Меню
Бесплатно
Главная  /  Насморк у детей  /  Образование и обучение в швеции. Школьное образование в Швеции. Самые известные шведские университеты

Образование и обучение в швеции. Школьное образование в Швеции. Самые известные шведские университеты

Среднее образование в Швеции для русских не является таким же доступным, как в других странах. Узнайте про систему среднего образования, возраст обучения детей и классификацию школ и гимназий страны.

В Швеции школьное образование является обязательным для всех детей в возрасте от 7 до 16 лет . Обучение состоит из двух ступеней - обязательной средней школы (9 лет) и гимназии (3 года). Гимназия не является обязательной, но большинство школьников после окончания средней школы идут в гимназию - без этого нельзя будет потом поступить в вуз.

В Швеции есть и государственные, и частные школы , и дети из России могут учиться и в тех, и в других.

Государственные школы принимают иностранных учеников в возрасте 14-17 лет , то есть на второй ступени среднего образования (гимназия). Правда, отучиться все три года и получить шведский аттестат зрелости по этой программе не получится. Иностранные школьники (кроме тех, кто проживает в стране постоянно) могут провести в шведской школе только один академический год. Зато опыт обучения в иноязычной среде в другой стране будет колоссальный.

Для того, чтобы попасть на программу, нужно хорошо знать английский язык (обучение в школе ведется на шведском по национальной образовательной программе, но знание шведского не является обязательным требованием при зачислении) и иметь хорошие оценки в российской школе. С каждым претендентом обязательно проводится собеседование. Предпочтение отдается тем детям, которые продемонстрировали коммуникабельность и эрудицию. Во время учебы в шведской школе дети обычно живут в семье - это помогает освоиться в стране и быстро выучить язык.

Для шведских детей и тех, кто проживает в Швеции постоянно, обучение в государственной школе бесплатное . Для иностранцев, не имеющих гражданства или вида на жительство, обучение в шведской государственной школе идет по программе обмена , и за нее нужно платить. Однако стоит такая программа недорого - около 6 тыс. евро за учебный год.

Второй вариант - отправиться учиться в частную школу . Однако считается, что по уровню образования частные школы не превосходят государственные, которых в стране подавляющее большинство. Тем не менее, почти четверть учеников старших классов учится в частных школах.

Существуют в Швеции и школы с международными программами, хотя частично финансируются они шведским правительством. Учатся в таких школах, в основном, дети иностранцев. Такие школы привлекательны тем, что многие из них предлагают обучение по программе международного бакалавриата, представляющего собой смесь самых сильных сторон образовательных систем разных стран. С таким аттестатом можно поступать в университеты всего мира. Как правило, обучение в таких школах ведется на английском языке.

Шведские частные школы , в отличие от средних учебных заведений в других странах, часто являются бесплатными и финансируют государством или городом (хотя есть и небольшой процент платных школ): шведы считают, что у каждого ребенка, независимо от финансовой состоятельности родителей, должны быть равные права на хорошее образование. Однако обычно это правило распространяется на детей, имеющих шведское гражданство или вид на жительство. Стоимость обучения в школе для иностранцев следует уточнять в каждом конкретном случае. В платных школах обучение стоит, в среднем, 90 тыс. крон (10 тыс. евро) в год.

Среди лучших школ с международными программами - учебные заведения Стокгольма (The British International Primary School, Kungsholmen"s Upper Secondary School, Sigtuna School, The International School, Vittraskolorna/Vittra schools, Internationella Engelska Skolan), Гетеборга (The International School Gothenburg, Hvitfeldska Upper Secondary School, Internationella Engelska Skolan) и Мальмо (Bladin"s International School, Söderkulla International School, Malmö Borgar School).

Современный этап шведского образования начался в 1950г., когда было введено всеобщее среднее образование. С конца семидесятых годов прошлого века образовательная система Швеции имеет централизованное управление и единые учебные программы.

Образование этой скандинавской страны отличается большой демократичностью. Большая роль отведена тому, чтобы юные граждане Швеции были независимы, могли делать сознательный выбор, принимали ответственность за свои поступки. Высоко ценится у учащихся критическое мышление и инициативность.

Государственное обучение детей начинается в трехлетнем возрасте с поступления в детский сад. Причем, максимальная наполняемость групп, в отличие от российских дошкольных образовательных учреждений, составляет всего 5-6 человек. Изначально к ребенку относятся как к равной самостоятельной личности, стараются меньше навязывать решения взрослых.

Школьное образование в Швеции является полностью бесплатным. Государство оплачивает школьников, покупку учебников и канцелярских принадлежностей.

Существуют и частные школы, но уровень знаний в них не лучше, чем в государственных.

Среднее школьное образование в Швеции состоит из двух этапов:

  1. учеба в общеобразовательной школе (Grundskola)
  2. изучение дисциплин в средней школе высшей ступени.

Обучение в общеобразовательной школе Швеции является обязательным и длится девять лет. Структура ступеней средней школы сходна с российской:

Начальная – 1-3 классы.

Промежуточная 4-6 классы.

Старшая – 7-9 классы.

Вплоть до 6 класса обучение ведет один преподаватель. С 5 класса промежуточной ступени по возможности обучение мальчиков и девочек проходит раздельно.

При переходе в старшие классы учащимся предоставляется возможность выбора дополнительных дисциплин. В отличие от привычной для нас системы обучения, на первых двух ступенях оценки не выставляются вообще, что скорее является «минусом» шведской системы образования, так как в течение 7 лет родители не имеют возможности оценить успехи или проблемы в обучении своего ребенка. Учитель сообщает родителям о неуспеваемости или плохом поведении ребенка только в исключительных случаях.

Также отсутствуют выпускные экзамены. Обучение в гимназии – высшей интегрированной школе – продолжается не на основе успеваемости, а в зависимости от интересов ребенка или желания его родителей.

На сегодняшний день обучение в гимназии выбирают около 97% школьников. Учащимся предлагается около 26 образовательных программ, причем переход из одной программы в другую практически не ограничен.

Учебные программы образовательной системы Швеции имеют различную продолжительность и включают три основных направления.

Профессиональные программы – 1 год.

Технические – 2 года.

Академические – 3 года.

Последние два направления выбирают те учащиеся, которые планируют поступить в ВУЗы.

Шведская образовательная система не только одна из самых старых в Европе, но и одна из наиболее прогрессивных и эффективных. В Швеции исходят из того, что все дети, независимо от платежеспособности их родителей, должны иметь возможность получить глубокие знания. При этом большое внимание уделяется образованию взрослых граждан, а также иммигрантов и их детей, для которых действуют специальные образовательные программы. Следует отметить, что образование в Швеции дает молодежи хорошие стартовые возможности, а шведские дипломы котируются во всем мире.

Что дает обучение в Швеции: плюсы и минусы

Итак, какие преимущества может дать получение образования в этой скандинавской стране и есть ли здесь какие-то подводные камни.

Уровень развития образования в Швеции действительно высокий. С каждым годом страна улучшает свои позиции в мировом рейтинге по качеству образования (входит в ТОП-10). Данные мировой статистики по индексу уровня образования показывают увеличение динамики роста в Швеции доли населения с высшим образованием, а также лучшие в мире финансовые возможности для его получения. Сегодня молодежь со всего мира стремится попасть в Швецию, чтобы изучать здесь высокие технологии, естественные науки, получать медицинское образование. Кроме того, к преимуществам шведской образовательной системы можно отнести:

  • уникальный процесс обучения – между педагогом и студентом устанавливаются неформальные открытые отношения. В первую очередь поощряется творческое мышление;
  • вся система образования ориентирована на развитие потенциала ребенка, формирование у него постоянной потребности получения новых знаний;
  • высокая толерантность;
  • в Швеции на современном этапе существует тесное сотрудничество между учебными заведениями и передовыми предприятиями в разных отраслях через профилирующие практики, что позволяет будущим специалистам войти в курс дела, будучи еще студентами;
  • наличие престижных учебных заведений и реальная независимость вузов. Это позволяет использовать в процессе обучения наиболее актуальные учебные курсы и программы;
  • обучение на английском в Швеции практикуют многие учебные заведения. Большинство магистерских программ, а также отдельные курсы для студентов-иностранцев читаются на английском языке. Для иностранцев в вузах действуют бесплатные курсы по изучению шведского языка;
  • большой выбор стипендиальных программ для студентов из РФ и стран СНГ;
  • возможность для студентов подрабатывать в свободное от учебы время;
  • четкое соблюдение стандартов качества обучения. Шведский диплом открывает двери своим владельцам во всем мире (большинство лауреатов Нобелевской премии – выпускники шведских университетов);
  • прекрасные возможности для учебы: наличие доступных библиотек – например, специальной библиотеки для молодежи и подростков в г. Стокгольме в Швеции (единственное место, куда не пускают взрослых и учителей);
  • возможность учиться бесплатно (имеются в виду бесплатные учебники и канцелярские принадлежности, обеды в школах, школьный автобус).

Вместе с тем есть и ряд довольно серьезных недостатков:

  • неоднозначная оценка самими шведами некоторых нововведений в школьном образовании, таких как отказ от традиционных форм обучения (лекции, учебники), создание классов с разновозрастными учениками, перекладывание финансирования образования на муниципалитеты (привело к его сокращению) и др.;
  • ограниченные возможности бесплатного обучения для иностранцев. В шведских вузах бесплатно могут обучаться только граждане Швеции и стран ЕС. Всем остальным приходится довольствоваться тем, что стоимость обучения здесь ниже, чем в Европе, и есть возможность обратиться с ходатайством о получении стипендии или гранта;
  • не все из выбранных иностранными студентами учебных дисциплин читаются на английском;
  • высокая стоимость проживания в студенческих общежитиях.

Система образования в Швеции: от дошкольного до послевузовского

Главный принцип шведской образовательной системы – доступность образования независимо от социального статуса, этнической принадлежности, религиозных убеждений или пола. Как школьное, так и высшее образование в Швеции в последние годы подверглось изменениям – реформы школьной системы, введение новых предметов и курсов в вузах и другие новшества, с одной стороны, принесли много позитивного, но в то же время во многом оказались спорными.

Что объединяет шведскую и российскую систему образования, а что в них принципиально разное?

Прошло два года с тех пор, как я переехала в Швецию, и мне становится все сложнее «понимать» российскую школу, и все более естественной кажется школа Шведская. Хотя я прекрасно отдаю себе отчет в том, что мое восприятие шведской школы во многом субъективно. Хороший (доброжелательный, позитивный, контактный) ребенок ходит в «хорошую» школу, в благополучном районе небольшого города, к прекрасной учительнице, доброжелательному директору и в хороший класс.

Я училась в российской школе, мой ребенок ходил в питерский детский сад, по роду деятельности я часто общалась с сотрудниками системы образования Санкт-Петербурга и РФ. Многие из моих друзей тоже родители и я, так или иначе, сталкиваюсь с их впечатлениями от российской школы. Поэтому попробую найти точки пересечения и подчеркнуть различия в этих двух системах образования.

Урок в Новой Начальной Школе в Стокгольме. В классе установлен проектор. (1953 год)

Как устроена шведская школа?

Шведская образовательная система очень похожа на российскую и включает в себя ступени:

  • Детский сад (с 1 года) - детский сад, как детский сад. Необязательная ступень.
  • Нулевой класс (с 6 лет) - подготовка к школе. Часто находится в том же здании, что и начальная школа. Необязательная ступень.
  • Средняя школа - в 7 лет ребенок идет в первый класс, чтобы получить обязательное образование. В средней школе 9 классов.
  • Гимназия - после 9-го класса ученики могут 3 года проучиться в гимназии по одному из направлений. Направления связаны с получением рабочих специальностей или подготовкой к университету.

Существуют отдельные образовательные программы для детей со специальными потребностями или для тех, кто не сдал экзамены.

Обучение в школе бесплатное. В средней школе ребенок обеспечен всем необходимым для учебы (кроме одежды). В большинстве случаев детский сад - отдельное здание и организация, потом школа, в котрой учатся с 0 по 6 класс, потом школа, в которой учатся с 6 по 9 класс и отдельно гимназия. Гимназия может быть большая, но одна на район.

А вот система оценок сильно отличается от нашей, потому что:

1) Оценки за семестр и год появляются только в 6м классе. (A, B, C, D, E и последнее F - не зачтено). Оценки с 6 по 9 класс важны, потому что при поступлении в гимназию существует конкурс аттестатов.

2) Я не понимаю, каким образом оценивается работа детей в начальной школе. Сейчас в информационной системе есть три градации «Требуется дополнительно поработать», «Хорошо», «Очень-очень хорошо». При этом по всем предметам у дочки сейчас значится «хорошо». Комментарий учителя был следующий: А к весне ты будешь еще больше знать по математике и другим предметам, поэтому может быть по каким-то направлениям будет «очень хорошо». Видимо никаких жетских критериев нет, в стандартном понимании.

Что у общего у шведской и российской систем образования?

Попробую разобраться (сейчас будет «экспертная» оценка, основанная скорее на ощущениях, чем на фактах):

  • В школе много женщин. (Хотя в шведской школе мужчин почти треть. Это, кстати, факт из результатов исследования Министерства образования 2013 г.).
  • Учителя недовольны своей работой. Зарплатами, отношением, объемом и графиком работы - всем.
  • Материально-техническое обеспечение школ оставляет желать лучшего. Тут я немного кривлю душой, потому что во многих городах России школы очень хорошо оснащены. Пока в Швеции с подозрением смотрят на интерактивную доску, а карта мира опускается на веревочке, во многих Российских школах с оборудованием все отлично.
  • Ни те, ни другие не очень понимают, что с современным оборудованием делать. (Хотя я думаю, что в России звезд от методики больше)
  • Проблема психологического климата в школе. Правда в Швеции о буллинге говорят постоянно, а в России наоборот, умалчивают. Тем не менее он есть и там, и там.
  • Учебная нагрузка. Разница в том, что в российской школе постоянно высокая нагрузка, а в шведской - резко возрастает на этапе гимназии (старшая образовательная ступень, а ля 10–11 классы)
  • Гиперактивные родители. Родители, которые очень активно вовлекаются в школьную жизнь. (Хотя шведские родители кажутся мне более управляемыми и имеют меньше точек для столкновения: денег не требуется, отметок нет)
  • Языковой барьер. И в России и в Швеции есть школы с высоким процентом детей, для которых русский/шведский не родной.
  • Нестабильные результаты PISA и TIMSS .

Карта школ Кунгэльва . Табличка с греческими буквами - гимназия, «доска» с цифрами - школа, дети под крышей - детский сад. Зелеными значками обозначены государственные образовательные организации, голубым - частные. (Большую часть финансирования частные школы получают от государства, то есть родители пишут заявление о переводе ребенка в частную школу и деньги, которые Швеция выделяет на образование ребенка, будут перенаправлены в частную школу. Родитель доплачивает незначительную сумму поверх. Но в таких школах родителей привлекают к уборке, ремонту итд.)

Что различается в шведской и российской школе?

Информатизация

Шв: обучают детей программированию и алгоритмизации, причем во всех предметных областях.

РФ: в первую очередь улучшение материально-технической базы.

Представление школы во «вне»

Шв : понять снаружи, что происходит в шведской школе, довольно сложно. Сайты есть не у всех, чаще это страница с контактной информацией на сайте коммуны. Информация о школьной жизни доступна только родителям на внутренних образовательных порталах. Сайт русской школы в Гетеборге не менее непоказателен с точки зрения российского минобра.
Сайт школы , в которую ходит мой ребенок. Там же есть ссылка на статистику из министерства образования. Теоретически можно найти рейтинг школ.

РФ: У каждой школы есть свой сайт, на котором есть обязательные сведения об образовательной организации (формализованный перечень) и демонстрация достижений школьников, кружков, школьной жизни.

Буллинг

Шв: поисковый запрос в Гугл «если меня дразнят в школе» предлагает первым результатом ссылку на портал шведской молодежной консультации, который создан при поддержке правительства Швеции и существует в том или ином виде на 11 языках, включая русский .

Там есть раздел посвященный тому, как скрыть посещение этого портала и справа болтается крупная рожица, на которую надо кликнуть в случае паники или «опасности», сразу откроется гугл.ком и никто не узнает, что ты, например, читал про презервативы.

А еще моя дочь знает, куда и как звонить, если страшно, боязно, одиноко, ничего не получается и никто ее не любит. Им в школе рассказывают. Это вполне себе нормальная вменяемая организация BRIS , которая оказывает бесплатную, анонимную психологическую помощь.

РФ: поисковый запрос в Гугл «если меня дразнят в школе» предлагает первым результатом ссылку на статью в Комсомольской правде, а Яндекс - сайт одного из психологов.
По первой странице результатов поиска я не смогла найти сайт, которому можно было бы довериться без оглядки.

Учитель

Шв: средняя наполняемость класса 21 человек. В классе моего ребенка учится 25 человек. С ними работает учитель и помощник учителя. Иногда добавляются стажеры, педагоги поддержки. Учителя музыки, физкультуры, труда, рисования, плавания - другие люди. С продленкой работает около пяти взрослых, причем в начальной школе работают и мужчины тоже. Ребенок с начальной школы контактирует с большим количеством разных взрослых.

У одной из наших учительниц продленного дня в ушах тоннели, а она вся покрыта татуировками. Очень доброжелательная, внимательная, спокойная. Дети ее обожают. Несколько раз наблюдала, как она мудро и грамотно решала конфликтные ситуации.

РФ: средняя наполняемость класса в школе СПб - 25/30 человек . Учитель в классе один. В средней школе начинается кабинетная система и ребенок внезапно вынужден учиться взаимодействовать с большим количеством взрослых с большим разнообразием требований и подходов к обучению.

Образовательное пространство класса (начальная школа)

Шв: у каждого класса есть раздевалка, которая находится прямо напротив кабинета. Кабинетов на самом деле три: учебный класс, комната с большим круглым столом (и кофеваркой), маленькая комната для индивидуальной работы. Комната с круглым столом и маленькая комната - общие для 2 и 3 классов. В первом/нулевом классе была отдельно звуконепроницаемая библиотека с диваном и игрушками, где можно было уединиться, если станет слишком шумно. Еще в нулевом классе был холодильник и плита с духовкой. Во втором классе только кран и раковина.

Детские чашки, учебники и папки с портфолио учеников расположены вдоль одной из стен класса школы Фонтин.

Парты в кабинете постоянно переставляются. Затылок-в-затылок дети сидят не часто и не долго. В основном парты составлены так, чтобы сидеть вокруг них. Хотя бывает, что часть детей сидит одним образом, часть другим - зависит от поставленных перед ними задач. Судя по расписанию, довольно часто дети учатся половинным классом: половина изучает шведский, а половина в бассейне, или на физкультуре, или на музыке или на рисовании. Потом меняются.

В классе есть диван, если пасмурно, то могут зажечь свечи, чтобы было уютнее. Например зимой при свечах проходил первый урок, чтобы можно было проснуться не торопясь, а в удовольствие.

Стены увешаны работами, которые дети выполняют по изучаемой сейчас теме. Работы, связанные с вопросами прав ребенка, висят долго. У каждого ребенка есть ящик, в котором он хранит свои учебники, тетради, поделки, ручки. Все выдается в школе.

Есть два туалета, каждый закрывается изнутри.

В школе реализована доступная среда. В классе моего ребенка нет учеников с проблемами с опорно-двигательным аппаратом, но когда одна девочка сломала ногу - она пользовалась инвалидной коляской. Могла везде проехать, воспользоваться лифтом или туалетом для людей с ограниченными возможностями.

РФ: в большинстве случаев школьники сидят затылок-в-затылок, канцелярские товары надо закупать самостоятельно, стены украшены лучшими работами, дипломами и сертификатами. Некая «выставка достижений».

Территория школы

Шв: у школы есть зона с игровой площадкой, зона для активных игр, футбольное поле, в одном месте закрытое сеткой, два стола для пинг-понга и кусочек леса. Еще есть сарай, в котором хранится спортивный инвентарь (мячи, беговелы, маленькие велосипеды, клюшки, теннисные ракетки итд). С другой стороны школы есть парковка для велосипедов и место для высадки детей и разворота (там же останавливается школьный автобус).

Видите слева около здания дерево, на котором белой краской нарисованы две полоски? Это забор. За него не выходить. Четырехэтажное здание на заднем плане - здание школы. Пристройка слева - кабинеты труда, физкультурный зал и столовая. Сетка защищает окна столовой и случайных прохожих от метких попаданий мячом. Футбольное поле покрыто крупным песком, площадка между ним и школой - заасфальтирована. Часть территории ближе к лесу - просто земля с травой.

Территория школы отмечена табличкой «Территория школы» и белыми полосами на деревьях. Забора нет, вообще нет.

Все перемены дети проводят на улице и только на улице. В любую погоду. Так как директор посчитал, что вся школа на улице одновременно это слишком много, то с сентября этого года расписание уроков смещено таким образом, чтобы перемены у классов не совпадали.

У классов есть доступ к сушильным шкафам. Родителям напоминают, что у детей должен быть дополнительный комплект водонепроницаемой верхней одежды (резиновые сапоги и прорезиненные комбинезоны). Зимой, если достаточно снега и дети хотят кататься с горки, то у них должен быть шлем.

Это школьный коридор напротив класса. Для второшклашек есть подписанные ящики, куда можно сложить сменную одежду, несколько вешалок, стойка для резиновых сапог и два сушильных шкафа на два класса.

Перед закупкой нового спортивного инвентаря, руководство школы проводит опрос среди учеников, какое оборудование они бы хотели еще.

С перемены учитель зовет детей через громкоговоритель, называя класс или (во время продленки) имя ученика.

Если ребенок не будет идти на урок, то волоком его никто туда тащить не будет. Максимум с ним в сторонке сядут на лестницу и поговорят, убеждая, что будет лучше, если он зайдет в школу. Зато при отсутствии заборов дети не убегают за территорию.

Это тоже часть школьной территории. Она примыкает к лесу, в который они иногда ходят изучать живую природу. Полосы символизируют забор.

РФ: перемены проходят в школе и подчинены единому расписанию звонков. Гардеробы находятся в отдельной зоне. В Петербурге территории почти всех школ огорожены забором, а физкультурное поле - еще одним забором.

Питание

Шв: питание бесплатное. В питание во время учебного процесса входит горячее блюдо с гарниром (накладывает повар) и шведский стол с разными видами овощей, часто сырых, и иногда - фрукты. Если ребенок не наелся, он может подойти и взять еще овощей. Отдельно есть хлебцы, масло, творог, молоко. Есть стол с безлактозными и безмолочными продуктами. Можно подать заявление, если у ребенка реакция на глютен, сою, рыбу, птицу, яйца, специи итд, итп.

Питание включает один вегетарианский день и один рыбный день в неделю. Меню рассчитано на 4 недели и такие блюда как, например, чикен масала, паста карбонара, бефстроганов, мясо по-карибски.

Можно я буду ходить туда обедать, а?.. Пожалуйста! Мне надоело, что в кафе ребенок говорит «Нам такое дают в школе».

Окна столовой большие, и выходят не на дорогу, а на деревья. Однажды за обедом ребенок видел белку. Дети сами убирают посуду и протирают столы. Перемены не совпадают, поэтому младшие школьники питаются отдельно от старших.

Школьная форма

В дни перед каникулами в нашем классе обычно устраивают «уютную пятницу», когда детям можно приходить в уютной одежде, например в дурацких пижамах с пледами и плюшевыми игрушками. Сменной обувью часто становятся кроксы.

РФ: школа устанавливает либо требования к школьной форме либо требование к деловому стилю в одежде.

Другие дети

Шв: у меня есть подозрение, что мой ребенок знает в лицо все детское население города, а половину по именам. На продленку она два года ходила с детьми старше на год, теперь два года будет ходить с детьми младше на год. Классы 2А и 3А находятся в соседних помещениях (фактически у них есть единый сквозной проход, поэтому после уроков они находятся вместе во всем этом пространстве). Классы 2Б и 3Б находятся в другом коридоре, но вместе с ними делаются общие выступления и в бассейн ходит половина класса 2А и половина класса 2Б.

Есть проекты, которые они делают совместно со старшими классами и дни, когда они учатся вместе.

Плюс почти у каждого ребенка есть братья-сестры старше или младше. Многие ходят на спортивные занятия, например гандбол или хоккей с мячом, на которых встречают одноклассников и знакомятся с детьми из других школ.

РФ: у меня нет достоверной информации о том, как сейчас организовано взаимодействие между классами. По моим воспоминаниям классы в параллели встречались только в общем пространстве рекреации во время перемен. Может быть вы знаете лучше? Поделитесь!

Родитель и учебный процесс

Шв: «Ваша задача быть мамой, а образованием занимается школа» (ответ учителя на мой вопрос: Как я могу помочь ребенку дома?) Родители иногда сопровождают детей на экскурсиях и, конечно, всеми семьями приходят смотреть детские праздники, даже если кто-то будет сидеть на полу. Никакого разрезного материала, поделок на конкурс, костюмов к празднику. На новый год дети могут прийти в костюме имбирного печенья, причем эти костюмы одни и те же из года в год и явно передаются из поколения в поколение. Если они хотят быть «подарками», то создание костюмов входит в подготовку праздника в школе.

РФ: насколько я знаю, родители довольно активно привлечены к учебной деятельности: разрезной материал, поделки на конкурсы, домашние задания итд.

Родитель на уроке

Шв: «Пожалуйста, не все сразу. Для детей это праздник, давайте не будем превращать его в рутину!» (с) учитель на родительском собрании. Родители приходят, приходят достаточно часто (причем и папы, и мамы). Родитель полностью вовлечен в процесс: он сидит рядом с детьми, вместе с ними выполняет задания, вместе ест в столовой (бесплатно), вместе выходит на улицу на переменках и проводит в школе столько времени, сколько ему хочется, то есть пребывание не ограничено одним уроком. Цель посещения - узнать, что делает мой ребенок в школе. Это интересно. Он же там пол жизни проводит.

Впечатления мужа от дня в школе с ребенком: «Да ничего особенного. Все как на работе (в Эриксоне): сначала планерка, потом все разошлись работать, сходили поели - столовая такая же, еда такая же - потом снова поработали, подвели итоги дня».

Шведская школа доброжелательно и неформально подходит к детям, их поведению и внешнему виду. Важным является научить ребят взаимодействовать друг с другом так, чтобы не мешать, а помогать (разговоры на уроке разрешены только на рабочие темы, чтобы не мешать остальным). Ребенок во время всего школьного дня подвижен, раскрепощен, общается с большим количеством взрослых и детей.

Нет жестких требований. У детей есть большая свобода по выбору заданий, которые они будут делать, чтению книг итд. Начальная школа старается сформировать интерес к познанию и умению планировать свою деятельность.

Много годовых или даже многолетних проектов, упор сделан не на индивидуальную, а на командную работу.

Российская школьная система жесткая, формальная. Большая учебная нагрузка на ученика и его родителей, сразу с начальной школы. Школа очень процедурная, что находит отражение как в организации учебного процесса, так и в питании, обустройстве классов. Каждая область строго регламентирована и надо стремиться к достижению этого норматива.

Всеобщее обязательное школьное образование было введено в Швеции в 1950 году. А в семидесятых годах ХХ века появились единые программы обучения и централизованное управление.

Занятия с детьми начинаются в возрасте 3 лет, когда ребенок идет в детский сад. Широко распространены малокомплектные группы численностью менее 10 человек. В 6 лет родители могут отдать ребенка в подготовительный класс. Обучение проходит в игровой форме, дети осваивают первичные навыки письма и чтения. Занятия длятся не более 3 часов в день, а в остальное время действует режим детского сада.

С 7 лет все дети должны пойти в школу. В таблице представлены основные этапы среднего образования в Швеции.

Для поступления в первый класс 7-летний ребенок должен пройти собеседование, на котором выявляется уровень подготовки и степень зрелости будущего школьника, а также возможные отклонения в развитии.

Родители могут выбирать школу в Швеции для обучения своих детей. Но школа примет ребенка только при наличии свободных мест.

С 1 по 3 класс и с 4 по 6 класс обучение школьников проводит один учитель. Во многих школах принято с 5 класса разделять мальчиков и девочек по разным группам. С 7 по 9 класс школьники обучаются в соответствии со специализацией. Они имеют возможность выбрать дисциплины и альтернативные курсы, которые понадобятся им для получения профессии.

Особенности обучения в шведских школах

В начальных классах основное внимание направлено на социальное развитие ребенка: общение и игры со сверстниками, установление дружеских контактов. При этом обучение наукам отходит на второй план.

До 5 класса включительно ученики не получают оценок. На второй год детей не оставляют. Учитель несколько раз в год проводит индивидуальные встречи с родителями, чтобы они могли отслеживать успеваемость детей

Если ребенку тяжело дается учеба, он может перейти в одну из особых школ, где предусмотрена дополнительная помощь и поддержка педагогов.

  • Вспомогательные школы (särskola) посещают дети, страдающие аутизмом и отстающие в развитии.
  • Специальные школы (specialskola) для детей, имеющих определенные физические отклонения. Например, глухота.

С 6 класса ученики получают оценки. Выставляются оценки от А до F, где А — самая высокая, а F — самая низкая. В конце каждой учебной недели школьники сдают письменный отчет о проделанной работе, в котором пишут о способах выполнения задания и о том, чему они научились. Помимо стандартных школьных дисциплин, проводятся уроки по половому просвещению.

Учебный год в школах в Швеции начинается в конце августа. Он состоит из двух семестров: осеннего и весеннего. Занятия обычно начинаются в 08:30 и оканчиваются в 14:30, но точное время зависит от школы и класса.

Гимназии в Швеции

После окончания 9 класса подавляющее большинство подростков продолжает обучение в гимназиях. Для поступления в гимназию необходимо окончить школу и успешно сдать три выпускных национальных экзамена: шведский язык, английский язык, математика. Уровень требований к выпускным оценкам зависит от престижности гимназии.

Подросткам, оканчивающим 9 класс, предлагаются самые разные направления дальнейшего обучения, их количество более 20. Выпускники школ могут посоветоваться по вопросу выбора направления со школьным консультантом по профессиональной ориентации.

Длительность обучения в гимназии зависит от направления, но в среднем составляет 2-3 года. Решается вопрос о введении единого срока обучения во всех гимназиях — 3 года.

Изучение предметов делится на уровни. Физика может изучаться на двух уровнях сложности, математика — на пяти уровнях, а английский — на семи. Чем выше уровень, тем больше учебных часов дается по предмету.

Для зачисления в вуз после окончания гимназии необходимо иметь запись в аттестате об успешном освоении различных предметов на определенном уровне. Например, на одну из технических специальностей вуза принимают выпускников гимназий, изучивших физику на втором уровне, математику на четвертом уровне, а английский язык — на шестом.

Преимущества обучения детей в школах в Швеции

  • Среднее образование в Швеции полностью бесплатно для граждан страны. Родители не платят никаких взносов на помощь школе или очередной ремонт. Учащиеся начальных классов бесплатно получают тетради, ручки и карандаши, бумагу и многое другое.
  • Бесплатные ежедневные обеды в школьной столовой. Питание вкусное и здоровое. Блюда обычно повторяются раз в неделю.
  • Походы и экскурсии для школьников бесплатные.
  • Если школа находится далеко от места проживания ученика, ему выдают бесплатный проездной билет.
  • В ряде школ бесплатно обучают играть на одном из музыкальных инструментов (на выбор ребенка).
  • В системе образования значимую роль играют занятия спортом.
  • Ученики имеют право переписывать любую контрольную работу, кроме национального экзамена.
  • Учителя поддерживают дружеские отношения с ребятами. Нормальным считается обращение к учителю по имени. Обучение строится на принципах отношения к ребенку, как к равному. Ребенка признают полноправной личностью.
  • Дети любят ходить в школу.

Обучение иностранцев

Знание шведского языка необходимо для получения школьного образования. Если родители ребенка говорят на другом языке, он имеет право изучать шведский язык в школе. Для недавно прибывших в Швецию детей во всех регионах страны существуют подготовительные классы по изучению шведского языка. Как правило, обучение индивидуальное.

Дети из других стран могут учиться в государственных или частных школах Швеции. Поступить по программе обмена в государственную гимназию можно в возрасте от 14 до 17 лет. В более раннем возрасте иностранцев не принимают. Несмотря на то, что стандартный срок обучения в гимназии составляет 3 года, школьники из других стран смогут учиться в Швеции только 1 год. Исключение составляют иностранные дети, постоянно проживающие в стране.

Для зачисления в гимназию необходимо знание английского языка. На специальных языковых занятиях школьники изучают основы шведского языка. Далее обучение ведется только на шведском. Также ученик должен иметь хорошую успеваемость в своей стране и быть коммуникабельным. В период учебы подростки обычно живут в шведских семьях, что помогает быстрее освоить язык. Обучение платное, стоимость составляет около 6 тысяч евро в год. В частных школах цены выше.

Также в Швеции существуют гимназии, работающие по международным программам. В них обучение часто ведется на английском языке. После окончания школы возможно поступление в университеты по всему миру.

Дети из России могут обучаться в русской школе в Швеции при посольстве РФ или в русской школе в Гётеборге.

Документы, необходимые для обучения детей в Швеции

Если обучение не превышает 3 месяца, оформляется обычная виза. В ином случае необходимо оформить разрешение на проживание в связи с обучением. Перечень документов для получения разрешения:

  • анкета на шведском или английском языках;
  • справка о зачислении в гимназию или иное учебное заведение;
  • подтверждение финансовой способности ученика или его спонсора;
  • международный паспорт, ксерокопии всех страниц этого паспорта;
  • 2 цветные фотографии на документы;
  • медицинская страховка.

Выбор школы в Швеции

В число лучших школ Швеции входит школа-пансион Lundsbergs skola. Здесь традиционный подход к образованию сочетается с современной педагогикой. В этой школе учились даже королевские особы.