Меню
Бесплатно
Главная  /  Орз  /  Лечебная помощь. Медицинская помощь, определение понятия. Техника наложения кровоостанавливающего жгута

Лечебная помощь. Медицинская помощь, определение понятия. Техника наложения кровоостанавливающего жгута

Статья работника здравоохранения, из которой мы узнаем, какие бывают системы финансирования здравоохранения, чтобы каждый из нас мог лечиться бесплатно. Мы посмотрим на особенности страховой системы финансирования, характерной для нашей страны, а также сравним её с другими.

Попадая в самые обычные российские заведения

бесплатного образования и медицины, помни –

ты вступаешь в самые запутанные

платёжные отношения в мире!

Стас Янковский.

Как лечиться бесплатно?

Согласно Конституции РФ (глава 2, статья 41, пункт 1): «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений ».

Основной закон государства говорит, что мы лечимся бесплатно, но за чей-то счет. Откуда берутся деньги на бесплатную медицину?

Все системы финансирования здравоохранения (т.е. снабжения здравоохранения деньгами для оказания бесплатной помощи) делятся на 3 основных вида:

  1. государственное (бюджетное) финансирование (Великобритания, Франция, Италия, Австралия и др.);
  2. частная система финансирования (США, ЮАР);
  3. страховая система финансирования (большинство стран: Россия, Германия, Япония и др.).

Каждая система финансирования имеет как достоинства, так и недостатки, поэтому нельзя сказать, какая из них универсальная и самая правильная.

Государственная система финансирования здравоохранения

Удобнее будет рассматривать эту систему на примере Франции. Деньги на медицинское страхование поступают из налогов на доходы всех видов и уровней, например, такими, как: налоги на прибыль, налоги на добавленную стоимость (НДС), подоходный налог (НДФЛ) и др. Деньги поступают в государственный бюджет, а затем происходит их распределение по всем отраслям (и на здравоохранение в том числе). Реформы в здравоохранении Франции финансируются за счет целевых налоговых поступлений. Такие налоги устанавливаются на определенные виды товаров (чаще всего это алкоголь и табак). На здравоохранение направляется установленная часть от суммы этих налогов. Кроме того, более 80% населения Франции имеют дополнительные страховки, которые им предлагают работодатели. Группа людей с наименьшими доходами получают бесплатную помощь, которая полностью покрывается налогами. Более того, полностью компенсируются и затраты на лечение хронических продолжительных заболеваний. Словом, здравоохранение во Франции недостатка в средствах не испытывает.

Основные черты государственной системы финансирования здравоохранения:

  1. источник денег – государственные налоги;
  2. структуры, в которых находятся денежные ресурсы – бюджеты различного уровня;
  3. возмещение всех расходов учреждения, а не оплата отдельных медицинских услуг;
  4. медицинские учреждения подчиняются государственным правилам;
  5. экономичное использование ресурсов;
  6. контроль за качеством оказываемой медицинской помощи со стороны государства.

Эта система обеспечивает высокую степень социальной защищенности граждан, так как дает гарантии на предоставление бесплатной медицинской помощи и проводит строгий государственный контроль за оказанием медицинской помощи.

Кстати, ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) признала Французскую систему здравоохранения самой лучшей в мире по части оказания медицинской помощи.

Французы могут беспрепятственно пользоваться как рутинными терапевтическими процедурами, так и новейшими методами лечения. А очереди на оказание хирургических вмешательств французам вообще не известны. И как результат: достаточно высокий уровень здоровья нации в целом и ежегодное увеличение показателя средней продолжительности предстоящей жизни населения более чем на 3 месяца!

Пожалуй, главное преимущество Французского здравоохранения состоит в тесном продуктивном сотрудничестве между государственными и частными медицинскими организациями, что и позволяет избежать очередей на получение медицинской помощи. Частные медицинские организации во Франции выполняют 50% хирургической работы и лечат 60% случаев злокачественных новообразований.

Для сравнения: во многих странах Евросоюза (и, к сожалению, в России) онкологическая помощь – прерогатива государственных медицинских учреждений. А частные медицинские центры если и оказывают хирургическую помощь населению, то, в основном, по поводу легких и сравнительно неопасных заболеваний, оставляя тяжелые и запущенные случаи болезней на государственные медицинские учреждения.

Частная система финансирования здравоохранения

Такая система характерна для США. В этой системе основой является добровольное (частное) медицинское страхование и прямая оплата медицинской помощи непосредственно потребителями (платная медицина).

Основные признаки частной системы финансирования здравоохранения:

  1. источник средств – личные деньги людей;
  2. коммерческий статус (ориентация на извлечение прибыли) страховых, медицинских и других организаций, в которые стекаются деньги на предоставление медицинской помощи;
  3. большой выбор врачей и медицинских учреждений (что формирует здоровую конкуренцию), и как следствие, очень высокое качество оказываемых лечебных мероприятий, а также отсутствие очередей;
  4. свободное (нерегулируемое государством) ценообразование на медицинские услуги;
  5. недостаточность медицинской помощи из-за ее высокой стоимости для населения со сравнительно низким доходом;
  6. нет регулирования и контроля качества медицинских процедур со стороны государства.

Страховая система финансирования

В настоящее время имеется в большинстве стран, и в России в том числе. Когда в 1991-1992 гг. был принят закон «О медицинском страховании», наше государство планировало дополнительный источник финансирования (до 1991 года было государственное финансирование). Переход на полностью страховое финансирование осуществлялся долго, он завершился только к 2011 году.

Система, основанная на социальном страховании, считается наиболее приближенной к модели совершенной системы охраны здоровья населения, т.к. от государственногом и частного здравоохранения она взяла положительные черты:

  1. почти полный охват населения медицинским страхованием, существование гарантий на оказание бесплатной помощи;
  2. возможность свободного выбора населением страховых организаций;
  3. функция финансирования и оказания медицинских услуг разделена соответствующими организациями, обеспечивается высокий, гарантированный государством уровень качества медицинской помощи;
  4. наличие двух основных источников денежных средств: средства бюджетов и обязательные взносы на страхование.

Денежные средства на оплату медицинской помощи в страховой системе финансирования поступают из трех источников:

  1. средства федерального бюджета;
  2. средства бюджета субъектов РФ (область, край, округ и другие).
  3. средства по программе ОМС.

За счет средств федерального бюджета оплачиваются (на 2014 год):

  1. скорая помощь, первичная медико-санитарная, специализированная, высокотехнологичная помощь, медицинская эвакуация, которые оказываются федеральными медицинскими организациями;
  2. лечение граждан РФ за пределами территории РФ, направленных в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;
  3. санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан;
  4. обеспечение лекарственными препаратами для лечения злокачественных новообразований лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше, рассеянного склероза, а также после трансплантации органов и (или) тканей.

За счет средств субъекта Российской Федерации оплачиваются (на 2014 год):

  1. медицинская помощь незастрахованным лицам (людям без определенного места жительства);
  2. лечение ЗППП (заболеваний, передаваемые половым путем), туберкулеза, ВИЧ-инфекции и СПИДа, психических расстройств;
  3. паллиативная медицинская помощь неизлечимым больным;
  4. лечение угрожающих жизни и хронических прогрессирующих редко встречающихся заболеваний, приводящих к уменьшению продолжительности жизни человека или его инвалидности;
  5. лекарства, отпускаемые бесплатно и с 50-процентной скидкой определенным группам населения;
  6. другие виды медицинской помощи, за исключением тех, что оказываются за счет средств обязательного медицинского страхования (подробнее об этом в Постановлении Правительства РФ от 18 октября 2013 года №932 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»).

Все остальное, не перечисленное в этих пунктах, обеспечивается за счет средств системы обязательного медицинского страхования (ОМС) , которая является, по существу, самым основным и важным источником финансирования медицинской помощи, потому что средствами ОМС оплачивается 70% медицинской помощи. В федеральном законе от 29 ноября 2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» ОМС определяется как «вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС…».

Другими словами, система ОМС – форма социальной защиты интересов населения по вопросам охраны здоровья.

Цель медицинского страхования – гарантировать людям при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных денежных средств, а также финансирование профилактических мероприятий. Страховой случай – это событие, по поводу которого человеку требуется помощь врача. Это может быть заболевание или травма (а также мероприятие по профилактике возникновения заболевания). При наступлении страхового случая застрахованному лицу предоставляется требуемая необходимая помощь. Т.е. медицинское страхование обеспечивает сохранение здоровья.

Еще одним важным принципом системы ОМС является «обязательность уплаты страховых взносов [обязательных платежей] <…> в размерах, установленных федеральными законами».

Кто является застрахованными лицами

ФЗ №326 указывает, кто является застрахованными лицами: «застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, лица без гражданства <…>: Обязательные платежи вносят все застрахованные лица. За работающее население страховые взносы уплачивает работодатель (поэтому так важно устраиваться на работу «официально», и иметь добросовестного начальника), за неработающее – местный бюджет, при условии, что безработный стоит на учете в центре занятости.

  1. работающие по трудовому договору <…>;
  2. самостоятельно обеспечивающие себя работой (ИП) <…>;
  3. являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  4. являющиеся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока <…>;
  5. неработающие граждане:
    1. дети со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет;
    2. неработающие пенсионеры <…>;
    3. граждане, обучающиеся по очной форме обучения <…>;
    4. безработные граждане, зарегистрированные в соответствии с законодательством о занятости;
    5. один из родителей или опекун, занятые уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;
    6. трудоспособные граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами, инвалидами <…>;
    7. иные не работающие по трудовому договору <…>».

Страховые взносы уплачиваются регулярно, формируется «обезличенный» денежный фонд, средства из которого затрачиваются на предоставление необходимой медицинской помощи в должном объеме всем застрахованным лицам.

Некоторые права застрахованных лиц (в соответствии с ФЗ №326).

1. Право на получение необходимой медицинской помощи на всей территории РФ бесплатно в объеме, который установлен базовой программой ОМС , либо на территории субъекта РФ, в котором выдан полис ОМС, в объеме, установленном территориальной программой ОМС .

Это означает, что человек, имеющий полис ОМС, в любом уголке России может получить бесплатную медицинскую помощь при наступлении страхового случая по базовой программе.

Базовая программа ОМС определяет вид и объем медицинской помощи для всех застрахованных граждан РФ в любой части страны при наличии медицинского полиса . В рамках этой программы помощь оказывают при возникновении разных состояний и болезней (полный список можно найти в ФЗ от 29 ноября 2010 года №326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», глава 7, статья 35, пункт 6). Базовая программа едина, она действует на территории всей страны одинаково.

Кроме базовой программы в каждом субъекте РФ (край, область, округ и др.) создаются их собственные территориальные программы ОМС, которые определяют вид и объем помощи в конкретном субъекте. Получить помощь по территориальной программе гражданин может при наличии у него полиса ОМС, выданного на территории этого субъекта. Территориальные программы составляются в соответствии с требованиями, установленными базовой программой, но все стороны оказания медицинской помощи определяются с учетом структуры заболеваемости в конкретном субъекте. Поэтому территориальные программы могут отличаться, тогда как базовая едина.

2. Право на выбор (и замену) страховой медицинской организации по собственному усмотрению и предпочтениям.

Нужно помнить о необходимости уведомлять страховую организацию о смене фамилии, имени, отчества, других данных паспорта, места жительства, причем это нужно сделать в течение 1 месяца со дня изменений.

3. Право на выбор врача.

Полный и подробный список прав застрахованных лиц можно найти в ФЗ №326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (глава 4, статья 16).

При наступлении страхового случая необходимо обратиться медицинское учреждение. Государственные медицинские организации (поликлиники, больницы) работают в сфере ОМС и оказывают бесплатную медицинскую помощь. Что касается частных (коммерческих) центров, то они хоть и переходят на работу в системе ОМС, но среди них это пока не широко распространено.

Полис ОМС для бесплатного лечения

Обращаясь за медицинской помощью, гражданин обязан иметь при себе полис ОМС. Однако, если это случай, требующий экстренной медицинской помощи (вызов «скорой помощи»), то полис не обязателен (хотя желателен). «Полис ОМС – документ, удостоверяющий право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории РФ в объеме, предусмотренном базовой программой ОМС» (ФЗ №326). Все стороны оказания медицинской помощи строго регламентированы. Основы оказания медицинской помощи описаны в Стандартах медицинской помощи, которые составляются на международных рекомендациях медицинскими ассоциациями. Стандарты содержат сведения о лечении и профилактике заболеваний и синдромов. К примеру, Стандарт от 13 мая 2013 года «Об утверждении стандарта специализированной помощи детям при скарлатине легкой степени тяжести» или Стандарт от 22 апреля 2013 года «Об утверждении стандарта скорой медицинской помощи при шоке» и другие. Все стандарты можно найти на сайте www.rosminzdrav.ru/documents . В стандартах утвержден минимальный достаточный объем помощи – помощи с минимальными затратами и с максимальной необходимостью.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, что ни в одной стране не существует какой-то одной системы финансирования в чистом виде, они, как правило, комбинируются между собой, а название дается по доминирующему источнику денег для здравоохранения. Также надо отметить, что система ОМС сформировалась на взносы работающего населения, но потребителями чаще являются отдельные категории граждан: дети раннего возраста, пожилые люди. Поэтому уже давно замечено, что система ОМС работает по принципу «здоровый человек платит за больного, богатый – за бедного, молодой – за старого». Важно знать, что, уплачивая обязательные ежемесячные взносы на обязательное медицинское страхование, вы имеете право (при наличии полиса ОМС) на бесплатное получение медицинской помощи не только на территории того субъекта РФ, в котором выдан полис, но и в любом уголке нашей страны.

Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) – это медицинская помощь с применением высоких медицинских технологий для лечения сложных заболеваний. В рамках ВМП могут применяться методы лечения, использующие клеточные технологии, роботизированную технику, информационные технологии и методы генной инженерии. Получить бесплатную высокотехнологичную медпомощь имеют право все граждане Российской Федерации. Главное условие для ее получения – медицинские показания.

В каких сферах медицины применяется высокотехнологичная помощь

Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) – это медицинская помощь с применением высоких медицинских технологий для лечения сложных заболеваний. Высокотехнологичная медицинская помощь может быть оказана по ряду профилей, а именно:

  • абдоминальная хирургия (лечение органов брюшной полости);
  • акушерство и гинекология;
  • гастроэнтерология;
  • гематология;
  • дерматовенерология;
  • комбустиология (лечение тяжелых ожоговых поражений);
  • нейрохирургия;
  • онкология;
  • оториноларингология;
  • офтальмология;
  • педиатрия;
  • ревматология;
  • сердечно-сосудистая хирургия;
  • торакальная хирургия (хирургия органов грудной клетки);
  • травматология и ортопедия;
  • трансплантация органов и тканей;
  • урология;
  • челюстно-лицевая хирургия;
  • эндокринология;
  • неонатология;
  • детская хирургия в период новорожденности

Как получить Высокотехнологичную медицинскую помощь?

Получите направление лечащего врача

Медицинские показания к оказанию ВМП определяет лечащий врач медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение. Если есть показания, врач оформляет направление на госпитализацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Направление должно быть оформлено на бланке направляющей организации.

Требования к направлению:

  • написано разборчиво от руки или в печатном виде;
  • заверено личной подписью и печатью лечащего врача;
  • заверено личной подписью руководителя медицинской организации (например, главврача поликлиники) или уполномоченного лица;
  • заверено печатью направляющей медицинской организации.

В направлении должны быть указаны следующие сведения:

  • ФИО пациента, дата его рождения, адрес регистрации по месту жительства (пребывания);
  • номер полиса ОМС и название страховой медицинской организации (при наличии);
  • номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (при наличии);
  • код диагноза основного заболевания по МКБ-10;
  • профиль, группа, наименование вида высокотехнологичной медпомощи, необходимой пациенту;
  • наименование медицинской организации, в которую направляется пациент;
  • ФИО и должность лечащего врача, контактный телефон (при наличии), электронный адрес (при наличии).

Соберите пакет документов

К направлению на госпитализацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи нужно приложить пакет документов:

  • выписку из медицинской документации, заверенную личной подписью лечащего врача, личной подписью руководителя (уполномоченного лица) направляющей медицинской организации; в выписке также должен быть указан диагноз заболевания (состояния), код диагноза по МКБ-10, сведения о состоянии здоровья пациента, результаты лабораторных, инструментальных и других видов исследований, подтверждающих установленный диагноз и необходимость оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
  • копию паспорта пациента с отметкой о постоянной регистрации в городе Москве;
  • для детей до 14 лет – копию свидетельства о рождении;
  • копию полиса ОМС;
  • копию СНИЛС (при наличии);
  • если пациент несовершеннолетний – копию паспорта законного представителя ребенка;
  • согласие на обработку персональных данных пациента и (или) его законного представителя.

Отправьте направление и пакет документов

Существует перечень видов высокотехнологичной медпомощи, которые включены в базовую программу обязательного медицинского страхования. Ваши дальнейшие действия зависят от того, включен ли вид необходимой пациенту медпомощи в перечень ОМС.

Посмотреть перечень видов медпомощи по ОМС можно в Постановлении Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

Медицинская помощь - это помощь, оказываемая населению при заболеваниях, а также в целях предупреждения заболеваний путем проведения соответствующих профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Особенностью медпомощи в СССР является сочетание лечения и профилактики, вследствие чего этот вид помощи носит название лечебно-профилактической. Такое же название имеют и учреждения, оказывающие населению медпомощь. К учреждениям лечебно-профилактической помощи относятся больницы, поликлиники, диспансеры, консультации, родильные дома, фельдшерско-акушерские пункты и др. Санитарно-гигиеническую и противоэпидемическую помощь населению оказывает сеть .

Медицинская помощь населению строится по территориально-участковому принципу, по которому территория, обслуживаемая лечебно-профилактическим учреждением, делится на врачебные участки (см. Врачебный участок). Ведущим методом работы лечебно-профилактических учреждений, оказывающих населению медицинскую помощь, является диспансерный метод.

В системе организации квалифицированной бесплатной общедоступной медицинской помощи, основанной на принципах советского здравоохранения (см.), различают: лечебно-профилактическую помощь городскому населению, включая медицинскую помощь, оказываемую в медсанчастях и на здравпунктах; медицинскую помощь сельскому населению; медицинскую помощь детям; акушерско-гинекологическую помощь и др.

Медицинская помощь каждого из указанных выше видов по своему характеру может быть амбулаторной (включая ) и стационарной.

Амбулаторную медицинскую помощь оказывают городские амбулатории (см.), (см.), медико-санитарные части (см.), здравпункты (см.), диспансер (см.), консультации (см.), сельские участковые амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты (см.) и др.

Медицинская помощь на дому оказывается этими же учреждениями, за исключением медсанчастей, промышленных предприятий, которые, как правило, на дому помощи не оказывают.

Стационарная медицинская помощь оказывается в общих и специализированных больницах, родильных домах, стационарах медсанчастей, диспансеров, научно-исследовательских мединститутов, клиниках мединститутов.

В числе организационных форм медицинской помощи следует выделить также , скорую и неотложную медицинскую помощь (см.) и санаторно-курортную помощь (см. Курорты). Неотложная медицинская помощь должна оказываться любым лечебно-профилактическим учреждением независимо от ведомственной принадлежности.

Медицинская помощь в СССР оказывается только людьми, имеющими специальное медицинское образование. Медработник, занимающийся практической лечебной деятельностью, в случаях, требующих скорой и неотложной помощи, обязан оказывать ее.

В некоторых случаях лицам, не имеющим специального медицинского образования, но подготовленным в кружках или на краткосрочных курсах по специальной программе правилам оказания , разрешается оказание первой медицинской помощи (см. Доврачебная помощь). См. также Больница, .

Медицинская помощь имеет несколько организационных форм: скорая помощь, неотложная помощь, амбулаторная, помощь на дому, стационарная и санаторно-курортная.

Оказание медицинской помощи, как правило, осуществляется только медицинскими работниками.

Правом медицинской работы в пределах своей специальности пользуются в СССР лица, имеющие звание врача, зубного врача, фельдшера (фельдшерицы), акушерки и медицинской сестры.

Занятие лиц, не имеющих медицинского образования, врачеванием преследуется по закону (ст. 221 УК РСФСР). В некоторых случаях лицам, но имеющим специального медицинского образования, но подготовленным в кружках и на краткосрочных курсах самопомощи и взаимопомощи, разрешается оказание первой медицинской помощи.

Курсы и кружки организуются обществами Красного Креста, Красного Полумесяца (см.).

Из получивших такую подготовку членов общества организуются санитарные посты при учреждениях, промышленных предприятиях, в школах, колхозах и ЖЭКах.

Скорая и неотложная медицинскую помощь оказывается при необходимости всеми лечебно-профилактическими учреждениями. Мед. работник, занимающийся практической лечебной деятельностью, в случаях, требующих скорой и неотложной медицинской помощи, обязан оказывать ее.

Амбулаторная медпомощь оказывается в городских поликлиниках и амбулаториях, в специальных диспансерах, в женских и детских консультациях, в сельских участковых амбулаториях, в курортных и стоматологических поликлиниках, на фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, на здравпунктах и в медико-санитарных частях промышленных предприятии.

Медицинская помощь на дому оказывается городскими поликлиниками, специальными диспансерами, женскими и детскими консультациями, сельскими участковыми амбулаториями и больницами и фельдшерско-акушерскими пунктами.

Стационарная медицинская помощь оказывается в больницах общего и специального типа, стационарных отделениях диспансеров и научно-исследовательских институтов, клиниках медицинских институтов, родильных домах. Стационарная помощь является наиболее квалифицированным видом медицинской помощи. Ее оказывают обычно больным, амбулаторное лечение которых малоэффективно.

Основной особенностью организации медицинской помощи в СССР является тесное сочетание в ней лечебных и профилактических начал. Широкое развитие медицинской помощи оказывает положительное влияние на повышение уровня здоровья населения и продолжительность жизни.

См. также Первая помощь, Скорая и неотложная помощь.

Содержание

В повседневной жизни: на производстве, в быту, во время отдыха на природе случаются непредвиденные ситуации и происходит травмирование. В таких ситуациях важно не растеряться окружающим и помочь пострадавшему. В каком порядке предоставляется неотложная первая медицинская помощь (ПМП), должны знать все, потому что от знаний и навыков может зависеть жизнь человека.

Что такое первая медицинская помощь

Комплекс неотложных мер по ПМП направлен на спасение жизни и облегчение состояния пострадавшего при несчастных случаях или внезапных заболеваниях. Такие мероприятия осуществляются на месте происшествия пострадавшим или окружающими лицами. От качества своевременного оказания экстренной помощи сильно зависит дальнейшее состояние потерпевшего.

Для спасения пострадавшего используется аптечка, которая должна быть на производстве, в учебных заведениях, в автомобилях. В случае ее отсутствия применяются подручные материалы. Индивидуальная аптечка включает табельные средства:

  1. Материалы для оказания помощи: артериальный жгут, бинт, вата, шины для иммобилизации конечностей.
  2. Лекарственные препараты: антисептические средства, валидол, нашатырный спирт, сода в таблетках, вазелин и другие.

Виды первой помощи

В зависимости от вида квалификации медицинского персонала, места проведения неотложных медицинских мероприятий производится классификация помощи потерпевшему:

  1. Первая помощь. Оказывают на месте происшествия до прибытия скорой помощи неквалифицированные работники.
  2. Первая доврачебная помощь. Предоставляется медицинским работником (медсестрой, фельдшером) на месте происшествия, в фельдшерско-акушерском пункте, в машине скорой помощи.
  3. Первая врачебная помощь. Оказывают врачи необходимыми инструментами в машине скорой помощи, приемном отделении, в пунктах неотложной помощи.
  4. Квалифицированная медицинская помощь. Осуществляется в условиях стационара медицинского учреждения.
  5. Специализированная медицинская помощь. Оказывают врачи комплекс медицинских мероприятий в специализированных лечебных учреждениях.

Правила оказания первой медицинской помощи

Что необходимо знать оказывающему первую помощь пострадавшему? При несчастных случаях важно окружающим не растеряться, быстро и слаженно провести необходимые мероприятия. Для этого один человек должен выдавать команды или выполнять все действия самостоятельно. Алгоритм оказания первой помощи зависит от вида повреждения, но существуют общие правила поведения. Спасателю нужно:

  1. Убедиться в том, что ему не угрожает опасность и приступить к выполнению необходимых мероприятий.
  2. Выполнять все действия осторожно, чтобы не ухудшить состояние больного.
  3. Оценить обстановку вокруг пострадавшего, если ему не угрожает опасность – не трогать до осмотра специалистом. При наличии угрозы необходимо удалить из очага поражения.
  4. Вызвать скорую.
  5. Проверить наличие у потерпевшего пульса, дыхания, реакции зрачков.
  6. Произвести мероприятия для восстановления и поддержания жизненных функций до приезда специалиста.
  7. Обеспечить защиту потерпевшего от холода, дождя.

Способы оказания помощи

Выбор необходимых мер зависит от состояния потерпевшего и вида поражения. Для восстановления жизненных функций существует комплекс реанимационных мероприятий:

  1. Искусственное дыхание. Производится при внезапной остановке дыхания. Перед проведением необходимо очистить полость рта и носа от слизи, крови, попавших предметов, наложить марлевую повязку или кусок ткани на рот пострадавшему (для предупреждения попадания инфекции) и запрокинуть его голову. После зажатия большим и указательным пальцами носа больного производят быстрые выдохи рот в рот. О правильном проведении искусственного дыхания свидетельствует движение груди пострадавшего.
  2. Непрямой массаж сердца. Делается при отсутствии пульса. Необходимо уложить пострадавшего на твердую ровную поверхность. Основание ладони одной руки спасателя кладут чуть выше самой узкой части грудины потерпевшего и прикрывают ее другой рукой, пальцы приподымают и делают быстрые толчковые надавливания на грудную клетку. Массаж сердца совмещают с искусственным дыханием – два выдоха рот в рот чередуют с 15 надавливаниями.
  3. Наложение жгута. Производится для остановки наружных кровотечений при ранениях, которые сопровождаются повреждениями сосудов. Жгут налагают на конечность выше раны, под него помещаю мягкую повязку. При отсутствии табельного средства остановить артериальное кровотечение можно с помощью галстука, платка. Обязательно нужно записать время наложения жгута и прикрепить к одежде потерпевшего.

Этапы

После происшествия оказание первой медицинской помощи включает следующие этапы:

  1. Ликвидация источника поражения (отключение электричества, разбор завала) и эвакуация потерпевшего из опасной зоны. Оказывают окружающие лица.
  2. Проведение мероприятий по восстановлению жизненных функций пострадавшего или больного. Совершать искусственное дыхание, остановку кровотечения, массаж сердца могут лица, имеющие необходимые навыки.
  3. Транспортировка пострадавшего. Преимущественно осуществляется машиной скорой помощи в присутствии медицинского работника. Он должен обеспечить правильное положение пациента на носилках и в пути, предупредить возникновение осложнений.

Как оказать первую медицинскую помощь

Во время оказания доврачебной помощи важно соблюдать последовательность действий. Следует помнить:

  1. Оказание первой помощи пострадавшим нужно начинать с реанимационных мероприятий – искусственного дыхания и массажа сердца.
  2. При наличии признаков отравления вызывают рвоту большим объемом воды и дают принять активированный уголь.
  3. При обмороке дают понюхать потерпевшему нашатырный спирт.
  4. При обширных повреждениях, ожогах нужно дать принять анальгетик для предупреждения шока.

При переломах

Бывают случаи, когда переломы сопровождаются ранениями, повреждением артерий. При оказании ПМП пострадавшему нужно соблюдать такую последовательность действий:

  • остановить кровотечение с помощью наложения жгута;
  • дезинфицировать и перевязать рану стерильным бинтом;
  • иммобилизировать поврежденную конечность шиной или подручным материалом.

При вывихах и растяжениях

При наличии растяжения или повреждения тканей (связок) наблюдается: отечность сустава, боль, кровоизлияние. Потерпевшему необходимо:

  • зафиксировать поврежденную область наложением повязки с помощью бинта или подручных материалов;
  • приложить холод на больное место.

При вывихе происходит смещение костей и наблюдается: боль, деформация сустава, ограничение двигательных функций. Больному проводят иммобилизацию конечности:

  1. При вывихе плечевого или локтевого сустава руку подвешивают на косынке или прибинтовывают к туловищу.
  2. На нижнюю конечность проводят наложение шины.

При ожогах

Различают лучевые, термические, химические, электрические ожоги. Перед обработкой повреждения пораженный участок нужно:

  • освободить от одежды;
  • прилипшую ткань обрезать, но не отрывать.

При поражении химическими веществами вначале с поврежденной поверхности смывают водой остаток химиката, а потом нейтрализуют: кислоту – пищевой содой, щелочь – уксусной кислотой. После нейтрализации химических веществ или при термическом ожоге накладывают стерильную повязку с помощью перевязочного медицинского пакета после проведения мероприятий:

  • дезинфекции поражения спиртом;
  • орошения участка холодной водой.

При закупорке дыхательных путей

При попадании сторонних предметов в трахею человек начинает задыхаться, кашлять, синеть. В такой ситуации нужно:

  1. Стать сзади пострадавшего, обхватить его руками на уровне середины живота и резко согнуть конечности. Повторять действия необходимо до возобновления нормального дыхания.
  2. В случае обморока нужно положить потерпевшего на спину, сесть ему на бедра и надавить на нижние реберные дуги.
  3. Ребенка необходимо положить на живот и осторожно похлопать между лопатками.

При сердечном приступе

Определить сердечный приступ можно по наличию симптомов: давящей (жгущей) боли в левой части грудной клетки или одышки, слабости и потливости. В таких случаях порядок действий заключается в следующем:

  • вызывают врача;
  • открывают окно;
  • укладывают больного в постель и приподнимают ему голову;
  • дают разжевать ацетилсалициловую кислоту и под язык – нитроглицерин.

При инсульте

О наступлении инсульта свидетельствуют: головная боль, нарушение речи и зрения, потеря равновесия, кривая улыбка. При обнаружении таких симптомов нужно оказать пострадавшему ПМП в следующей последовательности:

  • вызвать врача;
  • успокоить больного;
  • придать ему полулежачее положение;
  • при наличии рвоты повернуть голову набок.
  • ослабить одежду;
  • обеспечить приток свежего воздуха;

При тепловом ударе

Перегрев организма сопровождается: повышением температуры, покраснением кожи, головной болью, тошнотой, рвотой, учащением пульса. В такой ситуации первая помощь пострадавшим производится в следующем порядке:

  • переместить человека в тень или прохладное помещение;
  • ослабить давящую одежду;
  • положить холодные компрессы на разные части тела;
  • постоянно поить холодной водой.

При переохлаждении

О наступлении переохлаждения организма свидетельствуют такие признаки: посинение носогубного треугольника, бледность кожных покровов, озноб, сонливость, апатия, слабость. Больного необходимо постепенно согреть. Для этого нужно:

  • переодеть в сухую теплую одежду или укутать покрывалом, по возможности дать грелку;
  • дать горячий сладкий чай и теплую пищу.

При травме головы

Вследствие травмирования головы возможно сотрясение мозга (закрытая черепно-мозговая травма). У потерпевшего наблюдается головная боль, головокружение, тошнота, рвота, иногда потеря сознания, нарушение дыхания и сердечной деятельности. При переломе черепа может произойти повреждение мозга осколками костей. Признаком такого состояния является: истечение прозрачной жидкости из носа или уха, синяки под глазами. При травме головы действия должны быть следующими:

  1. Проверить пульс и дыхание и при их отсутствии провести реанимационные мероприятия.
  2. Обеспечить потерпевшему покой в положении лежа на спине, голова повернута набок.
  3. При наличии ран их необходимо дезинфицировать и осторожно перевязать.
  4. Транспортировать пострадавшего в лежачем положении.

Видео

Внимание! Информация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим! ЛЕЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ , одна из основных функций здравоохранения (см.), осуществляемая как з системе специальных учреждений [больница, амбулатория, поликлиника (см.) и т. д.], так и в системе комплексных [диспансер (см.), пункт здравоохранения на предприятии и т. д.]. Исторически организация Л. п. возникает на сравнительно высоком уравне развития хозяйственных форм. Для первобытного общества характерна изоляция больных, оставление без помощи. Сюда же относятся случаи оставления без помощи стариков и даже их убийство, случаи убийства грудных детей и т. д., т. е. освобождение коллектива от всякого, кто обременяет и без того скудный бюджет материальных ресурсов этого общества. С развитием общества формы изоляции и поводы изоляции отдельных членов коллектива меняются [изоляция менструирующей"женщины, рожениц, некоторых больных («нечистые», «одержимые»)]. Дальнейший эмпирический опыт показал, что изгнанием б-ных за пределы коллектива последний в ряде случаев ограждался от риска заболеваний других членов (инфекционные б-ни) или от опасных для коллектива в общественном отношении б-ных (душевнобольные). Общественные потребности, вытекавшие из данной хоз. формации, опираясь на эмпирически накопленный опыт, оформляют в дальнейшем ряд гиг. предписаний и наставлений в той или иной форме принуждения, к-рые возникают уже на ранних порах человеческой истории. Лечебная медицина и Л. п. как известные системы возникают гораздо позже, по мере того как уровень производительных " сил и развивающееся естествознание дают материал для соответствующего обобщения. Когда же общественные производительные силы развились настолько, что общественное обеспечение Л. п. коллектива в целом или отдельных его частей явилось необходимостью для данного способа производства, только тогда начинает возникать Л. п. как организационная форма здравоохранения. Характерным примером этого является организация больниц для рабов в древнем Риме. В агрономических заметках (146 год до нашей эры), относящихся к той эпохе, когда Рим уже вступил в новую эру захвата заморских владений и когда крупные имения, организовавшиеся в то время, экстенсивно эксплоатировали рабочую силу, в которой тогда не было недостатка, Катон писал: «Надо помнить, что когда ничего не делается в хозяйстве, расход на него все-таки идет. Надо пользоваться всякой возможностью сбережения: рабу, раз он заболел и неспособен к работе, следует уменьшить дневную порцию... Все непригодное для хозяйства надо продавать, в том числе состарившихся или болезненных рабов». Наоборот, у Барона, писавшего в начале 30-х гг. до нашей эры, отношение к сохранению здоровья рабов уже иное. Крупные хозяйства (латифундии) к тому времени стали широко распространяться и требовали все большего количества рабочих рук. Надобность в рабочей силе не могла уже покрываться завоеваниями новых земель и увеличением количества рабов. Поэтому у Барона, особенно благодаря низкой производительности труда того времени, мы наблюдаем своеобразные заботы о сохранении купленных рабов наряду с беспощадной, беспримерной эксплоатацией их. И так как с потерей рабской рабочей силы безвозвратно пропадал и затраченный на нее капитал, то о здоровьи невольника больше заботились, чем о судьбе вольнонаемных. Барон прямо дает совет ставить вольнонаемного рабочего вместо раба во всех тех случаях, где легко заболеть и умереть. Мы находим поэтому в древнем Риме этой эпохи заботы о здоровьи населения, вытекавшие из своеобразия общественнохозяйственной структуры того времени: заботы о здоровьи рабов с одной стороны и господствующей верхушки с другой, в то время как огромные массы экспроприированных и обезземеленных крестьян и мелких ремесленников предоставлялись собственной участи, гибели от болезней и эпидемий. К этому периоду относится и организация б-ниц для рабов. Еще ярче вырисовываются заботы о невольниках в трактате Колумеллы, написанном в 60-х гг. первого века нашей эры, в эпоху острого недостатка в рабской рабочей силе. Этот просвещенный хозяин уже выставляет ряд требований в отношении режима рабов, настаивает, чтобы они не имели недостатка в одежде и пище и чтобы другие их потребности были удовлетворены. Необходимой принадлежностью крупного латифундия является уже б-ца. Колумелла вносит также и элементы проф. отбора при распределении рабочей силы. В плантационных хозяйствах древнего мира Л. п. рабам с очевидностью вытекала из необходимости сохранения и обеспечения интересов соответств. способа производства. Последующие исторические эпохи не дают таких наглядных примеров непосредственной связи организации Л. п. с производством, и только в эпоху развернутого капитализма и на его ущербе организация Л. п. как необходимое звено мероприятий общественного здравоохранения вновь выступает достаточно отчетливо, но на новой основе и в более сложных связях и взаимодействиях. Одним из важнейших двигателей организации Л. п. рабочим в капиталистическом высоко технически организованном обществе являются противоречия, вытекающие из классовой борьбы и необходимость сохранения непрерывности производственного процесса. Больница средневековья и первого стадия капиталистического общества в промышленных странах выросла из необходимости изоляции заразных; она и являлась господствующей формой организации Л. п. того времени. Эпоха первоначального капиталистического накопления с массовой экспроприацией крестьян и безудержной эксплоатацией рабочей силы при экстенсивном ее использовании ставила в отношении процесса производства рабочего в другие условия, нежели в современном крупном предприятии, когда рабочий целиком превратился в придаток машины. Поэтому естественным является и то обстоятельство, что общие гиг. мероприятия и борьба с эпидемиями привлекают к себе в тот период больше внимания, нежели Л. п. Дело лечения б-ных продолжало оставаться частным делом, и так как стоимость его была очень высока, то рабочий естественно вынужден был обращаться к знахарю. В аграрном государстве, сохранившем еще следы феодальных пережитков и основанном на низкой технике, основным побудительным мотивом развития лечебной помощи является борьба с эпидемиями, угрожающими здоровью и жизни господствующего класса и составляющими угрозу торговым операциям такого государства. Массовое строительство больниц коммунальными и благотворительными организациями, а также строительство фабричных больниц относится уже к середине 19-го столетия. Интересы сохранения непрерывности производственного процесса с одной стороны, рост пролетариата и его классовой сознательности, а следовательно и увеличение давления с его стороны на господствующие классы-с другой, создали в конце 19 и начале 20 столетия иную организацию Л. п. в общественных формах со сравнительно широким охватом населения. Однако антагонистические процессы развития капиталистического общества ограничили ее преимущественно формами больничной помощи, сохранив для амбулаторного лечения институт частной практики в различных формах (частная практика в чистом виде, кассовые врачи в Германии, Австрии и ряде других стран и т. д.). Одновременно с этим и в область медицины властно ворвался технический прогресс, сильно воздействуя и толкая ее дальнейшее развитие. Возник конфликт между средневековыми формами врачебного труда и Л. п. с одной стороны, уровнем современной науки и техники-с другой. В Западной Европе частнопрактикующий врач еще и сейчас делает попытки повернуть вспять колесо истории и выступает с протестом против идущего стихийного процесса обобществления Л. п. и новых форм ее организации в виде амбулаторий и диспансеров. Однако современная техника, уровень мед. знаний и необходимость охвата значительных масс населения делают единственно возможной организацию крупных мед. учреждений. Более практичный американский врач старается сохранить свою роль частного врача и в новой организационной форме крупного леч. заведения. В САСШ организуются группы врачей по типу акционерных об-в, к-рые пользуются больницей или амбулаторией как местом приложения своего труда. Но и в САСШ имеется ряд частнопрактикующих врачей, к-рые делают попытки конкуренции и с амбулаторными учреждениями и б-цами, усиленно прибегая в своей частной мед. практике ко всем приемам капиталистической конкуренции-рекламе, широкому льготному кредиту для б-ных и т. п. Во всяком случае в основных капиталистических странах организация Л. п. населению отличается одним общим признаком: невысокого качества, в б-це с недостаточно специализированным мед. персоналом, с худшим оборудованием и уходом за больными-для трудящегося населения; роскошные б-цы-для эксплоататорской верхушки. Организация внебольничной помощи еще не получила в капиталистических странах необходимого развития, гл. обр. вследствие борьбы врачей с ней; между тем современные знания и техника исследования б-ных делают невозможным сколько-нибудь научно обоснованное лечение вне оборудованного леч. заведения. Т. о. охват квалифицированным лечением с применением усовершенствованных методов исследования (рентген, кардиография, методы фнкц. диагностики, компетентная консультация специалистов и т. д.) и дорогостоящие методы лечения (фи- зио-, механотерапия и т. д.) недоступны трудящимся слоям населения; применение их ограничивается преимущественно тяжелыми случаями, попадающими в условия госпитальной обстановки. Небольшое количество учреждений подобного типа, организуемых в нек-рых странах страховыми кассами или коммунальными органами, лишь в ничтожной степени удовлетворязт нужду в этих установках. Частные леч. учреждения подобного рода взимают настолько высокую оплату, что они абсолютно недоступны трудящимся массам. Система социального страхования (см.) в капиталистических странах, при к-рой больному рабочему оплачивается только часть заработной платы, удерживает его до последней возможности от того, чтобы лечь в б-цу. Отсутствие же квалифицированных лечебниц для приходящих, к-рые оказывали бы доступную помощь рабочим, не отрывали бы его от производства, приводит к систематическому росту хрон. заболеваний и к повышенной потребности в больничных койках. Диспансеры (см. Диспансер и Диспансеризация) как технически более высокая организация мед. помощи имеют крайне незначительное распространение в капиталистических государствах и их деятельность отличается специфич. социальным содержанием. Они носят гл. обр. филантропический характер. Многие из таких учреждений в Европе построены Рокфеллеровской организацией в порядке культурной экспансии американского капитала. Таким образом и здесь нельзя говорить о системе леч. учреждений; случайность их возникновения, территориального размещения и методы их работы в значительной мере сводят на-нет ту эффективность, к-рую сеть учреждений могла бы дать, если бы она была рационально и планово организована, Вся система леч. организации вне единого гос. плана с хозяйственным расчетом отдельной б-цы до чрезвычайности удорожает больничную помощь, неравномерно распределяет по территории страны и не дает возможности интенсивного использования существующих коечных фондов. Единой международной методологии к исчислению потребности в коечной помощи в западноевропейских странах пока не существует, точно так же как не имеется строго фиксированных коефициентов коечной сети. В странах с развитой коечной сетью число жителей колеблется в пределах около 200 на 1 соматическую койку, а именно: в Германии 1 койка на 200 жителей, в Австрии на 230 лште. ей, в Дании на 230 жителей, в САСШ на 270 жит., в Новой Зеландии 1 койка на 200 жит. Хотя общие коечные фонды значительно выше, однако необходимо исчисление производить здесь на соматическую койку, т.к. она именно и обслуживает массовую заболеваемость населения. В Дании общий коечный фонд составлял в 1927 году 8,5 на 1 000 жителей, или 1 койка на 119 жителей; но из этого фонда на койки для душевнобольных падает 1,95 койки на 1 000 жителей, или почти 20% коечного фонда. В Новой Зеландии в 1927 г. общий коечный фонд составлял 9,2 койки на 1 000 жителей, а койки для ду- шевнобольных занимали в нем почти 50% всего коечного фонда и равнялись 4,8 на 1 000 населения. В Германии фонд коек, для душевнобольных составляет около 30%; в Америке б-цы для душевнобольных и для учреждений призрения инвалидов такжз занимают большое место, тем самым сокращая обеспеченность-массового обслуживания острых случаев. Д ислокация сети чрезвычайно пестра, и вследствие этого различные районы страны обычно очень нершномерно обеспечиваются коечным обслуж шанием. Необеспеченными остаются в отношении мед. обслуживания и в частности коечной помощью большая часть сельских местностей, а дороговизна лечения делает квалифицированную леч. помощь такжз недоступной и для слоев мелкой буржуазии. В Германии нормы коечной помощи на 1 000 чел. населения в различных провинциях и городах видны из приводимой таблицы: Число коек на 1000 населения. Гамбург.......11,6 Берлин.......6,1 Бремен.......9,2 Мжденбург.....3,2 В."стфалия...... 7,5 Вост. П.>уссия.... 3,1 Рейнская пров. ... 7,1 Брандл1бург.... 1,9 Баден........6,2 В САСШ на 1 койку приходилось в 1927 г. в Северо-Атлантических штатах 198 жителей, в Западных штатах-209,вСзверо-Цонтраль-ных штатах-267, в Южно-Атлантических штатах-430, в Южно-Центральных штатах-580 жит. В графствах штата Алабамы 47% графств лишены б-ц, в Арканзасе только 42,6% районов имеют б-цы, в Миссисипи-45,2%, а в Георгии всего 30,4% районов обеспечены б-цами.В отчете федерального департамента здравоохр. САСШ за 1928 г. указывается, что в случае отпуска необходимых ассигнований потребуется не менее 10 лет для того, чтобы создать базу для_организации мед. помощи в сельских местностях. Но и существующая коечная сеть Америки не служит для обеспечения широких масс трудящегося населения. Отчет комитета Герберта Гувера, производившего обследование по вопросу о новейших изменениях в экономике САСШ, констатирует фактическую неиспользуемость населен]юм большего числа коечного фонда. В отчете написано: «Не все б-цы одинаково доступны для лиц, заболевших или получивших повреждения. Некоторые б-цы находятся в исключительном ведении правительства (тюремные каранти-ныитюремные б-цы)или ограниченных групп жертвователей, как напр. б-цы Бюро ветеранов, военные госпитали,госпитали военного флота, госпитали торгового флота, учреждения отдельных штатов для нервных или душевнобольных. Рост б-ц, принадлежащих общественному самоуправлению, и учреждений, открытых для всего населения, в более точной степени указывает фактическую обеспеченность б-цами. Число таких б-ц в 1927 г. было равно 442 913 койкам». Т. о. из общего коечного фонда в 853 318 коек, показываемого в отчетах федерального департамента, почти 50% обслуживает очень ограниченные круги населения. Не менее интересен тот факт, что в Америке с ее чрезвычайно высокой техникой, высокой стоимостью больнич- ного строительства значительная часть б-ц I не обеспечена квалифицированными диагностическими установками; в 1927 г. только «64% б-ц были снабжены клин, лабораториями и рентген, установками. К характеристике доступности мед. помощи в САСШ могут послужить и данные Луиса и Дублина, подсчитавших, что вся сумма расходов на содержание б-ных в соматических б-цах исчисляется около 500 млн. долларов в год, причем около 2 /з этого расхода покрывается доходами, получаемыми госпиталями от своих пациентов, и только около 116 млн. долларов составляют стоимость услуг, оказываемых б-цами безвозмездно. Но и эта сумма, если ее подвергнуть дальнейшей расшифровке, значительно сокращается. Из общих расходов по бесплатному лечению только 42 млн. .долларов были истрачены на б-цы общего пользования, а свыше 120 млн. долларов на б-цы для душевнобольных. Авторы отчета о состоянии здравоохранения в Америке в «Санитарном ежегоднике Лиги наций» указывают на то, что только богатые, к-рые могут себе обеспечить врачебную помощь и коечное лечение, и нищие, к-рые прибегают к благотворительности, могут использовать существующую сеть. Для большинства населения, т. е. около 75% его,как указывается в отчете, получение мед. помощи часто почти недостижимо. Если обратиться к материалам по Германии, то и здесь можно наблюдать нек-рые аналогичные факты, хотя для рабочих, которые подлежат соц. страхованию (в САСШ соц. страхования нет), коечная помощь оплачивается кассой. Наиболее страдающей группой населения в Германии является трудовое крестьянство; средняя оплата за содержание в б-це в день колеблется от 4 до 5 х /г марок в III классе, причем за спец. медикаменты и лечение взыскивается дополнительная плата вплоть до специальной оплаты сверх стоимости койко-дня за вливание сальварсана.--Бесплановая организация коечной помощи, неравномерное территориальное размещение сети, хоз. расчет б-цы, высокая стоимость лечения и взаимная конкуренция сопровождаются и еще.одним явлением, к-рое еще в большей степени сокращает эффективность большого коечного фонда. Прогул коек достигает огромных размеров. В Германии коечную сеть следует считать на 30% ниже фактически существующей. В соматических б-цах одна койка в год функционирует 235,5 дней, в родильных учреждениях только 220,3 дня и даже в б-цах для душевнобольных только 300 дней. Эффективность использования сети можно проследить по нижеприводимым сравнительным данным. В1924 г. коечная сеть Германии с 471 716 койками дала продукцию в 119,7 млн. койко-дней; в РСФСР в том же году коечная сеть, .равнявшаяся 117 077 койкам, т. е. вчетверо меньшая, дала продукцию только в два раза меньшую-53,1 млн. койко-дней. Через коечную сеть Германии в том же году прошло 2 887 000, а через коечную сеть РСФСР- 3 695 000 больных. .. В дореволюционной России начало б. или м.широкрго развития Л. п. следует отнести к «шохе земства. Своеобразные условия аграрной полуфеодальной страны с очень высокой эпйдемичностью придали организации Л. п. в конце 19 века в России несколько иной характер, нежели в промышленных странах. Земская медицина была преимущественно сельской медициной (см. Здравоохранение) в отличие от Запада и Америки, где общественная медицина разворачивалась гл. обр. как организация городской медицины. Другой ее организационной особенностью было то, что она строилась в значительной степени как амбулаторная организация, и коечная сеть ее была сравнительно незначительна. Большинство земских б-ц были очень небольших размеров, не были оборудованы квалифицированными установками и не давали в надлежащей мере квалифицированного и специализированного врачебного обслуживания. Это же следует отнести и к сети амбулаторий, в лучшем случае обслуживавшихся одним" врачом, имевшим огромную нагрузку и большой радиус участка, а в значительном количестве случаев обслуживавшихся фельдшером.-Территориальное размещение и развитие сети земской медицины обычно носило также случайный, неплановый характер, и врачебные участки фактически были недоступны большинству крестьянского населения, к-рое благодаря безлошадности и бездорожью царской России не могло ими в достаточной мере пользоваться. Городская Л. п. была развита также недостаточно; особенно недостаточно было обслуживание леч. помощью фабрично-заводского пролетариата (см. Здравоохранение). Октябрьская революция получила в наследие от старого строя т. о. беспланово построенный, с неправильным территориальным размещением, низкоквалифицированный аппарат Л. п., совершенно не удовлетворявший классовым запросам пролетарского государства. Должна была произойти коренная ломка всей системы здравоохранения, необходимо было организовать обслуживание городского промышленного пролетариата и развернуть сеть квалифицированных лечебных учреждений со специализированной Л. п.-Динамика развития Л. п. трудящемуся населению после Октябрьской революции в СССР характеризуется следующими цифрами: 1913 Г.1927 Г. Сельских врачебных участков... 3 9357 629 Городских амбулаторий...... 3472 012 Больничных коек..........187 222230 122 Туб. ипротивовенерических диспансеров................. единичные1 068 Значительно развилась зубоврачебная помощь населению, к-рая до революции ограничивалась только кабинетами частнопрактикующих врачей. В 1927 г. в РСФСР было 2 383 зубоврачебных кресла, в амбулаториях Украинской ССР-1 053. Вновь построены были специальные физ.-терап. лечебницы, развита сеть физ.-терап. установок в амбулаториях (см. Физиотерапия). Организованы специальные диагностические и санаторные койки для туб. б-ных. Наряду с этим вновь организованы специальные гос. ин-ты, которые не только оказывают квалифицированное лечение, но и разрабатывают научные проблемы по всем отраслям лечебной медицины (см. Институты). Особенно не- обходимо отметить развитие леч. помощи в национальных республиках и на окраинах. Курортная помощь, к-рая только в СССР доступна трудящимся (см. Курорты), широкое развитие санаториев местн. значения, система домов отдыха (см.) являются необходимыми элементами организации Л. п. в Советском союзе. Необходимо также отметить особую систему учреждений в виде ночных и дневных санаториев (см.) и диетических столовых (см.), к-рые имеют своим назначением, не отрывая рабочего от производства, обеспечить ему квалифицированное лечение, наиболее благоприятные стороны бытовой обстановки и режима, к-рые позволили бы в короткие сроки компенсировать начавшееся или развивающееся заболевание. Весьма важным звеном в системе медико-санитарных учреждений в реконструктивный период является пункт здравоохранения на предприятии (пункт первой помощи). В отношении Л. п. на него возлагается задача организации высококвалифицированной первой помощи, являющейся исходным пунктом профилактики последствий профессионального травматизма, инвалидности и быстрейшего восстановления трудоспособности. Организация Л. п. в СССР стремится создать стройную организационную систему, которая должна в своем построении прежде всего отразить потребность сохранения и быстрейшего восстановления трудоспособности производственного коллектива. Она стремится не только оказать рациональную и квалифицированную помощь уже заболевшему, но и оказать воздействие на ранние стадии заболевания в органической связи со всеми отраслями социалистического здравоохранения. Таким образом леч. помощь в системе социалистического здравоохранения в конкретном своем применении проникнута элементами профилактики, а самое лечение в соответствии с современным уровнем науки, опираясь на профилактику в ее практике и методике или дополняя последнюю, становится само исходным пунктом профилактических мероприятий. Такая организация Л. помощи требует высокой специализации врачебного персонала, основанной на овладении врачом, наряду с углубленным познанием в своей конкретной специальности, знанием общей методологии медицины и социалистического здравоохранения. Поэтому в настоящий момент неправильно было бы строить медицинское образование и организацию Л. помощи в расчете на универсального врача, не специализированного «лечебника» с приданием ему ряда других функций (земский участковый врач). Такой тип врача соответствует недостаточно развитой системе медицинской организации даже при условии ее наибольшей доступности и приближенности (универсальный домашний врач). Историческое развитие Л. помощи, как и вообще медико-санитарного дела, шло в направлении все большей специализации и диференциации функций. Однако в условиях буржуазной медицины такая специализация приводит к профессиональной ограниченности. Эта профессиональная огра- ниченность не может быть преодолена буржуазной медициной даже в условиях роста технически более совершенных форм организации Л. п.-учреждений общественного здравоохранения (крупные больницы, диспансеры и т. п.). В условиях социалистического строительства специализация медико-санитарной помощи, представляя собой необходимую форму разделения труда,. вместе с тем обеспечивает единство медицинского обслуживания и единство подхода к больному несмотря на эту диферен-циацию, благодаря плановому началу, заложенному в системе социалистического здравоохранения. Классовая направленность Л. п. в СССР" заключается не только в преимущественном обслуживании трудящегося населения,. но и в том, что организация лечебной помощи неразрывно связана с задачами социалистического строительства и обеспечивает в первую очередь его ведущие участки. Организация Л. п. ставит своей целевой установкой оздоровление широких масс трудящихся, борьбу за снижение заболеваемости в общей системе мероприятий советской социалистической медицины. Планирование Л. п. поэтому должно обеспечить осуществление этих задач. При планировании коечной сети необходимо исходить из географического размещения ее в соответствии с требованиями социалистической реконструкции (основные промышленные районы, социалистический сектор сельского хозяйства), а также из учета потребности в коечном лечении отдельных групп рабочего населения. Материалами для расчетов, наиболее полно отражающими нужду в госпитализации больных, может служить статистика заболеваемости с утратой трудоспособности. В основу расчетов коек для пятилетнего плана здравоохранения в РСФСР был принят отбор на койку в размере 18% от общего-числа случаев нетрудоспособности. Число это почти совпадает с числом дней болезни нуждающихся в госпитализации, разработанным по нозологической таблице заболеваний, и является высшим пределом насыщения потребности в койках. Для исчисления потребности в заразных койках необходимо исходить из фактической заболеваемости заразными б-нями и помножить кое-фициент случаев заболеваний данной инфекцией на среднюю длительность заболевания - в данной инфекции или группе инфекций; произведение даст коефициент числа койко-дней, а частное от деления на число дней функционирования койки-коефициент заразных коек. Значительно сложнее методология планирования внебольничной помощи. Потребность во внебольничной помощи (см.) складывается под влиянием целого ряда факторов: численность и состав населения, демографические процессы, заболеваемость, характер производства, его роль в социалистическом строительстве и т. п. Наиболее трудным является определение порога насыщаемости в этих видах помощи. Материалы обращаемости и посещаемости являются весьма ненадежными, так как они чрезвычайно изменчивы; они могли бы служить опорным пунктом только в том случае, если бы они покрывали собой исчерпывающим образом фактическую заболеваемость. Более надежным материалом и в данном случае следует считать статистику заболеваемости с утратой трудоспособности с поправкой на основании материалов некоторых видов заболеваемости без утраты трудоспособности. Система учреждений внебольничной помощи играет чрезвычайно важнуЪ роль в деле борьбы за снижение заболеваемости, так как она должна обеспечить оказание Л. п., не отрывая рабочего от процесса труда; она должна быть по своим формам и методам работы достаточно гибкой и соответствовать основным запросам, выдвигаемым той отраслью народного хозяйства, применительно к которой строится организация лечебной помощи. Советское государство, заканчивающее построение фундамента социалистического общества, переделывает всю систему человеческого общежития, устраняя тем самым причины заболеваемости. Поэтому в перспективе социалистического строительства Л. п. как таковая должна будет пойти по потухающей кривой.м. Ландис