Меню
Бесплатно
Главная  /  Процедуры  /  Элементы автомобильной дороги. А почему светофор называется светофором

Элементы автомобильной дороги. А почему светофор называется светофором

Наталия Ендирякова
Конспект занятия по ПДД в старшей группе Тема: «Дорога, транспорт, пешеход. Опасная дорога».

Программное содержание :

Воспитательная задача :

Воспитывать у детей ответственность за безопасность на дороге .

Образовательная задача :

Расширить знания детей о дороге и правилах движения по ней; знакомство с понятием «скользкая дорога » и «тормозной путь» .

Развивающая задача :

Развивать внимание и интерес детей к изучению дорожных

знаков, развивать речь детей.

Методические приемы :

Художественное слово

Рассказ воспитателя

Физ. минутка

Сюрпризный момент

Вопросы детям

Показ иллюстрации

Итог занятия

Активизация словаря :

Активизировать в речи детей термины и понятия : «дорога » , «транспорт » , «пешеход » , «пешеходная дорожка » , «пешеходный переход » , «скользкая дорога » , «тормозной путь»

Материал :

дорожные знаки

Дидактические игры

Предварительная работа :

Прогулка

Наблюдение за движением транспорта и пешеходов .

Ход занятия:

Воспитатель : Тянется нитка, среди нив петляя.

Лесом, перелесками без конца и края.

Ни ее порвать, ни в клубок смотать.

Дети : дорога .

Воспитатель : правильно, дорога .

Воспитатель : какие виды дорог вы знаете ?

Дети : автомобильная, железнодорожная…

Воспитатель : какие виды дорог вы считаете опасным ?

Дети : мокрая дорога , покрытая снегом…

Воспитатель : На разных дорогах люди и машины чувствуют себя по-разному. Хорошо, когда дорога сухая и гладкая . Но после дождя дорога становится мокрой и скользкой. Дорога может испортиться от сырого снега, ото льда, также опасна дорога , покрытая упавшей листвой, облитая посторонней жидкостью.

Водители и пешеходы должны быть осторожны и быть готовы к опасностям . Нельзя приближаться к машинам на близкое расстояние. Особенно если они поворачивают, тормозят или трогаются с места.

Воспитатель : Ребята, сейчас с вами поиграем в игру :

«Скажи наоборот»

Дороги бывают разные :

длинная -…короткая

мокрая -…. сухая

шероховатая -…. ровная

асфальтированная -…. грунтовая

узкая- … широкая

Воспитатель : Молодцы, дети, вы были внимательными и дали

правильные ответы.

Физ. минутка :

Наши маленькие ноги

Шагают бойко по дороге

Путь везде открыт для нас - идут

Пешеходы мы сейчас

А теперь мы побежим

Мы к автобусу спешим.

Опоздать боялись мы, - бегут

Очень беспокоились

Вот теперь мы пассажиры

Хорошо устроились

Долго-долго ехали - садятся

И в Нурлат приехали

Красивый город и большой - удивляются и

Гостей встречает он с душой поднимают руки вверх

Дети усаживаются. Стук в дверь. Входит Незнайка, здоровается с детьми и начинает рассказывать про свои приключения – «На дворе сейчас зима и на улице очень скользко. Я пошел в детский сад и забыл, что скользко. Вдруг вижу – совсем близко от меня едет автобус. Я думаю – «Ну и пусть себе едет - успею дорогу перейти – и пошел . Вдруг как поскользнусь, да как упаду! Водитель увидел это и начал тормозить, а автобус на скользкой дороге тормозов не слушается, все равно едет. Хоть и не быстро, но едет словно на лыжах. Остановился возле самого моего носа, еще чуть-чуть и задавил бы. Ох, и ругал меня водитель, а за что я так и не понял.

Воспитатель : Дети, за что же водитель отругал Незнайку?

Дети : водитель отругал Незнайку за то, что он перешел дорогу в

неположенном месте.

Воспитатель : Что должен был соблюдать Незнайка?

Дети : Соблюдать правила дорожного движения .

Воспитатель : Как называют людей идущих по дороге ?

Дети : Пешеходами .

Воспитатель : А кем оказался Незнайка на дороге ?

Дети : Пешеходом .

Воспитатель : Дети, выберите те знака, которые нужны пешеходу .

(дети выбирают знаки) .

Воспитатель : Из-за чего Незнайка чуть не попал под колеса автобуса?

Дети : Дорога была скользкой , поэтому автобус не смог резко остановиться.

Воспитатель : А сейчас мы посмотрим, как поедут машины по скользкой и шероховатой дороге . Воспитатель показывает, как едут машины. Почему так едут машины?

Дети : Потому что одна дорога скользкая , а другая шероховатая.

Воспитатель : Вот дети вы сами увидели, что на шероховатой дороге тормозной путь короче, а на скользкой дороге тормозной путь длиннее.

Дети еще раз показывают этот прием с целью закрепления знаний. Незнайка благодарит детей и дарит эмблемы с дорожными знаками :

пешеходный переход

Подземный переход

Надземный переход

Неровная дорога

Воспитатель : Какие знаки предназначены для пешехода ?

Незнайка : я не знаю

Воспитатель : Дети, поможем Незнайке!

Дети : Да!

Воспитатель : Этот знак такого рода

Он на страже пешехода .

Переходим с вами вместе

Мы дорогу в этом месте . (Пешеходный переход )

Воспитатель : Пользуясь пешеходным переходом нужно быть очень внимательным. Ведь ты будешь идти на другую сторону дороги по проезжей части улицы. Подойдя к пешеходному переходу : посмотри налево, а дойдя до середины дороги , посмотри направо, убедись, нет ли поблизости транспорта .

Надземный и подземные пешеходные переходы наиболее удобны, потому что тебе не придется выходить на проезжую часть дороги .

Воспитатель : Незнайка, теперь тебе все понятно, что означают эти

Незнайка : Да

Воспитатель : Незнайка, а какие еще машины движутся по дороге ?

Незнайка молчит.

Воспитатель : Подскажем Незнайке!

Дети : Троллейбусы, трамваи, грузовые машины, легковые

автомобили, такси.

Незнайка : Спасибо, дети, я все запомнил. Мне пора. До свидания!.

Дети : На красный свет – дороги нет

На желтый – подожди

Когда горит зеленый свет

Счастливого пути.

Воспитатель : Что нового мы сегодня узнали?

Дети : мы познакомились с новым знаком – скользкая дорога .

Игра : «Собери знак»

Литература :

1. Учебное пособие «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах . Региональный стандарт». Казань, 1995год.

2. М. Р. Булатов, И. Г. Галимов, А. Н. Ершов «Азбука дорожной науки » , Казань, «Эпопея» , 1998 год.

3. Степаненкова Э. Л., Филенко М. Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения » , Москва, «Просвещение» , 1979год.

Занятие в старшей группе:

осторожно дорога!

Цель:

Закрепить представление детей о назначении светофора и его сигналов

Закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу

Учить детей различать транспортный и пешеходный светофоры

Воспитывать правила поведения на дороге

Развивать у детей внимательность

Продолжать формировать знания у детей о правилах дорожного движения

Продолжать учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие и разрешающие).

Предварительная работа:

Беседы о правилах дорожного движения: « Путешествие по городу», « Нам на улице не страшно», «Дорожные знаки».

Разбор опасных ситуаций на дорогах, улице.

Рассматривание альбомов, книг по правилам дорожного движения.

Чтение художественной литературы: С.Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», «Машины на нашей улице» и другие.

Игры за столом: Как избежать неприятностей», «Азбука пешехода», «внимание дорога» и т.д.

Словарная работа: светофор, пешеходный светофор, транспортный светофор, пешеход, дорога, сигналы светофора.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я сегодня шла на работу, подошла к дороге, а светофор - не работает! Я долго стояла и не знала, как перейти дорогу – подскажите, как мне надо было поступить?

Дети: Найти пешеходный переход, посмотреть налево и на право – если нет машин, то можно переходить дорогу.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы погуляем по нашему городу. Представьте, что мы вышли из детского сада на улицу и пошли пешком. Кто мы сейчас?

Дети: пешеходы.

Выходя на улицу

Приготовь заранее

Вежливость и сдержанность

А главное внимание.

Воспитатель: Мы подошли с вами к дороге – как называется дорога, по которой движутся машины (проезжая часть). Теперь нам нужно перейти через проезжую часть дороги. Где можно переходить дорогу?

Дети: По пешеходному переходу (зебра)

Воспитатель: А как его найти?

Дети: По знаку и нарисованным полоскам.

Воспитатель: А кто ещё нам помогает переходить дорогу? Вот послушайте загадку:

На дороге с давних пор

День и ночь несёт дозор

И к тому привыкли мы:

Ни словечка он не знает,

Лишь глазищами моргает,

А командует людьми

Дети: Светофор.

Воспитатель: Правильно! Это наш друг – Светофор.

ПОЯВЛЯЕТСЯ СВЕТОФОР.

Светофор: Здравствуйте, ребята.

Воспитатель: Что-то наш светофор сегодня грустный?

Светофор: у меня неприятность, я заболел, не горят мои три глаза.

Воспитатель: Надо выручить нашего друга. Мы знаем, что у него три цветовых сигнала. Вы сможете их назвать ребята?

Дети: Красный, жёлтый, зелёный.

ВОСПИТАТЕЛЬ ПОКАЗЫВАЕТ ТРИ ЦВЕТНЫХ КРУГА.

Светофор: Но я забыл, в каком порядке они располагаются.

Воспитатель: Чтобы напомнить Светофору их расположение, мы с вами сыграем в игру под названием «Светофор».

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «СВЕТОФОР»

Задание: на столах разложены плоскостные светофоры, круги 5 цветов. Дети должны разложить сигналы светофора в определённом порядке.

Воспитатель: Сейчас мы с вами проверим, правильно ли расположили цвета светофора. (На жилете Светофора прикрепляем круги красного, жёлтого и зелёного цвета, дети сверяют свои задания с образцом). Молодцы! Вы справились с заданием. А вы знаете, что означают сигналы светофора?

Ответы детей: На красный дорогу переходить нельзя. На жёлтый – обрати внимание и жди. На зелёный можно переходить дорогу.

Светофор: Правильно ребята. Красный – стой! Жёлтый - жди! На зелёный – приходи! Вот теперь я в порядке и могу снова управлять дорогой.

Воспитатель (обращаясь к светофору):

Он и вежливый, и строгий

Он известен на весь мир

Он на улице широкой

Самый главный командир!

Светофор: Я ведь не один управляю дорогой, есть и другие светофоры. Вы знаете какие?

Дети: пешеходный.

Светофор: Правильно! Он предназначен для пешеходов, поэтому его называют пешеходным. На нём появляются красный и зелёный человечек. Если горит для пешеходов красный человечек, то переходить дорогу нельзя, даже тогда, когда машин на дороге нет.

Воспитатель: Скажите дети, а если бы не было бы светофоров, что могло бы произойти с транспортом и пешеходами на дорогах:

Дети: могут произойти столкновения машин на дорогах, травмы пешеходов и пассажиров.

Воспитатель: Теперь мы с вами знаем правила и можем спокойно перейти через дорогу. На какой свет мы будем переходить дорогу?

Дети: На зелёный.

(воспитатель и дети переходят дорогу по пешеходному переходу)

Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали?

Дети: На остановку

Воспитатель: Не просто на остановку, а на остановку дорожных знаков. А какие знаки здесь живут, мы сейчас узнаем.

ЗАГАДКИ.

На дорожном знаке том

Человек идёт пешком

Полосатые дорожки

Постелили нам под ножки

Чтобы мы забот не знали

И по ним вперёд шагали

(пешеходный переход)

Посреди дороги дети

Мы всегда за них в ответе

Чтоб не плакал их родитель

Будь внимателен водитель

(знак дети)

Не доедешь без бензина

До кафе и магазина.

Этот знак вам скажет звонко:

«Рядышком бензоколонка!»

(знак автозаправочная станция)

Коли вам нужна еда,

То пожалуйте сюда.

Эй, шофёр, внимание!

Скоро пункт питания!

(знак пункт питания)

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждёт.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать.

(знак автобусной остановки)

Воспитатель: А эти два знака (пешеходный переход и пункт первой помощи) мы узнаем когда соберём с вами картинки.

ИГРА СОБЕРИ КАРТИНКУ.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы все справились.

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «разрешается – запрещается» (Игра проводится с мячом: задаётся вопрос всем ребятам, отвечает тот, кому бросит мяч воспитатель, ответы на вопросы – разрешается, запрещается). Вопросы к игре:

  1. Играть на мостовой (запрещается)
  2. Переходить улицу при зелёном свете светофора (разрешается)
  3. Переходить улицу по подземному переходу (разрешается)
  4. Переходить улицу при красном свете светофора (запрещается)
  5. Помогать старикам и старушкам переходить улицу (разрешается)
  6. Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора (запрещается)
  7. Играть на проезжей части (запрещается)
  8. Цепляться за проезжающие автомобили (запрещается)
  9. Соблюдать правила движения (разрешается)

Воспитатель: А теперь мы с вами на некоторое время окажемся пассажирами. Расскажите мне о правилах поведения в общественном транспорте.

Детям показывают модели правил поведения в транспорте.

Дети: во время движения нельзя трогать двери, нужно ждать пока водитель откроет их сам.

Воспитатель: А можно разговаривать во время движения с водителем?

Дети: Нельзя, водитель отвлекается.

Воспитатель: А можно высовываться из окна?

Дети: Нельзя, это опасно.

Воспитатель: Можно ли громко разговаривать в автобусе?

Дети: Нет, это мешает другим пассажирам.

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошие пассажиры, умеете себя вести, и никто не сделает вам замечания в транспорте. На этом наше путешествие по улицам города заканчивается, мы отправляемся в наш детский сад. А в завершении нашей прогулки исполним песню « Мы едем, едем, едем в далёкие края».


План-конспект урока по ПДД с учащимися 5 класса

Урок по ПДД. Тема: «Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль»

Цель урока : знакомство с видами улиц и дорог, их особенностями с точки зрения безопасности.

Время: 1 час

Тип урока : изучение нового материала.

Вопросы для изучения

1. Развитие сети автомобильных дорог.

2. Классификация автомобильных дорог.

3. Элементы автомобильной дороги.

4. Обеспечение безопасности движения на дорогах.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

1 Развитие сети автомобильных дорог

Советское государство получило от царской России неблагоустроенною сеть дорог протяжением 1450 тыс. км, из которых, всего лишь 24,3 тыс. км имели твердые покрытия - щебеночные, гравийные и булыжные мостовые.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новый этап дорожного строительства в нашей стране. Начиная с первых лег Советской власти партия и правительство уделяло большое внимание восстановлению и строительству дорог.

После революции дорожное строительство началось не сразу. В период интервенции и гражданской войны дорожные работы носили в основном восстановительный характер. В порядке нового строительства выполнялись работы главным образом по постройке мостов. Включая капитальную перестройку существующих мостов, за эти годы было построено 143 тыс. пог. м мостов. В значительных размерах проводились дорожно-ремонтые работы. Уже в 1920 г. дорожно-ремонтиыми работами было охвачено 98,5 тыс. км дорог. До первой пятилетки продолжалось в основном восстановление сети существующих дорог. Однако и в этот период (с 1922-1923 по 1927-1928 г.) было переустроено свыше 3,8тыс. км дорог; из них более 50% - с каменным покрытием.

Развитие народного хозяйства за годы довоенных пятилеток, а также увеличение количества автомобилей для перевозки грузов промышленности и сельского хозяйства настоятельно требовали одновременного развития и улучшения состояния сети автомобильных дорог. В первую пятилетку (1928-1932 гг.) было построено 90 тыс. км дорог, из которых 12,5 тыс. км- с твердым покрытием. За годы второй пятилетки протяженность дорог с твердым покрытием увеличилась на 39,4 тыс. км. Темпы дорожного строительства с каждым годом возрастали. К началу Великой Отечественной войны за три года третьей пятилетки было построено еще 59,5 тыс. км дорог с твердым покрытием. Особое внимание уделялось строительству дорог с усовершенствованными асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями, протяженность которых к 1941 г. составляла более 7 тыс. км. В этот период были построены такие важные дороги, как Москва - Минск, Амуро-Якутская магистраль, Чуйский и Усинский тракты, Горький - Муром - Кулебаки, Горький - Арзамас и др.

Строительство автомобильных дорог не прекращалось и в годы Великой Отечественной войны. Созданные для обслуживания нужд фронта дорожные организации успешно выполняли задания командования по дорожному обеспечению операций Советской Армии.

В период Великой Отечественной воины дорожные войска Советской Армии восстановили, построили и отремонтировали свыше 1 млн. ног. м мостов, проложили более 5 тыс. км дорог с твердым покрытием и уложили в залесенных и заболоченных районах свыше 10 тыс. км деревянных коленных дорог.

Перед дорожным хозяйством были поставлены серьезные задачи в отношении упорядочения планирования, укрепления хозяйственного расчета, финансовой дисциплины, дальнейшего развития производства строительных материалов, конструкций и деталей и улучшения снабжения ими строек, а также в отношении развития и улучшения производства дорожных машин, более полного использования их но объектах, создания постоянных кадров строителей и улучшения их культурно-бытового обслуживания.

Протяженность дорог с твердым покрытием по одной Российской Федерации увеличилась за пять лет па 53,4 тыс. км, в том числе протяжение усовершенствованных покрытий на магистральных дорогах республиканского и общегосударственного значения увеличилось за пятилетие па 9,3 тыс. км. Важным итогом восьмой пятилетки явилось расширение строительства местных дорог, обслуживающих сельскохозяйственное производство и нужды населения сел и деревень.

Дальнейшее развитие транспорта тесно связано с решением задачи размещения производства, ибо достижение наибольшего экономического эффекта при наименьших затратах общественного труда суммарно на производство и транспорт является критерием эффективности той или иной схемы территориального размещения производства. Интересы народного хозяйства требуют создания разветвленной сети благоустроенных дорог, обеспечивающих движение современных грузовых и легковых автомобилей с большими скоростями вне зависимости от времени года м погодных условий.

Главнейшими задачами по техническому прогрессу в области строительства автомобильных дорог являются: дальнейшее улучшение качества строительства дорог и особенно дорожных покрытий путем разработки и осуществления мероприятий по повышению устойчивости земляного полотна, прочности и долговечности покрытий, улучшению технологии дорожно-строительных работ; преодоление сезонности строительства на основе внедрения прогрессивных сборных конструкций для искусственных сооружений и дорожных покрытий, а также разработки и применения комплексов машин и механизмов для производства всех основных работ в зимнее время; более широкое использование местных материалов для устройства дорожных оснований и покрытий.

Значительное развитие автомобильного движения при росте величины нагрузок на ось, возросшие интенсивность и скорость движения предъявляют более высокие, чем прежде, требования ко всем параметрам дороги и особенно к прочности дорожных одежд и шероховатости покрытий для обеспечения безопасности движения и удлинения срока службы автомобильной дороги.

2. Классификация автомобильных дорог

Все автомобильные дороги делятся на дороги обшей сети, городские дороги (улицы), дороги сельскохозяйственных и промышленных предприятий.

В зависимости от административно-политического, экономического и культурного значения дороги общей сети СССР разделяются на следующие группы: общегосударственные, республиканские, краевые и областные, местного значения.

Дороги общегосударственного значения предназначены для дальних автомобильных сообщений. Они соединяют столицы союзных республик, крупные промышленные и культурные центры, курорты союзного значения, а также дорожную сеть СССР с магистральными дорогами соседних государств. К таким дорогам относятся автомагистрали: Москва - Минск - Брест, Москва - Симферополь, Киев - Ростов-на-Дону - Орджоникидзе, Москва - Ленинград и др.

Дороги республиканского значения соединяют главные административные, культурные, экономические и политические центры автономных республик, краев и областей со столицей союзной! республики и между собой.

Дороги областного и краевого значения соединяют районные центры между собой и с центром своей автономной республики, края или области, с общей сетью дорог, а также с важнейшими станциями или пристанями.

Дороги местного значения соединяют районные центры или отдельные сельские населенные пункты, колхозы, совхозы между собой и со станциями железных дорог и пристанями, а также расположенные вблизи этих дорог предприятия со станциями железных дорог, пристанями, дорогами общей сети.

Отнесение дорог к той или иной группе является до некоторой степени условным, и при перспективном планировании возможен перевод дорог из одной группы в другую.

Автомобильная дорога может иметь различную степень совершенства в зависимости от ее значения в народном хозяйстве. Чем больше движение автомобилей, образующих транспортный поток на дороге, тем более высокие требования предъявляются к ее техническим качествам. Число автомобилей, проходящих по дороге через данное сечение в единицу времени (сутки, час), называется интенсивностью движения. Интенсивность движения не является постоянной по всей длине дороги Увеличиваясь вблизи крупных населенных пунктов, железнодорожных станций, она обычно уменьшается в середине участков. Интенсивность движения не остается также постоянной в течение года и даже суток, поэтому величина движения автомобилей характеризуется среднегодовой суточной интенсивностью. На дорогах, используемых для вывозки сельскохозяйственных продуктов в период их заготовки, интенсивность движения может превышать среднегодовую.

Автомобильные дороги в зависимости от интенсивности движения и значения их в общей дорожной сети СССР делятся Строительными нормами и правилами. При отнесении дорог и к той или иной категории учитывают перспективную (расчетную) интенсивность движения, считая от года ввода дороги в эксплуатацию, на 20 лет вперед.

3. Элементы автомобильной дороги

Автомобильная дорога состоит из комплекса сооружений, обеспечивающих безопасное движение транспортных средств с расчетной скоростью на всем протяжении в течение всего года при любых погодных условиях.

Движение автомобилей происходит по полосе поверхности дороги, называемой проезжей частью. К. проезжей части с двух сторон примыкают обочины.

Проезжая часть располагается на земляном полотне. Земляное полотно сооружают для обеспечения устойчивости проезжей части и сглаживания неровностей рельефа. На участках понижения местности, а также на сырых и заболоченных участках земляное полотно устраивают в виде насыпи - искусственно насыпанного и уплотненного грунта. Отдельные возвышения местности срезают, и в этом случае земляное полотно проходит в выемке.

Воду, притекающую к дороге или стекающую с ее поверхности, отводят системой водоотводных канав и лотков в пониженные места.

Там, где земляное полотно пересекает лощины, овраги, ручьи и реки, обеспечивают пропуск воды, притекающей с нагорной стороны путем устройства специальных водопропускных сооружений в виде труб и мостов.

При пересечении автомобильной дороги с другой автомобильной дорогой или с железной дорогой земляное полотно может быть устроено в одном уровне с полотном пересекаемой дороги или в разных уровнях. В последнем случае для пропуска движения устраивают тоннели, эстакады и путепроводы.

Такие сооружения, как трубы, мосты, путепроводы, эстакады, тоннели, подпорные стены, защитные галереи и другие, называются искусственными сооружениями.

Пересечения автомобильных дорог с железными дорогами для безопасности движения и повышения их пропускной способности должны, как правило, устраиваться в разных уровнях. Лишь в отдельных случаях, когда интенсивность движения на автомобильной дороге небольшая и по железной дороге небольшое движение поездов, допускается пересечение в одном уровне со специальным оборудованием железнодорожного переезда.

Для обслуживания подвижного состава на дорогах создают комплексы вспомогательных сооружений: автозаправочные станции для снабжения автомобилей топливом, станции обслуживания, предназначенные для осмотра и профилактического ремонт» автомобилей. Для отдыха пассажиров и автотуристов сооружают мотели, автовокзалы и дорожные гостиницы, а на перегонах между ними - остановочные пункты, станции, площадки отдыха.

Вдоль дороги сажают деревья и кустарник, которые предохраняют ее от снежных заносов. В живописных местах на дороге устраивают беседки, площадки отдыха, устанавливают скульптуры, архитектурно оформляют источники воды и т. п.

Для обеспечения нормальной работы дорожной эксплуатационной службы вдоль дороги прокладывают линию связи. На участках с интенсивным движением в ночное время дорогу оборудуют электроосвещением.

4. Обеспечение безопасности движения на дорогах

Обеспеченная видимость на дороге является важнейшим показателем ее транспортно-эксплуатационных качеств и безопасности движения. Для безопасности движения на дороге водитель должен видеть перед собой участок достаточной длины, с тем чтобы, заметив препятствие, принять меры к своевременному торможению. Необходимое расстояние видимости устанавливают из условия полной остановки автомобиля, движущегося с расчетной скоростью, перед препятствием.

Наиболее безопасными для движения являются автомобильные дороги, у которых обеспечены плавные сопряжения элементов трассы и гармоничность сочетания дороги с окружающим ландшафтом. Для создания лучших условий эксплуатации автомобилей необходимо, чтобы трасса дороги позволяла автомобилям двигаться с постоянными высокими скоростями, не утомляла водителей и пассажиров и способствовала сохранению цельности и живописности ландшафта, лучшему раскрытию особенностей местности для едущих по дороге.

Обеспечение безопасности движения на пересечениях дорог

Пересечения являются узловыми пунктами автомобильных дорог, в зоне которых происходит формирование и распределение потоков движения. Пересечения проектируют с учетом перспективных размеров, состава и характера движения, относительного количества автомобилей, изменяющих направление движения с одной из пересекающихся (или соединяющихся) дорог па другую.

Оборудование дорог для безопасности движения ночью

В темное время суток происходит до 50% всех дорожно-транспортных происшествий, хотя интенсивность движения в эти часы не превышает 10-15% от среднесуточной. Средние скорости движения автомобилей в ночное время снижаются на 5-7 км/ч. К мероприятиям, повышающим безопасность движения в ночное время, относятся: реконструкция дорог в плане и профиле для улучшения видимости в ночное время; устройство стационарного освещения; применение светлых дорожных покрытий; маркировка проезжей части; установка противоослепляющих щитов, направляющих устройств и озеленение дороги, способствующих ориентированию водителя в направлении дороги в ночное время; установка дорожных знаков с рефлектирующей поверхностью или специальной подсветкой.

Придорожная полоса и обустройство автомобильных дорог

Участки магистральных дорог, проходящих через населенные пункты, а также вводы магистральных дорог в города характеризуются повышенным числом дорожно-транспортных происшествий по сравнению с участками, проходящими в открытой местности. На этих участках необходимо предусматривать проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих повышение безопасности и стабилизацию режимов движения автомобилей.

Дорожные знаки, разметка проезжей части

Наиболее простыми, распространенными и достаточно эффективными средствами организации движения являются дорожные знаки Правильное их применение во многих случаях исключает необходимость использования более сложных и дорогостоящих устройств. Разумное сочетание дорожных знаков с другими сравнительно простыми техническими средствами, в частности разметкой проезжей части, позволяет успешно решать вопросы организации движения на самых сложных участках и лишь в местах наибольшего движения автомобилей требуется активное регулирование движения, осуществляемое светофором или милиционером-регулировщиком.

Оценка безопасности движения

Безопасность движения на автомобильных дорогах может быть обеспечена проведением широкого комплекса мероприятий: совершенствованием конструкций автомобилей и других транспортных средств; контролем технического состояния транспортных средств; строгим соблюдением водителями и пешеходами правил движения по дорогам; созданием дорожных условий, обеспечивающих возможности движения автомобилей с высокими скоростями; надлежащей информацией водителей о дорожных условиях и режиме движения.

На автомобильных дорогах организована дорожная служба, задачами которой являются: обеспечение безопасности и удобства движения автомобилей с расчетными скоростями и нагрузками в течение всего года; обеспечение сохранности дорог и дорожных сооружений; систематическое наблюдение за характером движения автомобилей и принятие мер, улучшающих техническое состояние дороги.

III. Итог урока

Закрепление пройденного материала

1. Как проходило развитие автодорог?

2. Какие вида дорог вы знаете?

3. Назовите основные элементы автомобильной дороги.

4. Как обеспечивается безопасность движения на дорогах?

Домашнее задание

1. Изобразите схему, содержащую основные элементы автодороги.

2. Выберите дорогу в районе вашей школы, которая в наибольшей степени отвечает требованиям безопасности.

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы с ОНР « Дорога и мы ».

Цель : формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода. Задачи : Образовательные : привлечь внимание детей к картине с изображением перекрестка; учить обыгрывать ситуацию: «Представим на минуту, что правила дорожного движения отменили»; побуждать детей к внимательному прослушиванию короткого рассказа; учить отвечать на вопросы к данному тексту « Как ребята переходили улицу»

Коррекционные : развивать умение пересказывать рассказ, используя новую лексику; активизировать речь детей; Практическое употребление сущ. в предложном падеже. Воспитательные : воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения. Оборудование и материалы : фланелеграф, картина с изображением перекрестка, Предварительная работа : наблюдение за транспортом на прогулке; рассматривание иллюстраций с изображением улиц, работа с дидактическим материалом «Дорожная безопасность»; чтение стихов на тему «Правила дорожного движения»; участие в районном конкурсе на тему «Дорога и мы» Ход НОД: 1.Организационный момент - Сядет тот, кто скажет, на чём приехал на занятие.(на машине, на трамвае, на автобусе) 2..Беседа по теме - Ребята, недавно вы участвовали в конкурсе «Дорога и мы» и делали поделки к этому конкурсу. - Какие поделки вы делали? (Я склеивал машину из бумаги. Я лепил большую машину из пластилина. Я с мамой сделал аппликацию из машин на картоне. Я с бабушкой связал огромную машину и набил её пухом.) - Вы делали разные машины. Что такое машина? (это транспорт, который перевозит людей и грузы) - Как называется полоса земли, по которой едет машина? (дорога) - Как по-другому назовём? (путь, мостовая – вымощенная камнями или покрытая асфальтом проезжая часть) -Ребята, по улицам движется огромное количество машин, пешеходов. Как же получается, что они едут по дороге и не сталкиваются? (на дороге есть линия, благодаря которой ездят машины, перекрёстки) - Как проехать через перекрёсток? (существует светофор для машин и людей) Дети объясняют, как надо переходить дорогу. - Оказывается, на дороге существует строгий порядок, и следит за этим порядком очень строгий человек в специальной форме – регулировщик. - Что он делает?» (Регулирует движение). - Раньше его называли – милиционер, а сейчас – полицейский. - Сейчас мы поиграем и тоже побудем водителями, а один из вас будет регулировщиком. Проводится игра «Едем, едем». Едем, едем на машине (движение рулем) Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть) Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя) Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу) Дворники счищают капли Вправо, влево – чистота! («дворники») Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы) Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх) - Хорошие водители из нас получились. 3.Решение проблемных ситуаций - Ребята, давайте представим на минутку, что нет никаких правил дорожного движения, что их отменили, что их никто не хочет выполнять и каждый делает на дороге то, что ему захочется. Как вы думаете, что произойдёт? (Воспитатель вместе с детьми придумывают ситуацию, которая могла бы произойти в том случае, если бы правила дорожного движения были отменены или если бы их не было совсем.) 4.Чтение рассказа Н.Калининой «Как ребята переходили улицу» - Прочитаю рассказ, который называется «Как ребята переходили улицу». Сначала прочитаю, а потом покажу картинку к этому рассказу. Послушайте рассказ: Пошли малыши гулять. Дошли до угла, на углу - светофор. Горит в светофоре красный свет - значит, нельзя переходить улицу.
Остановились ребята. Ждут, когда зелёный огонёк зажжётся. А машины едут по мостовой друг за другом, и конца не видно машинам. Стоит посреди улицы милиционер. Посмотрел на ребят. Поднял палочку. Остановились машины. Красный свет погас, зажёгся жёлтый, а потом зелёный.
Можно улицу переходить.
Перешли малыши улицу, стали играть на бульваре. Взял Саша палочку, говорит:
- Я милиционер.
Загудели машины, поехали ребята-шофёры по улицам. А на перекрёстке стоит Саша-милиционер. Все шофёры его слушаются. Поднимет он палочку - машины остановятся. Махнёт палочкой - машины поедут.
Никто друг на друга не наезжает, никто друг друга не толкает. Потому что милиционер за движением следит
. - Про кого прочитала? (про ребят, которые переходили улицу) -Это были большие или маленькие ребята? (малыши) Выставляется картинка. - С кем идут малыши? (с воспитательницей) - Куда пошли малыши? (гулять) - Откуда они шли гулять? (из детского садика) - Вы помните, где они стали играть? (на бульваре) - Что такое бульвар? (Широкая аллея вдоль улицы, где рядом с дорогой можно отдохнуть) - Что надо было сделать, чтобы попасть на бульвар? (перейти дорогу) - Из рассказа мы узнали, как ребята переходили улицу. Расскажите. (Дошли до угла, на углу – светофор.) - Какой свет горел? (красный) - Какой вывод сделали ребята? (нельзя переходить улицу) - Что сделали ребята? (остановились и стали ждать, когда зелёный огонёк зажжётся) - Долго ждали? (да, машины по мостовой едут друг за другом, и конца им не видно) - Кто помог остановить машины? (регулировщик) - Как автор назвал регулировщика? (милиционер) -Что в руках у милиционера? (палочка - жезл) - Зачем милиционеру палочка? (управлять машинами, когда их очень много на дороге) - Что сделал милиционер? (Поднял палочку) - Что это значит? (чтобы машины остановились) - Что сделали малыши? (Перешли малыши улицу, стали играть на бульваре) - В какую игру стали играть? (милиционер и шофёры) - Какие были правила игры? (Саша был милиционером, а ребята – шофёрами) - Расскажите, как играли ребята? 5. Игра «Дополни предложение» Цель: отработка глагольной лексики - Я начну предложение, а вы закончите: Малыши (что сделали?)….пошли гулять. До угла (что сделали?)….дошли. Ребята (что сделали?)…..остановились, ждут. Машины (что делают?)….едут. Милиционер(что делает?)….стоит, (что сделал?)…посмотрел,… поднял. Можно улицу (что делать?)….переходить. Саша палочку (что сделал?)….взял. Машины(что сделали?)….загудели. Ребята-шофёры (что сделали?)….поехали, (что делают?)….слушаются. - Как заканчивается рассказ? (Никто друг на друга не наезжает, никто друг друга не толкает. Потому что милиционер за движением следит .)

6. Повторное чтение с установкой на пересказ Дети пересказывают по цепочке с помощью наводящих вопросов воспитателя - Кто отправился гулять? - Чего ждали дети? - Кого увидели посреди улицы? - Кем был Саша? - Кого изображали дети? 7. Самостоятельное рассказывание детьми 8.Подведение итогов занятия. - Что нового узнали?

Урок № 30.

Тема: «Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль»

Цель урока: знакомство с видами улиц и дорог, их особенностями с точки зрения безопасности.

Тип урока: изучение нового материала.

План изложения:

    Развитие сети автомобильных дорог.

    Классификация автомобильных дорог.

    Элементы автомобильной дороги.

    Обеспечение безопасности движения на дорогах.

Материалы к уроку:

1 Развитие сети автомобильных дорог

Советское государство получило от царской России неблагоустроенною сеть дорог протяжением 1450 тыс. км, из которых, всего лишь 24,3 тыс. км имели твердые покрытия - щебеночные, гравийные и булыжные мостовые.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новый этап дорожного строительства в нашей стране. Начиная с первых лег Советской власти партия и правительство уделяло большое внимание восстановлению и строительству дорог.

После революции дорожное строительство началось не сразу. В период интервенции и гражданской войны дорожные работы носили в основном восстановительный характер. В порядке нового строительства выполнялись работы главным образом по постройке мостов. Включая капитальную перестройку существующих мостов, за эти годы было построено 143 тыс. пог. м мостов. В значительных размерах проводились дорожно-ремонтые работы. Уже в 1920 г. дорожно-ремонтиыми работами было охвачено 98,5 тыс. км дорог. До первой пятилетки продолжалось в основном восстановление сети существующих дорог. Однако и в этот период (с 1922-1923 по 1927-1928 г.) было переустроено свыше 3,8тыс. км дорог; из них более 50% - с каменным покрытием.

Развитие народного хозяйства за годы довоенных пятилеток, а также увеличение количества автомобилей для перевозки грузов промышленности и сельского хозяйства настоятельно требовали одновременного развития и улучшения состояния сети автомобильных дорог. В первую пятилетку (1928-1932 гг.) было построено 90 тыс. км дорог, из которых 12,5 тыс. км- с твердым покрытием. За годы второй пятилетки протяженность дорог с твердым покрытием увеличилась на 39,4 тыс. км. Темпы дорожного строительства с каждым годом возрастали. К началу Великой Отечественной войны за три года третьей пятилетки было построено еще 59,5 тыс. км дорог с твердым покрытием. Особое внимание уделялось строительству дорог с усовершенствованными асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями, протяженность которых к 1941 г. составляла более 7 тыс. км. В этот период были построены такие важные дороги, как Москва - Минск, Амуро-Якутская магистраль, Чуйский и Усинский тракты, Горький - Муром - Кулебаки, Горький - Арзамас и др.

Строительство автомобильных дорог не прекращалось и в годы Великой Отечественной войны. Созданные для обслуживания нужд фронта дорожные организации успешно выполняли задания командования по дорожному обеспечению операций Советской Армии.

В период Великой Отечественной воины дорожные войска Советской Армии восстановили, построили и отремонтировали свыше 1 млн. ног. м мостов, проложили более 5 тыс. км дорог с твердым покрытием и уложили в залесенных и заболоченных районах свыше 10 тыс. км деревянных коленных дорог.

Перед дорожным хозяйством были поставлены серьезные задачи в отношении упорядочения планирования, укрепления хозяйственного расчета, финансовой дисциплины, дальнейшего развития производства строительных материалов, конструкций и деталей и улучшения снабжения ими строек, а также в отношении развития и улучшения производства дорожных машин, более полного использования их но объектах, создания постоянных кадров строителей и улучшения их культурно-бытового обслуживания.

Протяженность дорог с твердым покрытием по одной Российской Федерации увеличилась за пять лет па 53,4 тыс. км, в том числе протяжение усовершенствованных покрытий на магистральных дорогах республиканского и общегосударственного значения увеличилось за пятилетие па 9,3 тыс. км. Важным итогом восьмой пятилетки явилось расширение строительства местных дорог, обслуживающих сельскохозяйственное производство и нужды населения сел и деревень.

Дальнейшее развитие транспорта тесно связано с решением задачи размещения производства, ибо достижение наибольшего экономического эффекта при наименьших затратах общественного труда суммарно на производство и транспорт является критерием эффективности той или иной схемы территориального размещения производства. Интересы народного хозяйства требуют создания разветвленной сети благоустроенных дорог, обеспечивающих движение современных грузовых и легковых автомобилей с большими скоростями вне зависимости от времени года м погодных условий.

Главнейшими задачами по техническому прогрессу в области строительства автомобильных дорог являются: дальнейшее улучшение качества строительства дорог и особенно дорожных покрытий путем разработки и осуществления мероприятий по повышению устойчивости земляного полотна, прочности и долговечности покрытий, улучшению технологии дорожно-строительных работ; преодоление сезонности строительства на основе внедрения прогрессивных сборных конструкций для искусственных сооружений и дорожных покрытий, а также разработки и применения комплексов машин и механизмов для производства всех основных работ в зимнее время; более широкое использование местных материалов для устройства дорожных оснований и покрытий.

Значительное развитие автомобильного движения при росте величины нагрузок на ось, возросшие интенсивность и скорость движения предъявляют более высокие, чем прежде, требования ко всем параметрам дороги и особенно к прочности дорожных одежд и шероховатости покрытий для обеспечения безопасности движения и удлинения срока службы автомобильной дороги.

2. Классификация автомобильных дорог

Все автомобильные дороги делятся на дороги обшей сети, городские дороги (улицы), дороги сельскохозяйственных и промышленных предприятий.

В зависимости от административно-политического, экономического и культурного значения дороги общей сети СССР разделяются на следующие группы: общегосударственные, республиканские, краевые и областные, местного значения.

Дороги общегосударственного значения предназначены для дальних автомобильных сообщений. Они соединяют столицы союзных республик, крупные промышленные и культурные центры, курорты союзного значения, а также дорожную сеть СССР с магистральными дорогами соседних государств. К таким дорогам относятся автомагистрали: Москва - Минск - Брест, Москва - Симферополь, Киев - Ростов-на-Дону - Орджоникидзе, Москва - Ленинград и др.

Дороги республиканского значения соединяют главные административные, культурные, экономические и политические центры автономных республик, краев и областей со столицей союзной! республики и между собой.

Дороги областного и краевого значения соединяют районные центры между собой и с центром своей автономной республики, края или области, с общей сетью дорог, а также с важнейшими станциями или пристанями.

Дороги местного значения соединяют районные центры или отдельные сельские населенные пункты, колхозы, совхозы между собой и со станциями железных дорог и пристанями, а также расположенные вблизи этих дорог предприятия со станциями железных дорог, пристанями, дорогами общей сети.

Отнесение дорог к той или иной группе является до некоторой степени условным, и при перспективном планировании возможен перевод дорог из одной группы в другую.

Автомобильная дорога может иметь различную степень совершенства в зависимости от ее значения в народном хозяйстве. Чем больше движение автомобилей, образующих транспортный поток на дороге, тем более высокие требования предъявляются к ее техническим качествам. Число автомобилей, проходящих по дороге через данное сечение в единицу времени (сутки, час), называется интенсивностью движения. Интенсивность движения не является постоянной по всей длине дороги Увеличиваясь вблизи крупных населенных пунктов, железнодорожных станций, она обычно уменьшается в середине участков. Интенсивность движения не остается также постоянной в течение года и даже суток, поэтому величина движения автомобилей характеризуется среднегодовой суточной интенсивностью. На дорогах, используемых для вывозки сельскохозяйственных продуктов в период их заготовки, интенсивность движения может превышать среднегодовую.

Автомобильные дороги в зависимости от интенсивности движения и значения их в общей дорожной сети СССР делятся Строительными нормами и правилами. При отнесении дорог и к той или иной категории учитывают перспективную (расчетную) интенсивность движения, считая от года ввода дороги в эксплуатацию, на 20 лет вперед.

Для каждой категории дороги установлены определенные технические нормативы, на основе которых ведется проектирование всех дорожных сооружений.

3. Элементы автомобильной дороги

Автомобильная дорога состоит из комплекса сооружений, обеспечивающих безопасное движение транспортных средств с расчетной скоростью на всем протяжении в течение всего года при любых погодных условиях.

Движение автомобилей происходит по полосе поверхности дороги, называемой проезжей частью. К. проезжей части с двух сторон примыкают обочины.

Проезжая часть располагается на земляном полотне. Земляное полотно сооружают для обеспечения устойчивости проезжей части и сглаживания неровностей рельефа. На участках понижения местности, а также на сырых и заболоченных участках земляное полотно устраивают в виде насыпи - искусственно насыпанного и уплотненного грунта. Отдельные возвышения местности срезают, и в этом случае земляное полотно проходит в выемке.

Воду, притекающую к дороге или стекающую с ее поверхности, отводят системой водоотводных канав и лотков в пониженные места.

Там, где земляное полотно пересекает лощины, овраги, ручьи и реки, обеспечивают пропуск воды, притекающей с нагорной стороны путем устройства специальных водопропускных сооружений в виде труб и мостов.

При пересечении автомобильной дороги с другой автомобильной дорогой или с железной дорогой земляное полотно может быть устроено в одном уровне с полотном пересекаемой дороги или в разных уровнях. В последнем случае для пропуска движения устраивают тоннели, эстакады и путепроводы.

Такие сооружения, как трубы, мосты, путепроводы, эстакады, тоннели, подпорные стены, защитные галереи и другие, называются искусственными сооружениями.

Пересечения автомобильных дорог с железными дорогами для безопасности движения и повышения их пропускной способности должны, как правило, устраиваться в разных уровнях. Лишь в отдельных случаях, когда интенсивность движения на автомобильной дороге небольшая и по железной дороге небольшое движение поездов, допускается пересечение в одном уровне со специальным оборудованием железнодорожного переезда.

Для обслуживания подвижного состава на дорогах создают комплексы вспомогательных сооружений: автозаправочные станции для снабжения автомобилей топливом, станции обслуживания, предназначенные для осмотра и профилактического ремонт» автомобилей. Для отдыха пассажиров и автотуристов сооружают мотели, автовокзалы и дорожные гостиницы, а на перегонах между ними - остановочные пункты, станции, площадки отдыха.

Для содержания и обслуживания автомобильной дороги необходимы комплексы линейных сооружений дорожной службы, которые, как правило, размещают в населенных пунктах вблизи дороги и по возможности в середине обслуживаемых участков.

Вдоль дороги сажают деревья и кустарник, которые предохраняют ее от снежных заносов. В живописных местах на дороге устраивают беседки, площадки отдыха, устанавливают скульптуры, архитектурно оформляют источники воды и т. п.

Для обеспечения нормальной работы дорожной эксплуатационной службы вдоль дороги прокладывают линию связи. На участках с интенсивным движением в ночное время дорогу оборудуют электроосвещением.

4. Обеспечение безопасности движения на дорогах

Обеспеченная видимость на дороге является важнейшим показателем ее транспортно-эксплуатационных качеств и безопасности движения. Для безопасности движения на дороге водитель должен видеть перед собой участок достаточной длины, с тем чтобы, заметив препятствие, принять меры к своевременному торможению. Необходимое расстояние видимости устанавливают из условия полной остановки автомобиля, движущегося с расчетной скоростью, перед препятствием.

Наиболее безопасными для движения являются автомобильные дороги, у которых обеспечены плавные сопряжения элементов трассы и гармоничность сочетания дороги с окружающим ландшафтом. Для создания лучших условий эксплуатации автомобилей необходимо, чтобы трасса дороги позволяла автомобилям двигаться с постоянными высокими скоростями, не утомляла водителей и пассажиров и способствовала сохранению цельности и живописности ландшафта, лучшему раскрытию особенностей местности для едущих по дороге.

Обеспечение безопасности движения на пересечениях дорог

Пересечения являются узловыми пунктами автомобильных дорог, в зоне которых происходит формирование и распределение потоков движения. Пересечения проектируют с учетом перспективных размеров, состава и характера движения, относительного количества автомобилей, изменяющих направление движения с одной из пересекающихся (или соединяющихся) дорог па другую.

Оборудование дорог для безопасности движения ночью

В темное время суток происходит до 50% всех дорожно-транспортных происшествий, хотя интенсивность движения в эти часы не превышает 10-15% от среднесуточной. Средние скорости движения автомобилей в ночное время снижаются на 5-7 км/ч. К мероприятиям, повышающим безопасность движения в ночное время, относятся: реконструкция дорог в плане и профиле для улучшения видимости в ночное время; устройство стационарного освещения; применение светлых дорожных покрытий; маркировка проезжей части; установка противоослепляющих щитов, направляющих устройств и озеленение дороги, способствующих ориентированию водителя в направлении дороги в ночное время; установка дорожных знаков с рефлектирующей поверхностью или специальной подсветкой.

Придорожная полоса и обустройство автомобильных дорог

Участки магистральных дорог, проходящих через населенные пункты, а также вводы магистральных дорог в города характеризуются повышенным числом дорожно-транспортных происшествий по сравнению с участками, проходящими в открытой местности. На этих участках необходимо предусматривать проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих повышение безопасности и стабилизацию режимов движения автомобилей.

Дорожные знаки, разметка проезжей части

Наиболее простыми, распространенными и достаточно эффективными средствами организации движения являются дорожные знаки Правильное их применение во многих случаях исключает необходимость использования более сложных и дорогостоящих устройств. Разумное сочетание дорожных знаков с другими сравнительно простыми техническими средствами, в частности разметкой проезжей части, позволяет успешно решать вопросы организации движения на самых сложных участках и лишь в местах наибольшего движения автомобилей требуется активное регулирование движения, осуществляемое светофором или милиционером-регулировщиком.

Оценка безопасности движения

Безопасность движения на автомобильных дорогах может быть обеспечена проведением широкого комплекса мероприятий: совершенствованием конструкций автомобилей и других транспортных средств; контролем технического состояния транспортных средств; строгим соблюдением водителями и пешеходами правил движения по дорогам; созданием дорожных условий, обеспечивающих возможности движения автомобилей с высокими скоростями; надлежащей информацией водителей о дорожных условиях и режиме движения.

Содержание дорог

На автомобильных дорогах организована дорожная служба, задачами которой являются: обеспечение безопасности и удобства движения автомобилей с расчетными скоростями и нагрузками в течение всего года; обеспечение сохранности дорог и дорожных сооружений; систематическое наблюдение за характером движения автомобилей и принятие мер, улучшающих техническое состояние дороги.

Вопросы для закрепления:

    Как проходило развитие автодорог?

    Какие вида дорог вы знаете?

    Назовите основные элементы автомобильной дороги.

    Как обеспечивается безопасность движения на дорогах?

Задание на дом:

1. Изобразите схему, содержащую основные элементы автодороги.

2. Выберите дорогу в районе вашей школы, которая в наибольшей степени отвечает требованиям безопасности.

Литература:

1. Фролов А.М., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. – Тула: Тульский полиграфист, 2000.

2. Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. – СПб.: ИД «МИМ», 1998