Меню
Бесплатно
Главная  /  Заболевания  /  Как устроен большой адронный коллайдер. Адронный коллайдер зачем нужен? Для чего нужен большой адронный коллайдер

Как устроен большой адронный коллайдер. Адронный коллайдер зачем нужен? Для чего нужен большой адронный коллайдер

Вы уже наверное в курсе, что ученые Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) обнаружили признаки существования так называемой "божественной частицы" - бозона Хиггса. Давайте посмотрим как это было.

4 июля 2012 учеными из европейского центра ядерных исследований ЦЕРН в Швейцарии обнаружили бозон Хиггса — субатомную частицу, называемую «частицей бога» . Поиски «божественной» частицей велись почти 50 лет. Обнаружить бозон Хиггса удалось во время экспериментов на Большом адронном коллайдере, основные кольца ускорителя которого находятся в 27-километровом подземном тоннеле.



Бозон Хиггса является важнейшим элементом Стандартной модели — физической теории, описывающей взаимодействие всех элементарных частиц: он объясняет наличие такого явления как масса.

Познакомимся поближе с фантастической машиной, стоимостью до 6 млрд долларов, которая обнаружила бозон Хиггса. Добро пожаловать в мир субатомных частиц!

На фотографии: Английский физик-теоретик , член Королевского Общества Эдинбурга Питер В. Хиггс . Это он в 60-е годы предсказал существование бозона Хиггса, который отвечает за массу всех элементарных частиц.

В своих выступлениях Питер заявлял, что если бозон не будет обнаружен, это будет означать, что он и многие другие физики больше не понимают как взаимодействуют элементарные частицы. Частица Хиггса настолько важна, что американский физик, нобелевский лауреат Леон Ледерман назвал ее «частицей бога».

Итак, как уже говорилось, бозон Хиггса был обнаружен во время экспериментов на Большом адронном коллайдере. Он был построен в научно-исследовательском центре Европейского совета ядерных исследований (ЦЕРН) недалеко от Женевы, на границе Швейцарии и Франции. (Фото Anja Niedringhaus | AP):

Большой адронный коллайдер является самой крупной экспериментальной установкой в мире . Это гигантский ускоритель заряженных частиц, предназначенный для разгона протонов и тяжелых ионов. Посмотрим, как он создавался. На фотографии: идет прокладка туннеля под землёй на территории Франции и Швейцарии с длиной окружности почти 27 км, 2000-й год. Глубина нахождения туннеля - от 50 до 175 метров. (Фото Laurent Guiraud | © 2012 CERN):

В строительстве и исследованиях участвовали и участвуют более 10 000 учёных и инженеров из более чем 100 стран, в том числе и из России. На фотографии: идет монтаж торцевого адронного калориметра детектора ATLAS , который как раз и предназначен для поиска бозона Хиггса и «нестандартной физики», в частности темной материи. Всего на Большом адронном коллайдере работают 4 основных и 3 вспомогательных детектора. 12 августа 2003 года. (Фото Maximilien Brice | © 2012 CERN):

Большим коллайдер назван из-за своих размеров: длина основного кольца ускорителя составляет 26 659 метров. Объезжать 27-километровый подземный тоннель , предназначенный для размещения кольцевого ускорителя, лучше всего на транспорте, 24 октября 2005 год. (Фото Laurent Guiraud | © 2012 CERN):

Электромагнитный калориметр - прибор, который измеряет энергию частиц. В собранном виде представляет собой стену высотой более 6 метров и 7 метров в ширину. Состоит из 3 300 блоков. (Фото Maximilien Brice | © 2012 CERN):

Идея строительство Большого адронного коллайдера родилась в 1984 году и была официально одобрена десятью годами позже. Его строительство началось в 2001 году. На фотографии: кольцевой ускоритель Большого адронного коллайдера, находящейся в подземном тоннеле прямо под Международным женевским аэропортом, 31 мая 2007 года. (Фото Keystone, Martial Trezzini | AP):

Коллайдер называется адронным из-за того, что он ускоряет адроны, то есть тяжелые частицы, состоящие из кварков. 19 октября 2006 года. (Фото Maximilien Brice | © 2012 CERN):

Доставка на место торцевого магнита детектора ATLAS, 29 мая 2007 года. (Фото Claudia Marcelloni | © 2012 CERN):

Основной целью строительства Большого адронного коллайдера было уточнение или опровержение Стандартной модели - теоретической конструкции в физике, формирование которой было завершено в 1960-1970-х годах, описывающей элементарные частицы и три из четырех фундаментальных взаимодействий (кроме гравитационного): сильное, слабое и электромагнитное. Главной задачей Большого адронного коллайдера было экспериментально доказать существование бозона Хиггса. Он был обнаружен 4 июля 2012.

Это составная часть ALICE - одной из шести экспериментальных установок, сооруженных на Большом адронном коллайдере. 3 584 кристаллов вольфрамата свинца. ALICE оптимизирована для изучения столкновений тяжелых ионов. (Фото Maximilien Brice | © 2012 CERN):

Экспериментальная установка ALICE , 2007 год. (Фото Maximilien Brice | © 2012 CERN):

Официальный запуск коллайдера был произведен 10 сентября 2008 года. Данные, поступающие с Большого адронного коллайдера, обрабатываются в 140 дата-центрах, расположенных в 33 странах по всему миру. Ежегодно приходится обрабатывать 15 миллионов гигабайт данных! На фотографии: дата-центр в Женеве, 3 октября 2008 года. (Фото Valentin Flauraud | Reuters):

Детектор ATLAS во время сборки 11 ноября 2005 года. Общие размеры детектора ATLAS: длина - 46 метров, диаметр - 25 метров, общий вес - около 7 000 тонн. На этом детекторе проводят одноименный эксперимент, предназначенный для поиска сверхтяжелых элементарных частиц, в том числе и только что обнаруженного бозона Хиггса. (Фото Maximilien Brice | © 2012 CERN):

Компактный мюонный соленоид - один из двух больших универсальных детекторов элементарных частиц, созданных в Европейском центре ядерных исследований и предназначенный для исследования свойств микромира. Он расположен в подземной пещере внушительных размеров: 53 метров в длину, 27 метров в ширину и 24 метров в высоту. (Фото Maximilien Brice | © 2012 CERN):

Английский физик Питер Хиггс , чьим именем назвали бозон. Рядом с детектором ATLAS, апрель 2008 года. (Фото Claudia Marcelloni | © 2012 CERN):

Наблюдения за бозонами Хиггса не только позволят разобраться в происхождении массы, но и помогут разгадать загадку темной материи. (Фото Michael Hoch | © 2012 CERN):

Сборка Большого адронного коллайдера, 16 июня 2008 года. (Фото Maximilien Brice | © 2012 CERN):

27-километровый подземный тоннель содержит две трубы, которые идут параллельно и пересекаются лишь в местах расположения детекторов.

На фотографии: линейный ускоритель низкоэнергетических частиц Linac2 , расположенный подземном тоннеле. Всего Большой адронный коллайдер имеет шесть главных ускорителей. (Фото Keystone, Martial Trezzin | AP):

Внутренний детектор ATLAS , 23 августа 2006 года. Детектор производит огромное количество информации - около 1 Пбайт = 1 024 Тбайт «сырых» данных в секунду! (Фото Claudia Marcelloni | © 2012 CERN):

В эксперименте ATLAS участвовали около 2 000 ученых и инженеров из 165 лабораторий и университетов из 35 стран, в том числе и из России. (Фото Claudia Marcelloni | © 2012 CERN):

Фантастическая машина - Большой адронный коллайдер. На фотографии: универсальный детектор элементарных частиц - компактный мюонный соленоид . (Фото Maximilien Brice | © 2012 CERN):

В 2009 году стоимость Большого адронного коллайдера оценивалась от 3.2 до 6.4 млрд евро, что делало его самым дорогим научным экспериментом в истории человечества .

На фотографии: один из торцевых калориметров детектора ATLAS, 16 февраля 2007 года. Невероятно большая и сложная конструкция. (Фото Claudia Marcelloni | © 2012 CERN):

Еще одна фотография детектора элементарных частиц - компактного мюонного соленоида , 2007 год.(Фото Maximilien Brice | © 2012 CERN):

Вокруг Большого адронного коллайдера ходило много слухов. Например, что он представляет огромную опасность для человечества, и его запуск может привести к концу света . Поводом стали заявления ученых о том, что в результате столкновений частиц в коллайдере могут якобы образоваться микроскопические черные дыры: после этого появились мнения, что в них может «засосать» всю нашу Землю.

Также, высказывались опасения, что обнаружение бозона Хиггса вызовет бесконтрольный рост массы во Вселенной. Появился даже анекдот: «У физиков есть традиция - один раз в 14 миллиардов лет собираться и запускать адронный коллайдер». Причина слухов оказалась банальной: слова ученых были искажены и неверно интерпретированы журналистами. (Фото Michael Hoch | © 2012 CERN):

Монтаж кольцевого ускорителя в подземном тоннеле, 1 ноября 2007 года. (Фото Maximilien Brice | © 2012 CERN):

Работы внутри пещеры по размещению калориметра (прибора, который измеряет энергию частиц) на детекторе ATLAS, январь 2011 года. (Фото Claudia Marcelloni | © 2012 CERN)

(Фото Claudia Marcelloni/© 2012 CERN):

Еще больше. После окончания сеанса работы в 2012 году коллайдер будет закрыт на долговременный ремонт. Ремонт предположительно будет длиться не менее полутора лет и займёт весь 2013 года. Некоторые ученые из США и Японии предлагают после окончания работы над Большим адронным коллайдером начать работу над новым Очень большим адронным коллайдером.

На фотографии: восемь труб – это магниты, окружающие калориметра. Вся эта огромная конструкция является частью одного из детекторов частиц Большого адронного коллайдера. (Фото Maximilien Brice | © 2012 CERN):

По мнению учёных, обнаруженный бозон Хиггса может пролить свет на происхождение Вселенной и понять, что представляла из себя Вселенная в первые мгновения после Большого Взрыва. (Фото CERN | AP):

Это был рассказ о Большом адронном коллайдере - фантастической машине, стоимостью под 6 млрд. долларов. (Фото Maximilien Brice | © 2012 CERN).

Год назад, в рамках фестиваля «Весна науки», который ежегодно проходит в Льеже, мы с женой сконструировали механическую модель коллайдера элементарных частиц. Это очень простая модель, в которой катаются, сталкиваются и разлетаются металлические шарики. Но с помощью нее можно продемонстрировать с десяток физических явлений, которые происходят в реальных ускорителях и детекторах. Демонстрация модели школьникам шла на ура, они после объяснений сами лезли запускать шарики и регистрировать столкновения.

Сейчас у меня наконец-то дошли руки до того, чтоб снять ее в действии и рассказать, что интересного можно с помощью нее показывать.

Наша механическая модель состоит из С-образной трубы из плексигласа, металлической вставки хитрой формы, двух желобов, которые через окошки ведут в трубу, и поддона с мелким песочком, который играет роль детектора. Если одновременно отпустить два шарика, то, скатившись по желобам и влетев в кольцо, они столкнутся в центре металлической секции, вылетят наружу, и прочертят следы в тонком слое песка.

Все эти явления — чисто механические, здесь нет ни электричества, ни магнетизма, ни какого-то виртуального моделирования столкновений. Несмотря на кажущуюся примитивность, эта модель подкупает своей «настоящестью». Все явления происходят на наших глазах, они осязаемы — и тем не менее они в кое в чем похожи на процессы в реальных коллайдерах элементарных частиц.


Технические подробности

Если кто-то захочет самостоятельно сделать подобную модель, то вот несколько замечаний и советов.

1) Самая сложная в изготовлении часть — это труба. Мы заказывали ее в фирме, которая как раз гнет трубы из плексигласа. Главная трудность — сделать так, чтоб внутренняя поверхность была гладкой и ровной, без морщин. При таком соотнощении радиуса трубы и радиуса закругления это оказалось не так уж и просто, фирма сделала это вовсе не с первой попытки. Для примера выкладываю чертеж трубы с параметрами, которые я запросил у фирмы. Можно, конечно, сделать трубу из чего-то другого, надо только убедиться, что материал достаточно жесткий — иначе шарик не будет долго катиться (на нашей модели он делает 3-4 оборота, это достаточно для демонстрации).

2) В окрестности места столкновений труба должна быть максимально плоской, чтобы позволить частицам вылетать вбок без подпрыгивания. Поэтому центральная секция у нас выполнена в виде металлической вставки, которая вначале повторяет кривизну трубы, а к центру распрямляется. Поскольку нереально просчитать заранее все параметры, надо дать себе свободу действий для настройки этой секции. Кроме того, надо сделать так, чтобы на месте стыка трубы и вставки не было ступеньки.

3) Опять же, трудно заранее просчитать, под каким углом и с какой скоростью шарики должны влетать в трубу, чтобы попасть на хорошую траекторию и не вылететь в центральной секции. Здесь тоже надо предоставить себе свободу маневров, как по высоте, так и по углу. Мы использовали для этого липучки-велкро на концах желобов, на их держателе, и на окошках трубы.

Еще несколько лет назад я понятия не имел что такое адронные коллайдеры, Бозон Хиггса и для чего тысячи ученых всего мира трудятся в огромном физическом кампусе на границе Швейцарии и Франции, закапывая в землю миллиарды долларов.
Затем для меня, как и многих других жителей планеты, стали привычными выражение Большой Адронный Коллайдер, знание о сталкивающихся в нем на скорости света элементарных частицах и об одном из величайших открытий последнего времени — Бозоне Хиггса.

И вот, в середине июня мне представилась возможность своими глазами увидеть то, о чем столько говорят и о чем бродит столько противоречивых слухов.
Это была не просто короткая экскурсия, а полноценный день, проведенный в крупнейшей в мире лаборатории ядерной физики — Церне. Здесь нам удалось и пообщаться с самими учеными-физиками, и увидеть массу интересного в этом научном кампусе, спуститься в святая-святых — Большой Адронный Коллайдер (а ведь когда он запущен и в нем проводятся испытания, какой-либо доступ извне к нему невозможен), побывать на заводе по производству гигантских магнитов для коллайдера, в центре Atlas, где ученые проводят анализ данных, полученных в коллайдере, тайком побывать в новейшем строящемся линейном коллайдере и даже, почти как в квесте, практически пройти по тернистому пути элементарной частицы, от конца к началу. И увидеть, откуда же все начинается…
Но обо всем этом в отдельных постах. Сегодня просто Большой Адронный Коллайдер.
Если это можно назвать просто мой мозг отказывается понять, КАК такое можно было сначала придумать, а затем построить.

2. Много лет назад эта картинка стала всемирно известной. Многие считают, что это и есть Большой Адронный в разрезе. На самом деле, это разрез одного из самых больших детекторов — CMS. Его диаметр составляет около 15 метров. Это не самый большой детектор. Диаметр Atlas-а около 22 метров.

3. Чтобы примерно понимать, что это вообще такое и насколько коллайдер большой, посмотрим на спутниковую карту.
Это предместье Женевы, совсем недалеко от Женевского озера. Именно здесь базируется огромный кампус ЦЕРНа, о котором я отдельно расскажу чуть позже, и под землей на различных глубинах располагается куча коллайдеров. Да-да. Он не один. Их десяток. Большой Адронный просто венчает эту структуру, образно говоря, завершая цепочку коллайдеров, по которым разгоняются элементарные частицы. Об этом тоже я расскажу отдельно, пройдя вместе с частицей от Большого (LHC) до самого первого, линейного Linac.
Диаметр кольца LHC составляет почти 27 километров и он залегает на глубине чуть более 100 метров (на рисунке самое большое кольцо).
В LHC есть четыре детектора — Alice, Atlas, LHCb и CMS. Мы спускались к детектору CMS.

4. Помимо этих четырех детекторов, все остальное пространство под землей представляет из себя тоннель, в котором располагается беспрерывная кишка из вот таких синих сегментов. Это магниты. Гигантские магниты, в которых создается сумасшедшее магнитное поле, в котором и двигаются со скоростью света элементарные частицы.
Всего их 1734.

5. Внутри магнит представляет из себя вот такую сложную структуру. Здесь масса всего, но самое основное — это две полые трубки внутри, в которых летают протонные пучки.
В четырех местах (в тех самых детекторах) эти трубки пересекаются и протонные пучки сталкиваются. В тех местах, где они сталкиваются, протоны разлетаются на различные частицы, что и фиксируют детекторы.
Это если вкратце говорить о том, что это за ерунда и как она работает.

6. Итак, 14 июня, утро, ЦЕРН. Мы приезжаем к малозаметному заборчику с воротами и небольшим зданием на территории.
Это вход в один из четырех детекторов Большого Адронного Коллайдера — CMS.
Здесь я хочу немного остановиться, чтобы рассказать о том, как нам вообще удалось сюда попасть и благодаря кому.
А всему «виной» Андрей, наш человек, который работает в ЦЕРНе, и благодаря которому наше посещение было не какой-то короткой скучной экскурсией, а невероятно интересным и наполненным огромным количеством информации.
Андрей (он в зеленой футболке) никогда не против гостей и всегда рад способствовать посещению этой Мекки ядерной физики.
Знаете, что интересно? Это пропускной режим в Коллайдере и в ЦЕРНе вообще.
Да, все по магнитной карте, но… сотрудник по своему пропуску имеет доступ на 95% территории и объектов.
И только те, где повышенный уровень радиационной опасности, нужен специальный доступ — это внутрь самого коллайдера.
А так — без проблем сотрудники передвигаются по территории.
На минуточку — здесь вложены миллиарды долларов и масса самого невероятного оборудования.
И тут же я вспоминаю какие-нибудь заброшенные объекты в Крыму, где все давно нафиг вырезано, но, тем не менее, все мегасекретно, снимать ни в коем случае нельзя, и объект невесть какой стратегический.
Просто здесь люди адекватно думают головой.

7. Так выглядит территория CMS. Никаких тебе понтов во внешней отделке и супер-тачек на парковке. А ведь могут себе позволить. Просто незачем.

8. ЦЕРН, как ведущий мировой научный центр в области физики, использует несколько различных направлений в части пиара. Один из них — так называемое «Tree».
В его рамках приглашаются школьные учителя по физике из разных стран и городов. Им здесь показывают и рассказывают. Затем учителя возвращаются в свои школы и рассказывают об увиденном ученикам. Какое-то количество учеников, вдохновившись рассказом, начинают с большим интересом заниматься физикой, затем идут в ВУЗы на физические специальности и в будущем, возможно, даже попадут сюда работать.
Но пока дети еще учатся в школе, у них тоже есть возможность побывать в ЦЕРНе и, конечно же, спуститься в Большой Адронный Коллайдер.
Несколько раз в месяц здесь проводятся специальные «дни открытых дверей» для одаренных детей из разных стран, влюбленных в физику.
Их отбирают те самые учителя, которые были в основе этого дерева и подают предложения в офис ЦЕРНа в Швейцарии.
Так совпало, что в день, когда мы приехали увидеть Большой Адронный Коллайдер, сюда приехала одна из таких групп из Украины — дети, воспитанники Малой Академии Наук, прошедшие сложный конкурс. Вместе с ними мы спустились на 100-метровую глубину, в самое сердце Коллайдера.

9. Слава с нашими бейджами-пропусками.
Обязательные элементы работающих здесь физиков — шлем с фонарем и ботинки с металлической пластиной на носке (чтобы при падении груза уберечь пальцы ног)

10. Одаренные дети, увлеченные физикой. Через несколько минут сбудется их места — они спустятся в Большой Адронный Коллайдер

11. Рабочие играют в домино отдыхают перед очередной сменой под землей

12. Контрольно-управляющий центр CMS. Сюда стекаются первичные данные от основных датчиков, характеризующих функционирование системы.
Во время работы коллайдера, здесь круглосуточно работает команда из 8 человек.

13. Нужно сказать, что в настоящий момент Большой Адронный остановлен на два года для выполнения программы ремонта и модернизации коллайдера.
Дело в том, что 4 года назад на нем произошла авария, после которой коллайдер так и не работал на полную мощность (об аварии я расскажу в следующем посте).
После модернизации, которая закончится в 2014 году, он должен работать на еще большей мощности.
Если бы коллайдер сейчас работал, побывать в нем нам бы точно не удалось

14. На специальном техническом лифте мы спускаемся на глубину более 100 метров, где расположен Коллайдер.
Лифт является единственным средством спасения персонала в случае чрезвычайной ситуации, т.к. лестниц здесь нет. То есть это самое безопасное место в CMS.
По инструкции, в случае тревоги, весь персонал должен немедленно направляться к лифту.
Здесь создается избыточной давление, чтобы в случае задымления дым не попал внутрь и люди не получили отравление.

15. Борис переживает, чтобы не было задымления

16. На глубине. Здесь все пронизано коммуникациями

17. Бесконечные километры проводов и кабелей для передачи данных

18. Здесь огромное количество труб. Так называемая криогеника. Дело в том, что внутри магнитов для охлаждения используется гелий. Также необходимо охлаждение других систем, а также гидравлика.

19. В залах обработки данных, расположенных в детекторе расположен находится огромное число серверов.
Они объединены в так называемые триггеры невероятной производительности.
Например, первый триггер за 3 миллисекунды из 40 000 000 событий должен отобрать около 400 и передать их на второй триггер — высшего уровня.

20. Оптоволоконное безумие.
Компьютерные залы расположены выше детектора, т.к. здесь совсем небольшое магнитное поле, не препятствующие работе электроники.
В самом детекторе сбор данных осуществлять бы не удалось.

21. Глобальный триггер. Он состоит из 200 компьютеров

22. Какой там Apple? Dell !!!

23. Серверные шкафы надежно заперты

24. Забавный рисунок на одном из рабочих мест операторов.

25. В конце 2012 года в Большом Адронном Коллайдере в результате эксперимента таки был открыт Бозон Хиггса, и это событие широко отмечалось работниками ЦЕРНа.
Бутылки от шампанского после празднования не выбросили специально, считая, что это только начало великих дел

26. На подходе к самому детектору везде таблички, предупреждающие о радиационной опасности

26. У всех сотрудников Коллайдера есть персональные дозиметры, которые они обязаны поднести к считывающему устройству и зафиксировать свое нахождение.
Дозиметр накапливает уровень радиации и в случае приближения к граничной дозе, информирует сотрудника, а также он-лайн передает данные на пост управления, предупреждая о том, что около коллайдера находится человек, который в опасности

27. Перед самым детектором система доступа высшего уровня.
Войти можно, приложим персональную карту, дозиметр и пройдя сканирование сетчатки глаза

28. Что я и делаю

29. И вот он — детектор. Небольшое жало внутри — это что-то похожее на патрон для дрели, в котором расположены те огромные магниты, которые сейчас казались бы совсем маленькими. В настоящий момент магниты отсутствуют, т.к. проходит модернизация

30. В рабочем состоянии детектор соединен и выглядит единым целым

31. Вес детектора — 15 тысяч тонн. Здесь создается невероятное по силе магнитное поле.

32. Сравните размеры детектора с людьми и техникой, работающими внизу

33. Кабеля синего цвета — питание, красные — данные

34. Интересно, что во время работы Большой Адронный потребляет в час 180 мегаватт электроэнергии.

35. Текущие работы по обслуживанию датчиков

36. Многочисленные датчики

37. И питание к ним… обратно возвращается оптоволокно

38. Взгляд невероятно умного человека.

39. Полтора часа под землей пролетает, как пять минут… Поднявшись обратно на бренную землю, невольно задумываешься… КАК это можно сделать.
И ЗАЧЕМ они это делают….

Многие простые жители планеты задают себе вопрос о том, для чего нужен большой адронный коллайдер. Непонятные большинству научные исследования, на которые потрачено много миллиардов евро, вызывают настороженность и опаску.

Может, это и не исследования вовсе, а прототип машины времени или портал для телепортации инопланетных существ, способной изменить судьбу человечества? Слухи ходят самые фантастичные и страшные. В статье мы попытаемся разобраться, что такое адронный коллайдер и для чего он создавался.

Амбициозный проект человечества

Большой адронный коллайдер на сегодня является мощнейшим на планете ускорителем частиц. Он находится на границе Швейцарии и Франции. Точнее под нею: на глубине 100 метров залегает кольцевой тоннель ускорителя длиной почти 27 километров. Хозяином экспериментального полигона стоимостью, превышающей 10 миллиардов долларов, является Европейский центр ядерных исследований.

Огромное количество ресурсов и тысячи физиков-ядерщиков занимаются тем, что ускоряют протоны и тяжёлые ионы свинца до скорости, близкой к световой, в разных направлениях, после чего сталкивают их друг с другом. Результаты прямых взаимодействий тщательно изучаются.

Предложение создать новый ускоритель частиц поступило ещё в 1984 году. Десять лет велись различные дискуссии насчет того, что будет собой представлять адронный коллайдер, зачем нужен именно такой масштабный исследовательский проект. Только после обсуждения вопросов особенностей технического решения и требуемых параметров установки проект был утверждён. Строительство начали только в 2001 году, выделив для его размещения прежнего ускорителя элементарных частиц - большого электрон-позитронного коллайдера.

Зачем нужен большой адронный коллайдер

Взаимодействие элементарных частиц описывается по-разному. Теория относительности вступает в противоречия с квантовой теорией поля. Недостающим звеном в обретении единого подхода к строению элементарных частиц является невозможность создания теории квантовой гравитации. Вот зачем нужен адронный коллайдер повышенной мощности.

Общая энергия при столкновении частиц составляет 14 тераэлектронвольт, что делает устройство значительно более мощным ускорителем, чем все существующие сегодня в мире. Проведя эксперименты, ранее невозможные по техническим причинам, учёные с большой долей вероятности смогут документально подтвердить или опровергнуть существующие теории микромира.

Изучение кварк-глюонной плазмы, образующейся при столкновении ядер свинца, позволит построить более совершенную теорию сильных взаимодействий, которая сможет кардинально изменить ядерную физику и звёздного пространства.

Бозон Хиггса

В далёком 1960 году физик из Шотландии Питер Хиггс разработал теорию поля Хиггса, согласно которой частицы, попадающие в это поле, подвергаются квантовому воздействию, что в физическом мире можно наблюдать как массу объекта.

Если в ходе экспериментов удастся подтвердить теорию шотландского ядерного физика и найти бозон (квант) Хиггса, то это событие может стать новой отправной точкой для развития жителей Земли.

А открывшиеся управляющего гравитацией, многократно превысят все видимые перспективы развития технического прогресса. Тем более что передовых учёных больше интересует не само наличие бозона Хиггса, а процесс нарушения электрослабой симметрии.

Как он работает

Чтобы экспериментальные частицы достигли немыслимой для поверхности скорости, почти равной в вакууме, их разгоняют постепенно, каждый раз увеличивая энергию.

Сначала линейные ускорители делают инжекцию ионов и протонов свинца, которые после подвергают ступенчатому ускорению. Частицы через бустер попадают в протонный синхротрон, где получают заряд в 28 ГэВ.

На следующем этапе частицы попадают в супер-синхротрон, где энергия их заряда доводится до 450 ГэВ. Достигнув таких показателей, частицы попадают в главное многокилометровое кольцо, где в специально расположенных местах столкновения детекторы подробно фиксируют момент соударения.

Кроме детекторов, способных зафиксировать все процессы при столкновении, для удержания протонных сгустков в ускорителе используют 1625 магнитов, обладающих сверхпроводимостью. Общая их длина превышает 22 километра. Специальная для достижения поддерживает температуру −271 °C. Стоимость каждого такого магнита оценивается в один миллион евро.

Цель оправдывает средства

Для проведения таких амбициозных экспериментов и был построен самый мощный адронный коллайдер. Зачем нужен многомиллиардный научный проект, человечеству рассказывают с нескрываемым восторгом многие учёные. Правда, в случае новых научных открытий, скорее всего, они будут надёжно засекречены.

Даже можно сказать, наверняка. Подтверждением сему является вся история цивилизации. Когда придумали колесо, появились Освоило человечество металлургию - здравствуйте, пушки и ружья!

Все самые современные разработки сегодня становятся достоянием военно-промышленных комплексов развитых стран, но никак не всего человечества. Когда учёные научились расщеплять атом, что появилось первым? Атомные реакторы, дающие электроэнергию, правда, после сотен тысяч смертей в Японии. Жители Хиросимы однозначно были против научного прогресса, который забрал у них и их детей завтрашний день.

Техническое развитие выглядит насмешкой над людьми, потому что человек в нём скоро превратится в самое слабое звено. По теории эволюции, система развивается и крепнет, избавляясь от слабых мест. Может получиться в скором времени так, что нам не останется места в мире совершенствующейся техники. Поэтому вопрос "зачем нужен большой адронный коллайдер именно сейчас" на самом деле - не праздное любопытство, ибо вызван опасением за судьбу всего человечества.

Вопросы, на которые не отвечают

Зачем нам большой адронный коллайдер, если на планете миллионы умирают от голода и неизлечимых, а порой и поддающихся лечению болезней? Разве он поможет побороть это зло? Зачем нужен адронный коллайдер человечеству, которое при всём развитии техники вот уже как сто лет не может научиться успешно бороться с раковыми заболеваниями? А может, просто выгоднее оказывать дорогие медуслуги, чем найти способ исцелить? При существующем миропорядке и этическом развитии лишь горстке представителей человеческой расы весьма необходим большой адронный коллайдер. Зачем он нужен всему населению планеты, ведущему безостановочный бой за право жить в мире, свободном от посягательств на чью-либо жизнь и здоровье? История об этом умалчивает...

Опасения научных коллег

Есть другие представители научной среды, высказывающие серьёзные опасения по поводу безопасности проекта. Велика вероятность того, что научный мир в своих экспериментах, в силу своей ограниченности в знаниях, может утратить контроль над процессами, которые даже толком не изучены.

Такой подход напоминает лабораторные опыты юных химиков - всё смешать и посмотреть, что будет. Последний пример может закончиться взрывом в лаборатории. А если такой «успех» постигнет адронный коллайдер?

Зачем нужен неоправданный риск землянам, тем более что экспериментаторы не могут с полной уверенностью сказать, что процессы столкновений частиц, приводящие к образованию температур, превышающих в 100 тысяч раз температуру нашего светила, не вызовут цепной реакции всего вещества планеты?! Или просто вызовут способную фатально испортить отдых в горах Швейцарии или во французской Ривьере...

Информационная диктатура

Для чего нужен большой адронный коллайдер, когда человечество не может решить менее сложные задачи? Попытка замалчивания альтернативного мнения только подтверждает возможность непредсказуемости хода событий.

Наверное, там, где впервые появился человек, в него и была заложена эта двойственная особенность - делать благо и вредить себе одновременно. Быть может, нам ответ дадут открытия, которые подарит адронный коллайдер? Зачем нужен был этот рискованный эксперимент, будут решать уже наши потомки.

Большой адронный коллайдер, работающий в Швейцарии – самый известный ускоритель в мире. Этому немало способствовала шумиха, поднятая мировой общественностью и журналистами вокруг опасности этого научного проекта. Многие полагают, что это единственный коллайдер в мире, но это далеко не так. Кроме закрытого в США теватрона, на данный момент в мире существует пять работающих коллайдеров.

В Америке, в Брукхейвенской лаборатории работает ускоритель РКТИ (релятивистский коллайдер тяжелых ионов), начавший работу в 2000 году. Для его ввода в строй потребовалось вложение 2 миллиардов $. Кроме чисто теоретических экспериментов, физики, работающие на РКТИ (RHIC), разрабатываю вполне практические проекты. Среди них:

  • устройство для диагностирования и лечения рака (используются направленные ускоренные протоны);
  • использование лучей тяжелых ионов для создания фильтров на молекулярном уровне;
  • разработка все более эффективных устройств для аккумулирования энергии, что открывает новые перспективы в использовании солнечной энергии.

Подобный этому, ускоритель тяжелых ионов, строится в России в Дубне. На этом коллайдере NICA российские физики намерены исследовать кварк-глюонную плазму.

Сейчас российские ученые проводят исследования в ИЯФ, где расположены сразу два коллайдера – ВЭПП-4М и ВЭПП-2000. Их бюджет составляет 0,19 млрд. $ - для первого и 0,1 – для второго. Первые испытания на ВЭПП-4М начались еще в 1994 году. Здесь разработана методика измерения массы наблюдаемых элементарных частиц с самой высокой точностью во всем мире. Кроме того, ИЯФ единственный в мире институт, зарабатывающий на фундаментальные исследования в области физики собственными силами. Ученые этого института разрабатывают и продают оборудование для ускорителей другим государствам, желающим иметь свои экспериментальные установки, но не имеющих таких наработок.

В 1999 году был запущен коллайдер Дафне в лаборатории Фраскатти (Италия), стоимость его была примерно 1/5 млрд. дол., а максимальная мощность – 0, 51 ТэВ. Это был один из первых ускорителей высоких энергий, с помощью только одного эксперимента на нем было получено более ста тысяч гиперионов (частиц атома). За это Дафне окрестили фабрикой частиц или ф-фабрикой.

За два года до запуска БАК, в 2006 году Китай запустил собственный коллайдер ВЕРС II, с мощностью 2,5 ТэВ. Стоимость этого строительства была рекордно низкой и составила 0,08 млрд. дол. Но для бюджета этой развивающейся страны такая сума была немалой; правительство Китая выделило эти средства, понимая, что без развития фундаментальных отраслей науки невозможно развитие современной промышленности. Тем более актуально вложение средств в эту область экспериментальной физики в свете истощения природных ресурсов и увеличивающейся потребности в энергоносителях.

Ваш комментарий