Меню
Бесплатно
Главная  /  Профилактика  /  Что является предметом социальной психологии. Понятие и сущность общения. Предмет социальной психологии

Что является предметом социальной психологии. Понятие и сущность общения. Предмет социальной психологии

1. НЕМНОГО ИСТОРИИ

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце 19 в., хотя само понятие стало широко употребляться только в начале 20 века.

Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества.

Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей.

Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество.

Основные этапы развития социальной психологии как науки.

Первый этап – становление социальной психологии как науки (с середины 19 в. по начало 20-го). Определяются предмет изучения и основные проблемы.

Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии.

На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д.

Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап (до середины 40-х гг. xx в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования.

Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода – К. Левин, создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т. д.

Было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней). Он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план.

Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей.

Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями совершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной стратификации.

Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.

2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ

Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин включает ее в себя в качестве составной части. это создает трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода .

1) получил преимущественное распространение среди социологов: понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр.

2) Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность . Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения.

3) Третий подход. В каком-то смысле с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе . В этом случае, естественно, проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода.

Итого: Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

В качестве основного объекта исследований в социальной психологии выступает личность в системе социальных связей, отношений.

Предмет социальной психологии: закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. (Г.Андреева)

Как известный компромисс сложилось такое положение, что практически сейчас существуют две социальные психологии : одна, связанная преимущественно с более «социологической», другая – преимущественно с «психологической» проблематикой. Так, например, в США социальная психология официально существует «дважды»: ее секция есть внутри Американской социологической ассоциации и внутри Американской психологической ассоциации; в предисловиях к учебникам обычно указывается, является ли автор социологом или психологом по образованию. В 1954 г. в США по предложению известного социального психолога Т.Ньюкома в одном из университетов был поставлен любопытный эксперимент: курс социальной психологии читался половине студентов одного курса в первом семестре лектором-социологом, второй половине во втором семестре – лектором-психологом. После окончания курсов студентам было предложено провести дискуссию по проблемам социальной психологии, но она не получилась, так как студенты были в полной уверенности, что прослушали совершенно различные курсы по совершенно различным дисциплинам (см.: Беккер Г., Босков А., 1961). Изданный в США в 1985 г. учебник К.Стефан и В.Стефан так и называется «Две социальные психологии». Конечно, такая двойственность вызывает ряд неудобств. Она может быть допустима лишь на каком-то этапе развития науки, польза от дискуссий о ее предмете должна заключаться, между прочим, и в том, чтобы способствовать однозначному решению вопроса.

В рамках социальной психологии можно выделить несколько психологических школ. Это: функционализм, бихевиоризм, гуманистическая психология, когнитивизм и интеракционизм.

Функционализм (или функциональная психология) возник под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера.

Г. Спенсер полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп.

Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации – приспособления к сложным условиям жизни. Главная социально-психологическая проблема функционализма – проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) – поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон, Б. Скиннер и др.).

Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях. Центральная проблема бихевиоризма – проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок.

Выделены четыре закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.

Психоаналитическое направление связано с именем З. Фрейда. Исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении.

Он полагал, что центральной движущей силой человека выступает совокупность влечений.

Некоторые из аспектов данного направления получили развитие в работах К. Юнга и А. Адлера. Социально-психологические проблемы направления: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста.

В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.

Когнитивизм трактует социальное поведение человека как совокупность преимущественно познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.).

Проблема когнитивизма – принятие решений человеком. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования.

Интеракционизм (позднее символический интеракционизм) исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения.

Основная идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов.

Большинство психологических школ можно разграничить лишь с известной долей условности, поскольку все они исследуют человека в группе, обществе, мире.

Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения.

Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, спорта, сферы обслуживания и т. д.

Все это стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Социальная психология по существу является наукой, стоящей весьма близко к социальным и политическим проблемам, а потому возможно использование ее результатов различными общественными силами .

Для социальной психологии актуально одновременное решение двух задач : выработка практических рекомендаций , полученных в ходе прикладных исследований, необходимых практике; «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Французский социальный психолог С. Московией справедливо заметил, что задачи для социальной психологии задает именно общество, оно диктует ей проблемы (Московией, 1984).

Теоретические задачи социальной психологии:

Дань Андреевой:

-- корректное отношения к зарубежной социальной психологии, прежде всего к содержанию ее теоретических концепций, а также методов и результатов исследований. (видимо, имеется в виду критика советского нигилизма, отрицающего любые достижения западной науки)

-- задача тщательной отработки проблемы прикладного исследования в социальной психологии.(высокий профессионализм, проф.этика, гражданская и соц.позиция ученого)

1. Продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;

2. Содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;

3. Исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);

4. Социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;

5. Анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества;

6 .Взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;

7. Обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.

Прикладные задачи:

1) осмысление места и роли человека в изменяющемся мире; выявление типов социально-психологических характеров;

2) исследование всего многообразия отношений и общения, их изменения в современном социуме;

3) выработка социально-психологического отношения на природу государства, политики, экономики и общества;

4) разработка теорий социальных конфликтов (политических, межгосударственных, этнических);

5) выработка теоретических основ социально психологической диагностики, консультирования и оказание различных видов помощи нуждающимся в этой помощи слоям населения.

Социальная психология должна помочь разобраться в механизмах преступного поведения, явлениях массовых забастовок и протестах населения, вести переговоры по освобождению заложников, принимать участие в решении проблем конкретного общества .

5. ФУНКЦИИ

Функции социальной психологии:

1) интеграция и трансляция социального опыта, на основе которого формируется единое направление мыслей, воли и чувств, в данной социальной группе;

2) социальная адаптация – приведение индивидуального сознания в соответствие с принципами и нормами, господствующими в данной социальной группе;

3) социальная корреляция – приведение поведения личности в соответствие с нормами, принятыми в данном социуме;

4) социальный контроль – регуляция поведения личности системой неформальных санкций общества;

5) психологическая разгрузка – освобождение от социально-психологического напряжения, без нарушения общепринятых норм;

6) социальная активация – усиление человеческой деятельности благодаря активизации массовых эмоций.


Похожая информация.


Различное понимание предмета социальной психологии является предпосылкой создания разных образов социальной реальности, разного видения человеческих связей и отношений, что свидетельствует существование в определенной степени разных социальных психологий.

Предмет социальной психологии. Предмет социальной психологии вызревал длительное время. В этом процессе выделяют следующие периоды:

1. Накопление социально-психологических знаний в сфере общественных и естественных наук (с древних времен и до середины XIX ст.).

2. Выделение социальной психологии из социологии и психологии и формирование ее как самостоятельной отрасли знания (вторая половина XIX века. - начало XX вв.).

3. Оформление социальной психологии как самостоятельной науки (20-е годы XX века).

На всех этапах развития социальной психологии существовали различные, даже альтернативные толкования ее предмета. Так, американский ученый Гордон Уиллард Олпорт (1897-1967) усматривал назначение социальной психологии в объяснении влияния реальной, мнимой или предполагаемого присутствия других людей на мысли, чувства и поведение индивидов. Такой же позиции придерживается современный американский социальный психолог Дэвид Майерс, утверждая, что социальная психология является наукой о том, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу.

Принципиально иным является взгляд на предмет социальной психологии французского ученого Сержа Московичи, который рассматривает социальную психологию как науку о группы и индивиды, которые создают свою реальность (она, по сути, является их единственной реальностью), управляют друг другом и формируют связи, которые их объединяют или разъединяют.

Длительное время не было единства во взглядах на предмет социальной психологии и в бывшем Советском Союзе. Например, российский психолог, основатель и директор Московского психологического института Георгий Челпанов (1862-1936) предлагал разделить психологическую науку на социальную психологию и собственно психологию. Не соглашаясь с таким подходом, известный физиолог, основатель рефлексологии Владимир Бехтерев (1857-1927) в своем фундаментальном труде "Коллективная рефлексология" утверждал, что предметом социальной психологии является изучение деятельности участников собраний в широком смысле этого слова. Собственно социально-психологические проблемы, по его мнению, должна решать специальная отрасль психологического знания - коллективная рефлексология. Коллектив он рассматривал как сборную личность, а главным его признаком считал общность задач и интересов, что побуждает к единству действий. Среди социально-психологических механизмов Бехтєрев выделял взаимодействие, общение, а среди коллективных - наследственные рефлексы, настроение, наблюдения, творчество, согласованность действий, сосредоточение. По его утверждениям, люди объединяются в коллективы в результате взаємонавіювання, взаемонаслидування, взаимоиндукции. Экспериментальными исследованиями влияния общения и совместной деятельности на формирование процессов восприятия и памяти Бехтєрев основал экспериментальную социальную психологию.

В 50-60-е годы XX века. было развернуто еще одну дискуссию, в процессе которой выкристаллизировали три подхода во взглядах на предмет социальной психологии. Ученые-социологи интерпретировали социальную психологию как науку о "масовидні явления психики". Представители психологического подхода считали предметом исследования социальной психологии личность. Третий подход заключался в попытках синтезировать оба предыдущие, опираясь на видении социальной психологии как науки, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Такое стремление "психологізувати" социологию и "соціологізувати" психологию нередко приводило к отождествлению объектов и предметов их исследований. Иногда оно заметно и сейчас, прежде всего в попытках определить предмет социальной психологии через перечень объектов, которые она должна изучать. К тому же этот перечень (далеко не полный) еще не указывает на специфику социально-психологического подхода, ведь психологические особенности групп, закономерности поведения и деятельности в процессе взаимодействия с другими людьми, кооперация, формы общения, массовые психические явления и т. п. могут быть объектом исследования многих наук - социологии, психологии труда, психологии управления, политологии и тому подобное.

В различные периоды развития социальной психологии, ее предметом считали:

Причинную обусловленность психического социальным. Вокруг этой проблематики дискутировали ученые в 20-е годы XX века, что стимулировало развитие социально-психологических исследований в рамках общей психологии и педагогики;

Соотношение социальной (общественной) психологии и идеологии, психологии социальных групп и личности (традиции, общественное мнение, обычаи, другие массовые психические явления общественного сознания);

Закономерности поведения людей, обусловленные их совместной деятельностью, взаимодействием и взаимовлияниями. Этот взгляд на социальную психологию, что соединил психологический и социологический подходы, сформировался в результате дискуссий о предмете социальной психологии в 20-е, 60-е годы XX века. Он показал, что предмет социальной психологии можно определять, беря за основу как личности, так и массовые психические явления. Пользуясь этими критериями, современный российский социальный психолог Галина Андреева предметом социальной психологии считает изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

в Связи с первыми двумя подходами предмет социальной психологии определяли с точки зрения психологии или социологии. Социологический подход очерчивал предмет социальной психологии от "внешнего" к "внутреннего", то есть от общества, социальной среды, группы к индивиду. Сторонники психологического подхода основой предмета социальной психологии считают личность, ее психологические особенности, межличностные отношения.

Признание того, что социальная психология основывается, с одной стороны, на социологии, а с другой - на психологии, не способствовало становлению ее как самостоятельной науки. Поиск новой парадигмы в определении предмета исследования продолжается и сейчас. Понимание социальной психологии как промежуточного звена между социологией и психологией привело к тому, что, например, в США она функционирует на правах секции Американской социологической ассоциации и секции Американской психологической ассоциации. Подобная ситуация сложилась и в других странах. Так, в российской и отечественной социальной психологии большинство исследователей рассматривают ее как науку с двойным предметом (психологические свойства человека, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми; особенности социально-психологических процессов и феноменов, порождающие эти психологические свойства).

Такое понимание предмета социальной психологии требует уточнения. Поэтому эти проблемы активно обсуждаются отечественными и зарубежными учеными. Вполне рациональным является утверждение современного российского социального психолога П. Шихірєва, что, независимо от того, в русле которой из наук формировалась социальная психология, ее основу составляют следующие ведущие идеи: ценностное отношение (оценка) как регулятор поведения; форма его существования и способы функционирования; социальное взаимодействие (общение) как среда зарождения и существования ценностного отношения. И именно в ценностном отношении фиксируется представление людей о том, что существует, или то, к чему они стремятся в отношениях с другими людьми, группами, обществом.

Кризисные явления в развитии социальной психологии, которые поразили ее в 60-70-е годы XX века, вызваны тем, что слишком долго она была індивідуалістичною, неспособной объяснить социальное поведение людей в больших социальных группах. Так, один из самых последовательных критиков "лабораторной культуры" американской социальной психологии С. Московичи обвиняет ее в неспособности предсказать студенческие бунты и демонстрации в 70-е годы XX века, раскрыть проблемы социального неравенства, политического насилия, национальных и расовых конфликтов, социальной напряженности. Речь идет о наполнении социальной психологии адекватным социальным содержанием, ее "соціологізацію", что стимулируется не столько развитием теории, сколько объективными жизненными потребностями, необходимостью учитывать человеческий фактор в решении общественных проблем и начертании перспектив развития общества. Поэтому все больше ученых рассматривает социальное (социальный процесс) как общее изменение людьми своего социума, как особое пространство мышления и реальности. А социальная психология активно пользуется категориями "социально-психологическое пространство", "социально-психологическая реальность".

Социально-психологическое пространство - объективная форма субъективного восприятия, представленного системой определенных оценок, представлений и образов; социальная деятельность людей или групп, отношения и взаимодействие между ними, их намерениях, позиции и цели, взаимосвязи и взаимозависимости.

Социально-психологическое пространство непосредственно влияет на деятельность людей. Он опосредованное предметным, физическим средой, материализованным пространством общности, ее системными свойствами (целостность, структурность, функциональная однородность и проч.).

Социально-психологическая реальность - качественно новое образование, которое возникает на границ/ социального и психического, имеет существенные признаки каждого из них и в котором важными являются закономерности и механизмы взаимосвязи социального и психического, их взаимодействие, взаимозависимость и взаимовлияние.

Отдельные социальные психологи социально-психологической реальностью считают социальную психику как совокупность взглядов, намерений, чувств, мыслей, выражающих готовность к определенным действиям. Она, по их мнению, возникает в процессе общения, взаимодействия между людьми, связывает в единое целое элементы индивидуального и социального за внутренними законами социума, а потому имеет относительно индивидов принудительную силу. Влияя на поведение индивида, социальная психика приводит ее в соответствии с требованиями конкретной общности. При этом она не является носителем "истины " или "норм ценности", а лишь одобрением или неодобрением группой, принятием или неприятием определенного действия, доверия или недоверия субъекта - носителя или потребителя информации.

Другие ученые утверждают, что для определения предмета науки необходимо выделить из реальности, которую она изучает, существенное и существенное, отличительное, которая отличает ее от другой науки. С этих позиций социальную психологию определяют как науку о закономерностях становления социально-психологической реальности, ее структуру, механизмы развития и функционирования. При этом возникают вопросы: существует Ли такая реальность? Если существует, то в чем заключается ее содержание? Что есть общего и отличного между ней и социальной или психической (психологической) реальностями, какое место занимает она в общей структуре бытия?

Социальную психологию характеризуют как науку, которая изучает конкретные механизмы взаимосвязи социального и психического, их взаимодействие и взаимозависимость. Каждое социальное явление имеет свой психологический аспект, который преломляется через психологические особенности конкретных лиц и социальных групп. При этом психическое отражение является порождением и следствием активности человека, которая возможна только в процессе реальной деятельности, общения, взаимодействия с другими людьми. Известно также, что психическое существует в форме специфического субъективного мира человека. Его специфика заключается в том, что образы психической реальности для индивида отличаются от явлений внешней реальности, но одновременно является для него вполне реальными образованиями. Именно благодаря этой реальности, ее способности проявляться в динамике психических процессов, мотивов, предметных действий, состояний личности становится возможным воздействие психического на жизнь лица, на регуляцию ее деятельности и отношений. Психическое е не только формой отражения социального, но и средством его регуляции и существования. Осознание этого дает возможность рассматривать социально-психологическое отражение как психическое отражение. Речь идет о том, что все социально-психологические явления возникают в форме психических (субъективных) образов, переживаний, состояний.

Социально-психологические явления - феномены, выминают в результате взаимодействия субъектов коммуникативного процесса (отдельных индивидов и общностей) в определенных условиях, воспроизводят социально-психологическую реальность, побуждают и регулируют поведение людей, способствуют организации разных форм деятельности и общения, осуществляют обмен Информацией и переживаниями.

Основными социально-психологическими явлениями являются: общность, образ жизни, стереотип, общение, конфликт, настроение и прочее. Возникают и распространяются они в результате действия умышленно создаваемые (слухи, различные объединения и т. п) и тех, что возникли и развились стихийно (мода и др.) механизмов. Универсальными механизмами социально-психологических явлений есть подражания, внушения, заражения, убеждения и тому подобное. Социально-психологические явления классифицируют по содержанию (нормальные и деформированные), степенью устойчивости (динамические - например, различные виды общения, динамико-статичные - например, настроения; статические - например, традиции, обычаи) и др.

Объектом социально-психологического отражения есть не все окружающее, а только то, что связано с взаимодействием людей, их совместной деятельностью. Итак, социально-психологическое отражение обусловлено появлением качественно нового образования - группового субъекта деятельности (социальной группы, общности и проч.), что существенно изменяет характер регуляции между людьми, поскольку взаимодействие между ними, их совместная деятельность невозможны только на основе інтерсуб"єктивних отношений. В результате субъективного отражения объективной реальности возникает социальное поведение людей, которое всегда нуждается в координации, распределения функций, контроля, то есть должна функционировать на основе определенных общественно (совместно выработанных норм. Социальное действие на основании норм и ценностей реализуется через чувства, переживания, представления конкретных людей. Социально-психологическое отражение является социальным по содержанию и психическим по форме и способу регуляции.

Итак, для уточнения предмета социальной психологии и ее места в системе научного знания принципиальное значение имеет выяснение соотношения социального и индивидуального, поскольку их интеграция и выявления новой реальности является определяющей в развитии социальной психологии как самостоятельной отрасли знания (рис. 3).

Рис. 3. в

Предмет социальной психологии - изучение закономерностей и механизмов возникновения, функционирования и проявления реальности, которая формируется в процессе субъективного отражения человеком объективных социальных отношений и социальных общностей.

Это определение охватывает важнейшие сущностные признаки социальной психологии:

Личностные механизмы регуляции социального процесса;

Ценностное отношение индивида к социальному, что позволяет социальной психологии объяснить поведение человека в социальной среде, конкретной группе; как ее поведение, возникшее в результате субъективного воспроизведения индивидом объективного мира, деятельность влияют на функционирование социальной общности, которым является индивидуальный вклад каждого человека в работу группы;

Социально-психологические факторы, которые определяют развитие активности личности и группы;

Социальные общности, массовые явления, которые влияют на человека и его поведение.

Итак, современное понимание предмета социальной психологии не ограничивается исследованием традиционных сфер, а раскрывает механизмы взаимоотношений на уровне "группа - общество", "индивид - общество". Это свидетельствует, что предмет социальной психологии охватывает все более широкую социально-психологическую реальность, связанную с массовым сознанием и массовым поведением людей.

Задачи социальной психологии

Развиваясь в единстве теоретических и практических аспектов, социальная психология постоянно углубляет и расширяет свой предмет, параллельно решая конкретные социально-психологические проблемы, тем самым выполняя разнообразные теоретические и прикладные задачи:

Решения общих научных проблем, связанных с. формированием знаний о социально-психологическую реальность, объяснением процесса субъективного отражения объективной действительности, разработкой социально-психологических концепций о взаимодействии между людьми и социальными спільностями, методологию, методы, способы социально-психологических исследований (социально-психологические проявления личности, сфера общения, межличностных отношений и групповых процессов, социально-психологические явления в макросреде и др.);

Изучение проблем, связанных с изменениями социально-психологической реальности, анализом путей и средств воздействия на механизмы ее становления, развития и функционирования;

Теоретическое осмысление места и роли человека, развивающийся в обществе, которое также меняется; выявление конкретных социально-психологических характеристик личности, наиболее распространенных ее социально-психологических типов, коммуникативных программ поведения;

Исследование отношений и общения, в том числе в экстремальных и конфликтных условиях, а также в связи с утверждением в социуме новой системы ценностей и форм собственности;

Выработка теоретических основ социально-психологической диагностики, консультирования и оказания помощи.

Какие бы задачи не решала социальная психология, она должна корректно относиться как к достижений отечественной науки и практики, так и в теоретических и прикладных достижений зарубежных ученых.

Социальная психология в качестве самостоятельной науки начала свое формирование с конца XIX века. Большинство ее вопросов формировалось в рамках философии взаимоотношений людей в обществе. Однако изучение поставленных проблем было достаточно трудоемким и вскоре произошла интеграция, которая и определила психологию и социологию в качестве отдельных самостоятельных наук. Так, социальная психология стала решать наиболее актуальные задачи, такие как: выработки практических рекомендаций и становление целостной системы, разработка методологии исследований и теорий. Специфика науки заключается в изучении закономерностей деятельности людей и их поведения, а также психологических характеристик социальных групп.

Предмет социальной психологии определяется вопросом о изучении в качестве самостоятельной отрасли знания. Предметом исследования в данной области выделяется сама личность, изучаемая в социуме, группе и обществе, поскольку исследует общую специфику социальных взаимодействий. Таким образом, предмет социальной психологии - это сам человек в обществе. Наиболее важным является положение в коллективе и группе. В ходе изучения также рассматриваются характеристики и особенности социальных групп, проблемы внутригрупповых и межгрупповых отношений, и многое другое. Каждая социальная группа отличительна, поскольку имеет индивидуальные, свойственные только ей, характеристики.

Основные методы социальной психологии .

Методы социальной психологии заключаются в способах познания главных социально-психологических явлений и закономерностей. Они нацелены на совокупность показателей, раскрывающих сущность явлений или процессов. Рассмотрим более подробно эти методы социальной психологии :
методы феноменологизации и концептуализации - данная группа методов нацелена на проведение предварительной работы по систематизации интересуемых социально-психологических проблем и феноменов, вычленение которых осуществляется в соответствии с потребностями социума. Концептуализация же осуществляется при соотнесении теорий и моделей;
методы исследования и диагностики - к методам исследования относятся такие методы социальной психологии , как:
наблюдение - строгофиксируемое целенаправленное восприятие социально-психологического явления. Оно позволяет ответить на следующие вопросы: Что необходимо наблюдать? Как зафиксировать полученный результат?;
опрос (письменный и устный) - метод изучения общения, мнений, лидерства, а также социальных отношений в коллективах и группах. Главную роль здесь играет мотивация, т. е. желание ответить искренне;
эксперимент - вмешательство исследователя в социальную деятельность группы с целью обеспечения определенных условий, способствующих обнаружению социально-психологического факта. Данный тип метода подразделяется на лабораторный (искусственно созданный) и естеспвенный;
моделирование - исследовательский метод, направленный на формирование моделей необходимого для изучения социально-психологического явления;
к методам диагностики относятся такие методы социальной психологии , как:
тестирование - стандартизированное испытание, которое предназначено непосредственно для измерения большинства социально-психологических переменных;
методы обработки и интерпретации - применяются в основном статистические методы для нахождения отклонений от среднего,уровня значимости, корреляции, средних значений, значения связи между переменными, достоверности, а также составления факторного анализа. Они позволяют изучить имеющиеся закономерности и предоставить всю информацию в наглядной форме, т. е. перейти от закономерностей и чисел к психологическим суждениям и понятиям
методы коррекции и терапии - способствуют развитию и улучшению групповых и личностных характеристик, навыков и умений;
методы мотивирования и управления - применяются для обесечения оптимального функционирования групп и отдельных личностей и побуждения их к деятельности для достижения единой цели;
методы обучения и развития - направлены на реализацию социально-психологического потенциала в ходе повышения эффективности усвоения умений, знаний и навыков; способствуют повышению компетентности;
методы конструирования и творчества.

.

Наука социальная психология занимается изучением личности и ее социального взаимодействия в конкретном обществе или группе. Проблемы социальной психологии скрываются в проявлении личностных черт, значительно различающихся в разных группах и социумах. В одних условиях могут раскрываться личностные черты, а совершенно в иных - могут и вовсе не проявиться. Основным главным ориентиром остаются взаимоотношения с социальной группой самой личности.

С незапамятных времен человек задумывался над тем, как лучше понимать других людей, влиять на них, устанавливать с ними определенные отношения. Это было вызвано потребностями практики - поиском наилучших форм организации и взаимодействия людей в различных областях - хозяйственной, политической, военной, воспитательной, лечебной и др.

Почему различные люди по-разному воспринимают и оценивают одни и те же явления? Как формируются убеждения человека и можно ли их изменить? Какие силы и каким образом влияют на поведение людей? На какой основе мы доверяем или, наоборот, не доверяем тому или иному человеку? Почему люди часто соглашаются с мнением большинства? Каким образом можно согласовать действия нескольких человек и даже больших масс людей? Отчего многие из нас стремятся помогать другим? Что может вызывать агрессивное поведение людей? По каким причинам люди ссорятся? Почему так разнообразны проявления дружбы и любви? Возможно ли обучение успешному общению? Как особенности взаимоотношений людей могут отражаться на их здоровье?

На все подобные вопросы, вытекающие из многообразных форм контактов между людьми, пытается ответить такая отрасль научного знания, как социальная психология. Это наука, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний.

Предметом исследования в социально-психологической науке являются различного рода контакты между людьми. Эти контакты могут быть непосредственными, как говорится, «лицом к лицу». Они бывают и опосредствованными: например, путем использования средств массовых коммуникаций - прессы, радио, телевидения, кино, Интернета. Таким образом осуществляется влияние на людей не только со стороны тех или иных лиц, но и отдельных социальных групп, и общества в целом. Контакты между людьми могут быть случайными и сравнительно непродолжительными, как разговор двух попутчиков в одном купе железнодорожного вагона. И, наоборот, межличностные контакты могут приобретать систематический и продолжительный характер - в семье, на работе, в компании друзей. При этом объектом социальной психологии выступают не только небольшие по своей численности группы людей, но и такие общности, которые включают в себя значительное количество распределенных на большой территории лиц. Это нации, классы, партии, профессиональные союзы, крупные контингенты различных предприятий, фирм. Эти общности могут характеризоваться различной степенью организованности. Сравним, например, огромную толпу на площади, собравшуюся по поводу массового праздника, и крупное воинское подразделение. Самые разнообразные большие группы также выступают в качестве объектов социальной психологии. Те или иные отношения возникают не только между отдельными индивидами, но и между целыми группами, как малыми, так и большими. Межгрупповые отношения могут носить различный характер - от взаимопонимания и сотрудничества вплоть до острой конфронтации.

Рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить следующие ее разделы:

Социальная психология личности;

Социальная психология общения и межличностного взаимодействия;

Социальная психология групп.

Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную общественной природой личности, ее включенностью в различные группы и общество в целом. Это вопросы социализации личности, ее социально-психологических качеств, мотивации поведения, влияния на него социальных норм.

Социальная психология общения и межличностного взаимодействия рассматривает различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), механизмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей - от кооперации до конфликта. Тесно связаны с данной проблематикой и вопросы социального познания, такие как восприятие, понимание и оценка людьми друг друга. Социальная психология групп охватывает групповые явления и процессы, структуру и динамику малых и больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.

Само по себе название науки - социальная психология - уже говорит о ее тесной связи и с социологией, и с психологией. Это положение обусловливает различное понимание проблематики социальной психологии и ее места в системе наук как отечественными, так и зарубежными исследователями. Одни из них считают, что социальная психология целиком входит в систему психологических наук. Другие, наоборот, включают ее в состав социологии. Третьи полагают, что социальная психология - это наука пограничная, рассматривающая проблематику, которая должна изучаться и психологами, и социологами, но с различных методологических и теоретических позиций. Дискуссии о предмете социальной психологии, ее месте в системе наук продолжаются. Все это говорит о сравнительной молодости социальной психологии как науки.

Объект социальной психологии – отдельно взятая личность из группы, малая, средняя или большая социальная группа, межличностное или межгрупповое взаимодействие.

Задачи социальной психологии

Ниже представлен список основных задач социальной психологии, но в действительности список гораздо шире, каждая отдельная задача содержит в себе еще целый ряд дополнительных задач:

  • Изучение феномена взаимодействия людей, информационного обмена;
  • Массовые психические явления;
  • Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных структур;
  • Механизмы социального воздействия на человека и его причастности к обществу, как субъекта социальной жизни и социального взаимодействия;
  • Создание теоретических и практических рекомендаций для совершенствования взаимодействия людей и социальных групп:
    • Дальнейшее развитие социальной психологии как многоуровневой системы знаний;
    • Исследование и решение проблем в малых группах (иерархия, лидерство, манипулирование, межличностные отношения, конфликты и т.д.);
    • Исследование и решение проблем в больших группах (нации, классы, союзы и т.д.);
    • Исследование социально-психологической деятельности личности в коллективе.

Проблемы социальной психологии

Краткий список основных проблем социальной психологии:

  • Внутригрупповые колебания;
  • Ступени развития социальных групп;
  • Внутригрупповое и межгрупповое лидерство;
  • Психологические характеристики социальных групп;
  • Общение и межличностные отношения в социальной группе;
  • Межгрупповые социальные отношения;
  • Психология больших, средних и малых социальных групп и средств массовой коммуникации;
  • Массовидные социально-психологические явления (Массовое настроение, сознание, психическое заражение и т.п.);
  • Адаптация человека и ее особенности в социальных средах;
  • Управление социально-психологическими процессами.
  • Более подробно в статье

Методы социальной психологии

Социальная психология использует методы общей психологии и социологии:

  • анкетирование;
  • интервьюирование;
  • беседа;
  • групповой эксперимент;
  • изучение документов;
  • наблюдение (включенное и не включенное).

Так же социальная психология имеет и свои специфические методы, например метод социометрии - измерение приватных взаимосвязей людей в группах. Основу социометрии составляет статистическая обработка ответов испытуемых на вопросы связанные с их стремлением к взаимодействию с членами определенной группы. Получаемые в результате социометрии данные называют социограммой (рис. 1), которая обладает специфической символикой (рис. 2).

Рис. 1. Социограмма . По данной социограмме можно выявить центральное ядро группы, то есть лиц с устойчивыми положительными взаимосвязями (А, В, Ю, И); наличие других группировок (Б-П, С-Э); лицо, пользующееся наибольшим авторитетом в определенном отношении (А); лицо, не пользующееся симпатиями (Л); взаимоотрицательные отношения (П-С); отсутствие устойчивых социальных связей (М).

Рис. 2. Символы социограммы .

История социальной психологии

Социальная психология как отдельная область психологии оформилась только к середине 19-го века, но период накопления знаний об обществе и человеке в частности начался задолго до этого. В философских трудах Аристотеля и Платона можно встретить социально-психологические идеи, французские философы-материалисты и социалисты-утописты внесли существенный вклад, а позднее труды Гегеля и Фейербаха. Социально-психологические знания до 19-го века оформлялись в рамках социологии и философии.

Первым этапом становления социальной психологии, как самостоятельной области психологической науки считается вторая половина 19-го века, но это была только теоретико-эмпирическая наука, вся деятельность заключалась в описании наблюдаемых процессов. Этот переходный период связан с появлением журнала по языкознанию и этнопсихологии в 1899 году в Германии, основанному Лацарусом Морицом (Lazarus Moritz, философ и писатель, Германия) и Хейманом Штейнталем (Heymann Steinthal, философ и филолог, Германия).

Первыми выдающимися личностями на пути развития эмпирической социальной психологии являются Уильям Мак-Дауголл (McDougall, психолог, Англия), Гюстав Лебон (Gustave Le Bon, психолог и социолог, Франция) и Жан Габриель Тард (Gabriel Tarde, криминолог и социолог, Франция). Каждый из этих ученых выдвигал свои теории и обоснования развития общества свойствами отдельной личности: У.Мак-Дауголл обосновывал инстинктивным поведением , Г.Лебон - с точки зрения , Г.Тард - .

1908 год считается стартовой точкой Западной социальной психологии, благодаря изданию книги «Введение в социальную психологию » У. Мак-Дауголла.

В 1920-ых годах благодаря опубликованным работам исследователя В. Меде (Walther Moede, психолог, Германия), который впервые применил математические методы анализа, начался новый этап в истории социальной психологии - экспериментальная социальная психология (Experimentelle Massenpsychologie). Именно В.Меде впервые зафиксировал существенное различие способностей людей в группах и в одиночку, например переносимость боли в группе, устойчивое внимание и др. Также важно открытие влияния групп в эмоциональной и волевой сферах человека.

Следующим значительным шагом в развитии социальной психологии была детализация методики массового социально-психологического эксперимента выдающимся психологом Гордоном Уиллардом Олпортом (Gordon Willard Allport, США). Данная методика повлекла массу экспериментальных работ, в основе которых была разработка рекомендаций по развитию рекламы, политической пропаганды, военного дела и многого другого.

У. Олпорт и В. Меде поставили точку не возврата в развитии социальной психологии от теории к практике. В частности в США социальная психология тесно сопряжена с бизнес сферой и является прикладной наукой. Широкомасштабные исследования профессиональной диагностики, проблем управления, отношений управляющего и работника и многого другого.

Дальнейшим знаковым событием в развитии методической области социальной психологии стала разработка и создание метода социометрии Якоба Леви Морено (Jacob Levy Moreno, психиатр и социолог, США). Согласно работам Морено, каркас всех социальных групп определяет синтонность (симпатия/антипатия) отдельных членов этой группы. Якоб Морено утверждал, что все социальные проблемы разрешимы при правильном разделении и объединении личностей в микрогруппы по их симпатиям, ценностям, поведению и влечениям (если деятельность удовлетворяет человека, он делает ее максимально хорошо).

Во всех направлениях западной социальной психологии базовым элементом является «клетка» общества - микросреда социума, малая группа, то есть средняя структура в стандартной схеме «Общество — Группа — Личность». Личность зависима от своей социальной роли в группе, от ее стандартов, требований, норм.

В Западной социальной психологии большое значение играет теория поля Курта Цадека Левина (Kurt Zadek Lewin, психолог, Германия, США), по которой на индивида постоянно влияют поле притяжения и поле отталкивания.

Концепции Западной социальной психологии основаны на психологическом детерминизме, не связанном с экономическими условиями. Поведение человека объясняется психологическими причинами : агрессивность, сексуальность и тд. Все концепции социальной психологии Запада разделяют на четыре направления:

  1. Психоаналитическое;
  2. Необихевиористское;
  3. Когнитивистское;
  4. Интеракционистское.

Направления социальной психологии

Психоаналитическое направление социальной психологии основано на концепции и социально-психологических взглядах Зигмунда Фрейда, на базе чего современными последователями создано несколько теорий, одна из которых выдвинута Уилфредом Рупрехтом Байоном (Wilfred Ruprecht Bion, психоаналитик, Англия), по которой социальная группа - макровид индивида, то есть особенности и качества групп, как у отдельных людей. Межличностные потребности = биологическим потребностям. Все люди обладают потребностью нравиться другим людям и желают присоединения к группе (потребность быть звеном). Лидер группы обладает функцией высшего регулирования.

Неофрейдисты социальной психологии ищут объяснения межличностных отношений в подсознании и эмоциях человека.

Необихевиористское направление социальной психологии основывается на фактах наблюдения, исключая специфические свойства поведения людей, теоретические материалы, сферы ценностей и мотиваций. В концепции необихевиористического направления поведение напрямую зависит от научения. По необихевиористическим суждениям организм адаптируется к условиям, но отвергается принцип преобразования этих условий, как результата деятельности человека. Главный необихевиористический тезис: генезис индивида определяется случайными подкреплениями его реакций . Одним из главных представителей необихевиористического направления является Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner, психолог и писатель, США), согласно его работам, состав поведения человека зависит от последствий этого поведения (оперантное обусловливание).

Одна из самых известных теорий необихевиористского направления - теория агрессии, в основе которой лежит гипотеза «агрессии-фрустрации» (1930 г.), согласно которой агрессивное состояние основа поведения всех людей.

У неофрейдистов и необихевиористов одинаковое трактование поведения человека, в основе которого лежит стремление к удовольствию, а все потребности и окружение человека не связывается с историческими условиями.

В основе когнитивистского направления социальной психологии (cognition — познание) лежат особенности познавательных процессов людей, которые являются основой социально-обусловленного поведения, то есть поведение основано на понятиях человека (социальных установках, взглядах, ожиданиях и т.д.). Отношение человека к объекту обусловлено его категориальным значением. Главный когнитивистский тезис: сознание определяет поведение .

Интеракционистское направление социальной психологии основывается на проблеме взаимодействия людей в социальной группе - интеракции , базируемые на социальных ролях членов группы. Само понятие «социальная роль » ввел Джордж Герберт Мид (George Herbert Mead, социолог и философ, США) в 1930-ых годах.

Представители интеракционизма Шибутани Тамотсу (Tamotsu Shibutani, социолог, США), Арнольд Маршал Роуз (Arnold Marshall Rose, социолог и политолог, США), Манфорд Кун (Manford H. Kuhn, социолог, лидер символического интеракционизма, США) и др. первостепенную значимость придавали таким социально-психологическим проблемам как коммуникация, референтные группы, общение, социальная роль, социальные нормы, социальный статус и др. Разработанный Гербертом Мидом и другими представителями интеракционизма понятийный аппарат, основательно распространен в социально-психологической науке.

Интеракционизм признает социальную обусловленность психики человека, как основы общения. В ряде эмпирических исследований, проведенных представителями интеракционизма, зафиксированы однотипные поведенческие проявления в сходных социальных ситуациях. Однако социальное взаимодействие интеракционистами рассматривается без конкретики в содержании процесса этого взаимодействия.

Проблема социальной психологии СССР и России

Исследования в области социальной психологии в 1920-ых годах основывались на биопсихологических позициях, что противоречило идеологии страны. В результате, работы в области социальной психологии и многих других отраслях психологии были запрещены, так как были восприняты в виде альтернативы марксизму. В России развитие социальной психологии началось только в конце 1950-ых годов. В результате этой «заморозки» в развитии социальной психологии, единая категориальная конкретика не сформирована, исследования ведутся на уровне эмпирики и описания, но несмотря на эти трудности социальная психология России обладает научными данными и применяет их в различных областях человеческой деятельности.

Книги по социальной психологии