Меню
Бесплатно
Главная  /  Лекарства и витамины по алфавиту  /  Биология в лицее. Неотложная терапия при заболеваниях органов дыхания Действия на суше

Биология в лицее. Неотложная терапия при заболеваниях органов дыхания Действия на суше

Требующими неотложной помощи, являются аллергический отек (Отек Квинке, син.: ангионевротический отек - гистаминзависимая аллергическая реакция немедленного типа, характеризующаяся внезапным развитием у человека ограниченного или диффузного отека жировой клетчатки и слизистых оболочек; чаще наблюдается на губах, лбу, щеках, веках, дорсальных частях стоп, в гортани.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip4" id="jqeasytooltip4" title="Отек Квинке">отек Квинке), приступ брон­хиальной , дыхательная Недостаточность, -и; ж. Глубокое нарушение функций какого-л. органа, вызывающее негативные последствия для организма в целом, напр., сердечная недостаточность

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip11" id="jqeasytooltip11" title="Недостаточность">недостаточность , сопровождающая .

Отек Квинке (аллергический отек)

Отек Квинке - быстро развивающийся и быст­ро проходящий отек кожи, подкожной клетчат­ки, слизистой оболочки протекает тяжело, с рас­пространением на гортань и резко выраженным удушьем.

Причины разнообразны: это наследствен­ность, различные инфекции, пищевые и лекарс­твенные аллергены и др.

Признаки

Заболевание начинается с «лающего кашля», осиплости голоса, затруднения вдоха и выдоха, появления частого поверхностного прерывисто­го дыхания. Лицо приобретает синюшную окраску. Смерть наступает вследствие удушья.

Первая помощь

Начинать ее следует с немедленного вызова «Скорой помощи» , устранения причины (если это аллерген), избавления от стесняющей одеж­ды, обеспечения притока свежего воздуха, на­ложения холодного компресса на место отека, закапывания нафтизина или називина в нос, ус­покоения больного. До приезда «Скорой помо­щи» можно ввести ампулу димедрола или супрас-тина. Разрешена ингаляция сальбутамола, алупента, беретека или других препаратов, использующих­ся при приступе астмы.

Дыхательная недостаточность

Это недостаточное поступление кислорода в Ткани, -ей; мн. Биол. Системы преимущественно однородных клеток и продуктов их жизнедеятельности, сходных по происхождению и строению, выполняющие в животном или растительном организме одни и те же функции (напр, покровную, опорную и т. п.), к к-рым относятся мышечная ткань, соединительная ткань, эпителий, нервная ткань, проводящие ткани растений и др.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip19" id="jqeasytooltip19" title="Ткани">ткани , связанное с нарушением дыхания. Часто возникает как Осложнение, -я; ср. Болезнь, развившаяся после или в течение др. болезни, иногда переходящая в более тяжёлую её форму, ухудшение состояния, вызванное приёмом лекарств, хирургическим вмешательством, травмами и т. п., напр., митральный стеноз может развиться как осложнение нелеченной стрептококковой ангины

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip8" id="jqeasytooltip8" title="Осложнение">осложнение при крупоз­ной пневмонии.

Признаки

Такая пневмония развивается внезапно, с рез­кого подъема температуры до 40 °С, наблюдают­ся выраженная слабость, одна половина грудной клетки отстает при дыхании, в ней отмечается боль. При развитии дыхательной недостаточно­сти дыхание становится поверхностным, частота дыхательных движений доходит до 25 в минуту и выше.

Первая помощь

Требуется немедленная госпитализация. Могут понадобиться реанимационные мероприятия . Для облегчения состояния необходимо обеспечить при­ток свежего воздуха, удобное положение с припод­нятым изголовьем, снять стесняющую одежду.

Приступ бронхиальной астмы

Астматический приступ является осложнени­ем течения бронхиальной астмы , характеризует­ся возникновением острого спазма и отека брон­хов, что становится причиной удушья и смерти.

Признаки

Проявляется приступом удушья со слышимы­ми на расстоянии свистящими хрипами. Иногда приступу предшествуют насморк, Зуд, -а; м. Ощущение болезненно-щекочущего раздражения кожи, вызывающее потребность чесать раздражённое место.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip6" id="jqeasytooltip6" title="Зуд">зуд в носоглот­ке, сухой Безусловный рефлекс, обеспечивающий очищение дыхательных путей от различных посторонних веществ, попавших в них извне. Начальной фазой К. является глубокий идох, после которого следует напряженный выдох, как правило, через рот. Струей воздуха извлекается слизь и скопление чужеродных элементов (мокроты). В зависимости от наличия мокроты, различают сухой и мокрый кашель.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip0" id="jqeasytooltip0" title="Кашель">кашель , чувство давления за грудиной.

Первая помощь

Она включает в себя те же мероприятия, что и при отеке Квинке . Однако у больных бронхиаль­ной астмой часто имеется при себе ингалятор, по­этому необходимо помочь им воспользоваться лекарством. Следует обеспечить приток свежего воздуха, удобное положение, нужно успокоить па­циента. В случае затяжного приступа следует вы­звать «Скорую помощь».

В ходе этого урока мы узнаем о том, каким образом необходимо оказывать первую помощь пострадавшим с поражением органов дыхания. Эти знания помогут сохранить жизнь окружающим Вас людям.

Тема: Дыхательная система

Урок: Первая помощь при поражениях органов дыхания

При неосторожном поведении мелкие предметы могут попасть в дыхательные пути, что может вызвать затрудненное дыхание. Поэтому необходимо уметь оказывать первую помощь в таких ситуациях.

При попадании посторонних предметов в нос необходимо закрыть 1 ноздрю и попытаться с силой выдуть попавший предмет. Если это сделать не удается, необходимо доставить пострадавшего в травмпункт.

Рис. 1. Действия при попадании предмета в нос

Попадание посторонних частиц в гортань сопровождается сильным кашлем. Благодаря этому происходит самопроизвольное удаление этих частиц из гортани.

Рис. 2.

Если кашель не помогает необходимо сильно ударить пострадавшего по спине, предварительно перегнув его через колено так, чтоб голова оказалась как можно ниже. Если это не помогает, необходимо вызывать скорую помощь.

Иногда происходят обвалы и другие несчастные случаи, которые вызывают травмы прекращающие поступление воздуха в легкие. Если мозг в течение 2-3 минут не получает достаточного количества кислорода, он умирает.

В результате несчастного случая человек может потерять сознание. У него прекращается сердцебиение и дыхание. И если в течение 5-7 минут восстановить его нормальное дыхание и пульс, человек будет жить. Для этого необходимо провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Сначала больного надо положить на спину, на твердую поверхность. Запрокинуть его голову, расстегнуть одежду и обнажить грудь. Нос или рот накрыть марлей и энергично вдыхать воздух 16 раз/мин.

При оказании первой помощи утопающему в первую очередь нужно освободить его ротовую полость от ила и песка, а легкие от воды. Для этого пострадавшего перекидывают через живот или колено и резкими движениями надавливают на живот или встряхивают его.

Рис. 3. Первая помощь утопающему

Если сердце не бьется, то искусственное дыхание сочетают с непрямым массажем сердца. Для этого ритмически надавливают на грудину 60 раз/мин. Через каждые 5-6 надавливаний производят вдувание воздуха. Периодически необходимо проверять пульс. Его появление - первый признак возобновления работы сердца.

Рис. 4.

Оказание первой помощи заканчивают, когда пострадавший приходит в себя и начинает дышать самостоятельно.

1.Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология 8 М.:Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа - с. 153, задания и вопрос 3,4,5,9,10.

2. Что необходимо предпринять при попадании постороннего предмета в нос?

3. Каким образом проводят непрямой массаж сердца?

4. Представьте, что Вы вытащили из воды утопающего. Какие будут Ваши дальнейшие действия?

Доврачебная помощь при ушибах грудной клетки заключается в следующем; необходимо создать полный покой, полусидячее положение пострадавшему, при резкой боли во время дыхания следует наложить круговую повязку бинтом на выдохе или полотенцем, простыней хорошо стянуть ребра (чтобы повязка не сползла вниз, перед ее наложением надо через плечо повесить кусок бита, концы которого потом завязать на втором плече) и вызвать врача.

Не исключено развитие пневмоторакса . При открытом пневмотораксе накладывается герметичная повязка;1 необходимо вызвать врача.

2.5. Оказание первой помощи при несчастных случаях на воде

Извлечение из воды. Основное правило при спасении то­нущего - действовать обдуманно, спокойно и осторожно.

Если услышан призыв тонущего о спасении, надо ему обязательно ответить, что его положение замечено, и помощь будет оказана. Это обод­ряет и придает силы тонущему.

Если возможно, то нужно подать тонущему или уставшему при плавании человеку шест или конец одежды, с помощью которых при­тянуть его к берегу, лодке, или же бросить ему подручный плавающий предмет, специальную спасательную принадлежность. Бросать спаса­тельный предмет следует так, чтобы не ударить спасаемого. Если этихпредметов нет или применение их не обеспечивает спасение тонущего, необходимо плыть к нему на помощь.

Оказывающий помощь должен сам не только хорошо плавать и ны­рять, но и знать приемы транспортировки пострадавшего, уметь освобо­ждаться от его захватов.

При массовых несчастных случаях нужно стараться помочь каждо­му тонущему в отдельности. Спасать вплавь одновременно нескольких человек невозможно.

Если нужно срочно прыгнуть в воду для оказания помощи, то сле­дует снять одежду и обувь. Нельзя нырять в воду вниз головой в мес­тах, где неизвестны состояние дна водоема и глубина. Место для прыж­ка в воду следует выбрать так, чтобы, используя силу течения, скорее приплыть к месту происшествия.

При низкой температуре воды или от переутомления у плывущего могут начаться судороги в икроножных, бедренных мышцах или мыш­цах пальцев. При судорогах в икроножных мышцах рекомендуется, плы­вя на спине, вытянуть ногу, которую свела судорога, и потянуть на се­бя ее пальцы. При судороге мышц бедра помогает сильное сгибание но­ги в колене, причем следует прижимать ступню руками к тыльной сто­роне бедра. При судороге мышц пальцев руки нужно сжать руку в ку­лак и, вытянув ее из воды, сильно встряхнуть.

Помощь уставшему при плавании человеку можно оказать следую­щим образом. Оказывающий помощь должен подставить свои плечи подкисти вытянутых рук уставшего человека и транспортировать его, плы­вя стилем «брасс». Хорошо, если уставший человек сможетгрести ногами в такт движениям оказывающего помощь. Нужно следить, чтобы руки уставшего не соскользнули с плеч оказывающего помощь.

Помощь тонущему необходимо оказывать сзади, защищаясь от его захватов. Отчаяние и смертельный страх часто придают тонущему ог­ромные силы, и захват может угрожать жизни оказывающего помощь.

Если тонущий все же схватил оказывающего помощь, то нужно сделать вдох и погрузиться под воду. Тогда тонущий, стараясь остать­ся у поверхности воды, отпустит спасающего его человека.

Для освобождения от захватов тонущего есть еще несколько прие­мов: если тонущий схватил оказывающего помощь за туловище или за шею спереди, нужно, одной рукой удерживая его за поясницу, ладонью другой руки упереться в подбородок тонущего, зажав пальцами ему нос, и сильно толкнуть в подбородок. В крайнем случае оказывающему помощь нужно упереться коленом в низ живота тонущего и с силой от­толкнуться от него (рис.2.8); если тонущий схватил оказывающего помощь за шею сзади, нужноодной рукой захватить кисть руки тонущего, а другой подтолкнуть ло­коть этой же руки, затем резко перебросить руку тонущего толчком че­рез свою голову и, не освобождая руки, повернуть его к себе спиной и буксировать к берегу (рис.2.12);

Если тонущий схватил оказывающего помощь за кисти рук, нужно сжать их в кулаки и сделать сильный рывок наружу, одновременно, подтянув ноги к животу, упереться в грудь тонущего и оттолкнуться от него (рис.2.10);

Если тонущий схватил оказывающего помощь за ноги, то для ос­вобождения нужно одной рукой прижать его голову к себе, а другой захватить его подбородок и повернуть от себя (рис.2.11). Если тонущий скрылся под водой, следует нырнуть за ним. Не най­дя его сразу, нужно сделать несколько параллельных ныряний.

Если подплыть к тонущему сзади не удается, лучше всего в несколь­ких метрах от него нырнуть и, подплыв сбоку, одной рукой оттолкнуть его колено, а другой захватить другую ногу, рывком повернуть его спи­ной к себе и буксировать к берегу (рис. 2.9).

Если пострадавший лежит на дне водоема лицом вверх, оказыва­ющий помощь должен нырнуть и подплыть к нему со стороны головы, а если он лежит лицом вниз - подплыть к нему со стороны ног. И в том, и в другом случае оказывающий помощь должен взять пострадавшего подмышки, приподнять, затем сильно оттолкнуться ногами от грунта, всплыть с тонущим на поверхность и буксировать к берегу.

Буксировать тонущего можно несколькими способами:

за голову (рис. 2.12). Для этого оказывающий помощь должен пере­вести тонущего в положение на спину, поддерживая его в таком поло­жении, обхватить его лицо ладонями (большими пальцами за щеки, а мизинцами под нижнюю челюсть, закрывая уши ладонями) и, держа над водой, транспортировать его к берегу. Плыть нужно на спине;

за руки (рис. 2.13). Для этого оказывающий помощь должен подплыть сзади, стянуть локти тонущего назад за спину и, прижимая его к себе, плыть к берегу вольным стилем;

Рис.2.8. Освобождение от захвата спереди

Рис.2.9. Освобождение от захвата за ноги

Рис. 2.11.Освобождение от захвата сзади

Рис.2.10. Освобождение от захва­та за кисти рук

Рис. 2.13. Буксировка тонущего

а)«под руку» через грудь;

б) под спину

Рис. 2.12. Поворот тонущего

к себе спиной

Буксировка тонущего за голову

под руку (рис. 2.13). Для этого оказывающий помощь должен под­плыть к тонущему сзади, быстро подсунуть свою правую (левую) ру­ку под его правую (левую) руку, взять тонущего за другую руку выше локтя, прижать его к себе и плыть к берегу на боку.

Для буксировки человека, находящегося без сознания, оказываю­щий помощь должен плыть на боку и тянуть пострадавшего за волосы или воротник одежды. При всех способах буксировки тонущего необходимо, чтобы его нос и рот находились над поверхностью воды.

Спасение тонущего с помощью лодки. Отправляясь на лодке спасать утопающего без специальных спасательных принадлежностей, следует захватить с собой шест, палку и т. п., чтобы подать тонущему, если он не потерял сознание. Если в лодке находится только один человек, ему лучше не прыгать в воду, иначе неуправляемую лодку легко может отнести. Лодку нужно подводить к тонущему кормой или носом, но не бортом. Брать тонущего в лодку следует всегда с кормы или носа, так как при втаскивании через борт лодка может опрокинуться. Если второй человек, оказывающий помощь, может удержать тонущего в воде с кормы, то его можно не брать в лодку.

У большинства тонущих вода попадает в легкие и быстро всасывается в кровь; кожа у них синеет, вены набухают, изо рта и носа выделяется пена, иногда окрашенная кровью. Через 3-5 мин после утопление в организме возникают необратимые изменения. Поэтому из желудка и легких надо быстро удалить воду, очистить рот от тины и пены. Для этого пострадавшего кладут на согнутое колено спасающего так, чтобы грудь свеши­валась, и слегка нажимают на спину между лопатками. После этого его кладут на спину и делают искусственное дыхание в сочетании с массажем сердца (если нет пульса).

Что необходимо сделать, если человек возле вас начинает задыхаться?

Первая помощь при утоплении, завалах землей, удушении осуществляется в несколько этапов. На первом этапе очищаются верхние дыхательные пути от грязи, удаляется вода из желудка и легких, на втором - приступают к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца. При электротравмах прежде всего необходимо выключить рубильник, отбросить провод деревянным предметом. При остановке дыхания и сердечной деятельности применяют искусственное дыхание изо рта в рот и непрямой массаж сердца.

1. Как удаляют инородные тела, попавшие в нос; в гортань?

Разговоры во время еды, неосторожные игры часто приводят к тому, что посторонние предметы - рыбные кости, фасоль, горох и даже монеты и камешки, с которыми играли дети, - попадают в дыхательные пути: в нос, в гортань, трахею. При попадании такого предмета в нос необходимо зажать вторую ноздрю и попытаться выдуть посторонний предмет. Если это не получается, надо обратиться к врачу, поскольку неумелыми действиями можно загнать постороннее тело еще дальше. Попадание посторонних тел в гортань происходит при недостаточном закрытии гортани надгортанником. Это сопровождается сильными приступами кашля, благодаря которому происходит удаление посторонних частиц из гортани. Если кашель не помогает, можно несколько раз ударить пострадавшего по спине, предварительно перегнув его через колено так, чтобы голова опустилась как можно ниже. Маленьких детей просто поднимают за ноги. Если эго не помогло, надо срочно отвезти пострадавшего в медицинское учреждение.

2. В каком порядке следует оказывать помощь извлечённому из воды тонувшему человеку?

После того как тонувшего извлекли из воды, прежде всего надо очистить его рот от грязи, удалит!» воду из легких и желудка. С этой целью пострадавшего перекидывают через колено и резкими движениями сдавливают живот и грудную клетку или встряхивают. При остановке дыхания и сердечной деятельности не следует дожидаться удаления всей воды из органов дыхания, важнее приступить к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца.

3. Каковы причины прекращения дыхания при обмороке, как их обнаружить и устранить?

Удушение может произойти при сдавливании горла, при западании языка. Последнее часто случается при обмороках, когда человек внезапно на короткое время теряет сознание. Поэтому прежде всего надо прислушаться к дыханию. Если оно сопровождается хрипом или прекращается вовсе, необходимо открыть рот и оттянуть язык вперед или переменить положение головы, откинув ее назад. Полезно дать понюхать нашатырный спирт или другие вещества с резким запахом. Это возбуждает дыхательный центр и содействует восстановлению дыхания.

4. Как помочь человеку, попавшему в завал?

Особенно тяжелые поражения органов дыхания бывают при завалах землей. При длительном сдавливании скелетных мышц в них накапливаются ядовитые соединения. Когда тело человека освобождают от сдавливания, эти вещества устремляются в кровоток и нарушают функции почек, сердца и печени. После извлечения человека из завала необходимо прежде всего восстановить дыхание: очистить рот и нос от грязи и начать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Только после восстановления этих важных процессов можно приступить к осмотру повреждений, наложению жгутов и шин. При заваливании землей или утоплении важно согреть пострадавшего. Для этого его растирают, закутывают в теплую одежду, дают чай, кофе и другие горячие напитки. Согревать пострадавшего грелками, бутылками с горячей водой нельзя, так как можно вызвать ожоги и нарушить нормальное распределение крови между органами.

5. Что надо делать при электротравме?

Поражение молнией и электротоком имеет много общего, а потому их объединяют одним понятием - электротравма. При поражении человека техническим электрическим током прежде всего надо обесточить провод. Сделать это не всегда легко: если человек схватился рукой за провод, оторвать его от провода практически невозможно, поскольку его мышцы парализованы. Легче выключить рубильник или просто откинуть провод от пострадавшего, конечно предварительно изолировав себя от действия тока (следует использовать резиновые перчатки и обувь, сухую деревянную палку). Пострадавшего от молнии обесточивать не надо. К нему можно смело прикасаться. А вот последствия поражения во многом сходны. Они зависят от силы и направления тока, от того, под каким напряжением оказался человек, в каком состоянии находились его кожные покровы, одежда. Влага снижает сопротивление кожи, а потому поражение током оказывается более сильным. В местах входа и выхода технического тока видны воронкообразные раны, напоминающие ожоговые повреждения. Ток поражает нервную систему, человек теряет сознание, перестает дышать. Сердце работает слабо, и не всегда удается прослушать пульс. Если электротравма была сравнительно слабой и человек сам вышел из обморока, необходимо осмотреть внешние поражения, наложить повязку и немедленно отправить пострадавшего в больницу, поскольку может наступить повторная потеря сознания из-за сердечной недостаточности. В стационар пострадавшего доставляют тепло укрытым. Полезно дать обезболивающее, например анальгин, и соблюдать полный покой. Полезны также сердечные препараты: валерьянка, капли Зеленина. При тяжелых случаях происходит остановка дыхания. Тогда применяют искусственное дыхание, а при остановке сердца - его непрямой массаж.

6. Как проводят искусственное дыхание изо рта в рот и непрямой массаж сердца?

В результате несчастных случаев (при утоплении, ударе молнии, сильном ожоге, отравлении, ранении) человек может потерять сознание. У него останавливается сердце, прекращается дыхание, наступает клиническая смерть. В отличие от биологической это состояние обратимое. Мероприятия, связанные с выводом человека из клинической смерти, называются реанимацией (букв.: оживление). Биологическая смерть наступает после гибели мозга. Если в течение 5-7 мин восстановить работу сердца и легких, человек будет жить. Спасти его могут немедленные действия - искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. В первую очередь больного надо положить на спину на твердую поверхность, голову запрокинуть. Затем расстегнуть одежду, обнажить грудь. Нос или рот накрыть марлей и энергично вдувать воздух (16 раз в 1 мин). При оказании помощи тонувшему нужно предварительно освободить ротовую полость от ила песка, а легкие и желудок от воды. Если сердце не бьется, искусственное дыхание сочетают с непрямым массажем сердца - ритмическим надавливанием на грудину (60 раз в 1 мин). Через каждые 5-6 надавливаний производят вдувание воздуха. Периодически необходимо проверять пульс. Появление пульса - первый признак возобновления работы сердца. Искусственное дыхание, массаж сердца иногда приходится делать долго - 20-50 минут. Оказание первой помощи заканчивают, когда пострадавший приходит в сознание и начинает дышать самостоятельно.

Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

Класс: 8

Поурочный план Дата

Урок биологии

Тема урока: Жизненная ёмкость лёгких, её измерение. Дыхательная гимнастика. Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землей. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца ( флипчарт, страница 60- документ Microsoft Office Word ).

Цели урока: сформировать понятие « жизненная емкость легких», познакомить с дыхательной гимнастикой Стрельниковой, с приемами оказания первой доврачебной помощи при поражении органов дыхания.

За дачи урока (флипчарт, страница 61) :

Образовательные: познакомить школьников с одним из основных показателей состояния внешнего дыхания – ЖЕЛ, спирометром – прибором для измерения ЖЕЛ, обратить внимание на необходимость знаний и умений по оказанию первую доврачебную помощь при поражении органов дыхания;

Развивающие: способствовать развитию умений сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы, применять полученные знания на практике; формировать навыки оказания первой помощи при попадании инородных тел в дыхательные пути, при утоплении, удушение, заваливание землей;

Воспитательные: воспитывать стремление к здоровому образу жизни, помочь учащимся осознать их значимость при оказании первой доврачебной помощи пострадавшему.

Тип урока: урок биологии с использованием информационных технологий.

Методы урока: словесные (частично-поисковая, беседа, объяснение), проблемный, самостоятельная работа с дополнительным материалом, наглядные, практические (постановка опыта).

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, в парах и в группах.

Оборудование: флипчарт, торс человека с внутренними органами, «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2), интерактивная доска, компьютер, видеоролик « Определение ЖЕЛ при помощи спирометра и GLX ", т аблицы «Искусственное дыхание и непрямом массаже сердца», «Органы дыхания», «Приемы искусственного дыхания», тетрадь с заданиями для индивидуальной работы под редакцией Ж.Курмангалиевой, раздаточный материал.

Ход урока .

Вот в эту самую минуту, когда мы здесь дышим, есть , которые - задыхаются.

К.Бальмонт

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I . Орг.

момент

Здравствуйте ребята! Садитесь! Сейчас повернитесь друг к другу и улыбнитесь, вот с таким хорошим настроением мы и начнём урок.

Коллект

II . Актуализация знаний:

А). Устно:

    Какие изменения химического состава воздуха и физических свойств воздуха возникают при длительном пребывании людей в закрытых помещениях?

    Каковы основные источники загрязнения воздуха в жилых помещениях?

    Какими болезнями можно заразиться через воздух?

    Какие меры по предупреждению туберкулеза проводят в Казахстане?

    Как вы боретесь с пылью в быту?

    Что вам известно о гриппе?

Б). Работа с тетрадью с заданиями для индивидуальной работы под редакцией Ж.Курмангалиевой по вариантам:

1 вариант:

Выполните задания 1 на странице 8 и задание 3 на странице 10.

2 вариант:

Выполните задания 2 на странице 8 и задание 4 на странице 10.

Фронтал

Индивид

III .

Мотивация

Современная жизнь неотъемлемо связана с транспортом, электроприборами, не соблюдением элементарных правил при купании на пляжах в летний сезон, употреблении пищи.

По словам медиков, на месте происшествия пострадавшим оказывают доврачебную помощь в одном случае из ста.

Люди просто не знают, что надо делать. А практика показывает, что жизнь пострадавшего нередко зависит от того, какая им будет оказана помощь

в первые минуты.

Известно ли Вам, что …

по мнению японских специалистов:

    если пострадавший находился в состоянии клинической смерти не более

3 минут, вероятность того, что жизнь удастся спасти, составляет 75%;

    при увеличении этого промежутка до 5 минут вероятность уменьшается до 25%;

    по прошествии 10 минут человека спасти не удаётся..

Как вы считаете: Каким образом можно уменьшить количество жертв и помочь пострадавшим? (оказанием первой доврачебной помощи).

Правильно, вовремя оказанная первая доврачебная помощь могла бы уменьшить количество жертв на 1/3.

Мы с вами познакомились на прошлых уроках со строением и функциями органов дыхания, способами регуляции дыхательной системы.

Как Вы думаете, с чем мы сегодня будем знакомиться на уроке?

Запишите тему урока: Жизненная ёмкость лёгких, её измерение. Первая помощь при поражении органов дыхания.

Проблемный вопрос:

А ты сможешь оказать первую помощь при остановке дыхания?

ПП

Коллект

IV .

Изучение н/м:

А). Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и её измерение флипчарт, страница 62) :

Какие показатели здоровья вы знаете? (анализ крови, пульс, артериальное давление, плоскостопие, осанка). Сегодня мы познакомимся еще с одним показателем здоровья – ЖЕЛ - жизненной емкостью легких.

ЖЕЛ – это объем воздуха, который может вдохнуть человек после самого глубокого вдоха.

ЖЕЛ зависит от пола, возраста, роста, состояния здоровья человека и других факторов.

Известно ли Вам, что …

    в среднем у женщин ЖЁЛ составляет 2,7л, а у мужчин – 3,5л;

    во время сна человек за 1 час поглощает от 15 до 20 л О 2 ;

    когда он бодрствует, но лежит, потребление О 2 увеличивается на 1/3;

    при ходьбе – вдвое, при легкой работе – втрое, при тяжелой в шесть и более раз.

Интенсивность вентиляции зависит от физической нагрузки, т. к. работающая ткань быстрее поглощает кислород.

Работа в парах по заданиям:

Используя данные таблицы (приложение № 1), проанализируйте средние показатели ЖЕЛ спортсменов, занимающихся разными видами спорта и ответьте на вопросы:

    Почему отличаются средние показатели ЖЕЛ у спортсменов?

    Объясните, почему у спортсменов не возникает одышка при выполнении тяжелой физической работы?

(примерный ответ: в процессе физической тренировки ЖЕМ может увеличиваться на 1- 2 л, поэтому у спортсмена не возникает одышки даже при выполнении тяжелой работы. Большие порции воздуха, поступающего в легкие при вдохе, позволяют снабжать организм достаточным количеством кислорода, не увеличивая частоту дыхания).

Жизненную емкость легких (ЖЕЛ) измеряют с помощью прибора – спирометра (флипчарт, страница 62).

(провести измерение)

Определение ЖЕЛ у школьников при помощи Xplorer GLX, датчика спирометра, лабораторного оборудования «Дыхательная система» .

(Описание дается в биологии с Xplorer GLX на стр. 151-157). Видеоролик.

При тяжелой физической работе, вентиляция легких достигается за счет большей глубины дыхания. Человеку, у которого ЖЕЛ небольшая, да еще и дыхательные мышцы слабы, приходится дышать часто и поверхностно. Это приводит к тому, что свежий воздух остается в воздухоносных путях и лишь небольшая часть его доходит до легких. В результате ткани получают ничтожное количество кислорода, и человек не может продолжать работу.

Проблемный вопрос:

Но не каждый человек занимается спортом, есть ли другие пути повышения ЖЕЛ?(например, дыхательной гимнастикой).

Б). Дыхательная гимнастика (флипчарт, страница 63).

Познакомимся с гимнастикой Стрельниковой (приложение № 2) показ двух упражнений, школьники повторяют за учителем.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

    помогает в лечении хронических заболеваний носовых пазух, бронхов и легких, в том числе пневмонии и астмы;

    при выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма;

    гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц;

    активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

В). Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землей.

При некоторых заболеваниях происходит нарушение дыхания.

Известно ли Вам, что

остановка дыхания на 4- 5 минут и более неизбежно приводит к смерти.

Поэтому каждый человек должен уметь оказывать первую помощь при остановке дыхания вследствие заболевания органов дыхания или в результате несчастного случая.

Используя приложение № 2, в виде кластера выпишите причины нарушения проходимости дыхательных путей:

1.​ Язык (в бессознательном состоянии).

2.​ Инородное тело - наиболее частая причина закупорки дыхательных путей у детей.

3.​ Травма - нарушение анатомии, кровь, обломки зубов.

4.​ Отравление угарным газом.

5.​ Отек гортани (сжатие голосовых связок) при термическом или химическом ожоге, удушье.

6.​ Злокачественные новообразования гортани (опухоли)

Работа в группах по заданию (флипчарт, страница 64) :

Используя приложение № 2, изучите материал, обсудите в группах, перепишите из таблицы о предложенном нарушении проходимости дыхательных путей и выступите перед классом:

1 группа:

Причины и первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути и удушье.

2 группа:

Причины и первая помощь при утоплении или заваливании землей.

3 группа:

Причины и первая помощь при электротравмах (флипчарт, страница 66) .

Г). Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца (флипчарт, страница 65) :

(Объяснение учителя)

  1. Причина проведения искусственного дыхания - дыхание отсутствует или

нарушено в такой степени, что это угрожает жизни пострадавшего.

2. Искусственное дыхание - неотложная мера первой помощи при утоплении, удушении, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах, при некоторых отравлениях .

В случае клинической смерти, то есть при отсутствии самостоятельного дыхания и сердцебиения, искусственное дыхание проводят одновременно с массажем сердца. Длительность искусственного дыхания зависит от тяжести дыхательных расстройств, причем оно должно продолжаться до тех пор, пока не восстановится полностью самостоятельное дыхание. При появлении первых признаков смерти, например, трупных пятен, искусственное дыхание следует прекратить.

Из всех известных способов искусственного дыхания, не требующих специальных приспособлений, наиболее эффективным и доступным в настоящее время признан способ «изо рта в рот» или «рот в нос».

3. Подготовка к искусственному дыханию:

    пострадавшего необходимо уложить на спину, расстегнуть затрудняющую дыхание и кровообращение одежду, под лопатки подкладывают валик из одежды;

    встать справа от пострадавшего, подвести правую руку под его шею, левую наложить на лоб и запрокинуть голову назад так, чтобы шея с подбородком оказались на одной линии (обычно при запрокидывании головы рот самопроизвольно открывается);

    если челюсти пострадавшего крепко сжаты - выдвинуть нижнюю челюсть большими пальцами обеих рук так, чтобы нижние резцы оказались впереди верхних, или разжать челюсти плоским предметом (черенком ложки и пр.);

    пальцем, обернутым платком, марлей или тонкой материей, освободить рот пострадавшего от слизи, рвотных масс, зубных протезов;

4. Выполнение искусственного дыхания.

для выполнения искусственного дыхания

    рот или нос пострадавшего можно прикрыть чистым платком или марлей;

    спасатель делает глубокий вдох (около 1 с);

    охватывает своими губами полуоткрытый рот пострадавшего;

    сжав пальцами его нос, делает энергичный выдох 9около 2 с), вдувая воздух в дыхательные пути и легкие пострадавшего. В минуту следует делать 12-15 вдуваний; объем вдуваемого за 1 раз воздуха 1 - 1,5 л, достаточного для стимуляции дыхательного центр легких проводят до появления ритмичного и достаточно глубокого дыхания или до прибытия медицинских работников, которые переводят пострадавшего на аппаратно-ручное или аппаратно-автоматическое дыхание.

5. Непрямой массаж сердца.

Непрямой массаж сердца производят при остановке сердечной деятельности , характеризующейся:

    бледностью или синюшностью кожных покровов;

    отсутствием пульса на сонных артериях;

    потерей сознания;

    прекращением или нарушением дыхания (судорожные вдохи).

Выполнение непрямого массажа сердца:

    спасатель кладет ладонь правой руки на нижнюю половину грудины, (отступив на два пальца выше от её нижнего края), при этом пальцы приподнимают;

    ладонь левой руки он кладет поверх правой поперек и надавливает, помогая наклоном своего корпуса;

    надавливание производят быстрыми толчками продолжительностью не более 0,5 с. За 1 мин необходимо сделать 72 надавливаний.

Если оказывают помощь два человека, то один из них делает непрямой массаж сердца, а другой - искусственное дыхание. Соотношение «дыхание – массаж» должно составлять 1: 5 и делать поочередно, чтобы не создавать при надавливании на грудную клетку дополнительного сопротивления вдуваемому воздуху. Во время вдувания воздуха попеременно: 4-5 надавливаний на грудную клетку (на выдохе), затем одно вдувание воздуха в легкие (вдох).

В случае если помощь оказывает один человек, что чрезвычайно утомительно, то очередность манипуляций несколько изменяется - через каждые два быстрых нагнетания воздуха в легкие производят 15 надавливаний на грудную клетку. В любом случае необходимо, чтобы искусственное дыхание и непрямой массаж сердца осуществлялись непрерывно в течение нужного времени.

Таким образом,

надо помнить:

    Искусственную вентиляцию легких проводят при затрудненном дыхании или при отсутствии его.

    Непрямой массаж сердца проводят, если не прощупывается пульс.

ЧП

Р
НО

МК

ИП

ИП

НО

Р
ИП

ПП

МК

ИП

МК

НО

Коллект

Работа в парах

Индивид

Индивид

Работа в парах

Работа в группах

Коллект

V .

Закрепление

А). Устно (флипчарт, страница 67) :

1.​ Зачем голову пострадавшего нужно запрокидывать назад? (чтобы шея и подбородок составляли единую линию)

2.​ Как соблюдают личную гигиену при выполнении искусственного дыхания? (Нагнетание воздуха проводится через марлю или платок)

3.​ Почему нужно закрывать нос при выполнении искусственного дыхания «рот в рот» или «рот в нос»?

4.​ Почему при непрямом массаже сердца от края грудины нужно отступить, и на сколько?

5.​ Сколько спасателей нужно задействовать, делая искусственное дыхание и непрямой массаж сердца?

6.​ На сколько сантиметров нужно продавливать грудину?

Так сможешь ты или нет оказать первую помощь при остановке дыхания?

Б). Практическая часть (флипчарт, страница 68) :

Ситуации по отработке навыков спасения пострадавших:

Работа в группах:

1 группа:

У Саши перестала работать настольная лампа, он решил её самостоятельно починить, но забыл отключить лампу из розетки. Мальчик вывернул лампочку и стал осматривать провода, дотронулся до провода. Саша потерял сознание. Пульс у него еле прощупывался.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

2 группа:

Петя вместе с друзьями пошел купаться на речку. Вдруг Петя исчез под водой. Ребята вытащили его на берег, но он был без признаков жизни.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

3 группа:

Маша ела яблоко и смеясь рассказывала подруге смешную историю из школьной жизни. Внезапно она стала задыхаться.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

ПП
ЧП

Фронтал

Работа в группах

VI .

Подведение итогов

Наш урок подходит к концу. Я думаю, что поставленные задачи мы с вами выполнили.

Оценивание работы групп.

Я думаю, что главным итогом нашего урока являются не оценки, которые вы получили, а те умения, которые вы сможете применить в сложной жизненной ситуации.

Индивид

VII.

Домашнее

задание

(флипчарт, страница 69) :

выучить конспект,

ответьте письменно на вопрос:

Почему необходимо проводить обучение всего населения приемам оказания

первой доврачебной помощи пострадавшим?

Индивид

VIII.

Рефлексия

(флипчарт, страницы 70 -72) :

    Сегодня на уроке я научился…

    Своей работой на уроке я …

    Урок заставил меня задуматься о …

    А особенно мне удалось …

    Я понял, что …

Закончить блок уроков о дыхательной системе я хочу словами Д.Дьюи:

Человек, по - настоящему

мыслящий, черпает из

своих ошибок не меньше

познания, чем из своих успехов.

Индивид

Литература и Интернет – источники (флипчарт, страница 73) : :

    Алимкулова Р. Биология. Алматы: «Атамура», 2008г. - 288 с.

    Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник. М.: «АСТ - ПРЕСС». 2001г. - 815 с.

    Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: «Просвещение», 1978г. -239 с.

    Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека. М.: «Медицина», 1988г. -320с.

    Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах и схемах. М.: «Издат - Школа», 1998г. - 204с.

    «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2),

    www . yandex . ru -поиск –картинки

    www . imfan . kz < http :// www . imfan . kz > - персональный сайт учителя биологии Ратушняк Н. А.

    www . kiwi . kz < http :// www . :// Спортсмен

    Показатели ЖЕЛ, мл

    Штангист

    4000

    Футболист

    4200

    Гимнаст

    4300

    Пловец

    4900

    Гребец

    5500

    Приложение № 2:

    Базовые упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой:

    1. «Ладошки» (упражнение для разминки).

    Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела.

    При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук.

    Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос. После серии вдохов отдыхаем 3-5 секунд, после – еще серия из 4 вдохов. Всего их надо сделать 96 (в методике это количество носит название «сотни»): всего 24 раза по 4 вдоха.

    «Погончики»

    Встаем прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулачки. При каждом вдохе резко разжимаем кулачки, словно отталкивая что-то от себя в направлении пола.

    Делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).

    «Насос »

    Встаем прямо, слегка расставлены, руки опущены свободно. Чуть наклоняемся вперед, округляя спину. Шея расслаблена, голова свободно опущена вниз. При наклоне делаем краткий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка. На выдохе выпрямляемся.

    Так же, как и в предыдущем упражнении, делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).

    Приложение № 3:

    Нарушения дыхания

    Первая доврачебная помощь

    Попадание инородных тел в дыхательные пути:

      попадание предмета (например, гороха, камешка) в нос;

      попадание постороннего предмета в гортань

    Зажать свободную ноздрю и попытаться выдуть посторонний предмет.

    Попадание постороннего предмета в гортань сопровождается сильным кашлем.

    Если кашель не помогает, можно несколько раз хлопнуть по спине.

    Удушье

    при западании языка (чаще при обмороках)

    Открыть рот и оттянуть язык вперед или переменить положение головы.

    Полезно дать понюхать нашатырный спирт – это возбуждает дыхательный центр и содействует восстановлению дыхания.

    3.

    Заваливание землей

    После извлечения из завала необходимо восстановить дыхание: очистить рот и нос от грязи и начать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

    4 .

    Утопление

    Осмотреть полость носа и рта.

    Удалить песок и инородные предметы.

    Положить пострадавшего лицом вниз на бедро согнутой в колене ноги спасающего так, чтобы голова касалась земли.

    Сильно и ритмично давить на спину пострадавшего.

    После восстановления дыхания пострадавшего согреть: растереть спиртом, закутать в тёплую одежду, дать горячий напиток.

    Маленьких детей поднимают за ноги.

    5.

    Электротравма:

    а) током

    б) молнией

    Отключить источник тока.

    Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

    После восстановления дыхания пострадавшему дать горячий напиток.