Меню
Бесплатно
Главная  /  Орз  /  Решу огэ биология дыхательная система. Человек. Органы, системы органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфообращения. Движение крови по сосудам

Решу огэ биология дыхательная система. Человек. Органы, системы органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфообращения. Движение крови по сосудам

Совет 1. Разделяйте вопросы о дыхании на разные блоки

Очень трудными для учеников в ЕГЭ по биологии являются вопросы о дыхании. Многие совершенно не могут разделить:

    газообмен

    механизм дыхания

    транспорт газов кровью.

Даже процесс газообмена многие представляют неверно, думая, что он идет только в легких. Газообмен идет также и в тканях. Понимание темы осложняется разным подходом к ней в учебниках.

Совет 2. Осознайте общую структуру дыхания как процесса

Я всегда напоминаю о том, что дыхание как процесс делится на внешнее и внутреннее, а также транспорт газов кровью. Внешнее дыхание я раскрываю на примере механизмов вдоха и выдоха. Также здесь я рассматриваю газообмен в легких.

Совет 3. Чаще упоминайте диффузию

Нередко ученики не указывают, что в основе газообмена лежит диффузия. А это очень важно. При этом большое значение имеет то, куда диффундирует определенный газ. Если газообмен происходит в легких, надо говорить, что кислород из полости альвеол идет в капилляры, а углекислый газ в обратном направлении. Если газообмен происходит в тканях, не забываем о посреднике между всеми клетками и капиллярами: тканевой жидкости. И здесь тоже надо упоминать о диффузии.

Совет 4. Будьте готовы к неожиданным формулировкам

Составители ЕГЭ по биологии могут спросить - «Как дыхательные движения идут в условиях спокойного вдоха и выдоха?» (цитирую текст вопроса). Вопрос сформулирован хитро, ученика как будто подталкивают к мысли, что при физических нагрузках дыхание совсем другое. Однако сам механизм дыхания не изменяется, просто в нем участвует больше мышц. Мне кажется, что составители просто хотят запутать ученика этим «свободным вдохом». Представьте, что таких слов нет в вопросе, по сути, ученика спросили о том, как происходят вдох и выдох. Об этом и следует отвечать.

Совет 5. Упоминайте межреберные мышцы

Я всегда говорю ученикам, что в ЕГЭ надо применять общие формулировки. Но делать это нужно тонко, что не всегда получается. В ответе ФИПИ мы не видим ни слова о наружных межреберных мышцах , хотя их имеют в виду, говоря о сокращении межреберных мышц при вдохе. Конечно, вы можете написать подробно: наружные межреберные мышцы сокращаются при вдохе, внутренние - при выдохе. Однако лучше упомянуть, что при выдохе еще и расслабляются наружные межреберные мышцы. Именно их составители ФИПИ имеют в виду под «межреберными мышцами».

Совет 6. Помните о значении диафрагмы и объеме грудной клетки

Составители ЕГЭ стандартно упоминают о сокращении диафрагмы . В первом же пункте, за который ученик получит 1 балл, составители пишут об увеличении объема грудной клетки - это очень важная мысль. Увеличению объема грудной клетки способствует сокращение диафрагмы. Но не только это. На своих занятиях я всегда говорю, что подъему способствует и сокращение наружных межреберных мышц. Именно они поднимают грудную клетку, в которой становится больше места для вдоха.

Совет 7. Комментируйте эластичность легких и давление в плевральной полости

Как же получить второй балл за этот вопрос? Надо написать о том, что легкие растягиваются благодаря их эластичности. У нас есть еще один близкий вопрос ФИПИ о строении и функциях легких. На своих занятиях я говорю о том, что альвеолы легких состоят не только из эпителиальной ткани, они еще имеют и растяжимые эластичные волокна в основании.

Больше того, известно, что внутри плевральной полости давление отрицательное. Оказывается, легкие тянутся не только благодаря своей эластичности - этому способствует еще и низкое давление в плевральной полости.

После растяжения легких давление в них становится ниже, даже меньше атмосферного. Это легко понять: сокращение диафрагмы и мышц привело к тому, что в легких как бы появилось больше свободного места. Вот почему давление резко упало. Все это происходит при вдохе и способствует ему.

Совет 8. Осознайте значение отрицательного давления в плевральной полости

Стенка альвеол сильно расправляется и легко «прилипает» к стенке грудной полости именно благодаря отрицательному давлению в плевральной полости . Можно сказать, что легкие, растягиваясь, следуют за движением межреберных мышц и диафрагмы. Вряд ли такое происходило бы, если б давление в плевральной полости вырастало.

Совет 9. Четко представляйте расположение плевральной полости

Ученик должен четко понимать, где находится плевральная полость - между легочной и пристеночной плеврой. В ЕГЭ по биологии даже могут спросить о том, какую первую помощь надо оказывать человеку с ранением легких и разгерметизацией плевральной полости. Нужно на выдохе восстановить герметичность с помощью прорезиненной ткани или просто полиэтиленовых пакетов, плотно закрыв рану.

Совет 10. Будьте готовы описать механизм выдоха

Как происходит выдох? Естественно, межреберные мышц расслабляются, как и диафрагма. Однако я говорю о том, что идет расслабление наружных межреберных мышц, но внутренние сокращаются. В этом случае грудная клетка опускается, что приводит к уменьшению объема грудной полости и легких. Растет давление воздуха в полости альвеол. Все эти процессы обеспечивают выдох.

Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] Лернер Георгий Исаакович

5.1.3.Строение и функции дыхательной системы

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: альвеолы, легких, альвеолярный воздух, вдох, выдох, диафрагма, газообмен в легких и тканях, диффузия, дыхание, дыхательные движения, дыхательный центр, плевральная полость, регуляция дыхания.

Дыхательная система выполняет функцию газообмена, доставки в организм кислорода и выведении из него углекислого газа. Воздухоносными путями служат полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, бронхиолы и легкие. В верхних дыхательных путях воздух согревается, очищается от различных частиц и увлажняется. В альвеолах легких происходит газообмен. В полости носа, которая выстлана слизистой оболочкой и покрыта ресничным эпителием, выделяется слизь. Она увлажняет вдыхаемый воздух, обволакивает твердые частички. Слизистая оболочка согревает воздух, т.к. она обильно снабжается кровеносными сосудами. Воздух через носовые ходы поступает в носоглотку и затем в гортань.

Гортань выполняет две функции – дыхательную и образование голоса. Сложность ее строения связана с образованием голоса. В гортани находятся голосовые связки , состоящие из эластических волокон соединительной ткани. Звук возникает в результате колебания голосовых связок. Гортань принимает участие только в образовании звука. В членораздельной речи принимают участие губы, язык, мягкое нёбо, околоносовые пазухи. Гортань изменяется с возрастом. Ее рост и функция связаны с развитием половых желез. Размеры гортани у мальчиков в период полового созревания увеличиваются. Голос меняется (мутирует). Из гортани воздух поступает в трахею .

Трахея – трубка, длиной 10-11 см, состоящая из 16– 20 хрящевых, незамкнутых сзади, колец. Кольца соединены связками. Задняя стенка трахеи образована плотной волокнистой соединительной тканью. Пищевой комок, проходящий по пищеводу, прилегающему к задней стенке трахеи, не испытывает сопротивления с ее стороны.

Трахея делится на два упругих главных бронха . Главные бронхи ветвятся на более мелкие бронхи – бронхиолы. Бронхи и брохиолы выстланы реснитчатым эпителием. Бронхиолы ведут в легкие.

Легкие – парные органы, расположенные в грудной полости. Легкие состоят из легочных пузырьков – альвеол. Стенка альвеолы образована однослойным эпителием и оплетена сетью капилляров, в которые поступает атмосферный воздух. Между наружным слоем легкого и грудной клеткой есть плевральная полость , заполненная небольшим количеством жидкости, уменьшающей трение при движении легких. Она образована двумя листками плевры, один из которых покрывает легкое, а другой выстилает грудную клетку изнутри. Давление в плевральной полости меньше атмосферного и составляет около 751 мм рт. ст. При вдохе грудная полость расширяется, диафрагма опускается, легкие растягиваются. При выдохе объем грудной полости уменьшается, диафрагма расслабляется и поднимается. В дыхательных движениях участвуют наружные межреберные мышцы, мышцы диафрагмы, внутренние межреберные мышцы. При усиленном дыхании участвуют все мышцы груди, поднимающие ребра и грудину, мышцы брюшной стенки.

Дыхательные движения контролируются дыхательным центром продолговатого мозга. Центр имеет отделы вдоха и выдоха . От центра вдоха импульсы поступают к дыхательным мышцам. Происходит вдох. От дыхательных мышц импульсы поступают в дыхательный центр по блуждающему нерву и тормозят центр вдоха. Происходит выдох. На деятельность дыхательного центра влияют уровень артериального давления, температурные, болевые и другие раздражители. Гуморальная регуляция происходит при изменении концентрации углекислого газа в крови. Ее увеличение возбуждает дыхательный центр и вызывает учащение и углубление дыхания. Возможность произвольно задержать дыхание на некоторое время объясняется контролирующим влиянием на процесс дыхания коры головного мозга.

Газообмен в легких и тканях происходит путем диффузии газов из одной среды в другую. Давление кислорода в атмосферном воздухе выше, чем альвеолярном, и он диффундирует в альвеолы. Из альвеол по тем же причинам кислород проникает в венозную кровь, насыщая ее, а из крови – в ткани.

Давление углекислого газа в тканях выше, чем в крови, а в альвеолярном воздухе выше, чем в атмосферном. Поэтому он диффундирует из тканей в кровь, затем в альвеолы и в атмосферу.

Кислород транспортируется к тканям в составе оксиге– моглобина. От тканей к легким небольшая часть углекислого газа переносится карбогемоглобином. Большая же часть образует с водой углекислоту, которая в свою очередь образует бикарбонаты калия и натрия. В их составе углекислый газ переносится к легким.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

А1. Газообмен между кровью и атмосферным воздухом

происходит в

1) альвеолах легких 3) тканях

2) бронхиолах 4) плевральной полости

А2. Дыхание – это процесс:

1) получения энергии из органических соединений при участии кислорода

2) поглощения энергии при синтезе органических соединений

3) образования кислорода в ходе химических реакций

4) одновременного синтеза и распада органических соединений.

А3. Органом дыхания не является:

1) гортань

3) ротовая полость

А4. Одной из функций носовой полости является:

1) задержка микроорганизмов

2) обогащение крови кислородом

3) охлаждение воздуха

4) осушение воздуха

А5. Гортань от попадания в нее пищи защищает(ют):

1) черпаловидный хрящ 3) надгортанник

А6. Дыхательную поверхность легких увеличивают

1) бронхи 3) реснички

2) бронхиолы 4) альвеолы

А7. Кислород поступает в альвеолы и из них в кровь путем

1) диффузии из области с меньшей концентрацией газа в область с большей концентрацией

2) диффузии из области с большей концентрацией газа в область с меньшей концентрацией

3) диффузии из тканей организма

4) под влиянием нервной регуляции

А8. Ранение, нарушившее герметичность плевральной полости приведет к

1) торможению дыхательного центра

2) ограничению движения легких

3) избытку кислорода в крови

4) избыточной подвижности легких

А9. Причиной тканевого газообмена служит

1) разница в количестве гемоглобина в крови и тканях

2) разность концентраций кислорода и углекислого газа в крови и тканях

3) разная скорость перехода молекул кислорода и углекислого газа из одной среды в другую

4) разность давлений воздуха в легких и плевральной полости

Часть В

В1. Выберите процессы, происходящие при газообмене в легких

1) диффузия кислорода из крови в ткани

2) образование карбоксигемоглобина

3) образование оксигемоглобина

4) диффузия углекислого газа из клеток в кровь

5) диффузия атмосферного кислорода в кровь

6) диффузия углекислого газа в атмосферу

В2. Установите правильную последовательность прохождения атмосферного воздуха через дыхательные пути

А) гортань В) бронхи Д) бронхиолы

Б) носоглотка Г) легкие Е) трахея

Часть С

С1. Как скажется на работе дыхательной системы нарушение герметичности плевральной полости одного легкого?

С2. В чем заключается отличие легочного газообмена от тканевого?

СЗ. Почему заболевания дыхательных путей осложняют течение сердечно-сосудистых заболеваний?

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Атлас: анатомия и физиология человека. Полное практическое пособие автора Зигалова Елена Юрьевна

Из книги Справочник основных лекарственных средств автора Храмова Елена Юрьевна

Из книги Самые популярные лекарственные средства автора Ингерлейб Михаил Борисович

Глава V Средства для лечения заболеваний дыхательной

Из книги Домашняя медицинская энциклопедия. Симптомы и лечение самых распространенных заболеваний автора Коллектив авторов

Строение и функции ушей Уши – орган слуха человека. Кроме этого они выполняют еще одну функцию в организме – участвуют в поддержании равновесия тела. Ухо состоит из трех отделов – наружного уха, среднего уха и внутреннего. Строение ухаНаружное ухо включает ушную

автора Лернер Георгий Исаакович

2.3.3. Белки, их строение и функции Белки – это биологические гетерополимеры, мономерами которых являются аминокислоты. Белки синтезируются в живых организмах и выполняют в них определенные функции.В состав белков входят атомы углерода, кислорода, водорода, азота и иногда

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

5.1.2. Строение и функции пищеварительной системы Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: Всасывание, органы, пищеварительная система, регуляция пищеварения, строение пищеварительной системы, система органов, ферменты.Пищеварительная система –

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

5.1.4. Строение и функции выделительной системы Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: вторичная моча, извитые канальцы, капсула, мочевой пузырь, мочеточники, нефрон, первичная моча, почки, признаки заболевания почек, продукты выделения,

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

5.2.1. Строение и функции опорно-двигательной системы Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: верхние конечности, грудная клетка, кости (трубчатые, плоские), костная ткань, лицевой череп, мозговой череп, мышцы, надкостница, позвоночный столб, пояса

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

5.2.2.Кожа, ее строение и функции Кожа – один из важнейших органов человека, выполняющих защитную, терморегуляционную, выделительную, рецепторную функции. Ее общая поверхность составляет около 1,5-1,8 м2 . Производными кожи являются волосы, ногти, сальные и потовые железы.

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

5.2.3. Строение и функции системы органов кровообращения и лимфообращения Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: аорта, артерии, ацетилхолин, вены, давление крови, капилляры, клапаны (двустворчатые, трехстворчатые, полу лунные, карманные),

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

5.4.2. Строение и функции центральной нервной системы Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга.Строение и функции спинного мозга. Спинной мозг взрослого человека – это длинный тяж почти цилиндрической формы. Находится спиной мозг в позвоночном

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

5.4.3. Строение и функции вегетативной нервной системы Вегетативная нервная система (ВНС) координирует и регулирует деятельность внутренних органов, обмен веществ, гомеостаз. ВНС состоит из симпатического и парасимпатического отделов. Оба отдела иннервируют большинство

Из книги Женское здоровье. Большая медицинская энциклопедия автора Автор неизвестен

Глава 2. Болезни дыхательной системы у женщин Дыхательные пути человека делятся на верхние и нижние. Воздух, который мы вдыхаем, проходит вначале через носовую и ротовую полости, гортань. Затем он попадает в трахею, которая представляет собой широкую полую трубку,

Из книги Гипертоническая болезнь. Домашняя энциклопедия автора Малышева Ирина Сергеевна

Строение и функции сердечно-сосудистой системы С функциональной точки зрения сердечно-сосудистая система образована двумя родственными структурами. Первая состоит из сердца, артерий, капилляров и вен, которые обеспечивают замкнутый круговорот крови, вторая – из сети

Из книги Лучшее для здоровья от Брэгга до Болотова. Большой справочник современного оздоровления автора Моховой Андрей

Из книги Диагностический справочник иммунолога автора Полушкина Надежда Николаевна

Глава 1 Строение и функции иммунной системы Иммунология – наука о системе, обеспечивающей защиту организма от интервенции генетически чужеродных биологических структур, способных нарушить гомеостаз.Иммунная система является одной из систем жизнеобеспечения, без

Дыхательная система человека - совокупность органов и тканей, обеспечивающих в организме человека обмен газов между кровью и внешней средой.

Функция дыхательной системы:

  • поступление в организм кислорода;
  • выведение из организма углекислого газа;
  • выведение из организма газообразных продуктов метаболизма;
  • терморегуляция;
  • синтетическая: в тканях лёгких синтезируются некоторые биологически активные вещества: гепарин, липиды и др.;
  • кроветворная: в лёгких созревают тучные клетки и базофилы;
  • депонирующая: капилляры лёгких могут накапливать большое количество крови;
  • всасывательная: с поверхности лёгких легко всасываются эфир, хлороформ, никотин и многие другие вещества.

Дыхательная система состоит из лёгких и дыхательных путей.

Лёгочные сокращения осуществляются с помощью межрёберных мышц и диафрагмы.

Дыхательные пути: носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы.

Лёгкие состоят из лёгочных пузырьков - альвеол.

Рис. Дыхательная система

дыхательные пути

НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ

Полости носа и глотки являются верхними дыхательными путями. Нос образован системой хрящей, благодаря которым носовые ходы всегда открыты. В самом начале носовых ходов располагаются мелкие волоски, которые задерживают крупные пылевые частицы вдыхаемого воздуха.

Носовая полость выстлана изнутри слизистой оболочкой, пронизанной кровеносными сосудами. Она содержит большое количество слизистых желез (150 желез/с м 2 см2 слизистой оболочки). Слизь препятствует размножению микробов. Из кровеносных капилляров на поверхность слизистой оболочки выходит большое количество лейкоцитов-фагоцитов, которые уничтожают микробную флору.

Кроме того, слизистая оболочка может значительно изменяться в своем объёме. Когда стенки её сосудов сокращаются, она сжимается, носовые ходы расширяются, и человек легко и свободно дышит.

Слизистая оболочка верхних дыхательных путей образована мерцательным эпителием. Движение ресничек отдельной клетки и всего эпителиального пласта строго координировано: каждая предыдущая ресничка в фазах своего движения опережает на определённый промежуток времени последующую, поэтому поверхность эпителия волнообразно подвижна - «мерцает». Движение ресничек помогает сохранять дыхательные пути в чистоте, удаляя вредные вещества.

Рис. 1. Мерцательный эпителий дыхательной системы

В верхней части носовой полости находятся органы обоняния.

Функция носовых ходов:

  • фильтрация микроорганизмов;
  • фильтрация пыли;
  • увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха;
  • слизь смывает все отфильтрованное в желудочно-кишечный тракт.

Полость разделена решётчатой костью на две половины. Костные пластинки разделяют обе половины на узкие, сообщающиеся между собой ходы.

В полость носа открываются пазухи воздухоносных костей: гайморова, лобная и др. Эти пазухи называются придаточными пазухами носа. Они выстланы тонкой слизистой оболочкой, содержащей небольшое количество слизистых желез. Все эти перегородки и раковины, а также многочисленные придаточные полости черепных костей резко увеличивают объём и поверхность стенок носовой полости.

ПРИДАТОЧНЫЕ ПАЗУХИ НОСА

Нижняя часть глотки переходит в две трубки: дыхательную (спереди) и пищевод (сзади). Таким образом, глотка является общим отделом для пищеварительной и дыхательной системы.

ГОРТАНЬ

Верхнюю часть дыхательной трубки составляет гортань, расположенная в передней части шеи. Большая часть гортани также выстлана слизистой оболочкой из мерцательного (ресничного) эпителия.

Гортань состоит из подвижно соединённых между собой хрящей: перстневидного, щитовидного (образует кадык, или адамово яблоко) и двух черпаловидных хрящей.

Надгортанник прикрывает вход в гортань в момент глотания пищи. Передним концом надгортанник соединён с щитовидным хрящом.

Рис. Гортань

Хрящи гортани соединены между собой суставами, а промежутки между хрящами затянуты соединительнотканными перепонками.

ГОЛОСООБРАЗОВАНИЕ

К гортани снаружи прилегает щитовидная железа.

Спереди гортань защищена передними мышцами шеи.

ТРАХЕЯ И БРОНХИ

Трахея - дыхательная трубка длиной около 12 см.

Она составлена из 16−20 хрящевых полуколец, которые не смыкаются сзади; полукольца предотвращают спадание трахеи во время выдоха.

Задняя часть трахеи и промежутки между хрящевыми полукольцами затянуты соединительнотканной перепонкой. Позади трахеи лежит пищевод, стенка которого во время прохождения пищевого комка слегка выпячивается в её просвет.

Рис. Поперечный срез трахеи: 1 - мерцательный эпителий; 2 - собственный слой слизистой оболочки; 3 - хрящевое полукольцо; 4 - соединительнотканная перепонка

На уровне IV−V грудных позвонков трахея делится на два крупных первичных бронха, отходящих в правое и левое лёгкие. Это место деления носит название бифуркации (разветвления).

Через левый бронх перегибается дуга аорты, а правый огибается идущей сзади наперёд непарной веной. По выражению старых анатомов, «дуга аорты сидит верхом на левом бронхе, а непарная вена - на правом».

Хрящевые кольца, расположенные в стенках трахеи и бронхах, делают эти трубки упругими и неспадающимися, благодаря чему воздух по ним проходит легко и беспрепятственно. Внутренняя поверхность всего дыхательного пути (трахеи, бронхов и части бронхиол) покрыта слизистой оболочкой из многорядного мерцательного эпителия.

Устройство дыхательных путей обеспечивает согревание, увлажнение и очищение поступающего со вдохом воздуха. Частицы пыли мерцательным эпителием продвигаются кверху и с кашлем и чиханием удаляются наружу. Микробы обезвреживаются лимфоцитами слизистой оболочки.

лЁгкие

Лёгкие (правое и левое) находятся в грудной полости под защитой грудной клетки.

ПЛЕВРА

Лёгкие покрыты плеврой.

Плевра - тонкая, гладкая и влажная, богатая эластическими волокнами серозная оболочка, одевающая каждое из лёгких.

Различают лёгочную плевру, плотно срощенную с тканью лёгкого, и пристеночную плевру, выстилающую изнутри стенки грудной клетки.

У корней лёгких лёгочная плевра переходит в пристеночную. Таким образом, вокруг каждого лёгкого образуется герметически замкнутая плевральная полость, представляющая узкую щель между лёгочной и пристеночной плеврой. Плевральная полость заполнена небольшим количеством серозной жидкости, играющей роль смазки, облегчающей дыхательные движения лёгких.

Рис. Плевра

СРЕДОСТЕНИЕ

Средостение - пространство между правым и левым плевральными мешками. Оно ограничено спереди грудиной с реберными хрящами, сзади - позвоночником.

В средостении располагаются сердце с крупными сосудами, трахея, пищевод, вилочковая железа, нервы диафрагмы и грудной лимфатический проток.

БРОНХИАЛЬНОЕ ДЕРЕВО

Глубокими бороздами правое лёгкое разделено на три доли, а левое - на две. У левого лёгкого на стороне, обращённой к срединной линии, имеется углубление, которым оно прилежит к сердцу.

В каждое лёгкое с внутренней стороны входят толстые пучки, состоящие из первичного бронха, лёгочной артерии и нервов, а выходят по две лёгочные вены и лимфатические сосуды. Все эти бронхиально-сосудистые пучки, вместе взятые, образуют корень лёгкого. Вокруг лёгочных корней расположено большое количество бронхиальных лимфатических узлов.

Входя в лёгкие, левый бронх делится на две, а правый - на три ветви по числу лёгочных долей. В лёгких бронхи образуют так называемое бронхиальное дерево. С каждой новой «веточкой» диаметр бронхов уменьшается, пока они не становятся совсем микроскопическими бронхиолами с диаметром в 0,5 мм. В мягких стенках бронхиол имеются гладкие мышечные волокна и нет хрящевых полуколец. Таких бронхиол насчитывается до 25 млн.

Рис. Бронхиальное дерево

Бронхиолы переходят в ветвистые альвеолярные ходы, которые оканчиваются лёгочными мешочками, стенки которых усыпаны вздутиями - лёгочными альвеолами. Стенки альвеол пронизаны сетью капилляров: в них происходит газообмен.

Альвеолярные ходы и альвеолы обвиты множеством упругих соединительнотканных и эластических волокон, которые составляют также основу мельчайших бронхов и бронхиол, благодаря чему лёгочная ткань легко растягивается во время вдоха и снова спадается во время выдоха.

АЛЬВЕОЛЫ

Альвеолы образованы сетью тончайших эластических волокон. Внутренняя поверхность альвеол выстлана однослойным плоским эпителием. Стенки эпителия вырабатываютсурфактант - поверхностно-активное вещество, выстилающее изнутри альвеолы и препятствующее их спаданию.

Под эпителием лёгочных пузырьков залегает густая сеть капилляров, на которые разбиваются конечные ветви лёгочной артерии. Через соприкасающиеся стенки альвеол и капилляров происходит газообмен при дыхании. Попав в кровь, кислород связывается с гемоглобином и разносится по всему организму, снабжая клетки и ткани.

Рис. Альвеолы

Рис. Газообмен в альвеолах

До рождения плод через лёгкие не дышит и лёгочные пузырьки находятся в спавшемся состоянии; после рождения с первым же вдохом альвеолы раздуваются и остаются расправленными на всю жизнь, сохраняя в себе некоторое количество воздуха даже при самом глубоком выдохе.

ПЛОЩАДЬ ГАЗООБМЕНА

физиология дыхания

Все процессы жизнедеятельности протекают при обязательном участии кислорода, т. е. являются аэробными. Особенно чувствительной к кислородной недостаточности является ЦНС, и прежде всего корковые нейроны, которые в бескислородных условиях погибают раньше других. Как известно, период клинической смерти не должен превышать пяти минут. В противном случае в нейронах коры головного мозга развиваются необратимые процессы.

Дыхание - физиологический процесс обмена газов в лёгких и тканях.

Весь процесс дыхания можно разделить на три основных этапа:

  • лёгочное (внешнее) дыхание: газообмен в капиллярах лёгочных пузырьков;
  • транспорт газов кровью;
  • клеточное (тканевое) дыхание: газообмен в клетках (ферментативное окисление питательных веществ в митохондриях).

Рис. Лёгочное и тканевое дыхание

Эритроциты содержат гемоглобин, сложный железосодержащий белок. Этот белок способен присоединять к себе кислород и углекислый газ.

Проходя по капиллярам лёгких, гемоглобин присоединяет к себе 4 атома кислорода, превращаясь в оксигемоглобин. Эритроциты транспортируют кислород из лёгких в ткани организма. В тканях происходит освобождение кислорода (оксигемоглобин превращается в гемоглобин) и присоединение углекислого газа (гемоглобин превращается в карбогемоглобин). Далее эритроциты транспортируют углекислый газ к лёгким для удаления из организма.

Рис. Транспортная функция гемоглобина

Молекула гемоглобина образует стойкое соединение с оксидом углерода II (угарным газом). Отравление угарным газом приводит к гибели организма в связи с кислородной недостаточностью.

МЕХАНИЗМ ВДОХА И ВЫДОХА

Вдох - является активным актом, так как осуществляется при помощи специализированных дыхательных мышц.

К дыхательным мышцам относятся межрёберные мышцы и диафрагма. При глубоком вдохе используются мышцы шеи, груди и пресса.

Сами лёгкие мышц не имеют. Они не способны самостоятельно растягиваться и сокращаться. Лёгкие лишь следуют за грудной клеткой, которая расширяется благодаря диафрагме и межрёберным мышцам.

Диафрагма во время вдоха опускается на 3−4 см, вследствие чего объём грудной клетки увеличивается на 1000−1200 мл. Кроме того, диафрагма отодвигает нижние рёбра к периферии, что также ведёт к увеличению ёмкости грудной клетки. Причём чем сильнее сокращения диафрагмы, тем больше увеличивается объём грудной полости.

Межрёберные мышцы, сокращаясь, приподнимают рёбра, что также вызывает увеличение объёма грудной клетки.

Лёгкие, следуя за растягивающейся грудной клеткой, сами растягиваются, и давление в них падает. В результате создаётся разность между давлением атмосферного воздуха и давлением в лёгких, воздух устремляется в них - происходит вдох.

Выдох, в отличие от вдоха, является пассивным актом, так как в его осуществлении не принимают участие мышцы. При расслаблении межрёберных мышц рёбра под действием силы тяжести опускаются; диафрагма, расслабляясь, поднимается, занимая свое привычное положение, и объём грудной полости уменьшается - лёгкие сокращаются. Происходит выдох.

Лёгкие находятся в герметически закрытой полости, образованной лёгочной и пристеночной плеврой. В плевральной полости давление ниже атмосферного («отрицательное»). За счёт отрицательного давления лёгочная плевра плотно прижимается к пристеночной.

Уменьшение давления в плевральном пространстве является основной причиной увеличения объёма лёгких во время вдоха, то есть является той силой, которая и растягивает лёгкие. Так, во время увеличения объёма грудной клетки давление в межплевральном образовании уменьшается, и вследствие разности давлений воздух активно поступает в лёгкие и увеличивает их объём.

Во время выдоха давление в плевральной полости возрастает, и в силу разности давлений воздух выходит, лёгкие спадаются.

Грудное дыхание осуществляется преимущественно за счёт наружных межрёберных мышц.

Брюшное дыхание осуществляется за счёт диафрагмы.

У мужчин отмечается брюшной тип дыхания, а у женщин - грудной. Однако независимо от этого и мужчины, и женщины дышат ритмично. С первого часа жизни ритм дыхания не нарушается, изменяется лишь его частота.

Новорождённый ребёнок дышит 60 раз в минуту, у взрослого человека частота дыхательных движений в покое составляет около 16−18. Однако во время физической нагрузки, эмоционального возбуждения или при повышении температуры тела частота дыхания может значительно увеличиваться.

Жизненная Ёмкость лЁгких

Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) - это максимальное количество воздуха, которое может поступить и вывестись из лёгких во время максимального вдоха и выдоха.

Жизненная емкость лёгких определяется прибором спирометром .

У взрослого здорового человека ЖЕЛ меняется в пределах от 3500 до 7000 мл и зависит от пола и от показателей физического развития: например, объема грудной клетки.

ЖЕЛ состоит из нескольких объемов:

  1. Дыхательный объем (ДО) - это количество воздуха, которое поступает и выводится из лёгких при спокойном дыхании (500-600 мл).
  2. Резервный объем вдоха (РОВ ) - это максимальное количество воздуха, которое может поступить в лёгкие после спокойного вдоха (1500 - 2500 мл).
  3. Резервный объем выдоха (РОВ) - это максимальное количество воздуха, которое может вывестись из лёгких после спокойного выдоха(1000 - 1500 мл).

регуляция дыхания

Дыхание регулируется нервными и гуморальными механизмами, которые сводятся к обеспечению ритмической деятельности дыхательной системы (вдох, выдох) и адаптационных дыхательных рефлексов, то есть изменению частоты и глубины дыхательных движений, имеющих место при изменяющихся условиях внешней среды или внутренней среды организма.

Ведущим дыхательным центром, как было установлено Н. А. Миславским в 1885 году, является дыхательный центр, расположенный в области продолговатого мозга.

Дыхательные центры обнаружены в области гипоталамуса. Они принимают участие в организации более сложных адаптационных дыхательных рефлексов, необходимых при изменении условий существования организма. Кроме того, дыхательные центры размещаются и в коре головного мозга, осуществляя высшие формы адаптационных процессов. Наличие дыхательных центров в коре головного мозга доказывается образованием дыхательных условных рефлексов, изменениями частоты и глубины дыхательных движений, имеющих место при различных эмоциональных состояниях, а также произвольными изменениями дыхания.

Вегетатвная нервная система иннервирует стенки бронхов. Их гладкая мускулатура снабжена центробежными волокнами блуждающих и симпатических нервов. Блуждающие нервы вызывают сокращение бронхиальной мускулатуры и сужение бронхов, а симпатические нервы расслабляют бронхиальную мускулатуру и расширяют бронхи.

Гуморальная регуляция: вдох осуществляется рефлекторно в ответ на повышение концентрацию углекислого газа в крови.

А1. Газообмен между кровью и атмосферным воздухом

происходит в

1) альвеолах легких

2) бронхиолах

3) тканях

4) плевральной полости

А2. Дыхание – это процесс:

1) получения энергии из органических соединений при участии кислорода

2) поглощения энергии при синтезе органических соединений

3) образования кислорода в ходе химических реакций

4) одновременного синтеза и распада органических соединений.

А3. Органом дыхания не является:

1) гортань

2) трахея

3) ротовая полость

4) бронхи

А4. Одной из функций носовой полости является:

1) задержка микроорганизмов

2) обогащение крови кислородом

3) охлаждение воздуха

4) осушение воздуха

А5. Гортань от попадания в нее пищи защищает(ют):

1) черпаловидный хрящ

3) надгортанник

4) щитовидный хрящ

А6. Дыхательную поверхность легких увеличивают

1) бронхи

2) бронхиолы

3) реснички

4) альвеолы

А7. Кислород поступает в альвеолы и из них в кровь путем

1) диффузии из области с меньшей концентрацией газа в область с большей концентрацией

2) диффузии из области с большей концентрацией газа в область с меньшей концентрацией

3) диффузии из тканей организма

4) под влиянием нервной регуляции

А8. Ранение, нарушившее герметичность плевральной полости приведет к

1) торможению дыхательного центра

2) ограничению движения легких

3) избытку кислорода в крови

4) избыточной подвижности легких

А9. Причиной тканевого газообмена служит

1) разница в количестве гемоглобина в крови и тканях

2) разность концентраций кислорода и углекислого газа в крови и тканях

3) разная скорость перехода молекул кислорода и углекислого газа из одной среды в другую

4) разность давлений воздуха в легких и плевральной полости

В1. Выберите процессы, происходящие при газообмене в легких

1) диффузия кислорода из крови в ткани

2) образование карбоксигемоглобина

3) образование оксигемоглобина

4) диффузия углекислого газа из клеток в кровь

5) диффузия атмосферного кислорода в кровь

6) диффузия углекислого газа в атмосферу

В2. Установите правильную последовательность прохождения атмосферного воздуха через дыхательные пути

А) гортань

В) бронхи

Д) бронхиолы

Б) носоглотка

Г) легкие

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Задания ОГЭ по теме «Дыхательная система».

1). Какое заболевание врач может обнаружить с помощью флюорографического исследования грудной клетки человека? 1)туберкулез 2)гипертонию 3)язву желудка 4)гастрит

2). Где в организме человека происходит образование углекислого газа? 1)мышечные волокна 2)голосовая щель 3)зрелые эритроциты 4)межклеточное вещество

3). Какой орган системы дыхания состоит из хрящевых полуколец? 1)лёгкое 2)глотка 3)гортань 4)трахея

4). К каким последствиям может привести курение табака? 1)к гибели клеток реснитчатого эпителия воздухоносных путей 2)к расширению мелких бронхов и притоку крови 3)к более редкому и глубокому дыханию 4)к расширению кровеносных сосудов

5). У курильщика газообмен в лёгких менее эффективен, потому что у него 1)развивается гипертония 2)ухудшается деятельность нервных центров 3)стенки альвеол покрываются инородными веществами 4)происходит гибель клеток слизистой дыхательных путей

6). Орган какой системы человека представлен на рисунке? 1)кровеносной 2)выделительной 3)пищеварительной 4)дыхательной

7). Вероятность заболевания туберкулезом у человека возрастает при 1)избыточном весе 2)контакте с животными 3)повышенной освещённости 4)проживании в помещении с повышенной влажностью

8). К каким последствиям может привести курение табака? 1)к расширению кровеносных сосудов 2)к гибели клеток реснитчатого эпителия воздухоносных путей 3)к расширению мелких бронхов 4)к более редкому дыханию

9). Какое заболевание передаётся воздушно-капельным путём? 1)малярия 2)малокровие 3)грипп 4)гастрит

10). Газообмен у человека при дыхании совершается в 1)легочных альвеолах 2)носовой полости 3)гортани и трахее 4)бронхах

11. Что способствует увеличению жизненной емкости легких? 1)растяжимость легочной ткани 2)активизация гуморальной регуляции 3)развитие межреберных мышц и диафрагмы 4)увеличение скорости движения крови

12. Верны ли суждения о дыхательных движениях в организме человека? А. В спокойном состоянии человека вдох осуществляется за счёт сокращения межрёберных мышц и мышц диафрагмы. Б. При выдохе под действием собственной тяжести рёбра опускаются, мышцы диафрагмы расслабляются. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

13. В какой из перечисленных частей дыхательной системы происходит газообмен между кровью и воздухом? 1)альвеолы 2)бронхи 3)трахея 4)носоглотка

14. Повышение концентрации какого вещества в крови вызывает возбуждение дыхательного центра? 1)кислорода 2)азота 3)углекислого газа 4)глюкозы

15. Почему употребление алкоголя и табакокурение опасно для здоровья не только самого человека, но и его потомства? 1)Это способствует развитию гипертонии. 2)Это повышает риск онкологических заболеваний легких. 3)Это разрушает слизистую пищеварительного канала. 4)Это вызывает нарушение эмбрионального развития.

16. Какое изменение происходит с диафрагмой при вдохе? 1)сокращается и становится выпуклой 2)сокращается и становится плоской 3)расслабляется и прогибается в сторону грудной полости 4)прогибается в сторону брюшной полости

17. С чего следует начинать оказывать помощь пострадавшему, находящемуся в бессознательном состоянии? 1)расстегнуть тугой воротник и ослабить пояс 2)проверить наличие пульса на сонной артерии 3)приступить к сердечно-лёгочной реанимации 4)поднести к носу ватку с нашатырным спиртом

18. Кислород поступает из кровеносного сосуда в межклеточное пространство потому, что давление в нём 1)ниже, чем в сосуде 2)выше, чем в сосуде 3)равно давлению в сосуде 4)постоянно меняется

20. Верны ли суждения об обмене газов в лёгких у человека? А. Сущность проникновения кислорода из альвеол в кровь, а углекислого газа из крови в альвеолы лёгких заключается в том, что молекулы любого газа, если их концентрация велика, стремятся проникнуть сквозь проницаемые для них оболочки туда, где их мало. Б. Диффузия газов (О 2 и СО 2) продолжается да тех пор, пока их концентрация по обе стороны проницаемой оболочки не станет одинаковой. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

21. Какой слой клеток носовой полости способствует очищению вдыхаемого человеком воздуха? 1)мерцательный эпителий 2)мышечная ткань 3)кровь 4)хрящевая ткань

22. Что необходимо сделать, чтобы освободить дыхательные пути пострадавшего от воды? 1)придать пострадавшему сидячее положение, а под голову положить валик 2)положить пострадавшего на колено спасающего лицом вниз и надавить на спину 3)наложить на грудную клетку давящую повязку и приподнять ноги пострадавшего 4)положить на грудь пострадавшего тёплую грелку и завернуть его в одеяло

23. Разветвленное строение в дыхательной системе имеет 1)трахея 2)гортань 3)бронх 4)альвеола

24. При неправильной организации печного отопления основную опасность представляет 1)углекислый газ 2)азот 3)угарный газ 4)водяной пар

25. Кому и для чего необходимо носить марлевую маску, закрывающую рот и нос? 1)здоровому человеку в общественных местах, чтобы не заразиться от окружающих 2)здоровому человеку всё время, чтобы не заразиться находящимися в воздухе вирусами 3)больному человеку в общественных местах, чтобы не заражать окружающих 4)больному человеку всё время, чтобы не увеличивать количество находящихся в воздухе вирусов

26. Зимой температура воздуха в дыхательных путях 1)равна температуре вдыхаемого воздуха 2)существенно превышает температуру тела 3)значительно меньше температуры тела 4)достигает температуры тела

27. Какой буквой на рисунке обозначен орган, в котором образуются звуки? 1)А 2)Б 3)В 4)Г

28. В какой последовательности следует делать искусственное дыхание и массаж сердца? 1)один выдох – четыре нажатия на грудину 2)одно нажатие на грудину – четыре выдоха 3)два выдоха – пять нажатий на грудину 4)три выдоха – три нажатия на грудину

29. Кислород используется организмом человека в процессе 1)превращения глюкозы в гликоген 2)окисления минеральных веществ 3)биосинтеза белков, жиров и углеводов 4)окисления органических веществ с выделением энергии

30. Газообмен между кровью и атмосферным воздухом происходит в 1)мышечных клетках 2)лёгочных пузырьках 3)артериях 4)венах

31. В альвеолах легких у человека происходит 1)окисление органических веществ 2)синтез органических веществ 3)диффузия кислорода в кровь 4)очищение воздуха от пыли

32. При ранении легких в первую очередь необходимо 1)провести искусственное дыхание 2)плотно зафиксировать грудную клетку на выдохе 3)провести непрямой массаж сердца 4)положить пострадавшего на живот

33. Какие форменные элементы крови переносят кислород от легких к тканям? 1)фагоциты 2)эритроциты 3)лимфоциты 4)тромбоциты

34. Газообмен в артериях и венах не происходит из-за того, что 1)они выстланы эпителиальной тканью 2)давление крови в них недостаточно 3)кровь течет с большой скоростью 4)они имеют толстые и многослойные стенки

35. Кислород поступает из альвеол лёгких в кровь потому, что его давление в них 1)равно его давлению в крови 2)меньше его давления в крови 3)больше его давления в крови 4)постоянно меняется

36. Дыхание человека регулируется 1)продолговатым мозгом 2)спинным мозгом 3)мозжечком 4)средним мозгом

37. Наличие воздуха в плевральной полости является следствием 1)повреждения оболочек 2)профессиональных занятий спортом 3)многолетнего курения 4)повреждения дыхательного центра

38. В какой полости тела человека расположен лёгочный ствол? 1)тазовой 2)черепа 3)брюшной 4)грудной

39. При проникающем ранении лёгких в первую очередь необходимо 1)провести искусственное дыхание 2)плотно зафиксировать грудную клетку на выдохе 3)провести непрямой массаж сердца 4)положить пострадавшего на живот

40. Какой буквой на рисунке обозначено лёгкое? 1)А 2)Б 3)В 4)Г

41. В каком отделе мозга расположены центры, обеспечивающие защитные реакции кашля и чихания? 1)переднем 2)продолговатом 3)промежуточном 4)среднем

42. Диффузия газов в организме человека происходит в 1)альвеоле 2)слизистой носа 3)стенке бронхов 4)стенке трахеи

43. Дыхание человека лёгочное. В норме вдыхаемый воздух проходит через носовую полость. Там воздух согревается расположенными в стенках носовых каналов (А), несущими кровь. Также в носовой полости располагаются (Б), задерживающие крупные частицы пыли. Затем воздух через носоглотку попадает в (В), откуда поступает в трахею. Мерцательный эпителий трахеи содержит постоянно колеблющиеся (Г), которые выгоняют из лёгких частички пыли, не отфильтрованные в носовой полости. Из трахеи воздух через бронхи попадает в (Д), где происходит газообмен. 1)ворсинка 2)волосок 3)капилляр 4)артериола 5)глотка 6)гортань 7)альвеола 8)лёгочный мешок

44. Установите порядок прохождения воздуха по дыха­тельной системе жующего человека при вдохе. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1)гортань 2)трахея 3)альвеолы лёгких 4)носовая полость 5)носоглотка 6)бронхи

45. Что происходит с воздухом в носовой полости человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 1)окисляет органические вещества 2)вступает в соединение с гемоглобином 3)фильтруется 4)согревается или охлаждается 5)увлажняется 6)проникает в капилляры слизистой оболочки

46. Что такое жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ) и из чего она складывается?


Уважаемые восьмиклассники! Перед вами задания из открытого банка заданий ЕГЭ по теме «Дыхательная система человека». Выполняя эти задания, вы готовитесь к проверочной работе по теме и знакомитесь с формой подачи экзаменационного материала.

1. В грудной полости у человека располагается

1)

2)

3)

4)

поджелудочная железа

2. Дышать следует через нос, так как в носовой полости

1)

происходит газообмен

2)

образуется много слизи

3)

имеются хрящевые полукольца

4)

воздух согревается, очищается и обезвреживается

3. Газообмен между наружным воздухом и воздухом альвеол у человека называется

1)

тканевым дыханием

2)

биосинтезом

3)

легочным дыханием

4)

транспортом газов

4. У позвоночных животных и человека кислород из легких к клеткам переносит

1)

хлорофилл

2)

3)

гемоглобин

4)

альбумин

5. Наиболее чувствительны к недостатку кислорода клетки

1)

спинного мозга

2)

головного мозга

3)

печени и почек

4)

желудка и кишечника

6. Центр дыхательных рефлексов расположен в

1)

мозжечке

2)

среднем мозге

3)

продолговатом мозге

4)

промежуточном мозг

7. Воздухоносные пути человека выстланы изнутри тканью

1)

соединительной

2)

мышечной поперечнополосатой

3)

эпителиальной

4)

мышечной гладкой

8. В организме человека с кислородом воздуха взаимодействует

1)

белок, определяющий резус-фактор

2)

гемоглобин эритроцитов

3)

фибриноген плазмы

4)

глюкоза плазмы

9. К какой группе безусловных рефлексов относят чихание и кашель?

1)

защитных

2)

3)

ориентировочных

4)

1)

2)

носоглотке

3)

4)

ротовой полости

11. Установите последовательность расположения органов дыхания, по которым воздух поступает при вдохе.

А)

носоглотка

Б)

В)

альвеолы лёгкого

Г)

носовая полость

Д)

Е)

12. Место расположения центров, регулирующих процессы дыхания и сердечно-сосудистой деятельности, – это

1)

средний мозг

2)

мозжечок

3)

продолговатый мозг

4)

13. Определите последовательность движения воздуха к легким по дыхательным путям человека.

1)

носовая полость  носоглотка  трахея  гортань  бронхи  легочные пузырьки

2)

носовая полость  носоглотка  гортань  бронхи  трахея  легочные пузырьки

3)

носовая полость  носоглотка  гортань  трахея  бронхи  легочные пузырьки

4)

носовая полость  носоглотка  бронхи  гортань  трахея  легочные пузырьки

Начало формы

15. Какой цифрой обозначен на рисунке орган, в который воздух попадает из гортани?

1)

2)

3)

4)

Конец формы



16. Какие форменные элементы крови переносят кислород от лёгких
к тканям?

1)

фагоциты

2)

эритроциты

3)

лимфоциты

4)

тромбоциты

17. Распад оксигемоглобина на гемоглобин и кислород происходит в

1)

артериях

2)

венах

3)

капиллярах малого круга кровообращения

4)

капиллярах большого круга кровообращения

18 В транспорте кислорода от лёгких к тканям участвует

1)

фибриноген

2)

гемоглобин

3)

инсулин

4)

адреналин

19. Схема какого процесса, происходящего в организме человека, изображена на рисунке? Что лежит в основе этого процесса и как изменяется в результате состав крови? Ответ поясните.

20. Гемоглобин крови, принимающий участие в переносе кислорода и углекислого газа, содержится в

1)

тромбоцитах

2)

лимфоцитах

3)

фагоцитах

4)

эритроцитах

21. В клетках тела человека в процессе дыхания происходит

1)

выделение кислорода

2)

передвижение органических и неорганических веществ

3)

окисление органических веществ с освобождением энергии

4)

образование органических веществ из неорганических

22. Какая ткань участвует в транспорте кислорода и углекислого газа?

1)

нервная

2)

мышечная

3)

эпителиальная

4)

соединительная

23 Установите соответствие между происходящим в организме человека процессом, и системой органов, которая участвует в его осуществлении.

ПРОЦЕСС

СИСТЕМА ОРГАНОВ

А)

поступление воздуха в организм из внешней среды

Б)

обеспечение газообмена в тканях

В)

увлажнение и обезвреживание воздуха

Г)

поступление веществ к клеткам тела

Д)

выведение углекислого газа из организма

1)

кровеносная

2)

дыхательная

24. Расскажите о способах регуляции дыхательных движений у человека.