Меню
Бесплатно
Главная  /  Орз  /  Ксения годунова. Царевна Ксения Годунова: краткая биография и творчество

Ксения годунова. Царевна Ксения Годунова: краткая биография и творчество

Ксения Борисовна Годунова (1581-1622), царевна, дочь царя Бориса Годунова , известная своей печальной судьбой. Первым женихом ее был шведский принц Густав, сын низложенного короля Эрика XIV. В 1599 он появился в России и получил в удел Калугу, но отказался принять Православие. Он был переведен в Углич и умер, всеми забытый, в Кашине в 1607. Вторым женихом был герцог Иоанн, брат короля Христиана IV. Прибыв в Москву в сент. 1602, он через полтора месяца умер. Последующие сватовства не шли дальше неудачных переговоров. Лжедмитрий I, по народным преданиям, обесчестил ее, а затем отправил в Белозерский монастырь, где она была пострижена под именем Ольга; при царе Василии поселилась в Троицком монастыре в Москве, а позже (1606) - во Владимире в Княгинином монастыре. Находилась в Троице-Сергиевой лавре во время ее шестимесячной осады поляками (1608-09),затем скрывалась в Московском Новодевичьем монастыре. Умерла в Княгинином монастыре, тело погребено в Троице-Сергиевой лавре вместе с отцом, матерью и братом.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Ксения Борисовна Годунова (1582-1622) - царевна, дочь Бориса Годунова .

Род. в 1582.

По описанию кн. И. М. Катырева-Ростовского, «царевна Ксения, отроковица чюднаго домышления, зельною красотою лепа, бела и лицем румяна, очи имея черны, велики, светлостию блистаяся; когда же в жалости слезы от очию испущаще, тогда наипаче светлостию зельною блисташе; бровми союзна, телом изобильна, млечною белостию облиянна; возрастом [ростом] ни высока, ни низка; власы имея черны, велики, аки трубы по плечам лежаху; воистину, во всех женах благочиннейша, и писанию книжному [обучена], и многим цветуще благоречием, во всех делах чредима; гласы воспеваемыя любляше, и песни духовныя любезне слышати любляше». Попытки отца выдать её замуж за представителей правящих домов Зап. Европы не увенчались успехом. Так, в 1599 моск. пр-во отправило дум. дьяка А. Власьева договариваться с австр. имп. Рудольфом II о женитьбе на Ксении его брата Максимилиана. Переговоры начались в чеш. г. Пльзень 10 октября. Рус. и иностр. источники того времени, дошедшие до нас, сообщают о трудностях этих переговоров, в самом начале к-рых Власьев пытался настоять на их конфиденциальности. Однако в данном случае рус. сторона выступала в роли просителя, поэтому потуги дьяка остались втуне: родственники императора (эрцгц. Мария и её старший сын Фердинанд) потребовали от него до принятия решения посоветоваться сначала с исп. кор. Филиппом II и польск. кор. Сигизмундом Ш. «Рудольф II колебался, подумывая даже сам жениться на дочери “московита”, раз уж царь обещал дать за ней “в вечное владение” Тверское княжество и поделить Речь Посполитую между Россией, женихом Ксении и императором. Однако Годунов требовал, чтобы муж дочери жил в России: “у светлейшего великого князя одна только дочь наша государыня, отпускать ее как-либо нельзя”. Тогда в женихи пытались навязать эрцгерцога Максимилиана-Эрнста из штирийской ветви Габсбургов - 16-летнего брата польской королевы Анны (супруги Сигизмунда), но из-за религ. соображений и это сватовство не состоялось. Следующим претендентом стал брат дат. кор. Христиана IV гц. Шлезвиг-Гольштинский Ханс, приехавший в Москву в 1602, и на этот раз удалось обо всём договориться, и обе стороны были довольны. По словам И. Массы, «царь Борис изъявлял чрезвычайную радость; царица и молодая княжна видели герцога сквозь смотрительную решетку, но гepцог их не видел, ибо московиты никому не показывают своих жен и дочерей и держат их взаперти». Однако когда цар. семья, вдоволь намолившись о счастье Ксении в Троице-Сергиевой обители, довольная возвращалась домой, их настигла весть о болезни жениха, к-рый вскоре скончался. Борис «впал в глубокую печаль», а царевна при этом известии лишилась чувств.

«Расстроились и датчане, сильно рассчитывавшие через Ксению влиять на политику Годунова, но ненадолго. В январе 1603 года Борис начал сватать за Ксению одного из двоюродных братьев Христиана IV; 25 июля датский король послал в Москву портрет жениха - Эрнста, второго сына бранденбургского курфюрста Иоахима Фридриха, а в октябре беседовал о “прусском деле” с посетившим Копенгаген Власьевым. Когда это сватовство по политическим соображениям не сложилось, посол Бориса думный дворянин Михаил Татищев повел в 1604 году переговоры о браке Ксении с грузинским князем Хосроем». Борис любыми путями стремился устроить счастье дочери и, но преждевременная его смерть погубила всю его семью, а любимую дочь ввергла в пучину страданий и унижений. «Презирая бояр, как холопов, царь сберег свою дочь для настоящего холопа. 1 июня 1605 года московский народ восстал за “царя Дмитрия Ивановича”, под именем которого шел по Руси Отрепьев; жена, дочь и сын недавно умершего Бориса были схвачены и заключены под стражу». Накануне своего воцарения Лжедмитрий приказал убить царя Фёдора и его мать, «а царевну же Ксению повеле от смерти соблюсти, и в дому князя Василия Мосальсково веле ей пребывати», приберегая её для своих утех: после своего воцарения самозванец «…Ксению, дщерь царя Борисову, девицу сущу, срамотне счинища над нею и девство ея блудом оскверниша». По словам А. П. Богданова, «хотя Лжедмитрий I, по отзывам современников, вообще не пропускал ни одной юбки (и даже монашеской рясы), покушаясь также на юношей, с Ксенией он прожил пять месяцев. Длительность его чувства к царевне испугала Мнишеков, медливших ехать в Россию даже после того, как Марина Мнишек заочно обручилась с самозванцем в Кракове. “Поелику известная царевна, Борисова дочь,- излагал претензии к зятю Юрий Мнишек,- близко вас находится, то благоволите, ваше царское величество, вняв совету благоразумных с сей стороны людей, от себя ее отдалить. Ведайте, ваше царское величество, что люди самую малейшую в государях погрешность обыкновенно примечают и подозрение наводят”. Скрепя сердце Лжедмитрий приказал постричь Ксению в монахини в Воскресенском Горицком монастыре на Белоозере». Трагедия царевны, а ныне монахини Ольги, болью отозвалась в лучших умах того времени; упом. уже кн. Катырев-Ростовский так обличал в связи с этим «проклятого Ростригу»: «О волче хищенный, ненасытимый! Не насытился еси сластолюбием, кроме сия благородныя девицы!.. Множество честнейших жен и множество благолепных девиц во царствующем граде ненасытным своим блудным хотением осквернил еси,- почто сию благородную девицу, дщерь цареву сущу, не пощадил еси, девственный чертог ея опорочил, ея же благородию во царствующем граде никто подобен, понеже во царском доме воспитана бысть по обычаю своему?! Благолепие же лица ея никто от синклит мог видети, мнози же благороднии юноши царского роду, от Августа кесаря влекоми суть, сын великого короля Датцкие земли, юноша зело чюден образом и делы, и иныя мнози благороднии юноши, сея ради благородныя девицы, оставя свое отеческое царство и грады, приидоша рабским служити царю Борису, отцу ее, понеже превеликия Росии царя дщерь во благородстве своем, яко цвет дивный, сияя. Ты же сию блудом осквернил, и царское ея благородие обесчестил, и законному браку не сподоби, и облекл еси ея во мнишеский образ, и заточению предаде!.. О проклятый богомерзкий еретику!.. Сию же девицу осквернив блудом, и убогу учини, и в пустыню заточи, ея же николи же могла видети!» Такой поворот в жизни царской дочери глубоко запал и в народное сознание. «Русские песни, жалеючи царевну, “плакались” о ее бедах. “Народная фантазия,- писал Ф. И. Буслаев, издавший две песни о Ксении, - с глубоким эстетическим тактом пощадила свою прекрасную героиню, сохранив ее образ чистым, незапятнанным от прикосновения Расстриги”». В песнях также упом. о рукоделии царевны. Так, «опись Троице-Сергиевой лавры приписывает трудам Ксении два сокровища ризницы, сохранившихся до наших дней. Это - покровец на гробницу Сергия Радонежского, вклад царя Бориса “от усердия и трудов дочери его царевны Ксении Борисовны в 1601 году”, и интидия (одежда на жертвенник), «вышита собственными трудами и пожалована в обитель преподобного Сергия царевною Ксению Борисовну Годуновой в 1602 году”. Оба произведения искусства вышивались во время сватовства герцога Иоанна». После убийства 1-го самозванца и воцарения Василия Шуйского К. Б. была возвращена в Москву для участия в перезахоронении останков её близких. Согласно К. Буссову, Шуйский приказал ей ехать с ними в Троице-Сергиев монастырь. «О горе мне, бедной покинутой сироте! - голосила царевна-инокиня. - Самозванец, который называл себя Дмитрием, а на самом деле был только обманщиком, погубил любезного моего батюшку, мою любезную матушку, и любезного единственного братца, и весь наш род. Теперь его самого тоже погубили, и как при жизни, так и в смерти своей он принес много горя всей нашей земле. Осуди его, Господи, прокляни его, Господи!» Затем К. Б. поселилась в Подсосенском монастыре, неподалёку от Троицы, где в то же время находилась и бывшая ливон. королева Мария Владимировна - дочь казнённого по приказу Ивана Грозного стариц. кн. Владимира Андреевича. В сент. 1608 им пришлось бежать «в осаду» в Троице-Сергиев монастырь от тушин. поляков и казаков, к-рые во главе с Я. Сапегой шли брать «курятник», как они окрестили обитель. Оттуда К. Б. писала своей тётке кн. Домне Богдановне Ноготковой (урожд. Сабуровой) в Москву 29 марта 1609: «В своих бедах чуть жива, конечно больна со всеми старицами: и впредь, государыня, никако не чаем себе живота, с часу на час ожидаем смерти, потому что у нас в осаде шатость и измена великая. Да у нас же за грех за наш моровоя поветрея, всяких людей изняли скорби великия смертныя, на всякой день хоронят мертвых человек по двадцати, и по тридцати, и больши. А которые люди по ся место ходят - и те собою не владеют, все обезножели. Да пожалуй отпиши ко мне про московское житье, про все доподлинно, а яз тебе, государыне своей, много челом бью». Тушинцы так и не смогли взять монастырь и в 1610 сняли осаду. К. Б. и экс-королева выбрались, наконец, в Москву, но разным причинам «Ксения с Марией не смогли проехать в свою обитель и задержались в Новодевичьем монастыре, охраняемом силами четырехсот польских казаков и двухсот немцев. Слушаясь московских бояр, вояки сии вели себя неинтересно. Между тем к Москве собирались ополчения оных бояр-изменников выкуривать; среди них отличались молодечеством казаки Заруцкого. “А как Ивашко Заруцкой с товарищи Девич монастырь взяли, и они... черниц - королеву княж Владимирову дочь Андреевича и царя Борисову дочь Ольгу, на которых преж сего и зрети не смели - ограбили донага; и иных бедных черниц и девиц грабили и на блуд имали» не один день”». Последние годы жизни К. Б. провела в сузд. Покровском монастыре. Умерла в 1622.

Далее читайте:

Годуновы - дворянский, боярский и царский род, ведший своё начало от легендарного татарского мурзы Чета.

Ксения была старшим ребенком в семье Годуновых. Отец дал ей европейское образование и воспитание, желая упрочить свой трон союзом с каким-нибудь европейским монархом. Современники отмечали образованность, воспитанность и необыкновенную красоту царевны. Попытки отца выдать её замуж за представителей правящих домов Западной Европы не увенчались успехом.

Исторические события апреля–июня 1605 года превратили Ксению в разменную монету той политической игры, которую вел самозванец. Лжедмитрий I удерживал царевну в Москве, затем по его приказу, она была пострижена в монахини под именем Ольги.

В 1606 году, по приказу Василия Шуйского останки царя Бориса Годунова, его супруги и сына перезахоронили в Троице-Сергиевом монастыре. С этой целью к западному входу Успенского собора монастыря было пристроено крытое крыльцо. Ксения (в иночестве Ольга) Борисовна участвовала в церемонии перезахоронения родителей и брата.

После смерти родных ей пришлось испытать все тяготы судьбы и провести свою жизнь в разных монастырях: сначала в Горицком, затем в Подсосенском, в нескольких километрах от Троицкого монастыря, где она укрывалась во время осады Троицкой обители.

При царе Михаиле Федоровиче Романове она была переведена в Новодевичий монастырь, а оттуда - в Успенский Княгинин во Владимире и Покровский в Суздале, где оставалась до конца своих дней. По её завещанию, похоронена рядом с родителями у западной паперти Успенского собора (Усыпальница Годуновых) Троице-Сергиевой лавры.

  • Бестужева-Лада С. Вдовствующая невеста / С. Бестужева-Лада // Смена. – 2008. - № 12. – С. 68-72.
  • Богданов А.П. Ксения Борисовна Годунова / А.П. Богданов // Приключения королевича Густава Ириковича, жениха царевны Ксении Годуновой / Е.И. Вельтман; публ., предисл. и примеч. А.П. Богданова. – М.: Мол. гвардия, 1992. – С. 45-55.
  • Варенцова Л.Ю. Царевна Ксения Годунова / Л.Ю. Варенцова // Вопросы истории. – 2005. - № 1. – С. 131-136.
  • Клосс Б.М. Иконы Ивана Грозного и его семьи в Троице−Сергиевом монастыре / Б.М.Клосс // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: материалы III Международной конференции 25−27 cентября 2002 г. / сост.: Т.Н. Манушина, С.В. Николаева. – Сергиев Посад: «Весь Сергиев Посад», 2004. – С. 290-301.

Вместе с братом получила хорошее по тому времени образование (грамотна - обучена «писанию книжному » и музыке), отличалась красотой и умом. Судя по преданиям, была среднего роста, белая и румяная, с чёрными волнистыми волосами и большими чёрными глазами. Вот какое описание облика красавицы-царевны оставил писатель XVII века Иван Катырев-Ростовский :

«Царевна же Ксения, дщерь царя Бориса, девица сущи, отроковица чюдного домышления, зелною красотою лепа, бела вельми и лицом румяна, червлена губами, очи имея черны велики, светлостию блистаяся, бровми союзна, телом изобильна, млечною белостию облиянна, возрастом ни высока, ни ниска, власы имея черны велики, аки трубы, по плечам лежаху. Во всех женах благочинийша и писанию книжному навычна, многим цветяше благоречием, воистину во всех своих делах чредима; гласы воспеваемыя любляше и песни духовныя любезне желаше».

Воцарение Бориса Годунова

Ксении было 16, когда её отец стал царем. Во время его торжественного вступления в Москву 30 апреля 1598 года она шла рядом с Борисом и Федором, присутствовала на богослужении в Успенском соборе и вступила в царские палаты. В крестоцеловальной грамоте она упоминалась наряду со своим братом Фёдором: присягавшие клялись оберегать здоровье детей царя.

Посылала от своего имени приветствие и подарок Софронию, патриарху иерусалимскому («и дочь моя Аксинья, - писал Борис к Софронию, - тебе, великому государю, челом бьет: икону, Спасов образ, да ширинку ») в 1589 году.

Портрет эрцгерцога Максимилиана-Эрнеста. Европейские принцы не спешили переменить веру из-за варварской «принцессы».

Царь Борис пытался составить дочери роскошную партию, но все его попытки оказались несчастными. Несостоявшиеся женихи Ксении:

Принц Густав

Временник дьяка Ивана Тимофева так описывает эти события:

А бдительно охраняемую девицу, он, после своего вступления в город, как рабу, без всякого царского чина, с ласковым принуждением вывел из царского дворца и в частном доме угождавшего ему и приближенного к нему нового вельможи, без ее согласия, срезал, как недозрелый колос, - одел в монашеские одежды. И было бы удивительно, если не было ей чего-либо тайно-оскорбительного от отступника.

После убийства семьи Годуновых состоялось венчание на царство самозванца.

Как считается, затем Ксения была изнасилована Лжедмитрием, отличавшимся общеизвестным сластолюбием. Затем он держал при своем дворе наложницей пять месяцев, что было необычно для не отличавшегося постоянством самозванца.

После смерти Лжедмитрия

С. И. Грибков. «Ксения Годунова»

Её положение изменилось с воцарением Шуйского . Сначала её перевели в Успенский Княгинин монастырь . Затем царь Василий приказал в 1606 году торжественно перенести тело Бориса Годунова, его жены и сына из Варсонофьева монастыря в Троице-Сергиеву Лавру , инокиня Ольга следовала за процессией в закрытых санях. Затем она поселилась в находящемся неподалеку Подсосенском монастыре, где в то же время находилась и бывшая ливонская королева Мария Владимировна , дочь старицкого князя Владимира Андреевича , вдова Магнуса , до пострига бывшая в следующей линии престолонаследия после царевича Дмитрия.

Умерла 30 августа 1622 года в возрасте 40 лет во Владимирском монастыре (вариант - в суздальском Покровском монастыре), и была похоронена в Троице-Сергиевой Лавре по собственному завещанию рядом с родителями.

В экспозиции Лавры сейчас показывают кожаную туфельку царевны, обнаруженную в ходе археологических раскопок и восстановленную реставраторами. Кроме того, в Лавре хранятся два примера древнерусского шитья , считающиеся рукодельем, вкладом царевны, сделанным ею в период её сватовства - два покровца. Покровец для изголовья гробницы Сергия Радонежского , на котором вышито изображение Пресвятой Троицы , и покров на жертвенник : выполненная за счет комбинирования пятнадцати различных узоров и швов. В Сергиевом Посаде хранится икона Спаса, вложенная в Троице-Сергиев монастырь в 1623 году неким Никитой Вельяминовым «по царевне Ксении Годуновой ».

Ксения Борисовна Годунова

Трагическая судьба выпала на долю этой, пожалуй, одной из самых обворожительных русских красавиц. Пора ее юности пришлась на эпоху самых колоссальных надежд для ее родителей. В 1598 воду отец Ксении Борис Годунов был избран царем России. Подобное невиданное возвышение сироты, начавшего свою службу в качестве постельничего при дворе Ивана Грозного, до государя сулило всему роду Годуновых блистательное будущее. Даже неприятели отдавали должное Борису, ведь он мог заслужить славу одного из лучших правителей мира и совершить много достойных дел, если бы не помешали ему стихийные бедствия и трагические события.

По словам современников, помимо внешней красоты Ксения обладала тонкой душевной организацией. И если считалось, что красоту и манеры она унаследовала от отца, то о матери царевны, дочери опричника Малюты Скуратова Марии Григорьевны, подобные лестные отзывы услышать было чрезвычайно трудно. Напротив, народ часто приписывал ей неблаготворное влияние на мужа.

Души в детях не чаявший отец, Борис Годунов, окружил дочь Ксению и сына Федора добром и лаской и дал им лучшее для того времени образование. Хоть Ксения и не являлась царевной с детства, воспитание она получила более чем соответствующее этому титулу. В семнадцать лет единственная дочь царя превратилась в самую образованную, красивую девицу на Руси.

Нежный, трогательный образ Ксении запечатлен в литературных произведениях и народных песнях XVII века. До наших дней дошли описания внешности царевны, и, по всей видимости, Ксения являла собой воспетый в народном поэтическом творчестве тип русской красной девицы. Русский писатель XVII века И. М. Каты рев-Ростовский, находясь под впечатлением от очаровательной девушки, так описывал ее: «Царевна же Ксения, дщерь царя Бориса, девица сущи, отроковица чюдного домышления, зелною красотою лепа, бела вельми и лицом румяна, червлена губами, очи имея черны велики, светлостию блистаяся, бровми союзна, телом изобильна, млечною белостию облиянна, возрастом ни высока, ни ниска, власы имея черны велики, аки трубы, по плечам лежаху». Впрочем, внешность не являлась единственным достоинством юной царевны, Ксения, по свидетельствам современников, была еще и «воистину во всех делах чредима», «во всех женах благочиннийша и писанию книжному навычна».

Если сына Федора Борис Годунов готовил быть просвещенным царем, то дочь Ксению намеревался выдать замуж за какого-нибудь иностранного принца, согласившегося принять православие и поселиться в России, в удельном владении, выделенном ему. Удачным замужеством Годунов желал не только устроить счастье любимой дочери, но и избавиться от всяческих препятствий, мешающих ученым и мастерам, желавшим работать в России и пытавшимся пробраться в Москву. Препятствия эти были делом рук государей европейских стран, страшащихся усиления могущества России. Очень хотелось Борису, чтобы по всей стране заработали учебные заведения с приглашенными зарубежными учителями, которые бы могли «облагодетельствовать» Россию «своими познаниями».

По словам летописца-современника, Ксения «поучению книжному со усердием прилежаще» и «зело научена премудрости и всякого философского естественнословия». Царевна изучала древнюю историю, как византийского государства, так и отечественную, получила знания о различных уголках мира, о странах и народах. Вдумчиво и основательно постигала Ксения смысл «семи мудростей»: грамматики, диалектики, риторики, числительницы (арифметики), геометрии, звездозакония (астрономии), а также музыки, под которой понималось и собственно пение. Отдельной строкой летописцы подчеркивают музыкальность царевны и ее прекрасный голос: «Гласы воспеваемыя любляше и песни духовныя любезне желаше». Ксения также сама сочиняла песни. До наших времен даже дошли строки сочиненных царевной песен, которые она написала в самый трагический период ее жизни. В 1619 году священник и переводчик Ричард Джеймс, опоздавший на свой корабль, провел зиму в Холмогорах. Именно здесь в его записной книжке, благодаря какому-то русскому человеку, появились две песни Ксении Годуновой, которую можно считать первой известной на Руси поэтессой.

На Руси все девочки в обязательном порядке обучались рукодельному искусству, в том числе вышиванию. Ксения была одаренной художницей-вышивальщицей. И не случайно Ксения в своих песнях вспоминает о расшитых ею золотом вещах. В те времена художественное лицевое шитье обрело особую популярность и поражало совершенством исполнения. Золотыми и серебряными нитями, разноцветными шелками, жемчугом и драгоценными камнями по бархату и плотному шелку вышивали девушки из знатных семей целые сюжетные картины со множеством персонажей. Порой вышитые на пяльцах красочные композиции русских рукодельниц воспроизводили сюжеты живописных фресок и икон. Тетка Ивана Грозного, Евфросиния Андреевна Старицкая, считается основательницей самобытной школы лицевого шитья в русском искусстве. Ксения Годунова стала одной из самых замечательных продолжательниц традиций лицевого шитья, по сложности не уступающего ювелирному искусству. Уже около четырех столетий в Троице-Сергиевой лавре хранятся две работы, созданные руками Ксении, относящиеся к 1601–1602 годам, когда Ксению сватали за герцога Иоанна, брата датского короля Христиана IV.

Первая работа Ксении – покровец для изголовья гробницы Сергия Радонежского, на котором царевна-мастерица изобразила рублевскую «Троицу». Мелким жемчугом по малиновому атласу вышиты фигуры, одежды, стол, палаты, горы и деревья. Растительный орнамент выполнен крупным жемчугом и самоцветными камнями. На полях находятся серебряные и позолоченные пластины-дробницы с изображениями Богоматери, Иоанна Предтечи, Сергия Радонежского и святых, соименных членам царской семьи Годуновых: Бориса, Марии, Федора, Ксении.

Вторая работа царевны, хранящаяся в Троице-Сергиевой лавре, – это красочная композиция, исполненная на бархате, предназначавшемся для покрывания «жертвенника». На картине изображен сидящий на троне Христос, рядом с ним расположились Богоматерь и Иоанн Предтеча, у их ног – Сергий и Никон Радонежские. В работе Ксения умело скомбинировала пятнадцать различных узоров и швов, добилась удачного сочетании жемчужного и золотого шитья, ее произведение отличается особой выразительностью, объемностью фигур, изяществом и гармонией цветов драгоценных камней.

Эти две чудом дошедшие до нас изумительные работы царевны призваны напоминать людям о самой Ксении, о ее трагической судьбе, о том, сколько радости и красоты могла эта восхитительная мастерица подарить своим современникам и потомкам, если бы не страшные события Смутного времени.

Царевна мечтала о счастье и счастливом замужестве. Отец Борис Годунов продолжал поиски жениха, во всех отношениях достойного руки Ксении. Но судьба сулила царской дочери лишь горести и утраты.

В конце XVI в. сын низложенного шведского короля Эрика XIV, герцог Густав, скитался по Европе. Он бежал из своей страны, от родственников, захвативших его наследственное право и пытавшихся его убить. Наконец он поселился в городе Гданьске. Но не все заладилось у Густава и в Польше, и он тайно отправил письмо московскому царю. Переписка шведского принца с Борисом Годуновым началась почти сразу же, как он вступил на русский престол.

В скором времени принца-скитальца пригласили приехать в Москву. Летом 1599 года Густав бежал из Польши и, несмотря на погоню, благополучно добрался до столицы России. Ему навстречу были послано несколько придворных с немецкими переводчиками, а также повозки, лошади и все необходимое для дороги. 19 августа Густав торжественно въехал в Москву, его встречали с небывалой пышностью, словно короля. На приеме царь Борис и царевич Федор выразили принцу сожаление обо всех его невзгодах и в присутствии всех бояр обещали ему покровительство Московского государства.

К Густаву в Москву на службу стали прибывать молодые дворяне из-за рубежа. Однако все переменилось в одночасье. Тщеславный и самонадеянный Густав, разбалованный столь милостивым отношением и думающий, что ему все теперь дозволено, вызвал из Польши жену своего бывшего хозяина Христиана Катера, некую Катерину. С ней он состоял в любовной связи еще в Гданьске, и у них даже уже были дети. В Москве он велел возить ее в карете, запряженной четверней белых лошадей, подобно тому, как ездят царицы. Стали поговаривать, что Катерина оказывала на него дурное влияние, и Густав превратился в надменного, вспыльчивого и жестокого человека.

Мало-помалу все придворные принца и иноземные дворяне стали отходить от него, многие из них поступили на службу к русскому царю, который благосклонно принял их, назначив хорошее жалованье и дав отличные поместья. Раскрыв подлинный характер принца Густава, царь Борис передумал отдавать за него свою дочь и повелел объявить принцу, что его поведение недостойно звания королевского сына. Впрочем, несмотря на то, что Борис перестал видеть в Густаве будущего зятя, государь не прогнал его и не обрек на нищенское существование. Годунов пожаловал Густаву город Углич с уездом, с которого принц мог получать ежегодный доход. Управлял уделом назначенный от царя дворянин, а принцу на его содержание доставлялись доходы. В 1601 году Густава разлучили с его сожительницей Катериной и отвезли в Углич. Там его содержали по-княжески до самой его смерти в 1607 году. Уже лежа на смертном одре, Густав, много скитавшийся по Европе и живший там в большой нужде, очень сожалел, что в свое время попал под влияние своей сожительницы, нежели следовал воле русского царя. Шведский принц умер при Василии Шуйском, через два года после того, как царский престол захватил самозванец Лжедмитрий I. И кто знает, если бы Густав в свое время женился на Ксении, то, возможно, спас бы не только царевну, но и ее брата, Федора, и всю династию Годуновых…

Через год после неудавшейся попытки выдать дочь за шведского принца Годунов через послов получил согласие датского короля Христиана IV на брак своего брата Иоанна с русской царевной Ксенией. Датский принц герцог Иоанн должен был прибыть в Россию и навсегда поселиться в Тверском княжестве.

6 августа 1602 года датский принц на нескольких кораблях в окружении многочисленной свиты, доходившей числом до четырехсот человек, прибыл в Ивангород. Отсюда его путешествие до столицы было настоящим праздничным шествием, с многочисленными остановками, где процессию встречали пушечными выстрелами, хлебом-солью и богатым столом. Принц Иоанн ехал через Новгород, Торжок, Старицу, его сопровождали боярин Михаил Салтыков и дьяк Афанасий Власьев, хорошо знакомые с иноземными обычаями. Иоанн беседовал с сопровождавшими его боярином и дьяком, узнавал от них о гражданском и церковном устройстве в Московском государстве.

19 сентября 1602 года принц Иоанн прибыл в столицу. Перед въездом в город посол Михаил Татищев привел Иоанну в подарок от царя Бориса прекрасную серую лошадь со сплошной серебряной сбруей и с позолоченным, украшенным драгоценными камнями оплечьем на шее. На ней принц подъехал к Москве, где его встречала толпа и десять тысяч русских всадников в парадной форме. По словам очевидцев, казалось, будто поле за Москвой превратилось в «золотую гору, покрытую различными цветами», а прибывшие иноземцы «с великим удивлением взирали на пышность и великолепие московитов».

Когда принц и его свита въехали в город через Тверские ворота, раздался звон колоколов и на улицы высыпали празднично разодетые люди. Принца проводили в Китай-город и поместили в лучшем доме. Царь Борис с сыном Федором наблюдали за торжественным въездом герцога Иоанна в Москву с кремлевской стены.

А 28 сентября 1602 года, когда гости уже отдохнули после долгого путешествия, Иоанн со всей свитой был приглашен на обед в Грановитую палату. Царь Борис и царевич Федор обняли принца Иоанна как родного. Во время обеда царь восседал на золотом троне, за столом рядом с ним были его сын Федор и принц Иоанн как будущий зять. Рядом с государем могли сидеть только члены царской семьи. Остальные сидели за столами вокруг, и каждый занимал место по своему чину. Пир длился до самой ночи. Борис долго расспрашивал принца о его брате-короле и других государях и трижды пил за здоровье герцога Иоанна. По окончании пира царь и царевич сняли с себя золотые цепи и возложили на датского принца. Тогда же было решено в начале зимы справить свадьбу Иоанна и Ксении.

Самой же царевны на обеде, конечно, не было, ведь по русскому обычаю того времени невеста ни в коем случае не могла видеть своего суженого до свадьбы. Но Ксения все же не утерпела и выглянула из тайной «смотрильной палатки», специально устроенной в Грановитой палате для царских особ женского пола. Все современники как один свидетельствовали, что Иоанн был красивым, статным юношей. Это был умный, скромный, обходительный молодой человек. Понравился он и Ксении.

После семья Годуновых отправилась в Троице-Сергиевскую лавру – молиться о счастье Ксении. Принц Иоанн остался в Москве и с усердием взялся за изучение русского языка. Он был настолько вдохновлен происходящим, что даже говорил, что хочет принять православие. Невеста Ксения, бывшая с родителями на богомолье, прислала в дар жениху, по русскому обычаю, богато убранную постель и белье, расшитое серебром и золотом.

На обратном пути к столице Борис узнал о внезапной болезни принца. Прибыв в Москву, царь стал умолять врачей спасти дорогого будущего зятя, сулил за его исцеление щедрое вознаграждение. Государь даже дал обет, что дарует свободу четырем тысячам узников, если принца вылечат, а также повелел раздавать нищим богатую милостыню.

Врачи уверяли Бориса, что Иоанн в скором времени поправится, что болезнь не опасна. Но принцу становилось все хуже. Когда царь навестил больного, он нашел его очень слабым. Борис принялся горько плакать у его постели. Один из членов датской свиты услышал и записал в дневник слова русского царя: «Заплакала бы и трещина в камне, что умирает такой человек, от которого я ожидал себе величайшего утешения, – восклицал Годунов. – В груди моей от скорби разрывается сердце».

Борис навестил нареченного зятя и на следующий день. Принц был без сознания и метался в бреду. Царь не отходил от его постели. К вечеру жар усилился, и 29 октября в два часа ночи, не приходя в сознание, принц скончался. Царевна была безутешна, а Борис сказал ей: «Погибло, дочь, твое счастье и мое утешение». В знаменитой трагедии А. С. Пушкина скорбящая Ксения, целуя портрет умершего жениха, произносит:

Милый мой жених,

Прекрасный королевич,

Не мне ты достался,

Не своей невесте,

А темной могилке

На чужой сторонке…

Так Ксения стала невестой-вдовой. В дальнейшем судьба царской семьи сложилась так трагически, что Борису было уже не до поиска женихов.

В это время в Польше объявился самозванец – Лжедмитрий. Стремительному распространению легенды о чудом спасшемся царевиче Дмитрии способствовали не только покровительство самозванца польского короля Сигизмунда III и поддержка политических противников Бориса, но и настроения и ожидания русского народа, возрадовавшегося появлению «прирожденного государя» и верящего в «доброго царя». Слух о возвращении царевича Дмитрия распространилась со скоростью света. А между тем «добрым царем» на самом деле был неразборчивый в средствах изменник, который еще до вступления на Русскую землю заключил тайные соглашения с Сигизмундом III о передаче Речи Посполитой обширных территорий Московского государства. Помимо этого, перейдя веру, он обещал своим польским покровителям, что обратит в католичество все православное царство Московское в католичество за один год. Также он обещал жениться на подданной польского короля, Марине Мнишек, дочери Юрия Мнишека, который представил Лжедмитрия Сигизмунду III.

Очень быстро московским властям стало известно настоящее имя самозванца. Им оказался беглый монах-расстрига Григорий Отрепьев. В августе 1603 года Борис Годунов через Посольский приказ обратился к первым польским покровителям самозванца с требованием выдать «вора». В России в это время старательно пресекались слухи о самозванце, ведь они порочили царя Бориса Годунова, объявляя его причастным к гибели царевича Дмитрия, который умер за семь лет до того, как Борис взошел на престол. Но когда Лжедмитрий вторгся в Россию, слухи об объявившемся царе-избавителе уже невозможно было искоренить.

Первое вторжение Лжедмитрия, организованное при поддержке польского короля, потерпело полный крах. Можно предположить, что династия Годуновых так и не была бы сброшена с трона, если бы не внезапная кончина Бориса. Злостная клевета, обвинения в убийствах, измены и предательства подданных, – все это сильно подорвало здоровье царя.

Кончина царя Бориса усугубила смуту в Российском государстве, расчистила путь самозванцу, погубившему династию Годуновых. Преемник Бориса, его сын Федор, «подавал народу твердую надежду, что будет добрым, благочестивым царем», но, как известно, правил после смерти отца лишь два месяца. Таким образом, царевна Ксения стала свидетельницей внезапного и трагического падения своего рода и предательства тех, на кого Годуновы возлагали свои надежды.

Когда по приказанию Лжедмитрия I были убиты молодой Федор и его мать-царица, Ксению изменники не тронули. Оказалось, что самозванец, наслышанный о необычайной красоте Ксении, «дщерь повелел в живых оставити, дабы ему лепоты ея насладитися». 10 июня 1605 года князья-убийцы Василий Голицын, Василий Мосальский, Михаил Молчанов и Андрей Шерефетдинов в сопровож дении отряда стрельцов ворвались на подворье Годуновых, захватили царицу Марию Григорьевну и ее детей и развели «по храминам порознь». Отчаянно вырывавшуюся Ксению увезли в дом к одному из убийц ее матери и брата, князю Мосальскому. Позже она узнала, что народу объявили, что царь и царица совершили самоубийство, «испиша зелья», а «царевна едва оживе». Хотя этому никто не поверил, так как люди собственными глазами видели странгуляционные борозды на шеях Федора и Марии Григорьевны, бояре запретили традиционный обряд погребения и велели закопать царя и царицу как самоубийц.

В это время осиротевшую Ксению продолжали удерживать в доме князя Василия Мосальского. О чем думала несчастная царевна? Догадывалась ли она, что ее поведут на поругание к авантюристу-само званцу? Надеялась ли на чудесное избавление?

Летом 1605 года Лжедмитрий вступил в Москву. Попытка Василия Шуйского в первые дни пребывания самозванца в столице «не дать ему сесть на царство» не удалась и едва не стоила ему жизни. 18 июля в Москву из ссылки вернулась вдова Ивана Грозного, Мария Федоровна Нагая, и во всеуслышание объявила Лжедмитрия I своим сыном. Признание мнимой матери окончательно убедило тех, кто все еще сомневался в царском происхождении самозванца. В обстановке неумолкающего ликования по поводу обретения истинного государя Гришка Отрепьев был венчан на царство.

По приказанию Лжедмитрия I князь Василий Мосальский привел Ксению к нему во дворец. Русский художник Н. Неврев написал картину, изображающую этот момент. На ней царевна рыдает, закрыв лицо рукою. Невозможно даже представить себе, что чувствовала она, понимая, что ее отдают на поругание самозванцу, по приказу которого убили ее родных, человеку, внушавшему ей омерзение и своими поступками, и своей наружностью. По словам современников, Лжедмитрий был приземистым, небольшого роста, широким в плечах, почти без талии, с короткой шеей и огромными руками разной длины. Лицо у него было грубое, желтое, безусое, глаза маленькие, взгляд колючий, толстый нос по форме напоминал башмак, а возле носа росли две большие синие бородавки.

По свидетельствам отечественных и иностранных современников, Лжедмитрий продержал Ксению у себя наложницей целых шесть месяцев. Голландский дипломат Исаак Масса, живший в то время в Москве, рассказывал, что самозванец предавался безудержному разврату. Ему тайно приводили хорошеньких девушек и монахинь, к которым, если ни уговоры, ни деньги не помогали, применялось насилие. Исаак Масса писал о самозванце: «Он был распутником, ибо всякую ночь растлевал новую девицу, не почитал святых инокинь и множество их обесчестил по монастырям, оскверняя таким образом святыни».

Нахождение у самозванца Ксении весьма тревожило будущего тестя Лжедмитрия I, Юрия Мнишека. Он прекрасно пони мал, что его дочь уступает по красоте русской царевне. Марина не обладала ни женской привлекательностью, ни обаянием.

Спустя полгода после вступления на престол Лжедмитрий так и не пригласил Марину к себе в Москву. Наконец в декабре 1605 года Юрий Мнишек обратился к самозванцу с письменным выговором: «Так как известная царевна, дочь Бориса Годунова, живет вблизи вас, то по моему и благоразумных людей совету благоволите ее удалить и отослать подалее». Лжедмитрий, получив письмо, спорить не стал и сослал Ксению в глухой Горицкий монастырь на Белоозере, где она была пострижена в монахини под именем Ольги. Уже не надеялась царевна когда-либо возвратиться в столицу и поплакать на могилах своих родных, постоянно горевала о своем прошлом, печалилась о судьбе своей семьи и всей России. Тогда-то и сочинила Ксения песни, некоторые из которых были найдены в записной книжке английского священника и переводчика Ричарда Джеймса. Вот одна из них:

А светы вы, наши высокие хоромы!

Кому вами будет владети

после нашего царьсково житья?

А светы, браные убрусы!

береза ли вами крутити?

А светы, золоты ширинки!

лесы ли вам дарити?

А светы, яхонты-серешки!

на сучье ли вас задевати, -

после царьсково нашего житья,

после батюшкова представленья

а света Бориса Годунова?

А что едет к Москве Рострига

да хочет терема ломати,

меня хочет, Царевну, поимати,

а на Устюжну на Железную отослати,

меня хочет, Царевну, постритчи,

а в решетчатый сад засадити.

Ино охте мне горевати:

как мне в темну келью ступити,

у игуменьи благословитца?

Лжедмитрий I был убит 17 мая 1606 года в результате дворцового переворота, организованного дворянами-заговор щи ка ми и поддержанного народом. Новый царь Василий Шуйский перевел Ксению Годунову во Владимирский Княгинин монастырь. Дабы укрепить авторитет власти и дискредитировать идею «доброго царя Дмитрия», по приказанию Шуйского останки семьи Бориса Годунова были торжественно перенесены из Варсонофьевского монастыря в Троице-Сергиевский. Гробы с прахом царского семейства бояре и монахи несли на руках, а царевну Ксению везли следом в закрытых санях. Она громко плакала и причитала. Очевидец Конрад Боссов приводит в «Московской хронике» ее причитания: «О горе мне, бедной покинутой сироте! Самозванец, который называл себя Димитрием, а на самом деле был только обманщиком, погубил любезного моего батюшку, мою любезную матушку и любезного единственного братца и весь наш род, теперь его самого тоже погубили, и как при жизни, так и в смерти своей он принес много горя нашей земле. Осуди его, господи, прокляни его, господи!»

К тому времени многие в народе стали сожалеть о том, что Борис Годунов так бесславно закончил свое царствование. Многие говорили, что лучше бы он и сейчас бы еще жил и правил. А умная и проницательная Ксения уже тогда предчуствовала, что за убитым самозванцем явятся новые злодеи, которые принесут России много страданий. В одной своей песне царевна слезно вопрошает: «За что наше царьство загибло?»

Ксения не ошиблась. За Лжедмитрием I появился Лжедмитрий II, а затем и Лжедмитрий III… В 1609 году началась открытая польская и шведская интервенция.

Когда в 1609 году Ксения отправилась в Троице-Сергиевский монастырь на могилу своих родных, она была застигнута полчищами поляков, осаждавшими монастырь, в котором укрывались жители многих окрестных деревень. Осада длилась полтора года, и Ксения вместе с осажденными стойко переносила все трудности и мучения. Закончилась осада полным поражением поляков, которым так и не удалось сломить мужество и смелость защитников монастыря.

До наших дней дошло письмо, написанное Ксенией из осажденного монастыря, предназначенное жившей в Москве тетке, княгине Домне Богдановне Ноготковой, родной сестре Евдокии Богдановны Сабуровой, одной из жен царевича Ивана, убитого отцом Иваном Грозным. В этом письме от 29 марта 1609 года Ксения сообщает: «Я у Троицы в осаде в своих бедах чуть жива, конечно, больна со всеми старицами, и впредь, государыня, никако не чаем себе живота, с часу на час ожидаем смерти. Да у нас же за грех за наш моровое поветрие, всяких людей измяли скорби великия смертныя, на всякий день хоронят мертвых человек, по двадцати и по тридцати и больши…» Когда же лютующий в обители мор закончился, то «не осталося людей ни трети».

После завершения осады Троице-Сергиевского монастыря Ксения Борисовна Годунова вместе с племянницей Ивана Грозного, Марией Владимировной, переехала в московский Новодевичий монастырь. Однако и здесь ей не было покоя. В августе 1611 года казаки Ивана Заруцкого взяли монастырь приступом и разграбили его. Одна из грамот того времени свидетельствует: «Когда Ивашко Заруцкий с товарищами Девичий монастырь взяли, они церковь Божию разорили, и черниц, королеву, дочь князя Владимира Андреевича, и Ольгу, дочь царя Бориса, на которых прежде и зрети не смели, ограбили донага, и иных бедных черниц и девиц грабили и на блуд имали, а как пошли из монастыря, и церковь и монастырь выжгли».

После несчастную Ксению вместе с другими монахинями отправили обратно во Владимирский Княгинин монастырь. И с тех пор о ней не было ничего слышно вплоть до 1622 года, когда наконец прекратились все ее страдания. Ксения Годунова завещала похоронить себя рядом с родными, и последнее желание ее было исполнено: ее тело перевезли в Троице-Сергиевский монастырь и погребли рядом с могилами отца, матери и брата у входа в Успенскую церковь.

На долю Ксении Годуновой выпало чудовищное, непомерное количество страданий и испытаний, она стала безвинной жертвой страшных преступлений. Несправедливость ее страданий вызывало неподдельное сочувствие у современников. Трагическая судьба царевны нашла отражение в летописях, исторических повестях и записках соотечественников, а также в дневниках и воспоминаниях иностранцев. Ее образ не оставил равнодушными русских художников – В. Сурикова, Н. Неврева и К. Маковского. Утонченную натуру Ксении потрясающе изобразил А. Пушкин.

Сама многострадальная царевна оставила потомкам память о себе песенно-поэтическими сочинениями и живописно вышитыми картинами.

Из книги 100 знаменитых женщин автора

ПУГАЧЕВА АЛЛА БОРИСОВНА (род в 1949 г.) Знаменитая эстрадная певица, композитор, актриса, режиссер-постановщик, продюсер, бизнесмен. Народная артистка РСФСР (1985 г.) и СССР (1991 г.), лауреат Государственной премии России в области театрального (эстрадного) искусства.

Из книги История человечества. Россия автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Пугачева Алла Борисовна (Род. в 1949 г.) Знаменитая эстрадная певица, композитор, актриса, режиссер-постановщик, продюсер, бизнесмен. Народная артистка РСФСР (1985 г.) и СССР (1991 г.), лауреат Государственной премии России в области театрального (эстрадного) искусства.

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 2 (от МБ РФ до ФСК РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

Дьяченко Татьяна Борисовна Биографическая справка: Татьяна Борисовна Дьяченко (урожденная Ельцина) родилась в 1960 году в Свердловске. Образование высшее, в 1977 году окончила физико-математическую школу, в 1983 году - факультет вычислительной математики и кибернетики

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

Из книги Великие пророчества о России автора Бурин Сергей Николаевич

Ксения Петербургская Любимицей народа была и Ксения Петер - бургская… Блаженная и святая - удивительное сочетание, как кажется на первый взгляд. На Руси блаженными издавна называли юродивых. Для современного человека юродивые сродни сумасшедшим. Но это заблуждение,

Из книги Все великие пророчества автора Кочетова Лариса

Из книги Старец Григорий Распутин и его поклонницы автора Пругавин Александр Степанович

I КСЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА Возвращаюсь домой. Прислуга сообщает: - Была какая-то дама… Письмо оставили. Обещались другой раз заехать. Фамилии не сказали. Я говорю: барин завсегда приказывают фамилию спросить… Не сказали!.. Говорят: в письме там все написано. Вскрываю письмо,

автора Хмыров Михаил Дмитриевич

112. КСЕНИЯ БОРИСОВНА ГОДУНОВА, (в иночестве Ольга), царевна дочь царя Бориса Федоровича Годунова от брака с Марьей Григорьевной Скуратовой-Бельской, дочерью известного Малюты, любимца царя Ивана IV Грозного.Родилась в Москве в 1581 г.; посылала от своего имени приветствие и

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

122. МАРИЯ БОРИСОВНА первая жена Ивана III Васильевича, великого князя московского и всей Руси, дочь Бориса Александровича, князя тверского, и Анастасии Андреевны, рожденной княжны можайской. Была обручена княжичу Ивану, еще семилетнему ребенку, с 1446 г.; венчана с ним,

Из книги Знаменитые женщины Московской Руси. XV-XVI века автора Морозова Людмила Евгеньевна

Глава 1. ПЕРВАЯ СУПРУГА ИВАНА III МАРИЯ БОРИСОВНА ТВЕРЯНКА В исторической литературе вопрос о нервом браке Ивана III с тверской княжной Марией Борисовной достаточно хорошо изучен. Многие исследователи считают, что данная женитьба не оказала особого влияния на все правление

Из книги Конь и всадник (пути и судьбы) автора Ковалевская Вера Борисовна

Вера Борисовна Ковалевская КОНЬ И ВСАДНИК (пути и

Из книги Русские исторические женщины автора Мордовцев Даниил Лукич

III. Ксения Годунова Фамилия Годуновых появляется на историческом горизонте Русского государства каким-то метеором и таким же метеором исчезает: в голове метеора является крупная личность самого Бориса Годунова, уже достаточно оцененная и осужденная историею; при

Из книги Женщины, изменившие мир автора Скляренко Валентина Марковна

Пугачева Алла Борисовна (род в 1949 г.) Знаменитая эстрадная певица, композитор, актриса, режиссер-постановщик, продюсер, бизнесмен. Народная артистка РСФСР (1985 г.) и СССР (1991 г.), лауреат Государственной премии России в области театрального (эстрадного) искусства.

автора

ГЛАВА ВТОРАЯ. Деятельность Годунова. - Учреждение в России патриаршества. - Шуйские и другие бояре действуют с Годуновым заодно. - Опасения их касательно воцарения Дмитрия Угличского. - Убиение Дмитрия. - Стремление Годунова к престолу. - Пожар в Москве. - Нашествие

Из книги Повесть о Борисе Годунове и Димитрии Самозванце [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Государственная деятельность Годунова. - Окончательное покорение Кучумовой орды. - Новые города в Сибири. - Подчинение ногаев. - Дела в Грузии. - Отношение Годунова к Персии, Крыму, Турции и государствам Европейским. - Мысль о просвещении России. -

Из книги Ввысь к небесам [История России в рассказах о святых] автора Крупин Владимир Николаевич

Ксения Борисовна Годунова (в монашестве - инокиня Ольга). Родилась в 1582 году в Москве - умерла 30 августа 1622 года во Владимире. Русская царевна, дочь царя Бориса Годунова, внучка Малюты Скуратова, сестра царя Фёдора II.

Ксения Годунова родилась в 1582 году в Москве.

Младший брат - Иван (1587-1588), умер в младенчестве из-за несчастного случая.

Младший брат - Федор Борисович Годунов (1589-1605), непродолжительное время был царем, задушен вместе с матерью по приказу .

Свое имя получила имя в честь преподобной Ксении.

Вместе с братом Федором получила хорошее по тому времени образование - умела читать, писать, музицировала. Для нее отец нанимал иностранных учителей.

Ксения отличалась красотой. По рассказам современников, была среднего роста, белая и румяная, с чёрными волнистыми волосами и большими чёрными глазами. Ее называли «красивейшей».

Внешность Ксении Годуновой : «Царевна же Ксения, дщерь царя Бориса, девица сущи, отроковица чюднаго домышления, зелною красотою лепа, бела велми, ягодами румяна, червлена губами, очи имея черны великы, светлостию блистаяся; когда же в жалобе слезы изо очию испущаше, тогда наипаче светлостию блистаху зелною; бровми союзна, телом изобилна, млечною белостию облиянна; возрастом ни высока ни ниска; власы имея черны, велики, аки трубы, по плещам лежаху. Во всех женах благочиинийша и писанию книжному навычна, многим цветяше благоречием, воистинну во всех своих делах чредима; гласы воспеваемыя любляше и песни духовныя любезне желаше».

Когда Ксении было 16 лет, ее отец стал царем. Во время его торжественного вступления в Москву 30 апреля 1598 года она шла рядом с Борисом и Фёдором, присутствовала на богослужении в Успенском соборе, где её имя возгласили за многолетием царю Борису. В крестоцеловальной грамоте она упоминалась наряду со своим братом Фёдором: присягавшие клялись оберегать здоровье детей царя.

Личная жизнь Ксении Годуновой:

Борис Годунов пытался составить дочери роскошную партию, но все его попытки оказались несчастливыми.

Первым кандидатом в женихи был принц Густав Шведский , сын шведского короля Эрика XIV. Царь дал ему в удел Калугу. Но Густав, хоть и прибыл в Москву в 1598 году, не пожелал отказаться от прежней любви, вызвав в Москву свою старую любовницу, и вёл разгульную жизнь. Кроме того, принц отказался переходить в православие. В итоге Борис разорвал помолвку и отослал его в Углич, дав содержание.

Вторым кандидатом стал Максимилиан, брат императора Рудольфа II . На переговоры с Габсбургами в 1599 году ездил дьяк А. Власьев. Переговоры начались в чешском городе Пльзень 10 октября. Родственники императора, несмотря на требования русской стороны о конфиденциальности, потребовали от него посоветоваться с Филиппом II Испанским и Сигизмундом III Польским. Рудольф II колебался, подумывая даже сам жениться на дочери «московита», раз уж царь обещал дать за ней «в вечное владение» Тверское княжество и поделить Речь Посполитую между Россией, женихом Ксении и императором. Однако Годунов требовал, чтобы муж дочери жил в России. Переговоры сорвались.

Далее вновь пытались договориться с Габсбургами - речь зашла об эрцгерцоге Максимилиане Эрнсте Австрийском из штирийской ветви Габсбургов - сыне Карла II Австрийского, двоюродном брате императора и брате польской королевы Анны. Но из-за вопроса веры и этот договор не состоялся.

Четвертым кандидатом в женихи стал принц Иоанн Шлезвиг-Гольштейнский («герцог Ганс», «Иоанн королевич»), брат датского короля Христиана IV. Переговоры с ним оказались удачными. Он прибыл в Москву и согласился стать русским удельным князем. Принц Иоанн принялся изучать русские обычаи, а Ксения с семьёй поехала перед свадьбой на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. В лавре Борис Годунов с супругой и детьми девять дней молился над гробом Св. Сергия о благословении союза Ксении с Иоанном. Но жених внезапно заболел и 29 октября 1602 года умер в Москве, так и не увидав невесты.

Пятым кандидатом в женихи стал грузинский царевич Хозрой . Переговоры о свадьбе вёл думный дворянин Михаил Татищев, Федору Борисовичу при этом предназначали в жены царевну Елену. Но царевича уже на пути в Москву задержала дагестанская смута.

Далее переговоры начались относительно свадьбы Ксении с Фредериком или Альбертом, двоюродными братьями датского короля Христиана IV . Около 1603 года послы Бориса в Дании обратились к шлезвигскому герцогу Иоанну, чтобы один из его сыновей, Фредерик или Альберт, женился на Ксении, переехал в Москву и стал удельным князем. Иоанн, в свою очередь, предлагал им третьего сына Филиппа, герцога Шлезвигского, который был не прочь переехать. Брачные планы не осуществились по причине начавшейся смуты.

Далее появился Лжедмитрий I и в тяжёлое для себя время царь Борис Годунов, по слухам, пытался предложить руку дочери Петру Басманову . Но 15 апреля 1605 года Борис внезапно скончался от апоплексического удара.

После смерти царя Бориса Годунова Москва присягнула Ксении наряду с Фёдором и царицей Марией Григорьевной, через полтора месяца их свергнув. Ксения была отвезена вместе с родными в их прежний боярский дом в Кремле.

10 июня 1605 года на глазах у неё мать и брат были убиты. По некоторым данным, Ксения во время расправы над семьёй Годуновых была отравлена (либо сама приняла яд) и только вовремя данное противоядие спасло ей жизнь.

Царевну по приказу Лжедмитрия отвезли без чувств в дом князя Василия Мосальского.

В доме князя Масальского Ксения жила с июня по август. После венчания самозванца на царство (30 июля) он приблизил её к себе. Считается, что Ксения Годунова была изнасилована Лжедмитрием I, отличавшимся сластолюбием. По сообщению князя Ивана Катырева-Ростовского, «царевну же Ксению, дщерь царя борисову, девицу сущу, срамотне счиниша над нею и девство её блудом оскверниша».

Канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега, описывая судьбу семьи Бориса Годунова, писал: «Бог отомстил через этого человека на сыне Борисове, ибо и сына и мать приказал удавить, а что он сделал с дочерью... о других вещах не годится и говорить».

Голландский купец Исаак Масса писал, что Лжедмитрий «в течение некоторого времени проявлял свою волю над дочерью царя Бориса Годунова».

Самозванец держал Ксению при своем дворе наложницей пять месяцев, что было необычно для не отличавшегося постоянством Лжедмитрия. Возможной причиной этого было то, что он опасался, что католическое вероисповедание его невесты Марины Мнишек могло вызвать недовольство народа. Недовольство народа планировалось преодолеть силой, а при неудаче использовать царевну Ксению как невесту.

Позднее Юрий Мнишек в своём письме, испугавшись за положение своей дочери в сердце царя, упрекал будущего зятя за его отношения с царевной: «Поелику известная царевна, Борисова дочь, близко вас находится, то благоволите, ваше царское величество, вняв совету благоразумных с сей стороны людей, от себя её отдалить. Ведайте, ваше царское величество, что люди самую малейшую в государях погрешность обыкновенно примечают и подозрение наводят».

В ноябре 1605 года, накануне обручения Лжедмитрия с Мариной Мнишек, Ксения была пострижена в монашество под именем Ольги. Ее сослали в Горицкий монастырь, где она провела в заточении 1605-1606 годы. Как утверждали слухи, после пострига в монастыре Ксения родила сына от Лжедмитрия.

В смутное время в народном творчестве родился «Плач царевны» , в котором описаны несчастья Ксении при Лжедмитрии.

Сплачетца на Москве царевна:
«Ох-те мне молоды горевати,
что едет к Москве изменникъ,
ино Гриша Отрепьев рострига,
что хочет меня полонити,
а полонив меня, хочет постритчи,
чернеческой чин наложити!».

Известно 2 варианта народной песни Смутного времени - «Плача царевны». В песнях царевна Ксения оплакивает отца и все свои семейные несчастья. Судя по тексту, песни написаны уже после смерти Лжедмитрия и содержат указание об «обиде», причинённой девушке самозванцем.

После смерти Лжедмитрия положение Ксении немного изменилось к лучшему. С воцарением сначала её перевели в Успенский Княгинин монастырь. Затем царь Василий приказал в 1606 году торжественно перенести тело Бориса Годунова, его жены и сына из Варсонофьева монастыря в Троице-Сергиеву Лавру, инокиня Ольга следовала за процессией в закрытых санях. Затем она поселилась в находящемся неподалеку Подсосенском монастыре (ктитором монастыря был её отец Борис), где в то же время находилась и бывшая ливонская королева Мария Владимировна, дочь старицкого князя Владимира Андреевича, вдова Магнуса, до пострига бывшая следующей в линии престолонаследия после царевича Дмитрия.

В сентябре 1608 года обе женщины сбежали от поляков в Троицу, поселившись там надолго во время знаменитой обороны, когда монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Яна Сапеги и Александра Лисовского, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского.

В июле того же года инокиня Соломонида, её служанка, в письме своей матери о преодолении эпидемии и отбитой атаке, упоминает, что по милости царевны они не терпят нужды, и что она дала рубль на похороны некоего человека, которого не на что было хоронить.

В 1610 году, после отхода поляков от Троицы, женщины обосновались в Новодевичьем монастыре, который через некоторое время был взят казаками Первого ополчения под предводительством Ивана Заруцкого: «они черниц - королеву княж Владимирову дочь Андреевича и царя Борисову дочь Ольгу, на которых преж сего и зрети не смели - ограбили донага».

С воцарением Михаила Фёдоровича она оказалась во владимирском Успенском Княгинином монастыре. По некоторым указаниям, в 1616 году она была переведена для более строгого послушания в суздальский Покровский монастырь.

Умерла 30 августа 1622 года в возрасте 40 лет. По одним данным - во владимирском Княгинином монастыре, по другим - в суздальском Покровском. Душеприказчиком царевны, согласно её духовной грамоте, стал Никита Дмитриевич Вельяминов. Он сделал от её имени щедрый вклад в Троицкий монастырь. Вкладная запись о нём заканчивается словами «И за тот вклад тело царевны иноки Ольги Борисовны погребли в Дому Живоначальные Троицы и имя её написали в вечные сенаники с сельниками».

Чтобы быть похороненной в Троице-Сергиевой Лавре рядом с родителями в фамильной усыпальнице Годуновых, царевна перед смертью «била челом» царю Михаилу Фёдоровичу и получила на то его согласие.

В последующее годы 1 мая в лавре у гробницы Годуновых совершали ежегодное поминовение царя Бориса, его жены Марии Григорьевны, сына Фёдора Борисовича и дочери Ксении, в инокинях Ольги.

В 1945 году гробница Годуновых была вскрыта антропологом М. М. Герасимовым, но захоронение оказалось ранее потревоженным грабителями - кости и содержимое гробов было перемешано, черепа не сохранились и лица представителей династии Годуновых методом антропологической реконструкции оказалось невозможным восстановить. Из предметов, обнаруженных в ходе этих раскопок, в экспозиции Троице-Сергиевой лавры находится остроносая, очень маленького размера кожаная туфелька царевны, восстановленная реставраторами.

В музее Троице-Сергиевой лавры хранятся два примера древнерусского шитья, считающиеся рукодельем царевны - Покровец для изголовья гробницы Сергия Радонежского, на котором вышито изображение Пресвятой Троицы, и Индития (покров на жертвенник) «Предста Царица одесную Тебе», выполненная за счет комбинирования пятнадцати различных узоров и швов.

Образ Ксении Годуновой в кино:

1954 - Борис Годунов - в роли Ксении Годуновой актриса Надежда Клягина;
1986 - Борис Годунов - в роли Ксении Годуновой актриса ;

2007 - 1612 - в роли Ксении Годуновой актриса ;
2011 - Борис Годунов - в роли Ксении Годуновой актриса Софья Федорова-Рошаль;
2018 - Годунов - в роли Ксении Годуновой актриса .

Образ Ксении Годуновой в искусстве:

Фридрих Шиллер оставил план неоконченной драмы «Деметриус» (1804);
- Персонаж трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1825);
- Егор Розен выступил с романтическим «отрывком» под заголовком «Ксения Годунова», в котором исторические события даны в форме лирического воспоминания, а затем вещего сна героини (1828);
- Н. Елагин, «Начало поэтической фантазии: Ксения Годунова» («Московский вестник», 1830, ч. IV);
- Фигурирует в трилогии А. К. Толстого «Царь Борис» (1868-1869);
- А. Н. Островский собирался посвятить ей ненаписанную драму;
- А. С. Суворин, пьеса «Царь Дмитрий Самозванец и царевна Ксения» (1904);
- Николай Лесков в «Островитянах» упоминает её так: «царевна Ксения Годунова, эта благоуханная чистая роза, кинутая в развратную постель самозванца...»;
- Анна Караваева, повесть «На горе Маковце» (1942);
- Владимир Соловьёв, историческая хроника «Царь Юрий» (1965), фигурирует в качестве одного из действующих лиц (сцена с Марфой в Новодевичьем монастыре);
- Илья Сельвинский, лирическая трагедия «Царевна-Лебедь» (1966);
- Инна Заграевская, пьеса «Обманщики»;
- Юрий Кублановский, стихотворение «Памяти Годуновой» (1977);
- Константин Сергиенко, исторический роман «Ксения»;
- в музыке: персонаж основанной на трагедии Пушкина оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» (сопрано);
- в живописи: ей посвятили свои художественные произведения Василий Суриков (этюд «Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха-королевича», близкий по композиции к картине «Меншиков в Березове»), Николай Неврев («Ксения Борисовна Годунова, приведённая к самозванцу»), Константин Маковский («Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова»), Клавдий Лебедев («Лжедмитрий I и царевна Ксения Годунова»), Иосиф Винцман («Царевна Ксения Годунова рассматривает изображение своего жениха»), Сергей Грибков («Ксения Годунова», Тверь).