Меню
Бесплатно
Главная  /  Профилактика  /  Роль китая в древнем мире. Древний китай - история великой империи

Роль китая в древнем мире. Древний китай - история великой империи

Китая — начинаются в Тибетском нагорье и несут к Тихому океану очень много песка и ила. Море, куда впадает Хуан-хэ, из-за цвета воды называется Желтым. Речные наносы очень плодородны, люди издавна селились на берегах рек. Но Хуанхэ и Янцзы часто выходили из берегов, меняли положение русла, что приводило к сильнейшим наводнениям и гибели множества лю-дей. За тысячи лет китайцы построили тысячи километров дамб — защитных земляных валов вдоль Хуанхэ и Янцзы. Но наводнения по-прежнему угрожают стране. Природу Китая, его государствен-ное устройство, обычаи народа описал, вернувшись, Марко Поло .

История Древнего Китая

  • 1766-1027 гг. до н. э. — правление династии Шан.
  • 1027-221 гг. до н. э. — правление династии Чжоу.
  • Ок. 722-481 гг. до н. э. — цари из династии Чжоу теряют власть. Войны между вельможами (период Вёсен и Осеней).
  • 481-221 гг. до н. э. — семь царств воюют между собой (эпоха воюющих царств, или период Сражающихся царств).
  • 221-210 гг. до н. э. — правление Цинь Шихуанди , первого китайского императора.
  • 202 г. до н. э. — 220 г. н. э. — династия Хань.

Династия Шан

Примерно к 1765 г. до н. э. огромная часть Китая находилась под властью царской семьи (или династии) Шан.

Династия Чжоу

Около 1027 г. до н. э. царская династия Шан была побеждена племенем Чжоу. Новые правители из династии Чжоу позволили знатным людям владеть землей. Те в ответ должны были хранить им преданность и помогать во время войн.

С течением времени знать обрела такую силу, что власть начала ускользать из рук династии Чжоу. Вельможи основывали собственные небольшие царства и постоянно сражались друг с другом, стараясь отхватить кусок земли побольше.

Династия Цинь

Династия Хань

Вскоре после смерти первого китайского императора Цинь Шихуанди вспыхнули восстания, и империя Цин ь распалась. В 202 г. до н. э. полководец Лю Бан, распространив свою власть над всей страной, провозгласил себя императором. Он стал основателем новой династии Хань, правившей Китаем последующие четыреста лет . Столицей древних императоров из династии Хань был город Ханьдань.

Чиновники

У императоров из династии Хань было множество чиновников, которые помогали им управлять империей. Чиновники собирали подати, следили за состоянием дорог и каналов, проверяли, все ли подданные послушны закону.

Всякий, кто желал стать чиновником, должен был держать испытание. Претенденту задавали вопросы по древней поэзии и учению философа Конфуция.

Шелковый путь

Приблизительно с 105 г. до н. э. китайские купцы пересекают Азию и вступают в торговые отношения с людьми на западе. С тех пор по ставшему легендарным Шелковому пути, протянувшемуся от Китая до Средиземного моря, начали возить на верблюдах китайский шелк, пряности и драгоценные камни.

Войны с гуннами

Императоры династии Хань вели войны, защищая империю от племен гуннов с севера, и в конце концов взяли над ними верх. Гунны больше не совершали набегов на Китай и ушли на запад.

Падение династии Хань

Власть императора ослабляли раздоры между царским семейством и их придворными. В 220 г. н. э. последний император из династии Хань отрекся от трона, и империя распалась.

Торговля

Послы, воины, купцы Китая попадали в центр Азии по Великому торговому шелко-вому пути. Такое название он получил по главному перевозимому товару — китайско-му шелку. Китай — родина шелка, бумаги, фарфора.

Европейцы начали торговлю с Китаем во времена Древней Греции и Древнего Рима . Потом она перешла в руки арабских куп-цов.

Жизнь и быт в Древнем Китае

  • Ок. 5000 г. до н. э. — в Китай проникает земледелие.
  • Ок. 4000 г. до н. э. — начинают выращивать рис.
  • Ок. 2700 г. до н. э. — начало шелкопрядения.
  • Ок. 1400 г. до н. э. — письмена на гадальных костях.
  • 551 г. до н. э. — рождение Конфуция.
  • Ок. 1 — 100 гг. н. э. — распространение буддизма из Индии.
  • Ок. 100 г. н. э. — изобретение бумаги.

Письменность Древнего Китая

Письменность в Китае появилась около 1400 г. до н. э. Жрецы, желая предсказать будущее, вырезали на гадальных костях вопросы. Кости нагревали, пока те не начинали трескаться, и затем читали по рисунку , образованному трещинами, пытаясь найти ответы на свои вопросы.

Архитектура Древнего Китая

Великая Китайская стена

2300 лет назад китайцы возвели огромную каменную стену длиной около 5000 км, чтобы защитить себя от набегов ско-товодов-кочевников. Часть ее сохранилась до наших дней. Она хорошо видна из космоса, ее часто рисуют на географических карт ах.

Конфуций

Мыслитель по имени Кунцзы (или Конфуций) жил в тревожную эпоху Древнего Китая. Он учил, что войны прекратятся только тогда, когда люди поймут, как должны себя вести. Подданные обязаны повиноваться своему правителю, а правитель должен быть добр к своему народу. Материал с сайта

Наука Древнего Китая

Древние китайцы первыми изобрели бумагу. Они опускали решето из бамбука в смесь из измельченной коры дерева, растений и тряпья. На решете оставался тонкий слой массы, которую сушили.

Китайские ученые изобрели много приборов, которыми пользуются по сей день: компас , тачку и корабельный руль. Древние китайцы изобрели устройство для обнаружения землетрясения — чашу, по сторонам которой были металлические головы дракона с шариком во рту. При землетрясении шарик падал в рот находящейся под каждой головой дракона статуи жабы — так определяли направление землетрясения.

Производство шёлка

Китайцы первыми научились разматывать коконы и ткать из шелковых нитей ткань. Шелковую нить выделяют гусеницы тутовых шелкопрядов (вид бабочки), которые плетут из нее кокон. Перед размоткой коконы промывали в чане с горячей водой. Для поддержания пламени женщины дули на огонь.

Использование металла

Китайские ремесленники в эпоху династии Шан научились делать оружие и посуду из бронзы. Население предпочитало готовить пищу и вино для своих усопших предков, которых они считали богами, в бронзовых, со сложным узором котлах.

Картинки (фото, рисунки)

  • Карта Китая при династии Шан
  • Вельможа из династии Чжоу в своей боевой колеснице
  • Карта Китая при династии Хань
  • Китайский вельможа
  • Деревянная статуэтка вельможи из династии Хань
  • Чиновник со своими слугами
  • Чиновники держат экзамен
  • Знамя из китайского шелка
  • Погребальный костюм царевны Ту Ван из нефрита
  • Деревянная чаша, покрытая блестящим лаком
  • Бронзовый котел
  • Гадальная кость
  • Производство бумаги
  • Говорить о Китае, история которого насчитывает несколько тысячелетий можно бесконечно много. Об истории Китая уже написано много интересных книг и статей, проведено большое количество исследований. В этой статье я бы хотел лишь обозначить основные моменты в истории этой удивительной страны.

    Сразу хочу сказать, что я не буду останавливаться на Архаическом Китае, потому что в первую очередь мне бы хотелось рассмотреть именно систему династий, которая, как известно, получила распространение только в Древнем Китае. Кстати, за основу я взял периодизацию из книги М.Кравцовой «История Культуры Китая».

    Итак, согласно вышеупомянутой книге, история Китая распадается на следующие масштабные периоды:

    1. Архаический Китай (с раннего палеолита до возникновения государственности)
    2. Древний Китай (период ранних государств и период ранних империй)
    3. Традиционный Китай (с 3 века до 1912 года)
    4. Современный Китай (с 1912 года)

    В историологии Китая эпоха правления пяти совершенномудрых государей древности 皇帝 (Желтого императора), Чжуань-сюя, Гао-синя, Яо и Шунь, продолжавшаяся с конца 27 века д.н.э до начала 23 века д.н.э., а также эпоха династии Ся (нач. 23 века д.н.э. до середины 18 века д.н.э.) считаются сугубо мифическими.

    Древний Китай

    Точное время возникновения иньского государства до сих пор не определено. Следует, наверное, объяснить само название Шан-Инь. Дело в том, что Шан - это название народа, который основал иньское государство (шанцы). Эти термины (Шан и Инь) часто используются как синонимы. Иньская эпоха обычно подразделяется на два периода: ранняя Инь (17-14 вв. до н.э.) и поздняя Инь. Какое значение имела иньская эпоха?

    Во-первых , в этот период происходит зарождение письменности. Именно к этому периоду ученые относят гадательные кости – древнейшие образцы китайских письменных текстов, найденные при раскопках. (подробнее о гадательных костях).

    Во-вторых , именно в эту эпоху получает большое развитие земледелие (переход от мотыжного к пашенно-подсечному земледелию с применением сохи).

    В-третьих , происходит формирование основ политического устройства – Поздняя Инь представляет собой централизованное государство с иерархической социальной структурой, состоящей из двух сословий – аристократии (возглавляемой правителями) и простых людей.

    Исследователи считают, что Иньская династия погибла именно из-за несостоятельности своего правящего режима, который был свернут следующей династией – Чжоу. Существует две точки зрения на происхождение чжоусцев. Одни считают, что чжоусцы были кочевниками, а другие говорят, что задолго до свержения иньской династии, чжоусцы вели оседлый образ жизни и развивались параллельно с иньцами. И те, и другие сходятся в одном: и иньцев, и чжоусцев могут относиться к единой культурной традиции, так как чжоусцы переняли все достижения иньцев, включая даже государственную модель.

    Чжоуская эпоха также подразделяется на два периода: Ранняя (Западная) Чжоу (11 в. – 771 г. до н.э.) и Поздняя (Восточная) Чжоу, которая, в свою очередь, распадается на период 春秋 – Весен и Осеней (771 – 475 гг. до н.э.) и период Борющихся царств 战国 (475 – 256 гг. до н.э.). Постепенно прослеживается тенденция к децентрализации власти. Если Ранняя Чжоу является периодом расцвета заложенной еще в иньскую эпоху централизованной власти, то уже в период Весен и Осеней удельные владения превращаются в самостоятельные государственные образования. Стоит ли говорить об их чисто номинальной зависимости от центральной власти? И уже в период Борющихся царств произошел распад чжоуской государственности и образовалось несколько суверенных государств. Стоит перечислить наиболее влиятельные из них: Янь, Чжао, Ци, Чу, Вэй, Хань, Цинь.

    Несмотря на полную раздробленность государства, быстрыми темпами шло развитие сельского хозяйства (использование тяглового скота), развитие ремесел, декоративно-прикладного искусства, происходит освоение новых технологий – выплавки чугуна и стали, использование нефти и природного газа для освещения улиц и отопления жилищ. Также важно отметить дальнейшее развитие письменности и появление книги . Не менее важным является развитие духовной жизни китайского общества – происходит формирование философской мысли и выделение конфуцианства и даосизма.

    Период ранних империй

    Эпоха Цинь (221 – 206 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)

    Китай был полностью объединен государством Цинь. Можно сказать, что с того момента Китай перешел к новой форме правления – имперской, так как основатель государства Цинь Ин Ижэн принял новый титул – Цинь ши хуанди (переводится как «божественный владыка, открывающий эру Цинь». Цинь ши хуанди стал реформатором – при нем произошла унификация систем мер и весов, письменности и денежной системы, строительство единой сети дорог. Также стоит сказать, что два выдающихся памятника культуры – Великая китайская стена и Великий китайский канал – тоже его заслуга. Можно заметить, что Цинская эпоха просуществовала недолго, но оставила заметный след по всей истории и культуре Китая.

    Ханьскую эпоху принято подразделять на Раннюю (Западную) Хань (206 г. до н.э. – 9 г. до н.э.) и Поздняя (Восточная) Хань (25 – 220 гг.). Временной промежуток между Ранней Хань и Поздней Хань занимает династия Синь, которая просуществовала всего 17 лет и была свергнута Восточной Хань.

    Если говорить о каких-то преобразованиях китайского общества, то стоит в первую очередь отметить развитие чиновничества Ши и, конечно же, первые эпизоды взаимодействия китайцев с другими народами - этнической общностью гуннов (в китайском - сюнну). Взаимодействие заключалось в бесконечных войнах, которые всегда заканчивались подписанием мирных договоров и дипломатических соглашений, а потом опять перерастали в военные конфликты.

    Так было до середины 1 века, когда Китаю все-таки удалось сокрушить гуннов. Именно к этому периоду относится становление Великого Шелкового Пути .

    Таким образом, Ханьская эпоха стала очень важным этапом в истории развития Китая.

    Традиционный Китай

    В китайской историологии 3-6 вв. принято называть эпохой шести Династий (六朝 )и подразделять на несколько периодов:
    - эпоха Троецарствия (三国 ), когда Китая поделили между собой три царства: Вэй, Шу, и У.
    - Западная Цзинь (265-316 гг.) – непродолжительное объединение страны с восстановлением централизованной власти.
    - эпоха Южных и Северных династий - 南北朝 (317-589 гг.) – здесь следует понимать, что северные династии были образованы гуннами и тобийцами, завоевавшими северный Китай и основавшими к концу 4 века государство Северное Вэй (386 – 534 гг.).

    Собственно же китайское государство осталось лишь на Юге Китая (к югу от реки Янцзы), отсюда и название Южные династии. Не смотря на возможность объединения китайского народа перед очевидной опасностью дальнейших завоеваний Северного Вэй, на юге Китая за это время сменилось в общей сложности 5 династий.

    Вновь объединить Китая удалось при династии Суй (589-618).

    Если говорить о культуре и духовной жизни Китая в эпоху Шести династий, то стоит сказать, что именно на это время приходится становление буддизма в Китае и превращение его в одну их трех идеологий или учений – 三教 (вместе с конфуцианством и даосизмом).

    Также быстрыми темпами развивается китайская литература (поэтическое творчество), живопись (пейзажная лирика, светская живопись), медицина . Также к этому периоду относится начало употребления китайцами чая в качестве повседневного напитка (для сравнения – в эпоху Хань чай применялся в лечебных целях).

    Эпоха Тан (618-907 гг.) и эпоха Сун (960-1127 гг.)

    Эпохи Тан и Сун принято называть классическим периодом в истории Китая.

    В Танскую эпоху происходит дальнейшее развитие китайской государственности. В 7 веке Китай ведет войны за контроль над Великим Шелковым Путем , а также с корейскими царствами и Вьетнамом. Все эти войны заканчиваются победой Китая. Также Китай расширяет торгово-дипломатические отношения с государствами Центральной и Юго-Восточной Азии, в т.ч. с Японией и с Индией. В результате в Китай проникли новые вероучения (нестерианство, манихейство, ислам) и технологии (ткацкое производство, разведение и обработка хлопка.

    Большое развитие в Танскую эпоху получает литература (танская классическая поэзия, танская классическая новелла. Возникает система государственных экзаменов на официальный чиновничий чин (ученую степень) .

    В 9 веке происходит постепенная деградация Танской эпохи. В последние годы происходило много восстаний и междоусобных войн. Период с 907 по 960 гг. в Китае принято называть эпохой Пяти династий и десяти царств – это еще один сложный период в истории Китая.

    Таким образом, Сунская империя (960-1127 гг.) оказалась в окружении враждебных государств, которые к тому времени образовались в отдаленных районах Китая – киданьское и тангутское царства Ляо (916-1125 гг.) и Си Ся (1032-1227 гг.).

    Тангутское царство отрезало Китая от многих торговых путей, включая Великий Шелковый Путь , и из-за этого Китай лишился многих торгово-экономических связей.

    Стоит отметить, что несмотря на неблагоприятную внешнеполитическую обстановку, в культуре и духовной жизни Китая происходит дальнейшее развитие процессов, начавшихся в Танскую эпоху. Происходит развитие живописи (сунская классическая живопись), развиваются города, получает дальнейшее развитие зародившееся в Танскую эпоху театральное искусство в форме уличных представлений. Нельзя не упомянуть об изобретении книгопечатания, которое привело к появлению книжного дела и созданию библиотек.

    Эпохи Тан и Сун, безусловно, являются одними из самых важных эпох в истории китайской культуры.

    Эпоха Южная Сун (1127-1279 гг.) и Юань (1271-1368 гг.)

    До начала 12 века сунской империи удавалось сдерживать угрозу нападения извне. Делалось это не военной силой, а заключением невыгодных мирных договоров и выплатой огромной дани. В 12 веке ситуация изменилась. На северо-западе Китая образовалось государство Цзинь (предки тунгусо-манчжурских народов), которые очень быстро завоевали киданьское и тангусткое царства и вторглись в Китай. Китай вновь стал ограничен рекой Янцзы. Все, что было севернее реки, принадлежало Цзинь. На Юге же образовалась империя Южная Сун. В это же время начинается монгольское завоевание. Правда, в самом начале Китай выступал союзником монголов и передавал им важные знания (например, искусство взятия городов). Но надежды Китая не оправдались – после уничтожения тангутского и чжурчжэньского царств, монголы решили наступать на Китай.

    Китайцам ничего не оставалось сделать, как сдаться. Таким образом, с 1271 года началось царствование династии Юань. Первым императором стал внук Чингисхана – хан Хубилай.

    Монгольское нашествие нанесло Китаю огромный урон в экономическом плане, центры хозяйственной деятельности были уничтожены, города разрушены. Монголы были слишком малочисленны, чтобы управлять завоеванной ими империей, и фактически, власть центральной администрации ограничивалась столицей (г. Даду на месте Пекина) и прилегающими к ней областями. На других же территориях правили люди, поступившие на службу к монголам – или чужеземцы, или китайцы. Таким образом, монгольские владения не представляли собой целостного государства, и в 1 пол. 14 века по стране прошла серия народных восстаний, которая и свергла монгольскую династию.

    Не смотря на то, что от монгольского нашествия, Китай сильно пострадал экономически, духовная и культурная жизнь китайского общества практически не претерпела никаких изменений, а в некоторых областях даже получила дальнейшее развитие (живопись, театральное искусство – юаньская классическая драма).

    Эпоха Мин (1368 – 1644)

    Минской династии очень быстро удалось восстановить централизованную власть в Китае. Перед династией Мин стояла очень важная задача – восстановить все то, что было поломано монголами. Происходило восстановление разрушенных, строительство новых городов, восстанавливались и заново переиздавались литературные произведения. Но Минскую эпоху никак нельзя назвать периодом расцвета – это период консервации китайского общества, период тяжелого восстановления. В начале 16 века происходит серия китайско-португальских войн, в результате которых к Португалии отходит полуостров Аомынь, на котором была основана первая европейская колония – Макао. В 17 веке происходит серия военных конфликтов с Голландцами, которые захватили в 1624 году южную часть острова Тайвань. Все эти события безусловно отразились на формировании отрицательного отношения к Европе со стороны китайцев. Также в конце 16 века обостряются отношения Китая и Японии. В корейско-японской войне конца 16 века Китай становится союзником Кореи, и они одерживают победу над Японией.

    Гибель Минской династии случилось снова из-за серии восстаний, прокатившихся по всей стране. Власть снова была дестабилизирована, чем и воспользовались внешние враги, в этот раз – маньчжуры.

    Эпоха Цин (1644 – 1911)

    Эпоха Цин – это период маньчжурского правления. Было бы неправильным считать, что произошло маньчжурское нашествие. В это время, как уже было отмечено выше, на территории всей страны происходили восстания, и так как у Минской империи не хватало сил для подавления восстаний на территории страны, было принято решение пригласить маньчжурскую армию на помощь. И маньчжуры, не встречая никакого сопротивления, спокойно дошли до Пекина, параллельно подавляя народные и крестьянские восстания. Это и стало временем начала владычества маньчжурской династии Цин.

    Общекультурная ситуация, сложившаяся в Китае с приходом к власти маньчжуров было довольно противоречивой. С одной стороны, маньчжуры всячески унижали китайское население (заставляли носить мужчин косы в знак рабской подчиненности маньчжурам), а с другой стороны, признавали авторитет китайской духовной культуры.

    Также стоит отметить, что маньчжуры боролись за свою этническую чистоту, т.е. запрещали браки с китайским населением, придерживались своих культурных обычаев и нравов. В этот период сложно говорить о каком-либо развитии китайской культуры. Скорее можно сказать, что китайская культура вступила в период стагнации, а некоторых областях и упадка.

    Так продолжалось вплоть до второй половины 19 века. С середины 19 века по стране прокатились мощные антиправительственные и антиманьчжурские восстания. Самыми значительными были Тайпинское восстание (1850-1863 гг.) и восстание ихэтуаней (1900-1901 гг.). Кроме того, Англия, Германия, Франция (эпизодически Россия и Япония) вели колониальные войны на территории Китая (Первая, Вторая опиумные войны – 1840-42, 1856-60, Франко-китайская война – 1884-1885) и Китайско-японская война (1894-1895).

    Опиумная война 1840 г. также стала поворотным моментом в истории Китая. Англия, с целью сохранения торговли опиумом начала войну против Китая. Китай был вынужден подписать унизительный для себя «Нанкинский договор».

    Китайско-японская война 1894-1895 гг. также ничем хорошим для Китая не закончилась. Остров Тайвань перешел к Японии, а иностранные государства разделили Китай на зоны влияния. Япония получила Южную Маньчжурию и Фуцзянь, Германия – полуостров Шаньдун, Великобритания - бассейн реки Янцзы и провинцию Гуандун, Франция – юго-западный Китай, а Россия – Маньчжурию. В 1898 году, кстати, в Маньчжурии был основан город Харбин.

    В том же 1898 году в Китае (если то, что осталось можно назвать Китаем) создается тайное общество «Ихэтуань» (кулак во имя справедливости и согласия). Основной целью этого общество становится изгнание из Китая всех иностранцев.

    Китай в 20 веке

    В 1900 году происходит Боксерское восстание . Здесь стоит обратить внимание на название восстания. Дело в том, что члены «ихэтуань» активно используют искусство ведения боя без применения оружия. Цинские власти оказывают поддержку ихэтуаням и объявляют войну иностранным державам. В Пекине сжигают русскую духовную миссию, убивают православных иностранцев и китайцев, осаждают дипломатические посольства. Восстание подавляют силами многочисленной армии, состоящей из представителей восьми иностранных государств.

    В 1908 году умирает императрица Цы Си, фактически правившая Китаем с 1861 года. После нее на престол восходит император Пу И.

    В 1911-1912 гг. в стране произошла Синьхайская революция , свергнувшая маньчжурскую династию и положившая конец имперской формы правления в Китае. Провозглашается республиканская форма правления и создается Временное правительство Китайской Республики, которым руководит Сунь Ятсен. Здесь стоит сказать, что Сунь Ятсен еще в 1894 году создал первую в Китае революционную организацию, которая называлась Союз Возрождения Китая». Ее целью было изгнание маньчжуров и создание демократического государства.

    В 1912 году Пу И отрекается от престола, а командующий цинской армией Юань Шикай провозглашается временным президентом Китайской республики. Он устанавливает в стране единоличную диктатуру и распускает парламент. Так продолжается до 1916 года (смерть Юань Шикая). Но фактически, до 1949 года, страну все еще мучили различные междоусобные военно-политические конфликты.

    В духовной жизни Китая следует отметить т.н. «Движение за новую культуру», которое настаивало на реформирование письменности (подробнее здесь).

    В 1919 году происходит движение 4 мая (五四运动 ), которое способствовало появлению в Китае пролетариата. В 1921 году была создана Коммунистическая партия Китая (中国共产党 ). Начиная с 1924 года, в Китае проходят серии освободительных войн. Среди них Северный поход Национальной революционной армии (1924-1927 гг.), антияпонская война (1937-1945 гг.) и общенародная освободительная война (1945-1949 гг.).

    Стоит также отметить, что именно в 1924 году КПК и Национальная партия (Гоминьдан) решают действовать сообща. Правда, союз этот длится недолго, и уже в 1927 года главнокомандующий правительственной армией Чан Кайши начинает гонения на представителей КПК. В 1934 году КПК с боями уходит в северо-западные районы – этот поход получил название Великий Поход. Их противостояние длится вплоть до 1949 года.

    В 1930-х годах начинается японская интервенция . В 1932 году в северных и северо-восточных районах Китая было образовано государство Маньчжоу го,. Императором которого стал император Пу И, последний император династии Цин. Это государство полностью подчинялось Японии. В 40-х гг. Япония оккупировала Нанкин. Заканчивается это все только с окончанием антияпонской войны (1937-1945 гг.).
    Первого октября 1949 года было провозглашено образование Китайской Народной Республики. Мао Цзэдун торжественно сообщил об этом с трибуны на площади Тяньаньмэнь. Чан Кайши и его сторонники перебираются на остров Тайвань, где продолжает быть Китайская республика.

    В Китае начали строить социализм. Ведущую роль в национальной экономике играла общественная собственность на средства производства. Несмотря на то, что социалистические преобразования в сельском хозяйстве, промышленности, торговле и других областях были заметны, они все-таки не имели ожидаемого эффекта.

    В 1954 году принимается первая конституция КНР. Мао Цзэдун избирается председателем ЦК КПК.

    Политика «Большого скачка» (цель – догнать Англию по производству чугуна на душу населения) приводит китайский народ к голоду.

    С 1966 по 1976 год Китай потрясла Культурная революция . Руководил ей сам Мао Цзэдун и Банда четырех (его сподвижники). Происходят гонения на интеллигенцию, деятелей культуры отправляют «на перевоспитание» в деревни и отдаленные районы. Этот период вошел в историю страны как один из самых тяжелых и нанес непоправимый урон культуре Китая в целом. В 1976 году Мао Цзэдун умирает. Все люди, руководившие культурной революцией, арестовываются.


    Три тысячи лет назад Великую китайскую равнину между реками Хуанхэ и Янцзы стали заселять первые китайцы. Несмотря на то, что на этой территории быстро стали появляться первые государства, их жители считали себя единым народом с единой культурой и языком.

    Возникновение Древнего Китая происходило почти так же, как в Древнем Египте, Шумере и Древней Индии – на берегах больших рек. В долине Хуанхэ (по-китайски - «Жёлтая река») и зародилась древнекитайская цивилизация. Первое царство возникло во 2 тысячелетии до н. э. и называлось Шан или Инь. Археологи раскопали столицу этого царства Великий Город Шан и гробницы шанских царей - ванов.

    В 1122 до н. э. воинственное племя Чжоу во главе с У-ваном нанесло поражение шанцам и установила свое главенство, а большую часть населения страны Шан-Инь обратил в рабство. Но в 8 веке до н. э. государство Чжоу распалось под ударами кочевников; теперь на главную роль выдвигается то одно, то другое царство, из которых наиболее крупным государством было царство Цзинь (7–5 века до н. э.). С распадом государства Цзинь начался период Чжаньго («Сражающихся царств»), когда Китай был разделен на два десятка небольших враждующих друг с другом княжеств, плохо подчинявшихся чжоускомувану.

    6–5 века до н. э. - время появления первых философских учений древнего Китая. Из всех мудрецов этого времени, особенно почитаемый китайцами был Конфуций. Его учение о «благородном человеке», об уважении к старшим, о скромности, о важности образования, об отношении к правителю как главе семьи надолго стали в Китае идеалом взаимоотношений между людьми - и в семье, и в государстве.

    В 221 году до нашей эры правитель Цинь Ин Чжэн объединил большие территории в единую империю и принял титул Цинь Шихуанди, что значит «Первый император династии Цинь. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. Цинь Шихуанди жестоко подавлял всякое сопротивление, применяя самые страшные виды казни, например, могли заживо сварить в котле. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. Если человек нарушал закон, то наказанию подвергалась и вся его семья: родственников осужденного превращали в рабов, которых использовали на тяжелых строительных работах.

    Установив свою полную власть в империи, Цинь Шихуанди начал войну с кочевниками-гуннами, нападавшими с севера на его границы. Свою победу он решил навсегда закрепить строительством мощной пограничной стены, получившей название Великой Китайской стены. Её возводили из каменных глыб и кирпичей сотни тысяч осуждённых преступников и простых крестьян. Высота стены была с трёхэтажный дом. По верху могли без всякого труда разъехаться две повозки. В башнях несла службу охрана. Внизу её они жили, а на верхней площадке часовые внимательно следили за окрестностями и в случае опасности разжигали костёр, дым, которого было видно далеко. На его сигнал к этому месту спешил большой отряд воинов.

    С падением династии Цинь к власти пришел один из вождей крестьянской войны - ЛюБан. Он снизил налоги и отменил наиболее жестокие законы, введенные в Китае императором ЦиньШихуанди. ЛюБан стал основателем Ханьской династии. В эпоху Хань сформировались главные черты Китайского государства, которые и были присущи ему до начала 20 века.

    Сбор налогов в большой стране требовало от чиновников Хань познаний в геометрии и арифметике. Для обучения основам математики использовали специальные учебники и сборники задач. Древнекитайские астрономы точно вычислили продолжительность солнечного года и составили совершенный календарь; им были известны сотни звезд и созвездий, они вычисляли периоды обращения планет. В Древнем Китае были заложены начала китайской цивилизации и ее культуры - науки, литературы, искусства.

    Гибель династии Хань была связана с восстанием «жёлтых повязок», охватившем страну в 184 году. Хотя восстание было жестоко подавлено, оно нанесло тяжелейший удар по стране. В 220 году династия Хань пала, а на ее территории образовалось несколько независимых государств. Это событие обычно считается концом периода древности в китайской истории.

    Китайской древней цивилизации насчитывается около 5000 лет . Найденные древние источники доказывают,что Китаю не меньше 3500 лет . Несколько веков после смерти первого императора Китай раздирали войны. К 626 году до н.э. в стране вновь наступил золотой век. Власть перешла к первому императору династии Тан - Тайцзуну . В столицу империи, переместившуюся в Чанъань , прибывали купцы по Великому шёлковому пути. По всему городу шумели базары. Мирно сосуществовали разные религии. Впервые простые люди, а не только знать, cмогли занимать государственные посты.Каждый кто рассчитывал получить место на государственной службе, должен был cдать экзамен. Население трудилось на производстве соли, бумаги, железа. Расцвели искусства и ремёсла. Крестьяне продавали свои товары на улицах, многих призывали в армию.

    Первый император

    До 221 года до н.э. Китай был поделён на несколько царств, каждое со своим правителем, воевавших между собой более 250-ти лет. Победу одержало государство Цинь (от этого слова происходит названия Китая в европейских языках). Его правитель взял себе титул Цинь Шихуанди , что значит "первый император Цинь". Он взошёл на престол всего в 13 лет. Блестящий полководец и политик, он сметал любого, кто стоял у него на пути. За крутой нрав его прозвали "циньским тигром ". Цинь приказал сжечь книги, которые противоречили его идеям, а несогласных учёных сбросить в яму. Но император боялся умереть. В его пышном дворце было более 1000 спален , и каждую ночь он менял место ночлега, cтрашась быть убитым во сне.
    Цинь Шихуанди стремился сохранить единство империи. Он отстранил от власти прежних правителей,поселив их в столице Чанъань , заново поделил страну на области и назначил своих чиновников. По его указанию была построена сеть дорог и каналов. Для безопасности северной границы император велел возвести гигантское сооружение - Великую китайскую стену, часть которой сохранилась до наших дней. Император взялся восстанавливать силы и богатства страны после долгих войн. Письменность унифицировали. На всех изделиях, даже кирпичах, должно было стоять имя изготовителя: за плохую работу мастера могли наказать. Длина тележных осей должна была быть одинаковой, cоответствующей выбитой в дорогах колее. Китайские царства чеканили свою монету. При Цинь Шихуанди все монеты были круглыми, c дыркой для шнура.
    Несмотря на все усилия, империя рухнула вскоре после смерти Цинь Шихуанди , в 210 году до н.э.

    Великая Китайская стена

    Долгое время Китаю угрожали жившие к северу от него кочевые племена сюнну (хунну, или гунны). Местные правители старались защититься, строя большие стены. В 214 году до н.э. император распорядился соединить их в одну гигантскую пограничную стену длиной более 3460 км. Строительством руководил военачальник Мэн Тянь , который посылал чиновников следить за работами. Cтену строили тысячи крестьян. Надсмотрщики с кнутом постоянно следили за темпом и скоростью работы. Солдаты охраняли стройку от вражеских нападений. Холод, cырость и опасные условия работы губили людей. Умерших хоронили прямо там, где они упали.

    Рабочие пользовались простыми инструментами - кирками, лопатами, корзинами и грузовыми, ручными тачками. Для подъёмов громадных булыжников, плит и камней использовали строительные леса из связанных бамбуковых шестов. Насыпь из камней и земли покрывали каменные плиты.

    Высота стены была 9 метров , а ширина такой,что по ней могла проехать колесница. В верхних частях укрепления строили сторожевые башни. В стене также конструировали щелевидные проёмы для стрельбы из луков и арбалетов.

    В конечном итоге считалось, что Великая стена имеет силуэт китайского дракона головой на запад и хвостом на восток.

    Cтолица Китая - Чанъань

    При Танской династии Чанъань стал крупнейшим городом мира.Чанъань означает "навеки безопасный ".В городе проживало более миллиона постоянных жителей и множество иноземных купцов,путешественников и учёных. Одежда была из цветного шёлка. Только император мог носить жёлтую одежду. Дворец императора, окружённый высокой стеной, находился в северной части города. На городской площади выступали музыканты и танцоры. Дома из дерева покрывали лаком. На Крышу домов конструировали черепицу.

    Жизнь богатой знати

    Богачи жили на широкую ногу. Cостоятельные семьи имели прекрасные дома в 2-3 этажа. Пышные шёлковые одеяния, роскошные пиры, на которых слуги подавали блюда из свинины или оленины и напитки, приготовленные из проса и риса. Долгие часы посвящались наслаждению музыкой и поэзией, играм в шахматы и карты. Дома украшали предметы роскоши из золота и серебра, нефрита и фарфора. Популярны были лакированные изделия и живопись на шёлке. Знатные китайцы передвигались по городу в носилках - паланкине.

    Великие изобретения

    Китайцы были великими изобретателями. Во II веке до н.э. они изобрели бумагу, позже печать с помощью деревянных штампов. Они также сконструировали прибор для определения силы землетрясений. В эпоху династии Тан появились механические водяные часы, магнитный компас, бумажные игральные карты и тонкий фарфор.Был изобретён порох, с помощью которого устраивали фейерверки. Китайцы изобрели книгопечатание. Страницы были соединены в длинную полосу, книга сворачивалась свитком.

    Великий шёлковый путь

    Императоры Тан поощряли торговлю. Караваны верблюдов и лошадей увозили шёлк, фарфор, cоль, чай и бумагу по Великому шёлковому пути длиной более 7000 км . Он соединял Китай со Средиземноморьем и шёл через Центральную Азию, Персию, Cирию. Китайцы покупали у соседей меха, лошадей, золото, пряности. Меховые изделия везли с севера.
    Путешествие по Великому шёлковому пути было долгим. Купцы отправлялись в путь караванами. Для ночлега разбивали лагерь. Великий шёлковый путь был назван так из-за огромного значения торговли шёлком.

    Ремесло и искусство Китая

    Китайцы научились добывать соль из подземных соленых вод. Рассол поднимали на поверхность и по бамбуковым трубам направляли в чаны, где вода выпаривалась.Во II веке до н.э. в Китае начали делать бумагу. Из древесины тутового дерева делали целлюлозную массу и сушили её на деревянных рамках. Буддийские монахи впервые принесли с Гималаев чайные кусты, которые в скором времени начали выращивать. Земледельцы вспахивали поля перед посевом проса и выращивали рис. Ирригация позволяла осваивать новые земли для посевов.Около VI века до н.э . китайцы научились делать шёлк из коконов шелковичного червя. Рабочие умельцы научились строить домны и выплавлять сталь. Их оружие и орудия труда стали прочнее. Дорожники трамбовали землю для прокладки дороги.
    В Китае была очень популярна каллиграфия - искусство красивого письма. Художники украшали керамическую посуду цветной глазурью. Очертания превосходного красивого пейзажа скал в Южном Китае стали любимым сюжетом живописцев и художников.

    Философия и путь познания

    У китайцев никогда не было веры в единого бога. Они обожествляли природу, поклоняясь духам гор, рек и деревьев. У них сложились также две религиозно-философских школы, указывающие нормы человеческих отношений. Это учения Лаоцзы (даосизм) и Конфуция (конфуцианство). Основа даосизма - вера в гармонию с природой. Конфуцианцы уповали на добродетель, cемью и стабильность общества. Однако когда в I веке до н.э . из Индии был заимствован буддизм , он распространился очень широко. Монах Сюань Цзан вернулся и Индии с буддийскими трактатами для своих учёных собратьев в 629 году . К священным "Пещерам тысячи Будд" шли паломники. Более чем в 1000 пещерах находились стенные росписи, буддийские скульптуры и обширная библиотека.
    Даосские мудрецы созерцали символ инь-ян . Китайцы считали, что инь и ян обладают великой силой со вселенной, а их равновесие обеспечивает гармонию мира.
    Китайцы считали, что в теле человека существует сеть путей, по которым протекает энергия. Иглы, введённые в особые точки, влияют на ток энергии и исцеляют болезни. Этот метод лечения называется

    С древних времён китайцы хоронили покойников вместе с предметами для загробной жизни. В могилах правителей находят не только еду, напитки и личное имущество, но и тела слуг, которые должны были пребывать в вечном услужении у своего господина. Китайцы почитали умерших предков, веря в их помощь и защиту.
    Принцессу Доу Вань похоронили в одеянии из кусочков нефрита, cоединённых золотом. Нефрит должен был уберечь её тело от тления.
    В гробнице императора погребли копию его армии в натуральную величину, cделанную из терракоты : 7500 пехотинцев, лучников, офицеров, колесницы и лошади. Арбалеты были взведены для выстрела при попытке ограбления. Там были и макеты дворцов, и наполненные ртутью, приводимой в движение колёсами, каналы, изображающие реку Янцзы . Над созданием этого трудились тысячи людей. В 1974 году гробницу случайно нашли рабочие, рывшие колодец.
    Императорскую гробницу с "терракотовой армией " строили на горе Ли. Тела фигур делали отдельно, потом прикрепляли голову и руки.Внутри гробницы в подземных коридорах ряд за рядом стояли воины и кони. Лицо каждого воина отличалось от другого.

    История Древнего Китая отходит в далекое прошлое: несколько тысяч лет назад уже образовывался великий Китай. Известны были и взлёты, и падения.

    Периодизация Древнего Китая обусловлена сменой династий, которые и создают в итоге эту самую историю. Давайте рассмотрим ее.

    Периодизация Древнего Китая

    Все эти династии также делятся на несколько групп.

    Этапы периодизации истории государства в Древнем Китае:

    1. Первые люди в эпоху неолита.

    2. Период с тремя первыми династиями, когда Китай был раздроблён, не было империи как таковой.

    3. Традиционный Китай и империя.

    На этом весь старый Китай заканчивается, династии как таковые перестают править и начинается последний этап, охватывающий только лишь XX и XXI века.

    Однако к Древнему Китаю относится период до начала Средневековья, заканчивается он на династии Хань. Весь период существования Древнего Китая можно выразить как застройку фундамента для великого государства, для такого, какое оно есть сейчас.

    Рассмотрим ниже кратко историю цивилизации и периодизацию Древнего Китая, общественные и государственные строи, а также философию того времени и великие изобретения.

    Начало истории

    Известно, что первые предки китайцев жили 400 тысяч лет назад в эпоху неолита. В пещере недалеко от Пекина были найдены останки синантропа. Первые люди уже владели окрашиванием и некоторыми другими навыками.

    Вообще территория Китая удобна для жизни, поэтому история отходит в такое далёкое прошлое. Почва плодородна, а сама степь окружена морем, горами, что могло бы защищать людей от нападок врагов. Такое удобное расположение и привлекало первых жителей, которые являлись предками нынешних китайцев.

    Учёным известно также, что существовало две культуры после синантропов: Яншао и Луншань. Вероятно, их было больше, но они смешались между собой. Археологически подтверждены только две.

    Культура Яншао существовала 2-3 тысячи лет до нашей эры. Люди того периода жили на обширной территории от провинции Ганьсу и вплоть до юга Маньчжурии. Известно, что они могли делать красивые цветные керамические изделия.

    Луншань же располагалась в основном на территории провинции Шаньдунь. В центральной части Китая обе культуры накладывались друг на друга. Люди тоже владели мастерством обработки керамики, но их основной гордостью было умение изготавливать из кости различные предметы. На некоторых из них, которые были найдены учёными, обнаружены выскобленные надписи. Это являлось первой предпосылкой для письменности.

    Далее условно можно выделить несколько этапов периодизации истории и культуры Древнего Китая. Первые три династии относятся к этапу до образования затем множество династий в период существовании Империи, а последним этапом следует строй без династий и современный Китай.

    Династия Ся

    Первой известной династией в хронологии и периодизации Древнего Китая является Основателем её был Юй, а существовала она с 2205 по 1557 год до нашей эры. По некоторым теориям, государство располагалось на всём востоке Северного Китая или же только на севере и в центре провинции Хэнань.

    Первые правители справлялись со своими задачами управления государством неплохо. Главным достоянием эпохи Ся является календарь того времени, которым впоследствии восхищался сам Конфуций.

    Однако упадок случился, а вызван он был давлением духовенства, а правители-духовники в скором времени стали пренебрегать своим обязанностями духовенства. Календарные даты начали путаться, сбивалась периодизация Древнего Китая, социальное и политическое устройство хромало. Этим ослаблением и воспользовался император Ли государства Шан, который начал последующую династию.

    Династия Шан-Инь

    Период правления начинается в XVIII или XVI веке до н. э. по разным теориям, а заканчивается в XII или XI веке до н. э.

    Всего у этой династии насчитывается около 30 правителей. Ли Тан (основатель династии) и его племя верил в тотемизм. Они переняли обычай гадать на костях от культуры Луншань, также они использовали для предсказаний черепашьи панцири.

    Во время правления Шан-Инь царствовала централизованная политика управления во главе с императорами династии.

    Конец периоду пришёл, когда племена Чжоу свергли правителя.

    Династия Чжоу

    Чжоу — последняя могущественная династия первого этапа в периодизации истории государства Древнего Китая до формирования Китайской империи, которая существовала с IX по III век до нашей эры.

    Существует два этапа: Западное и Восточное Чжоу. Западное Чжоу имело столицу Цзунчжоу на западе, а владения охватывали почти весь бассейн реки Хуанхэ. Суть политики того времени заключалась в том, главный император правил в столице, а его приближенные (обычно родственники) правили множествами уделов, на которые раскололось государство. Это повлекло за собой междоусобицы и борьбу за власть. Но в итоге более сильные владения порабощали более слабые.

    Китай в это же время защищался от постоянных нападок варваров. Именно поэтому правитель перешёл из западной столицы в восточную столицу Чэнчжоу в государстве Лои в 770 году до нашей эры, и начался период истории Древнего Китая под названием Западное Чжоу. Переезд правителя означал условно отказ от власти и от управления государством.

    Весь Китай был расколот на несколько царств: Янь, Чжао, Сун, Чжэн, Лу, Ци, Чу, Вэй, Хань, Цинь, и на множество мелких княжеств, которые большие царства со временем завоёвывали. Фактически некоторые царства были намного мощнее по политике, чем царство, где находился главный правитель Чжоу. Ци и Цинь считались наиболее сильными, и именно их правители вносили больший вклад в политику и в борьбу с варварами.

    Отдельно стоит выделить из этих царств царство Лу. В нём царило образование и письменность, хотя в политическом плане Лу было не сильно. Именно тут родился и жил Конфуций — основоположник конфуцианства. Концом периода Чжоу обычно считают год смерти философа в 479 году до нашей эры. Конфуций написал историю Западного Чжоу в летописи «Чуньцю». Многие события того времени известны только благодаря этим записям. Известно также, что в этот период в Китай начал проникать даосизм.

    Концом династии послужило то, что все царства сражались между собой за власть. Победило самое мощное - Цинь с правителем Цинь Шихуанди, который после завоевания смог объединить весь Китай и начал новую династию. А сам правитель Чжоу потерял статус небесного мандата.

    Цинь

    Так как правитель Цинь объединил весь Китай, то начался новый этап истории и периодизации Древнего Китая. Эпоха раздробленности сменилась эпохой императорского правления с объединёнными частями всего государства.

    Эпоха просуществовала недолго. Всего лишь с 221 по 207 год до н.э., но именно Цинь Шихуанди (первый император) вносит особый вклад в культуру Древнего Китая. В этот период построили Великую Китайскую стену — особое достояние государства, величие которого поражает до сих пор. Правитель Цинь Шихуанди провёл множество реформ. Например, денежную и судебную реформу, и также реформу письменности. При нём начали строительство единой сети дорог.

    Несмотря на все плюсы, историки выделяют значительные минусы, которые и послужили причиной тому, что период Цинь просуществовал недолго. Цинь Шихуанди являлся сторонником легизма. Легизм — это философская школа того периода, суть которой была в очень жёстких мерах для людей и наказаниях за любые провинности и не только. Это повлияло на такой резкий скачок в виде побед над разными племенами и на столь быстрое строительство Китайской стены в целях защиты от варваров и вражеских пленен. Но именно жестокость повлекла нелюбовь людей и резкую смену династий сразу после смерти Цинь Шихуанди.

    Хань и Синь

    Империя Хань просуществовала с 206 года до нашей эры по 220 год нашей эры. Её делят на два периода: Западная Хань (с 206 года до н. э. по 9 год н. э.) и Поздняя (Восточная) Хань (25-220 гг. н. э.)

    Западной Хань пришлось устранять последствия разрухи после периода Цинь. В империи царствовали голод и смертность.

    Правитель Лю Бан освободил многих государственных рабов, которые стали невольными при Цинь за провинности. Он также отменил жёсткие налоги и сильные наказания.

    Однако в 140-87 годах до н. э. империя вернулась к деспотизму, как и при правителе Цинь. Правитель династии У-ди снова ввёл высокие налоги, которые взимались даже с детей и пожилых людей (это повлекло за собой частые убийства в семьях). Территории Китая к этому времени сильно расширились.

    Между Западной и Восточной Хань был промежуток династии Синь во главе с правителем Ван Ман, которому удалось свергнуть Восточную Хань. Он пытался укрепить свою власть путём проведения множества положительных реформ. Например, на каждую семью устанавливалась определённая территория земли. Если она была выше положенного, то часть отдавали бедным или людям без земли.

    Но в то же время произошёл беспредел с чиновниками, из-за которых казна опустела, и пришлось сильно увеличить налоги. Это послужило поводом для недовольства людей. Начались народные восстания, также это послужило преимуществом для представителей Ван Ман был убит во время восстания под названием «Красные брови».

    Лю Сю был выдвинут в кандидаты на трон. Он хотел уменьшить враждебность к власти у людей путём снижения налогов и освобождения рабов. Начался период Западной Хань. Это время тоже внесло значительный вклад в историю. Именно тогда установился Великий Шелковый Путь.

    В конце второго века снова вспыхнуло волнение среди народа. Началось восстание «жёлтых повязок», которое продлилось почти 20 лет. Династию свергли, начался период троецарствия.

    Хоть ханьский период был периодом подъёма, под конец эпохи после двадцатилетней войны началась постоянная борьба между полководцами династии и другими предводителями. Это повлекло за собой ещё одно волнение в империи и смертность.

    Цзинь

    Эпоху Цзинь и последующие периоды уже можно отнести к Средневековью, но рассмотрим самые первые династии, чтобы понять, к чему привела политика Древнего Китая и как правителям приходилось устранять последствия.

    Численность населения после ханьских войн снизилась в несколько раз. Имели место также катаклизмы. Реки начали менять свои русла, тем самым вызывая наводнения и упадок хозяйства. Усугубляли ситуацию постоянные набеги кочевников.

    Цао Цао, который завершил восстание «желтых повязок», объединил раздробленный север Китая в 216 году. А в 220 году его сын Цао Пэй основал династию Вэй. В это же время возникли государства Шу и У. Так и начался период троецарствия. Начались постоянные войны между ними, что обострило военно-политическую ситуацию внутри Китая.

    В 249 году Сыма Чжао встал во главу Вэй. А его сын Сыма Янь, когда отец умер, занял престол и основал династию Цзинь. Сначала Вэй завоевал государство Шу, а затем и У. Периоду троецарствия пришёл конец, началась эпоха Цзинь (265-316 гг.). В скором времени кочевники завоевали север, столицу пришлось перенести из Лояна на юг Китая.

    Сымя Янь начал раздавать земли своим родственникам. В 280 году вышел указ о надельной системе, суть которой была в том, что каждому человеку полагается земельный участок, но взамен люди должны платить казну. Это нужно было для улучшения отношений с простыми людьми, пополнения казны и поднятия хозяйства.

    Однако это повлекло за собой не улучшение централизации, как полагалось, а наоборот. После смерти Сыма Яна в 290 году началась борьба между владельцами крупных уделов — родственниками умершего правителя. Она длилась 15 лет, с 291 по 306 год. В то же время на севере государства позиции кочевников укреплялись. Постепенно они располагались вдоль рек, стали выращивать рис и порабощать целые поселения людей.

    В период Цзинь, как известно, начала укрепляться религия буддизма. Появлялось множество монахов и буддистских храмов.

    Суй

    Только в 581 году после длительного периода смуты Чжоу Ян Цзяну удалось объединить раздробленный кочевниками север. Начинается правление династии Суй. Затем он захватывает государство Чэнь на юге и тем самым объединяет весь Китай. Его сын Ян Ди занялся войнами с некоторыми государствами Кореи и Вьетнама, создал Великий канал для перевозки риса и улучшил Китайскую стену. Но люди находились в тягостных условиях, из-за чего началось новое восстание, и Яна Ди убили в 618 году.

    Тян

    Ли Юань основал династию, которая просуществовала с 618 по 907 год. Империя в этот период достигла своего расцвета. Правители Ли улучшили экономические связи с другими государствами. Города и численность в них стали увеличиваться. Начали активно развивать сельскохозяйственные культуры (чай, хлопок). Особенно в этом плане выделился сын Ли Юаня - Ли Шиминь, политика которого вышла на новый уровень. Однако в VIII веке достиг своего пика конфликт между военными и властью в центре империи. В 874 году началась война Хуан Чао, длившаяся вплоть до 901 года, из-за которой династия оборвалась. В 907-960 годах Китайская Империя снова была раздроблена.

    Государственные и общественные строи Древнего Китая

    Периодизацию всех периодов Древнего Китая можно рассматривать как сходные между собой этапы истории по своему устройству. В основе общественного устройства — коллективное земледелие. Основная деятельность людей — скотоводство и ремёсла (которые были развиты до высокого уровня).

    На верхушке власти находилась аристократия, ниже находились рабы и крестьяне.

    Ярко выраженным было родовое наследие. В период Шан-Инь каждому из родственников правителя давался особый титул в зависимости от того, насколько это близкие родственники. Каждый титул давал свои привилегии.

    В периоды Инь и Западного Чжоу земля выдавалась только для пользования и хозяйства, но не как частное имущество. А с периода Восточного Чжоу землю уже раздавали для частного владения.

    Рабы сначала были государственными, а затем стали частными. В их категорию обычно попадали пленные, совсем бедные общинники, бродяги и другие.

    В этапах периодизации Древнего Китая общественного и государственного устройства можно выделить то, что в эпоху Инь в первую очередь наследовал трон брат умершего правителя, а в Чжоу титул переходил к сыну от отца.

    При правителе царила дворцовая система управления.

    Отдельно стоит выделить, говоря о периодизации истории государства и Древнего Китая: право уже существовало, но на начальном этапе сильно переплеталось с религиозными принципами и обычной этикой. Царил патриархат, почитали старших и отцов.

    В V—III веках до н. э. право было неотъемлемой частью с жестокими наказаниями, в то время как раз уже был легизм. А при династии Хань снова люди вернулись к конфуцианству и идее гармоничного неравенства людей в зависимости от ранга.

    Первые письменные источники права датируются примерно 536 годом до нашей эры.

    Философия

    Философия Древнего Китая сильно отличается от философии любых других европейских стран. Если в христианстве и мусульманстве есть бог и жизнь после смерти, то в азиатских школах был принцип «здесь и сейчас». В Китае тоже взывали к доброте при жизни, однако просто для гармонии и благополучия, а не под страхом кары после смерти.

    В основе лежало триединство: небо, земля и сам человек. Люди также считали, что есть энергия Ци, а во всем должна быть гармония. Выделяли женское и мужское начало: инь и янь, которые взаимодополняли друг друга для гармонии.

    Всего существует несколько основных философских школ того времени: конфуцианство, буддизм, моизм, легизм, даосизм.

    Таким образом, если обобщить сказанное, то можно сделать вывод: уже до нашей эры Древний Китай сформулировал определённую философию и придерживался некоторых религий, которые до сих пор в Китае являются неотъемлемой частью духовной жизни населения. В то время все основные школы менялись и лишь иногда накладывались друг на друга в зависимости от этапа периодизации.

    Культура Древнего Китая: достояния, ремёсла и изобретения

    Одними из самых великих достояний Китая и по сей день считаются и Великая Китайская стена. Самое удивительное здесь то, что построили их под управлением первого императора Древнего Китая Цинь Шихуанди из династии Цинь. Именно тогда царствовал легализм и жестокость к людям, которые под страхом и напором сооружали эти поистине великие сооружения.

    А вот к великим изобретениям можно отнести порох, бумагу, книгопечатание и компас.

    Считается, что бумагу изобрёл Цай Лун в 105 году до н. э. Для её изготовления требовалась особая технология, которая все же напоминает нынешний процесс изготовления бумаги. До этого периода люди выскабливали письмена на панцирях, костях, глиняных табличках и бамбуковых свёртках. Изобретение бумаги повлекло за собой изобретение книгопечатания в более позднем периоде уже нашей эры.

    Первое подобие компаса возникло ещё в Древнем Китае при династии Хань.

    А вот ремёсел в Древнем Китае существовало бессчётное множество. Несколько тысяч лет до н. э. стали добывать шёлк (технология добычи которого долгое время оставалась секретной), появился чай, делали глиняные изделия и изделия из кости. Чуть позже появился Великий Шёлковый Путь, делали рисунки на шёлке, скульптуры из мрамора, роспись на стенах. И также в Древнем Китае появились всеми известные пагоды и иглоукалывание.

    Заключение

    Социальное и политическое устройство Древнего Китая (периодизацией от эпохи неолита вплоть до династии Хань) имело свои недостатки и достоинства. Последующие династие скорректировали способы ведения политики. А всю историю Древнего Китая можно описать как периоды расцетов и упадков, движущихся по спирали. Движущихся вверх, поэтому "расцветы" с каждым разом становились все усовершенствованнее и лучше. Периодизация истории Древнего Китая - объемная и интересная тема, которую мы рассмотрели в статье.