Меню
Бесплатно
Главная  /  Насморк у детей  /  Самые известные путешественники и их открытия. Великие мореплаватели вышли из лиссабона

Самые известные путешественники и их открытия. Великие мореплаватели вышли из лиссабона

Васко да Гама, величайший из мореплавателей пятнадцатого века, родился в португальском городе Синеже в семье высокопоставленного чиновника. Будучи совсем юным, он научился морскому делу, но наиболее привлекало молодого человека управление кораблями. Со временем взросления да Гамы совпало решение правителя страны продолжить географические открытия, начатые Диашем. Молодой мореплаватель был готов выйти в море, ожидая только приказания.

Путь в Индию

Долгожданный приказ был отдан в 1491 году. Да Гаме были предоставлены четыре корабля. Во главе своей небольшой флотилии молодой адмирал отправился в плавание. За двенадцать суток они дошли до Зеленого Мыса. К середине весны миновали Мозамбик и Меленди, за которыми открывался морской торговый путь между Индией и Африканским континентом.

С попутным ветром флотилия двинулась дальше сначала вдоль побережья Сомали, затем, повернув на северо-восток, все больше удалялась от береговой линии. Спустя двадцать три дня Васко да Гама бросил якоря у берегов Калькутты. Открытие для Португалии торгового пути в Индию было совершено за неполных девять месяцев. Места короля Генриха Мореплавателя сбылась.

Но открытие морского пути в Индию не гарантировало установления торговых связей с государством. Его правитель Заморин находился во власти торговцев-мусульман. Эти агрессивные фанатики полностью подчинили себе слабое индийское правительство. Они вынудили Заморина обманом выманить капитана португальских кораблей сойти на берег. Едва да Гама и его сопровождающие вошли во дворец Заморина, как были арестованы и заточены в качестве военных заложников. Узнав о предательстве, оставшиеся на кораблях португальцы стали захватывать заложников. Также были произведены выстрелы по зданиям города. Только под угрозой полного разрушения города индийцы освободили заложников. Торговый договор с Индией был заключен под угрозой пушечных обстрелов.

После успешного достижения цели своей миссии корабли повернули в сторону родного порта. Обратный путь был сложнее и дольше – только через двадцать шесть месяцев путешественники прибыли в Белем. Васко да Гама получил аудиенцию у короля. В дар правителю флотоводец принес полные трюмы драгоценностей, а также золотого истукана. Весил идол почти тридцать килограммов, его глаза были выполнены из изумрудов, а грудь украшена рубинами величиной с орех.

Спустя неполные десять лет португальцы вновь снарядили экспедицию в Индию. На этот раз флотилия насчитывала несколько десятков кораблей, руководил ею Кабрал. Но плавание под его руководством оказалось не таким счастливым, как путешествие да Гамы. Большая часть флотилии затонула, к тому же местное население было недружелюбно настроено по отношению к португальским мореплавателям. Торговцы из местных, напав на иностранцев, истребили большую их часть.

Кабрал начал готовиться к следующей экспедиции, но, помня о печальной участи, постигшей первую и о ее нерезультативности, король не допустил провинившегося флотоводца к миссии. Именем короля да Гама взял командование на себя.

Два года продолжалось его второе плавание к берегам Индии. Прибыв сюда, он знал, каким образом следует действовать, чтобы привести местное население к покорности. Силовое вмешательство оказалось самым результативным. Хорошо вооруженные португальские солдаты, а точнее, пираты начали беспощадно истреблять местное население. Одно упоминание о португальцах приводило всех в смертельный ужас. Совершая регулярные набеги в селения, они повсюду собирали кровавую дань. Васко да Гама жег корабли индусов вместе со всеми, кто находился на борту, живьем сжигались люди на берегу, не было пощады даже женщинам и детям. Улицы селений были усеяны трупами и умирающими людьми.

Жестокая резня была оценена правителем Португалии. Вернувшийся корсар был обласкан властями и награжден титулами и золотом. После второго плавания в Индию да Гама превратился в самого богатого человека государства.

В третье плавание к индийским берегам мореплаватель отправился уже в статусе вице-короля. Теперь его задачей было не привести народы к покорности, а сделать португальские колонии такими же процветающими, какими они были раньше. Это плавание было столь же успешным, как и два предыдущих.

Укрепление власти, данной именем португальского короля, происходило так же безжалостно. При этом страдали не только местные народы, но и португальцы, нарушавшие интересы своего правительства.

Значение деятельности Васко да Гама

Васко да Гама был типичным представителем своей эпохи. Жестокость по отношению к туземцам была нормой для этого времени. Но этот же человек остался в веках как величайший мореплаватель и отличный управитель, верный своей родине.

После норманнов португальцы первыми из народов средневековой Европы вышли на просторы «Океанского моря», как называли Атлантику в древности. С самого начала XV века они последовательно преодолевали многочисленные трудности плавания в океане.

Большую роль в развитии мореплавания в Португалии сыграл принц Энрике (1394-1460). Позднее, в XIX веке его назвали Генрих-мореплаватель, хотя сам он никогда не плавал. Принц считал, что каким бы огромным ни был африканский континент, он где-то заканчивается. Следовательно, чтобы его обогнуть, необходимо построить хорошие корабли и снабдить из точными картами и навигационными каринструментами. В 1418 году Генрих-мореплаватель построил на юго-западном побережье Португалии в Сагрише обсерваторию и верфь, а также основал мореходную школу, где португальских моряков обучали географы, картографы, математики и астрономы.

Заслуги Генриха-мореплавателя отмечены не только памятниками, но и монетами. В 1960 году в память о 500-летии его смерти в Португалии была выпущена серия серебряных монет с его портретом.

В 1987 году Монетным двором Португалии была объявлена долгосрочная программа (1987-2001 гг.) выпуска памятных монет «Золотая эра португальских открытий» в честь достижений и открытий португальских мореплавателей XV-XVI вв. Эти монеты достоинством по 100 эскудо выпускались ежегодными сериями из медно-никелевого сплава и драгоценных металлов.

Первая серия, выпущенная в 1987-1988 гг. состоит из 4 монет, посвященных 400-летию открытия Мыса Доброй Надежды. Эти монеты отмечали плавания португальских мореплавателей вдоль западного побережья Африки, которые в итоге привели к открытию морского пути в Индийский океан.

На лицевой стороне каждой из монет изображен герб Португалии различных периодов На оборотной стороне трех монет представлен корабль путешествия.

Жил Эанеш. Мыс Богадор

Первая монета серии посвящена одному из переломных моментов в истории мореплавания — морскому путешествию Жила Эанеша за мыс Богадор на западном побережье Африки. Он изображен на реверсе монеты справа от судна. Средневекая Европа верила, что мыс Богадор — это край мира.

Капитан Жил Эанеш был способным учеником и оруженосцем принца Генриха. В 1433 году он попытался обогнуть мыс Богадор, но его команда взбунтовалась, и он вынужден был повернуть корабль к дому, достигнув лишь Канарских островов. Через год Эанеш повторил попытку и успешно обогнул мыс, начав тем самым эпоху великих географических открытий.

Нуну Триштан

Вторая монета серии посвящена мореплавателю и работорговцу Нуну Триштану, также бывшему при дворе Генриха. Триштан открыл устье реки Гамбия после того, как Эанеш прошел на юг вдоль Африки. На оборотной стороне монеты изображен корабль Триштана и справа от него группа островов, которые также были им открыты.

Диогу Кан

Следующим из знаменитых португальских капитанов был Диогу Кан. Ему посвящена третья монета серии. В 1482-86 гг. он совершил 3 плавания к югу от экватора, по время которых открыл и нанес на карту 1450 миль западного побережья Африки, достигнув мыса Святого Креста. Диогу Кан отлично разбирался в навигации по звездам, поэтому на посвященной ему монете изображены компас и астролябия.

На оборотной стороне справа от корабля изображена рельефная карта юго-западной части Европы и западного побережья Африки. На африканском берегу можно заметить три каменных столба — такие столбы с крестом и королевским гербом устанавливал Диогу в знак присоединения новых земель «во славу Бога и короля» к Португалии. На окружность монеты нанесены деления подобно компасу, и цифрами отмечены координаты, соответствующие устью реки Конго, мысу Святой Марии и мысу Святого Креста.

Бартоломеу Диаш ди Новаиш

Плавания Диогу Кана продолжил португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш ди Новаиш. В 1487 году он был назначен начальником экспедиции для открытия новых земель к югу от мыса Святого Креста. После плавания продолжительностью в 16 месяцев и длиной в 16 тысяч милькорабли Бартоломеу вернулись в Лиссабон с великой новостью — они были в Индийском океане и отрыли новый мыс, который назвали мысом Бурь, а король позже переименовал его в мыс Доброй Надежды, ведь с этим открытием увеличились шансы Португалии достигнуть берегов Индии. Позднее на основе отчета Бартоломеу Другой великий мореплаватель Васко да Гама разработал маршрут плавания в Индию в 1497-99 гг.

На монете, посвященной Бартоломеу, изображены очертания Африканского континента и крестиком отмечен мыс Доброй Надежды. Два одинаковых парусника по обе стороны континента символизируют успешное путешествие на юг Африки и далее вдоль побережья.

Одновременно с плаваниями вдоль побережья Африки португальские мореплаватели начали изучение вод Атлантики. Подробнее об этом во второй части статьи.

Не только страна с чудесным климатом и великолепными пляжами, но и с многовековой славной историей. Прошлое Португалии отмечено многолетним игом различных завоевателей, а с начала XV века она сама обретает статус колониальной империи. Небольшое государство на юго-западе Европы, с территорией всего-то вдвое больше Московской области, владело колониями на западном и восточном побережье Африки, на востоке Индии. А самая большая колония находилась в Южной Америке - Бразилия.

Основы морского и колониального господства на Западном побережье Африки заложил сын короля Жуана I, Энрике. Начиная с 1415 года и до своей смерти в 1460 году, он организовал несколько экспедиций, результатом которых стала колонизация побережья от севера Африки до экватора. Помимо захвата и исследования земель португальцев интересовало составление карт и распространение христианства.

Итог был впечатляющим - в страну потянулись суда с золотом и рабами. Энрике получил монополию на работорговлю. Одновременно, экспедиции дали толчок к развитию судостроения, нужны были корабли, способные доставлять большое количество груза.

Экономика государства, как известно, определяет его политику. Экспорт Португалии в те годы был не велик. В стране выращивали, и выращивают до сих пор, пшеницу и маис, оливы и миндаль, виноград и цитрусовые. Но главным препятствием для активной внешней торговли было географическое положение страны: она находилась вдали от существовавших торговых путей. Поиск новых торговых маршрутов был жизненно необходим. И эти маршруты были найдены.

Португальскими мореплавателями был открыт морской путь в Индию . В 1487 году экспедиция Бартоломео Диаша , проплыв вдоль западного побережья, обнаружила южное побережье Африки. До этого открытия считалось, что Африка тянется далеко на юг. Так был открыт мыс Доброй Надежды, надежды на возможность найти морской путь в желанную Индию с её богатствами.

Этот путь был найден через десять лет моряками Васко да Гама . Тогда же были открыты и нанесены на карту земли Восточной Африки и западное побережье Индии, нынешнее Гоа.

Самую большую португальскую колонию, Бразилию, в 1500 году обнаружила экспедиция Педру Алвареша Кабрала . Знаменитый флорентиец и испанский мореплаватель Америго Веспуччи в течение пяти лет, с 1500 по 1504 год, служил на португальском флоте. Имея опыт плавания к берегам Америки на испанских кораблях в 1499 году, он внёс свой вклад в исследование Бразилии португальцами.

Практическим подтверждением шарообразной формы Земли стало открытие экспедиции, руководимой португальцем Фернаном Магелланом . В 1519 году его корабли, двигаясь вдоль восточного побережья Южной Америки, нашли пролив между материком и архипелагом Огненная Земля, Магелланов пролив.

Значение великих географических открытий португальских мореплавателей необычайно высоко, их честь и слава навсегда принадлежит Португалии.

Юрий Трифонов

Атлантический океан (1419-1507)

С VIII до XV столетия Венецианская и соседние Морские республики удерживали монополию на европейскую торговлю со Средним Востоком. Великий шёлковый путь и Дорога специй, по которым везли пряности, благовония, лекарственные травы, сами лекарства и опиум, сделали эти средневековые города-государства сказочно богатыми. Пряности были самым дорогим и востребованным товаром в средневековье, широко применялись в медицине, религиозных ритуалах, косметике, парфюмерии, а также в качестве вкусовых добавок и для консервации. Все они импортировались из Азии и Африки. Мусульманские купцы, главным образом потомки арабских мореплавателей из Йемена и Омана, контролировали морские маршруты через Индийский океан, перекупая товар, поступающий из мест его производства на Дальнем Востоке в Индию, главным образом в Кожикоде, а затем перевозя его на запад в Ормуз на берегу Персидского залива и в Джидду на Красном море. Отсюда сухопутными маршрутами они следовали к средиземноморскому побережью. Венецианские купцы продавали эти товары далее по всей Европе до возвышения Османской империи, которое произошло после падения Константинополя в 1453, отрезав европейцев от смешанных морских и сухопутных торговых путей.

Вынужденные свернуть свою активность в Причерноморье, а также из-за войны с Венецией, Генуя вернулась к североафриканской торговле зерном, оливковым маслом (которое использовалось также для освещения) и поискам серебра и золота. Европейцы испытывали постоянный дефицит в серебре и золоте, так как монеты двигались только в направлении из Европы, тратились на восточную торговлю, которая теперь была отрезана. Несколько европейских выработок были уже истощены, недостаток золотых и серебряных слитков привело к развитию сложной банковской системы для управления торговыми рисками (первый государственный банк, Банк Сан-Джорджо, был создан в Генуе в 1407 году). Совершая плавания также в порт Брюгге (Фландрия) и в Англию, генуэзское сообщество также обосновалось и в Португалии, которая стала получать выгоды от их предприятий и финансовых операций.

Для первого океанического путешествия западноевропейцы использовали компас, а также пользовались последними достижениями картографии и астрономии. Для навигации применялись арабские навигационные приборы, такие как астролябия и квадрант. Для европейских плаваний, как правило, каботажных, в непосредственной близости к берегу, использовались портуланы. Эти карты отмечали известные маршруты, отмеченные береговыми ориентирами: мореплаватели плыли через каждый из известных ранее пунктов, следуя указанием стрелки компаса, определяя своё местоположение по ориентирам.

Португальские географические открытия

В 1297 году, после завершения Реконкисты в Португалии, король Диниш I обратил своё внимание на внешнюю торговлю и в 1317 заключил соглашение с генуэзским купцом Мануэлем Пессаньо, назначив его первым адмиралом португальского флота, целью которого была защита страны от набегов пиратов-мусульман. Вспышка эпидемии бубонной чумы привела к снижению численности населения страны во второй половине XIV века, это способствовало повышению значимости морского побережья, где большая часть населения занималась рыболовством и торговлей. В 1325-1357 годах Афонсу IV Португальский покровительствовал морской торговле и отправлял в Атлантический океан первые экспедиции. Канарские острова, уже известные генуэзцам, были объявлены официально открытыми португальской экспедицией в 1336 году, но в 1344 кастильцы оспорили права Португалии на них, усилив своё влияние на море.

В 1415 году Сеута была захвачена Португалией, которая стремилась получить контроль за навигацией у африканского побережья. Инфант Энрике (Генрих), впоследствии прозванный Мореплавателем за то, что посвятил жизнь организации исследовательских морских экспедиций (хотя сам он в этих экспедициях не участвовал), был хорошо осведомлён о прибыльности и перспективности Транссахарской торговли. Веками торговые пути, по которым везли рабов и золото и соединявшие Западную Африку со Средиземноморьем через Западную Сахару, контролировали враждебные Португалии мусульманские государства Северной Африки.

Энрике хотел знать, как далеко мусульманские владения простираются на юг Африки, рассчитывая обогнуть её и наладить морскую торговлю с Западной Африкой, найдя союзников в легендарных христианских государствах к югу, в частности потерянного христианского королевства Пресвитера Иоанна, а также хотел выяснить, возможно ли попасть в далёкие Индии, источники драгоценных пряностей, по морю. Он финансировал морские экспедиции на юг от Мавритании, привлекая к ним купцов, судовладельцев и других заинтересованных в открытии новых торговых путей лиц. Вскоре были открыты в Атлантическом океане Мадейра (1419) и Азорские острова (1427).

В то время европейцы не знали, что находится за мысом Нун на побережье современного Марокко, и разворачивали свои корабли сразу, как только его достигали. Старинные морские мифы называли этот мыс пределом для мореплавания, предупреждали об океанических монстрах, непригодном для плавания море и палящем солнце, которые уничтожат любой корабль, посмевший заплыть за этот мыс, но мореходы принца Энрике пренебрегли ими: начиная с 1421 года, они регулярно заплывали за него, а в 1434 году один из капитанов Энрике, Жил Эанеш обогнул мыс Бохадор.

Большим технологическим скачком стало появление в середине XV века каравеллы, небольшого корабля, способного совершать плавания под парусом дальше, чем другие европейские корабли того времени. Ставшая развитием португальских рыболовецких судов, она стала первым кораблём, который смог выйти за границы привычных прибрежных каботажных плаваний и безопасно выходить в открытый океан. Для навигации португальцы использовали эфемериды, этот метод прошёл значительное развитие в XV столетии. Эти таблицы произвели революцию в навигации, позволив рассчитывать широту. Тем не менее, точный расчёт долготы ещё несколько столетий был недоступен для мореплавателей. Регулярные плавания на каравеллах становились всё дальше, в среднем мореплаватели продвигались на юг на один градус в год. Побережье Сенегала и Зелёный мыс были достигнуты в 1445 году Динишем Диашем, а в 1446 году Алвару Фернандеш дошёл почти до берегов современного Сьерра-Леоне.

Падение Константинополя в 1453 году и переход города под контроль Османской империи стало сильным ударом для христианского мира, и торговые пути на Восток для Европы закрылись. В 1455 году папа Николай V издал буллу Romanus Pontifex, которая подкрепляла предыдущую буллу Dum Diversas (1452), и передавала все земли и моря, открытые далее мыса Бохадор, во владения португальского короля Афонсу V и его наследникам, а также торговлю и завоевания у мусульман и язычников, что стало началом ведения политики mare clausum в Атлантике. Король, который узнал от генуэзцев о морском пути в Индию, заказал у фра Мауро карту мира, которая прибыла в Лиссабон в 1559 году.

В 1456 году Диогу Гомеш достиг берегов архипелага Кабо-Верде. В последующее десятилетие несколько капитанов на службе принца Энрике, в том числе генуэзец Антонио да Ноли и венецианец Алоизий Када-Мосто, обнаружили оставшиеся острова, которые были освоены ещё в XV столетии. В 1460-х годах португальцы открыли побережье Гвинейского залива, богатое золотом и слоновой костью.

Португальские исследования после смерти принца Энрике

В 1461-1462 годах Педру де Синтра достиг берегов Сьерра-Леоне и дал названия их многим географическим объектам. Принц Энрике умер в ноябре 1460 года, после чего финансирование экспедиций прекратилось, пока в 1469 году лиссабонский купец Фернан Гомиш не получил монополию на торговлю с Гвинейским заливом в обмен на обязательство ежегодно исследовать по 100 миль к югу в течение пяти лет. При его финансировании мореплаватели Жуан де Сантарен, Перу Эшкобар, Лупо Гонзалвеш, Фернан де По и Педру де Синтра сделали даже больше, чем он обещал. Они достигли южного полушария и островов Гвинейского залива, в том числе Сан-Томе и Принсипи в 1471 году. В южном полушарии они использовали для навигации созвездие Южного Креста.

В этом районе началась торговля аллювиальным золотом с арабскими и берберскими купцами, а в 1481 году взошедший на трон Жуан II решил построить факторию Сан-Жоржи-да-Мина на Золотом Берегу. В 1482 году Диогу Кан открыл устье реки Конго, а в 1486 дошёл до Кейп-Кросса (современная Намибия).

В 1488 году экспедиция Бартоломеу Диаша обогнула самый южный мыс Африки, который назвала «мысом штормов» (Cabo das Tormentas), встала на якорь в заливе Моссел Бей. а затем направилась на восток до устья Большой рыбной реки, попав в Индийский океан из Атлантического. Одновременно Перу да Ковильян, тайно отправленный королем по суше на поиски пресвитера Иоанна и «земель пряностей», достиг Индии и Эфиопии, где собрал важную информацию о Красном море и побережье Кении и выяснил, что морской маршрут в Ост-Индию возможен. Вскоре мыс Штормов был переименован Жуаном II в «мыс Доброй Надежды» (Cabo da Boa Esperança), так как возможность морского пути в Индию открывала оптимистичные перспективы для торговли, а также опровергало представления, существовавшие со времён Птолемея, что Индийский океан окружён сушей.

Порту - один из древнейших португальских городов. От него происходит и название страны, образовавшееся от слияния двух слов: латинского «портус» - «порт» и греческого «калос» - «прекрасный».

Так назывались два поселения, когда-то располагавшиеся на берегах реки Дору. Греческое на правом, а римское на левом. Левый и правый берег Порту соединяют шесть мостов. Один из них был спроектирован Густавом Эйфелем, автором Эйфелевой башни.

Порту - родина Генриха Мореплавателя. Благодаря этому принцу Португалия в XV веке вступила в эпоху великих географических открытий. Португальские моряки открыли для христианского мира земли, лежащие в тысячах миль от Европы, и подчинили португальским монархам территории, во много раз обширнее их европейских владений.

Порту, как утверждают многие, - самый живописный город Португалии. И с этим невозможно не согласиться. По узким его улочкам можно бродить часами. И везде чувствуется связь Порту с морем. И дело не только в воздухе, пропитанном запахом йода… Даже на городских площадях здесь - не привычные всем голуби, а чайки…

Большая часть португальской границы проходит по морю, так что морские традиции для Португалии не пустой звук. В этой стране многое связано с морем, в частности ее название. Море это не только морские сражения, дальние походы, неведомые страны и бесконечные пляжи. Море - это еще и рыбная ловля и рыбаки.

Рыболовство на протяжении веков играло такую важную роль в жизни португальцев, что в одном из современных районов Порту они установили единственный в своем роде монумент - памятник рыболовной сети.

В последние годы Португалия вылавливает гораздо меньше рыбы, чем раньше, - Евросоюз ввел строгие квоты. Но ни к какому дефициту это не привело. И в каждом приморском городе или поселке обязательно есть рынок, где продают свежайшую рыбу сегодняшнего улова.

Вот уж чего не могла себе представить, так это то, что на португальском рыбном рынке, в самом рыбном районе Алгарве, будет так тихо и спокойно.

Разнообразие ассортимента поражает воображение. Любимая местная рыба - вяленая треска, как португальцы говорят «бакаляу». Как ни странно это звучит, привозят ее из Норвегии. И вообще всегда привозили из Северных стран. Квота на треску выделена маленькая, вот и приходится возить из Скандинавии.

С утра килограмм сардин стоит четыре евро, а вечером - уже два. Приходит народ победнее и скупает все оптом, так что ничего не пропадает.

Крупные рыболовецкие суда выходят на промысел практически в любую погоду - и в штиль, и в шторм. Для владельцев же небольших лодок сегодняшнее волнение означает вынужденный простой. Но зато у них появилось время тщательно проверить снасти и привести их в порядок.

Кое-кто из рыбаков действительно возится со снастями. Но подавляющее большинство тружеников моря использует неожиданный досуг более приятным образом. Они заполняют прибрежные кабачки, где пьют пиво и режутся в карты.

А шторм, между прочим, продолжается уже четвертый день. И все эти дни они наверняка говорят с утра женам, что пошли на работу. В одном кабачке поддатый рыбак посоветовал мне обязательно познакомиться с Себастьяном. Он - самый старый рыбак. В море ходил еще при диктаторе Салазаре. Да что там Салазар - старик Себастьян, по рассказам того же моряка, при Генрихе Мореплавателе рыбу ловил.

История Португалии неразрывно связана с эпохой великих открытий. В XV веке, закрепившись на суше, португальцы хотели еще иметь и полное господство на море. Начались попытки исследования морей и океанов. Эту эпоху открыл принц Энрике, легендарный Генрих Мореплаватель.

Младший сын португальского короля Жуана I не случайно получил прозвище Мореплаватель. Поселившись на полуострове Сагреш, он собрал вокруг себя картографов, астрономов и кораблестроителей. А в здешней крепости открыл школу мореплавания.

В 1416 году было положено начало длительным и хорошо организованным морским экспедициям под руководством Генриха Мореплавателя. Надо заметить, что сам Генрих Мореплаватель, как это ни парадоксально звучит, ни разу не выходил в море. Он был лишь организатором этих походов.

Многие годы маяк, построенный на мысу Сау-Винсенте, рядом с Сагрешем, помогал морякам не разбиться о скалы. Теперь это просто памятник. Его высота 61 метр, а длина луча 90 км. Это самый большой маяк в Европе.

Генрих Мореплаватель напутствовал своих капитанов: «Ни одна опасность, которая встретится вам, не может быть больше ожидающей вас награды». После смерти Генриха далекие экспедиции, которым он положил начало, не прекратились. Одна из них, в июле 1497 года, отправилась на поиски морского пути в Индию.

Продолжил дело Генриха Мореплавателя молодой придворный знатного происхождения Васко да Гама. Только он на самом деле принимал участие в морских походах. Да Гама стал первым европейцем, обогнувшим на корабле мыс Доброй Надежды и достигшим берегов Индии. В Португалию он вернулся с сотнями мешков индийских пряностей, которые ценились в Европе дороже золота.

Пятьсот с лишним лет назад на месте монастыря Сан-Жеронимуш была часовня Генриха Мореплавателя. В ней перед своим отплытием в Индию молился Васко да Гама. И здесь же по возвращении его встретил король Мануэл I. В честь открытия морского пути в Индию был заложен этот монастырь.Сюда, в монастыре Сан-Жеронимуш, и были в конце концов перенесены останки Васко да Гама.

В этих же стенах погребен величайший поэт Португалии Луиш ди Камоэнс, посвятивший путешествию прославленного мореплавателя поэму «Лузиада».
Умер да Гама во время своего третьего похода в Индию в 1524 году. Первоначально он был похоронен в городе Кочин, в первом католическом соборе, построенном португальцами в Индии. Там до сих пор показывают его пустую могилу.

Открывая новые земли, португальские мореплаватели объявляли их собственностью португальской короны. Уже к концу XVI века Лиссабону была подвластна целая империя, простиравшаяся от Бразилии на западе до китайского побережья на востоке.

По всему этому пространству разбросаны грозные форты - вроде возвышающегося над Прайей, столицей нынешней республики Кабо-Верде, а до семидесятых годов прошлого века - португальской колонии Острова Зеленого мыса.

Пушки этих фортов помогали держать в покорности местное население и отражать посягательства других европейских держав, не раз пытавшихся наложить руку на колонии португальцев.

Живой памятью об эпохе великих географических открытий и возникшей благодаря им колониальной империи служат островки португалоязычной христианской культуры, вкрапленные в разительно инородное окружение.

Так в китайском Аомыне, бывшей португальской колонии Макао, изваяний Мадонны"" и католических святых едва ли не больше, чем буддистских статуй.

В малайзийской Малакке есть квартал, где все вывески на португальском языке, а во дворах домов стоят католические алтари. Живут здесь потомки португальцев. Впрочем, португальская кровь, текущая в их жилах, так разбавлена малайзийской, что внешне они ничем от коренного населения не отличаются.

Бразилия - огромный осколок португальской империи, и площадью, и населением многократно превосходящий бывшую метрополию. И тем не менее символ Рио-де-Жанейро - возвышающаяся над городом статуя Христа - точная копия изваяния, которое украшает Лиссабон.

Макао, Малакку, Кабо-Верде, Рио-де-Жанейро и многие другие точки на земном шаре, где люди разных рас говорят по-португальски, отделяют от Португалии тысячи километров морских путей. Подвиг людей, которые эти пути разведали, достоин восхищения. Ведь плавали они на судах, не сильно превосходящих размерами теперешние рыбацкие баркасы.