Меню
Бесплатно
Главная  /  Грипп  /  Какую деятельность осуществляет политическая партия. Политические партии. Понятие, функции и виды политических партий. Глава IV. Внутреннее устройство политической партии

Какую деятельность осуществляет политическая партия. Политические партии. Понятие, функции и виды политических партий. Глава IV. Внутреннее устройство политической партии

Гаганов Александр Андреевич - эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н.

Доклад на научно-экспертной сессии по теме , 28 октября 2015 года, Центральный дом журналистов, Москва.

В каком виде будет создана партия нового типа? Может ли коммерческая организация заниматься политической деятельностью? Надо ли регистрироваться новой партии?

Постановка вопроса о партии нового типа порождает много вопросов юридического характера: что это будет за организация, в каком виде она будет создана? Какая организационно-правовая форма будет выбрана? Будет ли данная организация зарегистрирована как юридическое лицо? Сможет ли она заниматься политической деятельностью без регистрации в качестве политической партии? Очевидно, что политическая партия занимается политической деятельностью. Но могут ли другие общественные объединения заниматься такой деятельностью? Есть ли ограничения в законах? Постараемся ответить на эти вопросы.

ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

В 2001 году был принят Федеральный закон «О политических партиях», в котором раскрывается понятие «политической партии». Согласно Закону политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Цели политической партии также указаны в Законе:

Формирование общественного мнения;

Политическое образование и воспитание граждан;

Выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах.

Закон о политических партиях не использует понятия «политическая деятельность», хотя это было бы логично. Понятие «политическая деятельность» появилось сравнительно недавно, в 2012 году с принятием так называемого закона об иностранных агентах, во время «закручивания гаек» в отношении НКО[*] . Термин «политическая деятельность» использовался для определения некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента». Именно участие в политической деятельности НКО, финансируемого иностранным государством, делает организацию иностранным агентом.

[*] Гаганов А. А. От либерального экстремизма к диктатуре: правовые свидетельства // Российский либеральный эксперимент: итоги и анализ. М., 2014. С. 102–112.

Согласно части 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона от 20.07.2012 № 121-ФЗ) под политической деятельностью следует понимать участие (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Закон содержит оговорку о том, что к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

Однако на практике даже если НКО осуществляет деятельность в этих сферах, но пытается воздействовать на принятие государственными органами решений, ее деятельность может быть признана судом политической. Что это означает? Это означает, что указание на вид деятельности организации не имеет никакого значения. Закон гласит, что НКО может быть признана участвующей в политической деятельности «независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах». Поэтому оговорка о видах деятельности, исключенных из политической деятельности, не имеет смысла. Например, деятельность в области защиты растительного и животного мира - не является политической деятельностью. Однако в Реестре НКО, выполняющих функции иностранного агента, есть следующие организации: Межрегиональная общественная благотворительная организация «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды «ПРИНЦИПЪ»; Региональная общественная организация «Экологическая вахта Сахалина»; Межрегиональный общественный экологический фонд «ИСАР-СИБИРЬ» ; Нижегородская областная социально-экологическая общественная организация «Зелёный мир»; Межрегиональная общественная организация «Северная природоохранная коалиция». Значит, оговорка о видах деятельности не действует и на практике. В Реестре иностранных агентов в качестве вида деятельности у всех организаций указывается политическая деятельность, хотя в их уставных документах она не фигурирует (рис. 1).


Рис. 1. Реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Можно выделить следующие признаки политической деятельности:

Организация и проведение политических акций;

Цель деятельности - воздействие на принятие государственными органами решений, изменение государственной политики;

Формирование общественного мнения в целях изменения государственной политики.

Признаки политической деятельности сопоставимы с признаками политической партии. Различие лишь в специфическом праве партии выдвигать кандидатов на выборах.

Насколько уместно использовать в рассуждениях о политических партиях понятие политической деятельности из закона о некоммерческих организациях, если Конституционный Суд РФ сказал, что это некорректно (Постановление от 08.04.2014 № 10-П)? Да и сам закон исключает политические партии из регулирования статуса иностранных агентов. Полагаем, что поскольку речь идет о процессе познания, исследовательском анализе, а не о правоприменении, то это уместно.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Казалось бы, очевидно, что политическая организация - это организация, которая ведет политическую деятельность. Но действующее законодательство не предусматривает такого понятия как «политическая организация». В первоначальной редакции Федерального закона «Об общественных объединениях» (1995 года) такого понятия также не было, наряду с политическими партиями отдельно выделялись политические движения. В действующей редакции Закона общественное движение так же, как раньше, определяется как массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Таким образом, возможность преследования политических целей общественным объединением существует. В то же время политические цели отмечены только у одной формы общественных объединений - движений. Однако теоретически это не препятствует тому, что политической деятельностью будет заниматься общественное объединение другой организационно-правовой формы.

Если в первоначальной редакции Закона об общественных объединениях и в законодательстве о выборах 1995 года было указано, что в выборах могут участвовать политические партии, политические движения и общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах, то теперь Закон об общественных объединениях говорит об общественных объединениях, уставы которых предусматривают участие в выборах и референдумах. Однако по действующему избирательному законодательству в выборах могут участвовать только политические партии.

Следует обратить внимание на то, что общественное объединение по определению некоммерческое формирование. Поэтому все виды общественных объединений, как то: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия - также создаются не для целей извлечения прибыли. Остается вопрос, могут ли коммерческие организации заниматься политической деятельностью.

Примечательно, что косвенно понятие политической деятельности усматривается в таком документе, как ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности), утвержденный приказом Росстандарта. В ОКВЭД есть статья 94.92 «Деятельность политических организаций». При этом представляется нелогичным, что политическая деятельность отнесена к видам экономической деятельности. Этот вид деятельности включает в себя «деятельность политических организаций и взаимодействующих с ними организаций, например, политических объединений молодежи. Эти организации в основном участвуют в формировании мнений и условий для принятия решений органами общественного управления путем продвижения членов своих групп или сочувствующих в политический аппарат организаций, в вовлечение их в распространение информации, связи с общественностью, сбору средств и т. д. ». Обращает на себя внимание использование понятия «политическая организация», отсутствующее в действующем законодательстве. В статье 94.92 имеется два ключевых признака политических организаций: участие в формировании мнений и условий для принятия решений «органами общественного управления», продвижение членов своих групп в «политический аппарат организаций». Использование неопределенных понятий не добавляет ясности этим признакам, но можно предположить, что речь идет об органах государственной власти.

Вернемся к вопросу о коммерческих организациях. Как известно, юридические лица должны указывать в своих уставных документах цели деятельности. При регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц указываются коды деятельности по ОКВЭД. Деятельность политических организаций расположена в разделе S «Предоставление прочих видов услуг». Раздел содержит пояснение, что «этот раздел включает: деятельность общественных объединений, ремонт и обслуживание вычислительной техники, предметов домашнего обихода и личных вещей, а также предоставление различного вида персональных услуг по обслуживанию населения, не включенные в другие группировки». Однако подраздел 94 называется «Деятельность общественных организаций», а не общественных объединений. Общественные организации - это лишь один из видов объединений. Тем не менее такое наименование подраздела указывает на то, что речь идет о некоммерческих организациях, в том числе применительно к статье 94.92. В то же время в других статьях подраздела 94 коммерческие организации упоминаются. Это создает путаницу в вопросе о том, могут ли коммерческие организации заниматься политической деятельностью. Но здесь следует руководствоваться статьей 49 Гражданского кодекса РФ (об этом - ниже).

В самом классификаторе сказано, что «в соответствии с международной практикой в ОКВЭД 2 не учитываются такие классификационные признаки, как… организационно-правовая форма, не делается различий между… коммерческими и некоммерческими видами экономической деятельности». Это объясняет допущенные в классификаторе неточности, но не снимает претензии юридико-технического характера.

На практике даже политические партии не указывают в своих документах такой вид деятельности, как политическая деятельность. Например, по данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) из четырех действующих парламентских партий виды деятельности указали лишь две: ЛДПР и Справедливая Россия (таблица 1). Причем политическую деятельность в качестве основного вида деятельности указала лишь последняя.

Таблица 1. Виды деятельности парламентских партий по ЕГРЮЛ


КОМУ РАЗРЕШЕНО ЗАНИМАТЬСЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ?

Организации бывают коммерческие, то есть создаваемые для извлечения прибыли, и некоммерческие. Коммерческие организации обязаны регистрироваться в качестве юридического лица, иначе их предпринимательская деятельность будет незаконной. Общественные объединения относятся к некоммерческим.

Закон об общественных объединениях содержит ряд требований к деятельности общественных объединений и ограничений. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной (статья 15). Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности (статья 16).

Согласно статье 3 Закона об общественных объединениях общественные объединения могут функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица, а могут и регистрироваться. При этом объем их прав различен, не только в части наличия или отсутствия прав юридического лица.

Так, незарегистрированные общественные объединения имеют право:

Свободно распространять информацию о своей деятельности;

Проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;

Представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

Осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;

Выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Из этого перечня видно, что незарегистрированная общественная организация имеет право заниматься политической деятельностью.

Зарегистрированные общественные объединения в дополнение к названным правам имеют право:

Участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;

Учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

Участвовать в выборах и референдумах.

Участвовать в выработке государственных решений и учреждать СМИ граждане могут на общих основаниях. Участвовать в выборах, по большому счету, члены незарегистрированных общественных объединений также могут на общих основаниях в порядке самовыдвижения (по мажоритарным округам). Поэтому здесь существенной разницы нет.

Согласно статье 49 Гражданского кодекса РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Согласно статье 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенных уставом общества. Это подтверждает судебная практика высших судов в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»: «При разрешении споров необходимо учитывать, что коммерческие организации могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься».

Часть 2 статьи 12 Закона об ООО не предусматривает обязательного указания в уставе видов деятельности общества. Кроме того, в статье 12 сказано, что устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие Закону об ООО и иным федеральным законам. Сопоставление статьи 12 и статьи 2 позволяют сделать вывод о том, что виды деятельности общества могут быть указаны в уставе, но их перечень не обязательно должен быть закрытым.

В соответствии частью 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» коды ОКВЭД отнесены к сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Часть 5 статьи 5 данного Закона обязывает юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений, указанных в части 1 этой статьи, включая и сведения о кодах по ОКВЭД, сообщить об этом в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган), по месту своего нахождения.
За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 14.25 КоАП РФ, в виде штрафов. Однако само по себе отсутствие в ЕГРЮЛ данных по ОКВЭД не является препятствием для осуществления законной деятельности, в том числе политической (подтверждается практикой: Постановления ФАС СЗО от 24.12.2012 по делу № А66-4622 /2012, от 21.05.2012 по делу № А44-2483 /2011, ФАС МО от 07.09.2012 по делу № А40-7197 / 12-119-64 , от 03.09.2012 по делу № А40-6343 / 12-79-60). Хотя претензии, например, от налоговой службы могут быть.

Таким образом, законодательного запрета коммерческим организациям заниматься политической деятельностью нет. Для некоммерческих организаций государство установило ряд ограничений на занятия политической деятельности. Общие ограничения содержатся главным образом не в законодательстве о коммерческих и некоммерческих организациях разных видов, а в законодательстве в целом. Специальные ограничения касаются НКО, признанных иностранными агентами.

ОБЩИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Право каждого на объединение и свобода деятельности общественных объединений (в том числе политической) не являются абсолютными и, как это следует из статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции РФ. Они могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Чтобы составить представление о том, чем нельзя заниматься любой организации, можно посмотреть Уголовный кодекс РФ. Следует обратить внимание на то, что запреты, установленные Уголовным кодексом РФ, носят абсолютный характер. Они распространяются на всех лиц, осуществляющих свою деятельность на территории России. В отличие от закона об иностранных агентах, который распространяется на зарегистрированные организации, нормы Уголовного кодекса РФ касаются всех организаций и движений - как зарегистрированных, так и не зарегистрированных. Уголовная ответственность предусмотрена для конкретных физических лиц, совершающих преступление.

Согласно статье 239 УК РФ запрещается создание некоммерческой организации (религиозного или общественного объединения), посягающей на личность и права граждан, деятельность которой сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью.

Запрещается создание некоммерческой организации (включая некоммерческую организацию, выполняющую функции иностранного агента), деятельность которой сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство такой организацией либо структурным подразделением. Участие в таких организациях также карается законом.

Статья 278 УК РФ предусматривает наказание за совершение действий, направленных на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно направленных на насильственное изменение конституционного строя РФ.

Статья 280 УК РФ запрещает публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Запрещается возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (статья 282 УК РФ).

В законодательстве отражены и другие общие запреты, которые создают ограничения на политическую деятельность.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАПРЕТЫ ДЛЯ НКО-ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ

Закон о некоммерческих организациях не препятствует заниматься политической деятельностью даже тем НКО, которые финансируются из-за рубежа. Однако Закон налагает на такие НКО ряд ограничений. Например, материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, должны сопровождаться указанием на то, что они изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Годовая бухгалтерия иностранного агента подлежит обязательному аудиту. Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно. И конечно, иностранные агенты должны сами подать документы для включения информации о себе в реестр иностранных агентов. В противном случае это делает уполномоченный госорган. Решение о включении такой некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, может быть обжаловано в суд.

Если НКО, которое занимается политической деятельностью и финансируется из-за рубежа, само не подало документы для включения его в реестр иностранных агентов, такое НКО ждет немалый административный штраф по статье 19.7.5–2 КоАП РФ (100–300 тысяч рублей для юридического лица). Предусмотрена и уголовная ответственность за злостное уклонение от представления документов для включения в реестр иностранных агентов (статья 330.1 Уголовного кодекса РФ).

Занимается НКО политической деятельностью или нет, решает Минюст, который может включить НКО в реестр иностранных агентов. Оспорить мнение Минюста в суде практически нереально: суд становится на сторону министерства. Предметом спора также выступает факт финансирования НКО из-за рубежа, однако и здесь переубедить министерство и суд какими-либо доказательствами практически невозможно.

НКО, которые не финансируются иностранными государствами, могут заниматься политической деятельностью без указанных ограничений.

На практике поверхностное изучение данных ЕГРЮЛ не позволяет выявить общественные объединения или коммерческие организации, занимающиеся политической деятельностью. Например, в выписке из ЕГРЮЛ Фонда поддержки демократии «Голос» политическая деятельность не значится в качестве вида деятельности, однако фонд признан иностранным агентом, а соответствующий суд им проигран . В выписке из ЕГРЮЛ радиостанции «Эхо Москвы» (ЗАО «Эхо Москвы» , коммерческая организация) также не значится политическая деятельность. Однако вряд ли можно считать, что данное СМИ с учредителем в оффшоре не занимается политической деятельностью. В выписке из ЕГРЮЛ признанного иностранным агентом Российского исследовательского центра по правам человека, признанного иностранным агентом, указан вид деятельности «91.33 Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки».

О чем это говорит? Все это, так или иначе, возвращает нас к сделанному выше выводу о том, что указание на вид деятельности в уставных документах или в ЕГРЮЛ не имеет никакого значения в контексте, например, предотвращения риска оказаться в списке иностранных агентов (при наличии иностранного финансирования).

Приведенный анализ возможностей организациям различных видов заниматься политической деятельностью позволяет сделать главный вывод: основное отличие политической партии от других объединений, в том числе незарегистрированных партий, заключается в праве партии выдвигать кандидатов и списки на выборах. Теоретически данное различие сглаживается правом гражданина на самовыдвижение на выборах. Коренных различий в объеме прав зарегистрированных объединений и незарегистрированных - нет. Регистрация в качестве юридического лица дает ряд преимуществ, связанных в основном с финансовыми вопросами, расчетами и ограничением ответственности имуществом юридического лица. Регистрация в качестве политической партии - процесс чрезвычайно сложный и к тому же фактически зависящий от Кремля, который вряд ли позволит зарегистрировать оппозиционную партию. На зарегистрированное объединение проще оказывать давление: можно отменять регистрацию партии, проводить санитарные или пожарные проверки, находить налоговые и другие нарушения, запрещать деятельность объединения. Отсутствие регистрации в качестве политической партии и даже в качестве юридического лица позволяет минимизировать подобные риски.

Есть еще один необычный довод в пользу незарегистрированных партий. Поскольку политические партии не фигурируют в конституционном порядке формирования российского парламента и региональных законодательных органов, то теоретически возможна абсурдная ситуация, когда на законодательном уровне их можно исключить из выборного процесса. И это не будет противоречить Конституции РФ. Так зачем регистрировать партию, если гипотетически в любой момент законодатель может отстранить партии от участия в выборах?

ВЫВОДЫ:

1. Законодательство определяет понятие политической деятельности только в отношении НКО-иностранных агентов. Понятие политической деятельности в контексте политических прав человека, в том числе в отношении политических партий, не раскрывается.

2. Понятие политической деятельности сформулировано расплывчато, что позволяет признавать практически любые НКО участниками политической деятельности.

3. Законодательство РФ не содержит особых препятствий для участия в политической деятельности организаций любых организационно-правовых форм: коммерческих организаций, некоммерческих организаций, зарегистрированных в качестве юридических лиц, не зарегистрированных общественных объединений.

4. Единственное существенное отличие в объеме прав между зарегистрированной политической партией и общественным объединением, в том числе незарегистрированным, заключается в праве политических партий выдвигать своих кандидатов на выборах.

5. Регистрация объединения в качестве юридического лица налагает дополнительные обязанности на организацию, но существенных прав не предоставляет. В связи с этим в начале деятельности партия нового типа может существовать без регистрации в качестве политической партии и даже юридического лица.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Как гласит Федеральный Закон о политических партиях, принятый Государственной Думой в 2001 году и действующий в настоящее время, « в Российской Федерации признаётся политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.

Современная политическая жизнь как специфическая область общественного бытия представляет собой деятельность граждан РФ посредством которой происходит формирование, функционирование и преобразование политической системы общества. Она многогранна и разнообразна как по направлению, средствам, формам, так и по структурным компонентам, субъектам политических отношений. Важнейшей, неотъемлемой частью политической системы, политической жизни демократического общества являются политические партии, общественно-политические движения.

Целью моей контрольной работы является изучение политических партий, а точнее ознакомление с принципами деятельности партий в России. Для этого мы будем опираться на сведения из научных учебных пособий, в частности

«Основы теории политических партий » под редакцией Заславского, также на «Федеральный Закон о политических партиях » и другие издания о политической деятельности.

Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

1. Функции и цели деятельности политических партий

Одной из ключевых проблем в изучении политических партий является проработка вопросов, касающихся их функционального назначения, целей и направлений деятельности. Эта проблема особенно актуальна при обращении к теме становления многопартийности в России, интерес к которой в последнее время огромен. Деятельность политических партий отнюдь не сводится к завоеванию позиций в органах государственной власти. В противном случае это предназначение могло бы успешно выполняться временными корпоративными группировками, состав и политические ориентиры которых могли бы постоянно меняться в зависимости от нюансов политической ситуации. В социально-политической сфере общества неизбежно возникают потребности, решению которых может способствовать такой специфический институт как политическая партия. В структуре общественно-политических процессов политические партии выполняют двоякую роль: необходимого элемента политической системы, обеспечивающего воспроизводство политической элиты, организованное участие в выборах, и института политического представительства интересов определенной части общества.

Формирование политики как партийной в числе прочего привело к созданию такого образца общества, в котором выделяются области частной жизни, гражданского общества и собственно политического представительства, подчиняющего себе государство и легимитирующего его. Партии служат для объединения и представления групп интересов, формирующихся на уровне гражданского общества (многочисленных союзов и ассоциаций, не преследующих цели получения государственной власти). Это разделение остается актуальным в современной ситуации, перетерпев некоторые изменения, связанные с тем, что часто границы между гражданским обществом и партиями размываются.

В политической науке сложилось несколько подходов к функциональному назначению партий в политической системе. Большинство исследователей разделяют тезис о множественности функций политических партий, расходясь, однако в определении их количества и в классификационных схемах.

Существует много точек зрения, высказанных в научной литературе касаемо функций политических партий, изучив их многообразие, можно выделить следующие функции:

§ электоральная функция - т.е. деятельность, направленная на продвижение кандидатов на выборные должности в органы исполнительной и представительной власти посредством их выдвижения и поддержки на выборах;

§ функция политического рекрутирования и социализации, посредством которой в политическом процессе осуществляется вовлечение, первичная селекция и последующая циркуляция политической активной части граждан;

§ инновационная функция - выработка политическими партиями альтернативных предложений о возможном решении тех или иных проблем, а также методов реализации предлагаемых решений;

§ аккумулятивная функция - усвоение, синтез и последующее политическое выражение интересов социальных, этнических, возрастных категорий населения в разрабатываемых партией идеологических доктринах и политических программах;

§ конституирующая функция - обеспечение институциональных гарантий идеологического и политического многообразия, а также мирного разрешения социальных противоречий посредством деятельности по формированию политической воли граждан, участия в формировании и деятельности органов государственной власти;

§ интегрирующая функция - выражается в объединении людей на основе общности целей и интересов политического характера, в выработке на этой основе общего группового социального интереса, общей системы взглядов, в объединении граждан в единую структуру, вследствие чего появляется новый коллективный субъект публичной политики.

Комплекс целей деятельности и функций, реализуемый политическими партиями, в обобщенной форме отражает фактическое содержание общественных отношений, в той или иной степени опосредуемых правом. Это выражается в закреплении в действующем законодательстве положений, определяющих основные цели и задачи политических партий, необходимые для их реализации субъективные права и корреспондирующиеся с ними обязанности. Эти цели - юридическое выражение наиболее значимых в правовом отношении функций политических партий, а также средство выделения важнейших объектов правоотношений, на которые направлена деятельность партий как субъектов права. Общие требования к основным целям политической партии содержит российский Федеральный закон «О политических партиях». К основным целям политической партии относятся:

§ формирование общественного мнения;

§ политическое образование и воспитание граждан;

§ выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

§ выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы в их работе.

Нельзя забывать о том, что цели и функции партии должны служить интересам общества, делегирующего партии право говорить от имени широких слоев населения. Если общество считает, что партия является важным инструментом отстаивания политических прав граждан, она может и должна эффективно использовать выданный ей «кредит доверия».

2. Социальная основа деятельности политических партий

политика партийный регулирование правовой

Уже в силу своего происхождения феномен партии, партийности, партийной мобилизации характеризуется социальным противоречием: партия представляет только часть общества (ранее, скорее всего, как-либо ущемлённую), но при этом она предполагает, что эта часть равнозначна целому обществу или, по крайне мере, жизненно важна для него. Даже в наше время вновь образовывающиеся партии обычно начинают свою деятельность с указания на исключенность некоей группы общества, на пренебрежение ее интересами и т.д. - т.е. на ситуацию, которую требуется исправить.

Существование партий предполагает не только наличие множества социальных различий (которые задают существование различных классов, страт и так далее), но и постоянный процесс социальной дифференциации. Социальная дифференциация поддерживается, а иногда, предположительно, и провоцируется, дифференциацией партий. Поэтому зачастую бывает сложно отличить реальные группы, представленные определенными партиями, от фиктивных групп, созданных под какие-то партии. Это объясняется тем, что любая партия проблематизирует актуальное представление об обществе, вводит в сферу политики некую «еще не существующую» в ней группу и пытается отождествить ее интересы с интересами всего общества, представить эту группу в качестве универсальной (или, по крайней мере, необходимой для любой другой группы, главенствующей, доминирующей). Логическим итогом этого процесса является генерализация партии, ее стремление либо представлять класс-гегемон (каковым в индустриальных и постиндустриальных обществах считается «третий класс»), либо охватывать все существующие классы и группы, сводя их к некоему единому целому - например, единой нации (что особенно актуально в периоды оккупации или освобождения от колониальной зависимости).

Развитие партий всегда происходит в пространстве между двумя полюсами - один из них представлен политической организацией, которая стремится совпасть со всем обществом, а второй - группой более или менее разнородных партий, которые вскрывают все новые и новые социальные различия, межи, перегородки, сигнализирующие об отсутствии ограничений целостности.

Партия обязана иметь социальный базис, взаимоотношения с которым проявляются, прежде всего, в поддержке, оказываемой партии на выборах, привлечении граждан к процессу выработки решений, рекрутировании новых членов партии, активистов и волонтеров, создании фондов поддержки партии и так далее. В зависимости от того, как именно выстраивается связь с социальным базисом, партия может реализовывать дополнительные социальные функции. Так, рекрутирование новых членов как элемент создания связи с социальным базисом одновременно встраивает партию в систему вертикальной и горизонтальной мобильности общества, в каковую систему встроены и другие институты - например, образовательный.. Появление (разрушение) каждой партии исходно предполагает обнаружение некоторой социальной границы или группы, которые до этого никак не были зафиксированы на уровне символической (то есть не требующей постоянного применения насилия) власти. Исходная логика существования партии предполагает, что группы в социальном пространстве существуют только в перспективе признания со стороны других групп, а также в перспективе утверждения в режиме символической власти. Но одновременно с этой логикой реализуется уже упомянутая тенденция к генерализации. Партия, входящая в пространство борьбы за власть, говорит не только о частных интересах представляемой ею группы, но и о том, что эти интересы совпадают с интересом всего общества (именно в этом смысле буржуазия представляла собой единственный класс, покрывающий все социальное пространство). Естественно, такая тенденция встречает со- противление, как только развивается процесс открытия новых групп и различий, выводя на сцену новые конкурирующие партии. Опыт развития реальных политических организаций позволяет сделать вывод о существовании принципиально разных форм связи той или иной партии с ее социальным базисом. Представление интересов как общий принцип работы партии может разыгрываться совершенно по-разному, реализуясь на разных стадиях и на разных уровнях работы партий. Базис и отношение к нему у новых и формирующихся партий другие, нежели у партий, находящихся у власти. Внутри одной и той же партии преимущественное значение могут получить разные аспекты взаимоотношений с базисом - например, работа по набору новых членов партии или же ориентация на абстрактного избирателя, который сталкивается с партией и ее представителями только в избирательных бюллетенях. Достаточно часто партия, опиравшаяся поначалу на узкий круг единомышленников, при получении власти расширяет свой социальный базис, переориентируется на другие группы и так далее. Можно выделить несколько аспектов социального базиса партий, специфицируя отношение представления интересов. Например, в качестве таких аспектов или определяющих качеств базиса могут выступать:

§ исторический и социальный генезис партии (или ее происхождение);

§ актуальная и перспективная связь с группами интересов и социальными движениями;

§ связь с гражданами, которые не входят в число членов партии или партийных активистов, но участвуют в выборах, отдавая голоса партии.

Подобная схема, часто используемая социологами-специалистами по партийному движению, позволяет выявить разные способы связи партии с обществом и апелляции общества к партии, причем эти способы порой могут вступать в противоречие друг с другом.

Отметим, что демократическое правление основывается на традиционных нормах политического поведения. Это значит, что каждая политическая культура обязана строить такую политическую систему, которая в максимальной степени будет соответствовать общественно-приемлемым принципам участия граждан в управлении государством. Если принцип народного суверенитета будет последовательно воплощаться, то в будущем мы станем свидетелями становления и развития многообразных демократических систем, отвечающих базовым принципам национальных политических культур.

3. Предмет и формы правового регулирования деятельности партий

Центральным направлением в изучении процессов становления политических партий является проработка комплекса проблем, касающихся их места и роли в системе государственных и общественных институтов. В рамках такого анализа ключевым понятием выступает статус партии, под которым традиционно подразумевается ее положение в политической системе общества. Этимологически термин «статус» означает не только положение, но и состояние с объективно заданным предназначением, что позволяет рассматривать его как своеобразную систему, которой присущи существенные признаки, связи, отношения и уровни организации. Различают правовой статус, то есть юридически закрепленное место партии в системе государственных и общественных организаций, а также обусловленный этим положением комплекс юридически значимых взаимоотношений, и социальный статус, характеризующий степень влияния партии на общество и политику. В отличие от правового статуса, закрепленного в законодательстве, социальный статус партии определяется непосредственно в ходе политического процесса. Юридически оформление социального статуса партии знаменует собой нормативное закрепление ее фактического положения в системе социальных связей. Вместе с тем, если социальный статус партий различается в зависимости от их политического влияния, ресурсной и социальной базы, то правовой статус основан на принципе юридического равенства, хотя определенная дифференциация их прав и обязанностей может иметь место в случаях, когда различия партий законодательством оцениваются как юридически значимые.

Правовой статус партии - комплексное собирательное понятие, отражающее ее правовую природу, место в системе государственных и общественных институтов, права и обязанности, возможность действовать в качестве субъекта права, юридически значимые социальные связи, основания юридической ответственности. Дифференциация правового статуса политической партии может отражать его различные грани - в зависимости от ракурса исследования.

Следует различать структуру и содержание правового статуса политической партии. Если содержание правового статуса партии (комплекс норм, регулирующих ее правовое положение) подвижно и способно к трансформации, то структура правового статуса, напротив, отличается определенной статичностью и может быть описана через совокупность взятых в системной целостности и взаимосвязи образующих ее элементов. В структуру правового статуса политической партии входят ее правовая конструкция, принципы организации и деятельности, права и обязанности, определяющие ее конституционно-правовую и гражданско-правовую правосубъектность, юридическая ответственность, а также правоотношения общего (статусного) типа. К последним, в частности, относятся вопросы взаимодействия государства и политических партий, принципы деятельности политических партий и правовые гарантии их субъективных прав. Взаимоотношения государства и политических партий предопределяются всеобъемлющим характером государства как организации, объединяющей всех членов общества, верховенством государственной власти по отношению к иной политической власти. Такая асимметрия отнюдь не исключает признания политических партий как самоорганизующихся объединений, автономных от государства. «Идущие снизу и сверху социальные инициативы должны встречаться на почве права и законности, соединяться и усиливаться».

Двойственная общественная природа политической партии (как общественного объединения и субъекта публичных властеотношений) имеет свое нормативное измерение. С одной стороны, принадлежность партии к общественным объединениям предполагает распространение на нее принципов организации и деятельности, общих для всех видов общественных объединений. С другой стороны, тот факт, что основным предназначением партии является ее участие в политической жизни общества, обусловливает потребность в более предметном регулировании порядка ее создания, деятельности и основ внутреннего устройства. К сфере правового регулирования деятельности политических партий, в той или иной степени воспроизводимой в национальном законодательстве различных стран, можно отнести:

§ права и обязанности политической партии;

§ функции партии, формы и методы осуществления партией политической деятельности;

§ организационное устройство партии;

§ порядок образования и прекращения деятельности партии;

§ основания и порядок участия партии в выборах и в деятельности государственных органов;

§ финансовую, хозяйственную и предпринимательскую деятельность партии;

§ взаимоотношения партии и государственных органов, непартийных общественных объединений и иных организаций;

§ международные связи партии;

§ идеологическую и агитационную деятельность партии.

Реализация статусных характеристик и функционального назначения партий обеспечивается посредством закрепления за ними комплекса субъективных прав и обязанностей. По своей природе права политических партий тесно связаны с правами человека и гражданина, закрепленными в конституции, так как базируются на комплексе политических прав личности (на объединение, выражение своего мнения, свободу слова) и призваны обеспечить их полноценную реализацию. Вместе с тем, необходимо различать политические права граждан, включая право на объединение, и комплекс субъективных прав политических партий как коллективных субъектов.

4. Финансовая и хозяйственная деятельность политических партий

Поддержание активной работы партийных функционеров и аппарата, агитация и пропаганда, привлечение новых членов и повышение конкурентоспособности на политическом рынке немыслимы без четко организованного управления партийными финансами. Какова бы ни была идеология организации, ее привлекательность для масс тем выше, чем больше эта идеология финансируется. Уже для элитаристской парламентской партии финансы играют существенное значение, особенно когда она складывается в ходе отстаивания в представительном органе хозяйственных интересов какого-либо из сегментов крупных собственников. Эффективность лоббистской деятельности партии также напрямую связана с ее финансовыми возможностями. Стоит обратить внимание на то, что обычно в полном объеме финансирование партий за счет государственных средств не осуществляется. Даже в странах, где имеет место диктат лишь одной партии и не существует политической конкуренции и, соответственно, не предполагается никакого иного источника финансирования, кроме самого государства, такая практика все равно не афишируется. Любая неразрешенная законодательно попытка использовать бюджетные средства на партийные нужды, если она вдруг окажется выявлена, немедленно нанесет удар по политическому имиджу партии, а тем, кто допустит подобное, она может стоить административной или политической карьеры. Необходимость государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности политических партий специалисты обычно связывают с тремя существенными обстоятельствами: резким усложнением избирательных технологий, влекущим за собой значительное увеличение издержек на проведение избирательной кампании, ростом политической активности бизнеса и имеющими место фактами коррумпированности политической элиты, подрывающими авторитет институтов власти и доверие избирателей.

Смысл государственного финансирования партий состоит в том, чтобы поддерживать устойчивость существующей партийной системы (и, как следствие, политическую устойчивость государства), назначая денежные бонусы и субсидии организациям, победившим в результате парламентских выборов. В России денежные средства политической партии формируются таким образом:

§ вступительные и членские взносы (если их уплата предусмотрена уставом политической партии);

§ средства, предоставляемых политическим партиям из федерального бюджета;

§ пожертвования физических и юридических лиц;

§ поступления от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов от предпринимательской деятельности;

§ поступления от гражданско-правовых сделок;

§ другие не запрещенные законом поступления.

Политическая партия самостоятельна в решении хозяйственных вопросов обеспечения своей деятельности, в том числе вопросов оплаты труда, предпринимательской деятельности, получения и использования денежных средств и иного имущества. Результаты хозяйственной деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений должны быть отражены в сводном финансовом отчете политической партии и финансовых (бухгалтерских) отчетах ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений.

Политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения осуществляют налоговый учет и бухгалтерскую отчетность в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации для юридических лиц. Они ежеквартально представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации сведения о поступлении и расходовании средств политической партии. Партия обязана также ежегодно представлять в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводный финансовый отчет о поступлении и расходовании средств в отчетном году. Проверка финансовых (бухгалтерских) отчетов политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальными органами. Сводный финансовый отчет политической партии, а также сведения о его проверке размещаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации на ее специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

Заключение

Действительно, партии сегодня являются неотъемлемым элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, являясь связующим звеном между обществом и государством. Их основная задача состоит в превращении множества частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их единый совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация действий граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или пытаются оказывать опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности политических партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры.

Политическим партиям необходимо постоянное обновление. Они должны быть привлекательными для молодежи и представителей новых профессий, воспитывать кадры, которые хорошо понимают и представляют требования и нужды людей, а также самостоятельно оценивать изменения в политике и принимать соответствующие решения. Только активные действия партий, выражающие и защищающие требования сторонников, позволят им в конечном итоге расширять свою социальную базу.

Деятельность политических партий является реальным показателем процесса становления гражданского общества, демократизации политической системы, развития самоуправления. И чем результативнее становится их работа, тем зрелее и прочнее становится гражданское общество.

Список литературы

1. Акопов Г.Л., Кислицын С.А. « Политология » Учебное пособие, 2009

2. Бенедиктов К. « Союз Правых Сил » Краткая история партии, Изд: Европа, 2009

3. Горелов А.А. « Политология в вопросах и ответах » Учебное пособие, 2009

4. Зеленков М.Ю. « Политология » Учебник, Изд: Дашков и Ко, 2012

5. Кралечкин Д.Ю., Ашкеров А.Ю. и др. под ред. Заславского С.Е. «Основы теории политических партий » М, 2007

6. Лебедева М.М. « Мировая политика » Учебник, М, 2007

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Становление теории политических партий. Подходы к определению политических партий. Признаки и функции политических партий, условия их функционирования. Понятие и признаки авторитарного политического режима. Место и роль политических партий в России.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2015

    Правовое регулирование деятельности политических партий в российском и международном законодательстве. Основные принципы взаимоотношений государства и политических партий в Российской Федерации. Процесс становления многопартийности в государстве.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2016

    Функции политических партий. Особенности общественного развития Беларуси в период зарождения многопартийности. Характеристика ведущих политических партий Беларуси. Классификация партийной системы Республики Беларусь. Причины слабости политических партий.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2010

    Значение политических партий в демократическом государства, их понятие и функции, права и обязанности. Порядок создания и прекращение деятельности политических партий в Российской Федерации. Опыт партийно-политического развития современной России.

    реферат , добавлен 20.05.2016

    Возникновение, основные этапы становления и сущность политических партий. Формирование партий электорального происхождения. Политические отношения. Классификация и типология политических партий. Роль и функции политических партий в современном обществе.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2008

    Особенности и отличительные черты финансирования политических партий в России и Беларуси. Формирование имущества и хозяйственная деятельность политической партии. Государственная поддержка и ограничения в финансировании политических партий и союзов.

    реферат , добавлен 04.06.2010

    Сущность, структура и функции политических партий. Характеристика американской и английской модели партийной системы, специфика их формирования и функционирования, правовое регулирование отношений с государством. Институционализация политических партий.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2015

    Политические партии и их функции. Основные направления, виды и формы взаимоотношений государства и партий. Сущность политической деятельности. Тенденции развития современных политических партий. Роль политических партий России в гражданском обществе.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2015

    Понятие, признаки и функции субъектов политики. Политические институты, их виды. Группы давления и группы интересов. Происхождение, процесс, условия формирования политических партий. Функции и элементы политических партий. Типы партий, их классификация.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2010

    Общая характеристика политических партий. Порядок их государственной регистрации. Организационная структура. Классификация политических партий в зависимости от политической ориентации. Права и условия деятельности политических партий в Беларуси.

Понятие политической партии

Политические партии занимают особое место в ряду субъектов политической деятельности, выступая посредниками между гражданами и государством. Классическое определение партии принадлежит французскому политологу Роже Жерару Шварценбергу (р. 1943):

Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.

Признаками партии являются:

  • функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;
  • наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
  • направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);
  • наличие народной поддержки, добровольность членства;
  • наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

  • выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;
  • разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;
  • создание возможностей для политической социализации личности;
  • подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;
  • организация избирательных кампаний и участие в них;
  • борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

Предложено несколько типологий политических партий:

  • по идеологической ориентации выделяют партии либеральные,консервативные, коммунистические и проч.;
  • по территориальному признаку - федеральные, региональные и т.д.;
  • по социальной базе — рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;
  • по отношению к социальным преобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;
  • по участию во власти - правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские.

Наиболее известна классификация партий по организационному строению , согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.

Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров — политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.

Массовые партии многочисленны, финансируются из членских взносов. Они представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые — к мобилизации широких народных масс.

К групповым субъектам политической деятельности относят также массовые движения, общественные организации, группы давления и т.д.

Концепции политической партии

Политическая партия — это добровольное некоммерческое общественное объединение по идейным соображениям и политическим принципам, стремящееся к достижению политических целей и использующее политические средства.

Политическая партия — это политическая организация наиболее активной части ; объединение (политическое или классовое), которое непосредственно выражает интересы класса или общества и состоит из наиболее активных его представителей, осознающих его интересы, борющихся за их осуществление и владение государственной властью (или ее удержание).

В марксистской традиции партии рассматриваются как высшая форма организации того или иного класса или его слоя, охватывающая его наиболее активную часть, отражающая его коренные политические интересы и преследующая долгосрочные классовые цели. Партии как политические организации непосредственно участвуют в общественно-политической жизни, выражают свое отношение к существующей власти, создаются во имя сохранения и упрочения данной власти или ее изменения.

В либерально-демократической традиции партии трактуются как организованные политические силы, объединяющие граждан одной политической традиции и служащие для завоевания или участия во власти с целью реализации целей своих приверженцев. Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партии отражают общегрупповые интересы и цели разнородных слоев населения (социальных, национальных, религиозных и т.д.). Через этот институт люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов.

Обязательные элементы политической партии :

  • всякая партия суть носитель определенной идеологии или, по крайней мере, выражает конкретную ориентацию видения мира и человека.
  • это относительно продолжительное по времени объединение, т.е. организация с определенной структурой и территориальным измерением (национальным, региональным, местным, а иногда интернациональным).
  • цель всякой партии — завоевание власти или участие в ней наряду с другими партиями.
  • каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа — от включения в состав своих членов до формирования широкого круга сочувствующих.
Признаки политической партии:
  • наличие организационной структуры;
  • программа и устав;
  • уплата членских взносов;
  • партийная дисциплина;
  • организационная связь между членами партии;
  • формирование общественного мнения;
  • участие в формировании парламентских и правительственных учреждений.

Роль политической партии в жизни общества:

  • связующее звено народных масс и государства;
  • регулятор социально-политической жизни общества;
  • руководитель классовой борьбы в обществе.

Главная задача политической партии — захват и участие во .

политический партия правовой конституционный

Сущностные признаки политической партии находят свое сжатое выражение в ее различных определениях. При этом общепризнанного определения политической партии в правовой и политической науке нет, как отсутствует и единство подходов к пониманию ее сущности и характерных признаков. По данным З.М. Зотовой, только в отечественных научных работах насчитывается более двухсот определений политической партии. Среди множества этих определений в современной политической и правовой науке наибольшее распространение получили электоральное (Д. Сартори и др.), структурное (М. Дюверже, М. Острогорский), функциональное (К. Лоусон и др.), структурно-функциональное (К. Нойман). К примеру, Д. Сартори определяет политическую партию как «политическую группу, активно участвующую в проведении выборов и имеющую благодаря этому возможность проводить своих кандидатов в органы публичной власти». В данном случае сущность политической партии видится, прежде всего, в ее связи с электоральным процессом, обеспечивающим приход к власти определенной группы политиков.

Сторонник функционального подхода К. Лоусон исходит из того, что «политическая партия - это организация индивидов, которая стремится путем выборов или помимо выборов продлить полномочия народа или его части, чтобы осуществить политическое господство над данным учреждением». Показательно, что лаконичность своего определения К. Лоусон мотивирует отсутствием возможности разработки комплексной дефиниции партии. Исторически подобный подход был присущ и ряду отечественных исследователей политических партий, например, П.А. Берлину, определявшему партии как «свободные организации массы для достижения определенной социальной или политической цели».

Электоральное определение партии, фактически являющееся разновидностью функционального определения, основано на выделении электоральной функции как наиболее значимой из всех функций, осуществляемых партией. В среде отечественных исследователей подобного подхода придерживается Г.М. Михалева, определяющая политические партии как «общественные объединения, участвующие в выборах на различном - федеральном, региональном и местном уровне, формулирующие политические цели и стремящиеся к участию в органах власти».

Современной науке известны также структурные определения, выводящие сущность партии из специфики ее организационного устройства. Традиции структурного подхода восходят еще к работам М.Я. Острогорского и Р. Михельса, исследовавших закономерности структурной динамики современных им политических партий и тенденции их олигархизации в условиях демократического общества. В современной науке это направление представлено, прежде всего, М. Дюверже, выделившим в качестве важнейших атрибутов партии такие характеристики, как особенности их структуры, длительность существования, факторы организационного устройства. Оригинальное структурное определение предлагает Р.Ф. Матвеев, рассматривающий партию как организацию, соединяющую общественное движение и течение общественно-политической мысли.

Отдельными западными исследователями (С. Нойман и др.) предпринимались довольно удачные попытки формулирования комплексного структурно-функционального определения партии как «уставной организации политических агентов общества, которые связаны с контролем правительственной власти и которые соревнуются за народную поддержку с другой группой или группами». Близким к структурно-функциональному является и определение Ю.С. Гамбарова, содержащееся в его известной работе «Политические партии в их прошлом и настоящем» («свободные общественные группы, образующиеся внутри правового государства для совместного действия на почве общих всем объединяемым индивидам интересов и идей»).

Таким образом, на наш взгляд, под политической партией понимается устойчивое во временном отношении общественное объединение, выражающее интересы части общества и ставящее целью борьбу за обладание властью, характеризуемое уставной дисциплиной, общностью ценностей и корпоративных интересов.

Различные теоретико-методологические подходы к определению понятия политической партии формируются как юристами-государствоведами, так и политологами. Безусловно, научные определения политической партии, хотя и не несут нормативной нагрузки, тем не менее находят свое отражение при разработке и закреплении в нормативных актах правовой конструкции политических партий. При этом в ходе ее разработки происходит операционализация понятия политической партии: в нем находят свое отражение, прежде всего, юридически значимые признаки, факт наличия или отсутствия которых может быть с достоверностью установлен. В этой связи значительную методологическую ценность представляет позиция Т.Б. Бекназар-Юзбашева, предлагавшего четко разграничивать общее государственно-правовое значение понятия партии (с позиций рассмотрения политических партий в контексте их взаимодействия со всей системой государственных, общественно-политических и правовых институтов) и конкретно-правовое определение в законе, форму конкретного выражения партии в праве.

Невозможность полного отождествления юридического понятия политической партии с понятиями, сформулированными политической и правовой науками, неоднократно отмечена в новейших исследованиях, посвященных политическим партиям, поскольку «перевод соответствующих теоретических положений в нормативный акт требует учета специфики правового регулирования».

Вопрос о критериях юридической значимости признаков понятия политической партии имеет важное прикладное значение. Однако так было не всегда. До середины XX в. деятельность политических партий в большинстве стран конкурентной демократии регламентировалась в основном в рамках избирательного процесса, соответственно в отсутствие законодательства о партиях научное понятие политической партии было тождественно его правовому определению. По выражению исследователя политических партий начала XX в. Ю.С. Гамбарова «политические партии представляют собой не юридический, а только социальный факт, лишенный всякой юридической санкции». Однако, по мере развития системы источников права и становления института партий как самостоятельной организационной формы общественного объединения, вопрос о выделении юридически значимых критериев партии приобрел актуальность.

Современная правовая наука располагает различными вариантами выделения юридически значимых критериев политической партии. По мнению Ю.А. Юдина, анализ современного законодательства позволяет выделить три основных квалифицирующих признака, при отсутствии хотя бы одного из которых общественное объединение теряет юридическое качество партии. Это завоевание политической власти (в рамках и на основе Конституции Российской Федерации) как главная цель участия в политическом процессе, объединение индивидов на основе общности политических взглядов, признания определенной системы ценностей, находящих воплощение в партийной программе, и наличие формализованной постоянно действующей партийной структуры.

А.С. Автономов определяет политическую партию как общественное объединение, отстаивающее и претворяющее в жизнь интересы представляемого им класса или социальной группы путем борьбы за государственную власть, осуществления ее, участия в ее осуществлении или оказания максимально возможного в конкретных условиях воздействия на ее осуществление, находясь в оппозиции в составе государственного органа или вне их. Т.В. Шмачкова указывает на четыре образующих партию признака: идеологическая направленность партийной деятельности, длительный и многоуровневый характер объединения, нацеленность на завоевание и осуществление власти, апелляция к поддержке народа.

В работах российских исследователей, посвященных сравнительному государствоведению, встречаются и более детализированные варианты перечня юридически значимых признаков политической партии. В частности, В.Е. Чиркин в числе существенных признаков политической партии, находящих отражение в законодательстве, выделяет ее добровольный, самоуправляемый, устойчивый и автономный характер, общность убеждений и целей ее членов как фактор образования партии, отсутствие целей извлечения прибыли, содействие формированию и выражению политической воли народа путем участия в выборах, осуществляемое на демократических принципах и на основе гласности, публичности и открытости.

С учетом вышеприведенных точек зрения можно выделить следующие основные признаки политической партии:

1. Партия является разновидностью общественного объединения. Это означает, что партии, равно как и иные виды общественных объединений (профсоюзы, молодежные, национально-культурные и иные объединения) представляют собой добровольные, самоуправляемые формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих уставных целей. В российской правовой системе юридическая значимость соотнесения политической партии с родовым понятием общественного объединения выражается в том, что на партии распространяются требования законодательства об общественных объединениях в части, не урегулированной специальным законом о политических партиях.

По своей организационно-правовой форме партия представляет собой общественную организацию, основанную на членстве. В основе партийной организации лежит система взаимоотношений между членами политической партии, предусматривающая наличие определенных иерархических связей между различными звеньями организации, партийной дисциплины и субординации, добровольно соблюдаемых ее членами. Партию отличает устойчивость организации во времени - она создается на длительный, неопределенный срок.

Партия является субъектом публичной политики, которому присущ идеологический образ действий. Цели и задачи партии формулируются в программных документах и предвыборных платформах и реализуются в ее политической деятельности. Сочетание программно-мировозренческого и активно-деятельностного компонентов отличает политическую партию, с одной стороны, от сообществ единомышленников (клубов, кружковых объединений), а с другой - от лоббистских структур, руководствующихся в основном конъюнктурными интересами.

4. Партия нацелена на обретение своего политического представительства в органах государственной власти посредством выборов, на участие - через своих представителей - в управлении государством. Способом, обеспечивающим политическое влияние партии, является обращение к поддержке граждан, осуществляемое открыто и на состязательной основе.

Юридическое определение политической партии обычно существует только в законодательстве тех государств, где имеется законодательство о партиях. Анализ конституционно-правовой базы деятельности политических партий выявляет интересную закономерность: в странах с давними многовековыми традициями многопартийности упоминания о партиях в конституциях, равно как и специальные законы, посвященные партиям, обычно отсутствуют, а деятельность партий регулируется в рамках гражданского законодательства либо законов о выборах. В частности, законы о политических партиях отсутствуют в Австралии, США (на федеральном уровне) и Швейцарии. В Великобритании закон о политических партиях был принят лишь в 2000 году. Во Франции правовое регулирование деятельности партий осуществляется в рамках закона о свободе ассоциаций.

Напротив, в странах с относительно недавно сформировавшимися конституционными традициями правовое регулирование партийной деятельности более предметно. Законы, регулирующие деятельность политических партий, приняты в большинстве стран СНГ: Азербайджане, Беларуси, Кыргызстане, Казахстане, Молдове, Таджикистане, Узбекистане, Украине. Необходимость в этом очевидна: в странах с тоталитарным и авторитарным прошлым переход к демократическим формам организации политической власти требовал создания правовых предпосылок для обеспечения участия граждан в общественной жизни и предметного регулирования деятельности партий.

Определение статуса политических партий содержится в большинстве конституций, принятых во второй половине XX века. В ряде зарубежных государств (Австрии, Бельгии, Испании, Нидерландах, Португалии, Финляндии, Швеции) статус политических партий непосредственно увязан с закреплением в конституциях основ избирательной системы. В некоторых странах вопросы правового регулирования деятельности политических партий и порядка организации и проведения выборов объединены в рамках единого нормативного правового акта (например, в Мексике - федеральный закон о политических организациях и избирательном процессе). В ряде зарубежных государств (Бельгия, Греция, Италия, Испания, Швеция, Финляндия) приняты специальные законы о порядке финансирования политических партий.

С принятием закона «О политических партиях» юридическое определение партии появилось и в российском законодательстве. В соответствии со статьей 3 данного закона партией является общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Как видно из определения, в основе правовой конструкции политической партии заложены статусные функциональные критерии, отличающие ее от иных организационно-правовых форм общественных объединений, а именно:

публично-правовой характер целей деятельности, выражающийся в обеспечении участия граждан в политической жизни общества;

специфические средства реализации этих целей (формирование и выражение политической воли граждан, участие в политических акциях, выборах и референдумах, представление их интересов в органах государственной власти и местного самоуправления).

Кроме того, содержащаяся в пункте 1 статьи 3 комплексная функциональная дефиниция политической партии дополнена в пункте 2 статьи 3 закона указанием на ряд структурных признаков - требований, которым в обязательном порядке должна соответствовать партия, претендующая на конституционно-правовое закрепление своего статуса. Это:

  • - наличие у политической партии региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации;
  • - наличие у политической партии не менее 50 тысяч членов;

установление минимальной численности региональных отделений политической партии более чем в половине субъектов Российской Федерации на уровне 500 членов (в остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов);

нахождение руководящих и иных органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений на территории Российской Федерации.

Правовая конструкция политической партии является важнейшим элементом ее правового статуса. Однако, правовая конструкция партии - лишь базовая основа для закрепления ее статуса в системе политических институтов. Более подробно статус политической партии раскрывается в принципах деятельности политических партий, представляющих собой основные правовые ориентиры, которыми она должна руководствоваться в своей деятельности. Приоритетное значение принципов деятельности политических партий заключается в том, что они ориентируют правоприменителя, позволяя найти нужное решение даже при наличии в пробелов и правовых коллизий.

Принцип добровольности, основанный на положении части второй статьи 30 Конституции РФ, означает, что создание партий, их деятельность и членство в них осуществляется на основе свободного волеизъявления. Принуждение к участию в деятельности политических партий, равно как и насильственное удержание в рядах политической партии, не допускается.

Закрепленный в законе принцип равноправия, основанный на положениях части четвертой статьи 13 и части первой ст. 19 Конституции РФ, означает как равенство прав граждан, объединившихся в политическую партию, так и равенство партий перед законом. Государство в своей деятельности создает гражданам, входящим в партии, равные возможности для реализации конституционного права на объединение, на выражение своих политических взглядов и на участие в выборах. Принцип равноправия не отрицает внутрипартийную иерархию, которая существует в политической партии, как и в любой другой организации. Ведь внутреннее организационное единство политической партии предполагает, помимо наличия общих целей и задач, также и иерархическую структуру власти, наличие системы норм и правил регулирования ее деятельности. Соответственно, принцип правового равенства проявляется в том, что отношения вертикальной соподчиненности между членами партии и ее руководством основаны на закрепленных в уставе партии общих для всех членов нормах партийной дисциплины, которым они подчинены в равной мере и на добровольной основе.

Принцип самоуправления, основанный на положении части первой статьи 30 Конституции РФ о свободе деятельности общественных объединений, означает, что партии самостоятельно и под свою ответственность осуществляют деятельность, связанную с реализацией уставных целей и задач. Государство и его органы не вправе вмешиваться во внутренние дела партий, навязывать им определенную линию политического поведения, кооптировать в руководящие органы партии своих представителей и др., т.е. использовать неправовые средства воздействия на партии. Вместе с тем, рассмотрение и разрешение государственными органами (судами, органами, осуществляющими контроль за деятельностью партий согласно пункту 1 ст. 38 Федерального закона «О политических партиях») споров между членами партии и ее руководящими органами, касающихся нарушения прав и свобод граждан, не является вмешательством государства во внутрипартийные отношения.

Принцип законности, основанный на положении части 2 статьи 15 Конституции РФ, означает, что политические партии в своей деятельности обязаны соблюдать требования, установленные действующим законодательством, обеспечивать соответствие этим требованиям своих программных и организационно-уставных документов.

Принцип гласности партийной деятельности подразумевает ее открытость для общественности, доступность информации о ее деятельности, публичный характер партийных мероприятий и необходимость обнародования важнейших учредительных и программных документов.

Система принципов, приведенная в настоящем исследовании, базируется на положениях Федерального закона «О политических партиях». В то же время в ряде исследований, посвященных проблеме правового статуса партии, приводятся и иные принципы, предметно не обозначенные законодательством, но как бы подразумеваемые по системной связи его норм. В частности, рядом исследователей выделяется и принципы плюрализма и конкуренции, что, по нашему мнению, вполне оправданно, т.к. последний базируется на положениях частей 1 и 3 статьи 13 Конституции Российской Федерации, признающей идеологическое и политическое многообразие, многопартийность в качестве основ конституционного строя.


Деятельность политических партий обязательно включает

1.обоснование политических целей

2.принятие решений, обязательных для всех граждан

3.сбор налогов; 4.создание вооруженных групп

П.п. наз-ся - организационно оформленное политическое объединение, стремящееся к достижению политических целей и использующее для этого легитимные средства.

Во-первых, отметим, что определяется политическая партия, т. е. партия, ставящая перед собой политические цели , связанные с участием в государственной власти. В одном организационном объединении - партии - могут существовать одновременно различные течения, группы, фракции со своими собственными политическими целями. Иногда эти цели согласовываются и выносятся на общепартийный уровень, иногда они остаются на внутрипартийном уровне. Сама партия не имеет целей. Имеют цели индивиды, объединенные в партию. В этом смысле понимается выражение «цели партии».

Во-вторых, партия должна быть организационно оформлена. Это понятие включает как создание структуры организации и управления партией, так и ее юридическое оформление и регистрацию. Партия должна иметь необходимые документы, сопровождающие регистрацию. Обычно это программа, в которой излагаются ее цели и задачи, и устав, содержащий информацию об основах деятельности партии. В некоторых странах наличие у партии программы записано в конституции, у других существуют специальные законы о партиях, предусматривающие условия создания партии и требования к ней со стороны государства.

В-третьих, данное определение предполагает, что партия существует в демократическом обществе, в котором вопросы управления государством решаются на правовой, законной основе. Чаще всего эти легитимные средства включают институт выборов как непременное условие прихода партии к власти демократическим способом. Поэтому для достижения своих целей партия строит свою деятельность так, чтобы обеспечить определенное количество голосов избирателей, которые проголосуют за нее на выборах.

Нет необходимости включать в определение партии слова о том, что партия «действует на постоянной основе и имеет политическую программу». Еще М. Дюверже отмечал, что в руководящих органах коммунистической партии Франции рабочие составляют меньшинство. Партии создаются и исчезают в более короткие сроки вместе с режимами, из которых они выросли (пример - национал-социалистическая партия Германии).

В условиях современных коммуникационных сетей и развернутых СМИ критерий общенационального характера партии не является существенным. Вполне можно представить партию, которая имеет только центр, а вся остальная ее структура является виртуальной, активизирующейся только в предвыборный период.

В большинстве случаев при пропорциональных избирательных системах ни одной партии не удается завоевать политическое руководство страной. Поэтому даже партия, входящая в руководящий страной блок, часто не господствует, а только оказывает давление, решая попутно проблемы своего руководства.Не обязательно партия ищет и массовую опору. Часто ей необходима поддержка, но не опора, по своему смыслу представляемая как более устойчивое во времени формирование. Вполне возможно, что партия существует в условиях широкой динамической поддержки только в период избирательной кампании, а в остальное время представляет собой небольшую стабильную организацию, активизирующуюся только перед выборами.

В В действительности во всех случаях речь должна идти об интересах, поскольку партия всегда представляет в первую очередь чьи-то интересы. На этих интересах как на фундаменте строятся программы и обещания, и если партия приходит к власти, то определяющими для нее прежде всего являются именно эти «фундаментальные интересы», скрытые от широких слоев общества, а уже затем, по мере возможности, - выполнение остальных обещаний, под знаменем которых партия шла на выборы.Наиболее часто интересы определяются экономическими факторами и материальными условиями. Поэтому в дальнейшем, не конкретизируя понятие «интересы», будем предполагать, что партия представляет интересы только своих членов, причем в максимальной степени интересы своего руководства, под которым понимаются не только непосредственные формальные руководители, но и тот верхний круг лиц, связанных с партийной иерархией, которые финансируют партию, создают условия ее работы, контролируют голоса отдельных групп электората. Из этого слоя рекрутируются представители партии в парламент, в высшие органы исполнительной власти, крупные правительственные администраторы.Часто члены партии связывают с ними не действительные интересы, а свои представления о возможных интересах, предрассудки, желания. Эту сторону используют популистские лидеры, чтобы завоевать поддержку членов партии и электората. Существование идеальных представлений хорошо и тем, что их выполнения никто не требует, к ним можно приближаться бесконечно, но никогда не достигать. Примером такого идеала является коммунизм, сто лет освещавший дорогу, по которой создавался материальный достаток руководителей компартий во всех странах.

По Веберу, «под партиями следует понимать ассоциации, основанные на свободных (формально) обязательствах. Их деятельность имеет целью обеспечить своим руководителям власть внутри какой-либо организации, чтобы активные члены получили также шансы достичь материальных или идеальных целей».

Интересы каждого члена партии могут быть различными, но существуют общие политические цели, достижение которых, по мнению члена партии, обеспечит в достаточной степени реализацию его индивидуальных интересов. Другими словами, индивидуальная оценка преимуществ, получаемых членом партии, если партия реализует свою цель с его участием, превосходит индивидуальную оценку издержек члена партии, связанных с его участием в деятельности партии.Любая партия, как любая иерархическая система, неоднородна. Формально в партии все равны, но всегда одни отдают распоряжения, а другие должны их выполнять. Те, кто находится на верхних уровнях этой иерархии, имеют больше возможностей отстаивать свои собственные интересы, чем те, кто находится внизу. Очень четко это прослеживалось в бывшей КПСС, в которой каждый уровень руководства имел четко определенные возможности получения материальных благ и дополнительных льгот, начиная от квартир, машин и кончая продуктами питания и одеждой, специальными санаториями и лечебными учреждениями.