Меню
Бесплатно
Главная  /  Заболевания  /  Особенности портретной характеристики анны снегиной. «Характеристика образа Сергея

Особенности портретной характеристики анны снегиной. «Характеристика образа Сергея

Сергей - автобиографический герой-рассказчик. В конце апреля 1917 г., после трех с лишним лет отсутствия в родных местах, едет на родину, дезертировав с фронта и купив «липовый» белый билет, поскольку понял, что воюет «за чей-то чужой интерес» (называет себя «первым в стране дезертиром»). По дороге со станции слушает рассказ возницы о жизни крестьян и конфликтах между жителями богатого села Радово и бедной деревни Криуши. С. приезжает на мельницу, причем говорит мельнику, что приехал «на год». Сад с цветущей сиренью воскрешает в памяти героя воспоминания о годах юности, о первой любви в 16 лет, которая была отвергнута «девушкой в белой накидке». Наутро мельник уезжает к помещице Снегиной, чтобы отдать убитую дичь, а С. беседует с его женой, которая жалуется на «сплошные мужицкие бунты» - следствие «без-властья». Герой отправляется в деревню, но навстречу ему несется на дрожках мельник, чтобы рассказать, какой фурор произвело у Онегиных его сообщение о приезде С. Дочь помещицы, «замужняя Анна», вспоминает, что герой мальчишкой был влюблен в нее. Однако рассказ мельника не производит на С. особенного впечатления: «Ничто не пробилось мне в душу, / Ничто не смутило меня». Герой приходит в Криушу, где разговаривает с мужиками и на их вопрос: «Кто такое Ленин?» - отвечает только: «Он - вы». Через несколько дней С., вернувшись с охоты, заболевает. За ним ухаживает Анна Онегина, которую привез мельник. На пятый день герой приходит в себя; они беседуют с Анной («И в сердце хоть прежнего нет, / По-странному был я полон / Наплывом шестнадцати лет»). Однако через несколько дней предводитель криушанских мужиков Прон Оглоблин запиской вызывает С. и просит его сопровождать депутацию крестьян к помещице Снегиной, чтобы просить добровольно отдать землю мужикам. Подъехав к помещичьему дому, они слышат плач. Старая помещица как будто не понимает слов Прона; она проводит С. к дочери, и Анна говорит ему, что ее муж убит на фронте, называя при этом героя «жалким и низким трусишкой». Выйдя от нее, С. зовет Прона в кабак. Проходит несколько месяцев; однажды к герою прибегает Прон с известием, что «В России теперь Советы / И Ленин - старшой комиссар». Крестьяне разоряют дом Онегиных, а обеих хозяек, мать и дочь, мельник привозит к себе. Анна просит прощения у С., причем признается, что боялась «преступной страсти» к нему: оказывается, юношеское чувство живо и в ней. На следующий день Онегины уезжают, и С. через некоторое время уезжает в Питер. Проходит шесть лет, и герой получает письмо от мельника, который приглашает его в гости. В июле 1923 г. С. вновь приезжает к нему, и мельник передает ему «подарок» - письмо из Англии от Анны, которая пишет: «...вы мне по-прежнему милы, / Как родина и как весна». В восприятии героя Анна символизирует «весну жизни» и первую любовь - неповторимые и незабвенные.

Сергей - автобиографический герой-рассказчик. В конце апреля 1917 г., после трех с лишним лет отсутствия в родных местах, едет на родину, дезертировав с фронта и купив «липовый» белый билет, поскольку понял, что воюет «за чей-то чужой интерес» (называет себя «первым в стране дезертиром»). По дороге со станции слушает рассказ возницы о жизни крестьян и конфликтах между жителями богатого села Радово и бедной деревни Криуши. С. приезжает на мельницу, причем говорит мельнику, что приехал «на год». Сад с цветущей сиренью воскрешает в памяти героя воспоминания о годах юности, о первой любви в 16 лет, которая была отвергнута «девушкой в белой накидке». Наутро мельник уезжает к помещице Снегиной, чтобы отдать убитую дичь, а С. беседует с его женой, которая жалуется на «сплошные мужицкие бунты» - следствие «без-властья». Герой отправляется в деревню, но навстречу ему несется на дрожках мельник, чтобы рассказать, какой фурор произвело у Онегиных его сообщение о приезде С. Дочь помещицы, «замужняя Анна», вспоминает, что герой мальчишкой был влюблен в нее. Однако рассказ мельника не производит на С. особенного впечатления: «Ничто не пробилось мне в душу, / Ничто не смутило меня». Герой приходит в Криушу, где разговаривает с мужиками и на их вопрос: «Кто такое Ленин?» - отвечает только: «Он - вы». Через несколько дней С., вернувшись с охоты, заболевает. За ним ухаживает Анна Онегина, которую привез мельник. На пятый день герой приходит в себя; они беседуют с Анной («И в сердце хоть прежнего нет, / По-странному был я полон / Наплывом шестнадцати лет»). Однако через несколько дней предводитель криушанских мужиков Прон Оглоблин запиской вызывает С. и просит его сопровождать депутацию крестьян к помещице Снегиной, чтобы просить добровольно отдать землю мужикам. Подъехав к помещичьему дому, они слышат плач. Старая помещица как будто не понимает слов Прона; она проводит С. к дочери, и Анна говорит ему, что ее муж убит на фронте, называя при этом героя «жалким и низким трусишкой». Выйдя от нее, С. зовет Прона в кабак. Проходит несколько месяцев; однажды к герою прибегает Прон с известием, что «В России теперь Советы / И Ленин - старшой комиссар». Крестьяне разоряют дом Онегиных, а обеих хозяек, мать и дочь, мельник привозит к себе. Анна просит прощения у С., причем признается, что боялась «преступной страсти» к нему: оказывается, юношеское чувство живо и в ней. На следующий день Онегины уезжают, и С. через некоторое время уезжает в Питер. Проходит шесть лет, и герой получает письмо от мельника, который приглашает его в гости. В июле 1923 г. С. вновь приезжает к нему, и мельник передает ему «подарок» - письмо из Англии от Анны, которая пишет: «...вы мне по-прежнему милы, / Как родина и как весна». В восприятии героя Анна символизирует «весну жизни» и первую любовь - неповторимые и незабвенные.

13. «Анна Снегина» С.Есенина. Проблематика, жанровые особенности

Поэма «Анна Снегина», написанная в конце 1924 – начале 1925года, - одно из наиболее крупных по значению и масштабу творений Есенина, произведение итоговое, в котором личная судьба поэта осмыслена в связи с народной судьбой.

История отношений поэта Сергея и помещицы Анны Снегиной, развивавшаяся в контексте революционных событий, носила условно автобиографический характер, Анна Снегина=Л. И. Кашина. Поэт не скрывал сходства героя с собой (родился в семье зажиточн.крестьянина, дезертировал из армии Керенского и жил по подложным документам). В поэме очень точно описаны места, в которых действительно проживал Ес.

Поэма – лиро-эпическая. Взаимопереход эпического в лирическое - основной идейно-композиционный принцип.Главн.тема – личная, но ч-з судьбу поэта и глав.героини раскрываются эпическ.события. В основу поэмы легли события пред- и послереволюционной России, что придало произведению эпический размах, а рассказ о взаимоотношениях лирического героя с «девушкой в белой накидке»придает поэме лиризм. «Анна Снегина» - это одновременно и «объяснение с женщиной» и «объяснение с эпохой». При звучании лирической темы здесь достигнут широкий масштаб изображения народной борьбы и глубокое проникновение в человеческие характеры. В мельнике и его жене сохранились традиционные национальные черты. В Проне проявился родившийся в пору революции национальный тип, он мятежник нового времени.

Поэма явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина о драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики.

В поэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие начинается на рязанской земле в 1917 году и заканчивается 1923-м годом. За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы - в рассказе возницы.

В центре поэмы - личность автора. Его отношение к миру пронизывает все содержание поэмы и объединяет происходящие события. Сама поэма отличается многоголосием, что отвечает духу изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей. Личная тема здесь главная. Само название говорит о том, что в центре - судьба чел-а, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно: Снегина - Онегина, перекликается с Пушкиным - символ чистоты белого снега - перекликается с весенним цветением белой черемухи и обозначает символ утраченной навсегда юности, мечты и гармонии. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени.

Драма Анны, потерявшей мужа и лишившейся родины, - это драма целого поколения русских людей. Героиня стала заложницей и жертвой эпохи. Все прекрасное, светлое, доброе сметается вихрем революции.

Поэма заканчивается воспоминанием о «девушке в белой накидке», о годах любви и надежды. Этот эпилог показывает, что прошлое и настоящее для героя взаимосвязаны.

В поэме нет сквозного действия, нет последовательного рассказа о событиях. Автора интересуют его собственные впечатления и переживания от столкновения с этими событиями. Лирический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой произв-ия, и как участник событий предреволюционного и революц.времени. Поэма начинается и заканчивается лирическим аккордом - воспоминания автора о ранней юности, о «девушке в белой накидке».

В «Анне Снегиной» поэт показывает разных «мужиков»: крестьяне-труженики, особенно деревенская беднота, горячо приветствуют Советскую власть; есть среди них и такие, которых, по глубокому убеждению Прона, «ещё нужно варить»; есть и закоренелые собственники, вроде возницы; есть крикуны и бездельники, как Лабутя, ищущие в революции « лёгкой жизни». Корыстолюбие, отсутствие собственного достоинства в равноЙ степени свойственны крестьянам, как трудолюбие и набожность. Но хар-ры мужиков проявляются не только в каких-то поступках, но и в интонациях речи. У каждого она своя. Ближе других поэту мельник, воплощение доброты и близости к природе. Мельник постоянно соединяет и мирит людей. Этот герой олицетворяет рус.хар-р, рус.душу, не искаженную историческими потрясениями. С образом мельника связан идеал поэта. Ес.верит, что духовное начало русской жизни, нравствен.ценности нельзя подменить социальными.

Для Ес.важны не классовая принадлежность чел-а, не его положение в об-ве, не его достаток, а его нарвствен.кач-ва.

Автор понимает те перемены, которые происходят в деревне, и чувствует, что сам тоже меняется. Это ощущение усиливается в поэме тем, что в качестве олицетворения его юности, появляется Анна Снегина - первая любовь, «девушка в белой накидке», которая ласково сказала: «Нет!». Несмотря на воспоминания, автор понимает, что прошлое вернуть невозможно: изменился окружающий мир, изменился и он сам. Анна замужем и, безусловно, это уже не та женщина. Нынешняя Анна является лишь поводом для воспоминаний о прошлом. Анна, когда-то мечтавшая вместе с юным поэтом о славе, выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни.

Жизнь ломает представления героев, сложившиеся в юности, постепенно утрачиваются былые идеалы и высокие несбыточные мечты. Но несмотря на утрату автор утверждает мысль, что юность и всё, что связано с ней, прекрасно и ценно само по себе. Поэт осознаёт, что утраты неизбежны, но надеется, что им на смену придёт что-то новое, лучшее. Письмо Снегиной из Лондона снова напоминает автору о «вечных ценностях», о его юности, и он делает вывод, что любовь удивительна и прекрасна, независимо от того, была ли она счастливой или нет: « Далёкие милые были!..Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили. Но, значит, Любили и нас».

Эпический план. Отношение героя к мировой и братоубийственной гражданской войне;

образы крестьян (Прона Оглоблина, Лабути Оглоблина, мельника)

Основная часть поэмы (четыре главы из пяти) воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси - действие в поэме кончается 1923 годом. События даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношения к ним автора, - ведь поэма в первую очередь лирическая. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена. Одна из главных тем поэмы - тема империалистической и братоубийственной гражданской войны. Есенин предвидит трагедию крестьянства 1929-1933 годов, наблюдая и переживая истоки этой трагедии.

Для Есенина главное - нравственные качества людей, и он рисует в своей поэме ряд колоритных крестьянских типов пореволюционной эпохи.

/ / / Образ Сергея в поэме Есенина «Анна Снегина»

Поэму « » Сергей Александрович Есенин считал основной в своем творчестве. Закончена она была незадолго до его смерти.

В этом произведении отражены раздумья о судьбе человека, живущего в переломный исторический период. На страницах поэмы можно найти и суждения о гражданской войне, и отношение к революции разных социальных слоев, и определение надежд автора на происходящее. «Анна Снегина» - зрелое и осмысленное произведение Сергея Есенина.

Судьба страны, проходящей драматичный и напряженный этап своего развития, показана через образ главного героя, поэта. Этот персонаж так похож на самого Есенина, автор даже дает ему свое имя – Сергей. Да и судьба его слишком уж оказывается схожей.

Крестьяне делятся с поэтом своими самыми сокровенными тайнами и надеждами, они принимают его за свояка. И главный герой разделяет их чувства и огорчения, расценивая войну как бедствие для всего народа.

Поэт понимает, что он игрушка, которую дергают за ниточки, заставляя делать так или иначе. Когда он с оружием в руках сражается за чужие идеи и принципы, купечество и знать отсиживаются по домам.

Герой поэмы лиричен, он тонко чувствует природу, любит ее, поэтому-то все происходящее вокруг для него страшно и чуждо. Сергей не поддерживает целей, для достижения которых необходимо пройти по трупам. Переосмыслив, он решает воевать только в стихотворных строчках.

По ходу действия поэмы герою предстоит встретиться с разными людьми. Одним из них становится добрый и милосердный мельник. Этот образ поистине идеален, в нем заключено все самое светлое и доброе, что только может быть в человеке.

А вот и бунтарь Прон Оглоблин. Драчун, пьяница и убийца, он отражает главную цель народа в этой борьбе. И именно его глазами видит Сергей победу и восхождение новой власти.

Несколько позднее на страницах поэмы мы наблюдаем, как главный герой и сам становится участником событий в стране, по которой прокатилась революция. Но вот только его отношение ко всем этим новшествам трудно определить.

И все же на фоне изображения политической ситуации в России ясно и четко прослеживается личная тема. Все сокровенные чувства поэта Сергея становятся понятны через его отношения с главной героиней, в которую он был влюблен еще в юности, - Анной Снегиной.

Самая первая встреча после долгой разлуки пробудила прилив новых, еще более сильных чувств. Анна теперь не просто деревенская девушка в белой накидке, она светская дама в красивом дорогом платье, шали и перчатках.

Правда, спустя какое-то время, главная героиня наносит поэту тяжелую обиду. Переживая из-за смерти мужа, она незаслуженно обвиняет Сергея, считая, что раз он здесь, значит, малодушный трусишка.

Революция закончилась, осталась без состояния, без земли и вынуждена была покинуть родину. Бывшая помещица Снегина уезжает в Англию. Так образ Анны и любви героя к ней становится символом навсегда ушедшей дореволюционной России. Только все, что было прекрасного, чистого и светлого, навечно останется в памяти поэта.

«Анна Снегина»


Уже в самом названии есенинской поэмы «Анна Снегина» имеется намек на сюжетное сходство с романом «Евгений Онегин». Как и в пушкинском произведении, герои любовной истории встречаются с ней через годы и вспоминают юность, жалея о том, что когда-то расстались. К этому времени лирическая героиня уже становится замужней женщиной.

Главный герой произведения - поэт. Его, как и автора, зовут Сергеем. Кроме того, он имеет явное портретное сходство с С.Л. Есениным. После долгого отсутствия он возвращается в родные места. Герой участвовал в Первой мировой войне, но вскоре понял, что ведется она «за чей-то чужой интерес», и дезертировал, купив себе подложный документ - «липу». Сюжет поэмы содержит автобиографические черты. Он навеян воспоминаниями о чувствах С.А. Есенина к помещице JI. Кашиной, в которую он был влюблен в юности.

Помимо любовной линии в поэме дается широкий план современной поэту социальной действительности, включающий в себя как картины мирной деревенской жизни, так и отголоски войн и революционных событий. Поэма написана живым разговорным языком, насыщена диалогами, мягким юмором и глубокими ностальгическими переживаниями.

Патриотическое чувство поэта воплощается в тонкости созданного им среднерусского пейзажа, обстоятельном рассказе о традиционном крестьянском укладе, который бытует в благополучном селе Радове. Символично само название этого местечка. Такая деревня действительно существует в Мещере. К нему явно обращены авторские симпатии. Мужики в селе живут зажиточно. Все здесь делается по-хозяйски правильно, обстоятельно.

Благополучному Радову противопоставлена в поэме деревня Криуши, где царит бедность и убогость: «Житье у них было плохое - Почти вся деревня вскачь Пахала одной сохою На паре заезженных кляч». У крестьян гнилые избы. Символично, что в деревне не держат собак, видимо, в домах нечего воровать. Зато сами жители деревни, измученные тягостной судьбой, крадут лес в Радове. Все это порождает конфликты и междоусобицы. Так, с описания локального конфликта начинает развиваться в поэме тема социальных противоречий. Примечательно, что показ в поэме различных типов крестьянской жизни явился художественным новаторством в литературе того времени, так как в целом бытовало восприятие крестьянства как единой социально-классовой общности с одинаковым уровнем достатка и общественно-политическими взглядами. Постепенно и некогда спокойное и благополучное Радово вовлекается в череду неурядиц: «Скатилась со счастья вожжа».

Важной особенностью поэмы является ее антивоенная направленность. Глядя на светлый весенний пейзаж, на цветение садов родной земли, герой еще острее ощущает ужас и несправедливость, которые несет за собой война: «Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах! И сколько зароют еще!». Жизнь человека уникальна и неповторима. Как счастливы должны были быть герои поэмы, проведя ее вместе среди этих прекрасных садов, лесов и полей родного края. Но судьба распорядилась по-иному.

Сергуха гостит у старого мельника, который вносит свою лепту в рассказ о богатствах Мещеры: «Сим летом грибов и ягод У нас хоть в Москву отбавляй. И дичи здесь, братец, до черта, Сама так под порох и прет». В гостях у мельника благодаря нехитрым реалиям деревенского быта герой погружается в воспоминания о своей юношеской любви. С радостью встречаясь с родными местами, герой мечтает завести роман. Символом любовного чувства в поэме становится сирень.

Важна в произведении и фигура самого мельника, гостеприимного хозяина дома, и его хлопотливой супруги, которая стремится повкуснее накормить Сергея: вечером подает к чаю пирог, а уже на заре печет для дорогого гостя оладьи. Разговор Сергея со старухой передает народное восприятие современной автору эпохи: простые люди, проводящие жизнь в трудах, в близости к миру природы, не понимают высоких революционных идей и светлых романтических порывов, обращенных в будущее. Они живут сегодняшним днем и чувствуют, как прибавилось у них текущих житейских забот. Помимо Первой мировой войны, на которую забрали солдат по селам и деревням, крестьян донимают локальные конфликты, обострившиеся в эпоху безвластья. И даже обычная деревенская старуха способна увидеть причины этих общественных волнений: «Посыпались все напасти На наш неразумный народ. Открыли зачем-то остроги, Злодеев пустили лихих. Теперь на большой дороге Покою не знай от них». С.А. Есенин показывает, как нарушение обычного хода развития событий, те самые революционные преобразования, которые осуществлялись во имя народа, обернулись на деле чередой очередных проблем и тревог.

Символично, что именно жена мельника (хлопотливая хозяюшка и рассудительная женщина, богатая народной практической мудростью) впервые дает характеристику Прону Оглоблину, герою, воплощающему в поэме образ революционно настроенного крестьянина: «Булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, С утра по неделям пьян». С.А. Есенин убедительно показывает, что недовольство царским режимом и желание общественных перемен даже ценой жестокости и братоубийственной резни рождалось прежде всего у тех крестьян, кто имел склонность к пьянству и воровству. Именно такие люди, как Оглоблин, с готовностью шли делить помещичье добро.

Сергей заболевает, и Анна Онегина приезжает его навестить сама. В их разговоре вновь слышатся автобиографические мотивы. Герой читает Анне стихи про кабацкую Русь. А у самого Есенина, как известно, есть поэтический сборник «Москва кабацкая». В сердцах героев вспыхивают романтические чувства, а вскоре Сергей узнает, что Анна овдовела. В народной традиции существует поверье, что, когда женщина ждет своего мужа или жениха с войны, ее любовь становится для него своеобразным оберегом и хранит в бою. Приезд Анны к Сергею и попытка продолжить романтическое общение с ним воспринимаются в данном случае как измена. Таким образом, Анна становится косвенно виновной в гибели мужа и осознает это.

В финале поэмы Сергей получает от Анны письмо, из которого узнает, как тяжело переживает она разлуку с родиной и всем тем, что когда-то любила. Из романтической героини со всеми ее внешними атрибутами (перчатки, шаль, белая накидка, белое платье) Анна превращается в земную страдающую женщину, которая ходит встречать на причал корабли, приплывшие из далекой России. Таким образом, героев разлучают не только обстоятельства личной жизни, но и глубокие исторические перемены.