Меню
Бесплатно
Главная  /  Простуда  /  История древнего государства вавилония кратко. Страны Древнего Востока. Вавилон

История древнего государства вавилония кратко. Страны Древнего Востока. Вавилон

Вот уже полторы тысячи лет, как под песком и глиной скрылись остатки одного из величайших городов древности. А мы до сих пор вспоминаем его, называя этим именем любой большой и шумный город. Это, конечно, потому, что этот город часто упоминается в Библии.

В переводе с аккадского это имя (Бабилу) означает «врата бога». Небольшое поселение существовало здесь, на берегах великой реки Евфрат, уже в середине 3 тысячелетия до нашей эры. Караванные дороги шли вдоль Евфрата к побережью Средиземного моря. Вниз по течению реки двигались суда, направляющиеся к старым шумерским городам Южного Двуречья. Через Тигр, соединенный с Евфратом каналом, проходил путь к Ашшуру и горам Загроса, богатым лесом и ценными породами камня.

В начале 19 века до н. э. в Месопотамии образовалось небольшое государство с центром в Вавилоне, правителям которого суждено создать здесь единую великую державу.

Самым могучим царем Древнего Вавилона был Хаммурапи (правил в 1792–1750 годах до н. э.). Он покорил все соседние враждебные Вавилону царства, построил множество дворцов, храмов и каналов. Но более всего царь прославился созданием Собрания законов. Это самое древнее собрание законов из тех, что мы знаем. Месопотамские писцы продолжали переписывать и изучать законы Хаммурапи много веков спустя после падения созданной им великой державы.

Потомки Хаммурапи правили в Вавилоне более ста лет. Затем началась эпоха вражеских нашествий. Но город отстраивался, жил и развивался.

В 8 веке до н. э. Вавилон был завоеван Ассирией. Царь Асархаддон (680–669 до н. э.) не желал превращать в пустыню подвластные ему земли: стремясь загладить зло, принесенное его отцом, царь вернул на родину некогда угнанных в Ассирию жителей Вавилона.

Но Ассирия пала, а в Вавилоне с 612 года до н. э. начала править Халдейская династия. Крупнейшим царем был Навуходоносор II. В 586 году до н. э. после 18-месячной осады войска Навуходоносора взяли столицу древнего Израиля, Иерусалим. Жители города были уведены в Месопотамию. Для иудеев наступил трагический период Вавилонского пленения. Тысячи угнанных в Вавилонию пленных и постоянный приток дани, собираемой с покоренных земель, дали возможность Навуходоносору создавать невиданные постройки, снискавшие его столице славу одного из чудес света (Висячие сады Семирамиды).

Но уже взошла звезда новой державы, Персии. 29 октября 539 года до н. э. Кир Великий захватил Вавилонское царство, а народы, переселенные туда, вернул на родину.

В 331 году до нашей эры в город вступили войска Александра Македонского, который объявил Вавилон столицей своей будущей мировой державы. Но после смерти Александра эти земли вошли в державу полководца Селевка. Селевк построил город Селевкию на реке Тигр и переселил туда многих вавилонян. В дальнейшем Вавилон тихо угасал, лишившись своего торгового значения. После арабского завоевания в 7 веке н. э. была разрушена система каналов. Плодородные почвы стали пустынными, и осталась лишь небольшая деревушка.

В середине 5 века до н. э., менее чем сто лет после завоевания Месопотамии Киром Персидским, Вавилон посетил греческий историк и путешественник Геродот.

Геродот назвал Вавилон самым красивым из всех городов, какие ему довелось увидеть. Город был окружен глубоким, полным воды рвом и высокой стеной, построенной из обожженного кирпича. Стены по краям были защищены башнями и столь широки сверху, что по ним могла проехать четверка лошадей. Геродота поразил громадный храм, построенный как башня из восьми ярусов; вокруг них шли марши наружных лестниц, устремленные к расположенному на самой вершине башни - святилищу бога Мардука. Этот храм, наверное, поразил и древних иудеев, которые описали его в Библии как Вавилонскую башню.

Ворота Иштар

Вавилон («Врата Бога») – величественный город в Месопотамии Древнего мира, столица государства «Вавилония» – в далеком прошлом являлся центром «мирового царства». Сейчас же это древние руины, расположенные примерно в 90 км на юг от Багдада (Ирак).

История «Вечного обиталища царственности»

Возникновение Вавилона приходится на вторую половину третьего тысячелетия д.н.э., на берегах реки Евфрат в центре Месопотамии.

  • К началу 2 тысячелетия д.н.э. относят к основанию в небольшом тогда Вавилоне новой династии. Когда на престол взошел Хаммурапи Вавилон превратился в политический центр и сохранял эту позицию более тысячелетия.

Интересный факт: Вавилон в период правления Хаммурапи получил статус «вечного обиталища царственности».

Вавилон, как столица Южной Месопотамии, богател и быстро развивал торговлю и ремесла. Рост в экономическом секторе сказался на облике Вавилона, превратив его в роскошный и царственный город. Менялись архитектура, дороги и план застройки.


Вавилонский лев

  • Событие-трагедия для Вавилона (689 год д.н.э.) произошло в период агрессии царя Ассирии Синаххериба, который впал в ярость от неповиновения Вавилона. Синаххериб разрушил столицу, и город, который был раскопан археологом Кольдвеем, не старый Вавилон, а отстроенный и восстановленный новый.
  • После смерти ассирийского царя Вавилоном правил Навуходоносор. Период его власти (604-562 годы д.н.э.) – эпоха апогея развития Вавилонии — экономического, социального и культурного.

Вавилон, благодаря военным завоеваниям страны, стал центром притока материального и культурного богатства. Благодаря чему в Вавилоне была осуществлена грандиозная реконструктивная деятельность, столица стала наибольшим и наибогатейшим центром древнего Ближнего Востока.

Особенности постройки и архитектуры Вавилона

План города представлял собой разделение на 2 части – Старый и Новый города, которые располагались по разным берегам Евфрата. Левый берег – область Старого города. Здесь были размещены богатые владения. А на правом берегу реки был Новый город. Тут проживали преимущественно простые горожане.

Старый и Новый города связывались огромным каменным мостом. Довольно длинные прямые улицы проходили сквозь весь город, разделяя его на кварталы прямоугольной формы.

Национально — культурное разнообразие

Вавилон был крупной столицей, численность населения которого составляла примерно 200 тысяч жителей. Помимо вавилонян в городе проживали люди других культур, языков и национальностей. Были и насильно завезенные рабы, пленники. Представители той или иной культуры говорили на своих языках и следовали своим традициям.

«Чудеса» Вавилона

Этот город-легенда был не только могущественным центром, но и являлся невероятно красивым городом. Геродот назвал его самым красивым местом из всех, что он видел. Сады Семирамиды (Висячие Сады) и Вавилонская башня, которые являются Чудесами Света, ворота богини Иштар, семиярусная башня Зиккурат и вавилонский лев – это то, что Вы обязательно должны увидеть, если соберетесь посетить руины Вавилона.

  • 539 год – время завоевания Вавилона персами. После восстания 479 года город утратил независимость и статус государственной столицы и важнейшего центра культуры.

Позже жителей Вавилона стали переселять в Селевкию-на-Тигре – новую столицу. В конечном итоге от Вавилона осталось бедное поселение, которое вскоре тоже исчезло. Некогда великий, могущественный город царей и богов превратился в засыпанные песком и забытые руины.

Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв. до н.э.,

Важнейший торговый и культурный центр Передней Азии. Вавилон происходит от аккадских слов “Баб-илу” – “Врата бога”. Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир, наз-

вание которого было впоследствии перенесено на Вавилон. Первое упоминание о Вавилоне содержится в

надписи аккадского царя Шаркалишарри (23 в. до н.э.). В 22 в. Вавилон был завоеван и разграблен Шульги,

царем Ура, шумерского государства, подчинившего себе всю Месопотамию. В 19 в. происходивший из

аморитов (семитического народа, пришедшего с юго-запада) первый царь первой вавилонской династии

Сумуабум завоевал Вавилон и сделал его столицей Вавилонского царства. В конце 8 в. Вавилон был завое-

ван ассирийцами и в наказание за мятеж в 689 полностью разрушен ассирийским царем Синахерибом. Че-

рез 9 лет ассирийцы начали восстанавливать Вавилон. Наибольшего рассвета Вавилон достиг в период

Ново-Вавилонского царства (626-538 до н.э.). Навуходоносор II (604-561 до н.э.) украсил Вавилон роскош-

ными постройками и мощными оборонительными сооружениями. В 538 году Вавилон был взят войсками

персидского царя Кира, в 331 им овладел Александр Македонский, в 312 Вавилон был захвачен одним из

полководцев Александра Македонского Селевком, который переселил большую часть его жителей в осно-

ванный им поблизости город Селевкию. Ко 2 в. н.э. на месте Вавилона остались лишь развалины.

С 1899 по 1914 на месте Вавилона производились систематические раскопки немецким археологом

Кольдевеем, обнаружившим много памятником Ново-Вавилонского царства. Судя по данным этих раско-

пок, Вавилон, расположенный на двух сторонах Евфрата и перерезанный каналами, в эту эпоху занимал

прямоугольную территорию, общая длина сторон которой достигала 8150 метров. На восточном берегу

Евфрата находилась главная часть города с храмом бога Мардука, покровителя Вавилона, носившим наз-

вание “Э-сагила” (Дом поднятия головы), и большой семиэтажной башней, называвшейся “Э-теменанки”

(Дом основания неба и земли). Севернее находился отделенный от города каналом царский дворец с “вися-

чими садами” на искуственных террасах, построенный Навуходоносором II. Весь город был окружен тремя

стенами, из которых одна достигала 7 м. толщины, другая – 7,8 м, а третья – 3,3 м. Одна из этих стен была

икреплена башнями. Сложная система гидротехнических сооружений позволяла затопить окресности Ва-

вилона. Через весь город мимо дворца проходила “священная дорога” для религиозных процессий, ведшая к храму Мардука. Дорога, вымощенная огромными каменными плитами и окаймленная крепостными сте-

нами, украшенными изображениями львов, вела через монументальные крепостные ворота, носившие имя

богини Иштар.

Вавилония

Вавилония – примитивно-рабовладельческое (ранне-рабовладельческое) государство Древнего Востока,

располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Название свое получила от города

Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего

расцвета дважды – в 18 и 7 веках до нашей эры. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть

Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад,

которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопо-

тамии. К востоку от Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами и другими племе-

нами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой кочевали в 3-2м тысячелетиях до на-

шей эры племена аморитов.

Начиная с четвертого тысячелетия до нашей эры в Южной Месопотамии жили шумеры, язык которых

относится к древнейшей группе языков народов Передней Азии. Племена, населявшие среднюю часть Дву-

речья, говорили на аккадском языке, относящемся к семитической группе.

Древнейшие поселения, обнаруженные в собственно Вавилонии около современного Джемдет-Насра и

древнего города Киша, относятся к концу 4-го и началу 3-го тысячелетия до нашей эры. Население здесь

занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием. Развивались ремесла. Камен-

ные орудия постепенно сменялись медными и бронзовыми. Необходимость осушения болот и создания

оросительной сети обусловило применение рабского труда в глубокой древности. Рост производительных

сил приводил к дальнейшему имущественному и социальному расслоению. Углублению классовых про-

тиворечий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привози-

ли камень, дерево и руду.

Обострение классовой борьбы привело к образованию древнейших рабовладельческих государств, ко-

торые возникали в Аккаде, так же как и в Шумере, в третьем тысячелетие до н.э. В 24 веке до нашей эры царь Саргон I (2369-2314 до н.э.) объединил под своей властью Шумер и Аккад и создал ранне-рабовла-

дельческую державу, столицей которой стал город Аккад (Агаде-Сиппар).

Сохранившиеся документы указывают на развитие земледельческого хозяйства, всецело основанного на

искусственном орошении. Были проведены новые каналы, оросительная система объединялась в общегосу-

дарственном масштабе. Все хозяйство в целом основывалось на широкой эксплуатации труда рабов и сво-

бодных общинников. Рабовладельцы смотрели на рабов, как на скот, налагая на них клеймо собственности. Все земли считались принадлежащими царю. Значительная часть их находилась в пользовании сельских общин и обрабатывалась свободными общинниками. Цари отчуждали часть общинных земель и передавали

вельможам, чиновникам и военачальникам. Так возникло в первичной форме частное землевладение.

Натуральное хозяйство в основном все еще господствовало. Оценка различных товаров иногда произво-

дилась при помощи серебра или зерна. С увеличением количества продуктов развивалась меновая торгов-

ля. Была введена единая система мер и веса. Некоторые города приобретали более широкое торговое зна-

чение. С развитием рабовладения и торговли была связана военная политика. Цари Аккада предпринимали

походы с целью захвата добычи, рабов, а также расширения торговых связей с соседними странами. Так,

Саргон I ходил войной к “серебряным горам” (г. Тавр в Малой Азии) и к “кедровому лесу” (Ливан). Разви-

тие торговли ускоряло процесс классового расслоения.

Возникшая в результате острой классовой борьбы рабовладельческая деспотия, созданная Саргоном I и

его преемниками, защищала интересы правящего класса рабовладельцев, стремившихся подавить классо-

вый протест трудовых масс бедняков и рабов. Этой цели служил аппарат государственной власти. Было ор-

ганизовано небольшое ядро постоянного войска, к которому во время войны присоединялось ополчение.

Религиозная идеология использовалась для укрепления царской власти. Боги считались покровителями ца-

ря, царской власти и государства, царей называли богами.

К концу 23 в. до н.э. ослабленная классовой борьбой и длительными войнами аккадская рабовладель-

ческая деспотия стала приходить в упадок. Последний удар Аккадскому царству нанесли горные племена

гутиев, населявшие области Загра. Гутии вторглись в Месопотамию, опустошили страну и подчинили ее

своей власти. В клинописных текстах описывается разорение страны завоевателями, которые разграбили богатые и древние города, разрушили храмы и увезли статуи богов как трофеи. Гутиям, однако, не уда-

лось захватить всей Месопотамии. Южная часть Шумера сохранила некоторую независимость. В резуль-

тате экономического упадка Аккада, разоренного гутиями, произошло перемещение торговых и полити-

ческих центров на юг, а также расширение торговли южношумерийских городов, в частности Лагаша, в

котором в это время правил Гудеа. Развитие торговли привело к дальнейшему усилению Шумера. Уту-

хэгаль, царь Урука, возглавил борьбу против гутиев. Гутии были изгнаны из Месопотамии, что способс-

твовало образованию большого Шумеро-Аккадского царства со столицей в Уре.

Многочисленные деловые документы этого времени из архива Лагаша, Уммы и других городов указы-вают на значительное развитие хозяйства крупных рабовладельцев, в частности рабовладельческого хозяй-

ства храмов. Государство приобретает все более централизованный характер. Прежние самостоятельные

правители городов (патэси) становятся царскими наместниками. Дальнейшее развитие рабовладельческого

хозяйства и внешней торговли приводило к усилению завоевательной политики царей 3-й династии Ура

(2118-2007 до н.э.), которые объединили под своей властью почти всю Месопотамию. Шульги, царь Ура, завоевал страну Субарту в Северной Месопотамии и совершал походы в Элам, Сирию и даже в восточную

часть Малой Азии.

Однако последний расцвет Шумера был непродолжительным. В 21 в. до н.э. Месопотамию наводнили племена Элама, захватившие Шумер и образовавшие там новое царства с центром в Ларсе. С запада в до-

лину Евфрата вторглись кочевые племена аморитов, которые осели в Аккаде, сделав своей столицей Исин.

В эту эпоху возвысилось Вавилонское царство, основанное царями из династии аморитов (1-я вавилонская

династия). Его центром стал город Вавилон, выгодно расположенный на скрещении торговых путей.

Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры).

Вавилонские войска завоевали Шумер, одержали ряд побед над северными государствами, в том числе и

над государством Мари, расположенным к западу от Евфратаю Главным памятником этого периода явля-

ется кодекс Хаммурапи. Государство как крупнейший земельный собственник было заинтересовано в даль-

нейшем развитии оросительного земледелия. Принимались меры для расчистки старых каналов, сооруже-

  • Вавилонское царство, названное так по его центральному городу, было одним из ведущих государств Древних времен в Месопотамии. Здесь была сосредоточена политическая, культурная и экономическая жизнь в те времена. Вавилон в период своего расцвета был крупнейшим городом древности. Однако когда образовалось Вавилонское царство, на этом месте был лишь небольшой город с развивающейся экономикой. Просуществовав более полторы тысячи лет, Вавилон был разрушен, и забыт. Его руины были обнаружены неподалеку от города Эль-Хилла в Ираке.

  • Государство Вавилония наибольшего расцвета в своей истории достигло при правлении царя Навуходоносора. Однако в 539 году до н.э. Вавилон был взят армией персидского правителя Кира II. Именно тогда история Вавилонии как самостоятельного государства завершилась. Позже оно попало под владычество Александра Македонского, далее перешло в руки Империи Селевкидов, Парфии и Римской империи. Отсутствие самостоятельной политической жизни негативно сказалось на самом городе, в 3 веке до н.э. Вавилон пришел к упадку.

  • Уже Древняя Вавилония была заселенной областью. В обнаруженных записях того времени указывается, что уже тогда в Вавилоне существовала община, независимый энси (правитель) а также храмовое святилище, которое было посвящено божеству шумеров - Амар-Уту, который в более позднее время преобразовался в Мардука. Все это дает основания полагать, что Древняя Вавилония все же существовала, однако до этого она была лишь небольшим и малозначительным государством.
  • В 24-22 веках до н.э. многие города номового типа в Месопотамии были захвачены аккадской династией. Именно в аккадских записях были обнаружены первые записи о городе Вавилон, который в те времена назывался Кадингирра. Тогда город пребывал под владычеством Аккадского государства, а его правители вели в нем активное храмовое строительство. Однако Аккадское царство было со временем уничтожено, и город перешел ко власти государства династии Ура, под которой он пребывал с 22 по 21 века до н.э. При его правлении Вавилон оставался центром провинции, и руководил им наместник энси, который выплачивал в столицу (город Ур) дань.

  • Вавилонское царство пережило в своей истории несколько основных периодов. В Ранневавилонский период племена амореев создали много независимых государств, однако в течение нескольких сотен лет Вавилон покорил их все. В 1800 году город попал под власть царства Ларса, а спустя 50 лет царь Хаммурапи, известный благодаря составленным им законам , захватил власть во всей Месопотамии.
  • Однако после смерти царя-реформатора государство Вавилония попало под власть касситов. В 1150 г. до н.э. Вавилон был захвачен Эламом. Впрочем, успеха им добиться не удалось, так как вавилоняне не желали владычества эламитов. Далее наступил период долгих войн с Ассирией, которая в течение своей истории много раз захватывала Вавилон, и всякий раз теряла над ним контроль. В 689 году он был почти полностью уничтожен после очередного восстания.
  • В 6 веке ассирийское государство окончательно ослабло, и вавилонянам, при содействии мидийцев, удалось избавиться от города Ашшур, древней столицы Ассирии, и захватить новую столицу - Ниневию. В 5 веке Вавилон достиг наибольшего расцвета, но в 539 году его захватила Персия, положив конец вавилонской независимости.

Карта вавилонского царства и границы вавилонского царства

Царь Вавилонского царства

Столица Вавилонского царства

Образование Вавилонского царства

Искусство вавилонского царства

Занятия жителей вавилонского царства

Где находилось вавилонское царство и его географическое положение

Культура вавилонского царства, культура вавилонии

Религия вавилонского царства

Города вавилонии

Новейшая вавилония

ВАВИЛОН, знаменитый древний город в Месопотамии, столица Вавилонии; располагался на реке Евфрат, в 89 км к югу от современного Багдада и к северу от Хиллы. На древнем семитском языке его называли «Баб-илю», что означало «Врата бога», на древнееврейском это название трансформировалось в «Бабель», на греческом и латинском – в «Бабилон». Первоначальное наименование города пережило века, и до сих пор самый северный из холмов на месте древнего Вавилона называется Бабиль. Раскопки гигантского комплекса руин, оставшихся от древнего города, были начаты в 1899 Немецким Восточным обществом под руководством Роберта Кольдевея.

На историческом горизонте Вавилон появляется в Старовавилонский период (ок. 1900 – ок. 1600 до н.э.). В начале этого периода прежде незначительный городок Баб-илю в Аккаде сделался столицей небольшого царства, в котором правил аморей Сумуабум, ставший основателем I Вавилонской династии. Его преемниками были Суму-ла-Эль, Сабиум, Апиль-Син, Синмубаллит и Хаммурапи, правивший с 1792 по 1750 до н.э. Хаммурапи был самым знаменитым правителем эпохи и прославился не только военными успехами, но и как мудрый властитель. Одержав победу над Рим-Сином из Ларсы, Хаммурапи овладел Шумером, расположенным в нижней части Месопотамской долины, и стал властелином Шумеро-Аккадского царства; захватив царство Мари, он раздвинул границы своего государства до верховьев Евфрата. Еще ранее Хаммурапи провел важные реформы, полностью подчинив себе в административном и хозяйственном отношении храмы, упорядочив сбор налогов и создав единую судебную систему; его работа как законодателя запечатлена в знаменитых Законах Хаммурапи, копия которых найдена в Сузах.

Раскопки в центральной части холма Меркес в Вавилоне достигли слоя, лежащего частично над и частично под уровнем грунтовых вод и датированного временем I династии. По вскрытым остаткам города видно, что он был хорошо спланирован, улицы пересекали одна другую под прямым углом. Найденные дома были построены из сырцового кирпича и окружены такими же стенами на фундаменте из обожженного кирпича.

Уже при сыне Хаммурапи Самсуилуне начались нашествия касситских племен, спускавшихся с восточных гор. Более столетия Самсуилуне и его преемникам удавалось сдерживать натиск касситов. Однако в конце концов они сумели захватить страну и правили в Вавилоне почти полтысячелетия (ок. 1600 – ок. 1155 до н.э.). Раскопки касситского пласта холма Меркес показали, что расположение улиц и кварталов в этот период осталось практически таким же, как во времена Хаммурапи. Дома этого периода строились из сырцового кирпича, но, как правило, не имели фундамента из обожженного кирпича, что было характерной отличительной чертой города Хаммурапи. Керамика носила определенно самобытный характер, особенно обращает на себя внимание изобилие ювелирных изделий.

Касситскую династию сменила II династия Иссина, удерживавшая власть в Вавилонии более столетия. Ее наиболее выдающимся царем был Навуходоносор I (1126–1105), сумевший на время подчинить Ассирию. Однако после него большую часть Средне-Вавилонского периода страна находилась под господством Ассирии. Саргон II в 710 до н.э. захватил Вавилон и короновался здесь в качестве царя. Затем он построил у южной цитадели Вавилона массивную стену с круглой угловой башней, оставив на ее каменных стенах надпись: «К Мардуку! Великий Господин, божественный создатель, который живет в Эсагиле, Господин Бабиля, его господин; Саргон, могущественный царь, Царь земли Ашшура, царь всех. Правитель Бабиля, царь Шумера и Аккада, кормилец Эсагилы и Эзида». Сын Саргона Синнахериб в 689 до н.э. полностью разрушил город и даже повернул на него воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли большую его часть. Однако его наследник Асархаддон восстановил и перестроил город. В частности, был восстановлен главный храм Вавилона, Эсагила; при этом был построен и знаменитый зиккурат, вошедший в историю под именем Вавилонской башни.

Нововавилонский период (612–539 до н.э.) начался с захвата царской власти в Вавилоне халдеем Набопаласаром, вступившим в союз с другими антиассирийскими силами и разрушившим в 612 до н.э. Ниневию, столицу Ассирии. При его сыне и преемнике Навуходоносоре II (605–562 до н.э.) Вавилон достиг наивысшего расцвета. Тогда произошла, как назвали это немецкие археологи, ведшие раскопки Вавилона, «колоссальная перестройка всего города». Было перестроено все: Эсагила – храм Мардука, зиккурат Этеменанки, храм Эмах в цитадели и более древний храм Иштар на Меркесе. Южную цитадель дополнили царским дворцом, в северной ее части построили еще один дворец. Стены раннего города восстановили, и выросший в размерах город окружили огромной внешней стеной; были вырыты каналы и построен первый каменный мост через Евфрат. Одним из семи чудес древнего мира считались висячие сады, но современные раскопки не смогли дать материалы, по которым можно было бы с уверенностью идентифицировать их остатки. Самыми великолепными постройками Вавилона того периода были, насколько можно судить по сохранившимся остаткам, Ворота Иштар и Аллея Процессий, нарядный вид которым придавали фризы быков, драконов и львов, выполненные из цветных изразцов.

Последним царем этого периода был Набонид, деливший власть в Вавилоне со старшим сыном Белшаруцуром (Валтасаром). В результате раскопок установлено, что после Набонида в Вавилоне остались новый храм Иштар на Меркесе и мощная фортификационная стена с большой пристанью на берегах Евфрата.

В 539 до н.э., как отмечается в Хронике Набонида и свитке Кира, Вавилон был захвачен персидским царем Киром II Великим. До нас дошли описания Вавилона времен персидских царей, оставленные Геродотом и Ктесием, врачом Артаксеркса II; от времен Артаксеркса II сохранились руины здания в южной цитадели. Нет сомнения, что упадок Вавилона начался уже до завоевания его Александром Великим. Александр, избравший Вавилон своей столицей, предполагал произвести здесь большие восстановительные работы, но умер, не успев осуществить своих планов. В греческий и парфянский период оставшиеся от древности царские постройки начали разбирать на материал для нового строительства, и это продолжалось веками, пока от города не остались руины.