Меню
Бесплатно
Главная  /  Заболевания  /  Создатель статуи зевса в олимпии. Храм зевса в олимпии - духовный центр эллады

Создатель статуи зевса в олимпии. Храм зевса в олимпии - духовный центр эллады

Воистину несчастными считались жители Древней Греции, кто не видел в Олимпии статуи великого Зевса. Она служила главным украшением храма и еще в третьем веке до нашей эры попала в список семи чудес света.

Статуя Зевса Олимпийского. История

Историю величественного монумента лучше всего начинать с 776 года до н.э, пусть и задолго до создания самой статуи. В этот год впервые в храм, построенный в честь отца богов, прибыли участники очередных Олимпийских игр. Сам храм, постройка которого продолжалась более 15 лет, был установлен на высокой прямоугольной платформе. Его крыша опиралась на колонны высотой примерно в 10 метров и диаметром не менее двух. Проект храма был разработан античным архитектором Лебоном, прекрасное строение которого напоминало знаменитые греческие святилища, но было воздвигнуто с куда большим размахом.

Впрочем, храмы Эллады не казались древним грекам достойным звания чуда. И спустя годы правительство Эллады пригласило украсить храм прославленного афинского скульптора Фидия. Его руки и руки ассистировавших ему учеников, Колота и Панена, создали нечто превосходное. Для нового произведения искусства даже потребовалось оборудовать специальное помещение.

Весть о том, что появилась в храме статуя Зевса Олимпийского, стремительно облетела весь античный мир. Перед глазами публики она предстала в 435 году до нашей эры. Есть заметки, согласно которым творец и скульптор лично наблюдал за реакцией прихожан, пораженных величием монумента. Прошел слух, что к скульптору, чтобы попозировать перед мастером, спускался со светлого Олимпа сам Громовержец Зевс.

Статуя Зевса Олимпийского была покрыта шерстяной накидкой, окрашенной финикийским пурпуром и отделанной золотом. Сам занавес, вопреки устоявшимся традициям, не поднимался, а, напротив, опускался, открывая перед посетителями величественный образ главного бога Олимпа. Открывшаяся статуя вызывала вздохи и вскрики восхищения. Статуя Зевса Олимпийского выполнена была из золота и слоновой кости. Эта техника известна как хризоэлефантинная. 200 килограммов чистого золота пошло на то, чтобы должным образом украсить шедевр рук Фидия. В левой руке бог Зевс сжимал скипетр с орлом, а в правой – богиню победы Нику. Голову восседавшего на троне отца богов Зевса украшал венок. На плаще бога были изображены животные и цветы. Ноги Громовержца опирались на скамейку.

Кроме того, монумент поражал своими размерами. Общая высота статуи была 17 метров, а ее основание составляло метр в высоту и шесть – в ширину.

Чтобы вам легче было представить этого исполина, то говорится, что правая ладонь статую находилась на высоте колонн первого яруса древнего храма, а голова оказалась на уровне второго. Люди смотрели на статую Зевса снизу вверх, и у них создавалось впечатление, что встань сейчас Громовержец со своего золотого трона – и он проломит головой крышу храма.

Кстати, сам трон также заслуживает внимание. Ибо его украшение требовало кропотливой долгой работы. На каждой его ножке было четыре изображения Ники, а он сам был обильно украшен сценами древнегреческой мифологии. На перекладинах между ножками скульптор изобразил сцены баталий греческих герое и дев-воительниц амазонок. Присутствовали там и сцены спортивных соревнований.

Помимо непременно присутствовавшего в них Зевса, были «опознаны» среди фигур боги: Посейдон, Гера, Афина, Афродита, Гермес, Аполлон, Артемида, бог солнца Гелиос; и герои – Геракл, Тесей, Ахилл, титан Прометей.

Жрецы смазывали маслом статую, чтобы сохранить блеск слоновой кости. Это защищало ее и от сырости. Перед статуей был вырыт особый бассейн, покрытый мрамором, куда поверх воды стекали излишки оливкового масло после приведения монумента в порядок. А еще вода и масло в бассейне служили, что отражать солнечные лучи особым образом. Отраженный свет освещал голову и плечи монумента, создавая иллюзию, что светится именно бог, даря людям яркие лучи.

Есть легенда, что Громовержец, как минимум, одобрил труд Фидия. Так на вопрос окончившего работу мастера «Ты доволен, Зевс?», раздался удар грома, а пол у ног монумента треснул. Зевс был доволен.

Удивительно, но в памяти человечества запечатлелись не прекрасный храм, не таинственное святилище, а только величественная статуя, стоявшая внутри.

Судьба храма и статуи Зевса Олимпийского

Более семи веков восседал Зевс в своем храме, величественно взирая на благоговевших перед ним людей, пока не был сильно поврежден землетрясением, произошедшем во втором веке уже нашей эры.

За время своей жизни статуя Зевса Олимпийского пережила несколько реставраций. Случались даже кражи ее кусочков. Особого внимания статую удостоили римляне. В 40 году император Калигула был полон решимости собрать в Риме все изваяния и изображения наиболее значимых памятников павшей Греции. Разумеется, статуя Зевса была включена в этот список. Есть легенда, согласно которой при попытке снять статую с постамента, она расхохоталась. Все работники в страхе разбежались, и статуя осталась в Олимпии.

Ученые-историки утверждают, что сам Храм Зевса был закрыт во второй половине IV века н.э., по приказу римского императора Феодосия, по причине его неприязни, как христианина, к языческим верованиям греков. К этому же периоду относятся последние упоминания величественного монумента.

Упоминается, что примерно в начале V века статуя Зевса Олимпийского была перевезена в Константинополь, где, как сообщал в своих записях византийский историк Кедрен, она полностью погибает в результате пожара в 475 году.

Некоторые говорят, что даже христианские фанатики не посмели трогать статую Зевса Олимпийского, ведь даже византийские императоры позволяли себе на первых порах ценить высокое искусство.

После пожара ристианские проповедники торжествовали: кара их истинного бога настигла языческого соперника, а заодно проучила увлекшихся искусством и сошедших с праведного пути императоров.

Но есть также предположения, что памятник не доехал и до Константинополя, не пережив разграбления и разрушения храма, когда воры отдирали и тащили все, что плохо лежит, а не только драгоценные камни и золото.

Основные исследования легендарных строений велись уже в девятнадцатом веке. Удача улыбнулась французским археологам, проводившим раскопки в предполагаемом месте нахождения храма Зевса. Их «добычей» стали некоторые фрагменты барельефов с изображениями героев Древней Греции и осколки скульптур. Также смогли они представить очертания самого храма. Сегодня эти экспонаты, как представляющие историческую ценность, находятся в Парижском Лувре.

Спустя почти полвека потоптались на этих местах и археологи Германии, которым повезло даже больше, чем их французским коллегам. Они откопали еще часть фрагментов легендарных скульптур, фундамент храма и остатки бассейна, который находился перед статуей Зевса, как мы помним.

В 1950 году учеными и исследователями была обнаружена мастерская скульптора Фидия. Основательные поиски на месте, где был найден архитектурный памятник, позволили ученым воссоздать вид как самого Храма, так и статуи Зевса Олимпийского.

Некогда величественный храм Зевса – сейчас просто развалины, которые, тем не менее, привлекают множество туристов ореолом тайны и загадочности. Однако это совсем не то, что былое величие.

Поделись статьей с друзьями!

    Статуя Зевса Олимпийского. Третье чудо света

    https://сайт/wp-content/uploads/2015/05/zeus-olymp-150x150.jpg

    Воистину несчастными считались жители Древней Греции, кто не видел в Олимпии статуи великого Зевса. Она служила главным украшением храма и еще в третьем веке до нашей эры попала в список семи чудес света. Статуя Зевса Олимпийского. История Историю величественного монумента лучше всего начинать с 776 года до н.э, пусть и задолго до создания самой статуи....

Создание храма

Уже более 300 лет проводились Олимпийские игры . Они были очень популярны среди народа. Проводились они в честь бога Зевса. Но в Греции до сих пор не было возведено главного храма в честь Зевса. В 470 г. до н. э. в Греции начали собирать пожертвования на строительство этого храма. Строительство храма началось в 466 г. до н. э. и закончилось в 456 г. до н. э. Руководил строительством архитектор Либон, сведения о котором до нас не дошли.

Описание храма

По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора . Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника . Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64×27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла . Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.

Создание статуи

Строительство храма заняло около 10 лет. Но статуя Зевса появилась в нём не сразу. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия, для создания статуи Зевса. Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос » и «Афину Парфенос ». К сожалению, ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось). По его приказу была построена мастерская в 80 метрах от храма. Эта мастерская точно соответствовала размеру храма. Там он, с двумя своими помощниками, которые были ему нужны только как сборщики мусора, за огромным пурпурным занавесом создал статую бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике . Сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости, из которой он создал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные каменья и 200 кг чистого золота. По современным расценкам стоимость одного только золота, пошедшего на отделку статуи, составляла около 8 млн долларов.

Описание статуи

Древнеримская скульптура «Сидящий Зевс», тип Фидия. Эрмитаж

Из золота были сделаны: накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы - Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены: кентавры , лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.

«Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица - орел. Обувь бога и верхняя одежда - также из золота, а на одежде - изображения разных животных и полевых лилий»

(Павсаний. «Описание Эллады».)

Зевс Громовержец был главным богом у древних греков. Вместе с женой Герой и детьми он, по преданию, жил на вершине Олимпа - самой высокой горы на Балканах, расположенной в Северной Греции. Отсюда и наименование классических богов древней Греции - "олимпийские". Вслед за горой Олимп наименование Олимпия получил и город на полуострове Пелопоннес, где в античности проводились спортивные состязания. Греки считали, что сам Зевс завещал им состязаться в силе, быстроте и ловкости. Сначала в играх участвовали только жители Элиды, но очень скоро слава об Олимпийских играх облетела всю Грецию, и сюда стали приезжать воины. Но вооруженных людей не подпускали к Олимпии, объясняя им, что побеждать нужно силой и ловкостью, а не железом.

На время Олимпийских игр в Греции прекращались войны.

В V в. до н. э. жители Олимпии решили, что незачем Зевсу взирать на состязания с вершины горы, а хорошо бы ему переехать поближе к спортивной столице. Поэтому они воздвигли на площади города храм в честь Громовержца. Здание получилось большим и красивым. В длину оно достигало - 64, в ширину - 28, а внутри высота, от пола до потолка, равнялась - 20 метрам! Сами греки не считали эту постройку выдающейся: в их стране было много и других красивых зданий. Зато нигде не было такой статуи Зевса, как в Олимпийском храме! Знаменитый скульптор Фидий вырезал фигуру бога из дерева и обложил его плитами из розовой слоновой кости, и потому тело казалось живым. Громовержец сидел на огромном позолоченном троне. В одной руке он держал символ власти - скипетр с орлом; на раскрытой ладони другой руки стояла статуэтка Ники, богини Победы.

По преданию, когда Фидий закончил свою работу, он спросил: «Ты доволен, Зевс?». В ответ раздался удар грома, и пол перед троном треснул.

Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами, пока во II в. н. э. не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую. Но игры в Олимпии все равно продолжались: спортсмены верили, что им помогает если не храмовая статуя, то сам бог, восседающий на вершине горы. Конец спортивным состязаниям положил в 394 г. христианский император Феодосий I, запретивший за два года до этого все языческие культы.

После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Все, что осталось от знаменитой скульптуры Фидия, вывезли из Греции в город Константинополь, но там деревянная скульптура сгорела во время сильного пожара. Так погибло третье чудо света, но основанные, согласно легенде, Громовержцем Олимпийские игры были восстановлены в конце XIX века и сейчас собирают атлетов уже со всего мира, готовых померяться силой в самых разных видах спорта.

Открытие статуи

В 435 г. до н. э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушел в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию. Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осужден и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6-7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.

Современник писал:

«Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?».

Судьба четвертого чуда света

Около 40 г н. э. римский император Калигула захотел перенести статую Зевса к себе в Рим. За ней были посланы рабочие. Но, по легенде, статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Статуя пострадала после землетрясения во II веке до н. э., затем была отреставрирована скульптором Димофонтом. В 391 г н. э. римляне, после принятия христианства, закрыли греческие храмы. Император Феодосий I , утверждавший христианство, запретил Олимпийские игры как часть языческого культа. Наконец от храма Зевса Олимпийского осталось только основание, некоторые колонны и скульптуры. Последнее упоминание о ней относится к 363 гн. э. В начале V века н. э. статую Зевса перевезли в Константинополь . Статуя сгорела при пожаре храма 425 г. н. э. или в пожаре в Константинополе в 476 г. н. э.

Литература

  • Рег Кокс, Нейл Моррис . Семь чудес света. - Москва., 1997.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Зевс Олимпийский" в других словарях:

    - (Дий) в мифах древних греков верховный бог, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Зевс сын Кроноса, который опасаясь, что его дети низложат его, проглатывал каждый раз рождённого Реей ребёнка. Когда родился Зевс, Рея обманула мужа,… … Исторический словарь

История появления статуи Зевса в Олимпии связана со спортивными играми, которые по традиции проводились один раз в 4 года. В это время земля Древней Эллады превращалась в особую территорию, ведь задачей Олимпийских игр были не только состязания – одной из их целей было объединение разрозненных городов-государств.

Их жители и становились участниками соревнований, которые состязались только с сильнейшими соперниками. Поскольку Олимпийские игры были масштабным событием и собирали на состязания представителей из Египта , Сирии , Малой Азии и Сицилии, для их проведения требовалось уже более вместительное сооружение. На основании этой потребности властями Олимпии было принято решение о строительстве большого храма, который смог бы свободно вмещать всех присутствующих, ведь первое святилище Зевса, построенное в 150 км от города Афины , уже не годилось для такой цели.

На возведение нового храма потребовалось около 15 лет, а руководил строительными работами архитектор Лебон. Наконец в 456 году Храм, или Дом Зевса предстал на обозрение горожан. Храм был построен в духе знаменитых святилищ Олимпии, но он значительно превосходил их все вместе взятые как по размеру, так и по оформлению. Так, здание Зевса красовалось на платформе прямоугольной формы, а его крышу удерживали 13 колонн 2-метрового диаметра. В высоту они достигали до 10 м. Всего для украшения новейшей конструкции понадобилось 34 колонны.

Однако каким бы величественным ни был храм, полноценным без своего божества он просто не представлялся, и в Афины по приглашению правительства поспешил еще один прославленный мастер – скульптор Фидий. Задача перед ним стояла такая – создать статую Зевса в лучшем виде, и скульптор не подвел.


Описание статуи Зевса Олимпийского

Когда работа мастера была окончена, жители Олимпии ахнули – перед ними стояла огромная статуя Зевса (согласно разным данным, в высоту скульптура громовержца занимала от 12 до 17 м). На изготовление конструкции небывалой красоты ушло около 200 кг золота. Если перевести их в денежный эквивалент, то сегодня такое количество драгоценного металла можно оценить в 8 млн долларов, и даже более.

Почитаемое олимпийцами божество занимало трон, изготовленный из слоновой кости, золота, драгоценных камней и черного дерева. Голову громовержца венчали ветви оливкового дерева – символ миролюбия. Сама статуя была изготовлена из слоновой кости розового цвета, поэтому она казалась живой, реалистичной. В одной руке Зевс держал фигурку богини Ники, а другой опирался о скипетр, декорированный золотым орлом.

Установленная на возвышении, статуя божества по высоте соответствовала 4-этажному зданию. Удивительно, насколько точно Фидий смог рассчитать размеры скульптуры, ведь она чуть ли не упиралась в потолок, но все-таки не задевала его. Величественный Зевс восседал на троне обнаженным по пояс, но его тело прикрывала золотая накидка, украшенная рисунками цветов и животных. Ноги бога-громовержца стояли на скамье. Трон был установлен на пьедестал, размеры которого также были внушительны (9,5 х 6,5 м).


К украшению трона мастер подошел не менее ответственно – он заполнил его изображениями, содержащими мифологические сцены древней греческой земли. На ножках трона было по 4 богини Ники. На перекладинах, соединявших ножки, изображались сцены спортивных соревнований или войн. За качество расписных работ на троне отвечал мастер Паненом – брат Фидия. В сценках, переданных через его мастерство, были задействованы образы известных грекам божеств: Прометея, Аполлона, Ахилла, Посейдона, Геракла, Геры, Артемиды, Афины, Афродиты и самого бога-громовержца.

Восхищению прихожан Дома Зевса не было границ, ведь каркас статуи был покрыт пластинками слоновой кости, играющими роль кожи, а так называемое одеяние было изготовлено из чистого золота. Но стыки между материалами были скрыты настолько тщательно, что статуя Зевса в Олимпии имела вид монолитного объекта. При взгляде на божество людям казалось, что если оно вдруг поднимется с трона, то проломит крышу храма. Строители как знали, что желающих рассмотреть Зевса будет бесчисленное количество, поэтому вдоль каждой стены храма они соорудили специальные площадки для зрителей. Так каждый человек, пришедший в храм, получал возможность увидеть лицо божества как можно ближе.

Согласно распоряжению Фидия, у подножья статуи обустроили бассейн и сначала наполнили его водой, а затем – оливковым маслом (сверху). Свет, проникавший сквозь открытые двери сооружения и ниспадавший на бассейн, отражался в маслянистой темной глади воды, таинственно окутывая лицо и плечи скульптуры. Вся фигура громовержца блестела из-за регулярной обработки оливковым маслом. Это делалось во избежание образования трещин на слоновой кости – она чутко реагировала на влажность. Такое занятие выполнялось жрецами ежедневно. По словам Павсания, масло было чрезвычайно полезным для статуи Зевса Олимпийского, поскольку оно предохраняло ее от порчи, которую мог принести болотистый воздух Альтиса. Пол, находящийся перед статуей, был выстлан черным мрамором, и это отделенное пространство было окаймлено приподнятой полосой, изготовленной из паросского мрамора. Она и задерживала сливающееся масло.

Величие статуи поражало настолько, что человек, стоявший рядом, испытывал одновременно два противоположных чувства. С одной стороны, это был животный страх перед божеством, с другой – благоговейный трепет. Наиболее впечатлительные паломники падали божеству в ноги и подолгу не поднимали головы – они боялись ощутить на себе строгий взгляд своего бога.


А что же знаменитый Фидий? Испытывая гордость за свое творение, он частенько наблюдал за реакцией посетителей, но делал это тайно, прячась в глубине храма. Особенно приятно ему было видеть то, как статуе подносят дары. Специального места для этой цели предусмотрено не было, поэтому дары прямо навешивались на трон или даже на саму скульптуру. Весть о прекрасной статуе, ставшей одним из семи чудес Древнего мира и достопримечательностью Олимпии, передавалась из уст в уста и быстро облетела весь античный народ.

Судьба статуи Зевса

О том, имелись ли покушения на статую удивительной красоты, можно сказать следующее. Зная о существовании шедевральной скульптуры, император Калигула отдал своим подчиненным приказ привезти из Греции статую Зевса и изображения других богов, которые имели художественную ценность. В его планы входило отнять у божеств головы, а на их место приставить свою собственную. Завоеватель Греции по имени Павел Эмилий тоже собирался увезти статую Зевса с собой в Рим . Однако ни у Калигулы, ни у Павла ничего не вышло – гигантская скульптура осталась на своем месте. Если верить легенде, статуя просто расхохоталась при попытке ее хищения, и испуганные рабочие, присланные повелителями, в ужасе разбежались.


В разные времена скульптура божества подвергалась реставрациям. Например, скульптор Дамафон Мессенский реставрировал ее в эллинистическую эпоху, а при Юлии Цезаре ее приводили в порядок после повреждения молнией. История статуи Зевса имеет и несколько попыток хищения ее некоторых частей. Факты исчезновения двух золотых локонов Зевса и кражи фигуры атлета в свое время были описаны Лукианом и Павсанием.

В целом статуя Зевса в Олимпии радовала глаз прихожан храма почти 800 лет. Но когда у власти со временем оказался Феодосий I – римский император, принявший христианскую веру, спортивные состязания в Олимпии были запрещены как языческое мероприятие. Этим и объясняется закрытие храма Зевса в середине III века. Он перестал представлять культурную ценность, и мародеры свирепствовали, обдирая со статуи драгоценные камни, золото и слоновую кость. Лица, наделенные властью, приняли решение сохранить ценную статую, и в 363 году ее благополучно переместили в Константинополь. Но в V веке при пожаре в византийском дворце римского императора уникальное творение талантливого Фидия сгорело.

В 1829 году группой французских археологов были проведены раскопки в предполагаемом месте нахождения храма Зевса. Им удалось отыскать очертания самого храма и некоторые фрагменты скульптур и барельефов, изображающие подвиги Геракла. Сегодня найденные экспонаты, представляющие историческую ценность, можно увидеть в Парижском Лувре .


Спустя 46 лет Олимпию посетили немецкие археологи, которым повезло немного больше – они нашли уже гораздо больше фрагментов легендарных скульптур, чем их предшественники, фундамент храма и даже бассейн, который для почитаемого Зевса был наполнен водой и оливковым маслом.

По сей день развалины храма Зевса остаются привлекательными для многочисленных туристов, однако былой таинственности и загадочности при нахождении в этом легендарном месте не ощущается. Всё, что дошло из древности до наших современников, - это несколько столбов, разрушенных наполовину.

В древнегреческом мире было воздвигнуто много храмов, посвященных Зевсу, важнейшему из греческих богов.

В одном из этих храмов, в древнегреческом полисе Олимпия, находилось одно из Семи чудес света Древнего мира – Статуя Зевса – величайшее из скульптурных достижений античной истории.

Интересно то, что это единственное чудо света, которое находилось в материковой части .

Олимпийские игры

История греческого города Олимпия тесно связана с мифами о боге-громовержце Зевсе. Согласно легендам, именно здесь он одержал победу над своим отцом титаном Кроносом и низверг его в Тартар.

Чтобы почтить эти события и величие верховного бога Олимпа, в VII веке до нашей эры, здесь были организованы состязания атлетов на силу и ловкость. Они проводились раз в четыре года и сначала не имели такого массового характера.

Затем Олимпийские игры стали широко известны по всему греческому миру и по другим странам, так религиозный ритуал стал носить и политический характер.

В Олимпию стали приезжать многие греки, чтобы поприсутствовать на Олимпийских играх.

И чтобы подчеркнуть их значительность, возникла необходимость построить большой храм для поклонения Зевсу, и еще более грандиозное изображение — изображение бога-громовержца, объекта культа.

Сначала был сооружён храм – место, где стояло третье из семи чудес света. Сооружение было возведено архитектором Лебоном из соседней Элиды в 466-456 годах до нашей эры.

Святилище было целиком изготовлено из мрамора, выполнено в дорическом стиле, преобладающем архитектурном стиле того времени.

В этой же манере был выполнен знаменитый . Вот только святилище в Олимпии было гораздо крупнее по размерам и величественнее, чем храмы, построенные в то же время.

Высота равнялась двадцати метрам, ширина – двадцати восьми метрам, а длина составляла шестьдесят четыре метра.

Мраморная крыша держалась на тринадцати десятиметровых колоннах. И все же этот грандиозный храм был лишь защитой для главного объекта поклонения – статуи Зевса.

Скульптура Фидия

Статуя Зевса Олимпийского – это работа известнейшего в то время скульптора Фидия, который был родом из Афин.

У себя на родине он уже создал великолепную статую богини Афины в Парфеноне. Но оказался в центре политического скандала и был обвинен в хищении материалов во время работы над изваянием богини.

Фидий даже был отправлен в тюрьму.

После того, как его выкупили из тюрьмы почитатели его творчества, творец был вынужден покинуть Афины и отправился в Олимпию. Он приступил к созданию скульптуры Зевса в 435 году до нашей эры.

Ему помогали способный ученик Колот и художник Панен, который был братом скульптора.

Фидий разработал уникальную скульптурную технику для создания столь величественного изваяния. Ведь высота фигуры Зевса составляла около пятнадцати метров.

Необходимо было что-то придумать, чтобы статуя не разрушалась под собственным весом. Похожую технику он использовал и при создании скульптуры Афины Парфенос.

Сначала Фидий установил деревянный каркас, затем покрыл его тонкими пластинами из слоновой кости, изображавшими кожу Зевса, волосы и наряд бога были изготовлены из листов золота.

Эти части были идеально подогнаны друг к другу.

Трон Зевса был столь же впечатляющим, построенным из кедра, инкрустированным слоновой костью и драгоценными металлами, расписанным художником Паненом картинами из мифов о богах и героях.

На каждой ножке было изображение Ники, богини победы, перекладины содержали сцены битв с амазонками и состязаний атлетов.

Голова и плечи бога распространяли свет, а глаза блестели так, как будто сверкали молнии. Этот эффект был достигнут Фидием весьма занятным способом.

У подножья изваяния был вырублен резервуар, заполненный водой, а сверху было разлито темное масло. Лучи солнца, попадавшие в храм из дверей, отражались от маслянистой поверхности и озаряли верхнюю часть бога-громовержца.

Статую Зевса Фидий созидал в особой мастерской, которая располагалось неподалеку от храма. Его обнаружили в ходе раскопок немецкие археологи.

Здесь были найдены орудия труда скульпторов, остатки литейного цеха, а также яма с бракованными деталями. Эта находка пролила свет на то, каким образом было создано одно и семи чудес света.

Дальнейшая история статуи

Статуе Зевса в Олимпии поклонялись более восьмисот лет. За ней тщательно ухаживали, чтобы материалы не портились, обрабатывали маслом слоновые пластины, а также проводили реставрацию.

За годы своего существования скульптура пережила много катаклизмов: в нее неоднократно ударяла молния, было много землетрясений, золотые пластины и драгоценности бывали украдены.

После покорения Греции Римской империей император Калигула пытался захватить статую и увезти в свой дворец. Но, по легенде, когда солдаты пришли в храм, Зевс рассмеялся им в лицо со своего трона и обратил в бегство.

В 391 году нашей эры, когда Греция полностью перешла в христианскую веру, римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры и всяческое поклонение языческим богам, все храмы были упразднены.

Статуя Зевса тогда была разграблена, а то, что от нее осталось, увезено в Константинополь, где она полностью была уничтожена при пожаре в императорском дворце в 462 году нашей эры.

Говорят, статуя Зевса в Олимпии оказалась настолько величественной, что когда Фидий, создав её, спросил у своего творения: «Доволен ли ты, Зевс?» – грянул гром, а чёрный мраморный пол у ног бога треснул. Громовержец оказался доволен.

Несмотря на то, что до нас дошли только воспоминания об одной из самых величественных статуй такого масштаба, одно лишь описание монумента, который являлся в своём роде самым настоящим ювелирным шедевром, не может не потрясать воображение. Как до, так и после создания статуи Зевса Олимпийского, памятника такого масштаба люди не создавали – и не факт, что когда-либо создадут: слишком уж дорогим по стоимости и огромным по масштабам оказалось это чудо света.

Уникальность этого монумента состоит также в том, что статуя Зевса Олимпийского – единственная из всех чудес древнего мира находилась на территории континентальной Европы, в греческом городе Олимпии, что расположен на Балканском полуострове.

Роль Громовержца в жизни Олимпии

Громовержец с этим городом был связан самым непосредственным образом – именно здесь ему удалось победить своего отца, Крона, которому было предсказано, что один из его сыновей лишит его власти. Чтобы этого избежать, он решил проблему довольно кровожадным способом – пожирал всех появившихся на свет мальчиков. Повезло лишь Зевсу: его мать, Рея, сумела спасти младенца.

Чтобы достойным образом отметить это событие, жители города решили раз в четыре года проводить Олимпийские игры, а через триста лет после их начала, в 471 г. до н.э., ими было принято решение построить для Громовержца достойное его святилище и установить в нем скульптуру бога. Процесс этот оказался долгим – строительные работы длились пятнадцать лет и открытие храма состоялось в 456 г. до н.э.

Как выглядел дом Зевса

  • Ширина храма – 64 м, а длина святилища – 27 м;
  • Здание было полностью построено из мрамора (в т. ч. и крыша);
  • Святилище окружали тридцать четыре колонны высота которых составляла 2,6 м, а толщина была около двух. Сделаны они были из особого вида известняка, состоящего из спрессованных раковин и их обломков;
  • На внешних стенах постройки были установлены барельефы, изображающие двенадцать подвигов Геракла;
  • Войти в святилище можно было через двери, сделанные из бронзы, высота их составляла 19 м.

Несмотря на всё своё величие, храм долгое время стоял без статуи Громовержца, пока работы над ней не были доверены чуть ли не самому знаменитому мастеру того времени, Фидию.

Кто такой Фидий

Перед тем как создать прославившееся на весь мир чудо света, Фидий уже был известен благодаря великолепной статуе Афины в Парфеноне. Им был разработан план реконструкции столицы Греции, благодаря чему он сумел нажить злопыхателей. В результате их интриг мастера обвинили в краже золота и слоновой кости, которые он якобы выкрал во время работы над Афиной, из-за чего скульптор оказался в тюрьме.


Правда, находился там недолго: автор знаменитых работ имел немало почитателей, поэтому, когда обитателями Элиды был внесён за Фидия залог, он был отпущен в Олимпию, где около десяти лет работал над Громовержцем (помогали ему в этом Колот – его ученик, и близкий родственник, художник Панен).

Мастерская

Статую Громовержца они создавали в специально построенном для этого помещении, располагавшееся недалеко от святилища. По своим размерам оно было ненамного меньше храма Зевса – нашли мастерскую немецкие археологи, чьё внимание привлекли находившиеся возле святилища остатки древней постройки.

При осмотре здания они обнаружили орудия труда, с помощью которых мастера создавали скульптуру, и остатки литейного цеха, что подтвердило версию о том, что именно тут создавали одно из чудес света.

Возле мастерской была найдена яма с бракованными деталями статуи, и были обнаружены прямые доказательства того, что Фидий создал свою скульптуру именно такой, как её описывали в летописях. Ими оказались готовые формы одежды бога, огромное число пластин из слоновой кости, остатки полудрагоценных камней и гвозди.

Одной из главных находок, имеющих непосредственное отношение к скульптору, оказалось дно кувшина с выцарапанными на нём словами: «Принадлежу Фидию».

Как выглядела статуя Громовержца

Статуя Зевса в Олимпии создавалась довольно долго: Фидий потратил на неё около десяти лет. Когда она предстала перед жителями и гостями Олимпии в 435 году до н.э., то являла собой самое настоящее чудо света.

Точные размеры статуи до сих пор не определены, но судя по всему, её высота составляла от 12 до 17 метров. Обнажённый до пояса Зевс сидел на престоле, ноги его находились на скамейке, которую поддерживали два льва. Пьедестал, на котором был расположен трон, был довольно огромен: его размеры составляли 9,5 на 6,5 м. Для его изготовления использовали чёрное дерево, золото, слоновую кость и драгоценности.

Сам престол украшали изображения сцен из жизни греческих небожителей, на его ножках танцевали богини победы, а на перекладинах были запечатлены сражения греков с амазонками и, естественно, не обошлось без Олимпийских игр (росписью занимался Панен). Изготовили Громовержца из эбенового дерева, при этом всё его тело покрыли пластинами из слоновой кости наивысшего качества. Материалы для своей статуи мастер отбирал чрезвычайно придирчиво.


На голове верховного бога находился венок, а в одной руке он держал золотую Нику, богиню Победы, в другой – скипетр, украшенный орлом, символизирующий верховную власть. Одежда бога была изготовлена из золотых листов (всего для изготовления скульптуры ушло около двухсот килограмм золота). Плащ громовержца украшали изображения представителей животного и растительного мира.

Открытие статуи

На открытие этого чудо света съехались самые известные жители древней Греции. Когда покрывало, скрывающее монумент, было снято, все поразились: голова и плечи статуи Зевса издавали божественный свет, который лился от бога к людям, а глаза сияли настолько ярко, что казалось, будто они извергают молнии.

Добился такого эффекта автор очень интересным образом: Фидий приказал у подножья статуи вырубить в мраморном полу бассейн прямоугольной формы, заполнить его водой, а сверху вылить тёмное оливковое масло. Поток световых лучей, проникающих в храм через двери, падал на маслянистую поверхность и отражался от неё вверх, освещая голову и плечи громовержца.


Бассейн этот исполнял ещё одну, более практичную функцию – для того, чтобы слоновая кость не портилась, жрецы смазывали статую маслом, которое стекало прямо в углубление.

Судьба статуи Громовержца

Статуя Зевса Олимпийского просуществовала довольно долго, за это время её не раз реставрировали: в неё нередко попадали молнии, она пережила несколько землетрясений. Также нередки были случаи кражи золотых деталей.

Статую не раз хотели вывезти римляне, например, именно такой приказ отдал Калигула в 40 году. Сделать это не удалось: легенды утверждают, что когда оккупанты пришли забирать монумент, статуя Зевса в Олимпии расхохоталась, перепугав захватчиков до такой степени, что они разбежались, а Громовержец остался на месте.

Последние воспоминания о статуе относятся к 363 г. н.э. – когда в Греции официально было принято христианство (это случилось в 391 году), абсолютно все языческие храмы были закрыты, такая же судьба постигла и храм Зевса.

По одной из версий, статуя Громовержца сгорела во время пожара древнего святилища в 425 г. н.э. По другой – немного позже, поскольку есть упоминания о том, что в V веке статую перевезли в Константинополь, где она какое-то время находилась во дворце императора Феодосия II и полностью сгорела там во время пожара 475 года – от изготовленной из дерева статуи осталось лишь несколько обугленных пластинок из слоновой кости и расплавленные золотые детали.

Где можно увидеть копию Громовержца

В наше время мраморную копию одного из чудес света можно увидеть в Эрмитаже, куда она была привезена из Италии в 1861 году. Судя по всему, эта статуя Зевса была создана римским автором в первом веке до нашей эры, и была она найдена во время археологических раскопок в окрестностях Рима в конце XVIII века. Она примечательна тем, что на сегодняшний день является одной из наибольших античных скульптур, что находятся в музеях мира – высота памятника составляет 3,5 метра и весит при этом 16 тонн.

Скульптуру приобрел в начале XIX века один из итальянских коллекционеров, маркиз Д. Кампаны.

Простояла у него она недолго, поскольку через некоторое время он разорился, его имущество было конфисковано и продано с аукциона. Перед проведением торгов, директору Эрмитажа удалось уговорить итальянские власти дать ему возможность приобрести некоторые вещи до распродажи, таким образом, лучшие экспонаты из коллекции разорившегося маркиза, в т. ч. и статуя Громовержца, оказались в Эрмитаже.