Меню
Бесплатно
Главная  /  Насморк у детей  /  Доступная среда. Методические указания по созданию доступной среды

Доступная среда. Методические указания по созданию доступной среды

Принимая во внимание то обстоятельство, что почти 9% населения Татарстана – это граждане с ограниченными возможностями здоровья, одним из направлений стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан является реабилитация и социальная интеграция инвалидов.
Необходимо создание средствами архитектуры, градостроительства, транспорта, информатизации и связи условий, обеспечивающих инвалидам равные со всеми гражданами возможности в пользовании объектами социальной инфраструктуры, получении образования, реализации творческого потенциала, активного участия в общественной жизни.
При новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
Безбарьерная среда. Этот термин применяется к элементам окружающей среды, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями.
Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.
Основные положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержатся в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам

1.1 Пандусы

В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения (далее – МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.

Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед входами на пандусы должны иметь рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность.
Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускаются винтовые пандусы.
Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.

Ширина пандуса при одностороннем движении должна быть не менее 1 м, в остальных случаях – не менее 1,8 м.
Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть не менее 1,5 м.
Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги, что важно не только для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но также и для других категорий инвалидов, в том числе слабовидящих и слабослышащих.

Под маршем открытой лестницы, имеющими высоту менее 1,9 м, следует устанавливать барьеры, ограждения и т.п., чтобы предотвратить падения и последующие травмы, особенно инвалидов по зрению.
Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед входами на лестницы должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность.

Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Ширина выходов из помещений и коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м.
Ширина марша лестниц - не менее 1,35 м.
Ширина проступей лестниц - не менее 0,3 м,
Высота подъема ступеней - не более 0,15 м.
Уклоны лестниц должны быть - не более 1:2.

Ступени лестниц должны быть сплошными, ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м.

Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями.


у лестниц - на высоте 0,9 м,
в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.

Входная площадка, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий – подогрев для того, чтобы вход был доступен для любой категории инвалидов
Прозрачные двери и ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути.

Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2%.

Ширина дверных и открытых проемов в стене, выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть - не менее 0,9 м.

Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота не должна превышать 0,025 м.
На путях движения МГН не допускается применять вращающиеся двери и турникеты.
На путях движения МГН рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях "открыто" и "закрыто". Следует также применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 с.
Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на пандусы должны иметь рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность для обеспечения доступа в здание слабовидящих и слабослышащих инвалидов.

  1. Здания следует оборудовать пассажирскими лифтами или подъемными платформами в случае размещения помещений, посещаемых инвалидами на креслах-колясках. Выбор способа подъема инвалидов и возможность дублирования этих способов подъема устанавливаются в проектном решении.

2. Параметры кабины лифта, предназначенного для пользования инвалидом на кресле-коляске (внутренние размеры):
ширина - не менее 1,1 м;
глубина - не менее 1,4 м.
Ширина дверного проема - не менее 0,9 м.

В остальных случаях размер дверного проема устанавливается в задании на проектирование по ГОСТ Р 51631.

Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки.

В общественных уборных необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех категорий граждан.
Универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры:
– ширина - не менее 1,65 м;
– глубина - не менее 1,8 м.

В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей.

В санитарно-гигиенических помещениях следует предусматривать установку поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.

Рекомендуемая высота бордюров по краям пешеходных путей должна быть не менее 0,05 м.
Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м.
Тактильные средства для инвалидов по зрению на покрытии пешеходных путей на участке следует размещать не менее чем за - 0,8 м до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.

Для покрытий пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов не допускается применение насыпных или крупноструктурных материалов.

Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, а толщина швов между плитами - не более 0,015 м.

При устройстве съездов с тротуара около здания допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м.

При наличии на территории или участке подземных и надземных переходов их следует, как правило, оборудовать пандусами или подъемными устройствами, если нельзя организовать для МГН наземный проход.

Вход на территорию или участок следует оборудовать доступными для инвалидов элементами информации об объекте.

На открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике (ст.15 ФЗ №181-ФЗ).

Места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, а при жилых зданиях - не далее 100 м.

Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации осуществляющие транспортное обслуживание населения обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами. (ст.15 ФЗ №181-ФЗ)

Обязательным условием доступности метро является наличие рельефной (тактильной) полосы перед лестничным, пандусным маршем (вверху и внизу) по всей длине, а также перед дверью, билетной кассой, перед средствами информации и телекоммуникациями и у выхода с эскалатора.
Ширина полосы - 0,5-о,6 м для пандусов, лестниц, перед средствами информации и телекоммуникациями,
0,3 м – перед дверью и билетной кассой.
Расстояние полосы до кромки крайней ступени лестницы - 0,8 м.
Рекомендованная ширина марша лестницы не менее 1,35 м.
Расстояние от тактильной полосы до кромки крайней ступени - 0,8 м.
Необходимо также наличие контрастной окраски верхней и нижней ступеней лестничного марша и пандуса.
Наличие бортиков по краям лестничного марша должно составлять не менее 2 см., если они не соприкасаются со стеной.

Входные двери в вагоне метро должны иметь ширину проема в свету не менее 90 см. Высота порога при входе в вагон с платформы должна составлять не более 2,5 см.

Посадочные платформы должны иметь в наличии тактильные шуц линии вдоль посадочного края платформы.

Обязательно наличие знака доступности для инвалидов-колясочников и контрастная предупреждающая маркировка на двери (ярко желтого или красного цвета), высота которого от уровня пола должна составлять120-150 см.
Обязательно также наличие специальных мест для инвалидов и указательных знаков для передвижения инвалидов-колясочников во всем метрополитене.

А – символ доступности для инвалидов
Б - символ доступности для людей с нарушением слуха
В - символ «Телекоммуникационные устройства для людей с нарушением слуха
1,2 - символ доступности для инвалидов
3 – место для инвалидов, пожилых с детьми
4 – эскалатор (подъемник)
5,6 – туалеты для инвалидов
7 – лифт для инвалидов
8 – пути эвакуации
9,10 – вход и выход из помещения
11 – направление движения, поворот
12 – информационный центр (справочная)

5.2 Аэропорты (зарубежный и отечественный опыт)

Аэропорт Франкфурт-на-Майне (FRA) имеет два терминала, которые связаны скоростными поездами, являются бесплатными и снабжены пандусами для инвалидных колясок. Между терминалами курсируют бесплатные автобусы с интервалом 10 минут.
Аэропорт имеет автоматические двери, адаптированные телефоны и туалеты для инвалидов.
В Международном аэропорту Дюссельдорф (DUS) есть номера для инвалидов и инвалидных колясок доступны для тех, кто просит об этом.
Международный аэропорт Гонконга полностью доступен для пассажиров-инвалидов. Существует множество туалетов, лифтов, наклонных плоскостей и эскалаторов вокруг аэропорта и в Центре Наземных транспортировок с приспособлениями для кресел-каталок. Парковочные места для машин, зарезервированные для водителей-инвалидов, доступны на четырех автостоянках.
Кресла-каталки предоставляются авиалиниями бесплатно; пассажиры должны информировать авиалинии предварительно перед поездкой.
Для облегчения передвижения инвалидов по зданию терминал аэропорта Внуково оборудован пандусами и специальными лифтами. В кабинах предусмотрены поручни, а кнопки вызова расположены на доступной для инвалидов-колясочников высоте. В лифтах также предусмотрено дублирование надписей шрифтом Брайля и голосовое объявление остановок. Всего в терминале «А» построено 78 лифтов, 61 эскалатор и 38 траволаторов. Кроме этого, на всей территории терминала реализована так называемая система «гладкий пол», позволяющая маломобильным пассажирам свободно перемещаться.
Информация о прибытии и отправлении рейсов в аэропорту не только отображается на табло, но и дублируется объявлениями по громкой связи. Незрячие пассажиры при всех передвижениях по терминалу сопровождаются сотрудниками Внуково.
Уфимский аэропорт обзавелся новой спецтехникой - амбулифтом. С помощью этой машины людям с ограниченными возможностями станет легче попасть в самолёт или покинуть его. В кабине подъемника могут находиться 2 инвалидных кресла и 2 сопровождающих человека. Амбулифт имеет так называемый сквозной коридор, чтобы не нужно было разворачиваться внутри кабины. Машина поднимается более чем на 5 метров и подходит практически ко всем типам самолетов.

Рис.1 Терминал для получения информации (удобен как для здоровых людей, так и для людей с ослабленным зрением)

Рис.2 Табло с контрастно выделенными названиями рейсов самолетов для слабовидящих инвалидов

Рис.3 Специальный лифт для лиц с ограниченными возможностями в аэропорту

Рис.4 Санитарно-гигиеническая комната, оборудованная специально для инвалидов

Рис. Указатель мест обслуживания инвалидов

5.3. Железнодорожные вокзалы

На российских железных дорогах курсирует более 100 вагонов со специальными купе, предназначенными для инвалидов. В таких купе предусмотрено всё, чтобы облегчить путешествие для людей, имеющих проблемы со здоровьем.
Вход в вагон поезда оборудован специальным подъемником, с помощью которого пассажир, не покидая инвалидной коляски, может попасть внутрь как с высокой, так и с низкой платформы.
Двухместное купе, предназначенное для инвалида и сопровождающего, шире стандартного. Чтобы инвалид мог без посторонней помощи пересесть в кресло, имеются специальные вспомогательные ремни. Спальная полка трансформируются в любое удобное больному пассажиру положение.
Для слепых и слабовидящих низко расположенные выключатели, розетки, кнопки вызова проводника снабжены табличками с рельефным текстом - для чтения «пальцами», и специальным звуковым устройством, сообщающим необходимую информацию. Автоматизированная система связи позволяет в экстренной ситуации вызвать проводника.
Туалет в таких вагонах также шире и больше по размерам, чем в обычных, в нем установлены дополнительные поручни. Туалет снабжен звуковым и световым табло - для пассажиров, имеющих проблемы со зрением или слухом.

Рис. Вход на вокзал

Рис. Касса для инвалидов с поручнями и пандусом на вокзале

Рис. Указатель расположения туалета для лиц с ограниченными возможностями

Рис. Таксофон для слабовидящих инвалидов

Рис. Подъемная платформа для доступа инвалидов в вагон поезда

Рис. Места для инвалидов в современных поездах

Рис. Специальные купе для инвалидов в вагонах поездов

Законодательные и нормативные документы Российской Федерации, обеспечивающие и регламентирующие создание доступной среды для инвалидов

«Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993. Статья 27 закрепляет право человека на свободу передвижения.

Федеральный закон от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статья 14 «Обеспечение свободного доступа инвалидов к информации». Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Статья 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры».
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Статья 16 «Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур»
Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.1995 №195-ФЗ
Статья 5.43. «Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов»
Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.
Статья 9.13. Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.
Статья 11.24. Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов
Нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ
Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
-обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
-ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;
-возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:
П. 76. СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Разделы 3 (пункты 3.1 - 3.37, 3.39, 3.52 - 3.72), 4 (пункты 4.1 - 4.10, 4.12 - 4.21, 4.23 - 4.32).

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих разработку проектной документации с обеспечением доступной среды для инвалидов.

СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";
РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры»;
СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения»;
СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам";
СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям";
СП 35-104-2001 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов";
СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения";
ГОСТ Р 51631-2008 «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения»;
ГОСТ Р 51630-2000 «Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением для инвалидов. Технические требования доступности»;
ГОСТ Р 52131-2003 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов»;
ГОСТ Р 51671-2000 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности»;
ГОСТ Р 52875-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования»;
ГОСТ 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования»

Учебное заведение (ДОУ, школа, колледж, ВУЗ) – важное место для социализации ребенка или молодого человека, которое должно быть доступно абсолютно для всех. Учреждения и прилегающую инфраструктуру необходимо организовывать таким образом, чтобы любой человек с ограничениями (тотально незрячий или слабовидящий, тотально глухой или слабослышащий, инвалид-колясочник) мог не только себя комфортно в них чувствовать, но также свободно передвигаться и получать информацию. Тифлоцентр «Вертикаль» осуществляет проектирование по созданию безбарьерной среды для всех категорий людей.

Актовый зал в школе
Актовый зал – объект большого скопления обучающихся для проведения совместных научных и развлекательных мероприятий. Поэтому актовый зал также должен быть адаптирован для...

Прилегающие территории к зданию;

  • оборудование объектов лифтами и подъемными устройствами с системой голосового оповещения;
  • оснащение объектов системами противопожарной безопасности с дополнительными световыми и тактильными информационными устройствами.
  • Дети (молодые люди) с ограниченными возможностями должны иметь возможность не только свободно получать образование, но и заниматься спортом. Для этого необходимо соблюдение ряда мер:

    • разработка нормативно-правовых документов, которые упорядочивают соблюдение правил доступности для объектов спорта и туризма;
    • поощрение и пропаганда участия инвалидов в общих спортивных соревнованиях;
    • возможность организации специальных профильных спортивных и досуговых мероприятий для инвалидов,
    • обеспечение свободного доступа инвалидов ко всем спортивным, рекреационным и туристическим объектам и услугам.

    НАШЕ ПРЕИМУЩЕСТВО - ДОЛГОЛЕТНИЙ ОПЫТ и КАЧЕСТВО!

    Среда обитания является совокупностью условий и элементов, которые необходимы для жизнедеятельности человека. Одни из них могут быть безразличными, без других невозможно существовать, а третьи способны оказывать отрицательное влияние. Поэтому сложно жить в современном обществе людям, имеющим ограниченные возможности передвижения. Особенно если не создана оптимальная безбарьерная среда. Рассмотрим более подробно.

    Что это такое

    В современном обществе, в котором должны существовать равные возможности для всех пользователей, важнейшими показателями качества являются комфортность их жизнедеятельности. Поэтому создание безбарьерной среды - одно из базовых направлений социальной политики любого демократического государства. Речь идет, естественно, и о России.

    Понятие "безбарьерная среда" содержится в ряде законодательных актов РФ, в которых оно по-разному толкуется. Если обобщить существующие определения, то можно сделать следующие выводы.

    В современном российском обществе создаются условия для всех категорий граждан, в том числе, для инвалидов. Безбарьерная среда состоит из таких элементов окружающей среды, которые обеспечивают свободное передвижение и использование их людьми с различными видами нарушений (физических, сенсорных или интеллектуальных). Функционирование в таких условиях позволяет гражданам с особыми возможностями здоровья вести независимую ни от кого или чего-то жизнедеятельность. Следовательно, доступная среда для инвалидов - это привычная среда, которая дооборудована с учетом их потребностей.

    Социальная политика России. Программа "Безбарьерная среда"

    В рамках международных договоренностей и национального законодательства осуществляются определенные действия, направленные на реализацию поставленных в программе задач. Активно создаются условия, направленные на то, чтобы инвалиды имели возможность полностью развивать свои способности, заниматься спортом и максимально интегрироваться в общество.

    Базовый критерий оценки социальной политики - это наличие доступности для таких граждан физической среды. Речь идет о возможности пользоваться жильем, транспортом и каналами информации; получить образование и работу.

    До недавнего времени в российской практике градостроительства организации всех видов обслуживания не учитывали особые потребности инвалидов. В настоящее время ситуация кардинально изменилась, существует ряд постановлений.

    Формирование безбарьерной среды- важная задача, которой уделяется внимание при проектировании строительства, реконструкции и капитальном ремонте. В результате сметная стоимость увеличивается в пределах 6%. Обычно это значительная сумма. Но данные расходы только на первый взгляд кажутся чрезмерными. Рассмотрим основные плюсы.

    Экономический эффект создания безбарьерной среды

    Формирование доступных условий для жизнедеятельности инвалидов имеет значительный экономический результат.

    Во-первых, организация безбарьерной средыпостепенно снижает необходимость в стационарных учреждениях интернатного типа, сокращаются расходы на их строительство и содержание. Это одно из основных достижений программы.

    Во-вторых, появляются новые налогоплательщики. Многие работоспособные инвалиды способны устроиться на работу. Это же в ситуации и при наличии нехватки трудовых ресурсов во многих регионах решает большое количество проблем.

    В-третьих, имеется возможность устроить судьбу некоторых граждан с особыми возможностями здоровья, которые способны самостоятельно передвигаться и не зависеть ни от кого.

    Как показывает статистика, в результате имеющиеся расходы государства окупаются в течение пяти-десяти лет.

    В настоящее время в большинстве городов России уже создается безбарьерная среда. Москва в этом списке занимает лидирующие позиции.

    "Маломобильные" группы населения, имеющие инвалидность

    Категории граждан, имеющие ограниченные возможности здоровья, отличаются разными видами физических и иных ограничений. Естественно, безбарьерная среда для них должна удовлетворять специфические потребности их жизнедеятельности.

    Но это требование можно отнести и к иным категориям граждан, которые не отличаются теми или иными физическими ограничениями. Создание определенных условий сделает их жизнь более удобной.

    Если опираться на нормативные документы РФ, то :

    • инвалиды, имеющие поражения опорно-двигательного аппарата;
    • инвалиды, имеющие и зрения.

    Маломобильные группы населения, не имеющие инвалидности

    • лица от 60 лет;
    • временно нетрудоспособные по тем или иным причинам;
    • женщины "в положении";
    • люди, которые везут детские коляски;
    • дошкольники.

    Влияние создания безбарьерной среды для всех социальных групп

    Создание удобных условий жизнедеятельности способно повлиять на качество жизни всех граждан, даже не имеющих физические ограничения.

    Плавный спуск, съезд и установленный пандус сможет помочь не только инвалидам. Другим гражданам более удобно подняться или спуститься по наклонной поверхности.

    Поручни также необходимы пожилым, женщинам "в положении", детям и людям с ожирением. Даже очень мобильные люди, не имеющие физических ограничений, в плохую погоду или гололед предпочтут воспользоваться теми лестницами, которые оборудованы перилами.

    Контрастные маячки, которые необходимы людям с ограниченными возможностями зрения, помогут другим людям свободно ориентироваться, а звуковыми сигналами, созданными на перешеходных переходах для слабослышащих, пользовался каждый.

    Безбарьерная среда в школе

    Благодаря "Безбарьерная среда", у каждого ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, есть шанс посещать образовательное учреждение. В настоящее время в каждом районе России существует хотя бы одна оборудованная школа.

    Основные изменения для создания особой среды в общеобразовательном учреждении должны осуществляться по следующим направлениям.

    Во-первых, для передвижения инвалидов необходимо оборудовать крыльцо и построить пандусы, установить складные платформы и расширить дверные проемы. Это позволит данной категории граждан чувствовать себя уверенно и безопасно.

    Во-вторых, для ориентации детей с нарушениями зрения необходимо осуществить покраску контрастным цветом крайних ступеней лестниц. Для данной категории рекомендуется установить особые световые маячки, которые помогут данным учащимся свободно передвигаться по образовательному учреждению.

    В-третьих, для реабилитации детей в школах создают кабинеты здоровья и мультисенсорные комнаты, в которых проходят занятия со специалистами.

    В-четвертых, кабинеты должны быть оборудованы современным оборудованием и специальной мебелью. Это поможет усовершенствовать процесс обучения.

    В-пятых, для лиц с ограниченными возможностями передвижения современные информационные технологии - "окно" во внешний мир. Поэтому школы должны быть полностью укомплектованы всем необходимым.

    Для детей, имеющих ограниченные возможности, необходимо создавать безбарьерную среду. Благодаря этому они смогут реализовать свой потенциал.

    Выводы

    Для полноценной жизни маломобильных людей требуется значительно изменить современную инфраструктуру.

    Благодаря формируемой в последние годы государственной системе мер, постепенно создается безбарьерная доступная среда для инвалидов. Это достигается за счет производства специальных техсредств, индивидуального и общественного транспорта, информатики и связи.

    Значительное внимание уделяется реконструкции образовательных учреждений. Это позволит детям-инвалидам обучаться вместе со своими одноклассниками.

    Создание доступной среды в образовательном пространстве школы


    Особой задачей Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является создание безбарьерной школьной среды.

    Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    …Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

    Государственная социальная политика в отношении инвалидов Российской Федерации направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

    В 2008 Россия присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (далее - Конвенция). С учетом требований Конвенции в 2010 году разработана Государственная программа «Доступная среда на 2011-2015 годы». Цель программы - создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Говоря простым языком, предназначение этой программы в том, чтобы исправить недостатки жизненного уклада, мешающие людям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправными членами общества.

    «Доступная среда» - безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.

    Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.

    В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.

    Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.

    Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.

    Вход в школу

    Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу необходимо установить пандус. Пандус должен быть достаточно пологим (10-12о), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота - не менее 5 см) и поручни (высота - 50-90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вход в школу рекомендуется оборудовать звонком для предупреждения охраны.

    Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.

    Внутреннее пространство школы

    Коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов должна быть не менее 80 - 85 см, иначе человек на инвалидной коляске через нее не пройдет. Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах. Если в школе есть телефон-автомат, его надо повесить на более низкую высоту, чтобы ребенок, на инвалидной коляске смог им воспользоваться.

    Для детей-инвалидов по зрению необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов. Необходимо дублировать названия шрифтом Брайля.

    Школьная раздевалка

    Детям-инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.

    Школьная столовая

    В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов. Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В то же время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.

    Школьный туалет

    В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее 1,65 м на 1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине должна составлять не менее 90 см. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.

    Спортивный зал

    Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата также необходимо оборудовать широкими проходами и дверными проемами, ширина которых должна быть не менее 90 см. Инвалидная коляска должна входить в душевую кабину целиком.

    Школьная библиотека

    В читальном зале школьной библиотеки часть кафедры выдачи книг необходимо понизить до уровня не выше 70 см. Несколько столов также нужно сделать на такой высоте.

    Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.

    Классные кабинеты

    В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) - 1,5 х 1,5 м.

    Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 90 см. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.

    Детям-инвалидам по зрению нужно оборудовать одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном - это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.

    Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.

    Территория школы

    Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Ребра решеток на пешеходных дорожках должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. В нескольких местах с бордюрного камня тротуара должен быть устроен съезд шириной не менее 90 см. Для этого рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской. Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.

    Сенсорная комната

    Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые призваны воздействовать на различные человеческие органы.

    Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, и развивается саморегулирование процессов возбуждения и торможения.

    Мягкая среда обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью её использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния.

    Зрительная и звуковая среда - спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие и светооптические эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

    Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию

    Воздушная среда (среда запахов) - в основе ароматерапии лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с древнейших времён. Практически все натуральные эфирные масла обладают ярко выраженными бактерицидными, антисептическими, антивирусными и противовоспалительными свойствами, положительно действуют на нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулируют процессы саморегуляции и иммунитета, улучшают работу всех систем организма.

    Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - всё это создаёт ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии.

    Пребывание в сенсорной комнате способствует:

    Сенсорные комнаты используются в работе как со взрослыми, так и с детьми. То есть могут приходить взрослые, заботящиеся о своём психоэмоциональном состоянии, родители с детьми любого возраста, будущие мамы, и все, кому необходим отдых. Она благотворно воздействует на человека.

    В такой комнате специалисты проводят направленные занятия, способствующие гармонизации личности, оптимизации функционального состояния, оздоровления. Она может быть использована и просто для отдыха и релаксации после рабочего дня.

    Доказано, что развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы напрямую зависит от сенсорного развития ребенка, то есть от развития восприятия. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств (глаз, ушей, кожных покровов, вкусовых рецепторов). Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему (ЦНС). Сенсорный поток, поставляя информацию в ЦНС, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики. Темная сенсорная комната, оснащенная стимуляторами различного типа, позволяет получить дополнительную стимуляцию органов чувств.

    Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты - восполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.

    Показаниями к занятиям в темной сенсорной комнате являются

    • различные психоневрологические проблемы: неврозоподобные состояния;
    • задержки психомоторного и речевого развития;
    • резидуально-органические поражения ЦНС с явлениями заикания, энуреза, энкопреза, тиков и т.п.;
    • o аутизм (легкие формы);
    • o даптационные расстройства (при поступлении в детский сад, школу, смене места жительства и т.п.);
    • школьные проблемы (неуспеваемость, отсутствие познавательного интереса, учебной мотивации);
    • явления нарушенного поведения (агрессивность, СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность);
    • нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, застенчивость);
    • психосоматические заболевания;
    • различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального напряжения, стрессы, депрессивные состояния.

    Противопоказания

    Противопоказаниями к занятиям в сенсорной комнате являются инфекционные заболевания. Ограничивает использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты эпилептический синдром или готовность к эпилепсии, умеренная и тяжелая умственная отсталость, психоневрологические заболевание, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов, синдром гиперактивности.

    При наличии вышеизложенных явлений, занятия проходят в рамках специально разработанной психологом программы, учитывающей потребности и особенности ребенка. Состав группы (подгруппы) также регулируется в зависимости от заболевания, особенностей ребенка. Предусмотрена возможность индивидуального подхода во время занятий (занятия с одним ребенком).

    Занятий в Сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей и подростков. Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей ребенка, подростка, обусловленных возрастным периодом.

    Форма проведения занятий

    Занятия в Сенсорной комнате проводятся по следующим направлениям:

    • Развивающие занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы и высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения), а также на достижение психоэмоциональной разгрузки, восстановлению/поддержанию психологического здоровья.
    • Психотерапия широкого спектра психологических проблем.
    • Психокоррекция нарушенного поведения, эмоциональной сферы.
    • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
    • Агрессивное поведение, вспыльчивость.
    • Замкнутость, неуверенность в себе, пассивность, страхи.
    • Нейропсихологическая коррекция «школьных проблем» (неуспеваемость, отсутствие познавательного интереса, учебной мотивации).

    Занятия проводятся в подгруппах (2-3 человека), индивидуальной форме. Продолжительность занятий составляет 30 минут (развивающие занятия), 50-60 минут (психотерапия, психокоррекция). Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики изменений и развития.