Меню
Бесплатно
Главная  /  Всё про нос  /  Древняя Персия. От племени до империи. Персия

Древняя Персия. От племени до империи. Персия

ПЕРСЫ, фарсы, ирани (самоназвание), народ, основное население центральной и восточной части Ирана (районы Тегерана, Исфахана, Хамадана). Численность 25300 тыс. человек. Живут также в США (236 тыс. человек), Ираке (227 тыс. человек) и других арабских странах, Афганистане (50 тыс. человек), Пакистане , Германии , Австрии и Великобритании и др. Говорят на персидском (фарси) языке иранской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе арабского алфавита. Персы - мусульмане-шииты.

Древнеиранские племена проникли на территорию Ирана (из Средней Азии или Северного Причерноморья) в конце 2-го тысячелетия до нашей эры. Тогда же зародилась древнеиранская религия - зороастризм, сохранившаяся у современной этноконфессиональной группы персов - гебров и у переселившихся в Индию парсов. Занимали господствующее положение в государствах Ахеменидов (VI-IV вв. до нашей эры) и Сасанидов (III-VII вв. нашей эры). Арабское завоевание (VII век) принесло ислам, влияние арабского языка и культуры; мусульманская культура стран Передней и Южной Азии в свою очередь впитала многие иранские черты.

В дальнейшей этнической истории персов участвовали арабы, тюрки (при господстве Сельджуков, XI-XII века, и др.), монголы (в правление династии Хулагуидов, XIII-XIV века). В начале XVI века персы были объединены под властью иранской династии Сефевидов, с конца XVIII века - тюркской династии Каджаров. В середине XIX века началось формирование персидской нации, ассимиляция персами других, прежде всего ираноязычных, народов. В XX веке усилились процессы национальной консолидации персов. В 1979 провозглашена Исламская республика.

Основное традиционное занятие - пашенное земледелие, в том числе поливное (пшеница, ячмень, рис, табак, клевер, просо, джугара, хлопок, чай, сахарная свёкла), распространены садоводство и виноградарство. Разводят главным образом мелкий рогатый скот. Персы, живущие в городах, - ремесленники, торговцы, служащие. Развита нефтяная промышленность. Персы составляют основную массу городского населения. Ремёсла - производство ковров, шерстяных тканей, набивных ситцев (каламкар), изделий из металла, инкрустация перламутром, костью, чеканка по металлу. Города Кум и Кашан славятся своей керамикой.

Традиционное городское жилище глинобитное или кирпичное, с плоской крышей камышового плетения на деревянных балках, обращено к улице глухой стеной, у зажиточных персов во внутренней части усадьбы - сад с бассейном; делится на внешние мужские комнаты (бирун) и внутренние покои (эндерун) для женщин и детей. Внутреннее убранство - ковры, тюфяк, низкая мягкая мебель. Помимо каминов и печей сохраняется традиционный способ обогрева - жаровня под широким столом (курси). В стенах - ниши с утварью, лампами, посудой и др.

Сельские поселения и жилища - нескольких типов. Селения нерегулярной планировки состоят из глинобитных жилищ на каркасе из деревянных столбов, крыши плоские, со слоем соломы или камыша, окон нет, свет проникает сквозь отверстия в крыше или стене. Иногда дом имеет террасу (айван). Другой тип селения - кале (крепость) с глинобитной оградой и воротами. Жилища глинобитные или из сырца, с куполообразной крышей расположены вдоль ограды и тесно примыкают друг к другу. В богатых лесом останах Гилян и Мазендеран дома бревенчатые с конической или двускатной крышей.

Традиционный городской костюм мужчин - белая рубаха и чёрные хлопчатобумажные штаны, поверх безрукавка и кафтан (каба), белые туфли с вязаным верхом и подошвой из прессованных тряпок. Состоятельные персы носят суконный сюртук (сердари) с отложным или стоячим воротником, складками на талии. Сельский костюм - рубаха из белой ткани и синие штаны, короткий синий кафтан и овчинный тулуп; головной убор (кулах) из войлока, овальной или конической формы, чалма, под которой шапочка (аракчин).

Женский домашний костюм - рубаха, штаны, кофта и короткая плиссированная юбка, на улице носят широкие чёрные шаровары с пришитыми к ним чулками, чёрную чадру, закрывающую всю фигуру, лицо скрывают белым покрывалом (в Исламской Республике Иран чадру обязаны носить все женщины), обувь - туфли без задников. Мужчины часто носят европейский костюм из местной, в том числе верблюжьей, шерсти.

Пища - рис, мясо, овощные маринады, лепёшки, овечий сыр и молочные продукты, чай, фруктовые сиропы.

Особенно торжественно персы отмечают день памяти шиитского имама Хусейна (ашура, или шахсей-вахсей) - 10-е число лунного месяца мухаррама, в первые десять дней мухаррама устраивают траурные церемонии, религиозные мистерии (таазие). Из доисламских праздников отмечают Новый год (Ноуруз) в течение 13 дней после весеннего равноденствия с разведением обрядовых костров, народными гуляньями.

С богатым персидским фольклором связана классическая иранская поэзия (рубаи, газели и др.); бытуют эпические сюжеты и легенды о богатыре Рустаме и др.

Персидская держава оказала огромное влияние на историю Древнего мира. Образованное небольшим племенным союзом государство Ахеменидов просуществовало около двухсот лет. Упоминание о пышности и могуществе страны персов есть во многих древних источниках, в том числе и в Библии.

Начало

Впервые упоминание о персах встречается в ассирийских источниках. В надписи, датированной ІХ в до н. э., содержится название земли Парсуа. Географически данная область находилась в районе Центрального Загроса, и в упомянутый период население этого района платило дань ассирийцам. Объединения племен еще не существовало. Ассирийцы упоминают о 27 подконтрольных им царствах. В VII в. персы, по-видимому, вступили в племенной союз, так как в источниках появились упоминания о царях из племени Ахеменидов. История Персидской державы начинается с 646 г. до н.э, когда правителем персов стал Кир І.

В царствование Кира І персы значительно расширили подконтрольные им территории, в том числе завладели большей частью иранского плато. В то же время основана первая столица Персидской державы - г. Пасаргады. Часть персов занималась земледелием, часть вела

Возникновение персидской державы

В конце VI в. до н. э. персидским народом правил Камбиз I, который находился в зависимости от царей Мидии. Сын Камбиза, Кир ІІ, стал владыкой оседлых персов. Сведения о древнем персидском народе скудны и обрывочны. По-видимому, основной ячейкой общества была патриархальная семья, во главе стоял мужчина, имевший право распоряжаться жизнью и имуществом своих близких. Община, сначала родовая, а позже - сельская, в течение нескольких столетий представляла собой могущественную силу. Несколько общин образовывали племя, несколько племен уже могли называться народом.

Возникновение Персидской державы пришлось на то время, когда весь Ближний Восток был разделен между четырьмя государствами: Египет, Мидия, Лидия, Вавилония.

Даже в эпоху своего расцвета Мидия фактически являлась непрочным племенным союзом. Благодаря победам царя Киаксара Мидии покорилось государство Урарту и древняя страна Элам. Потомки Киаксара не смогли удержать завоевания своего великого предка. Постоянная война с Вавилоном требовала присутствия войск на границе. Это ослабило внутреннюю политику Мидии, чем вассалы мидийского царя и воспользовались.

Правление Кира II

В 553 г. Кир II поднял восстание против мидян, которым персы платили дань на протяжении нескольких веков. Война длилась три года и закончилась сокрушительным поражением мидян. Столица Мидии (г. Эктабаны) стала одной из резиденций правителя персов. Покорив древнюю страну, Кир II формально сохранил Мидийское царство и принял на себя титулы мидийских владык. Так началось образование Персидской державы.

После захвата Мидии Персия заявила о себе как о новом государстве в мировой истории, и в течение двух веков играла важную роль в событиях, происходящих на Ближнем Востоке. В 549-548 гг. новообразованное государство покорило Элам и подчинило себе ряд стран, входивших в состав бывшей Мидийской державы. Парфия, Армения, Гиркания стали платить дань новым персидским правителям.

Война с Лидией

Крез, владыка могущественной Лидии, осознавал, каким опасным противником является Персидская держава. Был заключен ряд союзов с Египтом и Спартой. Однако начать полномасштабные военные действия союзникам не довелось. Крез не захотел дожидаться помощи и выступил в одиночку против персов. В решающем сражении под столицей Лидии - г. Сарды, Крез вывел на поле боя свою конницу, которая считалась непобедимой. Кир II выставил воинов верхом на верблюдах. Лошади, увидев неизвестных животных, отказались подчиняться ездокам, лидийские всадники были вынуждены сражаться пешком. Неравный бой завершился отступлением лидийцев, после чего г. Сарды был взят в осаду персами. Из бывших союзников только спартанцы решили прийти Крезу на помощь. Но, пока готовился поход, г. Сарды пал, и персы подчинили себе Лидию.

Расширение границ

Затем наступила очередь греческих полисов, которые находились на территории После ряда крупных побед и подавления мятежей персы подчинили себе полисы, тем самым приобретя возможность использовать в сражениях

В конце VI века Персидская держава расширила свои границы до северо-западных областей Индии, до кордонов Гиндукуша и подчинила себе племена, проживающие в бассейне р. Сырдарьи. Только после укрепления границ, подавления мятежей и установления царской власти Кир II обратил внимание на могущественную Вавилонию. 20 октября 539 г. город пал, и Кир II стал официальным правителем Вавилона, а вместе с тем и владыкой одной из крупнейших держав Древнего мира - Персидского царства.

Правление Камбиза

Кир погиб в сражении с массагетами в 530 г. до н. э. Его политику успешно проводил сын Камбиз. После основательной предварительной дипломатической подготовки Египет, очередной противник Персии, оказался в полном одиночестве и не мог рассчитывать на поддержку союзников. Камбиз осуществил замысел отца и покорил Египет в 522 г. до н. э. Тем временем в самой Персии зрело недовольство и вспыхнул мятеж. Камбиз поспешил на родину и погиб в дороге при загадочных обстоятельствах. Через некоторое время древняя Персидская держава предоставила возможность получить власть представителю младшей ветви Ахеменидов - Дарию Гистаспу.

Начало правления Дария

Захват власти Дарием І вызвал недовольство и ропот в порабощенной Вавилонии. Предводитель повстанцев объявил себя сыном последнего вавилонского владыки и стал именоваться Навуходононосором III. В декабре 522 г. до н. э. Дарий І одержал победу. Предводители мятежников были преданы публичной казни.

Карательные действия отвлекли Дария, а тем временем мятежи поднялись в Мидии, Эламе, Парфии и других областях. Новому правителю потребовалось более года, чтобы усмирить страну и восстановить государство Кира II и Камбиза в прежних границах.

В период между 518 и 512 годами Персидская держава покорила Македонию, Фракию и часть Индии. Это время считается расцветом древнего царства персов. Государство мирового значения объединяло под своей властью десятки стран и сотни племен и народов.

Социальное устройство Древней Персии. Реформы Дария

Персидская держава Ахеменидов отличалась большим разнообразием социальных укладов и обычаев. Вавилония, Сирия, Египет задолго до Персии считались высокоразвитыми государствами, а недавно покоренные племена кочевников скифского и арабского происхождения еще находились на стадии первобытного уклада жизни.

Цепь восстаний 522-520 гг. показала неэффективность предыдущей схемы правления. Поэтому Дарий І провел ряд административных реформ и создал устойчивую систему государственного контроля над покоренными народами. Результатом реформ стала первая в истории эффективная административная система, которая служила правителям Ахеменидам не одно поколение.

Эффективный управленческий аппарат является наглядным примером того, как правил Персидской державой Дарий. Страна была разделена на административно-податные округи, которые носили название сатрапий. Размеры сатрапий были намного больше, чем территории ранних государств, а в некоторых случаях совпадали с этнографическими границами древних народов. Например, сатрапия Египет территориально почти полностью совпадала с границами этого государства до завоевания его персами. Руководили округами государственные должностные лица - сатрапы. В отличие от предшественников, которые искали своих наместников среди знати покоренных народов, Дарий І ставил на эти должности исключительно вельмож персидского происхождения.

Функции наместников

Ранее наместник объединял в себе и административные, и гражданские функции. Сатрап времен Дария имел только гражданские полномочия, военные власти ему не подчинялись. Сатрапы имели право чеканить монеты, ведали хозяйственной деятельностью страны, сбором налогов, вершили суд. В мирное время сатрапы обеспечивались небольшой личной охраной. Армия же подчинялась исключительно военачальникам, независимым от сатрапов.

Осуществление государственных реформ стало причиной создания большого центрального управленческого аппарата во главе с царской канцелярией. Государственное управление вела столица Персидской державы - г. Сузы. Крупные города того времени Вавилон, Эктабана, Мемфис также имели свои канцелярии.

Сатрапы и чиновники находились под неусыпным контролем тайной полиции. В древних источниках она называлась «уши и око царя». Контроль и надзор за чиновниками был доверен хазарапату - тысяченачальнику. Государственная переписка велась на которым владели почти все народы Персии.

Культура Персидской державы

Древняя Персия оставила потомкам большое архитектурное наследие. Великолепные дворцовые комплексы в Сузах, Персеполе и Пасаргадах производили ошеломляющее впечатление на современников. Царские поместья окружались садами и парками. Одним из памятников, дошедших до наших дней, является гробница Кира II. Многие аналогичные памятники, возникшие через сотни лет, взяли за основу архитектуру усыпальницы персидского царя. Культура Персидской державы способствовала восславлению царя и укреплению царской власти среди покоренных народов.

Искусство древней Персии сочетало в себе художественные традиции иранских племен, переплетавшиеся с элементами греческой, египетской, ассирийской культур. Среди дошедших до потомков предметов имеется множество украшений, чаш и ваз, различных кубков, украшенных утонченной живописью. Особое место в находках занимают многочисленные печати с изображениями царей и героев, а также различных животных и фантастических существ.

Экономическое развитие Персии времен Дария

Особое положение в Персидском царстве занимала знать. Вельможам принадлежали крупные земельные владения на всех покоренных территориях. Огромные участки поступали в распоряжение «благодетелей» царя за личные заслуги перед ним. Владельцы таких земель имели право управления, передачи наделов в наследство своим потомкам, а также на них возлагалось осуществление судебной власти над подданными. Широко применялась система землепользования, при которой участки назывались наделами лошади, лука, колесницы и проч. Такие земли царь раздавал своим воинам, за это их владельцы должны были нести службу в действующей армии в качестве всадников, лучников, колесничих.

Но по-прежнему огромные участки земли находились в непосредственном владении самого царя. Они обычно сдавались в аренду. В качестве платы за них принимались продукты земледелия и скотоводства.

Помимо земель, в непосредственной царской власти находились каналы. Управляющие царским имуществом сдавали их в аренду и собирали подать за использование воды. За орошение плодородных почв взималась плата, достигающая 1/3 урожая землевладельца.

Трудовые ресурсы Персии

Труд рабов использовался во всех отраслях экономики. Основную их часть обычно составляли военнопленные. Залоговое рабство, когда люди продавали сами себя, распространения не получило. Рабы имели ряд привилегий, например, право иметь свои печати и участвовать в различных сделках в качестве полноправных партнеров. Раб мог выкупить сам себя, уплатив определенный оброк, а также быть истцом, свидетелем или ответчиком в судебных разбирательствах, разумеется, не против своих хозяев. Была распространена практика привлечения к труду наемных рабочих за определенные деньги. Труд таких работников получил особенное распространение в Вавилонии, где они рыли каналы, устраивали дороги и собирали урожай с царских или храмовых полей.

Финансовая политика Дария

Основным источником поступления средств в казну являлись подати. В 519 г. царь утвердил основную систему государственных налогов. Подати были просчитаны для каждой сатрапии с учетом ее территории и плодородности земель. Персы как народ-завоеватель денежную подать не платили, но не были освобождены от натурального налога.

Различные денежные единицы, продолжавшие существовать даже после объединения страны, приносили немало неудобств, поэтому в 517 г. до н. э. царем была введена новая золотая монета, получившая название дарик. Средством обмена был серебряный сикль, стоивший 1/20 дарика и служивший в те времена. На реверсе обеих монет помещалось изображение Дария І.

Транспортные магистрали Персидской державы

Распространение сети дорог способствовало развитию торговли между различными сатрапиями. Царская дорога Персидской державы начиналась в Лидии, пересекала Малую Азию и проходила через Вавилон, а оттуда - в Сузы и Персеполь. Проложенные еще греками морские пути успешно использовались персами в торговле и для переброски военной силы.

Известны также морские экспедиции древних персов, например, путешествие морехода Скилака к индийским берегам в 518 г. до н. э.

Примерно в VI веке до н.э. на арене мировой истории возникли персы. С феноменальной скоростью они из никому не известного племени сумели превратиться в грозную империю, просуществовавшую несколько сотен лет.

Портрет древних персов

О том, какими были древние иранцы, можно судить по представлению народов, которые жили рядом с ними. Например, Геродот писал, что изначально персы носили одежду из шкур, а также войлочные колпаки, которые называли тиарами. Вино не пили. Ели столько, сколько у них было. К золоту и серебру относились равнодушно. От соседних народов они отличались высоким ростом, силой, храбростью и невероятной сплоченностью.

Интересно, что персы, даже превратившись в великую державу, старались следовать заветам своим предков.

Например, во время обряда коронации новоиспеченный царь должен был надеть простую одежду, съесть немного высушенных фиг и запить их кислым молоком.

При этом персы могли брать в жены столько женщин, сколько считали нужным. И это без учета наложниц и рабынь. Интересно и то, что законы не запрещали жениться даже на близких родственницах, будь то сестры или племянницы. К тому же, существовал обычай, по которому мужчина не показывал своих женщин посторонним. Об этом писал еще Плутарх, указывая на то, что персы прятали от чужих глаз не только жен, но даже наложниц и рабынь. А если их нужно было куда-то перевезти, то использовались закрытые повозки. Этот обычай нашел отражение в искусстве. Так, например, в руинах Персеполя археологам не удалось обнаружить ни одного рельефа с женским изображением.

Династия Ахеменидов

Эпоха всемогущества персов началась с царя Кира II, который принадлежал к роду Ахеменидов. Ему удалось быстро подчинить некогда могучую Мидию и несколько более мелких государств. После этого взор царя пал на Вавилон.

Война с Вавилоном оказалась такой же быстрой. В 539 году до н.э. Кир выступил со своим войском и сразился с армией неприятеля у города Описа. Бой завершился полным разгромом вавилонян. Затем был захвачен крупный Сиппар, а вскоре и сам Вавилон.

После этого триумфа Кир решил обуздать дикие племена на востоке, которые своими набегами могли потревожить границы его державы. С кочевниками царь воевал несколько лет, до тех пор, пока сам не погиб в 530 году до н.э.

Следующие цари – Камбис и Дарий – продолжили дело своего предшественника и еще больше расширили территорию государства.

Так, Камбису удалось захватить Египет и сделать его одной из сатрапий.

К моменту смерти Дария (485 год до н.э.) Персидская империя занимала огромную территорию. На западе ее границы упирались в Эгейское море, на востоке – в Индию. На севере власть Ахеменидов простиралась до безлюдных пустынь Средней Азии, а на юге – до порогов Нила. Можно с уверенностью сказать, что Персия в то время подчинила себе практически весь цивилизованный мир.

Но как любую империю, обладавшую такой огромной территорией, ее постоянно терзали внутренние смуты и восстания покоренных народов. Династия Ахеменидов рухнула в IV веке до н.э., не выдержав испытания армией Александра Македонского.

Сасанидская держава

Персидская империя была уничтожена, а ее столица – Персеполь – разграблена и сожжена. Последний из царей Ахеменидской династии Дарий III со своей свитой отправился в Бактрию, надеясь собрать там новое войско. Но Александру удалось нагнать беглеца. Чтобы не оказаться в плену, Дарий приказал своим сатрапам убить его, а самим - бежать дальше.

После гибели царя в покоренной Персии наступила эпоха эллинизма. Для простых персов это было подобно смерти.

Ведь произошла не просто смена владыки, их захватили ненавистные греки, которые быстро и жестко стали заменять исконно персидские обычаи своими, а значит, совершенно чуждыми.

Даже приход племени парфян, который произошел во II веке до н.э. ничего не изменил. Кочевое иранское племя сумело изгнать с территории древней Персии греков, однако и само попало под влияние их культуры. Поэтому даже при власти парфян на монетах и в официальных документах использовался исключительно греческий язык.

Но хуже всего было то, что храмы возводились по греческому образу и подобию. И большинство персов считало это кощунством и святотатством.

Ведь Заратуштра завещал их предкам, что поклоняться идолам нельзя. В качестве символа Бога нужно считать только неугасимое пламя, ему же следовало приносить жертвы. Но что-либо изменить персы были не в силах.

Поэтому от бессильной злобы они все постройки эллинского периода называли «строениями Дракона».

Персы терпели греческую культуру вплоть до 226 года н.э. Но, в конце концов, чаша переполнилась. Восстание поднял правитель Парса Ардашир, и ему удалось свергнуть династию парфян. Этот момент принято считать рождением второй персидской державы, во главе которой встали представители династии Сасанидов.

В отличие от парфян, они всячески старались возродить ту самую, древнюю культуру Персии, начало которой положил еще Кир. Но сделать это оказалось непросто, поскольку греческое засилье практически полностью стерло в памяти наследие Ахеменидов. Поэтому в качестве «путеводной звезды» для воспрянувшего государства было выбрано общество, о котором рассказывали зароастрийские жрецы. И так получилось, что Сасаниды попытались возродить такую культуру, которой в реальности и никогда не существовало. А во главе угла встала религия.

Но народ Персии с воодушевлением воспринял идеи новых правителей. Поэтому при Сасанидах вся эллинская культура начала быстро растворяться: храмы разрушили, а греческий язык перестал быть официальным. Вместо статуй Зевса персы стали возводить жертвенники огня.

При Сасанидах (3-й век н.э.) произошло еще одно столкновение с враждебным западным миром – Римской империей. Но на сей раз это противостояние завершилось победой персов. В честь знаменательного события царь Шапур I приказал высечь на скалах барельеф, где был изображен его триумф над римским императором Валерианом.

Столицей Персии стал город Ктесифон, возведенный некогда парфянами. Вот только персы его существенно «причесали» под стать своей новообретенной культуре.

Персия начала бурно развиваться благодаря грамотному использованию систему орошения земель. При Сасанидах территория древней Персии, а также Месопотамия становится буквально пронизанной подземными водопроводами из глиняных труб (каризы). Их очистка проводилась при помощи колодцев, вырытых с интервалом в десять километров. Такая модернизация позволила Персии успешно выращивать хлопок, сахарный тростник и развивать виноделие. В тоже время Персия стала едва ли не главным мировым поставщиком самых разнообразных тканей: от шерстяных до шелковых.

Гибель империи

История Сасанидской династии оборвалась после ожесточенной и кровопролитной войны с арабами, которая длилась без малого двадцать лет (633-651 годы). Последнего царя Йездегета III сложно в чем-либо упрекнуть. Он воевал с захватчиками до самого конца, и сдаваться не собирался. Но погиб Йездегет бесславно – близ Мерва его во сне зарезал мельник, покусившись на драгоценности царя.

Но даже после официальной победы, персы, то и дело поднимали восстания, правда, безуспешные. Даже внутренние смуты в халифате не позволили древнему народу обрести свободу. Дольше всех продержались лишь Гуган и Табаристан – последние осколки некогда великой державы. Но и они были захвачены арабами в 717 и в 760-х года соответственно.

И хоть исламизация Ирана прошла успешно, арабы так и не смогли ассимилировать персов, которые сумели сохранить самоидентичность. Ближе к 900-м, при новой династии Саманидов, они сумели обрести независимость. Правда, вновь стать великой державой Персия больше так не смогла.

Персы

фарсы (самоназванные - ирани, множественное число - ираниан), нация, составляющая около половины населения Ирана (по данным 1-й всеобщей переписи населения страны в конце 1956, П.- около 9 млн. чел.; по оценке на 1974,- около 16 млн. чел.). Живут главным образом в Центральном (к Ю. от хребта Эльбурс) и Восточном Иране. Говорят на персидском языке (См. Персидский язык). Антропологически принадлежат к южной ветви большой европеоидной расы (См. Европеоидная раса). Проникновение иранских племён на территорию современного Ирана предположительно относится ко 2-му тыс. до н. э. (по мнению одних учёных - из Средней Азии, по мнению других - из Закавказья). Персидские племена занимали господствующее положение в государстве Ахеменидов (См. Ахемениды). В дальнейшем формировании П. участвовали также арабские, тюркские и монгольские племена. В середине 19 в. началось формирование П. в нацию; процесс ассимиляции персами др. народностей Ирана (особенно говорящих на языке иранской группы) продолжается и в настоящее время. По религии - мусульмане шиитского толка. Ислам распространился в 7 в., после завоевания страны арабами. До этого П. исповедовали Зороастризм , который сохранился в несколько измененном виде у гебров (См. Гебры). Большинство П.- сельские жители, основные занятия которых земледелие (в значительной степени основанное на искусственном орошении), садоводство и овощеводство, скотоводство. Развиты ковроделие, ручное ткачество и др. отрасли домашней промышленности. П., живущие в городах,- ремесленники, торговцы, служащие и др. П. составляют также значительную часть рабочих страны. В семейных отношениях П. до сих пор сильны традиции мусульманского права. Только в 1963 женщины получили избирательные права, но сохраняется их фактическое неравноправие в общественной и семейной жизни. Устное народное творчество П., их театральная поэзия, литература и др. стороны средневековой и современной культуры весьма богаты. См. также ст. Иран .

Лит.: Народы Передней Азии, М., 1957 (лит. с. 556-57).

М. С. Иванов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Персы" в других словарях:

    Персы, индоевроп. народ, обитавший юго вост. Элама. Основателем Персидского царства (зависимого от мидян) в Аншане считается Чишпиш, сын Ахемена, поэтому за др. перс. цар. династией закрепилось имя Ахемениды. см. Кир II Великий (559 530 гг. до Р … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Современная энциклопедия

    ПЕРСЫ, персов, ед. перс, перса, муж. Народ, составляющий основное население Ирана (по прежнему названию Персии). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПЕРСЫ, ов, ед. перс, а, муж. и (устар.) персиянин, а, муж. Прежнее название иранцев; сейчас название нации фарсов, составляющей около половины населения Ирана. | жен. персиянка, и. | прил. персидский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов … Толковый словарь Ожегова

    Население Персии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 персияне (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Персы - (самоназвания фарсы, ирани) народ общей численностью 28750 тыс. чел., проживающий, в основном, на территории Ирана (28000 тыс. чел.). Другие страны расселения: Ирак 150 тыс. чел., США 130 тыс. чел., Саудовская Аравия 100 тыс. чел., Кувейт 85 тыс … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Персы (значения). Персы Современный ареал расселения и численность … Википедия

    Фарсы (самоназв. ирани, мн. число ираниан), нация, составляющая ок. половины населения Ирана (по данным 1 й всеобщей переписи населения страны в кон. 1956, П. ок. 9 млн. ч., по оценке на 1963 10,5 млн. ч.). Говорят на персидском (фарси) языке,… … Советская историческая энциклопедия

    Ов; мн. Нация, основное население Ирана (Персии); представители этой нации. ◁ Перс, а; м. Персиянка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Персидский (см.). * * * персы (фарси, самоназвание ирани), народ в Иране (около 21,3 млн. человек). Общая… … Энциклопедический словарь

    персы - ПЕРСЫ, ов, мн (ед перс, а и Устар. персиянин, а, м). Народ, основное население центральной и восточной части Ирана (до 1935 г. Персии), государства в Юго Зап. Азии; люди, принадлежащие к этому народу, фарсы; персидский яз. фарси, иранской группы… … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Персы. Книга первая исторического романа «Скифы» , Николай Соколов. В первой книге рассказывается о государственном перевороте 522 года до нашей эры в Персии. После убийства законного царя Бардии в стране начались мятежи и восстания, причем в военных…

Чтобы узнать, кем себя считали древние персы, очень далеко ходить не придется. "Я, Дарий, перс, сын перса, арий с арийскими корнями...", говорит их знаменитый предводитель, который правил в 521 - 486 BC годах до нашей эры (смотрите слева - изображение персидского воина времен Дария І на глазированном кирпиче, которое хранится в Лувре, Париж. Обратите внимание на цвет глаз; щелкните мышью по картинке для увеличения изображения ).
.
Потомки персов - современные иранцы, не смотря на свое мусульманство, тоже хорошо помнят о том, кем были их предки. Так, например, статья об истории этой страны, помещенная на сайтах иранских посольств за границей, обычно начинается со слов: "Иран - это древнейшая арийская цивилизация... " И с этим соглашается, пожалуй, каждый - даже самый что ни на есть недоброжелатель Ирана.
.
Однако, у нас, славян, которые, в отличие от подавляющего большинства других народов, до этой цивилизации, согласно генетической науке, имеют самое непосредственное отношение, такое утверждение может вызвать разве что, в лучшем случае недоверие - мол, ну какие из них, этих смуглых мусульман, арии. Да и в нашу собственную причастность ко всемогущим античным персам верится как-то с трудом. На протяжении тысячи лет нас так интенсивно выжигали религиозным напалмом и зомбировали, что поверить в то, что мы из себя что-то ещее представляем, сегодня под силу далеко не каждому.
.
Однако, не надо так категорично реагировать на информацию только из-за того, что она нам кажется невероятной. Ее необходимо проверить.

.
Уже самый поверхностный взгляд на результаты генетических исследований убедит нас в том, что средний житель сегодняшнего Ирана на процентов 20 все еще действительно является арием - славянином. Помимо этого, выяснится, что у иранцев, хотя и в меньшем размере, присутствует и другая славянская гаплогруппа - гаплогруппа варягов-руссов! Т. е., среднестатический иранец все еще славянин даже на более, чем 20 процентов. И это в 21-м веке после почти тысячи лет существования в изолированном состоянии среди не слишком дружественного окружения, благодаря которому персы не могли не подвергнуться интенсивной ассимиляции!
.
Когда мы еще вдобавок ко всему обратимся к античным источникам, которые проливают свет на то, каким был внешний вид древних персов, мы окончательно удостоверимся, что персы были высокими светловолосыми людьми с голубыми глазами, а не народом, внешность которого свойственна жителям ближневосточного региона. Помимо содержательных текстов, сохранилось и множество изображений, на которых адекватно отражен внешний облик рядового гражданина древнего персидского государства (Смотри слева: "Голова Mертвого Перса ", 230 - 220 год до нашей эры, Tерме Mузей, Рим; щелкните мышью по картинке для увеличения изображения ).
.

При знакомстве с историческими источниками также нельзя не заметить то обстоятельство, что территория современного Ирана начала заселяться мигрантами с Севера еще где-то в 9-м тысячелетии до нашей эры, и, как оно становится ясным, это заселение происходило в несколько этапов. Бросается также в глаза, что на разных этапах истории ОДИН И ТОТ ЖЕ НАРОД мигрантов с Севера имел разные названия.
.
Я не буду перечислять их, чтобы не сбить с ума уважаемого читателя. Ситуация очень похожа на историю с так называемыми "славянами ", когда единокровный народ искусственным образом нагло разделили на множество неких "радимичей ", "валахов ", "этрусков ", "полян ", "антов ", "германцев " и т. д., дали им в зубы разные религии вместо их Универсального Космического Мировоззрения, основанного на ЗНАНИИ, а не на ВЕРЕ, разбили их, в дополнение, на "западных ", "восточных ", "южных " или, вообще, "белых и пегих " с целью выставить их как отдельные племена или даже враждебные по отношению друг к другу расы, чтобы мы - современные потомки тех якобы "племен " никогда не нашли концов.
.
Так, например, очень больно видеть на страницах учебников по истории нечто вроде: "Скифам (или славянам) Причерноморья не повезло, так как с юга им постоянно угрожали набегам Персы. .." По всему видно, что автор подобных строк настолько зазомбирован традиционными клише, что в независимости от того, какую научную степень он имеет, польза от такого ученого-историка будет нулевая. Бедолага, видно, даже и мысли никогда такой не допускал, что как "скифы " (славяне ), так и "персы " с точки зрения генетической науки являются неотъемлемыми частями одного и того же народа (смотрите слева - вот так вполне по-славянски выглядят многие из "персов" еще и сегодня, несмотря на прошедшие тысячелетия. Это рядовые иранские граждане из разных слоев современного иранского общества; кликните мышью по картинке для увеличения изображения и развейте свои сомнения относительно вопросов кем были древние персы и как они выглядели внешне ).
.

На самом деле все происходило намного проще. Климатические условия последнего "малого " похолодания толкнули носителя гаплогруппы R1а Славянина-Ария из своей арктической прародины на юг. В Иран он попал, главным образом, используя бассейн реки Ра (Волги ) и акваторию Каспийского моря, которое, кстати, в те далекие времена было намного большим и занимало пространство вплоть до слияния с Аральским морем.
.
На пути к Ирану Славянин-Арий на одном из этапов своего путешествия на юг - ВНИМАНИЕ, ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО! - генетически "тронул " носителя русо-варяжской гаплогруппы I - своего брата Славянина-Руса, который, как мы уже знаем, был исконным жителем Европейского континента, и, частично ассимилировался с ним, добавив к своим маркерам славянина-ария еще и генетику славянин-руса.
.
В свою очередь, Славянин-Рус в то же время на-полную зачерпанул себе славяно-арийских генов беженцев с севера. Произошло это никак не меньше, как 10.000 лет назад в географическом регионе, где лежит сегодняшняя Беларусь и прилегающие к ней территории. Так образовалась генетическая композиция белорусов, северных украинцев и русских Смоленской области России, которая у них, в отличие от подавляющего большинства других народов, сохранила свои первичные характеристики до нашего времени и которая по своим свойствам олицетворяет собой элитный образец генетического ядра белого европеоида.
.
Быть иначе оно просто не могло, поскольку территория сегодняшних Беларуси, Украины и запада России являлась во времена славяно-арийского исхода с Севера восточным пограничьем расселения Славян-Русов. Элементарная логика подсказывает, что Славяне-Арии не могли в массовом количестве вклиниться во владения уже хорошо учредившихся в Европе Русов, которые находились на приблизительно одинаковом с Ариями уровне технологического прогресса. Ариям был необходим жизненный простор и они находили его, идя дальше на юг.
.
Тем не менее, поскольку миграция Славян-Ариев имела быть довольно продолжительной, в зоне их непосредственного соприкосновения со Славянами-Русами, которая проходила как раз через ту землю, где сейчас лежат Беларусь, северная Украина и Смоленская область России, образовался некий сорт перманентных отношений между этими двумя великими народами. Эти отношения в конечном счете привели к образованию мощного русо-арийского сообщества, которое позже, распространившись по всей Северо-Центральной Европе и образовав также свои форпосты на Аппенинском полуострове, Балканах и Ближнем Востоке, воплотилось, наконец, в ряде знаменитых государственностей античности и средневековья.
.
Это обстоятельство и является ответственным за наличие гаплогруппы I у жителей сегодняшнего Ирана, который, как известно, находится далеко от Европы - ареала традиционного расселения носителя гаплогруппы I Славянин-Руса. Как нам уже известно, артефакты на территории расселения генетических славян обязательно характеризуются присутствием свастических мотивов, и Иран здесь не является исключением (смотрите слева выше - цепочка-украшение, датированная 1-м тысячелетием до нашей эры, найденная в Иране, Кулараз в регионе Гилан ).
.

Надо отметить, что Иран является самым восточным пунктом на географической карте, куда вообще дошло присутствие русо-варяжской генетики Славян-Русов. Тот факт, что древний перс был со славянами нынешними и, в особенности, с белорусами, в кровном родстве, подтверждает не только генетика.
.
Я в заключение повторюсь: если мы бросим взгляд на жителей сегодняшнего Ирана, мы не сможем не заметить, что среди них много представителей с самым что ни на есть европеоидным видом. Взгляните еще раз и вы в лишний раз убедитесь, что, например, спикер иранского парламента господин А. Лариджани по внешнему виду скорее напоминает белорусского учителя, чем человека с Ближнего Востока (смотри слева выше г-н Лариджани ).
.
Видеть среди современных иранских граждан белого человека из числа коренных жителей - дело не очень сложное. В Иране до сих пор много не только светлокожих полностью по-европейски выглядящих людей, но и самых настоящих блондинов (справа: дети из деревни на северо-западе Ирана ).