает, что уровень физической подготовленности в большой степени определяет устойчивость организма к эмоционально напряженному учебному труду.

Книга: ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА / КРУШЕЛЬНИЦКАЯ Я.В.

6.3. Показатели и методика оценки работоспособности человека

Работоспособность человека является функцией многих переменных, зависит от исходного функционального состояния человека и действия факторов окружающей среды вообще и производственного - в частности. В связи с этим для ее оценки используется система показателей, которые характеризуют как количественные и качественные результаты работы, так и функциональные состояния работника. Методика оценки работоспособности предусматривает обязательное соблюдение определенных правил:

● в каждом конкретном случае следует опираться на показатели, наиболее адекватные для данного вида труда;

● не ограничиваться одним показателем, а использовать комплекс их;

● при анализе показателей учитывать нормальные сдвиги их в связи с суточной периодикой;

количественные показатели необходимо обязательно дополнять качественными.

Для оценки работоспособности применяются три группы показателей, которые характеризуют результаты производственной деятельности, физиологические сдвиги и изменения в психических функциях человека в процессе труда. Это производственные, физиологические и психологические показатели.

В производственных показателей относятся:

● производительность труда - выработка продукции за единицу времени;

● трудоемкость работы - затраты времени на производственную операцию;

● качество работы (продукции) - наличие брака;

● потери рабочего времени и простои оборудования по вине работника.

Отметим, что качественные показатели работы более информативны для оценки работоспособности, поскольку они в большой степени зависят от функционального состояния работника и раньше снижаются в связи с усталостью, чем количественные показатели.

К физиологическим показателям относятся:

● величина энергозатрат;

● частота пульса, ударный и минутный объем крови;

● мышечная сила;

● мышечная выносливость;

● время сенсомоторных реакций;

● частота дыханий, легочная вентиляция, коэффициент потребления кислорода;

● сила, подвижность, уравновешенность процессов возбуждения и торможения;

● критическая частота слияния мигтінь;

● тремор (дрожание двигательной звена);

● температура кожи.

Кроме оценки динамики этих показателей в течение рабочего дня следует дать качественную оценку, критериями которой могут быть:

● показатели работы при максимальном напряжении;

● величина физиологических затрат на единицу работы в динамике рабочего дня, то есть своеобразные коэффициенты полезного действия работника.

К психологическим показателям относятся:

● внимание (концентрация, переключение, распределение);

● мышления;

● память;

● восприятия;

● эмоционально-волевое напряжение.

Оценка работоспособности по производственным показателям базируется на применении экономико-статистических методов, хронометражных наблюдений, фотографии рабочего дня и использования оборудования, фотохрометражі, самофотографії.

Производственные показатели характеризуют эффективность работы и косвенно - уровень работоспособности. Это обусловлено тем, что производительность труда и функциональное состояние работника в течение смены изменяется разнонаправлено. Так, производительность труда в конце смены может повыситься или сохраняться на высоком уровне, в то время как функциональное состояние постепенно ухудшается. Производительность труда начинает снижаться при значительном развитии усталости, поскольку на начальных ее стадиях имеет место компенсация за счет резервных возможностей организма. В связи с этим особое значение имеет изучение динамики функционального состояния с помощью физиологических методов. При этом необходимо исследовать не менее трех физиологические системы или функции:

● центральную нервную систему, в частности динамику корковых процессов;

● ключевые физиологические функции для данного вида труда;

● функции, которые наименее нагружены.

Для оценки таких свойств центральной нервной системы, как возбудимость, сила и подвижность нервных процессов необходимо изучение:

● состояния анализаторов методом определения критической частоты слияния мерцаний (КЧЗМ);

● времени сенсомоторной реакции методом рефлексометрии.

Применение метода определения критической частоты слияния мерцаний основывается на том, что зрительный анализатор характеризуется определенным уровнем функциональной подвижности. Этот уровень измеряется той предельной частотой вспышек света, при которой они уже не отличаются как отдельные вспышки, а возникает ощущение непрерывного света. В случае усталости эта граничная частота уменьшается и человек воспринимает как непрерывное свет такие мерцания, которые раньше она четко воспринимала как перервне свет. Измеряется частота слияния мерцаний в герцах.

Метод рефлексометрии заключается в том, что работник нажимает на ключ прибора (или отпускает нажатую кнопку) в ответ на действие определенного раздражителя (свет, звук). Время от начала действия раздражителя до ответной реакции регистрируется електросекундоміром и характеризует состояние возбуждения высших отделов мозга.

Изучают время простой реакции и время реакции распознавания и выбора. Простая реакция - это реакция на один известный сигнал. Реакция выбора - это реакция на один из двух или нескольких сигналов. При этом на каждый сигнал человек должен реагировать определенным действием.

Время реакции на раздражитель колеблется в течение рабочей смены и является статистической величиной. Увеличение его свидетельствует о снижении работоспособности, а в состоянии высокой работоспособности он уменьшается, однако никогда не может быть меньшим за определенную физиологическую границу.

Достаточно информативным для оценки работоспособности не только при физической, но и умственной и нервно-напряженной работе являются показатели мышечной силы и выносливости. Для их измерения используются методы динамометрии. Работник делает несколько максимальных нажимов на ручку динамометра и на основе этих данных определяется средняя величина мышечной силы. Время (в секундах) удержания 75% максимального усилия характеризует мышечную выносливость.

Точность и координация движений изучаются методом координометрії. Работнику предлагают быстро вести щуп прибора по определенной траектории, не отклоняясь от нее. Каждое отклонение фиксируется прибором. При этом учитываются время выполнения задания, общее количество ошибок и их суммарная продолжительность.

Аналогичным способом изучается тремор. В этом случае работнику предлагается в течение 20 сек держать штифт в круглом отверстии, не касаясь стенок. Рука ничем не фиксируется. Число прикосновений в состоянии высокой трудоспособности, как правило, не превышает 15.

Изучение состояния сердечно-сосудистой системы работников проводится методом электрокардиографии, пульсометрии и измерения артериального кровяного давления.

Во время обработки материала путем соответствующих расчетов получают данные о ударный и минутный объем крови. При усталости показатели артериального давления имеют тенденцию к снижению (не всегда). Пульсовая реакция на одно и то же нагрузка большая при значительной усталости. В этом случае замедляется и восстановление частоты пульса.

Функциональное состояние органов дыхания человека в процессе труда оценивается за ритмом, частотой и глубиной дыхательных движений, а также путем определения жизненной емкости легких, минутного объема дыхания, максимальной легочной вентиляции. С этой целью используют такие методы, как пневмография и спирометрия.

Дыхательный объем, жизненную емкость легких определяют с помощью спирометра. Расчетным методом определяют минутный объем дыхания. По показателям газообмена и потребления кислорода можно рассчитать затраты энергии на выполнение работы. Однако эти методы достаточно сложны и на производстве почти не используются.

Самыми доступными методами изучения работоспособности человека в производственных условиях являются тестовые методики. С помощью специальных тестов изучают свойства нервных процессов (возбуждения и торможения) и психические функции - показатели внимания, памяти, восприятия, эмоционального напряжения и т.д.

Кроме объективных методов оценки работоспособности, методом опроса изучается субъективное состояние работников, в процессе которого они дают оценку величины утомления в баллах: нет утомления - 0, легкая усталость - 1, средняя - 2, сильная - 3, очень сильная - 4 балла.

Полученные в динамике рабочего дня показатели имеют различные натуральные замеры и качественные характеристики. Так, в одних случаях увеличение величины показателя свидетельствует о повышении работоспособности человека, в других - о ее уменьшения. Поэтому необходима стандартизация показателей, которая проводится следующим образом.

По каждому показателю на основе полученного динамического ряда исчисляется его середньозмінне значения:

где n - количество измерений.

После этого натуральные величины показателей выражаются в стандартизированных показателях (х). Для этого каждое значение динамического ряда необходимо разделить на середньозмінну величину и умножить на 100.

Аналогично проводятся расчеты по всем другим показателям. При этом, показатели функций, которые растут при уменьшении трудоспособности, необходимо трансформировать в обратные величины. Для этого от каждого показателя необходимо вычесть 100; затем поменять знак на противоположный и снова добавить 100.

Полученные динамические ряды стандартизованных показателей характеризующих динамику отдельных функций работника в течение рабочей смены.

Для оценки интегрального показателя работоспособности в каждый момент наблюдения необходимо найти среднее арифметическое стандартизированных показателей всех функций на этот момент по формуле

Рассчитаны аналогично интегральные показатели работоспособности за каждый момент наблюдения используются для построения кривой работоспособности в течение рабочей смены.

Для оценки интегрального показателя используется также метод непараметрической статистики, который позволяет объединять показатели, полученные разными методами (например, показатель КЧЗМ, статическую мышечную выносливость, силу кисти рук, время сенсомоторной реакции и т.д.). Для этого фиксируется количество случаев, при которых не было сдвигов по сравнению с исходными показателями α, количество случаев улучшения показателей β и количество случаев ухудшения показателей γ.

Интегральный показатель работоспособности в каждый момент наблюдения вычисляется по формуле

При изучении работоспособности группы работников по приведенной формуле вычисляется показатель изменения по каждой функции в каждый момент наблюдения Ки. Интегральный показатель изменения функционального состояния работников в момент каждого наблюдения вычисляется по формуле

где n - количество исследованных функций, по которым вычислялись отдельные коэффициенты.

Значения коэффициентов Ки и Кинт изменяются от +1 до-1. Знак «минус» свидетельствует об ухудшении функционального состояния организма работника.

1. ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА / КРУШЕЛЬНИЦКАЯ Я.В.
2. 1.2. Предмет, методологические принципы и методы исследования в физиологии и психологии труда
3. 1.3. История развития и современные проблемы физиологии и психологии труда
4. РАЗДЕЛ 2. ЦЕНТРАЛЬНО-НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗДЕЛ 2. ЦЕНТРАЛЬНО-НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Общие сведения о строении нервной системы человека
5. 2.2. Нервные процессы и их динамика
6. 2.3. Основные принципы деятельности нервной системы человека
7. 2.4. Функции центральной нервной системы в процессе труда 2.4. Функции центральной нервной системы в процессе труда 2.4.1. Рефлекторная функция
8. 2.4.2. Интегративная функция
9. 2.4.3. Координационная функция
10. РАЗДЕЛ 3. ФИЗИОЛОГИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ЧЕЛОВЕКА И РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
11. 3.1. Общие сведения о строении двигательного аппарата человека и его функции
12. 3.2. Мышечная сила и выносливость
13. 3.3. Мышечная деятельность и рабочая поза работника
14. 3.4. Физиологические принципы рационализации трудовых процессов
15. РАЗДЕЛ 4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА НА ТРУДОВЫЕ НАГРУЗКИ И УСЛОВИЯ ТРУДА
16. 4.1. Понятие об адаптации и физиологические резервы организма человека
17. 4.2. Биохимические процессы и энергетика трудовой деятельности
18. 4.3. Закономерности функционирования дыхательной системы человека в процессе труда
19. 4.4. Реакции сердечно-сосудистой системы работника на трудовые нагрузки
20. 4.5. Терморегуляция организма человека в процессе труда
21. 4.6. Особенности восстановительных процессов в организме работника после работы
22. РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5.1. Психика человека и ее функции в процессе труда
23. 5.2. Закономерности активизации психических процессов человека в трудовой деятельности 5.2. Закономерности активизации психических процессов человека в трудовой деятельности 5.2.1. Ощущения и восприятия в процессе труда
24. 5.2.2. Мышления в процессе труда
25. 5.2.3. Память в процессе труда
26. 5.2.4. Внимание и воля в процессе труда
27. 5.3. Эмоции и чувства в процессе труда
28. 5.4. Психические свойства личности, их развитие и проявления в трудовой деятельности 5.4.1. Личность и ее структура
29. 5.4.2. Темперамент и характер
30. 5.4.3. Способности
31. 5.4.4. Мотивы и мотивация
32. РАЗДЕЛ 6. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ ДИНАМИКИ РАЗДЕЛ 6. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ ДИНАМИКИ 6.1. Суть и факторы работоспособности человека
33. 6.2. Предел работоспособности и функциональные состояния организма человека в процессе труда
34. 6.3. Показатели и методика оценки работоспособности человека
35. 6.4. Динамика работоспособности и характеристика его фаз
36. РАЗДЕЛ 7. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ УСТАЛОСТЬ И МЕРЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПЕРЕУТОМЛЕНИИ РАБОТНИКОВ РАЗДЕЛ 7. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ УСТАЛОСТЬ И МЕРЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПЕРЕУТОМЛЕНИИ РАБОТНИКОВ 7.1. Суть, причины и общий механизм развития усталости
37.

Цель работы: усвоить основные понятия и методы оценки работоспособности и овладеть умением определения работоспособности человека.

И. Целевая программа

в. Подготовка к работе

1. Повторить учебный материал, касающийся проблемы работоспособности человека и методов ее определения.

2. Диагностика начального уровня знаний

1 (РО). Назовите основные методы осуществления оценки работоспособности человека?

2 (РО). Объясните, что относят к прямым показателей работоспособности?

3 (ОС). Каким образом получают адекватное представление о работоспособности человека?

4 (РО). Опишите, как динамика работоспособности влияет на развитие усталости?

5 (РО). Что понимают под оптимальными условиями труда?

ИИИ. Теоретические сведения

Работоспособность - это максимальная способность человека к выполнению конкретной профессиональной деятельности в рамках определенного времени и параметров эффективности.

Основным методическим подходом при оценке работоспособности человека является использование прямых и косвенных показателей. К прямым показателей работоспособности относят результаты работы: точность и скорость ее выполнения, ошибки и производительность труда. Как косвенные показатели используется динамика показателей функционального состояния организма, то есть степень отклонения их при работе от исходного значения или от физиологической нормы. Наиболее полное и адекватное представление о работоспособности можно получить при изучении как производственных характеристик рабочей деятельности, так и уровня функциональных изменений различных органов и систем, наиболее загруженных при исследуемом разновидности труда.

Исследование работоспособности начинается с характеристики всего комплекса факторов, специфичных для той или иной профессии, их качественной оценки, позволяет определить физиологические изменения и прогнозировать возможное влияние труда на организм человека. Физиология труда сегодня нет универсальной методики профессиографии, с помощью которой можно было бы характеризовать любой вид труда. В большинстве исследований является описательная характеристика некоторых разновидностей труда, которая дает представление о качественных особенностях специфики режима, гигиенические условия, нагрузка на центральную нервную систему, физический компонент и тому подобное. Однако и такая далеко не полная Профессиографическая оценка позволяет заметить разницу в степени воздействия на организм человека комплекса факторов, характеризующих условия труда, то есть степень тяжести и напряженности труда, параметры производственной среды. Кроме указанных выше факторов большое влияние на производительность труда вне зависимости от вида профессии оказывает трудовую среду. Трудовое среда - это целостность материальных факторов процесса труда и общественных отношений, возникающих между участниками труда.

Эффективность труда человека в значительной степени определяется функциональным состоянием организма. С изменением функций исполнительных систем меняется уровень активности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, обеспечивающие работу первых. Изучение работоспособности за функциональным состоянием работающего повязкам связано с разв вязания ряда задач, вытекающих из специфики производственного процесса. Прежде всего необходимо определить, какие функции и на каких этапах работы берут на себя основную нагрузку. Это определяет выбор физиологических показателей. В каждом конкретном случае производится с учетом оценки состояния сначала тех систем организма, которые наиболее важны для обеспечения конкретной профессиональной деятельности.

Динамика работоспособности и развитие усталости при физической и умственной работы принципиально не различаются. Однако при усталости, повязанная с умственной деятельностью, наиболее выраженные функциональные изменения наблюдаются в центральной нервной системе. Поэтому для оценки функционального состояния человека, занятого преимущественно умственным трудом,

могут быть использованы данные, характеризующие скорость двигательных реакций, поверхностную чувствительность кожи, пороги слуховой и вибрационной чувствительности, точность координации движений, показатели функционального состояния зрительного анализатора, психофизиологические показатели (корректурные пробы, тесты на внимание, память), а также показатели функционального состояния кровообращения, дыхания и др. Динамику работоспособности человека в течение суток можно отразить кривой нормальной работоспособности в течение суток (рис. 16.1).

При оценке степени физического труда могут быть использованы показатели состояния нервной мышечной системы (сила, выносливость отдельных м мышечных групп), показатели гемодинамики, дыхания, времени условно-двигательных реакций. Разделение показателей оценки функционального состояния при умственной и физической работе является относительным. При любой разновидности работы могут быть использованы электроэнцефалография, электрокардиография, реонцефалография, электромиография, сложные биохимические методы. В процессе диагностики усталости функционального состояния человека используются различные тесты и пробы.

Субмаксимальные тесты при нагрузках. Исследования показывают, что наиболее ценную информацию о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы дает учет изменений основных гемодинамических параметров не у восстановительный период, а непосредственно во время выполнения дозированных нагрузок.

Определение физической работоспособности (ФПО) при нагрузочных тестах и при выполнении профессиональных обязанностей имеет большое значение для оценки функционального состояния сердечное и сосудистой и дыхательной системы. В практике часто пользуются показателям не максимальной работы, а работы при частоте сердечных сокращений 170 в 1 мин. (ФПЗ170). В этом тесте поэтапно увеличивается нагрузка до достижения частоты сердечных сокращений 170 в 1 мин. Такой уровень нагрузки (кгм / мин.) И является показателем ФПЗ170.

Тест со ступеньками является наиболее физиологичным и доступным для лиц любого возраста и трудоспособности. Используют стандартную двойную строчку (рис. 16.2). На верхней ступеньке человек должен стоять выпрямившись ставить обе п "палатки на пол после каждого

Для определения субмаксимальной уровня нагрузки при тесте со ступеньками можно использовать табл. 16.1, в которой указано количество подъемов на двойную строчку за 1 мин. в течение 4 мин. и соответствующей 75% максимального потребления кислорода для лиц средней физической способности разного пола, массы и возраста.

Понятно, что к этому уровню нагрузки надо подойти постепенно. В табл. 16.1. над каждым столбиком в скобках указаны частота сокращений сердца (ЧСС) (почт / мин.), которая соответствует средней физической способности женщин и мужчин данной возрастной группы. Если частота пульса при указанном для него нагрузке будет отличаться меньше, чем на 10 в 1 мин. приведенной в скобках значения, то физическое состояние человека можно считать удовлетворительным. Если частота пульса ниже приведенной в скобках на 10 больше, то физическая способность человека выше средней, а если частота пульса на 10 в 1 мин. и более выше, чем указанная в скобках, то физическая способность низкая.

Таблица 16.1

Субмаксимальные нагрузки при степ-тесте и их оценка лиц разного возраста, пола и массы

Масса, кг

Возраст, годы

20-29 30-39 40-49 50-59

Женщины (подъем за 1 мин.)

81 и больше

Мужчины (подъем за 1 мин.)

91 и больше

ИV. Технология и техника выполнения экспериментов

1. Оценка сердечно-сосудистой? система. Простой тест Руфье-Дикси-на: ((Р1 + Р2 + Р3) - 200) / 10, где Р1 - пульс в покое; Р2 - пульс после 20 приседаний; Р3 - пульс после минуты отдыха. Результат: 1-3 - очень хороший показатель, 3-6 - хорошее.

Ваш результат: _

2. Ортостатическая проба. Человек лежит на кушетке 5 мин. затем фиксируется частота сокращений сердца. После этого она встает и ЧСС вновь подсчитывается. В норме при переходе из состояния лежа в положение стоя ЧСС увеличивается на 10-12 почт. / Мин. Увеличение ЧСС до 20 почт. / Мин. свидетельствует удовлетворительную реакцию, а более 20 почт. / мин. - Неудовлетворительную, то есть недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы.

Ваш результат: _

3. Клиностатична проба - переход из состояния стоя в состояние лежа. В норме уменьшение ЧСС составляет 6-10 почт. / Мин.

Ваш результат: _

4. Проба с 20 приседаниями (проба Мартине). Подсчитывается ЧСС в покое. После 20 глубоких приседаний (ноги врозь, руки вытянуты вперед) в течение 30 сек. определяют процент учащения пульса от исходного уровня. Оценка работы: при учащении пульса на 25% состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее, на 50-75% - удовлетворительное, более 75% - неудовлетворительное.

С помощью тонометра, который изображен на рис. 16.3 измерьте артериальное давление до и после пробы. При здоровой реакции на физическую нагрузку систолическое (верхнее) давление растет 25-30 мм, а диастем-лично (нижний) или остается на прежнем уровне, либо незначительно (на 5-10 мм) снижается.

Ваш результат: _

5. Коэффициент выносливости определяем по формуле Кваса. Тест характеризует функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и является интегральной величиной, которая объединяет ЧСС, систолическое и диастолическое давление: КВ = ЧСС o 10 / Тпульс.

В норме КВ составляет 16. Увеличение его свидетельствует об ослаблении деятельности сердечно-сосудистой системы, уменьшение - об усилении.

Ваш результат: _

6. Тест на восстановление. Во время второй мировой войны для определения пригодности военных ввели в практику Гарвардский степ-тест. Он предусматривает подъем на ступеньку высотой 50 см со скоростью ЗО подъемов за минуту до наступления истощения, но не более 5 минут. Только 1/3 здоровых молодых ребят могли выдержать такую нагрузку. Оценка теста упрощена, а именно в счет ЧСС на 1-й минуте восстановительного периода. При такой оценке "Индекс годности" определяется по формуле: Индекс степ-теста = ЮОтДЗ ^ гь), где с - время, которое мог выдерживать рекрут во время теста, сек.; // - Частота пульса на первой минуте восстановительного периода.

Оценка результатов Гарвардского степ-теста

7. Определите свою работоспособность с помощью теста со ступеньками. Выполнена в единицу времени работа при степ-тесте может быть достаточно точно определена на основе массы тела пациента, высоты ступеньки и количества восхождений по настоящее время: XV = т o ее o й o 1,33, где ¥ - нагрузка, кгм / мин. ; т - масса тела, кг; ее - высота ступеньки, м; 1 - количество подъемов в 1 мин.; 1,33 - поправочный коэффициент, учитывающий физические затраты на спуск, со ступенек, которые составляют 1/3 затраты для подъема.