Меню
Бесплатно
Главная  /  Лекарства и витамины по алфавиту  /  Жизнь в пресных водах. Презентация на тему "жизнь пресного водоема" Жизнь в пресных водах 4

Жизнь в пресных водах. Презентация на тему "жизнь пресного водоема" Жизнь в пресных водах 4





















Включить эффекты

1 из 21

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация "Жизнь пресного водоема" в игровой форме рассказывает ученикам о животном и растительном мире пресных водоемов планеты. Приводится описание птиц, насекомых, животных, рыб, надводных и подводных растений и др. К каждому виду имеется фотография и загадка.

  • Кроссворд;
  • Растения водоема;
  • Значение растений водоемов;
  • Животные водоемов;
  • Подводные жители водоемов;
  • Насекомые.

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Щавелева О.А.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Слайд 2

Кувшинка

Лежит кувшинка на листке,
Как на плоту упругом,
И поплыла бы по реке
К приветливым подругам,
Да вот беда: привязан плот –
Он никуда не поплывет.

Слайд 3

Кроссворд

  • Слайд 4

    Озеро

  • Слайд 5

    Растения водоема

  • Слайд 6

    Ряска

    Заросли ряски состоят из множества отдельных плоских лепешек овальной формы размером меньше ногтя. Ряска относится к цветковым растениям. Но цветет она чрезвычайно редко. Цветки ее настолько малы, что их трудно увидеть невооруженным глазом.

    Слайд 7

    Кубышка

    Цветок кубышки

    Слайд 8

    Белая кувшинка

    Белая кувшинка

    Слайд 9

    Череда

    На берегах водоёма растет череда

    Слайд 10

    Стрелолист

    Стрелолист

    Слайд 11

    Водоросли

    Слайд 12

    Растения водоемов

  • Слайд 13

    Раки

    Под водой живет народ,
    Ходит задом наперед.

    Слайд 14

    Цапля

    Длинным клювом тонким
    Схватит лягушонка –
    Капнет с клюва капля.
    Кто же это?..

    Слайд 15

    Рыбы

    У нее во рту пила.
    Под водой она жила.
    Всех пугала, всех глотала,
    А теперь – в котел попала.

    Слайд 16

    Бобры

    Водяные мастера
    Строят дом без топора,
    Дом из хвороста и тины
    И плотину.

    Слайд 17

    Сом

    На дне, где тихо и темно,
    Лежит усатое бревно.

    Слайд 18

    Улитка

    У кого глаза на рогах,
    А дом на спине?

    Слайд 19

    Стрекоза

    Голубойа эропланчик
    Сел на белый одуванчик.

    Слайд 20

    Утка

    Пестрая крякушка
    Ловит лягушек,
    Ходит вразвалочку –
    Спотыкалочку.

    Слайд 21

    Интернет-источники

    http://сайт/

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Урок по курсу окружающий мир

    Цели:

    Ход урока


    Лежит кувшинка на листке,
    Как на плоту упругом,
    И поплыла бы по реке
    К приветливым подругам,
    Да вот беда: привязан плот –
    Он никуда не поплывет. (слайд 2)
    Учитель.
    Ученики.
    Учитель.

    Учитель проводит опрос:
    – Чем луг отличается от леса?



    (слайд 3)

    Вопросы к кроссворду:

    1. Бегает среди камней,
      Не угонишься за ней.
      Ухватил за хвост, но – ах! –
      Удрала, а хвост в руках.

    Учитель.
    III. Работа над новой темой.
    Слайд 4
    Учитель.
    Ученики.
    Учитель. (показ фотографий)

    Учитель открывает схему: (слайд 5)
    ряска (слайд 6)
    Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Листья растения крупные, плотные, округло-сердцевидной формы с глянцевой поверхностью. (слайд 7)
    Белая кувшинка имеет толстое корневище на дне водоема. Цветки – чисто-белые с приятным тонким ароматом. Они всплывают на поверхность рано утром и раскрываются. К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду. А если приближается ненастье, то цветки либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени. (слайд 8)
    На берегах водоема растет череда . Это лекарственное растение с семенами-колючками, которые цепляются за одежду. (слайд 9)
    Стрелолист можно узнать по листьям, которые похожи на стрелы с большими широкими наконечниками. В высоту растение достигает одного метра. (слайд 10)
    Сусак зонтичный
    Растения водоемов:

    В толще воды плавают водоросли. Целиком погруженные в воду растения получают кислород для дыхания и углекислый газ для создания органических веществ из воды. (слайд 11)


    Ученики.

    Учитель.
    (слайд 13-20)
    Под водой живет народ,
    Ходит задом наперед. (Рак.)
    Длинным клювом тонким
    Схватит лягушонка –
    Капнет с клюва капля.
    Кто же это?..(Цапля.)
    У нее во рту пила.
    Под водой она жила.
    Всех пугала, всех глотала,
    А теперь – в котел попала. (Щука.)
    Водяные мастера
    Строят дом без топора,
    Дом из хвороста и тины
    И плотину. (Бобры.)
    На дне, где тихо и темно,
    Лежит усатое бревно. (Сом.)
    У кого глаза на рогах,
    А дом на спине? (Улитка.)
    Голубой аэропланчик
    Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
    Пестрая крякушка
    Ловит лягушек,
    Ходит вразвалочку –
    Спотыкалочку. (Утка.)

    Ученики.

    Учитель. Кто такие головастики?
    Ученики.
    Учитель.


    Ученики.

    Посмотрите вот сюда.
    Тихо плещется вода,
    Ряска, лилия, рогоз,
    И кубышка, и тростник.
    Есть беззубка, прудовик,
    Водомерка вот бежит.
    Рыба-сом на дне лежит.

    Учитель.
    растения - карась - щука;

    Ученики.

    Учитель.
    Ученики.
    Учитель.
    Ученики.

    4) Найти лишнее название:







    Домашнее задание.


    Урок по курсу окружающий мир

    Цели:

    1. Сформировать представление учащихся о жизни пресного водоема.
    2. Познакомить с разнообразием обитателей водоема, их взаимоотношениями.
    3. Сформулировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоема.
    4. Развивать познавательный интерес учащихся.

    Оборудование: презентация «Жизнь пресного водоема»; гербарий; рисунки и фотографии с изображением растений и животных пресного водоема.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
    Лежит кувшинка на листке,
    Как на плоту упругом,
    И поплыла бы по реке
    К приветливым подругам,
    Да вот беда: привязан плот –
    Он никуда не поплывет. (слайд 2)
    Учитель. О каком природном сообществе рассказывается в этом стихотворении? Где мы только что побывали?
    Ученики. В этом стихотворении говорится о реке.
    Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием животного и растительного мира пресного водоема. Узнаем, как они связаны друг с другом.
    II. Проверка домашнего задания.
    Учитель проводит опрос:
    – Чем луг отличается от леса?
    – Какие живые существа встречаются на лугу?
    – Почему луг называют природным сообществом?
    – Приведите примеры экологических связей луга.
    Учитель предлагает решить кроссворд и прочитать ключевые слова. (слайд 3)

    Вопросы к кроссворду:

    1. Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет.
    2. Это насекомое луга громко стрекочет, незаметно в зеленой траве.
    3. Этот житель луга имеет скрипучий голос.
    4. Эта птица звонко поет «пить-полоть».
    5. Эта птица постоянно потряхивает хвостиком.
    6. Ярко-синий и пушистый цветок на лугу, не душистый.
    7. Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки.
    8. Бегает среди камней,
      Не угонишься за ней.
      Ухватил за хвост, но – ах! –
      Удрала, а хвост в руках.
    9. Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку.
    10. Этот житель луга – санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных.
    11. Земноводное, которое можно встретить на лугу.
    12. Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное.

    Учитель. Луга украшают наш край, и очень важно оберегать их. Как использует человек луга? Почему луга нуждаются в защите? Почему нельзя поджигать старую траву?
    III. Работа над новой темой.
    Слайд 4
    Учитель. Сегодня мы отправляемся на берег пресного водоема. Какие водоемы называют пресными?
    Ученики. Река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище.
    Учитель. Вы неоднократно наблюдали за водоемами. Когда приходишь к озеру, пруду, реке, то видны лишь некоторые его обитатели. Всех увидеть невозможно. А ведь их очень много! Водоем – это место, где живут самые разнообразные живые существа (показ фотографий) . Вот растения: рогоз, камыш, тростник, стрелолист, кубышка, кувшинка, ряска, различные водоросли. Вот животные: рыбы, лягушки, улитки, различные насекомые: стрекозы, клоп-водомерка и др.
    Давайте познакомимся с ними поближе.
    Учитель открывает схему: (слайд 5)
    Очень богат растительный мир водоема. Одни растения растут в самом водоеме, а другие на берегу. Если посмотреть на поверхность водоема, то можно увидеть, что она покрыта маленькими зелеными листочками. Это растение ряска . Заросли ряски состоят из множества отдельных плоских лепешек овальной формы размером меньше ногтя. Ряска относится к цветковым растениям. Но цветет она чрезвычайно редко. Цветки ее настолько малы, что их трудно увидеть невооруженным глазом. (слайд 6)
    Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Листья растения крупные, плотные, округло-сердцевидной формы с глянцевой поверхностью. (слайд 7)
    Белая кувшинка имеет толстое корневище на дне водоема. Цветки – чисто-белые с приятным тонким ароматом. Они всплывают на поверхность рано утром и раскрываются. К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду. А если приближается ненастье, то цветки либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени. (слайд 8)
    На берегах водоема растет череда . Это лекарственное растение с семенами-колючками, которые цепляются за одежду. (слайд 9)
    Стрелолист можно узнать по листьям, которые похожи на стрелы с большими широкими наконечниками. В высоту растение достигает одного метра. (слайд 10)
    Сусак зонтичный привлекает к себе внимание красивыми бело-розовыми цветками, собранными в рыхлое соцветие на верхушке стебля. Листья сусака очень узкие, длинные, прямые. Они собраны пучком и поднимаются вверх от основания стебля.
    Растения водоемов:
    1 – ирис; 2 – белокрыльник; 3 – пушица; 4 – стрелолист; 5 – камыш; 6 – рогоз; 7 – кубышка; 8 – ряска; 9 – белая кувшинка; 10 – перистолистник; 11 – элодея
    В толще воды плавают водоросли. Целиком погруженные в воду растения получают кислород для дыхания и углекислый газ для создания органических веществ из воды. (слайд 11)

    Какую роль выполняют растения в водоеме?
    Ученики. Растения вырабатывают кислород, являются домом для животных и пищей.
    Учащиеся составляют схему о роли растений в водоеме. (слайд 12)
    Учитель. Как уже говорилось, живут в мелких водоемах и разные животные: лягушки, рыбы, насекомые.
    Многих животных вы уже хорошо знаете. Попробуйте их угадать. (слайд 13-20)
    Под водой живет народ,
    Ходит задом наперед. (Рак.)
    Длинным клювом тонким
    Схватит лягушонка –
    Капнет с клюва капля.
    Кто же это?..(Цапля.)
    У нее во рту пила.
    Под водой она жила.
    Всех пугала, всех глотала,
    А теперь – в котел попала. (Щука.)
    Водяные мастера
    Строят дом без топора,
    Дом из хвороста и тины
    И плотину. (Бобры.)
    На дне, где тихо и темно,
    Лежит усатое бревно. (Сом.)
    У кого глаза на рогах,
    А дом на спине? (Улитка.)
    Голубой аэропланчик
    Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
    Пестрая крякушка
    Ловит лягушек,
    Ходит вразвалочку –
    Спотыкалочку. (Утка.)
    Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию «Пресный водоем» на с. 192–193 учебника и найти, каких животных еще не назвали.
    Ученики. Жук-плавунец, клоп-водомерка, карась, двустворчатые моллюски, головастики, прудовик, катушка.
    Учащиеся самостоятельно читают текст на с. 195 учебника.
    Учитель. Кто такие головастики?
    Ученики. Головастики – это детеныши лягушек и жаб, которые появляются на свет из икринок и сначала очень похожи на маленьких рыбок.
    Учитель. Осторожно и тихо подойдя к водоему, мы увидим на поверхности толчками скользящих клопов-водомерок. Их лапки покрыты тонкими волосками, которые смазаны жиром. Поэтому водомерки не тонут, а свободно передвигаются по воде. Клоп-водомерка – хищник. Он ловит личинок комаров, нападает на насекомых, вонзает свой острый хоботок в тело насекомого и быстро высасывает свою жертву.
    Насекомые и их личинки, водные растения служат пищей для рыб.
    Назовите, какие хищники обитают в водоемах.
    Ученики. Цапля, клоп-водомерка, щука, жук-плавунец, лягушки.
    Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
    Посмотрите вот сюда.
    Тихо плещется вода,
    Ряска, лилия, рогоз,
    И кубышка, и тростник.
    Есть беззубка, прудовик,
    Водомерка вот бежит.
    Рыба-сом на дне лежит.

    Учитель. Расскажите, как связаны между собой растения и животные водоема. Составьте цепи питания.
    растения - карась - щука;
    растения - головастики - утки.
    Ученики. Растения и животные живут сообща. Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются многие животные. Головастики питаются водорослями, а утка – головастиками.
    Значит, пресный водоем – это природное сообщество.
    Учитель. Очень часто человек наносит вред водоему. Прочитайте статью «Если вмешивается человек…» на с. 196–198 учебника. Какие беды принес человек водоему?
    Ученики. Уничтожение двустворчатых моллюсков сделало воду мутной, а это поставило под угрозу существование многих растений и животных. Отлов рыбы привел к увеличению количества больной рыбы.
    Учитель. Как же должен вести себя человек, чтобы не нарушить экологическое равновесие в водоеме?
    Ученики. Не надо ловить раков-санитаров и моллюсков-фильтров. Не губить головастиков и лягушек – будет много комаров и мошек. Надо охранять редкие растения водоема: белые кувшинки и кубышки.

    IV. Закрепление изученного материала.

    1. Составить 2–3 цепи питания, сложившиеся в водоеме.
    2. Задание «Подумай!» на с. 198 учебника.
    3. Составить схему «Животные водоема».

    4) Найти лишнее название:

    а) рогоз, ряска, стрелолист, береза;
    б) бобр, жаба, выдра, ондатра;
    в) водомерки, жук-плавунец, карась, комар;
    г) карась, щука, сом, дельфин.
    V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
    Ученики читают вывод на с. 199 учебника.
    Домашнее задание.
    С. 191–200. Ответы на вопросы «Проверь себя».
    Ответить на вопрос: надо ли охранять болота?

    Скачать конспект

    Тип урока: комбинированный

    Цель

    — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

    Характеристика деятельности учащихся

    Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

    Работать в паре: описывать водоȅм по фотографии, определять с помощью атласа - определителя растения пресного водоȅма, узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод, выявлять экологические связи в пресном водоȅме. Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод своего края. Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона, осуществлять взаимопроверку. Характеризовать пресноводное сообщество своего региона по плану в учебнике, обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни к воде, извлекать из книг «Зелȅные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресных вод, о поведении людей и обсуждать еȅ.

    Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

    Планируемые результаты

    Предметные

    Знать основные правила поведения в окружающей среде, понятие - природное сообщество «водоȅм».

    Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных.

    Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

    П. - строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно - следственные связи.

    Р. - различать способ и результат действия.

    К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно - познавательных задач

    Личностные результаты

    Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

    Мотивация учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

    Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения.

    Основные понятия и определения

    Основные правила поведения в окружающей среде, понятие - природное сообщество «водоȅм».

    Подготовка к усвоению нового материала

    Познакомимся с природным сообществом пресных вод. Будем учиться бережному отношению к водным растениям и животным

    Вспомни, по своим наблюдениям, какие рас-тения и животные встречаются в воде и у во-ды. Что интересного в их строении и образе жизни тебе удалось подметить?

    1.Опишите водоём по фотографии.

    2.Рассмотрите в гербарии растения пресно-го водоёма. Определите их с помощью атласа- определителя.

    3.По рисунку на с. 180 — 181 познакомьтесь с живыми организмами пресных вод. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв по-лоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.

    4.С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в пресных водах.

    Изучение нового материала

    ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО ПРЕСНЫХ ВОД

    Живые организмы пресных вод (растения, жи-вотные, бактерии) образуют природное сооб-щество

    Некоторые растения (рогоз, камыш, тростник, стрелолист) своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья этих растений поднима-ются над водой. Корни кубышки и кувшинки тоже на дне, а их широкие листья плавают на поверхности. Но есть и такие растения, которые ко дну совсем не прикрепляются. Это, напри-мер, ряска, которая плавает на поверхности во-ды. А в толще воды плавают мельчайшие (мик-роскопические) зелёные водоросли. Разглядеть их можно только под микроскопом. Зато иногда их бывает так много, что вода кажется зелёной

    Велика роль растений в водном сообществе. Они служат пищей животным, выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организ-мов. Подводные заросли растений служат убе-жищем для животных.

    Понаблюдаем за животными. Вот по поверх-ности воды стремительно бегают клопы-во-домерки. Их длинные ножки снизу покрыты жиром, и поэтому водомерки не тонут. Они хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность.

    В толще воды плавают хищные жуки-плавун-цы, растительноядные головастики лягушек и жаб, разные виды рыб, например карась, щука.

    1.Утка-кряква: самка (а) и самец (б).2.Бобр, его плотина и хатка. 3. Камыш. 4. Клоп-водомерка. 5. Жук-плавунец. 6. Ка-рась. 7. Двустворчатые моллюски. 8. Речной рак. 9. Микроскопические зелёные водо-росли. 10. Тростник. 11. Цапля. 12. Стрело-лист. 13. Рогоз. 14. Кубышки. 15. Лягушка. 16. Кувшинка. 17. Щука. 18. Головастики. 19. Катушка. 20. Элодея. 21. Прудовик.

    Карась питается растениями, личинками насеко-мых. Щука относится к хищным рыбам.

    На дне живут речные раки. Они кормятся остатками мёртвых животных. Обитают на дне и двустворчатые моллюски. Их мягкое тело защищено раковиной, которая состоит из двух створок. Питаются эти моллюски очень интерес-но. Они всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа.

    Жизнь многих птиц, например уток и цапель, тоже связана с водой. Живут у воды и млеко-питающие — бобр, ондатра, водяная крыса, выдра. Информацию о них и изображения этих животных ты можешь найти в атласе-опреде-
    лителе.

    На водных растениях живут другие моллюс-ки — растительноядные улитки прудовик и ка-тушка. У них закрученные раковины.

    Перловица Беззубка Прудовик Катушка

    В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, происходит круговорот веществ. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают на дно. Здесь под действием бакте-рий мёртвые остатки перегнивают, разрушаются.

    Из них образуются соли. Эти соли растворяют-ся в воде, и тогда их могут использовать для питания растения.

    ЧЕЛОВЕК У ВОДЫ

    Ты уже знаешь, как вредит всему живому за-грязнение воды. Но не только над этим нам стоит задуматься

    Многие красивые, интересные растения и жи-вотные, обитающие в пресных водах или на бе-регах, нуждаются в особой охране. Давайте не будем рвать кубышку и кувшинку, ловить раков, двустворчатых моллюсков, стрекоз! Не будем разрушать жилища ондатр и бобров! Будем бе-речь лягушек и головастиков!

    Зимой подо льдом рыбам часто не хватает кислорода. Нужно делать во льду лунки, чтобы в воду поступал кислород. Ты можешь участво-вать в этой работе, но обязательно вместе со взрослыми, потому что находиться на льду по-рой бывает опасно. Весной принимай участие в другой работе — спасении молоди рыб. Дело в том, что после весеннего разлива в разных местах остаются лужи. В них обычно бывает много мальков рыб. Им угрожает гибель, когда лужи высохнут. Чтобы спасти мальков, ребята их вылавливают и переносят в банках или вёд-рах в безопасные места.

    Осмысление и понимание полученных знаний

    По своим наблюдениям расскажи, какие рас-тения и животные пресных вод встречаются в ва-шем крае.

    Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель.

    По приведённому на с. 165 плану дай характе-ристику пресноводного сообщества вашего края.

    Обсудим!

    Названия каких растений и животных говорят об их жизни в воде?

    Как приспособлены к жизни в воде и у во-ды различные растения и животные?

    Если исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель? Из-за чего могут исчез-нуть лягушки?

    Проверь себя

    Какие живые организмы составляют пресно-водное сообщество? 2. Какие растения и живот-ные пресных вод нуждаются в особой охране?

    В какой работе по охране водных обитателей могут участвовать школьники?

    Вывод

    В пресных водах обитают разнообразные жи-вые организмы (растения, животные, бакте-рии). Они составляют природное сообщество. Многие растения и животные пресноводного сообщества нуждаются в охране.

    Задания для домашней работы

    1.В тёплое время года проведите наблюде-ния у реки, озера или пруда. Воспользуйтесь атласом-определителем. Возможно, вам удаст-ся послушать лягушачьи концерты, увидеть, как поднимается к поверхности воды для дыхания жук-плавунец, как бегает по воде клоп-водомер-ка, как цапля высматривает свою добычу. Эти наблюдения подарят вам немало новых откры-тий и ярких впечатлений.

    2.В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи рас-крыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИР УМК «Школа России» 4 класс МБОУ СШ с. Талица учитель начальных классов Булавина Ирина Анатольевна

    Луг - природное сообщество

    Игра «Узнай меня»

    Жизнь в пресных водах

    Цели урока: познакомиться с растительным и животным миром пресных водоёмов; рассмотреть экологические связи в сообществе пресного водоёма; определить роль человека в жизни водоёмов.

    ПРЕСНЫЕ ВОДОЁМЫ Естественные Искусственные РЕКА ОЗЕРО РУЧЕЙ КАНАЛ ПРУД ВОДОХРАНИЛИЩЕ

    рогоз камыш Растения водоёмов

    Кувшинка Кубышка

    Ряска Стрелолист

    Водоросли

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения «Наклоны головы» Вперед – назад Вправо - влево

    2. Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук «Сжимание кисти в кулак»

    3. Упражнение для снятия напряжения с мышц туловища «Наклоны в сторону»

    Животный мир пресных водоёмов

    Цепи питания ряска водоросли утка головастики щука карась комар лягушка цапля

    Человек у воды

    Правила поведения человека у воды Не бросай бытовой мусор в водоёмы! Расчищай ключи, родники! Не рви кубышку и кувшинку- они занесены в Красную книгу! Береги все растения водоёмов! Не лови для развлечения катушек и прудовиков! Будем беречь лягушек и головастиков! Зимой делай лунки во льду, чтобы рыбы могли дышать! Не лови раков и двустворчатых моллюсков! Не разрушай жилища бобров и ондатр!

    водоёмы! Берегите и охраняйте

    Пресный водоём - природное сообщество, потому что все обитатели водоёма живут сообща и связаны сетью питания.

    Рефлексия Дополните предложение: « Теперь я знаю, что…» Выберите утверждение о нашем уроке Ничего не понятно на уроке. Все понятно на уроке, затруднений нет. Хочу знать больше.

    Домашнее задание Прочитать текст стр. 178-184, подготовить рассказ о пресноводном сообществе по плану на стр. 165 В рабочей тетради выполнить задания 2, 8 на стр.82-85 Познакомиться со статьёй «Надо ли охранять болота?» стр.185-186

    Жизнь пресного водоема

    МЕСТО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: МКОУ ПЬЯНКОВСКАЯ ООШ

    СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    Окружающий мир 4 класс. Школа России. Плешаков А.А.

    Тема: Жизнь пресного водоема

    Цель: сформировать представления обучающихся о пресном водоёме, как о природном сообществе.

    Задачи

    обучающие:

      ознакомить с разнообразием живых организмов пресного водоема, с ролью человека;

    развивающие:

      развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

    воспитательные:

      учить детей понимать красоту пресного водоема;

      воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.

    Формируемые УУД:

    Познавательные – выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию;

    Коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

    Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

    Личностные – приобретать новые знания, умения

    Ход урока

    I. Орг. момент (1 мин.)

    Мы начнем урок с разминки

    Выпрямляем свои спинки.

    На носочках потянулись,

    Вправо влево повернулись

    И друг другу улыбнулись.

    Раз, два, три, четыре, пять

    Нам урок пора начать.

    II. Актуализация опорных знаний

    1. Тест (на карточках) (5 мин.)

    Слайд № 1-6

    1. На лугу растут:

    А) только травянистые растения

    Б) мхи и лишайники

    В) кустарники и травянистые растения

    2. На лугу живут:

    А) лебеди, рябчики, шелкопряды

    Б) шмели, совы, глухари

    В) трясогузки, жуки-навозники, кобылки

    3. Растениями луга являются:

    А) тимофеевка, клевер, нивяник

    Б) ландыш, осока, ягель

    В) черника, пион, типчак

    4. Санитарами луга и леса называют:

    А) жуков навозника и могильщика, дятла

    Б) пчёл, кабанов, соек

    В) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов

    5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?

    А) жёлуди→мыши→совы

    Б) мятлик→мыши→совы

    В) остатки растений→дождевой червь→трясогузка 

    Ключ: 1 – а, 2 – в, 3 – а, 4 – а, 5 – б, в

    2. Сообщения, кроссворды, цепочки питания (5 мин.)

    III. Самоопределение к деятельности (5 мин.)

    Посмотрите на экран. (на экране подписанные – река, озеро, пруд, лес)

    Слайд № 8

    Исключите лишнюю иллюстрацию.

    Обоснуйте свой ответ. (Лес - суша, остальное –вода) я считаю, что …… (убрать лес)

    Как одним словом назвать оставшиеся объекты природы. (Водоем)

    - О чем будем говорить на уроке? (О жизни в водоемах.)

    Слайд № 9

    Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимосвязи.)

    Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.)

    Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

    Записываю на доску.

    IV. Открытие нового знания

    1. Беседа. (2 мин.)

    Вспомним, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Естественные и искусственные)

    А по составу воды? (пресные и соленые.)

    Какие типы пресных водоемов вы можете назвать? (река, озеро, ручей, канал, пруд, водохранилище)

    2. Работа в группах (10 мин.)

    Сегодня у нас будут работать три отдела редакции журнала «Жизнь пресного водоема».

    Условия игры:

      Класс поделим на три отдела.

      Каждый отдел получает карточку – задание.

      Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и подготовить отчет о работе отдела в виде плаката.

    Раздаются карточки, дети делятся на 3 отдела:

      1 отдел работает по теме «Растения водоема»

      2 отдел работает по теме «Животные водоема»

      3 отдел работает по теме «Человек и водоем»

    Карта №2

    Выяснить:

      Назовите животных водоёма.

    Животные водоёма

    Карта №3

    Выяснить:

    Человек

    Физминутка

    Отчёт отделов о проделанной работе (6 мин.)

    Является ли пресный водоём - сообществом? Докажите. (Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные.Караси питаются растениями и личинками насекомых, а щука – карасями).

    Вы хорошо поработали, а сейчас применим полученные знания

    V. Включение нового знания в систему знаний

    1. Моделирование. В парах (3 мин.)

    Используя иллюстрации на с. 180-181, запишите 2-3 цепи питания, характерные для пресного водоёма (тетрадь с. 84 № 6).

    ПРОВЕРКА

    2. Задания в тетради. Самостоятельно (3 мин.)

    ПРОВЕРКА

    VI. Подведение итогов урока (2 мин.)

    КАКОВА БЫЛА ЦЕЛЬ УРОКА?

    КАКИЕ ЗНАНИЯ МЫ СЕГОДНЯ ОТКРЫЛИ?

    ГДЕ МОЖНО ПРИМЕНИТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ?

    НА ВСЕ ЛИ ПОСТАВЛЕННЫЕ В НАЧАЛЕ УРОКА ВОПРОСЫ МЫ С ВАМИ ОТВЕТИЛИ?

    VII. Рефлексия (2 мин.)

    ДОПОЛНИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: «Теперь я знаю, что…»

    Что на уроке у вас хорошо получилось?

    Выставление оценок.

    VIII. Домашнее задание (дифференцированное) (1 мин.)

    На выбор:

    Сообщение о растениях и животных водоёма из Красной книги нашего края.

    Проиллюстрировать цепи питания, характерные для пресного водоёма.

    Составить кроссворд «Жизнь водоёма»

    Приложение

    Карта №2

    План работы 2 отдела «Животные водоёма»

    Выяснить:

      Назовите животных водоёма.

      Богат ли водоём разнообразием животных? (Составьте схему «Животные водоёма»)

    Животные водоёма

      Особенности жизни некоторых животных водоёма.

    Карта №3

    План работы 3 отдела «Человек и водоём»

    Выяснить:

      Значение пресных водоёмов для человека. (В виде схемы)

    Человек

      Какие действия людей могут привести к нарушению экологического равновесия водоёма?

      Составьте правила поведения у воды. (Правила могут быть в рисунках.)

    Тест

    ФИ _________________________

    Оценка

    Тест

    ФИ _________________________

    Оценка

    Тест

    ФИ _________________________

    Оценка

    Тест

    ФИ _________________________

    Оценка

    Тест

    ФИ _________________________

    Оценка

    Тест

    ФИ _________________________

    Все пресные водоёмы ‒ от временных луж до рек и озер ‒ населённые живыми существами. Одни животные вынуждены приспосабливаться к быстрому течению, другие ‒ к периодическому высыханию их жилья, третьи ‒ научились выживать в условиях жёсткой конкуренции за пищу. Жители водоёмов дышат атмосферным воздухом или кислородом, растворенным в воде.

    Жизнь в пресных водоёмах и на их берегах довольно разнообразная, даже на разных отрезках одной и той же реки могут жить совсем неодинаковые виды живых существ. Это связано с тем, что водоём может начинаться высоко в горах и иметь чистую холодную воду с быстрым течением, поэтому её жители будут приспособлены к таким, довольно экстремальных условиях. Когда же эта река протекает долиной, её течение значительно замедлится, температура воды будет немного выше и в ней будут хорошо себя чувствовать другие виды рыб, земноводных и насекомых. Сегодня мы поговорим о различных животных со всех уголков нашей планеты, которые выбрали себе домом пресные водоёмы.

    Большеголовая черепаха (Platysternon megacephalum)


    фото

    Житель горных рек и ручьёв южного Китая и Индокитая. Это хищное животное, имеющее длину панциря до 20 см и охотящееся на водных беспозвоночных, рыб и лягушек. Она имеет очень низкую плодовитость: в кладке всего два яйца. Большеголовая черепаха ведёт сумеречный образ жизни. Очень подвижная. Необычным является умение хорошо лазить по скалам, кустам и деревьям. А голова черепахи настолько велика, что её нельзя втянуть под панцирь. И длинный хвост тоже не вмещается под ним.

    Пираньи (Serrasalminae)


    фото

    Около 25 различных видов пираний населяют реки и озера тропических регионов Южной Америки. Эти хищники нападают на другие виды рыб. Чаще всего их жертвами становятся травмированные или больные особи. Сигналом, который побуждает этих рыб к нападению, есть запах крови. Но рассказы о кровожадности пираний сильно преувеличены. Они становятся опасными, как правило, только в необычных стрессовых ситуациях. Это случается во время засухи, когда реки очень пересыхают и рыбы невольно оказываются скученными в уцелевших водоёмах. Часто в их агрессивности бывает виноват и сам человек. Во многих местах принято сбрасывать отходы скотобоен в реки, таким образом, люди приучают рыб к мясу и запаха крови.

    Серая цапля (Ardeacinerea)


    фото

    Жизнь в пресных водоёмах интересует и самую большую из цапель Европы. Её ареал занимает большую часть Евразии. Серая цапля населяет прибрежные районы рек, озер и водохранилищ. Питается прибрежными и водяными насекомыми, рыбой, лягушками. Также её добычей становятся ящерицы, змеи, мелкие птицы и млекопитающие, которых она находит в прибрежных зарослях. Гнездится колониями, часто вместе с другими видами цапель. В кладке 4-6 яиц. Осенью мигрирует в Западную Европу и страны Средиземноморья.

    Японский журавль (Grusjaponensis)


    фото

    Относится к редким птицам мира. Считается одним из самых красивых журавлей. Питается корневищами, клубнями и сочными побегами болотных растений, склёвывая одновременно различных мелких животных. Пару создаёт на всю жизнь. Гнездо оборудует в заболоченной местности. Птенцы, которые вылупились, отчаянно сражаются между собой, и родителям удаётся вырастить только одного журавлёнка.

    Дискус (Symphysodondiscus)


    фото

    Одна из самых красивых аквариумных рыбок. В дикой природе обитает в пресных водах Амазонки. Дискусы образуют семейные пары, которые бережно ухаживают за отложенной икрой, а потом и за личинками. Когда личинки превращаются в мальков, начинается самое интересное ‒ кормление «молоком». Рыбье «молоко» ‒ густое и богатое белками вещество, выделяемое из кожи дискусов и застывающее по бокам рыбы в виде серовато-желтого налёта. Мальки в первые дни жизни питаются этим веществом.

    Капибара (Hydrochoerus hydrochaeris )


    фото

    Наибольший грызун мира, обитает в тропических и субтропических болотах, реках и озерах Южной Америки. Длина тела до 1,5 м, масса ‒ до 50 кг. Питается прибрежной растительностью. Прекрасно плавает и ныряет. Самка рождает 2-4 хорошо развитых детёнышей, которые вскоре становятся самостоятельными. Капибара живёт как в лесах, так и на открытой местности. Всегда держится около водоёмов, за что и получила второе название ‒ «водосвинка».

    Кваква (Nycticorax nycticorax )


    фото

    Одна из самых распространённых птиц мира. Её нет только в Австралии и на севере Евразии. Житель мелководных заболоченных водоёмов. Получил свое название за своеобразное «ква-ква», которое он выкрикивает во время гнездования. Питается водными беспозвоночными, мелкой рыбой, амфибиями и их личинками. Предпочитает охоту в сумерках, полагаясь на своё замечательное зрение и слух. Кваква ‒ один из немногих видов птиц, который может ловить рыбу на приманку. Гнездится колониями. Массивное гнездо из веток размещается на деревьях или извилинах тростника. В кладке 4-5 яиц.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .