Меню
Бесплатно
Главная  /  Лекарства и витамины по алфавиту  /  Что такое закон перехода количества в качество. Законы и принципы диалектики в примерах

Что такое закон перехода количества в качество. Законы и принципы диалектики в примерах

Число есть чистейшее известное нам количественное определение. Но оно полно качественных различий. Гегель, количество и единица, умножение, деление, возведение в степень, извлечение корня. Благодаря этому получаются уже - на что не указывает Гегель - качественные различия: получаются первичные числа и произведения, простые корни и степени. 16 не есть просто сумма 16 единиц, оно также квадрат 4 и биквадрат 2. Мало того, первичные числа сообщают числам, получившимся путем умножения их на другие числа, новые определенные качества: только четные числа делятся на два, то же самое относится к 4 и 8. Для деления на три мы имеем правило о сумме цифр. То же самое в случае 9 и 6, где это сливается также со свойством четного числа. Для 7 - особый закон. На этом основываются фокусы с числами, которые не знающим арифметики кажутся непонятными. Поэтому то, что говорит Гегель (III, стр. 237) о бессмысленности арифметики, не верно. Ср. однако: «Мера».

Математика, говоря о бесконечно большом и бесконечно малом, вводит количественное различие, принимающее даже вид неустранимой качественной противоположности. Количества, которые так колоссально отличны друг от друга, что между ними прекращается всякое рациональное отношение, всякое сравнение, становятся количественно несоизмеримыми. Обычная несоизмеримость круга и прямой линии является также диалектическим качественным различием, но здесь именно количественное различие однородных величин возвышает качественное различие до несоизмеримости.

Число . Отдельное число получает известное качество уже в числовой системе, поскольку это 9 не есть просто суммированная девять раз 1, а основание для 90, 99, 900000 и т. д. Все числовые законы зависят от положенной в основу системы и определяются ею. В двоичной и троичной системе 2х2 не = 4, а = 100 или = 11. В каждой системе с нечетным основным числом исчезает различие четных и нечетных чисел. Например, в пятеричной системе 5 = 10, 10 = 20, 15 = 30. Точно так же в этой системе число Зn, как и произведения (6 = 11, 9 = 14) на 3 либо 9. Таким образом, коренное число определяет не только качество себя самого, но и всех прочих чисел.

В случае степеней дело идет еще дальше: каждое число можно рассматривать как степень всякого другого числа - существует столько систем логарифмов, сколько имеется целых и дробных чисел (Ф. Энгельс, Диалектика природы, стр. 47 - 48, 1932 г. )

Примеры из области физики и химии

1. Закон перехода количества в качество и обратно. Закон этот мы можем для своих целей выразить таким образом, что в природе могут происходить качественные изменения - точно определенным для каждого отдельного случая способом - лишь путем количественного прибавления, либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии).

Все качественные различия в природе основываются либо на различном химическом составе, либо на различных количествах или формах движения (энергии), либо - что имеет место почти всегда - на том и другом. Таким образом, невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнимания материи либо движения, т. е. без количественного изменения этого тела. В этой форме таинственное гегелевское положение не только приобретает рациональный вид, но кажется вполне ясным.

Нет никакой нужды указывать на то, что и различные аллотропические и агрегатные состояния тел, зависящие от различной группировки молекул, основываются на большем или меньшем количестве движения, сообщенного телу.

Но что сказать об изменении формы движения или так называемой энергии? Ведь когда мы превращаем теплоту в механическое движение, или наоборот, то здесь качество изменяется, а количество остается тем же самым? Это верно, но относительно изменения формы движения можно сказать то, что говорит Гейне о пороке: добродетельным может быть каждый про себя, для порока всегда необходимы два субъекта. Изменение формы движения является всегда процессом, происходящим, по меньшей мере, между двумя телами, из которых одно теряет определенное количество движения такого-то качества (например, теплоту), а другое приобретает соответствующее количество движения такого-то другого качества (механическое движение, электричество, химическое разложение). Следовательно, количество и качество соответствуют здесь друг другу взаимно. До сих пор еще не удалось превратить движение внутри отдельного изолированного тела из одной формы в другую. Здесь речь идет пока только о неорганических телах; этот же самый закон применим и к органическим телам, но он происходит при гораздо более запутанных обстоятельствах, и количественное измерение здесь еще и ныне часто невозможно.

Если мы возьмем любое неорганическое тело и мысленно будем делить его на все меньшие частицы, то сперва мы не заметим никакой качественной перемены. Но так процесс может идти только до известного предела: если нам удастся, как в случае испарения, высвободить отдельные молекулы, то хотя мы и можем в большинстве случаев продолжать и дальше делить эти последние, но при этом происходит полное изменение качества. Молекула распадается на свои отдельные атомы, у которых совершенно иные свойства, чем у нее. У молекул, которые состоят из различных химических элементов, место составной молекулы занимают атомы или молекулы этих элементов, у элементарных молекул появляются свободные атомы, обнаруживающие совершенно отличные по качеству действия: свободные атомы кислорода in statu nascendi играючи производят то, что никогда не сделают связанные в молекулы атомы атмосферного кислорода.

Но и молекула уже отлична качественно от той массы, к которой она принадлежит. Она может совершать независимо от последней движения, в то время как эта масса кажется находящейся в покое; молекула может, например, совершать тепловые колебания; она может, благодаря изменению положения или связи с соседними молекулами, перевести тело в другое, аллотропическое или агрегатное, состояние и т. д.

Таким образом, мы видим, что чисто количественная операция деления имеет границу, в которой она переходит в качественное различие: масса состоит из одних молекул, но она по существу отлична от молекулы, как и последняя, в свою очередь, отлична от атома. На этом-то отличии и основывается обособление механики, как науки о небесных и земных массах, от физики, как механики молекул, и от химии, как физики атомов.

В механике мы не встречаем никаких качеств, а в лучшем случае состояния, как <покой> равновесие, движение, потенциальная энергия, которые все основываются на измеримом перенесении движения и могут быть выражены количественным образом. Поэтому, поскольку здесь происходит качественное изменение, оно обусловливается соответствующим количественным изменением.

В физике тела рассматриваются как химически неизменные или безразличные; мы имеем здесь дело с изменениями их молекулярных состояний и с переменой формы движения, при которой во всех случаях вступают в действие - по крайней мере, на одной из обеих сторон - молекулы. Здесь каждое изменение есть переход количества в качество - следствие количественного изменения присущего телу или сообщенного ему количества движения какой-нибудь формы. «Так, например, температура воды не имеет на первых порах никакого значения по отношению к ее капельно-жидкому состоянию; но при увеличении или уменьшении температуры жидкой воды наступает момент, когда это состояние сцепления изменяется, и вода превращается в одном случае в пар, в другом - в лед» (Hegel , Enzyklopädie, Gesamtausgabe, Band VI, S. 217). Так, необходим определенный минимум силы тока, чтобы платиновая проволока стала давать свет; так, у каждого металла имеется своя теплота плавления; так, у каждой жидкости имеется своя определенная, при данном давлении, точка замерзания и кипения, поскольку мы в состоянии при наших средствах добиться соответствующей температуры; так, наконец, у каждого газа имеется критическая точка, при которой соответствующим давлением и охлаждением можно превратить его в жидкое состояние. Одним словом, так называемые константы физики суть большею частью не что иное, как названия узловых точек, где количественное <изменение> прибавление или убавление движения вызывает качественное изменение в состоянии соответствующего тела, - где, следовательно, количество переходит в качество.

Но открытый Гегелем закон природы празднует свои величайшие триумфы в области химии. Химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава. Это знал уже сам Гегель (Hegel , Gesamtausgabe, В. III, S. 433). Возьмем кислород; если в молекулу здесь соединяются три атома, а не два, как обыкновенно, то мы имеем перед собой озон - тело, определенно отличающееся своим запахом и действием от обыкновенного кислорода. А что сказать о различных пропорциях, в которых кислород соединяется с азотом или серой и из которых каждая дает тело, качественно отличное от всех других тел! Как отличен веселящий газ (закись азота N 2 O) от азотного ангидрида (двупятиокиси азота N 2 O 5)! Первый - это газ, второй, при обыкновенной температуре, - твердое кристаллическое тело! А между тем все отличие между ними по составу заключается в том, что во втором теле в пять раз больше кислорода, чем в первом, и между обоими заключаются еще другие окиси азота (NO, N 2 O 3 , N 2 O 7), которые все отличаются качественно от них обоих и друг от друга.

Еще поразительнее обнаруживается это в гомологичных рядах углеродистых соединений, особенно в случае простейших углеводов. Из нормальных парафинов простейший это - метан CH 4 . Здесь 4 единицы сродства атома углерода насыщены 4 атомами водорода. У второго парафина - этапа C 2 H 6 - два атома углерода связаны между собой, а свободные 6 единиц связи насыщены 6 атомами водорода. Дальше мы имеем C 3 H 8 , C 4 H 10 , - словом, по алгебраической формуле, C n H 2 n +2 , так что благодаря прибавлению каждый раз группы CH 2 мы получаем тело, качественно отличное от предыдущего тела. Три низших члена ряда - газы, высший известный нам, гексадекан, C 16 H 34 , это - твердое тело с точкой кипения 270° С. То же самое можно сказать о выведенном (теоретически) из парафинов ряде первичных алкоголей с формулой C n H 2 n +2 O и об одноосновных жировых кислотах (формула C n H 2 n O 2). Какое качественное различие приносит с собой количественное прибавление C 3 H 6 , можно узнать на основании опыта: достаточно принять в каком-нибудь пригодном для питья виде, без примеси других алкоголей, винный спирт C 2 H 6 O, а в другой раз принять тот же самый винный спирт, но с небольшой примесью амильного спирта C 5 H 12 O, являющегося главной составной частью гнусного сивушного масла. На следующее утро наша голова почувствует, к ущербу для себя, разницу между обоими случаями, так что можно даже сказать, что охмеление и следующее за ним похмелье от сивушного масла (главная составная часть которого, как известно, амильный спирт) является тоже перешедшим в качество количеством: с одной стороны, винного спирта, а с другой - прибавленного к нему C 3 H 6 .

В этих рядах гегелевский закон выступает перед нами еще в другой форме. Нижние члены его допускают только одно-единственное взаимное расположение атомов. Но если число объединяющихся в молекулу атомов достигает некоторой определенной для каждого ряда величины, то группировка атомов в молекулы может происходить несколькими способами: могут появиться два или несколько изомеров, заключающих в молекуле одинаковое число атомов С, Н, O, но качественно различных между собой. Мы в состоянии даже вычислить, сколько подобных изомеров возможно для каждого члена ряда. Так, в ряду парафинов для C 4 H 10 существуют два изомера, для C 5 H 12 - три; для высших членов число возможных изомеров возрастает очень быстро <как это также можно вычислить>. Таким образом, опять-таки количество атомов в молекуле обусловливает возможность, а также - поскольку это показано на опыте - реальное существование подобных качественно различных изомеров.

Мало того. По аналогии с знакомыми нам в каждом из этих рядов телами мы можем строить выводы о физических свойствах неизвестных нам еще членов такого ряда и предсказывать с некоторой степенью уверенности - по крайней мере, для следующих за известными нам членами тел - эти свойства, например точку кипения и т. д.

Наконец, закон Гегеля имеет силу не только для сложных тел, но и для самих химических элементов. Мы знаем теперь, «что химические свойства элементов являются периодической функцией атомных весов» (Roscoe - Schorlemmer , Ausführliches Lehrbuch der Chemie, II Band, S. 823), что, следовательно, их качество обусловлено количеством их атомного веса. Это удалось блестящим образом подтвердить. Менделеев показал, что в рядах сродных элементов, расположенных по атомным весам, имеются различные пробелы, указывающие на то, что здесь должны быть еще открыты новые элементы. Он наперед описал общие химические свойства одного из этих неизвестных элементов, - названного им экаалюминием, потому что в соответствующем ряду он следует непосредственно за алюминием, - и предсказал приблизительным образом его удельный и атомный вес и его атомный объем. Несколько лет спустя Лекок-де-Буабодран действительно открыл этот элемент, и оказалось, что предсказания Менделеева оправдались с незначительными отклонениями: экаалюминий воплотился в галлий (там же, стр. 828). Менделеев, применяя бессознательно гегелевский закон о переходе количества в качество, совершил научный подвиг, который смело можно поставить рядом с открытием Леверрье, вычислившего орбиту еще неизвестной планеты - Нептуна.

Этот самый закон подтверждается на каждом шагу в биологии и в истории человеческого общества, но мы предпочитаем ограничиваться примерами из области точных наук, ибо здесь количество можно указать и точно измерить.

Весьма вероятно, что те самые господа, которые до сих пор ославляли закон перехода количества в качество как мистицизм и непонятный трансцендентализм, теперь найдут нужным заявить, что это - само собой разумеющаяся, банальная и плоская истина, что они ее применяли уже давно и что, таким образом, им не сообщают здесь ничего нового. Но установление впервые всеобщего закона развития природы, общества и мысли в форме общезначимого начала останется навсегда подвигом всемирно-исторического значения. И если эти господа в течение многих лет позволяли количеству переходить в качество, не зная того, что они делали, то им придется искать утешения вместе с мольеровским господином Журданом, который тоже всю свою жизнь говорил прозой, не догадываясь об этом [В рукописи следует после этого страница с выдержками из «Логики» Гегеля о «ничто» в «отрицании», далее три страницы с вычислениями формул законов движения.]. (Ф. Энгельс, Диалектика природы, стр. 125 - 129, 1932 г. )

Всеобщность закона перехода количества в качество

Мы должны быть благодарны г. Дюрингу за то, что он, в виде исключения, покидает возвышенный и благородный стиль, чтобы дать нам, по крайней мере, два примера превратного учения Маркса о логосе.

«Разве не комична, например, ссылка на смутно-туманное представление Гегеля о том, что количество переходит в качество и что поэтому сумма денег, достигшая известных пределов, становится, благодаря одному этому количественному увеличению, капиталом?»

Конечно, в таком «очищенном» г. Дюрингом изложении эта мысль довольно курьезна. Но посмотрим, что написано в оригинале у Маркса. На стр. 313 (2-е изд. «Капитала») Маркс выводит из предшествующего исследования о постоянном и переменном капитале и о прибавочной стоимости заключение, что «не всякая произвольная сумма денег или каких бы то ни было стоимостей может быть превращена в капитал; но что для такого превращения в руках отдельного владельца денег или товаров должен находиться известный минимум денег или каких-нибудь меновых стоимостей». Он, далее, говорит, что если, например, в какой-либо отрасли труда рабочий в среднем работает 8 часов на самого себя, т. е. для воспроизведения стоимости своей заработной платы, а следующие четыре часа - на капиталиста, для производства притекающей в карман последнего прибавочной стоимости, то в этом случае хозяин, чтобы жить, при помощи присвояемой им прибавочной стоимости, так как существуют его рабочие, - уже должен располагать такой суммой стоимостей, которая была бы достаточна для снабжения двух рабочих сырым материалом, орудиями труда и заработной платой. А так как капиталистическое производство имеет своей целью не просто поддержание жизни, но увеличение богатства, то хозяин с двумя рабочими все еще не капиталист. Чтобы жить хотя бы вдвое лучше, чем обыкновенный рабочий, и иметь возможность превращать половину произведенной прибавочной стоимости в капитал, он уже должен быть в состоянии нанимать 8 рабочих, т. е. владеть суммой в 4 раза большей, чем в первом случае. И только после этих, и притом еще более подробных, рассуждений для освещения и обоснования того факта, что не каждая любая незначительная сумма стоимости достаточна для превращения ее в капитал и что в этом отношении каждый период развития и каждая отрасль промышленности имеет свою минимальную границу, - только после всего этого Маркс замечает: «Здесь, как и в естествознании, подтверждается верность открытого Гегелем в его «Логике» закона, что чисто количественные изменения в известном пункте переходят в качественные различия».

А теперь можно насладиться более возвышенным и благородным стилем, которым пользуется г. Дюринг, приписывая Марксу противоположное тому, что он сказал в действительности. Маркс говорит: тот факт, что сумма стоимости может превратиться в капитал лишь тогда, когда достигнет известной, хотя и различной в зависимости от обстоятельств, но в каждом данном случае определенной минимальной величины, - этот факт является доказательством правильности гегелевского закона. Дюринг же навязывает Марксу следующее утверждение: так как , согласно закону Гегеля, количество переходит в качество, то «поэтому известная сумма денег, достигнув определенной границы, становится... капиталом». Следовательно, как раз наоборот.

С обыкновением неверно цитировать, «в интересах полной истины» и «во имя обязанностей перед свободной от цеховых уз публикой», мы познакомились уже при разборе г. Дюрингом произведений Дарвина. Чем дальше, тем больше такой прием оказывается необходимо присущим философии действительности и во всяком случае представляет весьма «суммарный прием». Я не говорю уже о том, что г. Дюринг приписывает Марксу, будто бы он говорит о любой затрате, тогда как речь идет лишь о такой затрате, которая употреблена на сырой материал, орудия труда и заработную плату; таким путем г. Дюринг заставляет Маркса говорить чистую бессмыслицу. И после этого он еще осмеливается находить комичной им же самим изготовленную нелепость. Как он сотворил фантастического Дарвина, чтобы на нем испробовать свою силу, так и в этом случае он состряпал фантастического Маркса. Воистину «изложение истории в высоком стиле».

Мы видели уже выше в мировой схематике, что с этой гегелевской узловой линией количественных отношений, по смыслу которой на известных пунктах количественного изменения внезапно наступает качественное превращение, г. Дюринга постигло маленькое несчастье, именно, что он в эту минуту слабости сам признал и применил ее. Мы при этом случае привели один из известнейших примеров - пример изменяемости агрегатных состояний воды, которая при нормальном атмосферном давлении и при температуре 0° С переходит из жидкого состояния в твердое, а при 100° С - из жидкого в газообразное, так что, следовательно, на этих обоих поворотных пунктах простое количественное изменение температуры приводит к качественному изменению воды.

Мы могли бы привести как из природы, так и из жизни человеческого общества еще сотни подобных фактов для доказательства этого закона. Так, например, в «Капитале» Маркса, в 4-м отделе (производство относительной прибавочной стоимости, кооперация, разделение труда и мануфактура, машины и крупная промышленность) упоминается множество случаев, в которых количественное изменение преобразует качество вещей и точно так же качественное преобразование изменяет количество их, так что, употребляя ненавистное для г. Дюринга выражение, «количество переходит в качество, и наоборот». Таков, например, факт, что кооперация многих лиц, слияние многих отдельных сил в одну общую силу создает, говоря словами Маркса, «новую силу», которая существенно отличается от суммы составляющих ее отдельных сил.

Ко всему этому Маркс в том месте, которое г. Дюринг в интересах истины вывернул наизнанку, прибавил еще следующее примечание: «Примененная в современной химии, впервые научно развитая Лораном и Жераром молекулярная теория основывается именно на этом законе». Но что значит это для г. Дюринга? Ведь он знает, что «в высокой степени современные образовательные элементы естественнонаучного метода мышления отсутствуют именно там, где, как у г. Маркса и его соперника Лассаля, полузнание и некоторое философствование составляют скудную научную амуницию». Напротив того, у Дюринга в основе лежат «главные завоевания точного знания в области механики, физики, химии» и т. д., а в каком виде, мы это уже видели. Но чтобы и третьи лица могли составить себе мнение об этом, мы намерены рассмотреть ближе пример, приведенный в названном примечании Маркса.

Там идет речь о гомологических рядах углеродистых соединений, из которых уже очень многие известны и из которых каждое имеет свою собственную алгебраическую формулу состава. Если мы, как это принято в химии, обозначим атом углерода через С, атом водорода - через Н, атом кислорода - через О, а число заключающихся в каждом соединении атомов углерода через n, то мы можем представить молекулярные формулы для некоторых из этих рядов в таком виде:

C n H 2 n +2 - ряд нормальных парафинов. C n H 2 n +2 O - ряд первичных спиртов. C n H 2 n O 2 - ряд одноосновных жирных кислот.

Если мы возьмем в виде примера последний из этих рядов и примем последовательно n = 1, n = 2, n = 3 и т. д., то получим следующий результат (отбрасывая изомеры):

CH 2 O 2 - муравьиная кисл. - точка кип. 100°, точка плавл. 1°.

C 2 H 4 O 2 - уксусная кисл. - » » 118°, » » 17°.

C 3 H 6 O 2 - пропионовая кисл. - » » 140°, » » -

C 4 H 8 O 2 - масляная кисл. - » » 162°, » » -

C 5 H 10 O 2 - валериановая кисл. - » » 175°, » » -

и т. д. до C 30 H 60 O 2 - мелиссиновая кислота, которая расплавляется только при 80° и не имеет вовсе точки кипения, так как она вообще не может улетучиться, не разрушаясь.

Здесь мы видим, таким образом, целый ряд качественно различных тел, образованных простым количественным прибавлением элементов, притом всегда в одном и том же отношении. В наиболее чистом виде это явление выступает там, где все составные элементы изменяют свое количество в одинаковом отношении, как, например, в нормальных парафинах C n H 2 n +2: самый низший из них метан CH 4 - газ; высший же из известных гексадекан C 16 H 34 - твердое тело, образующее бесцветные кристаллы, плавящиеся при 21° и кипящие только при 278°. В том и другом ряде каждый новый член образуется прибавлением CH 2 , т. е. одного атома углерода и двух атомов водорода, к молекулярной формуле предыдущего члена, и это количественное изменение молекулярной формулы образует каждый раз качественно отличное тело.

Но эти ряды представляют только особенно наглядный пример: почти повсюду в химии, например, на различных окисях азота, на различных кислотах фосфора или серы, мы можем видеть, как «количество переходит в качество», и этим мнимо запутанное «туманное представление Гегеля», так сказать, может быть нащупано в вещах и явлениях, причем, однако, никто не остается запутанным и туманным, кроме г. Дюринга. И если Маркс первый обратил внимание на это явление и если г. Дюринг прочел это, ничего не поняв (ибо иначе он, конечно, не позволил бы себе своей неслыханной дерзости), то этого достаточно, чтобы, и не заглядывая более в знаменитую дюрингову «Натурфилософию», выяснить, кому недостает «в высокой степени современных образовательных элементов естественнонаучного метода мышления» - Марксу или г. Дюрингу, и кто из них не обладает достаточным знакомством с главными основаниями химии.

В заключение мы намерены призвать еще одного свидетеля в пользу превращения количества в качество, именно Наполеона. Последний следующим образом описывает бой плохо ездившей верхом, но дисциплинированной французской кавалерии с мамелюками, этими в то время безусловно лучшими в единоборстве, но недисциплинированными всадниками: «Два мамелюка безусловно превосходили трех французов; 100 мамелюков были равноценны 100 французам; 300 французов обыкновенно одерживали верх над 300 мамелюками, а 1000 французов уже всегда разбивали 1500 мамелюков». Подобно тому как у Маркса определенный, хотя и изменчивый, минимум суммы меновой стоимости необходим, чтобы сделать возможным ее превращение в капитал, точно так же у Наполеона известная минимальная величина конного отряда необходима, чтобы дать проявиться силе дисциплины, заключающейся в сомкнутом строю и планомерности действия, и чтобы подняться до превосходства даже над более значительными массами иррегулярной кавалерии, лучше сражающейся и лучше ездящей верхом и, по крайней мере, столь же храброй. Не говорит ли это что-либо против г. Дюринга? Разве Наполеон не пал позорно в борьбе с Европой? Разве он не терпел поражение за поражением? А почему? He потому ли, что он ввел запутанное и туманное представление Гегеля в кавалерийскую тактику! (Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, стр. 88 - 91, 1932 г. )

Примеры из области общественного производства

Та форма труда, при которой много лиц планомерно и совместно участвуют в одном и том же процессе труда или в разных, но связанных между собою процессах труда, называется кооперацией .

Подобно тому как сила нападения эскадрона кавалерии или сила сопротивления полка пехоты существенно отличны от суммы тех сил нападения и сопротивления, которые способны развить отдельные кавалеристы и пехотинцы, точно так же и механическая сумма сил отдельных рабочих отлична от той общественной силы, которая развивается, когда много рук участвуют одновременно в выполнении одной и той же нераздельной операции, когда, напр., требуется поднять тяжесть, вертеть ворот, убрать с дороги препятствие. Во всех таких случаях результат комбинированного труда или вовсе не может быть достигнут единичными усилиями, или может быть осуществлен лишь в течение много более «продолжительного времени, или же лишь в карликовом масштабе. Здесь дело идет не только о повышении индивидуальной производительной силы путем кооперации, но и о создании новой производительной силы, которая по самой своей сущности есть массовая сила.

Но и помимо той новой силы, которая возникает из слияния многих сил в одну общую, при большинстве производительных работ уже самый общественный контакт вызывает соревнование и всеобразное повышение жизненной энергии (animal spirits), увеличивающее индивидуальную дееспособность отдельных лиц. Вследствие этого 12 лиц в течение одного совместного рабочего дня в 144 часа произведут гораздо больше продукта, чем двенадцать изолированных рабочих, работающих по 12 часов каждый, или один рабочий в течение двенадцати последовательных дней труда. Причина этого заключается в том, что человек по самой своей природе есть животное, если и не политическое, как думал Аристотель, то во всяком случае общественное.

Хотя многие одновременно или совместно совершают одну и ту же или однородную работу, тем не менее индивидуальный труд каждого отдельного лица как часть совокупного труда может представлять различные фазы известного процесса труда, через которые обрабатываемый предмет, вследствие кооперации, пробегает быстрее. Так, напр., если каменщики образуют последовательный ряд для того, чтобы передавать кирпичи от основания строящегося здания до его вершины, то каждый из них делает одно и то же, и тем не менее их отдельные операции представляют непрерывные ступени одной общей операции, особые фазы ее, которые каждый кирпич должен пройти в процессе труда и благодаря которым кирпич, пройдя через две дюжины рук коллективного рабочего, скорее доставляется на место, чем в том случае, если бы его переносили две руки единичного рабочего, то поднимающегося на леса, то спускающегося с них. Предмет труда пробегает то же самое пространство в более короткое время. С другой стороны, комбинированный труд осуществляется и в том случае, если, напр., к постройке здания приступают одновременно с разных концов, хотя бы кооперирующие работники совершали при этом один и тот же или однородный труд. При комбинированном рабочем дне в 144 часа предмет труда подвергается обработке одновременно с разных сторон, так как комбинированный или коллективный рабочий имеет глаза и руки и спереди и сзади, обладает в известной мере вездесущием. При этом совокупный продукт подвигается к своему окончанию быстрее, чем в двенадцать двенадцатичасовых рабочих дней более или менее изолированных рабочих, которые вынуждены приступать к предмету труда более односторонне. Здесь одновременно созревают пространственно различные части продукта.

Мы подчеркиваем, что многие дополняющие друг друга рабочие совершают одинаковую или однородную работу, так как эта простейшая форма совместного труда играет крупную роль и в наиболее развитых видах кооперации. Если процесс труда сложен, то уже один факт объединения значительной массы совместно работающих позволяет распределить различные операции между различными рабочими, следовательно, совершать их одновременно и таким образом сократить рабочее время, необходимое для изготовления совокупного продукта.

Во многих отраслях производства бывают критические моменты, т. е. известные, определяемые самою природою рабочего процесса периоды времени, в течение которых необходимо должен быть достигнут определенный трудовой результат. Если требуется, напр., остричь стадо овец или сжать и убрать известное количество моргенов хлеба, то количество и качество получаемого продукта зависит от того, будет ли данная операция начата и закончена в известный момент времени. Промежуток времени, в течение которого должен быть совершен процесс труда, предопределен здесь заранее, как, напр., при ловле сельдей. Отдельный человек не может выкроить из суток больше одного рабочего дня, скажем, в 12 часов, тогда как кооперация из 100 человек расширяет двенадцатичасовой день в рабочий день, вмещающий в себе 1200 часов. Краткость срока труда компенсируется величиной массы труда, выбрасываемой в решительный момент на арену труда. Своевременное получение результата зависит здесь от одновременного применения многих комбинированных рабочих дней, размеры полезного эффекта - от числа рабочих; последнее, однако, всегда менее числа тех рабочих, которые, работая изолированно, смогли бы в течение того же самого времени произвести ту же самую работу. Недостаток в такого рода кооперации является причиной, почему на западе Соединенных штатов ежегодно пропадает масса хлеба, а в тех частях Ост-Индии, где английское владычество разрушило старую общину, - масса хлопка.

Кооперация, с одной стороны, позволяет расширять пространственную сферу труда и потому при известных процессах труда ее требует уже самое расположение предметов труда в пространстве; так напр., она необходима при осушительных работах, постройке плотин, работах по орошению, при проведении каналов, грунтовых, железных дорог и т. п. С другой стороны, кооперация позволяет относительно, т. е. по сравнению с масштабом производства, пространственно сузить область производства. Это ограничение пространственной сферы труда при одновременном расширении сферы его воздействия, позволяющее сберечь значительную часть непроизводительных издержек производства (faux frais), порождается сосредоточением массы рабочих, слиянием различных процессов труда и концентрацией средств производства.

По сравнению с равновеликой суммой отдельных индивидуальных рабочих дней комбинированный рабочий день производит большие массы потребительных стоимостей и уменьшает поэтому рабочее время, необходимое для достижения известного полезного эффекта. В каждом отдельном случае такое повышение производительной силы труда может достигаться различными способами: или повышается механическая сила труда, или расширяется пространственно сфера ее воздействия, или арена производства пространственно суживается по сравнению с масштабом производства, или в критический момент приводится в движение большое количество труда в течение короткого промежутка времени, или пробуждается соперничество отдельных лиц и напрягается их animal spirit (жизненная энергия), или однородные операции многих людей получают печать непрерывности и многосторонности, или различные операции начинают выполняться одновременно, или средства производства экономизируются благодаря их совместному употреблению, или индивидуальный труд приобретает характер среднего общественного труда. Но во всех этих случаях специфическая производительная сила комбинированного рабочего дня есть общественная производительная сила труда, или производительная сила общественного труда. Она возникает из самой кооперации. В планомерном сотрудничестве с другими рабочий стирает индивидуальные границы и развивает свои родовые потенции. (К. Маркс, Капитал, т. I , стр. 243 - 246, Партиздат, 1932 г. )

Простое сложение крестьянских орудий в недрах колхозов дает резкое повышение производительности труда

В своем недавнем выступлении в печати («Год великого перелома») я развивал известные аргументы за превосходство крупного хозяйства в земледелии перед мелким хозяйством, имея в виду крупные совхозы. Нечего и доказывать, что все эти аргументы относятся целиком и полностью и к колхозам как к крупным хозяйственным единицам. Я говорю не только о колхозах развитых, имеющих машинно-тракторную базу, но и о колхозах первичных, представляющих, так сказать, мануфактурный период колхозного строительства и опирающихся на крестьянский инвентарь. Я имею в виду те первичные колхозы, которые создаются ныне в районах сплошной коллективизации и которые опираются на простое сложение крестьянских орудий производства. Взять, например, колхозы в районе Хопра в бывшей Донской области. С виду эти колхозы как будто бы не отличаются с точки зрения техники от мелкого крестьянского хозяйства (мало машин, мало тракторов). А между тем простое сложение крестьянских орудий в недрах колхозов дало такой эффект, о котором и не мечтали наши практики. В чем выразился этот эффект? В том, что переход на рельсы колхозов дал расширение посевной площади на 30, 40 и 50%. Чем объяснить этот «головокружительный» эффект? Тем, что крестьяне, будучи бессильны в условиях индивидуального труда, превратились в величайшую силу, сложив свои орудия и объединившись в колхозы. Тем, что крестьяне получили возможность обработать трудно обрабатываемые в условиях индивидуального труда заброшенные земли и целину. Тем, что крестьяне получили возможность взять целину в свои руки. Тем, что получилась возможность пустить в ход пустыри, отдельные клочки, межи и т. д. и т. п. (И. Сталин, Вопросы ленинизма, стр. 449 - 450. изд. 9-е. )

Скачок

«От механики с ее давлением и толчком до связи ощущений и мыслей простирается одна единая и единственная скала промежуточных состояний». Это утверждение освобождает г. Дюринга от необходимости сказать что-нибудь более подробное о возникновении жизни; между тем от мыслителя, который проследил развитие мира вплоть до равного самому себе состояния и который чувствует себя, как дома, на других мировых телах, мы вправе были бы ожидать, что он и здесь знает настоящее слово. Впрочем, само это утверждение, если не дополнить его упомянутой уже гегелевской узловой линией отношений меры, верно лишь наполовину. При всей постепенности переход от одной формы движения к другой является всегда скачком, решающим поворот. Таков переход от механики небесных тел к механике небольших масс на них; таков переход от механики масс к механике молекул, обнимающей движения, которые мы изучаем в том, что́ называют физикой в собственном смысле слова: теплота, свет, электричество, магнетизм, точно так же переход от физики молекул к физике атомов - химии - совершается посредством решительного скачка; еще более относится это к переходу от обыкновенного химического действия к химизму белков, называемому нами жизнью. Внутри сферы жизни скачки делаются все более редкими и незаметными. Таким образом, опять-таки Гегель должен поправлять господина Дюринга. (Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, стр. 46, 1932 г. )

Чем отличается диалектический переход от недиалектического? Скачком. Противоречивостью. Перерывом постепенности. Единством (тождеством) бытия и небытия. («Ленинский сборник» XII , стр. 237. )

Данный закон занимает важное место в системе диалектики, так как дает объяснение механизма всякого преобразования. Согласно этому закону коренные изменения происходят не сами по себе, а за счет незаметных, постепенных, количественных нарастаний. Вместе с тем, случившись, коренные изменения определяют дальнейшие количественные процессы. Содержание закона выражено в категория- х качества, количества, меры, скачка и в их диалектической взаимосвязи.
Качество. Мир представляет собой великое многообразие вещей и явлений. Предметы, явления и процессы материального мира по одним чертам схожи между собой, по другим - различаются. При этом основания, по которым предметы объединяются и различаются, - не одного уровня. Одни касаются сущности, главного в предметах, другие основания несущественны. Для качественной определенности человека как человека различия в росте весьма несущественны, но в определенных ситуациях эти различия приобретают значимость, например при моделировании одеж-
140
ды, в спорте, даже в космонавтике. То же самое можно сказать о животных, растениях, химических элементах и т.д.
То определяющее, что лежит в основе предметов, процессов того или иного класса и отличает предметы данного класса от предметов другого класса, и есть качество. Благодаря ему предмет является данной определенностью. В частности, Г. Гегель указывает на специфику и уникальность вещей как важнейшие характеристики качества. «Нечто, - пишет он, - есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть*.40
Качество - это философская категория, содержание которой выражает целостность и специфику предмета, что отличает его от других предметов и явлений, какими бы схожими они ни были. Приведенная дефиниция не является полной хотя бы потому, что целостность сама должна быть определена, а, как показывает история вопроса, даже сам подход к такому определению требует введения новых понятий. Таким понятием является свойство. Указание на специфику предмета не означает его полной замкнутости, изолированности. Его качественная определенность формируется и существует в совокупности взаимодействий, в которых проявляются те или иные ее стороны и свойства. Каждая вещь вступает во множество взаимодействий и обладает поэтому множеством свойств. Представляя только одну сторону вещи, свойство не выражает ее целостности. А качество определяет целостность, представляя ее через органическое единство общих и специфических свойств данной вещи или класса вещей. В отличие от существенной определенности, понятие качества органически соединяет существенные и несущественные свойства. Это связано с тем, что в зависимости от типа взаимодействия несущественное свойство может оказаться существенным, а существенное несущественным.
Современная наука пользуется весьма близким к понятию качества понятием «система». Любая вещь как система, в силу делимости материи, представляет собой единство определенных элементов. Система - динамическое понятие, и с этой точки зрения она представляет собой единство внутренних и внешних связей и взаимодействий. Качество в этом смысле предполагает единство внешних и внутренних свойств и не может мыслиться только как внутренняя определенность. Специфика вещи не может быть установлена вне соотношения данной вещи с другими вещами. Она также не может быть установлена без общего основания, позволяющего определить различия. Так, например, качественную определенность урана как радиоактивного химического элемента составляют не только свойства, присущие самому урану, но и те, которые являются общими для ряда химических элементов, которым свойственна радиоактивность как таковая.
Понятие системы, являясь другим выражением качественной определенности, способствует решению еще одной проблемы, которая активно дискутируется: о соотношении однокачественности и многокачественности вещей материального мира. Утверждение о многокачественности вещи часто отрицается на основании отождествления понятий качества и свойства. Качество определяется через единство множества свойств, стало быть, многокачественность применительно к категории качества оказывается излишней. Но как только мы начинаем говорить о вещи как о системе естественного происхождения, которая, как правило, субординирована и иерархична, отказаться от признания наличия в ней многих относительно самостоятельных качеств чрезвычайно затруднительно. В данном моменте весьма удачно соединяются, во-первых, ряд близких философских категорий - единое (качество) и многое (много качеств), целое и части; а во-вторых, философские и научные понятия, которыми в настоящее время широко оперируют и философия, и наука, - качественная определенность и система. Понятие системы включает в себя определение качества, но помогает интерпретировать его не как пустую абстракцию, но как более наполненную содержанием, формой, бытием часть материального мира.
Качественная характеристика предмета (системы) объективна, но терминологически понятия качества и данный предмет часто употребляются как идентичные. В исследовании предмета мы берем во внимание ту или иную его сторону - здесь может обнаружиться субъективность в оценке качества.
Количество - «философская категория, отображающая общее в качественно однородных вещах и явлениях».41 Качественная однородность создает основание сравнимости вещей и явлений. Количественная определенность обусловливает возможность сравнимости, соответствующие способы и нормы сравнения.
Начало научного исследования количественных отношений восходит к античности. Как свидетельствуют исторические источники, первым, кто отнял математику у купцов, был Пифагор. Это означает, что именно пифагорейцы попытались сделать из математики науку. Они исследовали природу чисел и их соотношений и использовали свои исследования для понимания гармонии мира.
У античных мыслителей математика вообще была в большом почете. Аристотель дал определение категории количества, которое до сих пор не потеряло своей ценности: «Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо, а величина - если измерима».42
В данном определении важно отметить ряд необходимых моментов. Прежде всего, Аристотель различает «количество» и «число». Количество выражается числом, но не тождественно ему. Число - это форма выражения множества, связанная с определенной системой счисления. Количество - это объективная, необходимая характеристика предмета, противоположная качеству и соотносимая именно с ним. Если качество есть целостность, то количество есть то, что делимо. Кстати, делимость относится как к прерывному (множество), так и к непрерывному (величина = линия, ширина, глубина). Но главное здесь, какую делимость имеет в виду Аристотель? Он имеет в виду делимость на такие части, каждая из которых есть что-то одно и определенное нечто. Это и есть однородное нечто, что служит основанием и объектом сравнимости вещей. Например, заряд ядра в элементах таблицы Менделеева. Если заряд ядра у некоего элемента равен 17 единицам, то мы определим этот элемент как хлор. Указанное Аристотелем одно и определенное нечто представляет собой однородное качество или свойство, подлежащее исчислению и выражению в числах. Благодаря способности к исчислению и измерению количество может выражать величину, объем предметов, степень наличия свойств и однородных признаков. Являясь категорией противоположной качеству, количественная определенность также необходима предмету и характеризует особенность его предметного бытия. Возвращаясь к примеру с хлором, добавим, что хлор, в отличие от других элементов, не только имеет особый заряд ядра, равный 17 единицам, - он характеризуется еще температурой плавления (100,98 градусов), температурой кипения (34,05 градуса), что в совокупности раскрывает внутреннюю природу качественной определенности данного химического элемента.
Материалистическая диалектика исходит из положения о необходимой связи и зависимости качества и количества. В истории науки и философии существует взгляд, преувеличивающий значение количества в определении вещей, явлений и их развития. Это характерно для Декарта и Спинозы, Ньютона и Лейбница и связано прежде всего с интенсивным развитием и успехами математики.
Существует также тенденция представлять развитие науки как движение от описания предметов со стороны их качественной определенности к описанию количественных закономерностей, и считать последнее высшим этапом ее развития. Однако в действительности одностороннее изображение предметов не является полноценным. Наука может накопить большое количество знаний, характеризующих предметы с количественной стороны, но это не дает знания закономерностей. Только в единстве, в сочетании количественной и качественной сторон, в изучении этого сочетания создается возможность познания закономерностей материального мира. Исследование материального мира требует обязательного учета единства количества и качества. Об этом, в частности, писал Д. И. Менделеев: «Знания, относящиеся к количественной стороне химических превращений, далеко опередили изучение качественных отноше- ний. Связь этих двух сторон, по моему мнению, составит нить, долженствующую вывести химию из лабиринта современного, уже значительного, но отчасти одностороннего запаса данных. Такую связь я сам старался разыскать: она лежит в основе той периодической системы элементов, которой подчинено все мое изложение».43 Аналогичное положение складывается сейчас в физике элементарных частиц.
Мера есть философская категория, выражающая единство качества и количества. Это граница, предел количественных изменений, достижение которых вызывает изменение качества. Известно, что представление о мере - древнего происхождения. Философему «меру во всем соблюдай» приписывают многим мудрецам, известным глубокими высказываниями. Мера длительное время существовала как универсальная норма поведения, выступающая признаком правильной жизни и поведения. Понятию меры уделил внимание Аристотель, но она не выступала еще частью важного диалектического закона.
Г. Гегель рассматривает меру как понятие, без которого структура закона количественных и качественных изменений была бы неполна. Акцентируя онтологический и объективный аспект, он пишет: «Мера есть качественно определенное количество прежде всего как непосредственное; она есть определенное количество, с которым связано некое наличное бытие или некое качество».44 Данное определение меры конкретизирует в законе только принцип связи количества и качества, подчеркивает необходимость этой связи противоположностей для характеристики любого предмета. Понятие меры выражает форму связи количества и качества, в которой функция качества состоит в определении общего объема количества, а функция количества - в реализации непрерывной изменчивости (уменьшении или увеличении) материи качества.
В плане развития мера указывает на тот предел, достижение которого вызывает изменение качества. Гегель даже вводит понятие, противоположное мере, - безмерность. Это есть «выхождение меры в силу ее количественной природы за пределы своей качественной определенности. Но так как это другое количественное отношение, которое в срав- нении с первым безмерно, тем не менее также качественно, то безмерное есть также мера. Эти два перехода (от качества к определенному количеству и от последнего обратно к качеству) могут быть представлены как бесконечный прогресс - как снятие и самовосстановление меры в безмерном».45 Здесь Гегель уже описывает процесс развития, выраженный в категориях закона количественных и качественных изменений. Можно говорить о противоречивости меры, заключающейся в том, что, с одной стороны, это граница, указывающая на конечность данного качества, и она не только выступает как внешнее ограничение, но является его внутренним фактором, охватывающим, пронизывающим всю его определенность. С другой стороны, она - носитель изменчивости частей данного качества, стремящихся выйти за его пределы. Количественная природа меры дает возможность рассматривать ее как механизм, обеспечивающий процесс бесконечного развития и смены одного качества другим. Не случайно Гегель обозначает иногда развитие как «узловую линию мер».
Границы меры подвижны, так как она не представляет собой изолированного явления или понятия об изолированном явлении. Подвижность этих границ зависит от общих условий и специфической природы процесса. В целенаправленном изменении условий кроется решение проблемы управления закономерными связями природы.
Закон перехода количества в качество и обратно конкретизирует принципы диалектики, характеризуя одну из сторон развития, раскрывая его механизм. По Энгельсу, суть данного закона можно выразить следующим образом: «... в природе качественные изменения - точно определенным для каждого отдельного случая способом - могут происходить лишь путем количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)».46 Количественные изменения как непрерывный процесс изменчивости предметов материального мира, достигая меры, вызывают качественные изменения. За пределами меры развитие не прекращается, но представляет собой уже новое отношение, характеризуется новой мерой. Новое качество содержит новую меру количества, которое в дальнейшем продолжит развитие.
Данный закон, характеризуя одну из сторон развития, тем не менее связан с другими законами. О связи с законом диалектического противоречия уже было сказано. То же самое можно сказать и о связи закона количественных и качественных изменений с законом отрицания отрицания. Излагая последний закон, уже можно использовать вместо более абстрактных понятий типа «бытия и ничто», «нечто и другого» более определенные категории качества, количества и меры. Эти понятия, их связь и взаимопереходы делают закон отрицания отрицания более содержательным и полнее раскрывают единство всех сторон развития.
Существует методология, согласно которой не признается развитие, выражаемое в необходимой связи и взаимных переходах понятий. Это методология, в научном отношении базирующаяся на принципах механистической картины мира. По традиции, идущей от Аристотеля, философскую картину мира называют метафизикой, а метод - метафизическим. Метафизический взгляд на качество и количество обусловлен общим принципом сведения высших форм движения материи к низшим. Основой такого подхода является тот факт, что более высокие формы содержат более простые. Отсюда стремление сводить все формы движения к простейшей - механической. Если же всякое движение есть механическое перемещение тел в пространстве, то о качественных изменениях речи не может быть. Отсюда вывод: развитие есть не более чем увеличение или уменьшение одного и того же неизменного по качеству предмета.
Метафизики, отрицая единство качественных и количественных изменений, абсолютизируют либо те, либо другие. Так, преформисты в биологии считали, что в зародыше существует уже полностью весь организм. Концепции преформизма придерживался идеалист Г. Лейбниц и другие философы. Материализм XVII-XVIII вв. также страдал метафизической ограниченностью, которая выражалась в том, что а нем не различались качественно разнообразные формы Движения материи. Не зная, как показать возникновение нового качества, эти философы вынуждены были наделять всю природу свойствами живого, одухотворять ее (Б. Спиноза, Д. Дидро).
Противоположную, но также метафизически ограниченную позицию развивали представители т.н. «теории катастроф». Французский естествоиспытатель Ж. Кювье, отрицая период накопления количественных изменений, пытался объяснить качественное разнообразие видов животных наличием в природе катастроф. Такую же точку зрения развивал голландский ученый-ботаник начала XX в. Гуго де Фриз. «В течение тысячелетий все остается в покое... - писал он. - От времени до времени, однако, природа пробует создать нечто новое и лучшее. Она захватывает один раз один, другой раз другой вид. Приходит в движение творческая сила, и на старой, до тех пор неизменной основе возникают новые формы» .47 Каждый новый вид животных и растений возникает внезапно, в результате действия некоей творческой силы.
Эти теории снимают проблему развития: развитие становится невозможным, ибо нет связи с предшествующим.
Метафизическая концепция опровергалась самим ходом развития естествознания. Теория Канта-Лапласа о возникновении и развитии Солнечной системы как закономерного процесса сыграла существенную роль в борьбе с метафизикой. Учение Ч. Дарвина о происхождении видов положило конец метафизике в биологии. Огромную роль в решении вопроса о взаимосвязи количественных и качественных изменений в материальном мире сыграла химия. В этом чрезвычайно большая заслугаМ. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Периодическая система Менделеева есть конкретная иллюстрация неразрывной связи количественных изменений и качественных преобразований. В химии вообще наиболее ярко раскрывается сущность взаимоотношений между качественной и количественной определенностью предметов и процессов. Развитие науки подготовило диалектическое понимание количественно-качественных связей и развития.
Скачок. Многообразие и жизнь природы содержат в себе необходимость качественных преобразований. «Скачок и означает здесь качественное различие и качественное изменение», - отмечает Гегель.48 Новое качество прерывает постепенность количественных изменений. Перерыв посте- пенности не означает перерыва в развитии. Скачок есть процесс, а не мгновенный полет через пустоту. И этот процесс имеет всеобщий характер, т.е. переход от качества к качеству на основе количественных изменений всегда и на всех уровнях движения материи представляет собой скачок.
Качественное разнообразие материального мира обусловливает разнообразие скачков. Они классифицируются по многим критериям: природа предмета, системы, масштаб изменений, форма протекания. Сложные многоуровневые системы, например организм человека, содержат внутри себя возможность множества скачков, характеризующих качественные изменения его частей и не изменяющих качества самого организма. Другой пример описывает превращение глобулы, представляющей собой турбулентную газопылевую массу, в полноценную звезду.
Этот процесс, продолжающийся тысячелетия, на основе количественных изменений претерпевает по крайней мере два существенных скачка - переход кинетической энергии частиц в тепловую и возникновение термоядерных процессов. В результате глобула превращается в протозвез- ду, а протозвезда - в полноценную. Еще сложнее обстоит дело с эволюцией видов. Например, древняя землеройка (мышка), возраст которой свыше 50 млн. лет, является «прародительницей» современных млекопитающих (медведя, волка, слона). Можно представить себе, сколько скачков содержит данный процесс. По масштабу скачка можно различать частные и общие скачки. Частные скачки относятся либо к структурным элементам системы, либо к промежуточным этапам ее развития. Масштабность скачка связана со временем его протекания.
По форме различаются постепенные скачки и со «взрывом» . Постепенность как форму скачка следует отличать от постепенности количественных изменений. Постепенность количественных изменений не связана с коренными изменениями предмета или системы. Постепенность скачка как форма качественных изменений выражает именно коренные изменения в развитии. Применительно к вопросу о взаимопревращениях форм движения материи Энгельс заметил: «При всей постепенности, переход от одной формы движения к другой всегда остается скачком».49
Скачки со «взрывом» означают качественное изменение всей основы старого качества, изменение системы в целом. Такие скачки характерны, например, для перехода одних химических элементов в другие. Считается, что для таких переходов не требуется этапа накопления количественных изменений, хотя это свойственно больше для рукотворных процессов, нежели природных, поскольку природные процессы включают множество неупорядоченных молекулярных взаимодействий, которые только на определенных этапах могут привести к реакциям, означающим процесс качественного скачка.
Закон перехода количественных изменений в качественные, выраженный через специфику своих категорий и их взаимосвязь, характеризует общий механизм развития материального мира, его общее содержание как единство прерывности и непрерывности.


Вопрос: Законы диалектики.

Познание мира убеждает нас в том, что в мире всюду имеется некоторая правильность, порядок – планеты движутся по своим путям, осень сменяется зимой, молодой становится старым и т.д. Закон выражает связь между предметами, элементами внутри предмета, между свойствами предметов и в рамках данного предмета. Но не всякая связь есть закон. Связь может быть необходимой и случайной. Закон – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей, указывающий на определенный порядок, последовательность, тенденцию развития явлений.Законы могут быть действующими в ограниченной области (закон естественного отбора) и более общими (закон сохранения энергии).Одни законы выражают строгую количественную зависимость между явлениями и фиксируются в науке математическими формулами, другие не поддаются математическому описанию, например, закон естественного отбора. Но и те и другие законы выражают обьективную необходимую связь явлений.

Гегель сформулировал три основных диалектических закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Исходным понятием для количественного и качественного анализа выступает понятие «свойство» Это способность вещи проявлять свою сущность при взаимодействии с другими вещами.

Качество – это тождество предмета самому себе. Единство свойств образует качественную определенность предмета. Качество – совокупность наиболее существенных сторон, свойств предмета, отличающих этот предмет от других. Качество выражает устойчивость предмета, и как только предмет теряет свое качество, он перестает существовать как данный предмет..

Причиной качественных различий может быть разное количество энергии или движения. Например, из химии известно, что прибавление или убавление одного атома приводит к качественному изменению природы вещества - ОН –гидроксильная кислота, Н2О – вода, Н2О2 – перекись водорода. Возьмем пример из биологии. Во время редукционного деления клеток организма человека имеет место нерасхождение хромосом, и в клетках индивидуумов вместо трех хромосом оказываются две хромосомы, а это обуславливает отклонение в развитии человека: полное слабоумие, врожденный порок сердца, характерные дефекты лица (болезнь Дауна).

Но при этом получается, что при выяснении качества предмета мы даем ему его количественную характеристику. Количество – это изменчивость бытия в рамках его качества, т.е. количество характеризует степень развития свойств предмета, скорость его развития, объем, интенсивность. Если качество выражает устойчивость предмета, то количество выражает его подвижность и изменчивость.

В древнегреческой философии обсуждалось несколько парадоксальных ситуаций.

1.Если на столе лежит несколько зерен, то с какого зернышка нужно говорить о том, что на столе лежит куча зерна?

2.Если мы выстроим мужчин по убывающей – сначала с богатой шевелюрой на голове, а потом все более плешивых, то с какого мужчины или с какого количества волос на голове, можно говорить, что этот мужчина уже лысый?

3. Лошадиный хвост. Сколько волосков в этом хвосте позволяет говорить о том, что лошадь, хотя и с куцым хвостом, но все же не бесхвостая?

При решении этих проблем мы сталкиваемся с понятием «мера».

Мера – это философская категория, обозначающая тот предел, ту границу, в рамках которой количественные изменения не меняют качества. Мера – это количественный интервал определенного качества. Как только происходит нарушение меры, предмет перестает быть самим собой. Сравните, например: легкомыслие – проступок – преступление.

Существуют разные понимания меры .

1. Аристотель, например, считает, что понятие меры аналогично понятию середины. (Например, щедрость – это середина между расточительностью и скупостью).

2. Мера непосредственного бытия, которая фиксируется на уровне живого созерцания. Например, мы наблюдаем воду в жидком состоянии. Если терпеливо следить за нагревающейся водой, то мы сможем наблюдать ее полное превращение в парообразное состояние.

3. Структурная мера – здесь имеются в виду законы структурных связей, лежащих в основе химических элементов. Структурная мера связана с теоретическим уровнем познания.

4. Безмерность – это та же мера, но деформированная в количественном отношении. Результатом безмерности выступает однобокое патологическое развитие. Например, безмерная жадность к деньгам, ожирение вследствие непомерного обжорства, экстенсивно развитая экономика и т.д.

При изучении количественных и качественных изменений мы сталкиваемся с таким понятием как скачок . Это взаимопереход количественных и качественных изменений, связанных с нарушением старого и рождением нового.

Существует классификация скачков:

1.Скачки различаются по формам движения материи (скачки в природе, скачки в обществе).

2.Скачки различаются по времени протекания – скачки разовые в виде взрывов и скачки постепенные (например, качественные изменения видов растений и животных).

3. Скачки различаются по количеству систем или подсистем, участвующих в скачке – одинарные скачки (например, промышленная революция в Англии в 18 веке) и интегральные скачки (например, современная научно-техническая революция).

4.Скачки различаются по отношению к сущности предмета – существуют коренные и некоренные скачки.

5.Скачки различаются по направлению в развитии -прогрессивные, регрессивные и нейтральные скачки.

6.Скачки различаются по содержанию - скачки внутри предмета и скачки-превращения одного предмета в другой.

Количественные и качественные изменения находятся между собой в постоянном взаимопереходе и взаимовлиянии.

Количество до известной степени изменяется, оставляя качество нетронутым. Количество обладает большей пластичностью, чем качество.

В свою очередь, качество определяет характер и направление количественных изменений, определяет скорость количественных изменений.

Таким образом, действие закона перехода количественных изменений в качественные можно сформулировать следующим образом:

Накопление незаметных на первый взгляд количественных изменений в определенный для каждого процесса момент приводит к существенным качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому. Этот закон имеет место во всех процессах развития природы, общества и человеческого мышления.

Можно привести примеры действия этого закона:

Если снаряду на высоте 2 км сообщить скорость в 1000, 2000 или 7000 м/ сек, то он упадет обратно. Но при увеличении скорости снаряда до 7911м/сек, его полет превратится в космический.

Владелец денег превращается в капиталиста, когда сумма денег, авансируемая им на производство, достигает величины, позволяющей ему освободиться от личного участия в процессе производства и прибегнуть к найму рабочей силы.

Закон перехода количества в качество сопряжен с диалектикой известных философов, которые открыли для общества разные концепции бытия. Связь с природой и человеком - истина, которую нужно постичь за счет преобразования количества в качественную форму жизни. Диалектика - это метод мышления и интерпретации мира, как природы, так и общества. Это способ взглянуть на вселенную, которая из аксиомы указывает, что все находится в постоянном состоянии изменений и потоков. Но не только это. Диалектика объясняет, что изменение и движение связаны с противоречием и могут иметь место только через контрастные трактовки мыслей. Поэтому вместо гладкой непрерывной линии прогресса у нас есть линия, которая прерывается внезапными периодами, когда медленные, накопленные изменения (количественное изменение) подвергаются быстрому ускорению, в котором количество трансформируется в качество. Диалектика - это логика противоречия.

Закон перехода количества в качество: философия жизни и бытия

Законы диалектики были детально разобраны Гегелем, в чьих писаниях они появляются в мистифицированной, идеалистической форме. Именно Маркс и Энгельс впервые представили научную диалектику, то есть материалистическую основу. «Благодаря мощному импульсу, данному мысли французской революции, Гегель предвосхитил общее движение науки, но поскольку это было всего лишь ожидание, он получил от Гегеля идеалистический характер».

Гегель действовал с идеологическими тенями, поскольку Маркс продемонстрировал, что движение этих идеологических теней не отражает ничего, кроме движения материальных тел. В трудах Гегеля есть много ярких примеров закона диалектики, взятых из истории и природы. Но идеализм Гегеля обязательно придавал его диалектике весьма абстрактный и произвольный характер. Для того, чтобы диалектика служила «Абсолютной идеей», Гегель был вынужден навязать схему природе и обществу в плоском противоречии с самим диалектическим методом, который требует, чтобы мы вывели законы данного явления из скрупулезно объективного исследования предмета.

Таким образом, если говорить кратко о законе перехода количества в качество, далеко не просто провести сглаживание идеалистической диалектики Гегеля, произвольно навязанной истории и обществу, как часто утверждают его критики. Сам метод Маркса был как раз противоположным.

Азбука философии как метод искусственного познания

Когда мы сначала размышляем о мире вокруг нас, мы видим огромный и удивительно сложный ряд явлений, паутину, бесконечные изменения, причины и следствия, действия и реакции. Движущей силой научного исследования является стремление получить разумное представление об этом изумительном лабиринте, понять его, чтобы победить. Мы ищем законы, которые могут отделить необходимое от конкретного, случайное от необходимого и позволить нам понять силы, порождающие явления, которые нам противостоят. Закон перехода количества в качество, по словам физика и философа Дэвида Бома, это состояние трансформации. Он считал:

В природе ничто не остается постоянным, все находится в состоянии трансформации и изменений. Однако мы обнаруживаем, что ничто не выплескивается из ничего, не имея предшествующих событий, которые существовали раньше. Точно так же ничто никогда не исчезает бесследно. Есть ощущение, что в более поздние времена оно не порождает абсолютно ничего. Эта общая характеристика мира может быть выражена в терминах принципа, который суммирует огромную область различных видов опыта и который до сих пор не противоречил ни в одном наблюдении или эксперименте.

На чем основывается диалектическая направленность?

Основным предложением диалектики является то, что все находится в постоянном процессе изменений, движения и развития. Даже когда нам кажется, что ничего не происходит, на самом деле материя всегда меняется. Молекулы, атомы и постоянно меняются, всегда в движении.

Таким образом, диалектика является, по существу, динамической интерпретацией явлений и процессов, происходящих на всех уровнях как органической, так и неорганической материи. Это не механическая концепция движения как нечто, привносимое инертной массе внешней «силой», а совершенно иное понятие материи как самодвижущейся силы. Для философов материя и движение (энергия) были одним и тем же, двумя способами выражения одной и той же идеи. Эта идея была блестяще подтверждена теорией Эйнштейна об эквивалентности массы и энергии.

Потоки в самосознании бытия

Все находится в постоянном движении, от нейтринов до суперкластеров. Сама земля постоянно движется, вращаясь вокруг Солнца один раз в год и по собственной оси один раз в день. Солнце, в свою очередь, вращается вокруг своей оси раз в 26 дней и вместе со всеми другими звездами нашей галактики путешествует один раз вокруг галактики в 230 миллионов лет. Вероятно, еще большие структуры (кластеры галактик) также имеют какое-то общее вращательное движение. Это, по-видимому, характерно для материи вплоть до атомного уровня, где атомы, которые составляют молекулы, вращаются друг относительно друга с разной скоростью. Это закон перехода количества в качество, примеры в природе которых можно предоставить в общей сложности всюду. Внутри атома электроны вращаются вокруг ядра на огромных скоростях.

  1. Электрон обладает качеством, известным как внутренний спин.
  2. Он как бы вращается вокруг своей собственной оси с фиксированной скоростью и не может быть остановлен или изменен, кроме как путем разрушения электрона как такового.
  3. Философский закон перехода количества в качество можно трактовать иначе, как скопление материального, которое образует количественную силу. То есть дать обратное понимание и действие закону.
  4. Если спин электрона увеличивается, он настолько резко изменяет его свойства, что приводит к качественному изменению, создавая совершенно другую частицу.

Величина, известная как угловой момент, - комбинированная мера массы, размера и скорости вращающейся системы, используется для измерения спина элементарных частиц. Принцип квантования спина фундаментален на субатомном уровне, но также существует в макроскопическом мире. Однако его эффект настолько бесконечно мал, что его можно считать само собой разумеющимся. Мир субатомных частиц находится в состоянии постоянного движения и ферментации, в котором ничто не совпадает с самим собой.

Частицы постоянно меняются в свои противоположности, так что невозможно даже утверждать свою идентичность в любой момент времени. Нейтроны превращаются в протоны, а протоны - в нейтроны в непрерывном обмене тождествами. Это и есть закон взаимного перехода количества в качество.

Философия по Энгельсу как закон об общем движении материальных ценностей

Энгельс определяет диалектику как «науку об общих законах движения и развитии природы, человеческого общества и мысли». Раньше он также проводил опыты на природных явлениях, однако потом решил заняться наблюдением, чтобы познать истину. Он рассказывает о законах диалектики, начиная с трех основных:

  1. Закон перехода количества в качество и обратно в исходную форму.
  2. Закон взаимопроникновения противоположностей.
  3. Закон отрицания отрицания.

На первый взгляд такое требование может показаться чрезмерно амбициозным. Действительно ли можно разработать законы, которые имеют такое общее применение? Может ли быть базовая картина, которая повторяется в работе не только общества и мысли, но и самой природы? Несмотря на все такие возражения, становится все более очевидным, что такие модели действительно существуют и постоянно появляются на всех уровнях различными способами. И есть все большее число примеров, взятых из областей, столь же разнообразных, как субатомные частицы для изучения населения, которые придают больший вес теории диалектического материализма.

Диалектическая мысль и ее роль в жизни

Существенная точка диалектической мысли заключается не в том, что она основана на идее изменения и движения, а на том, что она рассматривает движение и изменяется, как явления, основанные на противоречии. В то время как традиционная формальная логика стремится изгнать противоречие, диалектическая мысль охватывает ее. Противоречие является важной особенностью всего бытия, как говорится в законе Гегеля о переходе количества в качество на субстанционном уровне. Он лежит в основе самой материи. Это источник всех движений, изменений, жизни и развития. Диалектический закон, выражающий эту идею:

  • Это закон единства и взаимопроникновения противоположностей.
  • Третий закон диалектики, отрицание отрицания, выражает понятие развития.
  • Вместо замкнутого круга, где процессы постоянно повторяются, этот закон указывает, что движение через последовательные противоречия фактически приводит к развитию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
  • Процессы не повторяются точно таким же образом, несмотря на видимость обратного.
  • Эти, в очень схематическом плане, являются тремя наиболее фундаментальными диалектическими законами.
  • Из них возникает целый ряд дополнительных предложений, связанных с отношением между целым и частью, формой и содержанием, конечным и бесконечным, притяжением и отталкиванием.

Это мы попытаемся решить. Начнем с количества и качества. Закон диалектики перехода количества в качество и его преобразования имеет чрезвычайно широкий диапазон применений - от самых маленьких частиц вещества на субатомном уровне до самых известных явлений, известных человеку. Это можно увидеть во всех видах проявлений и на многих уровнях. Но этот очень важный закон еще не получил признания, которого он заслуживает.

Древняя философия - на инстинктивном уровне использована в природе

Трансформация количества в качество уже была известна мегаранским грекам, которые использовали ее для демонстрации определенных парадоксов, иногда в виде шуток. Например: «Солома, которая сломала спину верблюда», «Многие руки делают легкую работу», «Постоянное капание изнашивает камень» (вода точит камень) и т. д.

Во многих законах философии переход количества в качество проник в народное сознание, как остроумно заметил Троцкий:

Каждый человек в какой-то мере диалектик, в большинстве случаев, бессознательно. Домохозяйка знает, что определенное количество соляных ароматов для супа приятно, но эта добавленная соль делает суп непривлекательным. Следовательно, неграмотная крестьянка ведет себя в приготовлении супа по Гегелевскому закону превращения количества в качество. Подобные примеры из повседневной жизни можно было бы приводить без конца.

Поэтому можно смело говорить о том, что в мире все происходит наподобие самосознания, естественным путем. Если кто-то устает, организм, как элемент получения количественной усталости, собирается отдохнуть. На следующий биологический день качество работы будет лучше, иначе количество даст обратный эффект качественным делам. То же самое будет при обратном раскладе - природа здесь задействована как механизм влияния извне.

Инстинкты или диалектика выживания?

Даже животные приходят к своим практическим выводам не только на основе Аристотелевского силлогизма, но и на основе Гегелевской диалектики. Таким образом, лиса осознает, что четвероногие и птицы питательны и вкусны. При обнаружении зайца, кролика или курицы, лиса думает: "Это особое существо принадлежит вкусному и питательному типу". У нас здесь полный силлогизм, хотя лиса никогда не читала Аристотеля. Однако, когда одна и та же лиса встречает первое животное, которое превышает ее по размеру, например, волка, она быстро приходит к выводу, что количество переходит в качество, и идет в бегство. Ясно, что лапы лисы оснащены «гегелевскими тенденциями», даже если последние не полностью сознательные.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что закон перехода количества в качество - это внутренние отношения природы с живым существом, которые были преобразованы в язык сознания, и тогда человек был способен обобщить эти формы сознания и превратить их в логические (диалектическими) категории, тем самым создавая возможность более глубоко проникнуть в мир флоры и фауны.

Край хаоса Пера Бака - самоорганизация критичности

Несмотря на кажущийся тривиальный характер этих примеров, они раскрывают глубокую правду о том, как работает мир. Возьмем пример кучи кукурузы. Некоторые из последних исследований, связанных с теорией хаоса, сосредоточены на критической точке, где ряд небольших вариаций приводит к массовому изменению состояния (в современной терминологии это называется «краем хаоса».) Работа физика-датчанина Пера Бака и других о «самоорганизованной критичности» использовала именно пример песчаной кучи, чтобы проиллюстрировать глубокие процессы, которые происходят на многих уровнях природы и соответствуют точно закону перехода количества в качество. Иногда эти материи просто незаметны, и человек не замечает простого в количественном изменении.

Примеры закона перехода количества в качество - что является крайним звеном?

Одним из примеров этого является груда песка - точная аналогия с кучей зерна мегаваров. Мы бросаем песчинки по одной на плоскую поверхность. Эксперимент проводился много раз, как с реальным песком, так и в компьютерном моделировании, чтобы понять закон перехода количества в качество. Некоторое время они просто накапливаются друг на друге, пока не сделают маленькую пирамиду. Как только это будет достигнуто, любые дополнительные зерна будут либо находить место на куче, либо разбалансировать одну сторону горки настолько, что некоторые другие зерна упадут вниз.

В зависимости от того, как другие зерна сбалансированы, горка может быть очень маленькой или разрушительной, забирая с собой большое количество зерен. Когда куча достигает этой критической точки, даже одно зерно может сильно повлиять на все вокруг. Этот, казалось бы, тривиальный пример обеспечивает отличную «модель крайнего хаоса» с широким спектром примеров от землетрясений до эволюции; от биржевых кризисов до войн. Пример закона перехода количества в качество продемонстрирован на куче песка. Она растет, но при этом излишки песка скользят по бокам. Когда весь лишний песок падает, результирующая песочная куча называется «самоорганизующейся». Она «организует себя» в соответствии со своими собственными законами, пока не достигнет состояния критичности, где песчинки становятся крайне уязвимы на вершине.

Переход количества в качество

Основа закона - взаимосвязь двух свойств - качества и количества .

Для описания, любое явление можно "расщепить" на качественную и количественную определенности .

Качество выделяет вещь от других, а количество связывает .

Несмотря на существенные различия, количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета.

При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий - непрерывности и скачка .

  • непрерывность в развитии - стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего.
  • скачок - стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.

Выделяют следующие виды скачков :

  • по масштабу качественных изменений: внутрисистемные (частные) и межсистемные (коренные);
  • по направленности происходящих изменений: прогрессивные (ведущие к возникновению более высокого качества) и регрессивные (ведущие к снижению уровня структурной организации объекта);
  • по характеру обусловливающих противоречий: спонтанные (разрешение внутренних противоречий) и индуцированные (в результате воздействия внешних факторов).

В термодинамике неравновесных процессов (И.Пригожин , Бельгия) центральным является представление о бифуркациях. Скачки происходят в точках бифуркаций - критических состояниях системы, при которых система становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. Примером неустойчивого состояния, ведущего к бифуркации, является положение в стране во время революции. Так как направление скачка определяется флуктуациями, будущее в принципе не предсказуемо, в то же время любой человек, вообще говоря, может определить ход истории. Скачки в точках бифуркации приводят как к прогрессу, так и к регрессу.

В теории катастроф (Р.Том, Франция; В. И. Арнольд, Россия), внимание сосредоточено на таком важном аспекте, как возможность возникновения скачков (катастроф) в качестве внезапного ответа на небольшие, плавные изменения внешних условий. Она применялась к исследованию сокращений сердца, в оптике, эмбриологии, лингвистике, экспериментальной психологии, экономике, гидродинамике, геологии и теории элементарных частиц. На основе теории катастроф проводится исследование устойчивости кораблей, моделирование деятельности мозга и психических расстройств, восстаний заключённых в тюрьмах, поведения биржевых игроков, влияния алкоголя на водителей транспортных средств.

Два описанных направления вместе с другими (Г.Хакен, Германия; С. П. Курдюмов и Е. Н. Князева, Россия) принято рассматривать как новое междисциплинарное научное направление, называемое синергетикой . Предложены различные схемы взаимоотношений между диалектикой и синергетикой, в том числе представления о синергетике как составной части диалектики или о перерастании диалектики в синергетику.

Примеры

  • Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия
  • Таблица Менделеева : добавление 1 электрона для химического элемента приводит к качественному изменению химических и физических свойств

Примеры меры и скачка

Примечания

См. также

  • Гераклит Эфесский : «Из Единого все происходит и из всего - Единое»

Ссылки

  • Еще немного о законе перехода количества в качество, В.В. Митрофанов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Переход количества в качество" в других словарях:

    Один из осн. законов материалистич. диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количеств. изменений достигает определ. предела. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм развития.… … Философская энциклопедия

    Переход процесс перемещения из одного положения либо состояния к другому; а также место, пригодное или предназначенное для такого перемещения: Содержание 1 В строительстве 2 Перемещение 3 В физике … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Качество. Качество философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему… … Википедия

    КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО - традиционные философские категории из числа десяти предикаментов, список которых восходит к Категориям и Топике Аристотеля. Качество, или какое, по Аристотелю, может рассматриваться в четырех разных смыслах: 1) устойчивые или преходящие… … Современный философский словарь - КАЧЕСТВО, а, ср. 1. Совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определённость (спец.). Категории качества и количества. Переход в новое к. 2. То или иное свойство, признак … Толковый словарь Ожегова

    Один из основных законов материалистической диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определённого предела. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм …

    Философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. К. отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое… … Большая советская энциклопедия