Меню
Бесплатно
Главная  /  Насморк у детей  /  Что обеспечивает системно деятельностный подход в обучении. Системно-деятельностный подход в современном образовании

Что обеспечивает системно деятельностный подход в обучении. Системно-деятельностный подход в современном образовании

Любовь Позднякова
Системно-деятельностный подход как основа построения современного урока

Л. В. Позднякова

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА .

Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.

Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня. Они уже давно живут в умах и делах педагогов, психологов, методистов, учителей и целых педагогических коллективов. Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим : «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».

Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке ? Учитель объявляет тему, сообщает чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, кто учится) или её объектом (тем, кого учат? Конечно, объектом. Общество не удовлетворено постановкой обучения , так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе.

Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах образования, ставится вопрос об оптимизации обучения, о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному .

В основе наиболее распространенного традиционного обучения, предшественника развивающего, лежит идея о независимости развития, в том числе умственного, от обучения. Согласно этой теории циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Формулу этой теории можно представить так :

обучение естественное развитие = зона актуального развития

Такое обучение следует за естественным развитием ребенка и использует те познавательные возможности, тот уровень, который школьник при этом достигает. Достигнутый таким образом уровень определяется исследователями как зона актуального развития. При указанном соотношении места обучения и развития, учителю приходится опираться на принцип доступности, который реализуется через обучение детей «от простого к сложному» и «от близкого к далекому» . Согласно этому принципу, на каждой ступени образования школьникам дается лишь то, что им посильно в данном возрасте. Остается неясным – кто и когда точно и однозначно смог определить меру этой посильности.

В 30-х годах прошлого столетия известный отечественный исследователь Лев Семенович Выготский разработал новую инновационную модель обучения, которая опережает развитие. Соотношение их можно представить следующим образом :

развитие обучение = зона ближайшего развития.

Согласно этой теории обучение не есть развитие, но «правильно организованное» , оно ведет за собой детское умственное развитие, развивает ряд процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. По Л. С. Выготскому, процессы развития идут вслед за обучением, создавая зону ближайшего развития. Она включает те действия, которые ребенок, способен выполнить только в совместной деятельности с учителем. В этой зоне реализуются те познавательные возможности, которые обычно не раскрываются в традиционном обучении.

Итак, рассмотрим различия традиционного обучения и обучения, основанного на деятельностном подходе .

Традиционное обучение :

1) базируется на принципе доступности;

2) учащийся выступает в роли объекта педагогической деятельности;

3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;

4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания;

5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы;

6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности.

Инновационное обучение. Системно - деятельностный подход :

1) опирается на зону ближайшего развития;

2) учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности;

3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;

4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания;

5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности;

6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.

Современный урок - это урок , характеризующийся следующими признаками.

1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.

2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению .

3. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению .

5. Организация урока динамична и вариативна.

6. На уроке используются современные педагогические технологии.

Последовательно рассмотрим все те условия, соблюдения которых деятельностный подход требует .

1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.

На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ.

Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи , или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Постепенно становится аксиомой : «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г. А. Цукерман) . Одним из приёмов создания проблемных ситуаций : введение в учебники заголовков-вопросов. Так называемые «хитрые вопросы» становятся отправной точкой дальнейшего поиска.

Какие же способы мотивации деятельности детей, формирования активной познавательной позиции использованы в учебниках системы Л . В. Занкова.

Вот наиболее распространённые :

Вопросы, суждения, нахождение ошибок;

Задания, для выполнения которых недостаёт знаний;

Заголовки-вопросы;

Наблюдения за фактами, для объяснения которых нужны новые сведения;

Творческие задания;

Специальные условные знаки и значки, и другие.

2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.

Сущность второго условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г . А. Цукерман : «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»

Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его : возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения.

3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений) .

При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Заботиться надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.

4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу.

Четвертое условие деятельностного подхода к обучению связано с особой ролью в формировании умения проверять свою работу.

5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д . Б. Эльконина - В. В. Давыдова, система Л . В. Занкова, или любой современный учебно-методический комплект (УМК) традиционной системы : «Школа 2100» , «Перспектива» , «Начальная школа ХХI века» , «Гармония» , «Школа России» и другие. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причём, не только, в индивидуальной, но и в совместной коллективной деятельности.

Какие же происходят изменения в структуре уроков ? Как построить и провести урок , чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы он в результате её достиг желаемых целей и результатов? Ведь главной целью в преподавании для меня, как и для каждого учителя является залог успешности каждого урока , чтобы учащиеся полученные знания умели использовать не только на уроках , но и в жизни.

Передо мной встала проблема, как организовать по-новому учебный процесс, чтобы заинтересовать каждого учащегося, развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка и помочь ему познать себя. Именно деятельностный метод обучения помог решить эту проблему.

Деятельностная технология обучения обеспечивает включение детей в учебно-познавательную деятельность. При данном подходе ребенок не просто усваивает знания, а «открывает» их в процессе собственной деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается в организации коллективно-поисковой деятельности детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили , как надо действовать в новых условиях.

Структура урока «открытия нового знания» , построенного на основе деятельностного метода, имеет следующие этапы :

1. Этап самоопределения к деятельности.

Цель : Включение в учебную деятельность.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель : Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.

3. Постановка учебной задачи .

Цель : Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока .

4. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) .

Цель : Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель : Усвоение нового способа действий.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель : Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха.

7. Включение в систему знаний и повторение .

Цель : Включение «открытия» в систему знаний , повторение и закрепление ранее изученного.

8. Рефлексия деятельности.

Цель : Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения , границ применения новых знаний.

Перечисленные выше этапы работы над понятием лучше проводить на одном уроке , не разрывая их по времени.

Можно применять такие приемы создания проблемной ситуации :

Побуждающий диалог – постановка проблемной ситуации , основанной на противоречии между житейским и научным фактом и вызывающей удивление у детей;

-постановка учебной задачи , основанной на противоречии между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя и вызывающей затруднения у детей.

Существуют следующие методы решения учебной проблемы :

Побуждающий от проблемной ситуации диалог (общее побуждение, подсказка, сообщение) ;

Подводящий к открытию знания диалог (система посильных ученику вопросов и заданий, которые постепенно приводят ученика к осознанию темы урока ).

Необходимо использовать виды продуктивных заданий :

Формулирование вопросов по теме урока ;

-создание опорного сигнала : схема, таблица, опорные слова;

Создание художественного образа : метафора, загадка, стихотворение, сказка.

Использование технологии деятельностного метода позволяет мне проводить интересные уроки , проектировать учебную деятельность, позволяющую получить требуемый результат. Учащиеся при этом учатся высказать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, - у них формируются чувства сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя, слушать и слышать друг друга.

Технология деятельностного метода применима при работе по любой из действующих образовательных программ для обучения младших школьников.

Список литературы.

1. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении : Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006

3. Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 204с. – (Стандарты второго поколения) .

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ]; под ред. А. Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152с.

6. Выготский Л. С. Собр. Соч. / Л. С. Выготский. – М., 1984. – Т. 4.

Позднякова Любовь Вячеславовна

Педагогический лекторий

«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ»

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»

(Б. Шоу)

Разговор по данной теме хочется начать с известной восточной мудрости: « Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь». Если провести «параллель» с педагогикой, то главная задача учителя заключается в организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы знания стали результатом их собственной деятельности.

1.1 Как известно, традиционный подход в образовании ориентирует на объём знаний - чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности.

Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания (с помощью ключевых компетенций информационных, коммуникативных, и др.). Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно – деятельностный подход.

Актуальность изучения и применения в педагогической практике элементов системно-деятельностного подхода объясняется постепенным введением ФГОС, отличительной особенностью которых является ориентация на результаты образования, как раз рассматривающиеся на основе системно-деятельностного подхода. Применительно к учебному процессу это означает, на каждом этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – учебный процесс должен ориентироваться на развитие личности обучающихся, которое происходит на основе овладения учащимися обобщенными способами деятельности (УУД). Т. е., чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как следствия объединения системного подхода и деятельностного, доказывающего бесполезность самих знаний, умений и навыков, не реализующихся в деятельности.

Системно-деятельностный подход предполагает:

Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества;

Переход к стратегии социального проектирования и конструирования;

Ориентацию на ФГОС;

Признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Одной из них является "Технология деятельностного метода обучения", разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.

В чём же сущность деятельностного метода, являющегося ядром системно-деятельностного подхода?

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Технология деятельностного метода предполагает создание учителем специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Деятельностный подход органично сочетается с различными современными образовательными технологиями, такими как: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, проблемного обучения. Названные технологии способствует формированию у обучающихся универсальных учебных действий. Тем не менее, актуальна проблема поиска новых технологий обучения, так как нет, и не может быть какой-то одной, универсальной технологии.

Система дидактических принципов,

обеспечивающих системно – деятельностный подход.

1. Принцип деятельности (ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам: «когда я делаю сам, я получаю опыт и знания»)

2. Принцип непрерывности (преемственность между темами, разделами, курсами…)

3. Принцип целостного представления о мире (обобщенное, целостное представление о мире, о себе, о роли и месте каждой науки в системе наук)

4. Принцип минимакса (школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне (государственного стандарта знаний: «даем больше, требуем стандарт, возьми сколько можешь»)

5. Принцип психологической комфортности (снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, доброжелательная атмосфера)

6. Принцип вариативности (развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества (ситуация успеха, настрой на творческое дело)

Учебная деятельность в разрезе системно-деятельностного подхода включает в себя следующие компоненты:

Учебная задача

Учебные действия

Действия самоконтроля и самооценки.

Обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть их с «преодолимой трудностью», то есть предложить им такое задание, которое они не могут решить известными способами и вынуждены изобрести, «открыть» новый способ действия. Задача учителя, предлагая систему специальных вопросов и заданий, подвести учащихся к этому открытию. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся выполняют предметные и вычислительные действия, направленные на разрешение учебной задачи, которые называются учебными действиями. Третьим компонентом учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки, когда ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его на пути познания. Все три этапа учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе. Основные этапы данного метода могут быть представлены следующей схемой:

Постановка учебной задачи → «Открытие» детьми нового знания → Первичное закрепление (комментирование) → Самостоятельная работа с проверкой в классе → Решение тренировочных упражнений → Контроль (принцип минимакса) → Решение задач на повторение

Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

    Моделирование и анализ жизненных ситуаций

    Использование активных и интерактивных методик

    Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности

    Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Учащиеся:

Работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;

Критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

Решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

Анализируют современные общественные явления и события;

Осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)

Аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

Выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

1.2-1.3 Остановимся на структуре урока, особенностях некоторых его этапов, также методических рекомендациях в разрезе технологии

системно-деятельностного подхода

1.Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Учитель включает детей в деятельность. Происходит выделение содержательной области.

Приёмы работы:

Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;

Учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

Девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

Самопроверка домашнего задания по образцу.

Настраиваю детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)

II. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

2. Возникновение проблемной ситуации.

Актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

Создание проблемной ситуации;

Выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

Способы: диалог, групповая или парная работа:

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

Организация самостоятельной исследовательской деятельности;

Выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя, пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это, возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

V. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Способы: фронтальная работа, работа в парах;

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

Выполняется письменно;

Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Вопросы:

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

ДЛЯ СВЕДЕНИЯ

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. Урок «открытия» нового знания, направленный на формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии - формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

3. Урок общеметодологической направленности - формирование способности учащихся к новому способу действия.

4. Урок развивающего контроля - формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции со следующей структурой:

    написание учащимися варианта контрольной работы;

    сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями

Сегодня есть новый вид методической продукции – технологическая карта урока, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Структура технологической карты, включает в себя:

    название темы с указанием часов;

    цель освоения учебного содержания;

    планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

    метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

    основные понятия темы;

    технология изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические и диагностические задания);

    контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не только совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это еще и своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Введение

Российское образование в последние годы претерпевает множество изменений. Правительство проводит многочисленные реформы в этой сфере. Значительно расширяется объем информации, которую получают обучающиеся, а также изменяется методологическая основа педагогики.
В современных учебных заведениях широко применяются интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта.

Понятие системно-деятельностного подхода и его цели

Системно-деятельностный подход - это организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.

Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).

В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий.

Основные принципы системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии применения определенных принципов:

· деятельности;

· системности;

· минимакса;

· психологического комфорта;

· вариативности;

· творчества.

Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип системности означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе – обществе - самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

3. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

4. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

5. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

6. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.


Ананина А.В., учитель информатики и ИКТ
МАОУ «Школа №44»

Использование принципов системно – деятельностного подхода в обучении информатике

Можно накормить голодного рыбой,
а можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам.

1. Введение.
Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности. Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование обще учебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная компетентность и информационная компетентность.
Современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых знаний, а на стимулирование поиска знаний, развитие умений эти знания применять на практике.
2. Структура системно-деятельностного подхода.
Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
Для этого учитель ставит ряд вопросов:
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
-какие методы и средства обучения выбрать;
-как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем: - учитель создает проблемную ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные, были получены также американскими и российскими исследователями.
3. Методы обучения при использовании системно-деятельностного подхода.
Какие методы обучения способствуют повышению эффективности образовательного процесса, при использовании системно – деятельностного подхода?
Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.
Включение активных методов обучения (АМО) в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока.
АМ начала урока «Шаг навстречу».
Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.
Это может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартной задачи и т.д. на усмотрение учителя. Главное «захватить» внимание учащихся.
Участники: все обучающиеся.
Время проведения: 5 минут.
АМ выяснения ожиданий и опасений «Дерево возможных вариантов», на этапе вхождения в тему.
Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.
Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся на уроке.
Участники: все обучающиеся.
Необходимый материал: схематично нарисованное дерево, на которое в конце урока будут наклеены стикеры.
Проведение: Учитель предлагает учащимся на желтых стикерах написать, чего они ждут на уроке, а на красных чего опасаются. В конце занятия учащиеся заклеивают при необходимости цветными листочками: сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения-желтыми и несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными.
Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Красное дерево выросло – выросло не то, что ожидали.
АМ презентации учебного материала.
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такой метод, как «Инфо–угадайка» позволит сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Участники: все обучающиеся.
Время: зависит от объема нового материала и структуры урока.
Проведение: учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются.
В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.
Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. «Белые пятна» стимулируют – многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.
АМ подведение итогов урока.
Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 минут.
Участники: все обучающиеся.
Проведение: учитель предлагает вернуться к «Дереву возможных вариантов». Учащиеся выбирают стикеры нужного цвета и наклеивают их на дерево. Если преобладающий цвет желтый, то цели урока достигнуты. Красный – есть над чем поработать.
Перечисленные активные методы обучения составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах урока, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.
4. Технология модерации, используемая при системно-деятельностном подходе.
В основе системно-деятельностного подхода лежит идея полной управляемости учебным процессом. Помимо самих активных методов, в образовании используется технология модерации, обеспечивающая гармоничное встраивание АМО в учебно-воспитательный процесс и эффективное их использование на каждом этапе урока. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.
Принципы модерации:
- структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);
- систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следуют одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).
5. Заключение.
Увеличение количества изучаемых дисциплин, усложнение учебных программ, увеличение объема информации, необходимой для усвоения обучающимися, зачастую приводят к отторжению этих знаний, нежеланию трудиться для их получения, к отрицательному отношению к школе в целом. Все чаще акцент делается на овладение теоретическими знаниями в процессе обучения, что ведет к уменьшению выработки практических умений и навыков, подрывая основы будущей профессиональной подготовки. Отсутствие единой идеологии в обществе, некой «общенациональной идеи» не позволяют школе воспитать гражданственность в полном объеме.
Согласно системно-деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.
Базовыми понятиями данного подхода являются: воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, коими являются гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность, индивидуализация. Достижение результата возможно через включение в деятельность.
В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!

Литература:
1. С.Г.Манвелов «Конструирование современного урока математики» Москва «Просвещение»2005;
2. В.П. Сухов «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004
Интернет-ресурсы:
www.moi-universitet.ru

СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАМКАХ ФГОС.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Сегодня в условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, которая затронет все компоненты системы образования. Для эффективной реализации этих масштабных инновационных изменений каждый педагог должен осуществить концептуальное и практическое осмысление инновационных путей развития образования, определить перспективы и приоритетные направ¬ления развития своей профессиональной деятельности, откорректировать цели, начать экспериментальную проверку концептуальных идей, осуществляя рефлексию результатов своей деятельности и деятельности учащихся. Таким образом, педагогу, как основному субъекту инноваций, сегодня, в отсутствии опыта и разработанных методик реализации новых подходов, просто необходим опыт педагогического проектирования. Сегодня происходит изменение парадигмы образования - от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход .

Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке – выбор ими источников информации - освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы. Таким образом, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей. Школьные стандарты второго поколения отменяют «минимум знаний» и вводят понятие социального заказа. Новая система позволит школьникам сбросить груз излишних знаний. Система образования теперь будет ориентирована на воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений. Но самое трудное, на наш взгляд, это перестройка сознания учителя: переход к обучению по новым стандартам потребует от учителя освоения новых профессиональных умений проектирования учебного процесса и его осуществления на основе развивающих технологий.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Л.Н. Толстой

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он:

Ставит цели,

Решает задачи,

Отвечает за результаты.

Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.

Что значит "деятельность"?

Целеустремленная система;

Есть обратная связь;

Всегда имеет генетически развивающийся план анализа.

Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
Задача школы - не дать объем знаний, а научить учиться. Это складывается в систему универсальных учебных действий. Что имеют ввиду, когда говорим «учебная деятельность»?
Учебная деятельность не есть чистое познание. Учебная деятельность - это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс.
Чему должен научиться ребенок?
Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Но Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.

Своеобразие и значение учебной деятельности в том, что ребенок изменяет сам себя. Это означает, что младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознает важность получения знаний, умеет ставить проблемные вопросы и находить пути для их решения, анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины ошибок и неудач. Это возможно, если у школьника формируется учебная деятельность, если процесс обучения делает школьника ее субъектом, то есть его учат учить себя (учить+ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития.
Процесс обучения ориентируется на завтрашний день развития младшего школьника. В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение в среднем звене по любому учебно-методическому комплекту.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха.

Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.

Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Требования к результатам ФГОС НОО – ведущая, системообразующая составляющая. Результатами освоения основной образовательной программы являются:

Предметные результаты - освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира;

Метапредметные результаты - освоенные универсальные учебные действия,обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия;

Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.

Вслед за этим меняется содержание образования, его методы и формы.

Новый результат формулируется в виде конкретных задач:

1. Зачем учить? (ЦЕЛЬ)

2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ)

3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)

Таким образом, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения

Меняется и представление об уроке.

Организация деятельности учеников на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов.

Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы: активные, интерактивные, исследовательские, проектные

Новый образовательный результат разворачивается и через определенную последовательность этапов работыпроцесса обучения – изменение структуры урока. Напомню типология уроков А.К. Дусавицкого.

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

1. Урок постановки учебной задачи.

2. Урок решения учебной задачи.

3. Урок моделирования и преобразования модели.

4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.

5. Урок контроля и оценки.

Моделирование урока с позиции системно – деятельностного подхода:

1. Самоопределение к деятельности начинается с мотивации.

2. Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля.

3. Совместная с обучающимися постановка цели.

4. Постановка проекта выхода (совместный поиск путей решения проблемы).

5. Закрепление во внешней речи (с монологическим или диалогическим оформлением решения).

6. Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой.

7. Включение в систему знаний и повторение (неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта).

8. Рефлексия.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока , вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Подводя итог сказанному, нужно отметить, что тема «Современный урок» - широкая и основательная. Поэтому она должна быть основной в наших методических поисках .