Меню
Бесплатно
Главная  /  Профилактика  /  Крылатые фразы популярные. Пир во время чумы. Конь не валялся

Крылатые фразы популярные. Пир во время чумы. Конь не валялся

***
"Интеллект и характер - вот цели настоящего образования." - М.Л. Кинг

***
"Корень учения горек, а плоды его сладки." Аристотель

***
"Если тебе нечего сказать, ничего не говори. Поставь пластинку." Пьер Брив

***
Во всем нашем мире нет ничего прекраснее, чем счастливое лицо ребенка. Баум Лаймен Фрэнк

***
Мода выходит из моды, а стиль - никогда! Коко Шанель

***
Кругом пустое нет. Хлебников Велимир

***
Участок – великая вещь! Это место свидания меня и государства. Хлебников Велимир

***
При голоде, холоде и бессоннице никакая дружба не завязывается. Шаламов Варлам Тихонович

***
У человека не может быть иной цели, как быть настоящим человеком. Шефер Леопольд

***
Чтобы у нас (в России) болеть, надо иметь лошадиное здоровье. Измайлов Лион

***
Я подпалил бороду испанскому королю. Дрейк Фрэнсис

***
Будь моя власть, я бы отрезал язык любому, кто утверждает, что человек неисправим. Кунанбаев Абай

***
Самые прекрасные мысли тускнеют, пройдя через человеческие уста. Кунанбаев Абай

***
Режиссура не ремесло, это личностное начало, мировоззрение, этому научить невозможно. Балаян Роман Гургенович

***
Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же. Гайдар Аркадий Петрович

***
Будущее, как известно, бросает свою тень задолго до того, как войти. Ахматова Анна Андреевна

***
Как жизнь забывчива, как памятлива смерть. Ахматова Анна Андреевна

***
С большой прямотой напросилась на комплимент. Ахматова Анна Андреевна

***
Меня все уважали в институте. Я был звездой, кумиром... Брумель Валерий Николаевич

***
Тот, кто совершает открытие, видит то, что видят все, и думает то, что никому не приходит в голову. Сент-Дьёрди Альберт

***
Пение – это избыток здоровья. Козловский Иван Семенович Фразы, высказывания знаменитых и известных людей

***
В каждом человеке ровно столько тщеславия, сколько ему недостает ума. Поуп Александр

***
Иногда кажется, что люди только и делают, что ищут, за кого бы им отдать жизнь. Башевис-Зингер Исаак

***
У каждого человека есть внутри кто-то, кто досаждает ему. Башевис-Зингер Исаак

***
Справедливость - слово, полное трепета жизни. Барбюс Анри

***
Драмы есть, ужасы - да, но живем мы во имя прекрасного... Зайцев Борис Константинович

***
Человек не стар до тех пор, пока сожаление не заняло место мечтаний. Берримор Джон

***
Порядок освобождает мысль. Королёв Сергей Павлович

***
Источник нашей веры и надежды - правда. Барбюс Анри

***
Только тот перед временем честен, что умеет быть честным с собой. Рыленков Николай Иванович

***
Национализм - детская болезнь. Это корь человечества. Эйнштейн Альберт

***
Не рассуждай с детьми, с женщинами и с народом. Пифагор Самосский

***
Воля - целеустремленность, соединенная с правильным суждением. Платон

***
Благоприятная возможность скрывается среди трудностей и проблем. Эйнштейн Альберт

***
Блаженна жизнь, пока живешь без дум. Софокл

***
Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи. Раневская Фаина Георгиевна

***
Да, как ни дорога нам жизнь, одно еще дороже: правоты сознанье. Еврипид

***
Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие не меньше ценят свою. Еврипид

***
Жизнь ни о чем не думающих людей самая приятная. Софокл

***
Жизнь - это затяжной прыжок из п...зды в могилу. Раневская Фаина Георгиевна

***
Моя жизнь рушится, но этого никто не видит, потому что я человек воспитанный: я все время улыбаюсь. Бегбедер Фредерик

***
Она – как борьба с женщинами, которая заканчивается в постели. Кафка Франц

***
Страшно грустна моя жизнь. А вы хотите, чтобы я воткнула в жопу куст сирени и делала перед вами стриптиз. Раневская Фаина Георгиевна

***
Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл. Эйнштейн Альберт

***
Человеческая жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться с ней серьезно - смешно. Обращаться несерьезно - опасно. Акутагава Рюноскэ

Фразы, высказывания знаменитых и известных людей

В коллекцию вошли цитаты известных людей:

  • Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении! Жан-Жак Руссо
  • Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие. ФМ Достоевский
  • Человек иногда более щедр, когда у него мало денег, чем когда их много; может быть, чтобы не дать подумать, что у него их нет вовсе. Бенджамин Франклин
  • В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Франческо Петрарка
  • Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – выше этого нет ничего. Конфуций
  • В основе смысла человеческого существования лежит принцип необратимости. В Франкл
  • Счастье человека — где-то между свободой и дисциплиной. Иван Петрович Павлов
  • Вера в бессмертие есть не только утешительная вера, облегчающая жизнь, она есть также страшная, ужасная вера, отягчающая жизнь безмерной ответственностью. Н. А. Бердяев
  • Счастье и Красота побочные продукты. Джордж Бернард Шоу
  • Весь я не умру. Гораций
  • Старайтесь присоединить к красоте прочные качества. Эзоп
  • Всё в мире растёт, цветёт и возвращается к своему корню. Лао-цзы
  • Самый надежный способ удвоить свои деньги — это сложить их пополам и сунуть в бумажник Фрэнк Хаббард
  • Все мы люди — полные неудачники Ведь мы все когда-нибудь умрём. Фаулз

  • С деньгами и бедность переносить легче. Альфонс Алле
  • Все, абсолютно можно пережить в этом мире, все кроме смерти. Уайльд
  • Реальными дьяволами в нашем огромном мире – являются лишь те, которые находятся у нас в сердце Бороться с ними стоит каждый миг своей жизни. Махатма Ганди
  • Всю свою жизнь ты пытаешься стать Богом, а потом умираешь. Ч Паланик
  • Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной. Уго Фосколо
  • Глупость и мудрость с такой же легкостью схватываются, как и заразные болезни Поэтому выбирай себе товарищей. Уильям Шекспир
  • Природа — вечно изменчивое облако; никогда не оставаясь одной и той же, она всегда остается сама собой. Ралф Уолдо Эмерсон
  • Деньгами надо управлять, а не служить им. Луций Анней Сенека (младший)
  • Пойми живой язык природы — И скажешь ты: прекрасен мир! Иван Саввич Никитин
  • Деньги, если умеешь ими пользоваться, рабы, если не умеешь — господа. Публилий Сир
  • Опыт увеличивает нашу мудрость, но не уменьшает нашей глупости. Генри Уиллер Шоу
  • Для любви нужно разумное содержание, как масло для поддержки огня Виссарион. Григорьевич Белинский
  • Нет развлечений дешевле чтения книг и нет удовольствия более длительного. Мари Монтегю
  • Единственная вполне безопасная жизнь — это смерть. Я Кротов
  • Непомерные притязания — вот источник наших горестей, и счастье в жизни мы получаем лишь тогда, когда он иссякает. Никола-Себастиан Шамфор
  • Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все. Франсуа Фенелон
  • Не моли о любви, безнадежно любя, не броди под окном у неверной, скорбя Словно нищие дервиши, будь независим — может статься, тогда и полюбят тебя. Омар Хайям
  • Наконец-то я узнал, что отличает человека от животного: денежные неприятности. Жюль Ренар
  • Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам. Сократ
  • Любовь, деньги и заботы скрыть невозможно: любовь — потому, что она творит глазами, деньги — потому, что они сказываются в роскоши того, у кого водятся, а заботы — потому, что они написаны на челе человека. Лопе де Вега
  • Жизнь — пустыня, по ней мы бредем нагишом Смертный, полный гордыни, ты просто смешон! Ты для каждого шага находишь причину, между тем он давно в небесах предрешен. Омар Хайям
  • Любовь — самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головою, сердцем и телом. Вольтер
  • Жизнь — это переход из одной формы в другую Жизнь этого мира есть материал для новой формы. Л Толстой

  • Красота — это открытое рекомендательное письмо, заранее завоевывающее сердце. Артур Шопенгауэр
  • Жизнь есть как бы зеркало, в которое мы смотрим для того, чтобы узнать себя, — то, что в нем отражается. Артур Шопенгауэр
  • Когда мы говорим о любви, ее надо понимать как желание красоты, ибо в этом заключается определение любви у всех философов. Марсилио Фичино
  • Жизнь любого занята завтрашним днем Люди не живут, а собираются жить. Луций Анней Сенека (младший)
  • Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем еще, что такое жизнь?. Конфуций
  • Жизнь свою стоит прожить именно так, что бы потом в старости не было обидно за бесполезно прожитые годы. Максим Горький
  • Каждый человек в отдельности смертен, но в своей совокупности люди вечны. Апулей
  • За обедом ешь мало, а за ужином еще меньше, ибо здоровье всего тела куется в кузнице нашего желудка. Мигель де Сервантес Сааведра
  • Иногда стоишь над бездной, как перед рампой, и думаешь, что это просто публика куда-то провалилась. С Лец
  • Здоровый человек — самое драгоценное произведение природы. Томас Карлейль
  • Здоровье и веселье оплодотворяют друг друга. Джозеф Аддисон
  • Здоровье дороже золота. Уильям Шекспир
  • Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля. Артур Шопенгауэр
  • Здоровье с красотою неразлучны. Лопе де Вега
  • За одну минуту любви больше узнаешь о человеке, чем за месяц наблюдений. Ромен Роллан
  • Каждый из нас бывает дураком по крайней мере пять минут в день; мудрость заключается в том, чтобы не превысить лимит. Элберт Хаббард
  • Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни. Александр Александрович Блок
  • Как кто-то сказал мне однажды, разбойники требуют кошелек или жизнь, а женщины требуют и то, и другое. Сэмюэл Батлер
  • Жизнь не настолько коротка, чтобы не хватало времени на вежливость. Ралф Уолдо Эмерсон
  • Книга — учитель без платы и благодарности Каждый миг дарит она тебе откровения мудрости Это — собеседник, имеющий мозг, покрытый кожей, о тайных делах вещающий молча. Низамаддин Мир Алишер Навои

  • Жизнь коротка, но скука растягивает ее. Жюль Ренар
  • Красота — как драгоценный камень: чем она проще, тем драгоценнее. Фрэнсис Бэкон
  • Жизнь — это череда выборов. Нострадамус
  • Кто в старости может обходиться без любви, тот не любил и в юности, ибо для любви годы не помеха. Жан Поль
  • Жизнь — суровое испытание, а труднее всего первые сто лет. Уилсон Мизнер
  • Любовь к Родине начинается с семьи. Фрэнсис Бэкон
  • Женись, несмотря ни на что Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом. Сократ
  • Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны. Эсхил
  • Если ты хочешь жить, ты также хочешь умереть; или же ты не понимаешь, что такое жизнь. П Валери
  • Настоящая красота не та, которой любуешься с удовольствием, но та, на которую смотреть так же трудно, как на солнце. Этьен Рей
  • Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение. Бенедикт Спиноза
  • Не отнимай времени у занятого человека рассказами о том, какие у тебя умные дети; он хочет успеть рассказать тебе, какие у него умные дети. Эдгар Хау
  • Если бы брак не был основой семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба. Карл Маркс
  • Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю. Сюнь-Цзы
  • Добродетель есть не что иное, как внутренняя красота, красота же — не что иное, как внешняя добродетель. Фрэнсис Бэкон
  • Никогда не давайте советов тому, кто просит у вас только денег. Педро Кальдерон де ла Барка
  • Для всех окружающих мы создаём только правила, но для себя — одни лишь исключения. Ш Лемель
  • Поверь мне — счастье только там, где любят нас, где верят нам. М. Ю. Лермонтов
  • Деньги не исправляют несправедливостей природы, а углубляют их. Леонид Николаевич Андреев
  • Поразительна мудрость природы, которая при таком бесконечном разнообразии сумела всех уравнять! Эразм Роттердамский
  • Говорят, что несчастие хорошая школа; может быть Но счастие есть лучший университет. Александр Сергеевич Пушкин
  • Природа обыскивает нас при выходе, как при входе Нельзя вынести больше, чем принес. Луций Анней Сенека (младший)
  • Глупо умирать из страха перед смертью. Сенека
  • Разлука для любви — что ветер для огня: слабую она гасит, а большую раздувает. Роже де Бюсси-Рабютен
  • Всему свое время, и время всякой вещи под небом Время рождаться, и время умирать. Екклисиаст
  • Родители всего неохотнее прощают детям изъяны, которые привили им сами. Мария-Эбнер Эшенбах
  • Все превращает любовь и неумного делает мудрым Все превращает любовь: красноречье дает молчаливым, старцев в юнцов превратить милая может любовь Силу ломает любовь, но и слабых быть сильными учит, в робких отвагу вдохнуть также умеет любовь. Эразм Роттердамский
  • С чего начинается семья? С того, что молодой человек влюбляется в девушку, – другой способ пока еще не изобретен. Уинстон Черчилль
  • Все до одного хотят непременно попасть в рай! Но ведь из людей никто и умирать не хочет. Эльвин

Топ самых известных крылатых фраз

    А судьи кто?
    Цитата из комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" (1824), д.2, явл.5, слова Чацкого:
    А судьи кто? - За древностию лет
    К свободной жизни их вражда непримирима,
    Сужденья черпают из забытых газет
    Времен очаковских и покоренья Крыма.

    Бальзаковский возраст
    Выражение возникло после выхода в свет романа французского писателя Оноре де Бальзака (1799-1850) "Тридцатилетняя женщина" (1831); употребляется как характеристика женщин в возрасте 30-40 лет.

    Без руля и без ветрил
    Цитата из поэмы М. Ю. Лермнотова "Демон" (1842), ч.1:
    На воздушном океане
    Без руля и без ветрил
    Тихо плавают в тумане -
    Хоры стройные светил.

    Белая ворона
    Выражение это, как обозначение редкого, резко отличного от остальных человека, дано в 7-й сатире римского поэта Ювенала (середина I в. - после 127 г. н. э.):
    Рок дает царства рабам, доставляет пленным триумфы.
    Впрочем, счастливец такой реже белой вороны бывает.

    Борзыми щенками брать
    Возникло из комедии Н.В. Гоголя "Ревизор", д.1, явл.1, слова Ляпина-Тяпкина: "Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело."

    Бросать камень
    Выражение "бросать камень" в кого-нибудь в смысле "обвинять" возникло из Евангелия (Иоанн, 8, 7); Иисус сказал книжникам и фарисеям, которые, искушая его, привели к нему женщину, уличенную в прелюбодеянии: "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень" (в древней Иудее существовала казнь - побивать каменьями).

    Бумага все терпит (Бумага не краснеет)
    Выражение восходит к римскому писателю и оратору Цицерону (106 - 43 гг. до н.э.); в его письмах "К друзьям" встречается выражение: "Epistola non erubescit" - "Письмо не краснеет", то есть письменно можно высказывать такие мысли, которые стесняются высказать устно.

    Быть или не быть - вот в чем вопрос
    Начало монолога Гамлета в одноименной трагедии Шекспира в переводе Н.А. Полевого (1837).

    В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань
    Цитата из поэмы А.С. Пушкина "Полтава" (1829).

    Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык
    Цитата из стихотворения в прозе И.С. Тургенева "Русский язык" (1882).

    Вернемся к нашим баранам
    Этими словами в фарсе "Адвокат Пьер Патлен" (ок.1470), первом из цикла анонимных фарсов об адвокате Патлене, судья прерывает речь богатого суконщика. Возбудив дело против пастуха, стянувшего у него овец, суконщик, забывая о своей тяжбе, осыпает упреками защитника пастуха, адвоката Патлена, который не уплатил ему за шесть локтей сукна.

    Волк в овечьей шкуре
    Выражение возникло из Евангелия: "Берегитеь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные".

    Ворона в павлиньих перьях
    Возникло из басни И.А. Крылова "Ворона" (1825).

    Время - деньги
    Афоризм из сочинения американского ученого и политического деятеля Франклина (1706-1790) "Совет молодому купцу" (1748).

    Все свое ношу с собою
    Выражение возникло из древнегреческого предания. Когда персидский царь Кир занял город Приену в Ионии, жители покинули его, унося с собой самое ценное из своего имущества. Лишь Биант, один из "семи мудрецов", уроженец Приены, ушел с пустыми руками. В ответ на недоуменные вопросы своих сограждан он ответил, имея в виду духовные ценности: "Все свое ношу с собой". Это выражение часто употребляется в латинской формулировке, принадлежащей Цицерону: Omnia mea mecum porto.

    Все течет, все изменяется
    Это выражение, определяющее постояную изменчивость всех вещей, излагает сущность учения греческого философа Гераклита из Эфеса (ок. 530-470 гг. до н.э.)

    Да был ли мальчик-то?
    В одном из эпизодов романа М. Горького "Жизнь Клима Самгина" рассказывается о катанье на коньках мальчика Клима вместе с другими детьми. Борис Варавка и Варя Сомова проваливаются в полынью. Клим подает Борису конец своего гимназического ремня, но, почувствовав, что и его затягивает в воду, выпускает ремень из рук. Дети тонут. Когда начинаются поиски утонувших, Клима поражает "чей-то серьезный недоверчивый вопрос: - Да был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было". Последняя фраза стала крылатой как образное выражение крайнего сомнения в чем-либо.

    Двадцать два несчастья
    Так в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад" (1903) называют конторщика Епиходова, с которым ежедневно случается какая-нибудь комическая неприятность. Выражение применяется к людям, с которыми постоянно случается какое-нибудь несчастье.

    Двадцать три года, и ничего не сделано для бессмертия
    Слова Дон-Карлоса из драмы Ф. Шиллера "Дон-Карлос, инфант испанский" (1782), д.2, явл. 2.

    Двуликий Янус
    В римской мифологии Янус - бог времени, а также всякого начала и конца, входов и выходов (janua - дверь) - изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: молодым - вперед, в будущее, старым - назад, в прошедшее. Возникшее отсюда выражение "двуликий Янус" или просто "Янус" означает: двуличный человек.

    Дело помощи утопающим - дело рук самих утопающих
    В романе И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев" (1927) в главе 34-й упоминается плакат с таким лозунгом, вывешенный в клубе на вечере Общества спасания на водах.

    Деньги не пахнут
    Выражение возникло из слов римского императора (69 - 79 гг. н. э.) Веспасиана, сказанных им,как передает в его жизнеописании Светоний, по следующему поводу. Когда сын Веспасиана Тит упрекнул отца в том, что он ввел налог на общественные уборные, Веспасиан поднес к его носу первые деньги, поступившие по этому налогу, и спросил, пахнут ли они. На отрицательный ответ Тита Веспасиан сказал: "И все-таки они из мочи".

    Домострой
    "Домострой" - памятник русской литературы XVI в., являющийся сводом житейских правил и нравоучений. Муж, по "Домострою", - глава семьи, господин жены, и "Домострой" подробно указывает, в каких случаях он должен побить жену, и т.п. Отсюда слово "домострой" значит: консервативный уклад семейной жизни, мораль, утверждающая рабское положение женщины.

    Драконовские меры
    Так называют непомерно суровые законы по имени Дракона, первого законодателя Афинской республики (VII в. до н.э.). В ряду наказаний, определяемых его законами, видное место будто бы занимала смертная казнь, которой карался, например, такой проступок, как кража овощей. Существовало предание, что законы эти были написаны кровью (Плутарх, Солон). В литературной речи выражение "драконовские законы", "драконовские меры, наказания" укрепились в значении суровых, жестоких законов.

    Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть
    Афоризм принадлежит Сократу (469-399 до н.э.), часто цитировался писателями древности.

    Желтая пресса
    В 1895 г. американский художник-график Ричард Ауткоулт (Richard Outcault) поместил в ряде номеров нью-йоркской газеты "The World" серию фривольных рисунков с юмористическим текстом; среди рисунков был изображен ребенок в желтой рубашонке, которому приписывались разные забавные высказывания. Вскоре другая газета - "New York Journal" - начала печатать серию аналогичных рисунков. Между этими двумя газетами возник спор из-за права первенства на "желтого мальчика". В 1896 г. Эрвин Уордмэн, редактор "New York Press", напечатал в своем журнале статью, в которой презрительно назвал обе конкурировавшие газеты "желтой прессой". С тех пор выражение стало крылатым.

    Звездный час
    Выражение Стефана Цвейга (1881-1942) из предисловия к его сборнику исторических новелл "Звездные часы человечества" (1927). Цвейг поясняет, что он назвал исторические мгновения звездными часами "потому, что, подобно вечным звездам, они неизменно сияют в ночи забвения и тлена".

    Знание - сила
    Выражение английского философа Френсиса Бэкона в "Нравственных и политических очерках" (1597).

    Золотая середина
    Выражение из 2-й книги од римского поэта Горация: "aurea mediocritas".

    И скучно, и грустно, и некому руку подать
    Цитата из стихотворения М. Ю. Лермонтова "И скучно и грустно" (1840).

    И ты, Брут?
    В трагедии Шекспира "Юлий Цезарь" (д.3, явл.1) с такими словами умирающий Цезарь обращается к Бруту, находившемуся в числе заговорщиков, напавших на него в Сенате. Историки считают эту фразу легендарной. Марк Юний Брут, которого Цезарь считал своим сторонником, стал во главе заговора против него и был одним из уастников его убийства в 44 г. до н.э.

    Из двух зол избрать меньшее
    Выражение, встречающееся в сочинениях древнегреческого философа Аристотеля "Никомахова этика" в форме: "Меньшее из зол надо выбирать". У Цицерона (в сочинении "Об обязанностях") сказано: "Следует не только выбирать из зол наименьшее, но и извлекать из них самих то, что может в них быть хорошего".

    Из мухи делать слона
    Выражение принадлежит к числу древних. Оно приводится греческим писателем Лукианом (III в. н. э.), который свою сатирическую "Похвалу мухе" заканчивает так: "Но я прерываю мое слово, - хотя многое еще мог бы сказать, - чтобы не подумал кто-нибудь, что я, по пословице, делаю из мухи слона".

    Изюминка
    Выражение употребляется в значении: нечто придающее особый вкус, привлекательность чему-либо (блюду, рассказу, человеку и т.п.). Возникло из народной пословицы: "Не дорог квас, дорога изюминка в квасу"; стало крылатым после появления драмы Л. Н. Толстого "Живой труп" (1912). Герой драмы Протасов, рассказывая о своей семейной жизни, говорит: "Моя жена идеальная женщина была... Но что тебе сказать? Не было изюминки, - знаешь, в квасе изюминка? - не было игры в нашей жизни. А мне нужно было забываться. А без игры не забудешься..."

    Капитал приобрести и невинность соблюсти
    Выражение, популяризированное М. Е. Салтыковым-Щедриным ("Письма к тетеньке", письмо 10-е, 1882 г.; "Дети Москвы", "Мелочи жизни", 1877 г., "Убежище Монрепо").

    Козел отпущения
    Библейское выражение, возникшее из описания существовавшего у древних евреев особого обряда возложения грехов всего народа на живого козла; в день грехоотпущения первосвященник возлагал обе руки на голову живого козла в знак возложения на него грехов еврейского народа, после чего козел изгонялся в пустыню. Выражение употребляется в смысле: человек, на которого постоянно сваливают чужую вину, несущий ответственность за других.

    Лебединая песня
    Выражение употребляется в значении: последнее проявление таланта. Основанное на поверье, будто лебеди поют перед смертью, оно возникло еще в древности. Свидетельство об этом находится в одной из басен Эзопа (VI в. до н. э.): "Говорят, что лебеди поют перед смертью".

    Лета. Кануть в Лету
    В греческой мифологии Лета - река забвения в Аиде, подземном царстве; души умерших по прибытии в подземное царство пили из нее воду и забывали всю свою прошлую жизнь.

    Летучий голландец
    Нидерландская легенда сохранила рассказ о моряке, поклявшемся в сильную бурю обогнуть мыс, преграждавший ему путь, хотя бы ему на это потребовалась вечность. За свою гордыню он был обречен вечно носиться на корабле по бушующему морю, никогда не приставая к берегу. Легенда эта, очевидно, возникла в век великих открытий. Возможно, что исторической основой ее была экспедиция Васко да Гамы (1469-1524), обогнувшего в 1497 г. мыс Доброй Надежды. В XVII в. эту легенду приурочивали к нескольким голландским капитанам, что и отразилось в ее названии.

    Лови момент
    Выражение, по-видимому, восходит к Горацию ("carpe diem" - "лови день", "пользуйся днем").

    Львиная доля
    Выражение восходит к басне древнегреческого баснописца Эзопа "Лев, Лисица и Осел", сюжет которой - дележ добычи среди зверей - был после него использован Федром, Лафонтеном и другими баснописцами.

    Мавр сделал свое дело, мавр может уходить
    Цитата из драмы Ф. Шиллера (1759 - 1805) "Заговор Фиеско в Генуе" (1783). Эту фразу (д.3, явл.4) произносит мавр, оказавшийся ненужным после того, как он помог графу Фиско организовать восстание республиканцев против тирана Генуи дожа Дориа. Эта фраза стала поговоркой, характеризующей циничное отношение к человеку, в услугах которого больше не нуждаются.

    Манна небесная
    По Библии, манна - пища, которую Бог посылал иудеям каждое утро с неба, когда они шли пустыней в землю обетованную (Исход, 16, 14-16 и 31).

    Медвежья услуга
    Выражение возникло из басни И. А. Крылова "Пустынник и Медведь" (1808).

    Медовый месяц
    Мысль о том, что счастье первой поры брака быстро сменяется горечью разочарования, образно выраженную в восточном фольклоре, использовал Вольтер для своего философского романа "Задиг, или Судьба" (1747), в 3-й главе которого он пишет: "Задиг испытал, что первый месяц брака, как он описан в книге Зенд, является медовым месяцем, а второй - полынным месяцем".

    Между молотом и наковальней
    Заглавие романа (1868) Фридриха Шпильгагена (1829-1911). Применяется как характеристика тяжелого положения кого-либо, когда опасности и неприятности грозят с двух сторон.

    Меценат
    Богатый римский патриций Гай Цильний Меценат (между 74 и 64 - 8 гг. до н.э.) широко покровительствовал художникам и поэтам. Гораций, Вергилий, Проперций прославляли его в своих стихах. Марциал (40 - 102 гг. н. э.) в одной из своих эпиграмм говорит: "Были бы, Флакк, Меценаты, не будт недостатка в Маронах", то есть в Вергилиях (Vergilius Maro). Благодаря стихам названных поэтов имя его стало нарицательным для богатого покровителя искусств и наук.

    Мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь
    Выражение из руской народной песни "По улице мостовой":
    Ах, мой миленький хорош,
    Чернобров душа, пригож,
    Мне подарочек принес,
    Подарочек дорогой,
    С руки перстень золотой.
    Мне не дорог твой подарок, -
    Дорога твоя любовь.
    Не хочу перстня носить,
    Хочу так дружка любить.

    Молодым везде у нас дорога
    Цитата из "Песни о родине" в кинофильме "Цирк" (1936), текст В. И. Лебедева-Кумача, музыка И. О. Дунаевского.

    Молочные реки, кисельные берега
    Выражение из русской народной сказки.

    Молчание - знак согласия
    Выражение римского папы (1294-1303) Бонифация VIII в одном из его посланий, вошедших в каноническое право (свод постановлений церковной власти). Выражение это восходит к Софоклу (496-406 гг. до н.э.), в трагедии которого "Трахинянки" сказано: "Разве ты не понимаешь, что молчанием ты соглашаешься с обвинителем?"

    Муки Тантала
    В греческой мифологии Тантал, царь Фригии (называемый таже царем Лидии), был любимцем богов, которые часто приглашали его на свои пиршества. Но, возгордившись своим положением, он оскорбил богов, за что и был жестоко наказан. По Гомеру ("Одиссея"), наказание его состояло в том, что, низвергнутый в Тартар (ад), он вечно испытывает нестерпимые муки жажды и голода; он стоит по горло в воде, но вода отступает от него, как только он наклонит голову, чтобы напиться; над ним нависли ветви с роскошными плодами, но, как только он протягивает к ним руки, ветви отклоняются. Отсюда и возникло выражение "муки Тантала", имеющее значение: нестерпимые муки вследствие невозможности достигнуть желанной цели, несмотря на ее близость.

    Мы ленивы и не любопытны
    Цитата из "Путешествия в Арзрум" (1836) А. С. Пушкина, гл. 2.

    Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача
    Выражение принадлежит биологу-генетику селекционеру И. В. Мичурину (1855-1935), на практике, в широких масштабах, показавшему возможность изменять наследственные формы организмов, приспособляя их к нуждам человека.

    На седьмом небе
    Выражение, означающее высшую степень радости, счастья, восходит к греческому философу Аристотелю (384-322 гг. до н.э.), который в сочинении "О небе" объясняет устройство небесного свода. Он полагал, что небо состоит из семи неподвижных кристальных сфер, на которых утверждены звезды и планеты. О семи небесах упоминается в различных местах Корана: к примеру, говорится о том, что сам Коран был принесен ангелом с седьмого неба.

    Нашего полку прибыло
    Выражение из древней "игровой" песни "А мы просо сеяли"; употребляется в значении: прибавилось людей таких же, как мы (в каком-нибудь отношении).

    Не мечите бисера перед свиньями
    Выражение из Евангелия: "Не давайе святыни псам и не бросайте жемчуга (церк.-слав. бисер) вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (Матф., 7, 6). Употребляется в значении: не тратьте слов с людьми, которые не могут понять их, оценить.

    Не мудрствуя лукаво
    Выражение из трагедии А. С. Пушкина "Борис Годунов" (1831), сцена "Ночь. Келья в Чудовом монастыре", слова летописца Пимена:
    Описывай, не мудрствуя лукаво,
    Все то, чему свидетель в жизни будешь.

    Не хочу учиться, хочу жениться
    Слова Митрофанушки из комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" (1783), д.3, явл. 7.

    Небо в алмазах
    Выражение из пьесы А. П. Чехова "Дядя Ваня" (1897). В 4-м действии Соня, утешая усталого, измученного жизнью дядю Ваню, говорит: "Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежно, сладкою, как ласка".

    Невзирая на лица
    Выражение из Библии. Мысль о поступках без лицеприятия, без угодливости перед вышестоящими выражена во многих местах Ветхого и Нового завета (Второзаконие, 1, 17; Матф., 22, 16; Марк, 12, 14 и др.), - хотя и несколько другими словами. Возможно, что выражение "невзирая на лица" - перевод распространенного в немецкой речи оборота "Ohne Ansehen der Person", которое является цитатой из лютеровского перевода Евангелия (Первое послание Петра, 1, 17).

    Никто не обнимет необъятного
    Афоризм из "Плодов раздумий" Козьмы Пруткова (1854).

    Ничто не ново [не вечно] под луною
    Цитата из стихотворения Н. М. Карамзина "Опытная Соломонова мудрость, или Выбранные мысли из Екклезиаста" (1797):
    Ничто не ново под луною:
    Что есть, то было, будет ввек.
    И прежде кровь лилась рекою,
    И прежде плакал человек...

    Это стихотворение - подражание Екклезиасту, одной из книг, входящих в состав Библии.

    Новое - это хорошо забытое старое
    В 1824 г. во Франции вышли мемуары модистки Марии-Антуанеты мадемуазель Бертен, в которых она эти слова сказала по поводу подновленного ею старого платья королевы (в действительности ее мемуары поддельны, - автор их Жак Пеше). Мысль эта была воспринята как новая тоже только потому, что она была хорошо забыта. Уже Джефри Чосер (1340-1400) сказал, что "нет того нового обычая, который не был бы старым". Эта цитата из Чосера была популяризирована книгой Вальтера Скотта "Народные песни южной Шотландии".

    О времена! о нравы!
    Выражение, которое часто употреблял в своих рчах Цицерон (106-43 гг. до н.э.), например, в первой речи против Катилины. Цитируется и по-латыни: "O tempora! o mores!".

    О мертвых или хорошо, или ничего
    Выражение, часто цитируемое по-латыни: "De mortuis nil nisi bene" или "De mortuis aut bene aut nihil", по-видимому, восходит к сочинению Диогена Лаэртского (III в. н. э.): "Жизнь, учение и мнения прославленных философов", в котором приведено изречение одного из "семи мудрецов" - Хилона (VI в. до н.э.): "Об умерших не злословить".

    О святая простота!
    Это выражение приписывается вождю чшского национального движения Яну Гусу (1369-1415). Приговоренный церковным собором как еретик к сожжению, он будто бы произнес эти слова на костре, когда увидел, что какая-то старушка (по другой версии - крестьянка) в простодушном религиозном усердии бросила в огонь костра принесенный ею хворост. Однако биографы Гуса, основываясь на сообщениях очевидцев его смерти, отрицают факт произнесения им этой фразы. Церковный писатель Тураний Руфин (ок. 345-410 гг.) в своем продолжении "Истории церкви" Евсевия сообщает, что выражение "святая простота" было произнесено на первом Никейском соборе (325 г.) одним из богословов. Выражение это часто употребляется по-латыни: "O sancta simplicitas!".

    Образуется
    В романе Л. Н. Толстого "Анна Каренина", ч.1, гл.2 (1875), камердинер ободряет этим словом своего барина, Степана Аркадьевича, расстроенного размолвкой с женой. Слово это, употребляемое в значении "все уладится", ставшее крылатым после появления романа Толстого, было, вероятно, где-то услышано им. Он употребил его в одном из писем к жене еще в 1866 г., убеждая ее не волноваться из-за разных житейских неурядиц. Жена в ответном письме повторила его слова: "Вероятно, все это образуется".

    Окно в Европу
    Выражение изпоэмы А. С. Пушкина "Медный всадник", Вступление (1834):
    На берегу пустынных волн
    Стоял он, дум великих полн,
    И вдаль глядел...
    И думал он:
    Отсель грозить мы будем шведу.
    Здесь будет город заложен
    Назло надменному соседу.
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно...

    Выражение это, как указал в примечаниях к поэме сам Пушкин, восходит к итальянскому писателю Альгаротти (1712-1764), который в своих "Письмах о России" сказал: "Петербург - это окно, в которое Россия смотрит в Европу".

    Око за око, зуб за зуб
    Выражение из Библии, формула закона возмездия: "Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать" (Левит, 24, 20; об этом же - Исход, 21, 24; Второзаконие, 19, 21).

    Остались рожки да ножки
    Не совсем точная цитата из песенки неизвестного автора "Серенький козлик", появившейся в песенниках с 1855 г.

    От великого до смешного один шаг
    Эту фразу часто поторял Наполеон во время бегста из России в декабре 1812 г. своему послу в Варшаве де Прадту, который рассказал об этом в книге "История посольства в Великое герцогство Варшавское" (1816). Первоисточником ее является выражение французского писателя Жана-Франсуа Мармонтеля (1723-1799) в пятом томе его сочинений (1787): "Вообще смешное соприкасается с великим".

    Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!
    Цитата из трагедии А. С. Пушкина "Борис Годунов", сцена "Царские палаты" (1831), монолог Бориса (Мономах по-гречески единоборец; прозвание, писоединявшееся к именам некоторых византийских императоров. В древней Руси это прозвание закрепилось за великим князем Владимиром (нач. XII в.), от которого вели свое происхождение московские цари. Шапка Мономаха - венец, которым венчались на царство московские цари, символ царской власти). Приведенной цитатой характеризуется какое-либо тяжкое положение.

    Панический страх
    Возникло из греческих мифов о Пане, боге лесов и полей. Согласно мифам, Пан наводит внезапный и безотчетный ужас на людей, особенно на путников в глухих и уединенных местах, а также на войска, бросающиеся от этого в бегство. Отсюда же возникло слово "паника".

    Пир во время чумы
    Название драматических сцен А. С. Пушкина (1832), основой для которых послужила сцена из поэм английского поэта Джона Вильсона "Чумной город" (1816). Употребляется в значении: пир, веселая, беспечная жизнь во время какого-либо общественного бедствия.

    Платон мне друг, но истина дороже
    Греческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) в сочинении "Федон" приписывает Сократу слова "Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине". Аристотель в сочинении "Никомахова этика", полемизируя с Платоном и имея в виду его, пишет: "Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине". Лютер (1483-1546) говорит: "Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть" ("О порабощенной воле", 1525). Выражение "Amicus Plato, sed magis amica veritas" - "Платон мне друг, но истина дороже", сформулировано Сервантесом во 2-й части, гл. 51 романа "Дон-Кихот" (1615).

    Плоды просвещения
    Название комедии Л. Н. Толстого (1891).

    Плясать под чужую дудку
    Выражение употребляется в значении: действовать не по собственной воле, а по произволу другого. Восходит к греческому историку Геродоту (V в. до н.э.), который в 1-й книге своей "Истории" рассказывает: когда персидский царь Кир покорил мидян, малоазийские греки, которых он прежде тщетно пытался склонить на свою сторону, выразили готовность подчиниться ему, но при известных условиях. Тогда Кир рассказал им следующую басню: "Один флейтист, увидевши рыб в море, стал играть на флейте, ожидая, что они выйдут к нему на сушу. Обманувшись в надежде, он взял сеть, закинул ее и вытащил множество рыб. Видя, как рыбы бьются в сетях, он сказал им: "Перестаньте плясать; когда я играл на флейте, вы не хотели выходить и плясать". Басня эта приписывается Эзопу (VI в. до н.э.).

    Победителя не судят
    Эти слова приписываются Екатерине II, которая будто бы выразилась так, когда А. В. Суворов был предан военному суду за штурм в 1773 г. Туртукая, предпринятый им вопреки приказанию фельдмаршала Румянцева. Однако рассказ о произвольных действиях Суворова и об отдаче его под суд опровергается серьезными иследователями.

    Познай самого себя
    По преданию, сообщаемому Платоном в диалоге "Протагор", семь мудрецов древней Греции (Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон), сойдясь вместе в храме Аполлона в Дельфах, написали: "Познай самого себя". Мысль о познании себя разъяснял и распространял Сократ. Выражение это часто употребляется в латинской форме: nosce te ipsum.

    После нас хоть потоп
    Фраза эта приписывается французском королю Людовику XV, но мемуаристы утверждают, что она принадлежит фаворитке этого короля, маркизе Помпадур (1721-1764). Она сказала ее в 1757 г., чтобы утешить короля, удрученного поражением французских войск при Росбахе. Возможно, что эта фраза - отзвук стиха неизвестного греческого поэта, который часто цитировали Цицерон и Сенека: "После моей смерти пусть мир в огне погибнет".

    Потемкинские деревни
    В 1783 г., по инициативе государственного деятеля времен Екатерины II князя Г. А. Потемкина (1739-1791), к России был присоединен Крым, включенный в состав Новороссии. Современники рассказывали, что Потемкин, с целью показать Екатерине процветание новой территории (во время ее поездки в 1787 г. на юг), возвел на пути императрицы селения, бывшие сплошь декорациями, выставлял для встречи ее празднично одетых людей, пригнанных издалека, но выдававшихся за местных жителей, показывал склады хлеба, в которых мешки вместо муки были набиты песком, перегонял ночью из одного места в другое одно и то же стадо скота, насадил в Кременчуге и других городах парки, причем посадка производилась на несколько дней, так что насаждения гибли после проезда Екатерины, и т.д.

    Промедление смерти подобно
    В 1711 г., перед Прусским походом, Петр I направил письмо в недавно учрежденный Сенат. Благодаря сенаторов за их деятельность, он требовал и впредь не медлить необходимыми распоряжениями, "понеже пропущение времени подобно смерти невозвратно". Крылатость слова Петра получили в более краткой форме: "Промедление смерти подобно".

    Пуститься во вся тяжкая
    Большие колокола в древней Руси назывались "тяжкая". Характер колокольного звона, т.е. когда и в какие колокола следовало звонить, определялся "Типиконом" - церковным уставом, в котором выражение "ударять во вся тяжкая" означало: ударять сразу во все колокола. Отсюда возникло выражение "пуститься во вся тяжкая", которое употребляется в значении: сбиться с правильного жизненного пути, начать безудержно предаваться кутежам, разврату, мотовству и т.п.

    Развесистая клюква
    Выражение употребляется как шутливое обозначение вздорных сообщений о России и русских, принадлежащих плохо осведомленным иностранцам, вообще - чего-либо неправдоподобного, обнаруживающего полное незнакомство с предметом. Устная традиция считает источником этого выражения описание путешествия по России Александра Дюма-отц (1803-1870). Между тем в книгах, описывающих его путешествие по России, никаких грубых искажений в изображении русской природы, русских нравов и обычаев не встречается. В "Толковом словаре русского языка" под ред. Д. Н. Ушакова сообщается, что выражение "пошло от описания России, в котором поверхностный автор-француз сидел под тенью величественной клюквы". Можно предположить, что выражение "развесистая клюква" пародийного происхождения и возникло у русского автора, осмеивающего действительно анекдотические описания русской жизни, встречающиеся у некоторых малоосведомленных французских авторов.

    Раззудись, плечо! Размахнись, рука!
    Цитата из стихотворения А. В. Кольцова "Косарь" (1835).

    Редкая птица
    Это выражение (лат. rara avis) в значении "редкое существо" впервые встречается в сатирах римских поэтов, например, у Ювенала (серед. I в. - после 127 г. н. э.): "Редкая на земле птица, вроде как черный лебедь".

    Рожденный ползать летать не может
    Цитата из "Песни о Соколе" М. Горького.

    Руки прочь!
    Выражает требование невмшательства в дела кого- или чего-либо, сохранения неприкосовенности чего-нибудь. Это выражение как политический лозунг впервые употребил английский министр Вильям Гладстон (1809-1898) по адресу Австрии, занявшей осенью 1878 г. Боснию и Герцеговину.

    Рыльце в пуху
    Выражение из басни И. А. Крылова "Лисица и Сурок" (1813). Лисица жалуется Сурку, что она терпит напраслину и, оклеветанная, выслана за взятки:
    - Ты знаешь, я была курятнике судьей,
    Утратила в делах здоровье и покой,
    В трудах куска не доедала,
    Ночей не досыпала:
    И я ж за то под гнев подпала;
    А все по клеветам. Ну, сам подумай ты:
    Кто ж будет в мире прав, коль слушать клеветы?
    Мне взятки брать? да разве я взбешуся!
    Ну, видывал ли ты, я на тебя пошлюся,
    Чтоб этому была причастна я греху?
    Подумай, вспомни хорошенько...
    - Нет, Кумушка; я видывал частенько,
    Что рыльце у тебя в пуху.

    Выражение это употребляется в значении: быть причастным к чему-нибудь преступному, неблаговидному.

    С корабля на бал
    Выражение из "Евгения Онегина" А. С. Пушкина, гл.8, строфа 13 (1832):
    И путешествия ему,
    Как все на свете, надоели,
    Он возвратился и попал,
    Как Чацкий, с корабля на бал.
    Этим выражением характеризуется неожиданная, резкая перемена положения, обстоятельств.

    С милым рай и в шалаше
    Цитата из стихотворения Н. М. Ибрагимова (1778-1818) "Русская песнь" ("Вечерком красна девица..."):
    Не ищи меня, богатый:
    Ты не мил моей душе.
    Что мне, что твои палаты?
    С милым рай и в шалаше!

    Впервые напечатанное в 1815 г., это стихотворение приобрело большую популярность и стало народной песней.

    С чувством, с толком, с расстановкой
    Цитата из комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" (1824), д.2, явл.1.

    Синий чулок
    Выражение, обозначающее презрительное название женщин, всецело поглощенных книжными, учеными интересами, возникло в Англи в 80-х годах XVIII в. и не имело того пренебрежительного значения, которое получило позднее. Первоначально оно обозначало кружок лиц обоего пола, собиравшихся у леди Монтегю для бесед на литературные и научные темы. Душою бесед был ученый Бенджамен Стеллингфлит (1702-1771), который, пренебрегая модой, при темной одежде носил синие чулки. Когда он почему-либо не появлялся в кружке, там повторяли: "Мы не можем жить без синих чулок, сегодня беседа идет плохо, - нет синих чулок!". Таким образом, это прозвище впервые получил мужчина, а не женщина. Выражение особенно распространилось, когда Байрон употребил его в своей сатире на кружое леди Монтегю "The Blues" - "Синие".

    Синяя птица
    Пьеса Мориса Метерлинка (1862-1949), поставленная на сцене Московского Художественного театра 30 сентября 1908 г. Сюжет этой пьесы - приключения детей бедного дровосека в поисках Синей птицы. По словам Дуба в пьесе, Синяя птица - это "тайна вещей и счастья". "Если человек найдет Синюю птицу, он будет все знать, все видеть" (слова Кота).

    Смешенье языков французского с нижегородским
    Цитата из комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума".

    Соединять приятное с полезным
    Выражение из "Искусства поэзии" Горация, который говорит о поэте: "Всякого одобрения достоин тот, кто соединил приятное с полезным".

    Счастливые часов не наблюдают
    Цитата из комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума", д.1, явл. 4, слова Софьи.

    Умывать руки
    Употребляется в значении: устраняться от ответственности за что-либо. Возникло из Евангелия: Пилат умыл руки перед толпой, отдав ей Иисуса для казни, и сказал: "Не виновен я в крови праведника сего" (Матф., 27, 24). О ритуальном умывании рук, служащем свидетельством непричастности умывавшего к чему-либо, рассказывается в Библии (Второзаконие, 21, 6-7).

    Уязвимое место
    Возникло из мифа о единственно уязвимом месте на теле героя: пятка Ахилеса, пятно на спине Зигфрида и т.п. Употребляется в значении: слабая сторона человека, дела.

    Фортуна. Колесо Фортуны
    Фортуна - в римской мифологии богиня слепого случая, счастья и несчастья. Изображалась с повязкой на глазах, стоящей на шаре или колесе (подчеркивающем ее пстоянную изменчивость), и держащей в одной руке руль, а в другой - рог изобилия. Руль указывал на то, что фортуна управляет судьбой человека.

    Хорошо смеется тот, кто смеется последним
    Выражение принадлежит французском писателю Жану-Пьеру Флориану (1755-1794), употребившему его в басне "Два крестьянина и туча".

    Цель оправдывает средства
    Мысль этого выражения, являющегося основой морали иезуитов, заимствована ими у английского философа Томаса Гоббса (1588-1679).

    Человек человеку волк
    Выражение из "Ослиной комедии" древнеримского писателя Плавта (ок. 254-184 гг. до н.э.).

    Что и требовалось доказать
    Этой формулой кончается каждое математическое рассуждение великого греческого математика Евклида (III в. до н.э.).

    Что имеем, не храним, потерявши, плачем
    Название водевиля (1844) С. Соловьева

    Язык родных осин
    Выражение из эпиграммы (1884) И. С. Тургенева на Н. Х. Кетчера (1809-1886), переводчика Шекспира; переводы его отличаются исключительной близостью к подлиннику, которая часто вредит поэтичности:
    Вот еще светило мира!
    Кетчер, друг шипучих вин;
    Перепер он нам Шекспира
    На язык родных осин.
    Это выражение употребляется иронически по поводу грубых переводов с иностранных языков на русский.

Если бы я увидела Брэда Питта, я бы тоже вела себя, как идиотка!
- Хороших мужиков разбирают еще щенками
- Замужем не значит мёртвая!
- У тебя ноги уже кончились, а платье еще не началось!
- Думала оргазм,а оказалось – это астма
- ...и принц где-то начёсывает хвост белого коня и к вам не торопится...
- Ох и помотало же тебя по чужим кроватям!
- Так вы медик? Что же вы сразу не сказали? Я бы не прессовала вас. Я думала, вы дурочка!
- А какую Вы хотите жену? Ну купите надувную!

  • 13 ноябрь 2012, 00:51


Не паникуй. Это самое страшное. Если не паниковать - выход всегда найдется.
Стас Карпов

Не волнуйтесь, сегодня не полнолуние - кожу сдирать не буду.
Стас Карпов

Правильно! Выкини сигарету пока она не испортила тебе жизнь!
Стас Карпов

С ума сойти! - Не стоит. Я там был, ничего хорошего.
Стас Карпов

Слышь! Куревом богат?
-Еще одно такое слышь - я тебе горло вырву.
-Ну извини - попутал.
Стас Карпов

Не надо разбрасываться эпитетами!
Стас Карпов

За что же это беды нам такие?
- За что, не за что - это погоды не меняет. Пошел дождь - иди под крышу, а не вопросы задавай.
Стас Карпов

У меня нет друзей, а врагов навалом, если я их начну перечислять, боюсь у тебя бумаги не хватит.
Стас Карпов

Реально говорят, что выбор всегда есть. Можно пытаться сложить из льдин слово «Вечность», а можно тупо прикончить снежную королеву.
Стас Карпов

Все коррупцию ругают. А она строить и жить помогает.
Стас Карпов

Падают те, кто должен упасть
Стас Карпов

Я думал, что ты реально их там кончишь обеих.
- А может и стоило, только мы не судьи. А о том, кто мы такие я вообще молчал бы.
Стас Карпов

Знаешь, следаки стараются относится к убитому больше как к куску мяса. Потому что если ты воссоздашь образ реального человека, то увидишь в нём много хорошего, как его любили. Ты можешь начать мстить за него.
Стас Карпов

На Фиделя Кастро почти 700 покушений было. Как бы не обогнать команданте…
Стас Карпов

Я не доставлю тебе проблем. Ни при каком раскладе. Даю слово.
- Моя жизнь - сплошная проблема… И кто сказал, что я буду против еще одной, если она из-за тебя?
Стас Карпов

Я всего лишь посол, а послов не убивают....
- Послов нет, а ослов да... а угрожать мне может только осёл. Не потому что я там крутой какой-то, а потому что мне плевать... плевать будем ли мы жить или умрём... или умру я а все останутся... или умрут все, кроме меня...
Стас Карпов

Скажи ей правду. Лучше один раз решиться и сделать, чем всю жизнь бояться и ничего не делать.
Стас Карпов

Прощать людей очень чревато.Никому не хочется проснуться с дыркой во лбу.
Стас Карпов

Дурак - это не внешний опыт, а твое самоощущение. Ты, Борь, дурак, пока таковым себя чувствуешь.
Стас Карпов

День добрый, Станислав Михайлович, как настроение?
- Сегодня что, вторник? Ну, значит, вторничное.
Стас Карпов

А мы неплохо смотримся: один псих, второй инвалид.
- Точно. Парад уродов.
Стас Карпов

Я не хамлю людям, они просто обижаются на факты.
Стас Карпов

Дьявол, говоришь? До этого ещё дожить надо. Дьявол - он далеко, а я близко. И я гораздо хуже.
Стас Карпов

Лучше хорошо зарабатывать, чем погибнуть на задержании банды.
Стас Карпов

В этом мире, Антошин, одиночки не выживают.
Стас Карпов

Я здесь сотни способов заработать знаю, но поверь: я не продаюсь.
Стас Карпов

Наша исправительная система только называется исправительной. А на самом деле она никого - я убежден - НИКОГО не исправила.
Стас Карпов

Насилие - не развесные карамельки. Ровно не отсыпешь.
Стас Карпов

В жизни есть только один способ для решения всех проблем, просто не все это признают. Насилие…
Стас Карпов

С людьми лучше не сближаться.
- Почему?
- Не чувствуешь боль потери!
Стас Карпов

Стас, ты же ему слово дал
- Слово, данное собаке, можно не сдержать…
Стас Карпов

Границы есть только у нравственности и человечности. У бесчеловечности и безнравственности их нет.
Стас Карпов

Стены ОВД полны мифов, которых не было!
Стас Карпов

Знаешь, кого ты мне напоминаешь? Тоненькую девочку, которая ведет на поводке огромную бойцовскую собаку - случись что, и собака порвет ее в клочья.
Стас Карпов

Это моя земля и воздух мой. Захочу - перекрою.
Стас Карпов

Я имею систему, а не людей.
Стас Карпов

Пьяными за руль только дураки садятся.
- Да я полжизни…
- Значит, полжизни дурак.
Стас Карпов

Ну, а Стасик-то здесь причем?
- А Стасик теперь за него отвечает, он берет его и тащит в допросную, и делает все так, чтобы это чудо провело здесь все праздники!
- Стасик может сделать так, что он лет 10 под стражей просидит!
Стас Карпов

Тарасов, у тебя топор есть?
- Топора нет.
- А пила какая-нибудь?
- Ну откуда у меня пила?
- А как же ты подследственных пугаешь?
Стас Карпов

Если завтра с Антошиным что-то случится, а мои ребята узнают, что я мог защитить его и не сделал этого, то уже послезавтра мою спину никто прикрывать не будет. И будут правы.
Стас Карпов

Если ты кого-то держишь, то нужно так держать, чтобы в следующий раз хребет сломать. А я вижу, что вы сил не рассчитали.
Стас Карпов

Поэт, да?
- Поэт-елочник.
- А такой стишок знаешь: «Сижу за решеткой в темнице сырой срубивший все елки упырь молодой»?
Стас Карпов

У дураков всегда никто не виноват.
Стас Карпов

Люди, на которых можно рассчитывать - это главное.
- А мне ты доверяешь?
- Причём тут доверие? Я сказал «рассчитывать», а доверие - это уже роскошь.
Стас Карпов

А ничего у тебя тут, чистенько. Подружку что ли завёл, Карпов?
- Да нет, сам убираюсь. Но можешь ты, если хочешь. Правда роль подружки не предлагаю, но полы мой сколько влезет.
Стас Карпов

Приятно, что теперь вы к пациентам «на Вы» обращаетесь. Оказывается, вежливость - это тоже вопрос денег.
Стас Карпов

Если бы все люди прощали, всё бы оставалось без наказанным - начался бы хаос!
Стас Карпов

Ты не боишься?
- Нет. Жить страшней, чем умирать.
Стас Карпов

Я думал, Карпов ничего не боится.
- Тебе разницу между страхом, рациональностью и глупостью объяснить?
Стас Карпов

Ежики плакали, но продолжали жрать кактус.
Стас Карпов

Борь… Ты хороший человек. Не лезь туда, где весит табличка «Осторожно, убьет». Даже я боюсь туда заглядывать.
- Тебе не кажется, что пора её сменить на что-то более нейтральное? Например, «Осторожно, еноты».
Стас Карпов

Охранять тебя будут, как президента Соединенных Штатов.
- Как Кеннеди? Нет уж, Стас, давай лучше как наших.
Стас Карпов

Я не хочу жить и постоянно бояться, что меня кто-то закроет!
- Не хочешь постоянно бояться, что тебя закроют? В депутаты иди.
Стас Карпов

  • 19 ноябрь 2012, 20:43

Ты называешь себя свободным. Свободным от чего, или свободным для чего?

Начинаешь с того, что отучиваешься любить других, и кончаешь тем, что не находишь больше в себе ничего достойного любви.

Возраст самомнения. Между 26 и 30 годом - прекрасная пора жизни, когда человек зол на судьбу за то, что он есть столь многое и кажется столь малым.

Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины.

Мы охладеваем к тому, что познали, как только делимся этим с другими.

В Германии гораздо больше чтут желание, нежели умение: это самый подходящий край для несовершенных и претенциозных людей.

Не давайте себя обманывать! Самые деятельные народы несут в себе наибольшую усталость, их беспокойство есть слабость, - в них нет достаточного содержания, чтобы ждать и лениться.

Хоть бы Европа в скором времени породила великого государственного мужа, а тот, кто нынче, в мелочную эпоху плебейской близорукости, чествуется как великий реалист, пусть пользуется мелким авторитетом.

Этим конституционным монархам вручили добродетель: с тех пор они не могут больше поступать несправедливо, - но для этого у них и отняли власть.

Иной лишь после смерти делается великим - через эхо.

Теперь это только эхо, через что события приобретают величие: эхо газет.

Дюринг, верхогляд, повсюду ищет коррупцию, - я же ощущаю другую опасность эпохи: великую посредственность - никогда еще не было такого количества честности и благонравия.

Эпоха величайших свершений окажется вопреки всему эпохой ничтожнейших воздействий, если люди будут резиновыми и чересчур эластичными.

Не то, что он делает и замышляет против меня днем, беспокоит меня, а то, что я по ночам всплываю в его снах, - приводит меня в ужас.

Познавая нечто в человеке, мы в то же время разжигаем в нем это, а кто познает лишь низменные свойства человека, тот обладает и стимулирующей их силой и дает им разрядиться. Аффекты ближних твоих, обращенные против тебя, суть критика твоего познания, сообразно уровню его высоты и низости.

Из своего озлобления к какому-то человеку стряпаешь себе моральное негодование - и любуешься собою после: а из пресыщения ненавистью - прощение - и снова любуешься собою.

Незаурядный человек познает в несчастьи, сколь ничтожно все достоинство и порядочность осуждающих его людей. Они лопаются, когда оскорбляют их тщеславие, - нестерпимая, ограниченная скотина предстает взору.

Бюргерские и рыцарские добродетели не понимают друг друга и чернят друг друга.

Кто честно относится к людям, тот все еще скупится своей вежливостью.

Кто беден любовью, тот скупиться даже своей вежливостью.

Что какой-то человек приходятся нам по душе, это мы охотно засчитываем в пользу его и нашей собственной моральности.

Фамильярность превосходящего нас человека озлобляет, так как мы не можем расплатиться с ним тою же монетой. Напротив, следует посоветовать ему быть вежливым, т. е. постоянно делать вид, что он уважает нечто.

Собака оплачивает хорошее расположение к себе покорностью. Кошка наслаждается при этом собою и испытывает сладострастное чувство силы: она ничего не дает обратно.

Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой.

  • 19 ноябрь 2012, 18:33

Был ведь человек умнейший и даровитейший, человек, так сказать, даже науки, хотя, впрочем, в науке...ну, одним словом, в науке он сделал не так много, и, кажется, совсем ничего. Но ведь с людьми науки у нас на Руси это сплошь да рядом случается.

Нет такой идеи, такого факта, которого бы нельзя было опошлить и представить в смешном виде.

И неизменно до сих пор продолжается: нашли дело и визжим от восторга. Увизжаться и провраться от восторга - это у нас самое первое дело; смотришь -года через два и расходимся врозь, повесив носы.

Красота спасет мир.

Вся вторая половина человеческой жизни составляется обыкновенно из одних только накопленных в первую половину привычек.

Настоящая правда всегда неправдоподобна...Чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи. Люди всегда так и поступали.

Если Бога нет, то какой же я после этого капитан?

Мистические идеи любят преследование, они им создаются.

В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя.

Россия есть игра природы, а не ума.

Правду говорят только те, у кого нет остроумия.

Человек не знает своей натуры.

Нельзя любить то, чего не знаешь!

Чтобы умно поступать, одного ума мало.

Гуманность есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть.

Влюбиться не значит любить: влюбиться можно и ненавидя.

Чтобы любить друг друга, нужно бороться с собой.

Не вы съели идею, а вас съела идея.

Человеку, кроме счастья, так же точно и совершенно во столько же, необходимо и несчастье!

Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели

  • 19 ноябрь 2012, 21:11

Даже бездоказательное злословие оставляет почти вечные следы.

Сказка - ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.

А счастье было так возможно,
Так близко!

Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она.

Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей!



Публикуем сборник истинных значений русских крылатых выражений и поговорок, которые знакомы буквально каждому с пелёнок. Узнать об истории происхождения этих идиом - настоящее удовольствие для всех ценителей нашего богатого языка!

1. Почему на западе испугались хрущёвской «кузькиной матери»?
Знаменитую фразу Хрущёва «Я вам покажу кузькину мать!» на ассамблее ООН перевели буквально - «Kuzma’s mother». Смысл фразы был совершенно непонятен и от этого угроза приобрела совершенно зловещий характер. Впоследствии выражение «кузькина мать» использовалось также для обозначения атомных бомб СССР.

2. Откуда взялось выражение «после дождичка в четверг»?
Выражение «после дождичка в четверг» возникло из-за недоверия к Перуну, славянскому богу грома и молнии, днём которого был четверг. Мольбы к нему часто не достигали цели, поэтому о несбыточном стали говорить, что это случится после дождичка в четверг.

3. Кто впервые сказал: «Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет»?
Выражение «Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет» не принадлежит Александру Невскому. Его автор - сценарист одноимённого фильма Павленко, переделавший фразу из Евангелия «Взявшие меч - мечом погибнут».

4. Откуда взялось выражение «игра не стоит свеч»?
Выражение «игра не стоит свеч» пришло из речи картёжников, говоривших так об очень небольшом выигрыше, который не окупает стоимости свечей, сгоревших во время игры.

5. Откуда взялось выражение «Москва слезам не верит»?
Во время возвышения Московского княжества с других городов взималась большая дань. Города направляли в Москву челобитчиков с жалобами на несправедливость. Царь иногда сурово наказывал жалобщиков для устрашения других. Отсюда, по одной из версий, произошло выражение «Москва слезам не верит».

6. Откуда взялось выражение «дело пахнет керосином»?
В фельетоне Кольцова 1924 года рассказывалось о крупной афере, раскрытой при передаче концессии на эксплуатацию нефти в Калифорнии. В афере были замешаны самые высокопоставленные чиновники США. Здесь же было впервые употреблено выражение «дело пахнет керосином».

7. Откуда взялось выражение «за душой ничего нет»?
В старину считали, что душа человека помещается в углублении между ключицами, ямочке на шее. В этом же месте на груди был обычай хранить деньги. Поэтому о бедном человеке говорят, что у него «за душой ничего нет».

8. Откуда взялось выражение «бить баклуши»?
В старину отколотые от полена чурки - заготовки для деревянной посуды - называли баклушами. Их изготовление считалось лёгким, не требующим усилий и умения делом. Сейчас мы употребляем выражение «бить баклуши» для обозначения безделья.

9. Откуда взялось выражение «не мытьём, так катаньем»?
В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной. Сегодня для обозначения достижения цели любым способом употребляется выражение «не мытьём, так катаньем».

10. Откуда взялось выражение «дело в шляпе»?
В старину гонцы, доставлявшие почту, зашивали под подкладку шапки или шляпы очень важные бумаги, или «дела», чтобы не привлекать внимания грабителей. Отсюда происходит выражение «дело в шляпе».

11. Откуда взялось выражение «вернёмся к нашим баранам»?
В средневековой французской комедии богатый суконщик подаёт в суд на пастуха, стянувшего у него овец. Во время заседания суконщик забывает о пастухе и осыпает упрёками его адвоката, который не уплатил ему за шесть локтей сукна. Судья прерывает речь словами: «Вернёмся к нашим баранам», ставшими крылатыми.

12. Откуда взялось выражение «внести свою лепту»?
В Древней Греции существовала мелкая монета лепта. В евангельской притче бедная вдова жертвует на строительство храма две последние лепты. Из притчи произошло выражение «внести свою лепту».

13. Откуда взялось выражение «верста коломенская»?
В 17 веке по распоряжению царя Алексея Михай­ловича между Москвой и летней царской резиденцией в селе Коломенском было заново произведено измерение расстояний и установлены очень высокие верстовые столбы. С тех пор высоких и худощавых людей называют «верстой коломенской».

14. Откуда взялось выражение «гнаться за длинным рублём»?
В 13 веке денежной и весовой единицей на Руси была гривна, делившаяся на 4 части («рубля»). Особенно увесистый остаток слитка называли «длинным рублём». С этими словами связано выражение про большой и лёгкий заработок - «гнаться за длинным рублём».

15. Откуда взялось выражение «газетная утка»?
«Один ученый, купив 20 уток, тотчас приказал разрубить одну из них в мелкие кусочки, которыми накормил остальных птиц. Несколько минут спустя он поступил точно так же с другой уткой и так далее, пока осталась одна, которая пожрала, таким образом, 19 своих подруг». Эту заметку опубликовал в газете бельгийский юморист Корнелиссен, чтобы поиздеваться над легковерием публики. С тех пор, по одной из версий, лживые новости называют «газетными утками».