Меню
Бесплатно
Главная  /  Орз  /  Определение остроты слуха с помощью речи. Определение остроты слуха с помощью речи Определение остроты слуха лабораторная работа

Определение остроты слуха с помощью речи. Определение остроты слуха с помощью речи Определение остроты слуха лабораторная работа

Вывод. Дайте оценку цветового восприятия испытуемого.
Лабораторная работа № 43. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА ПО В.И. ВОЯЧЕКУ (ШЕПОТНАЯ РЕЧЬ)
Теоретическая часть. С помощью слухового анализатора человек ориентируется в , формирует соответствую­щие поведенческие реакции, например, оборонительные или пищедобывательные. Способность восприятия человеком разговорной и вокальной речи, музыкальных произведений делает слуховой анализатор необходимым компонентом средств общения, познания, приспособления.

Адекватным раздражителем для слухового анализатора являются звуки, т.е. колебательные движения частиц упругих тел, распространяющихся в виде волн в самых различных средах, включая воздушную среду, и воспринимающиеся ухом. Звуковые волновые колебания (звуковые волны) характеризуются частотой и амплитудой.

Частота звуковых волн определяет высоту звука. Человек различает звуковые волны с частотой от 20 до 20000 Гц. Звуки, частота которых ниже 20 Гц - инфразвуки и выше 20000 Гц (20 кГц) - ультразвуки, человеком не ощущаются. Звуковые волны, имеющие синусоидальные, или гармонические, колебания, называют тоном. Звук, состоящий из не связанных между собой частот, называют шумом. При большой частоте звуковых волн - тон высокий, при малой - низкий.

Второй характеристикой звука, которую различает слуховая сенсорная система, является его сила, зависящая от амплитуды звуковых волн. Сила звука или его интенсивность воспринимаются человеком как громкость. Ощущение громкости нарастает при усилении звука и зависит также от частоты звуковых колебаний, т.е. громкость звучания определяется взаимодействием интенсивности (силы) и высоты (частоты) звука. Единицей измерения гром­кости звука является бел, в практике обычно используется децибел (Дб), т.е. 0,1 бела. Человек различает звуки также по тембру, и ли «окраске». Тембр звукового сигнала зависит от спектра, т.е. от состава дополнительных частот (обертонов), которые сопро­вождают основной тон (частоту). По тембру можно различить звуки одинаковой высоты и громкости, на чем основано узнавание лю­дей по голосу. Чувствительность слухового анализатора определяется минимальной силой звука, достаточной для возникновения слухового ощущения. В области звуковых колебаний от 1000 до 3000 Гц, что соответствует человеческой речи, ухо обладает наибольшей чувствительностью. Эта совокупность частот получила название речевой зоны . В данной области воспринимаются звуки, имеющие давление меньше чем 0,001 бара (1 бар = 7,5 · 10 2 мм рт. ст., что составляет приблизительно одну миллионную часть нормального атмосферного давления).

Цель работы. Определение остроты слуха.

Оборудование и материалы. Вата.

Ход работы. Испытуемый располагается сначала на расстоянии 6 метров от экспериментатора. Один слуховой проход необходимо закрыть ватой. Открытое ухо должно быть обращено к источнику звука, испытуемый стоит боком и смотрит в сторо­ну, чтобы исключить угадывание слов по движению губ. Испытуемый должен громко по­вторять услышанное слово. Исследующий про­износит шепотом с одинаковой интенсивнос­тью после выдоха сначала слова с низкими , а затем - на расстоянии 20 м - с высокими звуками (табл. 8).

Если испытуемый не слышит произносимых шепотом слов, то экспериментатор приближает­ся на один метр и возобновляет исследование, и так до того момента, пока испытуемый не нач­нет верно повторять слова.

При нормальном слухе человек воспринима­ет произнесенные шепотом низкие звуки с рас­стояния 6 метров, высокие - 20 метров.
Таблица 8


Слова с низкими звуками

Слова с высокими звуками

У, О, М, Н, Р, В

А, Е, И, И, Я, Э, С, Ж, Ч, Ц,Ш,Щ


Вон, вор, вру, врун, мор, мну, ну, мимо, Мирон, много, море, мороз, мутно, ворон, руно, спор, урок

Аи, сияй, зачесть, зажечь, ей, сейчас, зиять, счищать, ой, сеча, изъять, чайка, жечь, чаша, кисть, часть, сжечь, чеши, зять, чашка, сей, чиж, сажать, честь, час, дача, сдача, чтец, чей, жесть, сиг, шайка, ситец, шейка, сиять, шить, зайка, езда, счистить,

Оформление отчета. Определите остроту слуха для слов с низкими и высокими звуками

Вывод. Сравните остроту слуха для слов с низкими и высокими звуками, сопоставьте полученный результат с нормой.
Лабораторная работа № 44. БИНАУРАЛЬНЫЙ СЛУХ

Теоретическая часть. Человек обладает пространственным слухом, т. е. способностью лока­лизовать источник звука, что обусловлено наличием двух симметричных половин слуховой сенсорной системы.

Определение локализации источника звука возможно с помо­щью бинаурального слуха, т. е. способности слышать одновременно двумя ушами. Благодаря бинауральному слуху человек способен более точно локализовать источник звука, чем при монауральном слухе, и определять направление звука. Для высоких звуков определение их источника обусловлено разницей силы звука, поступающего к обоим ушам, вследствие различной их удаленности от источника звука. Для низких звуков важной является разность во времени между приходом одинаковых фаз звуковой волны к обоим ушам. Определение местоположения звучащего объекта осуществляется либо путем восприятия звуков непосредственно от звучащего объекта - первичная локализация, либо путем восприятия отраженных от объекта звуковых волн - вторичная локализация , или эхолокация. При помощи эхолокации ориентируются в пространстве некоторые животные (дельфины, летучие мыши).

Цель работы. Доказательство роли бинаурального слуха в определении пространственной локализации звука.

Оборудование и материалы. Фонендоскоп с трубками разной длины.

Ход работы. Испытуемого усаживают на стул спиной к эксперимен­татору. Наконечники резиновых трубок фонендоскопа вставляют в уши испытуемого и слегка постукивают по фонендоскопу. Просят испытуе­мого указать, с какой стороны он слышит звук. Затем трубки фонендо­скопа меняют и повторяют опыт. Испытуемый опять сообщает, в каком направлении находится источник звука, указывая источник звука со сто­роны короткой трубки фонендоскопа.

Оформление отчета. Запишите результаты наблюде­ний в тетрадь. Объясните, почему звук слышится со стороны короткой трубки.

Вывод. Отметьте значение бинаурального слуха в определении расположения источника звука.
Лабораторная работа № 45. ИССЛЕДОВАНИЕ КОСТНОЙ И ВОЗДУШНОЙ ПРОВОДИМОСТИ ЗВУКА

Теоретическая часть. Различают костную и воздушную звуковую проводимость. Воздушная проводимость звука обеспечивается распространением звуковой волны обычным путем через звукопередающий аппарат. Костная проводимость звука - это передача звуковых волн непосредственно через кости черепа. При патологических изменениях в звукопередающем аппарате слуховая чувствительность частично сохраняется за счет костной проводимости звука.

Цель. Доказательство возможности костного проведения звуковых колебаний и более высокой эффективности воздушной проводимости.

Оборудование и материалы. Камертоны с разной частотой колебаний, молоточек, секундомер, ватные тампоны, двое испытуемых.

Ход работы. Для наблюдения костной проводимости звука проведите опыт Вебера : ножку звучащего камертона приложите на середину темени испытуемого. Отметьте, какой силы испытуемый слышит звук через оба уха. Затем повторите опыт, заложив предварительно в одно ухо ватный тампон. Отметить характер изменения воспринимаемой силы звука со стороны уха, заложенного тампоном. Объясните наблюдаемые изменения. Убедитесь в том, что звук распространяется через открытое ухо, с помощью двух испытуемых. Соедините резиновой трубкой ухо одного испытуемого с ухом второго испытуемого и приложите к темени первого камертон. Услышит ли второй испытуемый звук? Почему.

Для сравнения воздушной и костной проводимости звука проведите опыт Ринне: приложите ножку звучащего камертона к сосцевидному отростку височной кости. Испытуемый слышит постепенно ослабевающий звук. При исчезновении звука (судят по словесному сигналу испытуемого) камертон переносят непосредственно к уху. Испытуемый вновь слышит звук. Пользуясь секундомером , определяют время, в течение которого слышен звук. Воздушную проводимость исследуют раздельно для правого и левого уха.

Оформление отчета. Результаты исследований занесите в таблицу:


Характеристики камертона (число колебаний, Гц)

Тип проводимости звука

Продолжительность восприятия звука камертона, с

в норме

правое ухо

левое ухо

128

Воздушный

75

Костный

35

256

Воздушный

40

Костный

20

512

Воздушный

80

Костный

40

1024

Воздушный

100

Костный

50

2048

Воздушный

40

Костный

20

Вывод. Оцените костную и воздушную проводимость. Сравните полученные данные с нормой.
Лабораторная работа № 46. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРОГОВ РАЗЛИЧЕНИЯ
Теоретическая часть. Под порогом различения подразумевают воспринимаемый субъективно наименьший прирост или наименьшую убыль интенсивности раздражения.

В 1834 г. Вебер сформулировал следующий закон: ощущаемый прирост раздражения (порог различения) должен превышать на определенную долю раздражение, действовавшее ранее. Так, усиление ощущения давления на кожу руки возникает лишь в том случае, когда накладывают дополнительный груз, составляющий определенную часть груза, положенного ранее. Зависимость выражается формулой:

где I - раздражение, Δ I - его ощутимый прирост (порог различения).

Цель. Убедиться в наличии зависимости между порогом различения и величиной исходного раздражителя.

Оборудование и материалы. Мерный цилиндр на 500 мл, гиря на 2 кг

Ход работы. Испытуемый берет в руку цилиндр, в который налито 100 мл воды, и закрывает глаза. Медленно доливают цилиндр водой, пока испытуемый не сообщит, что он почувствовал нараста­ние тяжести. Заметить количество воды , добавленной в цилиндр к этому моменту. Затем опыт повторить, каждый раз заново наливая в мерный цилиндр исходный объем воды: 200, 300 и 500 мл. Повторить серии опыта, предварительно предложив испытуемому подер­жать в течение 1-2 мин на вытянутой руке гирю весом 2 кг.

Оформление отчета. Результаты эксперимента занесите в таблицу:


Номер

опыта


Исходная масса воды в цилиндре, г (ΔI)

Масса воды, прибавленная до ощу­тимого прироста тяжести, г (ΔI)

Значение К

(К = ΔI/I)


До нагрузки

1

100

2

200

3

300

4

500

После нагрузки

1

100

2

200

3

300

4

500

Полученные данные используйте для расчета константы (К) в уравнении Вебера К = Δ I / I . Сравните между собой постоянные значения К, полученные в 1-4 опытах (отдель­но до и после физической нагрузки).

Вывод. Cделайте вывод о том, как влияет степень адаптации рецепторного аппарата на способность ощущать изменения интенсивности раздражения.
Лабораторная работа № 47. ИССЛЕДОВАНИЕ ВКУСОВОГО АНАЛИЗАТОРА
Теоретическая часть. Вкусовые анализаторы основаны на хеморецепции. Вкусовые рецепторы содержат информацию о характере и концентра­ции вещества, находящегося во рту. Вкусовые почки (рецепторы вкуса) нахо­дятся на языке, задней стенке глотки, мягком небе, миндалинах, надгортан­нике. Больше всего их на кончике языка, его краях и задней части. Возбужде­ние вкусовых почек запускает цепь реакций отделов мозга, что приводит к различной работе органов пищеварения. Каждая вкусовая почка состоит из двух-шести рецепторных клеток и опорных клеток. Человек различает четыре основных вкусовых качества: сладкое, кислое, горь­кое и соленое, которые достаточно хорошо харак­теризуются типичными для них веществами. Вкус сладкого ассоциируется главным обра­зом с природными углеводами типа сахарозы и глю­козы; хлорид натрия – соленый; другие соли, на­пример хлорид калия, воспринимаются как соленые и горь­кие одновременно. Такие смешанные ощущения характерны для многих естественных вкусовых стимулов и соответствуют природе их компонентов. Например, апельсин – кисло-сладкий, а грейпфрут кисло-сладко-горький. У кислот вкус кислый; мно­гие растительные алкалоиды горькие.

Н

Рис. 29. Схема языка человека.
а поверхности языка можно выделить зоны специфической чувствительности. Горький вкус вос­принимается главным образом основанием языка; другие вкусовые качества воздействуют на его бо­ковые поверхности и кончик, причем эти зоны взаимоперекрываются (рис. 29).

Между химическими свойствами вещества и его вкусом не существует однозначной корреляции. Например, не только сахара, но и соли свинца сладкие, а самый сладкий вкус у искусственных заменителей сахара типа сахарина. Более того, воспринимаемое качество вещества зависит от его концентрации. Поваренная соль в низкой концент­рации кажется сладкой и становится чисто соленой только при ее повышении. Чувствительность к горьким веществам существенно выше. Поскольку они часто ядовиты, эта их особенность предосте­регает нас от опасности, даже если их концентрация в воде или пище очень низка. Сильные горькие раздражители легко вызывают рвоту или позывы на нее. Так как абсолютная мера измерения интенсивности раздражителя не установ­лена из-за неясной природы возникновения ощущения, то ее измеряют по концентрации стандартного вещества, принятого как эталон вкусового раз­дражителя. К этим веществам относят поваренную соль (соленое), сахар (сладкое), лимонную кислоту (кислое) и солянокислый хинин (горькое). В качестве исходного готовят одномолярные растворы. Пороги вкусовой чувствительности измеряют с помощью последовательного разведения этих растворов. Под порогом вкусовой чувствительности понимают наименьшую кон­центрацию раствора вкусового вещества, которая при нанесении на язык вызывает соответствующее вкусовое ощущение. За норму порогов вкусовой чувствительности, определенных методом капельных раздражений, принимают концентрации: для сладкого и соленого - 0,25-1,25 %; для кислого - 0,05-1,25 %; для горького - 0,0001-0,003 %.

Орган слуха. 8 класс Скарзова Инесса Федоровна

План урока

Тема: «Орган слуха»

Цель урока: изучение особенностей строения органа слуха в связи с выполняемыми функциями.

Задачи урока:

    Обучающие: раскрыть значение органа слуха; познакомить со строением и функциями органа слуха и его частей; продолжить формирование понятия анализатор, дать представление о причинах нарушения слуха, возникновения заболеваний органа слуха, их профилактике; разъяснить вред шума.

    Развивающие: развивать критическое мышление через чтение информационного текста;продолжить формирование навыков и умений работать с текстом, проводить самонаблюдения и делать выводы на основе полученных результатов; развивать логическое мышление, устанавливать причинно-следственные связи; развивать умение работать в группе (компетенции: интеллектуальная, социальная).

    Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, акцентировать роль слухового анализатора как средства общения в нравственном становлении человека.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, видео, аудио, ватманы, маркеры, стикеры, наручные часы, линейки, модели – «орган слуха», «головной мозг», информационный раздаточный материал на каждую парту, индивидуальные оценочные и рабочие листы.

Тип урока: комбинированный; усвоение новых знаний с использованием технологий критического мышления.

Методические приемы: «Корзина понятий», «Мозговой штурм», «Маркировка текста», графический органайзер – «Кластер».

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы: частично–поисковые, словесно-наглядные, дедуктивные (от общего к частному), самостоятельная работа с элементами беседы.

Структура урока (45 минут):

1.Организационные момент (2мин.)

2.Актуализация опорных знаний (7мин.)

3. Стадия вызова (актуализация имеющихся знаний, побуждение интереса к получению новой информации, постановка учеником собственных целей обучения (4 мин)

4. Стадия осмысления (получение новой информации) (15 мин)

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала. Лабораторная работа (10мин)

6. Стадия рефлексии (анализ, интерпретация изученной информации) (5 мин)

7. Подведение итого урока, задание на дом. (2мин)

Этапы:

1.Стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке обязательно с точки зрения данной технологии и позволяет:

    Актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;

    Пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

    Пробудить ученика к активной деятельности на уроке.

2. На стадии осмысления задача – получение новой информации, ее осмысление и соотнесение с собственными знаниями.

3. Заключительная стадия – стадия размышления (рефлексия).
Основные задачи деятельности на этой стадии:

    Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

    Выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного – тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).

    Анализ всего процесса изучения материала.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Целеполагание. Учитель зачитывает информацию для осмысления.
Организует прогнозирование задач урока.

Осмысление информации.

Предположения учащихся

Осмысление

Учитель
организует работу с текстом и рисунком.

Чтение текста и запись строение и функции органа слуха.
Составляют кластер.

Рефлексия

Предлагает ответить на вопрос урока.
Предлагает выполнить задание «Составьте трехзначное число» по теме урока.

Новое осмысление информации, предложенной в начале урока.
Составление трехзначных чисел

Итоги урока

Подводит итоги урока.

Записывают Д/З

Конспект урока:

1. Организационный момент:

Добрый день!

Все готовы к уроку? Проверьте своё рабочее место.

Я рада видеть вас сегодня на уроке. Надеюсь, что наше сотрудничество на уроке будет интересным, плодотворным и полезным!

Все мы очень разные и вместе с тем чрезвычайно похожи. Сейчас мы это проверим.

Кто любит лакомиться мороженым – поднимите вверх правую руку, у кого дома есть домашние животные – левую. Кто любит свою семью – хлопните в ладоши, у кого есть друзья - улыбнитесь.

Вот видите, мы теперь больше знаем друг друга.

Но, как растение не может существовать без своих органов, так и учитель – без своих учеников, поэтому я рассчитываю на вашу активную работу.

И надеюсь, что дух партнерства поможет нам в этом.

Теперь обратите внимание на доску. На ней записаны слова Генриха Форда, которые я предлагаю взять в качестве девиза урока: Слайд 1 .

Собраться вместе – это начало.

Держаться вместе – это прогресс.

Работать вместе – это успех.

2. Актуализация опорных знаний (повторение пройденного)

    Стратегия «Корзина понятий» -

«Что Вы знаете о…»

Учащиеся в группах записывают на листочках все, что им известно по теме «Орган зрения» в течении 1-2 минуты. Группы по кругу называют сведения и факты, записывают на стикеры и приклеивают на корзину (ватман на доске). Подсчитывается количество стикеров, какая группа больше вспомнила фактов, получает высокую оценку.

2. Закончи предложения:

1. Вспомогательные органы глаза - …………………

2. Глазное яблоко имеет три оболочки - ………………..

3. Передняя часть белочной оболочки - ………………….

4. Передняя часть сосудистой оболочки - ………………..

5. Отверстие в центре радужки - …………………………

6. Двояковыпуклая линза - ………………………………

7. Фоторецепторы сетчатки - ………............... и …………………

8. Цветное зрение обеспечивают - …………………..

9. Рецепторы сумеречного света - ………………………

10. Внутренняя часть глаза заполнена - ………………………

Формативное оценивание – сигналы рукой.

Работа в парах – обмениваются листочками – взаимопроверка (используя ключ ответов) и оценка, записывают балы в оценочные листы.

3. Иллюзии

Работа с ОиТ: Сообщение об иллюзиях, и задания – загадки. (Баскакова Арина)

Физминутка для глаз

3. Стадия вызова

1. Мозговой штурм –

по предметам определите тему урока: модель уха, колонка, колокольчик.

Что объединяет данные предметы?

Мы продолжаем изучать органы чувств и анализаторы человека. И сегодня мы познакомимся со вторым по значимости анализатором - органом слуха.

Самая большая роскошь на земле -
роскошь человеческого общения” (Антуан де Сент-Экзюпери)

Вопрос:

Играет ли какую-то роль слуховой анализатор в общении между людьми?

Распределение по группам

Итак, мы с Вами отправляемся в своеобразный полет за знаниями, а перед взлетом стюардессы дают пассажирам сосательные конфеты. Перед вами в чашечках лежат конфеты разных цветов, выберите те, которые вам больше понравились. (рассаживаются по новым группам)

Все мы с детства любим сказки, и сейчас давайте вспомним одну из них (видео фрагмент «Красной шапочки»)

Проблемные вопросы:

Прав ли был волк, когда ответил «Что бы лучше тебя слышать»?

Для чего же пассажирам раздают сосательные конфеты?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно знать строение и функции органа слуха.

Давайте вместе сформулируем цель нашего урока - « изучение особенностей строения органа слуха в связи с выполняемыми функциями».

4. Стадия осмысления (получение новой информации)

Как и зрение, слух является дистантным органом чувств, то есть с его помощью можно воспринимать звуки на значительном расстоянии. С помощью слуха животные обнаруживают добычу, спасаются от хищников, общаются. Важен слух и для человека. Вся жизнь человека протекает в мире звуков. Звуки прибоя, мелодии, речь – всё это звуковые колебания. Наш слух улавливает колебания частотой от 16 до 20 тыс. раз в секунду. В отличие от зрения, слух действует непрерывно, даже во сне. Его невозможно «выключить».

Звук может рождать в нашей душе, как прекрасные мысли, так и вызывать негативные реакции, действовать успокаивающе, или раздражать. Таким образом Значение слуха:

Слух способствует эстетическому воспитанию человека;

Является каналом общения;

Участвует в передаче и накоплении знаний, накопленных человечеством.

(Просмотр видео)

Орган слуха имеет очень сложное строение. В нём различают наружное, среднее и внутреннее ухо. Каковы же особенности каждого отдела и гигиены слуха, вы познакомитесь самостоятельно работая с текстом в группах.

    Задание: Индивидуальная работа с источником информации.

Стратегии «Маркировка текста» и графический организатор «Кластер»

Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение и маркировка текста происходит индивидуально, а его обсуждение в группах. Далее группа составляет кластер: из нарезанных фраз, выбирает и сопоставляет нужные, составляя схему.

1группа - Наружное ухо.

2группа - Среднее ухо

3 группа - Внутреннее ухо

4группа - Гигиена слуха

Защита кластера. Представитель от каждой группы выступает с презентацией и защитой кластера по своей теме.

(проверка по образцу на доске, группа сама себя оценивает).

Вы хорошо поработали, и теперь я вам предлагаю прослушать небольшой фрагмент мелодии (Аудио фрагмент «Лунная соната»).

    Экспериментальное задание

Лабораторная работа «Определение остроты слуха»

(по инструктивным картам)

Определив строение органа слуха, определим остроту слуха, выполнив лабораторную работу. Как вы понимаете «острота слуха»?

Острота слуха - это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого.

Лабораторная работа № 6.
Тема: Определение остроты слуха человека.

Цель: Познакомиться с принципами методов определения остроты слуха человека. Научиться самостоятельно, определять остроту своего слуха.

Оборудование: механические часы, линейка.

Ход работы:

Определение остроты слуха
Вариант 1.
1. Возьмите механические часы в вытянутую руку.
2. Приближайте к себе часы, пока не услышите звук. (Измерьте расстояние между ухом и часами.)

Вариант 2.

1. Приложите часы плотно к уху и отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук.
2. Измерьте расстояние между ухом и часами (в см.).
3. Высчитайте среднюю величину двух показателей.
(Тест можно провести с правым и левым ухом поочередно)
Оценка результатов: нормальным можно считать слух, когда тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. от уха испытуемого. Если же это расстояние меньше, то острота слуха достаточно снижена, если же это расстояние значительно превышает 25 см, то острота слуха испытуемого высокая.

4. Сделать вывод

(Следующее задание выполняется дома)

5 . Прослушать громкую музыку в наушниках в течение 2 минут, а затем опыт повторить.

6. Сравнить полученные результаты работы и объяснить их.

7. Сделать общий вывод.

5. Стадия рефлексии

Вы познакомились с предложенной информацией, вернемся к проблемным вопросам, каковы ваши версии? (обсуждение)

(Благодаря своей воронкообразной форме ушные раковины способны улавливать и концентрировать звуковые волны)

    Задания на применение знаний

Индивидуальные задания по группам

Группы получают карточку с познавательной задачей, обсуждают и выносят решение.

1 группа. В средние века существовала казнь «под колокол».

Назовите палача?

    группа. Если выстрелить из пушки в космосе под самым ухом у

человека, то он не услышит этого выстрела.

Почему?

3 группа. Почему скрипачи глухие на левое ухо?

Почему?

Самонаблюдение.

Докажите, что изменение давления в ротовой и носовой полостях приводят к изменению давления в среднем ухе. (Зажать нос и попытаться надуть щёки. При этом в ушах возникает неприятное ощущение.)

А сейчас проверим, как Вы усвоили новый материал.

    Задание для проверки знаний на базовом уровне

Прочитайте текст, выпишите нужные слова по порядку через запятую :

Каждое ухо состоит из трех отделов: …, …, …. Наружное ухо заканчивается … …. В среднем ухе находятся … …. Внутреннее ухо, в отличие от предыдущих отделов, заполнено…. Во внутреннем ухе находится полукружные каналы и …. Окончательный анализ звуковых раздражений происходит в … зоне коры больших полушарий. Воспитанный человек не станет громко … в общественных местах. (проверка по образцу на слайде, результаты заносят в оценочный лист)

6. Итоги урока:

Рефлексия

К доске прикреплен Нотный стан.

Перед вами нотки, нарисуйте на них смайлики вашего настроения на сегодняшнем уроке, и наклейте их на нотный стан. Если Вы себя чувствовали хорошо на уроке, приклеивайте на верхние строки, если плохо на нижние. И мы посмотрим какая мелодия урока у нас получилась – грустная или веселая.

Домашнее задание:

(Два пункта обязательно, третий по желанию на выбор)

    Закончить лабораторную работу – исследование: «влияние шума на слух».

    Творческое задание (на выбор):

а) Дополнительные функции ушной раковины.

б) Влияние шума на организм. Что нужно сделать для защиты от шума? (презентация)

в) Информационные подборки (презентация)

А знаете ли Вы……

Благодарю всех за урок!

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ И ОСТРОТЫ СЛУХА

Цель: познакомиться с особенностями строения и функциями зрительной и слуховой сенсорной систем, гигиеническими рекомендациями по охране зрения и слуха, методами профилактики сенсорных расстройств.

Задачи:

1) определить остроту зрения;

2) оценить остроту слуха;

Оборудование: таблицы для определения остроты зрения, рулетка

длиной 5 м, указка, сантиметровая лента

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ

Под остротой зрения понимают способность глаза различать две светящиеся точки раздельно. Для раздельного видения двух точек необходимо, чтобы между возбужденными фоторецепторами находился как минимум один невозбужденный фоторецептор. Так как диаметр, например, колбочек равен 3 мкм, то для раздельного видения двух точек необходимо, чтобы расстояние между изображениями этих точек на сетчатке составляло не менее 4 мкм, а такая величина изображения получается при угле зрения 1". При рассматривании под углом зрения менее 1" две светящиеся точки сливаются в одну.

Для определения остроты зрения используют стандартные таблицы с буквенными знаками, которые расположены в 12 строк. Величина букв в каждой строке убывает сверху вниз. Сбоку каждой строки стоит цифра, обозначающая расстояние, с которого нормальный глаз различает буквы данной строки под углом зрения 1".

Остроту зрения можно оценить, пользуясь таблицами различного вида: для детей младшего возраста – таблицей Орловой; для определения остроты зрения в диапазоне от 1,0 до 2,0 ед. – таблицей О. М. Новикова. Также используется буквенная таблица Головина – Сивцева.

Таблицу повесьте на хорошо освещенной стене (освещенность должна быть не ниже 100 лк) или дополнительно осветите ее электрической лампочкой. Испытуемого усадите на стул на расстоянии 5 м от таблицы и предложите ему закрыть один глаз щитком или ладонью. Указкой покажите испытуемому буквы и попросите их назвать. Определение начните с верхней

строчки и, опускаясь вниз, найдите самую нижнюю строку, все буквы которой испытуемый отчетливо видит в течение 2–3 с и правильно называет. Если испытуемый называет правильно знаки десятого ряда, острота зрения составляет 1,0 по таблице Головина – Сивцева и 2,0 ед. по таблице О. М. Новикова.

Затем определите остроту зрения другого глаза. Остроту зрения рассчитайте по формуле

где V – острота зрения; d – расстояние от испытуемого до таблицы; D – расстояние, с которого нормальный глаз должен отчетливо видеть данную строку.

Полученные результаты исследования запишите в тетрадь протоколов опытов, сравните их с нормальной остротой зрения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА

Наш слуховой орган отличается очень высокой чувствительностью. При нормальном слухе мы способны различать звуки, вызывающие ничтожно малые (исчисляемые в долях микрона) колебания барабанной перепонки.

Чувствительность слухового анализатора к звукам различной высоты неодинакова. Человеческое ухо наиболее чувствительно к звукам с частотой колебаний от 1000 до 3000. По мере понижения или повышения частоты колебаний чувствительность падает. Особенно резкое падение чувствительности отмечается в области самых низких и самых высоких звуков.

С возрастом слуховая чувствительность изменяется. Наибольшая острота слуха наблюдается у 15-20-летних, а затем она постепенно падает. Зона наибольшей чувствительности до 40-летнего возраста находится в области 3000 Гц, от 40 до 60 лет - в области 2000 Гц, а старше 60 лет - в области 1000 Гц.

Минимальная сила звука, способная вызвать ощущение едва слышимого звука, называется порогом слышимости, илипорогом слухового ощущения. Чем меньше величина звуковой энергии, необходимая для получения ощущения едва слышимого звука, т. е. чем ниже порог слухового ощущения, тем, стало быть, выше чувствительность уха к данному звуку. Из сказанного вытекает, что в области средних частот (от 1000 до 3000 Гц) пороги слухового восприятия оказываются наиболее низкими, а в области низких и высоких частот пороги повышаются.

Исследование разговорной и шепотной речью является достаточно простым, но надо соблюдать точные правила его проведения, чтобы получить правильное суждение о состоянии слуховой системы.

Исследование слуха проводят в условиях полной тишины, в изолированном от посторонних шумов помещении. Нормальный слух (хорошая острота слуха) характеризуется определением шепотной речи на расстоянии более 6м, снижение слуха на расстоянии меньше 5 метров.

Для исследования различения шепотной речи может быть применена следующая примерная таблица слов (табл.).

Таблица

Таблицы слов для исследования шепотной речи у детей

Слова с низкой частотной характеристикой

Слова с высокой частотной характеристикой

Сделайте вывод о показателях остроты зрения и остроты слуха.

Разработка конспекта урока по биологии.

Учитель: Акентьева Е. В.

Тема: «Орган слуха и слуховой анализатор. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Части слухового анализатора. Центры слуха. Гигиена слуха. Болезни органов слуха и их предупреждение.

Лабораторная работа № 6. Определение остроты слуха.»

Цель : рассмотреть с учащимися строение слухового анализатора в целом и его отдельных частей, выявить роль анализатора в восприятии человеком окружающей действительности; установить правила гигиены и болезни органов слуха.

Задачи:

Образовательная: изучить строение слухового анализатора, его функции.

Воспитательная: приучать детей к гигиене, бережному отношению к своему организму посредством рассмотрения заболеваний слухового анализатора.

Развивающая: продолжить развивать такие характеристики как анализ, синтез, коммуникативная грамотность.

Тип урока : комбинированный

Оборудование: ПК, видеофрагмент «Слуховой анализатор», таблица «Анализаторы», рабочие тетради

Ход урока

1. Орг момент (2 мин)

2. Этап активизация мыслительной деятельности (7 мин)

3. Этап изучения нового материала (18 мин)

4. Этап закрепления изученного (13 мин)

5. Рефлексия (3 мин)

6. Домашнее задание (2 мин)

Приветствие, проверка отсутствующих

Активити «Приветствую на всех языках мира!» Поприветствовать соседа по парте на разных языках мира

В парах

2. Этап активизация мыслительной деятельности

Тест «Зрительный анализатор»

Выберите только один правильный ответ

1.Глаза расположены в парных углублениях черепа -

А) Глазницах В) Слезных железах

Б) Ресницах Г) Мышцах

2.В середине радужной оболочки находится круглое отверстие -

А) Хрусталик В) Сетчатка

Б) Зрачок Г) Желтое пятно

3. Внутренняя часть глаза заполнена…

А) Сетчатой оболочкой В) Слезной железой

Б) Хрусталиком Г) Стекловидным телом

4. Бинокулярное зрение - это…

А) Зрение от одного глаза В) Зрение в темноте

Б) Зрение двумя глазами Г) Когда человек одевает линзы

5.Рецепторы сетчатки:

А) Палочки и колбочки В) Пробирочки и колбочки

Б) Палочки и пробирочки Г) Колбочки и кружочки

6.В верхнем углу глаза со стороны щеки находится ….

А) Глазница В) Слезная железа

Б) Стекловидное тело Г) Хрусталик

7.Белочная оболочка в передней части переходит в прозрачную …

А) Роговицу В) Сетчатку

Б) Склеру Г) Слезную железу

8. Снаружи глазное яблоко заключено в …

А) Сетчатую оболочку В) Белочную оболочку

Б) Радужную оболочку Г) Стекловидное тело

9. За зрачком располагается …

А) Роговица В) Склера

Б) Хрусталик Г) Радужка

10.В желтом пятне сосредоточены…

А) Палочки В) Колбочки

Б) Пробирочки Г) Кружочки

11.Подпишите части глаза

Индивид.

3. Этап изучения нового материала

Учитель: Как вы думаете, какой орган помогает нам улавливать разные звуки: распознавать голос, шум, музыку и т.д.? Учащиеся: ухо!

Учитель: правильно, это ухо. Сегодня мы с вами рассмотрим строение и функции слухового анализатора.

Слуховой анализатор (слуховая сенсорная система) – второй по значению анализатор человека. Слух играет важнейшую роль именно у человека в связи с возникновением членораздельной речи. Акустические (звуковые) сигналы представляют собой колебания воздуха с разной частотой и силой. Они возбуждают слуховые рецепторы, находящиеся в улитке внутреннего уха. Рецепторы активируют первые слуховые нейроны, после чего, сенсорная информация передаётся в слуховую область коры большого мозга (височный отдел) через ряд последовательных структур. Орган слуха (ухо) – это периферический отдел слухового анализатора, в котором расположены слуховые рецепторы. Посмотрите на Приложение 1.

Строение и функции уха. Учащимся прилагается к просмотру видеофрагмент «Слуховой анализатор».

Посмотрите Приложение 2. (Ученикам предлагается таблица в виде раздаточного материала, без указания функций, нужно заполнить 3 столбец в таблице, то есть определить функции каждой части уха.)

Работа в парах по учебнику 8 класс. Алимкулова Р., Сатимбеков Р., Соловьева А. Алматы «Атам ұ ра», 2016 год.

Часть уха

Строение

Функции

Наружное ухо

Защитная (выделение серы). Улавливает и проводит звуки. Звуковые волны колеблют барабанную перепонку, а она – слуховые косточки.

Среднее ухо

Слуховые косточки проводят и усиливают звуковые колебания в 50 раз. Евстахиева труба, соединённая с носоглоткой, обеспечивает выравнивание давления на барабанную перепонку

Внутреннее ухо

Слуховые рецепторы, находящиеся в кортиевом органе, преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, которые передаются на слуховой нерв, а затем в слуховую зону коры больших полушарий

Воспринимает положение тела в пространстве и передаёт импульсы в продолговатый мозг, затем в вестибулярную зону коры больших полушарий; ответные импульсы помогают поддерживать равновесие тела

Механизм передачи и восприятия звука . Наружное ухо является звукоулавливающим аппаратом. Звуковые колебания улавливаются ушными раковинами и передаются по наружному слуховому проходу к барабанной перепонке, которая отделяет наружное ухо от среднего. Улавливание звука и весь процесс слушания двумя ушами, так называемый биниуральный слух , имеют значение для определения направления звука. Звуковые колебания, идущие сбоку, доходят до ближайшего уха на несколько десятичных долей секунды (0,0006 с) раньше, чем до другого. Этой предельно малой разницы во времени прихода звука к обоим ушам достаточно, чтобы определить его направление.

Среднее ухо представляет собой воздушную полость, которая через евстахиеву трубу соединяется с полостью носоглотки. Колебания от барабанной перепонки через среднее ухо передают 3 слуховые косточки, соединенные друг с другом, - молоточек, наковальня и стремечко, а последнее через перепонку овального окна передает эти колебания жидкости, находящейся во внутреннем ухе - перилимфе. Благодаря слуховым косточкам амплитуда колебаний уменьшается, а сила их увеличивается, что позволяет приводить в движение столб жидкости во внутреннем ухе. В среднем ухе имеется особый механизм адаптации к изменениям интенсивности звука. При сильных звуках специальные мышцы увеличивают натяжение барабанной перепонки и уменьшают подвижность стремечка. Тем самым снижается амплитуда колебаний, и внутреннее ухо предохраняется от повреждений.

Внутреннее ухо с расположенной в нем улиткой находится в пирамидке височной кости. Улитка у человека образует 2,5 спиральных витка. Улитковый канал разделен двумя перегородками (основной мембраной и вестибулярной мембраной) на 3 узких хода: верхний (вестибулярная лестница), средний (перепончатый канал) и нижний (барабанная лестница). На вершине улитки имеется отверстие, соединяющее верхний и нижний каналы в единый, идущий от овального окна к вершине улитки и далее к круглому окну. Полость их заполнена жидкостью - перилимфой, а полость среднего перепончатого канала заполнена жидкостью иного состава - эндолимфой. В среднем канале расположен звуковоспринимающий аппарат - кортиев орган, в котором находятся рецепторы звуковых колебаний - волосковые клетки.

Физиологический механизм восприятия звука основан на двух процессах, происходящих в улитке: 1) разделение звуков различной частоты по месту их наибольшего воздействия на основную мембрану улитки и 2) преобразование рецепторными клетками механических колебаний в нервное возбуждение.

Заболевания органа слуха.

Среди воспалительных заболеваний наружного уха различают ограниченный и диффузный наружный отит . Примером ограниченного наружного отита является фурункул наружного слухового прохода. Диффузный наружный отит представлен большой группой воспалительных заболеваний бактериальной, вирусной, грибковой природы, а также дерматитами, характеризующимися выраженными аллергическими проявлениями.

Серная пробка (cerumen) представляет собой скопление серы, продуцируемой железами, расположенными в перепончато-хрящевом отделе слухового прохода, и слущенного эпидермиса. В норме секрет серных желез, засыхая в комочки или корочки, выпадает наружу при жевании и разговоре вследствие движений нижнечелюстного сустава и передней стенки слухового прохода. Скоплению серы способствуют узость и изогнутость наружного слухового прохода. В ряде случаев отмечают гиперфункцию серных желез, повышенную вязкость серы. Образование пробок может быть связано с воспалительными процессами, попытками удалять скопление серы и эпидермальных масс в слуховом проходе с помощью спичек, шпилек и различных других предметов. При этом серные массы, обычно скапливающиеся в перепончато-хрящевом отделе слухового прохода, проталкиваются в костный отдел, откуда удаление их затруднено.

Гигиена органов слуха.

Как и для других органов, существует ряд предписаний для поддержания в чистоте и здоровье органов слуха. Существуют следующие правила гигиены слуха.

Мыть уши необходимо ежедневно. Это правило должно соблюдаться так же неукоснительно, как умывание лица и тела и чистка зубов. Мыть необходимо не под струей воды, а слегка отведя в сторону, чтобы вода не попала в ушной проход. Гигиена должна включать не только мытье самой раковины, но и пространства за ней. В складке, где ухо прилегает к голове, скапливается большое количество грязи и микробов, которые при определенных обстоятельствах могут привести к инфекционным заболеваниям ушей.

Лабораторная работа № 6 «Определение остроты слуха»

Исследование разговорной и шепотной речью является достаточно простым методом определения остроты слуха, но надо соблюдать точные правила его проведения, чтобы получить правильное суждение о состоянии слуховой системы. Нормальный слух (хорошая острота слуха) характеризуется определением шепотной речи на расстоянии более 6м, снижение слуха на расстоянии меньше 5 метров. Работая в парах ученики при помощи цифр, либо слов проверяют остроту слуха друг друга. Записывают показатели.

Диалог с учителем

Работа в парах

4. Этап закрепления изученного материала

Для закрепления тех знаний о слуховом анализаторе, которые мы сегодня усвоили, сделаем несколько заданий в тетради с заданиями под изд. Курмангалиевой Ж.Ж.

На стр. 14, тема 13.

Индивид

5. Рефлексия

Стратегия «Пять пальцев» Учащимся предлагается на чистом листе бумаги обвести кисть руки. На образовавшемся рисунке сделать следующие записи:

Большой палец – Что вспомнили?

Указательный палец – Что повторили?

Средний палец – Что изучили?

Безымянный палец - Чему научились?

Мизинец – Где испытали затруднение?

Индивид

6. Домашнее задание

Параграф 18. Составить глоссарий из 8-10 терминов и определений по пройденной теме.

Индивид

Использованные источники:

1. Учебник 8 класс. Алимкулова Р., Сатимбеков Р., Соловьева А. Алматы «Атамура»

2. Электронный ресурс

3. Электронный ресурс

4. Электронный ресурс. Видеофрагмент

5. Словарь медицинских терминов. Д. Расторгуев.

Приложение 1.

Приложение 2.

Часть уха

Строение

Функции

Наружное ухо

Ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка

Среднее ухо

Полость, заполненная воздухом, в которой находятся слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко) и евстахиева (слуховая) труба

Внутреннее ухо

Орган слуха: овальное и круглое окна, улитка с полостью, заполненной жидкостью, и кортиев орган – звуковоспринимающий аппарат

Орган равновесия (вестибулярный аппарат): три полукруглых канала, отолитовый аппарат


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ И ОСТРОТЫ СЛУХА

Цель: познакомиться с особенностями строения и функциями зрительной и слуховой сенсорной систем, гигиеническими рекомендациями по охране зрения и слуха, методами профилактики сенсорных расстройств.

2) оценить остроту слуха;

Оборудование: таблицы для определения остроты зрения, рулетка

длиной 5 м, указка, сантиметровая лента
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ

Под остротой зрения понимают способность глаза различать две светящиеся точки раздельно. Для раздельного видения двух точек необходимо, чтобы между возбужденными фоторецепторами находился как минимум один невозбужденный фоторецептор. Так как диаметр, например, колбочек равен 3 мкм, то для раздельного видения двух точек необходимо, чтобы расстояние между изображениями этих точек на сетчатке составляло не менее 4 мкм, а такая величина изображения получается при угле зрения 1". При рассматривании под углом зрения менее 1" две светящиеся точки сливаются в одну.

Для определения остроты зрения используют стандартные таблицы с буквенными знаками , которые расположены в 12 строк. Величина букв в каждой строке убывает сверху вниз. Сбоку каждой строки стоит цифра, обозначающая расстояние, с которого нормальный глаз различает буквы данной строки под углом зрения 1".

Остроту зрения можно оценить, пользуясь таблицами различного вида: для детей младшего возраста – таблицей Орловой; для определения остроты зрения в диапазоне от 1,0 до 2,0 ед. – таблицей О. М. Новикова. Также используется буквенная таблица Головина – Сивцева.

Таблицу повесьте на хорошо освещенной стене (освещенность должна быть не ниже 100 лк) или дополнительно осветите ее электрической лампочкой. Испытуемого усадите на стул на расстоянии 5 м от таблицы и предложите ему закрыть один глаз щитком или ладонью. Указкой покажите испытуемому буквы и попросите их назвать. Определение начните с верхней

строчки и, опускаясь вниз, найдите самую нижнюю строку , все буквы которой испытуемый отчетливо видит в течение 2–3 с и правильно называет. Если испытуемый называет правильно знаки десятого ряда, острота зрения составляет 1,0 по таблице Головина – Сивцева и 2,0 ед. по таблице О. М. Новикова.

Затем определите остроту зрения другого глаза. Остроту зрения рассчитайте по формуле

где V – острота зрения; d – расстояние от испытуемого до таблицы; D – расстояние, с которого нормальный глаз должен отчетливо видеть данную строку.

Полученные результаты исследования запишите в тетрадь протоколов опытов, сравните их с нормальной остротой зрения.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА

Наш слуховой орган отличается очень высокой чувствительностью. При нормальном слухе мы способны различать звуки , вызывающие ничтожно малые (исчисляемые в долях микрона) колебания барабанной перепонки.

Чувствительность слухового анализатора к звукам различной высоты неодинакова. Человеческое ухо наиболее чувствительно к звукам с частотой колебаний от 1000 до 3000. По мере понижения или повышения частоты колебаний чувствительность падает. Особенно резкое падение чувствительности отмечается в области самых низких и самых высоких звуков.

С возрастом слуховая чувствительность изменяется. Наибольшая острота слуха наблюдается у 15-20-летних, а затем она постепенно падает. Зона наибольшей чувствительности до 40-летнего возраста находится в области 3000 Гц, от 40 до 60 лет - в области 2000 Гц, а старше 60 лет - в области 1000 Гц.

Минимальная сила звука, способная вызвать ощущение едва слышимого звука, называется порогом слышимости, или порогом слухового ощущения. Чем меньше величина звуковой энергии, необходимая для получения ощущения едва слышимого звука, т. е. чем ниже порог слухового ощущения, тем, стало быть, выше чувствительность уха к данному звуку. Из сказанного вытекает, что в области средних частот (от 1000 до 3000 Гц) пороги слухового восприятия оказываются наиболее низкими , а в области низких и высоких частот пороги повышаются.

Исследование разговорной и шепотной речью является достаточно простым, но надо соблюдать точные правила его проведения, чтобы получить правильное суждение о состоянии слуховой системы.

Исследование слуха проводят в условиях полной тишины, в изолированном от посторонних шумов помещении. Нормальный слух (хорошая острота слуха) характеризуется определением шепотной речи на расстоянии более 6м, снижение слуха на расстоянии меньше 5 метров.

Для исследования различения шепотной речи может быть применена следующая примерная таблица слов (табл.).

Таблица

Таблицы слов для исследования шепотной речи у детей


Слова с низкой частотной характеристикой

Слова с высокой частотной характеристикой

Вова

Саша

Дом

Часы

Окно

Шишка

Ухо

Чай

Море

Спичка

Рыба

Чижик

Волк

Шашка

Дым

Час

Город

Зайчик

Ум

Сеть

Ворон

Чашка

Мыло

Птичка

Урок

Кисть

Гром

Щи

Бык

Чайка

Сделайте вывод о показателях остроты зрения и остроты слуха.