Меню
Бесплатно
Главная  /  Кашель у взрослых  /  Основные методы управления качеством. Методы управления качеством продукции

Основные методы управления качеством. Методы управления качеством продукции

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

1. Методы управления качеством

1.1 Основные методы управления качеством

1.2 Классификация методов управления качеством

2. Практическая часть

2.1 Определение уровня качества продукции

2.2 Расчет экономического эффекта от использования продукции улучшенного качества

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Система менеджмента качества в наши дни является одним из самых значительных способов формирования конкурентоспособной продукции. Безусловно, при условии, что система является эффективной.

Мировая практика управления качеством разработала методы и приемы, в эффективности которых нет причин сомневаться.

Мировой опыт контроля качества представил, что обеспечить стабильное качество продукции можно для достижения качества устойчивости сырья. Следовательно, существует тенденция к более близкому сотрудничеству с поставщиками продукции изготовителя сырья и комплектующих частей. Это происходит как в развитых странах, так и в развивающихся, хотя и в другой форме. Не случайно процедура выбора поставщика предлагается международными стандартами как элемент обеспечения качества.

Стоимость товара - ключевой расходный конкурентный фактор, оказывающий непосредственное воздействие на качество. Систематический анализ этих затрат с целью их оптимизации - неотъемлемая часть качественных программ для организации. Международные образцы для систем оснащения качества включают этот элемент. Очевидная роль оптимальных фирм по управлению в создании климата в коллективе существует, когда принцип "качество первых " перестает быть попросту лозунгом. управление качество инженерный распорядительный

Усовершенствованные принципы сертификации продукции формируют сертификацию систем менеджмента качества. Оба этих явления вышли за рамки внутреннего рынка и сделались нетарифными барьерами в торговле для тех экспортеров, которые, по различным основаниям выступают за диктат времени. Такое отставание имеет немало причин, не последняя причина из них - низкий уровень образования персонала, в том числе в области качества и компетентности.

На предприятиях существенным действующим лицом в бизнесе является менеджер по качеству, приобретший соответственную подготовку. В развитых странах качество управленческих дисциплин изучается в университетах, институтах и колледжах. Безусловно, фирмы тратят много денег на подготовку и переподготовку, чтобы создать слои, которые стабильно повышают квалификацию для престижа.

1. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

1.1 Основные методы управления качеством

В современное время наши компании для продвижения собственных товаров на рынке все чаще сходятся со строгими требованиями к качеству.

Качество - комплексная, сложная и универсальная категория, с немалым количеством функций и разнообразных аспектов. В подчиненности от цели употребления и качества анализа к существенным аспектам имеют отношение: философский, социальный, технический, экономический и правовой.

В рыночных условиях никакие вклады не спасут компанию, если она не снабжает конкурентоспособность своей продукции или услуг. Ядром конкурентоспособности является качество. И хотя кроме качества в конкурентоспособность цены подключены и доставка, производительность, гарантия, сервис, а также последовательность иных терминов, в качестве опросов занимающих 70% «веса» целых показателей конкурентоспособности.

Для обеспечения требуемой степени качества необходима не только подходящая материально-техническая база и заинтересованный квалифицированный персонал, но и устоявшаяся организация работы, включающая разборчивый контроль качества.

Существует факт, что любой компании для благополучной и постоянной работы надобно обеспечить намеченный объем выпуска продукции, придерживаться сроков и добиться небольшой цены продуктов, обеспечивая при этом нужный уровень качества. Трудностью синхронного достижения этих целей является то, что на практике они, обычно, противоречат друг другу.

Обыкновенно, чаще всего приходится идти на компромиссы, чтобы найти лучшие решения в объемах, сроках релиза, стоимости и качества. В то же время всякий раз, когда вы должны решить, какая из настоящих целей (объем, дата выпуска, стоимость или качество) является более значительной необходимо выстроить систему приоритетов на предприятии.

Конкурентоспособная продукция обеспечивает конкурентоспособность предприятий, а это, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на экономическое развитие в общей сложности. Следовательно, качество продукции - это не просто частная проблема некоторых производителей. Это неминуемо вырастает в общенациональную проблему качества жизни.

Но быть конкурентоспособными означает не только изготавливать продукцию самого высокого качества. Уровень качества может быть разный, так как уготовлен для конкретных слоев населения.

Надлежит добавить, что в современное время в мировой практике пространно распространено то, что исключает зависимость между поставщиками и клиентами, когда клиент, прежде чем заказать товар, обследует, как организована работа в качестве поставщика, а также вследствие проверки принять решение о потенциале контракта - "вмешательство во внутренние дела".

В дополнение к обеспечению конкурентоспособности, выход качественной продукции продиктован необходимостью его безопасности и окружающей среды, которая находится под контролем государственных органов на основании специальных законов.

Продукты и технологии обязаны быть безвредными для населения, а не наносить ущерб окружающей среде в связи с тем, что кто-то не хочет или не в состоянии обеспечить требуемое качество.

1.2 Классификация методов управления качеством

Методы управления качества являются методами и приемами управленческой деятельности и их влияния на контролируемые объекты для достижения целей в области качества. В практике управления качеством применяются преимущественно организационно-управленческие, инженерно-технологические, экономические и социально-психологические методы. Выше приведенные методы можно систематизировать по многообразным критериям.

Данные методы необходимо применить как в зоне управления качеством на всех фазах жизненного цикла управляемых объектов, так и в усовершенствовании всех видов деятельности. В дополнение к этим методам, применяется полный ряд научно-исследовательских методов управления качеством, а также обширного экспертного метода. Он нередко применяется на практике при принятии разнообразных решений в области качества.

Организационно-распорядительные методы управления качеством

Организационно - распорядительные методы управления качеством исполняются сквозь неизбежные директивы, приказы и иные требования, обращённые на увеличение и обеспечение нужной степени качества.

Группа организационных и административных методов управления качеством должна включать:

1. регламентирование

2. стандартизацию

4. указания

5. регулирующие действия

6. порядок и правила по управлению качеством, проверка соблюдения заявок и постановлений для управления и снабжения качества

7. логическую последовательность и чёткость информации

8. конспективность, конкретность, незамысловатость и точность каждых заявлений, которые отчисляют потенциал всевозможных интерпретаций

9. веский довод

10. информацию выразительности

11. достаточность и обоснованность

12. малый объем

13. постоянство

14. качественное содержание.

Политика в области качества возникает одной из наиболее значительных компонентов управления качеством. В политических решениях организации в данной области должно учитывать запросы к качеству. Руководство должно назначать политику в письменной форме, которая должна быть скоординирована с прочими видами деятельности компании. Руководство должно обеспечить постижение любым членом команды разработанной политики в области качества, неуклонно осуществлять ее и использовать. Она обязана быть так сформулирована, чтобы положения затрагивали каждого из рабочей силы. Документ, который представляет политику в области качества, должен быть непродолжительным, нетрудным, ясным и запоминающимся, воспроизводить заявки качества работы произвольного сотрудника.

В зарубежной практике, политика в области качества выражаются так, что имеются многочисленные отзывы на многие вопросы, перечисленные выше. К примеру, анализ заявления корпорации IBM показывает нам, что:

1) уделяется внимание произвольному сотруднику организации;

2) отчетливо определяются показатели качества работы;

3) охватывает все аспекты качества (включая цены, поставки и исполнения);

4) подписывается от центрального лица корпорации.

Инженерно-технологические методы управления качеством

Практически все инженерные и технологические методы можно разбить на взаимосвязанные способы процессов подчинения качеством и контроль качества продукции, а также методы их комбинированного употребления. Проходящее состояние науки и техники санкционирует распоряжаться разнообразными качествами инженерных и технологических методов, и их конкретный выбор зависит в большой степени от свойств управляемого объекта. Все данные методы управления качеством следует условно поделить на механические, компьютеризированные, автоматизированные и ручные.

Для результативного применения технических и технологических методов более значительное место занимает метрологическое обеспечение. Для методов управления технологического качества нередко применяют графические методы, подключая метод контрольных карт. При применении метода статистического анализа часто прилагают диаграммы Парето. Это дает потенциал беспристрастно изобразить истинное состояние производства в отдельных сферах, для решения сложных проблем, объединённых с качеством, в том числе идентификации:

Количество эпизодов брака по его видам;

Численность утрат от брака;

Цена времени и материала, исключенного брака;

Численность эпизодов отречения в провизиях во время их транспортировки;

Затраты, объединённые с ублаготворением жалоб и т.д.

Безусловно, все это имеет в своем распоряжении смысл для выживания и преуспевания фирм в рыночных отношениях.

Экономические методы управления качеством

Экономические методы управления учреждены на воздействии экономических устройств мотивации и стимулирования деятельного производства (по крайней мере - непроизводственные) деятельности. Существенность вызывающего хозяйствования в соглашениях рыночных отношений ориентирована на приобретение прибыли и, быть может, более значительный доход.

Группа экономических методов охватывает управление качеством:

1. Финансирование в сфере менеджмента качества.

2. Единицы экономического расчета в системе менеджмента качества;

3. Экономическое стимулирование производства, разделения, и предоставления потребителям товаров и услуг, которые откликаются на их требования;

4. Бизнес-планирование для формирования новоиспеченных и модернизированных товаров и услуг, а также разработка подобающих требований к их типизации и сертификации качества;

5. Ценообразование на товары и услуги в корреспонденции с их степенью качества;

6. Качество организации экономического стимулирования фондов, подсоединяя фонды для поощрения и вознаграждения за качество, сооружение и модернизацию производства, техники и технологии;

7. Употребление системы наград и стимулов на основе его качества в произвольном рабочем месте производственной системы и системы управления в общей сложности;

8. Применение экономических мер с целью воздействовать на поставщиков в подчинении от качества продукции и предоставленных услуг.

Одним из образцов использования экономических методов - финансовые стимулы. Настоящий подход быть может, обобщен вытекающим образом: более высокая зарплата - более высокое качество продукции.

Материализация данного подхода в значительных масштабах может увеличиться спрос и покупательские потенциалы населения (в связи с более высокой заработной платой), что, должным образом, приумножает продажи продукции, валового дохода и приносит максимум прибыли предприятию (а также организациям, где данный метод применяется). Объемы продаж повышаются не только по причине более высокого качества продукции, но и за счет понижения стоимости (то есть надлежащего снижения цен) и увеличения объемов производства. Все это становится истинным результатом развитых отношений производства, взаимосвязанных с воплощением в жизнь настоящего метода.

Социально-психологические методы управления качеством

Социально-психологические методы управления качеством сформированы на применении групп факторов, воздействующих на менеджмент, проистекающих в рабочей силе социально-психологических процессов для достижения целей в зоне качества.

Внутри социально-психологических методов надлежит зафиксировать вытекающие следствия:

1. Методы совершенствования самодисциплины, ответственности, инициативы и созидательной активности произвольного члена команды, а также группы в целом.

2. Единицы по усовершенствованию качества и прогресса в области управления;

3. Конфигурации этического стимулирования, возвышенного качества последствий работы;

4. Методы для повышения психологического климата в команде, включая пути постановления управления качеством, манера управления конфликтами, выбор программного снабжения и психологическая совместимость сотрудников.

5. Способы решения психологических особенностей коллектива работников в сфере обеспечения качества;

6. Методы мотивации в организации рабочих членов команды для достижения необходимого качества;

7. Способы сохранения и формирования обычаев компании для обеспечения требуемого качества;

8. Приемы вовлеченности менеджмента качества работников.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Оценка продукта состоит из двух стадий:

1. Постановление уровня качества товара.

2. Предопределение экономического эффекта совершенствования качества товара.

2.1 Определение уровня качества продукции

Оценка качества продукции обуславливается двумя способами:

1. Используя идеальные продукты;

2. Применяя другие продукты.

Безупречные продукты предпочтены следующим образом: из повергнутых выше 3 изделий - провизия для любого технического параметра предпочитается наилучшая и определяется под «идеальным продуктом», который, как мы осознаваем, на 100% удовлетворяет потребительский спрос. Позднее, параметры произвольного продукта определяют по сопоставлению с идеальным продуктом.

Во втором методе получения оценки параметров продукции 3 изделия сопоставляются друг с другом.

Параметры, характеризующие качество товаров разделяется на вытекающие группы:

Технические (вариации предназначения, эргономические, нормативные, эстетические и др.);

Экономические (создание стоимости производителя и потребителя);

Организационные (скидки, условия платежей, гарантии, и так далее).

В соответствии с техническими параметрами выказываются в особенности значительные нормативные параметры, представляющие образцы на продукцию, нормы, правила, регулирующие границы, в отношении, с чем данный параметр не имеет права обратиться. Продукт, не соответствующий настоящим запросам, не может быть просто представлен в эксплуатацию.

В оценке качества продовольствий, применяется физическое лицо, группа, интегральные показатели качества.

Анализ технических параметров возникает с расчета персональной и групповой продуктивности по параметрам регулирования качества.

Одноместный показатель качества q i считается вытекающим образом:

q i = p i /p 100 (1)

где p i - размер параметра запрашиваемой продукции,

p 100 - размер параметра условного Совершенного продукта, ублаготворяющего потребности на 100%.

Безупречный продукт принимается за основу сопоставления по причине отсутствия информации об эталоне.

Одноместный индикатор нормативного параметра может приобретать значения от 0 до 1. Произвольный показатель по отношению к товару, в общем, имеет кое-какой вес а i , многообразный для произвольного показателя. Вслед за тем как мы подсчитали все единичные индикаторы, делается вероятным рассчитать индекс групп, характеризующий продукт, подобающий наличествующим нормам.

Группа спецификации качества определяется по формуле:

I тп = У q i a i (2)

где q i - единичный параметрический индекс по i -му параметру;

a i - вес i - го параметра;

n - количество параметров, которые следует рассмотреть.

Показатель качества Ктп предоставленной продукции по отношению к иному изделию противолежащей фирмы равен:

Ктп = I тп1 / I тп2 (3)

где I тп1 / I тп2 - надлежащие групповые технические показатели 1-го (запрашиваемого изделия) и 2-го (иного изделия).

Индикатор параметрической группы по экономическим параметрам сводится к простому добавлению составных элементов потребительских цен в исследуемом интервале времени.

Индекс экономических параметров Iэп считается по данной формуле:

Iэп = Ц п1 / Ц п2 (4)

где Ц п1 , Ц п2 - сообразно цена потребления 1-го (запрашиваемого изделия) и 2-го (соперничающего изделия).

На вытекающем периоде рассчитывается интегральный индекс величины качества:

П = Ктп / Iэп (5)

Основываясь на расчетном показателе, делают заключение доли продукта по сопоставлению с иным товаром.

Определение качества товаров, в ходе соотнесения параметров предоставленного продукта с прочими параметрами продукта, происходит подобным образом. Исключительно параметры данных продуктов сопоставляются друг с другом и, следственно, расчет некоторых технических параметров задан будет по формуле:

где p 1, p 2 - размер параметра изделия настоящей фирмы и 2-ой фирмы.

Организационные характеристики не установлены так, как они назначены в настоящее время - с продавцом, потому что это не имея данных, эти параметры не применяются.

2. 2 Расчет экономического эффекта от использования продукции улучшенного качества

Определения экономического эффекта усовершенствования качества товара могут быть сделаны в области потребления и производства. В предоставленной курсовой работе экономическое влияние определяется в сфере потребления.

Размер одногодичного экономического эффекта (Эпотр) в области потребления от роста показателей качества товаров устанавливается по формуле:

Эпотр = (И1+ЕнК"1)г - (И2 + ЕнК"2) (6)

где И, И2 - себестоимость единицы труда (эксплуатационные издержки, реализовываемого изделия, заложенного за основу для сопоставления вариаций, и изделия с умноженными показателями качества, руб.;

К1", К2" - основательные инвестиции (цена) потребителя, применяющего товар, установленный за основу сопоставления, и товары с увеличенными показателями качества, руб.

Ен - коэффициент, установленные по нормам экономической результативности серьезных вкладов;

г - коэффициент, учитывающий соотношение показателей качества товара для нахождения идентичности результата, рассчитывается по формуле:

г = щ * б * в * д (7)

где щ - коэффициент равносильности по техническим показателям основного товара и товара с усовершенствованными показателями, если сравниваются товары исключительно с умноженными параметрами качества и товары, заложенные за основу для сопоставления, зачисляется по формуле:

щ = У а i К iн (8)

где а i - показатель весомости i -го коэффициента качества (в сумме коэффициенты равны единице);

К iн " - результат произвольного i-го показателя качества товара более значительного качества по отношению к продукции, принятой за основу, назначается по формуле:

К iн " = В iн / В iб или К iн = В iб / В iн (9)

где В iн, В iб - показатель любого параметра (технического) качества сопоставляемых новоиспеченного и базового товара.

б n - показатель, придающий значение добавочным потребительским свойствам продукции, устанавливаемой путем экспертных вычислений в оценках, считается по формуле:

б n = У Бн / У Бб (10)

где Бб, Бн - оценка в отметках свойств потребителей товаров базового и с усовершенствованными параметрами качества.

в - показатель, придающий значение безопасности продукции в применении, начисляется по формуле:

в = Тн / Тб (11)

где Тб, Тн - наработка на отказ основного и новейшего товара (с более значительными параметрами качества), ч.

д - показатель, придающий значение периоду службы товара, назначается по формуле:

д = (1/ t б + Ен) / (1/ t н + Ен) (12)

где t б, t н - подобающим образом срок службы основного и последнего изделия, год.

При условии, что информации нет, то Тб, Тн равны 1.

При оценке качества продуктов, приобретенных предоставленным путем можно сделать выводы:

По причине того, что товар обладает высоким показателем качества по сопоставлению с продуктом А (0,97) и продуктом В (1.10) с употреблением методики по соотнесению с идеальным продуктом;

Пока совершенствование качества существенных товаров может достигать параметров годичного экономического эффекта в потреблении около $ 49.8 тыс. рублей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время идея качества продуктов сформирована на принципе более совершенного выполнения запросов и прихотей потребителя, и данный подход необходимо заложить в основу проекта произвольного товара. Главной сущностью менеджмента качества выказывается стержневое суждение в бизнесе, показывающие качество работы, обращенное на высокую удовлетворенность потребителей. И данным качеством следует управлять. Непосредственно, в подобной сути тяжелой работы лежит создание системы, которая в состоянии результативно проверять качество, и формировать условия, при каких это качество будет на вершине производственного процесса. Что приносит менеджмент качества в России? В последние годы буквально во всех сферах рынка продукции и услуг в нашем государстве прекращает существовать "рынок продавца" и появляется "рынок покупателя". Перечень товаров и услуг, находящихся в дефиците, которые покупатель расположен приобрести для их функциональности, придавая значение при принятии решения о покупке качеству товара во вторую очередь, неуклонно понижается. Это связано непосредственно с понижением числа монополий, уменьшением периодов доставки на российском рынке последних изделий заграничных фирм, появлением соперничества между отечественными производителями товаров и услуг. Рынок не "пустой". На нем уже давно прекрасно себя поставили предприятия торговли, пищевой промышленности и услуг по ремонту. Покупатель, в свою очередь, испытывает преимущество высококачественных продуктов и услуг и все чаще следует принципу «пусть уж меньше, но лучше». Качество становится осязаемым конкурентным преимуществом. Но, при рассмотрении ситуации с другого угла мы заметим, что повышение внешнеторгового оборота вынуждает все большее количество отечественных фирм на приобретение сертификата качества ИСО 9000. Существенное основание настоящего в том, что присутствие предоставленного сертификата нередко выказывается неизбежным условием участия в интернациональных тендерах предприятия, получения страховки и льготных кредитов, приобретения национального сертификата пригодности на товар, уменьшения издержек для соглашений страхования. Однако вступление процедур менеджмента качества на предприятии не лишь только снабжает эти преимущества. Существенным здесь является то, что концепция сплошного управления качеством анализируется как самый важный момент, обеспечивающий успех в конкуренции. Следовательно, обеспечение качества - абсолютное наставление по всем ступеням деятельности любого предприятия, от концепции до производства.

Главный вопрос в материализации процедур контроля качества, обычно - персонал. Введение этапов по совершенствованию запросов к качеству зачастую модифицирует корпоративную культуру. Для начала культуру управленческого персонала и квалификационных менеджеров среднего звена. Прямо от данной группы менеджеров зависит эффективность и совершенный контроль качества, реализующий постижение того, что повышение качества ведет, в итоге, к уменьшению издержек предприятия.

ГЛОССАРИЙ

Определение

Диаграмма Парето

инструмент, позволяющий распределить усилия для разрешения возникающих проблем и выявить основные причины, с которых нужно начинать решение проблемы

Уровень качества

относительная характеристика, которая определяется отношением физических значений показателей качества к базовым значениям тех же показателей

Затраты на качество

затраты, которые необходимы для обеспечения удовлетворенности потребителя продукцией и услугами

Метод развития функций качества (QFD)

метод для преобразования требований потребителя, в параметры качества нового ожидаемого продукта

Программа улучшения качества

деятельность предприятия по улучшению качества, объединяющая организационные, производственные и психологические возможности для стимулирования улучшения качества, микроклимата на предприятии, мотивации сотрудников

Профиль базового качества

совокупность параметров качества продукции, наличие которых потребитель считает обязательным

Профиль желаемого качества

группа параметров качества, которые представляют для потребителя неожиданные ценности предлагаемой продукции

Профиль требуемого качества

совокупность показателей качества, представляющих собой технические и функциональные характеристики продукции

Статистические средства управления качеством

средства управления качеством на основе результатов измерений, анализа испытаний, контроля, данных эксплуатации, экспертных оценок и любой другой информации, позволяющей принимать достоверные, обоснованные, доказательные решения

Статистическое управление качеством

часть управления качеством, в которой применяют статистические методы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Басовский Л.Е., Протасьев Управление качеством: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 212с.

2 Кремнев Г.Р. Управление производительностью и качеством:17 - модульная программа для менеджеров “Управление развитием организации”. Модуль 5. - М.: ИНФРА - М, 2000. - 256с.

3 Крылова Г.Д. Основы стандартизации сертификации и метрологии. Учебное пособие. - М.: Юнити, 2000. - 711с.

4 Мазур И.И. Шапиро В.Д. Управление качеством. - М.: Высшая школа, 2003. - 334с.

5 Мишин В.М. Управление качеством. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 463с.

6 Никифоров А.Д. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2004.

7 Огвоздин В.Ю. Управление качеством: основы теории и практики: Учебное пособие. - М.: Дело и Сервис, 2002. - 160с.

8 Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2002.

9 Швандар В.А., Панов В.П., Купряков Е.М. Стандартизация и управление качеством. - М.: Юнити, 2000. - 487с.

10 Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 199с.

11 Управление качеством: Учебное пособие / Под ред. Н.И. Новицкого. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 199с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Классификация административных, технологических, экономических и психологических методов управления качеством по различным признакам. Осуществление статистического регулирования и приемочного контроля качества продукции путем построения диаграммы Парето.

    реферат , добавлен 17.01.2012

    Принципы управления качеством продукции как часть управления производством. Классификация методов управления качеством. Управленческие отношения в области качества. Цель присуждения премий и проведения конкурсов. Учет затрат на управление качеством.

    реферат , добавлен 23.12.2013

    Современная система управления качеством (TQM) и ее принципы. Сущность методов управления качеством продукции, товаров, услуг и работ, процессов и систем управления, понятие сертификации. Европейская премия качества и бенчмаркинг с ориентацией на Европу.

    реферат , добавлен 26.12.2009

    Анализ управления качеством на предприятиях в советский период. Стадии и этапы жизненного цикла продукции. Стандартизация как метод управления качеством, его принципы и функции. Применение статистических методов, алгоритм квалиметрической оценки.

    шпаргалка , добавлен 07.12.2009

    Понятие системы управления качеством на предприятии. Значение статистических методов в управлении качеством. Контрольные карты Шухарта как метод статистического контроля и управления качеством. Основные принципы построения контрольных карт Шухарта.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2011

    Методы управления качеством в производстве. Особенности анализа и устранения дефектов в хлебопекарном производстве. Производственные процессы ООО "Котласский хлебокомбинат". Оценка эффективности управленческого решения по применению методов системы 5S.

    дипломная работа , добавлен 10.04.2017

    Технология производства чая. Требования к качеству и безопасности продукции; контролируемые параметры и показатели. Дефекты и пороки чая; статистические методы контроля и управления качеством. Анализ видов и последствий отказов технологического процесса.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2014

    Понятие и классификация методов управления. Основные способы психологического воздействия на работника: требования, запрещение, порицание, командование. Особенности использования социально-психологических методов управления на примере ОАО "НефХимЗавом".

    курсовая работа , добавлен 24.10.2014

    Понятие управления качеством, эволюция мировой системы менеджмента. Основные положения и преимущества японской школы управления качеством. Опыт управления качеством в США. Особенности формирования и развития американской школы управления качеством.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2011

    Формы прямого воздействия, их эффективность. Применение организационных методов управления качеством. Способы воздействия, основанные на применении экономического стимулирования и создании материальной заинтересованности в достижении цели качества.

Для наиболее полного представления методов и средств управления качеством применяемые в методической и учебной литературе подходы к систематизации могут быть объединены и дополнены (рис. 1, 2). К средствам управления качеством отнесены орудия, предметы, совокупность приспособлений для осуществления менеджмента качества: оргтехника, банки нормативной документации, средства связи и метрологии и т.д., а также управленческие отношения - отношения субординации и координации.

Классификация средств и методов управления качеством


Классификация методов управления качеством

Методы управления качеством - способы и приемы, с помощью которых субъекты (органы) управления воздействуют на организацию и элементы производственного процесса для достижения поставленных целей в области качества. Наряду с отдельными методами выделены представляющие их комбинации комплексные методы, а также теоретические основы, концепции и системы. В отличие от комплексных методов, концепции и системы предполагают не только применение определенного набора методов, но и реформирование подхода к управлению организацией.

Отдельные методы полезно классифицировать по объекту воздействия: информация, социальные системы, оборудование. Последние связаны с особенностями конкретного производственного процесса, включают методы измерений, настройки и др. Управление социальными системами, как правило, подразделяется на экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы.

Экономические методы управления подразумевают создание экономических условий, побуждающих работников и коллективы предприятий, отделов систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества. Развитие рыночных отношений требует более широкого использования экономических методов управления качеством. К таким методам могут быть отнесены:

· финансирование деятельности в области управления качеством;

· хозяйственный расчет в подразделениях системы управления качеством;

· экономическое стимулирование производства;

· ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества;

· применение системы оплаты труда и материального поощрения;

· использование экономических мер воздействия на поставщиков;

· бизнес-планирование создания новых и модернизированных видов продукции и услуг.

Организационно-распорядительные методы осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководства и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества:

· регламентирование (функциональное, должностное, структурное);



· стандартизация;

· нормирование;

· инструктирование (объяснения, разъяснения);

· распорядительное воздействие (на основе приказов, распоряжений, указаний, постановлений и др.).

Социально-психологические методы влияют на социально-психологические процессы, протекающие в трудовых коллективах, для достижения целей в области качества. В области менеджмента качества к ним могут быть отнесены:

· моральное стимулирование высокого качества результатов труда;

· приемы улучшения в коллективе психологического климата (ликвидация конфликтов, подбор и обеспечение психологической совместимости сотрудников);

· учет психологических особенностей членов трудовых коллективов;

· формирование мотивов трудовой деятельности персонала, направленных на достижение требуемого качества;

· сохранение и развитие традиций предприятия по обеспечению необходимого качества;

· способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива.

«Семь основных инструментов контроля качества» гистограмма, стратификация (расслаивание), диаграмма Парето, диаграмма рассеивания (разброса) и контрольные карты предназначены для анализа количественной информации.

1) Лист сбора данных (ЛСД) предназначен для регистрации возникающих событий, т.е. для сбора данных для последующего анализа.

Внешне ЛСД представляет собой таблицу, заполнение которой сводится к простому добавлению в соответствующую ячейку вертикального штриха при наступлении того или иного события. Первые четыре события отмечаются вертикальными штрихами, а каждое пятое - горизонтальной чертой, пересекающей первые четыре штриха. Таким образом, каждая <связка> черточек обозначает 5 событий.

Заполнение листа сбора данных - это наиболее простой из инструментов качества - нет ничего проще, чем поставить штрих в нужной ячейке. Подсчет результатов также осуществляется довольно легко.

На рисунке приведен пример листа сбора данных, в котором регистрировались жалобы покупателей молочной продукции на отдельные виды несоответствий в разные дни недели.


Лист сбора данных (ЛСД)

2) Гистограмма - это диаграмма в виде столбцов, на которой графически показано изменение какой-либо величины с учетом частоты распределения.

Например, в таблице 1 приведены данные о росте студентов-юношей в отдельно выбранной студенческой группе.

На основании этих данных можно построить гистограмму, отражающую частоту появления того или иного значения в выборке, а также диапазон рассеивания значений (в данном случае - значений роста юношей).

Таблица 1

Исходные данные для построения гистограммы.

Студент Рост, см

Для построения гистограммы нужно определить следующие параметры:

1. Граничные точки.

2. В нашем случае граничными точками будут значения 162 и 190 (минимальное и максимальное значения в выборке)

3. Количество классов гистограммы, определяется как корень квадратный из объема выборки.
В нашем случае объем выборки равен шестнадцати, т.е. количество классов: sqrt (16) = 4

4. Ширина одного класса: расстояние между граничными точками нужно разделить на количество классов.
В нашем случае ширина одного класса вычисляется как (190-162) / 4 =7

Теперь нужно определить границы каждого класса:

1-й класс: 162-168

2-й класс: 169-175

3-й класс: 176-182

4-й класс: 183-190

После того, как мы нанесли <сетку> гистограммы на систему координат, нужно отметить количество событий из нашей выборки, попадающих в тот или иной класс.

В соответствии с принятой терминологией метод управления качеством - это способ и совокупность приемов воздействия на средства и продукты труда, направленные на достижение требуемого качества. Рассмотрим классификацию методов управления качеством.

Методы управления качеством делятся на организационные, социально-психологические, экономические и организационно-технологические.

Управление качеством как целенаправленное воздействие реализуется управляющими подсистемами, имеющими соответствующую организацию. В общем виде задачи управления качеством делятся к следующему:

Определить правильные цели в области качества;

Достичь цели, оптимально используя ресурсы;

Установить и поддерживать соответствующие отношения между людьми в процессе труда (необходимую культуру);

Обеспечить постоянное совершенствование.

Одна из целей реализации организационных методов управле­ния качеством - способствовать такой организации управляемой подсистемы, которая позволит обеспечивать требуемое качество.

Организационные формы реализации методов управления качеством делятся на прямые и косвенные.

Прямые формы реализуются главным образом посредством издания актов. Акт предписывает исполнителю; что необходимо сделать, как и когда.

При применении косвенных форм главным образом используются нормы.

Нормы определяют, как нужно действовать в соответствующих условиях, т.е. представляют собой правила поведения без обяза­нного запрета.

Таким образом, нормы по сравнению с актами создают опре­деленные возможности для творческой активности персонала. Формы прямого воздействия эффективны в основном в трех ситуациях:

если есть уверенность подчиненных в знании и опыте руководителя;

при понимании подчиненными смысла и значения команд;

Если возникли критические обстоятельства, не позволяющие подчиненным (исполнителям) самим найти правильные решения.

Формы прямого воздействия имеют следующие недостатки:

развивают пассивность;

снижают творческие начала в исполнителях;

Могут приводить к скрытому отрицанию и неприятию диктуемых сверху решений - их формальному выполнению.

При использовании форм косвенного воздействия исполните­лям ставят цель, задачи, сроки, требуемое качество и выделяют ресурсы. Пути и способы решения поставленных задач выбира­ются самими исполнителями.

Формы косвенного воздействия ориентируют исполнителя на творческую деятельность, при их использовании к минимуму сво­дится формальный подход, создаются условия самовыражения исполнителя (высшей степени мотивации).

Социально-психологические методы управления качеством - это совокупность способов воздействия на духовные интересы работников, формирование их мотиваций, связанных с обеспече­нием соответствующего качества.

Их значение первостепенно. Арсенал использования таких методов широк - от воспитания и пропаганды (патриотизма к фирме самоуважения себя как работника) до индивидуальных форм морального стимулирования.

При организации управления качеством следует учитывать не только профессиональную квалификацию работника, но и его мотивацию, психофизиологические особенности человека, его потребности в духовном и физическом развитии, его социально-психологические установки.

Участие человека в системе управления качеством многообразно. Он выступает в такой системе в разных качествах. Это зависит от следующих факторов:

Принадлежности к той или иной сфере управления, тем или иным органам управления;

Выполняемого типа работ;

Работы на тех или иных этапах производственно-коммерческого цикла.

Проблемы организации работы с персоналом также многообразны:

Подбор и расстановка;

Воспитание;

Обучение;

Организация труда;

Контроль деятельности;

Обеспечение психологического климата;

Создание уверенности в руководителе;

Воспитание преданности фирме.

Это означает, что в работе с персоналом необходимо изучать социально-психологические, деловые и профессиональные качества подчиненных, уметь разрабатывать характеристики их деятельности, знать науку менеджмента в части управления коллективами и индивидуумами, определять и формировать мотивацию.

Следовательно, особая роль в системе управления качеством принадлежит руководителю. К его главным задачам относятся следующие:

определение цели, стратегии и политики в области качества;

многообразная работа с персоналом;

организация и руководство системой управления качеством.

При этом особое внимание уделяется обеспечению необходимой мотивации работников к высококачественному труду путем Издания возможностей для самовыражения в процессе трудовой деятельности. Это одна из важнейших целей использования соци­ально-психологических методов. Не случайно японцы считают, что «качество - это образ мышления, это уровень куль­туры».

Экономические методы управления качеством определяют спо­собы воздействия, основанные на применении экономического стимулирования и создании материальной заинтересованности в достижении заданной цели в области качества.

Экономическими рычагами, влияющими на качество в условиях конкуренции, являются заработная плата и доплаты, цена купли-продажи, цена потребления продукции, кредитование, налоги.

Дополнительные экономические стимулы улучшения качества применяются также государственными и общественными организа­циями и в условиях конкуренции. Это различные премии в области качества. Следует отметить, что в настоящее время их значение для организаций-лауреатов далеко не ограничивается только экономичес­кими стимулами, связанными с получением самой премии. Не мень­шее значение имеет рост репутации данных товаропроизводителей.

Можно привести примеры следующих значимых премий в об­ласти качества.

Премия Э. Деминга. О высоких требованиях, предъявляемых к претендентам на эту награду, говорит тот факт, что число зару­бежных компаний, получивших премию, невелико.

Премия им. Э. Деминга является самой престижной в мире. Оценка качества деятельности компаний осуществляется по 48 по­казателям, сгруппированным по десяти направлениям, каждое из которых, в свою очередь, разбито еще на ряд элементов. Оценка участников конкурса проводится по 100-балльной системе, для получения премии Деминга нужно набрать не менее 70 баллов.

Премия им. Э. Деминга сыграла выдающуюся роль в развитии качества в Японии, она способствовала усилению работ по качеству во многих компаниях. Большую пользу принесли как самооценки, так и получение оценок и рекомендаций от жюри. Опыт и программы улучшений победителей конкурса оказали влияние и на другие компании.

Европейская премия по качеству. Основная идея оценочной Модели EQA (Европейская награда качества) состоит в том, что удовлетворение требований потребителей и требований персонала и влияние на общество достигаются за счет лидерства в политике и стратегии, управлении персоналом, ресурсами и процессами, приводящего, в конце концов, к выдающимся результатам в деятельности компании.

С 1994 г. Европейская премия по качеству включает два вида наград: .

Европейскую награду за качество (The European Quality Sward), которой награждается наиболее успешный последователь TQМ в Западной Европе. Награда является переходящей и присуждается ежегодно;

Европейские призы за качество (The European Quality Prizes), присуждаемые тем коллективам, которые демонстрируют выдающееся мастерство в управлении качеством как с точки зрения выполнения их основных процессов, так и с точки зрения непре­рывного улучшения собственной деятельности.

Награждение победителей проводится на форуме Европейского фонда управления качеством (EFQM). Победитель признается луч­шей компанией Западной Европы в текущем году, показавшей наи­более успешное практическое применение TQM в конкретных для данной компании условиях. Однако следует подчеркнуть, что все без исключения компании, участвующие в конкурсе, оказываются в вы­игрыше и в первую очередь за счет того, что они вынуждены прово­дить самооценку с оглядкой на Комитет по присуждению награды.

Российская премия качества. Учреждена постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г.

Премия присуждается ежегодно, начиная с 1997 г., на конкур­сной основе за достижение организацией значительных результа­тов в области обеспечения безопасности и качества продукции или услуг, а также за внедрение организацией высокоэффективных методов управления качеством. Ежегодно присуждается не более 12 премий, которые вручают лауреатам конкурса по время Всемирного дня качества (второй четверг ноября).

Модель оценки организации, претендующей на Российскую премию качества, близка к модели EQA. Она также характеризу­йся девятью критериями, которые дают возможные направления совершенствования деятельности организации и ориентиры для ее улучшения.

Участники конкурса оцениваются в баллах в соответствии с весовыми коэффициентами каждого из критериев. Все организации, принявшие участие в конкурсе, получают оценку деятельности в области качества и рекомендации по ее совершенствованию.

Если организация получает премию, то она и все ее филиалы лишаются права на получение следующей премии в течение пяти лет.

Безусловно, все имеющиеся на сегодняшний день награды и премии качества оказывают существенное влияние на развитие принципов TQM и использование концепций улучшения деятельности организаций.

Организационно-технологические ме­тоды делятся на две группы: методы контроля качества и методы регулирования качества.

Можно контролировать качество продукции и качество процес­са ее создания. Объектами применения методов регулирования качества могут быть как продукция или процесс в отдельности, так и продукция и процесс в совокупности.

Контроль качества включает в себя проверку качества выполне­ния работ, их результатов и фактического достижения целей в обла­сти качества. Для этого в организации решаются следующие задачи:

создание нормативов для измерения качества работ и их ре­зультатов;

измерение параметров качества работ и продуктов - оценка соответствия нормативных и фактических результатов сравнения норм в области качества;

проведение управляющих мероприятий в области качества.

Рассмотрев общие методы управления качеством, следует сделать вывод о том, что три из четырех групп данных методов призваны непосредственно воздействовать на персонал организации. Поэтому человеческому фактору в системе менеджмента качества необходимо уделять особое внимание.

Методы управления качеством производственных процессов уже получили широкое распространение в России. На эту тему издано немало книг, отраслевые журналы публикуют интересные и полезные статьи. Информации, казалось бы, достаточно - бери и применяй, однако многочисленные проблемы, связанные с запуском системы контроля качества на российских предприятиях, свидетельствуют об ошибках, допущенных как раз на самой ранней стадии запуска - выбора методов управления.

Давайте попробуем разобраться, почему на уровне стратегии возникают просчеты. Чтобы это сделать, необходимо перед развертыванием СМК ответить на четыре ключевых вопроса:

- «Зачем делаем?» То есть, для решения каких задач развития предприятия и совершенствования его деятельности необходимо использовать эти методы?

- «Что делаем?» То есть, каким образом эти методы должны быть использованы для решения задач развития предприятия.

- «Как делаем?». То есть, какой метод целесообразно применять для задачи определенного типа и почему?

- «Кто это будет делать?» То есть, специалисты каких служб должны использовать эти методы на практике и как сподвигнуть этих сотрудников на использование данных методов.

Первый ключевой вопрос: «Зачем?»

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте правильно расставим акценты. Мы будем говорить об одной из задач в рамках проблемы построения системы качественного управления предприятием, а именно - о задаче качественного управления производственным процессом. Именно так считает автор необходимым переводить термины Quality Management system и Quality management. Качественное управление - это управление:

- результативное. Результаты процесса - это количество и качество продуктов на выходе процесса, сроки соответствуют плановым, а риски не выше предполагаемых. Вопросы предотвращения рисков - ключевые вопросы результативного управления.

- эффективное , то есть на получение результата тратится ресурсов не больше запланированного, а в идеале - минимально возможный объем. Понятно, что не решив вопросов результативности управления, всерьез ставить и тем более пытаться решать вопросы эффективности управления, по меньшей мере, наивно.

Модель результативного управления задают всем известные стандарты семейства ИСО 9000 и других - AS 9000 (для аэрокосмической промышленности), ИСО 16949 (для автопрома), TL 9000 (для связи и телекоммуникаций), а модель эффективного управления - производственная система «Тойота» или, ее «упрощенный вариант», концепция «бережливого производства». Рассматриваемые методы качественного управления производственными процессами - один из важнейших компонентов модели результативного управления, а модель эффективного управления без них просто не работает никак.

Как на российских предприятиях обстоят дела с результативностью и эффективностью? Приведу ряд цифр. По мнению международных органов по сертификации, не более 20-25% из числа полученных российскими предприятиями сертификатов соответствия требованиям ИСО 9001 являются реальными. Остальные выданы в лучшем случае на «бумажные» системы, когда вся требуемая стандартом документация есть, но на реальную жизнь предприятия влияния она практически не оказывает. Уровень развития российских предприятий, и его важнейшая часть - управленческий уровень - невысокий.

Понятие уровня развития крайне полезно для разговора на интересующую нас тему. Складывается оно из следующих компонентов:

Уровня управленческого развития компаний;

Уровня технологического и технического развития (то есть, - инфраструктуры и производственной среды);

Уровня кадрового развития;

Уровня инновационного развития.

Особенно выделю уровень управленческого развития предприятия, как основной оценочный показатель, своеобразную шкалу развития кампании. Это - интегральная экспертная оценка степени использования технологий менеджмента, оценка качества организации и управления базисными бизнес-процессами на предприятии. Так вот, лучшие в мире предприятия имеют уровень развития около 6 (по шестибалльной системе) и уровень управленческого развития выше 5. Едва-едва рентабельное предприятие обычно имеет уровень развития около 0. Средний управленческий уровень российских предприятий ниже уровня 2, тогда как для успешного начала внедрения модели ИСО 9001 требуется управленческий уровень не ниже 2,5, а хорошо функционирующая система соответствует уровню 3 и выше. Концепция «бережливого производства» рассчитана на предприятия с уровнем управленческого развития выше 3, а весь комплекс методов производственной системы «Тойота» требует уровня выше 4. Таким образом, низкоуровневое предприятие просто не в состоянии получить эффект от реального внедрения, поэтому и выбирает, как правило, «потемкинскую деревню» - сертификацию, за которой нет реального механизма управления качеством.

Вывод напрашивается невеселый. Но отчаиваться не стоит, сходную проблему проходили все, включая нынешних мировых лидеров в области качественного управления. Просто они эту проблему давно преодолели, а у нас она пока стоит «в полный рост». И ключевым моментом в ее решении является правильно выбранная и четко установленная высшим руководством «точка опоры».

«Точка опоры»

Успешное внедрение методов качественного управления производственным процессом может базироваться либо на экономическом подходе, либо на административном. Третьего не дано. Экономический подход предполагает наличие следующих условий:

  • на предприятии действует четкая система производственного планирования. Система является четкой, если разница в показателях между планом и фактом (по срокам, затратам ресурсов) не превышает 10%;
  • предприятие умеет определять источники затрат в производственном процессе по местам их возникновения, то есть, действует четкая система управленческого учета;
  • в управлении предприятием действует не только «властная вертикаль», но развиты и «горизонтальные» связи. Например, на производстве действует бригадный подряд, и бригады сами регулируют между собой большую часть проблем. На «среднем уровне» между подразделениями действует система протоколов об уровне обслуживания, в которых два подразделения четко договариваются, кто для кого что делает и с какими требованиями к качеству. Сами подразделения отслеживают исполнение этих протоколов;
  • система мотивации персонала четко увязана с фактическими результатами труда (выполнением плана, выполнением сроков, соответствием продукции требованиям по качеству). Каждый работник четко понимает, почему он получил премию именно такую, а не другую, и что нужно сделать, чтобы в следующий раз она была больше. Понятно, что сдельная форма оплаты труда, штрафы за брак и т.д. здесь просто исключаются в принципе.

Только при наличии этих условий на предприятии все начинают понимать старую (высказанную Шухартом еще в конце 20-х годов 20-го века) истину: «вкладывая деньги в предотвращение рисков, дефектов, несоответствий, мы экономим на затратах на контроль, и, в особенности, на затратах на исправление дефектов». Простыми словами, внедряя методы качественного управления производственным процессом (и тратя на это деньги), мы экономим, выигрывая в конкурентной борьбе.

Количество российских предприятий, которые смогли реально задействовать «экономическую точку опоры», мало. Это и всем известные «Инструм Рэнд» и «Трек», и, скажем, гораздо менее «пропиаренный» Чепецкий механический завод. Но именно они являются лидерами в своей области и на практике доказывают, что в использовании «экономической точки опоры» - магистральная линия развития российских предприятий.

Ну а что делать, если система планирования «не очень», что встречается нередко, или, что встречается еще чаще, предприятие не имеет внятной системы управленческого учета? Ну, можно использовать «старый добрый» командно-административный подход. Для этого нужна мощная и жесткая «властная вертикаль», которая, естественно, упирается в «первое лицо предприятия». Да, генеральный директор может просто навязать использование методов качественного управления производством, - как меру на переходный период, пока достраивается «экономическая точка опоры». Но переходный период имеет свои пределы. Судя по практике многих предприятий (в том числе и по нашей консалтинговой практике), он может длиться не более года-полутора, а затем - откат назад, и все начинать даже не с нуля, а с отрицательной исходной точки.

Второй и третий ключевые вопросы: «Что внедряем?» и «Как внедряем?»

Теперь перейдем к выбору конкретных методов. Я привык описывать иерархию методов качественного управления с помощью специальной схемы - «башни качества». Предлагаю этой схемой воспользоваться, чтобы разобраться, для решения каких задач развития предприятия необходимо использовать методы качественного управления производственным процессом. На Таблице 1 мы видим, как последовательно реализуется внедрение этих методов - согласно задачам и логике управления.

Самое главное направление усилий - это запустить «цикл Деминга » при управлении производственным процессом, а рассмотренные методы - лишь способ заставить этот цикл «вращаться» более эффективно.

Таблица 1. Методы управления производственным процессом

Этаж «башни качества»

Метод управления производственным процессом

Основная цель применения метода

«Точка приложения усилий»

Применяемые методы контроля качества

Комментарии (пример реализации)

«Фундамент»

Стандартизация, взаимозаменяемость, метрология, управленческий учет, управление мотивацией

Создать «фундамент» для успешной работы остальных методов

Руководители среднего звена

Карты процессов, корпоративные стандарты, рабочие инструкции, положения о подразделениях, должностные иструкции

Стандартизация: все должны иметь доступ к стандартам (внешним и корпоративным), которые их касаются. Сами стандарты должны быть актуальными и адекватными. Нужно уметь стандартизировать деятельность, применяя карты процессов.

Взаимозаменяемость: должны быть решены как вопросы технической взаимозаменяемости, так и кадровой. Все ключевые компетенции сотрудников должны быть документированы (карты процессов).

Метрология: должна быть обеспечена метрологическая надежность всех средств измерения, контроля, испытаний, включая измерительный инструмент. Управленческий учет: нужно уметь определять хотя бы фактическую себестоимость данной партии продукции.

Управление мотивацией: система оплаты труда должна быть увязана с количеством и качеством труда.

Контроль продукции (выходной, операционный)

Отфильтровать брак, не допустить дефектную продукцию к потребителю

ОТК, производственные рабочие (при внедренной системе самоконтроля)

«7 простых инструментов»: контрольные листки, графики, диаграммы Парето, диаграммы Ишикавы , графики взаимосвязи, гистограммы, расслоение

ОТК заполняет контрольные листки и накапливает их. Рабочая группа в составе ОТК, технологов, службы главного механика, производственной службы еженедельно выделяет с помощью диаграммы Парето самые «весомые» дефекты, с помощью диаграммы Ишикавы определяет их причины, планирует корректирующие действия, направленные на не повторение дефекта по данной причине, выполняет их. Новый анализ показывает результативность действий (если количество дефектов данного вида сократилось).

Контрольные карты работают на 50% - это инструмент «2-го этажа».

При управленческом уровне выше 2,5 то, что делала рабочая группа, должны научиться выполнять бригады («кружки качества» в бригадах).

Статистическое управление процессами

Увеличить «выход годного» и сократить брак

Технологи, производственные рабочие

Контрольные карты, определение возможностей процесса (Cp и Cpk), планирование экспериментов, «6 сигм», анализ причин и воздействий отказов (FMEA)

Конструкторы определяют ключевые характеристики продукции, наиболее сильно влияющие на ее потребительские свойства, с использованием метода анализа причин и воздействий отказов (FMEA) и отразили эти ключевые характеристики в конструкторской документации на изделие.

Технологи определяют с помощью метода анализа причин и воздействий отказов (FMEA) ключевые характеристики операций, сильно влияющие на ключевые характеристики продукции. Эти ключевые характеристики доведены до производства (руководителей, работников, ОТК).

Технологи ведут контрольные карты (данные может предоставлять ОТК) и определяют возможности процесса (Cp и Cpk) по ключевым характеристикам операций.

Рабочая группа в составе технологов, представителей ОМТС, ОТК, представителей производства регулярно (один раз в неделю) определяют причины, по которым Cp и Cpk < 1 и разрабатывают корректирующие действия, направленные на не повторение снижения возможностей процесса по данной причине и реализует эти действия.

Для поиска причин используют методы планирования экспериментов, проводят эти эксперименты. Безусловно, используют и «7 простых инструментов».

При управленческом уровне выше 3,5 то, что делала рабочая группа, должны научиться выполнять бригады («кружки качества» в бригадах).

Методы «6 сигм» рассчитаны на предприятие с управленческим уровнем выше 3,5

Система качественного управления (Система менеджмента качества)

Обеспечить производственный процесс в управляемых условиях, сократить операционные риски, повысить результативность труда сотрудников

Процессы и подразделения предприятия, сотрудники

Карты процессов с установленными критериями их результативности, методами мониторинга результативности по критериям.

Система сбалансированных показателей (ССП), увязанная с критериями результативности процессов

Статистические методы управления процессами используются не только в производственном процессе, но и во всех процессах предприятия.

Существует отстроенный процесс проектирования/перепроектирования процессов. В нем широко используется анализ причин и воздействий отказов (FMEA).

Все уровни управления предприятием вовлечены в постоянное улучшение (по крайней мере, в повышение результативности) всех процессов предприятия.

Все умеют применять перечисленные выше методы.

Планирование качества

Создать продукцию, обеспечивающую высокий уровень удовлетворенности потребителя

Конструкторы, технологи, планово-экономические службы

Метод Кано, технология развертывания функций качества, анализ причин и воздействий отказов (FMEA), функционально-стоимостный анализ (ФСА)

Требования потребителя «развертываются» конструкторами в технические требования к изделию в целом, а те - в технические требования к компонентам и далее «развертываются» технологами - в требования к операциям и к организации производства. Ключевые характеристики продукции и операций вытекают из этого «развертывания» (как имеющие наивысшую корреляцию с наиболее важными для потребителя требованиями).

Выбор технологий, поставщиков, методов организации производства осуществляется с использованием ФСА. Для проверки принятых решений используется анализ причин и воздействий отказов (FMEA)

В комментариях к Таблице 1 видно, что применение всех этих методов требует организации рабочих групп. Для начала эти группы могут быть организованы на «среднем уровне» - из ключевых специалистов предприятия. В идеале рабочие группы, применяющие активно эти методы, должны быть и на «низовом уровне» - уровне бригад рабочих. Но это возможно только при экономической «точке опоры».

Чтобы цикл Деминга реально заработал, рабочая группа должна уметь работать слаженно. Это не так просто - по нашему опыту, первые два заседания в основном посвящены «сведению счетов», а не поиску решений, и только к 3-му заседанию группа начинает работать как группа. Поэтому первые 3 заседания должны проходить при внешнем модераторе - консультанте компании. Понятно, что группа должна быть мотивированной на результативную работу, то есть находить именно те решения, которые предотвращают повторение несоответствий. Поэтому группа должна премироваться - но только по результатам фактического улучшения процессов в течение, например, квартала;

Рабочая группа должна уметь работать эффективно. Сколько может длиться заседание группы? Оптимально - от 1 часа до 1,5 часов. Значит, за это время все и должно произойти, причины несоответствий найдены, среди них выявлены важнейшие, разработаны корректирующие действия, принят план по их реализации. Для этого все члены рабочей группы должны пользоваться инструментами эффективной работы. Такими инструментами являются: мозговой штурм, матрица затрат и выгод, диаграмма сходства, шкала целесообразности, диаграмма взаимосвязи, анализ силового поля. А вот будут ли пользоваться? Снова вопрос мотивации…

По нашему опыту, сначала группа должна заработать вместе, предложив и воплотив несколько результативных мероприятий. А вот тогда можно организовать обучение группы методам эффективной работы - люди уже поняли смысл совместной работы и хотят повысить ее эффективность. К сожалению, также по нашему опыту, очень часто такой семинар блокируется Руководством - очередная «экономия на спичках». Ну что же, всегда остается самообразование

4-й ключевой вопрос: «Кто это будет делать?»

Этот простенький с виду вопрос - на практике один из самых сложных. Он - часть более объемного и совсем сложного вопроса: «А кто у нас за что отвечает на нашем предприятии?». Ведь мало распределить ответственность - нужно распределить еще и полномочия, а в идеале - и ресурсы. «Вертикаль власти» сходится в одну линию только на уровне 1-го лица компании. А уже на уровне 2-х лиц она должна делиться на ветви - минимум на 4:

Вертикаль ответственности и полномочий за удовлетворенность потребителей (сюда относится и вопрос соответствия изделия требованиям потребителя, и вопрос исполнения заказа в срок, с заданной номенклатурой, и вопрос качества сопутствующего сервиса - от четкости работы охраны при приеме посетителей до четкости контрактной работы включая четкость выполнения платежей);

Вертикаль ответственности и полномочий за устойчивость бизнеса (сюда относится и вопрос непрерывности бизнеса, в частности, вопрос простоев оборудования вследствие поломки или планового ремонта, и вопрос информационной безопасности, и вопрос экономической безопасности);

Вертикаль ответственности и полномочий за прибыль (и за доходную часть, и за затраты, включая операционные затраты);

Вертикаль ответственности за активы компании (и материальные, и нематериальные, включая интеллектуальную собственность, и за человеческий капитал).

Пока не отстроены все эти «ветки власти», не обеспечивается «баланс интересов» этих ветвей - а ведь сфера интересов устойчивости бизнеса явно противоречива со сферой интересов роста прибыли, и обе они противоречивы со сферой интересов повышения удовлетворенности потребителей - все усилия по улучшению производственного процесса будут по определению героическими, а не нормальной плановой работой. И все в принципе полезные методы вроде Системы сбалансированных показателей, да еще реализованной с помощью современных программных средств (если не Hyperion Performance Scorecard, то хотя бы с помощью Бизнес Студио, содержащих «приборные панели руководителей», в принципе позволяющих руководителю сидя, скажем, на Багамах, четко управлять любимым предприятием) не смогут дать тот эффект, на который рассчитаны.

Но все же, кто что должен делать для внедрения методов качественного управления производственным процессом? Постараемся очертить проблему:

ОТК

Функции ОТК на многих российских предприятиях зиждутся на неправильном переводе термина Quality Control. Правильный перевод - не «контроль качества», то есть разбраковка, а «регулирование качества». Контролер ОТК должен быть не браковщиком, раскладывающим продукцию на 2 кучки - «годная» и «брак», а постовым - регулировщиком, определяющим, куда двигаться технологическому процессу в данный момент. Он должен выявлять дефекты (а для этого на предприятии должен быть создан классификатор дефектов), собирать статистику (а для этого заполнять контрольный листок, в котором дефекты разделены по тем видам, по которым классифицированы) и должен первым пытаться определить причину дефекта (окончательный диагноз поставит рабочая группа) и остановить процесс, если его дефектность нарастает. Контролер ОТК - первый подручный технолога в решении задачи статистического управления процессом.

Технологи

Технолог несет персональную ответственность перед начальником производства за то, что производственный процесс находится в управляемых условия (люди нужной квалификации, машины - в норме, технологические режимы - в норме, материалы - требуемого качества, индикаторы процесса и средства контроля и испытаний - в норме, производственная среда - в норме). Для поддержания всего этого в норме ему нужны соответствующие полномочия. Значительную часть этих полномочий ему обеспечивает рабочая группа по совершенствованию производственного процесса. В этой группе за ним - роль лидера.

Для поддержания процесса в управляемых условиях технолог использует методы (см. этаж 2 «башни качества»), которым обучает всех членов рабочей группы.

Место технолога поэтому - в цехе. Уйти из цеха в уютный офис он может только при одновременном соблюдении 3-х условий:

  1. Технолог убедился, что в текущий момент все ключевые характеристики производственного процесса в норме и нет тенденций к выходу этих характеристик из нормы в ближайшее время.
  2. Действует четкая система визуализации процесса - любые сбои процесса становятся сразу же известны всем участника производственного процесса. По сигналу системы визуализации рабочая группа в течение минут собирается для оперативных действий.
  3. Часть ответственности и полномочий за поддержание процесса в управляемых условиях делегирована на уровень бригад, которые умеют использовать статистические методы управления процессами.

Начальник производства

Главное для него - исполнение текущего производственного заказа и уверенность, что все последующие производственные заказы будут исполнены четко. За это он несет персональную ответственность перед Генеральным. Технолог, главный механик, ОТК - его в этом обслуживают. И несут за это перед ним персональную ответственность. Поэтому он помогает им хорошо его обслужить, участвуя в рабочей группе и особенно участвуя во внедрении корректирующих действий.

Служба Главного механика

Главный механик должен ухитриться хорошо обслужить Начальника производства (и технолога), обеспечив минимальное время простоя оборудования, и одновременно не допустить ускоренной амортизации важного материального актива компании - производственного оборудования, вовремя проводя все регламентные работы в полном объеме. Он - меж двух огней (если не больше). Но не надо его за это жалеть - это часть его работы и существенная часть его зарплаты.

Но именно из-за противоречивости требований влияющих на него сил он заинтересован в вовлечении производственных рабочих в обслуживание оборудование - то есть во внедрение системы ТРМ. И еще он заинтересован в постоянном анализе рисков поломки - и делает это регулярно, раз в неделю - в две, используя метод анализа причин и воздействий отказов (FMEA), ведя статистику отказов оборудования, изучая ее на повторяемость причин отказов, разрабатывая и внедряя корректирующие действия.

Менеджер по качеству

Он - внутренний консультант всех заинтересованных сторон и одновременно он отслеживает, как вся эта хитрая организационная механика взаимодействия перечисленных персонажей срабатывает, и приводит ли ее работа к улучшению процессов. Он - системный аналитик, анализы которого постоянно востребованы Высшим руководством.

Генеральный

Он - высший судия (правда, над ним - собственники). Он помнит, что Ю.В. Андропов и стал тем Ю.В. Андроповым, которого мы помним, во многом и потому, что начинал свой день с визита в свою аналитическую службу. Он редко вмешивает в оперативные вопросы управления производством - за него работает Система. Он занят стратегией развития предприятия и знает на основе фактов и аналитики, где она реализуется, а где нет. Он в курсе возможностей процессов и понимает тенденции изменения Ср и Срк и проводит превентивные меры в случае негативных тенденций - инициируя, например, проект по техперевооружению.

Бригады

Они не просто исполнители того, что предписал технолог. Они заинтересованы в улучшении процессов и знают, как это делать - владеют 7-мью инструментами качества, решают с бригадами - смежниками вопросы по совершенствованию производственного процесса. Им помогают повышать их профессиональный уровень и инженерную подготовку, чтобы они могли заниматься рационализацией и изобретательством на своих рабочих местах, поэтому они активно принимают участие в конкурсе, объявленном Генеральным, по решению конкретной задачи улучшения процесса.

«да уж, - скажет заинтересованный читатель, дойдя до этого места, - жаль только, жить в эту пору прекрасную нам не придется - ни мне, не тебе…». И будет неправ. Да, на 100% нам внедрить подобный организационный механизм не удалось, прямо скажем, ни разу. Но в ряде проектов нам совместно с предприятиями удалось к этой картине приблизиться - процентов на 60 в компании We’R’Signs, процентов на 65-70 на Киришском НПЗ в производстве авиакеросина, процентов на 70-75 - на заводе УРСА Серпухов.

И все больше российских компаний хотят жить именно так. И слава Богу. Ведь у всех получилось - значит, получится и у нас.

Прежде всего, при управлении производственным процессом необходимо установить требования к его параметрам. процесса; наблюдать за этим процессом, выявляя несоответствие требованиям (простые инструменты наблюдения - контрольные листки и контрольные карты, более сложные - коэффициенты возможностей процесса (Cp и Cpk), планирование экспериментов, методы «6 сигм», анализ причин и воздействий отказов (FMEA). Без мотивации персонала здесь не обойтись, «наблюдающие» должны быть мотивированы на выявление всех несоответствий, как говорится, «не взирая на лица». Если на этой фазе будут пропуски несоответствий - все, цикл потерял эффективность. Жесткое выявление несоответствий организовать не так сложно - на калининградском «Автоторе» достаточно было начать премировать работников ОТК за выявленные дефекты, как они через год они стали чемпионами всего концерна БМВ среди работников ОТК;

Определять причины несоответствий (простые инструменты - графики, диаграммы Ишикавы, графики взаимосвязи, гистограммы, расслоение, более сложные - анализ причин и воздействий отказов (FMEA), методы статистического планирования экспериментов). При этом необходимо отобрать самые важные причины, на которые далее будет оказываться управляющее воздействие (простые методы- диаграммы Парето, более сложные - анализ причин и воздействий отказов (FMEA), технология «Развертывания функций качества»);

Осуществлять управляющие воздействия, направленные на неповторение несоответствий по данной причине. Здесь важную роль играет система мотивации персонала. При экономической «точке опоры» за отсутствие повторений должна выплачиваться премия, а за наличие - категорически не выплачиваться. При административной «точке опоры» сотрудник должен наказываться не за дефект (в конце концов, с кем не бывает, «человеку свойственно ошибаться»), а за его повторение по той же причине. Наказание за дефект мотивирует работника скрыть его, поэтому некоторые предприятия даже несколько поощряют работников за предъявление дефекта (знаменитая «концепция «бриллиантов» на «Инструм Рэнд» в Павлово на Оке - там дефект объявлен «бриллиантом», потому что дает повод разобраться в процессе и улучшить его);

Оценивать результативность принятых мер - по отсутствию повторений.

Шалаев А.П. Вступительный доклад. Материалы конференции ТЮФ Интернационал Рус, 2007.

Круглов М.Г., Шишков Г.М. Менеджмент качества как он есть. М.: Эксмо, 2006.

Методы управления качеством.

.

Методы управления качеством.

Лекция № 3

Вопросы на повторение и закрепления пройденного на занятии учебного материала.

1. Назначение учебных стрельб.

2. Организация и проведение учебных стрельб.

3. Оценка огневой подготовки

4. 1 – 5 упражнения стрельб из ПМ (УИС).

5. 1 –10 упражнения стрельб из ПМ (МВД).

6. Меры безопасности при проведении стрельб

Ст. преподаватель кафедры Б и ТСП

подполковник внутренней службы С.Ю. Пресняков

Тема: ʼʼМетодологические основы управления качествомʼʼ

Методы управления качеством - это способ и совокупность приемов воздействия на средства, и продукты труда, направленные на достижение требуемого качества.

Методы управления качеством делятся на четыре группы : организационные, социально-психологические; эконо­мические; организационно-технологические.

Организационные методы - совокупность методов, способству­ющих такой организации управляемой подсистемы, которая обес­печит требуемое качество.

К данной группе методов относят рас­порядительные (приказы, директивы, постановления, указания, распоряжения), дисциплинарные, обеспечивающие мотивацию (установление ответственности и форм поощрения), стабилизиру­ющие, основанные на общеорганизационном и линœейно-функци­ональном регламентировании на базе норм, нормативов, объяс­нений, консультаций, ознакомлений, предостережений.

Социально-психологические методы - совокупность способов воздействия на духовные интересы работников, формирование их мотиваций, связанных с обеспечением соответствующего каче­ства.

К таким методам относятся: воспитание и пропаганда пре­данности предприятию, уважения к себе как работнику данного предприятия, гордости за его достижения, формы морального стимулирования.

Экономические методы управления качеством - способы воздей­ствия, основанные на применении экономического стимулирова­ния и создании материальной заинтересованности в достижении заданной цели в области качества.

В группу экономических мето­дов также включают: финансирование деятельности в области уп­равления качеством; экономическое стимулирование производ­ства, предоставления потребителям продукции и услуг, соответ­ствующих их требованиям; планирование создания новых и мо­дернизированных видов продукции и услуг; ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества; образование фондов экономического стимулирования качества, применение системы оплаты труда и материального поощрения с учетом его качества на каждом рабочем месте производственной системы и системы управления качеством в целом; использование экономи­ческих мер воздействия на поставщиков исходя из качества поставляемых ими продукции и оказываемых услуᴦ.

В 1950 ᴦ. в Японию из США приехал доктор У.Э. Деминг и провел ряд краткосрочных семинаров по управлению качеством. Авторский гонорар от книги, составленной на базе лекций, прочитанных на этих семинарах, был использован для учреждения премий Деминга. Этих премий две: для отдельного лица и для предприятия. Премия Деминга для отдельного лица присуждается одному или нескольким лицам, которые способствовали распространению и развитию теоретических принципов статистических методов контроля качества.

В 1991 ᴦ. Европейским фондом по управлению качеством (EFQM), осно­ванным 14-ю крупнейшими компаниями Европы, такими как ʼʼФилипсʼʼ, ʼʼФолькс­вагенʼʼ, ʼʼНестлеʼʼ, ʼʼРеноʼʼ, ʼʼЭлектролюксʼʼ, ʼʼФиатʼʼ, ʼʼОливеттиʼʼ, ʼʼБритиш телœе­комʼʼ и другими, была учреждена Европейская премия по качеству, присуждаемая по результатам оценки предприятий по девяти критериям: роль руководства, управление персоналом, политика и стратегия, ресурсы, процессы, удовлетворение персонала, удовлетворение потребителœей, воздействие на общество, результаты бизнеса.

В 1996 ᴦ. в России была учреждена ежегодная правитель­ственная премия в области качества, присуждаемая организациям за достижение ʼʼ...значительных результатов в области качества продукции или услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение организациями высокоэффективных методов управления качествомʼʼ. Ежегодно присуждается не более 12 премий, которые вручаются лауреатам конкурса во время Всемирного дня качества (второй четверг ноября).)

Организационно-технологические методы подразделяются на ме­тоды контроля качества процесса и продукции и методы регули­рования качества процесса и продукции. Основное место в орга­низационно-технологических методах занимают статистические методы управления качеством.

Методы управления качеством. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы управления качеством." 2017, 2018.

  • - Статистические методы управления качеством

    Система Тейлора дала великолепный для своего времени механизм управления качеством каждым конкретным изделием (деталью, сборочной единицей), однако производство - это процессы, осуществляемые людьми. И вскоре стало ясно, что получение дефектных изделий является... .


  • - Сущность, объекты и субъекты управления качеством. Общие методы управления качеством

    Рис. 3.2. Единство управления и управления качеством Рис. 3.2. Понятия, относящиеся к менеджменту качества в соответствии с новой версией МС ИСО серии 9000: 2000 В соответствии с МС ИСО серии 9000: 2000: 1. Планирование качества представляет собой часть менеджмента... .


  • - Статистические методы управления качеством

    Классификация средств и методов управления качеством Целостность реляционных данных Логические ограничения, которые накладываются на данные называются ограничениями целостности. Они формируются в соответствии со свойствами ПО в форме предикатов,... .


  • - Статистические методы управления качеством

    Анализ результатов наблюдений за качеством продукции. Результаты специальных статистических наблюдений за производственным и потребительским качеством продукции обрабатываются методами корреляционного анализа. Статистико-математическая обработка... .


  • - Статистические методы управления качеством

    Статистические методы управления качеством (СМУК), начало появления, которым положил Шухарт, принято делить на 3 категории по степени сложности их реализации: 1/ Элементарные СМУК, которые включают 7 простых методов: контрольный лист; причинно-следственные диаграмма;... [читать подробнее] .


  • - Организационно-технологические методы управления качеством

    Экономические методы управления качеством Экономические методы управления качеством (ЭМУК) определяют способы воздействия, основанные на применении экономического стимулирования и создании материальной заинтересованности в достижении заданной цели в области... .


  • - ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ.

    Контрольные вопросы к зачету 1. Функционально-стоимостной анализ затрат на качество. Принципы. Цели. 2. Этапы функционально-стоимостного анализа. 3. Метод калькуляции затрат на качество. 4. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами. 5.Метод определения потерь... .