Меню
Бесплатно
Главная  /  Народные способы лечения  /  Младшая медицинская сестра - должностная инструкция, обязанности. Инструкция — Младшая медицинская сестра по уходу за больными Функции младшей медицинской сестры

Младшая медицинская сестра - должностная инструкция, обязанности. Инструкция — Младшая медицинская сестра по уходу за больными Функции младшей медицинской сестры

В функциональные обязанности медсестры, девушки или женщины, действиями которой руководит врач, входит выполнение основного правила: уход за пациентом по указанию начальства и только его. Из этого исходят и другие важные для нее инструкции.

Что должна знать медсестра?

Знания медицинской сестры должны быть достаточно широкими. Ей следует не просто ознакомиться с законами, связанными с системой здравоохранения, а выучить их наизусть, как и права, касающиеся ее непосредственной работы и труда, которым она занимается. Основы пожарной безопасности, задачи медсестры и организацию учреждений здравоохранения такая девушка или женщина должна знать очень хорошо. Руководствоваться ей следует в своей деятельности законом, приказами непосредственного руководителя, материалами, связанными с вопросами медицины, уставом учреждения, правилами гигиены и трудового распорядка и должностной инструкцией (исключительно настоящей).

В этот список входит в основе своей следующее: уход за пациентами и больными, оказание медпомощи до прихода врача; стерилизация инструментов, средств перевязки и других предметов для лечения; контроль за хранением, расходованием и использованием лекарств и препаратов, их учет. Медицинская сестра также занимается обеспечением исключительно правильного прохождения пациентом процедур, а также фиксацией данных о состоянии больного. Она ставит капельницы и инъекции в стационаре, берет пробу крови, готовит инструменты и препараты перед операцией; измеряет давление и температуру, делает уколы, накладывает повязки и тому подобное. Это особенно касается представительниц этой профессии, работающих в травмпунктах, школах и отделениях травматологии.

В функциональные обязанности медсестры в детских поликлиниках входит также патронаж - наблюдение за состоянием ребенка и специальные консультации родителей о том, как ухаживать за ним дома. Участковая медсестра ведет учет людей, пришедших на прием к врачу, а также пациентов, которые ложатся в больницу. В обязанности медсестры входит заполнение медицинских карточек и контрольных листов, заполнение справок. В операционной девушка такой специальности следит за целостностью и комплектностью препаратов и инструментов, помогает хирургу, подавая ему необходимые инструменты по его просьбе с нужной оперативностью. В школах и детских дошкольных учреждениях она также отвечает за сезонные и плановые прививки.


Обязанности младшей медсестры

В ее обязанности входит проведение несложных манипуляций медицинского характера (связанных с банками, компрессами, грелками); смена нательного, а также постельного белья; помощь старшей сотруднице; транспортировка тяжелобольных; наблюдение за соблюдением пациентами правил учреждения, чистотой, порядком. Кроме того, в функциональные обязанности медсестры входит замена старшей медсестры, когда та уходит в отпуск или находится на больничном.

Уход за больными осуществляет средний и младший медицинский персонал.

Средний медицинский персонал

Медицинская сестра - специалист со средним медицинским образованием (оканчивает медицинский колледж). Медицинскую сестру относят к среднему медицинскому персоналу, она выступает помощником врача в лечебно-профилактических учреждениях, выполняет врачебные назначения и осуществляет сестринский процесс. По определению ВОЗ , суть сестринского процесса заключается именно в осуществлении ухода за больными.

Обязанности медицинской сестры зависят от типа и профиля лечебного учреждения, где она работает, её должности и характера выполняемой работы. Существуют следующие должности медсестёр.

· Главная медицинская сестра. В настоящее время это специалист с высшим медицинским образованием, оканчивающий факультет высшего сестринского образования медицинского университета. Она занимается вопросами рациональной организации труда, повышением квалификации среднего и младшего медицинского персонала больницы и осуществляет контроль за его работой.

· Старшая медицинская сестра оказывает помощь заведующему отделением больницы (поликлиники) в административно-хозяйственных вопросах, организует и контролирует работу палатных медицинских сестёр и младшего медицинского персонала.

· Палатная медицинская сестра выполняет врачебные назначения больным в закреплённых за ней палатах, наблюдает за состоянием пациентов, осуществляет уход за ними и организует их питание.

· Процедурная медицинская сестра выполняет врачебные назначения (внутривенные инъекции и вливания), помогает при проведении манипуляций, которые имеет право выполнять только врач, проводит взятие крови из вены для биохимических исследований.

· Операционная медицинская сестра помогает хирургу при хирургических вмешательствах, подготавливает к операции хирургический инструментарий, шовный и перевязочный материал, бельё.

· Участковая медицинская сестра помогает участковому врачу на приёме больных, проживающих на закреплённом за ним участке, выполняет по назначению врача лечебные процедуры на дому и участвует в проведении профилактических мероприятий.

· Медицинские сестры, работающие на приёме больных с врачами узких специальностей (окулистом, оториноларингологом, невропатологом и др.).

· Диетическая медицинская сестра (диетсестра) под руководством врача-диетолога отвечает за организацию и качество лечебного питания, составляет меню, контролирует кулинарную обработку и раздачу пищи, а также санитарное состояние кухни и столовой для больных.

Несмотря на определённое разделение функций медицинских сестёр, существует круг обязанностей, принятый для среднего медицинского звена в целом.


1. Выполнение врачебных назначений: инъекции, раздача лекарств, постановка горчичников, клизм и пр.

2. Осуществление сестринского процесса, в том числе:

1. Сестринский осмотр - первичный осмотр больного, измерение температуры тела, подсчёт частоты дыхательных движений (ЧДЦ) и пульса, измерение АД, контроль суточного диуреза и пр.;

2. Правильный сбор материала для анализов (крови, мокроты, мочи и кала);

3. Обеспечение ухода за больными - уход за кожными покровами, глазами, ушами, полостью рта; контроль за сменой постельного и нательного белья; организация правильного и своевременного питания больных.

3. Оказание первой доврачебной помощи.

4. Обеспечение транспортировки больных.

5. Приём поступивших больных и организация выписки больных.

6. Осуществление контроля за санитарным состоянием отделений.

7. Осуществление контроля за соблюдением больными правил внутреннего распорядка лечебных учреждений и выполнением ими правил личной гигиены.

8. Ведение медицинской документации. Младший медицинский персонал

К младшему медицинскому персоналу относят младших медицинских сестёр, сестёр-хозяек и санитарок.

· Младшая медицинская сестра (сестра по уходу за больными) помогает палатной медицинской сестре в уходе за больными, про-1 водит смену белья, обеспечивает содержание в чистоте и опрятности самих больных и больничных помещений, участвует в транспортировке больных, следит за соблюдением пациентами больничного режима.

· Сестра-хозяйка занимается хозяйственными вопросами, получает и выдаёт бельё, моющие средства и уборочный инвентарь и непосредственно контролирует работу санитарок.

· Санитарки: круг их обязанностей определяется их категорией (санитарка отделения, санитарка-буфетчица, санитарка-уборщица и пр.).

Общие обязанности младшего медицинского персонала следующие:

1. Регулярная влажная уборка помещений: палат, коридоров, мест общего пользования и др.

2. Оказание помощи медицинской сестре в осуществлении ухода за больными: смена белья, кормление тяжелобольных, гигиеническое обеспечение физиологических отправлений тяжелобольных - подача, уборка и мытьё суден и мочеприёмников и пр.

3. Санитарно-гигиеническая обработка больных.

4. Сопровождение больных на диагностические и лечебные процедуры.

5. Транспортировка больных.

Основы медицинской этики (деонтологии)

Медицинская этика (лат. ethica, от греч. ethice - изучение нравственности, морали), или медицинская деонтология (греч. deon - долг; термин «деонтология» широко использовался в отечественной литературе последних лет), - совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:

· научный - раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников;

· практический - область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности.

Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям:

· медицинский работник - больной,

· медицинский работник - родственники больного,

· медицинский работник - медицинский работник.

Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному. Ещё Ибн Сина требовал особого подхода к больному: «Тебе должно знать, что каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично. Редко бывает или совсем невозможно, чтобы кто-нибудь имел одинаковую с ним натуру». Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его неосторожным высказыванием.

Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заинтересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, аккуратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями.

Ещё в древнеиндийской медицине врач говорил своим ученикам-последователям: «Ты теперь оставь свои страсти, гнев, корыстолюбие, безумство, тщеславие, гордость, зависть, грубость, шутовство, фальшивость, леность и всякое порочное поведение. Отныне ты будешь носить твои волосы и твои ногти коротко остриженными, одеваться в красную одежду, вести чистую жизнь». Необходимо всегда помнить, что медику недопустимо без меры использовать парфюмерные и косметические средства. Сильные и резкие запахи могут вызвать нежелательные реакции: от нервного раздражения больного и различных проявлений у него аллергии до острого приступа бронхиальной астмы.

PRIMUM NON NOCERE (лат.) - ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НЕ НАВРЕДИ - это высказывание является главным этическим принципом в медицине.

Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики. Неправильные диагностика, лечение, поведение врача, представителей среднего и младшего медицинского персонала могут привести к физическим и нравственным страданиям пациентов. Недопустимы такие действия мед. работника, как разглашение врачебной тайны, отказ в медицинской помощи, нарушение неприкосновенности частной жизни и пр.

Уход за больным предполагает, помимо всего прочего, также соблюдение определённых правил общения с ним. Важно уделять пациенту максимум внимания, успокаивать его, разъяснять необходимость соблюдения режима, регулярного приёма лекарств, убеждать в возможности выздоровления или улучшения состояния. Нужно соблюдать большую осторожность при разговоре с больными, особенно страдающими онкологическими заболеваниями, которым не принято сообщать истинный диагноз. И в настоящее время остаётся значимым высказывание великого врача древности, отца медицины Гиппократа: «Окружи больного любовью и разумным утешением, но, главное, оставь его в неведении того, что ему угрожает». В некоторых странах больного всё же информируют о серьёзности заболевания, в том числе и о возможном летальном исходе (лат. le-talis - смертельный), исходя из социально-экономических соображений. Так, в США пациент даже вправе возбудить судебное дело против врача, скрывшего от него диагноз раковой опухоли.

Ятрогенные заболевания

Нарушение деонтологических принципов общения с больным может привести к развитию у него так называемых ятрогенных заболеваний (греч. -iatros - врач, -gепеs - порождаемый, возникающий). Ятрогенным заболеванием (ятрогенией) называют патологическое состояние пациента, обусловленное неосторожными высказываниями или поступками врача или другого медицинского работника, которые создают у человека представление о наличии у него какого-либо заболевания или об особой тяжести имеющейся у него болезни. Неадекватные, ранящие и вредящие пациенту словесные контакты могут привести к различным психогенным ятрогениям.

Однако ещё более 300 лет назад «английский Гиппократ» Томас Сиденхем (1624-1689) подчёркивал опасность для пациента не только действий медицинского работника, травмирующих психику больного, но и других возможных факторов - нежелательных последствий медицинских манипуляций. Поэтому в настоящее время к ятрогенным относят любые заболевания, возникновение которых связано с теми или иными действиями медицинских работников.

Так, кроме описанной выше психогенной ятрогении (ятропсихогении), выделяют:

· ятрофармакогении: следствие медикаментозного воздействия на больного - например, побочные действия препаратов;

· манипуляционные ятрогении: неблагоприятное воздействие на больного в процессе его обследования - например, осложнения при проведении коронароангиографии;

· комбинированные ятрогении: следствие воздействия нескольких факторов;

· так называемые немые ятрогении - следствие бездействия медицинского работника.

1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность младшей медицинской сестра по уходу за больными.

2. На должность младшей медицинской сестра по уходу за больными назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование по специальности "Сестринское дело" без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование, дополнительную подготовку по направлению профессиональной деятельности без предъявления требований к стажу работы.

3. Младшая медицинская сестра по уходу за больными должна знать: приемы проведения несложных медицинских манипуляций; правила санитарии и гигиены, ухода за больными; правила сбора, хранения и удаления отходов ЛПУ; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

4. Младшая медицинская сестра по уходу за больными назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя организации в соответствии с действующим законодательством РФ.

5. Младшая медицинская сестра по уходу за больными непосредственно подчиняется руководителю своего структурного подразделения (заведующему отделением) или старшей медицинской сестре.

2. Должностные обязанности

Оказывает помощь по уходу за больными под руководством медицинской сестры. Проводит несложные медицинские манипуляции (постановка банок, горчичников, компрессов). Обеспечивает содержание в чистоте больных, помещения. Обеспечивает правильное использование и хранение предметов ухода за больными. Производит смену постельного и нательного белья. Участвует в транспортировке тяжелобольных. Следит за соблюдением больными и посетителями правил внутреннего распорядка медицинской организации. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

3. Права

Младшая медицинская сестра по уходу за больными имеет право:

  1. вносить предложения руководству по организации и условиям своей трудовой деятельности;
  2. пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;
  3. проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующего квалификационного разряда;
  4. повышать свою квалификацию.

Младшая медицинская сестра по уходу за больными пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

4. Ответственность

Младшая медицинская сестра по уходу за больными несет ответственность за:

  1. своевременное и качественное осуществление возложенных на нее должностных обязанностей;
  2. своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;
  3. соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности;
  4. ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами;
  5. оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и иных правил, создающих угрозу деятельности организации, его работникам и иным лицам.

За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов младшая медицинская сестра по уходу за больными может быть привлечена в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.


Примерный распорядок дня пациентов терапевтического отделения и должностные обязанности младшей медицинской сестры

по уходу за больными.


Время суток

Распорядок дня

Обязанности младшей медицинской сестры

7.00 – 7.30

8.00 – 8.10
8.10 – 8.30

9.00 – 9.30
9.30 – 11.00


13.00 – 13.30

14.30 – 16.30
16.50 – 17.20

20.00 – 21.30



Подъём, термометрия

Утренний туалет


Приём лекарственных средств


Завтрак
Обход врача

Выполнение назначений врача
Приём лекарственных средств


Послеобеденный отдых

Термометрия


Посещение пациентов родственниками

Приём лекарственных средств

Ужин
Выполнение назначений врача


Вечерний туалет


Подготовка ко сну

Ночной сон


Зажигает свет в палатах (зимой), раздает термометры, следит за правильностью термометрии, записывает данные в температурный лист.

Помогает умыться тяжелобольным, перестилает или поправляет постель, транспортирует биологический материал в лабораторию, проветривает палаты.

Участвует в передаче дежурства.

Раздаёт лекарственные средства, назначенные для приёма до еды, раздает лекарственные средства для приёма после еды.

Участвует в обходе, записывает назначения или подготавливает пациентов к исследованиям, сопровождает пациентов в диагностические кабинеты.

Ухаживает за тяжелобольными, ставит компрессы, выполняет другие манипуляции.

Раздаёт лекарственные средства.
Помогает раздавать пищу, кормит тяжелобольных пациентов.

Проветривает палаты, следит за состоянием тишины в отделении, за состоянием пациентов.

Раздает термометры, следит за правильностью термометрии, записывает данные в температурный лист.

Контролирует состав передач.


Раздаёт лекарственные средства, следит за их приёмом.

Помогает раздавать пищу, кормит тяжелобольных пациентов.

Ставит клизмы, банки, горчичники, раздаёт лекарственные средства, помогает дежурной медсестре выполнять вечерние инъекции. Проветривает палаты.

Подмывает, умывает тяжелобольных, поправляет постель, создает удобное положение в постели. Проветривает палаты.

Гасит свет в палатах, укрывает пациентов, следит за тишиной в отделении.

Ежечасно делает обход пациентов. СП осуществляется в течение суток постоянно .


Младшая медицинская сестра осуществляет следующие виды ухода:

Принимает пациента из приёмного отделения, участвует в перекладывании его с каталки на кровать или сопровождает до кровати ходячего пациента, проверяет качество санитарной обработки, знакомит с режимом и правилами внутреннего распорядка лечебного отделения;

Следит за чистотой и порядком в палатах, регулярностью их проветривания, за температурой воздуха в палате, за соблюдением пациентами правил личной гигиены и регулярностью смены постельного и нательного белья;

Осуществляет подачу судна и мочеприёмника, гигиенический уход тяжелобольному пациенту, помощь при рвоте, смену нательного и постельного белья с соблюдением принципов инфекционной безопасности;

Принимает участие в раздаче пищи, кормлении тяжелобольного (рис. 3), осуществляет контроль санитарного состояния палат, тумбочек, холодильников, санитарно-гигиеническую уборку пищеблока;

Измеряет температуру тела, частоту дыхательных движений, пульс, проводит антропометрию, определяет водный баланс, заносит данные в температурный лист, ставит банки, горчичники, компрессы, клизмы, осуществляет уход за постоянным катетером и съемным мочеприёмником, раздает лекарственные средства, выполняет введение лекарственных средств в прямую кишку , наружно, в глаза, нос, уши;

Собирает биологический материал (кал, мочу, мокроту) и транспортирует его в лабораторию;

Готовит пациентов к различным исследованиям и транспортирует их в диагностические кабинеты (рис. 4);

Осуществляет сестринский процесс при нарушении удовлетворения потребностей у тяжелобольного пациента, профилактические мероприятия при риске развития пролежней, уход за стомированными пациентами;

В экстренных случаях оказывает доврачебную неотложную помощь.



Рис.4 Транспортировка тяжелобольного пациента

Рис.3 Кормление тяжелобольных пациентов


Из Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 июля 2010 г. N 541н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» :
.

Должностные обязанности . Оказывает помощь по уходу за больными под руководством медицинской сестры. Проводит несложные медицинские манипуляции (постановка банок, горчичников, компрессов). Обеспечивает содержание в чистоте больных , помещения. Обеспечивает правильное использование и хранение предметов ухода за больными. Производит смену постельного и нательного белья. Участвует в транспортировке тяжелобольных. Следит за соблюдением больными и посетителями правил внутреннего распорядка медицинской организации. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

Должна знать: приемы проведения несложных медицинских манипуляций; правила санитарии и гигиены, ухода за больными; правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации . Начальное профессиональное образование по специальности «Сестринское дело» без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование, дополнительная подготовка по направлению профессиональной деятельности без предъявления требований к стажу работы.

Младшая медицинская сестра подчиняется непосредственно палатной медицинской сестре, а также вышестоящим должностным лицам.

Должностная инструкция младшей медицинской сестры по уходу за больными отражает также права и ответственность специалиста.

Младшая медицинская сестра по уходу за больными имеет право :


  • Вносить предложения руководству предприятия по вопросам оптимизации и совершенствования медико-социальной помощи, в том числе по вопросам своей трудовой деятельности.

  • Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

  • Получать информацию от специалистов предприятия, необходимую для эффективного выполнения своих должностных обязательств.

  • Пользоваться трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российском Федерации
Младшая медицинская сестра по уходу за больными несет ответственность :

  • За надлежащее и своевременное исполнение возложенных на него должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией

  • За организацию своей работы и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений от руководства предприятия.

  • За обеспечение соблюдения подчиненными ей работниками своих обязанностей.

  • За несоблюдение правил внутреннего порядка и правил техники безопасности.
За совершенные в процессе проведения лечебных мероприятий правонарушения или бездействие; за ошибки в процессе осуществления своей деятельности, повлекшие за собой тяжкие последствия для здоровья и жизни пациента; а также за нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов младшая медицинская сестра по уходу за больными может быть привлечена в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Инфекционный контроль и профилактика внутрибольничной инфекции

Масштаб проблемы внутрибольничной инфекции (ВБИ)
Известно, что внутрибольничные инфекции представляют актуальную проблему современного здравоохранения.

Ещё более 2000 лет назад Гиппократ доказал, что чистота – это профилактика болезней. Современные медики только подтверждают эту мысль, поэтому в медицине так высоки требования к гигиене и чистоте.

Проблема ВБИ возникла ещё в античные времена с появлением первых больниц. Одно из основных функций стационаров вплоть до XIX века была изоляция инфекционных больных, при этом профилактика внутрибольничных заражений практически отсутствовала, а условия содержания пациентов не выдерживали никакой критики. Частота раневой инфекции достигала 100 %, около 60 % ампутаций завершалось гибелью пациентов. Крайне высокой была смертность среди женщин, рожавших в условиях стационара: например, во время вспышки «родильной горячки» в 1765 году погибло 95 % родильниц. Несмотря на то, что отдельные меры лечения и профилактики были известны ещё в древности.


Рис.5 И. Земмельвейс наблюдает за обработкой рук врачей и акушеров
В 1843 Оливер Уэнделл Холмс впервые сделал выводы, что медперсонал, заражая своих пациентов «послеродовой лихорадкой» посредством немытых рук. После проведения обследований Холмс пришёл к выводу: «Болезнь, известная как послеродовая лихорадка, является заразной, поскольку часто врачи и средний медицинский персонал переносят её от одной больной к другой». В 1847 году венгерский врач-акушер Игнац Земмельвейс доказал, что обработка рук предупреждает ВБИ. С самого начала своей акушерской практики он интересовался проблемами родильной горячки, которая считалась «бичом» европейского акушерства 19 столетия. Огромное количество женщин за рождение ребёнка вынуждены были платить собственной жизнью. Заболевания начиналось на третий или четвёртый день после родов, появлялась высокая температура и через несколько дней женщина умирала,

несмотря на все старания врачей помочь избавится от болезни. Высока была и смертность новорожденных. Все считали это вполне нормальным явлением . Больше двух лет мучился Земмельвейс этим вопросом, непрерывно наблюдая за работой врачей и акушерок. В мае 1847 года он нашёл причину и сразу предложил, чтобы все врачи, акушерки и студенты, перед тем как приступить к работе тщательно мыли руки и несколько минут держали их в растворе хлорной извести (рис.5). Такое решение первоначально вызвало протесты персонала, но через месяц показатель смертности снизился и из ста поступивших женщин умирали только две.

Появление антибиотиков в 40-х годах 20-го столетия вызвало появление антибиотикорезистентных микроорганизмов. Это привело к осознанию необходимости комплексного подхода к решению проблем ВБИ. Уже в середине прошлого столетия появились первые программы эпидемиологического наблюдения за ВБИ и документальные подтверждения необходимости программ инфекционного контроля.

Большой вклад в профилактику ВБИ внесла Вирджиния Хендерсон.

Профилактика внутрибольничной инфекции не только в России, но и во всех странах мира является основной задачей. В последние годы , по данным ВОЗ, регистрируется значительно больше случаев внутрибольничной инфекции.

По определению, данному Европейским региональным бюро ВОЗ, внутрибольничная инфекция (ВБИ) – это любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения в неё за лечебной помощью, или инфекционное заболевание сотрудника вследствие его работы в данном учреждении (вне зависимости от времени проявления клинических симптомов).

Внутрибольничные инфекции в ряде случаев приводят к летальному исходу, а при благоприятном исходе – увеличиваются сроки пребывания пациента в стационаре (в среднем на 10 дней), в 4 раза повышается стоимость его лечения.

Структура ВБИ в стационарах специфична и определяется коечной ёмкостью, профилем и характером проводимого в медицинской организации лечения, а также нозологией и возрастным составом госпитализируемых. В большинстве крупных многопрофильных стационарах чаще встречаются гнойно-септические инфекции, кишечные инфекции, гепатиты и ВИЧ.

Нередко встречаются так называемые классические инфекции: корь, краснуха, эпидемический паротит, грипп, туберкулёз, дифтерия, дизентерия.

ВБИ «накладываются» на основные заболевания пациента в виде суперинфекций или реинфекций (суперинфекция – наслоение возбудителя иного вида инфекций на уже имеющиеся инфекционное заболевание; реинфекция – это повторное инфекционное заболевание, вызванное тем же возбудителем), ухудшая состояние организма, удлиняя сроки выздоровления и лечения, и принося, тем самым экономический ущерб, как больному, так и медицинской организации. Кроме того, на протяжении всего срока госпитализации больной ВБИ при определённых обстоятельствах является источником инфекции для других пациентов и персонала.

В лечебных организациях ВБИ представляют для пациентов и медицинских работников серьёзную опасность.

Концепция, разработанная Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, определяет основные направления совершенствования национальной системы профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи . Стратегической задачей здравоохранения является обеспечение качества медицинской помощи и создания безопасной среды пребывания для пациентов и персонала в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность. Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП) , являются важной составляющей этой проблемы в силу широкого распространения негативных последствий для здоровья пациентов, персонала и экономики государства.

Общим критерием для отнесения случаев инфекций к ИСМП является непосредственная связь их возникновения с оказанием медицинской помощи (лечением, диагностическими исследованиям и т.д.). Поэтому к ИСМП относят случаи инфекции, не только присоединяющиеся к основному заболеванию у госпитализированных пациентов, но и связанные с оказанием любых видов медицинской помощи (в амбулаторно-поликлинических, санаторно-оздоровительных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения).
Факторы, способствующие распространению инфекций,

связанных с медицинской помощью (ИСМП) :

Рост ИСМП порожден комплексом факторов, в числе которых:


  • Создание крупных больничных комплексов со своеобразной экологией: большой плотностью населения, представленного преимущественного ослабленными контингентами и медицинским персоналом, постоянно и тесно общающимся с больными; замкнутостью окружающей среды, своеобразием её микробиологической характеристики (циркуляция ряда штаммов, условно патогенных микроорганизмов).

  • Наличие постоянного большого массива источников возбудителей инфекций в ряде пациентов, поступающих в стационарах с нераспознанными инфекционными болезнями, лиц, у которых ВБИ наслаивается на основное заболевание в стационаре и медперсонале (носители, больные стёртыми формами инфекции).

  • Активизация естественных механизмов передачи возбудителей инфекционных болезней, особенно воздушно-капельного и контактно-бытового, в условиях тесного общения больных, медперсонала в ЛУ.

  • Бессистемное неконтролируемое применение антимикробных средств приводит к формированию устойчивых госпитальных штаммов микроорганизмов, устойчивых к среде стационара (УФО, действию дезинфекционных и лекарственных средств).

  • Увеличение числа пациентов, выхаживаемых и вылечиваемых, благодаря достижению современной медицины, увеличению числа пожилых лиц и наличие большого числа новорожденных и детей с ослабленным иммунитетом.

  • Внедрение новых диагностических и лечебных манипуляций с использованием сложной технике, которая требует особых методов обработки .

  • Недооценка проблем ВБИ и экономические трудности в стране.

  • Санитарное состояние лечебных учреждений и гигиеническая культура, как пациентов, так и персонала, эффективность дезинфекционных мер и стерилизации.

  • Состояние пищеблоков и водоснабжения.
Основной целью национальной Концепции профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи является определение стратегии профилактики ИСМП для снижения уровня заболеваемости и связанной с ней нетрудоспособности, смертности пациентов, а также социального и экономического ущерба. Для этого необходимо разработать теоретические основы управления ИСМП и внедрение в практику здравоохранения научно обоснованной системы эпидемиологического надзора и комплекса эффективных организационных, профилактических, противоэпидемических и лечебно-диагностических мероприятий.
Виды возбудителей, вызывающих внутрибольничную инфекцию
В настоящее время описано около 100 нозологических форм ВБИ, связанных более чем с 200 видами микроорганизмов (бактерии – 90%; вирусы, плесневые и дрожжеподобные грибы, простейшие – 10%).

Возбудители ВБИ, в зависимости от степени патогенности для человека, делятся на две группы:


  1. облигатно-патогенные, на долю которых приходится до 15% всех ВБИ;

  2. условно-патогенные, являющиеся причиной 85% ВБИ.
Группа ВБИ облигатно-патогенной природы представлена парентеральными вирусными гепатитами (В, С, D) , риск инфицирования которыми существует во всех типах стационаров. В эту группу также входят сальмонеллезы, шигеллезы, хламидии, грипп, острые респираторные, острые кишечные вирусные инфекций, ВИЧ-инфекция, герпетическая и др.

Облигатно-патогенные микроорганизмы обладают факторами активного проникновения во внутреннюю среду и подавления защитных сил организма, выделяют экзотоксины. Развитие эпидемического процесса внутрибольничной инфекции, вызываемого облигатно-патогенными микроорганизмами, возникает чаще в результате заноса инфекции в стационар извне из-за несоблюдения противоэпидемического режима.

Основная масса ВБИ на современном этапе вызывается условно-патогенными микроорганизмами . К ним относятся представители следующих родов микроорганизмов:

а) грамположительные бактерии : золотистый и эпидермальный стафилококки (до 60% всех случаев внутрибольничных инфекции), стрептококки и др.; б) грамотрицательные бактерии : энтерококк, эшерихия, клебсиелла, протей, цитробактер, псевдомонады и др. (рис. 6).

Большинство видов условно-патогенных микроорганизмов являются нормальными обитателями кожи, слизистых оболочек, кишечника, причем отмечаются у всех или многих людей и в больших количествах, не оказывая на здоровый организм патогенного влияния. Они часто обнаруживаются в воде, почве, пищевых продуктах, на предметах и других объектах внешней среды. Условно-патогенные микроорганизмы вызывают заболевания у ослабленных людей при попадании в обычно стерильные полости и ткани в необычно большой инфицирующей дозе. Для них часто применяется термин «гнойно-септические инфекции».

Возникновение и распространение заболеваний, вызванных условно-патогенными микроорганизмами, целиком и полностью определяются причинами, которые действуют лишь в госпитальных условиях . Адаптированный к конкретным условиям стационара возбудитель определенного вида, резистентный к лечебным и дезинфекционно-стерилизационным мероприятиям называется госпитальным штаммом .


Рис.6 Возбудители ВБИ

Характеристика возбудителей ВБИ по локализации

патологического процесса
ВБИ мочевыводящих путей. Наиболее часто вызываются грамотрицательными бактериями (кишечная палочка, клебсиелла, протей, серрация, псевдомонады и др.), среди грамположительных встречаются энтерококки, стафилококки, стрептококки группы В . Основным фактором инфицирования мочевыводящих путей являются уретральные катетеры. Риск инфицирования возрастает с увеличением продолжительности нахождения катетера в мочеиспускательном канале.

Респираторные инфекции. Ранее основной причиной считали стрептококки и стафилококки , сейчас наблюдается явное преобладание грамотрицательных бактерий , причем внутрибольничные пневмонии, вызванные этими возбудителями, протекают тяжелее, чем вызванные грамположительными, с процентом летальности до 50%. В настоящее время не подлежит сомнению, что возбудителем пневмоний является легионелла . Спорадические вспышки внутрибольничных пневмоний могут вызывать ацинетобактеры , псевдомонады . Особенно тяжело, с высокой летальностью (70-80%), протекают пневмонии, вызванные синегнойной палочкой . Фактором, предрасполагающим к пневмонии, является эндотрахеальная интубация. Высок риск возникновения пневмоний после хирургических вмешательств.

Инфекции области хирургического вмешательства. Ведущую роль в развитии этих инфекций (до 15% всех ВБИ) играет банальная кожная эндофлора (стафилококки, энтерококки др.); у ослабленных и пожилых больных часто наблюдаются микст-инфекции (сочетание нескольких возбудителей специфической инфекции). В ожоговых стационарах ведущим возбудителем ВБИ также остается золотистый стафилококк , на втором месте – синегнойная палочка и энтеробактерии .

Инфекции пищеварительного тракта. Возбудителями внутрибольничного гастроэнтерита являются сальмонеллы , шигеллы , кишечная палочка , аэромонады , кампилобактерии .

Бактериемия и сепсис. Бактериемия чаще вызывается энтеробактериями , к ним относятся: кишечная палочка , клебсиелла , энтеробактер , серрация , протей , кроме того, псевдомонадами . Первоисточниками инфекции чаще являются желудочно-кишечный тракт, мочеполовая система и кожные покровы. Предрасполагающими факторами – оперативные вмешательства, медицинские манипуляции.

Среди грамположительных возбудителей основным является золотистый стафилококк , реже эпидермальный и сапрофитный . Причиной являются абсцессы кожных покровов. Контаминация происходит через различные медицинские инструменты.

Способы передачи некоторых возбудителей ВБИ

ГЛАВА 4 ОБЯЗАННОСТИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

ГЛАВА 4 ОБЯЗАННОСТИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

В больницах существует двухступенчатая (врач, медицинская сестра) и трехступенчатая (врач, медицинская сестра, младшая медицинская сестра) система обслуживания больных. С 1968 г. в детских больницах вместо санитарки введена должность младшей медицинской сестры (медицинская сестра по уходу). При двухступенчатой системе медицинская сестра не только выполняет назначения врача и проводит процедуры, но и обеспечивает уход за больными. При трехступенчатой системе младшая медицинская сестра проводит уборку помещений, следит за своевременной сменой белья, чистотой предметов ухода, помогает больным и ухаживает за ними.

В обязанности младшей медицинской сестры входит:

Влажная уборка палат, кабинетов, операционных, коридоров, мест общего пользования;

Смена нательного и постельного белья;

Санитарная обработка больных;

Ежедневный туалет, уход за кожей, волосами, ушными раковинами, глазами, полостью рта больных и т.д.;

Подача судна, мочеприемника, их дезинфекция;

Профилактика пролежней;

Пеленание и подмывание детей;

Контроль за санитарным состоянием прикроватных тумбочек. Подготовка младших медицинских сестер осуществляется непосредственно в больницах, а также на краткосрочных курсах, организованных при Союзе обществ Красного Креста и Красного Полумесяца

(СОКК и КП).

Медицинская сестра - представитель среднего медицинского звена. Это помощник врача в лечебно-профилактических, детских дошкольных и школьных учреждениях, самостоятельный медицинский работник в рамках своей компетенции (уход, манипуляции и т.д.).

На должность медицинской сестры назначают лиц, окончивших медицинские училища со сроком обучения не менее 2 лет и получивших свидетельство о присвоении им квалификации медицинской

сестры.Медицинскимисестрамимогутработатьстудентымедицинского вуза, успешно закончившие три курса дневного обучения.

Медицинская сестра отделения. Для выполнения своих обязанностей медицинская сестра должна владеть разнообразными навыками. Медицинская сестра тщательно и неукоснительно выполняет все назначения лечащего врача, а в экстренных случаях - дежурного врача. Она обязана проследить, чтобы ребенок принял назначенные ему лекарственные средства, и при необходимости - помочь запить их водой и т.д. Одновременно медицинская сестра осуществляет уход за больными, психологически помогает больному ребенку и его родителям преодолевать сложности периода болезни. Она следит за санитарным состоянием закрепленных за ней палат, делает необходимые записи в медицинских картах стационарных больных о выполнении лечебных и гигиенических назначений.

Медицинская сестра присутствует на врачебном обходе больных, сообщает врачу сведения о состояния здоровья детей, получает дальнейшие указания по уходу за больными и выполняет их. В обязанности медицинской сестры входят измерение температуры тела больного и ее регистрация в температурном листе медицинской карты стационарного больного, подсчет пульса, частоты дыхания, определение АД, массы тела, заполнение журналов консультаций специалистов и др. По назначению врача медицинская сестра (с помощью младшей медицинской сестры) измеряет суточное количество мочи и мокроты.

По назначению врача медицинская сестра собирает материалы для анализов (моча, кал, мокрота и др.), доставляет их в лабораторию, получает результаты исследований и приклеивает бланки ответов в медицинские карты стационарных больных. Сопровождает детей из одного отделения в другое (по назначению врача) на рентгенологические, эндоскопические, радиологические и другие исследования, осуществляет транспортировку больных (при переводе из отделения в отделение и т.д.).

Медицинская сестра следит за чистотой, тишиной и порядком в палатах; обучает детей и их родителей правилам личной гигиены; заботится о своевременном снабжении больных всем необходимым для лечения и ухода, проводит гигиенические ванны, а также смену нательного и постельного белья.

В обязанности медицинской сестры входит контроль за лечебным питанием, а при необходимости и личное участие в раздаче пищи,

кормлении тяжелобольных и детей младшего возраста; контроль за передачами больным и их правильным хранением. Исходя из назначений врача, медсестра составляет порционные требования на питание больных в 2-х экземплярах и передает их на пищеблок и в буфет.

На медицинскую сестру возложены обязанности контролировать выполнение больными, а также младшим медицинским персоналом, родителями и посетителями установленных правил внутреннего распорядка больницы. Во время ночного дежурства эти обязанности никем не дублируются.

Медицинская сестра отвечает за образцовое содержание сестринского поста, исправное состояние медицинского и хозяйственного инвентаря; соблюдает правила хранения лекарственных средств; составляет требования на лекарственные средства, перевязочные материалы и предметы ухода за детьми; следит за своевременным возвращением медицинских карт стационарных больных от специалистов, вносит в них результаты исследований.

По назначению заведующего отделением или лечащего врача медицинская сестра вызывает для консультации специалистов из других отделений, заказывает машину для перевозки ребенка в другое лечебно-профилактическое учреждение.

Медицинская сестра принимает вновь поступивших в отделение детей, проводит осмотр кожи и волосистой части головы ребенка для исключения инфекционных заболеваний и педикулеза, помещает больных детей в соответствующие палаты, докладывает о вновь поступивших больных врачу. В ее обязанности входит ознакомление вновь поступивших детей с правилами внутреннего распорядка, режимом дня и правилами личной гигиены, санитарно-просветительная работа.

Распределение работы палатной медицинской сестры в течение суток представлено в таблице 9.

Таблица 9. Примерный план работы палатной медицинской сестры в течение

суток


Медицинская сестра в педиатрическом отделении больницы долж-

на уметь выполнять следующие манипуляции:

1)кормить ребенка, в том числе через зонд, промывать желудок;

2)ставить клизмы всех видов (очистительные, сифонные и др.);

3)вводить газоотводную трубку;

4)проводить катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером (у детей старше 1 года);

5)ставить горчичники, банки, компрессы;

6)давать лекарственные средства через рот;

7)втирать лекарственные средства;

8)закапывать лекарственные растворы в глаза, нос, уши;

9)накладывать пластырь;

10)проводить внутрикожные, подкожные, внутримышечные и внутривенные (последние - по разрешению врача) вливания;

11)измерять артериальное давление;

12)проводить непрямой массаж сердца;

13)проводить искусственную вентиляцию легких (ИВЛ);

14)брать мазки из зева;

15)собирать материал для лабораторных исследований (моча, кал, пот, рвотные массы и др.);

16)проводить физиотерапевтические процедуры (по назначению врача);

17)вести мониторное наблюдение за больным и замечать отклонения на дисплее;

18)проводить желудочное и дуоденальное зондирование.

Работа медицинской сестры выполняется по графику, утвержденному заведующим отделением. Во время дежурства медицинская сестра без разрешения врача не имеет права покидать свой пост и отлучаться из отделения.

Старшая медицинская сестра. Старшая медицинская сестра организует работу среднего и младшего медицинского персонала, кроме того, в ее обязанности входят соблюдение санитарно-эпидемического режима в отделении, обучение поступающих новых работников, организация занятий по повышению их квалификации. Исключительно важна ее роль в правильной организации ухода за детьми, хранении детского питания и строгом выполнении всех медицинских (врачебных) назначений. Она составляет график дежурств медсестер и табели на заработную плату, контролирует наличие лекарственных средств в аптеке, заказывает недостающие, следит за пополнением отделения необходимым инструментарием и предметами ухода за детьми. В случае заболевания медсестры своевременно находит замену на дежурство. В отделении новорожденных старшая медицинская сестра ежедневно до начала работы проводит осмотр персонала и матерей (измерение температуры тела, осмотр зева и кожи).

Медицинская сестра процедурного кабинета. Штатным расписанием отделения предусмотрена должность медицинской сестры процедурного кабинета, осуществляющей наиболее сложные медицинские манипуляции; она помогает врачу в проведении тех манипуляций, которые имеет право выполнять только врач (переливание крови, пункции, введение контрастных веществ и др.). Кроме того, имеется также должность сестры-хозяйки, отвечающей за хозяйственный инвентарь, проведение генеральной уборки всех помещений, смену белья.

Прием и сдача дежурств - наиболее ответственный момент работы медицинской сестры. Медицинская сестра не имеет права самостоятельно покинуть пост даже в том случае, если не явилась ее смена.

Прием и передача дежурства медицинскими сестрами проводится покроватно с визуальным контролем наличия каждого больного ребенка. Сдающая пост медицинская сестра знакомит принимающую пост медицинскую сестру с больными детьми, передает необходимые сведения об индивидуальных особенностях их лечения и ухода. На утренней конференции медицинская сестра делает сообщение о проведенной работе.

При заступлении на дежурство медицинские сестры (сдающая и принимающая пост) совместно проводят обход больных, при этом особое внимание обращают на тяжелобольных, санитарное состояние палат, соблюдение правил личной гигиены. В журнал сдачи дежурств заносится объем невыполненной за предыдущую смену работы у того или иного больного, а также врачебные назначения дежурного врача, данные о раздаче сильнодействующих лекарственных средств, подготовке детей к лабораторным и инструментальным исследованиям и т.п. Заступающая на дежурство медицинская сестра принимает термометры, шприцы, медикаменты, предметы ухода (поильники, грелки, подкладные судна, мочеприемники и пр.), инвентарь, ключи от шкафов с лекарственными средствами общего списка. Она получает заранее составленный список назначений на исследования и направления в разные лаборатории и специализированные кабинеты. Проверяет наличие достаточного количества чистого белья на всю смену.

Особое внимание медицинские сестры должны уделять больным, находящимся на постельном и строгом постельном режиме. Если не организован индивидуальный пост, то необходимо постоянно подходить и следить за больным ребенком, не допускать его длительного пребывания в одном и том же положении (например, на спине), для чего следует переворачивать больного время от времени с одного бока на другой. Менять положение больного ребенка в постели необходимо с большой осторожностью и без резких движений. Подчас приходится удерживать ребенка в постели, так как дети не всегда осознают необходимость соблюдать покой или бывают возбуждены.

В конце смены медицинская сестра составляет сводку движения больных: количество больных в отделении на начало суток, количество поступивших, выбывших (отдельно: выписанные, переведенные в

другие отделения или лечебно-профилактические учреждения, умершие) и состоящих на начало следующих суток. Эти сведения ежедневно передаются в приемное отделение больницы.

Медицинский пост - рабочее место медицинской сестры (рис. 4).

Рис. 4. Сестринский медицинский пост

Медицинский пост расположен вблизи палат, чтобы дети, особенно тяжелобольные, находились под постоянным визуальным контролем. С этой целью стены палат или перегородки между ними делают из толстослойного или органического стекла. На посту медицинской сестры должны быть следующие необходимые предметы:

Стол с запирающимися на ключ выдвижными ящиками для хранения медицинских карт стационарных больных, бланков, медицинского инструментария и пр.;

Шкаф для хранения медикаментов;

Телефоны городской и местной сети;

Холодильник;

Компьютер (при компьютеризированной системе обработки данных) или монитор для связи с больными;

Питьевая вода;

Настольная лампа.

Рабочее место медицинской сестры должно содержаться в чистоте и быть укомплектованным необходимыми предметами. От состояния рабочего места во многом зависит эффективность работы медицинской сестры. Старшая медицинская сестра отделения, заканчивая рабочий день, снабжает сестринские посты всем необходимым на следующие сутки.

Медицинская документация утверждается Минздравсоцразвития РФ и используется в лечебно-профилактических учреждениях в виде унифицированных бланков.

Медицинская карта стационарного больного (ф. ? 003/у) (история болезни) - основной первичный медицинский документ, который заполняют на каждого больного, находящегося в стационаре лечебного учреждения. В медицинскую карту стационарного больного вносят все данные о больном, включая результаты динамического наблюдения и лечения. В нее вклеивают результаты лабораторных, инструментальных и других исследований, ежедневно записывают показатели утренней и вечерней температуры тела, пульса и частоты дыхания, артериального давления, а при необходимости - и суточное количество мочи (диурез). В медицинской карте стационарного больного медицинская сестра отмечает время поступления больного в отделение и результаты осмотра на наличие педикулеза, расписывается. В листе назначений отмечает время выдачи лекарственного средства, в температурном листе - массу тела и рост ребенка при поступлении, температуру тела больного утром и вечером, далее один раз в 7-10 дней отмечает дни приема ванны и смены белья, ежедневно - стул ребенка.

Медицинская карта стационарного больного является юридическим документом. Она хранится в течение 25 лет и поэтому должна вестись строго по установленной форме. В ней не допускается какихлибо исправлений; запрещается заклеивать, стирать, зачеркивать ранее написанное, дописывать. Медицинская сестра отвечает за сохранность медицинских карт стационарных больных, которые хранят в ящике или шкафу, запирающемся на ключ, в не доступном детям и их родителям месте.

Направления в лабораторию заполняет медицинская сестра. В них отмечают фамилию, имя и возраст ребенка, номер медицинской карты стационарного больного, название отделения и перечень показателей, которые следует определить.

В сестринские листы медицинская сестра вносит из медицинских карт стационарных больных врачебные назначения каждому больно-

му. Форма заполнения произвольная. Лучше составлять индивидуальные сестринские листы на каждого ребенка отдельно, но можно заполнять их по виду манипуляций, диет, лекарственных средств с перечислением фамилий детей.

В журнале сдачи (приема и передачи) дежурств отмечают количество находящихся на посту детей, фамилии вновь поступивших и выбывших больных с указанием диагноза. Кроме того, перечисляют лихорадящих детей с указанием температуры тела, дают оценку динамики клинических симптомов у тяжелобольных, перечисляют все внеплановые манипуляции и принятые меры помощи, выполненные дежурным врачом и по его назначению. Отдельно приводят список детей, подготовленных в соответствии с врачебными назначениями к диагностическим и лечебным процедурам (эндоскопическое, рентгенологическое, ультразвуковое исследования и т.д.).

В журнале движения больных отделения отмечаются сведения о движении больных: количества выбывших и поступивших.

В журнале учета инфекционных больных фиксируют фамилию, имя, возраст ребенка, доставленного с инфекционным заболеванием, диагноз, дату, контакты и принятые меры.

В журнал учета и расходования наркотических средств медсестра вносит необходимую информацию об имеющихся и использованных за смену наркотических средствах. То же в отношении учетных средств (этот журнал иногда заполняет старшая медицинская сестра).

Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку (форма? 058/у) составляет медицинский работник (сестра) и посылает в центр санитарно-эпидемиологического надзора.

Медицинская сестра приемного отделения заполняет:

Титульный лист медицинской карты стационарного больного

(форма? 003/у);

Журнал госпитализации больных (форма? 011/у);

Журнал отказа в госпитализации;

Журнал госпитализированных больных (составляется список в алфавитном порядке для службы справок);

Журнал свободных мест в отделениях (движения);

Журнал учета инфекционных больных (плюс экстренные извещения);

Журнал госпитализации больных, поступающих без сопровождения с описанием основных внешних примет (безнадзорные и беспризорные дети).

Работа с лекарственными средствами. Одной из важнейших обязанностей медицинской сестры является участие в лечебном процессе, которое проявляется прежде всего в раздаче лекарственных средств. Лекарственные препараты оказывают на организм разнообразное действие, включая местное и общее. Однако, помимо основного терапевтического, они могут вызывать побочные или нежелательные эффекты. Последние уменьшаются и даже полностью ликвидируются после снижения дозы и отмены лекарственного средства. Возможны случаи непереносимости лекарств, приводящей к тяжелейшим осложнениям (например, анафилактический шок). Медицинская сестра обязана не только знать обо всех возможных побочных реакциях на введение того или иного лекарственного препарата, но и уметь оказывать экстренную доврачебную помощь.

Хранение лекарственных средств осуществляют в специальных запирающихся шкафах, находящихся под контролем постовой медицинской сестры. В шкафу лекарственные средства располагают по группам на отдельных полках с соответствующей надписью: стерильные, внутренние, наружные, глазные капли, инъекционные. У задней стенки ставят более крупную посуду, впереди - мелкую. Это позволяет, не переставляя лекарственные средства, прочитать этикетку, выбрать нужный препарат. Кроме того, каждая полка должна быть разделена: например, «внутренние» - на отделения для порошков, таблеток, микстур. Можно на одной полке поместить порошки, таблетки, капсулы, на другой - микстуры, растворы и т.д. Так хранят лекарственные средства общего списка. Без этикеток хранение лекарственных средств недопустимо.

Особо строгие требования предъявляются к ядовитым и сильнодействующим лекарственным средствам. Для них выделяются небольшие по объему сейфы или металлические шкафы, которые постоянно находятся под замком.

В сейфе (шкафу) с надписью «А» находятся ядовитые и наркотические лекарственные средства, а в сейфе (шкафу) с надписью «Б» - сильнодействующие средства. На внутренней поверхности каждого из сейфов помещают перечень находящихся ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств с указанием высших разовых и суточ-

ных доз (в зависимости от возраста ребенка). Здесь же должны быть таблицы противоядий. Запасы ядовитых и наркотических средств не должны превышать 5-дневной потребности, сильнодействующих - 10-дневной.

Для учета прихода и расхода ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств ведется специально пронумерованный, прошнурованный и скрепленный сургучной печатью лечебного учреждения журнал по следующей форме:

Журнал, а также требования на получение и отпуск ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств сохраняются в отделении в течение 3 лет. Затем эти документы в присутствии комиссии уничтожаются, о чем составляют акт.

Ключи от сейфов (шкафов) «А» и «Б» хранятся только у лиц, назначенных приказом по лечебному учреждению. Обычно это старшая сестра отделения. Ответственные лица несут уголовную ответственность за несоблюдение правил хранения и хищение медицинских препаратов, особенно это касается ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств.

Медсестры должны быть проинструктированы о сроках и способах хранения каждого средства, применяемого в отделении.

Лекарственные средства, обладающие сильным запахом (йодоформ, лизол, нашатырный спирт и др.) и легко воспламеняющиеся (эфир, этиловый спирт), хранят в отдельном шкафу. Отдельно хранят также красящие лекарственные средства (йод, бриллиантовый зеленый и т.д.).

Срок годности лекарственных средств заводского изготовления, как правило, составляет 2-5 лет, но может быть и большим. Срок хранения определяется по маркировке. Каждой промышленной партии выпускаемых медикаментов присваивается заводская серия, которая маркируется не менее чем пятью цифрами. Две последние цифры спра-

ва - год выпуска, две предыдущие - месяц выпуска, остальные - заводская серия.

Более короткие сроки годности имеют лекарственные средства, приготовленные в аптеке. Все емкости (коробки, банки, флаконы), содержащие лекарственные средства, изготовленные в аптеке, снабжаются соответствующими этикетками, на которых указывают наименование, дату изготовления и срок хранения.

Установлены сроки хранения и реализации лекарственных средств, приготовленных в аптеках: 2 сут - для инъекционных растворов, глазных капель, настоев, отваров, слизей; 3 сут - для эмульсий; 10 сут - для остальных лекарственных средств. Стерильные растворы в бутылках (не в ампулах) могут храниться не более 3 сут. Признаками порчи лекарственных средств являются изменение внешнего вида, в частности появление налета, хлопьев, пятен на таблетках, дополнительного запаха, изменение цвета.

На медицинском посту не должно быть просроченных или негодных к употреблению лекарственных средств.

При хранении лекарственных средств следует соблюдать определенные температуру и влажность, контролировать степень освещенности, сохранность упаковок и т.д. Жидкие лекарственные средства, такие как настои и отвары, быстро портятся и поэтому должны храниться в холодильнике при температуре от 2 до 10 °С. Такие же требования предъявляются к хранению эмульсий, некоторых антибиотиков (пенициллин и др.), сывороток, растворов, содержащих глюкозу, инсулин и т.д. Лекарственные средства, быстро разрушающиеся на свету (бром, йод), следует хранить в емкостях из темного стекла и в темном помещении.

При хранении лекарственных средств запрещается помещать их вместе с дезинфицирующими растворами и средствами для технических целей. Медицинская сестра не имеет права переливать лекарственное средство из одной емкости в другую, отклеивать и переклеивать этикетки, произвольно соединять лекарственные средства (например, таблетки с порошками и т.д.).

Раздача лекарственных средств осуществляется медицинской сестрой в строгом соответствии с назначением врача, который указывает в медицинской карте стационарного больного даты назначения и отмены лекарственных средств. Лекарственные средства принимают до, во время, после еды и перед сном. Самым распространенным, простым и удобным способом введения лекарственного средства

является энтеральный путь, т.е. прием лекарства через рот или внутрь. Этот способ надежно контролируется. Внутрь в основном принимают твердые лекарственные формы: таблетки, драже, порошки, капсулы (рис. 5). Порошки в саше предназначены для разведения водой. Реже внутрь назначают жидкие лекарственные формы: растворы, отвары, микстуры и др. Следует помнить, что чем меньше возраст ребенка, тем шире используется назначение жидких лекарственных форм.

Рис. 5. Твердые лекарственные формы:

а - таблетки; б - драже; в - порошки (в саше); г - порошки или микросферы с энтеросолюбивной оболочкой в желатиновых капсулах

Приступая к раздаче препаратов, медицинская сестра должна вымыть руки с мылом, при необходимости сменить халат, надеть маску. Во избежание ошибок необходимо уметь определять лекарственные средства по форме, цвету, запаху, вкусу. Ребенок должен принимать лекарственные средства только в присутствии медицинского персонала - медицинской сестры, врача.

Существует несколько способов раздачи лекарственных средств в условиях детского отделения. Можно пользоваться лотками, разделенными на ячейки с указанием фамилий больных. В них заранее раскладывают лекарственные средства. Прежде чем положить лекарственное средство в ячейку, следует сверить название, указанное на упа-

ковке, с названием лекарственного средства в медицинской карте стационарного больного или сестринском листе. Затем медицинская сестра обходит с лотком все палаты. Другой способ - использование передвижного столика, на котором разложены лекарственные средства для приема внутрь, графин с водой, мензурки, ложки, чистые пипетки. Этот столик медицинская сестра вкатывает в палату и поочередно перемещает к кровати каждого больного, если тот находится на постельном режиме. Ходячие больные самостоятельно подходят к столику, где под контролем сестры принимают лекарственные средства.

При раздаче порошков бумажку, в которую упакован порошок, разворачивают и, придав ей форму желоба, высыпают порошок на язык ребенка, затем предлагают запить его водой. Не следует выдавать лекарственные средства ребенку на руки, тем более по несколько таблеток сразу. Важно соблюдать последовательность приема лекарственных средств. Проглотив таблетку, надо запить ее жидкостью, делая небольшие, но частые глотки. Это объяснено тем, что таблетка проходит через пищевод в течение 2-5 мин. Если делать большой глоток, то вода быстро проходит мимо таблетки и последняя может остановиться в пищеводе. Частые небольшие глотки воды или комки пищи способствуют более быстрому прохождению лекарственного средства в желудок.

В настоящее время выпускается большое количество лекарственных средств в сиропе. Дети, особенно младшего возраста, с большой охотой принимают их. Таблетки дети глотают с трудом, а дети моложе 3 лет практически никогда не могут проглотить их. Поэтому перед приемом таблетки размельчают. Таблетку или порошок иногда приходится растворять в сладкой воде, сиропе, давать порошок вместе с едой и т.д. Детям грудного возраста назначенную дозу лекарственного средства в жидкой форме часто вводят дробно, чтобы ребенок не поперхнулся. Если ребенок не хочет принимать лекарственное средство, то приходится насильно открывать рот следующим образом: 1) двумя пальцами осторожно нажимают на щеки; 2) зажимают нос и в этот момент ребенок открывает рот. Некоторые микстуры (не раздражающие слизистую оболочку рта) детям первых месяцев жизни можно давать из соски.

Микстуры, отвары дают в градуированных стаканчиках с делениями 5, 10, 15, 20 мл. При отсутствии градуированной посуды учитывают, что водного раствора в чайной ложке около 5 мл, в десертной -

10 мл, в столовой - 15 мл. Спиртовые настои, а также жидкие экстракты отмеряют с помощью чистых пипеток одноразового пользования. Использование одной и той же пипетки для раздачи разных лекарственных средств запрещается.

Некоторые сердечные препараты (валидол, нитроглицерин) принимают под язык. При невозможности введения лекарственных средств через рот их вводят в виде свечей в прямую кишку. Свечи детям вводят только медицинские сестры. При лечении заболеваний органов дыхания активно используется ингаляционный способ введения лекарственных средств, имеющий многочисленные варианты в виде аэрозолей и спреев, предусматривающих наличие специальной упаковки и клапанно-распределительной системы.

Особенности техники введения лекарств у детей грудного возраста. Обычно используют мерную ложку, которую кладут на край нижней губы ребенка и наклоняют ее так, чтобы лекарство постепенно перетекло в рот. Лекарство можно вводить при помощи специального шприца. Для этого кончик шприца кладут в уголок рта и сироп направляют к внутренней стороне щеки, но не в горло. Процедуру выполняют медленно, чтобы ребенок успевал заглатывать содержимое. Кроме того, лекарство можно вводить через специальную соску. Такое приспособление позволяет одновременно лечить ребенка и успокаивать.

По показаниям медицинской сестре приходится применять наружные способы введения лекарственных средств: закапывание капель, введение мази или вдыхание порошка в нос, закапывание капель в ухо, закапывание капель в конъюнктивальный мешок глаз или закладывание мази за нижнее веко, наложение мазей на кожу. Все эти манипуляции выполняются индивидуально и обычно по времени отделены от раздачи лекарственных средств, также как парентеральные процедуры, связанные с инъекциями лекарственных средств. Тем не менее, их выполнение строго регламентировано и требует от медицинской сестры постоянного внимания и контроля.

Необходимо предупреждать больных и их родителей, что при приеме некоторых лекарственных средств (висмут, железо, хинолиновые и т.п.) может изменяться цвет мочи и кала.

Обязанности медицинской сестры в поликлинике. Среднему и младшему медицинскому персоналу в детской поликлинике отводится особая роль. Меньше времени уделяется непосредственной работе с больным ребенком, как в больнице, и в большей степени медицин-

ская сестра выполняет функции помощника врача, канцелярскую работу. Функциональные обязанности работы медицинской сестры во многом определяются особенностями работы врача того или иного профиля.

Участковая медицинская сестра. Основной формой работы медицинской сестры является профилактическое наблюдение за здоровьем детей. Используется метод диспансерного контроля. Возможность диспансерного наблюдения и помощи на различных ее этапах обеспечивается структурой организации детской поликлиники.

Участковая медицинская сестра (под контролем врача) проводит дородовый патронаж беременной, цель которого - медицинское консультирование будущей матери (родителей) в вопросах педиатрии: подготовка груди к лактации, рациональное питание, борьба с вредными привычками, обеспечение оптимальных условий быта, создание благоприятной психологической обстановки, наличие предметов ухода за ребенком, формирование нового стиля жизни семьи при появлении ребенка и т.д. Первое посещение беременной проводят сразу после взятия ее на учет при поступлении сведений из женской консультации (12-23 нед). Второй патронаж проводят при сроке беременности 32 нед (в период декретного отпуска), с учетом ее нормального хода. Уточняется адрес, где будет жить молодая семья после рождения ребенка, наличие детской комнаты (уголка новорожденного).

Патронаж новорожденного. По регламенту врач-педиатр совместно с патронажной сестрой посещает новорожденного на дому в первые три дня после выписки из родильного дома. Если ребенок - первенец в семье, то визит приходится на первый день. Изучается выписка из родильного дома, проводится тщательный осмотр ребенка с оценкой состояния его здоровья. Медицинская сестра оценивает состояние лактации у женщины, проводит подробный инструктаж по технике грудного вскармливания и уходу за ребенком. Тщательно выясняют, как сосет ребенок грудь матери, какие делают перерывы между кормлениями, нет ли рвоты, срыгиваний, беспокойства, выдерживает ли ночной перерыв. Проводится антропометрическое исследование: измеряют длину и массу тела, окружность головы и грудной клетки. В конце осмотра составляется индивидуальный план ведения новорожденного (количество и сроки патронажей, консультации у специалистов, комплекс оздоровительных мероприятий). Последующее наблюдение за новорожденным ребенком врач и медсестра осущест-

вляют поочередно. Медицинская (патронажная) сестра в течение первой недели посещает новорожденного через 1-2 дня, а затем на протяжении первого месяца - еженедельно, чередуя посещения с педиатром.

Диспансерное наблюдение. По достижении ребенком возраста 1 мес участковый врач и медицинская сестра ежемесячно оценивают динамику физического развития, дают необходимые советы по уходу и профилактике «контролируемых» заболеваний (рахит, анемия, йодный дефицит и др.), проводят профилактические прививки.

Детей второго года жизни осматривает 1 раз в квартал. Оценивают физическое и нервно-психическое развитие, по показаниям назначают общие анализы мочи и крови, 1 раз в год исследуют кал на яйца глистов. С трех лет детей осматривают 1 раз в полгода, а с четырех лет - 1 раз в год. Врач выявляет группы детей повышенного риска по развитию ряда заболеваний и больных детей, нуждающихся в особом наблюдении, поручая контроль за ними участковой медицинской сестре. Медицинская сестра следит за фактическим местом проживания ребенка.

Амбулаторный прием. Участковая медицинская сестра подготавливает рабочее место к приему больных, заготавливает бланки, подбирает амбулаторные и диспансерные карты для врача, следит, чтобы в амбулаторную карту были внесены все результаты анализов. Под контролем врача медицинская сестра пишет различные справки, направления на исследования, заполняет статистические талоны («Талон амбулаторного пациента», ф. ? 0325-12/у), карты экстренного извещения, санаторно-курортные карты, под диктовку врача выписывает рецепты, регулирует очередь приема к врачу, проводит необходимые измерения (антропометрия, измерение артериального давления) и т.д.

Работа медицинских сестер в других кабинетах (врача-невропатолога, кардиолога, эндокринолога, гематолога) имеет значительное сходство с работой участковой медицинской сестры. В некоторых случаях, например на приеме врача-офтальмолога, для медицинской сестры выделена специальная сестринская зона, где она по специальной программе проводит обследование детей, пришедших на прием к врачу-офтальмологу: проверяет остроту зрения, измеряет по показаниям внутриглазное давление и т.д. Медицинской сестре отоларингологического кабинета обычно поручается исследование шепотной и разговорной речи, ольфактометрия, взятие мазков из

зева, носа, наружного слухового прохода и др. Медицинские сестры хирургических и прикладных специальностей (хирургического, стоматологического, физиотерапевтического, бальнеологического, отоларингологического кабинетов) большое внимание уделяют подготовке инструментария.

Уход за больными на дому. Основная причина посещений больного ребенка медицинской сестрой на дому - выполнение врачебных назначений, в основном инъекций. Участковые медицинские сестры обеспечиваются специальными сумками с наборами необходимых принадлежностей. Во время посещения больного на дому медицинская сестра занимается санитарно-просветительской работой, дает необходимые рекомендации по уходу за ребенком. При необходимости организации «стационара на дому» и назначении комплексного лечения медицинская сестра осуществляет внутримышечные инъекции и внутривенные вливания, посещая больного по несколько раз в день.

Отпуск лекарственных средств детям в поликлинике. Если больному ребенку необходимы лекарственные средства, то участковый врач выписывает обычные или льготные рецепты (детям до 3 лет, инвалидам с детства, инвалидам по заболеванию), с частичной или полной оплатой. Медицинские сестры должны знать основные лекарственные средства, используемые в педиатрической практике, показания и противопоказания к их назначению, правила применения (формы лекарственных препаратов, связь с приемом пищи), возможные побочные эффекты. Кроме того, в отечественных аптеках имеются в продаже безрецептурные формы лекарственных препаратов, что позволяет населению самостоятельно использовать те или иные лекарственные формы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Что такое двух- и трехступенчатая система обслуживания детей в больнице?

2.Перечислите обязанности младшей медицинской сестры.

3.Перечислите обязанности палатной медицинской сестры.

4.Каков примерный план работы палатной медицинской сестры в течение суток?

5.Какими манипуляциями должна владеть медицинская сестра?

6.В чем заключается сдача и прием дежурства в детском отделении больницы?

7.Как оборудован пост медицинской сестры?

8.Какие виды медицинской документации используются в терапевтическом отделении?

9.Какие данные заносятся в температурный лист?

10.Какие требования предъявляются к хранению лекарственных средств в отделении?

11.Назовите особенности раздачи лекарственных средств, принимаемых через рот, детям разного возраста.

12.Как регламентированы сроки хранения отдельных лекарственных средств?

Общий уход за детьми: Запруднов А. М., Григорьев К. И. учебн. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. 2009. - 416 с. : ил.