Меню
Бесплатно
Главная  /  Слизь в носу  /  Конспект урока по русскому языку. Урок словарной работы «Дни недели. Аннотация к презентации

Конспект урока по русскому языку. Урок словарной работы «Дни недели. Аннотация к презентации

Методическая разработка урока-путешествия в 5 классе,

посвященного Дню русского языка.

Цель:

расширить кругозор, познакомившись с истоками русской письменности.

Задачи:

1) познакомить с житием святых Мефодия и Кирилла;

2) формировать уважительное отношение к родным истокам, русскому языку;

3) развивать познавательный интерес к истории родного языка.

Тип урока: комбинированный, интегрированный

Предварительная работа:

1) Составить историческую справку о Кирилле и Мефодии, стоявших у истоков славянской письменности.

3) Подготовить раздаточный материал

4) Подготовить сообщения (ученики)

Содержание урока:

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

(А. Куприн)

Как материал словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.

(А.С. Пушкин)

Просвещение славян – одно из важнейших свершений 9 века, оно неразрывно связано с изобретением славянского письма и с приобщением славян к культурному достоянию греческой образованности и духовной жизни. А осуществилось оно в результате деятельности двух солунских братьев, Константина-Кирилла и Мефодия, ставших для славянских народов апостолами и учителями.


Историческая справка.

Сообщения учеников:

А) Родились Кирилл и Мефодий в начале 9 века в г. Солуни Византийской империи на берегу Эгейского моря. Отец их был болгарин, а мать - гречанка.

Б) Младший Кирилл с детства любил языки и чтение, был одарённым мальчиком. В 14 лет он учился при дворе императора Михаила в Царьграде, удивляя всех талантом и трудолюбием.

В) За 3 месяца Кирилл изучил грамматику, потом занялся геометрией, диалектикой, философией, увлёкся арифметикой, астрономией, музыкой. За великий ум его прозвали философом.

Г) Он знал 5 языков: славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский, поэтому свободно читал книги всех мировых религий. А научиться говорить на этих языках он смог, работая библиотекарем.

Д) А первая библиотека на Руси была создана Ярославом Мудрым, который приказал детей «учите книгами»


И когда царь Михаил послал Кирилла в Моравию, тот поехал, но с условием, что говорить он там будет только на родном языке - славянском. Очень хотели братья создать славянскую письменность. И вот начался их великий гражданский подвиг.

Давайте поговорим о том, что же такое подвиг. (работаем в тетрадях)

Подвиг - это великий труд.

(На слайде изображена таблица, из каждой части которой нужно выписать глаголы).

Что сделали Кирилл и Мефодий?

Что ещё надо было сделать?

Что мешало?

Изучили русские письмена

Убедить людей в том, что им нужна эта азбука

Их не понимали

Услышали звуки славянской речи

Научить пользоваться ею

Им не помогали

Составили для славян особую азбуку

Открыть школы

Им препятствовали во всём

Перевели священные книги на славянский язык

Создать буквари

Их преследовали

Подготовить учителей

Кирилл не выдержал всего этого и умер, когда ему исполнилось всего 42 года. Его дело продолжил брат Мефодий. Они добились своего, научили славян своей письменности.

Посчитайте, сколько же мы нашли глаголов, которые показали нам действия Кирилла и Мефодия? (9 )

А сколько тех глаголов, которые показали противодействие их врагов ? (4)

Кто же победил? (великие просветители)

Поэтому теперь и есть у нас письменность. Поэтому и помним мы подвиг Кирилла и Мефодия во имя знания.


Поэт Розенгейм написал «Гимн Кириллу и Мефодию, просветителям славян»

Слава вам, братья, славян просветители,

Церкви славянской святые отцы!

Слава вам, Правды Христовой Учители ,

Слава вам, грамоты нашей творцы!

Работа в тетрадях

Спишите текст. Подчеркните те слова, которые показывают нам отношение автора к Кириллу и Мефодию. Выполните фонетический разбор выделенного слова.

Люди полюбили свою азбуку, уважали тех, кто понял её и мог читать. А те, кто мог и писать, любовно украшали искусными орнаментами заглавные буквы начала текста. От тех далёких времён и сохранилось выражение «красная строка». Это были чудо – буквы.

Людей, которые могли рисовать гусиными или лебедиными остро заточенными перьями, называли художниками-изографами. Чтобы красиво нарисовать заголовок или начальную букву, использовали киноварь – это краска из ртути и серы- получался красный цвет. При разукрашивании можно было добавлять зелёный и голубой цвета, а в особенно дорогих книгах буквы прописывались «золотом», т.е. жёлтым цветом.

Перед вами лежат листы с буквами, сейчас я предлагаю всем поработать изографами и нарисовать одну из букв алфавита (рисуем) что же у нас получилось. (Буквы крепим на доску). На доске сложили фразу «И зазвучало слово!»



А теперь посмотрим,

Вопросы к классу:

Так как же можно назвать труд просветителей Кирилла и Мефодия за то, что мы можем говорить и писать? (Подвиг)

Чтобы у нас получилось такое красивое предложение, что мы с вами делали? (Трудились)

И труд этот подарил нам счастье чего? (Познания)

Афоризмы о русском языке:

Давайте объясним каждое высказывание (фронтальная работа)

Береги свойства собственного своего языка, ибо то, что любим в стиле латинском, французском или немецком, смеху достойно иногда бывает в русском.

М. Ломоносов

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.

В. Белинский

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. Куприн

Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.

Ф.М. Достоевский

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

Н. В. Гоголь

Закрепление материала (викторина):

1. Кто создал 1-ю славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2. В каком веке родились братья Кирилл и Мефодий? (в 9 веке)

3. Сколько языков знал Кирилл? (5 языков)

4. Кем создана 1-я библиотека на Руси? (Ярослав Мудрый)

5. Чем писали книги в древности? (гусиными и лебедиными перьями)

6. Какую краску использовали для заглавных букв? (киноварь)

7. Почему азбука называется азбукой? (по названию её первых букв)

8. Как называли людей, которые могли рисовать гусиными и лебедиными перьями? (художниками-изографами)

9. В каком возрасте умер Кирилл? (42 года)

10. Какое прозвище было у Кирилла? (философ)

Итог урока:

Понравился ли вам сегодняшний урок? Подведем итог урока.

Рефлексия

УЗНАЛ(А)

ЗАПОМНИЛ(А)

СДЕЛАЛ(А) ВЫВОД

Вывод по уроку:

Сегодня на уроке мы познакомились с истоками возникновения славянской письменности и узнали о создателях её и с приобщением славян к культурному достоянию греческой образованности и духовной жизни. Убедились, что русский язык действительно имеет неоспоримое превосходство над другими языками.

Домашнее задание:

Вы узнали о создателях славянской письменности и азбуки братьях Кирилле и Мефодии. А к следующему уроку подготовьте сообщение о создателе первой библиотеки Ярославе Мудром. И попробуйте изобразить его.

Всем спасибо за отличную работу и активность.

Климанова Алина Владимировна – преподаватель русского языка и литературы МБОУ СОШ №34 пгт. Джубга муниципального образования Туапсинский район; в 2013 году окончила Ейский педагогический колледж по специальности – «преподавание в начальных классах»; в настоящее время – студентка Адыгейского государственного университета по специальности – «филология».

На уроке ребятам рассказывается о том, что с 21 февраля 2000 года отмечается день родного языка. Урок проводится в интересной игровой форме, при этом происходит закрепление и контроль ранее полученных учащимися знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4

Г. Апшеронска Краснодарского края

Учитель начальных классов

Неволина О.В.

Конспект урока русского языка в 3 классе

По теме: «Международный день родного языка».

Цели: формирование бережного отношения к родному языку, воспитывать любовь к русскому языку; развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; совершенствование знаний о частях речи.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Сегодня у нас необычный урок. Он будет посвящен международному дню родного языка.

  1. Работа по теме урока.
  1. Разговор о языке.

Международный день родного языка был провозглашен ЮНЕСКО в 1999 году и отмечается 21 февраля с 2000 года. (слайд)

В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках. «Великими языками» принято называть китайский, индийский, английский – ими пользуются наибольшее количество людей. За ними следуют немецкий, французский, испанский, португальский, японский, арабский и, конечно, русский. Заниматься языком очень интересно и увлекательно.

В истории русского народа есть пословица: «Встречают по одежке – провожают по уму». Она говорит нам, что важен не только внешний вид, но и то, что человек думает и говорит. Один мудрец сказал: «Подобно тому, как крепость глиняной посуды проверяют по звону, человека проверяют, по словам, которые, изрекают его уста».

Приведу вам интересный пример. Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом. Однажды его хозяин велел ему приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и сделал из них три блюда. Хозяину Эзоп сказал: «А что может быть лучше языка на свете?» В другой раз после распоряжения купить самое худшее, Эзоп опять купил языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать войну.

1-й чтец

Не счесть на земле языков и наречий,

Они существуют, наверное, вечно.

Но нам всех дороже наш русский язык,

И каждый из нас к нему с детства привык.

2-й чтец

Но вот незадача, мы русские, вроде,

Однако чего не услышишь в народе:

Слова искажают, коверкают речь.

Мы вас попытаемся предостеречь.

3-й чтец

Не – тама, а там, и не здеся, а здесь,

Однако, приятель, ошибок не счесть.

А выс о ко, глуб о ко, что за дела?

Дела, я скажу вам, как сажа бела!

1-й чтец

Ты русский иль чукча? Тогда, если можно,

Расставь ударения, это не сложно.

Дос у г, а не д о суг, звон и т, а не зв о нит.

Ошибки повсюду: и в школе, и дома.

Там о жня, ход а тайство и катал о г –

Запомни и выучи их назубок.

2-й чтец

На русском писали Достоевский и Горький,

Тургенев, Есенин, Толстой и не только.

Ты будь с языком осторожней, мой друг

И вслушайся в речи друзей и подруг.

3-й чтец

Вы чё, блин, в натуре, достали, бакланы,

Мне ваши уроки, блин, по барабану.

Я перец крутой, и базар мой, что надо.

Ребята, ведь это всего лишь бравада!

1-й чтец

Не бросай свои слова на ветер,

Будь за каждое слово в ответе!

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь!

Эту пословицу с детства ты знаешь!

2-й чтец

«Знай же цену каждому слову!», -

Мы повторяем снова и снова!

Учи! Почитай наш великий язык!

Ведь русский язык и могуч и велик!

(слайд)

А что говорили о русском языке выдающиеся русские и зарубежные писатели:

«Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Тургенев И.С.

«О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык», – И.С.Тургенев.

«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий, живой», – считал Л.Н.Толстой.

«Это прекраснейший из всех европейских языков», –писал классик французской литературы Простер Мериме.

«Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения».

Белинский В.Г.

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Куприн А.И.

  1. Что такое слово.

Как известно наша речь состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из слов. Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире и самому себе. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть.

Всему название дано – и зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, – означено словами.

1-й ученик

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно продать и предать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

2-й ученик

Каждое слово имеет свой вкус.

Одни слова – горьки, как полынь.

Другие – слаще абхазских дынь.

Есть слова, как приправы у горцев,

А есть еще и такие слова,

Что морской воды солоней и горше.

Есть и безвкусные, как трава.

Всякие есть у людей слова.

Я приглашаю вас отправиться в путешествие по стране языкознания.

Итак, начинаем наш турнир.

Сегодня ждут вас старые друзья, узнает каждый их – и вы, и я!

  1. Имя существительное.

Давно живу я в мире этом, даю названия предметам.

(Имя существительное)

Конкурс «Поймай слово»

Я буду называть слова, а вы их будете ловить, т.е. записывать. Девочки – существительные женского рода, а мальчики – мужского рода.

Плащ, стриж, ночь, тишь, лещ, помощь, грач, врач, дочь, шалаш, печь, мяч, речь, ложь, уж, вещь.

Конкурс «Отгадай слово» (слайд)

Корень из слова СКАЗКА.

Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК.

Приставка в слове РАСХОД.

Окончание в слове ДОМ.

(рассказчик)

Корень в слове СНЕЖИНКА.

Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ.

Суффикс в слове ЛЕСНИК.

Окончание в слове СТОЛ.

(подснежник)

Конкурс «Ласковый»

Я буду говорить слово, а вы будете превращать его в ласковое, приятное.

Мама (мамочка) , солнце (солнышко) , брат, кошка, птица, дочка, замок, карандаш.

  1. Имя прилагательное.

Даю я признаки предметам – они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь, меня вам надо знать, беречь!

(Имя прилагательное)

Конкурс «Опиши игрушку» (слайд)

Учитель показывает на слайде предметы. Задание: написать как можно больше прилагательных, описывающих предмет.

  1. Глаголы.

Что для меня предметы – лишь названья,

А я приду – все в действие придет.

(Глагол)

Конкурс «Скажи наоборот»

Скажу я слово высоко, а ты ответишь … (низко).

Скажу я слово далеко, а ты ответишь … (близко).

Скажу я слово трус, ответишь ты … (храбрец).

Теперь начало я скажу, ответишь ты … (конец).

Открыть, лечь, плакать, уходить, говорить, найти, выбежать, заснуть.

Конкурс «Замени одним глаголом»

Дать стрекоча – (убежать) , чесать языки – (болтать) , водить за нос – (обманывать) , прикусить язык – (замолчать) , зарубить на носу – (запомнить) , падать с ног – (устать) .

  1. Местоимение.

Я о себе такого мнения: огромна роль моя.

Я делу отдаюсь сполна, я заменяю имена.

(Местоимение)

Сколько личных местоимений в слове «семья»? (семь – я)

Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (тык – ва)

Первый слог – личное местоимение, второй – тоже, что несчастье. Вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (я – беда)

  1. Итог урока.

Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали и, надеюсь, узнали для себя что-то новое и интересное. (слайд)

Если ты хочешь судьбу переспорить, если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре, – выучи русский язык. https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

дос у г звон и т ход а тайство там о жня катал о г

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Куприн А.И. «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения». Белинский В.Г. «Это прекраснейший из всех европейских языков» , –писал классик французской литературы Простер Мериме.

сказка извозчик дом расход рас сказ чик

снежинка подъезжал стол лесник под снеж ник

Если ты хочешь судьбу переспорить, если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре, – выучи русский язык. Он твой наставник, великий, могучий, он переводчик, он проводник, Если штурмуешь познания кручи, – выучи русский язык!

Спасибо! Урок закончен!


Цель:

Развивать монологическую речь, совершенствовать навыки диалогической речи.

Упражнять в подборе синонимов, антонимов толковании слов, понимании переносного смысла пословиц, разгадывании.

Упражнять в использовании в речи разнообразных грамматических конструкций.

Упражнять детей в звуковом анализе слов закреплять зрительный образ букв. Упражнять в чтении слогов/

Воспитывать любовь к своей стране, городу, месту, где родился, русскому языку

Воспитывать навыки учебной деятельности.

Ход занятия.

Вос-ль: Сегодня с вами поиграем в игру «Поле чудес».

Вот колесо, на нём вместо очков картинки, на доске слово, которое нам предстоит разгадать.

Вращаем барабан, когда стрелка остановится на какой-нибудь картинке, определяем первый звук и если определили правильно, то открываем букву в слове.

Правила понятны?

Тогда встречайте первую тройку игроков (называю имена).

Дети вращают барабан, определяют первый звук (если первый участник называет звук, то другие участники называют другие слова с этим звуком).

Если выпадет картинка, на которой изображены игрушки, то значит пришла пора игры.

в-ль: пришла пора поиграть нам детвора!

Игра «Бабочки и цветы»

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся.

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

У детей в руках бабочки на ниточках, на полу разложены цветы, в середине которых картинка (буква, слог) .

Дети под музыку летают вокруг цветов, когда музыка останавливается, бабочки садятся на цветок и дети определяют первый, последний звук в слове (букву, слог по указанию воспитателя) и придумывают новые слова.

Когда разгадают слово «Россия» воспитатель задаёт вопросы:

Как вы думаете, почему загадали это слово?

Что такое Россия?

Что мы можем рассказать о России?

Какая наша страна?

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.


Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.


Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
(Г. Ладонщиков)

Давайте составим предложения со словом Россия (из 2 и 3-ёх слов)

Могучая Россия.

Славная Россия.

Красивая Россия.

Любимая Россия.

Я люблю Россию.

Моя любимая Россия. Я люблю Россию. я живу в России т. д.

назовите первое слово, второе, третье.

Россия для многих из вас это страна, в которой мы родились и страна, в которой мы с вами живём.

какие пословицы о родине вы знаете?

родина-мать, умей за неё постоять.

воспитатель или ребёнок читает стихотворение:

Россия…как из песни слов,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей!

За ум, за подвиги святые.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть!

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом Русь!

Ребята, на каком языке мы с вами говорим?

Как вы думаете, почему он называется русским?

А на каком языке говорят:

украинцы - украинском.

белорусы - белорусском.

поляки - польском.

немцы - немецком, и т.д.

Пословицы и поговорки о языке:

языком не спеши, спеши делом.

язык до Киева доведёт.

слушай больше, а говори меньше.

говорит, как ручеёк журчит.

Игра «Подбери слово»

российский…(герб, флаг, дом, гимн)

русский…(народ, язык, холод. мороз, дом, дух,)

слово язык имеет несколько значений, какие?

язык у нас во рту, язык пламени, язык в колоколе.

есть такая пословица: без языка и колокол нем.

какие ещё есть слова, которые имеют несколько значений (ключ, очки, коса…)

В русском языке есть слова синонимы слова,которые обозначают одно и тоже.

например:

большой - огромный, громадный.

плакать – реветь, хныкать, рыдать.

Игра «Подбери синоним»

смелый – храбрый, мужественный,

смеяться-хохотать,

грустный - скучный, невесёлый, хмурый.

есть другая игра и другие слова, вам эти слова знакомы. Антонимы - слова с противоположным значением. Сегодня вы научитесь сами составлять пары слов:

Игра «Слова наоборот»

холодно - тепло

день-ночь.

хорошо - плохо.

длинный - короткий и т.д.

Ребята, а загадки вы знаете?

Послушайте я вам загадаю (о книге, родине)

хоть не шляпа, а с полями,
не цветок, а с корешком,
разговаривает с нами
всем понятным языком.
(книга)

Сама мала,
а ума придала.
(книга)

Страну чудес откроем мы
и встретимся с героями
в строчках
на листочках,
где станции на точках.
(книга)

Не куст, а с листочками,
не рубашка, а сшита,
не человек, а рассказывает.
(книга)

Говорит она беззвучно,
а понятно и не скучно,
ты беседуй чаще с ней –
станешь вчетверо умней.
(книга)

Не дерево, а с листами,
не рубашка, а сшита,
не растение, а с корешком,
не человек, а с разумом.
(книга)

Поселились мудрецы
в застекленные дворцы,
в тишине наедине
открывают тайны мне.
(книги)

Молодцы, сегодня мы с вами научимся составлять загадки.

Игра «Опиши, мы отгадаем»

(Дети составляют загадки: можно по картинкам,которые раздаёт воспитатель, можно без картинок)

Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.

Любите свою родину свой язык и свой народ!

Жура - жура -журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил.

Крылья, ноги натрудил,

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края.

(П.Воронько)

И всегда живите в мире и согласии с людьми другой национальности и помните, что наша страна многонациональная.Люди между собой говорят на родном языке, а русский язык- язык межнационального общения,он нас всех объединяет и сближает.

Лучшая на свете.

российский край, моя земля,
родимые просторы!
у нас и реки, и поля,
моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг.
сады цветут на юге.
на севере снега вокруг –
там холода и вьюги.

В Москве ложатся спать сейчас,
луна глядит в оконце.
дальневосточник в тот же час
встаёт, встречая солнце.

Российский край, как ты велик!
с границы до границы
и скорый поезд напрямик
в неделю не домчится.

Звучат по радио слова –
им дальний путь не труден.
знакомый голос твой, Москва,
повсюду слышен людям.

И рады мы всегда вестям
о нашей мирной жизни.
как счастливо живётся нам
в своей родной отчизне!

Народы – как одна семья,
хотя язык их разный.
все – дочери и сыновья
своей страны прекрасной.

И родина у всех одна.
привет тебе и слава,
непобедимая страна,
российская держава!
(пер. с укр. З. Александровой. )




Константин Георгиевич Паустовский: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Константин Георгиевич Паустовский: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». 4


Алексей Николаевич Толстой: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...» Алексей Николаевич Толстой: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...» 5




МОУ " Чойская СОШ " Атаманова И. В. 7






















ЯЗЫК ДО … ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ… ИЗ ПЕСНИ… С УМНЫМ РАЗГОВОРИТЬСЯ … СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: … Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь. (А. С. Пушкин) 21


ЯЗЫК ДО ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ… ИЗ ПЕСНИ… С УМНЫМ РАЗГОВОРИТЬСЯ … СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: … Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь. (А. С. Пушкин) 22


ЯЗЫК ДО ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ ЯЗЫК НЕ ОТСОХНЕТ. ИЗ ПЕСНИ… С УМНЫМ РАЗГОВОРИТЬСЯ … СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: … Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь. (А. С. Пушкин) 23


ЯЗЫК ДО ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ ЯЗЫК НЕ ОТСОХНЕТ. ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. С УМНЫМ РАЗГОВОРИТЬСЯ … СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: … Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь. (А. С. Пушкин) 24


ЯЗЫК ДО ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ ЯЗЫК НЕ ОТСОХНЕТ. ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. С УМНЫМ РАЗГОВОРИТЬСЯ – ЧТО МЕДУ НАПИТЬСЯ. СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: … Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь. (А. С. Пушкин) 25


ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ ЯЗЫК НЕ ОТСОХНЕТ. ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. С УМНЫМ РАЗГОВОРИТЬСЯ – ЧТО МЕДУ НАПИТЬСЯ. СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ. Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь. (А. С. Пушкин) 26








Памятка 1. Больше читай. Внимательно прочитанная книга – незаменимый источник знания. Читая, старайся запомнить новые для тебя слова. 2. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно. 3. Не засоряй речь бессмысленными выражениями. 4. Будь вежлив 5. Уважай собеседника, не перебивай его. 6. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться. Памятка 1. Больше читай. Внимательно прочитанная книга – незаменимый источник знания. Читая, старайся запомнить новые для тебя слова. 2. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно. 3. Не засоряй речь бессмысленными выражениями. 4. Будь вежлив 5. Уважай собеседника, не перебивай его. 6. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться. 34