Корнеальный мигательный рефлекс рефлекторная дуга. Рефлекторная дуга. Условный зрачковый рефлекс
Функции: 1.регулирует работу органов, обеспечивая их согласованную работу;
2.обеспечивает приспособление организмак условиям среды (а информация поступает через органы чувств).
Части нервной системы:
Центральная часть (ЦНС) – это спинной и головной мозг;
Периферическая - нервы и нервные узлы.
Отделы Нервной Системы:
Соматический (от греч. soma - тело ) - управляет работой скелетных мышц (контролируется сознанием и волей).
Вегетативный /Автономный - регулирует обмен веществ, функционирование внутренних органов и работу гладких мышц.
–её работа от наших желаний не зависит (мы не можем намеренно остановить или усилить работу сердца, покраснеть или побледнеть (некоторым людям это удается, но после длительной тренировки и не прямым способом). Вмешаться в работу внутренних органов, регулируемую вегетативной нервной системой, остановить болезнь, побороть алкоголизм и наркозависимость без врачебной помощи нельзя).
Рис. Нервная система:
1 - головной мозг;
2 - спинной мозг;
4 - нервные узлы.
Рефлекс - это простейшая форма нервной регуляции.
Рефлексы есть как у соматического, так и у вегетативного отдела нервной системы.
В основе рефлекса лежит цепь нейронов или рефлекторная дуга .
5 звеньев рефлекторной дуги Безусловного /Врожденного рефлекса соматического отдела Н.С. :
1. Рецептор – это нервные образования, воспринимающие и преобразующиераздражения в нервные импульсы→
2. Чувствительный Нейрон (их тела находятся в нервных узлах)- воспринимает раздражения с помощьюрецепторов .
Возникающие при раздражении нервные импульсы передаются по дендриту →в тело чувствительного нейрона→по аксону в мозг→
3. наВставочные Нейроны - их отростки не выходят за пределы центральной нервной системы /ЦНС (головного и спинного мозга) -обработки полученной информации →
4. после, сигналы передаютсяИсполнительным / двигательным нейронам , нервные импульсы которых вызывают работу →
5. Органа .
(Пример: Мигательный рефлекс, Коленный рефлекс, Слюноотделительный рефлекс, Отдергивание руки от горячего предмета ).
5 Ять звеньев Рефлекторной Дуги Мигательного Рефлекса
Получение мигате льного рефлекса и условии, вызывающих его торможение :
При прикосновении к внутреннему углу глаза происходит непроизвольное мигание обоих глаз.
На рис.1 рефлекторная дуга этого рефлекса.
Кружок - это участок продолговатого мозга, где находятся центры мигательного рефлекса. Тела чувствительных нейронов 2 лежат вне мозга в нервном узле.
Раздражение рецепторов → поток нервных импульсов, направляющихся по дендриту к телу чувствительного нейрона 2 и от него по аксону в продолговатый мозг . Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам 3. Информация обрабатывается головным мозгом, включая кору. Мы ведь чувствовали прикосновение к углу глаза! → затем возбуждается исполнительный нейрон 4, возбуждение по аксону доходит до круговых мышц глаза 5 и вызывает мигание. Продолжим наблюдение.
Но, если несколько раз прикоснуться к внутреннему углу глаза - рефлекс затормозился .
При ответе надо учесть, что наряду с прямыми связями , по которым идут «приказы» мозга к органам, существуют и обратные связи , несущие информацию от органов в мозг. Поскольку наши прикосновения для глаза не были опасны через какое-то время рефлекс угас.
Совершенно другой результат был бы, если бы в глаз попала соринка. Беспокоящая информация достигла бы головного мозга и усилила бы реакцию на раздражение. По всей вероятности, мы попытались бы извлечь соринку.
Усилием воли можно затормозить мигательный рефлекс :
Для этого дотроньтесь чистым пальцем до внутреннего угла глаза и попытайтесь не мигать. Многим это удается.Импульсы, исходящие от коры , затормозили нервные центры продолговатого мозга - этоцентральное торможение ,открытое русским физиологом Сеченовым : «Высшие Центры Мозга способны регулировать работу Низших Центров : усиливать или затормаживать рефлексы».
Коленный рефлекс спинного мозга: перекиньте ногу на ногу. Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладони ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога должна подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет. Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие. При всех других случаях рефлекса не будет.
Уровни Организации Организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.
Органный уровень образуют органы - самостоятельные анатомические образования, занимающие определенное место в организме, обладающие определенным строением и выполняющие определенные функции.
Системный уровень представлен группами (системами) органов, выполняющих общие функции.
Организм в целом, объединяя работу всех систем, составляет организменный уровень.
Поведенческий уровень , определяющий адаптацию организма к природной, а у человека и к социальной среде.
Нервная и эндокринная регуляторные системы объединяют все уровни организма, обеспечивай слаженную работу всех исполнительных органов и их систем.
Мигательный рефлекс – биоэлектрический аналог роговичного рефлекса. Как известно, афферентной частью рефлекторной дуги в этом случае являются волокна n. trigeminus, а эфферентной – n. facialis. Об этом необходимо помнить, так как в классическом понятии собственно мигательный рефлекс вызывается освещением глаза или внезапным появлением предмета в поле зрения. Естественно, что чувствительным нервом, обеспечивающим этот рефлекс, является n. оpticus. Раздражителем может служить и внезапное прикосновение, громкий звук.
Наибольшее применение в клинической практике нашла приводимая ниже методика.
При изучении “мигательного” рефлекса отводящие электроды располагают над m. orbicularis oculi с обеих сторон, а стимуляционный электрод – в проекции точки выхода n. supraorbitalis (рис. 8), осуществляя двухканальную регистрацию. Стимуляцию проводят неритмичными импульсами с интервалом 10-15с и интенсивностью от 15 до 25 мА.
Рис. 8. Методика наложения электродов при регистрации “мигательного” рефлекса.
Получаемый ответ содержит два основных компонента: ранний (R1), возникающий на стороне стимуляции в результате моносинаптического рефлекса, замыкающегося на уровне ствола головного мозга, и поздний (R2), билатеральный, так как верхняя часть мимической мускулатуры имеет в норме двустороннюю корковую иннервацию (рис. 9). На рисунке видно наличие компонента R1 и R2 при ипсилатеральной стимуляции и компонента R2 при контралатеральной стимуляции.
Рис.9. “Мигательный” рефлекс в норме. 1к,1 и 2к,1 – стимуляция справа, 1к,2 и 2к,2 – стимуляция слева.
В зависимости от задачи исследования оценивают:
1) сохранность компонентов рефлекса;
2) латентное время компонентов R1 и R2 на стороне стимуляции;
3) латентное время компонента R2 на противоположной стороне;
4) симметричность рефлекса;
5) наличие рефлекса в нижней части мимических мышц (в случае патологических синкинезий).
Роговичный рефлекс может отсутствовать и при нормальной функции тройничного и лицевого нервов – скорее всего, в результате поражения рефлекторных коллатералей. Отсутствие рефлекса может носить “функциональный” характер (например, при истерии). Одностороннее выпадение всегда имеет органическую основу.
Для дифференциальной диагностики уровня поражения обязательно исследование рефлекса с обеих сторон (рис. 10).
Рис. 10. Изучение “мигательного” рефлекса у пациента с периферическим парезом левого лицевого нерва (обозначения те же, что и на рис. 9).
Анализируя результаты исследования, приведенного в качестве примера, необходимо обратить внимание на признаки выпадения функции n. facialis sinistra, которое проявляется отсутствием рефлекторных компонентов слева как при ипсилатеральной, так и при контралатеральной стимуляции.
На другом примере, наряду с поражением n. facialis sinistra, обнаруживается нарушение тройничного нерва (рис. 11). При стимуляции справа ипсилатерально выявляются оба компонента R1 и R2, а слева поздний компонент отсутствует в результате нарушения проводимости по левому лицевому нерву. При стимуляции слева компонент R2 справа не появляется, что указывает на поражение левого тройничного нерва.
Конечно, без учета данных исследования неврологического статуса возможна лишь предварительная топическая диагностика.
Рис. 11. Изучение “мигательного” рефлекса у пациента с парезом левого лицевого нерва и нарушением проводимости по тройничному нерву слева (обозначения те же, что и на рис. 9).
Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая посредством возбуждения центральной нервной системы и имеющая приспособительное значение.
В этом определении содержится 5 признаков рефлекса:
1) это ответная реакция, а не самопроизвольная,
2) необходимо раздражение, без которого рефлекс не возникает,
3) в основе рефлекса лежит нервное возбуждение,
4) необходимо участие центральной нервной системы, чтобы превратить сенсорное возбуждение в эффекторное,
5) рефлекс нужен для приспособления (адаптации) к меняющимся условиям внешней среды.
Рефлексы разделяются на 2 большие группы: безусловные и условные.
Мигательный рефлекс - защитная реакция организма на свет, звук, прикосновение к роговице или ресницам, постукивание в области надпереносья и другие раздражители. Также он возникает при электрической стимуляции надглазничного нерва (ветвь тройничного), что используют в качестве нейрофизиологического теста.
Мигательный рефлекс был описан в 1896 г. и сводится к сокращению круговой
мышцы глаза при механическом раздражении верхнего глазничного нерва.
Центр данного защитного рефлекса, как и многих защитных рефлексов (чихания,
кашля, рвоты, слезоотделения), находится в продолговатом отделе головного мозга.
При прикосновении к внутреннему углу глаза возникает мигательный рефлекс, после нескольких прикосновений он тормозится. При прикосновении к внутреннему углу глаза возникает раздражение рецепторов. Они возбуждаются, и нервные импульсы от рецепторов передаются по чувствительному нейрону в ЦИС.
Из ЦИС нервные импульсы поступают к исполнительному нейрону. В месте контакта аксона исполнительного нейрона и мышечной клетки образуется синапс. Пузырьки с возбуждающими биологически активными веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточную оболочку мышечной клетки, которая возбуждается и сокращается. Происходит осуществление мигательного рефлекса. После нескольких прикосновений происходит исчезновение мигательного рефлекса.
Торможение не позволяет возбуждению распространяться безгранично. Рецепторы в мышечных клетках посылают сигналы в нервный центр. Из нервного центра по исполнительному нейрону нервные импульсы доходят до синапса, пузырьки с тормозящими веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель, воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток. Действие мышечных клеток тормозится.
С помощью волевого усилия можно затормозить действие мигательного рефлекса. В нервном центре возникает нервный импульс. Нервный импульс достигает синапса, в котором лопаются пузырьки с тормозящими биологически активными веществами. Жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток. Возникает торможение мигательного рефлекса.
При попадании соринки в глаз раздражаются рецепторы оболочки глаза. Они возбуждаются, и нервные импульсы от рецепторов передаются по чувствительному нейрону в нервный центр. Из нервного центра нервные импульсы поступают к исполнительному нейрону, который приводит в действие круговые мышцы глаза, смыкающие веки. После удаления соринки срабатывает принцип «обратной связи». В нервный центр поступает сигнал. Информация об изменении ситуации обрабатывается. Нервный центр посылает нервные импульсы, которые доходят до синапса, пузырьки с тормозящими веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель, воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток. Действие мышечных клеток прекращается. Мигательный рефлекс тормозится.
Мигательный рефлекс - защитная реакция организма, которая осуществляется и контролируется с помощью нервной системы.
При головной боли напряжения происходит повышение рефлекторной возбудимости: рефлексы начинают вызываться более слабыми раздражителями (снижение порога чувствительности), в то же время ответ становится мощнее и длиться дольше. С этими явлениями, хорошо заметными при вызывании мигательного рефлекса, связывают патогенез (причины) головной боли напряжения: болевая реакция начинает возникать вследствие воздействия даже неадекватно слабого раздражителя.
Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.
У человека в отличие от животных условный рефлекс может вырабатываться не только на конкретные явления и предметы окружающего мира (первая сигнальная система), но и на смысловое значение слова, обозначающее это явление или раздражитель (вторая сигнальная система).
Цель работы: выработать условный защитный (мигательный) рефлекс.
Оснащение: источник звукового раздражителя (можно использовать зуммер сотового телефона, колокольчик, детскую игрушку-пищалку), маленькая резиновая груша с гибкой трубочкой. Исследование проводят на человеке.
Содержание работы. Усадите испытуемого на стул. Встав сбоку от него, направьте в угол глаза испытуемого трубку, соединённую с грушей. Подайте струю воздуха на склеру и роговицу (на грушу следует нажимать слегка, чтобы струя воздуха не вызывала болевых ощущений). Отметьте наличие мигательного рефлекса. Подайте звуковой раздражитель; отметьте наличие или отсутствие ориентировочной реакции и мигательного рефлекса.
Проверив действие звука и струи воздуха в отдельности, приступайте к выработке условного рефлекса. Для этого приблизьте источник звука к уху и подайте звук, а затем струю воздуха до выработки стойкой условной реакции. Сочетания раздражителей повторяйте 10-15 раз с интервалом не менее 5 с.
Неожиданно для испытуемого подайте звук, но без раздражения воздухом. Наблюдающееся мигание свидетельствует об образовании условного рефлекса и нормальном формировании временных связей в коре большого мозга. Если мигания нет (это может говорить о неправильно проведенном опыте или некоторой инертности в работе ЦНС), повторите сочетания ещё несколько раз и снова попробуйте изолированное действие звука.
Произнесите громко слово "звук". При нормальной работе второй сигнальной системы наблюдается ответная мигательная реакция.
Оформление протокола. Результаты опыта опишите и сделайте вывод.
Практическая работа №2
Условный зрачковый рефлекс
При выработке условного зрачкового рефлекса на звонок (первая сигнальная система) одновременно вырабатывается и условный зрачковый рефлекс на слово "звонок" (вторая сигнальная система).
Цель работы: выработать условный зрачковый рефлекс.
Оснащение: звонок, настольная лампа (или расположение стола около хорошо освещённого окна), небольшой ручной экран для затемнения глаза испытуемого.
Содержание работы. Исследование проводят на испытуемом с чёткой зрачковой реакцией на свет и светлой окраской радужной оболочки глаз. Усадите испытуемого напротив себя лицом к окну или настольной лампе. Предложите испытуемому закрыть один глаз ладонью и поочередно, то закрывая, то открывая второй глаз экранчиком, убедитесь в наличии зрачкового рефлекса на свет (при закрытии глаза экранчиком зрачок расширяется, а при отодвигании экранчика в сторону - суживается). Включите звонок и громко произнесите слово "звонок"; убедитесь в их индифферентности по отношению к зрачковому рефлексу.
После этого приступайте к выработке условного зрачкового рефлекса на звонок. Включите звонок и сразу же закройте глаз испытуемого экранчиком. Через 20-30с выключите звонок и отодвиньте экранчик от глаза испытуемого (во время всего опыта второй глаз остаётся закрытым ладонью). Через 1 мин снова включите звонок и закройте глаз экранчиком на 20-30 с, и т. д.
После 10-12 таких сочетаний неожиданно для испытуемого не сопровождайте очередное включение звонка затемнением глаза экранчиком. Наблюдайте условный рефлекс на звонок - расширение зрачка несмотря на освещение глаза.
Закрепите выработанный условный рефлекс дополнительными 3-5-ю сочетаниями звонка с затемнением глаза. Затем вместо включения звонка неожиданно для испытуемого громко произнесите слово "звонок", но без затемнения глаза. Наблюдайте расширение зрачка, т. е. условный зрачковый рефлекс на слово "звонок".
Оформление протокола. Дайте объяснение наблюдаемым фактам.
Практическая работа №3
Определение типа высшей нервной деятельности (ВНД) по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов
Тип нервной системы - совокупность свойств нервных процессов, которые определяются наследственными особенностями данного организма и приобретёнными в процессе индивидуальной жизни.
Сила нервных процессов - способность клеток коры большого мозга сохранить адекватные реакции на сильные и сверхсильные раздражители.
Уравновешенность - одинаковая реактивность нервной системы в ответ на возбуждающие и тормозные влияния.
Подвижность - скорость перехода процесса возбуждения в торможение и наоборот.
Типы высшей нервной деятельности и темперамента (по И.П. Павлову-Гиппократу)
Сильный - уравновешенный - подвижный (сангвиник).
Сильный - уравновешенный - инертный (флегматик).
Сильный - неуравновешенный - подвижный (холерик).
Слабый - неуравновешенный - малоподвижный и инертный (меланхолик).
И.П. Павлов соотнёс каждый из этих типов с соответствующим темпераментом по Гиппократу. Между основными типами нервной системы имеются переходные, промежуточные типы. Основные свойства нервных процессов наследуются (генотип). Фенотип - склад ВНД, который образуется в результате комбинации врождённых особенностей и условий воспитания. Павлов связывал понятие генотип с понятием "темперамент", а фенотип - с понятием "характер".
Цель работы: определить тип высшей нервной деятельности (ВНД), исходя из силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.
Оснащение: опросники.
Таблица 1. Выраженность признаков, характеризующих свойства нервной системы
Получение мигательного рефлекса и условии, вызывающих его торможение:
При прикосновении к внутреннему углу глаза происходит непроизвольное мигание обоих глаз.
На рис.1 рефлекторная дуга этого рефлекса.
Кружок - это участок продолговатого мозга, где находятся центры мигательного рефлекса. Тела чувствительных нейронов 2 лежат вне мозга в нервном узле.
Раздражение рецепторов → поток нервных импульсов, направляющихся по дендриту к телу чувствительного нейрона 2 и от него по аксону в продолговатый мозг . Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам 3. Информация обрабатывается головным мозгом, включая кору. Мы ведь чувствовали прикосновение к углу глаза! → затем возбуждается исполнительный нейрон 4, возбуждение по аксону доходит до круговых мышц глаза 5 и вызывает мигание. Продолжим наблюдение.
Но, если несколько раз прикоснуться к внутреннему углу глаза - рефлекс затормозился .
При ответе надо учесть, что наряду с прямыми связями , по которым идут «приказы» мозга к органам, существуют и обратные связи , несущие информацию от органов в мозг. Поскольку наши прикосновения для глаза не были опасны через какое-то время рефлекс угас.
Совершенно другой результат был бы, если бы в глаз попала соринка. Беспокоящая информация достигла бы головного мозга и усилила бы реакцию на раздражение. По всей вероятности, мы попытались бы извлечь соринку.
Усилием воли можно затормозить мигательный рефлекс :
Для этого дотроньтесь чистым пальцем до внутреннего угла глаза и попытайтесь не мигать. Многим это удается. Импульсы, исходящие от коры , затормозили нервные центры продолговатого мозга - это центральное торможение , открытое русским физиологом Сеченовым : «Высшие Центры Мозга способны регулировать работу Низших Центров : усиливать или затормаживать рефлексы».
Коленный рефлекс спинного мозга: перекиньте ногу на ногу. Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладони ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога должна подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет. Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие. При всех других случаях рефлекса не будет.
Уровни Организации Организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.
Органный уровень образуют органы - самостоятельные анатомические образования, занимающие определенное место в организме, обладающие определенным строением и выполняющие определенные функции.
Системный уровень представлен группами (системами) органов, выполняющих общие функции.
Организм в целом, объединяя работу всех систем, составляет организменный уровень.
Поведенческий уровень , определяющий адаптацию организма к природной, а у человека и к социальной среде.
Нервная и эндокринная регуляторные системы объединяют все уровни организма, обеспечивай слаженную работу всех исполнительных органов и их систем.