Меню
Бесплатно
Главная  /  Процедуры  /  Основные мероприятия по оказанию медицинской помощи детям. Основные принципы организации лечебно-профилактической помощи детям. В год, помимо профилактического осмотра у педиатра, необходимо посетить невролога, хирурга и ортопеда. Также малышу надо будет

Основные мероприятия по оказанию медицинской помощи детям. Основные принципы организации лечебно-профилактической помощи детям. В год, помимо профилактического осмотра у педиатра, необходимо посетить невролога, хирурга и ортопеда. Также малышу надо будет

Детская поликлиника оказывает лечебно-профилактическую помощь детям в возрасте до 18 лет. Ведущим в работе является участковый принцип, обеспечивающий тесную связь медицинских работников с семьей ребенка.

При знакомстве с основными разделами трудовой деятельности участкового педиатра обращается особое внимание на ведущее значение профилактической работы, составляющей 80% рабочего времени медработников.

Составными частями ее являются: антенатальная охрана плода, динамическое наблюдение за развитием здоровых детей, организация рационального вскармливания, проведение диспансерных осмотров детей врачами-специалистами, профилактических прививок, подготовка детей к поступлению в детские дошкольные учреждения, школу, санитарное просвещение родителей.

Успех антенатальной охраны плода во многом зависит от преемственности между женской и детской консультациями, родильным домом и детской поликлиникой. С момента взятия беременной женщины на учет детская поликлиника организует проведение патронажей к беременной совместно с женской консультацией, проводит занятия школы молодых родителей. Первый дородовый патронаж осуществляется медицинской сестрой детской поликлиники сразу же после поступления сведения о беременной из женской консультации, второй - на 31-32-й неделе беременности. Цель патронажей - выяснение состояния здоровья беременной, социального положения и психологического климата в семье, а также рекомендации по режиму питания, труда и отдыха, по подготовке предметов ухода и обучения правилам ухода за ребенком.

Профилактическая работа начинается с первичного патронажа к новорожденному, который проводится участковым врачом и медицинской сестрой в первые три дня после выписки из родильного дома, о которой сообщается по телефону в детскую поликлинику.

Дети, родившиеся от первых родов, а также от неблагополучно протекавших беременности и родов, посещаются в день выписки из родильного дома. Во время патронажа выясняется наличие факторов риска в биологическом и социальном анамнезе, условия жизни семьи, оценка характера вскармливания, осмотр ребенка, обратив внимание на состояние пупочной ранки, кожных покровов, оценка состояние здоровья ребенка и анамнестические данные, определение группы здоровья, даются обоснованные рекомендации по режиму, вскармливанию и уходу за ребенком, режиму и питанию матери. В первый месяц врач посещает ребенка три раза, а при необходимости и ежедневно.

Динамическое наблюдение за детьми первого года жизни осуществляется врачом ежемесячно во время профилактических приемов (день здорового ребенка) в поликлинике. Кроме тщательного осмотра, на приеме проводится антропометрия детей, детально уточняется характер вскармливания, оценивается психомоторное развитие. Данные осмотра фиксируются в истории развития ребенка (форма 112). В кабинете здорового ребенка мать получает подробные рекомендации по вскармливанию и уходу за ребенком, обучается комплексу физических упражнений, приемам массажа, соответствующих возрасту.

Под особенно тщательным наблюдением педиатра находятся дети I года жизни из группы «риска» (II группа здоровья). К ним относятся недоношенные дети, из двойни, родившиеся с синдромом дыхательных расстройств, родовой травмой, перенесшие гемолитическую болезнь, с проявлениями дистрофии, диатезов, анемии, находящиеся на раннем искусственном вскармливании и др.

Большинство этих детей нуждается в проведении дополнительных лабораторно-диагностических исследований, консультациях врачей-специалистов, комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий. Наблюдение за детьми группы «риска» является индивидуальным в соответствии со степенью риска, выраженностью функциональных отклонений с учетом социально-бытовых условий жизни ребенка.

В первые три месяца жизни здорового ребенка осматривают хирург-ортопед, невропатолог и офтальмолог. Дважды на первом году у ребенка проводят анализ крови.

На втором году жизни здорового, ребенка наблюдают 1 раз в квартал, затем - 1 раз в полгода. При каждом проф. осмотре врач оценивает физическое и нервно-психическое развитие ребенка в динамике и дает заключение о состоянии его здоровья.

С 3-летнего возраста начинается подготовка детей к обучению в школе, поэтому в этом возрасте дети осматриваются, кроме педиатра, невропатологом, отоларингологом, хирургом-ортопедом, стоматологом и другими специалистами по показаниям. Участковый педиатр выполняет рекомендации специалистов по оздоровлению детей.

Организационная работа медработников состоит из анализа и планирования деятельности, работы с учетно-отчетной оперативной документацией, внедрения передовых форм работы, повышения квалификации, работы с медицинской сестрой участка.

Работу детской поликлиники характеризует ряд показателей. Среди них наиболее важны такие, как показатель младенческой смертности, перинатальной смертности, показатели заболеваемости (общей, детей до 1 года, инфекционными заболеваниями), распределение детей по группам здоровья, % детей, находящихся на естественном вскармливании до 4 месяцев; % oxвата проф. прививками, удельный вес детей 1 года жизни, число умерших в стационаре в первые 24 часа после госпитализации, количество жалоб населения.

Учитывая то, что большинство острых заболеваний имеет у детей инфекционную природу, в детской больнице должны быть условия для максимальной разобщенности детей, что достигается при полубоксовой и боксовой системе отделений.

Дети направляются в больницы планово по направлениям участковых педиатров или врачами экстренно-дежурной поликлинической службы, неотложной и скорой помощью. Оптимальной для детей является госпитализация с сохранением материнского ухода. В соответствии с приказом МЗ и МП РФ №206 при стационарном лечении детей в возрасте до 7 лет, а также тяжелобольных старшего возраста, нуждающихся по заключению врачей в материнском уходе, матери предоставляется возможность находиться, вместе с ребенком в лечебном учреждении. В этом случае ей выдается листок нетрудоспособности на срок, в течение которого необходимо ее пребывание с ребенком в стационаре.

Основным структурным подразделением детской больницы является отделение.

В связи с развитием специализированной помощи в больницах создаются, кроме хирургических, неврологических, оториноларингологических отделений, и такие, как отделения патологии новорожденных, кардиологическое, гастроэнтерологическое, гематологическое, реанимационное, и многие другие. Лечебные возможности педиатрических стационаров существенно расширились за последнее, время за счет создания в них отделений и палат интенсивной терапии и реанимации.

Одним из главных показателей работы детской больницы и ее отделений является показатель больничной летальности.

Этот показатель принято исчислять по отдельным нозологическим единицам (летальность при пневмонии, менингите и т.д.). Необходимо также выделение показателя летальности в группе детей первого года жизни, показатель досуточной летальности (умершие в первые 24 часа после поступления в стационар).

Оценка статистических показателей является основой для разработки мероприятий по улучшению медицинской помощи детям на всех этапах. В них отражаются все недочеты и резервы улучшения этой работы.

Повсеместно принятой является методика этапного лечения больных детей. Остро заболевший ребенок поступает в стационар, затем после лечения переводится в санаторий, а после санатория поступает под диспансерное наблюдение в детскую поликлинику.

Мы живем в условиях, когда факторы неблагоприятного влияния на состояние здоровья человека значительно активизировались в связи с экономическими и социальными кризисными явлениями. Уровень здоровья любой нации определяет состояние здоровья детей, которые являются индикатором заботы общества о своем будущем.

Мероприятия по здравоохранению детского населения включают следующее :

Антенатальную охрану плода (антенатальный, или дородовый, патронаж);

Патронаж новорожденных;

Патронаж детей первого года жизни;

Диспансеризацию детей дошкольного и школьного возраста.

В системе медицинских мероприятий, направленных на здравоохранение детей, ведущее место занимает амбулаторно-поликлиническая помощь . Ее основные принципы – участковый принцип обслуживания и диспансерный метод работы, которые включают:

– бесплатное, систематическое, квалифицированное, доступное врачебное, фельдшерское, сестринское наблюдение за здоровыми детьми;

– первичная и вторичная профилактика заболеваний;

– раннее выявление и своевременное лечение больных детей;

– реабилитация больных;

– просветительская работа по вопросам воспитания здорового ребенка, обеспечения его нормального физического и психического развития.

Лечебно-профилактическая помощь детям осуществляется в медицинских учреждениях разных уровней :

- первичный уровень : сельская врачебная амбулатория или амбулатория семейного врача, участковая больница, фельдшерско-акушерский пункт, фельдшерский пункт - жителям села, а жителям города - детские поликлиники, учреждения скорой и неотложной помощи;

- вторичный уровень: городские детские больницы и центральная районная больнице с поликлиническим детским отделением и стационаром;

- третичный уровень : областные детские больницы, специализированные диспансеры, ЦПС и генетического консультирования, центры матери и ребенка, клиники НИИ (центры республиканского уровня (онкологический, кардиохирургческий, трансплантационный, гемодиализа,….).



Медицинское наблюдение за ребенком должно быть систематическим и беспрерывным, в связи с чем особое значение приобретает преемственность в работе врачей различных профилей.

Забота о здоровье ребенка начинается в женской консультации еще до его рождения. Следующим этапом является родильный дом. После выписки из родильного дома здоровый ребенок поступает под наблюдение детской поликлиники. Все беременные должны во время беременности пройти дородовый патронаж участковым педиатром, а также профилактические осмотры другими специалистами для профилактики патологии новорожденных. Работа поликлиники осуществляется по территориально-участковому принципу.

Структурные подразделения детской поликлиники состоят из административно-хозяйственной, лечебно-профилактической, диагностической и лабораторной части, молочной кухни, дневного стационара.

Работа детской поликлиники строится в соответствии с общими принципами лечебно-профилактической помощи - участковый принцип обслуживания, профилактическая направленность и диспансерный метод работы.

Основными направлениями деятельности детской поликлиники являются:

· организация и проведение комплекса профилактических мероприятий (включая профосмотры детей и диспансерное наблюдение относительно групп здоровья и вида патологий. Под диспансерным наблюдением должны быть все дети, независимо от возраста и состояния здоровья);

· противоэпидемические мероприятия (своевременное определение инфекционных заболеваний, изоляция больных, планирование и проведение профилактических прививок);

· лечебно-консультативная помощь детям в поликлинике и дома;

· лечебно-профилактическая работа в дошкольных учреждениях и школах;

· организационно-методическая работа.

Поликлиники оказывают медицинскую помощь детям от рождения до 18 лет (17 лет 11 мес. 29 дней) на приеме в поликлинике, при вызове врача на дом, в дошкольных учреждениях и школах.

Деятельность поликлиники обеспечивается медицинскими работниками, штат которых устанавливается с учетом численности детского населения (количество детей на врачебном участке в возрасте до 15 лет – 800). Кроме врачей-педиатров, в штате поликлиники обязательно есть многочисленная группа врачей других специальностей: хирурги, психоневрологи, офтальмологи, рентгенологи, физиотерапевты и др.

Разделы работы участкового педиатра:

Оказание квалифицированной педиатрической помощи детям в поликлинике и дома, диагностика болезней · оказание квалифицированной медицинской помощи детям в поликлинике и дома; · своевременная госпитализация; · направление на восстановительное лечение в санатории; · экстренная медицинская помощь независимо от местожительства; · экспертиза временной неработоспособности · организация консультаций и лабораторных обследований; · отбор детей для лечения и учебы в специализи- рованных дошкольных и школьных заведениях;
Профилактическая работа среди детей своего участка · антенатальная охрана плода; · профилактическое наблюдение за здоровыми детьми; · посещение младенцев в первые дни после выписки из роддома; · диспансерное наблюдение в соответствии с группами здоровья и вида патологии; · профилактические прививки; · проведение санитарно просветительской работы среди родителей и детей;
Противоэпидемические мероприятия на участке · учет детей, которые подлежат прививкам, планирование этой работы; · специфическая иммунизация детей - проведение прививок соответственно рекомендованным срокам; · подготовка к прививкам детей, которые часто болеют, при наличии в анамнезе аллергических реакций на введение вакцин; · подготовка материалов по противопоказаниям для проведения прививок для обсуждения на комиссии, выполнение рекомендаций этой комиссии; · контроль за детьми после проведения прививок, учет необычных реакций, профилактика и лечение осложнений после прививок; · анализ эффективности прививок на участке; · своевременное выявление инфекционных заболеваний, уведомление о них СЭС; · изоляция (госпитализация) больных.
Динамическое наблюдение за группой диспансерного учета · периодические профилактические осмотры групп здоровых детей, объединенных возрастно-физиологическими признаками; · активное динамическое наблюдение за больными; · своевременное комплексное проведение необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий
Санитарно просветительная работа ·
Отчетно-статистическая работа ·
Расчет стоимости медицинских услуг ·

Участковый педиатр осуществляет постоянную связь с женской консультацией, проводит антенатальный (дородовый) патронаж, что имеет особенно важное значение для беременных женщин из группы риска. О здоровье детей врач-педиатр начинает заботиться с момента выписки их из роддома, посещает новорожденных в первые три дня после выписки. Помощником участкового педиатра является участковая медицинская сестра.

На каждого новорожденного и нового ребенка на участке оформляют историю развития ребенка (форма № 112/О) , которая является основным медицинским документом.

В течение первого месяца жизни медицинский работник обслуживает ребенка только дома. Профилактическая работа с детьми первого года жизни включает патронаж, профилактические приемы с оценкой физического, нервно-психического и двигательного развития детей, контроль за правильным вскармливанием, режимом жизни и воспитания. В этом педиатрам помогает кабинет здорового ребенка – методический центр по вопросам развития, воспитания здорового ребенка.

Работники кабинета – врач и опытная медсестра (фельдшер):

· проводят индивидуальные и коллективные беседы с родителями детей, прежде всего раннего возраста (до 3-х лет) по вопросам воспитания здорового ребенка;

· учат родителей методике ухода за детьми, закаливания, организации режима дня, проведение массажа, гимнастики, правилам питания ребенка;

· проводят работу по профилактике рахита;

· совместно с участковыми педиатром и участковой медицинской сестрой готовят детей к поступлению в детский сад и школу.

В течение первого года жизни здоровый ребенок должен быть осмотрен участковыми медицинскими работниками поликлиники, а также ортопедом, офтальмологом, невропатологом. Схема кратности обязательных медицинских профилактических осмотров детского населения представлена в таблице 3. Участковый педиатр отображает результаты наблюдений в этапных эпикризах истории развития ребенка (в возрасте ребенка 3, 6 и 9 мес.). В конце первого года наблюдения после осмотра и обследования ребенка (общие анализы крови, кала и мочи, антропометрические измерения), проведения профилактических прививок педиатр оформляет детальный эпикриз, составляет план оздоровительных мероприятий на последующий период.

Важным разделом деятельности участкового педиатра является систематическое профилактическое наблюдение за здоровыми детьми, в котором также принимают участие врачи других специальностей. Здоровые дети обследуются и наблюдаются непосредственно в поликлинике.

Педиатр проводит динамическое наблюдение за группой диспансерного учета, осуществляет оздоровление детей вместе с врачами других специальностей, оценивает эффективность диспансеризации, обеспечивает обследование, необходимые оздоровительные и профилактические мероприятия, проводит учет и отбор тех, кто по состоянию здоровья нуждается в санаторном лечении. На каждого ребенка, который нуждается в диспансерном наблюдении , оформляют карточку диспансерного наблюдения (форма № 30/0). По состоянию здоровья дети распределяются на группы здоровья

Больных детей первого года жизни лечат преимущественно в стационаре. Лечение детей до одного года в домашних условиях требует ежедневного посещения врача для контроля эффективности лечения и своевременной госпитализации тяжело больных в случае необходимости. При необходимости ребенку на дому оказывается неотложная помощь.

Функционирует в поликлинике кабинет доврачебного приема с квалифицированным средним медперсоналом, задачами которого являются:

· измерение артериального давления и температуры;

· взятие мазка из зева для бактериологических исследований;

· выдача справок об эпидемическом окружении по месту жительства, выписок из истории развития ребенка;

· выдача направления на обследование перед вступлением в дошкольные учреждения и школы;

· проведение контрольных кормлений детей;

· проведение антропометрических измерений.

Профилактические прививки детям в городе осуществляются в специальных прививочных кабинетах при детских поликлиниках, а в сельской местности - в лечебно-профилактических учреждениях сельского врачебного участка или в поликлиническом отделении районной больницы. Прививки организованным детям проводят в детских дошкольных учреждениях или школах.

Структурным подразделением детской поликлиники является пункт (отделение) неотложной помощи, который обеспечивает медпомощь на дому в выходные дни. В нем работают врач-педиатр и фельдшер. В этом отделении предоставляется необходимая медицинская помощь детям при состояниях, которые не представляют угрозы для жизни, а также обслуживаются вызовы, поступившие после прекращения их приема в поликлинике.

Важным разделом в работе врача-педиатра и участковой медицинской сестры является подготовка детей к поступлению в дошкольные учреждения. К мероприятиям, которые проводит медицинский персонал детской поликлиники по этому вопросу, относятся работа с родителями, консультации специалистов, окончание вакцинации (не позднее чем за один месяц до начала посещения дошкольного учреждения).

Перед поступлением в школу комплексные медицинские осмотры детей проводят врачи основных специальностей: офтальмолог, отоларинголог, невропатолог, хирург, стоматолог, логопед, проводят лабораторные исследования (анализы крови, мочи, кала), антропометрические измерения, определение артериального давления.

Выводы каждого специалиста фиксируют в индивидуальной карточке ребенка (форма № 26/0) и в истории развития ребенка (форма № 112/О), где указывается диагноз, группа здоровья, при необходимости - назначения.

Диспансеризацию детей школьного возраста осуществляют школьные педиатры вместе с врачами-специалистами путем проведения плановых осмотров, во время которых особенное внимание уделяют режиму дня, питанию, гигиеническому воспитанию школьников, своевременному проведению профилактических прививок, оздоровительных мероприятий, раннему выявлению заболеваний, диспансерному наблюдению за больными детьми с разнообразной патологией.

Прием детей в поликлинике.

Эффективная организация работы участковых медицинских работников зависит от правильно составленного посменного графика работы, который позволяет родителям с детьми посещать поликлинику в удобное для них время; правильной организации работы вспомогательного звена (регистратуры, кабинетов функциональной диагностики и лаборатории); использование консультативной помощи. Один день в неделю выделяется для профилактического приема здоровых детей. Поликлинический прием участковый врач проводит вместе с медицинской сестрой. Все данные об обследовании, диагнозе и лечении ребенка вносят в форму № 112/0. При необходимости госпитализации участковый педиатр оформляет подробную выписку из истории развития (форма № 112/0) с указанием о проведенном лечении, профилактических прививках, эпидемическом окружении . В случае выявления инфекционного заболевания оформляет экстренное извещение (форма № 058/0), которое направляет в санитарно-эпидемиологическую станцию, устанавливает карантин.

За здоровыми детьми врачи должны проводить наблюдение непосредственно в поликлинике. В случае острого хода заболеваний или обострений хронических болезней лечения ребенка и ее обследования врач проводит в домашних условиях. В поликлинику такие пациенты идут через отдельный вход – это дает возможность устранять контакт со здоровыми детьми.

Врач может организовать стационар на дому для оказания квалифицированной медицинской помощи детям. Основные задачи стационара на дому включают проведение мероприятий по диагностике и лечению больных детей при острых заболеваниях или обострении хронических болезней, долечивания после выписки из стационара. Отбор больных детей для лечения в стационаре на дому осуществляет участковый врач-педиатр по согласованию с заведующим педиатрическим отделением поликлиники.

На современном этапе рядом с развитием стационаров дома получили распространение дневные стационары, организация которых имеет целью:

· интенсификацию работы детской поликлиники;

· более полное обеспечение детей стационарной помощью;

· рациональное использование коечного фонда.

Структура дневного стационара для детей:

· процедурный кабинет;

· кабинет психологической разгрузки и отдыха больных;

· кабинет врача;

· палаты для больных.

На лечение в дневной стационар направляются больные дети:

· которые не нуждаются в строгом постельном режиме;

· способные к активному передвижению;

· которые не имеют противопоказаний для лечения за пределами стационара.

В медицинском обеспечении детей важное место занимает стационарная помощ ь, потребность в которой возникают при необходимости в постоянном врачебном наблюдении за больным ребенком, в проведении комплексного интенсивного лечения и исследований, которые невозможно осуществить в амбулаторно-поликлинических условиях. Стационарная помощь предоставляется в детских больницах (многопрофильных или специализированных).

Основной задачей детской больницы (отделения) является оказание высококвалифицированной помощи в достаточном объеме. В ее структуру входят различные подразделения. Наличие специализированных отделений и их профиль определяются с учетом местных условий, особенностей региональной заболеваемости, возрастного состава детей.

Приемное отделение стационара обеспечивает:

· санитарную обработку поступающих на лечение больных;

· изоляцию детей, которые были в контакте с инфекционными больными;

· оказание первой неотложной помощи;

· справочно-информационные функции;

· учет движения больных в стационаре и их выписку.

Лечебные отделения детского стационара рассчитаны на 40-60 коек с изолированными одна от другой палатными секциями на 20-30 коек. Палаты могут быть небольшими, на 3-4 койки, что позволяет заполнять их одновременно с учетом возраста и заболевания ребенка. В отделениях для старших детей предусмотрены столовые, комнаты для игр и школьных занятий. Это особенно важно для детей с хроническими заболеваниями, требующими длительного стационарного лечения (ревматизм, гломерулонефрит и др.). В крупных стационарах вводятся должности педагогов-методистов, которые организовывают воспитательную работу с детьми. В детских больницах создаются также отделения реанимации и/или палаты интенсивной терапии, в том числе для новорожденных.

В любом из отделений стационара ребенок находится под непосредственным наблюдением врача-ординатора, который обследует его, устанавливает диагноз, определяет план лечения, проверяет правильность и своевременность выполнения всех назначений медицинской сестрой, проводит санитарно-просветительную работу с родителями, в случае необходимости организовывает консультации пациента другими специалистами.

Во время лечения детей в стационаре матери предоставляется возможность находиться вместе с ребенком в специальных отделениях совместного пребывания матери и ребенка.

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

В ПЕДИАТРИИ


Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка................................................................................................................................... 5


ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые коллеги!

Желаем успеха!

Медицинская сестра должна:

Этапы и периоды детского возраста.

Эталоны ответов

Питание здорового ребенка

Эталоны ответов

Новорожденный и уход за ним

Эталоны ответов

Недоношенные дети

1. У глубоко недоношенных детей состояние родничков

а) все закрыты

б) открыт большой

в) открыт большой и малый

г) открыт большой, малый и боковые

Рахит

2. Рахит у детей развивается вследствие дефицита витамина

Эталоны ответов

Болезни детей старшего возраста

Болезни органов дыхания

1. Бронхиальная астма у ребенка характеризуется

а) лихорадкой

б) судорогами

в) приступом удушья

г) отеками

2. Тактика медицинской сестры при угрозе стеноза гортани у ребенка вне лечебного учреждения

а) направление в поликлинику

б) срочная госпитализация

в) проведение оксигенотерапии

г) назначение физиотерапевтических процедур

Эталоны ответов

Болезни органов пищеварения у детей. Гельминтозы

1. При желудочно-кишечном кровотечении у ребенка медсестра в первую очередь обеспечит

а) экстренную транспортировку в стационар

б) промывание желудка раствором аминокапроновой кислоты

в) проведение гемостатической терапии

г) направление на ФГДС

Эталоны ответов

Болезни крови и кроветворных органов у детей

1. При простудных заболеваниях детям с гемофилией нельзя назначать

а) парацетамол

б) ацетилсалициловую кислоту

в) аскорбиновую кислоту

г) димедрол

2. Из диеты у детей, больных геморрагическим васкулитом, исключают

а) животные жиры

б) белковое питание

в) сенсибилизирующие продукты

г) глюкозу и другие сахара

Эталоны ответов

Организация ухода за детьми при инфекционных заболеваниях

1. Развитие ларингита с синдромом крупа у детей наблюдается при

а) аденовирусной инфекции

б) парагриппе

в) риновирусной инфекции

г) респираторно-синцитиальной инфекции

2. Ведущим признаком крупа у детей является

а) лихорадка

б) гиперемия лица

в) инспираторная одышка

г) экспираторная одышка

3. Перенесенный двусторонний орхит при эпидемическом паротите у детей может привести к развитию

а) гломерулонефрита

б) пиелонефрита

в) цистита

г) бесплодия

4. Вынужденное положение ребенка на боку с запрокинутой головой и согнутыми ногами характерно для

б) краснухи

в) дифтерии

г) менингококкового менингита

5. Потемнение мочи у детей, больных вирусным гепатитом А, отмечается к концу периода

а) преджелтушного

б) разгара

в) постжелтушного

г) реконвалесценции

Эталоны ответов

1 б, 2 в, 3 г, 4 г, 5 а

Туберкулез у детей

1. При постановке пробы Манту ребенку туберкулин вводят

а) внутрикожно

б) подкожно

в) внутримышечно

г) внутривенно

Эталоны ответов

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

Организация работы медицинской сестры

1. Дети с хронической патологией в стадии декомпенсации относятся к группе здоровья

Эталоны ответов

Этапы и периоды детского возраста.
Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка

1. Ребенок самостоятельно сидит в возрасте (мес.)

2. У новорожденного отмечается физиологическая

а) гипертония мышц-разгибателей

б) гипертония мышц-сгибателей

в) гипотония мышц-сгибателей

г) нормотония мышц

3. Большой родничок у ребенка закрывается в возрасте (мес.)

4. Ночное недержание мочи у ребенка - это

а) анурия

б) олигурия

в) поллакиурия

г) энурез

Эталоны ответов

1 в, 2 б, 3 в, 4 г

Питание здорового ребенка

1. Первое прикладывание здорового новорожденного к груди матери проводят

а) сразу после рождения

б) через 6 часов

в) через 12 часов

г) через 24 часа

2. Контрольное кормление ребенка проводят для определения

а) массы тела

б) количества высосанного молока

в) количества прикорма

г) количества докорма

3. При искусственном вскармливании в качестве заменителей женского молока используют

а) фруктовые соки

б) овощное пюре

в) фруктовое пюре

г) молочные смеси

4. Признаком недокорма грудного ребенка является:

а) малая прибавка массы тела

б) частое мочеиспускание

в) обильный стул

г) лихорадка

5. При естественном вскармливании в кишечнике ребенка преобладают

а) бифидобактерии

б) кишечная палочка

в) лактобактерии

г) энтерококки

Эталоны ответов

1 а, 2 б, 3 г, 4 а, 5 а

Новорожденный и уход за ним

1. Пуповинный остаток отпадает у доношенного новорожденного на сроке (день жизни)

2. Физиологическое снижение массы тела новорожденного составляет до (в %)

2. Пупочную ранку у новорожденного обрабатывают раствором

а) 2% бикарбоната натрия

б) 3% перекиси водорода

г) 5% хлорида натрия

3. Для очищения носовых ходов здорового новорожденного используют

а) ватные жгутики, смазанные стерильным маслом

б) ватные жгутики с фурацилином

в) ватные жгутики с детским кремом

г) сухие ватные жгутики

Эталоны ответов

1 в, 2а, 3 б, 4 а

ОРГАНИЗАЦИЯ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ

Болезни детей раннего возраста

Недоношенные дети

1. Недоношенным является ребенок, родившийся при сроке гестации (нед.)

2. Пушковые волосы на теле новорожденного - это

а) лануго

б) стридор

в) склерема

3. Критерий перевода недоношенного новорожденного с зондового кормления на кормление из бутылочки

а) появление сосательного рефлекса

б) прибавка массы тела

в) увеличение комочков Биша

г) исчезновение физиологической диспепсии

Асфиксия новорожденных

4. Целью первого этапа реанимации при асфиксии новорожденного является

а) искусственная вентиляция легких

б) закрытый массаж сердца

в) коррекция метаболических расстройств

г) восстановление проходимости дыхательных путей

Родовые травмы

5. Основная предпосылка родовой травмы ЦНС у новорожденного

а) гипоксия

б) гиперкапния

в) гипопротеинемия

г) гипергликемия

6. Наружная кефалогематома - это кровоизлияние

а) в мягкие ткани головы

б) над твердой мозговой оболочкой

в) под твердой мозговой оболочкой

г) под надкостницу

Гипотрофия

11. При лечении дисбактериоза у детей назначают эубиотик

а) бисептол

б) бифидумбактерин

в) димедрол

г) панзинорм

Рахит

12. При рахите у ребенка нарушается обмен

а) калия, магния

б) кальция, фосфора

в) калия, железа

г) кальция, железа

13. Профилактическая доза витамина D ребенку составляет (МЕ)

Спазмофилия

14. Судороги при спазмофилии у детей обусловлены изменениями в крови

а) повышение уровня железа

б) понижение уровня железа

в) повышение уровня кальция

г) понижение уровня кальция

15. Сдавленный "петушиный" крик на вдохе у ребенка наблюдается при

а) бронхиальной астме

б) бронхите

в) ларингоспазме

г) фарингите

Наследственные заболевания

16. Брахицефалия, косой разрез глаз, плоское лицо, поперечная складка на ладони характерны для

а) болезни Дауна

б) фенилкетонурии

в) гемофилии

г) рахита

Эталоны ответов

1 г, 2 а, 3 а, 4 г, 5 а, 6 г, 7 б, 8 в, 9 г, 10 б, 11 б, 12 б, 13 в, 14 г, 15в, 16 а

Болезни органов дыхания

1. Кратковременная остановка дыхания у детей

б) брадипноэ

в) тахипноэ

г) асфиксия

2. Для профилактики приступов бронхиальной астмы у детей применяют

а) пипольфен

в) эуфиллин

г) эфедрин

3. При остром отите у детей применяют

а) горчичники

в) холодный компресс на область уха

г) согревающий компресс на область уха

Эталоны ответов

1 а, 2 б, 3 г

Эталоны ответов

1 г, 2 в, 3 г, 4 г

Эталоны ответов

1 а, 2 б, 3 б, 4 г, 5 в, 6 г

Эталоны ответов

1 а, 2 г, 3 а

Эталоны ответов

1 б, 2 б, 3 б

Эталоны ответов

Эталоны ответов

1 г, 2 а, 3 г, 4 в, 5 г, 6 в, 7 г, 8 г, 9 г, 10 б, 11 а

Туберкулез у детей

1. Введение вакцины БЦЖ детям осуществляется для профилактики

а) дифтерии

б) коклюша

г) туберкулеза

Эталоны ответов

Эталоны ответов

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

В ПЕДИАТРИИ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………… 3

Требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области сестринского дела в педиатрии для специальности 0406 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального образования........................................................... 3

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ………………………………………………… 3

Организация работы медицинской сестры........................................................................... 4

Питание здорового ребенка................................................................................................... 5

Новорожденный и уход за ним.............................................................................................. 5

ОРГАНИЗАЦИЯ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ…………………………………………………. 6

Болезни детей раннего возраста........................................................................................... 6

Недоношенные дети………………………………………………………………………………….. 6

Асфиксия новорожденных…………………………………………………………………………….. 6

Родовые травмы………………………………………………………………………………………. 6

Гемолитическая болезнь новорожденных…….…….…….…….…….…….…….…….…….……. 6

Гнойно-септические заболевания новорожденных…….…….…….…….…….…….…….……. 6

Аномалии конституции (диатезы)…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….……. 6

Гипотрофия …………………………………………………………………………………………… 6

Рахит…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….……. 6

Спазмофилия…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….… 7

Наследственные заболевания ……………………………………………………………………… 7

Болезни детей старшего возраста......................................................................................... 7

Болезни органов дыхания …………………………………………………………………………… 7

Болезни органов кровообращения у детей ……………………………………………………… 7

Болезни органов пищеварения у детей. Гельминтозы …………………………………………. 7

Болезни почек и мочевыделительной системы у детей……………………………………….. 8

Болезни крови и кроветворных органов у детей…………………………………………………. 8

Болезни эндокринной системы у детей…………………………………………………………….. 8

Организация ухода за детьми при инфекционных заболеваниях.......................................... 9

Туберкулез у детей…………………………………………………………………………………….. 9

Организация сестринского процесса в педиатрии…………………………………….. 10


ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые коллеги!

Обучение студентов в медицинском колледже (училище) завершается проведением итоговой аттестации, которая включает в себя вопросы педиатрии с детскими инфекциями. Данное пособие поможет Вам подготовиться к предстоящей аттестации. При подготовке к аттестации следует:

1. Проверить свои знания, ответив на задания в тестовой форме по всем разделам, и сверить свои ответы с эталонами. Для оценки знаний пользуйтесь следующими критериями:

91-100% правильных ответов - "отлично";

81-90% правильных ответов - "хорошо";

71-80% правильных ответов - "удовлетворительно";

70% и менее правильных ответов - "неудовлетворительно".

2. При неудовлетворительной оценке следует вновь проработать учебный материал.

3. Повторить решение заданий в тестовой форме.

Желаем успеха!

Требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области сестринского дела в педиатрии для специальности 0406 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального образования

Медицинская сестра должна:

Знать систему организации медицинской помощи детям;

Знать причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний у детей;

Уметь подготовить пациента к специальным методам диагностики;

Уметь осуществлять и документировать отдельные этапы сестринского процесса при уходе за детьми;

Уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях у детей.

Тестовые задания по безопасности

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

Этапы и периоды детского возраста.
Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка

1. Частота пульса у ребенка 1 года составляет в 1 мин.

Эталоны ответов

Питание здорового ребенка

1. Суточный объем молока для детей первых 10 мес. жизни не должен превышать (л)

Эталоны ответов

Новорожденный и уход за ним

1. Температура воды для первой гигиенической ванны здоровому новорожденному составляет (в °С)

Эталоны ответов

Принцип единого педиатра - то есть одним врачом обслуживаются дети от 0 до 17 лет 11 мес. 29 дней.

Принцип участковости . Основная фигура - участковый педиатр.

Принцип профилактической работы.

Патронаж к новорожденным на следующий день после выписки из род.дома (охват 100%);

Наблюдение на дому в течение 5 дней, на 14-й, 21-й, 28-й дни после выписки из роддома,

Осмотр врачом до 1 года жизни -1 раз в месяц, м/с 2 раза. в месяц;

На 2 году жизни -1 раз в 3 месяца;

На 3 году жизни -1 раз в 6 месяцев;

После 3 лет - 1 раз в год;

Принцип чередования медицинского обслуживания : на дому, в поликлинике, в дневном стационаре, санатории.

На амбулаторный прием в поликлинику приходят только здоровые дети либо реконвалесценты, больные обслуживаются на дому.

Принцип преемственности. Осуществляется между женской консультацией, роддомом и детской поликлиникой в виде

Дородового патронажа.

В детскую поликлинику поступает информация из женской консультации, что на участках есть беременные со сроком более 28 недель

Женская консультация.

Структура женской консультации.

1. регистратура;

2. кабинеты участковых акушеров-гинекологов;

3. кабинеты по профилактике беременности, по психопрофилактической подготовке к родам;

4. кабинеты: терапевта; онкогинеколога; венеролога; стоматолога;

5. физиотерапевтический кабинет;

6. комната молодой матери;

7. манипуляционная; операционная;

8. клинико-диагностическая лаборатория;

9. эндоскопический кабинет и цитологическая лаборатория;

10. рентгеновский кабинет; кабинет функциональной диагностики;

11. социально-правовой кабинет.

Задачи женской консультации:

1. проведение профилактических мероприятий с целью снижения осложнений в беременности;

2. проведение профилактических осмотров всех женщин;

3. диспансерный учет беременных, а также больных с хроническими гинекологическими заболеваниями;

4. организационно-методическая работа;

5. санитарно-гигиеническое воспитание, пропаганда здорового образа жизни.

Организация медицинской помощи беременным:

1. своевременное (до 12 нед) взятие их на учет,

2. динамическое наблюдение за их здоровьем,

При нормальном течении беременности женщине рекомендуется посетить консультацию через 7-10 дней после первого обращения, а затем посещать врача 1 раз в месяц в первую половину беременности, после 20 недель беременности - 2 раза в месяц, после 32 недель - 3-4 раза в месяц.

Каждая женщина в период беременности должна быть осмотрена терапевтом 2 раза, стоматологом, окулистом, эндокринологом, др. специалистами по показаниям.



Беременным, вставшим на учёт своевременно, в 30 недель беременности выдают «дородовый сертификат» рамках Национального проекта «Здоровье».

«родовый сертификат»

1 талон - остаётся в женской консультации (60% на оплату труда медработникам, 40% на медикаменты, перевязочный материал);

2 талон - передаётся родильному дому (40% на оплату труда, 60% на медикаменты, перевязочный материал);

3 талон – детской поликлинике

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ

Особенности организации оказания медицинской помощи сельскому населению.

1. Этапность. (1 – ФАП,2 – ЦРБ, 3 – Обл. Больница)

2. Выздные формы работы.

3. Развитие общеврачебной практики

4. Высокая роль и значение среднего медицинского персонала.

5.Сочетание лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Организация работы на ФАПе

Организация работы фельдшерско-акушерского пункта определена нормативным документом - приказом Минздравсоцразвития от 15.05.2012 г. № 543н.

В штат ФАПа может вводиться медицинская сестра. (в зависимости от численности обслуживаемого населения)

Для организации работы фельдшерско-акушерского пункта в его структуре рекомендуется предусматривать следующие помещения:

Процедурная;

Комната фельдшера и акушерки;

Комната экстренного приема родов;

Комната временного пребывания пациентов;

Санузел для персонала;

Санузел для пациентов;

Санитарная комната.

Задачи ФАП:

1. Лечебно-профилактическая помощь взрослому населению:

Амбулаторный приём и помощь на дому,

Участие в проведении профилактических осмотров и диспансеризации,

Оказание доврачебной помощи,

Выполнение врачебных назначений,

Медико-санитарное обслуживание населения в период полевых работ,



Проведение мероприятий по профилактике сельскохозяйственного травматизма и снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

2. Медицинское обслуживание женщин и детей:

Наблюдение за беременными и роженицами,

Психопрофилактическая подготовка беременных к родам,

Оказание помощи роженицам и родильницам,

Организация школы матери и ребёнка,

Оказание медицинской помощи гинекологическим больным,

Диспансерное наблюдение за детьми,

Оказание лечебно-профилактической помощи детям.

3. Санитарно-противоэпидемическая работа:

Текущий санитарный надзор,

Противоэпидемические мероприятия,

Мероприятия по снижению инфекционной заболеваемости,

Проведение профилактических прививок,

Санитарно-просветительная работа,

Санитарный актив и работа с ним.

Функциональные обязанности медсестры ФАПа:

· проводить перепись населения;

· готовить кабинет к приему;

· выполнять лечебные и диагностические назначения фельдшера;

· измерять температуру и АД пациентам;

· осматривать на педикулез;

· информировать фельдшера о нарушениях режима, назначения пациентами;

· осуществлять патронажные посещения на дому;

· приглашать на проф.прививки согласно плану;

· приглашать и контролировать за ходом проф.осмотров и диспансерных осмотров;

· соблюдать правила этики и деонтологии;

· соблюдать правила техники безопасности;

· осуществлять условия транспортировки и хранения мед. иммунобиологических препаратов согласно требованиям;

· санитарно-гигиеническое воспитание и обучение населения.

· своевременно и правильное ведение медицинской документации.

Задачей современной советской педиатрии является прежде всего работа со здоровым ребенком, создание условий, наиболее оптимальных для его роста и гармоничного развития, выработка мер, повышающих устойчивость его организма к неблагоприятным воздействиям. Для достижения этого необходимо глубокое изучение анатомо-физиологических особенностей детского организма, а также своевременное распознавание, лечение и предупреждение болезней. Вырастить и воспитать здорового, счастливого, физически и нравственно гармонично развитого человека - такова основная цель всей советской системы охраны здоровья детей, представляющей собой большую сеть лечебных, профилактических и воспитательных учреждений.
Ведущее место в системе государственных медико-социальных мероприятий занимает амбулаторно-поликлиническая служба. Основным звеном по оказанию всего объема лечебно-профилактической помощи детям в городах являются детские поликлиники, главные задачи которых - профилактическая работа, снижение заболеваемости и смертности детей. Главная фигура детского здравоохранения - участковый врач (домашний доктор), под наблюдением и контролем которого находятся дети с первых дней их жизни до 15 лет. В поликлинике осуществляются все профилактические мероприятия, а 80 % заболевших детей получают необходимое лечение. Профилактические и противоэпидемические мероприятия в яслях-садах, школах и интернатах проводятся врачами этих учреждений. Дети, находящиеся на обеспечении государства (не
имеющие родителей, умственно отсталые, инвалиды и т. д.), получают необходимую лечебно-профилактическую помощь в специальных домах ребенка и интернатах. Здоровье детей в летний период укрепляется в условиях загородного пребывания дошкольных учреждений и пионерских лагерей, в том числе специализированных - санаторных, спортивных, трудовых. В оказании помощи больному ребенку на догоспитальном этапе принимает участие служба скорой помощи. Стационарная помощь оказывается в случае необходимости в специальных детских больницах (в городах), а также в детских отделениях и отдельных палатах сельских больниц. Долечивание и реабилитация значительной части больных детей осуществляются в профилированных детских санаториях или в отделениях восстановительного лечения в поликлиниках.
Детские поликлиники обслуживают от 8-10 до 35 - 40 тыс. детей по месту их жительства. Территория каждой из них определяется райисполкомом с учетом количества проживающих в районе детей. Их работа строится по принципу участковое™ и состоит из двух основных разделов: 1) организации и проведения комплекса профилактических мероприятий, включая диспансерное наблюдение специалистов и санитарно-просветительную работу; 2) лечебно-консультативной помощи заболевшим детям (преимущественно на дому), в том числе направления в стационары, санатории, специализированные детские учреждения. Структурно поликлиника состоит обычно из отделений: профилактического, дошкольно-школьного, восстановительного лечения и помощи на дому. В учреждениях малой мощности отделения не выделяются, но работа строится по тому же принципу. В поликлиниках организована также специализированная помощь и работают детские окулисты, отоларингологи, стоматологи, хирурги, психоневрологи, рентгенологи, физиотерапевты и т. д. Кроме того, в базовых поликлиниках имеются межрайонные или городские кабинеты кардиоревматолога, аллерголога, эндокринолога, уролога, нефролога, дерматолога, а в ряде городов создаются межрайонные профильные поликлиники.
Помимо врачебных и процедурных кабинетов и лабораторий, в каждой поликлинике независимо от ее мощности предусмотрен специально оснащенный кабинет здорового ребенка (по профилактической работе с детьми раннего возраста). Подготовленный фельдшер или медицинская сестра под руководством заведующего педиатрическим отделением и главной сестры пропагандируют здоровый образ жизни, естественное вскармливание, обучают родителей современным методам гигиенического воспитания и закаливания детей, массажу и гимнастике, профилактике рахита и инфекционных заболеваний, основным правилам санитарии и гигиены, а также принципам психопрофилактической подготовки детей к поступлению в детский коллектив. Здесь же проводятся лекции для родителей, занятия школ молодых матерей и отцов, организуются выставки, дни здорового ребенка, университеты здоровья и т. д. В санитарно-просветительной работе кабинета здорового ребенка участвуют все врачи и средний медицинский персонал поликлиники, затрачивая на нее не менее 4 ч своего рабочего времени в месяц.
Поликлиника имеет два входа - для здоровых и для больных детей, для последних в виде отдельных боксов. Все"дети при входе подвергаются наружному осмотру (кожа, рот, зев) и термометрии для исключения случайного заноса инфекции. Процедуры эти проводит опытная медицинская сестра.
Район деятельности поликлиники делится на участки, на каждом из которых проживает в среднем 800 детей. За участком закреплены участковый педиатр и участковая медицинская сестра. Участковый врач несет ответственность за здоровье детей на участке, планирует профилактическую деятельность и направляет работу врачей-специалистов. Мероприятия по первичной профилактике заболеваемости детей на участке проводятся силами участкового педиатра и участковой медицинской сестры. Они включают: преемственное наблюдение за беременными женщинами; тщательный контроль за состоянием здоровья всех детей начиная с периода новорожденности и их развитием, особенно на первом и втором годах жизни; проведение первичной профилактики заболеваний, а также профилактических прививок; динамическое диспансерное наблюдение за детьми, составляющими группы риска, и контингентом детей с хронической бронхолегочной патологией, церебральными параличами, ревматизмом, болезнями опорно-двигательного аппарата, почек, печени, желудочно-кишечного тракта и другими заболеваниями. С этой целью выделяются специальные дни профилактических приемов здоровых детей первого года жизни и более старших, находящихся под диспансерным наблюдением.
Контроль за состоянием здорового ребенка проводится начиная с периода внутриутробного развития (или рождения) ребенка до передачи его врачу подросткового кабинета поликлиники для взрослых. По сведениям районной женской консультации на учет берутся все беременные женщины, проживающие на участке. Участковая медицинская сестра дважды проводит дородовый патронаж в каждой семье, знакомится с ее психологическим климатом и состоянием здоровья будущей матери, помогает ей подготовиться к кормлению ребенка и уходу за ним после его рождения. В течение первых трех дней после выписки новорожденного из родильного дома участковые врач и сестра обязательно посещают его на дому. Если женщина первородящая или если роды протекали с отклонениями от нормы, такой визит должен состояться в день выписки. Затем патронаж проводится 1 -2 раза в неделю (а по показаниям - чаще) до конца периода новорожденности медицинской сестрой и врачом. От регулярности и квалифицированности наблюдения за новорожденным, подготовки к материнству и кормлению грудью будущей матери, соблюдения принципов естественного вскармливания зависят профилактика септических заболеваний и рахита, раннее выявление наследственных и врожденных заболеваний, постгипоксической энцефалопатии, а также принятие своевременных мер по их устранению и лечению. Под особое наблюдение сразу же берутся дети из группы риска, т. е. родившиеся с малой или, наоборот, слишком большой массой тела от матерей с патологией беременности и родового акта, недоношенные, находившиеся в отделении патологии новорожденных, из двойни и дети, живущие в неблагополучных социально-бытовых условиях, и т. д.
С месячного возраста и в течение всего первого года жизни, если ребенок развивается правильно, педиатр должен осматривать его в поликлинике один раз в месяц. При этом оценивают динамику массы тела, нервно-психического и физического развития, проводят необходимый лабораторный контроль, все данные фиксируют в карте развития ребенка (ф. 112). Матери даются советы по уходу, вскармливанию и его коррекции, организации режима дня, физическому воспитанию и закаливанию ребенка. Нельзя оставлять без внимания такие важные вопросы жизни детей первого года, как сроки адаптации к новым условиям после выписки из родильного дома; начало прогулок на свежем воздухе и закаливающих мероприятий; профилактика рахита; прорезывание зубов; введение прикорма и определение необходимости перевода на смешанное или искусственное вскармливание; проведение профилактических прививок. Для выявления возможного врожденного вывиха бедра и дисплазии тазобедренного сустава ортопед осматривает ребенка при рождении и в трехмесячном возрасте. На основании анализа имеющихся данных участковый врач составляет этапные эпикризы с оценкой состояния здоровья, психомоторного развития ребенка, навыков и умений, приобретенных им к кон- трЬльным срокам (3-, 6- и 9-месячному возрасту), и вносит коррективы в Проводимую профилактическую работу. В возрасте одного года составляется заключительный эпикриз с данными о проделанных профилактических прививках и перенесенных заболеваниях. На втором году жизни здоровый ребенок проходит профилактический осмотр у участкового врача один раз в квартал, а на третьем году - один раз в полугодие. В возрасте 3 и 5 лет проводится углубленный осмотр детей с привлечением ряда специалистов с целью выявления имеющихся отклонений в состоянии здоровья и коррекции или устранения их до начала учения в школе. Дети из группы повышенного риска находятся на диспансерном учете и осматриваются участковым врачом и специалистами не реже одного раза в квартал, независимо от их возраста.
Первичную профилактику таких заболеваний раннего возраста, как рахит, анемия, гипотрофия, пневмония, кишечные расстройства, обеспечивают регулярное наблюдение, обследование, советы и рекомендации участкового врача и специалистов по режиму дня, вскармливанию, уходу, закаливанию, применению массажа, гимнастики, УФО, витаминов и лекарственных средств с профилактической целью (витамин D, соли железа).
Первичная профилактика острых детских инфекционных заболеваний проводится как в виде плановой активной вакцинации детей на участке и в детских учреждениях, так и путем проведения всего комплекса необходимых противоэпидемических мер, имеющих особое значение в контингенте «организованных» детей. Календарь проведения прививок утвержден приказом Министерства здравоохранения СССР. Профилактические прививки против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, кори и других инфекций проводятся в специально выделенном для этой цели «прививочном» кабинете поликлиники, а детям, посещающим ясли, сад, школу, - в этих учреждениях. Делать их можно только абсолютно здоровым детям, для реконвалесцентов сроки иммунизации отодвигаются. При наличии анамнестических указаний на аллергические реакции ребенка при приеме лекарственных препаратов, определенных пищевых продуктов или при предшествующих прививках иммунизацию проводят по «облегченной схеме», на фоне гипосенсибилизации, или рекомендуется временный отвод. После прививки с целью раннего выявления возможных поствакцинальных осложнений ребенка посещает на дому участковая медицинская сестра. Сведения о сделанных прививках и любых реакциях на них заносятся в карту профилактических прививок (ф. № 63).
Большую работу проводят участковые врачи и специалисты поликлиники по подготовке детей в дошкольные учреждения и школы. Большая часть детей в настоящее время поступает в ясли-сады после 1 - 11 /2 лет- К этому времени ребенок должен иметь все прививки против основных детских инфекций (последняя должна быть сделана не позднее чем за месяц до поступления в ясли-сад). Вакцинацию и ревакцинацию можно провести и в дошкольном учреждении, но по прошествии периода адаптации, т. е. через 11 /2 - 2 мес после поступления. Дети из групп риска направляются в детские учреждения после оздоровления, переболевшие - не ранее чем через 2 - 3 нед после полного выздоровления. Подготовку детей к поступлению в школу участковый врач начинает по достижении ими трехлетнего возраста. Их осматривают врачи- специалисты, обязательно - невропатолог, отоларинголог, хирург, ортопед, окулист, стоматолог, а по показаниям и другие специалисты. Проводятся рентгенография грудной клетки, общий анализ крови и мочи, анализ кала на яйца глистов. Данные обследования анализируются участковым педиатром, составляется индивидуальный план оздоровления ребенка, осуществляемый в дальнейшем с помощью родителей. В 5 -6 лет (перед поступлением ребенка в школу) проводится повторная диспансеризация. Обязательна и психопрофилактическая подготовка детей, облегчающая адаптацию их в коллективе. По достижении 15 лет ребенок поступает под наблюдение подросткового кабинета поликлиники для взрослых. На каждого ребенка составляется выписка-эпи- криз, включающая все данные наблюдения за ним, которая передается специальной комиссии представителем детской поликлиники.
Вторым большим разделом работы поликлиники является работа дошкольно-школьного отделения, врачи и медицинские сестры которого наряду с участковым врачом проводят большую профилактическую и санитарно-противоэпидемическую работу, используя при необходимости диагностическую службу и вспомогательные кабинеты детской поликлиники. В их функции входит: проведение комплекса медико-педагогических мероприятий, облегчающих период адаптации; регулярное плановое проведение профилактических осмотров всех детей с анализом заболеваемости и ее причин; динамическая диспансеризация детей из групп риска; контроль за соблюдением санитарно- гигиенического режима в учреждениях; организация общей и лечебной физической культуры, закаливающих процедур, питания и трудового обучения детей и постоянный медицинский контроль за ними; проведение плановых профилактических прививок и лечебно-оздоровительных мероприятий на месте (санация полости рта, лечение гельминтозов и др.); оказание первой врачебной и доврачебной помощи заболевшим детям; проведение противоэпидемических мер и наблюдение за состоянием здоровья в карантинных группах; санитарно-просветительная работа с детьми, их родителями и персоналом.
Вторичная профилактика - предупреждение повторных заболеваний и обострений уже текущего процесса. Санация очагов инфекции обеспечивается плановым диспансерным наблюдением участкового врача и специализированной службы (кардиоревматолог, аллерголог, отоларинголог, гастроэнтеролог и др.) за реконвалесцентами и детьми с разнообразной хронической патологией. Диспансерное наблюдение проводится по составленному на каждого больного индивидуальному плану, в котором определены периодичность лабораторных исследований, сроки осмотра педиатром и специалистами, а также качество и последовательность лечебно-оздоровительных мероприятий, включая стационарное и восстановительное лечение, направление в специализированные санатории, лагеря, лесные школы, назначение диетического питания, улучшение жилищных условий и т. д. Восстановительное лечение (реабилитация) детей проводится после выписки из стационара этап- но, в условиях специализированного санатория, а затем поликлиники. Для этого в районных и профильных городских поликлиниках созданы отделения реабилитации, в состав которых входят кабинеты физиотерапии, механотерапии, лечебной физкультуры и массажа, грязелечения, плавательный бассейн и др. Бригады этих отделений в составе стоматолога, отоларинголога, физиотерапевта, медицинских сестер из кабинетов физиотерапии и массажа и инструктора по лечебной физкультуре выезжают в детские учреждения и на месте производят профилактический осмотр и оздоровление детей.
Под контролем поликлиники находится также деятельность молочных кухонь, раздаточных пунктов и пунктов сбора грудного донорского молока. Наше государство уделяет большое внимание вопросам улучшения детского питания: разрабатываются оптимальная рецептура жидких и сухих питательных смесей - кисломолочных и приближенных по составу к женскому молоку, специальных консервов для детей, а также принципы их промышленного производства.
Профилактическая и санитарно-просветительная работа детской поликлиники проводится по плану, составление и контроль за выполнением которого осуществляет Методический совет поликлиники по воспитанию здорового ребенка, состоящий из наиболее квалифицированных врачей-педиатров и медицинских сестер, под руководством главного врача или заведующего отделением. В состав Методического совета могут входить также представители педиатрических кафедр медицинских вузов или научно-исследовательских институтов педиатрии, расположенных в районе деятельности поликлиники. Кроме того, на каждом участке врач и медицинская сестра организуют санитарный актив из населения и школьников старших классов и широко привлекают его к осуществлению санитарно-профилактических мероприятий.
Большое значение в деле оздоровления детского населения и первичной профилактики многих заболеваний имеет отдых школьников в пионерских лагерях, организуемых профсоюзами с помощью отделов народного образования и здравоохранения. Пионерские лагеря бывают разных типов: загородные, городские, сезонные (в период летних и зимних школьных каникул), стационарные (типа «Артек», «Орленок»), санаторные - сезонные и круглогодичные, а также спортивные и оздоровительные лагеря труда и отдыха для старших школьников. В каждом пионерском лагере имеется медицинский пункт с кабинетом врача, процедурной комнатой и изолятором из расчета 2 - 3 койки на каждые 100 детей. Врач и медицинская сестра пионерского лагеря осуществляют постоянное наблюдение за состоянием здоровья детей, физическим воспитанием, проведением оздоровительных мероприятий, соблюдением режима дня. Они контролируют также санитарное состояние лагеря, проводят противоэпидемическую работу, участвуют в составлении меню, подсчитывают суточный калораж пищи и содержание в ней основных ингредиентов и, наконец, оказывают лечебную помощь заболевшим детям.
Санаторные пионерские лагеря организуются для детей с нетяжелыми заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, поражением опорно-двигательного аппарата, нарушениями речи, ослабленным зрением и др. Обычно они бывают однопрофильными. Отбор детей в них производят санаторно-курортные комиссии при детских поликлиниках по рекомендациям, представленным участковыми врачами. Режим дня в санаторном пионерском лагере устанавливается с учетом его профиля.
Лечебная помощь большинству остро заболевших детей оказывается врачом на дому по вызову в часы работы поликлиники (от 8.00 до 20.00). Вызов, принятый до 14.00, обслуживается участковым педиатром, позднее, в выходные или праздничные дни - дежурным врачом. В ночное время родители обращаются в районный пункт детской неотложной помощи, организованный при базовой поликлинике и имеющий выездную дежурную бригаду, или на одну из подстанций скорой помощи. На оказание помощи на дому участковому педиатру отведено 3-4 ч времени, остальное время он принимает детей в поликлинике. Участковый педиатр решает вопрос о госпитализации ребенка или лечении его на дому, учитывая в каждом индивидуальном случае характер заболевания, возраст, тяжесть состояния, жилищно-бытовые условия ребенка, эпидемиологическую обстановку и т. д. В настоящее время большая часть детей с острыми детскими инфекциями, респираторными заболеваниями, неосложненной острой пневмонией не госпитализируется. Поликлиника и участковая служба организуют для них стационар на дому: больных ежедневно осматривает врач, медицинская сестра проводит необходимые анализы и исследования, а также лечебные процедуры. Исключение составляют (обязательно госпитализируются) дети первого года жизни с тяжелыми, осложненными формами любого заболевания, а также больные вирусным гепатитом, менингококковой инфекцией, дифтерией, синдромом крупа. Выявление острого инфекционного заболевания или подозрение на него требуют от врача немедленного направления экстренного извещения в районную санитарно- эпидемиологическую станцию, сообщения в детское учреждение, которое посещал больной, организации карантинных мероприятий среди контактных детей и текущей дезинфекции. При госпитализации, кроме направления в лечебное учреждение, участковый врач пересылает с больным подробную выписку из карты его развития с указанием диагноза и течения заболевания, данных о перенесенных ранее болезнях, профилактических прививках, эпидемическом окружении за последние 3 нед.
В оказании помощи больному ребенку на догоспитальном этапе большое участие принимает служба скорой помощи. В небольших городах и сельских районах неотложная помощь детям оказывается врачами, прошедшими специальную подготовку по педиатрии. В республиканских, краевых, областных центрах и крупных городах на станциях скорой помощи имеются педиатрические бригады. Кроме того, в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Риге и некоторых других крупных городах организованы специализированные бригады скорой педиатрической помощи: для новорожденных и недоношенных детей, реанимационные, гематологические и др. Они хорошо оснащены диагностической и лечебной аппаратурой, машины радиофицированы. Большое значение имеет преемственность в работе между врачами скорой помощи и участковыми педиатрами. Последние ежедневно в утренние часы получают сведения о всех случаях вызова скорой помощи за прошедшие сутки с указанием адреса и диагноза заболевшего ребенка. В свою очередь участковые врачи в вечерние часы передают на станцию скорой помощи сведения о наиболее тяжело больных детях, оставленных для лечения на дому.
Стационарная помощь детям осуществляется как в самостоятельно функционирующих детских больницах, так и в детских отделениях или палатах (преимущественно в сельской местности) больниц для взрослых. К номенклатурным относятся городская, областная, краевая, республиканская, инфекционная, ортопедо-хирургическая восстановительного лечения, психиатрическая и туберкулезная детские больницы.
В последние годы взят курс на строительство крупных многопрофильных детских больниц по типовым проектам на 300, 600 и более коек. Все шире развивается специализированная помощь. Наряду с такими традиционно существовавшими отделениями, как хирургическое, оториноларингологическое, глазное, неврологическое, отделение выхаживания недоношенных и патологии новорожденных, в настоящее время организуются и другие профильные отделения: кардиологическое, пульмонологическое, аллергологическое, эндокринологическое, хирургии новорожденных, нефрологии, реанимации и интенсивной терапии и т. д. На базе крупных многопрофильных больниц создаются городские, областные, республиканские центры по оказанию специализированной помощи детям. В их задачи входят диагностика, лечение и профилактика заболеваний соответствующего контингента больных, оказание консультативной, методической и организационной помощи поликлиникам и районным больницам, повышение квалификации лечащих врачей. Методическое руководство осуществляется также всесоюзными, республиканскими, краевыми и областными центрами, которые базируются в научно-исследовательских институтах (18 НИИ педиатрии) и вузах (360 кафедр педиатрического профиля).
В детских стационарах лечатся дети от рождения до 15 лет. В зависимости от мощности и профиля стационара в его отделениях может размещаться 20 - 60 коек, из них 15 - 20% в виде боксов, полубоксов и однокоечных палат, где при необходимости можно изолировать ребенка. Учитывая особенности реактивности детей раннего возраста, а также своеобразие их режима, предусматривается раздельное размещение новорожденных и недоношенных, детей грудного возраста, от П/г до 3 лет и старше 3 лет. Выделяют отдельные палаты для мальчиков и девочек школьного возраста. В соответствии со штатным расписанием нормы нагрузки на одного врача и постовую медицинскую сестру меняются в зависимости от возрастного состава и тяжести состояния обслуживаемого контингента больных. Имеется и иная специфика

детских больниц. Прием больных в инфекционных и неинфекционных стационарах происходит в приемно-смотровых боксах (типа мельцеровских), где устанавливают предварительный диагноз, производят неотложные лечебные и санитарно-эпидемические мероприятия и т. д. Если диагноз неясен, ребенка оставляют в боксе на 2 - 3 дня. По существующим нормативам в приемнобоксовом отделении детского стационара размещается 3% его коек. Своеобразие отделения патологии новорожденных и выхаживания недоношенных детей определяется анатомо-физиологическими особенностями этого периода детства. Палаты такого отделения боксируются на 2-3 кровати, недоношенным необходимы кювезы. Для обслуживания этих детей выделяется специально обученный персонал. В помещениях для кормящих грудью матерей, которых допускают к детям только на период кормления, предусматриваются условия для отдыха, приема пищи, гигиенических процедур. В ряде отделений больницы в штатном расписании имеется должность педагога, в обязанности которого входит контроль за выполнением режима, организация досуга детей и их обучение, привитие им санитарно-гигиенических навыков. Для длительно лечащихся детей во всех стационарах организовано обучение по программе общеобразовательной школы. В детской больнице любого профиля организуется отделение (в небольшом стационаре - палата) реанимации и интенсивной терапии, оснащенное современным диагностическим и лечебным оборудованием и обслуживаемое специально обученным персоналом. Основная задача такого отделения - оказание квалифицированной экстренной помощи детям с тяжелыми нарушениями функций дыхания, кровообращения, метаболическими расстройствами, травмами и т. п.
После выписки из больницы долечивание и реабилитация значительной части больных детей осуществляются этапно в детских санаториях. Все санатории профилированы и соответственно принимают больных с патологией органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, почек, желудочно-кишечного тракта, печени, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, кожи и т. д. Пребывание детей в санатории продолжается 24 - 45 дней и более и полностью оплачивается государством. Детей в санатории направляют санаторно-курортные отборочные комиссии при детских поликлиниках по предоставлении санаторно-курортной карты, оформленной участковым педиатром. Каждый детский санаторий имеет хорошо оснащенные диагностические и лечебные кабинеты. Наряду с полноценным питанием, лекарственным лечением, климатотерапией широко используются и другие местные факторы воздействия: грязи, минеральные воды и т. п. Для детей старшего возраста организуются школьные занятия; педагоги входят в штат детского санатория. Школы при санаториях имеют право на аттестацию и перевод учащихся из одного класса в другой.
Наше государство придает большое значение организации медицинской помощи детям сельской местности. Майским (1982 г.) Пленумом ЦК КПСС, продовольственной программой СССР и приказами Министерства здравоохранения СССР № 900 от 07.09.82 г. «О мерах по дальнейшему улучшению медико-санитарного обеспечения и охраны здоровья сельского населения в соответствии с решениями майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС» и № 950 от 24.09.82 г. «О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения» предусмотрено дальнейшее повышение уровнй медицинского обслуживания сельского населения и приближение его к городскому на основе совершенствования работы первичных звеньев - сети врачебных амбулаторий, аптек, а также широкого развития передвижных видов медицинской помощи и дошкольных учреждений. Спецификой организации медицинской помощи на селе является ее тесная связь с лечебно-профилактическими учреждениями для взрослых. Наиболее приближенной к населению структурной единицей здравоохранения на селе является фельдшерско- акушерский пункт (ФАП). Сотрудники ФАП выполняют большой объем профилактической работы среди детей, осуществляют дородовой патронаж, постоянный контроль за состоянием здоровья и развития детей, проводят санитарно-просветительную работу с ними и их родителями; обучают последних основным приемам ухода за ребенком, правилам рационального вскармливания, проводят профилактические прививки по плану, согласованному с педиатром. В сельской амбулатории предусмотрена должность врача-педиа- тра. Он ведет лечебную и санитарно-просветительную работу, а также осуществляет постоянный контроль за работой ФАП и оказывает ему консультативную помощь. По заранее составленному графику, о котором осведомлено обслуживаемое население, врач-педиатр производит профилактические осмотры и прием заболевших детей. Кроме перечисленного, в обязанности персонала ФАП и прикрепленного врача-педиатра сельской амбулатории входит медицинский надзор за детскими учреждениями и школами, расположенными на их территории, и организация питания детей раннего возраста. Так же как и в городе, после выписки новорожденного из родильного отделения производится врачебный патронаж. При этом связующим звеном между семьей ребенка и врачом является медицинская сестра ФАП, получающая извещение из родильного дома. Первую доврачебную помощь заболевшему ребенку оказывает фельдшер, немедленно известив об этом врача. Он же в случае необходимости проводит противоэпидемические мероприятия в инфекционном очаге.
Стационарная помощь больным детям осуществляется участковыми и районными больницами, где выделяются детские палаты или койки. Все виды медицинской помощи, в том числе специализированной, дети сельских жителей получают в Центральной районной больнице (ЦРБ). При наиболее крупных из них имеются не только детские отделения, но и поликлиники, в менее мощных - детские палаты или отделения и кабинет педиатра при поликлинике взрослых. Помимо лечебно-профилактической и консультативной работы, ЦРБ оказывают большую организационно-методическую помощь всем нижестоящим медицинским учреждениям своего района и проводят контроль за их деятельностью. Для осуществления указанных функций в ЦРБ установлена штатная должность районного педиатра или заместителя главного врача по детству и родовспоможению. ЦРБ организуют выездные женские консультации и детские поликлиники, проводящие профилактические многопрофильные осмотры детей и женщин в местах, отдаленных от районного центра, контролируют работу колхозных и совхозных, а также межрайонных молочных кухонь.
Наиболее квалифицированную и разностороннюю медицинскую помощь дети сельской местности получают в областных (краевых, республиканских) детских больницах или детских отделениях соответствующих больниц для взрослых. Областные детские больницы осуществляют плановую консультативно-поликлиническую и стационарную, а также экстренную лечебную помощь, проводят большую организационно-методическую работу, организуют специализацию и повышение квалификации врачей и средних медицинских работников ФАП, сельских амбулаторий, участковых и районных больниц. Кроме того, они обобщают и распространяют опыт передовых учреждений, внедряют новые методы профилактики, диагностики и лечения в практику, анализируют основные показатели деятельности медицинских учреждений и разрабатывают предложения по ее улучшению. Для выполнения этой разносторонней деятельности областная (краевая, республиканская) детская больница имеет в своем составе организационно-методический отдел. Большая роль в организации лечебно-профилактической помощи детям принадлежит главному педиатру области (края, республики, района). Он делает анализ показателей рождаемости, заболеваемости и смертности детей и на основании полученных данных разрабатывает перспективный план мероприятий по улучшению работы, организует научно-практические конференции, систематически выезжает в районы для методической работы и контроля за деятельностью медицинских учреждений, принимает меры по обеспечению преемственности и единства в их работе.
Руководство организацией многообразной деятельности всех детских лечебно-профилактических учреждений, широкое обобщение и распространение передового опыта, анализ эффективности медико-социальных мероприятий, разработка научно-организационных основ улучшения охраны здоровья детей осуществляются Главным управлением лечебно-профилактической помощи детям и матерям Министерства здравоохранения союзных и автономных республик. Для улучшения организации медицинской помощи на селе по приказу Министерства здравоохранения СССР № 455 от 22.05.83 г. «О совете по медико-санитарному обеспечению сельского населения при М3 СССР» при министерствах здравоохранения союзных и автономных республик, областных и краевых отделах здравоохранения созданы советы по медико-санитарному обеспечению сельского населения.
Организация здравоохранения и структура лечебно-профилактических детских учреждений в нашей стране постоянно совершенствуются на основе достижений науки и в связи с увеличением капиталовложений из государственного бюджета и других источников. Расширяется сеть детских лечебнооздоровительных учреждений, яслей-садов, домов ребенка. Создаются специализированные дома ребенка и ясли санаторного типа, имеющие в штате не только врачей-педиатров, но и других специалистов. Изыскиваются новые формы медицинской помощи и санитарного просвещения, а также действенные меры профилактики заболевания, в том числе медико-генетические, так как углубленное исследование многих заболеваний у детей выявило их наследственную (генетически обусловленную) природу.