Меню
Бесплатно
Главная  /  Профилактика  /  Реакция на тяжелый стресс и нарушение адаптации. Симптомы болезни - нарушения адаптации

Реакция на тяжелый стресс и нарушение адаптации. Симптомы болезни - нарушения адаптации

Adjustment Disorder

Описание

Расстройством адаптации называют длительную негативную реакцию на стрессовое событие или ситуацию. Причиной может быть стресс или сочетание стресса и расстройства организма. Это расстройтво серьезно ухудшает социальное и профессиональное состояние.

Есть несколько подтипов расстройства адаптации, которые характеризуются:

  • Подавленным настроением;
  • Тревогой;
  • Сочетанием тревоги и депрессии;
  • Нарушением поведения;
  • Сочетанием нарушения эмоционального состояния и поведения.

Причины расстройства адаптации

Расстройство адаптации развивается в результате реакции на стрессовые события или серьезные изменения в жизни. Некоторые причины стресса:

  • Проблемы во взаимоотношениях;
  • Финансовые трудности;
  • Семейные конфликты;
  • Взаимоотношения в школе;
  • Изменения на работе;
  • Изменение образа жизни;
  • Проблемы со здоровьем;
  • Развод;
  • Смерть близких людей;
  • Проблемы сексуальности.

В некоторых случаях, проблемы (например, проживание в небезопасном, неблагополучном месте) может привести к развитию расстройства адаптации в течении длительного периода времени.

Факторы риска

Некоторые люди могут иметь предрасположенность к расстройству адаптации. Восприимчивость может зависеть от таких факторов, как:

  • Генетика;
  • Приспособляемость;
  • Социальные навыки;
  • Возможности решения проблемы;
  • Пол: женщины, как полагают, подвержены более высокому риску расстройства адаптации, чем мужчины (даже в детском возрасте)

Люди, которые сталкиваются с медицинскими проблемами или живущие в сложных условиях, могут подвергаться повышенному риску. В этих группах населения, расстройства адаптации было диагностировано у 50% людей.

Некоторые факторы из раннего детства также могут привести к тому, что человек может страдать от расстройства адаптации в будущем. К ним относятся:

  • Частые переезды в детстве;
  • Социальное происхождение (слишком бедная, или наоборот, богатая семья);
  • Экстремальные воздействия (например, война) или травмы, в результате которых развивается расстройство адаптации или посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

Лица, которые имеют высокий риск возникновения расстройство адаптации также часто подвержены другим расстройствам, таким как тревожность, депрессия, биполярное расстройство, или желудочное расстройство.

Симптомы расстройства адаптации

Обычно расстройство адаптации проходит в течение 6 месяцев после вызвавших стресс событий. В случае хронического расстройства, симптомы могут длиться более шести месяцев. Обычно они связаны с постоянным наличием источника стресса.

Для того, чтобы диагностировать расстройство адаптации, симптомы должны мешать социальной жизни и здоровью человека.

Симптомы включают в себя:

  • Подавленное настроение, грусть;
  • Затруднение дыхания;
  • Боль в груди;
  • Тревога или беспокойство;
  • Чувство неспособности справиться с поставленными жизненными или профессиональными задачами;
  • Чувство неспособности планировать свое будущее;
  • Ощущение невозможности продолжать повседневную деятельность в текущей ситуации;
  • Затруднения в повседневной деятельности;
  • Расстройства поведения;
  • Наличие других эмоциональных и поведенческих расстройств.

Диагностика расстройства адаптации

Доктор оценивает наличие стрессоров и определяет, насколько они могут сильны, чтобы вызвать у пациента расстройство адаптации.

Также проводится обследование, чтобы убедиться, нет ли расстройств или заболеваний, таких как депрессия, тревожное расстройство, или пост-травматическое стрессовое расстройство. Врач может направить пациента к психиатру для диагностики и лечения.

Лечение расстройства адаптации

Главная цель лечения состоит в том, чтобы вылечить симптомы, и возвратить человека к нормальному эмоциональному состоянию и повседневной жизни. Лечение также не позволяет расстройству адаптпции перасти в глубокую депрессию. Лечение включает следующие варианты:

Психотерапия

Психотерапия, или психоанализ, является основным методом лечения расстройства адаптации. Терапия используется, чтобы помочь людям понять, почему стрессовое событие вызвало симптомы, и развивать механизмы сопротивления для будущих стрессоров. Терапия является кратковременной мерой и может перейти в одну из следующих форм: индивидуальная терапия, семейная терапия, терапия поведения, или групповая терапия.

Прием лекарственных препаратов

Лекарства могут использоваться в комбинации с терапией, чтобы облегчить общие симптомы. Могут быть назначены антидепрессанты или успокаивающие лекарства на кратковременной основе до излечения симптомов расстройства адаптации.

Профилактика расстройства адаптации

Хотя на сегодняшний день нет методов профилактики расстройства адаптации, своевременная диагностика и лечение дают очень хороший результат.

Согласно DSM-III-R, расстройство адаптации является дезадаптивной реакцией на отчетливо обнаруживаемый психосоциальный стресс или стрессы, проявляющейся через 3 мес после начала действия стресса. Данная патологическая реакция может восприниматься субъектом как личное несчастье, это не обострение психического заболевания, которое отвечает другим критериям. Расстройство, как правило, прекращается вскоре после того, как прекращается действие стресса, или же, если стресс остается, достигается новый уровень адаптации. Реакция является дезадаптивной из-за нарушений в социальной или профессиональной деятельности или из-за проявлений, выходящих за рамки нормальных, обычных, ожидаемых реакций на подобный стресс. Следовательно, данный диагноз не должен ставиться, если больной отвечает критериям более специфического расстройства.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

Расстройства адаптации встречаются очень часто. В ходе одного обследования у 5% больных, находящихся в клинике более 3 лет, были выявлены расстройства адаптации. Этот диагноз чаще ставится подросткам, но бывает в любом возрасте.

ЭТИОЛОГИЯ

Расстройства адаптации усиливаются при наличии одного или более стрессов. Тяжесть стресса или стрессов не всегда обусловливает тяжесть расстройства адаптации. Личностная организация и культурные или общественные нормы и ценности вносят свой вклад в неадекватную реакцию на стресс. Ее тяжесть является комплексной функцией степени, количества, продолжительности, обратимости, окружающей среды и личностных отношений. В качестве примера можно указать, что потеря родителя совершенно по-разному переносится в возрасте 10 и 40 лет.

Стрессы могут быть единичными, такими как развод или потеря работы, или множественными, такими как смерть дорогого человека, наступающая вто же самое время, когда человек теряет работу или тяжело болеет соматически. Стрессы могут быть периодическими, такими как сезонные трудности по работе, или постоянными, такими как хронические заболевания или проживание в бедности. Дискордантные внутрисемейные отношения могут вызвать расстройства адаптации, которые влияют на всю семью в целом. Если же нарушения способности к адаптации возникают ужертвы преступления или в результате тяжелой болезни, расстройство ограничивается одним лицом. Иногда расстройства адаптации появляются в группе или общественной прослойке, стрессы оказывают влияние на нескольких лиц, как при стихийном бедствии или при расовых, социальных или религиозных преследованиях. Специфические стадии развития, такие как начало школы, расставание с домом, вступление вбрак, рождение ребенка, неуспех в достижении поставленной цели в профессиональном отношении, уход из дома последнего ребенка и выход на пенсию, часто сопутствуют расстройствам адаптации.

Некоторые психоаналитики считают, что один итотже стресс вызывает целый ряд разных реакций у нормальных людей. На протяжении своей жизни Фрейд проявлял интерес к вопросу отом, почему стрессы обыденной жизни у одних людей вызывают заболевание иневызывают у других, почему заболевание принимает ту или иную форму и почему определенные явления предрасполагают, а другие не предрасполагают к развитию психопатологии. Он придавал существенную роль конституциональным факторам и считал, что взаимодействие этих факторов с житейскими переживаниями вызывает фиксацию.

Психоаналитические исследования подчеркивают важную роль, которую играет мать и лица, воспитывающие больного, в выработке его способности реагировать на стресс. Особое значение имеет концепция Winnicott о достаточно хорошей матери, которая прислушивается к нуждам ребенка и оказывает ему поддержку, ив этом случае он, вырастая, становится способен бороться с фрустрацией, когда сталкивается сней в жизни.

При наличии одновременного расстройства личности или органического поражения также может развиться нарушение адаптации. Подобная подверженность может также явиться результатом утраты родителя в детском возрасте.

ДИАГНОЗ

Хотя, по определению, расстройство адаптации наступает после стресса, симптомы необязательно начинаются немедленно, иточнотак же они не сразу исчезают, когда прекращается стресс. При постоянно действующем стрессе расстройство может продолжаться всю жизнь. Оно может также наступать в любом возрасте. Его проявления очень многообразны, причем наиболее частыми у взрослых являются депрессивные, тревожные и смешанные симптомы.

Соматические симптомы наиболее часто наблюдаются у детей и пожилых лиц, но могут быть иу других. Иногда больные проявляют насилие и безрассудство, пьют, совершают правонарушения или изолируются от общества. Ниже приведены диагностические критерии DSM-III-R для расстройств адаптации.
А. Реакция на явный психосоциальный стресс (или множественные стрессы), которая появляется в течение 3 мес после начала воздействия стресса(ов).
Б. На дезадаптивный характер реакции указывает один из следующих:
1) нарушение в профессиональной (включая школу) деятельности или в обычной социальной жизни или во взаимоотношениях с другими,
2) симптомы, выходящие за рамки нормы и ожидаемых реакций на стресс.
В. Расстройство является не просто примером чрезмерной реакции на стресс или обострением одного из ранее описанных психических расстройств.
Г. Реакция дезадаптации длится не более 6 мес.

ПОДТИПЫ РЕАКЦИЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

РАССТРОЙСТВО АДАПТАЦИИ С ДЕПРЕССИВНЫМ НАСТРОЕНИЕМ
При расстройстве адаптации с депрессивным настроением основными проявлениями являются депрессивное настроение, страх и безнадежность. Этот подтип следует отличить от тяжелого депрессивного расстройства или неосложненной утраты.

РАССТРОЙСТВО АДАПТАЦИИ С ТРЕВОЖНЫМ НАСТРОЕНИЕМ
Симптомы, наблюдающиеся при расстройстве адаптации с тревожным настроением, такие как сердцебиение, дрожание и ажитация, следует отличать от расстройств ввидетревожности.

РАССТРОЙСТВО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ СО СМЕШАННЫМИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ ЧЕРТАМИ
Основными проявлениями расстройства приспособления со смешанными эмоциональными чертами являются комбинация тревоги и депрессии или других эмоций. Этот подтип нужно дифференцировать от депрессивных и тревожных расстройств.

РАССТРОЙСТВО АДАПТАЦИИ С НАРУШЕНИЕМ ПОВЕДЕНИЯ
При расстройствах адаптации с нарушением поведения основным проявлением является поведение, при котором больной посягает на права других или нарушает принятые в обществе нормы, втом числе и возрастные. Примерами такого поведения являются прогулы, вандализм, безрассудные гонки на автомобиле и борьба. Эту категорию следует отличать от расстройств поведения.

РАССТРОЙСТВО АДАПТАЦИИ С НАРУШЕНИЕМ РАБОТЫ ИЛИ УЧЕБЫ
Это - расстройства адаптации, которые препятствуют работе или учебе, если ранее у данного лица таких нарушений в этом отношении не было. Часто наблюдаются тревога и депрессия, поэтому данное состояние надо дифференцировать от депрессивных и фобических расстройств.

Ниже приводятся клинические характеристики расстройства адаптации с нарушением работы или учебы.

Главные особенности: тяжелый стресс, препятствующий любому виду работы или учебы, проявляющийся в тревожности во время экзаменов или при проведении каких-либо тестов, неспособности писать деловые бумаги, делать доклады или заниматься артистической деятельностью; трудности в концентрации внимания в процессе работы, избегание работы или учебы, с утратой социального контроля; эти нарушения отсутствуют в периоды времени, когда субъект не думает о трудности в работе иучебе; наличие адекватных интеллектуальных и профессиональных способностей; нормальное выполнение работы или учебы в прошлом; применение специальных усилий, направленных на работу и учебу, даже если они потом вторично подавляются выше описанными симптомами.

Дополнительные особенности: тревога и депрессия; нарушения сна; компульсивное поведение; дезорганизация дневного распорядка; расстройства аппетита; злоупотребление наркотиками, алкоголем или табаком; одиночество.

Так девятнадцатилетний студент колледжа, проходящий повторно второй курс, обратился вслужбупсихического здоровья из-за трудностей, связанных с обучением. Он вполне мог выучить первый параграф, хорошо написав его и усвоив, однако не способен продвинуться дальше и, следовательно, ему угрожает опасность завалить 2 или 3 предмета. Ему также трудно посещать занятия, так как он много спит.

Он утверждает, что трудности начались около 2 лет назад и продолжались в течение всего первого года обучения, но он каким-то образом умудрялся справляться со своими курсовыми работами и сдавать экзамены.

Больной посещал частную среднюю школу и хорошо успевал до последнего класса, когда у него появились трудности, после того как уего матери обнаружили рецидив рака иона умерла. Унего не было конфликтов по поводу пребывания в колледже, иему очень хотелось победить эти трудности и продолжать образование для того, чтобы стать юристом.

Обсуждение. Нарушение способности к обучению клинически очень значимо, так как оно очень мешает стремлению больного к карьере. Потому оно классифицировано как расстройство адаптации с нарушением способности к обучению.

Большинство случаев нарушения (торможения) способности к работе и учебе является проявлением личностного расстройства, обычно компульсивного личностного расстройства. Но в этом случае расстройство, видимо, появилось внезапно вответ на психологический стресс, а факты, которые могли бы подтвердить диагноз расстройства личности, отсутствуют.
Диагноз по DSM-III-R Ось I: Расстройство адаптации с торможением способности к обучению.

РАССТРОЙСТВО АДАПТАЦИИ С АУТИЗМОМ
Диагноз расстройства адаптации с аутизмом ставится в случаях наличия социального аутизма без депрессии и тревоги.

РАССТРОЙСТВО АДАПТАЦИИ С ФИЗИЧЕСКИМИ ЖАЛОБАМИ
Расстройство адаптации с физическими жалобами проявляется такими симптомами, как головная боль, усталость или другие соматические жалобы.

РАССТРОЙСТВО АДАПТАЦИИ, НИГДЕ БОЛЕЕ НЕ КЛАССИФИЦИРУЕМОЕ (ДРУГОЕ НАЗВАНИЕ ОТСУТСТВУЕТ, ДНО)
Расстройство адаптации, нигде более не классифируемое, представляет собой резидуальную категорию для атипичных дезадаптивных реакций на стресс. Примерами являются неадекватные реакции на физическое заболевание, такие как полное отрицание диагноза и отказ от лечения.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

Расстройства адаптации следует дифференцировать от состояний, не относящихся к психическому расстройству. Согласно DSM-III-R, эти события, не связанные с психическим расстройством, не вызывают нарушений в общественной и профессиональной деятельности или каких-либо симптомов или проявлений, выходящих за рамки нормальных критериев на стресс. Вследствие отсутствия абсолютных критериев для облегчения дифференциального диагноза между расстройством адаптации и состоянием, не связанным с психическим заболеванием, желательно обследовать больного вусловияхстационара.

Хотя и неосложненная утрата близкого человека также включает временное нарушение социальной и профессиональной деятельности, наблюдающиеся нарушения остаются в рамках нормальной реакции на потерю любимого человека и, таким образом, не рассматриваются как расстройство адаптации.

Другие расстройства, от которых следует отличать расстройство адаптации, включают тяжелое депрессивное расстройство ввиде соматизации, расстройство, связанное со злоупотреблением психоактивными веществами, расстройства поведения и посттравматические расстройства, связанные со стрессом.

Во всех случаях эти диагнозы должны быть названы как основные, если они отвечают соответствующим критериям, даже при наличии стресса или ряда стрессов, которые могли служить провоцирующим моментом. Однако у некоторых больных отмечаются заболевания, отвечающие критериям обоих расстройств, расстройства личности и расстройства адаптации.

При посттравматическом стрессовом расстройстве симптомы, развивающиеся после психологически травматизирующего события или событий, выходят за рамки нормальных человеческих переживаний. Это означает, что подобные симптомы можно ожидать после данных стрессов у большинства людей. Стресс может быть перенесен индивидуально (изнасилование или нападение) или среди людей (например, на поле сражения). Целый ряд стихийных бедствий, таких как наводнение, авиационные катастрофы, атомная бомбардировка и лагеря смерти, также расцениваются как сильные стрессы. Стресс всегда содержит психологический компонент, а часто и сопутствующий соматический компонент, который оказывает непосредственное повреждающее воздействие на нервную систему. Считается, что это расстройство более тяжелое и длительное, когда стресс обусловлен поступками человека (например, изнасилование), чем внешними причинами (например, наводнение).

ПРОГНОЗ

Прогноз при расстройствах адаптации в целом благоприятен при соответствующем лечении. Большинство больных возвращаются к прежнему образу жизни в течение 3 мес. Подросткам для выздоровления требуется больше времени, чем взрослым. Некоторым, особенно подросткам, диагноз «расстройство адаптации» затем меняют на диагноз «расстройства настроения» или «расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами».

ЛЕЧЕНИЕ

Психотерапия является методом предпочтительной терапии для расстройств адаптации. Особенно полезной может оказаться групповая терапия для больных, перенесших одинаковый стресс-например, группа вышедших на пенсию лиц или группа больных, находящихся «на искусственной почке». В результате индивидуальной психотерапии больной начинает понимать роль, которую сыграл стресс вего заболевании, и изживает старые травмы. Иногда после успешной терапии больные, перенесшие расстройство адаптации, становятся более сильными, чем до заболевания,
хотя в этот период у них не было какой-либо патологии.

Психиатрическое лечение расстройства адаптации должно проводиться разумно, чтобы избежать вторичной выгоды. Болезненное состояние может быть вознаграждено для лица, ранее не сталкивавшегося с этой проблемой, тем, что оно снимает снего ответственность. Таким образом, внимание врача, сочувствие и понимание, которые" необходимы для успеха, могут стать подкреплением в процессе развития вторичной выгоды. Надо учитывать все эти факторы при проведении психотерапии. Когда симптомы вторичной выгоды уже развились, лечение становится более трудным.

Иногда при лечении тревоги, часто возникающей улиц, страдающих расстройством адаптации, хороший эффект оказывают антитревожные агенты; менее часто - трициклические антидепрессанты, которые оказываются эффективными при депрессии. Действительно, когда врач планирует курс антидепрессивной терапии, он должен пересмотреть диагноз и продумать особенности депрессивного расстройства. Лишь единичные или же вообще никакие заболевания не могут быть излечимы только лекарствами. Больные, у которых расстройства адаптации включают нарушения поведения, иногда совершают правонарушения, конфликтуют с начальством на работе или вшколе. Не рекомендуется, чтобы врачи старались спасти таких больных от ответственности за свои действия. Слишком часто такая доброта только подкрепляет социально неприемлемые способы редукции напряжения и препятствует выработке критики и последующему улучшению эмоционального состояния.

Поскольку при расстройствах адаптации может быть четко прослежен стресс, часто предполагают, что психотерапия не показана, ичто расстройство окончится самостоятельно. Но эта точка зрения не учитывает, что многие лица, испытавшие такой же стресс, не обнаруживают болезненных симптомов, ичто это- патологическая реакция. Психотерапия может помочь субъекту лучше приспособиться к перенесению стресса, если он необратим или ограничено время, и может служить превентивной мерой в случае, если стресс повторяется.

Социальная дезадаптация

В результате социализации личности формируется полноценный субъект, способный полноценно участвовать в жизни общества. Социализация личности и социальная адаптация тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Они могут рассматриваться в качестве тождественных понятий, или как осуществляющиеся в непрерывной взаимосвязи.

В результате неудачной социализации происходит нарушение социальной адаптации человека.

Замечание 1

Социальная дезадаптация, или десоциализация – частичная или полная неспособность адаптироваться к окружающей социальной среде.

Механизм социальной адаптации функционирует с раннего детства. Благодаря ему индивид учится соблюдать определенные правила и нормы, общаться в соответствии с принятыми в данном обществе правилами, корректировать свое поведение согласно возникающим ситуациям.

Сбой в работе адаптационного механизма ведет к нарушениям во взаимоотношениях между индивидом и обществом, человек не может в полной мере взаимодействовать с окружающими.

Причины социальной дезадаптации

Нарушения социальной адаптации происходят в результате следующих факторов:

  • эмоциональная депривация и социальная изоляция в детстве;
  • дисгармоничное развитие детей, воспитывающихся в интернатах, детских домах и т.д., то есть в институционализированных учреждениях;
  • педагогическая и социальная запущенность;
  • неудачная социализация в семье и, как следствие, формирование акцентуаций характера;
  • деформированные родительско-детские отношения;
  • формирование личности в антисоциальном окружении;
  • развитие аддиктивных форм поведения;
  • психические расстройства, как следствие нарушенных родительско-детских отношений.

Нарушения социальной адаптации проявляются в следствие нарушенной или неудачной социализации, действия негативных психологических механизмов

Замечание 2

Социально-психологическая дезадаптация развивается при биологических и физических нарушениях (заболевания нервной системы, травмы головного мозга, инфекционные заболевания, сопровождающиеся высокой температурой и интоксикацией); нарушениях психологического характера (акцентуации характера, особенности нервной системы – излишнее возбуждение, слабость, нарушение волевых процессов и т.д.); социальных нарушениях (отвержение ребенка, неправильное воспитание, попадание во враждебную или непривычную обстановку).

На формирование психопатий, акцентуаций, аномалий иного характера большое влияние оказывает семья.

Формирование психопатий может осуществляться следующим образом (О.В. Кербиков): посредством усвоения и подражания форм поведения взрослых; в результате закрепления негативных реакций; через непосредственное культивирование аномальных черт характера у ребенка.

Если в семье отсутствуют чувства привязанности и тепла, наблюдаются негативные действия (невыполнение обещаний, несправедливые упреки, ущемление нормальных желаний и т.д.), культивируется чувство вины перед родителями, то происходит нарушение социализации, формирование неврозов, развивается социальная дезадаптация.

Проявления нарушений социальной адаптации

К нарушениям социальной адаптации, возникшей в результате нарушения коммуникации относятся:

  • неспособность осуществлять основную деятельность (работа, учеба);
  • неумение удовлетворять основные социальные потребности;
  • отсутствие навыков продуктивного общения;
  • неспособность осуществлять заданные социальные роли в межличностных отношениях;
  • невозможность испытывать состояние относительно долгого внутреннего комфорта без присутствия внешних или внутренних конфликтов.

Социальная адаптация выражается в депривации, если ребенок развивался в социальной изоляции. При этом дети отвергают контакты с другими людьми, боятся их, у них наблюдается отсутствие эмоций и чувств. Такие индивиды склонны к приступам гнева, аффектам, у них отсутствуют высокие чувства, слабо сформированы моральные качества, наблюдается низкая фрустрационная толерантность.

Синдром госпитализма – состояние, характерное для детей длительное время находящихся в больнице, интернате, детском доме. Дефицит общения вызывает формирование эмоциональных нарушений, ведет к отставанию в физическом и психическом развитии, к социальной дезадаптации .

Крайним вариантом социальной дезадаптации является педагогическая запущенность, выражающаяся в задержке интеллектуального, эмоционального, физического развития, в нарушении поведения.

Школьная десоциализация наблюдается при выделении ученика из группы остальных школьников: внешние данные, низкая или высокая успеваемость, индивидуальные особенности и т.д. Возникает при резком изменении внешности ребенка, смене привычной среды и др. Отсутствие поддержки, насмешки и отторжение со стороны взрослых приводит к утрате своего места в обществе, разрушению установленных социальных связей.

К психическим расстройствам, вызывающим социальную дезадаптацию относятся шизофрения, аутизм, обсессивно-компульсивное расстройство, биполярное расстройство личности.

Социальная запущенность проявляется в:

  • искаженном развитии социально-коммуникативных качеств;
  • незрелости социальных потребностей;
  • сложностях принятия и реализации социальных ролей;
  • низком уровне сформированности социальной рефлексии.

По сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях, дети закрытых институциональных учреждений, как правило, отстают в психическом развитии, эмоционально неустойчивы. У них отмечается ограниченность словарного запаса, снижена активность, мало оценочных суждений, им сложно организовать без участия взрослых свою деятельность.

В подростковом возрасте у детей закрытых институциональных учреждений наблюдается слабое развитие мотивационной сферы, ограничено целеполагание, их самооценка во многом зависит от окружения, характерен инфантилизм. Реакция на фрустрацию носит агрессивный характер (угрозы, упреки, обвинения и т.д.).

Замечание 3

Нарушение социальной адаптации может носить частичный или полный характер. При частичном нарушении индивид перестает соприкасаться с определенными видами жизнедеятельности, контактировать с некоторыми людьми: отказывается от общения с приятелями, не ходит на работу и т.д. Полная десоциализация характеризуется нарушением контактирования во всех сферах жизнедеятельности, индивид прекращает общение с самыми близкими людьми, замыкается в себе и теряет связь с действительностью.

Согласно нормам Федерального Закона «О статусе военнослужащих», отбор кандидатов для прохождения срочной или контрактной военной подготовки в армии происходит на основании заключения медицинской комиссии. В ее состав входят не только специалисты в сфере физического развития претендентов, но и профессионалы в области психиатрии. Однако, к сожалению, не все расстройства можно диагностировать на этапе мобилизации, поэтому и руководство воинской части, и близкие родственники служащих должны обращать внимание на каждый сигнальный звоночек, особенно, если речь идет о психических проблемах.

Истоки недуга

Расстройство психологической адаптации в армии - это неумение лица справиться с резким изменением способа жизни, а также приспособиться к новым требованиям. Диагностировать недуг очень сложно, в особенности на ранних стадиях. Как показывает практика, когда становится известно о нарушениях психического здоровья, молодой солдат уже сталкивается с последней стадией заболевания.

Вопросы предотвращения недуга у военнослужащих стоят особо остро, поскольку солдаты носят при себе оружие, и могут причинить вред и себе, и окружающим. С другой стороны имеется стремление уменьшить число «откосивших» от армии, поэтому военнослужащих по контракту проверяют на психологическую готовность к такому ритму жизни.

Наличие первоочередных признаков расстройства - это не основание для отказа в прохождении службы, а возможность предотвратить куда более серьезные последствия. При своевременном выявлении нарушений предстоит:

  • провести несколько занятий с потенциальными заболевшими;
  • предупредить руководство воинских частей.

Психологическая адаптация к условиям прохождения службы

Каждый солдат, призванный к прохождению службы, сталкивается с необходимостью приспособления к новым условиям окружающей среды. Для некоторых лиц такие изменения происходят просто, для других - адаптация требует больших усилий, но есть еще третья группа солдат, которые не могут самостоятельно справиться с вынужденными изменениями образа жизни. Когда адаптация военнослужащих по призыву сталкивается с психологической неготовностью, нужно принимать активные меры по противодействию несчастным случаям и чрезвычайным ситуациям.

Интересно! Было выделено несколько особенностей развития личности до армии, которые могли усугубить недуг, и способствовали возникновению проблем.

Психологическая адаптация к условиям военной службы может быть причиной:

  • плохих взаимоотношений с родителями;
  • привитого чувства собственной неполноценности;
  • болезненной реакции на свои неудачи;
  • стеснительности;
  • неуверенности в себе;
  • потребности в защите и неумении постоять за себя.

Расстройства адаптации в армии

Проводимые исследования показали, что очень сложно выделить единую причину, которая является основной при возникновении таких нарушений. Как правило, это целый набор факторов, которые в совокупности приводят к психологическим проблемам солдат.

Таблица «Основания возникновения расстройства у военнослужащих»

Причины Особенности проявления
Разлука с близкими 100 % опрошенных жаловались на отсутствие контакта с родными. При этом, 88% лиц страдали с самого первого дня службы, а 12% - ощутили грусть по истечении нескольких недель
Неумение справляться со сложностями прохождения подготовки Мнение опрошенных разделились практически поровну на такие аспекты:
сложность следовать распорядку дня;
отказ от своих привычек и вкусов;
чрезмерные физические занятия
Сложности адаптации к мужскому коллективу Тестированные больные указали на такие стороны:
унижение со стороны руководства;
насмешки от других служащих;
собственный стыд от необходимости подчиняться
Неуставные отношения Это самый малораспространенный фактор, но десятая часть лиц с расстройством адаптации в воинском коллективе обратила внимание на этот аспект

Признаки нарушения

Симптомы расстройства адаптации, которые проявляются у военных на службе, несколько отличаются от общих признаков недуга. Так, можно выделить следующие особенности протекания заболевания:

  • эмоциональные (раздражительность, ранимость, гнев и злость, а также отсутствие заинтересованности в результатах собственных занятий);
  • когнитивные (расстройство памяти, растерянность, допущение элементарных ошибок, рассеянность);
  • поведенческие (умышленное и активное противостояние дисциплине и попыткам завязать отношения со стороны других сослуживцев, замкнутость);
  • соматические (включают частые головные боли, нарушение аппетита и сна, беспричинная боль в мышцах, скачки давления, потливость, бледность);
  • личностные (потеря веры в себя и упадок сил, нежелание продолжать трудиться и достигать результатов).

Согласно проведенным исследованиям, эти признаки рано или поздно проявились у всех заболевших, но в разной степени и отличительной последовательности.

Возможные последствия для солдата

Постановка диагноза расстройства адаптации - это весомая причина для комиссования из воинской части. Однако нужно не просто констатировать жалобы, а подтвердить недуг официальным заключением соответствующего врача-психиатра. Допускается привлечение, как гражданского доктора, так и прохождение обследования специалистами военной врачебной комиссии.

Согласно требованиям осуществления учета медицинских расстройств, при выявлении адаптации предстоит постановка на учет к врачу-психиатру. Это связано с тем, что при единоразовой констатации болезни, независимо от методов и длительности лечения, она может проявляться и в дальнейшем. Это чревато суицидами, применением физической силы к посторонним, умышленным нанесением телесных повреждений себе или другим.

Основные последствия постановки на учет с расстройством адаптации:

  • невозможность трудоустройства в силовые и правоохранительные структуры;
  • отказ на выдачу разрешений на владение любыми видами оружия;
  • запрет на вождение транспортных средств.

К счастью, расстройство адаптации - это не болезнь, а временное состояние, которое требует обязательного лечения. Также Законом предусмотрен механизм снятия с учета и устранения диагноза. Для этого следует:

  • пройти полный курс лечения;
  • избегать обращения к врачу-психиатру до 5-ти лет (но при действительном отсутствии жалоб);
  • прекратить прием лекарственных препаратов (по совету врача);
  • написать собственноручно заявление главврачу поликлиники с просьбой провести повторную медицинскую комиссию;
  • пройти повторную проверку и подтвердить отсутствие расстройства;
  • сняться с учета.

Если руководство поликлиники отказывается проводить повторное исследование, и всячески избегает снятия диагноза, то можно обратиться с иском в суд, главное - нужно собрать отказные письма и обширный пакет доказательств своего психического здоровья.

Учитывая, что каждая ситуация индивидуальна, делитесь своим опытом в разделе «Комментарии».

Расстройство адаптации является одним из видов психических расстройств в результате неадекватных или вредных для здоровья реакций на стрессовые или психологически сложные жизненные события. Низкий уровень адаптации приводит к развитию эмоциональных или поведенческих симптомов.

Причины расстройства адаптации

Зачастую, человек испытывает стрессовое событие, которое меняет его мир коренным образом.

Стрессовые события, служащие стресс-фактором, могут изменяться в широких пределах. Они могут включать в себя потерю работы; конец романтических отношений; жизненный переход; серьезную травму или болезнь. Некоторые из них являются острыми «одноразовыми» стресс-факторами, например, переезд на новое место жительства, в то время как другие являются хроническими, например, уход за ребенком с задержкой умственного развития.

Между тем психиатры не сходятся в обоснованности диагноза расстройства адаптации в основном из-за отсутствия специфичности данного заболевания.

Диагностическое и статистические руководства по психическим расстройствам, которые являются основными справочниками по консультации специалистов в области психиатрии, идентифицируют стрессор, описывая его как психосоциальную категорию, которая исключает физические болезни и стихийные бедствия. Однако, любое стрессовое событие может привести к расстройству адаптации. Важно понимать, что в то время как нарушения подобного рода бывают вызваны внешними раздражителями, симптомы являются результатом интерпретации человека и его адаптации к стрессовой ситуации или обстоятельствам. Убеждения, восприятие, страхи и ожидания влияют на развитие расстройства адаптации.

Люди, страдающие хроническими соматическими заболеваниями, в прочем, также имеют повышенный риск развития расстройства адаптации.

Симптомы расстройства адаптации

Симптомы расстройства адаптации должны иметь место в течение трех месяцев в ответ на стресс-фактор, и они должны отвечать, по крайней мере, одному из следующих критериев: дистресс выше, чем можно было бы ожидать в ответ на конкретные причины стресса, человек испытывает значительное ухудшение в социальных отношениях или в профессиональной или академической среде. Кроме того, симптомы не должны носить характер тяжелой утраты, как, например, после смерти любимого человека.

Психиатры определяют шесть подтипов расстройства адаптации, каждый со своими преобладающими симптомами.


Подавленное настроение.
Главные проявления – чувства печали и депрессии, с ощущением безнадежности.

Тревога. Пациент обеспокоен предчувствиями, нервозностью и беспокойством. Он также может чувствовать себя нервным и быть не в состоянии контролировать свои мысли.

Смешанная тревога и подавленное настроение. В этом случае наблюдается сочетание симптомов предыдущих двух подтипов.

Нарушение поведения. Этот подтип включает в себя такие заметные изменения в поведении, как воровство в магазинах, безответственное вождение, агрессивные порывы или сексуальная распущенность. Человек не принимает во внимание права других людей.

Смешанное нарушение эмоций и поведения. Пациент обнаруживает внезапные изменения в поведении в сочетании чувств депрессии и тревоги. Он может чувствовать или выражать чувство вины по поводу своего поведения, но затем повторить его вскоре после этого.

Без конкретных симптомов . Этот подтип охватывает пациентов, которые плохо приспосабливаются к стрессу, и не вписываются в другие категории. Человек при этом может жаловаться на физическое заболевание и отстраняться от социальных контактов.

Адаптивные расстройства могут привести к самоубийству или суицидальным мыслям. Они также могут осложнить лечение других заболеваний, в случае, если, больной, например, теряет интерес к приему предписанных лекарств, выполнению диет или упражнений.

Расстройство адаптации может произойти на любом этапе жизни.

Демография

Расстройство адаптации – довольно распространенное заболевание в современном мире; от пяти до двадцати процентов взрослых, обращающихся к врачу, страдают от одного из подтипов этого заболевания. Семидесяти процентов детей, находящихся в психиатрических стационарах, может быть поставлен диагноз «расстройство адаптации».

Женщины страдают расстройством адаптации в два раза чаще, чем мужчины, в то время как среди детей и подростков, мальчиков и девочек оно встречается в равной степени. Согласно одной из теорий, женщины более склонны реагировать на депрессию негативным образом, такие выводы, по всей видимости, имеют некоторую применимость к расстройству адаптации с депрессивным настроением.

Диагностика расстройства адаптации

Адаптивные расстройства почти всегда диагностируются при беседе с психиатром. Врач внимательно изучает историю пациента, выявляя причины стресса, которые привели к возникновению расстройства адаптации, и оценивает реакцию больного на стрессор. Лечащий врач может направить пациента на медицинский осмотр, чтобы исключить ранее не диагностированную медицинскую проблему.

Психиатрические ассоциации считают расстройство адаптации остаточной категорией, а это означает, что диагноз ставиться только тогда, когда человек не отвечает критериям тяжелого психического расстройства. Например, если пациент соответствует более строгим критериям большого депрессивного расстройства, диагноз расстройства адаптации не ставится. Если пациенту поставлен диагноз расстройства адаптации, но симптомы не уходят в течение более шести месяцев после этого, диагноз корректируют в соответствии с другим психическим расстройством. Единственным исключением является ситуация, в которой сам стресс-фактор является хроническим или имеет отдаленные последствия. В этом случае, расстройство адаптации будет считаться хроническим.

Диагноз расстройства адаптации представляет собой особую проблему для врачей, поскольку не имеет контрольных списков и наблюдаемых симптомов. Диагноз ставится на основе широкого спектра эмоциональных и поведенческих симптомов, которые могут значительно варьироваться по внешнему виду и степени тяжести. Отсутствие диагностического контрольного списка, на деле, отличает расстройство адаптации от любого посттравматического стрессового расстройства или острого стрессового расстройства .

Адаптивные расстройства также следует отличать от расстройства личности, которые обусловлены другими причинами. Расстройство личности, между тем, может имитировать расстройства адаптации, поэтому врач-клиницист должен отделить относительно устойчивые черты личности пациента от проходящих нарушений.

Если стрессором является физическое заболевание, диагноз осложняется еще больше.

Лечение расстройства адаптации

Не существует единого мнения относительно наиболее эффективных методов лечения расстройства адаптации . Однако, есть руководящие принципы для эффективной терапии данного заболевания, которые включают в себя стресс-восстановительные процессы; методы стратегии выживания; поддержку друзей и семьи. Психодинамическая психотерапия может быть полезной в интерпретации значения стрессора для конкретного пациента.

Методы лечения, которые побуждают пациента выражать страх, беспокойство, гнев, беспомощность и безнадежность в борьбе со стрессовой ситуацией, также могут принести пользу. Группы поддержки и групповая терапия позволяют пациентам увидеть перспективы и установить отношения с другими людьми, которые разделяют их проблемы.

Лекарственные препараты

Многие врачи утверждают, что лечение расстройства адаптации медикаментозными средствами не приносит ожидаемого результата из-за их короткой продолжительности течения болезни. Кроме того, они говорят, что лекарства могут нести контрпродуктивный характер, подрывая чувство ответственности больного и его мотивацию по нахождению эффективных решений. Наоборот, другие врачи утверждают, что лекарство само по себе является лучшей формой лечения, особенно у неизлечимо больных людей и устойчивых к психотерапии. Некоторые медики выступают за сочетание и лекарств, и психотерапии.

Фитотерапия, как представляется, может быть полезна для некоторых пациентов с расстройствами адаптации.

Прогноз расстройства адаптации

Большинство взрослых людей, у которых диагностируется расстройство адаптации, имеют благоприятный прогноз по болезни. Для них заболевание носит временный характер и проходит самостоятельно, либо после лечения. У некоторых пациентов, однако, стрессор является хроническим, и симптомы могут ухудшиться.

Согласно исследованиям, через определенное время 71% взрослых больных выздоравливали полностью без каких-либо остаточных симптомов, в то время как 21% испытали в дальнейшем большое депрессивное расстройство или проблемы с алкоголем. У детей в возрасте 8-13 лет, расстройство адаптации не перерастало в будущем в другие психические расстройства. 43% подростков, наоборот, имели серьезные психические расстройства, часто гораздо большей тяжести. Эти нарушения включают шизофрению, шизоаффективное расстройство, большую депрессию, расстройства с употреблением психоактивных веществ, расстройства личности. В отличие от взрослых, поведенческие симптомы подростков и тип расстройства адаптации дают шанс предсказать будущие психические расстройства.

Во многих случаях не существует возможности предотвратить причины стресса, которые вызывают расстройство адаптации. Однако профилактические стратегии, которые являются полезными для многих пациентов, учат последних играть активную роль в управлении стрессом в обычной жизни, и максимизировать способности решать задачи, когда они не находятся в состоянии кризиса.

Отказ от ответственности: Информация, представленная в этой статье про расстройство адаптации, предназначена только для информирования читателя. Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником.