Меню
Бесплатно
Главная  /  Заболевания  /  Самая восточная точка европы на карте. Крайние точки европы

Самая восточная точка европы на карте. Крайние точки европы

Хроника экстремального велопутешествия.

История и география.

Три крайних точки Европы - северная, мыс Нордкап в Норвегии, западная - мыс Рока в Португалии и южная в Испанском городе Тарифа являются популярными туристическими объектами.

Мыс Нордкап - самая северная оконечность континентальной Европы - одна из наиболее известных достопримечательностей Норвегии. Когда-то оно было местом ритуальных жертвоприношений. Теперь это обязательное место паломничества туристов, направляющихся к новому туристическому центру, открытому в 1988 г. … (http://www.rostravel.ru). …Посетить Нордкапп - это не меньше, чем увидеть Париж. Париж видели очень многие. А вот Нордкапп… …Мы насчитали 40 (!) туристических автобусов, а уж машин всех видов и не сосчитать. Откуда они все взялись, непонятно. Дорога одна, очень узкая...


Западная точка Европы - мыс Рока в Португалии

Южная точка Европы в Испанском городе Тарифа

А вот дороги к четвертой, восточной оконечности континента, почему-то нет вообще. На самом деле она есть. Её в тундре называется «тракторная», но о ней позже.


Тракторная дорога

Да и сама восточная оконечность Европы до сентября 2003 года была обозначена только в справочниках, где-то между 67 градусов северной широты и 66 градусов восточной долготы на Полярном Урале в 130 км северо-восточнее города Воркута, в районе между верховьями рек Малая Уса и Малая Щучья. Поэтому в 2003 г. группа энтузиастов из города Бреста - Георгий Грибов, Михаил Венскович и Александр Филонович – ранее посетившие все три крайние точки Европы, решили найти и установить на местности реальную четвертую, восточную точку. К экспедиции присоединился сотрудник Института географии РАН, ученый секретарь Московского центра Русского географического общества Сергей Буланов и корреспондент Российской газеты Владимир Баршев. Докатив до предполагаемой границы континента на вездеходе, они сверили координаты предполагаемой точки с местностью, проверили координаты по спутниковому навигатору и выяснили, что граница на карте проходит не по реальному водоразделу, а со смещением километров на пять. Найдя самую восточную точку водораздела, экспедиция установила памятную стелу из нержавейки в виде глобуса и двух стрелок, указывающих на Европу и Азию.


Самая Восточная Европейская Точка - "СВЕТОЧКА"


«Светочка».

«СВЕТочка» – Самая Восточная Европейская Точка. Это название придумал Сергей Геращенко – руководитель второй экспедиции по уточнению самой восточной точки Европы. Добраться до неё мы должны были на велосипедах. Почему на велосипедах? Костяк экспедиции составляли велотуристы спортклуба «Малахит» Курчатовского института – Дмитрий Ерак, Денис Журко, Олег Забусов. Часть из них, в том числе и Сергей Геращенко, проехали на велосипедах через все «окультуренные» крайние точки Европы. Осталась только одна – «дикая». Таким образом, второй целью путешествия было установление своеобразного вело рекорда. Когда Сергей предложил мне поехать с ними, я сразу согласился.



Кроме перечисленных участников в экспедиции приняли участие аспирантки Московской консерватории Гутник Мария и Тимченко Варвара, студент Гавриков Дмитрий, обозреватель «Российской газеты» Баршев Владимир и я фотограф и видеооператор Николай Касаткин.


В спортивных путешествиях я не новичок. В 17 лет стал инструктором туризма, за плечами имею три горнолыжных похода высшей категории сложности. До 43 лет активно занимался лыжными гонками и спортивным ориентированием, участвовал в велогонках. С велосипедом дружу с детства, а в велопоходе не разу не был, хотя мечтал об этом. И вот мечта осуществяется. Начинаю готовить снаряжение. Экспроприирую у сына горный велосипед, подаренный ему два года назад. Скошенная рама впоследствии значительно облегчила мне жизнь, когда заканчивались силы перекидывать ногу через раму бесконечное количество раз. В Сокольниках огромный выбор багажников. Выбираю самый надежный. Несколько часов поиска в Интернете и я останавливаю свой выбор на велорюкзаке «Мираж 80». Забегая вперед, скажу, что из 9 велорюкзаков разных типов э тот оказался наиболее удобным. А главное, он единственный не промокал, при погружении в воду. Приобретаю компактный телескопический спиннинг и новую катушку, взамен старой, сломанной, и я готов. Все остальное снаряжение осталось от прежней жизни. Взвешиваю рюкзак – 15 кг. Теперь заплечный рюкзак. В нем только видео и фото аппаратура. Портативная профессиональная видеокамера Sony, зеркальный цифровой фотоаппарат Nikon D200, сменные объективы, вспышка, аккумуляторы, память, аксессуары – всего 9 кг. Итого загруженный велосипед – 30 кг., плюс 9 кг. на спине.


Тормоза и крылья быстро забивались грязью


С таким грузом хорошо ехать по асфальту и ровной дороге. Хуже по асфальту в гору. Можно по хорошей ровной грунтовой дороге. Еще хуже ехать по грунтовой дороге в гору. Совсем плохо – по раскисшей от дождей глине. А вот по болоту и крутым глинистым подъемам ехать нельзя. Заполярная тундра встретила нас раскисшая и размякшая от двухнедельных непрерывных дождей.


По насыпи от бывшей железной дороги Воркута – Хальмер-ю


Солнцем, голубым небом и строчкой из песни «по тундре, по железной дороге…», встретил нас первый день путешествия. Десять километров по асфальту до самого удаленного района Воркуты, бывшего поселка Северный и затем 40 км по насыпи от бывшей железной дороги Воркута – Хальмер-ю. После закрытия шахты в 1993 г., поселок Хальмер-ю прекратил свое существование, железная дорога была разобрана, а насыпь превратилась в удобную дорогу для местных рыбаков, охотников и любителей «тихой охоты». Все насыпные дороги вокруг Воркуты отсыпаны породой из угольных шахт. Порода перегорая в отвалах, превращается в великолепное гаревое покрытие. Если бы дорогу не разбивали машины и вездеходы, создавая огромные лужи, то покрытие дорог было бы как на старых гаревых стадионах. Воркуту посещает большое количество туристов, в основном водников и «пешеходов». Приезжает много иностранцев. На вокзале мы встретили группу велотуристов из Чехословакии, направляющихся в сторону г. Лабытнанги. Там же на вокзале нас ожидал счастливый билет в лице работника предприятия Воркутагеология и страстного любителя велопутешествий Евгения Немцова Счастливое совпадение заключалось еще в том, что Воркутагеология была нашей отправной базой. Прибыв в Воркутагеологию, мы начали уточнять маршрут, опрашивая водителей вездеходов и геологов. Все расспросы заканчивались одним и тем же – вращением большого пальца у виска. Ответ был один – «ребята, туда можно только на вездеходе». С этого момента барометр нашего энтузиазма пошел вниз.



Мы живём в замечательной стране и нас окружают замечательные люди. Все старались нам чем-то помочь. Сторож Катя хлопотала над нами как мамаша. Помогала вскипятить чай, просушить одежду так как утром лил проливной дождь и мы все промокли. К вечеру приехал Женя Немцов и предложил нам «экскурсию» по дорогам, которые нам предстояло преодолевать. Женя Немцов - молодой, здоровый, тренированный, задал нам хороший темп, так что покатушки вылились в тридцати километровую гонку с полным комплектом препятствий, да ещё в сумерках. Уставшие мы легли спать в 2 часа ночи, а рано утром в седло.


За ночь дорогу немного обветрило, так что местами можно было ехать


День второй, по сопкам.

Когда смотришь на тундру, то кажется, что вокруг расстелен волнистый зеленый ковер. Над этим ковром очень низко, почти над самой головой висят свинцово-серые облака. Это оптический эффект открытого пространства. Зрелище непривычное. У нас в средней полосе облака плывут высоко. А легкая волнистость зеленого ковра тоже весьма обманчива. Если идти по тундре напрямик, то этот приятный зеленый ковер превращается в непрерывное чередование болот, озер, ручьев, речек и холмов. Дорога старательно пытается обогнуть все эти препятствия, но часто безуспешно. Пройдя маршрут я мысленно разделил весь путь на несколько этапов: скоростной, сопки, болота, горный. Скоростной – это то, что можно преодолеть не слезая с велосипедов. После брода через реку Большая Сыръяха насыпная дорога закончилась и пошла тракторная дорога. Почему тракторная? Потому, что кроме вездеходов и специальных тракторов с широкими гусеницами по ней не может проехать не одно транспортное средство, включая велосипед. Исключение составляют нарты запряженные оленями, следы которых мы постоянно видели в горной части. Меня до сих пор удивляет, как эти небольшие животные тащат огромные нагруженные нарты по земле, камням, в крутую гору, короче везде.

Как эти небольшие животные тащат огромные нагруженные нарты по земле и камням


Вечером шел дождь, но за ночь и утро дорогу немного обветрило, так что местами можно было ехать даже на пологих подъемах. Иногда проглядывало солнце, что вселяло надежду на хорошую погоду. Дорога проходила по серии холмов с высотой до 280 метров, то плавно взбираясь на вершины, то спускаясь в в лощины и небольшие болота, пересекая русла ручьев и небольших речек. Мы то садились на велосипеды, то бойко вкатывали их на подъемы, катили через болота и грязь с весьма приличной средней скоростью 5 – 6 км/час. В качестве подарка удавалось на бешеной скорости пролететь несколько километров с вершины очередной сопки. Во второй половине дня дорога стала резко ухудшаться. Мы входили в заболоченную часть. К вечеру у дороги увидели две маленькие палатки. На руле одной из наших дам стоял электронный музыкальный звонок. Проходя мимо задраенных палаток, она нажала на кнопку звонка. Раздалась удивительная для этих мест мелодия, и из палаток показались лица, на которых была написана крайняя стадия изумления. Два туриста «пешехода» шли нам навстречу по нашему маршруту. Ребята были в шоке. Две недели никого и вдруг девять человек на велосипедах в болоте. Завязался профессионально-дружеский разговор, из которого я запомнил одну фразу: «Ребята, дальше до той горы будет не дорога, а полная жопа. Вам с велосипедами будет не просто». Могу только добавить, что такая дорога была не только до той горы.


Мы то садились на велосипеды, то бойко вкатывали их на подъемы


Я не подозревал и был потрясен, какой крутизны склоны могут преодолевать вездеходы? Тракторная дорога круто спустилась в заболоченную лощину, пересекла её и прямо в лоб, почти отвесно, ушла вверх на высоту трехэтажного дома. Несмотря на то, что к вечеру сил почти не осталось, вниз и через болото мы кое как прошли, а в верх… Каждый велосипед выволакивали из лощины втроем. В этот день на ночлег мы остановились в 12.00 по Москве (в 2.00 ночи по местному времени)


После брода через реку Большая Сыръяха насыпная дорога закончилась


Всё болота, болта, болота…



Мы разделились на группу «поддержки» и «штурмовую» группу. Четверо отдыхали, ловили рыбу и медленно возвращались в Воркуту, а пятеро шли дальше. Уверенности, что мы дойдем и тем более в срок, не было не у кого. Зато у руководителя была непреклонная решимость дойти любой ценой.


Перешли вброд приток Малой Усы


Оставив группу «поддержки», перешли вброд приток Малой Усы и вошли в сильно заболоченную часть маршрута. Нет такого приличного слова, чтобы описать дорогу.


Нет такого приличного слова, чтобы описать дорогу


Ко всем прелестям прибавились торфяники. Мы то вязли в жидкой жиже, то продирались через высокую траву по щиколотку, а то и по колено в воде, то карабкались на очередной холм, то вязли во мху, выдергивая колеса из цепких лап полярный ив и берез. Пятнадцать километров были пройдены за семь часов.


Для подстраховки переправляем велосипеды по двое


К вечеру, пройдя вброд очередной приток Малой Усы и пройдя еще десять километров по холмам, мы вышли к броду через Малую Усу. Течение очень быстрое. Для подстраховки переправляем велосипеды по двое, один может не удержать. За переправой начинаются горы.


За переправой начинаются горы


Высота 418

Горы подарили нам каменные россыпи и большое количество рек, речек и речушек. Несколько очень крутых и затяжных подъемов отнимали последние силы. Появились ссадины, потертости и волдыри на ногах. Начали опухать ноги и лица. Мы не успевали восстанавливаться. В сумерках, собрав последние силы, подошли к водоразделу. В голове было только одно – скорей в палатку и в теплый спальник. Бесконечное хождение по холодной воде отняло у организма все тепло. «Трясло» так, что ложкой нельзя было попасть в миску. Нас выручал спокойный и с виду медлительный здоровяк Денис. В любых условиях кухню он не доверял ни кому. Терпеливо ждал, когда на медленной газовой горелке вскипит вода, когда была возможность, собирал сухие ветки карликовой ивы для костра, варил суп и кашу, заботился о грибах, растущих здесь в изобилии.


Вечером мы так и не поняли, что достигли цели


Утром выглянуло солнце. GPS показал, что до заветной точки, координаты которой были введены еще в Москве, осталось всего 333 метра, и выдал направление на высоту, под которой мы ночевали. Вечером мы так и не поняли, что достигли цели. Барометр настроения пошел вверх.


Взяв колесо от велосипеда... мы полезли на высоту


Взяв колесо от велосипеда, как доказательство нашей принадлежности к велотуризму, мы полезли на высоту, обозначенную на карте как 418 метров. На высоте обнаружили останки стелы, установленной первой экспедицией три года назад – две стойки, замурованные в камень. Глобус и стрелки из нержавейки с надписями Европа – Азия исчезли. Памятный знак был поставлен на западном краю горы, чтобы его все видели. Это его и погубило. Сверкая на солнце, он привлек внимание местных оленеводов. Проверив координаты «по спутнику», убедились, что расхождение с данными введенными в GPS в Москве отличаются всего на несколько метров. Затем нам надо было убедится, что это самая восточная точка водораздела. Мы спустились с горы на перевал и произвели замеры. GPS показал более западные координаты. Дальше водораздел уходил на запад.


Самая восточная точка Европы


Итак, подтвердилось, что «СВЕТОЧКА» находится на высоте с отметкой 418 метров. Вновь забравшись на высоту, мы решили установить наш знак на самой высокой точке водораздела. Выбрав крупный камень в нескольких десятках метров от старого знака, соорудили из белых кварцевых камней пирамиду. В камень вмуровали нержавеющую пластину с новыми координатами восточной точки Европы, заложили в пирамиду капсулу времени и устроили небольшой праздник. Достаем флаги спортклуба «Малахит», «Русского клуба велопутешествий», «Российской газеты», флаг веломарафона мира «Чернобыль 2000+». Начинается фотосессия и видеосъемка. Затем фейерверк и «шведский стол».


Начинается фотосессия и видеосъемка


Домой

Идти по пройденному однажды пути легче. Знаешь, как лучше преодолеть брод или где лучше обойти непроходимый участок дороги. Мы уже не теряли время на разведку пути, а лезли напролом.


Мы уже не теряли время на разведку пути, а лезли напролом.


Идти по пройденному однажды пути легче


Но усталость накапливалась и порой, мы совершали совсем непонятные поступки. Например, однажды днем во время перекуса с чаем, заменяющего нам обед, глядя как, кое-кто достает «пенку» - коврик для спанья, чтобы удобней было сидеть, у меня в голове сработал сигнал к отбою. Я достал палатку и начал ее устанавливать. Все с любопытством следили за моими действиями. Наконец кто-то не выдержал и спросил – «Ты что, решил поспать?». И тут я "вернулся на земдю" – до ночлега еще надо протопать 15 км. В другой раз, после переправы через реку я забыл рюкзак с фото - видо аппаратурой и ушел вперед. Обычно я уходил вперед, чтобы выбрать место для съемки, но чтобы забыть аппаратуру… Опять выручил Денис. Ему пришлось тащить два рюкзака. Такие случаи всех смешили и поднимали наше настроение в походе.

Не зря я покупал новый спиннинг


Не зря я покупал новый спиннинг. Ночевка на Малой Усе позволила испытать снасть. Результат – два хариуса и щуку килограмма на три. Вся рыбалка заняла 20 минут. Нам этого хватило, чтобы вечером приготовить уху из щуки и закусить малосольным хариусом. Т.к. к этому времени запас соли подошел к концу, в качестве засолки пришлось использовать концентрат супа со звёздочками. Не смотря на это блюдо было изумительное.
В последний день мы прошли и проехали 70 км. и поздно вечером выехали на шоссе около поселка Северный. Обратная дорога заняла три дня.


Ночевка на обратном пути


До финиша оставалось 10 км., когда раздался сильный хлопок, сигнализирующий о лопнувшей камере. При свете фонарика меняем камеру. Через километр отремонтированное колесо опять спустило, тут же обнаруживаем прокол на другом велосипеде. Видимо Рефейские горы (так в старину называли Урал) не хотели так просто отпускать нас. К двум часам ночи добираемся до базы «Воркута геология», уверенные, что нас там не ждут. Однако, после долгих попыток, удается разбудить сторожа и к нам, вслед за сторожем, выходит, к общей великой радости, вся «группа поддержки».


Нас принял Мэр Воркуты Игорь Леонидович Шпектор


На следующий день, отмывшись и отчистившись, под объективами местного телевиденья мы подъехали к мэрии. Нас принял Мэр Воркуты Игорь Леонидович Шпектор. Игорь Леонидович предоставил в наше распоряжение автобус. Благодаря этому мы смогли осмотреть город, отогрелись в бане, отведали в ресторане строганину и успели к поезду Воркута – Москва.

Но несмотря на все трудности, я с большим удовольствием еще раз прошел бы по этим красивейшим местам. Если кому потребуется проводник, я готов, но только не на велосипеде.

Португалия бесподобна, особенно если не пролеживать все время на пляже, а путешествовать на автомобиле. При первой же возможности сюда обязательно нужно ехать. Жаль, что у меня было отведено мало времени на эту страну в рамках Евротрипа-2013

19 день путешествия по Европе выдался насыщенным - мы поехали от Порту в сторону Лиссабона по местным дорогам, объезжая платные автомагистрали. В результате оказались на песчаном берегу Атлантики и случайно заехали к потрясающему доминиканскому собору Санта-Мария да Витория. В этот же день мы посетили мыс Рока - самую западную точку Евразийского континента.


01
Монастырь находится в маленьком городке Баталья, в котором проживает всего-то 7,5 тысяч человек. Его начали строить в интернациональном готическом стиле аж в 1385 г., а закончили только 1517 году, когда основные строительные силы были направлены на возведение монастыря в Белене

02
В связи с переброской людей на строительство другого объекта, одну из башен монастыря так и не успели достроить. Но в этом есть что-то особенное

03
Монастырь Санта-Мария да Витория, разумеется, находится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО

04
Лично на меня этот доминиканский собор произвел куда больше впечатление, чем

05
Честно говоря, Нотр-Дам де Пари тихо стоит в сторонке с облепившей его толпой туристов. Здесь же народу немного, очень душевно и как-то все натурально, уютно

06
И фантастически красиво

07

08

09

10
В фонтане плавают золотые рыбки. Дети пищат от восторга

11

12
Если снаружи монастырь выглядит очень солнечно и жизнерадостно, то внутри царит какой-то пугающий, даже я бы сказал, зловещий дух средневекового католичества

13
Тяжелая тишина. Туристы переговариваются шепотом

14
В одном из залов монастыря находится экспозиция, посвященная истории этого храма. Вот здесь реально страшно

15

16

17

18

19
После таких пугающих изображений и скульптур, цветная посуда выглядит как-то необычно

20
Очень красиво. Фирменный португальский стиль - синий на белом. Прохлада океана ощущается в этих цветах и изображениях

21
Необычная инсталляция. Какие-то изображение в вырезанных в стене кружках...

22
То и дело на полу встречаются вот такие рисунки. 1665 год

23
На полу рисунок черепа, на стене - святого. Вот у них так почти везде: какая-то нечисть соседствует со священниками, девами и другими положительными католическими персонажами

24
Кстати, посещение этого доминиканского собора нам обошлось в 0 евро. Так и не поняли, почему. Приятно

25
Разумеется, рядом с монастырем расположены сувенирные лавки, откуда можно прихватить на память о соборе кую-нибудь тарелочку или магнитик. Есть и просто никак не связанные с этим местом товары, вроде сумок, платков, кружек и прочей дребедени, которую массово скупают наши соотечественники. Сказывается близость Лиссабона, откуда автобусами завозят россиян в перерывах между пляжным отдыхом. В такой сувенирной лавке обязательно найдется русскоговорящая девочка продавец

26
Отобедав в уличном ресторанчике прямо у стен собора примерно за 25 евро на двоих с пивом и вином, двинулись дальше вдоль океана. Некоторые местные жители с удивлением рассматривали наш редкий для тех мест автомобиль системы Peugeot 408

27
Океан здесь крутой

28
И прохладный. Поэтому ограничился пробежкой по кромке воды с довольной лыбой на лице

29
По дороге на мыс Рока заехали на мыс Cabo Carvoeiro - вторая по крутости самая западная точка Европы. Чуть менее западная. Здесь хорошо, как на в том плане, что на машине можно прям к обрыву подъехать, благо клиренс на 408 позволяет это сделать

30
Я бы и сам с таким видом порыбачил

31
А какой здесь шум океана!

32
Можно просто вот так сидеть и релаксировать

33

34
На прощание с мысом сделали с Ольгой карточку в стиле советских автомобильных плакатов)

35
Вообще, наш Peugeot 408 по сравнению с местными европейскими автомобилям выглядел просто гигантом: постоянно задница на парковке торчала по полметра дальше, чем у остальных. Народ здесь любит маленькие машинки. Очень много прекрасно сохранившегося ретро

36
Причем на этих автомобилях европейцы путешествуют, а не просто в гаражах хранят

37
Вот такие белые дома появляются примерно километров за 100-150 до Лиссабона. В Порту домики другие

38
Типичная португальская дорожка местного значения. Автострады неинтересны, там смотреть нечего

39
Наконец добрались до мыса Рока - самой западной оконечности Европы. Реально, здесь конец света. Дальше только Новый Свет - Америка. За этим сюда и съезжаются туристы. Русских процентов 30 от общего количества людей

40

41

42
Опасный типок с девочкой

43
Быстро отметившись на мысе стартанули в Лиссабон уже под вечер. Вот такая живописная дорожка от мыса Рока идет. Падающие деревья

44
Пальмы, церквушки, ели - красота

45
Желающие могут на таком ретро-трамвае прокатиться

46
Тем временем, добрались к нашему отелю в Лиссабоне. Как всегда оставил машину на уличной парковке в бесплатный период до 9 утра. Почти в каждом городе получалось экономить на стоянке деньги, приезжая вечером и уматывая утром. Если приезжал раньше или уезжал позже - докупал час-два за небольшие евро и был спокоен

47
В столицу Португалии приехали достаточно поздно, начались сумерки. Поэтому мы лишь немного пробежали пешком по тому району, где был наш отель и отправились спать. Завтра предстоял длинный перегон к Гибралтарскому проливу с заездом на южные португальские дикие пляжи

48

49

50

51

52

53

Евротрип-2013
Инсбрук. Евротрип-2013

Passo Dello Stelvio: самая драйверская дорога в Европе

Средиземноморское побережье Испании

Самая южная точка Европы. Тарифа

Португалия: Атлантический океан, самая западная точка Европы, доминиканский собор

Мыс Рока в Португалии - самая западная точка континентальной Европы, место, где материк заканчивается и дальше до самой Америки простираются бескрайние просторы Атлантики. Как и многие другие "крайние" точки континентов, мыс Рока является местом массового туристического паломничества, и как и для многих других "самых-самых" (например, ) - его "крайность" является достаточно условной. Так, до 1979 года самой западной точкой Европы считался мыс Финистерре в Испании. Плюс если говорить не только о континентальной Европе, но и об островах, то есть масса мест более западных, чем мыс Рока (например западное побережье Ирландии и другие места). Тем не менее, мыс Рока - действительно невероятно красивое место и романтика его ощущается на все сто. Это место, где заканчивается Европа, и если оказаться здесь вечером, то можно поймать себя на мысли, что ты являешься последним европейцем, который видит солнце: на остальные места уже опустилась тьма, а ты ловишь последние лучики заката...

Добраться до мыса Рока из Лиссабона легко - полчаса на электричке до Синтры, а там на Кабо да Рока каждые полчаса ходит автобус 403. Этот автобус курсирует между Синтрой и Кашкайшем и по дороге заезжает прямо на мыс.

2. Атлантическое побережье здесь невероятно живописно!

8. Непосредственно на мысе установлен памятный знак. На этой площадке всегда невероятно многолюдно.

10. Здесь же находится действующий маяк.

12. Мыс Рока - место массового туристического паломничества, но стоит отойти чуть в сторону, как ты оказываешься совсем один посреди совершенно потрясающих заповедных мест. По склонам окрестных холмов ведут неприметные тропинки, гулять по которым - одно удовольствие. Один на один с великолепной природой, скалами и океаном.

19. Пройдя от мыса Рока по холмам пару километров, наткнулся на укромный дикий пляж, окружённый скалами. Спуск по камням к океану непростой, но оно стоит того!

21. Полчаса акробатики по камням - и мы у цели!

23. Волны в океане очень высокие и мощные - купаться надо с осторожностью. Вода в океане, кстати, прохладная и круглый год почти одной температуры - летом 18-19 градусов, а зимой - 16-17. Учитывая, что воздух летом раскаляется почти до 40 - купаться в такой воде исключительно приятно. Бодрит и освежает. :))

24. После купания пройдёмся с фотоаппаратом вдоль берега этой дикой бухты. Скалы самых причудливых форм и очертаний, волны океана, брызги, песок.... Невероятно красиво!

Занимает меньшую территорию континента Евразия и считается , а не отдельным . С ее разделяет хребет Уральских гор. Ввиду такого расположения у Европы всего 3 точных крайних точки, а 4-ая – восточная – весьма условна. (Смотрите также: и ).

Крайние материковые точки Европы

  • Северная. Мыс Нордкин (71° 08" 02" северной широты; 27° 39" 00" восточной долготы), расположенный в Норвегии, гордо носит титул самой северной точки Европы.
  • Южная. Самая южная европейская отметка – это мыс Марокки, или Тарифа (36° 00" 15" северной широты), Испания. С материком его соединяет узкая дорожка.
  • Западная. Как и у Евразии, у Европы самая западная точка – это мыс Рока (9° 29" 56.44" восточной долготы) в Португалии, расположенный на берегу Атлантического океана.
  • Восточная. Самая восточная точка находится на севере Урала, в Полярном поясе. Это примерно в 130 км от ближайшего поселения – г. Воркуты.

Крайние островные точки Европы

  • Северная. Мыс Флигели, остров Рудольфа, Земля Франца-Иосифа, Россия (81° 50" 35"" северной широты 59° 14" 22"" восточной долготы). Из-за нечеткой границы между Европой и Азией, некоторые источники в качестве крайней северной точки выделяют остров Росса, Шпицберген, Норвегия (81° северной широты).
  • Южная. Мыс Трипиты, остров Гавдос, Греция (34° 48" 02" северной широты) является наименее спорной южной точкой Европы. Тем не менее, есть и другие претенденты, в зависимости от определения границ европейской части света. Остров Кипр имеет культурные связи с Европой; его самая южная точка - британский авиабаза в Акротири расположена на 34° 35" северной широты. Португальские острова Мадейра являются пограничными между Европой и Африкой; их южная точка находится на острове Селваженш (30° 8" 43" северной широты).
  • Западная. Остров Моншики, Азорские острова, Португалия (31° 16" 30" восточной долготы). Так как Моншики лежит на Североамериканской плите, то самой западной точкой Евразийской плиты над уровнем моря является вулкан Капелиньюш, Файал, Азорские острова, Португалия (28° 50" 00" восточной долготы).
  • Восточная. Мыс Флиссингский (69° 02′ западной долготы), Северный остров, Новая Земля, Россия.

Крайние города Европы

  • На севере самым крайним городом стал Мехамн, провинция Гамвик, а также одноименная деревня, расположенная еще севернее, но менее известная, чем административный центр Мехамн.
  • На юге первенство отдано городу Тарифа, что в Испании, в провинции Кадис. Это немного ближе, чем крайняя материковая точка.
  • На западе самый край отдан столице Португалии – Лиссабону. Это большой город, занимающий площадь в несколько десятков километров с учетом туристических и пляжных зон.
  • На востоке, в преддверии Полярного Урала, самым крайним европейским городом стала Воркута.

Экскурсия на мыс Рока - самую западную точку Португалии и Европы. История, погода, что посмотреть и как добраться на мыс Рока из Лиссабона и Синтры. Фото и отзывы.

Мыс Рока представляет собой самую западную точку всего Евразийского континента, известную еще с древних времен. Располагаясь в национальном парке под названием Синтра-Кашкайш, мыс находится на территории современной . Сами португальцы называют его Кабо да Рока.

Древние римляне называли это место Promontorium Magnum, что переводится как «Великий мыс». В период, когда европейцы сделали самые выдающиеся открытия в плане географии, это место прославилось как мыс . Однако как бы его ни называли в разные времена, мыс всегда был известен опасным спуском к океану, крутыми обрывами и острыми скалами. Популярность Кабо да Рока начал набирать лишь с 1979 года, так как до этого единственным «краем света» на всем Пиренейском полуострове считалось другое место - мыс Финистерре.

Луис Камоэнс - известный португальский поэт, живший в XVI веке, описывал этот мыс такими словами: «Это место, где земля кончается и начинается море». Сегодня бьющиеся с грохотом о скалы волны и бескрайний океан по-прежнему вдохновляют любителей романтики и поэтичных пейзажей.

Как добраться на Кабо да Рока

В 40 км от Кабо да Рока располагается живописный Лиссабон. Насладившись его красотами, многие туристы включают в маршрут поездку в соседние города - Кашкайш или . Они находятся в непосредственной близости от мыса, поэтому добраться до «края света» оттуда проще всего. От Кашкайша до мыса Рока около 20 км по трассе N247, от Синтры и того меньше - около 17 км по той же дороге N247 (или 26 км, если выбрать трассу A16).

Остается выбрать способ передвижения. Сразу отметим, что есть автобус №403 курсирующий между Кабо да Рока и двумя ближайшими городами. Время отправления — каждый час туда и обратно. При желании можно добраться на такси, расстояние небольшое - не более 15-20 евро в один конец. Конечно, можно предпочесть арендованный автомобиль, который даст больше свободы, но обойдется существенно дороже. Зато это идеальный вариант для тех, кто мечтает увидеть закат на мысе или встретить рассвет.

Самый простой способ добраться на мыс Рока из Лиссабона - через Синтру. От центрального вокзала Росиу регулярно ходят электрички, стоимость билета 5-7 евро. В Синтре пересаживаетесь на автобус или берете такси.

Обе экскурсии индивидуальные, рассчитаны на 8 часов, и уже из одних только названий ясно, что это обзорные турне по самым ярким достопримечательностям в окрестностях Лиссабона. Все прибрежные курорты + Синтра + Кабо да Рока за один день. Учитывая, что в машине помещается до 6 человек (во втором варианте - до 4-х), то в случае большой компании - это даже возможность сэкономить.

Если душа просит романтики, есть не менее чудесная прогулка . Гид Саша делает первую остановку в Синтре с обзорной экскурсией, а затем уже отвозит туристов сразу на мыс, чтобы закончить день встречей заката.

Погода на мысе Рока

Мыс Рока ежегодно притягивает внимание путешественников, оказавшихся в Португалии. Они устремляются сюда, вооружившись фотоаппаратами, чтобы сделать потрясающие снимки, насладиться умиротворяющей атмосферой, а также изумительным по красоте закатом.

Маяк на самом западном краю Евразийского континента

Погода на мысе Рока непредсказуема: ветровка и дождевик будут кстати

Омываемый холодными водами Атлантического океана, мыс привлекает больше всего гостей в летние месяцы, зимой же здесь наблюдается весьма суровая погода, что резко сокращает число туристов. Единственное, что неизменно здесь в любое время года, так это сильный ветер, поэтому местная растительность довольно скудная.

Что посмотреть и чем заняться

Помимо самой скалы, возвышающейся над живописной местностью на 140 метров, это место известно также маяком, который впечатляет больше всего в темное время суток. Рядом с ним можно найти туристический инфоцентр, где за 5 евро путешественникам предлагают приобрести сертификат, подтверждающий, что они побывали на «краю света». Там же есть пара магазинчиков с сувенирной продукцией.

Недалеко от маяка установлена каменная табличка с координатами местонахождения Кабо да Рока, напоминающая туристам, что они у самой западной точки всей континентальной Европы. Неподалеку располагается отель, в котором лучше бронировать номера заранее, так как в высокий сезон там любят останавливаться туристы, приехавшие поглядеть на местные красоты.

Если нет желания селиться в местной гостинице, путешествие можно продолжить, пообедав в одной из ближайших деревушек. Мыс Рока соседствует с каменистым пляжем, спуститься к которому можно через извилистую дорогу. Однако в дождливую погоду путешественникам лучше воздержаться от такой прогулки.

Экскурсии по Лиссабону и окрестностям

Самые интересные экскурсии в Лиссабоне - это маршруты от местных жителей. Популярностью пользуются прогулки по Старому городу, гастрономические маршруты и выездные экскурсии - в Синтру, Эшториал, на мыс Рока или все сразу за один день!