Меню
Бесплатно
Главная  /  Кашель у детей  /  Цели и задачи социальной политики современного государства. Социальная политика социального государства: основные цели и способы их реализации (на примере развитых стран)

Цели и задачи социальной политики современного государства. Социальная политика социального государства: основные цели и способы их реализации (на примере развитых стран)

Базовые цели и задачи социальной политики

Развитие социальной политики государства существует при условии постоянного вмешательства государства и регулирования им различными социальными сферами жизни.

Определение 1

Под понятием социальная политика часто подразумеваются те действия государства, которые направлены на воздействие профессиональных союзов и других государственных организаций, которые формируют систему общественных отношений.

Важнейшими задачами социальной политики являются:

  • социальная защита гражданина;
  • обеспечение необходимой помощи нуждающимся;
  • обеспечение качественного образования, охраны труда и здоровья;
  • обеспечение экологически-чистых условий проживания;
  • обеспечение квалификацией кадровых рабочих.

К целям социальной политики можно отнести:

  • увеличение гражданского капитала;
  • улучшение уровня жизни и условий труда;
  • минимизирование социально-острых вопросов, ведущих к дискриминации какой-либо группы в социуме;
  • улучшение благосостояния народа;
  • обеспечение социальной защиты;
  • повышение культурного уровня населения.

Однако, существование системы, отвечающей на запросы потребителя и обеспечения условий для отдельного гражданина в достижении определенных социальных целей, еще не могут являться индикатором успешной социальной политики.

Целенаправленная социальная политика как и любая целенаправленная деятельность, проводимая государством, проводится только в случае актуальности социальных запросов. Конкретное понимание социальной политики как целенаправленные действия государства выражают структуру социальных функций государства.

Замечание 1

Таким образом, функцией социальной политикой остается систематизирование и структуризация всех аспектов социальной жизни граждан. Благодаря эволюционированию государственной социальной системы в экономике происходит частичная модернизация отдельных социально-политических структур и элементов.

Если рассматривать функционирование всей экономико-политической системы, то социальная политика, с точки зрения многоплановой государственной системы занимает особое место и играет двойную роль. Первостепенная роль социальной политики в увеличении экономического роста страны, путем достижения удовлетворения социальных потребностей населения. Таким образом, нельзя отделять аспекты социальной жизни от экономических, так как они взаимосвязаны и зачастую определяют одно и тоже.

Второстепенная роль социальной политики в государстве заключается в ее признаке, так как являясь главным фактором экономического роста и экономической деятельности, социальный институт выступает между отдельным человеком и государством, предпринимателем и рабочим и т.д. Другими словами, помимо сугубо экономической выгоды, социальная политика отвечает на большинство поставленных человеком вопросов.

Система управления и реализации социальной политики

Социальные функции любого государства осуществляются посредством социального института на самых разных организационных уровнях. Помимо государственных структур, которые играют важную, но не ключевую роль в данном процессе, к субъектам соц. политики можно отнести и государственные учреждения, создающие правовое поле, на котором осуществление материального обеспечения и предоставление иных видов социальных услуг становится возможным, независимо ни от каких социальных факторов.

Для качественной реализации всего комплекса целей и задачей программ социальной политики - формируется сложная система регулирования структурой и отдельными элементами в представленной гос. системе различными органами. Государство является ключевым и необходимым условием существования предмета социальной политики, так как представляет не только функцию управления общественной сферой в стране, но и подразумевает совокупность всех ее субъектов и регулированию их отношений. Если рассматривать субъекты государства в сфере социальной политики, то их можно разделить на:

  • государственные органы и гос. учреждения;
  • региональные органы самоуправления;
  • внебюджетные финансовые формирования;
  • организации общественного, религиозного, благотворительного и любого негосударственного характера;
  • частный бизнес и вся предпринимательская деятельность, составляющая коммерческую структуру страны;
  • профессиональные кадры;
  • добровольческая и волонтерская деятельность;
  • инициативные проекты отдельных граждан (группы само и взаимопомощи).

Замечание 2

Каждый представленный субъект ориентируется и используется государством для достижения общественно-социальной справедливости, ликвидирования классового неравенства, способствования стабильности и мира в обществе, улучшению благосостояния и уровня жизни людей. Главным объектом государственной социальной политики является население во всех его социально-разных групповых проявлениях. Государственная задача в распределении социальных благ между населением заключается в акцентировании социального обеспечения и защиты граждан на людей с низким достатком, испытывающих по каким-либо причинам нужду, т.е. делая акцент на наиболее низко-обеспеченный социальный класс в стране в целом и на отдельного человека, находящегося в определенной сложной ситуации.

Со стратегической точки зрения объектом соц. государственной политики - социальные процессы, которые возникают в социуме в своем многоплановом и различном по формам проявлениям. Нормативно-правовые акты способствуют формированию и управлению взаимоотношений между различными объектами, элементами и субъектами социальной политики. Таким образом, при принятии конкретных решений данная система дополняется отдельными обще-социальными аспектами, к одним из которых относится важнейшая часть соц. политики - социальная работа. Для осуществления данной программы существуют государственные структуры законодательных и исполнительных ветвей власти.

Социальная политика включает в себя две основные направляющие ее стратегии: научно-познавательная основа и практическо-организационная. Научно-познавательная сфера носит более теоретический характер и существует для подытоживания каких-либо существующих показателей, формируя тем самым тенденцию развития, анализ результатов, рассматривание существующих проблем, решению этих проблем, ответы на актуальные сложившиеся в обществе вопросы и т.д.

Теоретическая основа социальной политики формирует анализ общественного мнения и общественных настроений, которые в той или иной степени устойчивы в определенных социальных группах. Аналитический материал данной сферы способствует выработке конкретных социальных программ, которые будут отвечать на вопросы потребления и способствовать формированию новой концепции государственного управления.

Практически-организационный компонент социальной политики заключается в непосредственном воплощении сложившийся и выработанном программы научно-познавательной сферой политики, а также реализации в социальную жизнь концептуальных положений, стратегических задач и других социально-важных проектов для улучшения общего состояния социально-экономической сферы в государстве.

Сущность, содержание и принципы социальной политики

Определение 1

Социальная политика – это явление весьма обширное и многоликое. Если целью социальной политики считать достижение социальной эффективности, то в широком смысле социальная политика может рассматриваться как способ удовлетворения социальных потребностей , а в узком – сведена к разрешению противоречий в социальной сфере, инструменту, смягчающему негативные последствия индивидуального и социального неравенства.

Социальная политика – политика государства, общества, политических партий, социальных институтов в отношении общественного благосостояния, удовлетворения материальных, социальных, интеллектуальных потребностей людей, создание обстановки стабильности.

В то же время, социальную политику можно определить и как инструмент, позволяющий создать условия для самореализации всех граждан страны, сохранить ее культурные и исторические ценности, и как одного из ведущих направлений стратегии развития государства, концепции социального развития. Следует осознать, что прежде, чем государство обратится к решению тех или иных проблем в конкретной области социальной сферы, должны быть определены общие задачи и перспективы его развития. Другими словами, социальная политика является фактором развития как государства, так и общества.

Рисунок 1.

Замечание 1

Цели социальной политики достаточно легко выводятся из определения понятия политики в ее узком смысле и определяются как создание условий для лучшего удовлетворения материальных и духовных потребностей всех социальных групп и как усиление социальной справедливости системы экономических, политических, юридических, нравственных отношений. Главной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения страны.

Преследуя цель повышения уровня жизни населения, социальная политика охватывает $4$ основных сектора жизни общества:

  • демографию (естественное воспроизводство населения);
  • труд (рынок труда, занятость, подготовка и переподготовка, кадров, условия и охрана труда, социально партнерство);
  • личные доходы (заработная плата, пенсии, пособия и т.п.);
  • социальную инфраструктуру (жильё, школы, дошкольные учреждения, учреждения здравоохранения и культуры и т.п.).

В современном развитом обществе усиливается тенденция к развитию общественных институтов, служащих саморегулированию и самоорганизации общества. Такие институты – важный элемент гражданского общества, их поддержка – характерная черта «эффективного» государства. Зрелое в гражданском отношении общество способно не только дополнять социальные усилия государства, но и осуществлять их корректировку, необходимый контроль над ними в цивилизованных, ненасильственных формах.

Если предположить, что социальная политика ориентирована на формирование информационного общества, то она с неизбежностью должна содействовать реализации следующих задач:

  1. быстрый рост человеческого потенциала как условия для помощи продуктивной жизни членов общества;
  2. формирование нового среднего класса как определяющей социальной силы общества и основного носителя человеческого потенциала нации;
  3. развитие гражданского общества и правового государства как непременного условия расширенного воспроизводства человеческого потенциала.

Определение 2

Итак, субъекты социальной политики – это реально самостоятельные и при том фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры.

Выявление сущности социальной политики требует рассмотрения ее признаков и функций. Показателями или признаками данной категории являются:

  1. объективность;
  2. государственность;
  3. многосубьектность и объектность;
  4. солидарный (перераспределительный) характер отношений;
  5. конкретно-исторический характер отношений.

Приоритетные направления социальной политики государства

Важнейшими приоритетами социальной политики государства в современных условиях являются: создание оптимальной социальной инфраструктуры и ее развитие; проблемы охраны и защиты окружающей среды; политика распределения доходов общества; социально-демог-рафическая политика; проблемы занятости и социальной защиты населения. Проблемы государственного регулирования занятости населения будут рассмотрены в следующей главе.

В решении социально-экономических проблем социальная сфера занимает определяющее положение. Без разветвленной системы социальной сферы и ее нормального развития успешного осуществления социальной политики добиться невозможно. Напомним, что экономика - это система жизнеобеспечения человека и общества в целом. Существует также более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями, называемая социальной сферой экономики.

Определение 3

Социальная сфера - область жизнедеятельности человеческого общества, в которой реализуется социальная деятельность прежде всего государства, а также общественных и религиозных организаций, благотворительных и общественных фондов в распределении материальных, духовных благ и услуг. Одним словом, все, что связано с благосостоянием людей, относится к социальной области экономики. Непосредственно к социальной экономике относят все виды социального обеспечения, т.е. денежного содержания, материальной помощи, оказываемых отдельным, чаще всего нетрудоспособным слоям и категориям, которые не имеют собственных доходов и источников существования, либо обладают ими в ограниченной, недостаточной степени. Наиболее распространенным видом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. В России свыше 38 млн. пенсионеров при численности населения страны в $147,5$ млн. человек. Большинство из них пенсионеры по возрасту: женщины - $55$ лет, мужчины - $60$ лет. Для отдельных категорий населения пенсионный возраст еще ниже.

Каждому пенсионеру гарантирована выплата пенсии не ниже установленного законодательством уровня - минимальная пенсия, а выше пенсии выплачиваются в зависимости от стажа работы и уровня заработной платы. Кроме пенсий из средств государственного и местных бюджетов выдаются разнообразные пособия и выплаты. Они могут быть постоянными, длительными и временными, возможно предоставление разовой, социальной помощи.

Социальные гарантии

Социальные гарантии - это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики.

Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям:

  • необходимый и достаточный объем;
  • обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами;
  • адресность;
  • учет территориальных особенностей;
  • механизм доведения до получателя.

Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования - федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией.

В отношении трудоспособного населения социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту прав и свобод наемного работника, нанимателя.

Для основной части населения наемный труд является главным источником средств существования, поэтому система социальной защиты трудоспособного населения должна обеспечивать гарантии в сфере занятости и оплаты труда. Для этого государством устанавливается минимальная оплата труда. В большинстве стран устанавливается минимальная часовая зарплата.

В середине $80$-х гг. ООН выпустила рекомендацию, согласно которой часовая зарплата должна быть не менее $3$ долларов. Установлено, что зарплата менее $3$ долларов в час приводит к снижению мотивации к труду.

В России устанавливается минимальная месячная оплата, которая составляет $1100$ рублей (т.е. около $40$ долл. в месяц, или примерно $0,2$ долл. в час). Такой низкий уровень минимальной зарплаты свидетельствует о том, что государство в настоящее время практически не регулирует уровень оплаты труда в России.

В научной литературе и нормативных актах существует значительное количество трактовок сущности социальной политики.

Изначально социальная политика сформировалась для регулирования социальных отношений в рамках капиталистической системы, для поддержки членов общества, неспособных самостоятельно обеспечить себе источник приемлемого существования. Практически социальная политика по своему содержанию приравнивалась к общественному вспомоществованию. На современном этапе происходят серьезные изменения, как в содержании социальной политики, так и в расширении спектров её влияния. Её действия уже не ограничиваются отдельными категориями населения. В качестве прямого объекта влияния социальной политики начинают выступать жизненные условия почти всех социальных категорий.

Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В социальном государстве социальная политика призвана обеспечить создание условий для достойной жизни и свободного развития человека, а значит быть одной из стратегически важных сфер развития общества в целом.

Итак, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова (13, с. 287).

В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества. Это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве, это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д.

Таким образом, в границы социальной политики включается достаточно обширный круг вопросов жизнедеятельности индивидов и общества.

Социальная политика оказывает активное влияние и на экономический рост. Более того - она является фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Кроме того, экономический рост как процесс предъявляет все более высокие требования к квалификации и культуре работника, физическому и духовному развитию личности, что также требует дальнейшего развития социальной сферы.

К объектам социальной политики относятся отдельные граждане, группы граждан, объединенные конкретными связями, деловыми, экономическими и трудовыми отношениями, население всей страны. Субъекты социальной политики - те, кто определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую основу социальной политики, осуществляет действия по ее реализации. Основным субъектом, координирующим деятельность по осуществлению социальной политики, является государство. Хотя простая констатация того, что государство - субъект социальной политики, недостаточна. Государство выступает как совокупность или система разноуровневых элементов или органов, причем их цели в социальной политике могут не совпадать, а деятельность одного органа противоречит деятельности другого.

Цель социальной политики государства - формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, способного обеспечивать достойный уровень жизни и ее качество при достаточной степени общественного согласия, без противоречий и социальных конфликтов нейтрализовать негативные последствия рыночной экономики.

Основные показатели последних лет свидетельствуют о том, что в Российской Федерации в этом направлении наметились позитивные изменения, а с учетом перспективного планирования и положительные прогнозы.

В качестве целевых определены значения показателей, принятые в развитых странах и отвечающие пороговым значениям стратегии национальной безопасности страны.

Можно выделить две основные функции социальной политики:

  • - стимулирующую - реализация которой достигается посредством перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты всех членов общества и определенных социальных групп;
  • - стабилизирующую - выполнение которой предполагает поддержание и стимулирование экономической активности общества в рамках законодательства, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокопроизводительному труду и учету трудового вклада каждого трудоспособного члена общества в создание национального продукта. Реализация перечисленных функций требует определенных усилий, решения целого комплекса сложных и, порой, противоречивых задач, а также принципов, на которых базируется социальная политика.

Социальная политика направлена на решение следующих задач:

  • 1) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;
  • 2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого разме-ра и качества, которые соответствуют потребностям общественно-го производства;
  • 3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения ем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;
  • 4) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

Следуя статье 25 Декларации прав человека, современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию при независимых от человека обстоятельствах.

Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.

Формирование социальной политики должно базироваться на следующих основных принципах:

1) принцип стратегической целенаправленности:

Социальная политика государства должна иметь долгосрочный стратегический характер; предусматривать последовательность, целенаправленность и недопущение существенных социальных конфликтов, опору на институты гражданского общества; учитывать инерционность социальной системы и данные мониторинга результатов реализации политики.

2) принцип системности:

Решения, принимаемые в отношении функционирования и развития социума, должны представлять полную и непротиворечивую систему, соответствовать целям социальной политики, быть скоординированными между собой и с решениями в сфере экономики, политики и права.

Государственная социальная политика должна быть увязана с экономической, финансовой, научно-технической и другими видами государственной политики. Социальные реформы должны быть органической частью системной социальной политики.

3) принцип социальной справедливости:

Следует стремиться к реализации принципа социальной справедливости, в том числе в трудовой сфере - более высокой оплаты за более сложный, требующий большей подготовки и сопряженный с большей ответственностью труд. Повышение уровня социальной справедливости в обществе при прочих равных условиях способствует консолидации общества, повышению социальной ответственности его членов и экономическому росту страны. Рост числа нарушений принципа социальной справедливости снижает уровень трудовой мотивации и, как следствие, потенциал экономического роста.

4) принцип сочетания социальной свободы, ответственности и гарантий:

Следует обеспечить оптимальное (для данного периода в развитии страны) сочетание личной социальной свободы, личной социальной ответственности каждого гражданина и государственных социальных гарантий при безусловном обеспечении их минимальных уровней, определяемых принятыми социальными стандартами. Минимальный уровень гарантий должен обеспечивать гражданину доход, превышающий прожиточный уровень для данной местности и данной категории граждан (с учетом затрат на жилье). Минимальный уровень ответственности гражданина должен определять его лояльность по отношению к соблюдению требований федеральных и местных законов, уплаты налогов, соблюдения норм социального общежития. Минимальный уровень свободы для гражданина должен предусматривать возможность свободного выбора между принятием государственной социальной поддержки или отказом от нее.

5) принцип демократичности:

Каждый дееспособный гражданин должен иметь возможность участвовать в формировании государственной социальной политики и контроле за ее выполнением. Важнейшие социально ориентированные решения должны приниматься на основе общественного консенсуса.

6) принцип адаптации к местным условиям:

Социальная поддержка должна осуществляться с учетом местных условий, оказывающих влияние на уровень качества жизни населения. Принцип уравнительности должен распространяться на конечный результат социальной поддержки, а не на ее объем.

7) принцип гуманитарности:

Конституционные права человека имеют наивысший приоритет, в том числе - по сравнению с правами собственности.

К настоящему времени в постиндустриальных государствах исследования социальной политики представляют собой активно развивающуюся и дифференцированную область политической науки.

В западной научной традиции существует несколько сформировавшихся устойчивых подходов к пониманию социальной политики.

Основными конкурирующими подходами выступают кейнсианский и неолиберальный. Представители кейнсианства понимают социальную политику как деятельность, направленную на управление социальным развитием общества, обеспечение удовлетворения материальных и духовных потребностей его членов и регулирование процессов социальной дифференциации общества. Это понимание социальной политики можно определить как широкое относительно других существующих, поскольку каждый его компонент максимально широко подходит к выбору сферы реализации или системы объектов.

Для неолиберальной модели характерно представление социальной политики в качестве системы государственных мер по поддержанию социальных групп, которые в силу различных обстоятельств оказываются в трудной жизненной ситуации и не могут решить возникшие проблемы самостоятельно. Данный подход существенно сужает понимание социальной политики, поскольку круг ее объектов уменьшается до социально уязвимых групп населения. Как указывают исследователи неолиберального подхода, в его рамках не случаен термин «адресная помощь», характеризующий принцип выборочности государственной поддержки. Помимо этого, для неолиберального подхода типично понимание государства в качестве монопольного или главного субъекта социальной политики.

Анализ теоретико-методологических основ анализа социальной политики в социальном государстве определил ряд выводов. Тесная взаимосвязь социальной политики и политического процесса ярко проявляется в условиях демократии, в связи с чем, для западных исследований темы характерен высокий интерес к преемственности социальной политики в условиях сменяющих друг друга у власти политических партий и свободной конкуренции идеологий. В России потребность в теоретическом анализе социальной политики появилась в начале 1990-х годов, когда начали проводиться ее прикладные исследования. Теоретико-методологическое осмысление социальной политики в российских политических условиях далеко не завершено. В настоящее время трансформации политической и социальной систем российского общества определяют актуальность анализа социальной политики с позиций политической науки.

Для российских исследователей социальной политики типично понимание термина в целом, главным образом как деятельности по реализации социальных программ государства.

В современной России социальная политика уже не сводится лишь к деятельности государственных органов. Включение в систему субъектов социальной политики негосударственных факторов определено новым характером российского государства, которое не является уже патерналистским (лат. paternus - отцовский, отеческий), а на основании Конституции России и политической практики постсоветских лет должно быть отнесено к государствам субсидиарного типа. Для таких государств характерно качественно иное распределение ответственности и прав, когда государство уже не отвечает за все сферы жизнедеятельности общества и не определяет содержание любой социально значимой деятельности юридических и физических лиц, не контролирует в качестве собственника основные ресурсы влияния.

Принципы социальной политики должны формироваться с учетом возможностей государства и общества на каждом этапе его развития. Начало нового экономического цикла неизбежно требует корректировки в социально-политической жизни страны, поскольку изменяются как запросы населения, так и ресурсная база политики. Корректировка не означает радикального пересмотра всей системы, а предполагается необходимость изменений наиболее затратных в реализации принципов.

Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни населения.

Под уровнем жизни понимается уровень потребления материальных и духовных благ в сравнении с исторически обусловленными социальными нормативами потребления. Сколько и что потреблять определяется разнообразными человеческими потребностями, которые представляют собой объективную необходимость людей в обеспечении физиологического, социального и духовного развития. А люди нуждаются не столько в количестве вещей, товаров, сколько в их полезных свойствах.

Для оценки уровня жизни используется, как правило, совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей); структура потребления; продолжительность рабочего дня, размеры свободного времени и его структура, развитие социальной сферы и др. (8, с. 294).

Среди показателей уровня жизни можно выделить обобщающие показатели, прежде всего объем потребляемых благ и услуг и распределение населения по уровню доходов. Особое значение имеют показатели, характеризующие отдельные стороны жизни людей (калорийность и биологическая ценность рациона питания и т.п.).

Среди перечисленных показателей важнейшим является показатель уровня реальных доходов населения, динамика которого определяется уровнем заработной платы во всех сферах народного хозяйства, размером доходов от частнопредпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства, величиной выплат из общественных (социальных) фондов потребления, налоговой политикой государства и уровнем инфляции. Существует верхний уровень потребностей и низший. Верхний зависит от образованности, знаний, культуры, менталитета. Низкий, как правило, задается минимумом средств существования, обеспечивающих жизнедеятельность человека в конкретных исторических условиях.

Набор потребительских товаров и услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей человека, называется потребительским бюджетом. Потребительский бюджет рассчитываются в среднем на семью или на душу населения для различных социально-демографических групп.

В зависимости от состава потребностей и нормативов потребления различают оптимальный, рациональный и минимальный потребительские бюджеты.

Под минимальным потребительским бюджетом понимается стоимостная величина расходов на приобретение благ, структура и уровень потребления которых необходимы для полного воспроизводства неквалифицированной рабочей силы. Минимальный уровень потребления определяет так называемую "черту бедности". Доля населения, живущего за чертой бедности, является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране. Снижение этого показателя, борьба с бедностью - одна из главных задач социальной политики.

Рациональный потребительский бюджет определяется на основе таких норм потребления различных благ, которые общество признает разумными, учитывая достигнутый уровень развития экономики в той или иной стране.

Оптимальный потребительский бюджет предполагает такой состав благ и такие нормы их потребления, которые максимально возможны в связи с достигнутым уровнем развития науки и техники в мировом обществе.

Кроме того, минимальные потребительские бюджеты разрабатываются для пенсионера и пенсионерки, студента и студентки, мужчины в трудоспособном возрасте, женщины в трудоспособном возрасте, а также мальчиков и девочек в разных возрастных группах.

Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. Таким стандартом является "потребительская корзина", включающая научно обоснованный, сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, складывающихся в республике, и реальных возможностей экономики.

Натурально-вещественная структура потребительских бюджетов формируется на основе системы потребительских корзин.

Потребительская корзина - это научно обоснованный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека.

Потребительские блага, составляющие потребительские корзины бюджетов, делятся на три основные группы:

  • - предметы разового потребления, срок использования которых ограничивается одним годом (продукты питания, одежда, обувь и т.п.);
  • - предметы длительного пользования, потребляемые в течение ряда лет (товары культурно-бытового назначения, мебель и т.п.);
  • - услуги, производство и потребление которых происходит одномоментно (потребление тепла, электроэнергии и т.п.).

Различают минимальную "потребительскую корзину", которая обеспечивает минимально нормальный уровень потребления, и рациональную "потребительскую корзину", отражающую наиболее благоприятную, научно обоснованную структуру потребления.

Минимальная "потребительская корзина" рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, понижение которого социально не приемлемо. Минимальная "потребительская корзина" по отдельным социально-демографическим группам рассчитывается для семьи из четырех человек с двумя детьми, одиночки в трудоспособном возрасте, пенсионера, молодой семьи с одним ребенком, студента и лежит в основе определения среднедушевого минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума.

Потребительская корзина минимального потребительского бюджета в России содержит следующее:

  • - питание, включая хлеб и хлебопродукты, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, сливочное масло, рыбу и рыбопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, растительное масло и маргарин, сахар и кондитерские изделия, др. продукты;
  • - одежду, белье, обувь;
  • - лекарства, предметы санитарии и гигиены;
  • - мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;
  • - жилье и коммунальные услуги;
  • - культурно-просветительские мероприятия и отдых;
  • - бытовые услуги, транспорт, связь;
  • - содержание детей в дошкольных учреждениях.

Рождаемость, смертность;

Санитарно-гигиенические условия жизни;

Жилищные условия;

Образование и культуру;

Условия труда и занятости;

Доходы и расходы населения;

Стоимость жизни и цены на потребительские товары;

Транспортные средства;

Организацию отдыха;

Социальное обеспечение;

Свободу человека и другие.

В отечественной методологии в качестве показателей уровня жизни выделяют следующие показатели:

Реальные доходы населения;

Жизненно-бытовые условия;

Уровень медицинского обслуживания;

Возможность получения образования;

Развитие социального обеспечения и социального страхования;

Уровень культурного и коммунального - бытового обслуживания;

Продолжительность рабочего дня;

Обеспеченность работой.

Существует два подхода к определению структуры и норм потребления в потребительских бюджетах:

  • - нормативный - расходная часть потребительских бюджетов формируется с помощью научно обоснованных норм сбалансированного потребления товаров и услуг.
  • - статистический - состоит в изучении поведения потребителей как статистической совокупности, на основе анализа которой выявляются структуры потребления так называемых опережающих групп (например, группы с более высоким или, напротив, с более низким доходом, может быть группы с наиболее высоким культурно-образовательным уровнем или какой то профессиональной группы и т.п.).

Прожиточный минимум - это размер денежного дохода, обеспечивающий удовлетворение минимально допустимых потребностей. Прожиточный минимум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящимся за "чертой бедности". Эта черта определяется как 60% среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек за предшествующий квартал.

От минимального уровня потребления следует отличать физиологический минимум потребления, который необходим для физического существования человека.

Современная экономическая теория рассматривает уровень жизни как на глобальном макроуровне - в масштабах всего населения страны в целом, так и на дифференцированном макроуровне - в рамках отдельных групп населения. В первом случае можно сделать сравнительный анализ уровня жизни населения в разных странах по показателю ВВП на душу населения. Наиболее высок этот показатель в США, Скандинавских странах, Германии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Японии. А самая бедная страна Эфиопия имеет 300 долларов в год на одного человека. Такие различия доходов вызваны как уровнем научно-технического прогресса и производительности труда в отдельных странах, так и степенью организации общественного производства, степенью государственного регулирования.

Разрушительные последствия системного кризиса в России и других странах СНГ привели к резкому падению уровня жизни и дохода на душу населения, углублению дифференциации населения по доходам. Так, коэффициент дифференциации доходов в 1992 г. составлял 8,0, в 1998 г. вырос до 13,4 раз, а в 2004 г. уже до 15,2. В 2005 г. наметилась тенденция к его снижению - в 14,8 раз.

Таким образом, суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий для участия в общественном производстве. Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов (17, с. 621).

Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения - совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Этот показатель предусматривает нормальные условия труда и его безопасность, приемлемое экологическое состояние окружающей среды, наличие и возможности использования свободного времени, культурный уровень, физическое развитие, физическую и имущественную безопасность граждан и т.д. (14, с. 76).

Речь идёт о таких сложных для количественных оценок показателей, как условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможность использования свободного времени, физическая и имущественная безопасность граждан и т. п.

Следует отметить, что требования к уровню и качеству жизни с течением времени повышаются. Они могут заметно различаться в отдельных странах и регионах.

Факторами, обусловливающими количественные и качественные показатели результативности социальной политики, выступают: состояние национальной экономики, политическая ситуация, природно-климатические условия, географическое положение, сложившиеся традиции и культура.

Качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную.

Критерием объективной оценки качества жизни служат научно обоснованные нормативы потребностей людей, по соотношению с которыми можно объективно судить о степени их удовлетворения.

С другой стороны, потребности людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках.

В отличие от уровня жизни качество жизни оценить достаточно сложно, так как, во-первых, этот показатель выступает как своеобразная интегральная оценка. Например, руководствуясь своим пониманием качества жизни, кто-то может отказаться от миллиона долларов, предпочтя этому полет на Луну. Во-вторых, качественные параметры достаточно сложно поддаются количественному измерению.

К основным показателям качества жизни относятся:

Здоровье людей;

Продолжительность жизни;

Условия и безопасность труда;

Физическое и культурное развитие населения;

Условия среды, окружающей человека;

Морально-психологический климат;

Взаимоотношения внутри трудовых коллективов.

Термин «качество жизни» появился в середине 50-х годов в связи с тем, что категория «уровня жизни» не отражала всестороннее благосостояние населения.

Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах: степень удовлетворения научно обоснованных потребностей и интересов; удовлетворенность качеством жизни самих людей.

Необходимо также отметить, что оценки уровня и качества жизни изменяются во времени и пространстве. То, что 20-30 лет назад рассматривалось как высокий жизненный уровень, сегодня может лишь слегка превышать “черту бедности”. То, что для европейца выглядит как нищета, для коренных жителей Африки или Заполярья может явиться наиболее рациональным образом жизни. Это подтверждает печальный опыт “внедрения” европейской или американской цивилизации в быт и культуру малых народов Севера. Таким образом, любые сравнения уровня и качества жизни, особенно в международном аспекте, должны непременно учитывать вышеприведённые обстоятельства.

В этом плане заметим, что Россия еще по крайней мере десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.

социальный политика государство современный

Развитие социальной структуры общества постоянно нуждается в регулировании. Встает вопрос о социальной политике. Под ней подразумевается целенаправленное воздействие государства, профессиональных союзов и других общественных организаций на существующую систему общественных отношений.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) Защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) Обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) Выдача помощи на случай безработицы;

4) Обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

5) Развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) Проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Социальная политика - это одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить предпосылки для стабильности его социальной системы.

Цели социальной политики:

1) Улучшение и подъем уровня условий жизни населения страны

2) Сглаживание или ликвидация социальных противоречий, достижению определенного уровня равновесия в обществе

3) Повышение благосостояния и культуры

Цели социальной политики осуществляются путем предоставления государственных социальных гарантий, регулирования образа жизни налогами, поощрением благотворительности, предпринимательской инициативы, репрессивными методами, - например, борьба с наркобизнесом; перераспределением материальных средств и организационных усилий.

Существование в обществе потребностей в достижении социальных целей и их опосредованное удовлетворение в результате деятельности государства в экономической и политической областях еще не говорят о наличии целенаправленной социальной политики государства. Собственно социальная политика как целенаправленная деятельность по достижению социальных целей проводится государством только с появлением у него социальных функций, т. е. только тогда, когда государство берет на себя прямую ответственность и обязательства удовлетворения социальных потребностей граждан. В конкретном понимании социальной политики как целенаправленной деятельности государства по реализации его социальных функций необходимо констатировать, что социальная политика государства появляется только с возникновением у него специфических социальных функций. Привязка социальной политики к социальным функциям государства позволяет предположить, что развитие структуры социальных функций государства является основой структуризации его социальной политики. С эволюцией государства от его простейших форм к наиболее сложным, происходит соответствующая трансформация социальной политики и ее структурных элементов.

Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнута ступень экономического развития, тем выше требования к людям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Реализация социальных функций государства осуществляется посредством социальных институтов на разных организационных уровнях. Это не обязательно должны быть государственные структуры. К субъектам социальной политики государства относятся компетентные государственные органы (или учреждения), формирующие социальное информационное и правовое поле, осуществляющие материальное обеспечение или представляющие натуральные виды помощи (социальные услуги) нуждающимся в них лицам в пределах утвержденных федеральных или территориальных гарантий.

Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, роста цен и т.д.

Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:

1) Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).

2) Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.

3) Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.

4) Дальнейшее совершенствование общественно- политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.

Главной целью социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. В этой связи безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому будет предусматриваться опережающий рост ассигнований на эти цели из бюджетов всех уровней по сравнению с большинством других направлений государственных расходов.

С целью обеспечения финансовой стабильности Правительство Российской Федерации будет осуществлять последовательную финансовую политику, основанную на приведении обязательств государства в соответствие с его ресурсами, повышении эффективности функционирования бюджетной системы, четком разграничении бюджетных полномочий и ответственности различных уровней власти. При этом совместно с Центральным банком Российской Федерации будут приняты меры, направленные на обеспечение стабильности национальной валюты.

Выдвижение социальных целей среди приоритетов современного экономического развития привело к формированию социальной политики государства. Социальная политика – это деятельность государства, направленная на обеспечение условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и повышения благосостояния населения страны. Социальная политика предполагает совместную деятельность государства и профсоюзов, а также предпринимательских структур, общественных фондов, партий и т. п.

Основными целями социальной политики являются : смягчение неравенства в распределении доходов населения; обеспечение полной занятости; защита здоровья нации; экологическая безопасность; нейтрализация негативных последствий рыночной экономики; обеспечение благоприятных условий жизни и труда всего населения страны; создание условий сохранения социальной стабильности.

В соответствии с этим решаются следующие задачи: реализация программ занятости, помощь нетрудоспособным, обеспечение доступности и развитие сфер образования, медицины, социального страхования и культуры, реализация специальных программ по защите малообеспеченных слоев населения.

Способами реализации социальной политики государства являются система социальной защиты и социальных гарантий. Социальная защита – это система мер, осуществляемых обществом по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения его граждан. Социальные гарантии представляют собой систему обязательств общества перед своими членами по определенному удовлетворению ряда их необходимых потребностей.

Для Республики Беларусь являются актуальными следующие мероприятия социальной политики:

Создание адресной системы социальной защиты;

Упорядочение льгот, надбавок и доплат, выплачиваемых за счет средств предприятий, организаций и фирм путем их включения в тарифные ставки и должностные оклады;

Введение налоговых и кредитных льгот для предприятий и фирм, создающих дополнительные рабочие места и принимающих на работу многодетных женщин, инвалидов, молодежь;

Уточнение стоимости «потребительской корзины» с учетом динамики цен, размеров оплаты труда и мировой практики;

Регулярный пересмотр минимальной заработной платы в национальной экономике в связи с ростом цен;

Развитие страховой медицины.

14. Современное мировое хозяйство Вопросы

14.1 Мировое хозяйство. Основные формы международных экономических отношений

14.2 Международная экономическая интеграция

14.3 Понятие и виды внешнеэкономической политики

14.4 Валютные отношения: понятие и виды. Валютные системы

14.1 Мировое хозяйство. Основные формы международных экономических отношений

Мировое хозяйство - это совокупность национальных хозяйств, объединенных участием в международном разделении труда и связанных системой международных экономических отношений.

Объективной основой развития мирового хозяйства является международное разделение труда. В основе разделения труда лежит специализация стран на производстве каких-то видов продукции. Обмен продукцией специализации является необходимым условием процесса воспроизводства. Международное разделение труда обусловлено следующими причинами: природно-климатическими различиями; географическим положением стран; многообразием социально-экономических условий.

Основными формами международных экономических связей (отношений) являются:

Международная торговля;

Международная миграция капитала;

Международная миграция рабочей силы;

Международное производственное и научно-техническое сотрудничество;

Валютные отношения в мировой экономике.

Международная торговля. Международная (мировая) торговля – это торговля товарами и услугами в мировом масштабе. Мировую торговлю характеризуют следующие показатели: экспорт, импорт, торговый баланс, внешнеторговый оборот, экспортная квота.

Экспорт – это вывоз товаров и услуг за границу. Импорт – это ввоз товаров и услуг из-за границы.

Торговый баланс – это разность между экспортом и импортом товаров. Торговый баланс может быть активным или пассивным. Активный торговый баланс достигается, когда экспорт превышает импорт. Пассивный торговый баланс имеет место, когда импорт превышает экспорт. В случае пассивного торгового баланса у страны возникает внешний долг перед иностранными поставщиками. Именно пассивный торговый баланс является хронической проблемой для Республики Беларусь

Внешнеторговый оборот – это совокупная стоимость экспорта и импорта, выраженная в одинаковом масштабе цен.

Экспортная квота показывает отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП. Если экспортная квота превышает 25%, то экономика страны признается зависимой от мировой конъюнктуры. В Республике Беларусь экспортная квота находится в диапазоне 50% – 60%.

Международная миграция капитала. Международная миграция капитала - это система отношений, регулирующих ввоз ссудного капитала из-за границы и вывоз ссудного капитала за границу.

Ввоз ссудного капитала обусловлен или необходимостью оперативной стабилизации национальных финансовой и банковской систем, или необходимостью ускоренной модернизации национальной экономики.

Вывоз ссудного капитала преследует следующие цели: увеличение массы получаемой прибыли; сохранение и расширение рынков сбыта. Вывоз ссудного капитала осуществляется в формах инвестиций и кредитов.

Инвестиции подразделяются на прямые и портфельные . Капиталовложения в зарубежные предприятия, обеспечивающие контроль над ними со стороны инвестора, называются прямыми инвестициями (создание за границей филиалов, дочерних компаний, совместных предприятий). Портфельные инвестиции – это вложения капитала в ценные бумаги с целью получения дохода, а не установления контроля за хозяйственной деятельностью иностранного предприятия.

Международные кредиты предоставляется или иностранному правительству, или иностранным предпринимателям для реализации их инвестиционных проектов.

Для иностранных заемщиков кредиты более привлекательны, чем инвестиции, т. к. они не уменьшает степень их контроля за предприятиями. Однако, кредиты в отличие от инвестиций создают для страны реципиента проблему долговой зависимости от внешних кредиторов.

Международная миграция рабочей силы. Международная миграция рабочей силы - это перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую. Выделяют два аспекта миграции рабочей силы: эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция - перемещение части трудовых ресурсов за национальные границы. Иммиграция - приток трудовых ресурсов из-за рубежа.

Основные причины трудовой миграции - экономические, т. е. безработица и национальные различия в уровнях заработной платы. Импорт рабочей силы высокого качества позволяет экономить средства на обучение специалистов, повышать конкурентоспособность товаров. Однако принимающие страны (реципиенты) сталкиваются с обострением проблемы занятости, ухудшением экономического положения собственных трудящихся, обострением социальных конфликтов.

Для стран-доноров международная трудовая миграция способствует поступлению в страну валюты (ежегодно Индия, Индонезия, Турция получают 2 – 3 млрд. долларов в виде переводов эмигрантами денежных средств на родину), новых технологий, накоплению опыта работы, изменению профессиональной и квалификационной структуры занятости, уменьшает остроту проблемы занятости.

Международное производственное и научно-техническое сотрудничество . Наиболее распространенной формой международных связей в сфере науки и техники выступает коммерческий обмен научно-техническими знаниями. К основным формам такого обмена относят:

Торговлю лицензиями. Лицензия - это разрешение, выдаваемое патентовладельцем (лицензиаром) другому лицу или фирме (лицензиату) на промышленное и коммерческое использование изобретения в течение обусловленного срока за определенное вознаграждение;

Инжиниринг. Инжиниринг - предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования);

Лизинг. Лизинг - долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения и иных объектов с последующим выкупом по остаточной стоимости. Арендная форма экспорта машин и оборудования экономически выгодна для обеих сторон: арендатор получает возможность использовать дорогостоящую технику без больших начальных капитальных вложений, арендодатель расширяет сбыт при относительном снижении риска потерь от неплатежеспособности заказчика.

Валютные отношения. В связи с существованием национальных масштабов цен возникает проблема единообразного измерения цен товаров, производящихся в различных странах. Валюта – это национальная денежная единица, которая может измерять денежные единицы других стран. Развитие мировой торговли требует применения тех или иных валютных систем, особенности которых будут рассмотрены ниже.