Меню
Бесплатно
Главная  /  Профилактика  /  Что такое самообразование и как составить индивидуальный план. Психологическая функция самообразования. Николай Александрович Рубакин

Что такое самообразование и как составить индивидуальный план. Психологическая функция самообразования. Николай Александрович Рубакин

Самообразование И Его Суть

Что такое самообразование? Самообразование - это образование, приобретаемое вне образовательных заведений, путем самостоятельного обучения. Характер самообразования предопределяется социально-политическими и общественными условиями.

Самообразование как процесс приобретения знаний тесно связано с самовоспитанием и считается одной из его частей.

В чем же заключается эта связь? Для значительной части учащихся 10-11 классов характерна тенденция к постоянному самосовершенствованию, стремление развивать в себе всевозможные качества личности, искоренять отрицательные черты характера и поведения. Таким образом, школьники занимаются самовоспитанием, т.е. воспитанием самих себя. И что самое главное - учащиеся не только ставят определенные цели перед собой, они стремятся и достигают их. При решении поставленной задачи могут быть использованы различные методы и средства. В том числе самостоятельный поиск и обработка знаний посредством чтения дополнительной научно-технической (художественной) литературы, не входящей в обязательную учебною программу. Таким образом, в процессе самообразования у школьников приобретается умение самостоятельно организовывать свою деятельность при приобретении новых знаний.

Самообразование учащихся - это ключ к решению ряда проблем школьного обучения. Точно известно, что полученные в школе знания, особенно в 10-11 классах, нуждаются в закреплении и детальном углублении. А это значит, что в домашних условиях ученик должен самостоятельно, т.е. без посторонней помощи, понять новый материал, изложенный в учебниках и других источниках, помимо этого, он обязан выполнить упражнения творческого характера и решить математические задачи.

В последнее время в школе стала популярна новая форма обучения – семинары. Выступающие на семинарском занятии с докладами или рефератами должны качественно подготовиться.

В старших классах вводят систему зачетов. Ее суть заключается в том, что ученик должен повторить пройденный материал и одновременно привлечь дополнительную литературу к самостоятельному изучению.

Следует помнить – школа дает только основу науки. Она не может дать учащимся тех знаний, которые будут им необходимы в практической деятельности. И если кто-то из учеников может подумать, что ему хватит школьных знаний и больше не придется их совершенствовать, то стоит однозначно сказать, что он заблуждается.

Писарев Д.И. утверждал, что надо учиться в школе, и гораздо больше надо учиться при выходе из нее. Кроме того, второе учение по многим критериям (влиянию, результатам и др.) несоизмеримо важнее первого.

Что же заставляет людей двигаться вперед, работать над собой, увеличивать свои знания и расширять свои возможности? Ответ прост! В наше время наука и техника не стоят на месте, а производство непрерывно растет. В связи с чем просто необходимо развиваться и повышать свое самообразование. Объем знаний, необходимый каждому, с каждым годом увеличивается. По мнению ученых, знания, которыми владеет человечество, увеличиваются в два раза каждые 10 лет. В связи с этим любой специалист, неважно какими знаниями обладавший ранее, который хочет соответствовать современному уровню науки и техники, должен постоянно модифицировать свое самообразование.

Подводя черту, нужно сказать, что человек, вооруженный знаниями, делает богаче свой внутренний мир и приносит больше пользы окружающим его людям. Кроме того, сегодня просто невозможно найти свое место в жизни без дополнительных знаний. Т.е. самообразование одинаково необходимо «токарю и ученому, врачу и доярке, юноше, вступающему в жизнь, и ветерану, убеленному сединами».

Самообразование и саморазвитие

Известно, что саморазвитие включает в себя два направления работы над собой: самообразование и самовоспитание.

Самообразование – это целенаправленный и определенным образом организованный процесс приобретения необходимых в профессиональной деятельности знаний, формирования умений и навыков путем самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне него.

Данное определение имеет следующие признаки: во-первых, самообразование каким-то образом должно быть организовано и в этой связи предстает как некая система. Во-вторых, самообразование может рассматриваться как процесс, в котором ведущее место занимают мотивация (самомотивация) и используемые технологии получения знаний, умений и навыков. В-третьих, несмотря на то, что самообразование – процесс, характеризующийся большой степенью автономности, специалист, занимающийся самообразованием, для того, чтобы сделать этот процесс эффективней, должен активно общаться с другими людьми (коллегами, подчиненными, вышестоящими руководителями и т.д.). И, наконец, в-четвертых, организация и технологии самообразования могут обеспечить и фактически обеспечивают какой-то уровень знаний, умений и навыков.

Самовоспитание – целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков, даже помыслов.

Современная ситуация характеризуется тем, что все больше и больше людей во всем мире, стремятся продолжить свое образование и развитие и после окончания университета. В большей степени это стремление определено внешними обстоятельствами. Жизнь, в том числе и профессиональная, в наши дни, все более усложняется. Появляются новые технологии, новые принципы и методы, способы и средства решения профессиональных задач. Во все сферы профессиональной деятельности проникает информатика и информационные технологии. Чтобы овладеть этим, необходимы новые знания и навыки работы. Научно технический прогресс требует повышения общеобразовательного и профессионального уровня. С каждым днем усложняется и социальная жизнь. Переосмысливаются многие понятия, идет поиск новых решений вечных проблем. Происходит развитие политической жизни, демократических принципов и политического плюрализма, развиваются различные формы собственности, а новые приобретают межгосударственные связи. Все эти изменения нуждаются в осмыслении и оценке каждым. Это возможно лишь с помощью соответствующих систематизированных знаний и работы над собой.

Другой причиной стремления к обучению, как считают психологи, является присущее любому человеку стремление к самосовершенствованию, причем часто даже не осознанное.

Справедливости ради, необходимо отметить, что указанные выше причины не являются единственными. Любой человек, может начать процесс самообразования, мотивируясь иными потребностями. Вообще американский исследователь М. Ш. Ноулз группирует побуждения к самообразованию по 6 основным направлениям:

1. профессией и карьерой;

2. развитием собственной личности;

3. домашней и семейной жизнью;

4. использованием свободного времени;

5. здоровьем;

6. коллективной (общественной) жизнью.

Саморазвитие также имеет ряд своих достоинств и недостатков. Рассмотрим сначала достоинства:

1. нет четкой привязанности к графику, поэтому саморазвитием можно заниматься в любое свободное время и в любом месте, например в самолете, на даче, застряв в автомобильной пробке, дома перед сном и пр. В этом случае все зависит лишь от воли и ответственности;

2. самостоятельность при выборе содержания и методов обучения в зависимости от личностных особенностей, требований профессии и желания.

С другой стороны и имеет место существенные недостатки:

1. может быть затруднен доступ к необходимым источникам информации;

2. не всегда можно положиться на организованность, ответственность;

3. лимитировано установление обратной связи, то есть критической оценки результатов действий обучающегося;

4. очень часто из-за сложности предмета изучения необходима помощь квалифицированного специалиста.

Итак, социально-экономическая жизнь, научно-технический прогресс и личностные особенности мотивируют многих постоянно обучаться и развиваться в той или иной форме.

Саморазвитие менеджера

Это процесс осознанного целенаправленного развития себя как руководителя, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, компетенции в целом, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности. Данный процесс представляет собой единство следующих составляющих:

· личностного развития (личностного роста);

· интеллектуального развития;

· профессионального (квалификационного) развития;

· поддержания физического состояния (оздоровления).

В практическом плане о профессиональном развитии человека говорят в тех случаях, когда уровень его мастерства не просто как-то изменяется, а повышается на порядок. Почему у одних людей происходят такие изменения, а у других нет?

Профессиональное саморазвитие - это не массовое и даже не типичное явление, потому что не все обладают качествами, которые необходимы для целенаправленной работы над собой. Саморазвитие происходит только у тех, кто обладает необходимыми качествами, главными из которых являются:

Ø внутренняя мотивация на профессиональные задачи, достижение высоких результатов в их решении и мотивация на себя;

Ø способность к саморазвитию;

Ø понимание содержания и методических основ саморазвития.

Эффективность саморазвития менеджера зависит и от внешних факторов:

o организационных и социально-психологических условий профессиональной деятельности, в более широком контексте - от корпоративной культуры предприятия;

o доступности для него современных информационных систем, а также подготовленности к работе с ними;

o методического обеспечения условий профессионального развития.

Таким образом, для того, чтобы менеджер занимался саморазвитием, необходимо, чтобы у него были: внутренняя мотивация профессиональной деятельности и способность к саморазвитию.

При этом необходимы определенный уровень грамотности менеджера в вопросах и методах саморазвития, а также наличие указанных внешних организационно-методических условий.

Следует заметить, что не может быть саморазвития без стремления выполнять свои служебные функции эффективно и качественно. Поэтому первым диагностическим признаком саморазвивающегося менеджера является его отношение к работе.

Мотивированность на профессиональное развитие. Уровень активности профессионального развития определяется структурой мотивов трудовой деятельности менеджера. Если в этой структуре внутренние мотивы занимают доминирующие позиции или, еще лучше, один из них является ведущим мотивом, то это обеспечивает мотивированность менеджера на саморазвитие. Если же ведущим мотивом является один из внешних мотивов и в структуре мотивации менеджера на позициях доминирующих отсутствуют внутренние мотивы, можно говорить об отсутствии мотивированности на профессиональное саморазвитие, самосовершенствование.

Формирование мотивов и изменение структуры мотивации профессиональной деятельности - процесс сложный и длительный. Поэтому невозможно быстро сформировать у менеджера мотивированность на саморазвитие, если ее нет в структуре его мотивов. Наличие данной мотивации является одним из главных профессиональных качеств менеджера, способного самостоятельно сделать карьеру и добиться успеха в процессе преобразований.

Способности к саморазвитию. Развитие личности менеджера происходит благодаря разнообразию видов его деятельности и взаимодействию с другими людьми. Но наиболее активно оно происходит тогда, когда разносторонний профессионализм дополняется целенаправленным саморазвитием. Способностями к саморазвитию, так же, как и мотивированностью на него, обладают далеко не все менеджеры. Однако в отличие от мотивации способность к саморазвитию можно сформировать и развить достаточно быстро.

Основу способности к саморазвитию составляют умения:

видеть свои недостатки и ограничения;

анализировать их причины в собственной деятельности;

критически оценивать результаты своей работы, причем не только неудачи, но и особенно успехи.

Данные умения просты и понятны, но не все менеджеры обладают ими в достаточной мере, а сформировать их самостоятельно сложно. Поэтому для создания предпосылок саморазвития менеджеру необходимо пройти специальное обучение, объем которого индивидуален для каждого.

Игнорирование развития менеджеров, характерное для отечественных предприятий, приводит к тому, что способности к профессиональному самосовершенствованию большинства руководителей проходят длительный путь естественного созревания.

Наличие мотивации и способности к саморазвитию свидетельствует о том, что менеджер уже не нуждается во внешней опеке своего профессионального роста. Он сам способен сделать максимальные усилия для того, чтобы полностью реализовать свой внутренний потенциал профессионального развития и достичь успехов, соответствующих ему.

Только грамотный в этих вопросах менеджер может оценивать реальные возможности и выбирать правильное направление своего развития. Возможности отражаются в задачах развития, которые менеджер ставит перед собой. Задачи могут быть реальными или нереальными. Реальными они оказываются тогда, когда соответствуют имеющимся к данному моменту достижениям. Допустим, менеджер стоит на пятой ступеньке лестницы своего профессионального развития. Вполне реальным для него является следующий шаг на шестую ступеньку или даже на седьмую (при неординарных способностях и сверхусилиях). Если же менеджер, находясь на пятой ступеньке, думает, что он на седьмой, и пытается сразу шагнуть на десятую, то это свидетельствует о нереалистичности его действий. Например, не владея эффективными коммуникативными навыками, он не сможет научиться организовывать и эффективно управлять групповой деятельностью. Такой менеджер не понимает своих реальных возможностей. Неадекватная оценка своих профессиональных и человеческих качеств - путь к неврозу, а не к успеху в профессиональном росте.

Первое - формирование умений и качеств, которых у менеджера нет, но которые ему необходимы. Это, конечно, трудная задача, и без помощи консультантов, преподавателей и тренеров ее не решить. Но организованные усилия в этом направлении саморазвития могут дать наиболее заметный эффект.

Второе - развитие имеющихся положительных умений и качеств, которые можно усилить, если их совершенствовать целенаправленно. Это наиболее легкая задача, которую с успехом решают многие менеджеры без внешней помощи, конечно, из тех, кто ее осознает.

Третье - устранение недостатков и ограничений, снижающих эффективность деятельности менеджера и мешающих профессиональному росту. Это весьма трудная задача, для ее решения большинству менеджеров необходима помощь тренеров и консультантов.

Теоретически наиболее эффективен путь саморазвития, когда менеджер работает над собой сразу по трем направлениям. Но на практике такой путь осуществить невозможно. Работа в любом из этих направлений является сложной и психологически трудной задачей.

Условия совершенствования. Если задать вопрос директору какого-либо предприятия об условиях для саморазвития менеджеров, то скорее всего можно услышать в ответ: «А разве для этого нужны специальные условия? Ведь это саморазвитие. Кто хочет, тот и занимается. Для того чтобы совершенствоваться, менеджеру не нужны тренажеры, спортзал или какая-то аппаратура. Он может этим заниматься дома в кресле, на диване или на работе за столом». В действительности, конечно, все обстоит не так просто. Для саморазвития нужны и определенные условия, и определенные ресурсы. К двум наиболее важным группам условий относятся культурные и личностные, которые в известной мере взаимосвязаны.

Условие 1. Организационная культура в виде сложившихся традиций, норм и ценностных ориентации может стимулировать и поддерживать инициативу работников в самосовершенствовании, а может, напротив, ее полностью блокировать. Например, к первым относится инновационная культура, а ко вторым - бюрократическая.

Условие 2. Высшие руководители могут быть примером саморазвивающегося новатора, а также примером осторожного консерватора. Доминирующий стиль руководства компанией играет исключительно важную роль в этом вопросе. Если он стимулирует участие менеджеров в обсуждении проблем предприятия, поддерживает инициативу, демонстрирует заинтересованность в привлечении персонала к решению актуальных проблем, принципиально не отвергает риск и не возражает против критики традиционного порядка, создается благоприятная морально-психологическая среда для саморазвития.

Для решения данной задачи любому менеджеру важно также иметь некоторые ресурсы.

Первый из них - время для занятия саморазвитием. Второй ресурс - доступ к информации. Третий ресурс - методическая обеспеченность производственных условий, т. е. набор мероприятий, учебно-тренировочных технологий и обучающих программ, которые менеджер может использовать для своего профессионального развития. Речь идет не об обязательных для всех мероприятиях или курсах повышения квалификации, а о программах, которые предлагаются заинтересованным работникам компании. Менеджер, занимающийся самосовершенствованием, выбирает из предлагаемого набора только то, что считает для себя полезным и необходимым, что соответствует его потребностям и планам профессионального роста.

Создание условий и ресурсов для саморазвития, конечно, требует определенных, иногда значительных, финансовых затрат. Для руководителей, склонных экономить на персонале, следует заметить, что компания, в которой есть саморазвивающиеся менеджеры, имеет серьезный потенциал роста; компания, в которой количество таких менеджеров постоянно увеличивается, является перспективной; компания, в которой большинство менеджеров занимается самосовершенствованием, является уже обучающейся организацией. Поэтому создание организационных условий и ресурсов для саморазвития менеджеров представляет собой эффективную форму инвестирования компании в свое собственное развитие.

Заключение

Лаконичную, но скорее - символическую характеристику требований к менеджеру содержит одно из правил американского менеджмента - правило «7М». Согласно ему, менеджер должен обладать способностями, позволяющими ему отвечать за семь «М»: men (люди), method (методы), money (деньги), machines (машины), materials (материалы), marketing (сбыт), management (управление).

Итак, выше были охарактеризованы те свойства и характеристики личности менеджера, его профессиональных знаний и умений, которые являются факторами успешности управленческой деятельности и, следовательно, выступают в функции способностей к ней. Многие из этих качеств тесно взаимодействуют между собой, а их содержание как бы взаимопроникает друг в друга. Отсюда, в частности, повторы, дублирование качеств. В этом проявляется одна из наиболее общих особенностей структуры способностей - их нерядоположенность, несуммативность. Она обозначается понятием неаддитивности способностей.

В силу такого взаимодействия и комплексного характера управленческих способностей они не являются автономными друг от друга образованиями, а часто выступают как компоненты и даже средства реализации друг друга. Например, социабельность, будучи значимой сама по себе, является необходимым средством проявления и другой важной способности - доминантности, поскольку отношения доминирования невозможно установить вне широких и гибких межличностных взаимодействий. Независимость личности значимо коррелирует с интеллектом руководителя и использует его как одно из средств своего обеспечения. Однако и сам интеллект в целом является также отдельной - вполне самостоятельной способностью к управленческой деятельности. Теснота связи и степень взаимопроникновения управленческих способностей друг в друга выражена настолько, что к их структуре с полным правом можно применить выражение «все состоит из всего* - каждая отдельная способность, фактически, является эффектом объединения, конвергенции многих иных способностей и качеств личности.

Доброго времени суток, уважаемые читатели моего блога! Залогом успешного повышения своего мастерства является умение самостоятельно организовывать себе процесс обучения и получения новой информации. Это очень эффективно, и поэтому сегодня я решил поднять такую тему, как самообразование с чего начать план действий.

Плюсы самообразования

  • Расширяется круг знакомств, так как общение происходит с единомышленниками со всего мира, а это способствует развитию новых идей.
  • Знания человек получает на основе новой информации, актуальной в данное время в данном обществе.
  • Материал, подобранный для изучения, будет полностью соответствовать запросу. В институтах много лишних предметов, которые совсем не нужны для какой-то специфики, но при этом считаются базовыми. На это теряется время и ресурсы.
  • Это бесплатно. Максимум, внести символическую плату за пользование каким-либо ресурсом, хотя в просторах интернета очень много бесплатных ценных ссылок, сайтов и приложений.
  • Управление временем. Нет нужды подстраиваться под расписание какой-либо системы, не теряются минуты на дорогу и прочее. То есть, будет удобный индивидуальный график, с возможностью отвлекаться на форс-мажорные ситуации.
  • Выше уровень мотивации в силу того, что есть ценность и осознание вложенных усилий. В высших учебных заведениях роль мотиватора выполняют преподаватели, особенно когда оценивают уровень знаний. Поэтому фокус внимания смещается на них, и теряется ответственность за уровень полученного и усвоенного материала.
  • Возможность получать знания и опыт от лучших и успешных людей, готовый материал которых самостоятельно выбираешь. А не от преподавателей, которых уже по факту назначили вас чему-то научить, несмотря на отсутствие авторитета.

Виды

Что это такое, и какие плюсы у самообразования вы уже поняли, теперь хочу познакомить вас с его разновидностью:

  1. Бытовое. Научение чему-либо во время проведения досуга, либо для выполнения домашних обязанностей.
  2. Познавательное. Пополнение информации об окружающем мире.
  3. Самореализация. Развитие в себе интеллектуальных способностей, либо физической формы и выдержки, духовности и нравственности. О способах развития своей физической формы, вы можете
  4. Профессиональное. Повышение уровня квалификации, для того, чтобы достичь успеха и продвинуться в карьере и получить социальное признание и одобрение.

С чего начать, план действий


Программа у каждого индивидуальна, в зависимости от вида самообразования и целей. Но существует условно несколько общих пунктов, которые должны учитывать люди, решившие разработать собственный план.

  1. Учитывая то, что много важной и свежей информации поступает из других стран, стоит начать изучение английского языка. Он универсальный и на нем общается весь мир, поэтому, чтобы быть в курсе свежих новостей и идей – очень важно изучить.
  2. Должна быт постепенная проработка материалов. Не просто изучение абсолютно всей литературы по нужной теме, а отбор качественной информации.
  3. Развивайте в себе способность к самоорганизации, не позволяйте себе отвлекаться и расслабляться в специально выделенное время для обучения. Используйте каждые возможности, чтобы приняться за чтение. Даже во время дороги или в ожидании очереди организуйте себе продуктивное времяпрепровождение.
  4. Читайте сокращенные варианты популярных книг, это значительно сэкономит время.
  5. Общайтесь на форумах, ведь в беседе возникают гениальные идеи, налаживаются связи, закрепляется изученный материал и происходит обмен опытом. А также участвуйте в вебинарах, скайп-презентациях, тренингах и прочее.
  6. Используйте все методы для получения необходимой информации, в том числе и всякие онлайн курсы. Существует много онлайн-университетов, которые предлагают широкий выбор профессий совершенно бесплатно.
  7. Для того чтобы закрепить полученные знания и преобразовать их в умения и навыки, следует постоянно их применять, пробовать на практике. Тогда будет формироваться опыт, который запоминается намного лучше, чем просто теория.
  8. Улучшайте свою технику чтения, чтобы в максимально короткие сроки обрабатывать большое количество материала. На эту тему я публиковал статью, с ней вы можете ознакомиться по .
  9. Воспринимайте сложности и проблемы как шанс развития. Потому что именно тогда, пытаясь в чём-то разобраться, вы способны открыть истину для себя. Используйте не только специализированную литературу, но и поисковики, такие как Google и Yandex, чтобы найти ответы на свои вопросы.
  10. Распишите свои цели и сроки их реализации. Это позволит контролировать процесс обучения и замечать малейшие достижения. И составьте календарный план занятий, чтобы на каждый день присутствовал необходимый объём для обучения. О том ка достичь своей цели, мы с вами уже говорили, .

Заключение

На этом всё, уважаемый читатель! Не отвлекайтесь от цели, и помните, что с помощью упорного труда вы сможете реализовать свои мечты и добиться высот. Пока, пока.

Надоело тратить время на просмотр «котовидео» и прокручивание своей ленты новостей в Facebook? Если вы действительно устали от таких онлайн-занятий, предлагаем 17 сайтов, которые обогатят вас новыми знаниями и добавят полезной составляющей к досугу в интернете.

Современный мир перегружен информацией и нам приходится ежедневно, ежечасно и ежеминутно принимать решение о том, хотим ли мы это всё знать? Нужны ли нам эти данные? Если же расслабиться и выключить «фильтры», на нас обрушивается непрекращаемый поток информации. Ситуацию удачно охарактеризовал Чингиз Айтматов: «Желудок умнее мозга, потому что желудок умеет тошнить. Мозг же глотает любую дрянь».

Но время, проведённое онлайн, далеко не всегда пустое. Мы подготовили подборку сайтов, благодаря которым вы сможете продуктивно провести время и увеличить свой багаж знаний .

  1. Digital Photography School - Этот сайт представляет собой настоящий кладезь статей и лайфхаков о фотографии. Хотите улучшить фотографические навыки (даже если вы – новичок в этом деле) – обязательно просмотрите материалы. Также, на Digital Photography School можно присоединиться к действующему форуму фотографов.
  2. Duolingo - Отточите лингвистические навыки с помощью этой забавной, но захватывающей игры . Можно получить знания, ничуть не уступающие вузовским – совершенно бесплатно. Если же материалов сайта окажется недостаточно, есть великолепная база на BBC Languages .
  3. Factsie - Знали ли вы о том, что рогатые ящерицы могут стрелять кровью из своих слёзных канальцев? На этом сайте множество необычайно интересных исторических и научных фактов (со ссылками на источники). Узнать об удивительных сторонах нашей жизни также можно на сайте Today I Found Out .
  4. Freerice - Расширьте свой словарный запас и помогите голодающим (за каждый правильный ответ – 10 зёрен риса). Отличный способ выучить новые слова и начать гордиться собой (благотворительность, как известно, начинается с малого).
  5. Gibbon - «Сайт-хранилище», идеально подходит для обучения. Здесь вы сможете найти статьи, видео и аудио на самую различную тематику (от программирования iOS до правил написания новеллы).
  6. Instructables - С помощью интересных информативных видео можно узнать, как сделать что-нибудь из ненужного теннисного мяча или о том, как построить крепость на заднем дворе. Вы также можете представить свои творения остальными пользователями и зрителями. Мало? Тогда посетите eHow и узнайте что-то совершенно для себя новое: о готовке, декорировании, садоводстве, планировании семейного бюджета и т.д.
  7. Investopedia - Узнайте всё об инвестировании , маркетинге и персональном финансировании.
  8. Khan Academy - Здесь вы сможете не только просматривать полезные видео-уроки, но и опробовать их на практике, следя за статистикой обучения. Отличный метод углубиться в изучение интересующего вас вопроса или узнать что-либо новое. Для этих целей также подойдут следующие сайты:Udacity ,Coursera , AcademicEarth , Memrise и edX .
  9. Lifehacker - Здесь вы найдёте широкий ассортимент полезных советов и подсказок , касающихся самых разных тем.
  10. Lumosity - Тренируйте мозг с помощью весёлых, научно-разработанных игр . Вы можете создать персональную программу тренировки памяти и внимания и следить за своим прогрессом.
  11. Quora - Получайте ответы на вопросы от эрудированных людей или ищите их среди уже заданных (соответственно, уже отвеченных) вопросов: начиная с хакерской деятельности и заканчивая ТОП-10 самых диетических блюд.
  12. Recipe Puppy - Введите названия всех пищевых продуктов, которые есть на вашей кухне, и этот умнейший поисковик выдаст список рецептов с заданными ингредиентами . Узнаете, как приготовить обед легко и быстро, без предварительной закупки. Чтобы познакомиться с более широким списком рецептов, посетите сайт AllRecipes .
  13. Spreeder - Бесплатная онлайн-программа по скоростному чтению поможетулучшить навыки чтения и восприятия . Просто вставьте текст, который бы вы хотели прочесть, а Spreeder позаботится обо всём остальном.
  14. StackOverflow - Сайт по типу «вопрос-ответ», предназначенный для программистов . Вот ещё несколько ресурсов для изучения программирования:. Вы легко поднимете себе настроение, просмотрев пару занимательных видео. Можно узнать, что произойдёт если мир остановится, почему нам становится скучно, чем все люди похожи и т.д.

Надеемся, что эта подборка поможет продуктивно и весело проводить свободное онлайн-время, и никто (даже вы сами) не сможет упрекнуть вас в многочасовом и бессмысленном сидении у экрана.

Темы для будущих статей находят авторов сами — для этого бывает достаточно прожить день активно и пообщаться с другими людьми. Сегодня, беседуя с милым бухгалтером Татьяной из соседнего кабинета, мы затронули тему самообразования, что это такое, и во что может вылиться страсть к самообучению. Решили мы с Татьяной, что возможности самообразования сегодня огромные))

Понятно, что мы с ней не первые эту истину открыли, но придя домой, и открыв свою почту, я прочитала и увидела крик души, который для полной ясности привожу в оригинале:

Если подумать, сейчас столько возможностей для самообразования! Можно выучить самостоятельно любой язык, историю любой страны, географию, физику, химию — да что угодно. Все учебники есть онлайн, публикуются сборники научный статей с самыми передовыми разработками и открытиями, есть онлайн аудио-материалы — книги на оригинальных языках, радио-трансляции… Учись — не хочу! И почему-то действительно в основной массе не хотят. Странно.

Правильно говорят, что краткость — сестра таланта, в нескольких фразах раскрыта вся тема статьи. Казалось бы о чем еще писать? Поверьте, что мы настолько легкомысленно относимся к тем возможностям, которые есть в нашей жизни, а лучше сказать — пробегают мимо нашей жизни, так как мы на них не обращаем никакого внимания, — что впору уже задумываться об упущенных нами возможностях, и через какое-то время сожалеть об этом.

Посмотрите, сегодня практически у каждого есть компьютер с выходом в Интернет, но мы не используем и десятой доли тех возможностей, с помощью которых мы смогли бы улучшить свою жизнь. Вокруг все кажется обманом, лохотроном, недостойным того, чтобы этим занимались мы лично. Так ведь считает большинство?

Зато мы очень хорошо намотали на ус, и знаем, как нужно жаловаться на низкую зарплату, как поточить лясы в комментариях к статье о происходящих событиях в стране, как провести вечер, а то и день в шатаниях по социальным сетям и бессмысленному время провождению. Те возможности и перспективы, которые предоставляет нам сегодня Интернет, в связи с получением доступа к неограниченному потоку информации и сведений, могут помочь в повышении уровня собственного развития, и получении новых знаний и умений. Только не всем это по душе.

Скучно, кто-то обязательно скажет… А кто-то уже использует по максимуму то, что другим кажется занудством. И так как мы все очень разные, каждый по своему будет прав, и будет отстаивать именно свою точку зрения.

И все же, если я смогу хоть какое-либо маленькое зернышко посадить в «благодатную почву», я уверена в том, что изменения обязательно произойдут в каждом из нас, причем в лучшую сторону.

Возможности самообразования были всегда

Возможности для самообразования были всегда: вспомните, в школе нам всегда задавали домашние задания, студентам приходилось и приходится добывать дополнительные знания по ходу теоретического обучения в учебных заведениях, давным-давно совершенно нормальным было записаться в какой-нибудь кружок или секцию, и раскрывать свои таланты один за другим. Все это было бесплатно, или требовало не таких больших денег, как сегодня.

Да, сегодня труднее и сложнее, чем раньше… А знаете ли вы, что трудности закаляют и делают наш характер тверже? С чего вдруг нужно считать, что заплатив деньги, и отдав себя или своего ребенка в музыкальную школу, мы обязательно должны в ней учиться до самой пенсии? А если это не то, что нам казалось призванием всей нашей жизни? Как быть?

Пробовать и идти дальше. Но для начала нужно постараться определить свои сильные и слабые стороны, хороший способ я описала в статье , для того, чтобы путешествие не затянулось по времени, и не стало затратным по деньгам. После определения своих сильных сторон, возьмите две-три сферы, в которых вам интересно и уютно. И начинайте изучать.

То есть, самостоятельно можно осваивать, как новые для себя направления, так и те, которые подзабыты вами со временем, или если вы понимаете, что на рабочем месте карьерного роста не видать, можно развивать себя в рамках своей профессии. Поэтому давайте вместе подумаем, чему можно научить себя самостоятельно:

Здоровье и здоровый образ жизни

Так как современный человек должен сегодня обладать целым рядом определенных достоинств, навыков и умений, то можно начать с самого себя, тем самым улучшив мнение окружающих о себе и подкрепив свою уверенность в своих силах. Можно увеличить количество своих знаний о здоровом образе жизни, заняться спортом, найти единомышленников в сети, и вместе с ними обсуждать достигнутые результаты. Огромное количество дельных советов можно найти о том, как уметь стильно одеваться и красиво выглядеть. Найдите такую информацию, если вы поймете, что это именно то, что вам нужно.

Ораторское мастерство

Для того, чтобы улучшить коммуникативные навыки, можно поработать над своим мастерством в произношении. Пройдите курс ораторского мастерства, это значительно увеличит ваш вес в кллективе и повысит вашу ценность в глазах руководства. А для начала возьмите 45 поговорок единым текстом (читать вслух).
Сохраните себе, чтобы не забыть..

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга - бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех - не смех - не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, — вот и не до бомбардира ворам было, и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова - не вместились все дрова, и два дровосека, два- дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки- скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька же - Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки - аккурат в медовик, но ей не до медовика - Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, — перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола - Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что - вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа - ужата, а у ежа- ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, — о всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин - зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка - не пытка.

Научись печатать быстро

Эффективность вашей работы, особенно если вам приходится печатать на компьютере, повысит прохождение курса слепой печати на клавиатуре. Перечитайте об этом способе обучения в статье На самом деле, сложного ничего нет. Если в двух словах, то скачайте с официального сайта (ссылка в статье) программу, установите себе на компьютер, и проходите 10 или 11 уроков бесплатно. Затем оплатите Шахиджаняну 200 или 300 рублей на сотовый телефон, и тренируйтесь еще 90 уроков подряд. Курс настолько захватывающий, что помню, я печатала ночами, чтобы продвинуться дальше. Честно сказать, продвигалось все с трудом, так как допустив 3 ошибки, приходилось перепечатывать текст заново, а с каждым уроком тексты становились все длиннее и длиннее. Но это так увлекательно — напечатать лучше, чем другие, или чем ты вчера! Завидую тем, кто еще только будет учиться.

Второе высшее образование

Используя возможности Интернета, можно получить второе или дополнительное высшее образование. делает невозможное — учит нас на расстоянии. Вот где придется попотеть самостоятельно — знаем же, что в Интернете списывать не получиться, придется ломать свою голову.

Книги

Книги, электронные книги, электронные журналы… Отличный источник знаний — мы всегда обращаемся к книгам, когда есть потребность и необходимость. В сети, кстати, совсем недорого можно покупать понравившиеся книги, можно зайти на Озон, и посмотреть каталог. Посмотрите, что читают те люди, которые вам нравятся, на кого хотелось бы равняться.

Финансовая грамотность

Странно, почему люди всегда так тщательно считают деньги на своей работе, и совершенно не делают этого в домашней бухгалтерии? Да и бухгалтерия, как таковая, может вообще отсутствовать дома. Возьмите тетрадку, расчертите в ней колонки: дата, приход, расход, наименование, остаток — и будет вам счастье! Вы наконец-то узнаете, сколько денег в месяц вы тратите на питание, или на другие статьи расходов, и сможете сделать соответствующие выводы. Поучаствуйте в вебинарах разных авторов, сравните, пополните свои знания о том, как стать финансово грамотным человеком — в школе этому не учат. Не пускайте бедность в свою жизнь — учитесь считать.

Дополнительные навыки

Это будет все то, что именно вы считаете дополнительным, например, вы талантливо пишите статьи, а фотографии оптимизировать совершенно не умеете. Научитесь, и имея дополнительные навыки, вы будете иметь возможность дополнительного дохода. Для тех, кто хочет обучиться какому-либо ремеслу (вязание, вышивка, кулинария, кондитерское искусство) — в сети есть огромное количество интересных людей и курсов, которые будут незаменимым источником информации для получения эффективного результата. Найдите в сети примеры, где опытные мастера с успехом продают свои работы, и вы увидите, что спрос пока превышает предложение. В качестве примера могу привести Нелли Федосенко, она всегда очень интересно пишет о новых идеях бизнеса, наверняка для кого-то из вас ее рассылка станет источником воодушевления и новых идей.

Новая профессия

Бывает, что профессия, как говорится, приелась, и хочется чего-то новенького. Посмотрите, как другие люди умеют зарабатывать деньги, используя свое время в сети и в социальных сетях. , например профессию контент-менеджера, или администратора социальных сетей, и приносите ощутимую пользу не только другим людям, но и себе в качестве финансовой выгоды.

Учи других!

Наверняка вы хорошо знаете то, что не знают другие люди. Возможно, вы опытный бухгалтер, или опытный юрист, и умеете переводить на русский язык законы и объяснять, как поступить в той или иной сложной ситуации. Возможно, что вы умеете лучше других не только хорошо делать ремонт, но и объяснить, как можно, например, поклеить обои правильно. Создайте свой сайт, делитесь с людьми полезной и бесплатной информацией, и по скайпу проводите платные консультации. Если вы расположите к себе людей, и убедите других в том, что вы компетентный специалист, то от клиентов не будет отбоя. Используйте эту возможность, не упускайте ее.

Иностранные языки

Наверное, только в России большинство ее граждан знают всего один язык — родной. А между тем, изучить иностранный язык через интернет вполне реально — нужно только захотеть и сделать. Найдите себе такого учителя, у которого вам бы хотелось учиться. Сегодня обучаться иностранному языку несложно: к нашим услугам — широкие возможности текстовой информации, аудио и видео, было бы желание. Поразите себя, своих родных и друзей своими способностями в изучении иностранного языка.

Сильные стороны — это те стороны, которые приносят деньги

Как-то я прочитала хорошую фразу:

Сильные стороны — это те стороны, которые приносят деньги.

Несомненно, к этому нужно стремиться, так как взрослого человека зачастую мотивируют довольно прозаические вещи. И тем не менее, понимая, что возможности самообразования безграничны, оставаться за бортом происходящих процессов придется многим не по вкусу. Если есть интерес, и человек думает о том, как применить полученные знания, то самообразование начинает работать. А если он находит сочетание самообразования со своими глубинными творческими программами, то получается уникальный специалист.

Подписаться

Я согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с

Сегодня в этой статье я хотел бы поговорить про важную деталь, которая называется – САМООБРАЗОВАНИЕ. Почему я считаю, что самообразование очень важная деталь в нашей современной жизни? Да потому что многие люди без самообразования начинают деградировать. Для начала я Вам расскажу, что такое самообразование, потом приведу серьезные аргументы, которые должны Вас заставить время от времени заниматься самообразованием.

Что такое самообразование?

Самообразование – что это такое? Я жду от Вас ответа!!! Не получается ответить? Тогда прочтите мое определение. Самообразование – это самостоятельное обучение в конкретной области для получения необходимых навыков и знаний. Самообразование – это один из видов и . Поскольку термин «самообразование» происходит от слова «само» , то становится понятно, что человек проявляет личный интерес к каким-либо знаниям и навыкам.

Понятно, что для самообразования необходимо желание, а чтобы желание возникло, необходим интерес, а интерес возникает тогда, когда человек видит собственную выгоду. Самообразование это как самостоятельная работа над собой. Для того чтобы добиться значимых результатов в какой-либо области – необходимо заниматься самостоятельно. Самостоятельная работа должна занимать как минимум 80-90%. Процесс самообразования представлен на картинке снизу.

Для наглядности я приведу конкретные примеры. Ваня стать классным танцором, и для этого он записался в танцевальную школу, название которой «Cool Dancer» . Без разницы какой стиль он выбрал – hip-hop или popping. Его решение – стать классным танцором. Он посещает школу «Cool Dancer» три раза в неделю по два часа, то есть в неделю это составляет шесть часов.

И как Вы считаете, станет ли Ваня супер танцором через семь лет, занимаясь в школе «Cool Dancer» всего лишь 6 часов в неделю? За семь лет это будет 2190 часов без пропусков. Я уверен, что он многому научится, но очуменным танцором навряд ли ему удастся стать. Чтобы стать профи, по закону одного знаменитого человека, необходимо отзаниматься 10 000 часов. За десять лет такое возможно, если каждый день заниматься какой-либо деятельностью по 2,5-3 часа в день.

А чтобы столько часов набрать – необходима самостоятельная работа или самообразование. Для этого без не обойтись.

Другой пример с самообразованием. Тот же самый Ваня решил . Для этого он пошел по старому пути – записался в школу английского языка, где ему рассказывают об основных правилах и временах этого языка. Занятия в школе проводится два раза в неделю по два часа, то есть всего лишь четыре часа в неделю. Вау, как это ничтожно мало!!!

И как Вы считаете, Ваня заговорит на английском языке через три года, исключительно занимаясь четыре часа в неделю под руководством учителей? Да, если только за это время его молнией не ударит, и он не начнет говорить на всех языках мира. Ну или пришельцы похитят после чего он заговорит только на английском языке.

Конечно это невозможно, ведь самообразование – это 90% труда. Но человек забывает об этом. Он думает, если я записался в школу танцев или английского языка, значит, мне нужно просто ходить на занятия и все придет: я научусь танцевать и говорить на английском языке. Мне бы тоже хотелось того же, но я не могу не замечать, как люди что были на 0 уровне до прихода куда-либо, что остались. Такое случается из-за отсутствия самостоятельной работы или самообразования.

Важность самообразования

Чтобы достичь успехов в танцах или в иностранном языке, разумеется, необходима самостоятельная работа. Для танцев это самостоятельная работа над своим стилем, оттачивание изученных приемов, попадание в ритм музыки и так далее. Для успешного изучения иностранного языка необходимо пополнять словарный запас, самостоятельная письменная работа, постоянное общение с носителями языка. Это понятно, да вот только кто бы все это сделал за нас, а мы бы получили прогресс???

Вот и получается, что без самообразования человек растет сверх медленно. Чтобы такого не было, обязательно должна присутствовать позитивная мотивация. Человек обязательно должен видеть конечный результат своего .

Возьмем меня. Я хожу на танцы, но самостоятельно я не тренируюсь, так как у меня нет цели стать очуменным танцором. Я хожу на занятия и то не всегда. Так же я изучаю английский язык. Здесь совсем другой случай. Я точно знаю, что он мне позарез необходим и поэтому я еще дома занимаюсь по несколько часов в день. Да я от переводчика не отхожу. Плюс я создал англоязычный сайт – http://www.worldmagik.com для того, чтобы приятное с полезным сочетать. Во втором случае самообразование присутствует, в первом случае напрочь отсутствует. Понятно, что на английском языке я когда-нибудь заговорю, а крутым денсером (танцором от анг. dancer) не стану. Теперь Вы понимаете, какую важную роль играет самообразование и самостоятельная работа?

Чтобы человек занимался самостоятельно, конечно же нужно желание. Если человека заставляют делать что-либо принужденно, а он сам того не хочет, тогда ничего не выйдет. Человек должен сам понимать, зачем ему это надо. Пинки под зад не помогут, я это точно знаю.

Самая лучшая для самообразования это конечно же занятие любимым делом. У меня есть знакомый – теска, который любит играть на рояле. Он каждый день сам занимается по три часа в день, плюс два раза в неделю посещает занятия сольфеджио. Сольфеджио – это очень скучно, но для него это нормально. Так же он сам в интернете ищет композиции и пытается их играть. То есть процесс самообразования есть, причем добровольный. Честно говоря, самообразование – это всегда добровольный процесс.

Понятно, что если человек не развивается, то тогда он деградирует. Если цветок не растет, он вянет. Многие люди после окончания ВУЗов перестают свое развитие. Они устраиваются на работу и перестают думать о своем личном развитии. Так уж у нас заведено.

Чтобы такого не допустить – найдите свою цель и думайте о том, как ее достичь. Тогда и самообразование будет и и результаты. Я искренне Вам этого желаю.

Самообразование

Нравится