Меню
Бесплатно
Главная  /  Осложнения  /  Понятие о здоровье и болезни человека. Понятие здоровья. Здоровье и болезнь. Норма в социокультурном и медицинском измерении

Понятие о здоровье и болезни человека. Понятие здоровья. Здоровье и болезнь. Норма в социокультурном и медицинском измерении

Современные аспекты оценки уровня здоровья человека. Современные дефиниции «здоровья». Понятия: оценка здоровья, уровень здоровья, качество здоровья. Составляющие здоровья. Факторы, определяющие здоровье. Критерии, характеризующие здоровье. Группы здоровья. Понятия «болезни», «хронические заболевания», «этиология», «патогенез». Исходы болезней. Причины болезни. Условия возникновения болезни: внутренние и внешние. Состояние здоровья населения России, основные тенденции.

Современная медицина до сих пор преимущественно ориентируется на диагностику болезней и оказание помощи больным людям, забывая порой о здоровье здоровых людей. Хорошо известно, что при современной диагностике и при использовании самых современных методов лечения, врачи очень часто не могут со 100 % гарантией полностью вернуть здоровье, то есть вылечить больного человека. Вот почему все более широко распространяется убеждение, что для того, чтобы иметь здоровое общество необходимо, прежде всего, направить усилия на сохранение здоровья здоровых людей.

Итак, что же такое здоровье, какой смысл следует вкладывать в это понятие?

В трактовке этого, одного из основополагающих понятий в медицине, существует и по настоящее время много толкований. Чаще всего, давая характеристику здоровья, одним из важнейших его компонентов считают просто отсутствие болезни.

В Большой Медицинской Энциклопедии (1978) говорится, что «здоровье - это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких либо болезненных явлений».

Очевидно поэтому представление о том, что «здоровье» - это состояние, характеризующееся отсутствием болезни, до сих пор преобладает у медиков нашей страны. Хотя вряд ли отсутствие болезни можно считать основным и тем более единственным критерием здоровья. «Здоровье следует рассматривать не в статике, а в динамике изменений внешней среды и в онтогенезе, то есть в процессе индивидуального развития от зарождения до смерти».

По мнению Лищука В.А., 1994; Лисицына Ю.П.,1988«Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и способность полноценно адаптироваться к условиям окружающей среды». В этом плане здоровье можно определить как гармоническое единство всевозможных обменных процессов между организмом и окружающей средой и как результат этого согласованное течение разнообразных обменных процессов внутри самого организма, проявляющееся в оптимальной жизнедеятельности его органов и систем.

Некоторые авторы (Казначеев В.П., Матросов Л.Г, 1978;Alonzo, 1985; Dubos 1985) при определении понятия «здоровье» предлагают учитывать степень приспособляемости к различным условиям жизни, в том числе и сохранение трудоспособности. Многие авторы (Апанасенко ГЛ., 1985; Воробьева Е.И, 1986; Щедрина А.Г. 1989) подчеркивают, что «здоровье - это естественное состояние организма, являющееся выражением его совершенной саморегуляции, гармонического взаимодействия всех органов и систем и динамического уравновешивания с окружающей средой, процесс сохранения и развития биологических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни».

По определению Всемирной организации здравоохранения (1946) «Здоровье - это состояние полного физического, умственного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи (недомогания)». Определение здоровья ВОЗ не подвергалось пересмотру со времен основания ВОЗ и критикуется за идеальность цели. Но следует подчеркнуть, что эксперты Всемирной организации здравоохранения смогли путем консенсуса выработать краткое, но очень емкое на данный период определение понятия здоровья. Сущность этого определения заключается в том, что для действительно здорового человека характерна гармония в отношении физической (природной) и социальной среды обитания. Другими словами, здоровый человек способен полноценно с удовольствием жить, трудиться, сохраняя при этом душевное равновесие. Хотя, согласиться с тем, что, наверно, не много найдется в мире людей, которые полностью соответствуют этому определению. Вот почему с практической точки зрения желательно более конкретная характеристика здоровья.

В многотомном руководстве по патологической физиологии Сироткина Н.Н., 1966, И. Р. Петров и В.Б. Лемус пишут, что для здорового организма обязательным является наличие трех следующих качеств:

1) адекватное взаимодействие человека с окружающей средой, постоянное уравновешивание организма и среды, то есть способность организма легко приспосабливаться, т.е. адаптироваться к условиям своего существования.

2) сохранение высокой трудоспособности, понимая под этим выполнение профессионального долга на своем рабочем месте;

3) сохранение целостности организма, что подразумевает отсутствие у человека серьезных физических дефектов, повреждений, которые бы ограничивали его трудовую деятельность, нарушали бы адаптивные возможности организма.

Проведя анализ определений понятия «здоровье», П.И. Калью (1988) выделил шесть наиболее значимых признаков здоровья:

Нормальная функция организма на всех уровнях его организации;

Отсутствие болезни;

Динамическое равновесие организма, его функций и факторов окружающей среды;

Способность к полноценному выполнению социальных функций;

Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции, гармонического взаимодействия всех органов и систем;

Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде.

По мнению И.М. Воронцова (2000), «здоровье ребенка - это еще и отсутствие признаков отставания или дисгармоничности развития по всем его направлениям, а также наличие комплекса факторов и условий для оптимального последующего развития, гарантии достижения к взрослому периоду жизни высоких биологически детерминированных уровней физического, интеллектуального и нравственного совершенства, реального обеспечения длительной, безболезненной и социально плодотворной жизни».

Как правило, определения сущности здоровья относятся ко всей популяции населения (Агаджанян Н.А. и др., 1990; Антонова Н.Н., 1998; Зелинская Д.И., 1990; Казначеев В.Н., 1995; Мамчур Н. Н., 1993; Сердюковская Г. Н. и др., 1979).

Составляющие здоровья:

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития человека.

Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфофункциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Это физическая активность и физическая готовность ребенка, параметры, отражающие физическую работоспособность и толерантность к физическим нагрузкам, общая выносливость и двигательная активность человека.

Психическое здоровье - состояние психической сферы, полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов. Психическое здоровье определяется через успешность социальной адаптации и отсутствие признаков психических заболеваний.

Психологическое здоровье - комплекс интересов человека в жизни, свобода мысли, инициатива, увлеченность своим делом, активность, самостоятельность, ответственность.

Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок мотивов поведения индивида в обществе.

Репродуктивное здоровье - отсутствие органических расстройств, заболеваний и недостаточностей, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.

Сексуальное здоровье - есть комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных факторов, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви. В соответствии с критериями, разработанными Сексологическим институтом в Гамбурге, к норме можно относить все формы сексуальной активности, сексуального поведения и сексуальных действий, которые имеют место между двумя зрелыми лицами разного пола, принимаются ими обоими и направлены на достижение наслаждения, которое не вредит их здоровью и не нарушает норм общежития.

Оценка здоровья - это количественная и качественная характеристика здоровья с использованием интегрального показателя, выраженного в баллах или процентах с учетом комплекса критериев, характеризующих состояние основных функциональных систем организма.

Уровень здоровья - обобщенный (интегративный) количественный показатель, представляющий собой координату на универсальной шкале (еще окончательно не разработанной) всевозможных оценок здоровья от 100% (идеальное здоровье) до 0 (смертельный исход).

Необходимо четко представлять, что такое качество здоровья - это наличие некой совокупности свойств организма, характеризуемой такими показателями как, например, благоприятная наследственность, хорошее самочувствие, трудоспособность без ограничений, высокая работоспособность, высокая адаптивность, психическая уравновешенность, коммуникабельность и др.

Изучая здоровье, необходимо остановиться на следующих понятиях.

Болезнь - это жизнь поврежденного организма при участии процессов компенсации нарушенных функций. Болезнь снижает трудоспособность человека. Она является для организма качественно новым процессом.

Сам термин «болезнь» происходит от слова «боль», однако не все болезни сопровождаются болью, имеется много других признаков заболеваний.

В зависимости от времени развития болезней различают острейшие (до 4 дней), острые (около 5-14 дней), подострые (15-40 дней) и хронические, длящиеся годы.

Патогенез (от греческого pathos – страдание, genesis- происхождение) раздел патологической физиологии, изучающий механизмы развития болезней.

Этиология – учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней (от греч. aitia – причина, logos – учение).

Причина болезни – фактор, который вызывает заболевание. Пример: причина лучевой болезни – ионизирующая радиация.

Условие возникновения болезни - факторы, влияющие на возникновение и развитие болезней. В отличие от причинного фактора условия не являются обязательными для развития заболевания.

Пример: причина пневмонии – вирусы и бактерии, условия, способствующие ее развитию – переохлаждение, ранний и пожилой возраст, недостаточное питание и др.

Кроме условий, способствующих возникновению болезней, различают условия, препятствующие их возникновению и развитию. Условия могут быть внутренними (эндогенными) и внешними (экзогенными).

Условия, способствующие развитию заболевания:

Внутренние: наследственное предрасположение к болезни, патологическую конституцию, ранний детский и старческий возраст;

Внешние: нарушение питания, переутомление, ранее перенесенные заболевания, неблагоприятные социально-средовые условия (плохой уход и т.д.).

Условия, препятствующие развитию заболевания:

Внутренние: наследственные, расовые и конституциональные факторы (видовой иммунитет человека к некоторым инфекционным заболеваниям животных- чума собак и кошек и т.д.).

Внешние: рациональное питание, правильная организация режима дня, достаточная двигательная активность, хороший уход).

Возможными исходами болезни являются выздоровление, переход в хроническую форму и смерть.

Выздоровление – процесс восстановления нарушенных функций больного организма и его приспособления к существованию в окружающей среде.

Хронические болезни – возникают при неполной ликвидации этиологического фактора и нарушения восстановления функций. Примеры: развитие порока сердца при ревматизме и т.д.

Смерть – прекращение жизни организма.

Как свидетельствуют результаты многочисленных исследований, здоровье людей, лишь на 10 % зависит от уровня развития медицинской помощи, а в основном, от состояния окружающей среды, уровня материального состояния, личных усилий каждого человека по сохранению своего здоровья. Так, по мнению Ю.П. Лисицина (1998), удельный вес всех факторов, обуславливающих здоровье населения следующий: в 50 – 55% случаев здоровье зависит от образа жизни, в 15 – 20% - состояния внешней среды, в 20%- от наследственности.

В настоящее время в соответствии с приказом МЗ СССР №60 от 19.01.83 в основу современной оценки состояния здоровья детей положены:

Три группы факторов, обусловливающих здоровье :

1) наличие патологического признака или болезни в семье, в роду и степень его влияния на уровень здоровья (генеалогический анамнез).

2) особенности онтогенеза (биологический анамнез),

3) условия роста и развития ребенка (социально-средовой анамнез).

Пять критериев, характеризующих здоровье:

1) физическое развитие и степень его гармоничности (определение массы, длины тела, окружности грудной клетки и других антропометрических показателей).

2) нервно-психическое развитие.

3) уровень резистентности (сопротивляемости) организма, определяют по кратности острых заболеваний за прошедший год.

4) функциональное состояние организма и поведенческие реакции, определяют по показателям: частоты сердечных сокращений и дыхательных движений, уровня артериального давления и гемоглобина в периферической крови, и т.д.

5) хронические заболевания или врожденные пороки развития.

В зависимости от характеристик критериев здоровья и наличия факторов риска выделяют 5 групп здоровья детей (С.М. Громбах, 1982; Р.В. Тонкова-Ямпольская, А.Г.Грачева, В.А. Доскин, М.Н.Рахманова; 1993-2001).

I группа - здоровые дети, не имеющие отклонений по всем шести критериям, то есть здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, не имеющих уродств, увечья, функциональных отклонений;

II группа - дети с фактором риска возникновения патологии различных органов и систем, а также имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, измененную резистентность, у которых отсутствуют хронические заболевания.

III, IV, V группы - дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, субкомпенсации, декомпенсации соответственно.

Сравнивая классификацию состояний организма, предложенной еще тысячу лет назад Авиценной, с современной классификацией, можно соотнести следующие уровни здоровья:

I - тело здоровое до предела (I гр);

II - здоровое, но не до предела (IIа);

III - не больное и не здоровое (IIб);

IV - легко воспринимающее нездоровье (III гр);

V - плохо воспринимающее нездоровье (IV гр);

VI - больное до предела (V гр).

Следует отметить, что в настоящее время во всём мире всё большую тревогу специалистов вызывает тенденция к ухудшению здоровья населения. Без сомнения, Россия является одной из тех стран, где ухудшение состояния здоровья приобрело катастрофический характер: только за последние 10 лет прогнозируемая средняя продолжительность жизни в нашей стране снизилась с 73,6 до 64,0 лет!

Особенно тревожное положение складывается со здоровьем детей.

Тревожная статистика катастрофического состояния здоровья новорождённых во многом обусловлена физической, психологической, моральной, социальной неподготовленностью их родителей.

Динамика общей заболеваемости школьников всех возрастов характеризуется неуклонным ростом хронических форм заболеваний. Особенно высокими темпами у школьников растут хронические болезни желудочно-кишечного тракта, системы кровообращения, костно-мышечной, эндокринной и мочеполовой систем, нервно-психические заболевания. В структуре заболеваемости школьников подавляющая часть патологии приходится на долю болезней органов дыхания.

С возрастом в процессе обучения в школе прогрессивно нарастает число заболеваний кожи, органа зрения, травм. Высока распространенность таких заболеваний, как тонзиллит, гайморит, кариес, способствующих развитию хронических заболеваний сердечно-сосудистой, мочеполовой, двигательной и других систем. У многих детей и подростков уже диагностируется по 2-3 заболевания.

Низкий уровень здоровья выпускников школ самым непосредственным образом сказывается на производственном потенциале и обороноспособности страны. Всё большая часть юношей, призванных на службу в армию возвращаются обратно по состоянию здоровья. Естественным следствием отмеченных изменений в состоянии здоровья детей и молодёжи являются статистические данные о смертоносности и продолжительности жизни граждан России. Закономерным итогом роста смертности в нашей стране является снижение прогнозируемой продолжительности жизни населения. За последнее десятилетие произошло резкое снижение её показателей: на 6 лет у женщин и на 11 лет у мужчин. Вместе с тем неуклонно растёт количество людей пенсионного возраста: в настоящее время оно приближается к 25 % всего населения России.

Состояния здоровья детского и взрослого населения страны показывает прогрессирующие тенденции к росту заболеваемости, снижению уровня здоровья и к сокращению продолжительности жизни. Как справедливо указывал Сократ, “здоровье – не всё, но все, без здоровья – ничто”. Вместе с тем, становится всё более очевидным, что усилиями только медиков, ориентированными лишь на лечение, не удастся справиться с обвалом патологии, обрушившимся на нынешнее поколение, необходимы другие, принципиально новые подходы. Это новое должно проистекать из необходимости приобщить самого человека к заботе о своём здоровье, сделать его заинтересованным и активным в вопросах сохранения здоровья.

Если же не принимать экстренных мер по сохранению здоровья населения и не признать здоровье человека приоритетным направлением деятельности государства, может сложиться ситуация, что остальные актуальные аспекты жизни нашего общества вскоре не будут уже никого волновать в силу физической деградации нации.

6.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ

Тесты и контрольные вопросы заключительного уровня:

1.Назовите дефиницию «здоровья» из Большой Медицинской Энциклопедии:

2.По мнению, каких ученых «Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и способность полноценно адаптироваться к условиям окружающей среды»:

А) П.И. Калью

Б) Лищука В.А.

В) Лисицына Ю.П.

Г) Воронцова И.М

3. Назовите три группы факторов, обусловливающих здоровье:

4.Перечислите критерии, характеризующие здоровье человека:

А) физическое развитие

Б) социально-средовой анамнез

В) уровень резистентности (сопротивляемости) организма

Г) нервно-психическое развитие

Д) наследственность

Е) функциональное состояние организма

Ж) хронические заболевания или врожденные пороки развития

З) особенности онтогенеза

И) все вышеперечисленные

5. «Отсутствие органических расстройств и заболеваний, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций»– это:

А) Репродуктивное здоровье

Б) Сексуальное здоровье

В) Психосексуальное здоровье

Г) все вышеперечисленное

6. Перечислите составляющие здоровья:

6.Являются ли условия возникновения болезни обязательными для развития заболевания:

7.Что является причиной пневмонии:

А) переохлаждение

Б) ранний возраст

В) вирусы

Г) бактерии

Д) пожилой возраст

Е) недостаточное питание

8.Какие условия, препятствующие развитию заболевания, являются внешними (экзогенными):

А) рациональное питание

Б) неотягощенная наследственность

Г) особенности конституции

Д) правильная организация режима дня

Е) недостаточная двигательная активность

Ж) хороший уход за больным

7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Страница 9 из 32


Определение понятий “здоровье” и “болезнь”

Обычно здоровье определяют через болезнь (ее отсутствие) и ее трактовки считаются менее трудными, чем дефиниции здоровья, остановимся вначале на тех направлениях, в рамках которых осуществлялись и до сих пор формируются попытки дать определения понятия “болезнь”.

Общепринятое определение болезни (болезней): болезнь – это нарушения, поломки, дефекты физических и (или) психических функций, ведущих к нарушению “нормальной” жизнедеятельности . Но с употреблением понятия “нормальная жизнедеятельность”, “норма” нужно быть осторожным, так как само представление о “норме” достаточно дискуссионно и многогранно. Существуют понятия физиологической, психологической, антропологической, гигиенической, социальной и т.п. норм и определения каждой из них достаточно спорны.

Нередки определения болезни как нарушения связей, взаимодействия организма с внешней средой, как нарушения адаптации к среде обитания (дезадаптации). Пожалуй, после рассмотрения болезни как нарушения функций организма или его частей, органов, систем, это наиболее распространенное определение. С ним корреспондирует определение не столь распространенное, но исходящее также из идеи изменения адаптации. К нему, например, прибегал известный советский патолог И.В.Давыдовский, посвятивший немало времени и труда поиску наиболее адекватной дефиниции болезни, патологического процесса, самой адаптации как ключа к пониманию ее сущности. В одной из своих последних работ И.В. Давыдовский утверждал, что болезнь это приспособление организма, характеризующееся специфическими видовыми формами и уровнями приспособительных актов” (Архив патологии. 1966. №1). Говоря проще, болезнь – это приспособление организма через болезнь, как измененную форму адаптации, приспособления.

В начале XX в. (У.Кеннон и др.) были сформированы представления о гомеостазе и его расстройствах, которые легли в основу понимания болезни – как нарушение гоместаза. Под гомеостазом понимали гормонию внешней и внутренней среды организма, а нарушение этой гормонии являлось причиной болезни.

Идейно близки к подобным представлениям о сущности болезни и дефиниции выдающегося современного психолога Ганса Селье. В его учении о стрессе, болезнь рассматривается в качестве патологического стресса или дистресса – нарушений процессов адаптации, обеспечиваемой адаптивными гормонами и выражаемыми изменениями общего адаптационного синдрома – гомеостаза и гомеостата.

В основе биологических представлений о болезни , лежат представления о нарушении соответствия биологических ритмов организма, темпов жизненных процессов и реакций, происходящих в определенных интервалах времени (т.е. в так называемых индивидуальных аркадах), с внешнесредовыми природными временными периодами, циклами .

В связи с развитием кибернетики, информатики, системного анализа, математического моделирования и других направлений современного научно-технического процесса появились “кибернетические” и тому подобные определения болезни, исходящие из идеи нарушения систем, блоков, центров и др. управления деятельностью организма, как сложной органической системы, системы регулирования, координации деятельности органов, элементов, частей, алгоритмов (программ) деятельности, сложной биологической системы, нарушения модели организации системы организма и т.п.

Встречаются идущие из прошлого медицины и из новейших модных направлений определения энергетического характера, рассматривающие сущность болезней в изменениях энергетических ресурсов, возможностей организма, неадекватного воздействия, не соответствующего потребностям здоровой жизнедеятельности, сил – электрических, магнитных и прочих полей, факторов. Например, еще из истории восточной медицины древнего Китая, Индии известны представления о “меридианах”, энергетических точках, узлах, коллекторах энергии космоса и самого организма – энергии космических элементов (огня, воды, дерева и др.), нарушение соотношений воздействий которых приводит к болезни. Из античности известны представления об энергии организма, психической энергии, избыток которой способен вызвать болезнь, а ее освобождение, разрядка (катарсис, о котором говорил Аристотель и который использовал З.Фрейд в своем учении) дает целебный эффект. Сегодня “энергетические” определения болезни и их современные модификации получают все более широкое распространение.

Авторы различных дефиниций болезней, в том числе биологизаторских определений болезни, т.е. исходящих исключительно из биологических представлений, коль скоро речь идет о человеке, наделенном социальными чертами и свойствами, не могут не видеть этого обстоятельства и подчас упоминают и о нарушении человеческих, поведенческих, общественных функций при заболеваниях – болезни как социальной дезадаптации, нарушении человеческих чувств, переживаний (“вкуса жизни”, “радости жизни” – мироощущения и т.п.). Социологи, философы и некоторые медики подчеркивают преимущественное значение нарушения человеческих социальных качеств при болезни, прежде всего работоспособности, деятельности человека. Вслед за К.Марксом, определившим болезнь “как стесненную в своей свободе жизнь ”, они в качестве основного признака болезни у человека указывают на невозможность (несвободу) полноценно осуществлять человеческие функции, т.е. полноценно в физическом, психическом, морально-нравственном, социальном плане осуществлять жизнедеятельность, прежде всего трудовую, человеческую, вести полноценный здоровый образ жизни. Болезнь рассматривается как нарушения, деформация образа жизни, стереотипа поведения в конкретных условиях жизни и т.п.

Приведенные и другие определения (представления) болезни человека могут быть сгруппированы в несколько разделов, позволяющих более упорядоченно подойти к их восприятию и оценке, что само по себе важно для направленной и эффективной стратегии и тактики борьбы с ними. Кроме того, и это для нас особенно важно, с помощью определения болезни постараемся подойти к пониманию дефиниций здоровья. В табл. 5 представлена группировка некоторых определений болезни человека.

Таблица 5
Основные дефиниции болезней и их формулировка
(по Ю.П. Лисицыну)

Мы привели далеко не все дефиниции болезни человека: как отмечалось, их – сотни, а скорее всего тысячи, заслуживающих внимания, от академических, строго научно взвешенных до романтических и лирических. Например, Г.Гейне сказал: если человек не радуется лучу солнца, проникающему в жилище, он болен. Столь же неполна и наша схема группировки определений болезни. Сюда можно поместить много других, и, прежде всего, смешанных дефиниций, которые преобладают среди всех попыток сформулировать наиболее полные и адекватные определения. И это понятно, так как большинство исследований обоснованно выделяют ряд признаков и критериев болезни человека – существа не только биологического, но и, главным образом, социального, болезнь которого приводит не только к нарушению физиологических, соматических, но и психических, социальных, трудовых, морально-нравственных и других функций, нарушению всего спектра жизни. Такой подход, наверное, наиболее отвечает задаче определить болезнь именно человека, следовательно, понять и сущность здоровья и дать его адекватное определение.

Все сказанное о сущности человека, соотношении социального и биологического, определениях болезни человека относится к определению здоровья человека. Собственно экскурс в философию, социологию и феноменологию болезни предпринят для поиска грамотных в методологическом и научном плане позиций определения здоровья человека.

Еще раз следует подчеркнуть, что здоровье человека, как и болезнь, – новое качество в сравнении с другими живыми существами на Земле, социальное явление (имманентно социальное) и социально опосредованное, т.е. заключающее в себе воздействие социальных условий и факторов. Разумеется, как и при болезни, здоровье человека имеет биологическую природу, естественное течение физиологических процессов на конкретной морфологической, биологической структуре, т.е. процессов жизнедеятельности организма. Причем эти процессы проходят в определенных условиях – гармонии, уравновешенности как внутри организма (органов, систем, биохимических процессов и т.п.) – условиях гомеостаза и гомеостата, так и с окружающей средой и ее воздействиями на организм – в единстве и гармонии с ней, обеспечиваемых четкой работой систем управления и адаптации к условиям жизнедеятельности, т.е. это жизнедеятельность в условиях биологической нормы (норм). С таких (биологических) позиций здоровье – отсутствие болезней (соматических и психических), дефектов, поломок в организме и всех патологических явлений (нарушений адаптации, управления деятельностью организма, изменения энергетического баланса и др.), о которых мы говорили, характеризуя различные дефиниции болезней.

Однако, как отмечалось, такие определения недостаточны, так как здоровье – гармоническое единение биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными воздействиями (а болезнь – нарушение этого единства, этой гармонии).

Так же как и по отношению к болезням еще в древности выдающиеся умы указывали на роль социальных условий – условий и образа жизни, гигиенического режима, здорового питания и пр. Гиппократ говорил: какова деятельность человека, его привычки, условия жизни, таково и его здоровье. Многие мыслители и врачи подчеркивали, что невозможно понять здоровье человека лишь по аналогии с животными, т.е. лишь на основе биологических мерок. Н.А. Добролюбов, например, писал, что “животной здоровой организации недостаточно для человека; для него нужно здоровье – человеческое”.

Итак, здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта; это состояние, которое позволяет человеку вести полноценную, не стесненную в своей свободе жизнь, выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие. Именно так, с широких медико-социальных позиций определяет здоровье ВОЗ. В преамбуле Устава этой организации, написано: “Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов”.

Здоровье – не только физическая, душевная ценность для каждого из нас, неоценимое богатство человека, но это высокая морально-этическая, гуманистическая ценность, это условие счастья и, как писал Ф.Ф.Эрисман, “составляет одно из главных условий счастливого бытия как для каждого человека в отдельности, так и для целого народа”.

К сожалению, эту мудрую истину обычно понимают и проповедуют те, кто истратил свое здоровье и, заболев, почувствовал, какого сокровища он лишился. Особенно беззаботно относятся к своему здоровью молодые люди, не обремененные болезнями. Непонимание значимости здоровья для полноценной человеческой жизни – признак не только низкой общей культуры и медицинской грамотности, но самый настоящий социальный инфантилизм. Разбазаривание здоровья – это не только разбазаривание личного богатства, но и общественного.

Формула: “здоровье – общественное богатство” относится не только к личному, но и к так называемому общественному здоровью, о чем речь впереди.

Эта формула означает также, что здоровье можно считать даром природы, но от человека и от общества зависит, сохранится, умножится или растратится этот бесценный дар.

Академик Н.М.Амосов, говоря о “количестве здоровья”, считает, что его можно определить как сумму “резервных мощностей ” функциональных систем, которые можно выразить через “коэффициент резерва” – максимальное количество функции по отношению к ее нормальному уровню. Другие исследователи делают акцент на измерении уровней адаптации и их состояния, их удельного веса – удовлетворительной адаптации, напряженной, срыва адаптации и пр. (Р.М.Баевский). Можно предложить ряд других констант – измерителей количества здоровья. Для физиологии, патологии, статистики, кибернетики такого рода приемы представляют интерес в сравнении с наукой об общественном здоровье и здравоохранении в частных подходах. Подобные примеры следует принять к сведению как возможные пути подхода к проблеме количества и, что еще более важно, качества здоровья.

В 1968 г. ВОЗ приняло следующую формулировку: “Здоровье – это свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим и нравственным”.



Оглавление
Здоровье и образ жизни.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Здоровье как общечеловеческая ценность
Здоровье как индикатор развития населения

Здоровье - это абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей всего человечества. Здоровье является тем ресурсом, от степени обладания которым зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Оно, выступая в качестве основы активной, творческой и полноценной жизни, участвует в формировании интересов и идеалов, гармонии и красоты, определяет смысл и счастье человеческого бытия.

Последние десятилетия отмечены резким ухудшением состояния здоровья всех возрастных категорий населения страны. Ведущий показатель, интегрально характеризующий состояние здоровья и отражающий наиболее полно уровень развития и благосостояния государства, - продолжительность жизни. Сегодня в России она составляет 64,2 года, что является самым низким показателем среди европейских государств. Последние опубликованные данные свидетельствуют о том, что почти половина мужчин РФ умирают в трудоспособном возрасте и средняя продолжительность их жизни составляет 57,3 года.

Одним из показателей цивилизованности государства является детская смертность. В России она составляет 17,4 % (что примерно в 4 раза больше, чем в Японии). Материнская смертность также почти в 4 раза превышает показатели стран Западной Европы.

В Российской Федерации отмечается высокая общая заболеваемость, 60-70 % населения нуждается в реабилитации физического или психического состояния. На фоне снижения адаптивно-защитных функций организма человека возросли качественные и количественные показатели нервно-психических, онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний. Имеется устойчивая тенденция к росту болезней щитовидной и половых желез, аллергической патологии.

В органах социальной защиты сегодня состоит на учете 4,4 млн. инвалидов. Ежегодно впервые признаются инвалидами 800-900 тыс. человек, причем 20 % из них относятся к молодому возрасту.

За последнее десятилетие резко сократилось число относительно здоровых детей, школьников и молодежи. По последним данным к концу обучения в школе доля здоровых детей не превышает 20-25 %, к концу обучения в вузе - 10-15 %.

К основным понятиям валеологии относятся понятия "здоровье" и "здоровый образ жизни".

В настоящее время отсутствует общепринятая трактовка понятия "здоровье". Многообразие взглядов на сущность этого понятия и безуспешность попыток выработать единое мнение объясняется тем, что здоровье - очень сложное понятие, которое трудно определить кратко и однозначно.

Один из довольно часто используемых подходов к трактовке понятия "здоровье" основан на принципе прямого противопоставления двух качественно различных состояний: нормального физиологического (синоним "хорошее здоровье") и патологического (синоним "плохое здоровье"). Значимая часть определений здоровья содержит или подразумевает это полярное разграничение.

Большинство современных ученых определяют понятие здоровья как способность человека к оптимальному физиологическому, психологическому и социальному функционированию. Встречаются определения, в которых подчеркивается роль сознания человека, энергетических показателей силы и выносливости, параметров информационного потока.

По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ),

"здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Более полным является определение, данное академиком В.П. Казначеевым:

"Здоровье индивида - это процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических особенностей человека, его оптимальной трудовой способности, социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни".

Здоровье в валеологии рассматривается, как способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ, безусловно-рефлекторных и инстинктивных процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения человека.

Здоровье человека связано практически со всеми сферами его жизнедеятельности. Изменения в любой из них напрямую или опосредованно выходят на психосоматический уровень здоровья. Здоровье - это гармоничное единство биологических и социальных качеств человека, позволяющих ему адаптироваться к условиям макро- и микросферы, а также вести продуктивную в социальном и экономическом плане жизнь.

В связи с функциональным подходом к здоровью человека возникает вопрос об оценке его состояния. Существующие качественные и количественные характеристики здоровья имеют довольно широкий диапазон. Они отражают уровень жизнеустойчивости организма, широту его адаптационных возможностей, биологическую активность органов и систем, их способность к регенерации и т.д.

Различают субъективные и объективные показатели здоровья. К субъективным относятся показатели самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Объективные показатели связаны с антропометрическими измерениями (масса тела, рост, окружности грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени, живота), частотой дыхания, жизненной емкостью легких, пульсом, артериальным давлением и др.

Оценка состояния здоровья человека связана с понятием нормы. Различают возрастные и индивидуальные нормы. Возрастная норма соотносится с измерениями в различных возрастных группах и вычислением среднего значения для каждой обследованной группы. Полученное среднее значение для каждой возрастной группы принимается за стандарт нормы. Индивидуальная норма определяет учет половых, конституциональных признаков, профессии, места жительства, образа жизни и др.

Современная медицина имеет в своем арсенале достаточное количество новых методов диагностики состояния здоровья, среди которых большой удельный вес составляют нетрадиционные методы и приемы.

Основными критериями здоровья являются:

Генетический - особенности строения и функционирования генотипа человека;

Физиологический - особенности строения и функционирования анатомо-физиологических систем организма человека;

Психический - особенности строения и функционирования нервной системы, особенности психики и личностного статуса человека;

Социальный - социальная активность человека.

Здоровье человека складывается из нескольких факторов и является результатом взаимодействия наследственных особенностей организма с условиями окружающей действительности. В зависимости от этих условий выделяют несколько групп факторов сохранения и укрепления здоровья, имеющих неравноценную связь с сознанием и активной деятельностью человека.

1. Факторы, не зависящие от сознания и активной деятельности человека:

Генотип;

Наследственно детерминированные особенности организма и психики.

2. Факторы, косвенно зависящие от сознания и активной деятельности человека (общественно-экономические):

Социально-экономические условия жизни;

Экология мест проживания;

Уровень развития здравоохранения.

3. Факторы, прямо зависящие от сознания и активной деятельности человека (образ жизни):

Физическая активность;

Питание;

Режим труда и отдыха;

Отсутствие вредных привычек;

Соблюдение профилактических и санитарно-гигиенических норм;

Сексуальное здоровье;

Психологический климат в семье, на месте учебы, работы или службы;

Удовлетворенность социально-экономическими условиями жизни.

По данным экспертов ВОЗ здоровье человека обусловлено на 50% условиями и образом жизни, на 20-25% - экологическими факторами, на 15-20% - генетическими особенностями организма, на 5-10 % - состоянием и уровнем развития здравоохранения.

Несмотря на комплексный подход к определению здоровья, на практике о здоровье по-прежнему судят по наличию или отсутствию болезней. В действительности между здоровьем и болезнью имеется множество переходных состояний, называемых предболезнью, когда заболевания как такового еще нет, но уже снижены компенсаторные возможности организма и появляются объективно не выраженные функциональные и биохимические изменения. По данным экспертов ВОЗ в таком состоянии находится около 80 % жителей Земного шара.

Промежуточное состояние между здоровьем и болезнью именуется "третьим состоянием".

Третье состояние - это состояние, при котором резервы нормального функционирования систем организма сдвинуты в сторону истощения и человек не полностью располагает психофизическими возможностями своего организма.

Третье состояние - это поставщик болезней. С другой стороны, это время для реализации механизмов восстановления резервных возможностей. Наш организм способен компенсировать снижение резервов за счет внутриорганных механизмов, активации существующих и формировании новых внутрисистемных и межсистемных взаимоотношений.

Третье состояние характерно не только для людей, пребывающих в специфическом психофизиологическом состоянии - предродовом или послеродовом периоде, климаксе, престарелом возрасте. Сюда же относятся лица, систематически употребляющие алкогольные напитки, наркотические и токсические средства, ведущие нездоровый образ жизни. Нарушения питания и низкая двигательная активность приводят в это состояние людей с лишней массой тела. Особого внимания заслуживает распространение пограничных психических расстройств.

В третьем состоянии, будучи практически здоровыми, многие люди могут находиться годами и даже всю свою жизнь. Умение распознать третье состояние, предотвратить или ликвидировать его - важнейшая задача валеологии как науки.

Знание сущности болезни и условий ее возникнове­ния - важное условие профилактики заболеваний при занятиях физическими упражнениями, спортом. Но для того, чтобы правиль­но понять сущность болезни, необходимо иметь четкое представле­ние о сущности здоровья.

Общепринятой формулировки понятия «здоровье» нет. Наибо­лее распространенным является следующее определение: здоро­вье - это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем уровновешены с внешней средой и отсутству­ют болезненные проявления.

Как ясно из этого определения, основной признак здоровья - высокая приспособляемость организма к воздействиям факторов внешней среды. Здоровый организм способен перенести огромные психические и физические нагрузки, приспособиться к значитель­ным изменениям факторов внешней среды, не выходя за рамки фи­зиологических колебаний. Это говорит о том, что здоровье является динамическим состоянием: для каждого человека существует мно­жество его вариантов, ибо с изменением условий внешней среды иным становится соотношение физиологических функций, от кото­рых зависит состояние здоровья.

Высокая приспособляемость здорового организма к изменению факторов внешней среды обусловлена тем, что живой организм представляет собой сложную самоуправляемую систему. Возможно­сти саморегуляции организма даже на уровне клетки чрезвычайно велики. Так, клетка способна автоматически настраиваться на наи­выгоднейший режим работы в непрерывно меняющихся условиях внешней среды. Например, в ситуациях, в которых современной электронно-вычислительной машине требуется 30 часов для расче­та необходимого режима обменных процессов в клетке (при 1000 операциях в 1 сек.), клетка реагирует почти мгновенно. Это позво­ляет говорить о кибернетике живого.

Следует учитывать, что понятие «здоровье», как и понятие «норма», условное. Это объясняется тем, что понятие физиологи­ческой нормы для многих функций является весьма широким и во многом определяется индивидуальными особенностями людей: кон­ституцией, возрастом, полом, физической тренированностью и др. Поэтому те или иные изменения могут быть для одних индивиду­умов патологическими, а для других соответствующими физиологической норме. Например, артериальное давление ниже 100 мм рт. ст. в одних случаях - симптом заболевания (гипотония), связанно­го с нарушением нейроэндокринной регуляции функции сердечно­сосудистой системы, в других (в частности, у спортсменов) - про­явление высокого уровня тренированности.

Качественное своеобразие болезни определяется в большой ме­ре локализацией патологического процесса. Так, при одних и тех же причинах атеросклеротических изменений в стенках артериальных сосудов могут развиваться разные болезни в зависимости от места расположения этих сосудов (например, при изменениях в сосудах сердца - стенокардия или инфаркт миокарда, в сосудах мозга - инсульт).


Переход от здоровья к болезни может происходить незаметно для окружающих и самого заболевающего. Это нередко наблюда­ется у спортсменов. Благодаря тому, что компенсаторные возмож­ности организма у спортсмена очень большие, он иногда может, будучи больным, не только хорошо себя чувствовать, но и показы­вать некоторое время высокие спортивные результаты.

Между здоровьем и болезнью могут быть переходные, или предпатологические, состояния.

Болезнь возникает тогда, когда организм подвергается дейст­вию чрезмерно сильных раздражителей либо когда неблагоприятно изменяется его способность приспосабливаться к обычным раздра­жителям. В этих случаях возникают не свойственные ему морфо­логические и функциональные изменения.

Общепризнанного определения понятия «болезнь» также не су­ществует. Болезнью принято считать состояние организма, при ко­тором под влиянием каких-либо повреждающих воздействий на­рушается нормальная жизнедеятельность организма, ограничива­ется способность приспосабливаться к изменениям условий внеш­ней среды, снижается трудоспособность.

При болезнях имеют место как специфические, так и неспеци­фические изменения. Специфические изменения обусловлены факто­ром, вызвавшим заболевание. Таким фактором могут быть, напри­мер, микробы определенного вида, вызывающие своеобразные, ха­рактерные для них изменения в организме.

Специфические для той или иной болезни изменения в организ­ме формируются на различных уровнях: молекулярном (наследст­венном), клеточном или тканевом (например, опухоли), на уровне нарушения взаимоотношений между корой головного мозга и под­корковыми образованиями (психические болезни) и на уровне орга­на или системы органов. К неспецифическим изменениям относят­ся, например, стандартные изменения функции передней доли ги­пофиза и коры надпочечников при воздействии разнообразных факторов внешней среды.

Специфические и неспецифические изменения при болезнях со­четаются друг с другом. Значение и удельный вес их в механизмах развития различных болезней неодинаков и меняется на протяжении всего болезненного процесса.

Специфические изменения в целом организме, характерные для тех или иных болезней, формируются из разнообразных специфи­ческих и неспецифических изменений в клетках, тканях и органах и представляют собой переход количественных изменений в каче­ственные.

Следовательно, болезнь - это не сумма приспособительных ре­акций и патологических процессов, а качественно новое состояние целого организма, которое подготавливается различными количе­ственными изменениями, происходящими в клетках, тканях, органах и системах.

Патогенные раздражители не только вызывают повреждение организма, но и стимулируют через соответствующие рецепторы защитные (приспособительные) специфические и неспецифические реакции. Нередко бывает трудно отличить патологические изме­нения от приспособительных реакций. По этому поводу И. П. Павлов писал: «...в общей медицине бывают затруднения, когда вы должны в картине болезни отличить, что в ней есть результат по­вреждения и что есть результат противодействия организма дан­ному повреждению. Эти две категории явлений очень спутывают­ся. Дело науки и талантливости врача разделить их и понять, что есть истинная болезнь и что есть физиологическая мера против бо­лезни».

Таким образом, болезнь есть процесс диалектический. С одной стороны, происходят процессы разрушения, с другой - процессы восстановления. Одни реакции, возникающие при этом, полезны, другие - вредны. Одни нужно поддерживать, другие подавлять. Задача врача заключается в том, чтобы определить, какие реак­ции нужно усилить, а какие подавить.

Болезнь, как нозологическая единица, характеризуется типовым для нее сочетанием клинических симптомов и лежащих в их основе изменений функции и структуры. При наличии каких-либо изме­нений в строении отдельных органов всегда имеется вероятность развития болезни. Однако, пока отсутствуют клинические ее проявления (т. е. не выявились основные черты, характерные для дан­ной болезни), нельзя утверждать, что она уже существует.

Любая болезнь, независимо от распространения и локализации повреждения органов и тканей, всегда есть поражение всего орга­низма. Изолированных болезней органов и тканей, или так назы­ваемых местных болезней, не существует, хотя каждая болезнь отличается определенными особенностями.

Понятие «болезнь» включает в себя патологическую реакцию, патологический процесс и патологическое состояние.

Патологическая реакция - это кратковременная не­обычная реакция организма на какой-либо раздражитель, обычно не сопровождающаяся длительным нарушением трудоспособности человека (например, кратковременное повышение или понижение артериального давления под влиянием отрицательных эмоций, боли и т. п.).

Патологический процесс - это болезненное изменение функции и структуры, включающее различные сочетания элемен­тарных патологических реакций. Он не представляет собой опреде­ленной картины болезни как нозологической единицы и нередко (бородавка, жировик на коже и др.) не вызывает понижения тру­доспособности человека. Существуют типовые патологические процессы (воспаление, лихорадка и др.), характеризующиеся опре­деленным сочетанием патологических и защитно-физиологических реакций. Эти типовые патологические процессы входят в состав раз­личных болезней.

Патологическое состояние - чаше всего медленно (иногда быстро) развивающийся патологический процесс или его последствие (различные врожденные уродства, например косолапость, культя после ампутации конечности, слепота после травмы глаза и др.).

Прежде чем дать определение болезни, необходимо определить, что такое здоровье. В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье - это состояние полного физического, морального и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». В этом определении учитывается не только биологический, но и социальный фактор. Болезнь - слож­ная общая реакция организма на повреждающее действие факторов внешней среды; это качественно новый жизненный процесс, сопровождающийся струк­турными, метаболическими и функциональными изменениями в органах и тканях, приводящими к снижению приспособляемости организма к изменяю­щимся условиям внешней среды и ограничению трудоспособности.

Понятие «болезнь» в медицине применяется для обозначения конкретного за­болевания (пневмонии, гастрита, анемии и. др.)

ЭТИОЛОГИЯ

Этиология - учение о причинах и условиях возникновения болезни. Причина болезни - фактор, вызывающий данную болезнь и придающий ей специфические черты.

Причины болезней различают внешние и внутренние. К внешним причинам относят механические, физические, химические, биологические и социальные фак­торы, к внутренним - наследственность.

Один и тот же патогенный фактор может быть причиной многих болезней (увеличение уровня в крови катехоламинов может вызывать сердечную недостаточ­ность, стенокардию, гипертензию, гипергликемическое состояние).

Вопросы этиологии в разное время решались в медицине по-разному, что оп­ределялось общим уровнем развития науки, а также мировоззрением врачей, т.е. той методологической позицией, на которой они стояли.

После открытия возбудителей многих инфекционных заболеваний (Пастер, Кох) возник и получил широкое распространение взгляд на причинность в медици­не, известный под названием монокаузализм.

Монокаузализм - направление в этиологии, согласно которому всякая бо­лезнь имеет одну единственную причину, и столкновение организма с этой причи­ной должно непременно привести к болезни. Монокаузализм допускал, что болез­ней столько, сколько микробов. Болезнь рассматривали в простой связи с действием на организм причины и не учитывались условия возникновения болезни. Позиция монокаузалистов была опровергнута фактами бациллоносительства. Кроме того, различное течение одних и тех же заболеваний у различных лиц и другие факты бы­ли не объяснимы с позиции монокаузализма.

В начале XX века приобрела широкое распространение другая доктрина, из­вестная под название кондиционализм.

Кондиционализм - направление в патологии, основными положениями кото­рого является механистическое понимание причинности. Кондиционалисты отрица-

ли причинность в возникновении болезней, считая основным сумму условий. При­чем все условия при этом равноценны, и выделить основные не представляется возможным. Кондиционалисты предлагали отказаться от объективной причинно­сти, заменяя ее субъективно-идеалистическими представлениями. Представителем их являлся Ферворн, который утверждал, что причин болезни не существует и по­иски их бесполезны.

Следующим направлением в развитии учения об этиологии был конститу­ционализм. Он основывался на положениях формальной генетики и наследствен­ной предрасположенности к заболеваниям. По представлениям конституционали­стов генотип неизменен, поэтому свойство (болезнь) передается по наследству без изменений. Ошибочность этого учения заключается в том, что заболевание всегда предуготовлено, фатально, если набор генов порочен.

Теория «факторов» базируется на признании роли совокупности различных факторов в возникновении болезней. Она заменяет причину следствием или подме­няет главную причину группой многочисленных, но нередко второстепенных фак­торов и условий, пытаясь доказать равнозначность социальных и биологических факторов, подменить социальные факторы биологическими.

Современные представления об этиологии болезней исходят из позиций де­терминизма, т. е. причинной обусловленности болезней.

Раскрытие этиологии болезни имеет важное значение, так как позволяет про­водить не только патогенетическое, но и целенаправленное воздействие лечебными средствами на причинный фактор болезни (этиотропная терапия), например, анти­биотиками на возбудителя инфекционного заболевания. Распознанная этиология болезней является также основой рациональной профилактики (например, инфекци­онных болезней при помощи предупредительных прививок).

В возникновении болезни необходимо выделить главный фактор, который всегда действует на организм в сложной конкретной обстановке (условия). Условия болезни - фактор или несколько факторов, способствующих, препятствующих или изменяющих действие причины и придающих болезни специфические черты. Взаимодействие между причиной и условиями могут складываться так, что условия нейтрализуют причину или могут явиться решающим фактором в разв.

В целом здоровье человека, заболеваемость и течение боле тельность жизни, рабочий и творческий потенциал зависят от бол* стоятельств, которые в настоящее время суммируются в виде следу! факторов: социально-экономического, психологического, алименты ционного, токсического, фармакологического.

Деление это в определенной степени условно и все факторы взаимосвязаны.

ПАТОГЕНЕЗ

Патогенез (от греческого страдание, болезнь и genesis - происхождение) ме ханизм развития заболевания. При всем разнообразии патогенетических механизмов, связанном с огромным количеством болезней и индивидуальных особенностей живых существ, есть ряд особенностей патогенеза, присущих любым болезням. Наиболее важными являются две следующие закономерности.

1. Неспецифические реакции. На организм в течение его жизни действует поистине бесчисленное количество физиологических и патогенных раздражителей, на которые организм отвечает неспецифическими (типовыми) способами peaгирования. Наиболее ярким примером является описанное Г. Селье состояние стресса, которое возникает при воздействии на организм любого чрезвычайного фактора и заключается в активации гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, приводящей к изменению гормонального статуса организма и формированию состояния адаптации к данному фактору.

Если рассмотреть различные уровни реагирования организма на раздражи тель, то можно сказать, что на клеточном уровне любая ответная реакция является неспецифической. В болезни всегда можно различить признаки (симптомы), характерные только для данной болезни, а также признаки, характерные для многих болезней. Эти общие, неспецифические реакции организма возникли в эволюции и передаются по наследству. Их смысл состоит в защите организма, и они пускаются в ход всякий раз, когда возникает патологическая ситуация. Таких неспецифических реакций по крайней мере пять, и все они развиваются с участием нервной и эндокринной систем: патологический парабиоз, патологическая доминанта, неврогенная дистрофия, нарушение кортико-висцеральной динамики и стресс.

Парабиоз - застойно не распрастраняющееся возбуждение, которое возникает при повреждении возбудимой ткани.

Доминанта - наличие в ЦНС стойкого очага возбуждения, который как бы подчиняет все другие центры (при гипертонической болезни возникают застойные очаги возбуждения, которые на любое раздражение отвечают сужением сосудов и повышением АД).

Имеет значение связь между корой большого мозга и внутренними органами (нарушение кортико-висцеральной динамики), которая, являясь регуляторной, положительной, может выступать и как патогенетический фактор.

На уровне органа ответная реакция становится специфической, поскольку каждый орган обладает присущей только ему специфической функцией. На уровне системы специфика ответа вновь ослабевает. На уровне организма в связи с его и индивидуальной реактивностью ответная реакция вновь обретает полноценную специфику.

2. Формирование патологических систем. В динамике развития болезни в организме происходит формирование патологических систем, то есть комплекса связанных между собой реакций, которые в совокупности приобретают новое свойство, выражающееся в стабильном существовании болезнетворного очага и формировании соответствующих патологических реакций.

Патогенез включает в себя все, что происходит после воздействия npичины. Причинно-следственная связь - ряд этапов, которые связаны между причинно-следственными отношениями. Т.е. изменения, возникшие в период заболевания, становятся причинами новых нарушений, а причины и следствия постоянно меняются местами. Смена причин и следствий иногда приводит к возникновению порочного круга. Это цепь причинно-следственных отношений, при которой следствие становится причиной, усугубляющей первоначальную. Пример о горной болезни. Гипоксия экзогенная в конечном итоге приводит к возникновению эндогенного типа гипоксии (сердечно-сосудистого и дыхательного)

Понятие о причинно-следственных связях в патогенезе представляет большой практический интерес, так позволяет врачу целеустремленно вмешиваться в разви­тие болезни. Среди звеньев патогенеза выделяют главные и второстепенные.

Ведущее (основное, главное) звено (или несколько звеньев) - тот процесс, который необходим для развертывания всех остальных (гипоксия при анемиях). Своевременная ликвидация главного звена приводит к устранению процесса в це­лом. Так, при сахарном диабете главным звеном является недостаток инсулина, при введении его исчезают другие проявления болезни (гипергликемия, кетоацидоз, ко­ма).

Патогенез болезней и большинства патологических процессов включает ком­плекс тесно взаимосвязанных местных и общих звеньев. Значимость этих двух ка­тегорий различна и нередко меняется по ходу формирования болезни. Например, ес­ли кариес поддается местному лечению - достаточно поставить пломбу. Если он яв­ляется следствием общих нарушений минерального и белкового обмена, то лечение должно быть общим.

Соотношение между общим и местным меняется во времени. Местное (фу­рункул) может распространиться и стать общим (сепсис). Общий патологический процесс, благодаря защитным силам, может отграничиться, локализоваться и исчез­нуть.

Основные принципы классификации болезней. В настоящее время насчи­тывается около тысячи болезней (нозологических форм). Классификация болезней основана на нескольких критериях:

    Этиологическая классификация, основанная на общности причины для группы заболеваний (инфекционные, неинфекционные и т.д.)

    Топографо-анатомическая, основанная по органному признаку (болезни сердца, почек и т.д.)

    Классификация по возрасту и полу (детские болезни, болезни старческого возрас­та и т.д.)

    Экологическая классификация исходит из условий обитания человека

    По общности патогенеза (аллергические, воспалительные и т.д.)

6. На основе принципов лечения (хирургические, терапевтические болезни)

В развитии болезни выделяют 4 стадии:

    Латентный период - это время, проходящее между моментом воздействия на организм патогенного фактора и появлением первых симптомов заболевания. Во время латентного периода происходит истощение первичных саногенетических ме­ханизмов. В случае развития инфекционного заболевания, этот период носит на­звание инкубационного, и связан не только с перенапряжением саногенетических механизмов, но и с накоплением возбудителя. Длительность латентного периода от нескольких часов до нескольких дней и лет (например, инкубационный период про­казы иногда длится до 10-15 лет и более).

    Продромальный период - выявляются первые признаки заболевания, но­сящие неспецифический характер: общее недомогание, повышение температуры те­ла, озноб, головная боль и т.д. В этот период осуществляются защитно- физиологические меры, а в благоприятных случаях на этом этапе может наступить и выздоровление организма. Продолжается от нескольких часов до нескольких суток.

    Период разгара - развиваются симптомы, характерные для данного забо­левания, характеризующиеся появлением типичной клеточной картины конкретной болезни, ограничением приспособительных механизмов организма.

    Исходы болезни возможны следующие: выздоровление (полное и непол­ное), рецидив, переход в хроническую форму, смерть.

Выздоровление характеризуется преобладанием саногенетических меха­низмов над патогенетическими, постепенным исчезновением симптомов заболе­вания, нормализацией нарушенных функций, восстановлением нормальных отно­шений организма со средой. У человека выздоровление - это прежде всего восста­новление трудоспособности. Однако поскольку саногенетические механизмы еще не являются полностью восстановленными, в это время возможно возникновение ос­ложнений.

Выздоровление бывает полное и неполное. Полное выздоровление - это со­стояние, при котором исчезают все следы заболевания, и организм полностью вос­станавливает свои приспособительные возможности. Выздоровление не всегда означает возврат к исходному состоянию. В результате болезни могут появиться и со­храняться в дальнейшем изменения со стороны различных систем, в том числе им­мунной (стойкий иммунитет, состояние после аппендектомии и др.).

При неполном выздоровлении выражены последствия болезни. Они остают­ся надолго или даже навсегда.

САНОГЕНЕЗ (механизмы выздоровления) Термин саногенез происходит от латинского sanitas (здоровье) и греческого genesis (происхождение) и означает буквально «происхождение здоровья» - один из самых молодых в патофизиологической науке.

Выздоровление - активный процесс, комплекс реакций организма, возни­кающих с момента действия повреждающего фактора и направленных на устране­ние этого фактора, нормализации функций, компенсацию возникших нарушений и восстановление нарушенного взаимодействия с внешней средой на новом уровне. Выделяют 3 основные группы механизмов выздоровления:

    Срочные (неустойчивые, «аварийные») защитно-компенсаторные реакции, возникшие в первые секунды и минуты после воздействия и представляющие собой главным образом защитные рефлексы, с помощью которых организм освобождается от вредных веществ и удаляет их (рвота, кашель, чихание, выделение адреналина и глюкокортикоидных гормонов при стрессе и т.п.).

    Относительно устойчивые защитно-компенсаторные механизмы (фаза адаптации по Селье). К ним относятся:

а) включение резервных возможностей или запасных сил поврежденных и здоровых органов (например, дыхательной поверхности легких, клубочков почек и т.д.).

б) включение многочисленных аппаратов регуляторных систем, например, увеличе­ние числа эритроцитов при гипоксии и т.д.

в) процессы нейтрализации ядов.

г) реакции со стороны активной соединительной ткани, играющие роль в механиз­мах заживления ран при воспалении и т.д.

    Устойчивые защитно-компенсаторные механизмы (компенсаторная гипер­трофия, репаративная регенерация и т.п.).

Ятрогенные заболевания (от греч. iatros- врач, ген), ятрогении, психические расстройства, обусловленные травмирующим влиянием высказывания и (или) пове­дения медперсонала; относится к психогениям. Психические травмы, вызывающие ятрогенные заболевания, являются главным образом следствием нарушения правил деонтологии. Ятрогенные заболевания проявляются преимущественно в виде невро­тических расстройств, с которыми связано появление у больного новых болезнен­ных ощущений. В происхождении ятрогенных заболеваний, решающее значение имеют повышенная внушаемость больного, а также его личностные особенности. Так, тревожно-мнительные черты характера способствуют появлению навязчивых мыслей о неизлечимой болезни. Развитию ятрогенных заболеваний могут благопри­ятствовать также различные предрассудки и предубеждения. Касающиеся здоровья, элементы недоверия к возможностям медицины, иногда страх перед медицинским обследованием.

Общий адаптационный синдром. Роль гормональных механизмов в патогенезе неэндокринных заболеваний (Лекция № IV).

1. Определение, понятие, причины и виды стресс-реакции.

2. Характеристика быстрого стресса. Характеристика долговременного стресса, его стадии.

3. Морфологические, биохимические и гематологические изменения при стрессе.

4. Патогенез и патологические формы стресс-реакции.

Стресс - универсальная неспецифическая нейро-гормональная реакция организма на повреждение или сигнал угрозы жизни или благополучия организма, проявляющееся в повышении резистентности организма.

Классификация стрессоров - агентов, вызывающих стресс:

1) все виды агентов, вызывающих такие экстремальные повреждения, как гипоксия, гипотермия, травма, лучевая энергия, отравление - т.е. все экстремальные агенты.

2) сигналы угрозы благополучию жизни организма, вызывающие отрицательные эмоциональные состояния страх, душевный дискомфорт и другие - т.е. все отрицательно эмоциональные агенты.

Классификация видов стресса :

1. в зависимости от причины (стрессора):

а) биологический (физический ) стресс, вызываемый экстремальными агентами,

б) эмоциональный стресс, вызываемый отрицательными эмоциями.

2. в зависимости от скорости включения и механизма:

а) срочный (немедленный ) стресс - возникает моментально (секунды) - направлен на быстрый выход из опасной ситуации, механизм - возбуждение симпато-адреналовой системы,

б) долговременный стресс - включается позднее (часы), направлен на длительное сопротивление стрессору, в основе механизма - включение в реакцию гормонов гипофиза и коры надпочечников.

Характеристика и патогенез срочного стресса . Срочный стресс - немедленная реакция организма, возникающая в ответ на экстремальные агенты, направленная на кратковременное повышение резистентности, механизм которой связан с активацией симпато-адреналовой системы.

Характеристика: описал Кеннон для вариантов жизни - убежать от опасности или устранить опасность физически (напасть) - это реакция битва-бегство; его суть - быстро предельно усилить мышечную и мозговую деятельность, путем активации систем кровообращения, дыхания.

Адреналин - формирует хаотичный стресс. Норадреналин - формирует срочный стресс через активацию мозговых структур. Однако, срочный стресс не в состоянии обеспечить долговременную адаптацию к стрессору - не хватает симпато-адреналовых ресурсов.

Патогенез срочного стресса:

а) запуск срочного стресса осуществляется через центры гипоталамуса с последующей активацией симпато-адреналовой системы и выбросом катехоламинов: адреналина (мозговая часть надпочечников) и норадреналина (мозговая часть надпочечников и медиатор симпатического возбуждения). Запуская стресс, эти гормоны действуют через усиление кровообращения и метаболизма,

б) механизм гемодинамического обеспечения стресса: тахикардия, увеличение минутного объема сердца, повышение артериального давления, ускорение кровотока, перераспределение крови к мозгу, мышцам, сердцу; усиление свертывания крови; усиление газообмена,

в) механизм метаболического обеспечения стресса:

● образование глюкозы и гликогена под влиянием гормона глюкагона - гипергликемия в мозге, мышцах;

● усиление расщепления жирных кислот с освобождением энергии;

● усиление газообмена, расширение бронхов.

Характеристика и патогенез долговременного стресса - общего адаптационного синдрома (ОАС).

ОАС - это общая неспецифическая нейро-гормональная реакция организма в ответ на действие экстремальных агентов, направлена на долговременное повышение резистентности к ним, механизм которой связан с действием адаптивных гормонов гипофиза и коры надпочечников. Открыл и изучил Ганс Селье.

Стадии ОАС и их характеристика:

● Первая стадия - тревоги (мобилизации), она подразделяется на две фазы: фаза шока и фаза противошока. В фазу шока возникает угроза всем жизненноважным функциям организма, при этом развиваются гипоксия, снижение артериального давления, гипотермия, гипогликемия; а организм оказывается подверженным повреждению и может погибнуть, если не включиться механизм действия адаптивных гормонов.

В фазу противошока начинается активация надпочечников, выброс кортикостероидов, резистентность при этом нарастает и наступает вторая стадия ОАС.

● Вторая стадия (резистентности ) - уровень резистентности долгое время держится на высоком уровне, достаточном для сопротивления организма стрессору, и если стрессор прекращает действие, то резистентность возвращается к норме, организм выживает; при этом резистентность повышается неспецифически, т.е. ко всем возможным агентам.

Если стрессор силен и продолжает действовать, то возможно наступление третьей стадии.

● Третья стадия (истощение ) характеризуется всеми признаками, характерными для фазы шока, резистентность падает, организм подвержен повреждающему действию стрессоров вплоть до гибели.

Морфологическая триада при стрессе :

а) инволюция тимико-лимфатического аппарата уменьшение в размерах тимуса, лимфоузлов, селезенки,

б) кровоточащие язвы желудочно-кишечного тракта,

в) гипертрофия надпочечников.

Гематологические изменения при стрессе:

а) лимфопения - лизис лимфоцитов и их уход в ткани; распад лимфоцитов обеспечивает выброс из них энергетических и пластических (РНК, ДНК, белок) субстанций, выход лимфоцитов в ткани - обеспечение иммунной защиты,

б) эозинопения - признак защиты, эозинофилы уходят в ткани, обеспечивают там разрушение гистамина и таким образом уменьшают повреждение в тканях,

в) нейтрофильный лейкоцитоз - выброс в циркуляцию из костного мозга имеющегося запаса нейтрофилов - этим обеспечивается неспецифическая защита от бактерий.

Биохимические изменения при стрессе:

а) изменяется общий обмен:

● первая фаза - катаболическая - (распад белков, жиров, углеводов, распад и лизис клеток в очаге повреждения и по всему организму) - при одномоментном действии стрессора продолжается не более 3-х суток,

● вторая фаза - анаболическая - в стадию резистентности: усиливается синтез белка, активизируется пролиферация, замещение погибших клеток на новые,

б) гипергликемия - в результате глюконеогенеза синтез новой глюкозы из белков - действие гормонов коры надпочечников,

в) распад жиров с освобождением энергии и использовании ее в метаболизме, питании клеток;

г) задержка воды и натрия в организме.

Патогенез общего адаптационного синдрома : пусковые факторы: 1) адреналин; 2) кора мозга; 3) хеморецепторы гипофиза → ретикулярная формация → возбуждение центров гипоталамуса и выброс релизинг-факторов → активация передней доли гипофиза и выброс тропных гормонов (АКТГ, СТГ) → усиление секреции гормонов коры надпочечников (глюко- и минералокортикоидов) → повышение резистентности организма опосредованно через действие гормонов на все виды обмена.

Характеристика адаптивных гормонов передней доли гипофиза и коры надпочечников:

а) АКТГ (адренокортикотропный гормон) - пептидный, катаболический; запускает выброс глюко- и минералокортикоидов,б) глюкокортикоиды - стероидные гормоны (кортикостерон, кортизон, гидрокортизон и другие, их более 10) катаболического действия:

● регулируют белковый и углеводный обмен,

● активизируют глюконеогенез,

● стабилизируют мембраны - уменьшают их проницаемость, предупреждая повреждение клеток,

в) минералкортикоиды (ДОК - дезоксикортикостерон, альдостерон) - стероиды, регулируют водно-солевой обмен - задерживают натрий, выводят калий, задерживают в организме воду.

Влияние на воспаление: глюкокортикоиды - противоспалительные, т.е. снижают воспаление; минералокортикоиды - провоспалительные - усиливают воспаление.

Лечебное применение адаптивных гормонов (глюкокортикоидов):

а) при патологическом течении воспаления,

б) для борьбы с аллергией, с целью иммунодепрессии,

г) для усиления защиты при экстремальных состояниях.

Формы стресса:

Эустресс - оптимальное протекание ОАС - точное соответствие реакции уровню повреждения.

Дистресс - неблагоприятное течение ОАС, с ним необходимо бороться.

Формы дистресса :

1. эмоциональный дистресс - стрессоры действуют длительно, возникают тяжелые соматические заболевания (гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, бронхиальная астма и другие аллергические заболевания, особенно кожи) или неврозы (психосоматические заболевания),

2. дистресс, связанный с патологией гормональных механизмов, имеется три вида этого дистресса:

а) глюкокортикоидная недостаточность: при экстремальных состояниях глюкокортикоидов не хватает особенно в стадию тревоги - возникает их дефицит; при экстремальных состояниях глюкокортикоидов много, но рецепторы к ним на клетках не чувствительны; после длительной терапии глюкокортикоидами синтез собственных глюкокортикоидов снижен; врожденная глюкокортикоидная недостаточность - у детей часто, сопровождается тимико-лимфатическим статусом (status thymicolymphaticus) - увеличены тимус и лимфоузлы.

Глюкокортикоидная недостаточность проявляется в снижении резистентности, в невозможности отвечать реакцией стресс, в снижении функции организма, вплоть до шока.

б) избыточная глюкокортикоидная активность проявляется в виде истощения, снижения резистентности к инфекции, артериальной гипертензии, гипергликемии - сахарный диабет; возникает: при избыточной секреции глюкокортикоидов; при медленном их разрушении; при избыточной чувствительности рецепторов к глюкокортикоидам; при терапии этими гормонами - в период их назначения,

в) избыточная минералокортикоидная активность проявляется в виде активации воспаления (артриты, миокардиты, периартерииты, склерозирование сосудов-нефросклероз, артериальная гипертензия); возникает: в условиях, усугубляющих усиленное действие минералокортикоидов - охлаждение, избыточное потребление хлористого натрия и белков, перенесенные другие заболевания.

Методы определения реакции стресс :

1. Определение содержания гормонов АКТГ, глюко- и минералокортикоидов в крови.

2. Определение продуктов метаболизма гормонов в моче - 17-оксикетостероидов.

3. Исследование динамики веса (особенно у детей) - в стадии тревоги вес падает, в стадию резистентности вес растет.

4. Определение содержания эозинофилов в крови - эозинопения.

5. Проба Торна - введение АКТГ вызывает при нормальном функционировании коры надпочечников падение числа эозинофилов в крови в 2 раза.

6. Определение степени эмоционального стресса по тонусу мышц - чем выше тонус, тем выше степень стресса.

7. Определение содержания катехоламинов.

ЛЕКЦИЯ 4

Болезнетворные действия факторов внешней среды