Меню
Бесплатно
Главная  /  Насморк у детей  /  Общественное мнение: Это кризис политического участия. Общественное мнение и возможности его влияния на общественную политику

Общественное мнение: Это кризис политического участия. Общественное мнение и возможности его влияния на общественную политику

Одним из духовных факторов современного политического процесса является общественное мнение . Общественное мнение - одна из форм общественного сознания, существующая в виде комплекса относительно устойчивых коллективно-массовых представлений, оценок, идей, отражающих позиции и интересы основной массы граждан и фиксирующих их отношение к основным проблемам и реалиям общественной - политической жизни страны .

Общественное мнение – атрибут светского , демократического общества и государства без признаков выраженной полититизации и политического раскола. Акцентированное политическое противостояние в стране препятствует формированию устойчивых массовых представлений. Подобная ситуация существует в Украине, находящейся на стадии формирования демократии в условиях резкого политического раскола главных политических группировок. Следовательно, объективных условий для зрелого общественного мнения в Украине еще не создано, результатом чего является его подвижность и своеобразная конъюнктурность, а также излишняя политизованность.

Политические представления и оценки составляют лишь часть общественного мнения , обозначая наиболее значимые для граждан политические проблемы. Именно политическая составляющая является его наиболее динамичным элементом, отображая повышенную динамику политической сферы общества, смену настроений граждан.

Основными носителями и выразителями общественного мнения выступают средства массовой информации (СМИ): радио, пресса, телевидение. Политическая составляющая общественного мнения может выражаться также в массовых политических акциях: митингах, демонстрациях, шествиях. Своеобразным проявлением общественного политического мнения можно также считать общенациональные выборы в представительные органы власти, референдумы. Так как политические пристрастия граждан в ходе выборов фиксируются в поддержке популярных политиков и авторитетных партий, что есть выражение их поддержки общественным мнением.

Общественное мнение выражается в оценках крупных политических событий, деятельности политических лидеров, поддержке или неодобрении, осуждении деятельности государственных институтов и важных международных политических акций.

Влияние общественного мнения на политику отражается в его характеристике как «Четвертой власти», существующей в стране. По сути, «четвертая власть» и есть отражение авторитета общества, народа, его реальной возможности влиять на политику правящей элиты, партии. Общественное мнение выступает в роли своеобразного духовного посредника между гражданским обществом и государственной властью, важнейшим средством легитимации власти.



К его важнейшим функциям относится:

· Функция легитимации власти , ее институтов и представителей;

· Функция экспертизы, оценки важнейших событий и явлений общественной жизни; действий политиков и известных людей;

· Функция социализации или формирования граждан и их сознания;

· Функция мобилизации и управления поведением граждан;

· Функция стабилизации социально-политичесих процессов;

· Функция коммуникации или средства взаимодействия государства и общества, общественных групп, институтов и граждан и др.

Общественное мнение выступает объектом постоянного воздействия со стороны государства и влиятельных политических партий и групп. Целью этого воздействия является использование его возможностей, авторитета для решения каких-либо корпоративно-групповых или личных проблем. Инструментом этого воздействия выступают СМИ, за контроль над ними идет острая борьба во всех демократических странах. Поэтому наличие свободы прессы и других средств массовой коммуникации является важнейшим условием наличия политического и идеологического плюрализма, а также возможности для существования полноценного общественного мнения.

Его состояние служит предметом постоянного научного изучения, экспертизы представителями социологической, политической и других общественных наук. Опросы общественного мнения, его мониторинг (проведение постоянных исследований по какой – либо социальной проблеме и отношении к ней различных категорий граждан) сегодня осуществляются во всех странных и стали частью практики повседневного управления делами общества и государства. Ни одна политическая партия сегодня не может действовать без изучения и использования информации о состоянии общественных позиций (мнения) граждан по ключевым политическим вопросам.



Практически все современные социальные и политические технологии, используемые государственными институтами, партиями, гражданскими организациями и учреждениями основаны на исследовании общественного мнения и их результатах. Все это позволяет сделать вывод о том, что общественное мнение в развитых странах стало важнейшим фактором и регулятором социально-политических процессов, фактором общей социально-культурной и политической эволюции общества и государства.

Механизм влияния граждан и общественных групп на решения государства также основан на использовании авторитета общественного мнения. Митинги, демонстрации и другие массовые политические акции направлены на общественное мнение, на формировании соответствующей социальной обстановки, гражданского настроения, игнорировать которое правящая партия и лидеры страны не могут, не рискуя при этом утратить поддержку общества. Вместе с этой поддержкой они автоматически теряют власть, или возможность быть избранными как представители общества, народа.

A. Определение

Выражение "политическое мнение" не следует рассматривать только в узком смысле участия в политической партии или политическом процессе. Как пояснил один известный американский иммиграционный эксперт, смысл "политического мнения" в определении беженца "следует понимать в широком смысле, включая, в пределах основных ограничений, разрабатываемых сейчас в основном в сфере прав человека, любое мнение по любому вопросу, который может быть принят в аппарате государства, правительства и полиции".

Четвертый Окружной суд США описал "политическое мнение" как "изначально" обнародованные "словесными или открыто выраженными поведением просителя политического убежища доказательства в соответствии с определенным случаем". Признавая, что "менее явные символические действия также могут выражать политическое мнение", суд установил в качестве основы, что "какое бы поведение проситель политического убежища не стремился продвигать как политическое, оно должно быть мотивировано идеалом или определенным убеждением, прежде чем оно сможет составить основу для политического убежища в США".

Выражение политического мнения может принимать разные формы — есть много типов мнений и взглядов, которые могут попадать под общую категорию "политических". В зависимости от конкретного прошения политического убежища в США, некоторые примеры выражения политических убеждений, вне традиционного политического процесса, могут включать:

1. Выражение феминистских убеждений

2. Разоблачение нарушений прав человека правительством

3. Мероприятия по защите или установлению права на объединения (такие как профсоюзы), прав трудящихся, или других гражданских свобод

4. Участие в различных студенческих группах

5. Участие в сообществе по улучшению организаций или кооперативов, или в движении за земельную реформу

6. Отказ исполнять приказы, нарушающие права человека

7. Доносительство или иное противодействие правительственной коррупции

Обратите внимание: Информирование органов власти о физических лицах, участвующих в незаконной деятельности, не обязательно является основанием для права на получение политического убежища в США. Однако, такие поступки вполне могут осуществляться в политическом контексте. Например, предоставление правительству информации о партизанской группе, когда партизанская группа воспринимает такое информирование как оппозицию к ней, было бы основанием для вполне обоснованных опасений или преследования в связи с политическим мнением (вмененным).

Примечание. Musabelliu v. Gonzales, 442 F. 3d 991(7th Cir. 2006) (суд решил, что вред просителю политического убежища был причинен не в связи с политическим мнением, так как раскрытие этим просителем убежища коррупции командования и прокуратуры в его военном секторе было частью его обязанностей как бригадного генерала, а не "общественно-политической позицией").

Thuri v. Ashcroft, 380 F.3d 788 (5th Cir. 2004) (доказательства не приводят к выводу о том, что обнародование единственного эпизода совершения преступления сотрудниками полиции рассматривается властями как выражение политического мнения).

B. Мнение должно принадлежать просителю убежища, или приписываться этому просителю

Преследование по признаку политического убеждения означает преследование в связи с политическим мнением просителя убежища , или мнением, приписанным этому человеку, а не мнением преследователя.

Тот факт, что преследователь мотивирован политическими целями или представляет политическую организацию, само по себе не доказывает, что преследование осуществляется в связи с политическим убеждением. Преследователь должен быть мотивирован мнением человека, или его предполагаемым мнением.

C. Нейтралитет

Хотя BIA не предоставил политическое убежище в США или приостановление высылки, основываясь на решении просителя убежища оставаться нейтральным в период споров, Совет проанализировал прошения о политическом убежище в США по принципу, что в некоторых случаях нейтралитет может быть формой политического мнения.

2. Федеральный Окружной Апелляционный Суд США

Первый и Девятый Окружные суды США нашли, что нейтралитет может составлять политическое мнение. Восьмой Окружной суд США также отметил, что нейтралитет может, в некоторых случаях, быть формой политического мнения.

3. Опасный нейтралитет

Девятый Окружной суд США следовал доктрине "опасного нейтралитета". Оставаться нейтральным в среде, где нейтралитет представляет опасность со стороны правительства, или со стороны неконтролируемых антиправительственных сил, это выражение политического мнения.

Например, отказ от выбора обеих сторон в гражданской войне может быть расценен в качестве оппозиционного действия участниками обеих сторон конфликта.

Политический нейтралитет может включать в себя отсутствие любых политических мнений. Нейтралитет может быть доказан высказыванием или действием (действиями).

4. Восприятие нейтральности просителя убежища

Определяющим вопросом является то, как преследователь рассматривает нейтралитет данного просителя убежища и нацелился ли преследователь на этого просителя убежища из-за его нейтралитета. Если проситель политического убежища не высказал или иначе утвердительно не выразил свою нейтральность, преследователь может и не знать о ней.

Часто во время конфликта, с точки зрения преследователя, вообще не может быть нейтралитета. В глазах преследователя "либо вы с нами, либо против нас". Преследователь может вменить оппозиционное политическое мнение каждому, кто нейтрален.

D. Вмененное политическое мнение

Преследования "в связи с политическим мнением" включают и преследования за политическое мнение, которое было приписано человеку, даже если на самом деле не обладал этим мнением. Снова определяющим вопросом является то, как преследователь рассматривает этого человека. Некоторые учитываемые факторы включают:

1. Совершил ли данный проситель политического убежища какие-либо действия, которые преследователь будет рассматривать как политическое мнение, даже если этот проситель убежища не намеревался сделать их таковыми.

Пример. Фактическое правительство Гаити во время изгнания президента Аристида ассоциировало членов общественных комитетов по улучшению жизни с президентом Аристидом. В глазах военных и их сторонников подметание улицы или участие в кампании по ликвидации неграмотности свидетельствовало о поддержке изгнанного президента.

Пример. В 1999 году правительство Китая объявило вне закона практику Фалуньгун, философию, которая сочетает аспекты Даосизма, Буддизм и медитативные техники цигун, с учением Ли Хунчжи. Правительство рассматривало тех, кто практикует Фалуньгун, как обладающих антиправительственными политическими убеждениями. Проситель политического убежища в США, который являлся мишенью для китайских властей за продажу Фалуньгун-литературы, может доказать преследования в связи с вмененным политическим мнением, даже если он не поддерживает движение и продавал книги только для получения прибыли, так как есть доказательства того, что власти воспринимают этого просителя убежища в качестве оппозиционера правительству.

2. Заявления, сделанные преследователем, которые могут предоставить взгляд преследователя на данного просителя убежища или лиц в схожей с этим просителем убежища ситуации

3. Обращение преследователя с лицами в схожей с данным просителем политического убежища ситуации

4. Отчеты об условиях в стране

Понимание всей политической ситуации в стране может предоставить контекст, в котором действует преследователь.

5. Тяжесть любого наказания, понесенного данным просителем политического убежища.

Косвенное доказательство преследовательных намерений "чаще всего состоит в наказании настолько тяжелом, что кажется очевидно направленном на реальных или мнимых врагов, нежели на обычных правонарушителей".

6. Имел ли преследователь причины, не связанные с политическим мнением данного просителя убежища, употребить власть против него (например, законное уголовное расследование преступления, в котором этот проситель убежища был замешан)

E. Попытки свергнуть правительство

1. Основные Правила

a. Преследование за попытку свергнуть правительство может представлять собой преследование в связи с политическим мнением, если нет законных политических механизмов для смены власти.

b. Законное правительственное расследование и наказания лиц, которые боролись против правительства в гражданском конфликте, как правило, не считается преследованием в связи с политическим мнением.

Perlera-Escobar v. EOIR и INS, 894 F.2d 1292, 1299 (11th Cir. 1990) (указано на признанное на международном уровне право должным образом установленного государства защищать себя от нападения и восстания).

2. Рассмотрение

а. Исследование и анализ похожи в обоих случаях, является ли проситель политического убежища участником попытки государственного переворота, или же вооруженного восстания. Сначала надо выяснить мотивацию правительства, которого опасается данный проситель убежища, преследовать этого просителя убежища, а затем установить, не являются ли действия этого просителя убежища препятствием для его защиты предоставлением политического убежища в США. Если в наличии имеются институты, обеспечивающие смену власти мирным путем, преследование человека, который пытается насильственно свергнуть правительство, как правило не будет признано преследованием, если закон и применение этого закона являются нейтральными по намерениям. "Должным образом установленное" правительство имеет право расследовать действия своих подозреваемых врагов.

b. Если власть преследует пытающихся ее свергнуть людей необычайно сурово или не так как обычно тяжело карает людей, разделяющих ту же защищаемую характеристику, проситель политического убежища в США может продемонстрировать, что он был преследуем в связи с защищенной характеристикой, даже если некоторые институты для мирных перемен имеются в наличии.

с. Анализируя страх преследования за действия, предпринятые для свержения власти, Офицер по убежищу должен рассмотреть легитимность примененных к просителю политического убежища законов. Когда правительство не признает международное право человека на мирный протест, наказание за политически мотивированный акт против этого может не быть легитимным применением власти.

d. Офицер по убежищу должен также рассмотреть действия, совершенные просителем убежища во исполнение попытки свержения правительства. Если эти действия связаны с преследованием или пытками других людей, тяжелым ущербом для гражданского населения, или с террористической деятельностью, они могут вызвать обязательный предоставленный на усмотрение решающего отказ. Помните, что это основание для отказа, которое отделено от вопроса, было ли соблюдено требование о "связи".

Пример. Верховный Суд США рассмотрел вопрос о том, не препятствуют ли насильственные действия, предпринятые в рамках усилий по свержению Гватемальского правительства, получению права на политическое убежище в США, или же дисквалифицирует как особо тяжкие преступления. Суд принял оценочный тест BIA, устанавливающий, не перевешивает ли преступный характер действий искомую политическую выгоду. Было решено, что действия, включающие в себя причинение вреда мирным жителям, поджог автобусов и уничтожение имущества, а также уголовный характер этих действий, перевешивают политическую их цель.

Примечание. Помните, что это решение предшествовало изменению антитеррористических запретов для политического убежища в США по американским Patriot Act и Real ID Act. По закону в редакции этих Уставов просителя политического убежища может дисквалифицировать его террористическая деятельность. См. раздел INA 212(a)(3)(B)(iii).

Вопросы и ответы приведены в режиме твиттера: не более 140 знаков в сообщении.

1. Если не Путин, то кто?
Тот, кто наберет больше всего голосов на честных выборах после смены власти.

2. Где ваша экономическая и социальная программа?
Наша задача сменить власть и провести реформы, в т.ч. честные выборы. На них вы будете выбирать кандидатов с лучшими программами.

3. Революция – это гражданская война.
Нет. Никто из пресловутых 86% по своей воле на улицу никогда не выходил. Нет у них опыта ни политической, ни физической борьбы.

4. Путин позовет Кадырова и Рамзан Ахматович со своими головорезами вам накостыляет.
В горячую пору Кадырову придется защищать себя (на Кавказе много противоборствующих кланов). Ну и российские военные сведут с ним свои счеты.

5. Вас всех разгонят.
Если нас будет мало – да, разгонят. Если выйдет миллион решительно настроенных людей – не разгонят.

6. В вас будут стрелять.
Могут. Но жить в рабстве нельзя.

7. Без оружия власть сменить не получится.
Получится. В августе 1991 года в России получилось. Получилось в Восточной Европе, Прибалтике, Грузии и на Украине.

8. Вы должны отвечать за тех людей, кого выводите на улицу.
Ответственность у всех равная и у лидера, и у рядового оппозиционера. Мера ответственности – одна 143-х миллионная.

9. Какие первоочередные реформы вы сделаете после смены власти?
Люстрация, честные выборы, независимый суд и свободные СМИ.

10. Страна после революции распадется на части.
Если регионам дать власть и не отбирать деньги – страна не распадется. Децентрализация власти – одна из будущих реформ.

11. После смены власти придут те же самые люди, что правят сейчас, поскольку у них есть деньги и они всё купят.
Во-первых, будет люстрация, а во-вторых, после смены власти мы должны контролировать чиновников, всех, даже самых демократических.

12. Чей Крым?
Крым – это Украина. Равно как и Донбасс – тоже Украина.

13. Что делать с Крымом после смены власти?
Крым и Донбасс будут переданы Украине. За убийство людей Украине будет выплачена компенсация, а виновные в аннексии пойдут под трибунал.

14. Эти уже наворовали, им много не надо, а вот новые, голодные придут и еще больше воровать будут.
Если пустить всё на самотек, то воровать действительно будут. Поэтому мало сменить власть, надо научиться чиновников контролировать.

15. Вам платит Госдеп США.
За 17 лет правления Путина (подполковника КГБ) его ведомство не выявило ни одного случая получения оппозиционерами денег из Госдепа.

16. А вот вы, оппозиционеры, работать не пробовали?
Большинство оппозиционеров работают, а протестом занимаются вне работы. Некоторых кстати за оппозиционную деятельность увольняют.

17. Вместо того, чтобы протестовать занялись бы делом, например, помогли бы детскому дому?
Помогаем и детским домам, и больницам, и приютам. Но бить по хвостам бесполезно, нужно менять всю систему власти.

18. Почему оппозиция не объединяется?
У ряда оппозиционеров много амбиций и мало боли за страну. Не смотрите на них, действуйте сами, ищите единомышленников и объединяйтесь.

19. Как менять власть?
Власть надо менять на улице путем мирной демократической революции, то есть путем выхода огромного количества решительно настроенных людей.

20. Большинство населения не хочет менять власть, почему вы, меньшинство, хотите навязать свое мнение?
Да, нас меньшинство, но именно меньшинство и делает перемены. Для революции нужны 1-2% населения и 10-15% в поддержке.

21. Вы, демократы, уже были у власти в 90-х и у вас ничего не получилось, ходите взять реванш?
Мы хотим прогнать воров и международных террористов. Мы хотим передать власть народу. Это не предосудительно. Это борьба за свою страну.

22. Во всем виноваты США, Запад, англосаксы, масоны, евреи, мировое правительство, это они желают России беды и несчастья.
Запад опасается авторитарных режимов и не хочет, чтобы Россия была таковым. Запад не враг, он хочет вовлечь нас в круг цивилизованных стран.

23. Выходить на пикеты, прогулки и митинги смысла нет. Вот когда начнется настоящая буча, тогда я выйду.
По щелчку пальца революция не начнется. Она начинается с предреволюционной ситуации и ее надо готовить акциями протеста различного масштаба.

24. Что делать с нынешними чиновниками после смены власти?
Наиболее одиозные фигуры предстанут перед судом и трибуналом и сядут в тюрьму, вплоть до пожизненного срока, а их помощников ждет люстрация.

25. Нужна ли после смены власти национализация предприятий?
Национализировать нужно только украденные у государства предприятия. Собственность честных предпринимателей нужно защищать.

26. Нужно ли вводить визовый режим с соседними странами?
Визовый режим обычно вводят страны с низким уровнем демократии – к ним нужно применять ответный визовый режим.

27. У вас, оппозиционеров, нет специалистов, вы не сможете управлять страной после смены власти.
У нас есть специалисты во всех отраслях народного хозяйства. Достаточно сказать, что в социальный протест вовлечены все слои населения.

28. А что я могу сделать один? Я тут в городе единственный оппозиционер. Кругом «болото».
Ты совершенно точно не один! Организуй вокруг себя протестную ячейку, позови людей. Увидишь, что единомышленники есть.

29. Власть падет сама, поскольку экономика рушится, перемены неизбежны. Зачем суетиться?
Перемены неизбежны, но если просто ждать, то возможен захват власти авторитарными структурами. Перемены надо готовить и делать самим.

30. К кому мне присоединяться? Чем я могу быть полезен оппозиции?
Найдите протестную ячейку в своем городе. Если таковой нет – создайте ее сами. Шумите и на улице, и в сети. Зовите к себе людей!

Одним из духовных факторов современного политического процесса является общественное мнение . Общественное мнение - одна из формобщественного сознания, существующая в видекомплекса относительно устойчивых коллективно-массовых представлений, оценок, идей, отражающих позиции и интересы основной массы граждан и фиксирующих их отношение к основным проблемам и реалиям общественной - политической жизни страны .

Общественное мнение складывается и существует при определенных обстоятельствах. Главной предпосылкой его формирования является отсутствие в духовной сфере общества монополии какой – либо одной формы общественного сознания: мифологии, религии или политической идеологии. В противном случае коллективное мнение выступает в форме навязываемой индивидам жесткой мировоззренческой системы, как это было, например, в СССР, где над всем царствовала государственная идеология марксизма.

Общественное мнение – атрибут светского , демократического общества и государства без признаков выраженной политизации и политического раскола. Акцентированное политическое противостояние в стране препятствует формированию устойчивых массовых представлений. Подобная ситуация существует в Украине, находящейся на стадии формирования демократии в условиях резкого политического раскола главных политических группировок. Следовательно, объективных условий для зрелого общественного мнения в Украине еще не создано, результатом чего является его подвижность и своеобразная конъюнктурность, а также излишняя политизованность.

Политические представления и оценки составляют лишь часть общественного мнения , обозначая наиболее значимые для граждан политические проблемы. Именно политическая составляющая является его наиболее динамичным элементом, отображая повышенную динамику политической сферы общества, смену настроений граждан.

Основными носителями и выразителями общественного мнения выступают средства массовой информации (СМИ): радио, пресса, телевидение. Политическая составляющая общественного мнения может выражаться также в массовых политических акциях: митингах, демонстрациях, шествиях. Своеобразным проявлением общественного политического мнения можно также считать общенациональные выборы в представительные органы власти, референдумы. Так как политические пристрастия граждан в ходе выборов фиксируются в поддержке популярных политиков и авторитетных партий, что есть выражение их поддержки общественным мнением.

Общественное мнение выражается в оценках крупных политических событий, деятельности политических лидеров, поддержке или неодобрении, осуждении деятельности государственных институтов и важных международных политических акций.

Влияние общественного мнения на политику отражается в его характеристике как «Четвертой власти», существующей в стране. По сути, «четвертая власть» и есть отражение авторитета общества, народа, его реальной возможности влиять на политику правящей элиты, партии. Общественное мнение выступает в роли своеобразного духовного посредника между гражданским обществом и государственной властью, важнейшим средствомлегитимации власти.

К его важнейшим функциям относится:

    Функция легитимации власти , ее институтов и представителей;

    Функция экспертизы, оценки важнейших событий и явлений общественной жизни; действий политиков и известных людей;

    Функция социализации или формирования граждан и их сознания;

    Функция мобилизации и управления поведением граждан;

    Функция стабилизации социально-политичесих процессов;

    Функция коммуникации или средства взаимодействия государства и общества, общественных групп, институтов и граждан и др.

Общественное мнение выступает объектом постоянного воздействия со стороны государства и влиятельных политических партий и групп. Целью этого воздействия является использование его возможностей, авторитета для решения каких-либо корпоративно-групповых или личных проблем. Инструментом этого воздействия выступают СМИ, за контроль над ними идет острая борьба во всех демократических странах. Поэтому наличие свободы прессы и других средств массовой коммуникации является важнейшим условием наличия политического и идеологического плюрализма, а также возможности для существования полноценного общественного мнения.

Его состояние служит предметом постоянного научного изучения, экспертизы представителями социологической, политической и других общественных наук. Опросы общественного мнения, егомониторинг (проведение постоянных исследований по какой – либо социальной проблеме и отношении к ней различных категорий граждан) сегодня осуществляются во всех странных и стали частью практики повседневного управления делами общества и государства. Ни одна политическая партия сегодня не может действовать без изучения и использования информации о состоянии общественных позиций (мнения) граждан по ключевым политическим вопросам.

Практически все современные социальные и политические технологии, используемые государственными институтами, партиями, гражданскими организациями и учреждениями основаны на исследовании общественного мнения и их результатах. Все это позволяет сделать вывод о том, что общественное мнение в развитых странах стало важнейшим фактором ирегулятором социально-политических процессов, фактором общей социально-культурной и политической эволюции общества и государства.

Механизм влияния граждан и общественных групп на решения государства также основан на использовании авторитета общественного мнения. Митинги, демонстрации и другие массовые политические акции направлены на общественное мнение, на формировании соответствующей социальной обстановки, гражданского настроения, игнорировать которое правящая партия и лидеры страны не могут, не рискуя при этом утратить поддержку общества. Вместе с этой поддержкой они автоматически теряют власть, или возможность быть избранными как представители общества, народа.

Общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и фактам социальной действительности, к деятельности различных групп и отдельных личностей. Общественное мнение выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях - занимает определённую позицию, даёт совет или выносит решение по тем или иным общественным проблемам. В зависимости от содержания высказываний Общественное мнение выражается в оценочных, аналитических, конструктивных суждениях. Общественное мнение действует практически во всех сферах жизни общества. Вместе с тем границы его суждений достаточно определённы. В качестве объекта высказываний общественности выступают лишь те факты и события действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются значимостью и актуальностью. Общественное мнение действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных классов и социальных групп. В этом смысле можно говорить не только об Общественное мнение всей страны, но и об Общественное мнение, например, рабочего класса, молодежи, республики или района, лиц одной профессии, работников данного предприятия, членов данной организации и т.п. Применительно к названным общностям носителем (субъектом) Общественное мнение может выступать как общность в целом, так и любые составляющие ее образования (группы) - независимо от содержания их суждений, от того, высказываются ли они «за» или «против», образуют ли они «большинство» или «меньшинство». В соответствии с этим по своей структуре Общественное мнение может быть монистичным, единодушным и плюралистичным , состоящим из ряда не совпадающих друг с другом точек зрения.В каждом конкретном случае содержание и другие характеристики Общественное мнение (степень однородности, знак высказываний и другие) определяются рядом факторов - структурой (прежде всего социальной) высказывающейся общности , степенью совпадения интересов входящих в нее различных групп, характером обсуждаемого вопроса и т.п. Процессы формирования и функционирования общественное мнение могут протекать стихийно, независимо от деятельности тех или иных социальных институтов, но чаще всего они являются результатом целенаправленного действия разного рода государственных учреждений, политических организаций, научных и др. центров. В развитом обществе привычными каналами (и формами) выражения Общественное мнение являются: выборы органов власти, участие масс в законодательной и исполнительной деятельности, пресса и иные средства массовой коммуникации, собрания, манифестации и пр. Наряду с этим широкое распространение имеют также и высказывания, вызываемые политическим, исследовательским и т.п. интересом и принимающие форму референдумов массовых обсуждении каких-либо проблем, совещаний специалистов, выборочных опросов населения и т.д.Активность функционирования и фактическое значение Общественное мнение в жизни общества определяются существующими социальными условиями - всеобщими , связанными с характером производственных отношений, классовой структуры общества, уровнем развития производительных сил, культуры и т.п., и специфическими , связанными с развитостью демократических институтов и свобод, в первую очередь свободы выражения мнений - слова, печати, собраний, манифестаций.Огромное значение имеют и гарантии действенности Общественное мнениеВ современном капиталистическом обществе Общественное мнение формируется в первую очередь под влиянием буржуазных источников информации и пропаганды и используется господствующими классами в системе идеологического управления, в том числе в качестве средства манипулирования сознанием людей.При социализме , в условиях ликвидации социальных антагонизмов, качественных изменений в социальной структуре, культуре, установления социально-политического и идейного единства общества, Общественное мнение рабочего класса, крестьянства, интеллигенции едино по коренным проблемам общественного развития и выражается Коммунистической партией, др. общественными организациями трудящихся. Общественное мнение - активный субъект государственного и общественного управления, включенный непосредственно в процесс принятия решений органами управления. Эта исторически новая роль Общественное мнение усиливается по мере дальнейшего развития общества, в связи с изменениями экономических, социальных, политических, технических и др. условий функционирования.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ. Регуляция и интеграция современного общества - важнейшие функции политической власти , выполнение которых зависит от способности политических органов влиять на сознание и психологию масс для одобрения и выполнения ими политических решений. Это требует постоянного совершенствования идейно-психологического воздействия на массовое сознание, основанное на изучении, знании основных форм и уровней сознания и психологии граждан.Можно говорить о двух способах идейно-политического воздействия . С одной стороны , это политико-идеологическое убеждение, предполагающее честное, прямое обращение к людям, к их созна­тельному, критическому мышлению. С другой - косвенное, скрытое, с махинациями, ложью апеллирование к иррациональному, инстинктивному, отсталым взглядам в человеке. В период общественных кризисов политико-управленческие круги часто отказываются от методов убеждения, прибегая к манипулированию, являющемуся способом скрытого социального управления политическим сознанием и поведением граждан с целью принудить их действовать (или бездействовать), иногда вопреки собственным интересам. Осуществляясь незаметно для управляемых, манипулирование имеет преимущество перед силовыми способами реализации господства.

Политические деятели для манипулирования используют закономерности массовой психологии :

1. Массовое сознание отличается сознательным и бессознательным пониманием общественно-политической действительности. С одной стороны , рост культуры, образования, информированности расширяет возможности рационального осмысления строя, с другой неравномерность этих процессов, усложнение общественной жизни, ее противоречивость мешают человеку создать системный образ общественных событий и проблем. В результате у людей складывается бессознательное отношение к общественно-политической действительности. В политической практике сочетаются обе стороны, но манипулирование осуществляется через обращение к бессознательному. Следует обратить внимание на корреляцию между степенью демократичности общества и насаждением бессознательных политических взглядов, слепой веры.

2. Массовое сознание характеризуется также догматическим и критическим отношением к действительности. Правящие круги, прибегающие к манипулированию, заинтересованы в сдерживании критического отношения и культивировании догматического, чтобы обеспечить устойчивость своей власти. Для этого осуществляется деятельность по унификации мышления. Сознание формируется с опорой на стереотипы , авторитеты как критерий истины. В результате убеждения выступают как совокупность законченных, выверенных и усвоенных мнений и представлений, не приемлющих другой точки зрения. Такой тип сознания характерен для тоталитарных, авторитарных режимов и весьма затрудняет реформирование и демократизацию общества и тогда, когда эти режимы рухнули.

3. Сочетание в массовом сознании привычного, традиционного и необычного, инновационного дает широкие основания для манипулирования. Обращение к традициям, обычаям, привычкам способствует сохранению устойчивости политической власти. Но для политического манипулирования наиболее важны мифы как фундамент иллюзорной картины мира В бывшем СССР власть широко использовала, например, мифы о неизбежном крахе капитализма и торжестве коммунизма как совершенного, идеального общества, о частной собственности как источнике социального зла, о ведущей роли рабочего класса и др.

богатый арсенал способов , приемов. Немало эгоистичных деятелей не гнушаются откровенным обманом, используют так называемую большую ложь , которая повторяется, пока не начинает восприниматься как правда. В демократическом обществе, в среде компетентных людей явная ложь “не срабатывает”, тогда используются частичная ложь. скрывающая то, что более всего возмущает, правдоподобная ложь, когда за констатацией фактов скрывается ложное содержание, и приукрашенная ложь - провозглашение невыполнимых, но желаемых людьми обещаний (вспомним предвыборные кампании в России 1993 и 1995 годов). Используется также частичная правда, приходится обнародовать и полную правду, так называемую горькую правду. Такое признание неприятной истины сопровождается различными оправданиями, воздействующими на оправдательную психологию людей. Например, политического руководителя объявляют без вины виноватым или жертвой обстоятельств (его ввели в заблуждение подчиненные), он может покаяться, а “повинную голову меч не сечет”; он может прослыть жаждущим правды (вина умаляется, ибо “лучше горькая правда, чем сладкая ложь”).Кроме того . в манипулировании особое внимание уделяется ценностному подчинению . Это регулирование ценностей, когда в зависимости от обстоятельств политики выдвигают или “прагмати­ческие”, или “гуманистические” идеалы; идеализация ценностей, отнесение их к будущему, потенциальному бытию; абсолютизация ценностей, апеллирование к таким добродетелям, которые выдаются за вечные и неизменные, пишутся с большой буквы и могут использоваться в разных сочетаниях: Свобода, Равенство, Справедливость, Патриотизм, Демократия, Мир и т. д.Тактика манипулирования не обходится без ценностного ориентирования интересов в соответствии с установленным критерием образа и качества жизни . Используется и ценностное камуфлирование (особенно ярко проявляется в межпартийной конкуренции, когда заимствуются лозунги, программные положения друг у друга в борьбе за электорат и потом оказывается, что под антисоциалистической риторикой консервативные партии проводят курс, близкий социалистическим партиям). Важными являются и ценностное ограничение и самоограничение интересов, предлагающие людям во имя национального возрождения, величия страны, ее радикального обновления откладывать удовлетворение своих требований, т. е. политика “затягивания поясов”. Этому служит и прием сваливания вины на других. Поиски “козлов отпущения” приводят к “пережиткам капитализма”, “родимым пятнам”, к выявлению “вредителей”, “ренегатов” и пр.Манипулирование предполагает и ценностное оправдание принудительного воздействия и маскировку видов принуждения. Тоталитарные режимы широко использовали террор и репрессии, но и они были вынуждены прибегать к их оправданию и маскировке.Определенным препятствием , сдерживающим манипулирование, являются разделение властей и принцип демократической организации средств массовой информации, что подразумевает наличие трех форм организации СМИ: частной, государственной и общественно-правовой при наличии контроля со стороны парламента, правительства или общественных советов.