Меню
Бесплатно
Главная  /  Народные способы лечения  /  Советская наука в годы вов. Советская наука в годы великой отечественной войны

Советская наука в годы вов. Советская наука в годы великой отечественной войны






Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны явилась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 г. число вузов уменьшилось с 817 тыс. до 460 тыс., прием в них сократился вдвое, численность студентов уменьшилась в 3,5 раза, а сроки обучения составили 33,5 года. Однако к концу войны численность студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилась к довоенному уровню.


В годы Великой Отечественной войны именно наука внесла значительный вклад в развитие оборонного потенциала СССР. Во второй половине 1941 г. на восток были эвакуированы 76 научно- исследовательских институтов, в составе которых работали 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН СССР, тысячи научных сотрудников. Ведущими направлениями научных исследований явились разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов


В тесном сотрудничестве с инженерами-практиками ученые нашли методы скоростной плавки металла в мартеновских печах, литья стали высокого качества, получения проката нового стандарта. Благодаря ученым- геологам А. Е. Ферсману, К. И. Сатпаеву, В. А. Обручеву и другим были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане.


Значительным был вклад ученых-математиков П. С. Александрова, С. Н. Бернштейна, И. М. Виноградова, Н. И. Мусхелишвили. Активно трудились на оборону физики А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилов, П. Л. Капица, Л. И. Мандельштам, химики Н. Д. Зелинский, И. В. Гребенщиков, А. Н. Несмеянов, А. Е. Фаворский, Н. Н. Семенов. Ученые А. П. Александров, Б/А. Гаев, А. Р. Регель и другие успешно решили проблему противоминной защиты кораблей. А. Ф. Иоффе КАПИЦА Петр Леонидович (1940-е годы)


Осенью 1944 г. под руководством академика И. В. Курчатова был создан вариант атомной бомбы со сферическим подрывом внутрь, а в начале 1945 г. был пущен комбинат по производству плутония. Ученые СССР достигли значительных успехов в области биологии, медицины и сельского хозяйства. Они находили новые растительные виды сырья для промышленности, изыскивали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур.


Огромное значение имела деятельность ученых-медиков: академиков Н. Н. Бурденко, А. Н. Бакулева, Л. А. Орбели, А. И. Абрикосова, профессоров-хирургов С. С. Юдина и А. В. Вишневского и других, вводивших в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов. Памятники медицинским работникам, погибшим в годы Великой Отечественной...


Конструктор П. Дегтярев В годы войны плодотворно трудились создатели оружия и военной техники. Особое внимание уделялось совершенствованию качества артиллерийских систем и минометов. В этой области большая заслуга принадлежит ученым и конструкторам В. Г. Грабину, И. И. Иванову, М. Я. Крупчатникову, и др. Успехи в производстве стрелкового вооружения были достигнуты при ведущей роли конструкторов Н. Е. Березина, В. А. Дегтярева, С. Г. Симонова, Ф. В. Токарева, Г. С. Шпагина.


Со второй половины 1942 г. неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей. Самым массовым самолетом советских ВВС стал штурмовик Ил-2. Большинство советских боевых самолетов превосходили по своим характеристикам самолеты германских ВВС. Во время войны в серийное производство поступили 25 моделей самолетов (включая модификации), а также 23 типа авиадвигателей. В создание и совершенствование новых боевых машин внесли вклад авиаконструкторы, М. И. Гуревич, С. В. Ильюшин, С. А. Лавочкин, А. И. Микоян, В. М. Мясищев, В. М. Петляков, Н. Н. Поликарпов, П. О. Сухой, А. Н. Туполев, А; С. Яковлев, создатели авиамоторов В. Я. Климов, А. А. Микулин, С. К. Туманский. С. В. Ильюшин,Медаль "С.В. Ильюшин"

Военное лихолетье нанесло удар по системе образования. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий, в уцелевших часто размещали военные госпитали. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет. Школьные учебники заменял рассказ учителя. Но обучение детей не прекращалось. Оно велось даже в осажденных Москве, Севастополе, Одессе, в блокадном Ленинграде, в партизанских отрядах Украины и Белоруссии. В оккупированных же немцами районах страны обучение детей почти полностью прекратилось.

Большой вклад в победу внесли советские ученые. Все основные направления научных исследований были сориентированы на разгром врага.

Главные научные центры страны переместились на Восток - в Казань, на Урал, в Среднюю Азию. Сюда были эвакуированы ведущие научно - исследовательские институты и учреждения Академии наук. Они не только продолжали начатое дело, но и помогали в подготовке местных научных кадров. Более 2 тыс. работников АН СССР сражались в составе действующей армии.

Несмотря на трудности военного времени, государство уделяло большое внимание развитию отечественной науки. Численность научных учреждений страны в годы войны пополнилась новыми институтами, научными центрами. Были созданы Западно-Сибирский филиал АН СССР в Новосибирске, Академия педагогических наук и Академия медицинских наук в Узбекистане, Азейбарджане, Армении.

Теоретические разработки в области аэродинамики С.А. Чаплыгина, М.В. Келдыша, С.А. Христиановича позволили разработать и начать выпуск новых образцов боевых самолетов. Научный коллектив под руководством академика А.Ф. Иоффе создал первые советские радиолокаторы. С 1943 г. начались работы по созданию в СССР ядерного оружия.

Деятели культуры - фронту. С первых дней войны деятели отечественной культуры вносили весомый вклад в достижение победы. На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М.А. Шолохов, А.А. Фадеев, К.М. Симонов, А.Т. Твардовский и многие другие. Каждый четвертый из них не вернулся с войны. Осенью 1941 г. погиб детский писатель А.П. Гайдар, был убит во время возвращения из осажденного Севастополя один из авторов сатирических романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Е. Петров. В берлинской тюрьме Шпандау был замучен немцами татарский поэт М. Джашиль, попавший тяжелораненым в плен. Десять писателей были удостоенные высокого звания Героев Советского Союза.

Литература военного периода пользовалась большим успехом и признанием, как на фронте, так и в тылу врага. Мужество героев - блокадников Ленинграда было воспето в «Ленинградской поэме» О. Берггольц и в «Пулковском меридиане» В.Инбер.

Подвиг защитников Сталинграда увековечили «Дни и ночи» К.М. Симонова и «Направление главного удара» В.С. Гроссмана. Стойкость и мужество защитников столицы были прославлены в повести А. Бека «Волокаламское шоссе». Популярной оставалась историческая литература военной поры, отражавшая героические страницы отечественной истории («Багратион» С. Голубова, «Порт-Артур» А. Степанова и др.). Подлинно народным стал образ Василия Теркина, созданный в одноименной поэме А.Т. Твардовского.

Для выезда на линию фронта создавались фронтовые театры. Первым таким театром стал театр «Искра», созданный из актеров Театра им. Ленинградского комсомола. Более 40 тыс. деятелей искусств побывали на фронте за годы войны. В их числе были выдающиеся артисты И. Москвин, М. Жаров, И. Ильинский, А. Тарасова, А. Яблочкина, М. Царев, Н. Черкасов, Е. Гоголева и др.

Несмотря на эвакуацию ведущих киностудий в Среднюю Азию, не прекратил своей деятельности отечественный кинематограф. Деятелями кино в годы войны были выпущены около 500 киножурналов и 34 полнометражных фильма. Особой популярностью пользовались те из них, которые были посвящены борьбе с врагом («Два бойца» Л. Лукова, «Секретарь райкома» И. Пырьева, «Парень из нашего города» А. Столпера, «Нашествие» А. Роома и др.).

Самым любимым музыкальным жанром в годы войны стала лирическая песня. «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «Темную ночь» Н. Богословского, «В лесу прифронтовом» М. Блантера пела вся страна.

Популярностью пользовалась и симфоническая музыка. В блокадном Ленинграде Д. Шостакович написал Седьмую (Ленинградскую) симфонию. Ее первая прямая трансляция из осажденного города была воспринята как проявление гражданского мужества во всем мире. В 1943 г. был создан новый Гимн СССР (музыка А.В. Александрова, слова С.В. Михалкова и Г. Эль-Регистана).

Особый зрительский успех имели фронтовые выступления артистов эстрады. Наиболее известными исполнителями лирических песен были К. Шульженко, Л. Русланова, Р. Бейбутов, М. Бернес.

Если до войны советская культура помогала людям «строить и жить», то теперь она помогала им выживать и побеждать.

Коренной перелом в ходе войны: Сталинградская и Курская битвы. 28 июля 1942 г. когда враг рвался к Сталинграду и Кавказу Сталин издал приказ № 227: «Ни шагу назад!». В нем говорилось о тяжелых потерях, которые несет страна, о том, что народ теряет веру в Красную Армию. Наш главный недостаток, подчеркивалось в приказе, - отсутствие дисциплины в войсках. Приказ № 227 вводил жестокие наказания за «отступательные» настроения. Командиры и комиссары, допустившие это, объявлялись предателями Родины, направлялись в штрафные батальоны, а солдаты - в штрафные роты. В тылу неустойчивых дивизий располагались хорошо вооруженные заградительные отряды (по 200 человек), которые должны были расстреливать всех отступающих без приказа. И все-таки основная идея приказа и, правда, о критическом положении сыграли свою мобилизующую роль.

Сражение за Сталинград продолжалось с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. со стороны противника наступление вела 6-я армия под командованием генерала Ф. Паулюса. 12 июля был создан Сталинградский фронт, которым командовал генерал В.Н. Гордов. На подступах к Сталинграду были построены 4 оборонительных рубежа протяженностью 3800 км.

23 августа немцы прорвались к Волге, Сталинград был объявлен на военном положении. Начались массированные штурмы Ленинграда, в сутки отбивалось до 12 атак. 15 октября немцы захватили район Тракторного завода. Несколько раз из рук в руки переходил Мамаев курган. В начале ноября гитлеровцам в третий раз удалось пробиться к Волге в районе завода «Баррикады». Но это был последний успех немцев. Их продвижение было остановлено. Город устоял благодаря воле и героизму советских воинов.

С 19 ноября 1942 г. начался второй этап войны, который получил название «коренного перелома». Генеральный штаб, руководимый А.М. Василевским, и прибывший в город заместитель Верховного Главнокомандующего Г.К. Жуков разработали наступательную операцию «Уран». В операции были предусмотрены два этапа: на первом предполагалось нанести удары на решающих направлениях и окружить немецкие войска; на второй - уничтожить взятые в кольцо фашистские войска, если они не примут ультиматум о сдаче. К середине ноября 1942 г. было достигнуто превосходство советских войск в орудиях, самолетах, а еще ранее - в танках.

Утром 19 ноября после артподготовки войска Юго-Западного и Донского фронтов перешли в наступление и продвинулись на 35 км. 20 ноября в наступление перешел Сталинградский фронт. А 23 ноября войска Юго-Западного (генерал Н.Ф. Ватутин) и Сталинградского (генерал А.И. Еременко) фронтов соединились в районе реки Колач. В окружение попали 6-я армия генерала Ф. Паулюса и 4-я танковая генерала Г. Гота - всего 22 дивизии, 330 тысяч человек. Но 80 тысячам человек удалось вырваться из окружения.

12 декабря 1942 г. группа армий «Дон» под командованием генерала Э. Манштейна перешла в наступление с целью прорвать окруженным немецким войскам капитулировать, однако Паулюс отказался. Гитлер присвоил ему звание фельдмаршала. 10 января 1943 г. войска Донского фронта под командованием К.К. Рокоссовского начали ликвидацию немецко-фашистской группировки. Остатки ее сдались в плен 2 февраля. Сталинградская битва закончилась поражением врага, который потерял 1,5 млн. человек, 2 тысячи танков, 3 тысячи самолетов. В плен было взято 100 тысяч солдат, 2500 офицеров, 23 генерала, фельдмаршал Ф. Паулюс.

Победа под Сталинградом являлась коренным переломом в ходе войны. После Сталинграда Красная Армия наращивала свою наступательную мощь вплоть до Берлина, усилились антигитлеровская коалиция и движение Сопротивления в оккупированных странах Европы.

После Сталинградской битвы началось наступление Закавказского фронта, и к весне 1943 г. была освобождена значительная часть Северного Кавказа. В январе 1943 г. была частично прорвана блокада Ленинграда, в город вошли поезда с продовольствием и топливом (но полностью блокада была снята лишь в начале 1944 г.).

Фашистское командование надеялось летом 1943 г. взять реванш за поражение под Сталинградом. Гитлер подписал директиву о проведении на Курском выступе наступательной операции «Цитадель». Мощными танковыми ударами гитлеровцы хотели прорвать оборону советских войск, а затем окружить армию Центрального и Воронежского фронтов.

Советскому командованию стало известно, что фашисты начнут наступление на рассвете 5 июля. Поэтому было решено нанести противнику утверждающий артиллерийский удар. Это задержало наступление немцев на 3 часа. 12 июля 1943 г. в районе деревни Прохоровка состоялось самое крупное в истории войны танковое сражение, с обеих сторон в нем участвовало по 1200 танков. За один день боя немцы потеряли 400 танков, но прорвать нашу оборону не смогли. Наступление фашистских войск провалилось, оборонительная часть Курской битвы закончилась.

12 июля советские войска перешли в контрнаступление по фронту в 2 тыс. км., были освобождены города Орел, Белгород, Харьков. В ходе Курской битвы было разгромлено 30 дивизий, в том числе 7 танковых. Завершился коренной перелом в войне, были созданы условия для освобождения Украины и выхода Красной Армии к Днепру.

Заключительные операции Великой Отечественной войны: Берлинская и Пражская. Капитуляция Германии. В освобождении стран Центральной и Юго-Восточной Европы участвовало 8,5 млн. советских солдат. Еще в начале 1944 г. советское правительство заявило, что главная задача Красной Армии состоит в том, чтобы разгромить гитлеровскую Германию, наказать военных преступников, освободить народы Европы от фашизма. К сожалению, в 90-х гг. появилось много публикаций, в которых, вопреки исторической правде, утверждалось. Что СССр оккупировал страны Восточной Европы. Но истина состоит в том, что Красная Армия в отношении большинства стран осуществляла освободительную миссию. Были освобождены полностью или частично территории 10 стран Европы, за рубежом погибло более 1 млн. советских солдат и офицеров, а общие потери вместе с ранеными составили свыше 3 млн. человек. К началу апреля 1945 г. почти все оккупированные страны Европы были освобождены. Германия лишилась всех своих союзников. Но впереди еще был Берлин - логово фашизма.

Берлинская операция началась 16 апреля 1945 г. В 5 часов утра советские войска начали артподготовку. После мощного 30-минутного артиллерийского обстрела по сигналу ракеты вспыхнули 140 прожекторов, освещая и ослепляя противника. Вперед пошли пехота и танки. 18 апреля были взяты Зееловские высоты, 20 апреля дальнобойная артиллерия открыла огонь по Берлину. 24 апреля Берлин был полностью окружен. 25 апреля передовые части 1-го Украинского фронта встретились с американскими войсками на реке Эльба в районе Торгау. 26 апреля бои шли уже в Берлине, а 30 апреля сержанты Егоров и Кантария водрузили Знамя Победы над рейхстагом.

2 мая 1945 г. Берлинский гарнизон капитулировал. Но оставались еще крупные немецкие группировки в Австрии и Чехословакии. Танковые части 1-го Украинского фронта, откликнувшись на призывы о помощи из восставшей Праги, 9-11 мая освободили Прагу. В полночь на 8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Настал День Великой Победы!

Испытание войной советского человека и общества. Цена и источники победы Советской Армии в Великой Отечественной Войне. Значение, итоги и уроки победы над фашизмом и милитаристской Японии.

Не смотря на войну, Казахстанская наука активно развивалась, в годы великой Отечественной Войны в республике была образована Казахская Академия Наук(1945 г.).

В годы войны в республике были созданы следующие научные учреждения: в 1942 г. Институт языка литературы и истории, позднее из него были образованы Институт языка и литературы и Институт истории. В этом же 1942 г. был образован Химико-металлургический институт, позднее он был разделён на институт химии и институт металлургии и обогащения, а в 1943-1945 гг Институты почвоведенья и ботаники, зоологии и краевой патологии. Так же в эти годы в республики действовало 75 научных учреждений лабораторий и станций. В период эвакуации на территории Казахстана разместилось 20 крупных научно исследовательских центров (Институт физиологии АН СССР).

Не смотря на столь значительные успехи в развитии науки, надо отметить тот факт, что большинство научных изысканий было направленно, на повышение эффективности добычи угля, свинца, меди. А так же на повышение производственных мощностей уже имеющихся заводов. Так в эти годы группой академиков была проведена работа по мобилизации ресурсов Урала и Рудного Алтая.

Экспедициями Института геологии КАЗФАН выявлялись новые месторождения цветных металлов, группой академика Сатпаева были обнаружены и разведаны запасы металлических руд, обосновано строительство нового крупного металлургического комбината в центральном Казахстане.

Химиками были разработаны новые способы получения удобрений из каратауских фосфоритов, переработки местных типов нефти. Их усилиями, было налажено производство, ряда реактивов необходимых для производства стали. Учёными генетиками проводились исследования по выведению новых сортов озимой пшеницы, новых сортов огородно-бахчевых культур. Исенжулов, Бутарин работали над выведением новых пород скота.

Активно в этот период развивалась и история, советские учёные собирали материал по Великой Отечественной войне, а в 1943г в Казахстане выходит книга «история Казахстана с древнейших времён до наших дней». Переводятся на казахский язык некоторые произведения Ленина: «Военная программа пролетарской революции» итд. В целом наука Казахстана, несмотря, на трудности военного периода, значительно шагнула вперёд, а так же окрепла в кадровом вопросе. Столь стремительное развитие Казахстанской науки, прежде всего, связано с тем, что в период войны на территории нашей республики находились многие видные учёные того времени.

В годы войны крайне тяжёлое положение сложилось у школ и учреждений высшего образования. У этого были свои причины, а именно: нехватка помещений, часть школьных помещений была отдана под госпиталя и частично под оборонные предприятия. В результате чего школы, да и многие высшие учебные заведения были вынуждены перейти на 2-х-З-х сменное обучение. И это в условиях, когда наблюдается резкое сокращение контингента учащихся и студентов. Что привело к тому, что были закрыты многие учительские училища и институты. В период войны наблюдается острая нехватка педагогических кадров, большинство учителей призывного возраста были отправлены на фронт. Но, не смотря на столь тяжёлое положение, школьные коллективы прилагали все свои силы для большего охвата детей обучением. Особое внимание уделялось детям сиротам, фронтовиков и инвалидов войны.

Особое внимание уделялось общеобразовательным предметам, таким как русский язык, математика история. Большое внимание уделялось контролю над качеством знаний, были введен экзамены в начальных классах, школах с семилетним образованием, а в средних школах аттестат на зрелость. Начиная с сорок третьего года, принимаются меры по укреплению образовательной базы. Шириться сеть вечерних школ, принимаются меры по возвращению школьных зданий. Отменяется плата за обучения учащихся-казахов в школах, техникумах, вузах. В начале войны в стране насчитывалось 20 вузов, 110 средних учебных заведений. Которые в годы войны продолжали активно готовить кадры. Вдобавок к ним в республику было эвакуировано свыше 20 вузов и16 техникумов. Среди эвакуированных вузов были следующие: Московский авиационный институт, Ленинградский электротехнический институт сигнализации и связи, Крымский медицинский институт, Украинский государственный университет. За годы войны этими вузами было выпущено более 900 специалистов.

Таким образом, мы ведем, что за годы войны наука Казахстана, не только многое сделало для фронта, обеспечив победу своими научными изысканиями, а так же значительно продвинулась вперёд.

Основной темой литературных сюжетов в этот период стала война, героическая борьба советского народа с захватчиками. В поэзии этого периода воспевалась мужество советского солдата, уверенность в победе над фашизмом. А так же великая роль в победе, товарища Сталина. Поэтам времён войны удавалась создать яркий образ фашиста, которого они сравнивали со змеем и прочей чешуйчатой гадостью.

Широкую известность в эти годы получили произведения Аманжолова лирическая «Поэма о Великой Отечественной Войне», стихи Орманова «За Родину» и многие другие. Особое место в литературе этой эпохи занимает творчество прославленного казахского поэта Джамбула, его яркие стихи: «Ленинградцы дети мои», «Приказ Родины», «Москве» и др. Хорошо знакомы не только казахстанцам, но и всем народам бывшего СССР. Следом за творчеством Джамбула следуют творения писателей-фронтовиков: Б.Мамуш-улы, Габдулина, Снегина, Кузнецова.

Другим пластом литературного творчества являлось воспевание героического труда, тружеников тыла. Этому посвящены произведения М.Ауэзова: « Когда Родина зовёт», «Могучая песня конвейера». Мустафин и Абишев так же посвятили ряд своих произведений труженикам тыла, тем молодым ребятам, которые шли в шахты, на нефтяные вышки, на поля, заменяя своих отцов и братьев ушедших на фронт. Этой теме посвящены следующие произведения: «Шыгынак» и «Огненная гора».

Война, не смотря на все трудности, ускорила становление самобытного Казахского искусства. К началу войны в Казахстане действовало 37 театральных и музыкальных объединения. А с началом войны в Казахстан были эвакуированы 23 художественных коллектива из Москвы, Киева, Ленинграда и других городов советского союза. В состав этих коллективов входили многие таланты сцены. Сотрудничество этих коллективов с местными ускорило становление казахского искусства как самобытного.

Событием культурной жизни этого периода явилось окончание строительства Государственного театра оперы и балета им Абая, в 1941 г. На сцене этого театра ставились произведения, как на русском, так и казахском языках. Вчасности в 1942 г состоялась премьера героического произведения Сабита Муканова «Гвардия ал га!» музыку к этой опере написал автор музыки Казахстанского гимна Брусиловский. Он так же был автором музыки к «Амангельды» и «Абаю» и множеству других произведений. В казахстанских театрах этого периода, как и в литературе, центральной темой была борьба советского народа с фашистскими захватчиками. На сценах театров обыгрывались сцены подвига 8-ой гв дивизии им ген Панфилова: « Намыс гвардиясы». Но помимо батальных произведений театры ставили и произведения Чайковского, Пушкина «Евгений Онегин», а так же произведения других народов СССР.

Большой популярностью у зрителей пользовались постановки Московского театра им Моссовета и Украинского театра ордена Ленина.

Музыкальная культура так же неотстовала от театра и литературы. Основными темой здесь так же являлась борьба с фашистами. В этот период были созданы музыкальные произведения Брусиловского «Сары-Арка», Дины Нурпеисовой «Голос Родины Матери», М.Тулебаева «Жорык» Поход. Активно выступал коллектив Казахской государственной филармонии. Её коллективы за годы войны дали свыше ЗОтыс концертов, на крупных фабриках, колхозах. 14 фронтовых бригад артистов гастролировало по фронтам.

Под влиянием художников из Москвы Ленинграда, обогатилась живопись Казахстана. Видную роль в подъёме патриотизма играл Кинематограф. За годы войны в Казахстане были сняты такие фильмы как: « Александр Невский» «Иван Грозный» итд. Видную роль в развитие нашего отечественного кинематографа, сыграли мастер с «Мосфильма» и «Ленфильма».

духовный культура советский

Великая Отечественная война внесла огромные изменения в культурную жизнь советских людей. Подверглись перестройке учреждения культуры, усилились роль радио, печати, кинематографии. Уже в начале войны были созданы фронтовые бригады и театры. В тяжелейших условиях военного времени продолжали работать библиотеки, музеи, театры. Многие учреждения культуры были перебазированы из прифронтовых районов на Восток. Так, Узбекистан принял 53 учебных заведения и академических учреждения, около 300 творческих союзов и организаций. Редчайшие книги из библиотеки им. В.И. Ленина, Библиотеки иностранных языков, Исторической библиотеки были вывезены в Кустанай. В Перми разместились картины Русского музея и Третьяковской галереи, а сокровища Эрмитажа - в Свердловске. К концу 1941 г. было эвакуировано в восточные районы около 60 театров.

На захваченной врагами территории сеть учебных заведений фактически была разрушена. Многие дети временно были лишены возможности учиться. Сократилась численность преподавательских кадров. Однако самоотверженный труд учителей позволил не прерывать учебу даже в осажденных городах (Ленинграде, Одессе, Севастополе). По мере освобождения советских территорий от оккупантов восстанавливались разрушенные школьные здания, налаживалась учеба. С 1943 г. государство увеличило расходы на культуру. Принимались меры по борьбе с беспризорностью. Возникли школы-интернаты, расширился контингент суворовских и нахимовских училищ. Были также созданы вечерние школы для работающей молодежи. В 1943 г. возникла Академия педагогических наук РСФСР (с 1962 г. АПН СССР).

Произошли изменения в высшей школе. Многие крупные вузы были эвакуированы. Более 300 вузов, оказавшихся на захваченной территории, были разрушены. Число вузов в стране уменьшилось с 817 до 460. Прием студентов уменьшился на 41%, а численность студентов - в 3,5 раза. Государство приняло меры по стабилизации контингента студентов: срок подготовки специалистов был сокращен до 3-3,5 лет, расширился прием в вузы девушек.

По мере освобождения советской территории началось восстановление сети учебных заведений. К концу 40-х гг. численность школ и учащихся в них по РСФСР достигла довоенного уровня. Восстановление части высших учебных заведений началось в 1943 г. и к концу войны их численность и численность студентов достигла почти довоенного уровня, в основном благодаря расширению высшего образования в Казахстане, Средней Азии и Закавказье.

Большой вклад в победу внесла наука. Главными направлениями научных исследований были: изучение военно-технических проблем, внедрение научных открытий в производство, сосредоточение сырьевых ресурсов страны на нужды фронта. Группа ученых под руководством И.И. Алчханова (1904-1970) и Д.В. Скобельцына (1892-1990) изучала космическую радиацию. Л.Д. Ландау (1908-1968) разработал теорию движения квантовой жидкости, за которую ему была присуждена Нобелевская премия. И.В. Курчатов (1903-1960) работал над созданием атомной бомбы.

Советские геологи исследовали новые месторождения полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение (марганец, бокситы, молибден).

А.П. Александров (1903-1993) разработал методы размагничивания кораблей. Е.О. Патон (1870-1953) разработал и внедрил в производство автоматическую сварку брони. Химики разработали методы получения ацетона, спиртов, пластмасс для вооружения.

Над совершенствованием боевого оружия работали ученые, конструкторы, инженеры и техники, создавая образцы вооружения, превосходившие немецкие. Авиаконструкторы А.С. Яковлев, А.П. Туполев, Ф.А. Лавочкин, С.В. Илюшин, Н.Н. Поликарпов, В.М. Петляков и другие улучшали существующие образцы машин. В конце войны начались испытания реактивных самолетов. Советские танки, сконструированные А.А. Морозовым, Ж.Я. Костиным, А.Ф. Шамшуриным, по боевым качествам значительно превосходили находившиеся на вооружении вражеской армии.

Благодаря самоотверженному труду медицинских работников уменьшилась смертность раненых. После лечения в госпиталях 70% раненых возвращались в строй.

Значительна роль в достижении победы литературы и искусства, ведущей темой которых были патриотизм и гражданственность. Живейший интерес как на фронте, так и в тылу вызывали произведения М.А. Шолохова, А.Н. Толстого, Л. Леонова, А. Фадеева, Б. Полевого, стихи К. Симонова, А. Твардовского, С. Маршака, В. Инбер, Н. Тихонова. Большим успехом пользовались пьесы «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова.

В года войны развивалось музыкальное искусство и прежде всего песенный жанр. Особой популярностью пользовались песни М. Блантера, И. Дунаевского; Б. Мокроусова, В. Соловьева-Седого, А. Александрова.

Д.Д. Шостакович написал выдающуюся Седьмую (Ленинградскую) симфонию, воплотившую ненависть советских людей к врагу и веру в победу.

Кино, самый массовый вид искусства, уделяло особое внимание созданию документальных фильмов, быстро отзывающихся на события военного времени. Уже в конце 1941 г. вышел фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (реж. Л. Варламов и И. Копалин). Около 150 кинооператоров создавали киноэпопею Великой Отечественной войны. Героическая тема нашла воплощение в художественных фильмах: «Секретарь райкома» (реж. И. Пырьев), «Нашествие» (реж. А. Роом), «Радуга» (реж. М. Донской), «Она защищает Родину» (реж. Ф. Эрмлер) и др.

Потери культуры вследствие войны были огромны. Созданный в декабре 1941 г. из представителей различных организаций и учреждений культуры Комитет определил ущерб, причиненный фашизмом нашей стране. Было разрушено более 80 тыс. школ, около 300 вузов, разграблено 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры и библиотек. Были разрушены усадьбы-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, П.И. Чайковского в Клину. Многие культурные потери восстановить было невозможно (рукописи П.И. Чайковского, картины И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского). Это не могло не отразиться на развитии культуры советского общества после войны.

Восстановление городов и сел, разрушенных в годы Великой Отечественной войны, явилось одним из важнейших этапов развития советской архитектуры. В 1945 г. СНК СССР принял постановление о неотложных мерах по восстановлению 15 крупнейших городов, а позже были разработаны генеральные планы развития 250 городов.

С окончанием войны надежда советских людей, проявивших невиданный героизм и мужество, на ослабление административно-командных методов руководства обществом не оправдалась. В художественной культуре искусственно насаждался образ страны свободного и процветающего общества. Однако, хотя и с большим трудом, правда о действительности пробивала себе дорогу, в культурной жизни были заметны позитивные тенденции.

В послевоенный период основной задачей в области образования было введение обязательного семилетнего обучения для детей. Расширялась подготовка учительских кадров, быстро росла сеть вечернего и заочного образования как в средних школах, так и в вузах.

Факторами, мешавшими развитию науки, было пренебрежительное отношение к достижениям научно-технической мысли западных стран. Генетика была объявлена лженаукой. Но благоприятными оказались условия для развития отраслей науки, имеющих оборонное значение: ядерной физики, радиационной биологии, биохимии.

Между тем война, давшая мощный толчок творчеству, побуждала писателей сказать правду о войне. Такими произведениями стали повесть В. Некрасова (1911-1986) «В окопах Сталинграда» (1946) и роман А. Фадеева (1901-1956) «Молодая гвардия» (1945). Однако очень скоро военную тематику официальная критика объявила ненужной, отвлекающей от актуальных задач действительности.

Культура советского общества находилась в кризисном состоянии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат

Тема: Советская наука в годы Великой О течественной войны

Введение

Все дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной войны, но победа нашего народа навечно останется в истории как величайшее событие, влияние которого на общемировое развитие огромно. Сплотившись перед общей бедой, забыв о собственных невзгодах, трудностях и лишениях, все поднялись на защиту своей Отчизны. Значительный вклад в разгром врага внесли и ученые, выполнившие в экстремальных условиях свою основную задачу - обеспечение единства и правильности измерений в стране, что сыграло особую роль в становлении оборонной промышленности.

23 июня 1941 года на экстренном заседании президиум АН СССР призвал ученых мобилизовать все силы на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.

При эвакуации академические и другие НИИ сохранили свои научные коллективы. Война не порвала связи науки с жизнью и производством, а лишь изменила мирную направленность научных работ.

Тематика научных исследований была сосредоточена на трех ведущих направлениях:

Разработка военно-технических проблем,

Научная помощь промышленности,

Мобилизация сырьевых ресурсов, для чего создавались межотраслевые комиссии и комитеты.

Годы войны стали временем смелых и оригинальных технических решений, высокого подъема творческой мысли ученых, инженеров, конструкторов, рабочих.

Результаты деятельности Академии наук СССР и других научных учреждений позволили непрерывно расширять производственную и сырьевую базу, работы по конструированию и модернизации военной техники, ее массовому производству.

Цель работы рассмотреть деятельность научных учреждений в годы великой отечественной войны, их достижения и значение.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

Уже в первые месяцы Великой Отечественной войны многие научно-исследовательские институты были вынуждены эвакуироваться на восток: 76 научно-исследовательских институтов, в составе которых работали 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН СССР, тысячи научных сотрудников.

Их деятельность направлял Президиум Академии наук, перебазированный в Свердловск. Здесь в мае 1942 года на общем собрании академии были обсуждены задачи, вставшие перед учеными в условиях войны. Он включал в себя более двухсот тем, связанных с задачами обороны страны. Ведущими направлениями научных исследований явились разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов, для чего создавались межотраслевые комиссии и комитеты.

Так, уже в конце 1941 года была создана комиссия по мобилизации ресурсов Академии наук СССР, объединившая усилия ученых для эффективного использования природных ресурсов отдельных регионов страны на нужды обороны - свыше 300 сотрудников институтов АН СССР, Казанского университета, Казанского и Ленинградского химико-технологических институтов и заводских лабораторий. В тяжелых условиях академические институты направляли все свои усилия на помощь фронту. Ученые проявляли самоотверженность и мужество, работая по двенадцать часов в сутки.

Благодаря ученым-геологам А.Е.Ферсману, К.И.Сатпаеву, В.А.Обручеву и другим в кратчайшие сроки были разведаны и освоены новые месторождения бокситов на Южном Урале, вольфрамовые, молибденовые, медные, марганцевые залежи в Казахстане, большие запасы нефти в Татарии. Во главе комиссии стояли академики А.А.Байков, И.П.Бардин, С.Г.Струмилин, М.А.Павлов.

Несколько позднее специальная комиссия ученых во главе с академиком Е.А.Чудаковым внесла важные предложения по мобилизации ресурсов Поволжья и Прикамья.

Работа академика В.Л.Комарова «О развитии народного хозяйства Урала в условиях войны» была отмечена в 1942 году Сталинской премией.

В тесном сотрудничестве с инженерами-практиками ученые нашли методы скоростной плавки металла в мартеновских печах, литья стали высокого качества, получения проката нового стандарта. Были получены новые марки высококачественной стали, предложены новые технологии в военной промышленности.

В годы Великой Отечественной войны ученые самоотверженно работали над созданием новых, более совершенных образцов вооружения, разрабатывали новые виды боеприпасов, горючего. Шли поиски эффективных средств борьбы с врагом.

В 1941 году в боевых действиях на Черном море противник применил электромагнитные мины, обычные средства борьбы с которыми оказались малоэффективными. Группа виднейших ученых во главе с А.П.Александровым и И.В.Курчатовым создала принципиально новые методы размагничивания боевых кораблей и подводных лодок, разрабатывала инструкции по противоминной защите, что сохранило флот и спасло жизнь тысячам моряков. За время войны ни один из размагниченных учеными кораблей не подорвался на вражеских магнитных минах.

Созданием акустических тралов - эффективного средства борьбы с вражескими минами - успешно занималась другая лаборатория ФИАНа, которой заведовал Н.Н.Андреев. С их помощью акустическими тралами было оборудовано около сорока военных кораблей Черного и Балтийского морей. В 1942 году ученые были удостоены Сталинской премии первой степени.

В годы войны плодотворно трудились создатели оружия и военной техники. Особое внимание уделялось совершенствованию качества артиллерийских систем и минометов. В этой области большая заслуга принадлежит ученым и конструкторам В.Г.Грабину, И.И.Иванову, М.Я.Крупчатникову и др.

Успехи в производстве стрелкового вооружения были достигнуты при ведущей роли конструкторов Н.Е.Березина, В.А.Дегтярева, С.Г.Симонова, Ф.В.Токарева, Г.С.Шпагина.

Громадный рост выпуска патронов был обеспечен благодаря применению станков-автоматов, сконструированных коллективом Института автоматики и телемеханики АН СССР.

Калибры танковой и противотанковой артиллерии увеличились почти вдвое, а бронепробиваемость снарядов -- примерно в 5 раз. СССР превосходил Германию по объему среднегодового выпуска полевой артиллерии более чем в 2 раза, минометов -- в 5 раз, противотанковых орудий -- в 2,6 раза.

Оборонные заводы наладили производство новых 76-миллиметровой пушки, 152-миллиметровой корпусной гаубицы, 57-миллиметровой противотанковой пушки, а также самоходно-артиллерийских установок (САУ) разных калибров.

Советским ученым удалось во много раз сократить сроки разработки и внедрения новых образцов вооружения. Так, хорошо зарекомендовавшая себя 152-мм гаубица была сконструирована и изготовлена в 1943 году за 18 дней, а массовый выпуск ее освоен за 1,5 месяца. Около половины всех типов стрелкового оружия и подавляющее количество новых образцов артиллерийских систем, состоящих на вооружении в действующей армии в 1945 году, были созданы и пущены в серии за время войны.

Усилиями советских танкостроителей, особенно рабочих и инженеров уральского «Танкограда», сравнительно быстро было преодолено преимущество противника в бронетанковой технике. К 1943 году стал нарастать перевес советских Вооруженных Сил в танках и самоходно-артиллерийских установках. Отечественные танки и САУ по своим боевым характеристикам значительно превосходили зарубежные аналоги. Огромная заслуга в их создании принадлежала Н.А.Астрову, Н.Л.Духову, Ж.Я.Котину, М.И.Кошкину, В.В.Крылову, Н.А.Кучеренко, А.А.Морозову, Л.С.Троянову и др.

Авиаконструкторы совместно с работниками заводов сумели поставить фронту ряд замечательных машин: истребители, штурмовики, бомбардировщики. Велись работы в области реактивной авиации. Первый испытательный полет советского реактивного самолета конструкции В.Ф.Болховитинова, который пилотировал летчик-испытатель Г.Я.Бахчи-ванджи, состоялся в мае 1942 года.

Со второй половины 1942 года неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей. Самым массовым самолетом советских ВВС стал штурмовик Ил-2. Большинство советских боевых самолетов превосходили по своим характеристикам самолеты германских ВВС. Во время войны в серийное производство поступили 25 моделей самолетов (включая модификации), а также 23 типа авиадвигателей.

В создание и совершенствование новых боевых машин внесли вклад авиаконструкторы М.И.Гуревич, С.В.Ильюшин, С.А.Лавочкин, А.И.Микоян, В.М.Мясищев, В.М.Петляков, Н.Н.Поликарпов, П.О.Сухой, А.Н.Туполев, А.С.Яковлев, создатели авиамоторов В.Я.Климов, А.А.Микулин, С.К.Туманский.

Огромное значение имела деятельность ученых-медиков: академиков Н.Н.Бурденко, А.Н.Бакулева, Л.А.Орбели, А.И.Абрикосова, профессоров-хирургов С.С.Юдина и А.В.Вишневского и других, вводивших в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов.

Им удалось разработать принципы и технологию массового внедрения переливания крови и получения сухой плазмы, сделать разработки препаратов, способных ускорять заживление ран, изготовить приспособления для извлечения у раненых металлических осколков и т.д.

Доктор медицинских наук В.К.Модестов сделал ряд важных оборонных изобретений, в том числе замену гигроскопической ваты целлюлозной, использование турбинного масла как основы для изготовления мазей и др.

Существенную помощь госпиталям оказали Физиологический институт им. Павлова и институт эволюционной физиологии, возглавлявшиеся академиком Л.А.Орбели. Коллективы этих институтов вложили много труда в повышение квалификации госпитальных врачей, организовали циклы лекций на физиологические и медицинские темы.

Ученые СССР достигли значительных успехов в области биологии и сельского хозяйства. Они находили новые растительные виды сырья для промышленности, изыскивали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур. Так, в восточных районах страны было в срочном порядке освоено возделывание сахарной свеклы.

В годы войны не прекращались и научные изыскания ученых сельскохозяйственной науки. В 1941-1945 гг. сельское хозяйство переживало серьезные трудности - на огромных просторах наиболее урожайных земель Украины полыхало пламя войны. Война отвлекла от сельского хозяйства значительные людские и материальные ресурсы. Вся тяжесть снабжения страны хлебом и продовольствием легла на восточные районы, республики Средней Азии.

В этих условиях выход был один - искать внутренние резервы, использовать какие-то новые пути пополнения техники и запасных частей для нее. Необходимо было бороться за повышение урожайности на тех же землях, что распахивались до войны, лучше бороться с сорняками, сельскохозяйственными вредителями, добиваться расширения посевных площадей. Во всем этом практикам сельского хозяйства нужна была помощь науки.

Значение сельскохозяйственной науки при решении зерновой проблемы в сложных климатических условиях Поволжья переоценить невозможно. Ведущую роль в ее решении играл НИИ зернового хозяйства юго-востока СССР. Внимание ученых-аграрников Поволжья было сосредоточено на решении таких проблем, как выведение новых сортов семян; внедрение в производство достижений науки и передового опыта, научно обоснованных методов увеличения урожайности пшеницы, проса и других культур. За годы войны научные работники НИИ зернового хозяйства юго-востока СССР вывели и внедрили в колхозах и совхозах страны свыше 40 новых высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур, обладавших высокой урожайностью, зимостойкостью, устойчивостью против болезней при любых погодных условиях.

Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны явилась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 году число вузов уменьшилось с 817 тыс. до 460 тыс., прием в них сократился вдвое, численность студентов уменьшилась в 3,5 раза, а сроки обучения составили 3-3,5 года. Однако к концу войны численность студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилась к довоенному уровню.

Кроме того, страна не только сохранила, но даже приумножила сеть научных институтов и число ученых. В 1943 году учреждаются Западно-Сибирский филиал АН-СССР, Академия педагогических наук РСФСР, в 1944 году - крупнейшая в мире Академия медицинских наук СССР.

В условиях военного времени ученые Академии жили полнокровной творческой жизнью: не прекращались и фундаментальные теоретические исследования, во всех институтах успешно проходила защита кандидатских
и докторских диссертаций.

Один из старейших ученых Академии наук - В.И.Вернадский в годы войны завершил свой фундаментальный труд «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения», в котором подвел итоги своих многолетних исследований в области биогеохимии.

Ученые-астрономы успешно провели наблюдения солнечных затмений в 1941 и 1945 гг.

Под руководством академиков А.И.Алиханова и Д.В.Скобельцына активно велось изучение космической радиации.

В 1941-1942 гг. Л.Д.Ландау разработал теорию движения квантовой жидкости, за которую впоследствии ему была присуждена Нобелевская премия.

В 1944-1945 гг. В.И.Векслер сформулировал принцип ускорения элементарных частиц, который лег в основу работы современных ускорителей.

Группа исследователей Института химической физики АН СССР под руководством Н.Н.Семенова успешно изучала механизм цепных реакций.

В начале 1943 года под руководством И.В.Курчатова развернулись исследования в области деления урана. В Академии наук СССР летом 1943 года была открыта лаборатория, объединившая почти всех ученых-атомщиков, где была разработана технология выделения плутония из облученного урана. Осенью 1944 года под руководством академика И.В.Курчатова был создан вариант атомной бомбы со сферическим подрывом «внутрь», а в начале 1945 года был пущен комбинат по производству плутония.

С.И.Вавилов, руководивший одновременно двумя институтами - ФИАНом и Государственным оптическим институтом, эвакуированным в Йошкар-Олу, сумел объединить их усилия для решения важнейших оборонных задач. В 1942 году сотрудники лаборатории люминесценции, которой непосредственно руководил Вавилов, разработали методы и средства светомаскировки военных объектов. На одном из казанских предприятий было организовано производство светосоставов постоянного действия.

Новые средства светомаскировки отправлялись на авиационные пороховые заводы, использовались при маскировке пристаней на Волге. Вместе со своим сотрудником С.А.Фридманом Вавилов разработал серии люминесцентных ламп особой конструкции для Военно-Морского Флота. Были изготовлены специальные оптические устройства для ведения прицельного огня в ночное время.

Важные военные темы, связанные с радиолокацией, разрабатывались в лаборатории Н.Д.Папалекси. В лаборатории Б.М.Вула был сконструирован прибор для борьбы с обледенением самолетов.

Г.С.Ландсберг зимой 1941-42 гг. организовал оптические мастерские в одной из комнат Краеведческого музея, где было налажено изготовление стилоскопов. Приборы немедленно передавались представителям оборонных заводов и фронтовых ремонтных частей Красной Армии. Всего во время войны до возобновления промышленного производства было изготовлено около ста приборов.

Один из крупных отделов Ленинградского физико-технического института, изучал электрические и тепловые свойства полупроводников. Его исследования использовались в изготовлении «партизанского котелка» - термоэлектрического генератора, который предназначался для питания радиостанций в партизанских отрядах и разведывательных группах.

Выдающимся событием в научной жизни Академии стали работы П.Л.Капицы по созданию новых методов достижения низких температур и получения жидкого кислорода. Прибыв в июле 1941 года в Казань, Институт физических проблем сразу же приступил к монтажу оборудования и скоро кислород стал поступать в казанские госпитали. В Казани Капица создал самую мощную в мире турбинную установку для получения его в больших количествах, необходимых в военной промышленности.

Институт химической физики, руководимый академиком Н.Н.Семеновым. глубоко изучал процессы горения и взрывов. Ценные исследования в области теории горения и детонации в газах проводил молодой ученый Я.Б.Зельдович, позже трижды Герой Социалистического Труда. Исследованием горения порохов реактивных снарядов для «катюш» занимался другой сотрудник института - профессор Ю.Б.Харитон, позднее также трижды Герой Социалистического Труда.

Радиевый институт возглавлял В.Г.Хлопин, где был разработат способ получения светосоставов с применением радиотория. При его непосредственном участии проводились переработки государственных запасов радия с целью выделения радиотория для производства светосоставов, необходимых оборонной промышленности. В 1943 году за эту работу Хлопин и его коллеги были удостоены Сталинской премии.

В институте органической химии профессором И.Н.Назаровым был разработан карбинольный клей, нашедший широкое применение для ремонта боевой техники на заводах и в полевых условиях.

Многие выдающиеся советские ученые в годы войны возглавляли институты, лаборатории и кафедры в исследовательских учреждениях и вузах союзных и автономных республик. Они внесли большой вклад в исследование и использование природных богатств, развитие научно-исследовательской работы и подготовку научных кадров в национальных районах. Это содействовало активизации деятельности академических филиалов и баз, а также созданию в октябре 1943 г. Западно-Сибирского филиала АН СССР в Новосибирске.

Эвакуация многих ведущих научных организаций в восточные районы и их плодотворная деятельность на новых местах положительно сказались на развитии там науки и культуры, подготовке национальных кадров. Это позволило ЦК ВКП(б) и Совнаркому принять решение о создании в 1943 году Киргизского филиала АН СССР, Академий наук в Армении и Узбекистане, а в 1945 году в Азербайджане и Казахстане.

Заключение

Победа в этой великой войне была во многом достигнута благодаря развитию науки и создания новых совершенных технологий.

Ученые внесли значительный вклад в решение таких оборонных проблем, как:

Создание новых взрывчатых веществ и бронебойных снарядов,

Высокопрочной брони для танков,

Более совершенных оптических приборов для авиации, артиллерии, танков и подводных лодок,

Увеличение скорости и дальности полета самолетов,

Усовершенствование радиоаппаратуры и радиолокационных устройств,

Новые способы получения горючего и пластмасс и т.д.

Кроме военных разработок, значительный вклад в победу внесли и ученые таких направлений как медицина, биология, сельское хозяйство, химия, физика и многие другие. Годы войны стали временем высокого подъема творческой мысли ученых, смелых и оригинальных решений инженеров, конструкторов, рабочих.

Ученые всеми силами стремились помогать фронту, и не только своей научной работой в институтах и лабораториях. Все, начиная с лаборанта и кончая академиком, были постоянными участниками многочисленных субботников и воскресников: грузили уголь, разгружали вагоны и баржи, расчищали от снега посадочную полосу аэродрома…

Наука в годы войны - это длительный и тяжелый труд тысяч ученых в условиях постоянной смертельной опасности, беззаветный труд служащих, научно-технической интеллигенции при предельном напряжении духовных и физических сил, часто в условиях голода и холода.

В целом суммарный вклад науки равнялся победе.

Список использованн ых источников

1. Дмитриенко, В.П. История отечества. ХХ век.: Пособие для общеобразоват.школ / В.П.Дмитриенко, В.Д.Есаков, В.А.Шестаков. - М.: Дрофа, 2002. - 640 с.

2. История Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945: Краткая история / под ред. Поспелова П.Н. - М.: Наука, 1975. - 631 с.

3. История Отечества. Часть 2: Лекции для студентов / Под редакцией М.В.Зотовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во МГУП, 2001. - 208 с.

4. Ланге, К. Физиологические науки в СССР. Становление. Развитие. Перспективы / К.Ланге. - Л.: Наука, 1988. - 479 с.

5. Левандовский, А.А. Россия в ХХ веке: Учебник /А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 368 с.

6. Макаренко, В.П. Этатизация науки: Советский опыт /В.П.Макаренко // Правоведение. - 2006. - № 2. - С.207-236.

7. Широков, Г.А. Научные изыскания ученых сельскохозяйственной науки в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. / Г.А.Широков. - М.: СамГУ. - 2007. - №5/3. - С.55.

Подобные документы

    Состояние потребительской кооперации в годы Великой Отечественной войны. Значение общественного питания в условиях нормированного снабжения во время войны. Вклад потребительской кооперации в победу над фашистской Германией, мероприятия в военное время.

    реферат , добавлен 01.09.2009

    Участие внутренних войск в сражениях Великой Отечественной войны. Описание подвигов советских воинов на начальном этапе Великой Отечественной войны. Мужество советских людей в противостоянии под Ленинградом, подвиги в ходе ключевых сражений войны.

    реферат , добавлен 14.02.2010

    Признание больших заслуг ученых Казахстана в развитии науки. Культура в годы Великой Отечественной войны. Центральная тема литературы данного периода, развитие искусства Казахстана. Социально-экономическая структура и культурный облик государства.

    презентация , добавлен 19.11.2015

    Накануне Великой Отечественной войны. Самыми трудными и тяжелыми дни, были первые годы войны. Одни из многих отличившиеся в военные годы Безруков Иван Федорович и Сатаев Анатолий Матвеевич. Пленные немцы на Курихе. Православная вера в годы войны.

    реферат , добавлен 08.08.2010

    Общая характеристика системы спортивных соревнований в СССР в годы Великой Отечественной войны. Знакомство с книгой "Всеобщая история физической культуры и спорта". Анализ политики советской власти по вопросам спортивного воспитания молодежи в годы войны.

    дипломная работа , добавлен 02.02.2017

    Военные потери и потери среди гражданского населения в годы Великой Отечественной войны. Предотвращение эпидемических "пожаров" благодаря стараниям медиков. Выяснение числа раненых и больных, возвращенных в строй медицинской службой за все годы войны.

    презентация , добавлен 12.03.2015

    Стратегическое значение Казахстана в годы Великой Отечественной войны. География подвигов казахстанцев, героизм на фронтах: участие в битвах за Москву, Сталинград, в обороне Брестской крепости и прорыве блокады Ленинграда. Вклад в победу тружеников тыла.

    презентация , добавлен 25.03.2014

    Основные этапы в истории Великой Отечественной войны. Курская битва в 1943 году. Советский тыл в годы войны. Народная борьба на оккупированной территории. Внешняя политика России в годы войны. Послевоенное восстановление и развитие СССР (1945-1952).

    реферат , добавлен 26.01.2010

    Советский Союз накануне Великой Отечественной войны. Советская дипломатия в начале войны, военно-политическое руководство СССР в первые дни. Характеристика состояния экономики и внешней политики в годы войны. Мнения историков о вступлении СССР в войну.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2012

    Изменения в правовой регламентации деятельности советской школы во время Великой Отечественной войны. Исследование политики оккупантов в области народного образования на оккупированных территориях СССР. Учебно-воспитательный процесс в советской школе.