Меню
Бесплатно
Главная  /  Народные способы лечения  /  История льна. Удивительные свойства льна и льняных тканей. История льна: северный шелк

История льна. Удивительные свойства льна и льняных тканей. История льна: северный шелк

Новый 2014 год мы встречали в Костроме. От души погуляли по городу, посетили основные музеи. О поездке, впечатлениях и встрече Нового года подробно рассказала на сайте. Статья называется "В Кострому - хорошо, а на запад - лучше" .
Как всегда, когда знакомишься с каким-то местом, что-то остаётся за кадром. В Костроме за кадром осталось производство льна. До революции этот губернский город считался льняной столицей империи, костромские купцы торговали льняным полотном далеко за пределами России. Сейчас производство одежды и белья из этой удивительной ткани кое-как выживает, и то не благодаря, а вопреки. Обидно и досадно.

А раньше костромские и не только модницы щеголяли в кипенно-белых льняных нарядах. Остатки той былой роскоши экспонируются в музее в здании Дворянского собрания. Фасоны платьев настолько очаровали, что свалить снимки в фотофайл и забыть о них было бы непростительно. Хорошо бы их выставить на всеобщее обозрение.

И ещё захотелось чуть больше узнать об истории льна и его производстве в России.


  • ИСТОРИЯ ЛЬНА

Оказывается, лён знали ещё в эгейский период. В Греции и Риме из льняной пряжи делали одежду и матроны щеголяли в хитонах из льна. Уже в древние века скатерти и постельное бельё изготавливали из льняного полотна.

Годился лён и для военного снаряжения. Ведь доспехи никогда не надевали на голое тело, под него поддевали исподнее, сшитое из льна. Парусину тоже делали из льна.

Немаловажную роль сыграл лён в истории искусств, ведь часто заупокойные портреты писали на холсте из льна.

Выращивали лён, в основном в Египте, Верхней Италии, Галлии (современная Франция) и Испании. Экспортировали его по всему свету, даже везли в Индию. Древние образцы льняной материи можно видеть во многих музеях, знаменитые "коптские ткани" из Египта - ни что иное, как льняной холст, хоть он и не высокого качества. Ещё в Древнем Египте в льняные ткани заворачивали мумии, эти полотна сейчас хранятся в Metropolitan Museum в Нью-Йорке.

В Северную Европу лён завезли ромеи, и на протяжении Средних веков люди носили одежду из льна.

И все эти долгие века полотно ткали вручную, механический ткацкий станок изобрели лишь в 1785 году.

ИСТОРИЯ ЛЬНА В РОССИИ

На будущих землях России возделывать лён стали уже со второго тысячелетия до Р.Х. Древние манускрипты упоминают о том, что славяне умели делать ткани из льна уже в IX-X веках. Восточные купцы и путешественники описывают, что славяне носили добротные льняные одежды. Даже в таких северных областях, как Новгород и Псков в X-XII веках выращивали эту культуру.

Промышленное производство льна широко распространилось в XVIII веке. Сначала, в "петровские" времена, полотняно-парусинное производство располагалось вокруг Москвы. В 1725 году по всей стране было 15 мануфактур, 9 из них размещались в Москве и в губернии. А уже в конце XVIII века почти половину парусно-полотняных тканей производилось в Костромской губернии.

В XIX веке Россия становится главным поставщиком льна на европейский рынок.

В середине XIX века из всего волокна, производимого в мире, 64% приходилось на долю России. Вот только по производству тканей Российская империя явно отставала от других стран. У нас делали всего 0,45 аршина на душу, тогда как в Англии делали по 18-15 аршин на человека, во Франции - 9-11.

Но не всё было так плохо. Ведь такие низкие цифры говорили лишь о промышленном производстве льняного полотна. Но было ещё и кустарное производство. Реальные цифры не слишком высоки, но и не столь печальны. С учетом крестьянского производство на душу населения приходилось 3,7 аршина ткани. Что, впрочем, потребности не удовлетворяло. В то время для жителя села нужно было 10 аршин льняного полотна, на горожанина - в два раза больше, 20 аршин на душу.

Отмена крепостного права в 1861 году дала мощный толчок производству льна. К 1913 году почти в три раза (!) по сравнению с серединой XIX века, выросли урожаи льняной культуры, увеличились площади возделывания льна. И в первой четверти ХХ века на 1-е место по производству льна выходит Вятская губерния и обходит Псковскую и Смоленскую. Рос экспорт льна, почти 70% урожая вывозилось в зарубежные страны.

В начале XX века текстильная промышленность России почти догнала развитые страны, производство льняных тканей составляло 40% от общего объема производства России.

С первой четверти ХХ века закатился "золотой век" льняного производства в России. Дальше - удручающие цифры. И чем ближе к нашему тысячелетию, тем печальнее. Урожайность льна упала, площади посевов сократились. Костромские фабрики, которые изо всех сил карабкаются, чтобы выжить, вынуждены работать на импортном волокне.

И чтобы не заканчивать статью на такой минорной ноте, полюбуемся нарядами костромской знати конца XIX - начала XX веков. И хоть при ближайшем рассмотрении оказалось, что в костюмах есть изрядная доля шёлка, шерсти, кружев, тем не менее, они достойны небольшого поста.

Коричневое платье, скорее всего, наряд учительницы или гувернантки. Мне так показалось. Интересно, что декольте не слишком низкое, но и такое закрыто кружевом.

Слева - граммофон. Сбоку даже ручка виднеется. Звук регулируется открытием-закрытием верхних дверок. Открывать можно поочерёдно, чтобы добиться желаемой громкости.

А так могла одеваться мещанка или купчиха. Но это тоже только мои догадки, на этикетках ничего не написано. Не исключено, что это наряд зажиточной крестьянки. Те платья, что носили крестьянки села Коломенское в Москве, их наряды от дворянских не отличишь.

В 1913 году в Санкт-Петербурге проходил карнавал, многие участники надели русские костюмы XVII века. В Москве, в Оружейной палате хранится карнавальный костюм Николая II .

Известны фотографии императора и императрицы в карнавальных нарядах.

Очень любопытно было узнать, как оделись Сергей Александрович - дядя царя и его супруга, Елизавета Фёдоровна, сестра императрицы, будущая святая великомученица Елизавета. Вот снимок.

А вот и реконструкция некоторых костюмов.

Вот теперь на ознакомлении с культурой Костромы можно поставить если не точку, то многоточие. Надеемся на другую встречу с льняной столицей.

Уникальные свойства льна сделали его одной из самых популярных культур. Речь пойдет о льне-долгунце и создании из него ткани. Почти 30% от стебля составляет волокно, ценящееся рукодельницами всех времен и народов.

Русь любила льняную ткань. В зависимости от выделки она могла быть использована и для тончайшей одежды высших сословий, и для изготовления парусов. Плантации льна были настолько велики, что в 907 году позволили оснастить двухтысячную армаду Вещего Олега. Благодаря множеству торговых путей была возможность продавать лен за границу, как следствие, его сажали все больше и больше. Краткая историческая сноска позволит вам в этом убедиться:

  • XIII век: летописи и грамоты сохранили информацию о расширении посевных площадей под лен;
  • XVI век: запущено первое фабричное производство канатов; в этом же веке через Нарву и Архангельск начинают экспортировать продукцию для западноевропейского потребителя;
  • XVII век: поставки льна за рубеж достигают настолько значительного масштаба, что в стране вводится монополия на экспорт льняных изделий;
  • XVIII век: издается царский указ, повелевающий увеличивать количество фабрик. Волокно и нити, экспортируемые в Западную Европу, становятся одним из основных финансовых потоков, направленных в казну.
На начало XX века Россия - самый крупный в мире производитель и поставщик льняной продукции. Вы только представьте: почти 80% всего льна на мировом рынке принадлежало России! 27 районов по всей стране сделали эту отрасль своим главным доходом.

Кукушка закуковала - пора сеять лен

Посев проводили со второй половины мая до начала июня, когда земля прогрета и щедро напоена весенними дождями. В это время отдавалось должное приметам, поверьям и обрядам. Чего стоят только яйца в сеялке, которые клали к семенам якобы для большей белизны будущих волокон? И причем их непременно нужно было съесть, не сходя с поля, когда опустеет сеялка. А чтобы лен-долгунец радовал длинными и крепкими волокнами, перед едой яйца подбрасывали вверх, насколько хватало сил, и приговаривали: "Расти, лен, выше лесу стоячего!". Если учесть масштабы производства, то обряд, по всей видимости, работал.

Сверх-сложного ухода лен не требовал: достаточно было прополки. Но вместе с тем, если представить гектары голубеньких цветочков, щедро сдобренных сорняками, то перспектива не самая радужная. Не думаю, что мужчины принимали активное участие в этом процессе, так что остается только позавидовать выносливости наших женщин.

Начало сентября давало старт уборке урожая. Процесс назывался "теребление": светло-желтые стебли выдергивали с корнями и связывали в небольшие снопы диаметром 20-30 см. Время сбора играло очень большую роль: если передержать лен или убрать раньше времени, то качество волокна было не таким, как нужно, значительно отличаясь в худшую сторону. Хорошим мерилом зрелости были листья: когда они начинали немного подсыхать, то, значит, уже пора приступать к уборке. Выдергивали небольшими пучками, одновременно убирая остатки сорняков, увязывали и расставляли в поле. Вариантов расстановки для сушки было несколько, но самым "ходовым" была сушка на жердях, в подвешенном состоянии, или в параллельных рядах, когда верхушки снопов одного ряда опирались на верхушки соседнего.

На следующем этапе обивали семена. Делалось это прямо на поле, специальными палками с утолщением на конце - кичигами. Причем делалось с попутным улучшением характеристик посадочного материала: семена брали только с длинных стеблей.

Вылеживание и вымачивание

Очень важным процессом была лежка, или мочка. Результатом должно стать легкое отделение костры (твердой части) от мягких волокон, используемых в рукоделии; но в разных губерниях процесс проходил по-разному.
Взять, к примеру, Вологодскую губернию: там просушенные снопы расстилали на полях. Идеальным условием для лежки было чередование хорошей погоды и дождя, а если еще и роса с утра, то совсем хорошо.
В Петрозаводском уезде поступали иначе. Там выбирали водоем с тихим течением, в котором и производилось вымачивание. Абы какая речушка не подойдет - имелись свои секреты:
  • мочение в озере отбеливало волокна;
  • если лен побило морозом, то красный оттенок скрывали вымачиванием в реке с темной водой;
  • если на берегу росли растения, содержащие дубильные вещества, то в таких местах лен не мочили - волокна обретали ненужную жесткость;
  • не замачивали лен рядом с хвойными деревьями.
Не последнее место в вымачивании льняных снопов занимало время погружения. Если его задержать, то даже вода с самыми лучшими качествами даст неважный результат. А ранние морозы были самой настоящей бедой, потому что долгое нахождение в воде уменьшало прочность льняных волокон, а ждать приходилось до потепления. Зажиточный люд мог позволить себе подождать следующего года и вымочить снопы как полагается, но это редкость: в основном все торопились успеть до зимы.

Снопы прижимали надежным гнетом (жердями, сучьями, бревнами), и оставляли вымокать.

И лежка, и мочение длились от недели до месяца, в зависимости от погоды. Готовность проверяли на горсти сырья: небольшое количество льна мяли и трепали, проверяя, как отходит костра. Вымоченный лен перед мятьем прополаскивали от гнилостного запаха, немного отжимали воду и пучками вывешивали на просушку.

Если вымачивание или лежка из-за погоды попадали на позднюю осень, то снопы часто досушивали в ригах или бане, усаживая снопы на жерди. Качественная сушка была очень важна: пересушенный лен превращался в паклю. Процесс занимал 10-12 часов, очень редко сутки.

Мятье, трепание и чесание

Для мятья и трепания использовали специальные приспособления. Мялкой служило бревно с вырезанным продольным пазом, к одной стороне которого был прикреплен длинный деревянный нож. Процесс выглядел следующим образом: стебли льна клали в паз, и с силой опускали на них нож, размалывая таким образом костру. Иногда одного мятья было недостаточно, и процедуру повторяли с более тонкими инструментами, действующими по тому же принципу. Мялицы устанавливали на улице. Сам процесс проходил уже в холодную погоду, но, несмотря на это, одна женщина могла обработать за день до двух пудов стеблей.

Целью трепания было отделение частичек костры от волокна и его распределение. Можно было просто побить пучок волокон о столб, но чаще брали специальное трепало: дощечку ножевидной формы. Тяжелой она будет или легкой, зависело от качества льна: сильные, здоровые волокна требовали более веского трепанья, и наоборот. Пучок брали за один конец, а по второму били трепалом. Потом процесс повторяли с другим концом, и напоследок выворачивали пучок наизнанку и точно так же оббивали сердцевину. Оставалось отсортировать волокна по качеству и цвету. Остатки костры и обрывки волокон либо сжигали, либо конопатили ими стены. Из отрепья могли вить толстые грубые веревки для перевязки того же льна.
Чесание имело общие черты, но в отдельных губерниях инструмент и длительность процесса отличались:

  • - средняя часть России: волокно прочесывали дважды: деревянным гребнем и щеткой;
  • - северо-восток: трех- и четырехкратное прочесывание щетью.
Щеть по внешнему виду очень напоминала круглые малярные кисти, только состояла она из жесткой щетины и деревянной ручки, промазанной смолой и укрытой кожаной воронкой. Для дома их в состоянии были сделать даже дети. Более аккуратные и красивые щети делались ремесленниками и выставлялись на продажу.

Чесание доверялось только матери семейства, или опытной мастерице. В зависимости от количества, прочесывания давали волокно для разных целей, от грубого полотна-рядины до тончайших нитей для полотенец. Словом "лен" называли только те волокна, которые остались на гребне после длительного многократного вычесывания.

Ближе к концу осени женщины демонстрировали друг другу первый вытрепанный лен. Девушки особенно старались похвастать мастерством, ведь на "смотринах" могли оказаться их будущие свекрови.

Прядение и ткачество

Прядильный сезон продолжался долгие пять месяцев. Украшенная резьбой и узорами прялка, зачастую являвшаяся семейной ценностью или подарком жениха, а также веретено - вот спутники пряхи. Пряли все, от мала до велика: у юных девочек был свой урок - напрясть к замужеству столько, чтобы хватило на пошив приданого. Ручное прядение очень долгий и кропотливый процесс: опытная мастерица с утра до ночи могла напрясть всего 300 м пряжи. На 1 кв.м. полотна уходило до четырех дней.

Саму прялку можно было условно поделить на две части: ту, к которой крепится кудель, и ту, на которой сидела пряха. С кудели она левой рукой тянула нить, которую наматывала на веретено в правой. И вот такую L-образную конструкцию самопрялка, появившаяся в XIX веке, не смогла вытеснить: качество нити было гораздо выше. После прядения готовый материал сортировали: нити, сделанные маленькими пряхами, шли на уток, а тонкие и прочные предназначались для шитья.
Перепряденные нити использовали для ткачества. В избах устанавливали кросна - станок для ткачества, представлявший собой П-образную перекладину, к которой крепили нити основы и впоследствии наматывали готовую ткань. В нижней части рамы устанавливалась еще одна перекладина: ее роль - распределение нитей основы, четные сверху, нечетные снизу (и наоборот). Свободные концы связывались, и к ним подвешивался груз для натяжения основы. Кросна ставили под небольшим наклоном, чтобы между нитями оставался промежуток. Задние нити крепились к еще одной перекладине. Если она лежала на кроснах, то оставалось естественное расстояние для пропускания утка между нитями, а если ткачиха ее натягивала на себя, то образовывался искусственный промежуток, в который снова протягивали уток; в этом случае передние нити отходили назад. Используя цветную нить и чередуя цвета и способы ткачества, мастерицы создавали красивые геометрические узоры.

Отбеливание и крашение

Если нити не красили, то полотно получалось серого цвета. В таком виде его использовали только в крайних случаях. Для шитья обычно использовали беленый холст:
  • перед тканьем полотна белилась нить, смотанная в клубки;
  • готовое полотно в течение 15 часов отбеливали в щелоке и оставляли под открытым небом на несколько дней, после чего еще раз вываривали в щелоке и стирали.
Перед пошивом одежды наводили дополнительный лоск: красили ткань в разные цвета. Использовались природные красители: кора и корни, цветы и листья, глина, сажа и прочие подручные средства. Может, цвета были не такими яркими, как мы привыкли, но натуральность краски и ткани того стоила.

Лен как культуру начали возделывать еще в эпоху неолита (VIII–III вв. до н. э.). Подтверждением этому являются образцы льняных тканей, найденные при раскопках древнего поселка, построенного на сваях на одном из швейцарских озер. Во время пожара поселок сгорел и его остатки были погребены на дне озера. В этих необычных условиях образцы льняных тканей сохранились до наших дней. Другие, более поздние образцы, дошли до нас с останками египетских фараонов. На их сохранность оказали влияние особые условия внутри египетских пирамид и, может быть, бальзамирующие вещества, использовавшиеся при муминизации.

О древней технологии получения и переработки льняного волокна можно судить по египетским настенным рисункам, относящимся к эпохе Нового царства (IV в. до н. э.), по фрескам III в. до н. э., рисункам на греческих вазах 500-х годов до н. э. Из этих рисунков видно, как обрабатывали лен: его дергали, стлали, сушили, мяли, трепали, чесали и вручную пряли с помощью висящего на нити веретена. По этим рисункам можно получить также представление о тканеформировании.

Геродот, упоминая о дарах, принесенных одним из фараонов храму Афины Родосской, пишет, что наиболее ценным подарком была льняная ткань, каждая нить которой состояла из 360 волокон.

Упоминание о льне встречается в Библии и Новом Завете. Знали лен народы Малой Азии, Междуречья Тигра и Евфрата, они из него изготавливали грубые ткани. Культивировался лен в Колхиде, на плодородных землях по берегам реки Фазис. Колхида платила льном дань туркам. Льняные изделия из Колхиды через черноморские колонии Рима попадали в Европу.

И.Машников в 1987 году выдвинул версию о том, что поход аргонавтов и, в частности, знаменитого Ясона из Эллады в Колхиду за «золотым руном» был по сути походом за секретом получения тончайшей пряжи из льна, продававшейся на вес золота. Как говорят ряд авторов, ткани, изготовленные из произраставшего в Ахайе первоклассного льна, продавались буквально на вес золота, когда на одну чашу весов клались ткани, а на другую золотые слитки. Голубой венчик льна, говорили жрецы Исиды, соответствует голубому цвету неба, и они не носили другой одежды, кроме льняной.

В Греции лен почти не производили, его ввозили из Египта. В Элладе славились отделанные пурпуром белые льняные ткани.

Во время правления императора Августа (1 в. до н. э. I в. н. э.) льняные ткани служили предметом экспорта. Основное развитие льняного ремесла в Риме приходится на II -1 вв. до н. э. После захвата Юлием Цезарем Галлии там возникли мастерские, производившие льняные паруса. В Галлии лен начал культивироваться намного раньше, чем в Римской империи из него изготавливали мешки для сахара, вырабатывали ткани для простыней и одежды. Тонкие цветные и набивные льняные ткани поступали в Рим из Египта и Сирии. Из льна шили не только одежду, но простыни, скатерти, покрытия от солнца, занавеси.

Намного позднее льняное производство возникло в Италии и Испании. В 1500 году в Севилье (Испания) было 16000 ткацких станков.
Еще позднее льноводство получило развитие во Франции, Бельгии, Голландии, а затем во Фландрии.
В V и VI веках льноводство начало развиваться в Англии и Германии.
В VIII веке продукция льна была завезена в Русь на равнины верхней Волги. Новгородское княжество торговало и наживалось на льне.
В Х-XIII вв. лен повсеместно распространился на гуси, в XIII-XVI вв. Новгород и Псков стали основными центрами производства льна и торговли им.
«Руссы расстилали льняную соломку, и после того как августовский туман и солнце отделяли волокно от стеблей, его собирали, сушили, мяли, трепали, чесали, отделяя шелковистое волокно от жестких плевел. Ко дню Прасковьи-льницы, покровительницы льноводов (28 октября), расстилали для отбеливания первое полотно из льна нового урожая. Плоды трудов российских крестьян-лен-сырец, рубахи, сарафаны скупались купцами из Фландрии, Германии, Византии» («Повесть временных лет»). При Петре I в России начали действовать крупные полотняные мануфактуры, главным образом для выработки парусов.

В XVIII и XIX веках русский лен одевал крестьян и русскую знать и в больших количествах экспортировался в страны Восточной и Западной Европы.

До XIX века приготовление тресты в России, Франции и Бельгии велось расстилом льняной соломки на лугах, а в некоторых районах холодноводной мочкой в копанцах с последующей сушкой в конусах. В начале XIX века в Бельгии (на реке Лис) была впервые осуществлена двойная мочка льна в баллонах с промежуточной сушкой. Тогда же начали применять мочку с последующим расстилом. Первые опыты промышленной тепловой мочки были проведены в 1790 г. в Кюрандо (Франция), однако патент на мочку был выдан лишь в 1845 г., а первая льнодельня была создана в Ирландии в 1848 г. Началось строительство цехов мочки и в других странах. Однако качество волокна не всегда удовлетворяло. Началось изучение химического состава межволоконных веществ (Фреми в 1848 г., Хавенштейн в 1875 г.), процесса мочки – ее микробиологии (Берне, Греклю, Ван Тисма и др.), морфологии льна (Тина Тамес).

В 1902 году крупный бельгийский специалист по льну Ва-стенкисте получил патент на варку льносоломы в автоклавах. В 1912 году им же была организована тепловая мочка в бетонных баках с деревянными решетками и трубами для подогрева воды до 32 градуса с последующей естественной сушкой. Одновременно в России в Ярославской губернии предложили обработку льносоломки горячей водой и паром. Если тепловая мочка продолжалась 3–4 суток, то варка велась 2 часа. Появились установки для искусственной сушки льнотресты. На рубеже XIX и XX веков было предложено более 85 способов приготовления льняной тресты, используя горячую воду, растворы щелочей, кислот, солей, но все они не нашли широкого применения. Шло глубокое изучение анаэробного микробиологического процесса тепловой мочки. Была выделена основная культура бактерий «бацилиус фельзенэус», которая обеспечивала сбраживание пектиновых и других веществ клеящего комплекса. Промышленное приготовление тресты привлекало коротким и стабильным циклом, возможностью контролировать и управлять процессом, вести его круглый год, независимо от погоды, и возможностью механизации процесса.

Но процесс мочки имел и много недостатков. Он требовал огромных затрат воды, тепла и энергии, постройки очистных сооружений и давал недостаточно высокое качество волокна. Долгое время в России, Франции, Бельгии, Голландии и других странах сосуществовали процессы мочки и расстила, пока в 60-х годах нашего столетия не был создан комплекс машин, совмещающих уборку льносоломы с ее расстилом, машины для переворачивания слоя тресты и ее подъема и паковки. Многие страны (Чехословакия, Франция, часть Бельгии и др.) полностью ликвидировали мочку льна. В последние годы сократился объем тепловой мочки и в нашей стране, улучшилось качество волокна, но увеличился риск потерь, потребовалась высокая оперативность при проведении уборочных работ.

Обработка льнотресты до середины XIX века велась на щелевых мялках, а трепание с помощью ручного трепала. В 1840 году К.Вебером была изобретена мялка с рифлеными вальцами. В конце XIX века появилось «бельгийское» колесо, которое позволило несколько механизировать процесс трепания, однако в России ручное трепание сохранялось до 30-х годов XX века.


Возникновение собственно прядения, т.е. формирования непрерывной нити из ограниченных по длине волокон, относится даже к эпохе родового общества, к этапу завершения матриархата (15000 лет до н. э.). Процесс плетения тканей из готовых нитей шелкопряда, длинных волос животных, стеблей растений и т.д., как и процесс формирования войлоков, был известен, видимо, еще раньше. Первым приспособлением для прядения была, очевидно, палка. На нее наматывали готовую нить, чтобы нить не спутывалась. Затем палку начали использовать для кручения пряжи. Сначала кручение осуществлялось за счет катания палки с нитью по ноге и бедру. Такой способ прядения сохранился до наших дней у некоторых австралийских племен. Затем кручение начали осуществлять за счет вращения подвешенной к нити палки, превратившейся в веретено.


Позже веретено начали приводить во вращение от ручного или ножного колеса.


Процесс кручения или намотки осуществлялся при изменявшемся угле подхода нити к веретену. В XV в. Леонардо да Винчи предложил самопрялку с рогулькой и катушкой. Подвергаясь несколько раз усовершенствованию, самопрялка с ножным приводом просуществовала до XX века. Но при этом вытягивание тонкой нити и ровной мычки из пучка волокон осуществлялось вручную.



Машины для прядения льна сначала копировали с машин для прядения шерсти. В 1737 году были созданы раскладочные машины, для формирования ленты из горстей чесаного льна. Это стало началом машинного производства. В этот же период были созданы ленточные машины для утонения ленты и рогуличная прядильная машина сухого прядения Кендрю. Подобные прядильные машины были изобретены во Франции Робинзоном (1798 г.) и Леруа (1807 г.).


Во время конкурентной борьбы Франции с Англией Наполеон 1, стремясь освободиться от экономической зависимости, в 1810 году издал специальное распоряжение о выделении премии в один миллион франков изобретателю лучшей машины для прядения льна. Этот конкурс дал толчок к разработке новых машин, обеспечивающих получение тонкой пряжи из льна. Еще до конкурса, в 1802 году, Гей-Люссак проводил опыты по выщелачиванию льняных волокон, что придавало им вид хлопчатой бумаги (по сути это были опыты котонизации льна). На этой основе родился метод химической подготовки для мокрого прядения, который был доработан Леруа и братьями Жирар. Один из братьев химик и механик Филипп Жирар в 1810 году предложил процесс предварительной химической обработки льняной ленты в перфорированных баках, а затем после отжима ее переработку в мокром виде, и по сути был родоначальником мокрого прядения. Однако подлинная революция произошла в 1825 году, когда Джон Кей получил патент на машину мокрого прядения льна, в которой кроме химической подготовки ленты был предложен вытяжной аппарат с разводкой между валиками 21/2 дюйма (63 мм), благодаря чему дробились подготовленные технические волокна на элементарные и можно было получить тонкую пряжу.


В России в начале XIX века льняная пряжа и ткани изготавливались в мануфактурах или кустарями по деревням. Кустари работали в светелках, построенных отдельно от жилья на краю селения в низине реки.
Во второй четверти XIX века широко распространились самопрялки и станки с челноками-самолетами. Общее число льняных мануфактур составило 190, и они наряду с грубыми вырабатывали и тонкие ткани для белья и одежды. На них было занято 27000 человек, т. е. 16% всей численности рабочих в России. Кустарное льняное производство с самопрялками сохранилось в российских деревнях и тогда, когда было создано фабричное машинное производство. Продукция сбывалась на местных ярмарках в селе Великом, в Ростове, Кинешме, Юрьевце, Вичуге, Никологорах. Скупленный на этих ярмарках товар шел на областные ярмарки, главными из которых были Нижегородская и Ильинская под Полтавой. Общий оборот по торговле льном в середине XIX века составил 6300000 рублей.

Начиная с 50-х гадов создаются фабрики механического прядения льна: в 1848 г. в селе Красавино под Великим Устюгом, в 1853 г. иерехтским купцом и скупщиком льна Брюхановым и московским торговцем Зотовым была построена прядильная фабрика на 1500 веретен в Костроме. В 1859 г. на ней работало уже 3500, а в 1861 г. – 6000 веретен. В том же году скупщики льна Дьяконов и Сыромятников основали льнопрядильную фабрику в Нерехте на 3000 веретен. Осип Сеньков построил в 1861 г. в Пучеже льнопрядильню. Небольшую фабрику в Романово-Борисоглебске (ныне Тутаев) в 1864 г. построил архангельский купец, датчанин по происхождению, Классен. В 1865 г. вязниковский купец и фабрикант Демидов перестраивает хлопчатобумажную фабрику на льняную в селе Ярцево. Тогда же казанский купец Алафузов, поставщик военного ведомства, построил при кожзаводе Казанскую фабрику. В 1866 г. купцами Третьяковым, Кашиным и Коншиным создается прядильная на 4000 веретен Большой Костромской мануфактуры. В начале 60-х годов в г. Меленки (Владимирская губерния) появляется фабрика Волкова. В 1870 г. Локалов строит близ Ярославля (Гаврилов-Ям) большую фабрику на 8000 веретен. В 1871 г. появляется фабрика Щербакова в Кохме, а в 1872 г. один из братьев Сеньковых построил фабрику в Лосеве (Вязниковского уезда). В 1873 г. Бакакин и Брюханов строят фабрики в Юрьевце. В это же время купец Сосипатр Сидоров построил в селе Яковлевское трехэтажный корпус с ручными станками и отбельной фабрикой. Вскоре в полуверсте от него у деревни Василево крестьянин Дородное основал производство скатертей, и, наконец, оборотистый каптенармус Крымов в деревне Рогачево построил два корпуса для ткацких станков. Так к 80-м годам в Приволжске образовался куст, который сначала конкурировал, а затем объединился в Яковлевский комбинат.

Из этих старинных предприятий развились позднее большие льняные комбинат«гКоторые в советское время получили названия: Гаврилов-Ямский комбинат – «Заря социализма», Костромской и Казанский льнокомбинаты – имени Ленина, Костромские: прядильная фабрика – «Искра Октября», ткацкая – «Октябрьской революции». Фабрики Вязниковской группы получили имена Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Карла Либкнехта, Розы Люксембург и Парижской Коммуны. Сейчас большинство этих предприятий стали акционерными обществами и поменяли названия.

Промышленность быстро росла. Ниже приведены данные роста числа рабочих, занятых на мануфактурах, и количества веретен и станков с 1850 по 1875 годы.

Уменьшение, а затем и полное прекращение экспорта льняного волокна обусловлено:

  • сокращением посевных площадей и низкой урожайностью;
  • строительством новых и коренной реконструкцией действующих предприятий.
Были построены: комбинат им. Зворыкина, Вологодский, Великолукский льнокомбинаты, восстановлен Смоленский комбинат. На Украине были построены Житомирский и Ровенский, в Белоруссии восстановлен и расширен Оршанский. Кроме этого российская деревня традиционно кустарно перерабатывала лен для собственного потребления, поэтому часть урожая оседала в деревне (в 1913 г. – 72 тыс. т, в 1925 г. – 63 тыс. т, а в 1927 г. – 123 тыс. т).

Н.И.Вавилов выделяет 4 основных центра распространения льна: средне-азиатский, передне-азиатский, средне-земноводский и абиссинский. По утверждению Е.Н.Синской, существуют 3 первичных очага распространения льна: индийский, индо-афганский, колхидский. Считается, что северные русские долгунцы (континентальные формы) имеют происхождение из индо-афганского очага. Западные долгунцы (приморские формы) распространены из колхидского очага.

Культурный лен подразделяется на пять групп: долгунец, межеумок, кудряш, крупносеменной и стелющийся полуозимый. На рис. 51 показано географическое распространение разновидностей льна (по Вавилову, 1935 г.) в нашей стране.

Лен в силу своих высоких видовых адаптивных свойств, способен произрастать в разных географических и почвенно-климатических условиях. Его выращивают более чем в 35 странах (рис. 52). Статистические данные о посевных площадях льна довольно противоречивы. По данным ФАО, в мире лен выращивают на более чем 7 млн. га, главным образом масличный. По оценке USDA (1988): в 1979 – 81 гг. посевные площади составляли 5448 тыс. га, в 1985 г. – 4811 тыс. га, в 1986 г. – 4855 тыс. га, в 1987 г. – 4372 тыс. га. Площади прядильного, волокнистого льна составляют около 1,5 млн. га. Масличный лен широко распространен в Северной и Южной Америке (Канада, США, Аргентина и др.), Азии (Индия, Китай и др.), а также незначительно в Европе, Африке, Австралии, Азии. Лен-долгунец возделывается преимущественно в странах Центральной и Северной Европы (Россия, Украина, Беларусь, Франция и др.), а также в Азии (Китай и др.).

После революции и гражданской войны посевные площади в России резко сократились (до 550 – 650 тыс. га), затем начали расти, достигнув максимума перед второй мировой войной (2 млн. га). После войны значительная часть площадей была восстановлена, но с 60-х годов начался медленный спад, который ускорился с 1985 года. Аналогичная картина наблюдается и в производстве волокна.

В 1960 году посевные площади и производство текстильных волокон в мире составляли:

  • хлопка - 33.700.000 га и 10.900.000 т (при урожае 3,25 ц/га);
  • льна – 2.020.000 га и 650.000 т (при урожае 3,2 ц/га);
  • джута - 2.020.000 га и 2.600.000 т (при урожае 12,8 ц/га).
Послереволюционная разруха была преодолена в 1925 – 27 гг. Если в 1913 г. в России было выработано около 50 тыс. т пряжи, в 1919 – 20 гг. всего 13 – 15 тыс. т, то в 1926 г. уже 66 тыс. т. Экспортные поставки волокна в 20 – 30-х годах давали России немалый валютный доход – до 100 млн. рублей золотом.

Наряду со строительством новых проводилась реконструкция старых предприятий льняной промышленности. В 1925 г. было закуплено 20 импортных автоматических льночесальных машин, по типу которых в дальнейшем были созданы отечественные машины. Был построен новый корпус и оснащен новыми прядильными машинами сухого прядения с подвесными рогульками и механизмом самосъема на Вязниковском комбинате. На другой Вязниковской фабрике был создан цех производства дратвенной нитки, снабжавшей предприятия обувной промышленности. Еще на одной – организована переработка льняных угаров по вигоньевому методу прядения. Талантливые инженеры и изобретатели И.Д.Зворыкин, Г.П.Вершинин, К.Г.Носов, М.А.Ратов и другие сделали много для производства и усовершенствования машин. Первым организатором объединения льняной отрасли был А.А.Нольде.

В 1932–34 годах началось массовое строительство льнозаводов. Но механизация привела к появлению значительных отходов трепания, которые первоначально использовались только в паклю. Перед наукой была поставлена задача найти применение этим отходам. Ученые разработали технологию переработки отходов трепания льна в хлопкообразное волокно – котонин. Котонин использовался в смесках при переработке хлопка и шерсти, а также в ватном производстве.

После организации хлопководства в Узбекистане и других среднеазиатских республиках котонинная промышленность была ликвидирована. Однако проблема использования отходов трепания оставалась. Работниками Научно-исследовательского института лубяных волокон был предложен новый метод очистки отходов и создана технология изготовления мешковины из льняной пряжи сухого прядения (ранее использовался импортный джут). После второй мировой войны продолжилось строительство новых и коренная реконструкция существующих предприятий. В России впервые в мире были созданы кольцевые льнопрядильные машины мокрого прядения с аппаратами высокой вытяжки. Машиностроителями были созданы машины для первичной обработки, прядения и ткачества, и многие из таких машин начали работать в других странах мира. Например, в Китае был построен Харбинский льнокомбинат. Вместо моткового метода отбелки и сушки пряжи был разработан процесс и создано оборудование для обработки пряжи в бобинах, а затем этот процесс был заменен химической обработкой ровницы до прядения. Российская льняная отрасль, ликвидировав вековую отсталость, стала самой передовой в мире. Раньше чем в других отраслях в льняной механические ткацкие станки были заменены на автоматические, а в последние десятилетия на бесчелночные. На базе научных изысканий российских технологов и конструкторов удалось даже в условиях сокращающихся посевов и снижающегося качества сырья увеличить объем производства льняных тканей и на всех переходах поднять производительность.

Высокие потребительские свойства и ограниченность районов произрастания льна привели к интенсивной внешней торговле льняными тканями и изделиями из них. Страны Северной и Южной Америки, некоторые страны Африки и Океании заинтересованы в приобретении, а страны Восточной и частично Западной Европы и Азии, производящие лен и не могущие его реализовать в своих странах, в продаже этих тканей и получении валютной выручки. Следует учитывать, что в Западной Европе льняная промышленность, в основном, заканчивается на прядении. Ткацкие и отделочные фабрики, покупая товарную пряжу, изготавливают и отделывают ткани, полученные из пряжи различного волокнистого состава.

Франция, Бельгия, Австрия и Англия производят пряжи больше, чем потребляют, Германия, Италия и Швейцария, наоборот, больше потребляют, чем производят. Ряд стран от 30 до 50% льна перерабатывают в пряжу смешанную. Россия и другие страны СНГ почти всю вырабатываемую пряжу перерабатывают на этих же предприятиях и не продают, кроме небольшого количества ковровой. На западно-европейских предприятиях, например, в 1985 году производилось на 12,5% пряжи больше, чем потреблялось в этих странах. Эту пряжу либо экспортировали в третьи страны, либо из нее изготавливали ткани, которые также экспортировали.

В эти годы экспорт льняных тканей составил: в Польше – 21, Венгрии – 5, Чехословакии – 29, Франции, Бельгии и Англии – 13 и в Румынии – 18 млн. кв.м. в год.

Россия продавала и продает льняные ткани, главным образом странам ближнего зарубежья, и, в основном технические. В последние годы развертывает экспорт бытовых льняных тканей.

Оценить объемы потребления льняных тканей можно исходя из статистических данных 1985 года. Франция потребляла 2 кв.м. на человека в год, Бельгия – 1,5; Швеция – 2–2,1; Польша – 2,4–2,5; Чехословакия – 3,5; Венгрия – 2–2,8; Румыния - 2,0; США - 0,4; Англия - 0,67 и СССР - 2,2 кв.м. (сейчас доля потребления в России резко снизилась).

Заключение

Чем интенсивнее развивается промышленность, чем хуже экология окружающей среды, тем сильнее тяга человека к природе, к рожденному природой, к чему он уже адаптировался в течение тысячелетий. Рост народонаселения Земли, особенно в последние два столетия, и одновременно рост потребностей заставили людей изыскивать все новые и новые источники сырья для создания различных тканей и текстильных изделий как бытового, так и технического назначения – от тончайших батистов до брезента и от хирургических нитей до корабельных канатов. Несмотря на то что в XIX веке начали быстро распространяться посевы дешевого хлопчатника и развиваться хлопчатобумажная промышленность, а в XX веке и химическая промышленность по производству искусственных (из натуральной целлюлозы) и синтетических волокон (из ископаемого сырья), производство льна и льняных тканей не снизилось. Совсем не сопоставимы оказались свойства новых волокон и затраты на их производство. Вместо конкуренции возникло содружество. Сначала хлопок использовали при выпуске полульняных тканей, основу нити которых составлял хлопок, а уток – лен. Затем в льняные ткани стали добавлять химические волокна.

Лен – это единственное в России натуральное легковоспроизводимое целлюлозное сырье, которое обладает уникальными свойствами и по почвенно-климатическим условиям нашей страны может культивироваться на огромных площадях. Под посевами льна в бывшем СССР было занято более двух миллионов гектаров. Агротехника в нашей стране еще низка и урожаи льна невелики – 3-4 центнера льноволокна с гектара, между тем генетически возможны урожаи более 30 центнеров с гектара и тогда его производство может на тех же площадях возрасти в десять раз. С увеличением урожайности возрастает и доходность от льноводства. И если лен в былые годы был кормильцем крестьян нечерноземной полосы России, то с подъемом урожая он может стать кладом (в 1994 г. многие хозяйства уже получили 7 – 10 ц/га). Льняное волокно и льняные ткани имеют спрос на мировом рынке, и потому лен был источником значительных валютных поступлений до революции, в тридцатых и послевоенных годах. Большое количество льняного волокна, получаемого в виде отходов трепания, пока плохо используется и из них вырабатывают мешковину и шпагат.

В настоящее время технически решена проблема превращения этих отходов в хлопкообразное волокно и переработки его в смеси с хлопком в модные ткани и летний верхний трикотаж. Это более чем в 2 раза повышает ресурсы льняного сырья для бытовых тканей. Отечественная наука создала новейшую технологию и технику переработки льна, в том числе безверетенное пневмовьюрковое прядение, позволяющее вырабатывать пряжу огромными скоростями и на бобины большой емкости, не требующие перемотки. Лен не выходит из мировой моды, он используется в производстве одежды, белья, обуви, галантереи, обоев, предметов интерьера и т.д. Лен, как уже отмечалось, дает не только волокно для текстильного производства. Из льняной костры изготавливают плиты для мебельной и строительной промышленности.
Использование льняной костры может сохранить для человечества лесные массивы. Волокнистые отходы льна используют для отделки салонов автомашин, из льняных нетканых материалов изготавливают утепленный линолеум, геотекстиль для защиты почвы от эрозии, защиты откосов, рекультивации карьеров, горшочки для выращивания растений. В медицине используют льняные нити как шовный материал, гигроскопическую вату и др. Льняное масло идет в пищу, в производство лекарств, является лучшей натуральной олифой. Льняные полотна и краски на льняной олифе сохраняются столетиями. Пример тому полотна итальянских художников эпохи Возрождения и фрески в старинных храмах.

Лен при выращивании не только не истощает недра, как при производстве химволокон, и не загрязняет земли трудно разлагающимися отходами, наоборот, посевы льна извлекают из зараженных радиацией земель радионуклиды и тяжелые металлы и создают предпосылки для производства чистой продовольственной продукции.

В 18 областях России ведется разработка региональных программ по возрождению льняного комплекса. Предусматривается широкомасштабное использование изделий из льна во многих отраслях народного хозяйства.

В Европе хлопок не растет и лен для нее, как и для России, является стратегическим сырьем, поэтому льноводные страны Европы всячески поддерживают развитие льноводства. Существенно увеличивают посевы льна и его переработку в КНР, Бразилии, создается государственная программа развития льняного комплекса в ЮАР.

Из всего сказанного можно утверждать, что лен хорошо служит человечеству около десяти тысяч лет. В обозримом будущем как эффективный в потреблении и экологически чистый продукт, он займет более достойное место в среде обитания человека. В России этому будет способствовать разработанная ЦНИИЛКА, по заданию Госкомпрома РФ, государственная программа «Лен – в товары России».

Позвольте вам представить лён. Эти нежные синие цветы сегодня преданы забвению, а раньше почти каждая семья возделывала лен, наряду с рожью и пшеницей. Льну были посвящены особые праздники.

Лен известен человеку с глубокой древности, льняная ткань считается самой старинной. Официальной науке известены находоки изо льна возрастом около 10 тысяч лет. Лен был распостранен на Руси, в Индии, Ассирии, Персии, Месопотамии, Египте, Греции и Риме. Ткачи древности владели техникой прядения, позволявшей изготовлять столь прозрачную и легкую льняную ткань, что через пять ее слоев просвечивало тело, а сам наряд проходил сквозь колечко. На Руси ко льну относились с уважением и трепетом, лен ценили за обережные и очистительные свойства. Одежда изо льна считалась ритуально чистой и охраняла тело человека, который ее носит.

Сегодня мир снова переживает льняной бум. Дело не только в моде на все натуральное: хлопок-то ведь тоже природный материал, однако для здоровья не так полезен. Лен — отличный антисептик, он подавляет вредную микрофлору, снимает зуд, жжение и другие воспалительные явления.
Льняная пряжа на разрыв почти в 2 раза крепче хлопчатобумажной и в 3 раза крепче шерстяной.

Льняная ткань гигроскопична — не только впитывает влагу, но и «отводит жару», обеспечивая отличное самочувствие, особенно в жарком и влажном климате. Вода испаряется с нее почти с той же скоростью, что с поверхности водоема, в результате чего льняная ткань всегда свежая и прохладная. Лен не вызывает аллергии и задерживает развитие бактерий. Кремнезем, содержащийся в льне, предохраняет его от гниения.

Постель изо льна, утверждают ученые, ослабляет воздействие неблагоприятной экологии, не накапливает статического электричества, а потому дольше остается чистой, не липнет к телу и не сбивается складками. Лен хорошо согревает зимой, а душными летними ночами создает ощущение прохлады, отводя избыток тепла от кожи: под льняной простыней кажется, что температура упала на 4-5°. В отличие от хлопчатобумажных комплектов, которые со временем желтеют, льняные чем дальше, тем становятся белее!

Спать на белье из льна врачи рекомендуют людям с проблемной, чувствительной кожей, страдающим дерматологическими заболеваниями, аллергикам и астматикам. Причем не на цветных комплектах, а на изготовленных из неотбеленного (серого) льна. Перебрали солнечных лучей на пляже, и теперь все тело как огнем горит? Отдохните на льняной простыне, и вам станет намного легче.

Не секрет, что в домах, особенно после установки герметичных пластиковых окон, накапливается радиоактивный газ радон. Он образуется при распаде урана, содержащегося в грунте и строительных материалах. От вездесущего газа только два спасения: всегда держать открытой форточку в спальне и стелить на кровать льняное белье — оно в несколько раз снижает уровень радиации и в два раза ослабляет гамма-излучение.

Верхняя одежда изо льна хорошо защищает человеческий организм от солнечной радиации; льняные и льносодержащие ткани и изделия хорошо поддаются стирке в горячей воде, кипячению, сушке на солнце, глажению горячим утюгом, что позволяет добиться их максимальной стерилизации;

Чем славен лен в древнем мире

Мумии фараонов Египта были завернуты в льняные бинты, которые сохранились до наших дней благодаря не только специальным бальзамам, но и специальным свойствам льна, льняные бинты, в которые были завернуты мумии, сохранили через тысячелетия прочность и эластичность.
Плащаница, в которую было завернуто тело Иисуса, была льняной.

Александр Македонский носил защитный панцирь изо льна, который защищал его в сражениях.
Лен в древности высоко ценился, стоимость рубашки из льняного полотна определялась по весу: на одну чашу весов клали изделие, а на другую золото.
Когда не было еще бумаги, многие книги писались на тканях. Так, одна из известных книг — «Льняная книга» древних этрусков была написана на льняной ткани в VII в. до н. э.

Историк древности Геродот упоминает о льняной ткани, принесенной в дар Афине Родосской, где каждая нить состояла из 360 тончайших нитей. Культура льна процветала в Колхиде, которая платила льном дань туркам. Есть версия, что поход аргонавтов из Эллады в Колхиду за «золотым руном» был по сути походом за секретом получения тончайшей пряжи из льна, продававшейся буквально на вес золота.
В льняную одежду одевались римские патриции, солдаты и матросы петровской армии, прядильные фабрики снабжали льном царский двор Романовых.

Интересно, что в древнем Египте и античном мире льняные одежды считались привилегией знати, а на Руси лен считался стандартом для всего народа. Восточные авторы древности описывающие славян непременным атрибутом одежды указывают лен. Также изо льна производилась парусина, канаты и льняное масло.

По традиции качество волокна определяют по длине нити, получаемой из 1 кг пряжи. Сегодня из 1кг пряжи получают 40 километров нити. В Египте получали 240 километров из 1кг пряжи, настолько тонкой была нить. Вот почему ткань, полученная из египетских нитей, была драгоценной и ценилась на вес золота. Носить одежды из такой ткани могли только царственные особы да могущественные жрецы, и то лишь при богослужениях в храмах.

Культуре льна на Руси были посвящены специальные праздники. Первый был связан с посевом, отмечали его в последний день мая, и назывался он «Семь дев». В народе до сих пор говорят: сеют лен у семи Ален.

На Руси лен стелили новобрачным, чтобы никакая хворь к ним не привязывалась, принимали в льняное полотно новорожденных, чтобы были здоровыми, перевязывали воинов, чтобы раны быстрее зажили.

До нынешних дней сохранились старинные народные приметы: если льняное семя положить в обувь, то она будет дольше носиться, а если несколько семян льна зашить в одежду, то можно защитить человека от порчи и сглаза.
Во времена наших прабабушек считалось, что экономить можно на одежде, а постельное белье должно быть дорогим и выглядеть по-королевски. Треть жизни мы проводим в постели, и от того, на чем спим, зависит наше самочувствие, здоровье и даже… количество детей в семье. Невероятно, но факт: шансы зачать ребенка на льняной простыне выше, чем на ткани с изрядной примесью синтетики!

Как ухаживать за льняными тканями:

Белые и натуральные (кислованные) льняные ткани, допускается стирать при температуре до 90 градусов. Они хорошо выдерживают длительную стирку.
Окрашенные ткани следует стирать отдельно от белых. При стирке желательно придерживаться единой цветовой гаммы обрабатываемых тканей (только светлые или только темные, т.д.)
- Стирать в щадящем режиме в водном растворе моющего средства, предназначенного для данного типа тканей, без добавления хлорсодержащих или отбеливающих препаратов
- Гладить при температуре не выше 200 градусов
- Сушить в расправленном состоянии.

Лен в традиции русского народа

Льняная нить в восточнославянской народной традиции была окружена благоговейным отношением, как материал священный, чистый и таинственный. Среди многих обрядов, связанных с нитью, Г. С. Маслова отмечает следующий, бытовавший в Сердобском уезде Саратовской губернии: «отправляясь к жениху с подарками, подруги невесты обязательно присоединяли к ним суровую нитку, изготовленную особым способом. Невеста пряла ее тайком на печном столбе (и в данном случае печной столб является аналогом прялки. - С. Ж.), вращая веретено в левую сторону - «на отмаш», сучила ее также «на отмаш», завязывала шесть узлов, опять-таки «на отмаш»: первые два - на пороге избы, другие два - на пороге сеней, последние - у ворот. Половину этой нитки оставляла себе, другую отдавала жениху. Делалось это для того, чтобы якобы «отнять силу у колдунов», которым неизвестно, как и где изготовлялась эта нитка» [Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX начала XX вв.- М.: Наука, 1984.С. 37-38].

Суровой льняной нитью снимают все «уроки и переполохи» при заговорах. «Нитку первоученку пряха должна сжечь и съесть» [Даль В. Пословицы русского народа. Т. 2. - М.: Худ. Литература. 1984. С. 347].

Во время святочных гаданий в некоторых районах Вологодской области девушки спускали в сосуд с водой две нитки и следили. Если нитки соединятся, то парень и девушка поженятся, если не соединятся - то нет.

Вообще волокну льна восточные славяне приписывали очистительные и отвращающие зло силы, поэтому льняная нить и ткань из нее считались ритуально чистыми и были охранителями тела человека. Особое отношение к цветку льна, к льняному волокну, к льняной нити уходит в восточнославянской традиции в глубину тысячелетий. Лен - одно из древнейших индоевропейских культурных растений - был издревле широко распространен на севере Восточной Европы, где для его выращивания имелись самые оптимальные условия: длинный световой день, отсутствие перегрева от прямых солнечных лучей и обилие влаги в почве. Сам термин «лен» известен еще в общеиндоевропейском праязыке, который распался на отдельные диалекты не ранее IV тыс. до н.э. На волокно идет только лен-долгунец (125 см), возделываемый в северных районах, так как он прорастает при +3°-+5°С, а оптимальными для него являются температуры + 15°-+18°С. На юге же растет только лен-кудряш с коротким волокном, идущий на масло. Л. Б. Смирнов отмечает, что в эпосе Древней Индии глаза Кришны сравниваются с голубыми цветами льна, и хотя «в настоящее время у индийцев преобладает темная окраска радужки (как и среди украинцев), однако голубые глаза встречаются не так уж редко (например, у Р. Тагора). Подчеркивание цвета глаз у национального героя, каким является Кришна, нельзя оставить без внимания, оно не случайно, а выражает известный идеал национального типа. С исторической точки зрения эта черта важна для определения национального происхождения культа Кришны, а, следовательно, для вопроса о связи пришельцев, носителей ведической религии с голубоглазыми народами» [Махабхарата. Книга III. Лесная. - Ашхабад. 1963.С. 566].

То, что именно голубые цветы льна (а не любой другой голубой цветок) используются для сравнения, свидетельствует, что уже в ведические времена (т.е. задолго до II тыс. до н.э.) лен играл значительную роль в жизни древних ариев.

Семена культурного льна были найдены вместе с остатками ткани на поселении Модлона (бассейн оз. Воже, Вологодской обл.), относящемся к III тыс. до н.э., а дикий лен - в Канинской тундре, где последние две тысячи лет никто земледелием не занимался.

Особое отношение ко льну, льняной ткани проявлялось в России и в конце XIX века, и это естественно, т.к. именно в России выращивалось к началу XX в. до 70% мирового льна[Крыштофович О. Сельское хозяйство // ИАОИРС. - 1911. - № 4. С. 142]. Во многих районах лен сеяли обязательно в новой льняной рубахе. В Московской губернии «сеяли лен без порток или вообще голыми...» В Олонецкой губернии женщины, уходя сеять лен, надевали новую льняную рубаху, но при севе снимали ее (а мужчины порты), «чтобы лен вышел хорошим».

Экологически чистые материалы. Что это такое и почему это важно.

Выбирая мебель или одежду для малыша или малышки, нужно быть уверенным, что она не вызовет аллергии, что ребенку будет комфортно, что он не будет дышать вредными веществами. Об этом сейчас многие говорят, но фактической информации, как всегда, не хватает.

Вы, например, знаете, что при произвдстве корпусной мебели обычно используется ДСП - материал экологически небезопасный, содержащий смолы, которые выделяют вредный для человека формальдегид?. Причем в России довольно часто производители выпускают низкосортную, дешевую плиту, выделение формальдегида из которых значительно превышает ПДК.

А какую ткань используют при производстве мягкой мебели? Какой вред планете приносит производство полиэстера и других синтетических материалов? Почему все чаще болеют дети - плохая экология, ответят все. А что сделать каждому из нас, чтобы ее как-то улучшить?

Итак, какие есть варианты экологически чистых текстильных материалов?

Какие есть варианты?

Органический хлопок. При его выращивании не используется пестицидов и других химикатов, производство такого хлопка имеет сертификаты OEKO-TEX, Organic Exchange или GOTS, подтверждающие, что здесь не используется вредных химикатов и азо-красителей. В отличие от обычного хлопка, при производстве которого все эти химикаты активно используются.

Органический хлопок очень мягкий, хорошо дышит и легок в уходе. Но есть существенное но. Органический хлопок производят почти исключительно в Европе, и стоит он очень дорого.

Полярный флис - это синтетический материал, производимый из чисто вымытых бутылок из-под напитков. Его производство так же не вредит окружающей среде, в отличие от производства обычного. Малышу такое не подойдет, от синтетики часто возникает перегрев и, как следствие, потничка.

Рэми - материал, изготовленный из растения, произрастающего в западной Азии. Он в 5 раз прочнее хлопка, очень хорошо впитывает влагу и быстро сохнет.

Сасаваши - материал из смеси японской бумаги и растения Кумазаса. Напоминает лен и имеет гипоаллергенные и антибактериальные свойства.

Сисель - содержит Lyocell (о нем ниже). Этот целлюлоза, состоящая из натурального полимера, который сохраняет в своей структуре живые клетки растений, и волокна на основе морских водорослей. Имеет антибактериальные свойства.

Шелк - этот материал давно известен своими антибактериальными свойствами и исключительной нежностью. К тому же сейчас есть компании, которые организовывают свое производство так, чтобы собирать коконы от шелкопрядов уже после того, как они оттуда выбрались, вместо того, чтобы их убивать, это так называемы гуманный шелк.

Соя - из соевых бобов, оказывается, тоже можно делать экологический, легкий и напоминающий кашемир материал.

Лиосель - материал из древесной массы. Он изготавливается только из деревьев, выращенных без химии

Бамбук. Этот материал изготавливают из массы бамбуковой травы. Бамбук растет по метру в день, поэтому для его выращивания не требуются пестициды и другие химикаты.

Лён - до сих пор выращивается и производится «по старинке», без пестицидов и гербицидов. Перечислим основные достоинства льна:

Лен полезен для кожи человека. У человека, носящего льняную одежду, проходят многие кожные болезни - от элементарной потницы до хронических экзем.

Льняная ткань обладает антибактериальными свойствами

Льняная ткань уничтожает неприятный запах благодаря природным антибактериальные и антигрибковые компонентам и снижению уровня влажности.

Льняная ткань обладает антистатическими свойствами.. Льняные ткани не заряжаются и не удерживают статического электричества.

Льняные изделия меньше загрязняются и лучше отстирываются. Льняные ткани более стойки к механическим воздействиям и с каждой стиркой льняная ткань становится только мягче. Исследования показывают, что люди, использовавшие с момента рождения в одежде и быту лен, живут в среднем на 10 лет больше.

Последние исследования обнаружили, что льняная ткань в несколько раз понижает уровень радиации, вдвое ослабляет гамма-излучение, защищает от химически агрессивной среды.

Выяснилось, что лен способен отчасти гасить электромагнитные волны, пронизывающие наше, измученное всеми мыслимыми излучениями от бытовых и промышленных приборов, пространство

Итак, ткань изо льна - единственно правильная по всем параметрам, особенно для детей. Кстати, издревле существует традиция принимать новорожденного именно на льняное полотно - в этом залог будущего здоровья младенца.

Мы рассмотрели основные виды материалов, из которых можно изготовить эко мебель. Это массив дерева (для детей больше всего подходит сосна и бук) и натуральные тканевые материалы (для детей больше всего подходит лен).

Лен многих крестьян просто выручал на Руси. Из льна пряли нитки, из которых ткали повседневную и праздничную одежду, скатерти и другие предметы домашнего обихода. Из семян льна получали льняное масло, на нем готовили пищу. Секреты выращивания льна, а затем его сбора, обработки, весь технологический процесс подготовки льна к получению пряжи, а затем и готовых текстильных изделий - все это передавалось из поколения в поколения в каждой крестьянской семье, в каждом доме.

Лен выращивали в поле, собирали. Обработка растений для получения растительных волокон в старину начиналась с мочевила - канавы, где стебли топили на две-три недели, придавливая их притугами и добавляя туда же навоз и золу. Иногда для мочки льна рыли специальную яму (копань), выбирая место для нее поближе к болоту. В мочевиле в результате процессов брожения разрушались многие растительные клетки, кроме прочных лубяных волокон, которые как раз и нужны для изготовления прочных ниток.

То, что оставалось в мочевиле от снопиков льна, высушивали на стлище (на поле).

Высушенную траву - тресту, мяли в специальной мялке, по другому - мялице - колоде с продольным желобом, к которой на шарнире был соединен тяжелый брус с ручкой - било. Жесткие, деревянистые части стволиков (кострика) разбивались в кусочки, а гибкое и прочное лубяное волокно оставалось целым и невредимым. Важность этой процедуры крестьяне отметили пословицей "Недомнешь мялкой, так и не возьмешь прялкой".

Затем трест трепали, ударяя пучком размятых стеблей о столб или перекладину, либо, наоборот, били деревянным трепалом по тресте, выбивая из нее кострику. И, наконец, тресту расчесывали деревянным гребнем, готовя волоть, а потом чесали щеткой из жесткой щетины, отделяя пачеси или изгребья, идущие на второсортный подкладочный холст, от чистеца, сортового льна.

Очесанный лен, поделенный по качеству на три сорта - изгреби, пачеси и собственно лен, - дергали, теребили и расшиньгивали (взбивали, распушали). Этот большой пушистый клубок ровно разверстывали на столе, спрыскивали водой и осторожно скатывали в куделю. Из кудели уже пряли пряжу.

Пряли лен женщины и даже девочки, а вот выучиться ткать удавалось лишь самым трудолюбивым и настойчивым. Кстати, именно ткачихи и прялки были одним из основных выдумщиков песен и сказок народного фольклора - монотонность ткацкого труда вынуждала женщин скрашивать свою работу различными песнями, шутками-прибаутками, присказками устного народного творчества: девушки с песнями и потешками пряли пряжу, а рукодельницы ткали ткани.

Сидя на прялочном копыле, девушка левой рукой вытягивала волокно из кудели, а большим и указательным пальцами правой руки крутила веретено. Нитка особой петелькой закреплялась на остром веретене, скручивалась, пока хватало руки, отводимой все дальше и дальше, вправо и слегка назад. Вытянув нить, пряха сматывала ее сначала на пальцы, а с них навивала уже на веретено. Так и получалась пряжа.

А уж из пряжи на деревянных ткацких станах ткали ткани. Из тканей шили одежду. Красивая, тщательная обработка льна позволяла носить нижнюю одежду практически всю жизнь, даже передавая по наследству. Верхнюю же одежду носили много лет, бытовые изделия из холста - полотенца, платы, скатерти - тоже служили нескольким поколениям. Лишь рукавиц ненадолго хватало хорошим работникам.

Видео для детей, как в стародавние времена проводили обработку льна для урока по предмету окружающий мир 2 класс (учебник Плешакова). Нажмите play, чтобы начать просмотр.