Меню
Бесплатно
Главная  /  Процедуры  /  Систематическое унижение человеческого достоинства. Прикольные и смешные оскорбления. Моральное унижение человека – в чем его суть

Систематическое унижение человеческого достоинства. Прикольные и смешные оскорбления. Моральное унижение человека – в чем его суть

В глазах других людей. Унижение может совершаться как намеренно, например, с целью самоутверждения , так и являться, например, методом воспитания . Унижение является психотравмой . Унижение (унижения) могут стать причиной невроза .

Воздействие на психику

Унижение является серьёзным ударом для благополучия человека, поскольку чувство собственного достоинства и достоинства в глазах других людей является важной моральной ценностью человека. По пирамиде потребностей Маслоу эти ценности располагаются на четвёртом уровне. Именно поэтому, пережив серьёзное унижение или большое количество длительных унижений, человек зачастую бессознательно старается всеми путями избежать подобного в будущем. Поэтому он бессознательно перестраховывается, неосознанно ожидая от любого человека унижения. Это вызывает дезорганизацию отношений с обществом - приводит к необщительности, озлобленности и т. д.

Наибольшее воздействие на личность человека унижения оказывают в детстве , поскольку в этот период происходит формирование баз представлений о мире и обществе.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Унижение" в других словарях:

    унижение - Унижение … Словарь синонимов русского языка

    См. обида... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. унижение бесславие, обида; щелчок, плевок в душу, кровная обида, плевок в лицо, позор, поругание, растаптывание, горькая… … Словарь синонимов

    УНИЖЕНИЕ, унижения, ср. 1. только ед. Действие по гл. унизить унижать. Унижение соперников. 2. только ед. Действие и состояние по гл. унизиться унижаться. Дойти до унижения перед кем нибудь. 3. То, что умаляет достоинство, оскорбление. Терпеть… … Толковый словарь Ушакова

    унижение - УНИЖЕНИЕ, книжн. уничижение УНИЗИТЕЛЬНЫЙ, ледяной, книжн. уничижительный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    УНИЖЕНИЕ, я, ср. 1. см. унизить. 2. Оскорбление, унижающее достоинство. Терпеть унижения. Подвергать унижениям. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Паче гордости. Книжн. О напускном, неискреннем самоуничижении. БМС 1998, 586 … Большой словарь русских поговорок

    унижение - горькое унижение нестерпимое унижение полное унижение … Словарь русской идиоматики

    Унижение - – 1. проявление психологической агрессии в виде действий, подрывающих самооценку кого либо; 2. у Г.Мюррея – потребность поддаваться чьему либо влиянию, чьей то воле, компенсировать свои реальные или воображаемые недостатки. * * * – индивидуальные … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    унижение - ▲ ущерб достоинство унижение. унижать, ся наносить урон чьему л. достоинству. унизительный (# условия. ставить в # положение). униженный. приниженный. ломать шапку перед кем. пить из чаши унижения. самоунижение. | идти [пойти] в Каноссу. | как… … Идеографический словарь русского языка

    Унижение - действия, направленные против человеческого достоинства, на оскорбление, порицание, поругание человека, нанесение ему обид. Унижение всегда основано на сознательном стремлении причинить кому то зло, на эгоистичном стремлении получить с этого… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Унижение входит в категорию переживаний, которых мы стараемся избегать. Это вполне понятно. Быть униженным или делать что-то унизительное - значит, соприкасаться с чем-то, что роняет наше человеческое достоинство, снижает самоуважение и, в крайних случаях, бросает человека на самое социальное дно. Не зря разного рода деспотические цари/правители/директора, удерживающиеся у власти за счет пода

вления инакомыслящих, очень часто стараются не просто «обезвредить» своих жертв, но и унизить их - как в их собственных глазах, так и в глазах окружающих. В уголовной среде крайняя степень унижения - быть «опущенным», ниже статуса в иерархии тюрем нет. Цель оскорблений, которыми часто бросаются люди в реальной и виртуальной жизни - унизить, то есть показать, что тот, кого я оскорбляю - хуже, ниже меня. А на противоположном от унижения полюсе располагается высокомерие - тоже отвергаемое многими людьми переживание и связанное с ним поведение. В общем, очень неприятный ряд выстраивается вокруг унижения - оскорбление, презрение, отвержение, отвращение, высокомерие…

И поэтому довольно странным будет, возможно, утверждение, что переживание унижения - это часто неотъемлемая составляющая подлинного развития человека, без которого продвижение вперед нередко крайне проблематично. Я, разумеется, не предлагаю унижать людей, но хочу поразмышлять по поводу этого моего утверждения.

В чем суть унижения - действия и переживания, теснейшим образом связанного с чувством стыда? Я думаю, лучше всего его выражает следующая фраза, обращенная к самому себе: «я не так хорош, как я верил и чувствовал» (а если кто-то нас унижает, то он сообщает нам: «ты не так хорош, как ты сам о себе воображаешь» - и мы верим). Не «так хорош» в целом или в каких-то отдельных сферах жизни. У всех нас есть несколько образов самих себя. Есть «я-идеальный», к которому стремимся, который может ощущаться как недосягаемый образец - или же как простой ориентир в своей жизни, с которым мы сверяем свои поступки и решения. Есть «я-реальный» - то, какими мы являемся «на самом деле». «На самом деле» - это не в объективной реальности, разумеется, а то, какими мы чувствуем себя сейчас. И большинство из нас осознанно или неосознанно ощущает себя как пусть относительно, но все же хороших людей. На этом «в целом я хороший» - основано чувство собственного достоинства, способность видеть свою ценность, самоуважение. Несколько старомодное - но от этого не ставшее менее актуальным - слово «честь» тоже базируется на восприятии себя как «в целом хорошего». Основой чести является, насколько я понимаю, соответствие личностных качеств и поведения человека образцу, который принят им или обществом за достойный. Это право оценивать себя и свое существование в категории самоуважения. Честь определяет наличие у человека допустимых и недопустимых для него слов и действий, и совершение последних роняет человека в его же собственных глазах.

На переживании «я нынешний - в целом хороший» основаны и наши многочисленные самооправдания, когда мы совершаем какие-либо поступки или с нами делают нечто, явно нарушающее то, что мы сами считаем допустимым. Например, заставляют лгать там, где мы лгать не хотим, или под угрозой увольнения делать то, что для нас «вроде бы» непримелемо… Там, где не работает самооправдание, успокаивающее совесть, нередко работают вытеснение, расщепление и многие другие защитные механизмы, оберегающие нас от непереносимого стыда.

Важно разграничить унижение как намеренное действие по отношению к другому человеку и унижение как действие, совершаемое внутри нас самих (я, в основном, здесь пишу о внутреннем действии). Например, играют две хоккейные команды, и одна беспощадно разгромила другую. Унизила ли она соперника самим фактом разгромной победы? Нет, но проигравшие могут чувствовать себя униженными: «мы ощущали себя достойными сразиться с ними, но они указали нам наше место...». И победители могут с сочувствием отнестись к побежденным, а могут - оскорблять. Сам факт их победы унижением не является.

Так вот, унижение - это не просто обнаружение того, что твои действия (мысли, чувства, качества, умения, способности…) полностью противоречат образу «хорошего настоящего Я», а разрушение этого «Я» (или, что чаще - его части). Это переживание падения с пьедестала, на который сам же себя и вознес. Часто унижение возникает во время учебы и в профессиональной сфере. Например, вы считаете себя отличным профессионалом в своем деле - и тут вас направляют на учебу в какой-то центр, и вы обнаруживаете, во-первых, профессионалов намного лучше себя, и их много, и они не уникальны. И осознаете, что то, чем вы гордились и что считали вершиной своего мастерства - это лишь первая ступенька, начальный уровень. И, что хуже всего - окружающие тоже заметили, что вы.. ну… не очень по сравнению с ними. Нет, они не издевались, не смеялись - но увидели… И как вы отреагируете?

Или, например, я считаю себя умным и критично настроенным человеком - и тут вдруг обнаруживаю, что в важном для меня вопросе я не просто не прав, но допустил ряд откровенно глупых допущений или ошибок, характерных как раз для тех, кого я считал хуже себя. Как я отреагирую? Сразу скажу «да, я неправ, здесь допустил ошибку...» - или сначала постараюсь увильнуть от унижения, найти оправдание для себя и попытаться запрыгнуть обратно на пьедестал «всегда умного и критично настроенного человека», с которого только что слетел?

С унижением плохо справляются и целые нации. Побежденные в войнах и противостояниях с трудом признают «похоже, мы не так уж хороши, раз проиграли» - нередко они начинают говорить про «пятые колонны», предателей, коварство врагов и так далее. Национальное унижение немцев в Первую мировую взрастило нацистов, которые предложили немцам броситься в другую крайность - расистское высокомерие: «вы хуже нас». С трудом переживает унижение после распада СССР и пост-советские страны, и это касается не только России.

Для переживания унижения требуется не только внутреннее ощущение, что «я не так хорош, как верил». Почувствовать себя ниже можно только по сравнению с кем-то. Например, долго воображаешь себе, что ты лучше других людей в чем-то, и потом что-то происходит - и ты осознаешь, что такой же или даже хуже. Что лжешь так же, как «они»; что пьешь водку в таких же количествах и с такими же последствиями, что и «последний алкаш».

Дополнительные оттенки унижению добавляет разочарование других людей в нас. «Мы думали, что ты такой, а ты...». В переживание вливаются нотки вины: «вы на меня надеялись, а я… подвел, обманул». Но разочарование других людей в нас становится почти непереносимым, когда мы сами собой были очарованы.

В общем, в этом и есть источник нашего унижения, на мой взгляд - очарованность собой

Когда вместо тыквы (возможно, даже очень хорошей и красивой) видишь карету. И разочарование в себе - это необходимый этап для того, чтобы вернуться в реальность.

Возвращение в реальный мир, в котором ты не стоишь на шатком основании, а опираешься ногами на широкую землю - одно из возможных следствий унижения. Чем выше постамент, чем сильнее очарованность собой - тем больнее падать и тем непригляднее картина, когда с глаз спадает пелена. По словам одного алкоголика, он осознал всю глубину своей деградации тогда, когда увидел в глазах своего школьного друга, с которым не виделся много лет, отвращение. И тогда печальный принц-философ, переживающий несовершенство этого мира, превратился в дурно пахнущего алкоглика, пропившего всю мебель, потерявшего жену и работу. Самое настоящее отрезвление.

Правда, моменты трезвости могут быть очень краткими. Часто люди бросаются в одну из крайностей.

1) Вернуть очарование. Для этого есть богатый арсенал защит, направленный на претворение в жизнь лозунга «я принц, меня просто подвели и грязью вымазали». Это не мы проиграли, это нас предали. Это не я некомпетентен в тех или иных вопросах, это критикан завидует мне. Я психотерапевт/коуч/учитель -универсал, а то, что с некоторыми клиентами не получается работать - так это клиенты/ученики неготовые, бездари и без мотивации. В мы проигрываем не потому, что деградирует под нашим руководством , а потому, что не тех игроков взяли, вот если бы вместо Баранова и Большего взяли бы Козлова и Гигантова - вот было бы дело! :)).

Можно объявить среду, в которой мы постоянно сталкиваемся с внутренним унижением, «дискомфортной, не подходящей для меня» - и уйти туда, куда полегче. Речь, конечно, не идет о среде, где нас реально другие люди стараются унизить и разоблачить - из такой среды нужно уходить. Но, кстати, начать усиленно унижать окружающих, впасть в высокомерие - это тоже способ заново собой очароваться. Высокомерный человек берет себе статус, выше которого нет - статус судьи. «Я лучше вас, не подходите ко мне».

2) Вторая крайность - унизить себя еще больше . Высокомерие, обрушенное на самого же себя. Памятник себе-хорошему глядит на нас, лежащих у его подножия, и с неприятной гримасой твердит: ты не справился, ты - это не я, отойди от моего пьедестала, не марай своими соплями мой постамент! Самые яркие примеры шатания от высокомерия до самоуничижения я регулярно наблюдаю у наших спортивных болельщиков, которые в моменты побед кричат эту набившую оскомину «мы лучшие!!! мы всех порвем!!!», а в моменты поражений - «мы дни-и-и-ще, все плохо!». От сеанса самовозвеличивания к сеансу саморазоблачения и самобичевания.

Есть третий вариант, и он не совсем про «золотую середину». Упав и больно ударившись, можно встать и начать осматриваться: где я оказался? Да, я чувствую унижение, и это очень болезненно, вон, от удара синяки ноют или даже перелом в душе. Но что это за высота, с которой я свалился? Как я там оказался, на этом высоченном пьедестале? Чем был очарован? И что меня сейчас окружает?

Есть ли люди, к которым я даже в таком состоянии могу прийти за поддержкой? Которые не будут воротить нос «фу, какой ты на самом деле», а примут - и не будут петь сладкие песни о том, что ты прекрасен, а с сочувствием посмотрят на раны, и помогут их подлечить? Расскажут о своих шрамах или даже их покажут - и поделятся опытом? И будешь ли ты в состоянии их услышать, или захочешь сбежать в высокомерное «я не нуждаюсь в вашей помощи!»?

А потом - на тренировку. Да, нас могут пытаться унижать совершенно незаслуженно. Начальник может быть самодуром. Унизительно может быть идти учиться у тех, кто тебя превзошел, и кого считал себе ровней (или даже ниже). Унизительно признавать, что занимался самообманом. Унизительно обнаруживать, что время твоего триумфа прошло, и что позолота уже отшелушилась, а лавры засохли. Все это точно больно, и можно пытаться эту боль ослабить, отвлечься от нее. А можно взять эту боль на вооружение, прислушаться к ней, развеять очарованность собой - и воспользоваться энергией, которую она дает, чтобы научиться делать что-то в реальности. Еще лучше, конечно, не очаровываться, а знать, в чем моя сила, и в чем моя слабость. Но способность после провала встать, сказать себе «да, я был плох здесь», и пойти работать над ошибками без самоуничижения точно к слабостям не относится. Более того - люди такую реакцию видят и ценят, потому что в этом, на мой взгляд, одно из высших проявлений человеческого достоинства. А тот, кто не видит и норовит ударить упавшего, сам, скорее всего, не в силах справиться со своим ужасом перед унижением.

Культура

Большинство наших самых ярких воспоминаний связаны с сильными эмоциями , будь то негативные или позитивные. Однако негативные эмоции обычно остаются дольше, даже когда событие, их вызвавшее, давно прошло.

Теперь же исследователи собрали доказательство того, что самой сильной эмоцией человека является унижение.

Психологи Марте Оттен (Marte Otten) и Кай Йонас (Kai Jonas) провели два исследования, в которых мужчины и женщины читали короткие истории, включающие различные эмоции и попросили участников представить, как бы они себя чувствовали в представленных сценариях.

В первом исследовании изучали унижение (например, вы встречаетесь с человеком, с которым познакомились через интернет, и он, увидев вас, разворачивается и уходит), гнев (ваш сосед по комнате устраивает вечеринку и ломает вещи в комнате, пока вас нет), и счастье (вы узнаете, что человеку, в которого вы влюблены, вы нравитесь).

Во втором исследовании сравнивали унижение со злостью и стыдом (вы грубо ответили вашей матери, и она заплакала).

Унижение человека

Ученые использовали электроэнцефалограмму, чтобы записать электрическую активность мозга. Особенно их интересовали два измерения, указывающие на увеличение когнитивной обработки и активации в коре.

Результаты показали, что чувство унижения приводило к повышению обоих показателей, что ведет к усилению обработки информации и большему потреблению психических ресурсов .

Это говорит о том, что унижение является особенно сильной и интенсивной эмоцией, имеющей долговременные последствия.

Возможно, унижение требует больше психической обработки, так как это сложная социальная эмоция , при которой мы наблюдаем за потерей социального статуса.

Унижение достоинства: как его забыть?

Чувство унижения испытывает почти каждый человек хотя бы раз в жизни. Некоторые люди не хотят больше показываться после таких инцидентов, но есть способы справиться с этим чувством.

· Попытайтесь найти положительные стороны у события. Возможно, вы и были унижены, но человек, который вам не нравился, тоже выглядел не с лучшей стороны.

· Если вы злитесь, найдите способы, выпустить гнев . Совершите пробежку или купите мячик для снятия стресса. Важно не держать все внутри, потому что так вам будет еще сложнее смириться с этим и забыть.

· Поговорите с другом , которому вы доверяете. Он сможет посмотреть на ситуацию беспристрастно и подсказать вам, как поступить дальше.

· Возвращайтесь на работу или школу и ведите себя как обычно . Если вы будете вести себя странно, люди воспользуются этим, чтобы подразнить вас. Помните, что люди довольно быстро забывают то, что их мало касается.

· Научитесь смеяться над собой . Так вы лишите удовольствия тех, кто вас дразнит.

· Помните, что время лечит . Вам может показаться, что вы никогда не переживете этого, но в реальности большинство людей забудет об этом через несколько месяцев.

Как говорит толковый словарь, тщеславие – это потребность в доказательствах собственного превосходства над другими людьми. С одной стороны, это – признак болезненного самолюбия. С другой стороны, желание быть лучше других – превосходная, а порой и единственная для саморазвития. Возможно, с этим инструментом эволюции природа слегка перестаралась. Соревновательный дух и самоутверждение как мотивация отлично работают, если не доходят до откровенного унижения и тирании.

Стараться быть лучше других, играя по правилам и развивая личные навыки – это вполне здоровая мотивация. Возможно, все дело в том, что природа поощряет человеческое развитие, награждая успешных в этом деле чувством удовлетворения. А человек – существо хитрое – научился обманывать самого себя, и переживать удовлетворение от псевдоразвития. Это самообман, в котором, чтобы «держать марку», не надо расти самому, достаточно всего лишь унижать других людей. Чтобы оставаться на уровне – куда проще опускать окружающих, нежели реально продвигаться в собственной эволюции. Но суррогат «развития» путем принижения других людей – это фейк, имитация развития, мертвый муляж, который на деле является скорей деградацией.

Тщеславие ничтожества

Тщеславие – это способ обмануть себя, получив удовлетворение от иллюзии собственного величия. На запущенных стадиях тщеславие перерастает в звездную болезнь и далее в манию величия – самодовольную паранойю, с которой человеку на пустом месте мерещится собственное могущество, красота и гениальность. Все это – обратная сторона унижения. Тщеславие – это возвеличенная низость .

Порой, когда мы просим о помощи, или когда нам эту помощь предлагают без нашей просьбы, мы можем переживать унижение, потому что в наших головах сидит штамп, что помощь требуется слабым, беспомощным, или неполноценным членам общества. Иной гордец не попросит о помощи, даже если от этого зависит чья-то жизнь.

Нас унижают не столько «короли», сколько люди равные нам, но в своем тщеславии, возомнившие себя королями. И если так происходит, значит, наше положение – ниже среднего, в нашу сторону можно плевать и выливать помои, пока мы это позволяем. В определенном смысле желание быть «выше» других – это и есть низость, которая пытается возвыситься за чужой счет.

Тщеславное ничтожество радуется чужой боли, становится «энергетическим» вампиром, который питается чужим страданием. Ничтожество выискивает больные места людей, чтобы почувствовать власть над ними. Отсюда растут ноги в том числе: у эгоизма, снобизма, честолюбия, гордыни, звездной болезни и . Надевая все эти напыщенные маски, мы бравируем перед собственным унижением внутри себя. Возвеличиваем себя до небес, втаптывая в грязь собственное подавленное ничтожество. Так мы создаем и поддерживаем внутренний психический раскол, в котором наше величие является обратной стороной нашей ничтожности.

Когда человек переживает унижение длительное время, он теряет самоуважение, а самооценка становится заниженной. Он закрывается от окружающих, прячет свою боль, защищаясь маской ложной личности, которая искусственно сконструирована, чтобы спрятать психическую травму. По мере нарастания внутреннего раскола, психика становится все менее устойчивой, и человек пребывает в непрерывном напряжении, потому что не может быть собой, не может раскрыть ни другим, ни даже самому себе свое нутро, изуродованное кровоточащей раной унижения.

С такой раной в душе человек болезненно воспринимает любую критику, случайно услышанный посторонний смех принимает на свой счет, как насмешку, и даже невинное замечание ему напоминает о подавленном унижении.

Сторонний критик при этом иногда воспринимается так, словно он раскусил униженного, выявил его тайну о психической ране в душе, залез под кожу, и, узнав слабое место, уколол в самый его эпицентр.

Все это – персональные галлюцинации раненой души. Именно поэтому психотерапевт, выслушивая клиента, в какой-то подходящий момент может задать вопрос о сходных случаях из прошлого. Быть может, в далеком детстве, когда ребенок был не в силах переварить унижение, это переживание было вытеснено в его бессознательное. А в бессознательном душевные раны не заживают, а продолжают кровоточить. Чтобы исцелиться, необходимо терпеливо раскрываться, устраняя все ложные личины, смотреть в лицо собственным страхам.

Неудивительно, что даже невинная критика может вызывать в раненой душе ненависть. Униженный и тщеславный человек падок на лесть, и крайне зависим от мнения окружающих, чем окружающие иногда сознательно, или бессознательно пользуются. Некогда униженный человек часто перестраховывается, защищаясь даже там, где нападением и не пахло, от чего кажется безосновательно резким и агрессивным.

Чем более запущенная «ситуация», тем сильней человек напряжен, тем сложней ему общаться с другими людьми, тем более одиноким, порой, человек себя чувствует. В такой ситуации роль психолога может оказаться незаменимой. Страдающему человеку необходимо, чтобы его просто выслушали, позволили быть собой, приняли без всяких оценок, чутко и с уважением к его сущности.

Любовь тщеславного ничтожества

На противоположном полюсе болезненной психике удобно приписывать внутреннее самовозвеличивание «победам» на любовном фронте. Такой человек в отношениях не столько строит отношения, сколько самоутверждается, пытается доказать себе очередной победой, что он – не жалкое ничтожество. И если этому самоутверждению сопротивляются, «любовь» внезапно обращается в ненависть.

За что мы ненавидим возлюбленного? Он не стал тешить наше самолюбие, не стал возвеличивать нашу персону, показал, что мы недостойны такого отношения, и поэтому наше тщеславное величество впадает в другую крайность – унижение. К любви примешивается ненависть, потому что отказ во взаимности растаптывает гордыню, которая на деле была всего лишь прикрытием для собственного внутреннего ничтожества.

И кстати, чем сильней возлюбленный втоптал нашу гордыню в грязь, тем сильней мы его «любим»! Помните? Одна крайность поддерживает и укрепляет другую. Такая разновидность болезненной «любви» идет рука об руку с тщеславием, ненавистью и унижением.

Напомню, что речь идет вовсе не о какой-то реальной ничтожности, а всего лишь о его противоречивых чувствах и догадках на свой собственный счет. Все это мы делаем сами с собою. Так работают психические механизмы . Мы сами втаптываем себя в грязь, чтобы затем возвеличиться. От таких душевных «ран» в разной степени страдает большинство из нас.

Тщеславие цивилизации

Вся наша цивилизация держится на самоутверждении собственной никчемности. Вспомните свое детство. Нам всегда нравились герои, которые тешили свое самолюбие особенно искусно. Чем круче герой, тем виртуознее он возвеличивает свое эго: нерушимый терминатор, или могущественный Нео, побеждающий невротика Смита, Золушка, пробившаяся из низов общества прямиком к принцу, Барби, рожденная в богатстве и роскоши розового гламура.

Чего стоит одна сказка Пушкина о волшебном зеркале! Гордой царице лукавое зеркало внушило, что она «на свете всех милей». И вот, вокруг заниженной самооценки царицы завязалась целая заварушка! «Жестокую» правду о том, что молодая царевна красивее, болезненная психика царицы не смогла воспринять разумно, и чтобы удержать свой имидж на высоте, царица была готова пуститься «во все тяжкие». Перечислять можно бесконечно. В каждой истории найдется подходящий пример.

А величайшими мастерами в этом нелегком деле тщеславного самовозвеличивания мы становимся на духовном пути, когда, отрекаясь от гордыни, мы тешим именно ее – гордыню на все более изощренных и утонченных уровнях. Полагаю, и к этому стоит относиться со спокойным пониманием.

Тщеславие и унижение

Продолжительный опыт унижения не означает, что на личности можно поставить крест. Наоборот, преодолевая дисбаланс, мы обретаем мудрость и становимся сильней, чем могли стать без этого закаляющего опыта. Все психические «болезни» преодолимы. Наши слабости – просто те психические «мышцы», над которыми необходимо поработать в первую очередь, обращая слабость в силу.

Часто, когда мы видим, как критикуют других, то можем легко распознать субъективность критика. Но если критикуют нашу персону, то начинаем принимать критику всерьез. Происходит своеобразная «сцепка», когда галлюцинации критика как бы совпадают с галлюцинациями унижающегося.

Например, доминирующий босс отчитывает подчиненного, доходя до самодурства, возвышается над человеком, который от него зависит. А подчиненный, активно участвуя в «игре» не на равных, унижается, утверждаясь в позиции слабого менеджера младшего звена. Подчиненный воспринимает это как «объективную» реальность, «общее» пространство, в котором происходит этот единый процесс унижения и возвышения между двумя субъектами. Все это ощущается настолько реалистично, словно действительно является объективной реальностью. И ответная ненависть к боссу, также, кажется оправданной и уместной.

Однако вся эта ситуация происходит в голове подчиненного. Нет никакой «объективной» реальности, где босс в роли альфа-самца унижает подчиненного. Все это – субъективное восприятие, двойственные игры разума, которые большинство людей проигрывают ежедневно в своих головах.

Что реально происходит в голове босса – не имеет значения. Субъективные переживания босса не выходят за пределы его головы. Если босс прилюдно мастурбирует тешит свое самолюбие – это его «национальная» проблема. Подчиненный лишь слышит тембр голоса, видит мимику, и характеризует все это сообразно своему жизненному опыту. И если в его опыте есть психотравма унижения, она закономерно проецируется в новой сходной ситуации.

В психологии существует термин «классическое обусловливание», которым обозначают процесс выработки условного рефлекса. Возможно, Вы слышали анекдот про лабораторных обезьян?

Беседуют две обезьяны в клетке:
– Подруга, а что такое условный рефлекс?
– Ну, как бы это тебе объяснить… Вот видишь этот рычаг? Как только я его нажимаю, так вот этот человек в белом халате сразу подходит и дает мне кусочек сахара!

Условные рефлексы проявляются, когда, например, мы реагируем на нейтральную ситуацию эмоционально, потому что в нашей голове она ассоциируется с другой ситуацией из прошлого, где мы уже проявляли именно эти эмоции.

То есть, когда подчиненный ненавидит Босса, возможно, на самом деле он ненавидит своего отца, или хулигана-одноклассника, который в прошлом подчинял нашего подчиненного, подавляя его . Возможно, замечания босса были невинными, но какие-то неуловимо схожие оттенки его действий пробудили подавленные чувства в подчиненном, и вызвали неадекватную реакцию.

Именно поэтому целесообразно поддерживать здоровую самооценку у ребенка, потому что детское сознание еще не в силах осознавать в полной мере иллюзорность психической двойственности. Травмы, нанесенные в раннем детстве подавляются в бессознательное, и могут преследовать личность всю жизнь. Ведь именно в детстве вырабатываются наши базовые представления о мире и обществе. Поменять их в зрелом возрасте крайне сложно.

Унижать других — гораздо худший вид гордости, чем превозносить себя не по заслугам.
Франческо Петрарка

Гордыня — эхо былого унижения.
Степан Балакин

Не унижайся ни перед кем: не смотри ни на кого свысока!
Леонид С. Сухоруков

Если ты не унизил себя сам, ничто не в силах тебя унизить.
Ричард Юхт

Сознательное унижение

Иногда унижение выбирают сознательно по разным причинам. Для некоторых унижение – это своего рода психологический экстрим, который дает освобождающее ощущение раскованности, преодоления границ и свободы от страха.

Что-то схожее, с характерным приливом адреналина ощущают любители экстремальных видов спорта, например, во время прыжков с парашютом. Раскованность чувств дает ощущение, когда «море по колено».

В иных случаях некоторым людям нравится чувствовать себя подчиненной вещью, с которой хозяин сделает все, что захочет. Это, я полагаю, является искаженной потребностью в приятии и доверии, в чем-то аналогичного доверию ребенка по отношению к родителям.

Выше я уже говорил, что унижение является обратной стороной тщеславия. Возможно, люди, наделенные большой властью над другими (начальники, боссы и пр.), чтобы сгладить самооценку и разрядить напряжение, могут сознательно выбирать унижение.

В нашем обществе даже существует отдельная психосексуальная субкультура «БДСМ», которая основывается на унижении и господстве в сексуальных отношениях. Последователи «БДСМ» возбуждаются и разряжают эмоциональную напряженность, нарушая в своих ролевых играх социальные условности и табу.

Иногда унижаются, чтобы манипулировать тщеславием другого человека, которого своим унижением возвышают. Например, унижаясь, человек в роли слабого просто стремится снять с себя ответственность, чтобы оставить все сложные дела для «сильной» личности, падкой к лести и тщеславию. Унижающийся при этом, может считать себя умней, коль ему удалось своими «хитрыми» манипуляциями добиться желаемого. Или унижающийся просто хочет жалости, и жаждет вечно оставаться в , где ему удобно быть беспомощным и слабым.

Нищие и попрошайки, также, играют на жалости к их унизительному положению. Говорят, некоторые из этих «нищих» зарабатывают унижением куда приличней своих благодетелей.

Иногда люди приходят к сознательному унижению, чтобы избежать наказания от господствующего авторитета. Если авторитет ведется на «игру», он также, в своей психике увеличивает раскол, раскачивая маятник тщеславия и унижения.

Еще один, достаточно редкий вариант сознательного унижения – с духовной целью усмирения гордыни и тщеславия. Но с такой целью человек не столько унижается, сколько учится проявлять смирение. И такое смирение, я считаю, не следует смешивать с унижением. Обыденное унижение – это всегда определенного рода самообман и неприятие происходящей ситуации. Смирение на духовном пути, напротив, связано с приятием происходящей жизни. Унижение отличается от смирения – так же, как невроз от святости.

Инерция

Понимание того, как действует наша психика, как мы привязываемся к маятнику унижения и тщеславия, помогает привлечь внимание к этим психическим механизмам. Но даже их сознательное понимание еще не гарантирует полного освобождения от этих переживаний. Могу судить по своему опыту.

Инерция – словно один из ключевых законов ума. Ум без привычек – это ум Будды. А если человек утверждает, что у него нет гордыни и чувства собственной важности, скорей всего, это значит, что гордыня у него развита столь сильно, что мешает человеку признать ее же наличие.

Выход из этой болезненной двойственности – самопознание, усердная систематическая осознанность, чуткость и внимательность к проявлениям собственной психики. Чтобы не включаться в эту игру, будьте честны с собою. Так ли важно, что руководит другими людьми? Что руководит Вами?

Если вы не играете в тщеславие и унижение, вас становится скучно унижать. Не получая желаемого результата, мелкий тиран перестает доставать своим болезненным самолюбием.

Если вы умеете смеяться над собой, никто не сможет посмеяться над вами. Человек унижается не когда кланяется, а когда ощущает унижение. Само переживание унижения – признак внутреннего раскола.

Сильный – не тот, кто возвышается, а тот, у кого в этом более нет потребности. Вполне можно быть успешным и преуспевающим человеком, не становясь при этом тщеславным идиотом. Такие импульсы в себе стоит внимательно исследовать, чтобы те гасли на корню. Тщеславие – это лишь игра в силу и реальный внутренний раскол. Истинная сила – это наша здоровая психика, созидательная воля, наработанные способности и таланты.

© Игорь Саторин

Статья “Тщеславие, гордыня и унижение ” написана специально для
При использовании материала обязательна активная ссылка на источник.

Нередко результатом разрешения конфликтных ситуаций является унижение чести и достоинства другого лица. Причем, не только при личном общении, но и распускание нелицеприятных слухов за спиной одного из спорщиков. Это называется клевета. Под понятие оскорбления личности по закону попадают нецензурные грубые слова, сказанные в адрес потерпевшего. При этом задевается его самолюбие в первую очередь по личному мнению, а также принижается статус и престиж в глазах окружающих людей. В общем, репутации человека наносится непоправимый ущерб.

Никто не имеет права унижать другого, даже если слова в его адрес оправданные (то есть информация достоверна). Высказать, то, что думаешь о другом человеке, можно без употребления обидной нецензурной брани.

За подобное действие в отношении личности закон предусматривает наказание. На защите чести и достоинства человека стоят статьи не только гражданского кодекса и УК РФ, но и конституция РФ. Данные нормы закона четко прописывают права и свободы людей, и ставит достоинство личности под защиту государства без всяких исключений.

По статье 282 УК РФ можно попасть под ответственность за агитацию к межнациональным конфликтам, религиозным войнам и принижении достоинства даже не одного человека, а всей нации. Наказание за это может быть вплоть до лишения свободы или привлечение к различным видам работ в обязательном порядке на определенный срок. Также УК РФ предполагает уголовную ответственность за оскорбление должностных лиц в процессе выполнения общественного долга. А военным гражданам нашей страны за подобное деяние придется отправиться в штрафной батальон по решению суда. При условии, что обе стороны конфликта являются военнообязанными в любом звании. Прежде чем определять наказание за унижение достоинства и чести личности по КоАП или УК РФ необходимо разобраться, что же оно представляет собой в понимании закона.

Опытные специалисты, работающие на нашем ресурсе (сайте) помогут разобраться вам в затруднительной конфликтной ситуации, написать исковое заявление в суд или жалобу в прокуратуру, подготовить встречный иск при необходимости, снизить негативные впечатления от судебных разбирательств до минимума.

Ну, или вообще решить все, не доводя дело до компетентных органов в досудебном порядке бесплатно.

Под человеческим достоинством понимается его самосознание в обществе, отношение к нему сторонних людей из его ближайшего или отдаленного окружения. Мнение сторонних людей о личности. Наличие у человека определенных нравственных, моральных и индивидуальных навыков и качеств, за которые его ценят друзья, родственники, коллеги и т.д. Не имеет значения уровень социальной ценности достоинства личности любого общественного статуса. Честь человека нуждается в защите закона даже если он сам не очень хороший по своей сути. Малейшие умаление уважения или клевета при наличии достаточной доказательной базы будут подвержены наказанию со стороны закона. Как мы уже говорили, за оскорбление наказание будет назначено, даже если унижающие слова по своей сути были правдивы. Тут главное, чтобы присутствовали следующие факты:

  • публичность;
  • нецензурная грубая речь;
  • нарушение общепринятых норм поведения.

Тогда как клевета имеет немного другую подоплеку. Понятие клеветы определяет передачу заведомо неправдоподобных слухов о личности от одного человека к другому. При этом также принижается социальный уровень личности в глазах других людей. Данное противоправное деяние уже будет наказываться по статье УК РФ (№ 129). То есть деяния как бы похожи, но все-таки имеют небольшое отличие, поэтому по закону меры защиты человеческого достоинства отличаются. Хотя результат в обоих случаях один – оскорбление личного достоинства, унижение, лишение человека чести.

Чтобы разобраться в определениях публичное оскорбление достоинства и клевета, понять за какой поступок, что грозит в РФ, какая статья стоит на защите человеческих прав в каждом случае, обращайтесь к опытным юристам через форму обратной связи на нашем сайте.

Наказание за оскорбление

Уголовной ответственности за нанесение оскорблений личности в данный момент в России нет. За исключением участия в конфликте должностных лиц при исполнении или военнообязанных. Об этом мы уже писали выше. Наказание за подобный поступок определяет Кодекс об административных правонарушениях.

В соответствии с ним накладываются штрафные санкции в следующем порядке:

  1. За унижение человеческого достоинства:
    • гражданином РФ - штрафные выплаты размером 1-3 тысячи рублей;
    • должностным лицом - штрафные выплаты размером 10-30 тысяч рублей;
    • юридическим лицом - штрафные выплаты размером 50-100 тысяч рублей;
  2. Нанесение оскорбления путем публичного выступления или с привлечением СМИ и печатных изданий:
    • гражданин РФ заплатит от 3 до 5 тысяч рублей;
    • должностное лицо заплатит от 30 до 50 тысяч рублей;
    • юридическое лицо заплатит от 100 до 500 тысяч рублей;
  3. Если будет доказан факт неприятия мер по предотвращению распространения оскорблений через СМИ, телевидение, радио, произведения для публичной демонстрации и т.д.:
    • должностным лицом, ему будет назначено наказание в виде выплаты штрафа от 10 до 30 тысяч рублей;
    • юридическим лицом, ему будет назначено наказание в виде выплаты штрафа от 30 до 50 тысяч рублей.

Как видите, закон достаточно строго стоит на защите прав и свобод своих граждан. Чтобы наказать обидчика по полной программе, или снять с себя ложные обвинения в оскорблении другого человека и распространении клеветы обращайтесь к компетентным специалистам через наш сайт. Вам будет оказана квалифицированная юридическая помощь на всех этапах вашей тяжбы с другими людьми.

Защита чести и достоинства каждого человека это наша прямая обязанность. Консультирование проводится в доступной форме и бесплатно.